Машиностроение 
22.08.2017

Собянинские миллиарды для КАМАЗа: как Сергей Когогин примеряет лавры Илона Маска

Москва переходит на электробусы, а челнинский автогигант — фаворит в гонке за куш размером свыше 200 млрд рублей

Российская столица готовится к очередной глобальной «реновации». Осенью Москва объявит многомиллиардный тендер на поставку первых 300 электробусов, а через три года мэр Сергей Собянин обещает и вовсе отказаться от обычных автобусов. КАМАЗ вовсю готовится к сражению с финнами, белорусами и китайцами. Тем временем эксперты «БИЗНЕС Online» считают электробусы не более чем «дорогими игрушками» и предрекают дефицит батарей.

Сергей Собянин Сергей Собянин заявил о том, что Москва через три года собирается отказаться от автобусов на моторном топливе, будут закупаться исключительно экологичные электробусы Фото: sk.ru

«ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА БУДЕМ ЗАКУПАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭЛЕКТРОБУСЫ»

КАМАЗ может стать главным бенефициаром очередного глобального эксперимента, затеваемого в Москве, — на сей раз транспортного. Если челнинцы сумеют выиграть многомиллиардный контракт на поставку электробусов, они могут надолго обеспечить себя стабильными и весьма денежными заказами. О том, что столица через три года собирается отказаться от автобусов на моторном топливе, в конце июля заявил мэр Москвы Сергей Собянин. «Готовимся осенью провести конкурс на закупку электробусов. Надеемся, что российские производители предложат достойные разработки. А через три года Москва откажется от автобусов на моторном топливе: будем закупать исключительно электробусы. Экология города значительно выиграет», — написал он на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев подтвердил «БИЗНЕС Online» намерение челнинского автогиганта участвовать в конкурсе, а также добавил, что темой электротранспорта завод занимается уже как минимум три года и успел инвестировать в проект не менее 100 млн рублей. «Конечно, собираемся. Мы с правительством Москвы, минпромторгом, еще рядом структур подписали на питерском форуме (петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) —прим. ред.) соглашение о развитии электродвижения, о создании консорциума. В рамках этого консорциума будем участвовать», — заявил он.

Консорциум, который упомянул Афанасьев, можно считать одним из косвенных доказательств того, что в конкурсе, который Собянин намерен провести осенью, может победить именно КАМАЗ. Ведь ни один другой автопроизводитель, который работает над созданием электрического транспорта, в числе подписантов меморандума не значится

Сергей Когогин Сергей Когогин намерен побороться за московский контракт стоимостью свыше 200 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Более того, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в конце июля был замечен у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева среди участников совещания, посвященного развитию в России электрического и беспилотного транспорта. Тогда же глава правительства недвусмысленно определил главные ориентиры для отечественного машиностроения. «Мы видим и электродвижение, и беспилотный транспорт в качестве одного из основных направлений развития российского машиностроения», — сказал премьер. Вместе с тем в 2017 году, по его словам, производителям наземного электротранспорта предусмотрены субсидии на 900 млн рублей. «Есть предложение дополнительно поддержать спрос, создать более благоприятные условия — это и налоговые льготы, и экспортные стимулы для производителей компонентов электромобилей — и вложиться, конечно, в инфраструктуру», — добавил на совещании Медведев.

. Под требования москвичей лучше всего подходит электробус от КАМАЗа. В его разработку челнинцы инвестировали уже 100 млн рублей
Фото предоставлено компанией Drive Electro

«ЭЛЕКТРОБУС КАМАЗА ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ОТРАБОТАННЫМ РЕШЕНИЕМ»

В принципе, московские чиновники еще с 2012 года периодически заявляли о намерении пересадить горожан на электробусы, но, пожалуй, только сейчас эта задача получила осязаемые параметры в виде недавно опубликованного на сайте «Мосгортранса» техзадания. Проанализировав 22-страничный документ, можно представить, каким будет этот самый электробус для Москвы.

Согласно документу столица планирует закупать низкопольные электробусы, вмещающие не менее 85 человек, причем как минимум одно место должно быть оборудовано для инвалида-колясочника. Длина электробуса — от 11,5 до 13 м, ширина — не более 2,5 м, а высота с учетом крыши — не более 3,7 метра. Максимальная техническая масса машины не должна превышать 18 т, максимальная конструктивная скорость — не менее 70 км/ч, а запас хода — от 35 до 50 км в зависимости от наполненности салона. При этом составители техзадания учли возможные сильные морозы, поэтому требуют от производителей обеспечить работу электробуса при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов. Кроме того, в требованиях заявлено, что машину стоит оснастить самым современным оборудованием — системами климат-контроля и видеонаблюдения, спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, а также доступом к Wi-Fi. Заряжать электробусы планируют в парках и на конечных станциях маршрутов, а станции ультрабыстрой зарядки должны поставляться в комплекте с электробусами. Также прописаны требования к бортовым источникам электроэнергии, проще говоря, к аккумуляторным батареям. Их срок службы должен составлять не менее 15 лет «по контракту жизненного цикла электробуса». Впрочем, документ еще не окончательный и будет доработан с учетом мнений экспертов и жителей города.

Сергей Иванов, гендиректор Drive Electro (компания производит для КАМАЗа батареи), заявил «БИЗНЕС Online», что под эти требования лучше всего подходит именно электробус от челнинского автогиганта. «Электробусы КАМАЗа уже второй год проходят подконтрольную эксплуатацию с пассажирами на маршрутах разных городов России: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Казани, а сейчас к этому списку присоединился Липецк. В этом смысле электробус КАМАЗа является наиболее отработанным решением в суровых климатических условиях России», — считает он.

Финский электробус Linkker 13 заряжается за пять минут – в перерыве между маршрутами. В случае победы в конкурсе они даже обещают локализовать производство на 30% Финский электробус Linkker 13 заряжается за пять минут — в перерыве между маршрутами. В случае победы в конкурсе они даже обещают локализовать производство на 30% Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«ОЗВУЧИВАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ МЫ НЕ БУДЕМ. НЕ ХВАТАЕТ ЕЩЕ, ЧТОБЫ КОНКУРЕНТЫ УЗНАЛИ»

Впрочем, в «Мосгортрансе» «БИЗНЕС Online» сообщили, что столица с 2015 года проводит испытания электробусов различных марок. За это время успели протестировать 6 моделей, среди которых несколько экземпляров «КАМАЗ-6282», две модели «ЛиАЗ», финский Linkker 13, белорусский E433 (Vitovt Max Electro от «Белкоммунмаша») и «китаец» Yutong. Все образцы проходили обкатку без пассажиров на маршруте М2 «Фили — метро „Китай-город“».

По сути, все упомянутые компании — потенциальные конкуренты КАМАЗа на осеннем конкурсе. Мы попросили «Мосгортранс» прокомментировать результаты испытаний разных электробусов, но этот вопрос в ведомстве оставили без ответа. Точно так же о выявленных недочетах отказался говорить и пресс-секретарь КАМАЗа. «Как и любой эксплуатант, „Мосгортранс“ выдвинул дополнительные требования. Мы сейчас их убираем, исправляем. Но мы озвучивать, какие были замечания, пожелания, естественно, не будем. Еще не хватало, чтобы их конкуренты узнали», — отрезал в беседе с нашим изданием Афанасьев.

Поэтому о выявленных недочетах мы можем судить только по публикациям в СМИ. Например, в конце апреля в РИА «Новости»  вышел материал, в восторженных тонах рассказывающий об испытаниях финского Linkker 13, где указывалось, что образцы КАМАЗа и ЛиАЗа предусматривали длительную ночную зарядку в депо, что потребовало бы создания мощного комплекса одновременной зарядки для 200–300 электробусов. «Пока мы склоняемся к тому, чтобы все-таки уйти от ночной зарядки, уйти от того, чтобы электробусы возили на себе две-три лишние тонны батарей и могли бы перевезти вместо них такую же массу пассажиров», — комментировал гендиректор «Мосгортранса» Евгений Михайлов. У финнов же электробус заряжается за пять минут — в перерыве между маршрутами. В случае победы в конкурсе они даже обещают локализовать производство на 30%.

Евгений Михайлов Евгений Михайлов: «Пока мы склоняемся к тому, чтобы все-таки уйти от ночной зарядки, уйти от того, чтобы электробусы возили на себе две-три лишние тонны батарей и могли бы перевезти вместо них такую же массу пассажиров» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

В «Мострансавто», где «КАМАЗ-6282» также проходил тестирование по маршруту «Метро „Славянский бульвар“ — „Сколково“», остались недовольны отсутствием системы кондиционирования и скрипом облицовочных панелей в салоне. «Затрудняет эксплуатацию и отсутствие мобильных зарядных устройств. Без них время зарядки электробуса от штатной сети напряжением 380 В составляет около 5 часов. Кроме того, из-за перегрева блока управления при температуре выше 25 градусов зарядное устройство выходило из строя, что не позволяло машине зарядиться полностью. Перечисленные особенности требуют разработки для электробуса особого графика движения», — указывали в «Мострансавто».

Кроме того, если проанализировать техзадание и сравнить с данными на сайте КАМАЗа, выходит, что эта модель не проходит и по весовой категории (19 т вместо требуемых 18 т).

Однако, как выяснилось, все перечисленные минусы относятся к ранней версии камазовского изделия, сейчас они устранены. В том числе есть как возможность «ночной зарядки» от обычной сети, так и ультрабыстрая подзарядка (6–20 минут).

«Это был наш первый электробус, в котором использовались аккумуляторные батареи большой энергоемкости, которые размещались на крыше и в заднем свесе вместо силового агрегата. В следующем электробусе, который сейчас курсирует в «Сколково», мы уменьшили энергоемкость батареи и оставили их лишь на крыше. Текущее решение обеспечивает выполнение требований Москвы как по пробегу между подзарядками, так и требований по максимальной технической массе», — заверил «БИЗНЕС Online» Иванов.

Корреспонденты нашего издания захотели прокатиться на камазовском электробусе, но в «Мострансавто» сообщили, что именно сейчас производитель на один месяц отозвал машину, поэтому на маршруте ее нет.

.. Одним из наиболее важных и дискуссионных вопросов на данный момент является срок службы аккумуляторов. Для Москвы принципиальный показатель — 15 лет, но сайт КАМАЗа обещает не более 10 лет
Фото: sk.ru

«КАЖДЫЙ МЕСЯЦ Я СЛЫШУ ВОПЛИ КОЛЛЕГ, У КОТОРЫХ НАКРЫВАЕТСЯ TESLA»

Одним из наиболее важных и дискуссионных вопросов на данный момент является срок службы аккумуляторов. Как мы уже отмечали, для Москвы принципиальный показатель — 15 лет, но сайт КАМАЗа обещает не более 10 лет.

Вопрос не праздный. «Электротранспорт — это перспективное направление, его развитие и внедрение в повседневную жизнь сдерживают только емкость аккумуляторных ячеек и их стоимость, — утверждает генеральный директор НИЦ „Электротехнического оборудования и материалов“ Владимир Быков. — Пока она на достаточно низком уровне и в сочетании с высокой стоимостью проигрывает машинам с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому на сегодняшний момент все эти проекты дотационные. Пока электромобили не перешагнут порог пробега в 1000 километров на одной зарядке (у „КАМАЗ-6282“ — 100 километров) и не упадут в стоимости, эти автомобили можно считать игрушками. Но вполне возможно, через 5-10 лет они прочно войдут в нашу жизнь».

На неэффективность электротранспорта также указывает глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. «Двигатель на бензине и солярке будет ездить 30 лет. А какая угодно литиевая батарея в любом случае конечна, ничего нового пока не изобрели, в ближайшем обозримом будущем емкостные показатели аккумуляторов не продвигаются, — указал он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — По физике и всему остальному мировая наука пока на пределе, новых веществ нет, а литий только дорожает. Через четыре-пять лет после покупки этих автобусов надо будет менять батареи. Каждый месяц я слышу вопли своих коллег, достаточно состоятельных людей, в „Фейсбуке“, у которых кирдыком накрывается Tesla. Как минимум я видел шесть историй за последние два года. Это разные истории от разных людей. Нет пока эффективности в электротранспорте».

Сергей Иванов Сергей Иванов: «В настоящее время мы [компания Drive Electro] расширяем производство аккумуляторных батарей» Фото: sk.ru

«МЫ УВЕЛИЧИЛИ СРОК СЛУЖБЫ НАШИХ АККУМУЛЯТОРОВ ДО 15 ЛЕТ»

Все тот же Иванов из Drive Electro уверяет скептиков, что энергоемкости их батарей достаточно, чтобы обеспечить необходимый пробег с работающим кондиционером или обогревателем. «Что касается ресурса наших аккумуляторных батарей, то мы аккуратно подходим к данному вопросу. Под нашей контрольной эксплуатацией находится 13 троллейбусов с большим автономным ходом в Туле уже четвертый год. Мы не обнаружили снижения емкости аккумуляторов за этот срок, в то же время особенности функционирования очень схожи с требованиями Москвы. Основываясь на этих данных, мы увеличили гарантийный срок службы наших аккумуляторов до 15 лет», — утверждает он.


Тут стоит пояснить, что Drive Electro не производит литий-титанатных батарей: ее бизнес во многом похож на то, что делает Илон Маск в Tesla. «Наш партнер поставляет ячейки, а мы разработали и производим все остальные компоненты и системы аккумуляторной батареи, чтобы обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию в течение 8–15 лет (в зависимости от использования — троллейбус с большим автономным ходом или электробус). Причем мы были первые в мире, кто использовал эти ячейки в пассажирском транспорте, — с 2014 года», — хвастается Иванов. Его компания вот уже пять лет работает с Toshiba, которая поставляет аккумуляторы. Но если в Tesla уже столкнулись с дефицитом батарей, то в Drive Electro отчего-то уверены, что с ними такая история повториться не может. «Таких проблем не возникнет. В настоящее время мы расширяем производство аккумуляторных батарей», — заверил Иванов.

«Литий-ионные и все остальные виды батарей все равно будут импортироваться, — скептически замечает Безбородов. — Вариаций с литием сейчас десяток. Это как раз не проблема. Проблема в том, что батареи имеют трехлетний цикл, а они — это треть стоимости любого электробуса. Поэтому есть вопрос утилизации и новой закупки. А завтра у Москвы вдруг не будет столько денег. Что делать будем?»

. На КАМАЗе в своих силах не сомневаются и готовы к запуску производства электробусов, условно говоря, хоть завтра
Фото: sk.ru

«ЛЕТ ЗА 10 ПОМЕНЯЮТ АВТОБУСЫ НА ЭЛЕКТРОБУСЫ»

Пока же у Москвы, судя по всему, денег куры не клюют, раз она объявила о старте столь амбициозного проекта. На форуме в Санкт-Петербурге Собянин публично заявил, что Москва готова для начала гарантировать закупку как минимум 300 электробусов. Всего, по данным «Мосгортранса», в столице курсирует более 8,6 тыс. автобусов, которые, если верить мэру, отправятся на свалку истории (хотя более вероятным выглядит вариант их перепродажи в регионы с большим дисконтом).

Но возникает закономерный вопрос: сможет ли кто-то из отечественных производителей, от которых московский градоначальник ждет «достойных разработок», выполнить такой гигантский заказ? Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сомневаются в этом. «С точки зрения производственных мощностей, без учета импорта, лет за 10 поменяют автобусы на электробусы, — полагает Безбородов. — Вы же понимаете: если так форсированно менять производство, то результат получится, скорее всего, печальный, потому что форсированное изменение производства и строительство нового ведут к тому, что называется „количество без качества — ненужное лихачество“».

Быков также не верит, что кто-то из наших производителей готов прямо сейчас произвести такое количество электробусов. «Опытные образцы собраны вручную. Но стоит отметить, что между опытным и серийным образцами — очень большой временной промежуток времени. Это испытания, доводка, наладка производства, подбор комплектующих, создание определенной инфраструктуры. Достаточно трудоемкий по времени и затратный проект», — указывает эксперт.

Зато на КАМАЗе в своих силах не сомневаются и готовы к запуску производства, условно говоря, хоть завтра. «Мы готовы их запустить в серию. У нас предсерийная подготовка проведена, — заверил Афанасьев. — Автобусы уже протестированы и имеют более-менее внятные показатели. Запустить их в серийное производство, конечно, будет непросто, но не критически. Проблема, как всегда, в серийности — какова будет серия. Если серия будет, условно говоря, из пяти автобусов, то это одни условия, даже не надо конвейера делать. А если это будет 100–200–300 и более автобусов — тут уже другой подход. Это, кстати, сильно влияет на стоимость автобуса. Все, что от 100, — это очень хорошая серия».

Как известно, автобусное производство КАМАЗа базируется в башкирском Нефтекамске. Однако Афанасьев указывает, что контракт со столицей скажется и на объемах производства в Челнах. «Автобус состоит из нескольких частей. Раму, шасси все равно делаем мы на КАМАЗе, на главном сборочном конвейере, неважно, пойдет она под электробус или нет. А вот начинка, сам корпус варятся на НЕФАЗе. Поэтому нельзя говорить, что мы будем его делать на НЕФАЗе или на КАМАЗе, все равно это будет совместно. Основное профильное производство автобусов у нас, конечно, на НЕФАЗе. Батареи — это уже другой вопрос. Как они будут поставляться, логистический вопрос — это уже мелкие вопросы, сотни таких вопросов по комплектующим каждый день», — рассказал он нашему изданию.

Сколько новых рабочих мест может появиться благодаря «электробусному» заказу, по словам пресс-секретаря КАМАЗа, сейчас сказать невозможно. «Но я точно знаю, что в нашем научно-техническом центре благодаря электробусам, беспилотникам рабочие места точно созданы. А вот будут ли дальше, пока не могу сказать. Разработчики понадобились не только в Москве — и в «Сколково» у нас есть подразделение, и в Санкт-Петербурге есть подразделение. Рабочие места однозначно уже появились благодаря этому», — уверяет Афанасьев.

. Полная реновация автобусного парка Москвы может обойтись в 196–258 млрд рублей, а пробную осеннюю закупку можно оценить в 7–9 миллиардов
Фото: sk.ru

«АВТОБУС БУДЕТ СТОИТЬ МИНИМУМ 400 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ»

И наконец, о главном — цене вопроса. Сколько будет стоить электробус, пресс-секретарь КАМАЗа говорить отказался. «Мы не имеем права говорить, но я точно могу сказать, что электробусы сопоставимы по стоимости с трамваями. При серийном производстве они сопоставимы. По крайней мере, они конкурентоспособны с электротранспортом, не знаю, как с троллейбусом, но с трамваем точно», — заявил он нашему изданию.

«Это отличный ответ, он и подтверждает мои слова, — прокомментировал Безбородов. — Нормальные трамваи, которые сейчас начали по Москве бегать, трехсекционные с модными раздвижными дверями, стоят 300 тысяч долларов. Финский автобус будет стоить лошадиных денег. Представьте себе, если чахлая Tesla стоит сотку, то автобус, мощность которого должна быть раза в четыре выше, будет стоить как минимум четыре сотни тысяч долларов». В свою очередь, Быков указывает, что действительную стоимость никто из производителей называть не будет, поскольку никто серийно электробусы в России не производит. «Серийное производство в полном объеме освоено только в Китае — это компания BYD, серия автобусов K9. Эти электробусы относительно хорошо зарекомендовали себя в мире. Сейчас порядка 10 тысяч экземпляров колесит по всему миру, начиная от Мексики и Бразилии, заканчивая Канадой и самим Китаем. Китай разворачивает их крупноузловую сборку в разных государствах. Есть и другие мировые производители, но их можно отнести к мелкосерийным образцам. Подход в Китае достаточно грамотный и экономически целесообразный. Компания, выпускающая аккумуляторы, создала и продает и электробусы, — отметил эксперт. — Модель К9 на сегодняшний момент, наверное, имеет самое оптимальное соотношение цены и качества, хотя и она не лишена недостатков и „детских“ болезней. При пробеге порядка 250–300 километров на одной зарядке стоимость такой машины колеблется от 380 до 500 тысяч долларов в зависимости от модификации и конструкции».

То есть полная реновация автобусного парка Москвы может обойтись в 196–258 млрд рублей, а пробную осеннюю закупку можно оценить в 7–9 миллиардов.

Как видим, КАМАЗу и впрямь есть за что бороться. Тем более что, по мнению Быкова, стоимость отечественного электробуса может быть еще выше, поскольку в нем планируют использовать литий-титанатные аккумуляторы, которые «дороже в несколько раз литий-железофосфатных». «Все плюсы этих аккумуляторов — увеличенное количество циклов „заряд-разряд“ (производители заявляют около 15 тысяч), быстрая зарядка их большими токами и способность работы при низких температурах (до минус 40 градусов) — убивает их стоимость. Литий-фосфат работает при минус 30 градусах, имеет стоимость в три раза ниже, его удельная емкость выше, чем у литий-титанатов. Соответственно, если сравнивать литий-титанат и литий-железофосфат с экономической точки зрения, в электробусах правильнее было бы применять литий-железофосфат», — полагает генеральный директор НИЦ «Электротехнического оборудования и материалов».

Быков считает, что если уж Москве переходить на электробусы, то наиболее удачным выбором был бы аналог модели К9 от BYD, отечественные наработки — это всего лишь экспериментальные образцы. Впрочем, в победе челнинцев на конкурсе эксперт не сомневается. «КАМАЗ — основной поставщик грузовой техники в нашей стране. Понятно, что это довольно крупное предприятие, которое имеет под собой и достаточно большие административные, технические и финансовые ресурсы, поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что они в данном конкурсе победят. Но в любом случае для Москвы это будет дотационный проект», — резюмирует Быков.

А вы готовы перейти на электромобиль?
28%Да, это круто, модно и экологично
26%Только не сегодня – пусть сначала доработают эти авто
37%Нет, такие машины пока ненадежны и с зарядкой проблемы
6%Зачем в нефтяном Татарстане вообще нужен электротранспорт?
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (87) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.08.2017 09:03

в развитие мысли-все сидения оборудовать педалями-и человек двигается в качестве тренажера, а также ноги не затекают и дает привод на генератор дополнительный...,цену билета для особо активных можно снизить вдвое...
а вообще как альтернатива можно вообще педальный автобус сделать, хочешь ехать - двигай ногами...

  • Анонимно
    22.08.2017 08:04

    чудеса в решете..... неужели все равно властям кого кормить:финнов или наших? Как можно так ставить вопрос?Другой вопрос:что бы не борзел Камаз с ценой......

    • Анонимно
      22.08.2017 08:35

      Он борзеть не будет, всего лишь учтет интересы группы людей. Ценник процентов на 10 от финнов ниже и все счастливы. Не считая что наши опытные образцы к окончанию лизинга развалятся. Помню как чешские Каросы более 10 лет бегали, пока наши НЕФАЗы в ремонте простаивали.

      • Анонимно
        22.08.2017 10:14

        Чешские автобусы для пассажиров созданы, а нефазы для непоймешь чего (может субсидии отрабатывают)

      • Анонимно
        22.08.2017 10:16

        Свою жизнь Каросы доживали уже с камазовским двигателем, так что не преувеличивайте надёжность чешской техники.

        • Анонимно
          22.08.2017 11:34

          Это как в старой доброй рекламе - не спешите выбрасывать вашу стиральную машину. Она еще послужит стремянкой. Вы наивно полагаете что есть вечный двигатель?! Если ресурс выработан это прекрасно!

          • Анонимно
            22.08.2017 12:34

            При чем тут вечный двигатель? Просто не нужно вводить в заблуждение людей, которые не сильны в автомобилях, что импортная техника, в данном случае Кароса, какая-то феноменально надежная.. А правда такова, что Каросы так долго ездили благодаря и отечественным запчастям. Я не защищаю ни Нефаз, ни КАМАЗ. Я за объективность подачи информации.

            • Анонимно
              22.08.2017 13:13

              Просто читайте внимательнее. Каросы катались, НЕФАЗы в гаражах стояли. Не вводите в заблуждение людей, что иностранная техника надежна благодаря отечественным зап. частям.

            • Анонимно
              22.08.2017 17:40

              Юрий из Москвы!
              Предприятия перерабатывают сырье из других стран. Возрождение промышленного производства лития на базе Первомайского ГОКа позволит пополнить запасы В мире формируется большой спрос на литий для производства переносных источников энергии в бытовой технике. Переносчиком заряда в литий-ионном аккумуляторе является положительно заряженный ион лития, который имеет способность внедряться в кристаллическую решётку других материалов, например, в графит, окислы и соли металлов с образованием химической связи. Но во время циклов зарядки и перезарядки кристаллическая структура металлического лития образует «дендриты» – пространственные образования в виде деревьев. Если дендритное образование дорастало до катода, то происходило короткое замыкание, приводящее к взрыву. Именно по этой причине в современных аккумуляторах вместо металлического лития используются сплавы с литием, несмотря на то, что использование металлического лития может сделать аккумуляторы легче и мощнее. В этом направлении ведутся активные НИОКР.
              Аккумуляторы и накопители электроэнергии для использования в бытовой и промышленной технике активно и в огромных физических объемах создаются в основном на базе лития. Но отчасти начинается использование для этих целей иных химических элементов.
              По запасам лития Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Учтенные Государственным балансом запасы Li2O сосредоточены в 14 месторождениях. Около 60% запасов находится в Восточной Сибири, 37% - в Северном регионе, остальные 3% - на Дальнем Востоке .
              Завитинское месторождение в Забайкальском крае – это единственный освоенный в России источник лития, который разрабатывался с 1941 года Забайкальским ГОКом и было законсервировано в 1997 году. Сейчас в России литий не добывается!!!

      • Анонимно
        22.08.2017 12:44

        вы либо не грамотный , либо провокатор , с каросами замучились , а нефазы 2007 до сих пор на городе ходят , а это вам не межгород , возможно нефазы и лиазы с камазовскими двс и кпп , плохие были , но сейчас двигатель каменс , кпп-войт, мосты-раба , а каросы я помню у меня в колонне было их 3 , постоянно работала только -одна .

        • Анонимно
          22.08.2017 13:53

          Неграмотность это сравнивать технику 90-ых с современными американскими узлами/агрегатами. У нас в гараже было 13 карос, город/пригород, Нижнекамское ПАТП. Безотказно отработала в жестких условиях, при максимальной загрузке, современная так не грузится, полупустые. А про НЕФАЗы 2007 вы не брешите? Думаю, к технике, никакого отношения не имеете.

          • Анонимно
            22.08.2017 16:52

            Это вы ерунду не пишите. Не знаю как в Нижнекамске, а в Зеленодольске Каросы показали себя с резко отрицательной стороны. И откуда в них вы нашли американские агрегаты?

      • Анонимно
        22.08.2017 16:51

        Вы какую-то ерунду написали, Кароса была одним из самых неудачных автобусов. Как раз они все сгнили, а те Нефазы до сих пор ездят

    • Анонимно
      22.08.2017 11:28

      Хорошо, а если наши неудобнее и недолговечнее, то всё равно гос деньги тратить на это?

  • Анонимно
    22.08.2017 08:08

    Пора строить свой завод по выпуску аккумуляторных батарей в Алабуге.

  • Анонимно
    22.08.2017 08:09

    Работа аккумулятора зависят от погоды. Обслуживание сложно и экология агрессивных сред для человека и среды. Без зубов все аккумуляторщики и проходят отдельную комиссию

    • Анонимно
      22.08.2017 08:25

      Там не обычные аккумуляторы, а литий. Китайцы вообще конденсаторы делают.

  • Анонимно
    22.08.2017 08:17

    У Сергея Анатольевича и его команды все получится!

  • Анонимно
    22.08.2017 08:25

    ..КАМАЗ дарю идею...Если установить на крыше солнечные батареи для подзарядки аккумуляторов во время движения, то и длина пробега увеличится, и время между основными зарядками возрастет.

    • Анонимно
      22.08.2017 08:50

      Дополнительно

      Педали с генератором тока
      Ветряки на крышу
      Есть еще системы дающие ток на разнице температур мотора и окружающего воздуха

    • Анонимно
      22.08.2017 08:56

      Ну точно. Забыл только, что у нас 4 солнечных месяца в году.

    • Анонимно
      22.08.2017 09:03

      в развитие мысли-все сидения оборудовать педалями-и человек двигается в качестве тренажера, а также ноги не затекают и дает привод на генератор дополнительный...,цену билета для особо активных можно снизить вдвое...
      а вообще как альтернатива можно вообще педальный автобус сделать, хочешь ехать - двигай ногами...

    • Почитай статьи на тему солнечных батарей, поймешь, что это, примерно, как старым феном воду нагревать.

    • Анонимно
      22.08.2017 13:08

      Еще идея Камазу:
      Троллейбус-электробус - подзарядка на ходу на отдельных участках маршрута.
      А еще Троллейбус-электробус-автобус - плюс движочек для подзарядки на отдельные маршруты.
      Супергибрид, проще говоря.

      Уверен, идей куча.

      Но если камаз в ближайшей перспективе будет готов сделать и сможет заменять своими электробусами общественный транспорт помимо России и СНГ, пускай так и будет. В противном случае, считаю достаточным просто выпускать зарекомендовавший себя в мире автотранспорт на конкурентоспособном уровне качественно модернизированный и улучшенный (появились же МерседесоКамазы, а китайцы как стараются).
      Считаю возможным залезть, в конечном счете, в карман обывателю, только если действительно можете найти, поддержать и организовать людей-Героев с руками и мозгами, которые реально могут обеспечить прогресс и улучшить нашу жизнь.

  • Анонимно
    22.08.2017 08:37

    Свой вариант:
    денех нет на электормобиль

  • Анонимно
    22.08.2017 08:43

    УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ!!!

  • Анонимно
    22.08.2017 08:45

    Сталкивался с работой НТЦ на КАМАЗ_е. Откровенно говоря что-то толковое оттуда если и выходит в виде опытных образцов, до конвейера, до промышленного внедрения ни сил не желания уже у руководства не остается, так как основные денежные средства уже "освоены". Пол КАМАЗ_а на импортных запчастях собрано. Стоит и вспомнить как сороконожку для ракет успешно освоив деньги так и не сумели сделать. Так что при такой системе внедрения новых технологий Москве на это предприятие рассчитывать не стоит.

  • Анонимно
    22.08.2017 08:50

    Интересно, какое будет отопление салона при минус 20 градусов. Да в пробках.

  • Анонимно
    22.08.2017 08:53

    38 см2 на человека - не малова-то для перевозки людей? Не пора уже о комфорте подумать граждан???

  • Буре
    22.08.2017 08:55

    Возврат к советскому прошлому.
    Электротранспорт для городов.
    Идеи 30х годов прошлого века

    • Анонимно
      22.08.2017 10:31

      Идеи могут быть и 19-го века и 16-го, но реализовываться они начинают, когда появляются соответствующие технологии. В советские годы не смогли массово запустить электробуса, потому что на свинцовых батареях они не эффективны.

  • Анонимно
    22.08.2017 08:56

    "Москва переходит на электробусы" -
    А население страны никак не может перейти с картошки на картошку с колбасой хотя бы...

    • Анонимно
      22.08.2017 10:24

      Не надо за все население страны говорить. Кто хочет, тот уже давно перешел. А кому лень зад с дивана поднять или бутылка мешает, тот никогда и не перейдет

  • Анонимно
    22.08.2017 09:05

    на телеги москвичей пересадит,

  • Анонимно
    22.08.2017 09:17

    когогину до маска как до луны пешком. скопировали идею ( а может быть и не только) и уже герой.
    сами то ничего придумать не в состоянии.

    • ПанАлекс
      22.08.2017 10:23

      ну да, такого Остапа Бендера как Маск больше не найти...

    • Анонимно
      22.08.2017 10:26

      Можно подумать, что Маск электромобили сам придумал, этой идее уже более 100 лет. Американцы сами никогда ничего не изобретают, чужими мозгами пользуются

      • Анонимно
        22.08.2017 11:32

        мне кажется не стоит говорить что они ничего не изобретают, изобретают также как и другие. Другое дело что изобретения других в их странах не реализуется, а в США реализуется

        • Анонимно
          22.08.2017 13:29

          Говорить о том, что американцы ничего не изобретают глупо с вашей стороны. США находится на первом месте в мире по количеству изобретений и действующих патентов.
          Для того, чтобы было понятно приведу несколько примеров из истории изобретений и американских изобретателей.
          1. Ракетостроение. Роберт Годдард (1882—1945), В 1913 г. подал первые заявки на изобретение ракетных аппаратов, предназначенных для подъема на большую высоту. В ходе проведенных экспериментов, подтвердил возможность получения сверхзвуковой скорости ракетной струи при сжигании бездымного пороха в камере с соплом, и построил модель пороховой ракеты. В 1925 г. при испытании опытной ракеты жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) впервые развил тягу, превышающую вес ракеты. Произвел первый пуск жидкостной ракеты.
          2. Электронно-вычеслительные машины. 1942 Д. Атанасов и К. Берри
          3. Электроэнергетика, электрическая лампочка. Томас Эдисон (1847—1931), — американский изобретатель, отец энергетической промышленности мира. Автор более 1000 новаторских, технических решений, в том числе он является создателем первых введённых в эксплуатацию электростанций, линий электропередач и систем электрического освещения.
          4. Телефон. А.Г. Белл (1847—1922), — американский изобретатель, ученый и инженер. Автор первого телефона, фотофона и многих других приборов, которые быстро вошли в жизнь современного общества.
          5. Телевидение. В.К. Зворыкин (1923) и Филон Фарнсуорт (1927).
          6. Интернет. 1973 году Винстон Сeрф при поддержке Агентства перспективных исследований Министерства обороны СШA (ARPA).
          7. Вулканизированная резина. 1844. Чарльз Нельсон Гудьир
          8. Экскаватор. 1932-1836 Уильяма Смита Отиса
          9. Зерноуборочный комбайн. 1828 году S. Lane
          10. Трактор. В 1892 году Джон Фролих
          11. Пассажирские лифты. 1854, 1959 год Э. Г. Отис.
          12. Швейные машинки. Элиас Хоу
          13. Пылесос. 1907 г. Джеймс Спенглер
          14. Кондиционер. 1902 г. Уиллис Кэрриер
          15. Микроволновая печь. 1946 Лебарон Спенсер
          16. Автоматические стиральные машины. 1949
          И так далее...

          • Анонимно
            22.08.2017 16:56

            Больше половины из перечисленных вами либо сами не изобретали и просто присвоили себе чужие изобретения, как Эдисон, либо были как раз теми иностранными мозгами, которые реализовали свои идеи в США, как Зворыкин

            • Анонимно
              22.08.2017 17:46

              1. Конкретно по каким приведенным пунктам изобретений американцы присвоили их или не изобретали?
              2. Почему СССР и России иностранные или свои мозги ничего путного не изобрели и не могут запустить в производство?
              К стати упомянутый вами Зворыкина в годы гражданской войны в Екатеринбурге чуть не расстреляли за то, что он собирался искать радиодетали на территории, занятой красноармейцами, но прибытие войск Колчака помогло ему остаться в живых. Да и он живя в России никогда бы не смог реализовать свои идеи, а кроме того сосздание телевидения это не только плод его разработак, а плод работы коллектива разработчиков фирмы «Рэдио корпорейшн оф Америка», где он руководил лабораторией электроники.

          • ПанАлекс
            22.08.2017 17:32

            За 10 лет до изобретения микроволновки Спенсером в СССР изобретатель предложил сушить древесину микроволнами (прообраз микроволновки) на что ему в министерстве ответили - это все ерунда - в США же ничего такого не придумали, значит и нам голову не задуряйте....

  • Анонимно
    22.08.2017 09:28

    Почему история ничему не учит москвичей?

  • Мюллер)))
    22.08.2017 10:00

    Старый пильщик Лужков нервно курит и плачет глядя на масштабы Собянина))))

    • Анонимно
      22.08.2017 11:10

      Да ладно, "старик Батурин" сам стоит под ярд и явно не бедствует) Австрийский климат опять же ... это Вам не стрессовая Москва)

      • Анонимно
        22.08.2017 12:47

        к концу мэрства собянин по доброй традиции прикупит в австрии себе соседний с лужковым городок)))

        • Анонимно
          22.08.2017 13:14

          с его доходом, думаю страну, небольшую. хотя уже половина Москвы в его собственности с напарником

  • Анонимно
    22.08.2017 10:09

    А стоимость проезда будет на уровне троллейбусов и трамваев? Рядовые граждане готовы скинуться на "Теслы"?

  • Анонимно
    22.08.2017 10:19

    Давайте быть немного умнее.
    Будем сравнивать не время зарядки, а стоимость владения.
    5 минут зарядки говорит о чем? - оно говорит о том, что аккумулятор выдерживает 500 циклов заряд/разряд, после чего подлежит замене. Стоимость аккумулятора по сути определяет стоимость электробуса.
    5 часов зарядки говорит о 5000 циклов заряд/разряд.
    Выводы очевидны.

    • Анонимно
      22.08.2017 15:33

      С чего это они очевидны?
      Очевидно что пешком дешевле.

      Условно каждый пятый будет на зарядке, условное время ожидания увеличится, количество людей на автобус увеличится, если принять требуемое количество автобусов за константу - нужно будет купить больше автобусов

  • Саша Газонин
    22.08.2017 10:28

    Москва только на электробусы готова потратить денег больше чем годовой бюджет Республики Татарстан! В каких разных денежных плоскостях мы все-таки живем!?!

  • Анонимно
    22.08.2017 10:42

    Москва - наша столица, один из лучших мегаполисов планеты. Там должен быть инновационный и современный общественный транспорт, они это могут себе позволить

    • Мюллер)))
      22.08.2017 12:09

      Отъехайте 180-300 км от нашей столицы и лучшего мегаполиса планеты и увидите разрушенные и прибывающие в упадке старинные города- Ростов Великий, Тверь, Углич, Вологда и тд!

      • Анонимно
        22.08.2017 12:56

        И что? Это уже Подмосковье, совсем иное. Или вы Москву на всю Россию хотите растянуть?

        • Мюллер)))
          22.08.2017 13:19

          Я хочу чтобы вся Россия была красивая и ухоженная а не только Мск! А начистить до блеска центр и забыть про остальную страну это не много ума надо! Кстати перечисленные мною города не Подмосковье!
          Это позор когда в 150-300 км от гламурного центра туристы видят разруху и упадок!

          • Анонимно
            22.08.2017 15:21

            У нас тут в РТ всё в Казани только развивают, а др города РТ нет. Ты пока на местном уровне выражай недовольство, перескочил а то на федеральный

            • Анонимно
              22.08.2017 17:31

              А у нас в РТ денег столько нет, чтобы все районы развивать. Все наши деньги Москва себе забирает и жирует там за счет всей страны. . Так что ,не фиг тут выпендриваться и регионы бедностью притыкать.

              • Анонимно
                22.08.2017 18:00

                Прежде чем считает, сколько государство забирает, посчитай сколько забирает обычный провинциальный убыточный город Казань у налогоплательщиков РТ

              • Анонимно
                22.08.2017 20:00

                Так и в Москве столько денег нет, чтобы всю Россию развивать. Развивают еще Татарстан, а другим не додают. Так что местным работать надо лучше, а не сабантуи по всему миру устраивать.

      • Анонимно
        22.08.2017 16:57

        В русском языке нет такого слова - "отъехайте"

    • Анонимно
      22.08.2017 12:29

      Москва-большое скопление людей с разными интересами!

  • Анонимно
    22.08.2017 10:48

    Безвзмездно, то есть даром даю идею. Нужны не электробусы, а последовательные гибриды на газомоторном топливе. Двигатель крутит генератор, попутно давая дармовое тепло на отопление салона. Электричество питает мотор-колесо. При торможении и спуске с горы колеса работают как генераторы, заряжая небольшие аккумуляторы. Имеем такие плюсы: меньшая масса за счет отказа от трансмиссии, высокий КПД т.к. ДВС не имеет механической связи с движителями и работает в оптимальном режиме на одних и тех же оборотах. При этом все достаточно экологично.

    • Анонимно
      22.08.2017 21:11

      "Ваша" идея 20 лет назад уже была подана. До сих пор внедрить толком не могут - то дорого, то невыгодно, то ещё что-то.

      • Анонимно
        22.08.2017 22:03

        Почему не могут? Полно легковушек таких, тойот, лексусов. Приусы уже лет 20 как катаются.

  • Анонимно
    22.08.2017 10:55

    Тут не так давно у известной компании по производству телефонов из-за брака аккумуляторов телефоны горели и взрывались...
    А тут 85 человек на "гриле" возить собираются...
    Технический прогресс это хорошо, но подождать бы, пока эти технологии не обкатаются и станут более доступными и безопасными.

  • OPEN
    22.08.2017 11:34

    Кипрская компания не сможет составить Китайцам конкуренцию,даже если производство в России расположено

  • Буре
    22.08.2017 11:35

    Холодно у нас для аккумуляторного транспорта.
    Слишком большие потери будут.
    В Сочи и Крыму и КМВ их надо запускать.
    В Москве летом будут работать.
    Зимой нет.
    Вся энергия на обогрев салона будет уходить.

  • Анонимно
    22.08.2017 11:56

    Азат Д

    А у нас дизельные коптилки ездят, и за последние 10 лет сокращается электро транспорт.
    Зато есть муниципальный Рубин, и различные балаганы проводим.

  • Анонимно
    22.08.2017 12:43

    Переход от дизельных ДВС к электротяге это прогресс.воздух в городе чище будет. Обязательно надо кондиционер от жары и дополнительные обогреватели для зимы.
    Общественный транспорт это техника которая работает на износ и о долговечности там говорить не приходится.

    • Анонимно
      22.08.2017 20:10

      Надеюсь вы не думаете, что электричество из проводов берется?

  • Анонимно
    22.08.2017 12:55

    Кризис в стране, но не в Москве

  • Анонимно
    22.08.2017 13:16

    Лишь бы Собянин только Президентом не стал, пусть в Москве сидит.

    • Анонимно
      22.08.2017 16:50

      Вы что, против прогресса? При президенте Собянине всю Россию плиткой замостят и пешеходной зоной объявят. Будет как в Голландии. И все старые города снесут по причине ветхости, вместо них один большой построят. Лепота...

  • Анонимно
    22.08.2017 13:17

    кто новая супруга у Собянина?

  • Анонимно
    22.08.2017 17:00

    Ну судя по тексту лучше всего брать проверенные китайские BYD, а наши пока очень сырые. Присмотреться к ним года через три.

    Те кто говорят, что надо брать Камазы, потому что своё - ЭТО И ЕСТЬ КУМОВСТВО. Точно так же на кормушечные посты берут не вас, а удащливых родственников, потому что они свои.

  • ПанАлекс
    22.08.2017 17:36

    Вы внимательнее техзадание почитайте. 30-50 км по масштабам Москвы с риском попасть в 2х часовую пробку... Это сколько этих электробусов стоять будет без энергии посреди проспектов!
    А цена в размере 5-10 автобусов. Так что главная цель - распил и откат.

  • Анонимно
    22.08.2017 17:50

    Если нет серийного производства тогда вообще о чем может быть речь?По логике остаются лишь китайцы.

  • Анонимно
    22.08.2017 18:03

    Про газомоторное топливо (компримированный природный газ - метан) уже забыли? При сгорании ГМТ образуется минимум вредных газообразных отходов в отличии от бензина и дизеля. Электричество для электробусов как вырабатывается? Преимущественно сжиганием твердого топлива с неизбежным загрязнением окружающей среды. Даже если сравнить дорогущие электробусы с троллейбусами, трамваями и метроэлектротранспортом - суть одна - экология портится в одном месте, а пассажиры дышат воздухом без выхлопных газов. Причем у традиционного электротранспорта нет проблемы быстродеградирующих аккумуляторных батарей. По соотношению цена/качество электробусы проигрывают. Финансирование электробусов лучше пустить на развитие традиционного электротранспорта или использование ГМТ, все таки природного газа у нашей Родины много.

  • Анонимно
    23.08.2017 08:10

    А к чему дорогие заморочки? Чем обычные троллейбусы не устраивают?

    • Анонимно
      24.08.2017 10:27

      слишком много проводов будет висеть на улицах, это некрасиво, насчет дороговизны согласен, автобусы на газу намного рациональнее будет, в Челнах ездят, от них никакого дыма нет и двигатель не тарахтит как дизель

  • Анонимно
    24.08.2017 21:50

    Не забудьте, что кроме злектробусов нужна ещё и инфраструктура для ремонта и проведения ЕО, ТО, капремонта, специалисты по ТО и ремонту, пункты зарядки с соответствующим оборудованием, площадями и специалисты по обслуживанию зарядного оборудования, а для быстрой зарядки необходимо будет тянуть новые ВВ кабели. На всё это уйдёт столько же денег сколько на покупку всех электробусов.

  • Анонимно
    26.08.2017 23:42

    Все вы дебилы совковые и не шарите! Это же очень хорошая идея, да и пусть потратят много денег за то это путь в будущее!

    • Анонимно
      27.08.2017 11:54

      Тебя поставить на обслуживание аккумуляторов - через пару лет сбежишь с кучей неизлечимых болезней.
      Поработай реально на таком производстве. Тогда все поймешь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль