Бизнес 
25.09.2017

Как владелец «ВИМ-Авиа» хотел сделать Казань хабом между Китаем и Европой

Росавиация в минувший уик-энд инициировала сбор кредиторов авиакомпании: те дружно согласились реструктуризировать ее долги

«Татнефть», поставлявшая топливо проблемной «ВИМ-Авиа», согласилась помочь ей, чтобы дать возможность продолжить полеты. Из-за долгов полетная сетка «ВИМа» расшаталась: за выходные почти 3 тыс. пассажиров ждали своих рейсов в Домодедово, после чего проверку компании начал следком РФ. Наладится ли ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» и что представляет из себя ее владелец, недавно перерегистрировавший компанию в Татарстане, узнавал «БИЗНЕС Online».

... Авиакомпания «ВИМ-Авиа» отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово
Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ

За последние сутки сразу два федеральных издания — The Bell (бывшая команда РБК) и «Ведомости» — сообщили о том, что «Татнефть» согласилась помочь авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово. В субботу, 23 сентября, следственный комитет России сообщил, что перевозчик отменил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов — как внутриросийских, так и международных. Глава следкома Александр Бастрыкин поручил провести по этим фактам доследственную проверку. По данным СК, задержка 15 рейсов от 22 и 23 сентября нанесла ущерб почти 3 тыс. пассажиров.

Главная проблема, по просочившимся в медиа данным, в крупной задолженности перевозчика перед Домодедово за аэропортовые услуги и прежде всего за топливо. Долги только перед аэропортом достигают 500 млн рублей. Здесь навстречу «ВИМ-Авиа» пошла «Татнефть», предоставив Домодедово гарантийное письмо об оплате. Напомним, что поставкой авиатоплива занимается «дочка» «Татнефти» — «Татнефтьавиасервис». Кроме того, по данным The Bell, материальную помощь авиакомпании оказал и банк «Татнефти» «Зенит». По сведениям источника «БИЗНЕС Online», «Татнефть» и «Зенит» действительно являются кредиторами авиакомпании (сколько их всего — неизвестно). По его словам, задолженность «ВИМ-Авиа» перед «Зенитом» превышает 1 млрд рублей. В залоге у банка остаются самолеты и недвижимость. Вчера в Москве — по инициативе Росавиации — состоялся совет кредиторов «ВИМ-Авиа» с участием «Татнефти», «Зенита» и Домодедово, а также целой группы игроков. На встрече было принято решение о реструктуризации долгов авиакомпании, с которым все кредиторы согласились. На какой срок, наш собеседник не уточнил.

Любопытный момент: авиакомпания зарегистрирована в Татарстане, в поселке Богатые Сабы — она сменила прописку с Москвы на Татарстан в феврале этого года. Владельцы «ВИМ-Авиа», согласно официальной информации авиакомпании, — татарский бизнесмен Рашид Мурсекаев с женой Светланой. Отметим, что, согласно базе данных «Контур.Фокус», «ВИМ-Авиа» кредитуется у «Зенита» уже давно: 5% ООО «Авиакомпания „ВИМ-Авиа“» заложено в этом банке согласно кредитному договору от 8 декабря 2016 года.

Банк «Зенит» отказался комментировать ситуацию, а «Татнефть» ответила весьма сдержанно. «Да, мы как поставщики топлива являемся одними из кредиторов, но не больше», — сообщила пресс-служба нефтяной компании в ответ на наш запрос. А глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин сообщил «БИЗНЕС Online», что «ни правительство Татарстана, ни «Татнефть» отношения к авиакомпании «ВИМ-Авиа» и ее обязательствам не имеют».

Рашид Мурсекаев Владельцы «ВИМ-Авиа», согласно официальной информации авиакомпании, — татарский бизнесмен Рашид Мурсекаев с женой Светланой Фото: скриншот

«РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, НО НЕ РАССЧИТАЛ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ СИЛЫ»

Игроки татарстанского авиарынка говорят, что прекрасно знакомы с владельцем «ВИМ-Авиа». «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорит председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким.

О личном знакомстве с Мурсекаевым говорит и гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев: «Я желаю только добра этой авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации. Не хотелось бы, чтобы наши коллеги, попав в такую ситуацию, вышли из нее недостойно». 

Источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке рассказал, как «ВИМ-Авиа» попала в Татарстан. По его сведениям, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел (но прописка осталась!), а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и «вахтовиков», первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы», говорит наш источник.

Впрочем, «ВИМ-Авиа» вступила в отношения с «Зенитом» еще до «переезда» в Татарстан — вероятно, еще в Москве. Напомним, что «Татнефть» два года назад сама вступила в авиационный бизнес, купив воздушные ворота юго-востока Татарстана — аэропорт Бугульмы. В Закамье же базируется и единственная оставшаяся после банкротств «АК „Татарстан“» и «Ак барс Аэро» республиканская авиакомпания «ЮВТ Аэро» (зарегистрирована на частное лицо). Последняя запланировала обновление авиапарка, сейчас компания владеет семью Bombardier и двумя вертолетами. Буквально на днях «ЮВТ Аэро» получила от Росавиации допуск к международным полетам. 

... После решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме. Судя по онлайн-табло «ВИМ-Авиа», компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

ПОЛЕТИМ ЛИ?

Судя по информации нашего источника, после решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме. Судя по онлайн-табло базового аэропорта «ВИМ-Авиа», компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность и планирует рейсы не только по России и ближнему зарубежью, но также в Бельгию и Китай. Сегодня из Домодедово должны улететь 10 самолетов компании в Анталью (Турция), Сочи, Симферополь, Благовещенск, Анадырь, Тайюань (Китай), Певек, Иркутск, Хайкоу (Китай). Еще 9 самолетов должны прилететь в Москву  из Антальи, Краснодара, Еревана (Армения), Льежа (Бельгия), Даламана (Турция), Сочи и Симферополя. 26 сентября у «ВИМ-Авиа» запланировало 15 полетов в те же самые города, что и сегодня, и еще 13 обратно.

Пока официальной информации насчет регулярности полетов не дает ни сама авиакомпания, ни власти. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что официальная позиция ведомства по ситуации с «ВИМ-Авиа» будет опубликована на официальном сайте Росавиации в течение дня. Он отказался даже приблизительно оценить положение дел, поскольку, по его словам, дело касается «судьбы тысяч пассажиров, которые купили билеты».

Директор по связям с общественностью авиакомпании «ВИМ-Авиа» Елена Федорова сообщила нам, что сейчас авиакомпания участвует в заседании оперативного штаба Росавиации, а также провела ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль. «Проходят переговоры с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к  исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию. Авиакомпания приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства», — сообщила Федорова в ответ на официальный запрос нашей редакции.


«У НИХ ОЧЕНЬ ГРАМОТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ИМ ВСЕГДА УДАВАЛОСЬ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ»

О вероятной судьбе «ВИМ-Авиа» и о том, чего ждать пассажирам авиакомпании, рассказали эксперты «БИЗНЕС Online».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Ситуация действительно критичная, потому что эти долги у авиакомпании уже не первый год и у них постоянно идут переговоры, они договариваются. Но, видимо, долги стали настолько критичные, что уже аэропорт не пойдет ни на какие уступки. Понятно, что это не просто так на пустом месте возникло. Авиакомпания набрала очень много техники, особенно дорогой — это «Боинг 777». Там очень большие лизинговые платежи, которые нужно оплатить вовремя, и понятно, что авиакомпания просто финансово не тянет такие затраты. Брать в долг топливо для авиакомпании нормально, но в данном случае это уже говорит о том, что финансовое положение очень тяжелое. Если они всем уже должны, то ситуация становится критичной. Они должны лизингодателям, перевозчикам, должны за пролет, и самое плохое, что они еще и должны зарплату сотрудникам. А когда сотрудники работают в долг, то они работают без особого рвения. С большей долей вероятности думаю, что компания будет вынуждена остановить свою операционную деятельность.

Что касается поддержки правительства, то в компании нет доли госучастия, и вряд ли минтранс пойдет навстречу. То, что билеты уже проданы, пассажиров надо перевозить — это мы уже проходили. Будут перераспределять другим авиакомпаниям и вывезут всех. На мой взгляд, минтранс примет более взвешенное решение — субсидировать те авиакомпании, которые потом будут вывозить пассажиров «ВИМ-Авиа».

Олег Пантелеев главный редактор «АвиаПорт.Ру»:

— Все зависит от того, какие будут взаимоотношения между перевозчиком и кредиторами, причем в том числе поставщиками услуг. Конечно, у нас были прецеденты, когда поставщики услуг прекращали обслуживание авиакомпании, и в связи с этим организация прекращала свою операционную деятельность. Как это ни прискорбно, но риски очень велики, однако никто не заинтересован в остановке авиакомпании, потому что даже для поставщиков услуг совершенно очевидно, что остановка авиакомпании означает то, что значительную часть задолженности вернуть уже не удастся. Кроме того, с точки зрения правительства «ВИМ-Авиа» — это один из немногих перевозчиков, работающих на регулярных линиях на дальневосточном направлении. Авиакомпания летала в Магадан, летала в Благовещенск. С этой точки зрения, конечно, было бы важно, чтобы перевозчик сохранился, потому что это повышает транспортную доступность дальневосточных регионов. Еще раз повторюсь, что многое зависит от кредиторов, и в том случае, если компанию все-таки поддержит правительство и предоставит финансовые гарантии, то это даст возможность авиакомпании продолжить полет. В долгосрочной перспективе пока ничего позитивного не просматривается.

Пассажирам имеет смысл, отправляясь в путешествие, брать с собой запас наличных для того, чтобы оплатить питание, ночлег или транспорт до дома. Нужно постоянно отслеживать показания на табло, где указаны параметры прибытия и отправления рейса, по возможности связаться с представителями авиакомпании. Но стоит заметить, что мы видим по примеру предыдущих проблемных ситуаций, когда та или иная компания была на грани остановки либо вообще прекращала  свои полеты, правительство находило возможность перераспределить пассажиров по другим авиакомпаниям. Тем самым в ряде случаев их проблемы были минимизированы. Если у пассажира билет предусматривает возврат средств, то в случае длительной задержки есть смысл осуществить возврат, и с высокой долей вероятности деньги вернутся быстро.

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала Avia.ru:

— Шансы на выживание у авиакомпании есть всегда, но все зависит от доброй воли и возможностей тех, к кому компания обращается за помощью. Здесь есть и отрицательные, и положительные исходы подобной ситуации. Яркий отрицательный пример — это компания «ТрансАэро», которая набрала столько долгов, что ее поддержка не имела никакого смысла, даже при поддержке она бы оставалась убыточной и накапливала бы долги. Одновременно с этим аналогичные трудности испытывала авиакомпания «Ютэйр». И здесь ситуация сложилась совершенно иначе. Акционеры нашли возможность своими ресурсами поддержать авиакомпанию, проведя переговоры с кредиторами, реструктуризировали долги, оптимизировали структуру компании, сократили примерно на 40 процентов парк воздушных судов. Они уступили позиции на рынке, пошли на ряд жертв, но привели авиакомпанию в положительную зону рентабельности. Да, она стала меньше по объемам, но зато перестала производить убытки, и сейчас она достаточно успешно работает.

Что касается «ВИМ-Авиа», у них очень грамотный менеджмент, им всегда удавалось быть эффективными. Они не склонялись к каким-то авантюрам, особо не рисковали, но всегда достаточно хорошо выдерживали свою финансовую состоятельность. И репутация компании хорошая, у нее никогда не было серьезных сбоев до этого лета, не было проблем с кредиторами. Я думаю, что надо ее поддержать. Никто не заинтересован в сокращении участников рынка. Если такими темпами пойдет и будут уходить по одной, две крупной авиакомпании в год, то мы через несколько лет можем просто остаться с одним перевозчиком. Монополизация рынка никому не интересна — ни государству, ни пассажирам. Поэтому авиакомпанию с хорошей репутацией можно было бы и поддержать. Шансы на выживание я бы оценивал 50/50.

«ВИМ-Авиа», по данным «Ведомостей», занимает 10-е место среди российских авиакомпаний по пассажиропотоку и четвертое среди летающих из Домодедово. Ее перевозки в январе — августе выросли почти на треть до 1,8 млн пассажиров. В конце мая — начале июня «ВИМ-Авиа» задержала почти 200 рейсов и в итоге сократила чартерную программу, отказавшись от перевозки около 100 тыс. человек. По данным «Контур.Фокуса», в 2016 году ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» получило выручку в 17,2 млрд рублей (на 38% больше, чем годом ранее) и чистую прибыль в 89,1 млн рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (45) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
25.09.2017 14:19

Бастрыкину некогда
Он с кукморским директором школы из за 16 кг картошки разбирается

  • Анонимно
    25.09.2017 13:41

    Новый термин.Не рассчитал свои бизнес возможности.Другими словами проворовался.

    • Моисей
      25.09.2017 14:03

      Люфтганза теперь может спать спокойно)
      Татнефть только жалко
      Опять залезли в карман ради чьей то сломавшийся игрушки

      • Анонимно
        25.09.2017 14:20

        Глупости ребята несете. Татнефть никуда не залезла. Она поставляла им топливо. Долгов всего-то на несколько десятков миллионов рублей. У Домодедвоо долг у ВИМ-авиа - 500 миллионов. И вообще, почитайте - у ребят был хороший бизнес, правильный. То, что не рассчитали свои силы. Вспомните, Филев - владелец Сибири тоже недавно был в такой ситуации. И ничего. Авиация частная это рискованный бизнес. Тем более в кризис. Про него не забывайте.

        • Анонимно
          25.09.2017 15:00

          Ещё в 2014 году Сбербанк подал в суд на них. Долг 4,3 миллиарда рублей. Кроме того был долг ВТБ

        • Анонимно
          25.09.2017 19:21

          Какой кризис? В мире кризиса нет, власть декларирует отсутствие кризиса. Верю охотно, это уже не кризис, а новый уровень, на который мы ушли в 2014 году. А кризис это когда плохо по сравнению с тем, что было, и с тем, что на самом деле может выдать экономика. Наша больше этого выдать немржет.

  • Анонимно
    25.09.2017 13:43

    Пора уже Бастрыкину вывернуть все наизнанку.

  • Анонимно
    25.09.2017 13:45

    Думаю что будут посадки, только не самолётов, следственный комитет под этим другое подразумевает!

    • Анонимно
      25.09.2017 14:02

      Аха,по ТФБ наперсточников из самой Москвы в кандалах спецрейсом привезли,и кто облапошился?

  • Оптимист
    25.09.2017 13:46

    Удащный бизнес
    Закономерный конец

  • Анонимно
    25.09.2017 13:50

    Что же мы "былдырабыз"?

  • Анонимно
    25.09.2017 13:51

    Маскоу уже летать не дает?

  • Анонимно
    25.09.2017 13:52

    Ну а как вы хотели?! Затащили авиакомпанию в Сабинский район (кто из этого района и им сейчас удачно занимается всем и так известно) для увеличению доходов бюджета района под предлогом легкого доступа к кредитам банка Зенит. Ну а вим-авиа нешмогла. Теперь придётся напрячься, выдать гарантию авиакомпании с пониманием, что будущего у неё нет и она банкрот... как все знакомо

  • Моисей
    25.09.2017 13:53

    Метро у нас лучше получается строить)

    • Анонимно
      25.09.2017 14:19

      Нее, с метром что то не очень пока,вот сабантуй в Париже,это да...Кстати, а кто знает,на какой марке машины ездит мэр столицы Франции?

      • Зри в корень
        25.09.2017 15:02

        Анна Идальго

        ВОЗРАСТ: 54 года

        ПАРТИЯ: социалистическая партия (PS)

        СЕМЬЯ: муж Жан-Марк Жермен, чиновник, соратник по партии, трое детей (двое от предыдущего брака) — 12, 26, 28 лет.

        МАШИНА: берёт в прокат электромобиль Autolib

        ЗАРПЛАТА: 7 283,19 евро в месяц
        (до вычета налогов)

        TWITTER: twitter.com/Anne_Hidalgo

        • Анонимно
          25.09.2017 21:05

          Неужели это правда???
          У мэра Парижа такая маленькая зарплата??? Так они все голодранцы по сравнению с российскими

        • Азат Д
          26.09.2017 06:36


          Ничего себе, они в Париже, только до Сабантуя доросли, а уже на электромобилях ездят.

  • Анонимно
    25.09.2017 13:53

    При чём тут Саба? При чём тут Татнефть? Причём тут банк Зенит? наверно просто совпадение?

  • maximteregul
    25.09.2017 14:00

    ВИМ чуть-чуть не ВАМИН ))).

  • Анонимно
    25.09.2017 14:05

    Началось крупномасштабное наступление на Татарстан.

    • Анонимно
      25.09.2017 14:23

      Скорее это похоже на глобальный внутрисистемный кризис в Татарстане, который охватывает все больше разных сегментов экономики!

    • Анонимно
      25.09.2017 14:24

      Это московский бизнес. Глупости не пишите.

    • Анонимно
      29.09.2017 08:31

      А про Париж это правда ?
      Вы узнавали?
      Вы уверены, что это просто нападки?

  • Буре
    25.09.2017 14:06

    Всем помогаем, когда сами жить то начнём достойно

    • Анонимно
      25.09.2017 14:53

      В 2030 ом! Читайте стратегию "Татарстан-30"!

      • Анонимно
        26.09.2017 07:44

        ага, ее за 120 млн.руб. купили, МЭР не просто так много денег заплатил. А так читали, сарказм засчитан

  • Анонимно
    25.09.2017 14:15

    Закон-тайга,медведь пыркарур.

  • Анонимно
    25.09.2017 14:42

    Как вообще можно уйти в минус с такими ценами на авиабилеты?!

  • Анонимно
    25.09.2017 14:48

    Булмады инде! Бизнес не попер у удщливых.

  • Анонимно
    25.09.2017 14:52

    скорее всего произойдет слияние ЮВТ Аэро и Вим-Авиа. При этом слиянии ЮВТ получит дальнемагистральные воздушные суда, которых у них нет

  • Анонимно
    25.09.2017 15:02

    У ВИМ проблемы уже давно. Главная из них, то что в основном авиапарк состоит из больших дальнемагистральных самолетов.
    С начала кризиса спрос на такие самолеты резко упал.
    Есть, конечно, и другие причины, но эта основная. Похожая картина была с Трансаэро, только там были 747 Боинги, а у ВИМов 757.

  • Анонимно
    25.09.2017 15:36

    Причина одна.Не нужно пытаться прыгнуть выше известного места.

  • Анонимно
    25.09.2017 19:14

    Вим уже пару лет как в РИ зарегистрирован.
    Одно время их представители, сейчас не знаю, сидели в совете директоров ЮВТ


    Поговаривали, что Татнефть их купила


    Боинг 757 в собственности, в РТ налоговая льгота на них

    Проблемы у них давно и системные

  • Анонимно
    26.09.2017 00:11

    Авиакомпании - убыточный бизнес. С такими долгами и ситуацией ВИМАВИА выбраться не удастся. А наши помошники никак не научены опытом прежним с АКТ и АБА, оказывают помощь и пишут гарантийные письма в Домодедово, где их нет, берут на себя многомиллионные обязательства. Зачем?! Точно так же оказывая посощь ВИМАВИА забыли, как эта компания сделала черный пиар Татарстану с первой группой туристов из Китая. Как то власти себе противоречат, наступают сотый раз на грабли. Или американцы виноваты?

  • Анонимно
    26.09.2017 19:46

    читаю статью и становиться страшно:неужели опять квартплата подорожает.что поднимают на этот раз ради спасения авиакомпании тепло ,воду или канализацию.

  • Анонимно
    27.09.2017 15:33

    Я думаю это козни конкурентов, водном месте по чьему то хотению зажали, потом получилась такая ситуация. Такое уже бывало, чтобы чужое обрушить затем при хватить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль