Трагедия под Заинском 
29.09.2017

«Ни слуху ни духу о «КАМАЗе», будто в столб врезался»: в Заинске начался «процесс века»

Первое заседание по делу о ДТП с 14 погибшими: в адрес Александра Ижмукова выдвинут гражданский иск, еще три месяца он проведет в СИЗО

Сегодня в Заинском городском суде стартовал суд по делу о ДТП с участием двух большегрузов и пассажирского автобуса, которое унесло жизни 14 из 29 пассажиров. В суд прибыли родственники погибших из Тольятти и Ижевска, а в отношении водителя автобуса Александра Ижмукова поступил первый гражданский иск о возмещении морального вреда от родственников 24-летней Марии Галимовой, уроженки Заинска, возвращавшейся домой после получения диплома Самарского мединститута.

В Заинском городском суде стартовал суд по делу о ДТП с участием двух большегрузов и пассажирского автобуса, которое унесло жизни 14 из 29 пассажиров В Заинском городском суде стартовал суд по делу о ДТП с участием двух большегрузов и пассажирского автобуса, которое унесло жизни 14 из 29 пассажиров

«ТАМ ЕСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА, ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ, ПОЭТОМУ ЕГО СДЕЛАЛИ КРАЙНИМ»

Сегодня в Заинском городском суде стартовал «процесс века» для небольшого городка на юго-востоке Татарстана. 2 июля в 0:40 в 9 км от Заинска произошла страшная трагедия: пассажирский автобус «Неоплан», следовавший по маршруту Самара — Ижевск, столкнулся с буксируемым на жесткой сцепке грузовиком MAN. В пассажирском автобусе на тот момент было 29 пассажиров, 14 из них погибли, еще 12 получили травмы разной степени тяжести. ГСУ МВД по РТ возбудило по данному факту уголовное дело, единственным фигурантом которого стал водитель автобуса Александр Ижмуков. Он и предстал перед судом.

Первые потерпевшие — из Ижевска и Тольятти — прибыли в суд за 40 минут до начала процесса. Представляться корреспонденту «БИЗНЕС Online» они не стали, сказав лишь, что ждут от суда справедливого решения, но пока не знают, будут ли посещать каждое судебное заседание. Одним из первых в коридоре Заинского суда появился брат Ижмукова — Михаил. Мужчина выглядел подавленно, слегка нервничал, общаясь с прессой.


— Он не виноват ни в коем случае, он ехал по своей стороне, «КАМАЗ» врезался в него, — твердил он СМИ. — Я видел схему, он 20 лет ездил по этому маршруту, каждую кочку там знает, идеально знал дорогу. Ни слуху ни духу о водителе «КАМАЗа», как будто он в столб врезался. Они ехали без габаритов, врезались в автобус, у них было нарушение. Я думаю, что там есть заинтересованные лица, высокопоставленные чиновники, поэтому его сделали крайним... 

После общения с прессой к Михаилу по одному начали подходить родственники и потерпевшие. Часть из них прибыли на суд из Тольятти и Ижевска. Одной из первых оказалась бабушка 24-летней Марии Галимовой, уроженки Заинска, возвращавшейся домой после получения диплома Самарского мединститута.

— А там 50 [километров в час] надо было [ехать], — выговаривала Михаилу пожилая женщина со слезами в голосе. — А вы говорите «подставили». Кто их подставил?.. 

— Да я знаю все, — подавленно отвечал Ижмуков. Женщине сделал замечание пристав — и спор на повышенных тонах в коридоре суда прекратился. 

единственная фраза, которую Ижмуков проронил, была: «Не виновен». Отвечать на множество остальных вопросов он не стал Единственная фраза, которую Ижмуков проронил: «Не виновен». Отвечать на множество остальных вопросов он не стал

ПРОДЛЕНИЕ СТРАЖИ ДЛЯ ИЖМУКОВА ДО ЯНВАРЯ И ПЕРВЫЙ ИСК ОТ ПОТЕРПЕВШИХ

Вести судебный процесс доверили федеральной судье Венере Исаичевой. Заседание началось с небольшой задержкой, связанной с доставкой Ижмукова. Его провели через специальный вход, который минует коридор суда. Так что проходить мимо потерпевших и родственников ему не пришлось.

В зале в тот момент уже были гособвинители — прокурор Заинска Ринат Каримов и Юрий Марданов. Напротив них расположилась камера, в которой сидел обвиняемый, а за столом перед ней — три защитника Ижмукова: Александр Ваулин, Роман Майданчук и Иршат Низамов. Первым делом, после того как была установлена личность обвиняемого, судья проверила явку: оказалось, что из 12 признанных следствием потерпевших в зал явились только шестеро. Трое не приехали, еще три человека вовсе не были извещены. Исаичева сочла рассмотрение дела без присутствия всех потерпевших недопустимым и предложила перенести судебный процесс на 30 октября.

Гособвинителями выступили прокурор Заинска Ринат Каримов и Юрий Марданов Гособвинителями выступили прокурор Заинска Ринат Каримов и Юрий Марданов

Стороны были не против, однако встал вопрос о мере пресечения, которая истекает 2 октября. Исаичева попросила стороны высказаться по данному поводу. Каримов выступил с ходатайством о продлении срока заключения под стражу в связи с тяжестью совершенного преступления. Сам Ижмуков попросил суд отпустить его из следственного изолятора, защита, естественно, поддержала его мнение. По словам Майданчука, оказать давление или помешать следствию, которое уже завершено, водитель автобуса не сможет, а значит, ему следует смягчить меру пресечения на домашний арест или и вовсе отпустить подсудимого из под стражи под залог в 3 млн рублей.

Суд удалился в совещательную комнату, и корреспонденты постарались выяснить позицию Ижмукова. Однако единственная фраза, которую он проронил: «Не виновен». Отвечать на множество остальных вопросов он не стал.  

Адвокаты Ижмукова попросили суд отпустить подсудимого из-под стражи под залог в 3 млн рублей

Еще одна деталь, которая стала известна на старте заинского процесса: с исковым заявлением к Ижмукову выступила мать Галимовой. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она не стала уточнять сумму иска, добавив, что выступить с иском ей посоветовал адвокат: якобы таким образом суд при вынесении решения будет учитывать данную претензию как отягчающий фактор.

Через 15 минут судья вернулась в зал заседаний и постановила продлить срок заключения под стражей Ижмукова на 3 месяца до 2 января. Таким образом, сегодня прошла лишь вступительная часть процесса, а 30 октября пройдет судебное следствие. Ожидается, что прокурор зачитает обвинение, а суд приступит к допросу свидетелей, потерпевших и изучению доказательной базы. О том, какое наказание для подсудимого считает сторона государственного обвинения, пока не известно. Каримов не уточнил это журналистам, но добавил, что будет просить реальный срок. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему к ответственности привлекается только Ижмуков, он ответил, что так решило следствие.

Из 12 признанных следствием потерпевших, в зал явилось только шестеро. Трое не приехали, еще 3 человека вовсе не были извещены Из 12 признанных следствием потерпевших в зал явились только шестеро. Трое не приехали, еще три человека вовсе не были извещены

КАК ДТП С 14 ПОГИБШИМИ ПРЕВРАТИЛОСЬ В 13-ТОМНОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

Трагедия под Заинском произошла поздней ночью 2 июля. ДТП предшествовало повреждение сцепления грузовика MAN, который двигался по трассе со стороны Альметьевска в направлении Набережных Челнов. Водитель большегруза позвонил своему коллеге, тот приехал за рулем другого грузовика — «КАМАЗа». MAN удалось присоединить, применив жесткую сцепку — так называемый треугольник. Водитель MAN в итоге пересел в кабину «КАМАЗа», что, по версии предварительного следствия, не нарушало правил ПДД. На задней части буксируемого грузовика был установлен большой опознавательный знак.

Роковой инцидент произошел в 9 км от Заинска, вблизи от участка трассы с сужением дороги. «КАМАЗ» и буксируемый им MAN настиг автобус «Неоплан», который принадлежал Евразийской корпорации автовокзалов и следовал по маршруту Самара — Ижевск. За рулем автобуса был достаточно опытный, если судить по трудовой книжке, водитель Александр Ижмуков. Следствие предполагает, что водитель уснул и не заметил грузовиков, после чего автобус врезался в переднюю часть MAN. По оценке экспертов, скорость автобуса в момент столкновения превышала 100 километров в час. Удар был такой силы, что «Неоплан» придал сразу двум крупнотоннажным грузовикам одномоментное ускорение в 15 километров в час. После столкновения автобус продолжил по касательной таранить MAN, пока кабина грузовика практически не сравнялась с автобусной. В этот момент и произошел взрыв. Поясним: удар пришелся «Неоплану» в ту часть, где находится топливный бак с соляркой; продолжив таран, автобус дошел до второго топливного бака грузовика. От столкновения баки деформировались, и под чудовищным давлением сжатая внутри солярка сдетонировала, превратив автобус и грузовик в два огромных факела.


Другой версии, напомним, придерживается родной брат подсудимого Михаил, обвиняющий в ДТП водителя большегруза. «Он (водитель „Неоплана“прим. ред.) шел по крайней левой полосе. Там идет сужение дороги. „КАМАЗ“ шел по правой стороне. Тот, наверное, поздно увидел знак и совершил необдуманный маневр. Ударил автобус. Откуда в темноте этот „КАМАЗ“ с бензином появился? Транспортировка на жесткой сцепке запрещена по закону. Мой брат знает маршрут наизусть, знает, что там идет сужение дороги, поэтому он сразу перестроился и пошел на обгон. А этот „КАМАЗ“... Ему либо в кювет, либо ударить автобус. И он решил бортануть. Саша ни в чем не виноват. Он вытащил четверых из огня и сам погорел, честно выполняя свой долг!» — убежден Михаил. Следствие также полагает, что Ижмуков сразу после аварии успел вытащить из салона нескольких человек. После ДТП его доставили в больницу и он был заочно задержан, но вину не признал.

Так или иначе, после столкновения оба грузовика откатились на обочину справа, остановились и продолжили гореть. У «Неоплана» после удара отвалилось переднее правое колесо, он ушел в противоположную сторону — к разделительной полосе — и через 80–100 м завалился на правый борт, заблокировав двери, после чего сгорел практически дотла. Напарник Ижмукова выжил только за счет того, что выпал через люк в спальном отделении в средней части кабины водителей. Пассажиры выбирались из автобуса через люки в потолке. Большинство задохнулось в дыму, поскольку со сна не все смогли разобраться в происходящем и найти выход. Остальные сгорели заживо.

Удар пришелся «Неоплану» в ту часть, где находится топливный бак с соляркой; продолжив таран, автобус дошел до второго топливного бака грузовика

На борту «Неоплана» было 29 человек, 14 из которых погибли в первые минуты трагедии. В их числе были и несовершеннолетние. Еще 12 человек получили повреждения разной степени тяжести. Трое из них получили тяжкий вред здоровью.

Итогом трагедии стало возбуждение двух уголовных дел. И если ГСУ МВД разбиралось с причинами ДТП, то второе дело, возбужденное следственным управлением СКР по РТ в день трагедии по признакам ч. 3 ст. 238 УК РФ, ставило вопросы перед компанией-перевозчиком. В деле одна подозреваемая — генеральный директор АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Оксана Никитина, оказывающая услуги пассажирских перевозок. Никитина была задержана правоохранителями в день трагедии, она вместе с главным акционером АО Фэнией Хакимовой самостоятельно прибыла на место аварии. В следкоме решили не избирать в отношении Никитиной меры пресечения, отпустив ее под обязательство о явке, а впоследствии стало известно, что она покинула свой пост.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.09.2017 13:40

я вот тоже этого понять не могу? где водитель Камаза, где водитель MANа? они же тоже потерпевшие, если придерживаться версии следствия, - оба понесли материальный ущерб (грузовики-то сгорели)!

  • Анонимно
    29.09.2017 13:05

    на дворе 21 век. у каждого в кармане гаджеты, большинство автолюбителей стараются обзавестись видерегистраторами чтобы подстраховаться перед законом и только наши российские автобусники видимо ничего незнают и знать не хотят о технических новинках. Каждый год куча аварий с автобусами, неужели нельзя законодательно заставить оснащать общественный транспорт видеоприборами?

    • Анонимно
      29.09.2017 13:45

      Ну сгорел бы видеорегистратор и что?

      • Анонимно
        29.09.2017 14:14

        А флешка есть внутри. Там микросхема кремниевая. Она бы заплавилась в пластмассу и сохранилась.

  • Анонимно
    29.09.2017 13:06

    Есть обвиняемый. Есть потерпевшие. А где остальные участники того смертельного ДТП? Ведь, автобус действительно не в столб врезался!

    • Анонимно
      29.09.2017 13:40

      я вот тоже этого понять не могу? где водитель Камаза, где водитель MANа? они же тоже потерпевшие, если придерживаться версии следствия, - оба понесли материальный ущерб (грузовики-то сгорели)!

      • Анонимно
        29.09.2017 18:20

        Я так понимаю, что они отказ от материальных претензий сразу у обочины написали. Чтобы не дай Бог - в деле не фигурировать. Дескать, грузовики давно списанные, достались забесплатно, везли их на утилизацию.

    • Анонимно
      29.09.2017 14:21

      Не начал ли движение водитель грузовика перед моментом столкновения с автобусом? Если так, то вина его 99%, даже если водитель автобуса ехал спящим в прямом направлении.

  • Анонимно
    29.09.2017 13:39

    Где водитель КАМАЗА и Мана??? Такое ощущение что водила Неоплана козел отпущения!

  • Буре
    29.09.2017 13:44

    Что то мутно там с Камазом и маном

  • Анонимно
    29.09.2017 14:02

    Мутно с грузовиками..

  • Анонимно
    29.09.2017 14:07

    Формулировка должна звучать так: Автобус, двигаясь по левой полосе дороги, столкнулся с удащливостью... и далее по тексту.

  • Анонимно
    29.09.2017 14:36

    Вообще то данный автобус в обязательном порядке должен быть оборудован системой глонасс представьте данные данной системы

  • Моисей
    29.09.2017 14:43

    Глонас такую точность не дает к сожалению

  • Низами
    29.09.2017 14:54

    По моему мнению, автобус просто решил опередить (не обогнать, а именно опередить, поскольку там две полосы) перед сужением дороги сцепку.
    А вот дальше две ситуации:
    Либо водитель автобуса был ослеплен встречной машиной, инстинктивно чуть "крутанул" руль и зацепил грузовик;
    Либо водитель грузовика, не заметив (либо не увидев за буксируемым автомобилем, либо вообще не смотря в зеркало заднего вида) автобуса начал перестраиваться...
    Вот уже несколько лет еженедельно проезжаю этот участок именно ночью, знаю его досконально... Там отвратительная разметка, там отсутствует освещение этого сужения, там впереди имеется возвышенность, с которой частенько ослепляют встречные автомобили...
    Но, это мое мнение.
    А по сути - напрягает во всем этом происшествии отсутствие какой-либо конкретики в отношении водителей и хозяев грузовиков...

    • Анонимно
      29.09.2017 15:44

      Нашли виновного... если не он, то виновато гибдд, поэтому всеми силами и прессуют водилу

    • Анонимно
      29.09.2017 15:46

      Правильно подметили, там очень опасный участок, выезд на одну полосу движения неожиданен

      • Низами
        29.09.2017 17:46

        Точно, именно неожиданен, не смотря на знаки... Сам всегда перестраиваюсь в левую полосу перед этим сужением.
        И вдобавок хочется отметить, что на выезде из Заинска в сторону Челнов уже установлены столбы освещения, а на этом участке ничего не делается. Хотя там это, насколько мне помнится, не первая авария... Просто раньше не было таких жертв...

  • Анонимно
    29.09.2017 14:54

    Вы не учитываете что ДТП произошло перед сужжением автодороги . В любом случае хоть Камаз там ехал или трогался только автобус должен был снизит скорость до минимума.....Аллам сакласын....
    Это человеческий фактор , как человек много лет за рулем., уже всё делаеш в "автомате" и на мелочи внимание не обращает...вот этот "мелочь " и привел к трагедии.....
    Аллам Сакласын!

    • Анонимно
      29.09.2017 17:25

      Ну а раз не снизил - значит не было видно никаких габаритов у едущего по обочине грузовика со сцепкой. Вот и всё! Он с обочины, похоже, вывернул влево прямо под автобус.

  • Анонимно
    29.09.2017 15:04

    Я посоветую родственникам не молчать, а озвучить фамилии чиновников, имеющих хоть косвенное отношение к грузовикам. Бороться надо. Хотя это не освобождает водителя от вины и ответственности, но справедливость должна быть везде и во всем.

  • Анонимно
    29.09.2017 18:56

    Вы знаете , как т о , все-равно не понятно. И водителя автобуса жалко . Вроде бы , человек - профессионал. с другой стороны , на самом деле , об этих буксируемых машинах мало информации. Поэтому , у народа появляется впечатление - что-то, кто-то, и не так. 30 лет езжу по этой дороге. там есть участок - ровная дорога - видимость хорошая . но стоит знак - 70. Я , у знакомого трассового гаишника спрашиваю - зачем ?. он говорит - дорога ровная , статистика аварий здесь , на этом участке -кошмар. соболезнования всем погибшим и родным ! Особенно Галимовым. Мы оба врачи, дочь наша тоже врач , работает в Москве. Очень понимаем вас, сопереживаем

  • Анонимно
    29.09.2017 20:19

    ГДЕ ОЖОГИ У ВОДИТЕЛЕЙ МАНА И КАМАЗА?!ОНИ НЕ ПОМОГАЛИ ВОТАСКИВАТЬ ЛЮДЕЙ!

  • Анонимно
    29.09.2017 21:29

    Доберутся до всех. Там судья дотошный сидит.

  • Анонимно
    29.09.2017 21:47

    Они наверно вешали знак-треугольник на ман! Вот свидетели утверждали виновный весь в ожогах вытаскивал людей!

  • Анонимно
    29.09.2017 22:04

    А почему озвучивали по телевидению, писали в статьях в интернете, что будет судья мужчина "рассматривать громкое уголовное дело будет председатель Заинского районного суда Рустем Хакимов"
    (Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/357303) А судья была женщина, совсем не так как было изначально доложено. Кто этот судья?

  • Анонимно
    1.10.2017 11:46

    Это судьба свела их в одну точку, так в жизни бывает, а автобус ночью с людьми не должен ехать, ведь ночь так коротка, что стоит переждать его. тем более с участками с ссужением, там должен гореть свет. Где дорожники, почему нельзя трассу федерального значения обезопасить., сделав нормальное двустороннее движение.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль