Общество 
3.10.2017

Эффект Сюняева: Нобелевскую премию впервые прочат татарину

Внука муллы и ученика одного из отцов атомной бомбы отметили за вклад в понимание Вселенной

Стартовавшая накануне Нобелевская неделя может стать сенсационной для России — впервые претендентом на главную научную премию в области физики называют нашего астронома Рашида Сюняева. Обласканный властями Татарстана, Рашид Алиевич — частый гость республики: и как один из самых известных в мире татар, и как ученый, выведший местных астрономов в большой космос. Впрочем, сам он, комментируя «БИЗНЕС Online» ажиотаж вокруг его фигуры, попросил не верить гаданиям на кофейной гуще.

. Впервые претендентом на Нобелевскую премию в области физики называют нашего астронома Рашида Сюняева
Фото: itogi.ru

КТО «ВИНОВАТ», ИЛИ ДЕЛАЙТЕ СТАВКИ

Автор приятного переполоха в российской научной среде — известная международная компания Clarivate Analytics (ей владеют канадские и азиатские инвесторы), специализирующаяся, среди прочего, на вопросах рейтингования науки. Ежегодно она публикует список самых цитируемых исследователей, чьи работы оказали значительное глобальное влияние в соответствующих отраслях исследовательской деятельности. Это список считается своего рода народным шорт-листом кандидатов на Нобелевскую премию, которых, как известно, держат в тайне до самого последнего момента. И ведь этот «тотализатор» работает: за 15 лет 43 ученых из списков Clarivate Analytics были удостоены Нобелевки.

На этот раз среди 22 передовиков — астрофизик Рашид Сюняев. Отмечается, что на его работы в отечественных и зарубежных научных журналах сделано более 60 тыс. ссылок. Конкуренцию ему могут составить Митчелл Фейгенбаум из Рокфеллеровского университета (за открытия в сфере нелинейных и хаотических физических систем и определение константы Фейгенбаума) и группа из трех ученых, сделавших большой вклад в развитие углеродной электроники.

«Здесь есть некоторый нюанс, ведь Нобелевская премия по астрономии не вручается, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель отделения астрофизики и космической геодезии Института физики КФУ Наиль Сахибуллин. — Она вручается по физике. Конечно, астрофизика — это тоже физика в применении к астрономическим объектам, но все же есть некая заковыка. Тем не менее многие астрофизики получили Нобелевскую премию, однако они всегда ею награждались за исследования по физике. И происходит это довольно часто, например, относительно недавно — за открытие расширяющейся Вселенной, за исследование рентгеновских источников и черных дыр».

Добавим, что вместе с Сюняевым в перечне Clarivate Analytics и старший научный сотрудник Института химической физики им. Семенова РАН Георгий Шульпин. Отметим, что россияне в списке Clarivate Analytics появились впервые.

. Владимир Путин наградил Рашида Сюняева государственной премией РФ за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры Фото: ©Сергей Гунеев, РИА «Новости»

ЗА ЧТО, ИЛИ ВЕСЕЛОЕ ЗРЕЛИЩЕ ДЛЯ ЗЕМЛЯН

«Номинирующая» Сюняева формулировка звучит так: «За обширный вклад в углубление нашего понимания Вселенной, включая ее происхождение, процессы формирования галактик, дисковой аккреции черных дыр и многих других космических явлений». Почти как у Владимира Путина, который в этом году наградил Сюняева (вместе с его коллегой — заведующим отделом релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Николаем Шакурой) государственной премией РФ за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры. Если сказать проще, то имеются в виду исследования экстремальных процессов во Вселенной — падения (аккреции) вещества на черные дыры и нейтронные звезды. Соответствующая теория была разработана Сюняевым и Шакурой еще в 1972 - 1973 годах. Они показали, почему черные дыры — одни из наиболее мощных источников излучения во Вселенной. «Мы были очень молодыми с Колей, нам не было и 30 лет, когда мы два года работали над статьей, которая сегодня получила такую высокую оценку, — рассказывал на вручении госпремии Сюняев. — И единственное, что мы хотели сделать тогда, это понять, как же черные дыры, которые полностью поглощают свет, которые не выпускают свет совершенно, как же можно сделать их видимыми? И вот, нам удалось найти такое решение, и сегодня каждые 18 часов, это даже приятно, где-нибудь в мире выходит статья, в которой люди используют наши формулы или полученные нами тогда результаты».

А международное признание к Сюняеву пришло в 1969 - 1970 годах, когда он под руководством своего наставника Якова Зельдовича открыл то, как галактики и их скопления влияют на наблюдаемый спектр реликтового излучения. Впоследствии это было названо эффектом Сюняева — Зельдовича. Благодаря ему человечество стало лучше представлять эволюцию Вселенной.

Фото: архив фотолаборатории ГАИШ МГУ Сюняев (справа) и Шакура (слева) еще в 1972 - 1973 годах показали, почему черные дыры — одни из наиболее мощных источников излучения во Вселенной
Фото: архив фотолаборатории ГАИШ МГУ

Словом, сегодня Сюняева «настигает» результат открытий, сделанных им в 60 - 70-е годы. Не парадокс ли? «Это нормальный „разрыв“: теоретические предсказания в практику вводятся спустя десятилетия, — заверяет Сахибуллин. — В данном случае Рашид Алиевич вместе с Николаем Шакурой разработали теорию образования в двойных системах аккреционных дисков. 40 лет назад техника не позволяла в большом количестве такие объекты обнаружить, а сегодня наблюдений таких объектов стало больше, и все пытаются использовать теорию, разработанную Сюняевым и Шакурой. Сейчас на эту работу каждые 18 часов появляется ссылка. В России только двое ученых с таким невероятным показателем, и за границей — человек 20».

Также Сюняев участвовал в фундаментальных исследованиях ранней Вселенной — возглавлял исследования, которые проводились на модуле «Квант», входившем в состав орбитальной станции «Мир». Его группа в ИКИ отвечала за астрофизические наблюдения со спутников «Гранат» и «Интеграл».

Время от времени Сюняев заявляет о себе и как популяризатор астрономии. Так, в  январе 2016 года «Роскосмос» распространил видеоролик, в котором говорится о том, что через 4 млрд лет наш Млечный Путь столкнется с галактикой Андромеда. А прокомментировал видео Сюняев: «Это будет очень невеселое зрелище для землян, если они к этому времени еще будут существовать на планете. Солнечная система почувствует необычайное ускорение, нас выбросит из плоскости нашей галактики куда-то далеко. Это будет удивительный полет через такую кашу из звезд».

Яков Зельдович Международное признание к Сюняеву пришло в 1969 - 1970 годах, когда он под руководством своего наставника Якова Зельдовича (на фото) открыл, как галактики и их скопления влияют на наблюдаемый спектр реликтового излучения — эффект Сюняева — Зельдовича Фото: astronet.ru

КТО ОН, ИЛИ «А РАШИД-ТО ПРАВ»

Сюняев работает в области астрофизики высоких энергий и космологии. Учился в Московском физико-техническом институте. Доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН. Главный научный сотрудник Института космических исследований РАН (ИКИ), директор (один из трех) Института астрофизики общества им. Планка в Гархинге (Германия), которое называют негласной немецкой академией наук. Он член академий наук едва ли не всех ведущих государств, и награжден, наверное, всеми возможными астрономическими регалиями. В том числе он стал первым российским ученым, получившим премию Хейнемана (2003), среди обладателей которой несколько нобелевских лауреатов. В 2012 году Сюняеву была вручена медаль Бенджамина Франклина по физике — ее когда-то получили Нильс Бор, Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг, Петр Капица.

К слову, Королевская академия наук Швеции уже отмечала Сюняева. В 2008 году ему была присуждена премия Крафурда (одна из крупнейших в науке — $ 500 тыс.), а в 2016-м он получил медаль Оскара Клейна, присуждаемую Нобелевским комитетом и Стокгольмским университетом.

Главными учителями в жизни Сюняев называет своего отца — промышленника сталинского времени Али Сюняева  и трижды Героя Социалистического Труда Зельдовича, который является одним из создателей советских атомной и водородных бомб. Ко времени их знакомства, в середине 60-х, академик отошел от оборонных дел и занялся своей любовью — астрофизикой. Его курс назывался «Строение и эволюция звезд». Именно Зельдович «перековал» юного Сюняева, который мог бы и не пойти в астрономию — мечтал заниматься теорией поля. А в дальнейшем Якову Борисовичу даже пришлось сыграть в судьбе Сюняева роль тяжелой артиллерии. Как-то молодой ученый выступал с докладом в Физическом институте им. Лебедева, и аудитория категорически не восприняла его идеи. Общее мнение было: «Этого не может быть!» И тут в зал вошел Зельдович, с ходу оценил ситуацию и выдал: «А Рашид-то прав». «И тут смотрю: весь этот зал начинает кивать головами! Тогда я понял, что значит, когда за тобой стоит тяжелая артиллерия», — вспоминал Сюняев. К слову, в конце августа 1941 года Зельдович, который тогда заведовал лабораторией в Институте химической физики АН СССР, был эвакуирован в Казань и работал здесь до 1943-го.

. Сюняев (в центре) является членом академий наук едва ли не всех ведущих государств, и награжден, наверное, всеми возможными астрономическими регалиями Фото: ©Владимир Родионов, РИА «Новости»

ПРИ ЧЕМ ТУТ ТАТАРСТАН, ИЛИ НОВАЯ КАРТА ВСЕЛЕННОЙ

Сюняев (родился 1 марта 1943 года в Ташкенте) — из мордовских татар. «А с Казанью у него все завязалось очень просто, — рассказал Сахибуллин. — Он несколько раз приезжал сюда студентом, как-то раз зашел в Казанский университет, познакомился с моим учителем Шавкатом Хабибуллиным, так и стал заезжать. А в 1996 году университет установил в Турции полутораметровый телескоп, и он заинтересовался его возможностями и привлек казанских коллег к международному проекту по созданию космической лаборатории „Интеграл“, которая была запущена в 2003 году и до сих пор летает. Сюняев был руководителем этого международного проекта со стороны России. Сегодня он ставит задачи для нашего телескопа: мы с Земли мониторим объекты, которые наблюдаются с орбиты. Сейчас он довольно часто в Казань приезжает, а мы — в ИКИ на конференции. Наши молодые сотрудники ездят к нему в Гаршинг. Один наш студент на полгода уехал туда на обучение. Связи у нас очень крепкие. Словом, именно благодаря Сюняеву Казань теперь вовлечена в крупные международные астрономические проекты».

Среди прочего, казанские ученые поучаствуют в семилетней программе по «переписи» космических объектов, излучающих в рентгеновском диапазоне. Их будет обнаруживать российско-германская орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» (СРГ), которую запустят в сентябре 2018 года. В этом году в Казани Сюняев сообщил, что для работы с данными СРГ будут отобраны в том числе студенты и аспиранты КФУ. Таким образом, они поработают над составлением детальной карты Вселенной.

Но Сюняева связывает с Татарстаном не только «чистая» наука. Например, в этом году он был участником и одной из главных звезд съезда всемирного конгресса татар. «В какой-то степени его можно назвать и участником татарского национального движения, — говорит Сахибуллин. — Он сам ведь родом из Ташкента и пытается помочь молодым ребятам из Средней Азии, которые хотят учиться. Он помогает им всеми средствами. Сюняев приезжал на всемирный конгресс татар, он превосходно знает нашу литературу, историю. Я несколько раз вместе с ним был в музеях, так он рассказывал намного лучше, чем наши гиды. Он глубоко знает материал, не только астрономию, но и историю, всякие архивные данные, так что он широко развитый человек». К слову, дед Сюняева был муллой.

В 2013 году АН РТ организовала торжества в честь 70-летия Сюняева. Тогда «славному сыну татарского народа» вручили золотую медаль АН РТ «За достижения в науке». «Это первая золотая медаль, которую я получаю в моей родной стране!» — воскликнул тогда ученый. Тогда же его наградили орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан». Также он почетный академик АН РТ и почетный профессор Казанского университета.

«Это громадная честь — быть признанным у себя, в своей стране, в стране, где ты родился, в стране, где ты учился, начал работать, написал свои лучшие работы, — сказал Сюняев на вручении госпремии. — В стране, где родились твои дети и где сотни лет, согласно семейным преданиям, жили твои предки». Но при этом сам он живет и работает в Германии. Не парадокс ли? «Это директорство ему предложили еще в середине 90-х годов, и вообще надо понимать, что в таких странах, как Германия, Америка, директором может быть любой человек, невзирая на его национальность, паспорт, потому что смотрят на его научные заслуги, — ответил на вопрос „БИЗНЕС Online“ заместитель директора ГАИШ Константин Постнов. — Ему предложили, и он согласился. Надо понимать, что у науки нет границ, она едина. Тем более у нас фундаментальная наука в сложном положении находится: отсутствие финансирования, интереса со стороны руководителей государства. За последние 25 лет это сделало свое дело».

«Он хочет, чтобы ребята из Татарстана как можно больше работали в международных проектах, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор астрономической обсерватории им. Энгельгардта Института физики КФУ Юрий Нефедьев. — И для республики этот человек уже сделал очень много, хотя бы как один из кураторов нашего телескопа в Турции. И поймите, нет науки российской, австралийской — она глобальна. Да, он работает в Германии, но постоянно не просто приезжает в Россию, но находится здесь, он никуда от нее не удалялся. А то, что он работает в престижнейшем институте, который стал мировым брендом, так это институту очень повезло (кстати, там работает очень много россиян). Повезло и казанцам, которым и в дальнейшем будут большие плюсы от того, что такой человек есть. Не зря первые лица республики всегда принимают Сюняева в Казани, не зря он свой юбилей здесь со всей семьей праздновал. Свою причастность к Татарстану он чувствует. Хотя Рашид Алиевич родился в Ташкенте, потом в Москве жил, он считает, что Татарстан — его родина».

.  В 2013 году «славному сыну татарского народа» вручили золотую медаль Академии наук РТ «За достижения в науке»
Фото: kpfu.ru

«АСТРОНОМИЯ — ЭТО АКТУАЛЬНО»

И финальный момент. Достоин ли Сюняев Нобелевской премии? Есть ли у него шансы? И каково «астрономическое» значение внимания к его фигуре?

«Безусловно, достойная кандидатура, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов. — Но, посмотрите, обычно для тех, кого в прессе обсуждают, вероятность маленькая. Только сейчас прошла информация про биологов: премию получили те, кто нигде даже не упоминался. Это многопараметрическая задача — как определяют нобелевского лауреата, только Нобелевскому комитету это ведомо».

«Это один из лидеров мировой астрофизики, — категоричен Постнов, — автор одной из самых цитируемых работ в астрофизике. Считаю, что не хуже других. И в последнее время астрофизики нередко получали премию. Это говорит о том, что астрономия — одна из ведущих наук в плане фундаментального познания эволюции Вселенной».

«По каким критериям выбирают лауреатов, никому неведомо, — отмечает Нефедьев. — Но Сюняев, разумеется, один из ведущих астрофизиков в мировом масштабе. Он не только когда-то сделал выдающиеся открытия, но и активно работает до сих пор. Участвовать в совместных с ним исследованиях престижно». Кроме того, директор обсерватории обратил внимание на то, в какое время Сюняеву была вручена госпремия: «Сейчас начали возвращать в школы астрономию — важный мировоззренческий предмет. Астрономическое общество много раз писало письма об этом в правительство, просто на них не реагировали. Да, пока нет учебников, пособий для уроков, да и сам курс небольшой, но все равно поворот произошел!»

«Пока выдвижения Сюняева на Нобелевскую премию не было, хотя он, несомненно, этого заслуживает, — уверен Сахибуллин. — Он весьма разносторонний человек, еще будучи студентом, зарекомендовал себя необычным ученым. Он сочетает в себе качества теоретика и превосходного наблюдателя. Среди астрофизиков России это фигура номер один, без всякого сомнения. Он также признан в зарубежном научном сообществе. И, посмотрите, в XXI веке, с вводом в строй мощных телескопов, новой микроэлектронной техники, астрономы начали проникать очень глубоко во Вселенную. Поэтому если ХХ век был веком термоядерных реакций, космонавтики, то XXI-й можно назвать веком астрофизики. Среди прочего, появятся дорогостоящие кооперативные проекты по созданию орбитальных телескопов. И есть основания утверждать, что открытия будут следовать одно за другим. Для чего все это? Мы хотим познать окружающий мир, свое место в нем. И потом, мы открыли объекты, которые излучают чудовищную энергию, и надо понять, как она образуется. Если оценивать в целом, то мы освоили очень маленькую часть энергии Солнца, и рано или поздно энергетическая проблема перед человечеством встанет, и, изучая космические объекты, мы можем проникнуть в механизм освоения гигантских запасов энергии. Так что астрономия — это очень актуально».

Наконец «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием к самому Сюняеву. Он в своей обычной мягкой манере извинился за то, что не располагает временем для обстоятельного ответа на вопросы, и порекомендовал: «Особо надеяться не надо. Не верьте гаданию на кофейной гуще».

Присудят ли Рашиду Сюняеву Нобелевскую премию?
35%Премия не главное. То, что он великий ученый, и так ясно
35%Нет, вряд ли ученому из России в нынешней обстановке что-то светит
22%Да, его достижения и цитируемость говорят сами за себя
6%Лучше не надо – Нобелевская премия стала слишком политизирована
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
3.10.2017 08:08

Благодаря советской власти внук муллы стал великим ученым

Теперь внуки ученых будут становиться муллами

КХТИ развалилм духовную академию построили

  • Буре
    3.10.2017 08:08

    Благодаря советской власти внук муллы стал великим ученым

    Теперь внуки ученых будут становиться муллами

    КХТИ развалилм духовную академию построили

    • Согласен! Не люблю красных
      Но должен признать, что при Эсисисире можно было из колхозника стать большим человеком.
      А сейчас только благодаря удащливому стечению обстоятельств

      • Анонимно
        3.10.2017 08:44

        Если вовремя уехать заниматься наукой на Запад, это возможно и сегодня в науке. Лучший пример - наши последние нобелевские лауреаты - Гейм и Новосёлов!

      • Анонимно
        3.10.2017 09:32

        во времена раннего СССР из колхозов не выпускали.
        председатель колхоза не выдавал паспорта.

        отмечу, что способность стать ученым дается от рождения, а не от политического строя.

        и сейчас есть много молодых ученых

        • Оптимист
          3.10.2017 10:13

          Только они об этом не знают.
          И не узнают никогда
          Их путь дешевый никчемный вуз
          работа менеджера
          ипотека
          Кредит на машину
          зрелость
          Путешествие в Турцию
          старость
          Выплата ипотеки
          Конец

          Это не СССР

        • ПанАлекс
          3.10.2017 11:03

          Вот начитались геббельсовской пропаганды и верят всякому.
          Сами же колхозники голосованием и решали, кого отпустить в город и выдать паспорт для дальнейшей жизни в городе. А просто для командировок или поездок по стране, например в санатории, паспорт не нужен, как он не нужен на Западе!

      • Почему ты не любишь красных? В то время белые и красные мало чем отличались. Говорить, что кто-то был хуже или благороднее - это глупо. Но красные победили и дали толчок в развитии страны. Белым что мешало это сделать, когда они были при власти? Может их привилегии? Никогда не задумывался, почему разогнали сословие самураев в Японии? И как начала развиваться после этого Япония?

        • Анонимно
          3.10.2017 10:39

          Россия как Япония развивалась как раз до победы красных! А все успехи индустриализации в СССР, связанные с уничтожением крестьян как вредного класса, в конечном счёте привели к закупкам хлеба на Западе, обнищанию российской деревни и развалу СССР.

          • У вас каша в голове) Какие достижения были у Российской Империи на рубеже 20 века?

            • Анонимно
              3.10.2017 13:05

              Нобелевские премии Мечникова, Павлова, произведения Чехова Блока, Толстого, Бунина, открытия Столетова, Попова, Жуковского, бурный экономический рост с конца 19 века и вплоть до 1913 года - Вас не впечатляют?

              • Я спрашиваю про достижения, а не про произведения)) Где вы взяли информацию про экономический рост? Вам пудрят мозги. Если вам скажут, что рост в машиностроении или паровозостроении составил 100% , то просто включите мозг. Построили, допустим, за 13 лет один единственный паровоз - вот вам и рост в 100%. А сколько этих паровозов строили за пятилетку в СССР?

          • Анонимно
            3.10.2017 11:56

            Хлеб в Канаде стал закупать троцкист Хрущёв.Последователи,ныне в Правительстве РФ.

            • Российская Империя экспортировала зерно, а крестьяне с голода умирали. Благодаря Первой мировой, крестьяне начали лучше питаться, так как экспорт зерна был невозможен. Вот такой вот парадокс.

              • Анонимно
                3.10.2017 14:38

                Особенно хорошо они питались с начала 20-х и до конца 80-х, с обострениями во времена голодоморов по всей стране. Вешайте лапшу и дальше, товарищ Сухов, и ностальгически вспоминайте про колбасные поезда до Москвы в эпоху застоя!

                • Анонимно
                  3.10.2017 18:36

                  Не несите чушь. Последни голодоморы были в 30-х годах. Военное время не в счет. Голодоморы на Украине были по вине самих чиновников-украинцев, потому что занимались приписками и самих украинцев, что прятали зерно. А потом это зараженное зерно, принимая в пищу.

                  • Анонимно
                    3.10.2017 18:51

                    Отсутствие белого хлеба в магазинах в начале 60-х голодомором, конечно, не было, но на всю жизнь запомнилось. Выпады в адрес братского народа, свидетельствующие о Вашей высокой нравственности, пусть останутся на Вашей совести.

            • Анонимно
              3.10.2017 15:10

              Человеку в год нужно 70 кг зерновых, а в СССР выращивали по 700 кг. 630 кг шли на корм скоту и технические нужды. Сейчас эти 630 кг (только в этом году достигли уровня СССР, благодаря погоде)пытаются продать (скота нет), но это сложно сделать не в убыток себе.

              • Анонимно
                3.10.2017 15:31

                Вы ещё забыли посчитать, сколько тогда зерновых просто сгнивало на полях из-за высокоэффективного колхозного сельского хозяйства с рекордно-высокими урожаями порядка 15-20 центнеров с га!

                • Анонимно
                  3.10.2017 17:05

                  На всех зерновых полях с ранней весны самолетами вносили удобрения и даже на песке получали не меньше 20-25 центнеров. Сейчас эти пески (Лаишевский район РТ) заброшены, зарастают березняком. При нынешней агротехнике собирали бы в разы больше (30 лет прошло). Убирали мобильными отрядами (Ипатьевский метод).

          • Анонимно
            3.10.2017 21:05

            совершенно заурядное. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона 1911 г. издания имеется обширная статья «Голод в России». Вот лишь небольшая выдержка: «В 1872 г. pазpазился пеpвый самаpский голод, поpазивший именно тy гyбеpнию, котоpая до того вpемени считалась богатейшей житницей России. И после голода 1891 г., охватывающего гpомадный pайон в 29 гyбеpний, нижнее Поволжье постоянно стpадает от голода: в течение XX в. Самаpская гyбеpния голодала 8 pаз, Саpатовская 9. За последние тpидцать лет наиболее кpyпные голодовки относятся к 1880 г. (Hижнее Поволжье, часть пpиозеpных и новоpоссийских гyбеpний) и к 1885 г. (Hовоpоссия и часть нечеpноземных гyбеpний от Калyги до Пскова); затем вслед за голодом 1891 г. настyпил голод 1892 г. в центpальных и юго-восточных гyбеpниях, голодовки 1897 и 98 гг. пpиблизительно в том же pайоне; в XX в. голод 1901 г. в 17 гyбеpниях центpа, юга и востока, голодовка 1905 г. (22 гyбеpнии, в том числе четыpе нечеpноземных, Псковская, Hовгоpодская, Витебская, Костpомская), откpывающая собой целый pяд голодовок: 1906, 1907, 1908 и 1911 гг. (по пpеимyществy восточные, центpальные гyбеpнии, Hовоpоссия)».

            Получается, что сытые годы были, пожалуй, исключениями в череде голодных. Причиной голода называется неурожай, что не совсем верно. Главной причиной было то, что царское правительство усиленно выгребало у крестьян зерно, чтобы иметь возможность экспортировать его и расплатиться с кредитами, а кредиты Россия брала, потому что не могла без кредитной подпитки наполнить бюджет. Вопрос стоял так: либо очередной кредит на кабальных условиях, либо революция. В случае неурожая Российская империя не прекращала экспорт зерна, потому крестьяне и голодали.

        • М.К.
          4.10.2017 11:45

          Белые не были у власти, если не считать короткий Врангелевский период в Крыма.

      • Анонимно
        3.10.2017 17:49

        "Большой человек" и "большой ученый" совершенно разные вещи.

    • Анонимно
      3.10.2017 17:48

      Насчет "великого ученого" узнаем через четверть века.

      Мулла ничем не хуже 1-го секретаря обкома.

    • Анонимно
      4.10.2017 20:34

      "Благодаря Советской власти..." появился Павлик Морозов, сын стал предавать отца.
      Именно у мулл с наибольшей вероятностью могут появиться гениальные дети-мыслители.. И примеров множество из истории.

  • Зри в корень
    3.10.2017 08:31

    ...как вовремя примазаться к славе...??? Вот так.....

  • Анонимно
    3.10.2017 09:17

    Земля плоская, над 100км вода, выше солнце с луной одинаковых размеров на высоте 5000 км, красивый и цветной закат самого неба обеспечивает аргон и гелий на самых верхних слоях атмосферы...забудьте про 5 класс и взгляните новыми глазами. Черные дыры это теория и совершенно сухая на сегодня.

    • Анонимно
      3.10.2017 17:22

      Вчера мне таксист эту теорию пересказывал. Откуда эта дремучесть выползла?

      • Анонимно
        3.10.2017 18:36

        У Вас есть экспериментальные доказательства?
        Приведите, пожалуйста.
        Иначе вы не только "дремучая", но и лживая.

  • Анонимно
    3.10.2017 10:23


    Азат Д

    Какую пользу он России, Татарстану принёс?

  • Анонимно
    3.10.2017 10:35

    Родился в Ташкенте, жил и творил в Нерезиновой, при чем тут РТ? Он не продукт татарстанского общества, ничем ему не обязан. Считает себя татарином- почему не астрофизиком))))

  • Анонимно
    3.10.2017 10:43

    Удивительный человек и я горжусь, что он наш соотечественник! непостижимые, удивительные знания.

  • Анонимно
    3.10.2017 11:01

    Жаль, что наукой можно заниматься только в отделении от исторической Родины. А, ведь, столько талантливой молодежи!

    • Анонимно
      3.10.2017 15:31

      премия эта - суперангажированная, насквозь политизированная и выдается только "своим", кого хозяева-янки назовут. Престиж ее - дутый. Об этом здорово сказал ВВКожинов в свое время

      • Анонимно
        3.10.2017 17:20

        Во-первых, кто такой ВВКожинов? Во-вторых, назовите кого-то, кто мог бы быть удостоен этой премии и не получил из-за суперангажированности и политизированности. Не надо молоть чепухи и сыпать на голову шелуху российскую.

        Б.

        • Анонимно
          4.10.2017 01:34

          Менделеева не дали Нобелевской премии. Это всё, что я могу сказать о Нобелевской премии. Почитайте его историю. 4 (!!!) раза номинировали. 3 раза прокатили, один раз аж с переголосованием. 4-го раза он дождался, умер. А ведь вся - ВСЯ! - современная химия базируется его открытии. И еще на Теории строения оргагических вешеств нашего же Бутлерова. Конкуренты были смешные, зато свои. За открытие фтора дали. Где фтор и где Периодическая система? И такие примеры можно ещё приводить и приводить.

          • Анонимно
            4.10.2017 07:51

            Завойскому не дали! Хотя академик Гинзбург, сам лауреат, считал именно нашего учёного, открывшего в 1944 году ЭПР в Казанском университете, наиболее достойным этой награды из всех советских физиков. Однако это ни в коей мере не означает, что нобелевки по естественно-научным дисциплинам присуждаются несправедливо. Просто хороших работ часто больше, чем премий.

            • Анонимно
              4.10.2017 11:55

              Завойскому может быть и дали бы Нобелевскую премию, но он исчез с научного горизонта. Опубликовали работу, и все, затем он стал работать в секретной лаборатории. Никто и не знал, есть такой физик или нет его. А Гинзбург это сказал не в упрек нобелевском комитету, а как оценку этой работы Завойского.

              Б.

              • Анонимно
                4.10.2017 13:36

                Политика, а именно начало холодной войны - могла сыграть решающую роль в неприсуждении Завойскому премии, в то время как Парселл и швейцарец Блох за аналог этого открытия - ЯМР - нобелевку в 1952 году получили. Гинзбург же упрекал, отчасти, и своих соотечественников, не всегда активно номинировавших Завойского на премию в 60-е и 7О-е годы, когда он уже был академиком и работал в Курчатовском институте.

          • Анонимно
            4.10.2017 11:52

            Господин хороший, так периодическую таблицу назвали таблицей Менделеева только в России. И на то есть основания, так как такую же таблицу предложили несколько ученых, и никто не считал, что роль там Менделеева была решающей. Он всего лишь один из тех, кто работал над такой таблицей. И все. А то, что его тут возвели в ранг создателя такой таблицы, ну у нас много мифов сочиняют.

            Б.

    • Анонимно
      3.10.2017 16:58

      Самое главное свое открытие он совершил в Москве, а в Германии он лишь почивает на лаврах

  • Анонимно
    3.10.2017 11:05

    Успехи фундаментальной науки сразу в долларах или рублях не измерить! Но, в конечном итоге, выгода от таких открытий, подобных лучшим работам Сюняева, - бесценна!!!

  • Анонимно
    3.10.2017 11:45

    В одном из своих выступлений астрофизик Рашид Сюняев назвал себя учеником академика Якова Зельдовича.

    • Анонимно
      3.10.2017 16:33

      Любую БЛЕСТЯЩУЮ Работу в Физике в нынешнее Время в России НЕВОЗМОЖНО опубликовать , не говоря уже о её ВНЕДРЕНИИ. Почти ВСЁ ЭТО - связано с ЭНЕРГЕТИКОЙ , которая в СВОЮ очередь СВЯЗАНА с НЕФТЬЮ и ГАЗОМ , которые находятся под ЖЁСТКИМ КОНТРОЛЕМ частных Корпораций . Если за спиной молодого Учёного не стоИт Академик - ДЕЛО не СДВИНЕТСЯ ,ни на миллиметр. А ОТКРЫТИЯ в России - даже НЕВОЗМОЖНО ЗАСТОЛБИТЬ...

  • Анонимно
    3.10.2017 11:50

    свой взор на небо. Там как раз есть и то, что мы называем ускорителями, там происходят процессы, в которых участвуют колоссальные энергетические всплески. Это и есть так экспериментальная площадка, на которой экспериментирует сама природа. Нам остается только наблюдать и получив новые факты, строить свои теории, подтверждать или опровергать старые.

    Думаю, ответил на ваш дурацкий вопрос. Правда, нажав на кнопку на клаве отправили сообщение не подписав и не закончив мысль. Думаю, модератор исправит.

    Б.

  • Зри в корень
    3.10.2017 14:56

    ...пролетели...мимо ..$$$$$$$$

    • Анонимно
      3.10.2017 17:22

      Уже дали нобелевку американцам, Кипу Торну и компании, за детектор гравитационных волн. А создателей нашего казанского детектора Дулкын травили местные удащливые ли науки

  • Ильдар Абый
    3.10.2017 15:09

    Побольше бы таких статей об ученых, а то только вспоминаем о них, когда им премию дают или когда они умирают.

    • Анонимно
      3.10.2017 17:52

      А о русских гениальных учёных. живших и творивших в Казани, Вы не хотите узнать?

  • Анонимно
    3.10.2017 17:19

    В пролете... Премию дали американцам за исследования гравитационных волн. Напишите лучше статью, как Академия наук РТ похоронила детектор гравитационных волн Дулкын, который делали в Казани наши ученые. Многие зарубежные специалисты признавали, что он более перспективный, чем американскиц LIGO, который, в результате и получил премию.

    • Анонимно
      3.10.2017 17:26

      В Казани, кстати, на ыизфаке университета единственная в России кафедра гравитации и теории относительности, которая занимается, в частности, и гравитационными волнами. Там могут много рассказать про историю вопроса.

      • Анонимно
        3.10.2017 17:53

        С удовольствием послушаем.
        И о профессоре Петрове в том числе.

        • Анонимно
          3.10.2017 18:04

          Практически готовый детектор гравитационных волн, созданный казанский учеными, лежит где-то в подвале ГИПО. В последний момент решили, что деньги нужны на очередной Сабантуй, а не на запуск эксперимента. А это была практически единственная серьезная тема АН РТ в фундаментальной физике

          • Анонимно
            4.10.2017 21:58

            АН РТ занимается в основном написанием докторских на заказ, и их защитой в узком кругу. Реальной наукой занимаются люди, держащиеся от АН РТ на почтительном расстоянии.
            Именно поэтому в провале нашей науки на мировой арене виновато именно АН РТ. Они не смогли довести до законченного результата ни одну научную идею, высказанную казанскими учеными. Зато эти идеи хорошо умеют заимствовать иностранные ученые, которые пачками приезжают к нам. Они отлично понимают, что наши все равно до финала ничего не доведут. Поэтому по приезду домой, они смело выдвигают эти идеи как свои собственные. И при реальной поддержке своих научных структур и заинтересованных инвесторах, быстро получают патентованный результат. А наши потом лишь локти кусают отдосады.
            У нас нет научных лоббистов!!! Именно поэтому от нас уезжают все, кто хочет увидеть результат своих исследований, а не просто числиться в списке работающих над темой, и ничего не добившихся в итоге.

            • Анонимно
              4.10.2017 23:30

              Вы уж меня простите, но вот там на Западе давно уже Россию не воспринимают ка страну, где можно заимствовать какие-то идеи. Нет их. А про детектор гравитационных волн, созданный в Казани вряд ли имеет смысл говорить. И дело в том, что его помощью вряд ли можно было бы зафиксировать такие волны. Да и потратить на эти работы более 20 млрд. рублей никто бы не согласился. Наука очень дорогая вещь. Надо браться за работы по плечу или участвовать в кооперации с теми, кто такие траты может себе позволить и согласен взять в партнеры. И не надо опять таки про то, как они у нас идеи воруют. Это скорее этим у нас занимаются. Им этого не нужно, они могут просто пригласить ученого к себе, заплатив вполне солидные деньги, если это стоит.

              Б.

        • Анонимно
          3.10.2017 18:08

          Петров еще этим не занимался, это уже более новое поколение - Балакин, Даишев, а также Мурзаханов - энтузиаст, который непосредственно создавал установку

      • Анонимно
        3.10.2017 17:55

        КФУ гравитационные волны не нужны - слишком призрачно и не даёт прибыли. Там на первых позициях - нефть и медицина. Впрочем, никаких значимых достижений нет и пока не предвидится...

        • Анонимно
          3.10.2017 18:41

          Что значит КФУ "не дает прибыли"?

          КФУ это банк, завод или все же университет, где"добывают" новые знания?

          С другой стороны - КФУ "дает 300- процентную прибыль...

          А как сказал К.Маркс - нет такого преступления. на которое не пошел бы капитал имея 300-процентную прибыль...

  • Анонимно
    3.10.2017 19:08

    О единой физической картине мира
    И.Н. Беляев

    Противоречия в основах физики разрешаются демонстрацией единства классического и квантового подхода. Кратко излагается схема создания единой теории элементарных частиц.

    Ключевые слова: кватернионы, октонионы, действие, корпускулярно-волновой дуализм, функциональный интеграл, квантовомеханические операторы, энтропия, диаграммы Фейнмана, аксиальная аномалия, духи Фаддеева-Попова, уравнения Максвелла, уравнения распространения света, уравнение непрерывности заряда, структура Вселенной, второй закон термодинамики, единая теория элементарных частиц, исключительные группы Ли, квантование метрики, нарушение симметрии.

    • Анонимно
      3.10.2017 20:53

      Полное не понимание того, что написали, перечень терминов из учебника по теоретической физики без особой связи друг с другом. И к чему это все?

      Б.

  • Анонимно
    3.10.2017 23:29

    Сглазили

  • Анонимно
    4.10.2017 11:50

    Статья тяжелая. Будто бы оправдывающаяся. А между тем есть плеяда блестящих ученых- татар , которые превосходят многих нобелевских лауреатов.
    Нобелевская премия-это уже только одна из всех премий, премия от Швеции, от их понимания науки и искусства.

  • Анонимно
    4.10.2017 22:06

    А почему никто не вспоминает нашего земляка ( уроженца Балтасинского района) Гинията Халиуллина, который оказался здесь не востребованным, зато на Западе стал очень известным в ученых кругах?

    • Анонимно
      4.10.2017 23:38

      Ну тут ведь речь все же идет о звездах высшей пробы. Хотя следовало бы и писать про тех ученых, которые реально вносят большой вклад в науку, особенно, если и наши с вами соотечественники.

      Б.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль