Общество 
5.10.2017

Игорь Баринов: «Несмотря на поручение генпрокуратуре, очень важно семь раз отмерить...»

Глава агентства по делам национальностей провел целый форум по языковому вопросу, но четкого ответа, как быть с поручением Путина, не дал

«Насильно заставлять детей учить национальные языки нельзя: возникают проблемы, недоверие и недовольство родителей», — заявил «БИЗНЕС Online» глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов в кулуарах форума по языковой политике в Москве. Представители Татарстана не дали бой: депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов призвал «уйти от политизации темы», а докладчик КФУ лишь констатировал, что языковая политика в республике и сейчас «не обеспечивает желаемого результата».

Игорь Баринов: «Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это в первую очередь вопрос сохранения его национальной идентичности» Игорь Баринов: «Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это в первую очередь вопрос сохранения его национальной идентичности» Фото: tpprf.ru

«ЕСЛИ БЫ НЕ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК, РАСУЛ ГАМЗАТОВ БЫЛ БЫ ПОЭТОМ ОДНОГО АУЛА»

В Торгово-промышленной палате РФ прошел представительный форум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза», организованный федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН). Ученые-филологи и преподаватели со всей страны собрались в самом центре Москвы, чтобы обсудить проблемы «великого и могучего» и других языков народов России. В ходе двухчасового пленарного заседания, а также на четырех секциях (каждая по три часа) готовились предложения «по созданию оптимальных условий для сохранения и развития языков» нашей страны и «организации образовательного процесса с целью формирования общероссийской гражданской идентичности с учетом языковой ситуации в регионах». 

Как известно, именно эта тема сегодня представляет особую актуальность для национальных республик, в том числе РТ, где татарский язык как второй государственный пока остается обязательным для изучения в школах. Однако на июльском заседании Госсовета в Йошкар-Оле президент страны Владимир Путин неожиданно заявил, что детей «заставлять» изучать неродной для них язык нельзя, а 28 августа последовало поручение генпрокурору Юрию Чайке и главам регионов «проверить обеспечение изучения родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик, на добровольной основе по выбору их родителей (или законных представителей)». Результаты проверок должны быть представлены до 30 ноября. Что интересно, министр образования РФ Ольга Васильева в ходе общероссийского родительского собрания при этом заявила: «Не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне. Поэтому надо рассматривать каждый конкретный случай».

Заполнившие до предела конгресс-холл ТПП участники форума с особым нетерпением ждали анонсированного появления министра образования РФ. Васильева должна была выступить с докладом, а потом ответить на вопросы журналистов, которые жаждали прояснить позицию минобра по животрепещущему вопросу. Однако сделать этого так и не удалось: ее кресло в президиуме с соответствующей табличкой, увы, пустовало. Не приехал и «человек-оркестр», бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко (ныне он является зампредом комитета Госдумы по образованию), способный выдать зажигательные комментарии практически по любому поводу. Министр, как сообщили «БИЗНЕС Online» организаторы, задержалась на другом мероприятии, а какие дела не позволили присутствовать депутату, так и осталось загадкой. Могло даже возникнуть впечатление, что чиновница и народный избранник элементарно решили не подставляться: а вдруг их слова не совпадут с верховным мнением?

Открыл пленарное заседание руководитель ФАДН Игорь Баринов, который начал со слов основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского. Мол, язык — это самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народов в одно великое историческое живое целое. При этом Баринов подчеркнул, что вопрос развития и функционирования русского и других языков народов России тесно связан с гармонизацией межнациональных и межрелигиозных отношений и с обеспечением гражданского единства государства. Как отметил Баринов, сегодня в России действует более тысячи национально-культурных автономий, сотни центров и землячеств. Кроме того, к нам приезжают на постоянное место жительства представители 150 стран мира. При этом граждане РФ сейчас говорят на более чем 300 языках, включая диалекты. Среди них 7 «языков-миллионеров» — в их числе русский, татарский, чувашский, чеченский, армянский, башкирский. «Обеспечение мира и единства сегодня невозможно без сохранения уникального наследия, которое хранят языки народов России и русский язык, который имеет не менее богатую историю, чем наше государство. А русский язык послужил основой для создания письменности более чем 70 языков. Внутри России в силу исторических причин русский не конкурирует с другими языками за право быть средством межнационального общения», — подчеркнул глава ведомства. 

При этом он заметил, что без участия государства повысится риск утратить некоторых из них, а этого бы не хотелось. «Для каждого народа вопрос сохранения родного языка — это в первую очередь вопрос сохранения его национальной идентичности», — добавил Баринов. Видимо, поэтому ФАДН в прошлом году провело 830 мероприятий, посвященных русскому и национальным языкам, в которых приняли участие 4,1 млн человек.

Главу агентства беспокоило то, что большинство мигрантов-гастарбайтеров «не владеют русским языком или демонстрируют довольно низкий уровень, что отражается на развитии отношений, препятствует комфортной интеграции в общество и делает мигрантов легкой добычей для деструктивных сил, в том числе радикальных». Однако со скользкой темы экстремизма на языковой почве Баринов быстро вырулил на общечеловеческие мотивы. «Достаточно вспомнить слова великого дагестанского, аварского поэта Расула Гамзатова. Он говорил, что был бы поэтом одного аула, если бы не великий русский язык. А благодаря русскому Гамзатов стал общероссийским символом», — сказал он. 

Говоря о проблемах, глава ФАДН отметил, что в странах постсоветского пространства немало примеров навязывания русскоязычному населению неродного ему языка. «Данные факты прямого и косвенного принуждения не должны иметь место и внутри нашей страны, — аккуратно „въехал“ чиновник в болезненную тему и тут же усложнил задачу правильно понять его. — Но в заботливом отношении нуждается не только русский, но и все языки народов России. По данным ЮНЕСКО, 136 языков России находятся в опасности: из них 22 — в критическом состоянии, 29 — в серьезной опасности, 49 — под угрозой исчезновения. При этом насильственной русификации не происходит».  

Ильдар Гильмутдинов заявил о необходимости создания концепции сохранения и развития языков народов России, в которой должна содержаться объективная оценка языковой ситуации в разных субъектах РФ Ильдар Гильмутдинов заявил о необходимости создания концепции сохранения и развития языков народов России, в которой должна содержаться объективная оценка языковой ситуации в разных субъектах РФ Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧИСЛО ДЕТЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ РОДНОЙ ЯЗЫК, УМЕНЬШИЛОСЬ В 3,5 РАЗА ПО СРАВНЕНИЮ С СЕРЕДИНОЙ 90-Х»

И. о. президента ТПП РФ Максим Фатеев в своем приветственном слове призвал руководителей национальных регионов обратить внимание на то, что изучение родных языков не может идти в ущерб изучению русского, то есть государственного языка всей РФ. И эту мысль повторили многие выступавшие на пленарном заседании. В полном соответствии с занимаемой должностью Фадеев также подчеркнул, что многие работающие в России иностранцы плохо изъясняются по-русски — показателем этого является безграмотная реклама их товаров и услуг. В связи с этим он заявил о необходимости организовывать специальные программы для обучения зарубежных бизнесменов.    

Наиболее эмоционально выступил председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, представляющий Татарстан в нижней палате парламента. Сначала он отметил уникальный опыт России в создании многоязычного государства, которому нет аналогов в полиязычной европейской практике. При этом депутат с болью отметил, что в России, как и во всем мире, трансформируется языковая среда. «Сейчас для большинства школьников владение иностранным языком становится более значимо, чем умение грамотно изъясняться на русском или родном языке. Снижается уровень языковой грамотности. Иногда, послушав их, вообще непонятно, на каком языке они разговаривают. Смесь русского языка и смесь слов... — не нашелся с термином Гильмутдинов и резюмировал. — Я не знаю, откуда они их набрали». 

По его словам, число изучающих родной язык детей, по некоторым оценкам, уменьшилось в 3,5 раза по сравнению с серединой 90-х годов. Такая динамика, по его словам,  связана с проводимой оптимизацией и переводом малокомплектных школ в более крупные.  

Развитие языковых отношений требует совершенствования законодательства в части сохранения и использования государственного языка России и государственных языков РФ, считает Гильмутдинов. Он заявил о необходимости создания концепции сохранения и развития языков народов России, в которой должна содержаться объективная оценка языковой ситуации в разных субъектах РФ. Особого внимания и совершенствования требует также система подготовки педагогических и научных кадров. Одна из проблем заключается в том, что сейчас нет специальности по подготовке воспитателей детских садов, которые могли бы работать с двуязычным ребенком, отсутствует и специальность учителя начальных классов с обучением на родных языках. Депутат напомнил присутствующим, что в 5 лет ребенок усваивает несколько языков, и поэтому надо усиливать языковую работу в этом возрасте. Кроме того, необходимо поддерживать специализированные вузы, расширять перечень учебников по национальным языкам. «Сейчас в федеральный перечень входят только учебники по изучению лишь татарского, хакасского и якутского языков и национальной литературы, — посетовал Гильмутдинов. — Необходимо повышать статус национальных языков...»

Наконец и он перешел к главной теме, но четких рецептов не дал: «В последнее время много разговоров о государственных языках республик. Но я просил уйти от политизации этой темы. Никакой там политики нет. Есть тема, которая требует внимательного обсуждения, как сделать так, чтобы государственные языки республик нашли свое место и конституционные права граждан реализовывались. Все эти проблемы решаемы, понимание есть и со стороны республик, и со стороны центра. Надо сесть и аккуратно все решить, и все будет нормально. А у ребенка должно быть право сдавать экзамен на родном языке по тем предметам, которые он считает нужным. Не обязательство, а права. А как это реализовать, надо подумать».

Затем выступила замдиректора департамента государственной политики в сфере общего образования минобра РФ Ирина Мануйлова. Ее выступление не было заранее заявлено, из чего можно было сделать вывод, что чиновницу прислали на замену Васильевой. Мануйлова привела такую статистику: в России, помимо русского, существуют 24 языка со статусом государственных (в «своих» национальных субъектах РФ) и более 70 с факультативным изучением. Вопросы их изучения регулируют 1190 нормативно-правовых акта субъектов федерации. «Законодательство в целом предусматривает право получить обучение как на государственном языке, так и на родном, — отметила она. — Но оно не должно осуществляться в ущерб изучению основного государственного языка — русского». Представитель минобра также сообщила, что федеральный госстандарт обеспечивает возможность изучения государственного языка РФ и государственных языков республик и родных языков. На всероссийской конференции в 2016 году было решено подготовить план разработки примерных образовательных программ по изучению языка и литературы. В настоящее время принято 8 примерных программ по алтайскому, крымско-татарскому, украинскому, финскому, греческому, татарскому, вепсскому, карельскому языкам. Все они внесены в реестр общеобразовательных программ.  

Завершилась пленарка награждением лауреатов всероссийской общественной премии за сохранение языкового многообразия «Ключевое слово». В номинации «За продвижение языков России за рубежом» победителем был признан Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета за проект «Научно-образовательный центр». Награду получила Резеда Мухаметшина, директор Высшей школы русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. После того как ей вручили диплом и роскошный букет алых роз, Мухаметшина отметила, что татарский и русский языки изучают практически на всем земном шаре — в Австралии, странах Америки и, разумеется, в Европе. 

Резеда Мухаметшина отметила, что татарский и русский языки изучают практически на всем земном шаре – в Австралии, странах Америки и, разумеется, в Европе Резеда Мухаметшина отметила, что татарский и русский языки изучают практически на всем земном шаре — в Австралии, странах Америки и, разумеется, в Европе Фото: kpfu.ru

«МЫ МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ»

На пресс-подходе Баринова корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил его (в отсутствие Васильевой) обозначить позицию ведомства: имеют ли национальные республики — такие как Татарстан или Башкортостан — право вводить на своей территории обязательное для всех изучение вторых государственных языков или они могут изучаться только факультативно?

«Это вопрос не ко мне, рекомендации на этот счет должно разработать минобрнауки. Но те поручения, которые дал президент России, касаются изучения родных языков (это не так, в поручении речь идет о добровольности изучения языков в обеих ипостасях — и как государственного, и как родногоприм. ред.). А пропорции в изучении русского и родных языков не должны ущемить или уменьшить изучение родных языков в национальных республиках. Необходимо сохранить возможность для русскоязычного населения учить детей и учиться на русском языке в национальных республиках. К сожалению, эта тенденция, когда идет сокращение изучения русского языка, существует в некоторых национальных республиках, и она часто приводит к тому, что русскоязычное население покидает эти территории. Это всегда плохо, когда та или иная территория начинает превращаться в моноэтническую. В моноэтнических регионах отсутствует культура межнационального, межкультурного общения, и мы отмечаем это в ходе наших социологических исследований», — ответил Баринов, умудрившись ничего не сказать по сути вопроса.

Впрочем, дальнейшие слова руководителя ФАДН, пожалуй, можно трактовать лишь в одном ключе: татарский язык — хорошо, но заставлять его учить — плохо. «По поводу Татарстана. Мы считаем, что это огромный плюс, когда человек изучает язык народа, с которым проживает вместе на одной территории. Это расширяет кругозор, мировоззрение. Но заставлять это делать насильно, мне кажется, нельзя. Очень важен баланс. Когда идет перекос, возникают проблемы, недоверие и недовольство родителей», — отметил Баринов.

Однако и рубить сплеча, ломая пусть неверную, но устоявшуюся практику, чиновник считает неправильным. «Несмотря на поручение генпрокуратуре, очень важно семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать и найти компромисс, который устроил бы и преподавателей родных языков в национальных республиках, и русскоязычное население. Мы сегодня на пленарке обсуждали, насколько это важный, сложный, щепетильный и чувствительный для каждого человека вопрос, — сказал Баринов, но тут же поправился. — И принижать роль русского языка как языка межнационального общения, надкультурной интеграции ни в коем случае нельзя. Иначе мы можем получить очень неприятные тенденции в национальных регионах».

«МИЛЛИОНЫ ЮНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ ЗАВИСЛИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ СИСТЕМАМИ»

На тематических секциях, которые прошли во второй части форума, об изучении татарского языка в школах различных субъектов Федерации говорили выступающие из Оренбурга, Уфы, Чебоксар, Саратова и, конечно, Казани.

В ходе дискуссии «Русский язык как традиционная основа взаимопонимания и сотрудничества народов России» выступила Расима Шамсутдинова, заведующая кафедрой татарского языка и литературы Института развития образования РТ. Ее доклад был посвящен преимуществам образования детей на нескольких языках одновременно начиная с самого раннего возраста. По ее словам, в большинстве национальных регионов еще в советские времена сложилась такая ситуация, что значительная часть учащихся в основном городских школ, очень плохо владеет своим родным языком. «В итоге на огромных пространствах России сформировались культурно-аморфные зоны, в которых нет культурной доминанты, — считает она. — Миллионы юных граждан России сейчас оказываются в ситуации „полукультурья“, зависая между разными культурными системами».

При этом проблема усугубляется тем, что в большинстве национальных регионов России практически отсутствует современная система начального образования на родных языках. Шамсутдинова уверена: «В результате школьники не имеют возможность обучаться на том языке, на котором они думают и воспринимают мир. Это приводит к тому, что та часть из них, которая живет прежде всего в сельской местности национальных регионов лишена перспективы получить качественное образование».

Помимо родного языка, со второго класса в национальных школах начали преподавать иностранные. Шамсутдинова задается вопросом: насколько эффективным является процесс обучения одному неродному (иностранному) языку с помощью второго неродного (русского) языка, который только в первом классе начал изучаться школьниками? Выходом из этой ситуации она видит одновременное преподавание части предметов на родном (нерусском) языке, второй части — на русском языке, третьей — на иностранном. Этот метод она назвала «полилингвальной образовательной моделью», по ее мнению, она способна создать необходимые условия для обеспечения качественного образования.

Роман Дощинский: «Родители русских, и не только русских детей борются за право получения их детьми полноценного знания русского языка, но безрезультатно» Роман Дощинский: «О чем свидетельствует данное письмо? Фактически о принудительном обучении детей татарскому языку за счет русского языка» Фото: mioo.ru

«РОДИТЕЛИ РУССКИХ ДЕТЕЙ БОРЮТСЯ ЗА ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ ИХ ДЕТЬМИ ПОЛНОЦЕННОГО ЗНАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

О том, насколько эта модель хороша для русскоязычного населения национальных республик, Шамсутдинова не рассказала. За нее это сделал Роман Дощинский, доцент кафедры гуманитарного образования Московского института открытого образования. Он начал свое выступление с цитаты из письма, присланного в Общественную палату РФ из Татарстана. Автор сообщил, что его сын 8 лет учится во втором классе в одной из казанских школ. «Родители русских, и не только русских, детей борются за право получения их детьми полноценного знания русского языка, но безрезультатно, — говорится в письме. — Новый федеральный стандарт общего образования предусматривает, наряду с изучением государственного языка Российской Федерации, изучение в школе родного языка из числа языков народов России». «О чем свидетельствует данное письмо? — вопросил аудиторию Дощинский. — Фактически о принудительном обучении детей татарскому языку за счет русского языка».

По его мнению, изучению русского языка в национальных республиках не уделяется должного внимания, несмотря на декларативные заявления, официальные отчеты и солидное финансовое обеспечение, например, через федеральную целевую программу «Русский язык». «Свидетелями этому мы были, например, в приграничных с Грузией территориях Дагестана, — рассказал Дощинский. — Там один учебник русского языка на класс — вполне нормальное явление. Оказалось, что учителя русского языка на своих уроках общаются с учениками не по-русски. Объясняют они это тем, что боятся элементарного непонимания со стороны учеников».

Чтобы решить эту проблему, докладчик призвал воспользоваться советским опытом, когда дипломированные педагоги по распределению попадали в глубокую провинцию и национальные окраины, а постоянное присутствие «русских» учителей на периферии считалось одним из приоритетных направлений кадровой работы.

Радиф Замалетдинов: «Угроза потери татарским народом родного языка и этнонациональной культуры порождает проблему сохранения, развития и широкого распространения татарского языка, литературы и культуры» Радиф Замалетдинов: «Угроза потери татарским народом родного языка и этнонациональной культуры порождает проблему сохранения, развития и широкого распространения татарского языка, литературы и культуры» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОРЕННЫЕ ТАТАРЫ ВСЕ ЕЩЕ СЛАБО ВЛАДЕЮТ ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ, ПЛОХО ОРИЕНТИРУЮТСЯ В ТАТАРСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ»

Самая интересная сессия «Актуальные вопросы национальной и языковой политики» по непонятной причине оказалась закрыта для журналистов. Однако «БИЗНЕС Online» удалось ознакомиться с докладом Радифа Замалетдинова, директора Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

«Можно констатировать значимые проблемы, связанные с функционированием и развитием языков народов, населяющих Российскую Федерацию, характерные в том числе и для татар, которые являются вторым по численности народом России, — говорится в докладе. — Этнокультурное развитие Республики Татарстан неотделимо от развития национальной культуры всего татарского народа. Из 7 миллионов татар более 5 миллионов проживают вне Татарстана, в различных регионах РФ, странах СНГ и в дальнем зарубежье, т. е. оторваны от своих традиций, от национальной культуры. Угроза потери татарским народом родного языка и этнонациональной культуры порождает проблему сохранения, развития и широкого распространения татарского языка, литературы и культуры. Немалое число проблем, связанных с распространением татарского языка, литературы и культуры, особенно среди жителей других национальностей, существует в самой Республике Татарстан. Осуществляемый сегодня комплекс мер в данной области не обеспечивает желаемого результата, и многие жители республики, в том числе и коренные татары, все еще слабо владеют татарским языком, плохо ориентируются в татарских национальных традициях и культурных памятниках».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (106) Обновить комментарииОбновить комментарии
Докукин
5.10.2017 08:12

Уважаемые, коллеги, словоблудию пришёл конец...
Вчера в "Вечёрке" чудненько всё расставили по местам , не поверите:
"Со дня на день в Татарстане ожидают приезда представителей Генпрокуратуры, которые по поручению президента Путина проверят, как в школах республики изучают родные и государственные языки. Тем временем Прокуратура РТ, не теряя времени, занялась аналогичной проверкой. Как стало известно «Вечерней Казани», с директоров столичных школ потребовали в пожарном порядке предоставить в прокуратуру учебные планы, недельное расписание для всех классов, сведения о количестве уроков русского и татарского языков, а также сообщить, имеются ли письменные согласия родителей учащихся на изучение татарского языка. " (http://www.evening-kazan.ru/articles/za-obyazatelnyy-tatarskiy-otvetyat-direktora-shkol.html ).
Вот и всё... Делов то.
С "добровольностью", как с беременностью ,она есть или нет.

  • Докукин
    5.10.2017 08:12

    Уважаемые, коллеги, словоблудию пришёл конец...
    Вчера в "Вечёрке" чудненько всё расставили по местам , не поверите:
    "Со дня на день в Татарстане ожидают приезда представителей Генпрокуратуры, которые по поручению президента Путина проверят, как в школах республики изучают родные и государственные языки. Тем временем Прокуратура РТ, не теряя времени, занялась аналогичной проверкой. Как стало известно «Вечерней Казани», с директоров столичных школ потребовали в пожарном порядке предоставить в прокуратуру учебные планы, недельное расписание для всех классов, сведения о количестве уроков русского и татарского языков, а также сообщить, имеются ли письменные согласия родителей учащихся на изучение татарского языка. " (http://www.evening-kazan.ru/articles/za-obyazatelnyy-tatarskiy-otvetyat-direktora-shkol.html ).
    Вот и всё... Делов то.
    С "добровольностью", как с беременностью ,она есть или нет.

    • Анонимно
      5.10.2017 08:31

      "... в большинстве национальных регионов России практически отсутствует современная система начального образования на родных языках..."

      Сегодня можно взять любые национальные регионы России, и посмотреть сколько денег там просто разворовано на другие цели. Так что вопрос про "отсутствие современных систем национального образования в регионах" надо задавать самим представителям этих регионов. Силами Прокуратуры и СК.

    • ПанАлекс
      5.10.2017 08:33

      Уже надоело "быть правым" - как и предполагал, крайними сделают директоров. Ведь по Закону об образовании Участниками образовательного процесса и предоставления обр. услуг являются Минобраз РФ, школа, родители и дети. Минобраз РТ как бы ни при чем и его приказы и прочие расп. док. имеют статус "рекомендаций"...
      Получится что именно директора школ нарушили и приняли учебные планы и программы в нарушении фед. стандартов с нарушением добровольности...

      • Докукин
        5.10.2017 08:51

        Ну нет, директор школы-это ОСНОВНАЯ фигура в образовании коллектива-команды единомышленников. А педколлектив плюс мы с детьми-это СИЛИЩА, с которой необходимо считаться.
        Возможно и снимут два десятка директоров школ, но здесь , как с ротацией губернаторов-ДЕЛУ не повредит.
        А вот фаттаховым и иже с ними, давно пора на покой...

    • Надо было сначала проверить, а потом Путину выступать, тогда картина бы ещё красочней была.

    • Анонимно
      5.10.2017 14:28

      Не всё так просто в РТ! Некоторые районные прокуратуры уже отчитались, что нарушений нет и преподавание татарского языка ведётся согласно законам РТ (ответ родителям датируется 04.10.2017). Родители, получившие такие отписки из прокуратуры, просто в шоке! И пишут повторные жалобы!

      • Анонимно
        5.10.2017 15:28

        снимут таких прокуроров похоже. сейчас ген прокуратура начинает проверять. а проверяет именно на добровольность, а не на законы региона

        • Анонимно
          5.10.2017 18:10

          Наши прокуроры подчиняются нашему руководству, потому что их назначали они и выполняют их задание, а Ген. прокуратура все таки подчиняется Москве.

      • Анонимно
        5.10.2017 16:53

        Дело в том,что это действительно соответствует закону и Конституции РФ

        • Анонимно
          5.10.2017 17:57

          В Конституции РФ нет ни слова об ОБЯЗАТЕЛЬНОМ изучении неродных языков народов РФ! Конституция РФ ДАЁТ ПРАВО изучать родные языки народов России.

          • Анонимно
            5.10.2017 19:29

            да не переживайте. вас просто провоцируют. прокуратура все разьяснила

    • Анонимно
      5.10.2017 18:25

      Живя в Татарстане изучить татарский язык это культурно, но изучать в разговорной форме, а не принудительно, как это делается в настоящее время по той методике, по которой происходит обучение. Руководители образования перегнули палку по изучению татарского языка настолько, что дети стали ненавидеть этот язык и не только русскоязычные , но и татарские. Даже преподавателям татарского языка учить детей по этой методике очень трудно. Директора и преподаватели выполняют требования, которые приходят из министерства, они же не создают эти учебники, и не придумывают, что в неделю 4 часа татарского и 3-4 русского. Принуждение создает отрицательное действие, что и происходит сейчас в школах по изучению татарского языка.

      • Анонимно
        5.10.2017 22:05

        Живя в Татарстане изучить татарский язык это культурно, но изучать в разговорной форме, а не принудительно, как это делается в настоящее время по той методике, по которой происходит обучение.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/359736
        А вы считаете, что методика обучения русскому языку вызывает у школьников чувство радости ,комфорта и счастья?
        Любая грамматика -это стресс для школьников и ее изучение -это нелегкий труд.
        До революции 1917 года русские дети изучали в гимназиях латынь, древнегреческий, немецкий и французский, кроме русского языка - и никто не умер, хотя латынь и древнегреческий -мертвые языки, в отличие от татарского.))

  • Докукин
    5.10.2017 08:31

    Трудно понять логику наших депутатов в ГД РФ. Как можно с высокой трибуны председателю комитета Госдумы по делам национальностей Ильдару Гильмутдинову, представляющиему Татарстан в нижней палате парламента дословно заявить следующее :
    "...число изучающих родной язык детей, по некоторым оценкам, уменьшилось в 3,5 раза по сравнению с серединой 90-х годов. " ??Как такое возможно ?
    Татарских школ в РТ 835, умножим на 3,5 . Получаем 2922 школы !!! (В РТ всего 2075 школ, все до одной национальные, с преподаванием для детей с НЕРОДНЫМ русским языком).
    "...по некоторым оценкам..." ??? Круто депутат в ГД РФ от Татарстана шифрует свои источники информации...


    • Анонимно
      5.10.2017 13:54

      в начале 2000 гг. в республике было более 4 тыс школ.: начальных, неполных средних и средних. половина из них были татарские. в деревнях, где по 60-80-120 детей. оттуда и цифра

      • Докукин
        5.10.2017 16:03

        Сейчас татарский язык изучают ВСЕ (100 %) школников республики Татарстан. Допустим , детей татар немного больше , чем русскоязычных. Но и в 90-е годы было примерно 50% на 50%. Сейчас все изучают родные русский и татарский (имея в виду родные языки), откуда "некоторые источники" родили :
        "...число изучающих родной язык детей, по некоторым оценкам, уменьшилось в 3,5 раза.."?

        • Анонимно
          5.10.2017 16:07

          все делают вид, но не изучают. все просто:)

          • Анонимно
            5.10.2017 16:27

            Если бы можно было просто сделать вид... то столько комментариев под подобными темами и дискуссий на эту тему не было бы.

    • Анонимно
      5.10.2017 18:04

      Докукин, в Татарстане количество изучающих татарский язык не уменьшилось в 3,5 раза, а вот в соседних регионах уменьшилось в десятки раз, а в некоторых полностью. Хватит куражиться, еще не вечер.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      5.10.2017 18:44

      Так он не про изучающих татарский говорил, а про все родные языки. Ведь языков в России, как написано в статье, 300, а обязательное обучение только русскому и в некоторых республиках "местным" языкам

  • Анонимно
    5.10.2017 08:32

    повторяется история с сувернитетом

  • Анонимно
    5.10.2017 08:35

    И самое главное что как введут добровольность через месяц два все забудут эту тему и будут по прежнему жить в мире и согласии, со смешанными браками и всем тем хорошим что мы достигли в совместной жизни на этой территории, если только кто то из своих корыстных побуждений не будет эту тему разжигать.

    • Анонимно
      5.10.2017 10:14

      Нельзя разделять детей в условиях современной дествительности.
      Кто это придумал не подумал о последствиях.

      • Анонимно
        5.10.2017 20:28

        //Нельзя разделять детей в условиях современной дествительности//

        Скорее всего, в случае добровольности, дети и не будут "разделяться" - и русские и татарские дети не будут ходить на татарский язык :-)

        • Анонимно
          5.10.2017 20:42

          Вот именно. Все это понимают, в том числе авторы инициативы о добровольности изучения татарского. Но упорно делают вид, что это не правда. И продолжают говорить, что никакой проблемы сохранения языка нет.

          • Анонимно
            6.10.2017 10:03

            Все понимают, что ничего не изменится в обучении татарскому языку в школе, слишком кривая и сложная методика, даже для владеющих разговорным.
            Ходить будут, когда будет толк от обучения.
            Проблемы сохранения языка в другой сфере, не в общеобразовательной школе.

    • Анонимно
      5.10.2017 16:55

      Очень наивно так думать.Мировая История показывает,что все происходит как раз наоборот

  • Гамзатов был прав, если бы не русский язык, он был бы поэтом одного аула. Но кроме русского языка, нужен ещё и талант. Возьмите Тукая, думаю, если бы даже и писал он на русском, то великим поэтом никогда бы не стал. Слишком посредственный слог. Но так как у татар не так и много поэтов, поэтому он популярен, не столько за талант, сколько пропиарен на уровне республики.

    • Анонимно
      5.10.2017 10:10

      Товарищ Сухов. не трогайте Тукая!
      Не Вам оценивать его талант!
      Чтобы оценить его талант, надо быть представителем татарского народа
      Тукаю удалось передать в своих произведениях суть жизни татарского народа, его нелегкую судьбу в условиях российской действительности.

      • Шекспир и в переводе остается Шекспиром, почему же это не происходит с Тукаем?

        • Анонимно
          5.10.2017 12:45

          потому что шекспира на русский язык переводят русские переводчики, т.е носители русского языка, владеющие английским, а не англичане владеющие русским! А кто переводит Тукая? Татары! В этом и вся проблема. Чтобы Тукай зазвучал, нужно чтобы его перевел русский человек, тогда и со слогом и со всем остальным будет все хорошо.

          • Анонимно
            5.10.2017 13:11

            Весь мир признает талант Тукая.
            Его произведения переведены на многие языки мира.

          • Т.е. для того чтобы Тукай зазвучал на русском, его должен переводить не менее талантливый поэт-переводчик, а лучше чтоб вообще Есенин? В этом вы талант Тукая видите?

            • Анонимно
              5.10.2017 13:47

              Чтобы понять величие Тукая, так же как и Шекспира, надо читать в оригинале.

              • Анонимно
                5.10.2017 14:11

                Но величие Шекспира я лично могу понять и прочитав его произведения в русском переводе. А вот с Тукаем, пардоньте, не получается понять величие. (При всем моем уважении).

              • Что бы понять величие произведений Омар Хайяма, мне было достаточно прочитать эти произведения в русском переводе. Что я не могу сказать про Тукая.

                • Анонимно
                  5.10.2017 18:11

                  Значит еще пока не нашелся хороший переводчик для стихов Тукая.

            • Анонимно
              5.10.2017 16:57

              Ну Есенину до Тукая...

            • Анонимно
              5.10.2017 18:00

              "Т.е. для того чтобы Тукай зазвучал на русском, его должен переводить не менее талантливый поэт-переводчик, а лучше чтоб вообще Есенин? "

              Пушкин тоже был гений,но он звучит только на русском,за рубежом его не ценят, ценят только Достоевского и Толстого, ну и что теперь?

          • Анонимно
            5.10.2017 21:01

            А татары которые переводят на русский не знают русского? Как тогда они переводят? Через Гугл переводчик?

        • Анонимно
          5.10.2017 12:58

          Это нам сказали, всемирно признанно, что Шекспир- великий, а не наше, по переводу, заключение.

          • Анонимно
            5.10.2017 13:54

            Товарищ Сухов, чтобы рассуждать о таланте Тукая предлагаю Вам узнать что значит для татар личность Тукая.
            Вам нужно изучить историю жизни татар в России с 16 по 20 век.

        • Анонимно
          5.10.2017 13:45

          Что же вас в переводе так восхитило в Шекспире, и не позволило это сделать в Тукае?

          • Анонимно
            5.10.2017 16:47

            Вам уже отвечали на этот вопрос - Тукай, очевидно, самый талантливый и известный татарский поэт и писатель. И его творчество в детстве вызывало у меня чувство гордости за Родину и прочие патриотичные нотки. Но! Если сравнивать его с другими выдающимися прозаиками, то тут он смотрится весьма посредственно.

        • Анонимно
          5.10.2017 17:07

          Тукай на русском не звучит, как и Пушкин на английском.
          Злорадный ты наш, Сухов.
          И никакой ты не товарищ.

        • Докукин
          5.10.2017 18:01

          Уважаемые, коллеги. Зачем устраиывать балаган ? Когда говорят :" Я не люблю Маяковского.." , первое, что я спрашиваю, а что ты читал у Маяковского ?
          Поэтому, говоря о творчестве поэта Тукая, зная два стихотворения-бездарно. Слов нет, литературный профессиональный перевод необходим. Однако, никогда не поверю, что произведения Тукая переводили дилетанты.

        • Анонимно
          5.10.2017 18:09

          Что-то и Пушкин не очень популярен за рубежом в переводах, а большинство в мире даже и не знают о нем. Поэзию переводить сложнее, иногда переводы бывают лучше оригинала.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            5.10.2017 18:49

            Да, что ж вы все так про Пушкина? Пушки известен в мире и популярен! "Евгений Онегин" ставится на лучших мировых сценах!

          • Анонимно
            5.10.2017 18:55

            А при чем тут зарубежом? Мы же не за рубежом находимся. И произведения Тукая - посредственны.

          • Анонимно
            5.10.2017 19:07

            А попробуйте перевести на любой язык: Не мысля гордый свет забавить,
            Вниманье дружбы возлюбя,
            Хотел бы я тебе представить
            Залог достойнее тебя,
            Достойнее души прекрасной,
            Святой исполненной мечты,
            Поэзии живой и ясной,
            Высоких дум и простоты... Вот потому и ценен и любим Пушкин, и великий русский поэт поэтому))

        • Анонимно
          5.10.2017 22:08

          Я филолог, русская, однако тоже считаю некорректным принижать значение писателей и поэтов, чье творчество очень значимо для татарского народа. И уж тем более абсурдно сравнивать Тукая с Шекспиром. Давайте еше с Апухтина, Кольцова и Аполлона Григорьева с Гомером сопоставим. Каждый народ должен знать и ценить родную литературу как часть культуры своего народа, но при этом не следует недооценивать значение литературного творчества других народов.

          • Анонимно
            5.10.2017 22:27

            Сказать про посредственного поэта, что он посоедственный поэт - это не принижение, а констатация факта. Гораздо хуже воспевать того, кто не дотягивает до этого.

  • Анонимно
    5.10.2017 08:57

    Гильмутдинов занимается словоблудием.. Остальные ведут себя как в детской игре:"Да и нет не говорите"... Ничего другого от демагогического форума не ожидалось

  • Анонимно
    5.10.2017 09:09

    Кто еще Президента Путина не трактовал и поправлял??
    Следующий!

  • Анонимно
    5.10.2017 09:22

    К сожалению, эта тенденция, когда идет сокращение изучения русского языка, существует в некоторых национальных республиках, и она часто приводит к тому, что русскоязычное население покидает эти территории. Это всегда плохо, когда та или иная территория начинает превращаться в моноэтническую
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/359736. И что в этом плохого? Кому становится хуже? тем кто уехал, или тем кто остался?

  • Анонимно
    5.10.2017 10:10

    найти компромисс, который устроил бы и преподавателей родных языков в национальных республиках, и русскоязычное население. Эээ... Проблема то вот в чём оказывается.

  • Анонимно
    5.10.2017 11:08

    Языковая проблема надумана!
    Обрезать крайние взгляды с обоих сторон и получится нормальный вариант, который сегодня и есть.
    Обязательно два государственных языка, объемы решать в школах с родителями!
    Главное внимание качеству преподавания. Там проблема!

    • Анонимно
      5.10.2017 11:37

      "... нормальный вариант, который сегодня и есть" и "...объёмы решать в школах с родителями" - это по разные стороны "баррикады"

    • Анонимно
      5.10.2017 14:11

      в нашем классе родители уже добровольно решили, что русским детям тат язык не нужен. эти 5-6 часов в неделю вместо татарского посвятим другим предметам, начиная с русского языка

      • Анонимно
        5.10.2017 17:58

        Поздравляю от души ! ( отец двух маленьких казанцев )

      • Анонимно
        5.10.2017 18:07

        Тогда получится дискриминация по языковому признаку. Представители нац. меньшинств будут хуже знать другие предметы? Так делать тоже неправильно.

        • Анонимно
          5.10.2017 18:52

          Представители нац. меньшинств будут учить свой родной татарский язык. А русские дети будут учить свой родной русский язык.
          пы.сы. а сегодняшняя ситуация. когда в РТ русский язык, литература и частично математика преподаются в усечённом виде вас не смущает? сегодня вы не замечаете дискриминацию детей в РТ? Ведь в других регионах дети получают образование в полном объёме!

          • Анонимно
            5.10.2017 19:26

            Я не об этом. Если посвятить освободившиеся часы татарского (башкирского) для русских детей другим предметам (физика, химия, математика), а у татарских (башкирских) детей оставить всё как было, то получится, что татарские (башкирские) дети будут хуже знать другие предметы.

            Но ведь татарские (башкирские) дети не виноваты, что им ещё один язык нужно учить, поэтому такое перераспределение не справедливо.

            Если же речь о каком-то углубленном изучении русского языка или об обучении какому-то объективно менее важному предмету, например музыка, изобразительное искусство, МХК, труды (да простят меня преподователи этих предметов), то, наверное, это не проблема.

            • Анонимно
              5.10.2017 22:35

              Поэтому и должен родной язык изучаться по-желанию. Кстати, у многих татар в Казани родной язык - русский, они на нем думают, на на разговаривают, в том числе и со своими детьми. И они же будут решать, что важнее для их ребенка, татарский или математика. А если татарский изучать факультативно, т.е. после уроков, то это совсем не скажется на объеме преподавания других предметов.

            • Анонимно
              5.10.2017 22:47

              Дело в том что добровольность распространяется на всех детей, татары тоже могут отказаться от татарского, указав что для них родной русский и никаких проблем не будет.

    • Анонимно
      5.10.2017 22:16

      11.08. Не прокатит. Сегодня занималась с сыном -третьеклассником татарским лит. чтением. Обалдеваю: на дом малышу из русскоязычной группы задано 34 слова из словаря выучить и пересказать на татарском наизусть текст из 10 предложений (?!). Выслушала несколько раз от сына "Как мне надоел этот татарский язык". А напоследок даже услышала:"А можно, я завтра в школу не пойду??". Для справки- школа № 146 г.Казани

  • Анонимно
    5.10.2017 11:31

    Баринов правильно сказал, что "возникают проблемы, недоверие и недовольство родителей Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/359736"
    А все потому, что родители на собственном опыте знают, что при огромных временных затратах на обучение неродного языка, который в дальнейшем не используется в общении, в памяти остаются всего 10-20 слов. А тратить на изучение сейчас приходится 5 часов в неделю, плюс время на подготовку домашних заданий.
    Так что противиться добровольности не надо, "фабриковать" заявления родителей также не следует, ни к чему хорошему это не приведет. Дети тех, кто точно знает, что это в жизни пригодится, изучать язык будут, и не для галочки, а серьезно.

  • Анонимно
    5.10.2017 11:41

    Не нужно нагнетать страсти по поводу возможной потери идентичности татарами. Желающих напомнить татарину, что он татарин всегда хватает :) Иногда заслуженно, иногда незаслуженно. Я не про Татарстан.


  • 1. А кому русский язык в нашей стране родной? Ни одному народу. Русский язык сформировался как и американский язык, который как известно сильно отличается от английского. Следовательно и ни одному американцу английский не родной.
    2. Русскоязычным, оставшихся или приехавших после развала СССР - кому родной - украинцам, прибалтам,грузинам, армянам, евреям - кому? Тоже не кому. Даже коренным русским родной язык старославянский, который они утратили.
    3. Русский язык получается образовался сам под воздействием многих языков и культур, в том числе татарского. А его архитекторы - ни один не имеет русских корней.
    4. Следовательно русский язык можно назвать лишь обиходным, языком межнационального общения. А какие тогда он может иметь преимущества перед другими, на каком основании? Только на том, что он государственный. Так и татарский государственный.
    5. Проблема русского ни в том, что у него, по мнению некоторых, мало часов, а в том, что им никто не занимается вне урочное время. Основная часть школьников за время каникул не прочитали ни одной книги.
    6. Какая часть грамматики остаётся не изученной в школах Татарстана? Такого нет - всё грамматика изучена в полном объёме. Даже так, что Татарстанские дети ЕГЭ успешнее сдают многих регионов, считающиеся русскими.
    7. Следовательно всё от луквого. Общество у нас недобросовестное прежде всего. Многие либо халявщики, либо "косилы".
    8. Я знаю случаи, когда родители, чтобы откосить ребёнка от Армии клали ребёнка в психушку. О чём тут можно ещё говорить.
    9. А русскоговорящим надо просто не относится с презрением к тому региону и коренным жителям, предопределяя свою исключительность, а им второсортность. И тогда всё получится. Это ведь не только Татарстана касается - русскоговорящие некоторые во многих местах так неуважительно себя ведут.
    10. Не знание ими местных языков и обычаев - это проблема не аборигенов, а самих русскоязычных.

    • Анонимно
      5.10.2017 14:16

      "Органы" - разберутся

      • Анонимно
        5.10.2017 18:05

        "Органы" - разберутся"

        Это как при товарище Сталине?
        При котором, на фронтах Великой Отечественной Войны выходило множество газет на татарском языке для фронтовиков -татар и работали татарские национальные школы во всех областях и республиках СССР!

    • Анонимно
      5.10.2017 17:56

      Какой язык человеку родной - каждый решает сам, а не чиновники, или теоретики вроде Вас.

      • 17.56. Ага. Может Вы ещё решали сами - кто Ваши папа с мамой? Или где родиться?

        • Анонимно
          5.10.2017 22:52

          Во всех странах, а теперь и у нас в России, национальность и соответственно родной язык человек определяет для себя сам.

    • Анонимно
      5.10.2017 18:00

      >> который как известно сильно отличается от английского
      Дядя, не болтай о том, чего не знаешь! Я тебе дам две статьи из американской и из английской газеты. Бьюсь об заклад - ты не сможешь отличить, где американская статья, а где - английская

    • Анонимно
      5.10.2017 18:55

      У русскоязычных, проживающих в РТ и не знающих тат язык нет проблем! Проблемы есть только у русскоязычных детей, которых насильно принуждают к изучению татарского языка, тем самым нарушая права несовершеннолетних!

  • Анонимно
    5.10.2017 11:53

    Ой, я Вас умоляю! Не смешите мои тапочки! Прокуратура и Роспотребнадзор ходят по школам с проверкой по количеству татарского! Ходят, ходят, проверяют учебные планы, которые, на минуточку, утверждаются Хадиуллиным (это главный по образованию в Казани, если кто не в курсе). И да! Находят таки виновных! Директоров и завучей, ответственных за составление расписания! Это все они, конечно! Выносят предписание об устранении и наказании виновных.Все пугаются, конечно. Начинают исправлять - выносят выговор директору и завучу, копию - проверяющим. Но в личное дело эти выговоры не вносятся, не изверги же проверяющие. Вот как-то так. У меня несколько знакомых директоров школ. А сегодня пришли в школу моего ребенка.

    • Анонимно
      5.10.2017 15:35

      ну а кого еще сделать крайним? это директора и завучи радеют за изучение татарского, а минобр- только утверждает их предложения и программы)) Письменных предложений по приведению учебного плана в соответствие с российским не поступало... Тогда нужно наказывать директоров за самовольную интерпретацию учебного процесса, а чиновников минобра за недосмотр за ними))

    • Анонимно
      5.10.2017 18:02

      Где Фаттахов? Он же громче всех ратовал за принуждение!

      • Анонимно
        6.10.2017 08:52

        Было бы хорошо, если бы он понял ВВП и активно начал бы помогать школам в приведении их к федеральным нормам - подготовили и распечатали бланки опросов родителей и заявлений о выборе языков. между прочим, права родителей на выбор учебного плана касаются и образовательного профиля школ. Даже в застойные времена были авторские школы великих педагогов с уникальными методиками. Сейчас такого нет, а жаль.
        Еще Фаттахову хорошо бы подготовить необходимые меры по введению пятидневной учебной недели. Ведь и наши соседи в Чувашии уже перешли на этот прогрессивный московский распорядок. А татарстанцы что - хуже?

  • ПанАлекс
    5.10.2017 14:24

    Почитайте по ссылке на ВечКазань ссылку на ВКонтакте Рособрнадзора - - только за 29-30 сентября там сотни, если не тысячи жалоб на принуждение к "родному татарскому"! С фото дневников, отписок из прокуратуры, отписок отделов образования и прочих фактов, подтвержденных материалами! Даже жалобщики из других регионов взмолились - ну что за лавина обращений в Рособрнадзор - и все из РТ, дайте, говорит, и нам места, как будто в Вологде нет проблем!

  • Анонимно
    5.10.2017 14:31

    Нынче не все педагоги соответствуют своему статусу. В нашей школе-гимназии директор даже не умеет здороваться с родителями, а про учащихся говорит не стоит. Учатся там мой ребенок. В этой гимназии есть учитель ритмами, который усиленно учет детей культуры мата - богатого, русского, с тонкими подходами... Если персонал в школах, скажем помягче, не заинтересуется в результате знаний школьников, вывод будет нулевой. Очень хотелось бы поговорить с этой группой из Москвы. Ведь уже надоело все то что творят власти Татарстана. Мое мнение простое, в современном мире я очень хочу чтобы молодежь были открыты для Всего мира. Знали языки не только татарский. Хотя нынче в школах каждый день по два урока татарский, грамматика и литература. Несмотря на это результата нет. Вот например директор нашей гимназии не знает татарский язык. И совсем не хочу чтобы мои дети изучая татарский оставались в Татарстане и становились ограниченными во всем.

  • ПАНАЛЕКС. А почему Вы сами до сих пор татарского языка не знаете, будучи жителем Татарстана? Хотя бы на бытовом уровне. Я, если в Удмуртию поеду, на Вашу малую родину, из уважения, да и просто от интереса, обязательно научусь их языку.

    • ПанАлекс
      5.10.2017 16:09

      а как вы можете проверить знаю или нет, кроме своих домыслов? Да, если и поедете себе на родину Удмуртию так и учите - кто вам не дает?

    • Анонимно
      6.10.2017 08:53

      С кем вы там хотите разговаривать на Удмуртском? Там язык по принуждению не изучаю. Только вы об этом не знаете видимо. Владеют им 10-15% населения. Учатся там 5 дней в неделю. И вот что интересно, татарского по субботам нет, а всё почему? Да потому-что татары в деревню уезжают по субботам.

  • Анонимно
    5.10.2017 17:32

    хоть раз в этой стране не исполняли поручения Президента? ответьте сами себе на вопрос и прекрещайте смуту вносить. какое-то количество недовольных в любом бы случае было, а так решение уже принято

    • Анонимно
      5.10.2017 18:19

      Таки да, решения президента в России не исполняли. Например, в 1997 году Ельцин наложил вето на закон о реституции культурных ценностей, но ГД и СФ преодолели вето.

      В 2000 году Совет Федерации почти в полном составе наложил вето на законы об изменении способа формирования СФ и о праве президента снимать губернаторов, но ГД и президент преодолели это вето.

  • Анонимно
    5.10.2017 19:01

    А про детей кто скажет? Как на них скажутся эти психологические и физические нагрузки? Во втором классе русский, татарски и английский. Теперь у них детства беззаботного совсем не будет? Мне здоровье внуков дороже всех шекспиров, тукаев и тем паче - татарского языка.

    • Анонимно
      5.10.2017 21:49

      Мне здоровье внуков дороже всех шекспиров, тукаев и тем паче - татарского языка.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/359736

      Отдавайте в спортивную школу или в суворовское училище тогда.

  • Анонимно
    5.10.2017 19:04

    ключевое - преодолели и снимают.

  • Fandas Safiullin
    5.10.2017 19:13

    Президент Российской Федерации В.В.Путин:
    «Полная дурь и бред, если кто-то, где-то запрещает в многонациональной стране родной язык или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом. Россия – сосредоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В этом как раз сила нашего государства».
    Казань, 30 августа 2002 года.

    • Анонимно
      5.10.2017 19:33

      так ни кто и не запрещает

    • Анонимно
      5.10.2017 20:08

      Так никто и не запрещает РОДНОЙ татарский язык! Но, татарский язык для русских не является родным языком. Поэтому русскоязычные будут изучать татарский язык ДОБРОВОЛЬНО, и по облегчённой программе (разговорный язык) факультативно. Кто не захочет изучать татарский язык, будет изучать свой РОДНОЙ язык - русский. Ведь на сегодняшний день именно власти РТ ЗАПРЕЩАЮТ русскоязычным детям изучать свой РОДНОЙ РУССКИЙ язык!

    • Анонимно
      5.10.2017 20:39

      //где-то запрещает в многонациональной стране родной язык или препятствует этому//

      В Татарстане никто не запрещает татарам изучать родной татарский язык.

  • Анонимно
    5.10.2017 21:07

    Под эгидой защиты русского языка пытаются свести на нет систему обучения татарского языка. Нужно посмотреть на Сибирь, Урал и Оренбург, там вообще перестали преподавать на татарском. Сначала убрала татарские школы, потом ввели факультатив, а на сегодняшний день даже и факультатива нету. Делайте выводы.

    Без системы обучения не будет ни поэтов и писателей, ни учителей ни переводчиков ни режиссеров ни музыкантов и ни тех кто мог бы пользоваться уникальным контентом татарского языка.

    • Анонимно
      5.10.2017 21:22

      Что за уникальный контент? Песни про деревню, соловья и речку?

      • Анонимно
        6.10.2017 01:13

        Именно, это называется татарская культура. То, что Вы в ней не видите ценности, не значит, что шаги к её сохранению не должны заботить государство. Должны, и не только Татарстан, но и всю федерацию. Татары и в Москве живут, и в Питере, а поддерживает татарскую культуру почему-то только Татарстан.

        А, например, культуру вепсов вообще никто не поддерживает.

  • Анонимно
    5.10.2017 23:47

    Давайте языковую проблему не по Сибири решать, а по нашей общей малой Родине - Татарстану. Решать разумно, законно, без обид - перевести татарский для русских на факультатив, т.е. по желанию, татарам - гарантировать углубленное изучение татарского языка. И вся недолга..

  • Анонимно
    6.10.2017 09:42

    Меня очень заинтересовал тот факт, что большинство столичных либералов, например, таких, как Венедиктов, Ерофеев, Губин, Рыжков, выступили за изучение татарского языка в РТ. Как я понимаю, они совершенно не знают ту ситуацию, что у нас сложилась. Просто бла-бла-бла....

    • Анонимно
      7.10.2017 00:46

      Венедиктов, Ерофеев, Губин, Рыжков
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/359736

      Эти мОлодцы пусть приедут сюда и заменят наших детей за партами.
      -Так, деточки, посмотрите на доску и перепишите в тетрадочки вот эту группу татарских слов с переводом на русский. Их всего-то 39, но вы ведь такие молоденькие и ваши мозги такие свеженькие, поэтому завтра на следующем уроке татарского уку я проведу опрос, кто как хорошо выучил эти 39 слов нашего родного татарского языка!

  • Анонимно
    9.10.2017 10:27

    У нас в Казани куча школ с преподаванием углубленного татарского языка, почти в каждой школе есть классы с воспитанием на татарском языке, но никто туда не рвется, сами татары рвутся в русские группы по изучению тат языка, поскольку им тоже своих деток жалко. Невероятно сложно! В детских садах недобор в татарские группы! С чем это связано? Уж неужели с огромным желанием учить свой родной язык? В Татарстане куча деревень, где по-русски вообще не разговаривают (хотела бы я знать как в их школах русский преподают? и преподают ли вообще?), так вот.. для этих людей "высший свет - Казань". Когда они в Казань приезжают, то они могут изъясняться только на татарском, вот поэтому всех заставляют учить татарский, чтобы мы могли их понять... Дальше казанского вокзала им совсем заграница). И даже для этого достаточно разговорного татарского языка. Русского языка в школе очень мало, не хватает, чтобы сделать детей грамотными. А высокий результат ЕГЭ - это только репетиторство и упорство детей, а также терпение и деньги родителей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль