Общество 
5.10.2017

Валентина Сочнева: «Образование – это услуга? Значит, учителя – слуги? Мы прислуживаем?»

Основательница «Кванта» и лицея им. Лобачевского о том, чего не хватает сегодня в школах и вузах

Почему современная школьная система, отсеивая слабых, не выявляет сильных? Надо ли вернуть в вузы вступительные испытания, а в школу — обязательную уборку учениками классов? Об этом «БИЗНЕС Online» в преддверии Дня учителя, который отмечается сегодня, поговорил с заслуженным учителем России, доцентом Института математики и механики КФУ Валентиной Сочневой.

Валентина Сочнева: «Учитель — самая счастливая профессия, потому что он может радоваться не только своим достижениям, но и достижениям своих учеников»Фото: Сергей Елагин

 ГЛАВНАЯ БЕДА — НЕУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ

— Валентина Алексеевна, вы как человек, имеющий за спиной многолетний преподавательский опыт, можете сказать, какой, по вашему мнению, самый большой недостаток современного образования?

— Самая главная беда образования и среднего, и высшего — недостаточно уважительное отношение к педагогам. Частично это объясняется материальной необеспеченностью. Про зарплату, которую сегодня получают учителя и университетские преподаватели, вообще все стесняются говорить, потому что стыдно, потому что люди, работающие в других отраслях, получают вдвое больше. И только одни лозунги, что нужно приравнять зарплату учителей к средней. Школьники это видят — и у них складывается мнение: сколько платят, значит, того ты и заслуживаешь, значит, соответствующим образом можно к тебе относиться.

— Наверное, такое отношение от родителей идет? Все-таки они должны как-то прививать уважение к взрослым...

— В школе, может быть, и родители. Но что сделаешь, если у родителей точно такое же мнение?!.. И иногда, почитав газеты, даже задаешься вопросом: образование — это услуга? Значит, мы — слуги, мы прислуживаем? На самом деле педагог идет вперед, а за ним — его ученики, которые чего-то хотят. А сейчас идут все, потому что им диплом нужен, аттестат. Буквально вчера одна моя коллега говорит: «Больше не могу». Пришел к ней на пересдачу третьекурсник, который у нее с первого курса в хвостах. Она говорит: «Я не буду у вас одна принимать, только с комиссией. Пока вы не уйдете, я раздавать билеты остальным студентам не буду». А он: «Ну чего вы тянете? Раздавайте билеты!» И как быть в такой ситуации, когда все внутри уже кипит?! Вот раньше не было такого отношения.

— То есть школьники другими стали...

— Да, они менее грамотные, гораздо менее подготовленные.

— Может быть, все дело в едином государственном экзамене, который так ругают?

— Кто хочет учиться, тот всегда учится! Сдавали они ЕГЭ или нет, всегда в группе есть несколько человек, с которыми заниматься — одно удовольствие. Но если раньше их было 15 из 30, то теперь три-четыре.

В ЕГЭ есть плюсы и минусы. Все зависит от того, кто проводит и как проводит. Совсем неподготовленный человек, конечно, ЕГЭ не напишет. Но ЕГЭ помогает отсеивать слабых, а вот выявить сильных не помогает. Мы иногда обучаем студентов с 80–90 баллами, которые ничего не знают. Получается, баллы — это не показатель, поэтому вступительные испытания, особенно в ведущие вузы, обязательно нужно возобновить. Москва так и делает.

Еще один минус ЕГЭ — дети не изучают то, что не входит в вопросы экзамена. Вот в университете нам понадобился какой-то раздел математики, а ученики не знают, а раньше учили все, что в школьной программе есть!

— Раз не повлиял ЕГЭ, то что тогда так отразилось на подготовке школьников?

— Это общее настроение: человеку важно, чтобы у него просто был диплом, и совсем не так важно получать знания. Родителей, которые хотят, чтобы у ребенка был не просто диплом, а знания, в три раза меньше. Слава богу, сами ребята иногда понимают: чтобы получить диплом, нужно что-то знать. Никогда не забуду историю с одним парнем, который учился на физфаке. Он получал тройки по алгебре, потом и вовсе несколько раз завалил предмет — деканат его представил к отчислению. Приехал его папа, чтобы пообщаться с деканом. Тот сказал: если преподаватель согласится, то я напишу направление. Парень вперед папы мчится к нам на 11-й этаж и громко заявляет: «Ради бога не соглашайтесь! Не соглашайтесь, пожалуйста! Я все равно не пересдам, я не хочу этим заниматься». Ему вовремя объяснили, что математика — это не его.

. «ЕГЭ помогает отсеивать слабых, а вот выявить сильных не помогает. Мы иногда обучаем студентов с 80–90 баллами, которые ничего не знают»
Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

«НЕКОТОРЫЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ, КАК КРОВАТЬ ЗАПРАВЛЯТЬ!»

— Новый министр образования и науки России Ольга Васильева много говорит о возвращении к традициям советской школы...

— Она говорит хорошие слова, но больше ничего пока не вижу. Вот недавно она говорила, что будет дистанционное образование. Наверное, это кому-то поможет. Но подвести итог, оценить, чему человек научился, с помощью тестов нельзя. Надо всегда говорить с человеком, понимать, что он чувствует, что он может. Без человеческого общения не представляю себе обучение молодых. У нас это еще есть, но за рубежом все больше от этого уходят.

— Васильева предлагает вернуть уборку в классах силами учеников. Помню, мы раз в неделю убирались, никто не возмущался, мы чувствовали определенную ответственность...

— Считаю, это непринципиально. Сейчас полно всяких технических средств, есть уборщицы. А дети после школы бегут в художку, музыкалку или еще куда-то. Этот труд на 10–15 минут никакого серьезного воспитательного значения не имеет. Вот когда они в «Квант» приезжают, мы им говорим, что они должны убирать свои комнаты сами. Причем некоторые казанцы даже не знают, как кровать заправлять! Вот ежедневная уборка и сохранение порядка дисциплинируют, а в школе не вижу такой необходимости.

— Каковы тогда лучшие традиции советской школы?

— Уважение к учителям. Это то, к чему мы должны вернуться.

— А вам не кажется, что уважение и от учителя зависит — от того, как правильно подать предмет, как себя поставить? Вот у вас же получается...

— С одной стороны, да. А иногда ученики с самого начала начинают себя вести так, что тут от учителя ничего уже не зависит. Какой-то начальный уровень культуры должен быть от родителей. Моя знакомая, которой 60 лет, пошла в 9-й класс преподавать физику. И вот она решилась пройти по рядам. Подходит к одной парте, а там двое парней вино употребляют. «Вы что делаете?!» — ужасается она. А они глаза поднимают и говорят: «А мы что, мешаем? Мы же тихо сидим». В итоге моя знакомая сбежала из этой школы... Ну и при чем здесь ЕГЭ? Это воспитание.

. «Васильева говорит хорошие слова, но больше ничего пока не вижу» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Недавно кто-то из больших функционеров минобразования заявил, что через 10 лет российский школьный учитель станет воспитателем в большей степени, чем он был даже в советской школе. Действительно ли советский учитель был таким уж воспитателем по сравнению с его современными коллегами?

— У меня отношение к ученику не поменялось. И когда я им даю математику, то могу поговорить обо всем. Я постоянно разговариваю на разные темы с учениками, даже при условии, что я у них почти не преподавала. В каком-то смысле мы все воспитатели, обязательно. В конце концов, мы воспитываем молодых своих примером. У нас стала популярна тестовая система Европы и Америки. Общения преподавателя со студентом и школьником становится меньше. Мне кажется, это не наш менталитет. По тестам можно о чем-то судить, но когда ты разговариваешь с человеком глаза в глаза, то можешь понять, что он знает, что ему еще нужно объяснить. Каких-то инноваций нет, но я стараюсь чувствовать аудиторию. Я вообще считаю, что нет необучаемых детей. Или просто мне так везет в жизни. Надо к кому-то подходить индивидуально, с открытой душой. Если ты знаешь предмет и любишь детей, все равно у тебя все получится.

— Пользуетесь ли вы советскими учебниками?

— Конечно, я ими пользуюсь, но в обновленном виде, потому что большинство из них уже устарело. А вот количество современных учебников я бы сократила в пять раз: есть для продвинутых, для среднего уровня, для гуманитарных классов и так далее. Ну пусть будет два-три учебника, а когда их 15 штук — это уже перебор.

. «Еще один минус ЕГЭ — дети не изучают то, что не входит в вопросы экзамена»
Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«МОЛОДЫЕ ПРИХОДЯТ СО СЛОВАМИ «РАЗ МНЕ СТОЛЬКО ПЛАТЯТ, Я ТАК И БУДУ РАБОТАТЬ»

— Как оцените молодых преподавателей, приходящих в вуз?

— Молодых берут, даже когда они не очень хорошие преподаватели, и в то же время сокращают людей постарше — только из-за возраста. А некоторые молодые приходят со словами «Как мне платят, так и буду работать».

— Как вы относитесь к двухуровневой системе подготовки в вузах? Такое ощущение, что в России пошли простейшим путем: вместо создания специальных программ для бакалавриата просто обрезали старые, полноценные.

— Это у кого как. Кто-то придумал собственные подходы, кто-то махнул рукой. Но, конечно, общий средний уровень сильно снизился.

— Сейчас брошен лозунг о том, что вовсе не обязательно всем идти в 9-й класс — надо наполнять среднее профессиональное образование. Пропорции определены как 50 на 50. Приведет ли такой отсев к повышению уровня школьного образования?

— Это постоянные колебания: то все учитесь в вузе, то никому не ходить в вуз. Оно, в конце концов, само все усредняется. Вот это категоричное требование, чтобы половина шла, а другая — нет, неправильное. Здесь надо не принуждать, а объяснять, как можно добиться и успехов, и уважения, и хорошей зарплаты. Если у ребенка большого таланта к учебе в школе нет, а хороший сварщик из него получится, надо показывать плюсы, а не гнать насильно. А то все отличники учатся дальше, а двоечники идут в ПТУ. Ерунда какая-то! Отличники тоже могут прекрасно овладеть рабочими профессиями. И может быть, им это даже больше понравится.

. «Общения преподавателя со студентом и школьником становится меньше. Мне кажется, это не наш менталитет»
Фото: kpfu.ru

— Вузовские преподаватели часто жалуются на требования по заполнению различных документов. Вам такая бюрократия мешает?

— Только требование, чтобы каждый год преподаватели публиковали статьи в журналах, которые входят в Scopus. Это совершенно лишнее, потому что в образовательный процесс уже какая-то политика вмешивается. У нас в России есть прекрасные журналы, например «Математика высшего образования», который издается в Нижнем Новгороде. Он никуда не входит, но там замечательные статьи, там публикуются преподаватели из других стран, делятся своим опытом, но публикации в этом журнале никак не котируются.

— Сегодня в Татарстане проводят ЕГЭ для учителей. Как считаете, это дисциплинирует учителей, дает импульс к саморазвитию?

— Если человек преподает всерьез, он все задания ЕГЭ, конечно, легко решает. Но если человек работает с пятыми-шестыми классами, а его заставляют писать ЕГЭ за 11-й, то это странно — он же специально идет работать в средние классы, а не в старшие. Я, например, боюсь работать с маленькими, но люблю со старшими... Но какие-то проверки для учителей должны быть — бывают такие, которые сами ничего решать не умеют.

 «САМЫХ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ ПЛОХИЕ УЧИТЕЛЯ МОГУТ ИСПОРТИТЬ»

— Вы основоположник и бессменный руководитель летней школы «Квант». Интересно, как вообще начинаются такие проекты?

— Начался «Квант» с заочной школы. Была такая газета «Комсомолец Татарии» — мы публиковали там задачки по математике. Я тогда начала ездить на так называемые зимние школы для молодых ученых и подумала: почему бы нам школьников таким же образом не собрать? Ведь дети письмами присылали свои ответы — электронной почты тогда не было. Вот я и предложила собрать самых активных по переписке. Пошла в министерство и рассказала о своей идее. Там была очень хорошая замминистра Зинаида Михайлова, она сказала: «Проще простого». Позвонила в один из интернатов, перенесла там ремонт на июль и предложила нам приехать туда. Мы дали ей список самых активных детей — вышел приказ прислать этих детей в Казань. Это сейчас над каждым ребенком трясутся, а тогда мальчишку отправляли из района на пароходике одного, а мы его здесь встречали.

. «Общение — главная причина того, что «Квант» все еще действует и туда рвутся люди. Очень многие мне говорят, что если бы не «Квант», то они не пошли бы в физику или математику»
Фото: kpfu.ru

— Благодаря чему «Квант» стал таким популярным и успешным?

— Главное в таких лагерях то, что дети общаются с увлеченными и способными людьми. Общение — главная причина того, что «Квант» все еще действует и туда рвутся люди. Очень многие мне говорят, что если бы не «Квант», то они не пошли бы в физику или математику.

— На что сегодня существует этот проект?

— Нам через университет выделяются деньги из министерства образования и науки Татарстана. Путевка стоит 15–17 тысяч, 10 из них оплачивает республика, остальное — родители. Желающих гораздо больше, чем мест! Поэтому мы смотрим, чтобы у ребенка были какие-то заслуги, чтобы он действительно хотел чем-то заниматься.

Раньше мы работали на базе лагеря «Кордон», потом три года — в лагере «Яльчик». Но в 2017 году там начался ремонт, поэтому нам смогли предложить только лагерь елабужского пединститута. Раньше у нас собирались 150 школьников и 50 преподавателей, а теперь для школьников только 130 мест дали, преподавателей пришлось сократить. Ходят слухи, что из «Яльчика» хотят сделать конфетку, продавать туда путевки. Словом, места там нам уже не будет. Мы бы очень хотели попросить через «БИЗНЕС Online», чтобы нас оставили в «Яльчике».

— Некоторые говорят, что «Квант» в последнее время стал слишком коммерциализированным...

— Сейчас коммерциализация всего происходит. Я была в «восторге», когда купила бутылочку воды, а на ней было написано: «Производство Казанского федерального университета».

— Среди ваших учеников очень много известных в татарстанской педагогике личностей — Павел Шмаков, Андрей Поминов...

— Не только они. Я была страшно горда, когда защищался самый молодой профессор университета, это было четыре года назад. Я его учила в лицее имени Лобачевского, потом пинками погнала на мехмат, хотя он сомневался. Потом прошло года три — он пошел на кафедру алгебры и уже в 32 года защитил докторскую. Он тогда был самым молодым доктором. Сейчас этот молодой человек — Искандер Калимуллин — академический профессор, то есть он профессор не только Казанского университета, но и утвержден Москвой. Такие профессора — это ближайшие кандидаты в Российскую академию наук. И самое интересное, что уже у нас планируют защищаться ученики ученика Искандера. Ему еще 40 лет нет, а уже какое поколение воспитал. Еще одна моя ученица, Людмила Лазарева, которая в свое время была победительницей всевозможных олимпиад по математике, сейчас создала целую команду единомышленников. Ее ученики и ученики ее учеников обеспечивают олимпиадную подготовку школьников Татарстана по математике.

. «После лета в «Кванте» трудно было возвращаться к обычному преподаванию. Так и появилась идея лицея»
Фото: inkazan.ru

— Насколько известно, вы причастны и к основанию лицея имени Лобачевского...

— Да, хотя там сменилась власть и почему-то о том, как он создавался, говорить не хотят, ведут его историю только с того момента, как он вошел в состав университета. Между тем лицей придумали именно квантовцы — Игорь Григорьев, Павел Шмаков, Андрей Столов и я. После лета в «Кванте» трудно было возвращаться к обычному преподаванию. Так и появилась идея лицея. Я пошла в министерство: так и появился лицей №1, потом он стал лицеем №33, а затем получил имя Лобачевского, а еще позже вошел в состав университета.

Потом Шмаков начал пробивать свой колледж. Он попытался в дополнение к физико-математическому направлению усилить гуманитарное. Но Паша очень неуживчивый с начальством человек, чуть лучше может общаться с учителями. Он всегда говорит: «Самые главные — дети». А я говорю: «Самые главные — учителя». Самых хороших детей плохие учителя могут испортить.

— Валентина Алексеевна, может быть, вы хотели бы что-то сказать в честь Дня учителя?

— Поздравляю всех учителей — школьных и вузовских. Учитель — самая счастливая профессия, потому что он может радоваться не только своим достижениям, но и достижениям своих учеников. Поэтому я живу и радуюсь!

А что вы считаете главным недостатком сегодняшнего школьного образования?
17%ЕГЭ
16%Слабую подготовку педагогов
10%Низкую мотивацию родителей и учеников к учебе
14%Низкие зарплаты учителей
2%Сегодня школа гораздо лучше, чем в советское время
41%Надо возвращать лучшие традиции советской школы
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (76) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.10.2017 08:51

Это не отговорки, а личная позиция человека. Она прекрасный преподаватель, сам учился у неё. Но она не министр образования, чтобы изменить систему целиком. А за то, что она делала и делает в лицее и университете- огромное спасибо. Если бы хотя бы 30% учителей и преподавателей ВУЗов были с похоже жизненной позицией, наша система образования была бы на несколько порядков лучше.

  • Анонимно
    5.10.2017 08:14

    Спасибо за прекрасное интервью!
    С Днем Учителя!

  • Анонимно
    5.10.2017 08:24

    одни отговорки, а образование нулевое и уровень воспитания детей школой такой же.

    • Анонимно
      5.10.2017 08:51

      Это не отговорки, а личная позиция человека. Она прекрасный преподаватель, сам учился у неё. Но она не министр образования, чтобы изменить систему целиком. А за то, что она делала и делает в лицее и университете- огромное спасибо. Если бы хотя бы 30% учителей и преподавателей ВУЗов были с похоже жизненной позицией, наша система образования была бы на несколько порядков лучше.

      • Анонимно
        5.10.2017 15:01

        Эх, если бы Валентину Алексеевну лет 20 назад поставили министром образования, у нас была бы совсем другая школа...

        • Анонимно
          5.10.2017 15:45

          Вы путаете чиновника-администратора и учителя, доцента. Это разные люди и разные способности. Одно с другим обычно не совмещается. Министр образования, тем более в регионе ничего не решает. Он просто шестерка в системе, который призван крутиться в общей системе. А иначе заменят, да и система будет буксовать. Обычно меняют не министра, а всю правительственную команду или уж всю систему со всеми вместе, включая и депутатов, которые принимают законы, принимают бюджет.

          Б.

        • Анонимно
          5.10.2017 15:49

          Педагогика и администрирование это разные направления. Отличный педагог не всегда хороший администратор. Хотя по интервью и комментариям она человек очень светлый и не ординарный.

        • Да и сейчас не поздно. Хотя бы Министром образования РТ.

    • Анонимно
      5.10.2017 09:22

      Учитель учит
      Воспитывает воспитатель, если родные родители не могут воспитанием заниматься.

    • Анонимно
      5.10.2017 16:04

      Воспитание детей школой? Ребенок воспитывается дома. В школу приходит в 7 лет, уже в значительной степени сформированной личностью, не чистыми листом. Основы воспитания закладываются в семье, а не в школе. Занимайтесь своими детьми, подавайте им нужный пример, и увидите результаты. В одном и том же классе есть изумительно воспитанные дети, а есть - крайне невоспитанные, при этом учатся в одной школе и одном классе. А вот с образованием - да, тут проблемы системы в целом, уровень образования низкий, качество программ ужасное.

    • Анонимно
      5.10.2017 16:07

      Скажите спасибо, что в ВУЗах работают 50-60 летние профессора и доценты, с огромным багажом опыта. Она же сказала, каким настроем приходят молодые преподаватели в ВУЗ. 45-55 летние преподаватели имеющие стаж работы более 20 лет - это основные "лошади" которые ведут всю учебную работу (нагрузку). Хотя их стаж уже никто не считает и оплата их труда стаж работы также не берет во внимание. А заработная плата доцента, кандидата наук на 1 ставку до сих пор составляет 17,0-18,0 тыс. рублей. В ВУЗах закрепляют по 7-10 дисциплин за одним преподавателем, и вынуждают ежегодно переделывать рабочие программы (РПД) и фонды оценочных средств (ФОС) по каждому предмету (добавляя еще предметы производственников и начальства) почти каждый год. Кроме научной и методической работы, добавляется еще огромная бумажная работа. Найдутся ли желающие работать на таких условиях? Система Тейлора, в свое время подвергшееся к критике В.И. Ленином у нас в своем рассвете!

      • Анонимно
        5.10.2017 18:23

        вы еще забыли про обязательное требование писать статьи и участвовать в конференциях, причем за свой счет.

      • Анонимно
        5.10.2017 23:44

        И 70-ти летние преподаватели работают, потому что заменить их особо не кем.

  • Анонимно
    5.10.2017 08:26

    добро пожаловать в сельские школы. там ещё хоть что-то сохранилось порядочное. а здесь разговор лишь о достатке. мужья пусть зарабатывают, а вы должны быть спецы от Бога... страшно читать такие статьи. БАБЛО, БАБЛО, БАБЛО . остальное побоку.

    • Анонимно
      5.10.2017 10:29

      Страшно, когда наглый студент, приехавший в ВУЗ на дорогой иномарке заявляет преподавателю: "Если такой умный - почему такой бедный?". А говорить о том, что труд преподавателя в нашей стране не оплачивается достойно - вполне уместно и нужно.

      • Анонимно
        5.10.2017 12:06

        Да такой человек вообще никого не уважает. Профессия учителя тут ни при чем, сколько ему ни плати.

      • Анонимно
        5.10.2017 14:33

        Ну если преподаватель действительно умный его такой вопрос не смутит. Масса вариантов для ответа.

      • Анонимно
        5.10.2017 23:50

        Есть категория преподавателей, она не большая, но они приходят в преподавание, когда получив большой опыт в своей специальности чувствуют потребность этим опытом поделиться с другими. И такие преподаватели работают не за деньги, деньги они себе заработали, потому что высококлассный специалист стоит дорого

    • Анонимно
      5.10.2017 10:33

      не понятен Ваш комментарий. В интервью говорится о детях, об учителях. А то, что платят в системе образования копейки даже Медведев, который премьер, даже согласился.

    • Анонимно
      5.10.2017 16:08

      А вы сами бы пошли бесплатно работать и на таких условиях? Сообщите о себе, дадим вам бесплатную работу!

  • Анонимно
    5.10.2017 08:28

    спасибо за ужасное интервью.
    С Днём учителя, прошлых лет!

  • Анонимно
    5.10.2017 08:31

    легенда!

  • Анонимно
    5.10.2017 08:44

    Валентина Алексеевна, здоровья Вам и сил! 11с 96 г.в.

  • Анонимно
    5.10.2017 08:47

    Великолепная женщина, человек и педагог! Люблю и уважаю её. Благодаря Валентине Алексеевне мы стали немного лучше. С днём учителя.

  • Анонимно
    5.10.2017 08:48

    Великолепная женщина, человек и педагог! Люблю и уважаю её. Благодаря Валентине Алексеевне мы стали немного лучше. С днём учителя.

  • Анонимно
    5.10.2017 08:48

    Валентина Алексеевна, низкий Вам поклон! С днем Учителя!

  • Анонимно
    5.10.2017 09:11

    и если есть такое неуважение к учителям, так грош цена всей работе учителей за последние 25 лет. вместе со всеми разрушали, что было ценного в системе образования. страшно. скоро детям в школу. очень страшно. страшно, что именно школа и учителя загубят в моих детях всё то ценное, что они приобрели в семье. доброту, заботу, любовь к родителям и старшим. и станут они зомби по выживанию и определению среди них талантливых и не очень. и что дальше? боюсь за детей. планирую отдать пока в сельскую школу, а по прошествии лет, со скоростью ветра увезти их отсюда и дать европейское образование. свободное от предрассудков.

    • Анонимно
      5.10.2017 16:08

      Если Вы действительно воспитали в детях доброту, заботу, любовь к родителям и т.д., то школа, любая, это точно не загубит. Даже места лишения свободы не меняют эти качества в людях, если они действительно есть, а Вы - о школе.. . Если школа это в Ваших детях якобы загудит, это значит только то, что этого в них Вы и не заложили.

  • Анонимно
    5.10.2017 09:28

    Спасибо за прекрасное интервью ! Профессионал, сделавший столько больших дел - именно с ними нужно советоваться при принятии решений по образованию нашим чиновникам!
    Поздравляем с праздником !

  • Анонимно
    5.10.2017 09:32

    В одном не согласен с уважаемой Валентиной Алексеевной: должно быть уважение не только к учителю, но к ЧЕЛОВЕКУ

  • Анонимно
    5.10.2017 09:32

    Профессия учителя была раньше самой уважаемой на селе. Это было правильно. Хотя учителя были разные как и все люди. Но учитель - это придавало человеку какую-то неприкосновенность.

  • Анонимно
    5.10.2017 09:34

    Валентина Алексеевна, здоровья Вам, и долгих лет жизни.С днем учителя!

  • Анонимно
    5.10.2017 09:38

    Здоровья и душевного спокойствия всем учителям.
    Валентина Алексеевна Молодец, так держать.
    Ваш студент с юр. фака.

  • Анонимно
    5.10.2017 09:49

    Не уважают не учителей, а конкретных людей. Я училась в советское время, в трудном классе. Уроки срывались постоянно. Но у пары учителей наш класс действительно учился. Мало просто давать свой предмет, надо уметь увлечь детей. А это непросто. И еще. Моя первая учительница говорила мне при всем классе, что у меня между косичками дырки в голове, через которые все вылетает, и поэтому я ничего запомнить не могу. Представляете, какие комплексы она у меня воспитала? И весь класс надо мной смеялся. А ведь эту учительницу очень уважали все в школе, она считалась лучшей. Что же тогда об остальных говорить. Вот откуда берется неуважение.

    • Анонимно
      5.10.2017 14:15

      Полностью согласен с Вами. В сети гуляет видео, записанное весной 2017 в одной из школ Челнов. Я, когда посмотрел это видео, был просто в ужасе! "Учитель" (специально пишу в кавычках, т к она не достойна звания "учитель") так орёт на первоклашек, так издевается над ними, коверкает их имена! Столько в её голосе и поведении ненависти к детишкам (а, ведь, это первоклашки!)! И, ведь,её портрет висит на доске почёта школы! Не дай-то Бог попасть к такой училке!

    • Анонимно
      5.10.2017 15:20

      полностью соглашусь. есть учителя, на уроках которых даже самые отъявленные хулиганы старались. а есть те, кого уважать-то не за что.

  • Анонимно
    5.10.2017 10:37

    Спасибо большое Вам Валентина Алексеевна, с днём учителя. Вы нас очень выручили, 11а 1999г.

  • Анонимно
    5.10.2017 10:37

    Доброго и прекрасного здоровья всем Учителям и любимой Влаентине Алексеевне Сочневой в первую очередь!

  • Нет. Не услуга. Доверительное благо. Разница большая.

  • Анонимно
    5.10.2017 11:26

    Валентина Алексеевна, доброго здоровья!
    Сколько лет, а все огурцом!!!
    Небось, также гоняете в волейбол лихо.

  • Анонимно
    5.10.2017 11:31

    хочу поздравить не то, чтобы учителей, а Преподавателей Высших школ Казани - спасибо, что вы есть. Спасибо, что не бросаете наших детей, не смотря на безалаберное отношение государства к образованию в стране. Спасибо, что подпитываете инженерный и экономический ресурс предприятий и организаций. А то, что уровень низкий, так эту проблему просто хорошо выполняя свою работу не решить. Это понимают все, кто учился в хороших университетах и учит сейчас сам.

  • Анонимно
    5.10.2017 11:39

    По сути ничего нового. Все это много раз уже было озвучено. Но она молодец, покоряет своей активностью. Ну и как некая добавка уже и от себя про ЕГЭ, отбор сильных и отсеивание слабых. Вот на мой взгляд интересное наблюдение за тем, как это реализуется в Германии, где тоже есть ЕГЭ, где есть двухуровневая система. Так вот на такие факультеты как математические, физические, да и многие технические зачисляют всех, кто хоть как-то сдал ЕГЭ. Но вот что интересно, из 300 желающих учиться на физиков или математиков, условно, после первого семестра остается только 130, после второго - только 100, а к концу учебы может где-то 30-50. Это там в вузе идет отсев и выявление сильных, а не при поступлении в вуз и в той же школе. Затем это 30-50 идут в магистратуру, это физики, математики. Потому как без магистратуры не поступишь в аспирантуру, а без степени не будешь там заниматься наукой. Но если в плане работа на уровне техника или лаборанта высокой квалификации, то достаточно и степени бакалавра. С удовольствием возьмут на работу. Также это касается и многих технических специальностей, да многие гуманитарии, если не хотят заниматься наукой или идти делать карьеру, подниматься по служебной лестнице, то и степени бакалавра достаточно. Так вот из тех 50 поступивших в магистратуру по математике, смогли защитить свои диссертации только 5. Это и есть отбор сильнейших. И эти пять уже давно сами стали профессорами вузов. Остальным тоже предоставлена возможность во время учебы делать переходы к другим специальностям, близким к выбранным. Думаю, то же 45 получили дипломы как программисты, это многие, часть стали заниматься не чистой математикой, а перешли в ту же теоретическую физику, в математическую экономику и т.д. Вот такая система отбора сильных там в Германии. Так почему такой способ не берут здесь, а вся надежда и упование на ЕГЭ и школу, и у всех есть желание отсеивать при поступлении на вступительных экзаменах. А тут как раз много субъективного. Да и злоупотреблений может быть много. Это еще один канал получения взяток. А так берут всех желающих и по мере их подготовки как раз такие как та же Сочнева и оценивают способности человека.

    Б.

    • Анонимно
      5.10.2017 13:09

      Да, забыл написать, что в Германии образование бесплатное в принципе. Там есть оплата каких-то услуг, но это копейки. И более того, у тех, кто не может себя содержать из-за недостаточности средств у родителей, например, есть льготные кредиты, часто их можно и списать, не возвращая, по тем или иным основаниям. Можно брать отпуска для работы, чтобы поднакопить денег. И кстати, обучение пока бесплатное и для иностранцев. Вот такая система. Понимаю, что в российской системе брать всех желающих учиться, а потом их отсеивать не позволяет система финансирования вузов. Но и тут есть интересные моменты, например, при подготовке тех же математиков. Так для обучения зачисленных студентов на первых семестрах привлекают в массовом порядке аспирантов для чтения лекций и ведения семинаров, практических занятий по общим предметам. Например, тот же предмет, который ведет или вела та же Сочнева на первых курсах по курсу дифференциального и интегрального исчисления, может вести аспирант профильной кафедры. А уж тем более практические занятия с решениями задач, семинары по тем или иным темам, тут и магистры могут брать часы. Но экзамены принимает профессор. И они ой какие сложные. И кстати, по ним оценивают и работу аспирантов.

      Б.

  • Анонимно
    5.10.2017 11:50

    Во что превратили систему образования и кто эти люди, которые создали уродующие учебники последних лет?
    Я учился в школе по учебникам, разработанным в СССР для детей.
    Там было все понятно и просто...
    Сейчас я вынужден долго изучать эти учебники, помогая делать уроки моим детям. что современная система требует от ребенка, потому, что в них все абсолютно не понятно.
    Не понятно, даже мне, человеку с высшим образованием.
    Современные учебники могут вызвать только злобу и отвращение от учебы.

    • Анонимно
      5.10.2017 15:07

      Для людей думающих очевидно, что все учебники по ФГОС созданы именно для того, чтобы вызвать у учеников отвращение к учебе. Все написано ужасным ломанным языком, много внимания уделено незначительным вещам, тогда как основы практически не представлены. Видно, что это делалось специально.

      • Анонимно
        5.10.2017 17:41

        Вроде нам тут объясняют постоянно, что только методики обучения татарскому языку отвратительные, а по всем остальным предметам всё отлично.
        Надо уж как-то определиться

  • Ayrats
    5.10.2017 12:02

    С профессиональным праздником!

  • Анонимно
    5.10.2017 12:35

    Удивительная женщина. Надо гордиться и ею , и Татарстаном. Татарстан дал такие возможности. И надо, чтобы увеличивал эти возможности.
    Комментарий 11:39 хорош. Именно так должно быть.

  • Анонимно
    5.10.2017 12:56

    Валентина Алексеевна, доброго здоровья!
    Конечно, идея летнего лагеря «Квант» замечательная и это направление необходимо развивать. Интервью замечательное, но с некоторыми высказываниями можно поспорить. Возможно, Валентина Алексеевна путает работу в школе с работой в университете. Именно в школу должны идти хорошие педагоги и, конечно, нет нужды школьным учителем писать высоконаучные статьи, у них другие цели. Что касается работников университета, то требования к ним существенно другие. Работник университета - это прежде всего ученый, обязанный печатать хорошие результаты в хороших журналах,
    к сожалению, а может и нет, высокие научные способности и умение преподавать не всегда сочетаются, в истории науки таких примеров много. В высказывании Валентины Алексеевны "Молодых берут, даже когда они не очень хорошие преподаватели, и в то же время сокращают людей постарше — только из-за возраста" и мнение о требовании к университетским работникам печатать статьи в Scopus чувствуется субъективное отношение к эти вопросам.

    • Анонимно
      5.10.2017 14:36

      Так толковые молодые ни за что не останутся в университете, сейчас объявления о конкурсе на замещение должностей помещают в сети и для студентов откровение - низкие зарплаты преподавателей. Зачастую стартовая зарплата выпускника превышает зарплату профессора.

    • Анонимно
      5.10.2017 15:14

      Я немного понимаю то, о чем говорит Валентина Алексеевна, так как она была моим преподавателем в университете, а позже я работал с ней на одной кафедре. Так вот, самыми лучшими преподавателями у нас часто были те, кто не очень много печатался. Те, кто учился на физфаке, помнят замечательного человека и педагога Сергея Петровича Гаврилова. Так вот, Сергей Петрович был одним из лучших, его лекции очень любили студенты. Он также был талантливый ученый, очень эрудированный, с высоким авторитетом среди коллег. Поверьте мне, выступать на семинаре в присутствии СП было очень непросто. Но была одна проблема, СП с трудом выжимал из себя статьи, потому что очень трепетно относился к каждому результату, к каждому слову. Он бесконечно эти статьи улучшал и полировал, в результате выдавал одну статью лет в 5-7. А диссертацию он защитил только потому, что его буквально заставил зав. кафедрой, Владимир Романович Кайгородов. Я думаю, что в нынешнем университете С. П. Гаврилов был бы чужим человеком, он бы не набрал никаких баллов в скопусе и, видимо, ему пришлось бы просто уволиться(((

    • Анонимно
      5.10.2017 23:08

      Она не против научных публикаций. Перечитайте статью.

  • Анонимно
    5.10.2017 13:22

    Люблю и уважаю этого Человека. Счастлив тот, кто учился у нее. Физфак.1984 год выпуска.

    • Rinat_16rus
      5.10.2017 17:30

      Поддерживаю. Валентина Алексеевна умела из матанализа сделать яркую и увлекательную... не знаю как сказать, науку... дисциплину... Особенно повезло тем, кто попал в "цепочку" "такой же сильный учитель в школе" - Квант - КГУ Сочнева, вне зависимости от дальнейшей специализации. Здоровья ей и благополучия.
      Квант 1972, Физфак 1978.

  • Анонимно
    5.10.2017 13:50

    И еще. Во всем мире идет тенденция уменьшения количества людей с высоким IQ. Потому и не удивительно, что количество людей способных нормально осилить вузовские программы, особенно по естественнонаучным специальностям, упало во всем мире и мы не исключение. Потому и идет борьба за умы. И не надо удивляться тому, что сегодня только три-пять человек в потоке имеют высокий IQ. Задача государства - это обеспечить, во-первых, им условия как для обучения, так и для работы. И во-вторых, обеспечить им условия для воспроизводства. Так чтобы количество таких людей не уменьшалось, а даже росло.

    Б.

  • Анонимно
    5.10.2017 14:32

    Среди моих друзей есть учителя и врачи, они, конечно, что-то делают, все в работе, но почему-то я их не уважаю. На выходе их работы - пшик! Одна видимость!

  • Анонимно
    5.10.2017 14:41

    Преподавала мне математику в Академическом лицее им. Лобачевского, затем в КГУ.
    О вас только хорошие воспоминания, Валентина Алексеевна! С Праздником Вас, с Вашим днем!

  • Анонимно
    5.10.2017 15:17

    "Причем некоторые казанцы даже не знают, как кровать заправлять!"

    Прям-таки не сомневаюсь, что во времена ее школьного возраста учителя ее сегодняшнего возраста говорим точно тоже самое про их поколение. И так до времен Афин античности более старшее поколение всегда недовольно нынешним и считает их слабаками. Что интересно, мир все-равно движется по пути прогресса.
    Отсюда вывод, который я сделал для себя лично: никогда не критикуй и не ворчи на молодежь, они просто немного другие и пути продвинуть вперед цивилизацию у них немного другие.

  • Анонимно
    5.10.2017 15:32

    Валентина Алексеевна! Спасибо за интервью. Но почему Вы не вспомнили В Р. Фридлендера, ведь он Вас уважал и оказал на Ваше формирование большое влияние. Напишите!

    • Анонимно
      5.10.2017 16:46

      здесь не было вопросов про то, кто как на нее влияние оказал

  • Всё идет от родителей. Выросло поколение невоспитанных родителей. Если раньше, учительница вызывала родителей в школу - это было ЧП для ученика. И родители стояли, слушали и краснели, а ученик как правило ревел. То посмотрите как сейчас ведут себя родители. Не все, а большинство.

    • Анонимно
      5.10.2017 17:03

      дополню: еще один минус, тянущим общество вниз - это неполные семьи. На род.собрании посмотришь, и всё понятно: у 90% детей один родитель.

      • Анонимно
        5.10.2017 22:17

        Неполная семья, конечно, где айс, но и не приговор. Я сама одна воспитывают дочь, и знаете, неплохо. И танцы, и художка и ЕГЭ лучше всех сдала. Наши дети мотивированы на хорошую учёбу, они знают, что нет ни блата, ни лишних денег и рассчитывают на свои мозги, успешно поступают на бюджет и усердно учатся.

      • Анонимно
        5.10.2017 23:11

        Это проблема.

  • Анонимно
    5.10.2017 17:43

    отмазки - не приняты, господа учителя. пока поздравлять не с чем. повышайте свой статус и если хотите жить в достатке, крутитесь... но на детях не отыгрывайтесь. я за вами буду следить, пристально!

    • Анонимно
      5.10.2017 18:35

      Вот это правильно - педагогические и научные рабы должны работать, работать и ещё раз работать.

      Не нравятся зарплаты учителей и профессоров - ищите другую работу.

      Так рассуждают венчурно-инновационные капиталисты.

      А может они правы???...

    • Анонимно
      5.10.2017 21:31

      Хотите " мягкой силы" от учителей?
      - Получите, какие Ваши годы))

    • Анонимно
      5.10.2017 23:13

      Следи. Только за слежкой чадо свое не прогляди.

  • Анонимно
    5.10.2017 22:04

    Сам работал на мехмате и от мехмата в кружках 131 школы. Общался с В, Сочневой. На таких людях сейчас держится наше образование. На их знаниях и энтузиазме. И исправлять его надо пока такие люди еще есть в наших вузах и школах. Именно такие люди могут сделать нашу страну лучше!

  • Анонимно
    6.10.2017 01:05

    Наши ультралибералы стараются даже образование включить в список услуг. Школа это не место, где оказывают услуги, а место, где сеяю вечное, доброе, разумное.

  • Анонимно
    6.10.2017 01:47

    Валентина Алексеевна - великий и скромный человек. Созидатель и вдохновитель. Восхищаюсь командой "Кванта" до сих пор. Участник Кванта-85 и далее.

  • Анонимно
    6.10.2017 22:40

    Блестящий учитель и великолепное интервью. Подписываюсь под каждым словом Пытался заполучить её хотя бы на факультативы в математические классы но Валентина Алексеевна была загружена в КГУ.Уже 25 лет живу в США, но всегда с большой теплотой вспоминаю время работы в школе,своихколлег и учеников.Здоровья Вам и Терпения!С Днём Учителя! Бывший директор школы 83 Неманов А.Л.

  • Анонимно
    9.10.2017 22:50

    Жена, педагог дошкольного образования! Заставляют сдавать егэ -математику, русский и биологию! может пора в сады отправлять педагогов школы? либо егэ создать по дошкольному образованию?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль