Общество 
11.10.2017

«Джемаль – один из немногих интеллектуалов, кто говорил о революции глубоко и размашисто»

Одна из главных заслуг философа в том, что он навел мост между русской культурой и исламом

В Петербурге прошел вечер памяти Гейдара Джемаля. Побывав на встрече, корреспондент «БИЗНЕС Online» ощутил, что 100-летие революции — это не просто дата. «В чем смысл революции?» — задавался вопросом Максим Шевченко. А писатель Андрей Акцынов отметил, что корни революции лежат в религии и, если революция в России и случится, она будет антибуржуазной и антикапиталистической, не прозападной, не коллаборационистской, а патриотичной и народной.

Гейдар Джемаль был одним из немногих интеллектуалов, кто говорил о революции, истории глубоко и размашисто Гейдар Джемаль был одним из немногих интеллектуалов, кто говорил о революции, истории глубоко и размашисто Фото: ©Андрей Стенин, РИА «Новости»

«В ЧЕМ СМЫСЛ РЕВОЛЮЦИИ?»

«Октябрь. Санкт-Петербург. 100 лет со дня революции 1917 года... Эти мерцающие историческим пафосом аллюзии заставляют думающего человека задуматься о судьбе страны, общества, времени, в котором мы живем. История тащит за собой достойных, тех, кто выступает ее соратником. Известный философ и мыслитель Гейдар Джемаль был одним из немногих интеллектуалов, кто говорил о революции, истории глубоко и размашисто. Вряд ли найдется человек, который столь много рассуждал о революции. Для него революция – это божественный акт. Это восстание Духа против косности материи. Это восстание Человека против индивидуума. Героя против тирана». Так организаторы анонсировали мероприятие «Человек и революция», которое состоялось в минувшую субботу рамках джемалевских чтений.

За окнами гостиницы «Октябрьская» (где все и проходило), словно намекая на особую роль Северной столицы в событиях 100-летней давности, молодежь вышла на акцию протеста, так своеобразно «поздравляя» Владимира Путина с его 65-летием... Всюду знаки и символы, которые окружают фигуру Джемаля, об этом говорили  на майском вечере памяти философа в Казани. Санкт-Петербург решил подхватить эстафету и собрал своих пассионариев ума, по выражению Джемаля, тем более что интеллектуальная планка была задана высокой. Пришли и молодые интеллектуалы, и люди с научными степенями, и представители творческих профессий. Словом, все те, кто включен в смысловое поле и кому небезразлично духовное состояние нашего общества.


Вечер по традиции открыл и вел известный журналист и политолог Максим Шевченко, который обозначил нерв беседы: «В чем смысл революции?»

На мероприятие не смог приехать сын Джемаля Орхан — он делает репортаж о притесняемом правительством Мьянмы народе рохинджа и в настоящее время находится где-то в Бангладеш, пытаясь пересечь границу, — Мьянма закрыта для журналистов и международных гуманитарных миссий. Но он записал видеообращение к участникам вечера. Джемаль-младший не стал погружать зрителей в биографические детали жизни своего отца, а лишь коротко отметил, что прошедший год был для него непростым эмоциональным вызовом. Далее он перешел к анализу ближневосточной ситуации, теме Сирии и роли Рамзана Кадырова в скандале вокруг митинга мусульман возле посольства Мьянмы в Москве. В конце он сказал, что мировая мусульманская умма нуждается в сплочении.

Орхан Джемаль не смог приехать, но он записал участникам вечера видеообращение, в котором сказал, что мировая мусульманская умма нуждается в сплочении Орхан Джемаль не смог приехать, но записал участникам вечера видеообращение, в котором сказал, что мировая мусульманская умма нуждается в сплочении

ПРОТИВ РОКА

Казанский политолог и ученик Джемаля Руслан Айсин попытался штрихами обрисовать теорию революции своего учителя: «Одна из первых книг Джемаля называется „Революция пророков“. Революционная доктрина пророков состоит, по Джемалю, по крайней мере из четырех аспектов. Первый, наиболее наглядный – это революция против космизма, против космоса. В Коране есть аяты, посвященные миссии Ибрахима, где повествуется о начале его духовного пути, пророческой миссии, когда он последовательно испытывает как бы на символическую прочность реалии проявленного окружающего мира. Месяц, солнце, звезды, небо и т. д. Достойно ли все это поклонения или по крайней мере достойно ли быть взято хотя бы в качестве опоры, ориентира для религиозного чувства. И последовательно на все это дается ответ: нет, ни этот, ни тот, ни другой, ни третий, ни десятый элемент проявленного космоса, как бы ярок и поражающ он ни был, не может быть ориентиром для поклонения, отправной точкой для концентрации религиозного бодрствующего внимания. Авраам снимает проявленный мир как предмет для поклонения, предмет для духовной солидарности. Такова революция против космизма, против космоса... Далее идет революция против концепции неба как места пребывания субъекта, высшего архетипического начала. В Коране сказано: „Аллах есть свет небес и земли“, — Аллах владеет, по словам Корана, и землей, и небом, он не тождественен небу, он хозяин, причем таким образом, что небо всегда идет в паре с землей, т. е. иерархическое превосходство неба как тонкой манифестации над грубой снято перед огромной бесконечной дистанцией, которая отличает даже наиболее высокие проявления бытия от субъектного принципа, всегда являющегося трансцендентным».

Руслан Айсин: «Революционная доктрина пророков состоит, по Джемалю, по крайней мере, из четырех аспектов» Руслан Айсин: «Революционная доктрина пророков состоит, по Джемалю, по крайней мере из четырех аспектов»

«Революция пророков направлена против самой онтологии, против тождественности с принципом „вахдат аль-вуджут“, принципом бытия, — продолжил Айсин. — Он принцип простой и первоначальной аффирмации – на самом деле это абсолютная тождественность и культ объекта. А послание пророков связано с абсолютным субъектом как гносеологическим условием. Здесь мы видим, что подлинный смысл авраамического послания, подлинный смысл теологии авраамистов заключается последовательно не только в отрицании проявленного манифестированного космоса, не только в отрицании тонкого манифестирующего плана манифестации, но и в отрицании принципа бытия как последней финальной инстанции. Дух не смиряется с тождественностью, с наличием, он не боится идти дальше в несущее... И здесь последний, четвертый, этап восстания революции пророков – восстание против рока, который является абсолютной негативной бездной, называемой Брахмой, Дахром, Зерваном, Ураном и наконец Дао в дальневосточной традиции. Это чистая негативная бездна. Она не имеет никаких ограничений, собственно говоря, несущая, и она тоже не является финальным звеном горизонта пророческого послания. Метафизика пророков восстает и против рока. Четыре революции против непререкаемых метафизических истин, которые от века, от самого начала появления сознания на земле утверждались жрецами как то, кроме чего ничего не может быть. На четырех этих столпах покоится метафизическая революция пророков».

Андрей Акцынов: «Философ с большой буквы это тот, о ком можно написать статью в философском словаре». «На мой взгляд, такая статья может быть написана о самом Джемале» Андрей Акцынов: «Философ с большой буквы это тот, о ком можно написать статью в философском словаре». «На мой взгляд, такая статья может быть написана о самом Джемале»

«МЫСЛИТЕЛЬ СДЕЛАЛ ВЕЛИКОЕ ДЕЛО – НАВЕЛ МОСТ МЕЖДУ РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ИСЛАМОМ»

После Айсина слово взял хозяин вечера молодой писатель Андрей Акцынов. Он поведал, что во время последней встречи с Джемалем тот ему сказал: «Философ с большой буквы это тот, о ком можно написать статью в философском словаре». «На мой взгляд, такая статья может быть написана о самом Джемале», – заключил Акцынов. Писатель убежден, что корни революции лежат в религии, в стяжании правды и справедливости. Есть религии созерцания, а есть религии действия. В центре этого лежит вопрос о природе Бога и божественного. Мы привыкли ассоциировать революцию с левой идеей и марксизмом. Однако проблематика революции не лежит исключительно в социальной плоскости. Тем более что левый интернационализм после распада СССР уже не тот, констатировал Акцынов. Говоря о банкротстве левой идеи в России и перерождении КПРФ в право-реакционную охранительную силу, он рассказал любопытную историю. Оказывается, его дед Андрей Мельников – автор самого известного и тиражируемого изображения Ленина, того с самого, со значка «Всегда готов». «Если революция в России и будет через какое-то время, то она будет антибуржуазной и антикапиталистической, не прозападной, а антизападной, не коллаборационистской, а патриотичной и народной. На такую революцию у нас потенциал есть», – закончил свое выступление молодой писатель.

Алексей Иваненко: «Наше знание об исламе, его интеллектуальных сокровищницах – заслуга Джемаля» Алексей Иваненко: «Наше знание об исламе, его интеллектуальных сокровищницах – заслуга Джемаля»

Кандидат философских наук Алексей Иваненко вернул обсуждение в метафизическую плоскость. Говоря о Джемале, он отметил, что мыслитель сделал великое дело – навел мост между русской культурой и исламом: «Наше знание об исламе, его интеллектуальных сокровищницах – заслуга Джемаля». По его мнению, человек и революция – слишком сложная тема. Возможно, революция состоит в том, чтобы человек реализовал себя, возвысился над своей глиняной сущностью, стал подобен пророкам.

Последовавшие выступления Александра Норда и Павла Бойцова тоже были насыщенными и глубокими. Они рассуждали об интеллектуальном методе и нашем месте в истории.

Отметим, что субботнее мероприятие означало и возобновление работы концептуального клуба «Флориан Гейер», чьим президентом был Джемаль. Организация объединяет интеллектуалов, которые ставят перед собой задачу восстановления смыслов. Одно из ее ближайших заседаний планируется провести в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Докукин
    11.10.2017 08:44

    Почему опять или снова ? Мыслитель Гейдар Джемаль. (четыре статьи подряд).

    "Китайская народная мудрость говорит: не дай бог жить во времена перемен. В этом смысле России в ХХ веке досталось сполна: ей пришлось пережить две полных перемены - в 1917 и 1991 годах. Но если слом старого мира в 1917-м был закономерен с точки зрения эволюции и нес утверждение справедливого социалистического строя, оздоровление общества, то с 1991 года все происходит наоборот."

    "Известный философ и мыслитель Гейдар Джемаль был одним из немногих интеллектуалов, кто говорил о революции, истории глубоко и размашисто. Вряд ли найдется человек, который столь много рассуждал о революции. Для него революция – это божественный акт. Это восстание Духа против косности материи. Это восстание Человека против индивидуума. Героя против тирана».

    Ни грамма не отрицая всё написанное (сколько людей,-столько и мнений) , просил бы БО "вспомнить" и об русскоязычных , так же безвременно ушедших. И интересно очень, на мой взгляд провести аналогию с Евением Максимовичем Примаковым :

    "В 2009 году, когда мировой финансовый кризис полноценно сказался на России, Примаков, имевший опыт действия в кризисной ситуации, утверждал, что модель сырьевой экономики уже давно не эффективна. «На чем держалась наша докризисная модель экономического развития? Мы решали две задачи. Первая – стремились активизировать экономическую жизнь в стране. Поддерживали крупные сырьевые компании, которые работали и "несли золотые яйца" в бюджет. Вторая задача – делалось все, чтобы социальная обстановка в стране была бы стабильной. Мы поддерживали всех, кого могли, поднимали уровень жизни населения. Обе цели благородные. Но в сегодняшней обстановке они недостаточны», – говорил он."

    • Анонимно
      13.10.2017 15:45

      Примаков - не русский "мыслитель", в советско-еврейский!

  • Анонимно
    11.10.2017 11:15

    Вечные соперники за умы и сердца людей:" хазары vs викинги". От хазар- Джемаль, кто от викингов?

  • Анонимно
    11.10.2017 12:28

    Интересно вот что. 100-летие революции. А никто об этом не говорит. Ограничились скандалом фильмы "Матильда". Максим Шевченко об этом сказал на вечере.

  • Анонимно
    11.10.2017 12:53

    Светлая память философу! Поразительное понимание жизни в его трудах. Живём уныло или весело в не справедливом социуме. Спрашиваем себя : откуда возьмутся герои , которые жизнь устроят лучше?
    Гейдар Джемаль отвечал:-"Герои "соткутся" из тумана!" Только образ! но начинаешь понимать- герои будут!

  • Ветер
    11.10.2017 14:28

    Фло́риан Га́йер
    На собственные средства вооружил сотню бойцов, составивших ядро крестьянского войска, известных как «Чёрный отряд».
    Целью его борьбы с князьями было желание при помощи крестьян и горожан провести реформы.
    Из-за его дворянского происхождения, крестьяне часто испытывали к Гайеру недоверие.

  • Анонимно
    11.10.2017 18:43

    Сперва надо провести осмысление смысла слов.В словах все и написано прямо.Идти прямым путем, путем Разума.

  • Анонимно
    11.10.2017 22:38

    Умнейших и образованейший мыслитель. Для меня он как реабилитация ислама и исламских философов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль