Культура 
1.11.2017

Встреча на Эльбе, или Как Аиду Гарифуллину награждали «музыкальным Оскаром»

Сопрано из Казани в красивом красном платье стала героиней церемонии вручения престижнейшей премии ECHO Klassik в Гамбурге

Главная премия немецкой музыкальной индустрии ECHO Klassik-2017 огласила очередной список лауреатов и провела в Гамбурге, на сцене Эльбфилармонии, церемониальный гала-концерт. Уроженке Казани Аиде Гарифуллиной выпала честь не только стать обладательницей музыкального «Оскара» за альбом AIDA, выпущенный на лейбле DECCA, но и украсить своим выступлением праздничную церемонию. Из Гамбурга — обозреватель «БИЗНЕС Online» Елена Черемных.

Аида Гарифуллина стала обладательницей музыкального «Оскара» за альбом AIDA Фото из личного архива Аиды Гарифуллиной

ПРЕМИЯ

Премия ECHO Klassik учреждена 22 года назад федеральной ассоциацией музыкальной индустрии (BVMI) Германии в качестве европейского аналога «Грэмми» — премии американской академии звукозаписи (в области популярной и классической музыки), а также французской ежегодной премии Victoires de la musique (присуждается лучшим исполнителям в области классической музыки и джаза). В отличие от них премия ECHO Klassik сосредоточена на классике. За сравнительно обозримый срок ее стали называть «музыкальным Оскаром». Это говорит не только об авторитете, но и о резонансности премии, с артистичным буквализмом обыгрывающей первое слово своего названия — ECHO.

Присуждаемая в 22 категориях ECHO Klassik ежегодно формирует модельный ряд лучших исполнителей, не стесняясь объединять статусных музыкантов с молодыми и дерзкими. Три главные награды — «Лучшая певица», «Лучший певец» и «Лучший дирижер» — в этом году получили американское меццо-сопрано Джойс ДиДонато (за диск «Война и мир» с — кто бы мог подумать! — барочными ариями в сопровождении ансамбля Pomo d`oro, возглавляемого россиянином Максимом Емельянычевым), немецкий баритон Маттиас Герне (за вокальную партию в «Песне о Земле» Малера) и Кент Нагано (за «Альпийскую симфонию» Рихарда Штрауса с симфоническим оркестром Гетеборга) соответственно. Премию «За жизненный вклад» вручили 78-летней Бригитте Фассбендер — немецкое меццо-сопрано, завершив вокальную карьеру в 1995 году, переквалифицировалась в педагога, оперного режиссера и директора театра в Инсбруке. Работает по сей день.

В противоположной возрастной группе — номинации «Молодой художник» — оказались, в частности, французский пианист Люка Дебарг (за выпущенный на Sony Classical диск с музыкой Баха, Бетховена и русского композитора Николая Метнера), гобоистка из Орла Мария Сурначева (за запись трех концертов — Валерия Кикты, Андрея Рубцова и Андрея Эшпая на диске фирмы MDG) и сопрано из Южной Африки Притти Йенде (за альбом «A Journey», Sony Classical). В оперной номинации награду получила запись «Королевы индейцев» Перселла Теодора Курентзиса с пермскими оркестром и хором MusicAeterna (Sony Classical). В день церемонии Курентзис со своим оркестром выступал в другом немецком городе — Франкфурте — и в Эльбфилармонии присутствовать не мог.


Виртуозно ориентируясь в музыкальных новостях, ECHO Klassik образцово оценивает как радикализм, так и мастеровитость исполнителей всех пород и мастей. Актуализируя новые имена и не забывая имена, которые у всех на слуху, премиальное жюри ищет и находит основания, которые привлекают к классике молодежь и не отпугивают от классики давних ее приверженцев. Объем этой работы наглядно демонстрировал специальный выпуск немецкого журнала Crescendo, который на выходе с церемонии выдавали всем желающим. Читать размещенные в нем интервью с лауреатами, как и рецензии на их диски, оказалось отдельным удовольствием. После таких квалифицированных текстов аппетит к прослушиванию всего, о чем написано, проснется сам собой. 

ЦЕРЕМОНИЯ

Судя по церемонии в Гамбурге, ритуал награждения премией ECHO Klassik удачно преодолел академическую узкопрофильность. Гала-концерт транслировали по общественному телеканалу ZDF. Месту события — недавно возведенному зданию Эльбфилармонии — придавалась роль суперфигуранта в современном имидже классики. Обстоятельства места действительно радовали глаз. Впечатляющие параметры зала с круговой рассадкой участников и гостей, световые спецэффекты и реалити-эпизоды прямо из фойе оживили церемонию, придав ей интеллигентно-развлекательную тональность. О пред- и постконцертных лауреатских фотосессиях на красной дорожке перед выгородкой с премиальным логотипом и говорить нечего — «Оскар», одним словом.

Актер и шоумен Томас Готтшалк непринужденно конферировал церемонию со сцены (ECHO Klassik предложило ему эту миссию в четвертый раз) и из сопредельных ей пространств. Провоцируя радостные реакции публики, он обаятельно трунил над музыкантами филармонического оркестра Гамбурга, благо почти все концертные номера шли в их сопровождении, при этом тактично модерировал выступления специально приглашенных ораторов. Ораторы были серьезные — от генерального директора федерации музыкальной индустрии Флориана Дрюке и директора Франкфуртской оперы Берндта Лебе до известных актеров — Себастьяна Коха, сыгравшего, в частности, главную роль в фильме Пола Верхувена «Черная книга», и Тобиаса Моретти, знакомого по сериалу «Инспектор Рекс» и фильму «Казанова».

12 номеров гала-концерта воспринимались чем-то вроде розочек на торте. Выход каждого исполнителя, предваренный рассказом того или иного медийного/чиновного лица, заведомо освободил лауреатов и организаторов от глубокомыслия, а телезрителей — от зевоты. Звездный тенор Йонас Кауфман, чей альбом Dolce Vita (Sony Classical) назван «Бестселлером года», безупречно спел хитовую арию Вертера из оперы Массне. 12 виолончелистов Берлинского филармонического оркестра дружно отскрипели Calambre Астора Пьяццоллы.


Аккордеонистка рижского происхождения, лондонской выучки и испанского гражданства Ксения Сидорова под оркестр исполнила попурри из оперы «Кармен». Эту запись Deutsche Grammophon наградили с формулировкой «за то, что исполнительница заново открыла аккордеон и представила музыку „Кармен“ как шоу одной женщины». Ее партнером в номинации «Лучший инструменталист» оказался сам Маурицио Поллини, награжденный прямо противоположным образом: «за демонстрацию того, что классическая музыка всегда означает мудрость». На концерте 75-летний пианист-легенда наиграл один из поздних ноктюрнов Шопена так, словно музыка только еще сочиняется им самим. По отношению к автору «Революционного этюда» это выглядело даже несколько чересчур революционно.

Прекрасный выход ДиДонато с «Плачем Дидоны» из оперы Перселла «Дидона и Эней» привел публику в оторопь. В голубоватом свете софитов вокальный «пилотаж» американки заставил оценить проницательность жюри ECHO Klassik, в четвертый раз (!) назвавшего ДиДонато «певицей года».


Самым антиклассическим образом церемонию украсил Дебарг: «открытие» ХIV конкурса им. Чайковского, чей выход в финал у растерянного жюри «отбивал» сам Валерий Гергиев, сымпровизировал в джазово-авангардной манере на тему одного из лютеровских хоралов Баха. Получая статуэтку с символическим «обломком» диска, Дебарг изобразил, что прямо сейчас рухнет под призовой тяжестью. Таким улыбчивым его видят нечасто. Но в репертуарном остроумии его превзошел Нагано — под занавес церемонии он приберег финал «Румынского концерта» венгерского авангардиста Дьердя Лигети. В исполнении гамбургских филармоников музыка звучала зажигательно и странно. Нечто среднее между карпатским танцем «Жок» и сокрушительными первобытными ритмами привело слушателей в восторг. Но церемония еще не окончилась.

Завершив музыкальную часть, ведущий стал технично вызывать не охваченных участием в концерте музыкантов на сцену и вручать им металлические статуэтки. Обряд посвящения в лауреаты ECHO Klassik большая часть исполнителей, численность которых в 22 категориях достигла 54 человек, пробежала бегом — из зала на сцену и в закулисье. Понять, вошла ли эта часть мероприятия в трансляцию, которую ZDF вела на три страны — Германию, Австрию и Швейцарию, из России не представляется возможным. К чести организаторов ECHO Klassik, на своей странице в «Фейсбуке» в топе комментариев они вывесили слова возмущенных граждан, чьих локаций телепоказ церемонии не достигал.

АИДА

Выступавшая четвертой, Гарифуллина стала первой из тех, кому на концерте не просто аплодировали, а восхищенно вопили из зала. В арии Лауретты из пуччиниевской оперы «Джанни Скикки» она сразу же покорила и сверкающими верхами сопрано и, само собой, модельной внешностью в умопомрачительном красном платье. О спортсменской дисциплине и самоконтроле солистки Венской — и не только — оперы можно слагать легенды. Обидно, что Готтшалк упустил этот шанс. Рассказывая об Аиде, он прошелся лишь по общеизвестному: ее «университетам» в Нюрнберге и Вене, победе на конкурсе Пласидо Доминго Operalia-2013, и карьерном взлете на сценах Вены, Лондона, Парижа. Но вообще-то, наблюдая этот нежный цветок с железными нервами, легко поверить, что на самой престижной оперной сцене Гарифуллина давным-давно чувствует себя как рыба в воде, просто потому что... своя.

Премию ECHO Klassik певице присудили за альбом, название которого в точности воспроизводит ее имя — AIDA. Дочь эфиопского царя из популярной оперы Верди к названию отношения не имеет. 14 треков не только с оперными ариями, но и с романсами позволяют угадать идею non fiction, некую — сродни дневниковой — попытку Гарифуллиной собрать свой образ из разностороннего, реально формировавшего ее репертуара. Именно подразумеваемой документальности альбома AIDA соответствуют и другие отмеченные ECHO Klassik записи. Название альбома Йонаса Кауфмана «Dolce vita» со всей очевидностью соединяет итальянский фразеологизм, означающий «сладкую жизнь», с образом самого Кауфмана — наисладчайшего тенора современности. А альбом «A Journey» («Приключение») Йенде рождает догадку о том, что главным приключением в жизни этой темнокожей южноафриканской девушки, до 16 лет вообще-то думавшей стать бухгалтером, стала ее внезапная оперная биография.


Любопытно, что наградная номинация Гарифуллиной «Сольный альбом. Вокал» бескомпромиссно вывела уроженку Казани во взрослый разряд, тогда как Йенде из Южной Африки наградили в качестве «Молодого художника». Впрочем, на концерте обе оказались одна подле другой. После Лауретты-Гарифуллиной Джульетта-Йенде из оперы Гуно звучала не очень надежно. Не успев сфокусировать голос, сопрано из Южной Африки чуть «насорила» в колоратурах. Тем дружественнее выглядело повторное появление Гарифуллиной с небольшой речью, в которой она поблагодарила жюри ECHO Klassik, британскую команду лейбла DECCA, своих агентов и — с особой теплотой — свою маму: «Она всегда в меня верила, поэтому сегодня я стою на этой сцене». Cледом Йенде поблагодарила своих родителей, не забыв отметить социальную для ее родины значимость женщины, которая поет. Добавочным бонусом гостям и телезрителям стал спетый обеими куплет Tonight из мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Верхний голос Гарифуллиной прозвучал в нем настолько звонко, что даже далекий от искусства мюзикла дирижер Нагано разулыбался.   

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.11.2017 08:27

Молодчина!

  • Псевдоним
    1.11.2017 08:25

    Могла бы и по поводу сложившейся ситуации вокруг татарского языка на родине пару слов сказать на публике для гласности.

    • Она что похожа на тех певунов, что на Баумана непонятные акции устраивают?

    • Анонимно
      1.11.2017 09:10

      Уважаемый форумчанен!
      Сидели бы и молчали лучше.
      Отличный голос, шикарная внешность, Звезда одним словом!
      Её голос не для ваших националистических лозунгов.
      Успокойтесь уже. Кто вас ущемляет? Добивайтесь своих целей без участия других!
      Аида умничка. Доброго ей пути и новых побед!

      • Псевдоним
        1.11.2017 10:09

        Никто не отрицает ее заслуг, я лично сам горжусь, что у татарского народа есть такие яркие личности с мировым признанием. Цель и задача у татарского народа одна - сохранение идентичности и своего языка. И каждый, кто считает себя представителем этой нации, должен внести свой посильный вклад для этого. А вот у кого-то, я смотрю, свербит в одном месте от упоминания ее национальности.

        • Она поэтому и смогла добиться таких успехов, что не зацикливалась на татарской идентичности.

          • Анонимно
            1.11.2017 19:03

            Не, вопрос в правильном сочетании этой самой идентичности. С одной стороны, сегодня в мире все страны и континенты соединены вай-фаем и жить как в скорлупе не получится. Границы между странами по сути стираются. НО с другой- очень важно сохранить связь со своими корнями, чтобы просто сохранить свою самобытность. Татарскую там, русскую, чувашскую. такой баланс соблюсти сложно, многие сктываются в подражание. Но у той же Гарифуллиной на ее диске есть песни на разных языках , в том числе русском и татарском. Вот нормальный подход , и как бы сказать - понятный. И мировая классика, и татарский фольклор.

        • Анонимно
          1.11.2017 13:52

          И почему Аиде НЕ ПОЕТСЯ в Татарстане...

          А так - кто ей мешает? Петь на татарском языке, выступать перед тружениками татарских сел. Разговаривать и петь на татарском со сцены - создавать ту самую пресловутую татарскую языковую культуру и среду.

          Почему она уехала туда, где НЕ НАДО поддерживать умирающий татарский язык, где НЕ НАДО защищать и утверждать татарскую идентичность?

          • Анонимно
            1.11.2017 16:15

            Наверно такие как Рауфаль-эфенди не дают таким петь в Татарстане. Она не единственная.

          • Анонимно
            1.11.2017 18:32

            приятно, что таких успехов добилась татарка из Татарстана! чтобы сохранить язык необязательно жить в Татарстане. уверена Аида знает татарский и этого достаточно! татарский не просто язык, это культура! многонациональность делает нас неуязвимыми! что плохо в том, что русские узнают культуру народа, на земле которого живут??? такую межнациональную рознь сеят только отсталые и недалекие слои населения!

        • Анонимно
          1.11.2017 18:48

          Уважаемый Псевдоним, послушай диск! Ты удивишься - но там есть песня и на татарском языке.

    • Анонимно
      1.11.2017 18:46

      А что бы вы хотели услышать от нее? На ее диске, за который она и получила эту награду, есть песня на татарском языке "Алюки". Об этом писали раньше, да и она сама говорила, как было важно ей включить эту песню в альбом вместе с известными мировыми произведениями. Мне кажется, это самая правильная позиция и хорошее "продвижение" татарского языка в мире.

      • Анонимно
        1.11.2017 18:55

        Почему, чтобы "продвигать" татарский язык в мире, надо уехать из родных татарских мест, уехать из мест, где татарский язык родной?

        Я хочу ходить на концерты и спектакли Аиды в Казани! Хочу слушать песни на татарском языке в её исполнении в Казани!

        Почему все, кто мало-мальски состоялся, сразу уезжают из Татарстана - кто в Москву, кто за границу?

        • Анонимно
          1.11.2017 19:06

          Одни из Татарстана едут в москву, другие - из Москвы в Европу. Программисты, инженеры. Таков мир.

        • Анонимно
          2.11.2017 13:26

          Да потому что её талант достоин и признан во всём мире, а у салаватов и элвинов греев - лишь на территории суверенной РТ!

    • М.К.
      2.11.2017 00:25

      Скажет обязательно!
      Но в данном случае это не та трибуна.

  • Анонимно
    1.11.2017 08:27

    Молодчина!

  • Анонимно
    1.11.2017 08:44

    спонсор рад

  • Анонимно
    1.11.2017 08:55

    Красавица , умница, талант!!! Поздравляем!

  • Анонимно
    1.11.2017 09:08

    Браво!

  • Анонимно
    1.11.2017 09:11

    Этотпрорыв. Молодчина. Это и есть продвижение республики.

  • Анонимно
    1.11.2017 09:28

    Аллах йэрдэм бирсен безнен Йолдызга!!!

  • Анонимно
    1.11.2017 09:50

    Как это прекрасно знать языки!Молодец Аида! Так держать!

  • Анонимно
    1.11.2017 09:52

    Какая невероятная молодец!
    У нее - фантастическое будущее)))

  • Анонимно
    1.11.2017 10:38

    Аида -свет нашей нации, молодец! Умница и красавица!
    Счастья тебе, кызым!!!

  • Анонимно
    1.11.2017 11:32

    Молодец, умничка

  • Анонимно
    1.11.2017 11:41

    Шикарная девушка!!!

  • Анонимно
    1.11.2017 13:37

    Очень рады за Аиду. Жаль что наш оперный театр посчитал эту девушку не перспективной

    • Анонимно
      1.11.2017 14:29

      Скоро НАШ оперный театр будет переименован в Дом татарской эстрады" и будет там идти вечный "Узгереш жиле".

  • Анонимно
    1.11.2017 15:04

    Гордимся такими,как Аида!

    • Анонимно
      1.11.2017 15:40

      Я тоже горжусь Аидой! Хочу ходить на её концерты в Казани! Почему сразу надо уезжать - здесь такие же благодарные зрители!!!

  • Анонимно
    1.11.2017 19:14

    Аида, поздравляю! У Вас все получится!

  • Анонимно
    1.11.2017 21:53

    Она просто прелесть. Не надо ее укорять, что она здесь не поет, она и известность-то получила там, а не у нас. Поэтому успокойтесь, не оттого она там поет, что не хочет здесь петь, а просто таланты надо открывать здесь. Поздравляю от души и успехов ей!=Валит

  • Анонимно
    2.11.2017 02:45

    Ура!!! Есть же позитивные новости!!!!!
    Очень рад за Аиду!!!
    Молодец! Так держать!
    Если прочтёте этот комментарий, хочу пожелать Вам всего наилучшего! Берегите себя!
    Новых достижений и толко алга!

  • Анонимно
    2.11.2017 11:19

    ничего особенного! нетребко и гимадиева лучше!

    • Анонимно
      2.11.2017 14:58

      Это зависит от критериев оценки.
      Сейчас наиболее востребованы (или известны, "раскручены") в женском вокале Аида Гарифуллина, Венера Гимадиева, Хибла Герзмава, Анна Нетребко и м. б. Мария Максакова (Игенбергс).
      По внешним данным они все хороши. Но последние три находятся уже в возрасте, когда (примерно) "ягодка опять". При этом по сценическо-драматическим качествам на мой взгляд лидирует Хибла.
      Аида, Хибла и Анна - опытные артисты зарубежных театров, фестивалей и гастролей. Венера и Мария тоже приняты заграничной публикой, но их продюсирование в последнее время менее удачно (разумеется не по их вине).
      Но когда искушенный слушатель желает именно нежного женского бельканто, он думает прежде всего о Хибле, Аиде и м. б. Венере ...

  • Анонимно
    3.11.2017 03:19

    Для меня Альбина Шагимуратова певица высоког класса!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже