Общество 
3.11.2017

«Мой старший сын пошел в первый класс в 1997 году. Я с тех пор жалуюсь...»

Предприимчивая мать казанского школьника требует уже 2,75 млн рублей за «недополученный» русский — эксперты не видят у иска перспектив

В Вахитовском райсуде Казани стартовал процесс по иску Ольги Зиятдиновой, матери школьника, которая заваливает исками кадетскую школу-интернат им. Кузнецова. К претензиям из-за питания и домашнего обучения добавилась еще одна тема. Первая часть иска — моральный вред за преподавание татарского языка, вторая — ущерб за «недоданный» русский, который женщина оценивает в 500 рублей за час. Эксперты «БИЗНЕС Online» напоминают, что, отдавая в школу детей, родители тем самым соглашаются с ее программой.

В Вахитовском райсуде Казани стартовал процесс по иску Ольги Зиятдиновой, которая требует 2,75 млн рублей за «недополученный» русский

«У МЕНЯ МУЖ ТАТАРИН, И ПЕРВЫЙ, И ВТОРОЙ. С ПЕРВЫМ ХОДИЛИ В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

«„БИЗНЕС Online“? Я с вашей газетой общаться не буду. Вы все слишком политизируете, не пишете о простых гражданах», — одна из первых фраз, которую произнесла в здании Вахитовского районного суда Казани Ольга Зиятдинова. А затем добавила: «Это не телевизионное шоу, мне это не нужно».

Как выяснилось, претензий к государственному образованию у женщины много: сейчас два иска от нее, поступившие в суд осенью, объединены в одно производство. В первом иске она просит компенсацию за некачественное питание в Казанской кадетской школе-интернате им. Кузнецова и недополученные ее 15-летним сыном часы во время домашнего обучения. Во втором — как раз-таки возместить ей моральный ущерб за якобы незаконное преподавание ее сыну татарского языка. Она аргументирует это тем, что учебный план Казанской кадетской школы-интерната им. Кузнецова не был с ней согласован. Моральный ущерб в первоначальном иске она без всякого дополнительного обоснования оценила в 1 млн рублей. К слову, сейчас сын Зиятдиновой уже покинул школу, к которой предъявил столько претензий. Номер новой школы родительница держит в секрете.

Сегодня Зиятдинова едва успела к началу процесса. Там ее ждал отец школьника Эдвард Носов, который пришел поддержать истицу. Он также выразил недовольство тем, что его сын недополучал русский язык в школе, и заявил, что входит в сообщество родителей, которые добиваются добровольности изучения татарского языка. Носов и Зиятдинова о чем-то недолго поговорили, затем женщина повернулась к журналистам и начала давать комментарии. Из ее слов стало понятно, что она увеличила свои исковые требования и вместо 1 млн теперь просит у суда 2,75 млн рублей.

«В связи с тем, что нарушены права ребенка. Русский язык в России должен даваться 1200 часов, а сыну каждый год недодавали по 500 часов, — объяснила она. — Кроме русского языка еще и недодали 60 часов общих предметов — математики, истории, ОБЖ, физкультуры». Эти цифры истица подсчитала самостоятельно за 7 лет школьной учебы.

Как сложился подсчет? По словам Зиятдиновой, она специально съездила в Москву, где побывала у Светланы Ермаковой, начальника отдела департамента государственной политики в сфере общего образования минобрнауки России. Ермакова ей объяснила, что есть нормативные акты, в соответствии с которыми и должны распределяться часы изучения предметов в школах. Зиятдинова нашла эти акты и созвонилась с родственниками из Санкт-Петербурга, у которых есть свои дети-школьники. «Подняли учебный план — 1200 часов [русского языка], подняли наш учебный план — 700 часов, — приводит свои выкладки Зиятдинова. — Если мой сын будет поступать в вуз, например в московский, то просто-напросто незнание языка... Правила, сами знаете, учим, а пишет все равно плохо. У него „четверка“ по русскому языку, хотелось бы, чтобы была „пятерка“ у него была, потому что ребенок у меня очень грамотный, усердный». Расчет истица проводила исходя из того, что час репетиторства обходится в 500 рублей. Этих денег она, разумеется, никому не платила, то есть реально понесенных расходов у нее не было.

Зиятдинова считает, что изучение татарского языка в школах должно быть добровольным. «Почему мы, русскоязычные, должны учить [татарский]? У меня муж татарин, и первый, и второй. И первый муж был — мы ходили с ним в министерство образования. Старшему сыну моему 28 лет. В 1997 году он пошел в первый класс. Я с тех пор жалуюсь, зная, что в Москве такое-то количество часов [русского]», — говорит она.

Судебное заседание началось с небольшим опозданием. В небольшом судебном зале судьи по гражданским делам Евгении Зыбуновой едва уместились все участники процесса и журналисты. Истец Зиятдинова в итоге сидела за одной скамьей с ответчиками из Рособрнадзора и минобра РТ. Отдельно сидел лишь представитель школы.

Судебное заседание началось с приобщения к делу новых требований Зиятдиновой на 1,75 млн рублей. Все ответчики были против, но суд пошел ей навстречу. Далее Зиятдинова попросила привлечь в качестве третьего лица по иску прокуратуру. В качестве довода женщина привела тот факт, что надзорный орган проводит проверки в школах. Однако в этом ходатайстве судья Зыбунова Зиятдиновой отказала, как и в требовании провести независимую экспертизу учебного плана федеральным экспертом Рособрнадзора. 

В итоге судебное заседание было перенесено на 7 ноября. Зиятдинова уже в коридоре заявила, что будет просить отвода судьи. А представители минобра, рособрнадзора и школы синхронно отказались от комментариев.

Истец Зиятдинова сидела за одной скамьей с ответчиками из Рособрнадзора и минобра РТ

ЗА ТАТАРСКИЙ: В СУД ИДУТ ДИРЕКТОРА ШКОЛ

Судебные инстанции постепенно втягиваются в языковой спор. Первыми с исками по защите собственных учебных планов выступили директора школ. Так, в начале ноября директор школы «СолНЦе» Павел Шмаков обратился с административным иском в отношении прокуратуры Вахитовского района и попросил признать незаконными требования районного зампрокурора Елены Гавриленко. Все началось с того, что Шмаков получил уже стандартное ввиду последних событий представление, в котором сказано, что татарский язык и татарская литература не предусмотрены в федеральном базисном учебном плане. Все бы ничего, но, по словам директора, прокурорская проверка даже не проводилась. Учебный план Шмаков также не согласовывал с начальником районного управления образования. Именно поэтому директор посчитал требования, выдвинутые прокуратурой в представлении, нарушением прав, свобод и законных интересов школы.

Увольнять учителей татарского языка Шмаков также не собирается, о чем заявил на недавнем совещании, где присутствовали сотрудники прокуратуры. После этого ему вручили требование явиться в прокуратуру с учебным планом, расписанием занятий и положением о языках образования. «МАОУ СОШИ „СОлНЦе“ как административный истец полагает, что единственной возможностью восстановления его нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также избавления от незаконно возлагаемых обязанностей является обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением», — указал директор в своем заявлении, которое уже принято к рассмотрению в суде.

Ключевым можно было бы назвать иск директоров школ, подготовленный совместно с адвокатом Русланом Нагиевым, руководителем одного из челнинских общеобразовательных учреждений. Свои претензии они адресовали министерству образования РФ. «Есть подзаконный акт, ФГОС, на который ссылается прокуратура. Мы считаем, что он подлежит изменению. И Конституция, и федеральное законодательство, и законодательство Республики Татарстан предполагают наличие государственных языков в республиках и преподавание на этих государственных языках, а вот ФГОС — исключает», — заявил тогда «БИЗНЕС Online» Нагиев. Однако до Москвы иск так и не дошел. Притормозил заявление его же инициатор — директор школы в Набережных Челнах. По какой причине это произошло — неизвестно, но ранее сам директор говорил, что опасается давления.

Теперь, как видим, в правовые баталии с учетом подвисшей ситуации вступают и родители. 


«ЭТО НЕ ПРЕДМЕТ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА, ЭТО ПРЕДМЕТ СПОКОЙНОЙ РАССУДИТЕЛЬНОЙ ДИСКУССИИ»

Перспективы судебного иска Зиятдиновой прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Юрий Прохоров — председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ:

— Родители, когда отдают детей в школу, подписывают соответствующие соглашения, тем самым подтверждая, что ознакомлены со всеми программами, со всеми условиями. Если они считали, что обучение неправомерно, надо было тогда уже оспаривать, а не спустя много лет. Конечно, каждый может обращаться в суды, и это ее право. В целом я даже не представляю, как можно было посчитать моральный ущерб. На мой взгляд, это как-то некорректно.

Вениамин Чубаренко  адвокат:

— Каждый гражданин, если, как он считает, его право нарушено, может обратиться за защитой своих прав. Это право гарантировано Конституцией Российской Федерации. Насколько соразмерна сумма, которую Зиятдинова предъявляет к взысканию? Насколько ее расчеты соответствуют той действительности, которая есть, разберется суд, раз он принял этот иск к производству. Суммы могут быть разными. Дело в том, что единого критерия компенсации морального ущерба либо вреда нет. Человек определяет сам, насколько он оценивает этот ущерб, связывая это со своими личными переживаниями и потерями.

Я думаю, что суд должен учитывать тот момент, что у нас в республике действуют законы, которые не признаны недействующими либо нарушающими чьи-то права. Это закон о государственных языках, об образовании Республики Татарстан и множество нормативных локальных актов по линии министерства образования.

По моему личному мнению, в данном случае истец несколько поторопилась. Это не предмет судебного разбирательства, это предмет спокойной рассудительной дискуссии тех органов исполнительной власти, которые регулируют эти вопросы. Мы излишне политизируем эту проблему на эмоциях. Но я пока сильной проблемы не вижу.  Я бы подождал решения вопроса исполнительной и законодательной власти, чтобы они были все отрегулированы.

Руслан Нагиев  адвокат:

— Я с самим иском не знаком, знают только из СМИ. Сложно сделать сложный анализ происходящего. Могу сказать, что оснований для иска, конечно же, не может быть. Почему? Потому что татарский язык является государственным языком Республики Татарстан. Конституция Российской Федерации предполагает установление республиками государственных языков. И обязательное преподавание государственных языков предусмотрено федеральным законодательством РФ и также законодательством Республики Татарстан. В 2004 году постановление Конституционного суда Российской Федерации преподавание было признано не противоречащим Конституции РФ. Согласно закону «О языках» Республики Татарстан русский и татарский языки преподаются в обязательном порядке в школах в равных объемах.

Есть ли основание для иска о нарушении прав по преподаванию русского языка? Здесь тоже нет оснований. Я скажу одно. Если посмотреть статистику, средний балл ЕГЭ по русскому языку в Республике Татарстан на одном уровне с Москвой и выше, чем в Петербурге, культурной столице. Никто не страдает от изучения татарского языка, ни на кого это отрицательно не влияет. Просто есть успешные ученики, а есть те, у кого плохая успеваемость.

Павел Шмаков  директор школы-интерната для детей с выдающимися способностями «СОлНЦе»:

— Я думаю, что оснований для этого иска нет. По-человечески эту маму могу понять. Но тут вопрос очень сложный. Я, на самом деле, не считаю, что с татарским языком ситуация безнадежная. Считаю, что его действительно слишком много дают. Просто в чем заключается моя позиция? Надо вежливо, корректно и очень медленно решать этот вопрос, чтобы не возбуждать национальной вражды. Даже на том круглом столе «БИЗНЕС Online», на котором я был несколько дней назад, собрались очень культурные, вежливые люди, и тем не менее периодически звучали очень некрасивые выражения. А там люди собрались максимально культурные. А что творится в обычных семьях, с обычными людьми? Это все ужасно. Поэтому считаю, перспектив у такого иска по поводу «недополучения» часов русского языка, скорее всего, нет. Если даже предположить такую фантастическую возможность, что истцу заплатили полтора миллиона, — эти же деньги пойдут с нас же, с живых людей! Не конкретный министр, не конкретный чиновник прокуратуры заплатит. Эта практика неправильная, хотя по-человечески я ее понимаю. Но недовольными надо быть чиновниками прокуратуры и теми, кто все это допустил, — вот их наказывать надо.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (237) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
3.11.2017 15:09

Это уже перебор. Это уже от нечего делать.

  • Буре
    3.11.2017 15:09

    Это уже перебор. Это уже от нечего делать.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:00

      Не то, что от нечего делать. Но перебор, конечно.
      Не стоит этого делать.
      Все мы понимаем, что детям образование было урезано из-за каждодневного татарского, и формально я тоже например могу иски подавать (т.к. с 2008 года, как дочь в школу пошла, имею отписки из многих ведомств).
      Но наказывать сейчас директоров - это глупо. Я точно знаю, что большинство учителей и директоров сами были противниками этой системы, у большинства все-таки есть понимание, что школа - для образования, а не для вымещения чьих-то комплексов.
      Но ничего они в одиночку с этой системой поделать не могли. Например в 75 гимназии директор года 3 или 4 назад пыталась для первоклашек сделать 1 вариант учебного плана (это школа с так называемым русским этно-компонентом))), так набор в тот год зашкаливал, школе пришлось в 3 смены учиться, и все равно ничего из этого не вышло - ее просто поменяли на другого директора, которому плевать на детей, зато угоден Фаттаховым.

      Надо добиваться нормального образования, сейчас на это есть все шансы - наша школа уже после каникул переходит на новое расписание. Там, где упорствуют и идет давление от даминистрации - конечно, обращаться опять в прокуратуру. Вот на чем надо сфокусироваться. А не на исках каких-то... Надо уметь прощать. Тем более не все, кто хотел, мог помочь, не зря пишу про 75 гимназию..

      • Анонимно
        3.11.2017 16:12

        В 75 школе набор всегда был зашкаливающим. Я в 1990 пошел учиться, было все тоже самое. Никак с учебным планом не связано.

      • Анонимно
        3.11.2017 17:28

        пока кого то не начнут наказывать рублем - ничего не изменится

      • Анонимно
        4.11.2017 11:29

        Директора сами нарушают закон. Сейчас идут проверки, выносятся представления, и единицы директоров исполняют их. Остальные упертые продолжают нарушать закон. Должны отвечать!
        Иск не только к школе она предъявила ведь

    • Анонимно
      3.11.2017 16:33

      15:09 ничего не перебор. 500руб/час рускийй ык уже репетитора не найдёшь. А недополученные часы всё равно приходится с репетитором дополучать.

      • Анонимно
        3.11.2017 16:54

        Надо подавать в суд за неполученное образование на татарском языке.
        5 лет в детском садике
        10 лет в школе
        5,5 лет в институте
        Защита кандидатской и докторской отдельно

        Я не так хорошо говорю на татарском, плохо пишу и посредственно читаю на татарском.
        Надо нанимать персонального учителя татарского языка и литературы

        Бюджет Росси не осилит мой иск.
        Таких как я миллионы.

        А если без шуток.

        Мадам Ольга разжигает межнациональную рознь, унижает татарский язык и татар.

        • Анонимно
          3.11.2017 17:02

          Таких как Вы не миллионы, а единицы. Когда Вы пошли в школу был выбор - в татарскую или русскую. Вы сделали выбор в пользу русского и защитили нём докторскую. С Вас надо через суд востребовать деньги за потраченное на ненужное Вам образование.

        • Анонимно
          3.11.2017 17:20

          а что можно было татарский недополучить? я учу татарский с 1997 года. среднее звено -7ч тат.языка и тат.литературы и 4ч русского языка и литературы. 5ч тат.языка и литературы в 10-11классе и 2,5ч в неделю рус.языка и рус.литературы. М.б я ЕГЭ сдала не на 100баллов потому что у нас по русскому языку был 1урок в 2недели??? сейчас у ребенка во 2младшей группе 3 занятия в неделю

        • Анонимно
          3.11.2017 17:33

          Да надо подавать иски за недополучение татарского языка.

          • Анонимно
            4.11.2017 10:24

            +Надо давно +Я мучаюсь с этим уже 58 лет что мне не могли дать изучение татарского языка

        • Анонимно
          4.11.2017 11:30

          Это ваше право. Подавайте! Женщина молодец, не молчит, а действует!

      • Анонимно
        3.11.2017 18:04

        В Саратове и Волгограде цены не ниже 500 рублей а Урал еще и выше чем в Казани. Какое то лукавство так и льеться за края. Мои дети записаны в платную школу по обучению английскому два раза в неделю . Мне на кого в суд подать .

        • Анонимно
          3.11.2017 18:54

          Вы превращаете всё в игру. Сегодня солнце встало позже чем вчера, но судиться я не буду.

        • Анонимно
          3.11.2017 19:28

          Вам лично не надо подавать в суд. Ваш вопрос решается очень просто - перестать ходить в платную школу по обучению английскому два раза в неделю. Что положено английского языка за 500 рублей, вам все выдавали.

          Другое дело, когда уроки русского языка и математики были ребенку положены по закону, а их не было - вместо них были уроки татарского языка. Русского ребенку недодали, а татарскому учить никто не просил...

        • Анонимно
          4.11.2017 12:46

          Есть нормы по количеству часов. Если у вас английского меньше, подавайте конечно. В татарстане количество часов русского меньше положенных.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:37

      вот сижу и думаю, а если прорвет плотину и иски посыпятся десятками? Ну тогда, думаю я, резолюции различных органов станут уже совсем другими...более толерантными что ли.. По сути, вместо словесного сотрясания и бодания в СМИ самая умная женщина взяла да и подала иск "куда надо" , не упрашивая чиновников-мол вы уж дайте моему ребенку часов по русскому сколько положено. А они еще подумают-давать или нет эти часы...Могут и не дать.. Суд и только суд может дать правовую оценку вызревшей проблеме. И не надо за это бросать в нее камни.
      А вообще дело доведено до абсурда-люди говорят не надо, им говорят буквально: Надо Федя надо.. А Феде реально это надо? Вот в чем вопрос. И неплохо бы его спросить-что ему по жизни нужнее-татарский или английский-что выберешь? Даже гадать не хочу.
      Ваш добрый Булдырган

      • Анонимно
        3.11.2017 17:33

        больше всего поражает, что чиновники ведут себя так, как будто только в этом году эта проблема нарисовалась.
        последний раз она нарисовалась перед приходом Фаттахова, но вместо ее решения, он только ее усугубил введением экзамена.
        понятно, что за ним тоже кое кто стоит и сейчас втихаря заминают дело, чтобы против них чего не возбудили

    • Анонимно
      3.11.2017 17:36

      В Татарстане все мы Братья,так было и так будет всегда!!! Остановитесь и очнитесь же наконец наивные,хватит бодаться-в последние месяцы меж вами то тут то там,кто то оч. ловко- замаскированно тихо и целенаправленно сеет вражду и межнациональную рознь-как вы этого не поймете и зачем ведетесь на провокацию?

    • Анонимно
      3.11.2017 19:37

      ей нужен не русский язык,а только деньги,причем немалые!!! -их она и просит открытым текстом,а недополученные часы,это всего лишь повод к подаче иска-очки оденьте!

      • Анонимно
        3.11.2017 21:15

        Сначала был повод

        • Анонимно
          3.11.2017 22:46

          21-15 читай в заголовке статьи-отдала сына в школу,с этого момента и начала жаловаться. т.е.-Повод появился потом!

      • Анонимно
        3.11.2017 23:18

        Деньги нужны всем и всегда, не надо повод подавать, нарушая закон

      • Анонимно
        4.11.2017 12:50

        И что именно вы констатировали?! Женщина просит возместить часы недополученного преподавания русского языка в рублях. А вы в чем бы посчитали? Вернуть прошлое увы суд не в состоянии)))

  • Анонимно
    3.11.2017 15:13

    Ну это уже никуда не годится, что бы в суд подавать! Ну такие предприимчивые люди есть, просто удивляешься.

    • Оптимист
      3.11.2017 15:20

      Нельзя на этом пытаться срубить бабла
      Нехорошо это как то

      • Анонимно
        3.11.2017 16:04

        Да. За нормальное образование надо бороться, а не материальную сиюминутную выгоду искать...
        Если бы только ее ребенку ставили каждый день татарский вместо других уроков, это было бы понятно. Но в таком положении были ВСЕ дети республики. Сейчас надо помогать тем, на кого давит администрация в угоду Фаттаховым, а не пиариться на проблеме тем, у кого и так уже налаживается расписание.

        • Анонимно
          3.11.2017 16:35

          Это не сиеминутная выгодаЭто столько денег надо будет потратить на репетиторов, чтобы получить хорошую оценку в 9 и 11 классах.

          • Анонимно
            3.11.2017 17:37

            Да все нанимают репетиторов.Живу в Москве и у всех репетиторы.

          • Анонимно
            4.11.2017 10:30

            +В советские времена никаких репетиторов не было и все учились хорошо кто хотел

            • Анонимно
              4.11.2017 20:08

              В советские времена не было в таком количестве ТАТАРСКОГО языка, да и обязательным он не был, не хочешь ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК изучать - изучай историю родного края!

        • Анонимно
          3.11.2017 19:35

          Подскажите каким образом бороться? Школа предлагает только 3 вариант. Мы можем повлиять на школу? Как? Нет, не можем. Так как нет выбора, тогда нужно наказывать рублём. А за расценки не волнуйтесь , суд всё поправит. Даже если каждая семья получит по 50 000 руб. Это будет что-то...

      • Анонимно
        3.11.2017 16:05

        вы отстали мил человек-на западе самая тема подавать иск в суд. С юридической точки это право каждого гражданина при нарушении интересов, в том числе ребенка. Другое дело что у нас менталитет другой и то что написано чиновником,даже если это явная правовая некондиция-принимается безапелляционно. Пипл схавает как грится. Но времена нынче не те. Есть нарушение-кто то должен ответить И Суды к этому должны привыкать. И не вам давать оценку -перебор это или нет. особенно когда ребенок отстает от школьной программы.

        • Подавать на Западе иски - верный путь к собственному разорению.

          Поймите, правосудие кончилось. Везде, в том числе и в развитых странах.
          Сейчас могут судиться только очень богатые люди.

          И нет никакого пути выхода из этой ситуации. Правосудие по карману все меньшему и меньшему количеству людей.
          А в России его и не случилось вовсе.

          • Анонимно
            3.11.2017 18:14

            Совершенно верно. Статьи ГПК РФ о возмещении судебных расходов проигравшей стороной никто не отменял. А там - и экспертизы, и командировочные московских адвокатов (хорошая фишка между прочим), и потери рабочего времени ответчиков, и т.д. и.п. Перед подачей иска нужно как минимум думать.

            • Анонимно
              3.11.2017 19:20

              Всё это вы правильно пишите, и дорожные расходы и прочие. Но дело в одном - какой будет вердикт, а выиграть шансов мало, поскольку в любой школе есть устав, которые родители должны подписать, тем с военным уклоном, где порядки намного строже.

              • Анонимно
                4.11.2017 10:08

                Устав школы не может противоречить закону РФ "об образовании", не?

                • Анонимно
                  4.11.2017 11:41

                  К гадалке не ходи, иск она проиграет, только нервы себе попортит и сыну. Спрашивается зачем.

            • Анонимно
              3.11.2017 20:29

              Есть таки тонкость. Если иск не был подан на основании Закона о защите прав потребителей от лица общественной организации.

    • Оптимист
      3.11.2017 15:23

      Профессиональная жалобщица следит за трендами, и я думаю найдет поддержку у определенных кругов которым чем хуже тем лучше

  • Анонимно
    3.11.2017 15:14

    Мало кто, что считает есть законы РФ, о добровольном изучении родного языка если мне говорят, что родной мой язык татарский, хотя я русский, это нарушения моих конституционных прав( решение конституционного суда РФ от 2004 г. не принимается так, как после этого были приняты законы об образование РФ так называемые ФГОСы). И самое главное оправдывая националистов в их праве указывать, какой мне язык изучать, как родной вы становитесь нарушителем законов РФ и это уголовная статья, потом не кричите, что 37 год начался и репрессий начались.

    • Анонимно
      3.11.2017 23:19

      Для особо одаренных негодяев, необходимо обьяснить, что, живя во Франции, для русского человека французский язык тоже не родной, но его изучать он обязан, так как живет этот русский человек у французов. Живешь в Татарстане, учи татарский, живешь среди марийцев, учи марийский и т. д. Здесь, конечно, надо оговориться, что если у тебя есть понимание культуры поведения нормального человека. Карабай

      • Анонимно
        3.11.2017 23:35

        зачем сравнивать страну Францию и республику в составе РФ Татарстан? культура при чем здесь?

        • Анонимно
          4.11.2017 10:36

          +А что татары хуже французов или другой национальности7

        • Анонимно
          4.11.2017 11:39

          Так Россия федеративное государство, оно образовывалось в процессе добровольного (за исключением некоторых народов)объединения и все народы имеют свою историческую родину происхождения. Во Франции иные народы приезжие и имеют также свою родину извне. Так что сравнения некорректны.

      • Анонимно
        4.11.2017 08:31

        Так обязан изучать язык страны Франции - французский язык - или язык одной из французских провинций?

        У нас тоже так - живешь в РФ, изучаешь язык страны - русский язык. Языки национальные, региональные не являются обязательными для изучения ВСЕМИ.

      • Анонимно
        4.11.2017 13:50

        Францию нужно сравнивать с Россией, а не с татарстаном. Или вы один из тех глупцов, что никак не могут понять, что татартсан субъект, а не государство!

  • Анонимно
    3.11.2017 15:15

    Имеет право! Потому что осуществлялось нарушение ФЗ об образовании.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:26

      Имеет право, но не из-за каких-то там нарушений, а просто потому что имеет право. И время.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:15

    Объективно родительница безусловно права, субъективно окажется нет.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:37

      поэтому Вы набрали одинаковое количество " - " и " + "

    • Анонимно
      3.11.2017 18:56

      Проблема не в родительнице - проблема в судебной системе, которой никто не верит, которая нормально не функционирует. Судьи непрофессиональны и не независимы. На любого можно надавить - прогнется как миленький! И не говорите что это не так! Формально судьи есть, зарплату получают, а по сути - это не судьи, а так, непонятно кто....

  • Анонимно
    3.11.2017 15:18

    с проблемой татарского языка в республике можно снимать передачу пусть говорят

  • Анонимно
    3.11.2017 15:23

    Да хватит уже толдычить про государственный язык. Гос. Язык русский. И точка. Родной язык тот который указывают родители. Что вы путаете круглое и соленое??? Целиком на стороне истицы. Пусть здравый смысл воссторжествует а байские замашки форбсов пусть остаются в прошлом!

    • Анонимно
      3.11.2017 16:00

      В Татарстане государственным языком всегда будет татарский язык,и это нужно усвоить каждому.

      • Анонимно
        3.11.2017 16:44

        Уважаемый комментатор от 16:00, уточните, пожалуйста, на каком языке ведется судебное делопроизводство? На государственном?

      • Анонимно
        3.11.2017 17:35

        пора вам уже усвоить, что языка то два, а не один.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:19

      Надо быть мудрее и не отталкивать сейчас маятник языкового вопроса в другую сторону. Необходимо искать компромисс, в первую очередь с привлечением экспертов и общественности. Это нужно было делать лет на десять раньше, ситуация на самом деле напоминает ТФБ - не слушали, ничего не делали, ждали что рассосется и все будут молчать.

      • Анонимно
        3.11.2017 17:30

        Виноват минобр РФ, он - законотворец, не включил "государственные языки республик" в перечень обязательных предметов для изучения по ФГОС!

        • Анонимно
          3.11.2017 17:54

          А разве были письма с инициативой о включении от местного Минобра? Есть номера и скрины входящих в Минобр РФ? Огласите пожалуйста.

          • Анонимно
            3.11.2017 21:28

            17-54
            А зачем письма? Законотворцы законов творят не по письмам, а по законам. А они расписаны в Конституции РФ, отдельным обозначением "государственные языки республик" и с правами.
            По ФГОС же ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ИЗУЧЕНИЮ русский язык , и родные языки. В перечне обязательного изучения в соответствии Конституции должны были писать русский язык, "гос.языки республик", родные языки.
            Как можно такую такую ОПЛОШНОСТЬ допустить? Одни не писали, другие не проверяли.

            • Анонимно
              3.11.2017 23:18

              Это вопрос к г-ну Фаттахову. Чем этот человек занимался пять лет на посту министра?

    • Анонимно
      3.11.2017 17:29

      Татарский язык в Татарстане второй государственный язык. Не вам отменить Конституцию.

      • Анонимно
        3.11.2017 19:49

        Сына этой тетки никто не принуждал учить корякский язык например, а второй государственный язык республики в соответствии с законом об образовании и законе о языках республики Татарстан, где черным по белому прописано о равенстве преподавания русского и татарского в республике. Читайте статью 9. Дело совсем проигрышное. Надо иметь мозги.

    • Анонимно
      3.11.2017 17:39

      Правильно писать тАлдычить (на раскладке qwerty буквы не рядом), слово старое, хорошее, но к сожалению в учебниках 90-х встречалось редко.Да, и с запятыми у Вас почти во всех предложениях как-то не так.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:26

    Соглашусь. Ведь согласно учебной программы, оставили по два урока русского языка и литературы. Тем самым данный факт серьезно отразится в образовании моего ребенка. Качество образования остается желать лучшего. Во многих уроках школьники просто переписывают или даже и этого отсутствует. Сразу предупреждают чтобы учителям вопросы не задавали. Качество образования на самом низком уровне. Скорее всего министр образования нацелен на те школы которые позволяют получать образование дети избранных, богатых членов общества. Внуки властей. Но хочу заверить, такие выпускники не приучены работать, занимать свой мозг. Они приучен с пеленок к большим, халявным деньгам...

    • Анонимно
      3.11.2017 16:12

      А вы татарский учили? И сколько, у вас лично, было уроков русского и литературы?

  • Анонимно
    3.11.2017 15:31

    Я хочу воспользовавшись темой, еще раз обратить внимание депутатиков, депутатов и депутатищ на проблемы института семьи, точнее умерщвленного института семьи нашей страны: эта история - история разбитого межнационального брака, главные страдальцы которого дети. Для националистов они манкурты, для остальных тоже фантазия в силу обострения национального психоза. Всё было бы легче и проще, если бы Гавриленко жила с Зиятдиновым и общались семьей на трех языках. Где это, уважаемые чиновники? Лицом к лицу лица не увидать???

  • Анонимно
    3.11.2017 15:31

    Эту женщину может действительно нужно показать в программе пусть говорят. Абсурд в мозгах некоторых людей, живущих в Татарстане, пусть покажут на всю Россию.

    • Анонимно
      3.11.2017 15:53

      Абсурду 26 лет уже.

    • Анонимно
      3.11.2017 17:37

      если она проиграет - это будет несправедливое решение, а выиграть ей не дадут, т.к. исковые требования пойдут в местный минфин, а не федеральный

      • Анонимно
        3.11.2017 18:33

        Если не выиграет в РТ, пойдёт дальше.

        • Анонимно
          3.11.2017 21:18

          Здорово. Будет претендент

          • Анонимно
            4.11.2017 01:18

            ПреЦендент и претендент - два разных слова. Вам не додали часов по русскому языку

            • Анонимно
              4.11.2017 10:43

              НЕ додали!

              • Анонимно
                4.11.2017 11:33

                В Белоруссии всего два часа уроков русского языка и люди хорошо владеют им. Причина, скорее всего, не в часах преподавания. а в чем то ином.

            • Анонимно
              4.11.2017 20:27

              Прецедент, а не прецендент! Словарь в помощь.

          • Анонимно
            4.11.2017 02:38

            Прецедент, Вы хотели сказать, Знаток-русского-языка?

            • Анонимно
              5.11.2017 03:10

              Русские уже путаются в русском - следствие языковой политики в РТ.

    • Анонимно
      3.11.2017 21:37

      Ее действительно стоит показать в программе "Пусть говорят". Ее и с постами из сайта ВК. Она сама должна встать перед судом за оскорбление соц. сетях! Не понимаю, как мужик
      еще татарин живет с такой женщиной? Он что, совсем себя не уважает? Как она воспитывает своего сына? Если через каждое слово употребляет такой мат ? Детям очень стыдно наверное за нее..

  • Анонимно
    3.11.2017 15:33

    это называется
    заставь министра ........он и лоб расшибет

    И руководство подставить.....

  • «Мой старший сын пошел в первый класс в 1997 году. Я с тех пор жалуюсь...» - это диагноз. 20 лет!

    • Анонимно
      3.11.2017 17:37

      диагноз для чинуш

    • Анонимно
      4.11.2017 06:56

      Это не диагноз, это безисходность, живя в России, такая ересь с языком и государством в государстве, этот бред пора заканчивать, ставить жирную точку, родной язык в факультатив, ФГОС в действие. Мы жили в советском союзе, жили дружно учились по этой системе и язык никто не забыл и обычаев своих. Языком региона может быть родной язык, но никто не должен заставлять его учить, на нем должны предоставить услуги, если они потребуются.

  • Моисей
    3.11.2017 15:36

    А что молодец
    Сразу на Васильеву иск
    Они нам за все ответят!
    И за астрономию, и за физику с химией!!!

  • Анонимно
    3.11.2017 15:41

    Все правильно делает. Если бы такие принципиальные люди встречались чаще в нашей стране, может, и законы бы соблюдались, может и жизнь бы лучше была.
    Мы вот со второго класса (!!!) тоже сидим на репетиторах по английскому языку. Потому что за пять лет четыре учителя сменилось, а программу дали сложную (опять же ни с кем не согласовав ее), а часов на нее - минимум. И моя дочь знает предмет на пятерку, но не школьных учителей я должна за это благодарить. К сожалению. Зато татарского было по пять часов. И педагогов 17 человек. А толку - ноль.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:41

    Для полноты картины не хватает татарки, выучившейся на словесника и потерявшей работу из-за сокращения уроков русского языка. В этом будет вся суть этого винегрета: татары, выступающие за русских, и русские - за татар.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:43

    Я в шоке. Ну точно нечего делать женщине. Эшкэ куып чыгарып эйбэтлэп эшлэтергэ иде узен!

  • ПанАлекс
    3.11.2017 15:46

    Ну что за детский лепет, какие то дремучие адвокаты!
    Ольга Зиятдинова права и отсудит тысяч 30-50 - больше ей не присудят. Хотя ей лучше уточнить иск и влепить его и за нарушение ст. 26 Конституции РФ - ее права нарушались тем, что без ее согласия решили что родной язык ее детей - татарский.
    Ну а дальше:
    - у Шмакова иск к прокуратуре по форме, а не содержанию - ну исправят прокуроры свои ошибки при "проверке" - но Шмакову придется пересматривать учебные планы, иначе и дисквала можно доспориться.
    - адвокат Чубаренко - детский лепет - может ему лучше прочитать Закон об образовании и о языках Татарстана, прежде чем комментировать? В них все пункты, касающиеся обучению татарскому (родному) языку идентичны федеральным, причем ДОБРОВОЛЬНО и с разделением по группам и со ссылкой на ФГОСы. А вот насчет соответствия нормативных локальных (внутренних) актов Минобраз РТ готов поспорить с адвокатом - вот там и "зарыты" приказы директорам нарушать законы и конституцию! Но они не публичные и могут быть "исправлены" задним числом.
    А уж Нагиеву в 3 раз говорю - вы специально подменили понятия или квалификация такая, на уровне преподавания татарского? КС сказал что РАВНЫЕ объемы преподавания не противоречат. Про обязательное обучение он ничего не писал, это уже Руслан выдумал. Видимо поэтому директор отказался от иска - кто со стороны усомнился в компетентности такого иска.

    • Анонимно
      3.11.2017 15:59

      Паналекс муж у этой жалобщицы,отец детей-татарин,значит и дети татары.Только у евреев национальность переходит только по линии матери,а кто отец ребенка-не в счет!

      • Моисей
        3.11.2017 16:08

        Пан вы хоть не разжигайте тут)))

        Идите в суд, если что не нравится

        Молодцы мы в Татарстане
        Покажем как цивилизованно можем спорные вопросы решать
        Через суд

      • ПанАлекс
        3.11.2017 16:14

        Вот видите - уже вы занимаетесь нарушением конституционных прав человека, за него решив, какой он национальности!

    • Анонимно
      3.11.2017 17:44

      Пан хватит будоражить.Ничего ей не присудят.ФГОС-это не закон-который выше закона Татарстана и РФ.

      • ПанАлекс
        3.11.2017 18:00

        ну хоть кто-нибудь укажите статью закона, по которой татарский обязателен! Сплошное сотрясание воздуха и ни грамма фактов!

        • Анонимно
          3.11.2017 19:53

          Читай, Закон о языках Республики Татарстан, статью 9. И успокойся, наконец!

          • Анонимно
            3.11.2017 21:19

            Пана поддерживаю И тетку, благодаря вашим комментриям

          • ПанАлекс
            3.11.2017 23:56

            Читаю:
            Статья 9. Изучение и преподавание государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан

            Государство обеспечивает гражданам в Республике Татарстан условия для изучения и преподавания родного языка.

            В государственных и муниципальных образовательных организациях преподавание и изучение татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан, литературы на татарском и русском языках в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Татарский и русский языки в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования изучаются в равных объемах соответствующего уровня общего и среднего профессионального образования.

            Прочитал:
            Ни одного слова про ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ изучение татарского! Наоборот - прямая ссылка на ФГОСЫ! Но, поскольку ФГОСЫ исключили родной (татарский) язык из обязательной программы, то и Закон о языках РТ требует перевода на факультатив!
            Вы чем читаете или проблемы с русским языком???

    • Анонимно
      4.11.2017 01:36

      Согласен с ПАНАЛЕКСом насчет адвокатов - детский лепет. Или квалификации нет или уже наняты (куплены) отстаивать чьи-то интересы.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:50

    Идет переливание из пустого в порожнее.Если человек живет в регионе России имеющем название Татарстан, он может изучать татарский язык только добровольно и если он ему понадобиться. А изучать язык из уважения никто не будет. Из уважения можно песню на татарском выучить и спеть, а не тратить время на овладение им.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:58

    Жадность не имеет границ. Хотя бы для приличия дали по сроку исковой давности.

  • Анонимно
    3.11.2017 15:59

    А сколько Зиятдинова не додала внимания и любви своему ребенку? Я предполагаю, что судебные тяжбы - это ее все, Школа и Минобр не первые в очереди.

    • Анонимно
      3.11.2017 20:49

      Женщина из той серии на которых потом дети в суд подают. Вангую так и будет

  • Анонимно
    3.11.2017 16:03

    Всем советую ознакомится со ст. 68 Конституции РФ и комментариями к ней. Т.е. нац.республики вправе устанавливать свой госязык и создавать необходимые условия для его развития.

    • ПанАлекс
      3.11.2017 16:20

      Неужели столько ту... недалеких и никак не могут понять, что установление государственности языка Республики никак не связано с обязательностью его изучения в школе! Просто эта обязательность должна прописана в законах РТ: об образовании и о языках. Но там ничего не написано про обязательность. Значит и предмета спора нет - изучении родных нерусских языков должно быть строго по ФГОСам и строго добровольно!

      • Анонимно
        3.11.2017 17:51

        Пан ,а ФГОС это что ,закон Конституции.Предмета спора нет,татарский должен изучаться в обязательном порядке,просто обязательность надо прлписать в Законе о Гос.языках Республики Татарстан.

        • Анонимно
          3.11.2017 21:35

          17-51
          ФГОС пишут исходя из статей Конституции РФ и РТ. Он, хотя и закон, но вторичен, производный от основных законов. Законотворцы "забыли" включить в перечень обязательных предметов к изучению гос. языков республик. Хорошие законотворцы!

      • Анонимно
        3.11.2017 18:07

        ФГОС - подзаконный акт, поэтому нормы Конституции и федеральных законов более значимы в юридическом плане. Сейчас же переворачивают с ног на голову. Сначала келейно вводят поправки в подзаконные акты, а потом начинаю гнать волну на национальные языки.

        • ПанАлекс
          3.11.2017 18:52

          Неужели столько иди... неумных? Сколько раз повторять, что в Законах РТ, Конституции РТ, Законах РФ и Конституции РФ одни и те же нормы и ни в одном из них нет тех, которым ФГОСы противоречат. ФГОСы же просто прописывают порядок составления учебных планов. Еще раз "совой об пень" - нет в Конституции РТ, Законах РТ ни одного пункта, по которому татарский должен изучаться в обязательном порядке! Неужели так трудно прочитать их, а не выглядеть ... когда заявляют несуществующие нормы обязательного изучения?*??

          • Анонимно
            3.11.2017 19:22

            Есть вердикт конституционного суда.

            • Анонимно
              4.11.2017 01:41

              В вердикте ничего не сказано про обязательное изучение татарского языка. Хватит уже врать про вердикт

              • Анонимно
                4.11.2017 11:28

                Да, не сказано. Но он утвердил законность изучения татарского языка в школах Татарстана, в ином случае мог бы сделать поправку на необязательное изучение.

      • Анонимно
        4.11.2017 00:24

        Какие проблемы, значит исправим и внесем в Конституцию ваши поправки и будете учить государственный татарский язык в соответствии с вашей поправкой в Конституции. Карабай.

        • Анонимно
          5.11.2017 03:20

          Карабай, не надоело балаболить. Конституцию РТ приводили в соответствие с Конституцией РФ. И никто новые несоответствия порождать не будет.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:09

    Учился в советской школе, в деревне. Не было учителя иностранного языка. Не получил знания. Потом пришлось доучиваться самостоятельно! Ничего страшного. Научился самостоятельно работать. В суд подавать не на кого не собираюсь. Говорю спасибо за бесплатное образование и воспитание. Мне интересно, как думают про похождения в суды своей мамы недоученные сыновья. Конфликт между людьми разной национальности в успешной Республике нарисован очень грамотно! не обошлось без внешнего вмешательста. Похоже спокойная жизнь в республике кому то не дает покоя. Уважаемые родители и дети, может спокойно разберемся, примем конструктивное решение по изучению языков и договоримся. Зачем обострять проблему. Президент Татарстана дал понять, что этим вопросом занимаются. Давайте подождём. Россия сильна регионами, в т.ч. национальными. Другой такой страны нет!

    • Анонимно
      3.11.2017 16:47

      Было достаточно времени для вдумчивой и адекватной реакции на выступление Путина до начала учебного года. Признать очевидные многолетние перегибы, уменьшить (не отменяя полностью) количество татарского с 1 сентября 2017г., объявить о переходном периоде до 1 сентября 2018г., провести давно назревшие кадровые изменения в Минобре РТ. Причина в одном, нас простых жителей РТ, независимо от национальности -руководители не слышат.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:13

    Как я понял, ее сын учится по русскому языку на "4", т.е. даже тот объем, который дается на уроке (как вы утверждаете сокращенный) на усваивается полностью, а что будет, если уроков станет в 2 раза больше?

    • Анонимно
      3.11.2017 16:40

      8 ка)

    • Анонимно
      3.11.2017 17:44

      больше уроков выше оценка, а то по вашему получается, что отличники совершенно не учатся

    • Анонимно
      3.11.2017 21:36

      По русскому языку идет морфологическая разборка каждого слова. Это видимо доставляет радость.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:13

    Лучше бы за ребенком следила, а не по судам шаталась и жалобы строчила

  • Анонимно
    3.11.2017 16:14

    в Америку попала что-ли? проснись

  • Анонимно
    3.11.2017 16:19

    В данной ситуации татарам надо конечно сплотиться, продолжать работать на благо своей Республики Татарстан. Не подаваться на провокации. Только сами татары смогут поднять свой язык, не опускать руки в ситуации колоссального давления на язык. Создавать среду и говорить, говорить на языке.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:49

      Можно ещё татарам скинуться на высшее образование на татарском, раз федералы запретили.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:26

    Судебный прецедент наверное помог бы рассмотреть вопрос с юридической стороны. Боюсь лишь он тоже затянется как и сам 25-ти летний вопрос.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:30

    Молодец. Смелая женщина. Пусть за всех нас трусов получит. Я за нее обеими руками. И права она точно. Если татарский был в ущерб другим, то дети чего то недополучить и кто то не поступил в вуз.

    • Анонимно
      3.11.2017 18:00

      Ещё одна сутяжница,ну подавайте в суд,раз вы такая смелая.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:35

    как узнать перечень школ гор. Казани, где согласован и учат (будут учить) по ФГОС 1? у нас хоть одна такая есть?

  • Анонимно
    3.11.2017 16:35

    надо же, до какого позора докатились люди. учить язык - моральный вред? у нас в школе учат латинский, на котором уже никто не говорит, а всем интересно!

  • Анонимно
    3.11.2017 16:36

    Вот нарример у меня у татарина сын поступил в школу с татарским уклоном.И потом не смог нормально поступить в вуз из-за тог, что не знал достаточно русский язык и не мог усвоить на отлично школьные предметы и даже потом в Вузе.Ведь вся культура и образование на русском языке.Практика показывает, что русский нужно изучать хорошо, но не за счет тптарского, а за счет ненудности высшей математики и других наук.Ведь это излишне и не нужно в жизни.По себе знаю.Зачем перегружать мозг детям, Лучше оба языка хорошо ищучить, и основам думания научить.Может кто- то еще Разумные вещи написать.

    • Анонимно
      3.11.2017 16:44

      Это не у татарского, а похоже у Вас уклон. Я тоже окончил школу на атарском языке, где все предметы были на татарском языке. Поступил и окончил КГУ с красным дипломом. Не надо винить в неудачах Вашего сына татарский язык.

      • Анонимно
        3.11.2017 17:46

        в кгу на татарском преподавали?

      • Анонимно
        3.11.2017 19:11

        16-44 Ничего сверхъестественного ,в вашей образованности нет.Все очень элементарно. Многие мои одноклассники так же в татарской школе ,в деревне учились и так же закончили ВУЗы .НО, есть одно НО .Они все посещали сначала школьную ,а потом сельскую библиотеку .Где читали книги на русском языке. То есть , готовились к поступлению в ВУЗы .А кто самостоятельно не учил русский язык ,многие окончили Профтех.училища и на этом их образование на этом закончилось.

        • Анонимно
          3.11.2017 21:40

          Я из тех, но книг на русском языке не читала, русский язык специально не изучила. Зачем? Итак 10 лет и каждый день. Но готовилась поступить в ВУЗ, в заочном подготовительном училась. Это научиться сложные примеры решать.

          • Анонимно
            4.11.2017 06:29

            21 40 Но все таки вы выучили русский язык . Поняли, но поздно ,что без русского с одним татарским ,не туды и не сюды.

    • Анонимно
      3.11.2017 17:18

      занимались бы лучше поступил бы и знал бы. вы просто на школу ответственность кидаете, а прежде всего родитель ответственен за обучение и воспитание своих детей

      • Анонимно
        3.11.2017 17:26

        За обучение,да. Но не все родители могут позволить детей учить в международной. Приходится идти в простые школы и изучать татарский и нанимать репетиторов по русскому языку.

    • Анонимно
      3.11.2017 17:46

      пока практика показывает обратное - учат татарский за счет русского. все у вас перевернуто в голове

  • Анонимно
    3.11.2017 16:41

    Мда, судя по комментариям российский менталитет не унять в ваших сердцах...

  • Анонимно
    3.11.2017 16:47

    да правильно эта женщина делает. не надо ныть и ругаться в комментах, а подавать подобные иски в суд. тогда и система сама меняться начнет.

  • Анонимно
    3.11.2017 16:59

    Она права! И она имеет право спросить за недоданные её ребенку уроки русского языка и математики.

    Только так можно показать зарвавшимся властьпридержащим, что и на них найдется управа. А поскольку для них язык денег наиболее понятен, то и разговаривать с ними надо на их языке - компенсируйте мама ребенка стоимость уроков, которые НЕ получил её ребенок по причине насаждения незаконных уроков НЕродного языка.

    Сейчас главное начать. Потом к этой маме присоединятся и другие мамы. Потому что всякое терпение имеет свой предел!!!

  • Анонимно
    3.11.2017 17:02

    16.36.Ваша позиция в старину называлась и невинность соблюсти и капитал приобрести, или и нашим и вашим.Особенно умиляет ваш фейк ньюс, как это сейчас называют, о ненужности математики и других наук.

  • Fandas Safiullin
    3.11.2017 18:08

    Короткая справка об истории самой Казанской кадетской школы.
    До кадетов там располагалась 4-я татарская школа Вахитовского района Казани.
    Пошла мода на кадеты и потребовалось приличное помещение.
    Инициаторам и организаторам очень понравилось помещение 4-й татарской школы, единственной национальной школы, расположенной в приличном здании.
    Отобрали его у них очень просто. Родителям и ученикам школы объявили, что их школа будет снесена, через её территорию будет проложена автотрасса по программе подготовки Казани к Универсиаде.
    Когда выяснилось, что никакой автотрассы там и не намечено, объявили закрытие школы на ремонт. И разогнали учеников по разным, уже не татарским школам.
    В школе сделали «евроремонт» по высшей категории замечательности, оснастили на показательном уровне и вселили туда кадетов.

    А ведь родителям и тех 400 учеников, разогнанным по разным школам не по языку прежнего обучения, тоже обратиться с иском за моральный ущерб и унижение человеческого достоинства!

    Та дама судится из-за того, что её детей учили татарскому, а дети родителей 4-ой татарской школы из-за вселения детей в чужое школьное лишились возможности продолжить обучение на родном языке.

    Думаю, родители 4-ой школы не пойдут судиться. Не опустятся до той низости.

    Обращаюсь к тем господам, которые в угоду «моде», быстро нашили легкий способ размещения кадетов: получили заслуженную «благодарность» за вашу доброту?

    • Анонимно
      3.11.2017 18:29

      Может быть если 25 лет назад приняли программу о поэтапном, разумном, внедрении изучения татарского, то сейчас бы не было такой ситуации? Начните пожалуйста с себя, ответьте честно на этот вопрос.

      • Анонимно
        3.11.2017 21:55

        Сейчас время для подобной программы упущено, а ведь была возможность. Но, к сожалению, коллеги г-на Сафиуллина по 90-м променяли её на места для своих внуков в списках Форбс. На самом деле это трагедия, разумные люди не рады сегодняшней ситуации с изучением татарского. Нужно было думать раньше.

        • Fandas Safiullin
          4.11.2017 00:28

          Жаль, из моих коллег-единомышленников и даже коллег-противников по 90-м нет никого в том почетном списке.
          А среди друзей тоаврищей нет даже скромненьких миллионеров.


          • Анонимно
            4.11.2017 01:38

            Да, понятно. Эндшпиль шахматной партии под названием "суверенитет" был монетизирован другим игроком.

          • Анонимно
            4.11.2017 02:02

            В почетном списке те, в чьих интересах вы работали.

    • Снявши голову, по волосам не плачут.
      У нас так всю страну забрали, а у наших детей - их будущее.
      Никто и не пикнул.
      Так, на кухнях спорят с телевизором.

      • Анонимно
        3.11.2017 21:31

        Эфэнде Гатауллин!(добавилось одно слово к трем из вашего словарного запаса татарского языка?) Вы на всех ветках вставляете свои пять копеек, блещете эквилибристикой словесной на великом и могучем. Вы выскажите будьте так любезны наконец свою позицию по простому, четко и ясно, без адвокатских выкрутасов. То что Вы озвучили на круглом столе в редакции БО, определенно невыполнимо. Это было необходимо делать на заре "суверинитета". Ответьте прямо - "добровольно", " обязательно для всех учеников с изменением методики и сокращения объема" (твердого знака и буквы йо нет на моем гаджеты к сожалению).

        • С этой элитой - невыполнимо.
          Но другой у вас нет и не будет, так что будет так: вы, тягловые и подвластные, и дальше будете рвать на себе волосы об утраченных возможностях, теряя год за годом национальную идентичность, а ваша элита будет до последнего пытаться спасти свое имущество, продав всех и наплевав на все, что дорого вам.

          А на ваш вопрос я ответил, и неоднократно уже здесь: в нынешней ситуации - только добровольное изучение.

    • Анонимно
      3.11.2017 20:44

      Также 54 училище закрыли, а вместо нее международную школу, где программа обучения про ФГОСы ничего не знает.

  • Анонимно
    3.11.2017 18:23

    Ужас!!!! Просто слов нет( что только народ не придумает. Татарский нужен!!!! Просто часы пусть пересмотрят, а так он должен быть!!

  • Азат Д
    3.11.2017 18:34


    Не очень понятно, ткуда взялась сумма 500 р.ч? Как будто она заключила договор на поставку русского языка, а ей его недопоставили, и вот требует неустойку?

    • Анонимно
      3.11.2017 18:58

      Сумма взялась из оплаты репетиторов по русскому. Чтобы знания по нему были на уровне учеников Вологды, Калининграда, Владивостока.

      • Азат Д
        3.11.2017 19:07


        А почему она деньгами просит, а не уроками? в двойном размере? И какие последствия от того к чему она предъявляет претензии?


        • Анонимно
          3.11.2017 19:31

          (((А почему она деньгами просит, а не уроками? в двойном размере? И какие последствия от того к чему она предъявляет претензии?\\\\\\\\\\\\\\ Может ей еще скажете ,нужно брать не деньгами .А колбасой.

        • Анонимно
          4.11.2017 10:53

          А почему она деньгами просит, а не уроками?

          Да потому что ложка к обеду хороша.

      • Азат Д
        3.11.2017 19:55


        "Сумма взялась из оплаты репетиторов по русскому" - она нанимала репетиторов? Это сможет подтвердить на суде? Если нанимала, то только по русскому?

      • Анонимно
        4.11.2017 09:44

        У школьников Вологды средний балл ниже чем у нас, поздравляю, ей очень легко будет опуститься до их уровня, без труда

    • Анонимно
      3.11.2017 19:36

      А разве ЭТО не неустойка?

      Имеет место быть НЕпредоставление положенных государством услуг.
      Замена одних услуг на другие услуги без согласия потребителя услуг.
      Затраты потребителя на получение НЕпредоставленных услуг иным способом.

      Как результат - требование возмещения расходов на получение иным способом положенных по закону, но НЕдопоставленных услуг.

      • Азат Д
        3.11.2017 19:52


        "А разве ЭТО не неустойка? " - а что это? - "Имеет место быть НЕпредоставление положенных государством услуг.
        Замена одних услуг на другие услуги без согласия потребителя услуг."

        "Затраты потребителя на получение НЕпредоставленных услуг иным способом" - вот я и спрашиваю что за затраты? она репетиторов нанимала? Что за затраты потребителя? Она получала непредоставленные услуги на стороне квалифицированные, у зарегестрированного сертифицированного репетитора, с соответствующей оплатой? Она вообще нанимала репетиторов?

        "Как результат - требование возмещения расходов на получение иным способом положенных по закону, но НЕдопоставленных услуг." - вот пусть суду и покажет свои расходы , за что возмещение просит.



  • Анонимно
    3.11.2017 18:36

    здесь судебному процессу нет перспектив надо подавать в европейский суд по правам человека

  • Азат Д
    3.11.2017 18:37


    Очень интересно, её дети "недополучили" русский язык, а она чтобы это якобы компенсировать, поэтому дополнительные занятия брала? или не брала. И в чем проявляется недополучения русского языка? по всем предметам 4 и 5, а по русскому три.
    Пусть она обоснует материальную часть своих претензий?



  • Азат Д
    3.11.2017 18:39


    Предлагаю, то что её дети "недополучили", усадить их за парты, и выдать в двойном размере.

  • Анонимно
    3.11.2017 18:41

    Шмаков интересное разделение провёл. Оказывается люди бывают максимально культурные и обычные.А кто из максимально культурных резкости себе позволил?Очень интересно,во общих чертах..

    • Анонимно
      3.11.2017 19:38

      Я тоже провела интересное наблюдение - люди бывают нормально причесанные, умытые и ухоженные, а бывают другие.

      Так вот, требования к внешнему виду педагога существуют повышенные по сравнению с обычным человеком.

  • Азат Д
    3.11.2017 18:44


    Ведь из-за этой тяжбы кто то недополучит, или не вовремя, судебных услуги от государства, государство понесёт бестолковые расходы.
    Если она пройдёт все суды вплоть до европейского, и будет отказ, впаять ей встречный иск за клевету(или подобное, думаю юристы разберутся) , судебные издержки.

  • Анонимно
    3.11.2017 18:47

    При Советской власти эта школа (где находится кадетка) была школой № 20. Потом это была НОРМАЛЬНАЯ РУССКАЯ школа № 4 Я сама заканчивала ее в 90-е годы. Не надо только сочинять! А то опять будет сказка, как с 1000-летием Казани!
    А татарских школ в городе было достаточно! Если бы родители хотели, чтобы их дети учили язык, ВСЕЛИЛИ бы туда, куда нужно.

    • Анонимно
      3.11.2017 20:24

      Не было в Казани татарских школ!!!!!!!!!!

      • Анонимно
        4.11.2017 02:09

        Всегда была и есть татарская школа на улице Восстания

    • Анонимно
      4.11.2017 02:08

      18:47, по вашему выходит, что Фандас Сафиуллин солгал, что кадетку разместили на месте татарскойй школы?

  • Азат Д
    3.11.2017 18:48


    Эта женщина, борьбу против татарского языка, доводит до абсурда.

    • Анонимно
      3.11.2017 19:04

      Пересчитайте статью. Женщина борется за недополученный русский язык.

  • Анонимно
    3.11.2017 19:13

    А может причина не в часах, а в том, что молодежь не читает? 4 тома войны и мира? Ну уж нет, так на контактик времени не останется, лучше краткое изложение прочитать, а сочинение нагуглить.

    • Анонимно
      3.11.2017 19:29

      Вообще вы очень правы. Сейчас книги читают не более 5℅. Понятно что проблема не в татарском, не в школе и учителях, проблема в родителях. Выросло поколение родителей не бравших в руки книги, не читавших запоем, не способных ничего дать своим детям. Вы даже грамотно писать и разговаривать на своем родном языке не способны. Жаль вас. Нормальных людей не касается.

      • Анонимно
        3.11.2017 20:14

        Причем эти родители думают что учителя школы решат за них все проблемы. Но образование это не сфера услуг.

        • Анонимно
          4.11.2017 07:41

          Что касается школьного социума, то родители за него ответственности не несут, тут рулят учителя и администрация. Родители несут ответственность за личные качества ребенка, и то, не все. Короче, ребенка формируют ВСЕ! Это большая и кропотливая работа.

  • Анонимно
    3.11.2017 19:18

    Нужен коллективный иск. Часы недоданы вопреки закону.Ущемление прав. А вот стоимость часов, думаю , мадам поторопилась. Репетитор - дело частное, а стоимость часа в школе иная. Правда, получается, школа незаконно пользовалась этими деньгами, экономив на русском. Думаю, коллективное заявление удовлетворят.

  • Анонимно
    3.11.2017 19:19

    К, 18. 47 Не ври! В 90 годы в Казани была всего 2 татарской гимназии

    • Анонимно
      3.11.2017 19:33

      ///К, 18. 47 Не ври! В 90 годы в Казани была всего 2 татарской гимназии///
      И поэтому наверное в Казани все татары разговаривают на русском языке. И никто не знает по татарски.

  • Анонимно
    3.11.2017 19:21

    А где чеки? Или договор с репетитором? Пусть покажет!!!

    • Анонимно
      3.11.2017 20:58

      А вы покажите договор на предоставление уроков татарского языка, которых НЕТ в российских стандартах обучения. Никто не просил об обучении татарскому языку, а ребенка обучали без договора, без согласия родителей. Причем за счет сокращения количества уроков русского языка и литературы и 1 урока математики.

  • Анонимно
    3.11.2017 19:36

    Всегда было очень интересно почему люди думают, что смогут грамотнее писать, если уроков русского будет на 2 часа в неделю больше? Если не писать сочинения постоянно, не читать - ничего не получится. Какой бы педагог не был, не залезет он в голову к ученику, если тот того не хочет. И так везде. "Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде." Лихачев Д.С.

  • Азат Д
    3.11.2017 19:37


    "«Мой старший сын пошел в первый класс в 1997 году. Я с тех пор жалуюсь...» - интересно эти жалобы посмотреть. Она жаловалась на то чтобы убрали (уменьшили) татарский язык? или чтобы русского языка больше было?

    • Анонимно
      3.11.2017 23:09

      19-37 АЗАТ. жаловалась с первого дня обучения просто так,ради собственного удовольствия

    • Анонимно
      4.11.2017 06:47

      Так ребенку Домашнее обучение еще никто не отменял. И жаловаться тогда можно было бы только на себя.

  • Анонимно
    3.11.2017 20:03

    Никогда не понимала таких родителей. Но согласна в том, что родителей дурят как могут и к сожалению понимают только по плохому.

  • Анонимно
    3.11.2017 20:04

    БО, здесь без Гавриленко и Зиятдинова не разобраться, поговорите с ними, вдруг согласятся высказаться на ваших страницах. И вообще - дайте нам положительные истории межнациональных браков, а то обострение уже у всех. Создайте буфер!

  • Анонимно
    3.11.2017 20:12

    Странная тетка,еще надеяться что ей кто то поможет.

  • Анонимно
    3.11.2017 20:55

    учителя и директора очень даже виноваты. у них везде обман: по программам, по выборам и т.д.

    • Анонимно
      3.11.2017 21:40

      ОБМАН конечно. За свою высокую зарплату, они четко выполняют задания сверху

  • Анонимно
    3.11.2017 20:56

    Респект и уважуха этой женщине, чувствуется что за её грамотным разговором стоят грамотные люди....

  • Анонимно
    4.11.2017 01:09

    Если у неё что-то получится надо будет тоже иски сочинить за недополученные знания по английскому, математике и др предметам из-за того что пи кали ненужные историю КПСС, марксистко-ленинскую философию и полит экономию, не пригодилось же. Россия взяла на себя обязательства по долгам СССР путь платит с индексации.
    Рим дашкин

    • Анонимно
      4.11.2017 11:01

      У тебя нищего не получится. Все ощень просто. Проверят соответствие учебной программы. А ты давай, в ЕСПЧ . Может там повезет

  • Анонимно
    4.11.2017 05:36

    Уважаемым оппонентам истицы следовало бы обратиться к прочтению, как минимум ст.ст.4,15,16, 66-69, 71,72,76-78 Конституции РФ, согласно которых, в том числе-Конституция РФ гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.Вы увидите, что эти гарантии касаются только родного языка, родным который для себя может считать только сам гражданин. А государственным на всей территории РФ является только русский язык.

    • Анонимно
      4.11.2017 11:06

      05.36 Ключевые слова: ...право на...сохранение...создание условий для изучения... Все согласно Конституции. Условия для сохранения есть. Для изучения школы есть. А остальным - добровольно по желанию

  • Анонимно
    4.11.2017 08:20

    В любой стране мира , в любом самом распрекрасном государстве будут недовольные . Вот Татарский ей мешает , а завтра соседи , послезавтра муж и так далее список . Живите тетенька в тайге там нет ни татарского ни русского и жалобы пишите медведю на медвежьем языке !

  • Анонимно
    4.11.2017 11:28

    А я её понимаю. Я как мать тоже буду идти до конца если это касается благополучия моих детей.

  • Анонимно
    4.11.2017 11:33

    Я татарин. Но я категорически против изучения такой сложной программы татарского языка. Писатель Рафаэль Хакимов правильно сказал что некоторые он сам то не понимает. Упростите такой сложной программы , зачем суффиксы татарского русскому ? Нужно изучать разговорный татарский. Извините за выражение но надо разогнать из Министерства образования тех кто занимается усложнениями программ изучения татарского языка. Это они привели наконец к такому скандалу. Учиться разговаривать многим понравится , а не эти суффиксы или другие заморочки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже