Общество 
11.11.2017

«Для мусульманской уммы важно представить готовые рецепты реализации ислама»

В стенах КФУ поспорили о том, как готовить современных улемов

Пленарное заседание VII международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошло без большинства заявленных VIP'ов, зато можно было выступить по-татарски. О том, отчего мнения прогрессивных татарских богословов 100-летней давности сейчас будут «выглядеть анахронизмом и утопией», что такое срединный путь в исламском образовании и почему «дремучее средневековье» иногда бывает полезно, — в материале «БИЗНЕС Online».

Рафик Мухаметшин (справа) Рафик Мухаметшин (справа)

«ИДЕИ ДЖАДИДИЗМА ПОВЛИЯЛИ И НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТУРЕЦКОГО НАРОДА»

Пленарное заседание VII международного форума «Ислам в мультикультурном мире» в КФУ по какой-то неизвестной причине прошло без участия большинства заявленных первых лиц. Даже татарстанское духовенство было представлено первым заммуфтия Рустемом Валиуллиным и проректором Казанской православной семинарии игуменом Евфимием. Не было и ранее заявленного президента Болгарской исламской академии Камиля Исхакова. Среди новшеств традиционного форума, пожалуй, было то, что рабочими языками конференции кроме русского, английского и арабского был и татарский. Впрочем, на пленарке им воспользовались лишь два человека — Валиуллин и генеральный консул Турции в Казани Турхан Дильмач.

К слову, хозяин площадки — ректор КФУ Ильшат Гафуров — также начал свое приветствие на языке великого Тукая, плавно перейдя на госязык РФ. Гафуров сообщил, что в Казань приехали на конференцию более 100 человек со всего мира, а выбор места не случаен: «Казань, исторически являясь местом пересечения Востока и Запада, всегда играла определяющую роль в азиатском векторе внешней и культурной политики Российского государства. Во многом по этой же причине в Казанском университете был создан 210 лет тому назад знаменитый впоследствии Восточный разряд, сыгравший ключевую роль не только в развитии отечественной ориенталистики, но и в вопросах сближения и взаимопонимания носителей различных культурных традиций, а также осмысления их религиозно-философского наследия».

Турхан Дильмач Турхан Дильмач

Среди выступающих следом были президент Тунисской академии искусств и литературы Шарфи Абдельмаджид, и. о. генерального консула Ирана в Казани Алибеман Еглабали Зарч, президент международной ассоциации иранистов Турадж Атабаки, бывший министр по делам религии Туниса Мизури Ларусси, они говорили в основном приветственные речи. Лишь Дильмач в своем спиче коснулся темы татарского богословия: «Мы знаем, что Волго-Уральский регион был богат на больших исламских ученых. Труды Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Бигиева до сих пор не утратили своей актуальности. Идеи джадидизма повлияли и на мировоззрение турецкого народа».


ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИСЛАМА

Оживление в не самый зажигательный, с точки зрения корреспондента «БИЗНЕС Online», ход пленарного заседания форума внесло, пожалуй, выступление первого заместителя председателя духовного управления мусульман РФ Дамира Мухетдинова, известного в мусульманских кругах сторонника модернизации ислама, регулярно подвергаемого критике из другого лагеря. Вот и на пленарном заседании VII международного форума «Ислам в мультикультурном мире» он поднял данную тему. Из-за того что Дамир хазрат спешил на самолет в Стамбул, он вкратце изложил видение проблемы.

«В течение последних лет мы работаем над программой обновления исламского интеллектуального дискурса, основополагающие идеи которого большинству из участников нашей конференции так или иначе известны. Опираясь на принцип гуманизма коранического откровения, мы призываем к гуманизации исламского дискурса, продвижению таких принципов, как нравственный консерватизм, признание плюрализма мнений как неотъемлемой части исламской традиции и божественного установления, диалога цивилизаций, культур и религий, а также утверждению милосердия как важнейшей составляющей межчеловеческих взаимоотношений», — сказал Мухетдинов, добавив, что развитие отечественной модернистской мысли в исламе приостановилось со смертью Ризы Фахретдина, Зыя Камали и Мусы Бигиева и во второй половине ХХ века не происходило. Между тем даже их труды в области фикха, будучи механически перенесенными в современность, будут выглядеть анахронизмом и утопией.

Мухетдинов даже предположил, что улемами, то есть исламскими учеными, можно назвать исламоведов советского периода: «Замещающую роль в интеллектуальном процессе российских мусульман сыграла и исламоведческая советская школа, ярчайших представителей которой в силу глубины их познаний и широты охвата материала можно причислить к улемам второй половины ХХ века». В конце своего выступления заместитель председателя ДУМ РФ пригласил собравшихся на всероссийскую научно-практическую конференцию «Чтения имени Шигабутдина Марджани». Она состоится с 22 по 24 ноября в Санкт-Петербурге.

Игумен Евфимий Игумен Евфимий

«НАС КРИТИКУЮТ, ЧТО МЫ ВПАЛИ В КАКОЕ-ТО ДРЕМУЧЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Суть выступления Мухетдинова — обновление исламского богословия, отход от его средневековых мировоззрений, в том числе и в процессе обучения будущих улемов. Ректор БИА Рафик Мухаметшин, понимая, что это в некотором смысле камень в его огород, постарался дать аргументированный ответ.

«Дамир хазрат говорил, что важен реформаторский дискурс ислама. Но для мусульманской уммы, может быть, эти вопросы не то что актуальны, они его не приемлют. Для них очень важно представить какие-то готовые рецепты реализации ислама, а научное сообщество, естественно, обязано обсуждать данные вопросы. Система исламского образования с этой точки зрения занимает какое-то срединное положение, — считает Мухаметшин. — С одной стороны, нам необходимо готовить людей, не нарушающих устоявшиеся в течение многих веков каноны ислама, которые они должны преподнести мусульманской умме, чтобы пользоваться авторитетом. С другой стороны, исламское образование должно быть в стороне от одноименных процессов, которые происходят и в науке, и в мире». Заместитель муфтия Татарстана подчеркнул при этом: «Нас критикуют, что мы впали в какое-то дремучее средневековье, но я прекрасно понимаю, что без этого нельзя». По мнению ректора БИА, это классическая основа ислама, хотя вместе с тем наблюдается, что в учебных заведениях пытаются ввести «суперновые программы, напичканные конфликтологией, социологией и так далее». 

Далее VII международный  форума «Ислам в мультикультурном мире» продолжил свою работу в формате круглых столов, площадкой одного из которых была мечеть «Аль Марджани», и была она посвящена памяти великого просветителя. Форум завершиться сегодня.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.11.2017 10:11

Название этой статьи «Для мусульманской уммы важно представить готовые рецепты реализации ислама»

Остаётся вопрос о том, кто должен нам, мусульманам предоставлять рецепты?

Неужели опять Мухаметшин?
Не знающий ни арабского, ни персидского, ни турецкого языка?
Не умеющий читать Коран?

Хватит уже смешить народ.

  • Анонимно
    11.11.2017 09:53

    Правильно. Хватит самим в одиночках по мечетям и домам кашу варить как получается .

    Нужны правильные рецепты и духовную пищу для масс населения

    • Анонимно
      11.11.2017 12:09

      улемов сейчас даже в Казани большая нехватка. Нужно срочно погтовить как минимум 40-50 улемов к чемпионату мира в 2018.

      • Анонимно
        11.11.2017 12:34

        Сейчас есть и такие "улемы", которые будут рассказывать, что человек имеет право пить алкоголь, одеваться как лица противоположного пола, ездить в обязательный хадж когда хочет, читать или не читать намаз когда хочет и т.д.

        Если еще 40-50 таких улемов появятся в Казани, то смута будет полная.

  • Анонимно
    11.11.2017 10:11

    Название этой статьи «Для мусульманской уммы важно представить готовые рецепты реализации ислама»

    Остаётся вопрос о том, кто должен нам, мусульманам предоставлять рецепты?

    Неужели опять Мухаметшин?
    Не знающий ни арабского, ни персидского, ни турецкого языка?
    Не умеющий читать Коран?

    Хватит уже смешить народ.

    • Анонимно
      11.11.2017 11:23

      Не только Мухаметшин.
      Там была еще масса исламоедов - специалистов по получению грантов на исследования в сфере изучения Ислама.

      Правда все их рецепты традиционно сводятся к тому, чтобы мусульмане не участвовали в жизни общества, оградить общество от благотворного влияния мусульман в плане запрета на спиртное, запрета на незаконные половые связи и т.д. Это для тех, кто считает себя пастухами мусульманского стада - главное.

      Результат? Люди продолжают пить алкоголь и быть наркоманами, разрушаются семьи, самоубийства и т.д.

      Но Мухаметшин и команда исламоедов хочет не взять от мусульман лучшее, а хотят сами научить чему-то мусульман.
      Дети учат родителей, школьники учат учителей, исламоведы учат мусульман.

  • Анонимно
    11.11.2017 10:12

    Зам.дум рт потерялся на заседании, а мухетдинов конечно глыба.

  • Анонимно
    11.11.2017 11:00

    Журналистская эквилибристика. Мол, пленарное заседание прошло без участия випов. Это о каких випах речь? О "богослове" Исхакове? Если о Митрополите, то Феофан вчера работал в Москве. Камиль хазрат? Он был в КФУ и прочел свою лекцию студентам 9-го числа, когда собственно и стартовал Форум. Кто еще? Как можно было журналисту не заметить, что в зале находилась вся исламоведческая элита России, ученые, реально занимающиеся исламоведением и религиозной политикой. Форум порадовал не надоевшим уже парадно-банкетным кворумом, а рабочей атмосферой и практическими результатами. Специалисты, которые и являются лидерами в своих центрах, институтах, кафедрах приехали не для поездок по эскурсионным маршрутам - Свияжск, Болгары, а для работы по проектам. Основный результат - переговоры и заключение соглашений, аналитическая командная работа. Вот это важно, а не мнимое отсутствие каких-то свадебных генералов.

    • Фидарис
      12.11.2017 03:29

      Хазрат Мухаметшин не отрицает необходимость диспутов по современному исламскому дискурсу, а лишь разумно предлагает проводить их в аудиториях с людьми сведущими и подготовленными. Просто есть реальная опасность ухода от основ, если эту дискуссию выносить на всеобщий "базар"
      Я понимаю, что у нас нет посредника между Всевышним и Его рабом, как у христиан в форме церковного клира.Но от этого факта проблема понимания не исчезает. Иначе не было бы многотомных тафсиров.
      Современное видение мира через призму достигнутых научных достижений во всех областях иногда может создавать аберрацию дальности в представлении некоторых исламских деятелей. Здесь надо быть весьма осторожным.
      С другой стороны, конечно, мир меняется и мы должны научиться объяснять этот мир с исламской позиции (а для этого надо, как минимум понимать изменения мира). Я не говорю, что надо приспосабливаться или делать ислам "модным" Но совершенствованием форм, притягивающих молодых людей к вере в современных условиях надо обязательно заниматься. Потом, когда появится интерес, появится и желание более глубокого познания.
      Наверно надо прилагать больше усилий в этой области. А разговоры в виде непримиримых публичных дискуссий с желанием выставить одних закостенелыми ретроградами, а себя передовым реформатором не прибавят, а убавят вставших на истинный Путь. ( Дискуссии нужны! Но пусть дискутируют пока сведущие и не публично)

  • Анонимно
    11.11.2017 12:45

    Почему у "духовных управлений мусульман" отсутствует полноценная просветительская программа, как у православной церкви?

    Некому перенять опыт???

    А тем временем всякие проходимцы по своему толкуют Коран!

  • Анонимно
    11.11.2017 21:05

    И это 21 век....

  • Анонимно
    11.11.2017 21:20

    Священный Коран как законченная симфония творения Господа. Свои разгадки Тайн Аллах раскидал в словах татарского языка, в нарядах девушек с Ак калфакым, в белых вышитых с одной только стороны квадратных платках наших мам и бабушек. Но самая главная из тайн спрятана в приданом Сундуке с ключом татарских невест. Мода на мусульманские наряды с восточных стран приводит к исчезновению этих тайн. Отсюда и растерянность на лицах наших татарских исламоведов.. Растерянность от того, что оставшись без этих тайн -звезд на небе не могут найти путь в ночной мгле.

    • Анонимно
      11.11.2017 22:50

      Восточные страны для Татарстана - Япония и Корея.
      А арабские страны находятся к югу от Татарстана и даже на юго-западе.
      Почему же вы упорно называете эти страны восточными?
      Вы с Испании, Португалии или Италии живёте? Оттуда пишите?

      • Анонимно
        12.11.2017 23:35

        Откуда вы угадали? Как раз Аллах послал мне в помощь Дух Данте из Флоренции, чтоб не заблудиться в лабиринтах Священных Текстов и найти жемчужины с буквами Богословия. Хвала Аллаху за это ожерелье!

  • Анонимно
    12.11.2017 11:58

    Модернизация Ислама на сегодняшний день означает раскрытие тайны Каабы. Это есть Единобожие - семьи в составе одного мужа и одной жены. Это есть питаться Халяль продуктами, суть которой заключается в том, что необходимым и достаточным условием созидания царства небесного на земле, то есть земного рая, является рождение в семье двух детей. Это требование Бога заключается в словах Халлилуйя и Лаилахаиллаллах.Это есть Завет Бога, жемчужинами разбросанный на страницах Священных книг. Это и есть сам Аллах - Аллаh.. Все это является гранями, ребрами, верхушками и углами Священной Каабы.

  • Анонимно
    12.11.2017 12:14

    Это приведет к исчезновению противоборствующих религий, о чем пишется в Коране. 2 Сура Корова, Аят 256.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже