Общество 
20.12.2017

Сколько стоит поход на хоккей в КХЛ?

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассчитала траты болельщиков всех клубов КХЛ

Одним из мировых трендов в маркетинговой работе хоккейных клубов в последние годы стало привлечение семейной аудитории — она наиболее активна и платежеспособна. Именно поэтому в НХЛ активно борются с драками, а в КХЛ пытаются искоренить мат на трибунах и создавать семейные сектора. В Северной Америке даже вывели специальный индекс расходов болельщиков, который можно рассчитать и для клубов КХЛ.

КХЛ лишь относительно недавно начала перенимать североамериканскую модель организации мероприятий, но уже заметно, как много родителей с детьми на трибунах КХЛ лишь относительно недавно начала перенимать североамериканскую модель организации мероприятий, но уже заметно, как много родителей с детьми на трибунах Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ТАКОЕ ИНДЕКС FCI?

КХЛ лишь относительно недавно начала перенимать североамериканскую модель организации мероприятий, но уже заметно, как много родителей с детьми на трибунах. Поход североамериканской семьи на хоккей в среднем обходится в $363. Дороже всего это удовольствие в Торонто — $572 (33 тыс. рублей). Как подсчитывали? Для этого придумали FCI.

Показатель Fan Cost Index (индекс расходов фаната) был разработан десятилетие назад американским маркетинговым агентством Team Marketing Report, анализирующим финансовую статистику. FCI — самая знаменитая их разработка. Индекс расходов фаната — это примерная стоимость похода семьи на игру. Ранее TMR рассчитала значения для четырех ведущих североамериканских спортивных лиг: НФЛ, МЛБ, НБА и НХЛ. Данный показатель — сумма основных составляющих похода на игру для двух взрослых человек и двух детей в возрасте 8 и 13 лет (то есть учащихся в школе).

Какие клубы тянут КХЛ на дно

Используя данную методику, спортивная редакция «БИЗНЕС Online» составила индекс FCI для КХЛ (отметим, ранее никто этого не делал). Мы планируем ежегодно обновлять результаты анализа, чтобы видеть, насколько успешно работали маркетинговые отделы клубов.

От пресс-служб «Амура», СКА, «Куньлуня», минского и московского «Динамо», «Спартака», ЦСКА, «Торпедо», «Сочи», «Автомобилиста», «Металлурга», «Югры», «Витязя», «Лады», «Авангарда», «Сибири» и «Барыса» мы получили официальные данные. Сведения по «Ак Барсу», «Нефтехимику» и «Салавату Юлаеву» собирали самостоятельно. FCI для рижского «Динамо» и ярославского «Локомотива» подготовлены совместно с болельщиками этих команд. Редакция благодарит всех, кто оказал содействие в подготовке материала.

Мы несколько видоизменили базовые слагаемые американских исследований, перенеся их на российские реалии Мы несколько видоизменили базовые слагаемые американских исследований, перенеся их на российские реалии Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК СОСТАВЛЯЛСЯ FCI ДЛЯ КХЛ?

Мы несколько видоизменили базовые слагаемые американских исследований, перенеся их на российские реалии. Каждый клуб предоставил следующие данные.

Стоимость билета на команды второй категории (средняя стоимость на средние места на матчи со средней командой). Если есть акции и скидки для детей возраста до 8 и до 14 лет, то мы вписали именно эти значения. Если же есть специальные акции для семейного похода на хоккей, то учитывались они. Например, такая опция со специальными ценами есть у минского «Динамо».

Стоимость парковочного места, если, конечно, парковка расположена рядом с ареной или в 10-минутной доступности (менее 1,5 километра). Не учитывались бесплатные парковочные места в близлежащих торговых центрах.

Стоимость стакана или бутылки пива (объем 0,5 литра). Если на арене продают лишь безалкогольное пиво, учитывалась его стоимость. Если же пиво на арене не продают, в табеле ставили прочерк. В случае если у клуба есть договор с производителем пива или же пивоварня при клубе, то указывалась стоимость именно данного продукта. Например, в Ярославле есть своя небольшая пивоварня, а рижское «Динамо» активно распространяет свой бренд через местных производителей пенного напитка.

Стоимость 0,5 бутылки газировки. Если есть спонсорское соглашение, как у «Сочи», учитывалась именно эта цена.

Стоимость хот-дога или другой «местной» выпечки. Например, эчпочмак для Казани и Уфы.

Предполагалось, что семья на хоккейном матче выпьет два стакана пива и две бутылки газировки, по две различные продукции выпечки, одна кепка, один шарф, одно парковочное место Предполагалось, что семья на хоккейном матче выпьет два стакана пива и две бутылки газировки, съест по два мучных изделия, наденет по одной кепке, одному шарфу и использует одно парковочное место Фото: «БИЗНЕС Online»

Стоимость пиццы. Стандартный продукт, реализуемый практически на всех аренах КХЛ. 

Стоимость шарфа и кепки низкой ценовой категории, но при этом достойного качества изготовления.

Стоимость фанатской домашней джерси с нанесением фамилии, если эту акцию предоставляет клуб.

Владельцы абонементов при составлении рейтинга не учитывались.

Количественные показатели. Предполагалось, что семья на хоккейном матче выпьет два стакана пива и две бутылки газировки (если нет пива, считалось четыре стакана газировки), съест по два мучных изделия, наденет по одной кепке, одному шарфу и использует одно парковочное место. Стоимость джерси учитывалась с коэффициентом 0,125. Предполагается, что семья купит одно джерси на сезон и приедет на хоккей не более восьми раз за регулярный чемпионат. В России практически не развито данное направление, у нас нет особого разнообразия хоккейный форм, но, как показала практика, если продукция качественная, то она востребована у болельщиков. В прошлом году на ретроматч «Спартак» подготовил аутентичные джерси в стиле 50-х годов. Все «фуфайки» были раскуплены буквально за четыре дня.

Курсы валют расчета: евро — 69 рублей 11 копеек, тенге — 17 копеек, белорусский рубль — 29 рублей 8 копеек, юань — 8 рублей 88 копеек.

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА FCI ДЛЯ КХЛ

Нажмите, чтобы увеличить

Дисклеймер. Отметим, что представленная выше таблица может несколько отличаться от сиюминутных данных. Цены на еду могут варьироваться от матча к матчу или меняться после получения информации от клубов. Статистическая погрешность, заложенная нами после фактчекинга, не превышает 5%.

В России самые дорогие билеты на хоккей в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге В России самые дорогие билеты на хоккей в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге Фото: официальный сайт «Торпедо» / hctorpedo.ru

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О FCI В КХЛ

● В Китае на матчах «Куньлуня» не продают ничего, кроме воды. В клубе нам объяснили, что реализация съедобных товаров на спортивных мероприятиях особо не принята в стране. Даже несмотря на это, «Куньлунь» в рейтинге на 2-м месте, хотя Братислава и Хельсинки могли бы потеснить китайцев, если бы предоставили свои данные. Возможно, сказывается курс юаня.

● В России самые дорогие билеты на хоккей в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге — 900 рублей, при  этом билеты на хорошие сектора у «Торпедо» начинаются от 1250 рублей! Очевидно, что финансовый потенциал клуба огромен, раз при таких ценах и при старом дворец спорта «Нагорный» средняя посещаемость «Торпедо» составляет 5079 зрителей.

● Средняя стоимость билета на российские клубы КХЛ – 496 рублей. Дешевле всего на игры против команд второй категории можно сходить в Тольятти — за 250 рублей. Средняя стоимость взрослого билета на матчи второй категории КХЛ, включая иностранные клубы, — 535 рублей. На данный момент эту цифру можно считать отправной точкой для будущих исследований.

Самый дорогой поход на хоккей – в Санкт-Петербурге. Он обойдется семейному бюджету в 7,5 тыс рублей Самый дорогой поход на хоккей — в Санкт-Петербурге. Он обойдется семейному бюджету в 7,5 тыс. рублей Фото: официальный сайт СКА / ska.ru

● Самый дорогой поход на хоккей — в Санкт-Петербурге. Он обойдется семейному бюджету в 7,5 тыс. рублей. На матчах СКА реализуются самое дорогое пиво и самые дорогие безалкогольные напитки среди изученных 22 команд. И несмотря на такие цены, почти на каждом матче армейцев бывают аншлаги.

● Самая дорогая выпечка в Сочи — 250 рублей за один хот-дог. Это почти в пять раз дороже, чем в Казани.

● Алкогольное пиво можно купить на восьми российских аренах: в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Татарстане, Магнитогорске, Ханты-Мансийске и Омске. Дешевле всего оно обойдется в Нижнекамске — всего лишь 75 рублей.

● Самые низкий показатель FCI в Нижнекамске. Перед началом сезона он был существенно выше, но руководство клуба снизило цены на все опции после провальной аудитории в сентябре. На матчи «Нефтехимика» можно потратить менее двух тысяч рублей и при этом остаться довольным от увиденного хоккея. Сервис BlaBlaCar позволяет доехать от Казани до Нижнекамска за 300 рублей. Поездка для одной семьи туда и обратно обойдется в 2,5 тыс. рублей. И при этом это все равно будет дешевле, чем поход на «Татнефть Арену».

● В Казани поход на хоккей со всей семьей выйдет на 300 рублей дороже, чем в Уфе.

● Самые дорогие кепки в Риге (2100 рублей), самые дорогие шарфы в Шанхае (1774 рублей), а самые дорогие хоккейные джерси в Санкт-Петербурге (5000 рублей).

● Средний показатель FCI в целом для 22 команд — 4810 руб или 81,5 доллара США. Это в 4,5 раза дешевле, чем средний поход на матчи НХЛ, где средний FCI 363 доллара.

КОРРЕЛЯЦИЯ ПОСЕЩАЕМОСТИ КЛУБОВ КХЛ ОТ СТОИМОСТИ ПОХОДА НА МАТЧ

Нажмите, чтобы увеличить

Нельзя с точностью сказать, как влияет FCI на посещаемость КХЛ, так как все клубы лиги имеют разные инфраструктурные возможности. В США, например, если арена мешает увеличению показателя FCI, клуб обычно начинает строить новую арену. Если же нет взаимопонимания между владельцами и властями, то франшиза (все клубы принадлежат НХЛ, бизнесмены выкупают лишь право на использование бренда) может переехать в другой город.

«АК БАРС»

Можно отметить, что в Казани клуб работает почти на максимуме своих ценовых возможностей. Исключая иностранные и столичные клубы, лишь в Нижнем Новгороде поход на хоккей выйдет дороже. При этом «Ак Барс» может поднять цены лишь тогда, когда средняя заполняемость «Татнефть Арены» будет близка к 100%. А это значит, что в ближайшее время клубу прежде всего нужно акцентировать внимание на маркетинге. Концептуально он должен строиться именно на привлечении семейной аудитории и молодежи, ведь сегодняшний студент — это завтрашний семьянин.

Можно отметить, что в Казани клуб работает почти на максимуме своих ценовых возможностей Можно отметить, что в Казани клуб работает почти на максимуме своих ценовых возможностей

«НЕФТЕХИМИК»

В Нижнекамске активно работать с болельщиками начали лишь в августе нынешнего года, когда это стало одним из важных показателей рейтинга клубов КХЛ. Отмена бесплатных билетов для заводчан почти привела к катастрофе: по показателю средней посещаемости «Нефтехимик» был худшим на старте сезона. Это предсказывалось, поскольку клуб не сумел ничего предложить взамен. Уточним: не сумели ничего предложить потому, что не знали, как преподнести свой «товар», а не потому, что его не было. Например, после ребрендинга в Нижнекамске способны продавать атрибутику отличного уровня.

Провал в маркетинговом секторе пришлось резко скрывать скидками на хоккей и безумно низкими ценами на арене Провал в маркетинговом секторе пришлось резко скрывать скидками на хоккей и безумно низкими ценами на арене Фото: «БИЗНЕС Online»

Провал в маркетинговом секторе пришлось резко скрывать скидками на хоккей и безумно низкими ценами на арене. И не надо говорить, что отсутствие зрителя на хоккее — следствие малого населения Нижнекамска. Город входит в обширную агломерацию, но вместо агрессивной рекламы в соседних Набережных Челнах «Нефтехимик» почему-то размещает баннеры в Казани. Хочется верить, что в ближайшее время в клубе поймут, что «Нефтехимик» должен быть не столько командой Нижнекамска, сколько спортивным флагманом всего Закамья и северо-востока Татарстана. 

В Нижнекамске активно работать с болельщиками начали лишь в августе нынешнего года, когда это стало одним из важных показателей рейтинга клубов КХЛ В Нижнекамске активно работать с болельщиками начали лишь в августе нынешнего года, когда это стало одним из важных показателей рейтинга клубов КХЛ

«САЛАВАТ ЮЛАЕВ»

В Уфе есть очевидные точки роста, прежде всего развитие сервисов на арене. По количеству и качеству точек питания ледовый дворец в столице Башкортостана значительно уступает той же «Татнефть Арене». Есть сложности и с парковкой, которые также отпугивают часть аудитории. Недостаточный уровень и у нехоккейных развлечений во время матчей: в Уфе, по сути, все предматчевое шоу и развлечения в перерывах сводятся к выступлениям фигуристок. Тот же интернет-магазин требует значительно большего внимания со стороны клуба. Потенциал огромен и в значительной мере не реализован. В Уфе есть все возможности показывать стопроцентную посещаемость на всех матчах сезона и зарабатывать значительно больше.

В Уфе, по сути, всё предматчевое шоу и развлечения в перерывах сводится к выступлениям фигуристок В Уфе, по сути, все предматчевое шоу и развлечения в перерывах сводятся к выступлениям фигуристок Фото: hcsalavat.ru

Стоит отметить, что у большинства клубов КХЛ не реализован потенциал в диджитал-направлениях. Почти ни у кого нет полноценных мобильных приложений. Затраты на эту работу относительно небольшие, а в масштабе бюджетов клубов на миллиарды рублей — так и вовсе крошечные. Это целина, которую уже давно пора поднимать.

В Уфе есть очевидные точки роста В Уфе есть очевидные точки роста

КАКОЙ КАЛЕНДАРЬ ПОЗВОЛИТ КЛУБАМ ЗАРАБАТЫВАТЬ

Анализ FCI открывает много интересных перспектив для КХЛ в целом. В НХЛ каждая команда играет по 41 домашнему матчу в регулярке, что вызвано не столько спортивными задачами, сколько экономическими. Чем больше матчей в сезоне, тем больше выбор похода на хоккей. В США принято ходить не на все матчи, а, например, на две-три игры в месяц, но всей семьей. Проведение 7–8 матчей позволяет как можно большему количеству зрителей прийти на хоккей. При этом наибольшую кассу клубы делают на матчах с принципиальными соперниками, поэтому в американских лигах превалирует дивизионная система разделения участников.

Календарь КХЛ ограничен 28 домашними играми регулярного чемпионата для каждой команды. Из-за этого клубы теряют потенциальную прибыль. Со следующего сезона КХЛ планирует увеличить количество внутридивизионных встреч, что явно положительно скажется на финансовом балансе участников. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» уже представила свое видение того, как на следующий сезон должна выглядеть КХЛ.

Казань, Нижнекамск, Уфа и Екатеринбург должны быть в собственном дивизионе?

Оптимальное число встреч, которое КХЛ может проводить в регулярном сезоне, варьируется от 66 до 72. При таком количестве у каждой семьи будет максимальный выбор различных опций похода на матч. Кроме того, для КХЛ жизненно важно проводить как можно больше встреч в выходные дни. Подсчет посещаемости показывает, что именно в уик-энд у хоккея максимальная аудитория. Для любой семьи воскресный поход на хоккей — хорошее времяпрепровождение, к тому же именно в выходные дни обычно тратится наибольшее количество денег. Вообще, максимально выверенный календарь позволит клубам зарабатывать значительно больше. Тот вариант, что КХЛ предлагает клубам в последние два сезона, не выдерживает никакой критики. Затяжные домашние серии по 7–8 матчей, как у Казани и Уфы, а также гостевые турне продолжительностью в месяц — ужасный вариант распределения игр.

Как календарь КХЛ убивает «зеленое дерби»

Но даже несмотря на все видимые проблемы, хоккей в нашей стране — почти единственный вид спорта, который хоть как-то способен окупаться. Да, в футболе есть система трансферов и большие стадионы, вот только на них все равно никто толком не ходит. Если на каждый матч КХЛ в этом сезоне будут присутствовать хотя бы по 20 семей (это в сумме всего лишь 80 человек), которые тратятся согласно принципу FCI, то суммарно клубы лиги заработают почти 750 млн рублей. У КХЛ есть возможность максимально капитализировать свой потенциал, для это необходимо создавать наиболее благоприятную среду для семейного похода на хоккей.

С рейтингом FCI для каждой команды можно ознакомиться здесь.

Виктор Майоров, Айрат Шамилов, Алмаз Хаиров

Что бы вы порекомендовали устроителям спортивных шоу для привлечения семейной аудитории?
63%Снизить стоимость билетов
3%Разнообразить меню
1%Продавать побольше сувениров
9%Быть более предупредительными к зрителям
24%Просто спортсменам надо элементарно выкладываться
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии

У всех свои развлечения. Вот Вам нравится тут писать. Кто-то проводит время с семьей на хоккее или футболе. Дети рады больше, когда папа с ними, а не за компьютером

  • Анонимно
    20.12.2017 09:12

    Азат Д

    Хорошая статья. Теперь бы про футбол волейбол и баскетбол.
    А то на словах куча болельщиков, а как платить , то нету.

    • У всех свои развлечения. Вот Вам нравится тут писать. Кто-то проводит время с семьей на хоккее или футболе. Дети рады больше, когда папа с ними, а не за компьютером

      • Анонимно
        20.12.2017 10:07

        Уважаемый Интеллигент. Не обращайте внимание на Азата Д. Ему больше нечем заниматься как зудеть каждый день и всех поливать дерьмом.

        • Анонимно
          20.12.2017 15:34

          Азат Д

          Ничего чебе у вас мировозрение. У меня комментарий начинается - "хорошая статья" и с подобными пожеланиями. А у вас - каждый день всех поливать....

      • Анонимно
        20.12.2017 10:37

        Азат Д

        Так я не против, пусть только сами оплачивают свою прихоть и развлечение, посмотреть на гонятелей шайбы и мяча.
        Я с мобилы пишу. Причем полностью купленые за свои деньги.

  • Анонимно
    20.12.2017 09:59

    Про мат на трибунах. Один раз взял с собой жену на хоккей. Больше брать не буду. А ведь было много семейных пар с детьми. Администрации арены надо что-то делать с нецензурщиной.

    • Солидарен, но мне больше везло. Даже самые поддатые фанаты смягчаются, если рядом дети и им это напомнить.

      • Иваныч
        20.12.2017 11:18

        Хожу с сыном, сосед по хоккею тоже. Бывают матчи, где от нас идет мат. Не думаю, что присутствие мата от отдельных личностей это повод не идти на хоккей. Дети слышат мат и от нас самих (утрирую). Если хотите с женой спокойно посмотреть что-нибудь - идите в театр или на другие секторы.
        Опять же повторюсь - не материмся при присутствии детей, в том числе и не своих. Но при накале - проскальзывает. (Такой уж сектор у нас, мужчинский) :))

  • Анонимно
    20.12.2017 10:07

    Молодцы! Хороший материал!
    По Нижнекамску конечно есть вопросы к ценам на билеты, т.к. редко можно купить билеты по таким ценам которые вы написали. Выходит дороже.

  • Анонимно
    20.12.2017 10:13

    Волейбол и баскетбол не популярные виды (моё мнение). А на футбол ехать на автобусе не хочу, парковаться где-то во дворе тоже. Мёрзнуть тоже как-то не очень. Да и при такой игре, время потраченное перед телевизором то жалко.

  • Анонимно
    20.12.2017 10:14

    Хорошая статья, спасибо авторам. Если говорить про Татнефть арену, то я бы немедленно вывез этот желтый шатер! Из-за этого непонятного шапито с парковкой просто беда! Приехал как-то на игру с Салаватом (первую, не позавчерашнюю) за минут 40 но начала. Так что вы думаете, все эти 40 минут пытался найти место где воткнуться. В итоге нашел, но пришлось закрыть пару машин. Построенный паркинг превратили то ли в автосалон, то ли еще во что-то. Ну так же нельзя, граждане!
    И еще, если идешь на арену с паркинга, то приходится проходить через рамку дважды - это не удобно.
    А в остальном - все хорошо.

    • Парковка перед ареной закрыта из-за требований МВД. Шатёр появился уже после запрета полиции. Вы немного спутали причину и следствие. Шатра дам давно уже нет, а паркинг перед ареной всё равно закрыт, обратите внимание. Почти всегда есть места на крытой парковке. Ставили машину перед матчем с "Салаватом" где-то за 10 минут до игры. Никаких проблем не возникло. Если, конечно, небольшие сложности с выездом, клубу стоит внимательнее продумать систему распределения потока автомобилей после матча, кажется, что этой проблемой мало кто озабочен сейчас. Но и те 15-20 минут, которые нужны для выезда, всё-так не критичны.

    • Анонимно
      20.12.2017 11:44

      По поводу парковки ТНА самый удобный спортивный объект в Казани как мне кажется, никогда проблем не возникало.

  • Анонимно
    20.12.2017 11:01

    Семейный сектор нужен на ТНА

  • Анонимно
    20.12.2017 11:10

    хожу на рубин за 50 руб и это нормально

  • Анонимно
    20.12.2017 11:24

    Насчёт мата. Я была приятно удивлена, что болелы практически без него обходятся. Всей семьёй, вчетвером ходим, все хорошо. Правда, на центральные места берём, может на боковых люди более темпераментные))

    • Анонимно
      20.12.2017 12:07

      Я перестал брать на центральные, беру либо 12, либо 4, там драйва больше. В центре пафос, понты и уныние

  • Анонимно
    20.12.2017 12:14

    Хожу на хоккей только по акции, когда на АЗС раздают попутно или ещё как, ну или абонемент на прокат дают, а так дороговато. По еде и напиткам есть вопросы, но все гораздо лучше чем у рубина.
    Ещё хотелось бы возрождения регбийной команды и проведения матчей хотя бы на центральном, очень зрелищный вид спорта и как ни странно более семейный чем хоккей и футбол

  • Анонимно
    20.12.2017 13:04

    Где это в нижнекамске парковка 50р? у Ледового вообще нет платной парковки на сколько знаю

  • Анонимно
    20.12.2017 15:22

    Давно такого интересного про спорт не было

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль