Бизнес 
25.12.2017

Равиля Шайдуллина, ООО «Ностальгия»: «Метшин с Халиковым стояли в очереди за моей пиццей»

Владелица легендарной пиццерии на «Черном озере» об «убитой» татарской кулинарии, лихих 90-х и полусотне родственников в бизнесе

«Пиццерию я выкупала трижды. Сначала у бандитов, потом у государства, в третий раз снова у криминалитета. А что было делать?» — откровенно говорит Равиля Шайдуллина, собственница пиццерии на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторанов «Дворянское гнездо» и «Ностальгия». О том, как девушка из Тюлячей, не зная русского языка, покоряла Казань, о неизменном за 32 года рецепте, который критиковал Джузеппе Спарта, о своих книгах и фильме она рассказала «БИЗНЕС Online».

Равиля Шайдуллина: «Поэты, приезжая в нашу деревню, читали мои стихи. Советовали: «Тебе обязательно надо продолжать писать». А я стала поваром» Равиля Шайдуллина: «Поэты, приезжая в нашу деревню, читали мои стихи, советовали: «Тебе обязательно надо продолжать писать». А я стала поваром» Фото: Ирина Ерохина

«ПОСМОТРИТЕ, КАКАЯ ТАЛАНТЛИВАЯ ДЕВОЧКА...»

— Равиля Шамиловна, вы владеете рядом заведений общепита в Казани. Как вам удалось построить столь успешный бизнес?

— Я приехала в Казань в 15 лет — доучиваться. В нашей деревенской школе ведь было всего 8 классов. И мама, и папа советовали мне продолжить учебу за 8 километров в деревне кряшен Янцевары: туда надо было идти пешком и в дождь, и в снег. Но я поступила по-своему. Разбила копилку-кошечку, куда бросала мелочь: набралось 5 с чем-то рублей. Даже не заворачивая, положила вещи в сетку, и мы с подругой на молоковозе доехали до станции. Но оказалось, что в Казани в 9-й класс без прописки не берут. И вот жить мне негде, есть нечего. Смотрю: на улице Татарстан, напротив татарского театра, кулинарное училище. Тогда еще, если помните, была популярна юмореска Хазанова про кулинарный техникум. И я решила поступить учиться на повара, хотя русский язык для меня тогда был как английский.

Как сейчас помню, пришла в приемную комиссию и спрашиваю: «Куда поставить документы?» А мне в ответ: «Ставят бутылку, а документы кладут». 

Узнав о моем выборе, мама плакала. Директор школы в сердцах сказал ей: «Когда я буду ездить в Казань, твоя дочь будет убирать за мной со стола». Видимо, профессия кулинара в его представлении была сродни работе официантки...

Мне все же хотелось закончить школу вместе с одноклассниками — ради этого я пошла в вечернюю школу. Там велели принести разрешение из училища, а мне его не дают. Но я все равно каждый день продолжала ходить в школу, хотя уроки у меня не спрашивали, оценки не ставили: меня же нет (улыбается). Многие из тех, кому было позволено учиться, школу уже бросили, а я все хожу. Под Новый год мы писали сочинение. Я исписала всю тетрадку в 12 листов и со слезами на глазах сдала учителю. У меня получился целый рассказ, смысл которого сводился к следующему: «Я хочу учиться. Почему вы не даете мне это сделать?» Мой крик души возымел действие. Директор школы сам получил в администрации училища разрешение на мою учебу.  

. . Фото: Ирина Ерохина

— То есть вы взяли упорством?

— Да. А мое сочинение потом читали во всех классах: «Посмотрите, какая талантливая девочка».

— Училище дало вам хорошую базу?

— Очень. Ныне такого образования не получишь нигде. Я и сейчас помню лица всех преподавателей. Хотя, конечно, боялась их, потому что плохо знала русский язык. Разного рода конфузы из-за этого случались не раз. Однажды, отвечая на уроке, я допустила грубую ошибку в произношении, и девочки стали надо мной смеяться. Педагог по оборудованию, кстати, русский, встал на мою защиту. Зато с татарским у меня не было проблем. Этот учитель во время войны был в плену и рассказывал нам об издевательствах фашистов. Я настолько этим впечатлилась, что написала рассказ. Его даже напечатали. Вообще, я начала писать еще в 1-м классе...

У нас в группе были в основном городские девчата. Они одевались соответствующе. А я приехала из колхоза, одежонка у меня была так себе. Хотя мои родители и были учителями — так сказать, сельская интеллигенция — нас в семье было пятеро детей.  

Отец у меня фронтовик. Он служил в армии, когда грянула война. По ее окончании их заставили еще два года дослужить. Поэтому папа вернулся только в 1947 году: его не было дома целых 7 лет! А потом у него нашли болезнь туберкулему, при которой запрещено работать с детьми (только через 20 лет мы узнали, что диагноз был поставлен ошибочно). Мама вынуждена была одна тянуть пятерых детей. Приехав в Казань, я стеснялась своих рук: они у меня были разработанные, как у мужика. Я уже в 1-м классе мыла дома полы — я же была в семье старшей девочкой. А потом и сорняки полола, и корову доила...

«У меня пицца такая сочная, что из нее аж течет» «У меня пицца такая сочная, что из нее аж течет» Фото: Ирина Ерохина

«У МАМЫ КОРОВА ЕСТЬ? ПРОДАШЬ И ЗАПЛАТИШЬ»

— Кулинарное училище и дало вам путевку в жизнь?  

— Да. По его окончании меня поставили бригадиром в столовую Льнокомбината, потом заведующей производством пищекомбината КАИ на улице Товарищеской. Мне шел 20-й год, когда Халим Салимгараевич Гараев, заведовавший всеми точками общепита в Вахитовском районе, пригласил меня к себе: «Ты должна открывать пищекомбинат». Я засомневалась (большое предприятие, три десятка человек в подчинении): «Не смогу. Будет недостача, как я ее покрою?!» А он то ли в шутку, то ли всерьез говорит: «У мамы корова есть?» «Есть». «Ну вот продашь и заплатишь». Я так испугалась.

— Рассказывают, что опытные сотрудники могли приворовывать, а недостачу потом свалить на новичка.

— Всякое бывало. Например, получаешь ты по разнарядке гнилой товар — списать ничего нельзя. А проверяющих уйма: народный контроль, ОБХСС и т. д. Одни ушли — другие на пороге.     

— И жестко ищут недочеты?

— У кого как (смеется). Надо было уметь выстраивать отношения. Это хорошая школа.

— Недавно по телевидению показывали фильм про московскую гостиницу «Россия», где в том числе живописали, как в те годы проходили проверки.

— Я этот фильм даже смотреть не смогла, настолько он задел меня за живое. Я через все это прошла... После пищекомбината я работала в чебуречной на улице Островского напротив Татвоенкомата. Она была очень популярна. Когда в военкомате шел призыв, мы продавали по 5 тысяч чебуреков в день...

— В итоге вы пришли к собственному бизнесу?

— Пиццерия на «Черном озере» проработала всего полгода с момента открытия, как меня назначили ее директором. Они продавали всего несколько листов пиццы, хотя она уже более-менее стала пользоваться спросом. В 90-е годы я одной из первых выкупила здание пиццерии в собственность. Работаю здесь уже больше 30 лет.

— А недалеко пиццерию открыл настоящий итальянец...

— Джузеппе Спарта приходил ко мне еще до начала работы своего предприятия. Наша пиццерия к тому времени уже стала настолько популярной, что очередь за пиццей выстраивалась на улице. Привел итальянца директор «Дома чая» Хамат Валиевич Каримов и говорит: «Посмотрите, что мы сделали с вашей пиццей (так как нам более привычна пышная татарская выпечка, мы объединили традиционную итальянскую пиццу кальцоне с нашим элешем)». Тот, не буду скрывать, отозвался нелестно, так что я даже на него обиделась. В тот день, когда открылась пиццерия «Джузеппе», у меня в кафе стало пустынно. Я собрала работников: «К нам приехала сама Италия. Надо менять концепцию».

.
Фото: Ирина Ерохина

— Почему, на ваш взгляд, Джузеппе прогорел, а вы остались на плаву?

— Наверно, во-первых, свою роль сыграла ценовая политика. К тому же в основе их пиццы — жесткая лепешка, а у меня она такая сочная, что из нее аж течет. Открытая пицца тогда стоила 83 копейки, закрытая — 99 копеек. Одну съешь — и целый день сыт. В ней и сегодня ничего не изменилось, хотя кто-то и утверждает, что она стала поменьше. Я наизусть помню ее вес: 260 граммов. Страшно сказать: в нашей пицце ничего не меняется вот уже 32 года. Никакой химии я не позволяю: студенты — это же чьи-то дети, а они должны быть здоровыми...

Лет 10 назад я с внуком поехала отдыхать в Дубай. На экскурсии в Сахаре мы катались по песчаным дюнам, и я взмолилась: «Кара әле! Наверно, я приехала сюда за смертью». Нас аж качало, когда мы вышли из автомобиля. Семейная пара с двумя мальчиками, которые были вместе с нами на экскурсии, по-татарски меня спрашивают: «Вы случаем не из Казани?» Говорю: «Оттуда». Они рассказали, что бывают в нашем городе: «Там в одном кафе готовят нечто вроде пиццы. Такую вкусную в Москве не найти. Мы всегда везем ее в качестве гостинца домой». Говорю: «Она же невкусная, когда холодная. Я, кстати, заведую этой пиццерией. Они потом лет 10 приезжали к нам в гости.

Знаю, что даже руководители регионов, бывая в Казани, не обходят стороной мою пиццерию. Точнее, сами заходить стесняются, посылают водителей. Кстати, пиццу мы уже лет 5 как доставляем.  

— Вы ввели это в пику пришедшим в наш город федеральным сетям?

— Нет. Все ради людей: мы стали делать это для тех, кто не может прийти сам...

«Кстати, мой внук Мурат уже года в четыре заявил, что будет сеф-повалом» «Кстати, мой внук Мурат уже года в четыре заявил, что будет «сеф-повалом» Фото из семейного архива Равили Шайдуллиной

«ХОЧУ ПЕРЕДАТЬ ВАМ БЛАГОДАРНОСТЬ ОТ МУЖА»

— Вы и мужа нашли в Казани?

— Нет, в соседней деревне. Когда я училась в пединституте, была там на практике — учила детей татарскому языку. Днем были занятия, а вечером я одному ученику даю задание принести картофель, другому — мясо, третьему — лук. В деревне ведь никто не готовил блюда сложной рецептуры. Я их до 10 часов вечера учила это делать, и мы в результате накрывали шикарный стол.  

— Получается, вы днем были педагогом, а вечером — кулинаром?

— Да. Года два назад, когда я поехала на Сабантуй в деревню, ко мне подошла женщина лет за 50. Говорит: «Апа, хочу передать вам благодарность от мужа. Он обалдевал от тех кушаний, которые я готовила. Все спрашивал: „Кто тебя научил?“». Это одна из тех девочек, которых я в те далекие годы обучала готовить...

Когда я была на практике, мой будущий муж, а он работал в Зеленодольске, как раз приехал в отпуск. Видный был парень, занимался борьбой. У него, кажется, и девушка была. Прошу прощения, если я его отбила. Я познакомилась с ним в клубе на танцах. Влюбилась, через год мы поженились. На свет появился сначала сын, потом дочь. А ведь я планировала выйти замуж за другого. Мой парень должен был вернуться из армии. Он, кстати, стал потом генералом.

— Не жалеете, что бросили его? Сейчас были бы генеральшей.

— Тогда бы пришлось сидеть дома, а я человек деятельный. К тому же я себя нашла... Иногда можно и не ходить на работу, но мне дома скучно. Сейчас вот мы взялись ездить по деревням с показом фильма. Казалось бы, в мои-то годы мне это нужно?

.
Фото: Ирина Ерохина

«ПИЦЦЕРИЮ МНЕ ПРИШЛОСЬ ВЫКУПАТЬ ТРИЖДЫ»

— Когда вы испытывали самые большие трудности?

— В те же 90-е, когда пиццерию у меня захотели отобрать бандиты. Детей, а они у меня были еще маленькие, я спрятала, потому что мне угрожали: «Убьем». Муж был категоричен: «Уходи! Из-за бизнеса себя погубишь».

— И как же вы разрешили эту проблему?

— Сначала мне казалось, что она рассосалась сама собой. Позже я узнала, что это было связано с противоборством криминальных группировок. Исход дела решило то, что ОПГ, которая, как было принято говорить, «контролировала» нашу территорию, возглавлял вор в законе. Вообще эту пиццерию я выкупала трижды. Сначала у бандитов, потом у государства и в третий раз снова у криминалитета. А что было делать?  

«У меня поставлено четко: пусть не будет хлеба, но сначала я заплачу налоги, выдам зарплату, рассчитаюсь с поставщиками» «У меня поставлено четко: пусть не будет хлеба, но сначала я заплачу налоги, выдам зарплату, рассчитаюсь с поставщиками» Фото: Ирина Ерохина

— Где вы берете кадры?

— Были моменты, когда у меня работали 50 родственников. Главным бухгалтером уже много лет трудится сестра, которую я нянчила.

— Выходит, не зря нянчили?

— Да. Она появилась на свет, когда мне было 5 лет, через три года родился братишка. Помню, он всегда плакал. Я его одевала, сажала в арбу и, чтобы не было слышно воплей, что есть мочи бегала с ней по неровной деревенской дороге. У него глаза, что называется, по пять копеек. Или, чтобы утихомирить его, колотила ложкой по железной миске. Он сейчас порой шутя упрекает: «Я нервный из-за того, что ты меня так жестко воспитывала». И мы, вспоминая то время, вместе смеемся.

.
Фото: Ирина Ерохина

Вообще я отношусь к подчиненным как мама. Во-первых, потому что многие из них мои родственники. А во-вторых, мне уже много лет. Я чувствую ответственность не только за них, но и за их детей. Бывает, они просят: «Равиля апа, кредит горит — помоги», — и я выплачиваю зарплату за месяц вперед.

— Супруг вам в бизнесе не помогает?

— Мы немного поработали вместе.  Но с мужем разве можно работать? Сейчас ему, как и мне, 68 лет, у него больные ноги. И потом домом же кому-то надо заниматься. Тем более что у нас их два, они расположены рядом. Мы живем в одном из поселков в черте Казани. Я не могу жить в городских квартирах — там душно. А в частном секторе благодать: соловьи поют, петухи кричат. Держим кур, выращивает огурцы и помидоры, а летом перебираемся в деревню. В Тюлячах тоже построили дом, кроме того, отремонтировали еще и мамин. У нас там родовое гнездо, где мы собираемся все вместе.

«Последняя моя книга «Ялантауга ай кунган», а в ней ожили все деревенские персонажи, стала очень популярной. Минтимер Шарипович мне даже благодарность написал» «Последняя моя книга — «Ялантауга ай кунган», а в ней ожили все деревенские персонажи, стала очень популярной. Минтимер Шарипович мне даже благодарность написал» Фото: Ирина Ерохина

«ПЕРВЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ СТАЛИ БОЛЬШИМИ ЛЮДЬМИ»

— Полку ваших заведений с тех пор прибыло.

— Да, сейчас у меня в одном месте четыре точки: уже известная всем пиццерия, ресторан «Дворянское гнездо», кафе «Кукан» и внизу в подвале я открыла еще один ресторан. Этот подвал я обнаружила, когда выкупила пиццерию. Мы вывезли из него 250 «КАМАЗов» мусора, я вбухала уйму денег в ремонт. Почему я назвала свой ресторан «Ностальгией»? Потому что первые его посетители стали большими людьми. Мэр Ильсур Метшин, вспоминая годы учебы в университете, мне признался: «Я 5 лет стоял в очереди в вашей пиццерии». Как и Ильдар Халиков, и глава Тюлячей...

— Все ваши заведения находятся в центре города. Поток клиентов обеспечен?

— Одним только расположением ничего не решить. Для успеха должны совпасть три составляющих: цена — место — качество. У меня есть еще кафе «Каенлык» в Дербышках в тысячу квадратных метров. Между прочим, некогда центральное заведение общепита этого поселка. Я оборудовала там мини-пекарню и мучной цех. Они в день расходовали 650 килограммов муки. Мы открыли также торговые точки, где продавали выпечку. Но в один прекрасный день напротив кафе возникли три павильона, из-за которых его стало не видно, и «Каенлык» стал убыточным.

«Я уже лет 15 читаю намаз. Хочется уйти в мир иной безгрешной» «Я уже лет 15 читаю намаз — хочется уйти в мир иной безгрешной» Фото из семейного архива Равили Шайдуллиной

В результате я вынуждена была отдать его в аренду: с глаз долой, а 50 высококлассных специалистов фактически пришлось выбросить на улицу. Я так тогда переживала, что даже ночами не спала. Я же многих привезла из деревень. Вообще самые хорошие специалисты — это те, которых мы обучили сами...

— Трудоустроить в другие свои заведения вы их не могли?

— А у меня все рабочие места заняты, и тоже классными поварами. Некоторые работают в моих заведениях по 30 лет. Мы уже стали как одна семья.

— Вы обращались во властные структуры за помощью?

— Куда я только ни писала: «Вы убиваете мой бизнес». Абсолютно никто не помог.

«Меня иногда упрекают: «Сейчас такие роскошные рестораны абсолютно ни к чему». Я в таких случаях говорю: «Жизнь стала серой. Должна же где-то быть красота» «Меня иногда упрекают: «Сейчас такие роскошные рестораны абсолютно ни к чему». Я в таких случаях говорю: «Жизнь стала серой. Должна же где-то быть красота» Фото: Ирина Ерохина

«ТАТАРСКИЕ БЛЮДА НАДО ДОНЕСТИ В ПЕРВОЗДАННОМ ВИДЕ ДО СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

— Рынок общепита в последние годы менялся: появлялось много разных новых заведений. Конкуренция усилилась? 

— Я этого не боюсь. Здоровая конкуренция должна быть. Многих из нынешних активных участников этого рынка я знаю, например, Зуфара Гаязова. Он работал с моим мужем в ресторане [«Нарат»] на озере Лебяжьем, который недавно сожгли в очередной раз. Его, кстати, построил мой двоюродный брат, с которым мы вместе выросли. В его оформлении даже были использованы камни из нашей родной деревни Алан. Брат был директором всех столовых Московского и Кировского районов. Еще одна моя сестра 55 лет заведовала всеми столовыми КАИ и энергоинститута.  Вообще у нас в родне четверо мастеров-поваров России. Кстати, мой внук Мурат уже года в четыре заявил, что будет «сеф-повалом» (улыбается).

— Можно сказать, кулинария — ваш семейный конек. Дома в праздники вы не пытаетесь перещеголять друг друга в приготовлении всевозможных яств?

— Нет, мы к этому относимся спокойно... Мы все как-то поднялись. Один мой брат — заслуженный работник торговли России, второй — заслуженный работник химической отрасли России, а родной старший брат долгое время работал директором завода «Тасма».

«Самые хорошие специалисты — это те, которых мы обучили сами...» «Самые хорошие специалисты — это те, которых мы обучили сами...» Фото: Ирина Ерохина

— На ваш взгляд, чего не хватает общепиту Казани?

— Я считаю, в Казани надо построить такое заведение общепита, чтобы все приезжающие туристы могли отведать там блюда самобытной татарской кухни. Дом татарской кулинарии сейчас перестал быть таковым. От него осталось одно название. Когда там работал Юнус Ахметзянов, а я отчасти его ученица, все было иначе. Там, например, очень хорошо делали и лапшу, и эчпочмаки. Но все это кончилось после того, как он ушел в мир иной. У татар есть свои культура и литература, богатый язык, а вот татарскую культуру питания мы убили.

— Почему, на ваш взгляд, так произошло?

— В 90-е годы о ней просто позабыли, а сейчас стали портить. Например, добавляют кыстыбыю какой-то хвост или придумали ноу-хау: кладут в губадию кекс. Ну и что это? Традиционные татарские блюда надо донести в первозданном виде до следующего поколения, а оно должно нести их дальше. Если же мы будем так экспериментировать, от татарской кухни ничего не останется.

«Наверное, с моим состоянием души я не должна была работать в торговле…» «Наверное, с моим состоянием души я не должна была работать в торговле…» Фото: Ирина Ерохина

— Почему вы с вашим богатым опытом не возьметесь за этот проект?

— Мне уже много лет, а у детей свои взгляды на жизнь. По сути, это их бизнес. Вообще, дети у меня замечательные, не пьют и не курят. В детстве я никогда не баловала их деньгами. Видимо, поэтому они выросли совсем не заносчивыми и по дому всегда все делали сами. Бывало, оставлю им 10 рублей, наказав, что необходимо купить. А они, исполнив все поручения, умудрялись еще и сэкономить деньги — и не оттого,  что у нас их не было. Сейчас они тоже стараются моим внукам не давать лишних карманных денег. Кстати, и у дочки, и у зятя, и у снохи финансовое образование.

— Тем не менее за финансы отвечаете именно вы.

— Да. Но я никогда ни за кем не слежу, хотя камеры у нас, конечно, установлены. Я в денежных вопросах привыкла верить на слово.

«Для успеха должны совпасть три составляющих: цена-место-качество» «Для успеха должны совпасть три составляющих: цена — место — качество» Фото: Ирина Ерохина

— Никто не злоупотребляет доверием?

— Из родных — нет. А вот со знакомой такое однажды было. Я устроила к себе работать женщину, ставшую вдовой. В Казани ей было негде жить. Помогла ей выкупить в малосемейке комнату, поставила бригадиром в пиццерию. Смотрю: почти год пиццерия не приносит доход. Думаю: «Видимо, виной всему кризис». Но правда все равно открылась. Оказывается, работавшие в пиццерии сговорились и каждый день забирали себе по 7 - 8 тысяч рублей: часть заказов просто не проводили через кассу.

Какой была реакция вашей знакомой, когда обман раскрылся?

— Она просила прощения. Говорила мне: «Забери квартиру», — имея в виду, что она купила ее на мои деньги.

— Вы приняли эту компенсацию?

— Нет, конечно. Но украли они много.

— И как вы поступили?

— Всех уволила.

— Вы сильная женщина?

— Я боюсь только одного — Бога.

«Некогда мама (на фото), узнав о моем выборе, плакала. Директор школы в сердцах сказал ей: «Когда я буду ездить в Казань, твоя дочь будет убирать за мной со стола» «Некогда мама (на фото), узнав о моем выборе, плакала. Директор школы в сердцах сказал ей: «Когда я буду ездить в Казань, твоя дочь будет убирать за мной со стола» Фото из семейного архива Равили Шайдуллиной

«СМОТРИТЕ, ДВА КУКАНА ПЛАЧУТ!»

— У вас разноплановые заведения: пиццерия, ресторан, уличное кафе.

— Посетители очень любят уличное кафе «Кукан», хотя водку там не продают. Я как верующий человек не разрешаю делать харам. У меня семеро внуков, и я уже лет 15 читаю намаз — хочется уйти в мир иной безгрешной. Мы и так наделали много грехов: работая в этой сфере в советское время, нельзя было не запачкаться. Каюсь, в ресторане «Дворянское гнездо» спиртное есть, потому что там проходят банкеты. Некоторые приходят сюда уже по 15 раз — так нравится наша кухня. Я заплатила бешеные деньги за то, чтобы мой шеф-повар выучился у французского мастера в Москве. 

— Это того стоило?

— Еще как стоило. Сейчас это общий шеф-повар на все четыре заведения... А каждую среду мы проводим в этом банкетном зале поэтические вечера. В них участвуют и татары, и русские. Здесь очень уютно. Создавать интерьер мне помогала дизайнерская компания, но я и сама приложила руку. Меня иногда упрекают: «Сейчас такие роскошные рестораны абсолютно ни к чему». Я в таких случаях говорю: «Жизнь стала серой. Должна же где-то быть красота». А вот по поводу «Кукана» дети меня ругают: «Снеси ты эту конюшню».

«В нашей пицце ничего не меняется вот уже 32 года» «В нашей пицце ничего не меняется вот уже 32 года» Фото: Ирина Ерохина

— Зачем, если оно востребовано? И потом какая же это конюшня?

— Оно действительно стилизовано под конюшню. С этим названием связана семейная история. Брат моего отца был очень большим человеком в Коканде. Его впоследствии убили басмачи. Когда мой дед туда ездил, он подарил ему арабского скакуна — невиданное для деревни дело. Коню дали имя Коканд. Но кто в деревне выговорит это название? И он стал Куканом.

Скакун был первым на всех скачках, но в коллективизацию его отобрали и стали на нем пахать. Дед шел на поле, обнимал Коканда и рыдал. Плакал и конь. При виде этого пахарь как-то воскликнул: «Смотрите, два Кукана плачут». С тех пор деда так и прозвали. Потом Куканом стал мой отец и все мы, включая моих детей. У нас красивая фамилия — Муратовы. Но вместо этого про нас говорили: «Вон Куканы идут». Мне так обидно было это слышать. Именно поэтому я поставила тут это кафе и назвала его «Кукан»...

«А вот по поводу «Кукана» дети меня ругают: «Снеси ты эту конюшню» «А вот по поводу «Кукана» дети меня ругают: «Снеси ты эту конюшню» Фото: Ирина Ерохина

Всех моих дедушек сослали в Сибирь, потому что они якобы были кулаками. Пострадала даже семья папиной сестры. Причем ее сослали в Сибирь на той же неделе, когда ее брата убили басмачи. Вот уж ирония судьбы: он погиб за советскую власть, а ее эта самая власть репрессировала. 

Причем тетя была беременна. Своей 15-летней дочке красавице родные подсказали: «Кызым, беги ночью (днем-то их караулили) в деревню Ключищи. И не бойся, что дорога проходит мимо леса. Волки тебя не съедят, а вот двуногие животные могут изнасиловать». Но эту девушку потом все-таки осквернили... Местные жители пытались за них заступиться: «Не дадим. Это учитель (муж тети преподавал в медресе), он учит наших детей». Но приехали конные казаки и избили их нагайками. Бабушка закрыла своим телом дочь, чтобы ее спасти. Она пришла в себя после избиения только через неделю и поехала на похороны сына. На фотографии видно, что у его могилы выстроился почетный караул... 

Роман «Монолог старой черемухи», в котором нашли отражение все эти события, я сейчас переписываю заново. Первая рукопись у меня появилась еще 15 лет назад. Пишу и плачу. Наверно, с моим состоянием души я не должна была работать в торговле...

«Создавать интерьер мне помогала дизайнерская компания, но я и сама приложила руку» «Создавать интерьер мне помогала дизайнерская компания, но я и сама приложила руку» Фото: Ирина Ерохина

«ЛЮДИ ЕЛИ, ЕДЯТ И БУДУТ ЕСТЬ»

— Вы никогда не сомневались, что правильно выбрали профессию?

— Поэты, приезжая в нашу деревню, читали мои стихи, советовали: «Тебе обязательно надо продолжать писать». А я стала поваром. Затем, окончив вечернюю школу, поступила в пединститут на факультет татарской филологии, параллельно работала. Когда пришло время получать диплом, размышляла: уходить мне из общепита или нет? Спросила совета у профессора Рустама Мурсалимова, чьим мнением дорожила, а он говорит: «Люди ели, едят и будут есть». И я осталась работать на своем месте.

Вообще я с малых лет готовила дома: мама же все время находилась в школе. Тогда, помню, еще был керогаз, который извергал огонь как вулкан. До сих пор удивляюсь, как меня, 8-летнюю девочку, одну оставляли готовить на нем еду. Я оканчивала 7-й класс, когда у нас построили пионерский лагерь. Отец мне говорит: «Кызым, ты уже большая. Иди работать помощником повара». Никогда не забуду: от подножья родника к тропинке вели 100 ступенек. И я на коромысле таскала оттуда по 19 - 20 ведер воды в день, не считая готовки...    

Лет 10 назад я поехала в Германию с одним из внуков. Остановились у знакомых. Глава семьи — немец, а его жена родом из Казани. Но за 20 лет жизни там она, видимо, разучилась готовить. Они перекусывают в основном бутербродами с сыром и колбасой. При этом она мне рассказывает: «У нас у 30 процентов людей гриб (кандидоз — прим. ред.) растет в желудке». Говорю: «Будете так питаться, у вас еще и дуб вырастет» (смеется).

«Как сейчас помню, пришла в приемную комиссию и спрашиваю: «Куда поставить документы?» «Как сейчас помню, пришла в приемную комиссию и спрашиваю: «Куда поставить документы?» Фото: Ирина Ерохина

Мы с внуком привыкли, что горячая пища обязательна. Я дала хозяйке 500 евро и попросила: «Принеси мне курицу-несушку, муку». Они-то используют для приготовления замороженные полуфабрикаты.  Хозяйка мне внушает: «У нас суп не кушают». Говорю ей: «Хоть внука покормлю». Приготовила домашнюю лапшу, наделала котлет, эчпочмаков, напекла блинов. Приходит ее муж с работы: «Что-то у нас дома необычно пахнет». В результате и мама с дочкой отведали моего супа, и хозяин дома съел одну тарелку и тянется за второй. В конце концов ее Микаил мне даже предложил: «Не хотите остаться у нас готовить?» Я тактично отказалась, не вдаваясь в подробности, что в России у меня успешный бизнес.

— Но писать-то вы не перестали?

— Нет, конечно. Иногда сяду и пишу часов 10 подряд. Смотрю: за окном уже наступило утро... У многих архив хранится в папках, а у меня записей скопился целый мешок. Я начала их вытаскивать и публиковать. Сейчас у меня вышла уже восьмая книга. Мои произведения, а я пишу, конечно же, на татарском, в Америке переводят на русский язык.

«Сейчас у меня в одном месте четыре точки: уже известная всем «Пиццерия», ресторан «Дворянское гнездо», кафе «Кукан» и внизу в подвале я открыла еще один ресторан» «Сейчас у меня в одном месте четыре точки: уже известная всем пиццерия, ресторан «Дворянское гнездо», кафе «Кукан» и внизу в подвале я открыла еще один ресторан» Фото: Ирина Ерохина

— Почему именно там? В Татарстане нет переводчиков?

— Просто Сурайя Гайнуллина, которая преподает медицину в университете в Нью-Йорке, полюбила мой стиль. Прочитав одну из книг, она предложила перевести ее на русский и с тех пор переводит все мои произведения бесплатно. Я только рада. Ведь их в том числе хотят читать татары, которые плохо владеют татарским языком. Кстати, последняя моя книга «Ялантауга ай кунган» стала очень популярной. В ней ожили все деревенские персонажи. Люди действительно себя узнают. И Лысая гора у нас в Алане есть на самом деле.  Минтимер Шарипович, которому я ее выслала, мне даже благодарность написал.

— Это не документалистика?

— Нет, художественное произведение. А по другой моей книге «Уксезлэр» («Сирота») режиссер Нурания Замали сняла нравственно-поучительный фильм. Он о том, как 6-летняя девочка осталась без матери, а ее отец женился на женщине с двумя дочерьми. Мачеха сильно обижала сироту. Мне рассказывали, что этот случай имел место в Буинске лет 20 назад.

— Это нечто вроде истории Золушки?

— Именно. Эта девочка умирает в собачьей будке. Но я посчитала, что героиню нельзя убивать. Она выживет. Фильм получился трогательным, берущим за душу. Мне показалось, что когда люди его смотрят, то даже не дышат. Мы уже четыре раза показали его в Москве: в доме Асадуллаевых (татарский культурный центр —  прим. ред.), а потом в центре татарской молодежи на Патриарших прудах. Я думала, молодые люди останутся равнодушными. Но сижу на последнем ряду, смотрю: плачут. Затем были города Пушкин и Щелково. Нас даже домой не отпускали. А тут мы поехали в Аксубаево, в Тюлячи и дальше: везде бесплатно демонстрируем этот фильм. Мне муж в шутку говорит: «Ты что, уже стала киномехаником?» Нас очень ждут еще и американские татары. Готовы оплатить дорогу, лишь бы мы приехали. 

///Фото: Ирина Ерохина
Фото: Ирина Ерохина

«ПУСТЬ НЕ БУДЕТ ХЛЕБА, НО СНАЧАЛА Я ЗАПЛАЧУ НАЛОГИ»

— У вас есть еще какие-то увлечения?

— Я побывала в стольких странах, что не счесть. Путешествую уже лет 10. Начала познавать мир с Англии, Европу уже точно всю объездила. Очень понравилось в Черногории — там необычайно красивая природа, в Сингапуре и Швейцарии... Иностранных языков я не знаю, везде разговариваю на татарском и помогаю себе объясниться жестами. 

— Сейчас, кстати, в Татарстане обострилась проблема изучения татарского языка...

— Внуки у меня татарский знают хорошо — он же их родной. Во-вторых, его знать выгодно: можно общаться с узбеками, казахами, турками, чувашами... Я считаю, русским тоже надо его изучать. Будучи преподавателем татарского языка (это моя специальность), прихожу вечером домой и готовлю всем внукам уроки. Мне названивают по этому поводу и соседи, и знакомые — хоть телефон отключай. Поверьте, разобраться очень непросто. Бывает, что я вынуждена бываю обратиться к своим институтским педагогам. Ну куда это годится? Для обучения татарскому нужны другие методики.

— И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: ваши три секрета успешного бизнеса?

— Во-первых, надо работать не 24 часа в сутки, а 28. Даже когда я сплю, у меня в голове прокручивается завтрашний план действий. Кроме того, у меня поставлено четко: пусть не будет хлеба, но сначала я заплачу налоги, выдам зарплату, рассчитаюсь с поставщиками. На чем спотыкаются многие заведения общепита? Приходит в бизнес молодежь. Как только у них появляются деньги, они тут же покупают крутые квартиры и машины, а в развитие дела деньги не вкладывают. А мы иномарку-то купили, наверно, только лет 12 назад — ездили на «Ниве». Бывало, братья и сестры приезжают на больших дорогих машинах, а мы по-прежнему на нашем видавшем виды внедорожнике без кондиционера. Муж все отшучивался: «Я поддерживаю отечественного производителя».

«Я не могу жить в городских квартирах — там душно. А в частном секторе благодать: соловьи поют, петухи кричат»Фото из семейного архива Равили Шайдуллиной

Покупать автомобили и квартиры нужно, но сначала надо поднять бизнес и обязательно иметь какой-то стабилизационный фонд. В такие, как ныне, кризисные времена это просто необходимо. Когда случился черный вторник, у меня было 40 миллионов сбережений. Не в банке, нет: я закопала их тогда под яблоней. Продукты для пиццы четырежды поднимались в цене, и я за два месяца «съела» эти миллионы — стоимость самой пиццы оставила прежней. Сестры из бухгалтерии были в шоке: «Апа, что ты делаешь?!» Говорю: «Постойте». Выждала, пока пиццерия набрала клиентуру, а потом потихоньку стала поднимать цену и в течение двух-трех месяцев эти деньги отбила. Одним словом, должно быть еще что-то. Наверно, чутье. Лично у меня сильно развита интуиция.

Визитная карточка компании

ООО «Ностальгия»

Год образования — 2002.

Направление — деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Учредители — Равиля Шамиловна Шайдуллина (100% УК).

Оборот — 50 млн рублей (2016).

Визитная карточка руководителя

Равиля Шамиловна Шайдуллина  генеральный директор.

Родилась 25 февраля 1949 года в деревне Алан Тюлячинского района ТАССР.

Окончила Казанское кулинарное училище (1966), Казанский государственный педагогический институт, факультет татарской филологии (1974).

Заслуженный работник торговли РТ, мастер-повар РФ.

Трудовая деятельность

1967 — суповик-бригадир столовой Льнокомбината.

1968 — завпроизводства столовой КАИ.

1980 — заведующая чебуречной.

1985 — директор кафе «Пиццерия».

2000 — директор столовой «Каенлык».

Семейное положение — замужем, двое детей, семеро внуков.


 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (194) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.12.2017 09:15

Эх. 90-е. Получали стипендию и, по традиции, непременно группой по закрытой в обед :)
Пицца хоть и не традиционная "кальцоне" была, но сытная и вкусная (а что студенту еще надо то :) ....

  • Анонимно
    25.12.2017 08:11

    Дворяне были бы в шоке от такого "гнезда"...
    Альфред Ш. (Кузайкино)

    • Анонимно
      25.12.2017 08:31

      Но пицца все-таки самая вкусная в Казани!

      • Анонимно
        25.12.2017 09:07

        Но не та, увы, не та!

        • Анонимно
          25.12.2017 09:56

          Пицца та , просто мы изменились. Тогда же не было другого.

          • Анонимно
            25.12.2017 10:43

            Пицца вкусная,но отличается от той.

            • Анонимно
              25.12.2017 14:11

              Даже и не знала про эту пиццу и пиццерию ))

            • Анонимно
              25.12.2017 19:35

              Да, отличается, это точно. Продукты, наверное, другие уже. Рецепт-то может быть прежним, но, например, сыр уже другой у производителя и т.д. И хозяйка права - холодная действительно не вкусная. Но горячая! Пальчики оближешь!

              • Анонимно
                25.12.2017 19:59

                20 лет назад пальмового масла ещё не завозили.

                • Анонимно
                  26.12.2017 22:59

                  Помню эту закрытую пиццу и стакан томатного. Вкус из студенческой жизни...
                  На днях зашёл, а продавщица говорит, что курица не Халяль в ней. Жаль, сделайте все в татарских традициях, пусть будет халяльной. Цена такая же, а потребительский круг шире. Хозяйке доброго здоровья и долгих лет.

                  • Анонимно
                    27.12.2017 17:16

                    Да ладно, придумали халяль... В советское время мы ели то, что достанем и никаких халялей не было. Эта мода из Арабских эмиратов пришла, а они трактуют как хотят. В наших традициях никогда не было халяль, я у бабушки еще много расспрашивал, она и революцию помнила.

                    • Анонимно
                      28.12.2017 03:31

                      Как раз наши бабушки и дедушки то и ели все по стандартам халяль, и кур не кормили ГМО-кукурузой. При этом и религию сохранили, и про рак не знали, а главное, культуру нашу, самобытность и традиции через века пронесли и сохранили. И язык свой не предавали. Спроси у бабушки, она подтвердит.

                      • Анонимно
                        28.12.2017 14:17

                        Наши пробабушки и продедушки не знал что такое РАК. Тогда вообще про РАК не знали! Когда мои умерли никто не мог сказать от чего, а вот сейчас по всем симптомам можно сказать что они умерли от рака.

              • Анонимно
                27.12.2017 17:07

                Р.Шамиловна!
                Метшин и Халиков стояли в очереди за Вашими пиццами, ну и что?
                Я, однажды, лет 20 тому назад в г.Москве кушал эту итальянскую пиццу и сказал больше не буду. Но Вашу попробую, наверно очень вкусно, если так пишите.

                • Анонимно
                  28.12.2017 11:56

                  Ну и то, что её пиццу все, кто в нашем городе жили и живут, пробовали и знают! :) Вкусная она!

      • Анонимно
        25.12.2017 09:15

        Эх. 90-е. Получали стипендию и, по традиции, непременно группой по закрытой в обед :)
        Пицца хоть и не традиционная "кальцоне" была, но сытная и вкусная (а что студенту еще надо то :) ....

      • Анонимно
        25.12.2017 09:48

        Так я сейчас яйца в начинке имеются. И раньше были ?

      • Анонимно
        27.12.2017 16:20

        Где это самая вкусная? Вы серьезно??

      • Анонимно
        28.12.2017 13:12

        написано хорошо, а вот фото печей действительно вызывают ностальгию по застою...

    • Чегеваркин
      25.12.2017 11:09

      Нет, не были бы, ты сам зайди, будешь в шоке точно.

    • Анонимно
      25.12.2017 17:03

      По тмтиви частенько крутят клипы татарских дискотек проходящих в крк Пирамида, так вот при выступлении одного печать или певицы на подтанцовке были полуголые девицы с конусами прикрывающими декольте.К концу песни из этих грудных конусов начали брызгать бенгальские огни. Тутанхамон наверное бы тысячу раз перевернулся в своем гробу узнав что творят татары в пирамиде, думал я, плеваясь в телевизор от увиденного. А вы тут про дворян...

      • Анонимно
        26.12.2017 20:55

        Тутанхамона похоронилив долине царей, а пирамиды перестали строить за 200 лет до него

    • Анонимно
      25.12.2017 17:46

      Кто работал в советском общепите и торговле видит фальш и лицемерие!

    • Анонимно
      26.12.2017 09:13

      Хазанова с кулинарным техникумом по телевизору впервые в 1975 году показали,а она в 1966 году кулинарное училище закончила...

      • Анонимно
        28.12.2017 11:58

        Могло что-то спутаться в памяти, ей же не 18 и она не про 2 года жизни рассказывает. Ничего страшного в этом нет :)

  • Буре
    25.12.2017 08:24

    Удивительная женщина
    Некрасовская
    И пицца знатная

  • Анонимно
    25.12.2017 08:26

    Вот это жизненный путь предпринимателя! Успехов и здоровья!Жаль нет сейчас таких целей у поколения!

    • Анонимно
      25.12.2017 16:35

      Брат был директором всех столовых Московского и Кировского районов. Еще одна моя сестра 55 лет заведовала всеми столовыми КАИ и энергоинститута. Вообще у нас в родне четверо мастеров-поваров России. Мы все как-то поднялись. Один мой брат — заслуженный работник торговли России, второй — заслуженный работник химической отрасли России, а родной старший брат долгое время работал директором завода «Тасма».

      Не пойму, это в Советское время так из деревни выбраться легко было или удащливая семья?

      • Анонимно
        25.12.2017 17:51

        Тетка сделала деньги на голодных студентах и призывниках.

        • Анонимно
          28.12.2017 12:00

          Она сделала деньги на труде своем. Просто в правильном русле трудилась! Вы хотели, чтобы она деньги из воздуха делала? :)))

      • Анонимно
        26.12.2017 08:04

        55 лет заведовала? Это нечто!

      • Анонимно
        27.12.2017 01:51

        Зависть сгноит вас изнутри. Талантливая и трудолюбивая семья, приложила усилия к своему счастью и делилась успехами с родственниками. Не чета большинству крикунов про "удащливых" Такие как вы проводили раскулачивания, коллективизации и этапирования ссыльных, потом сами же попадали под каток системы. Поделом.

  • Анонимно
    25.12.2017 08:42

    Статья интересная, мне аж вспомнилась столовая в 7 здании КАИ, особенно как лихо по линии раздачи в 2004 году бегали тараканы, как дальше там было не знаю.

    • Анонимно
      25.12.2017 09:06

      В 7-м ещё в 80-е была очень слабая столовая, с холодными макаронами. А в 5-м была, пожалуй, лучшая столовая среди всех вузом (в КГУ ещё примерно на таком уровне), да и не только среди вузов... Ещё в Доме Кекина нравилось обедать.

      • Анонимно
        25.12.2017 09:15

        Жалко, что в доме Кекина Тиньков закрылся, со всего города за пивом ездили.

      • Анонимно
        25.12.2017 10:52

        В доме Кекина было дорого и не вкусно ) Самый оптимальный вариант общепита в центре в те времена это ДТК, причём не только столовая, но и ресторан. Но полтора рубля можно было в ресторане отлично отобедать.
        Ещё была очень достойная блинная на остановке Лен. сад.

        • Оптимист
          25.12.2017 11:07

          Достойная)
          Застойная
          И пельменная на Павлюхина
          И раки по Кремлем

          • Анонимно
            25.12.2017 12:25

            И Тургай на Павлюхина...

            • Анонимно
              25.12.2017 13:38

              Тургай на Павлюхина можно назвать рыгаловкой.А вот пельменная на Павлюхина в те времена-люкс.

          • Анонимно
            25.12.2017 17:41


            точно. Пельменная на Павлюхина.

            • Анонимно
              26.12.2017 23:06

              Чего? Тургай - люкс? Там по лестнице подняться опохмелиться, ноги переломаешь! Самая вкусная столовая того времени-это радиоприборовская! 65 копеек за комплекс и пузо могло треснуть!
              Но я больше всего любил обкомовскую столовую 3-й наценочной категории, там за 65 копеек был комплексный обед, куда уже входила в стоимость шоколадка Рот-Фронт (45коп). Считай, за 20 копеек объедались. Ну и сейчас видимо не плохо кормят, судя по животам некоторых депутатов.

        • Оптимист
          25.12.2017 11:08

          Для студента почти все было достойным

          • Анонимно
            27.12.2017 17:44

            Особенно, человек кушает пиццу на 20 коп. и пузо депутата.

        • Анонимно
          25.12.2017 12:36

          Блинная да, но тоже недёшево. А в Доме Кекина какая запеканка была картофельная! Дороже, чем в студенческой, но ненамного. В конце 80-х было вкусно.

  • Анонимно
    25.12.2017 08:44

    Молодец. Помню как в середине восьмидесятых между парами успевали пиццу купить. Вкус был божественный. Сейчас тоже вкусно, но раз на раз приходится. Видимо бригады разные работают.

  • Анонимно
    25.12.2017 08:45

    и мы стояли в очереди за этой пиццей. Но сейчас нет, здоровье дороже)

    • Анонимно
      25.12.2017 09:46

      Дешёвые пиццерии используют сыр из заменителей молока по 200 рублей за кг в бруске цена оптового рынка, значит основной канал еще дешевле.
      Вкуснейшая пицца из дровяной печи и настоящего сыра только в двух местах одной сети. Ещё бы перешли на халяль. Цены бы им не было!

    • Анонимно
      25.12.2017 09:51

      Сейчас нет очереди, но и не пусто

  • Анонимно
    25.12.2017 08:52

    Приехав в казань в студенчестве, первым делом ехали туда за закрытой пиццей. Она была божественна!

    • Анонимно
      25.12.2017 09:04

      Открытая пицца тогда стоила 83 копейки, закрытая — 99 копеек.

      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/367973

      Насколько я помню, закрытая дешевле была.

      • Анонимно
        25.12.2017 10:46

        Нет. Закрытая всегда дороже была.

        • Анонимно
          25.12.2017 12:34

          Закрытая с курицей была, открытая с грибами. Точно помню, с грибами дороже.

  • Анонимно
    25.12.2017 08:54

    Хорошая статья!

  • Анонимно
    25.12.2017 08:55

    Сейчас эту пиццу в рот не возьмёшь. К сожалению...
    Раньше вкусная была.

    • Анонимно
      25.12.2017 09:10

      Раньше и трава была зеленее и небо голубее...

    • Анонимно
      25.12.2017 09:36

      Сомневаюсь что вы правду говорите.
      Недавно один знакомый так же охаял закрытую пиццу.. и сухая, и невкусная, и размер уже не тот, и не сытно как раньше.
      Оказалось один из гипермаркетов домашней еды стал продавать похожие пиццы. Вот они то и не соответствуют той настоящей с ленинского садика

  • Анонимно
    25.12.2017 08:57

    Спасибо за шикарное интервью. В школьные годы тоже стоял в очереди в эту пицерию

  • Анонимно
    25.12.2017 09:05

    Пица действительно натур-продукт, никакой химии. В 90-е знакомые травились несколько раз.

    • Анонимно
      25.12.2017 12:02

      а это значит что без консервантов))

    • Анонимно
      25.12.2017 20:06

      Пальмовое масло тоже не химия. Но однако некоторые сорта его примеяются для смазки механизмов.

  • Анонимно
    25.12.2017 09:06

    Молодец, апа!

  • Анонимно
    25.12.2017 09:09

    Прекрасный человек!
    Прекрасная статья!

  • Анонимно
    25.12.2017 09:15

    Ну слов нет и пицца вкусная !!! И хозяйка бизнеса замечательная!!! Сама регулярно покупаю . Живу рядом на Дзержинского. Только с самого начала удручает строение кафе Кукан , которое никак не вписывается в местный городской ландшафт. Действительно конюшня в центре города рядом с домом дореволюционной постройки . Всегда было интересно кто же дал разрешение на это? Да и зелень которая росла там была продолжением Ленинского садика. Помню первый дизайн пиццерии , который выполнили Розалия и Ильдар Нургалеевы. Интеллигентный , изящный и для того времени наверно первый в Казани такого уровня. Потом конечно все это стало богато и позолочено. Помню как выселяли жильцов из квартир , которые потом стали рестораном Дворянское гнездо. Мы с ними горько шутили , что приехавшие деревенские теперь как в 17 году взяли власть в свои руки . И делают из Казани свою родную деревню. И наверно нужно вспомнить , что все предприниматели работавшие в этой сфере знали , что у хозяйки мощная поддержка была от Равиля Муратова , работавшего тогда в правительстве РТ. А так конечно успешный бизнес , не спорю . Восхищение вызывает то, что никто из повторяющих знаменитую закрытую пиццу не смог повторить вкус и качество. Успехов и благополучия. И отмолить все грехи .

  • Анонимно
    25.12.2017 09:19

    Закрытая пицца с томатным соком – это классика)
    А хозяйка просто молодец!

  • Анонимно
    25.12.2017 09:24

    вот о таких людях, должны быть новости на федеральных каналах!!! дай бог вам здоровья и долгих лет жизни. Вы образец и маяк для молодых.

  • Анонимно
    25.12.2017 09:29

    Великолепно

  • Анонимно
    25.12.2017 09:30

    Хорошие воспоминания с этой пиццерией, есть что вспомнить! Спасибо за память о нашей студенческой жизни!!!

  • Анонимно
    25.12.2017 09:30

    А где можно купить \ найти ее книги?

  • Анонимно
    25.12.2017 09:32

    Ничего себе неужели до сих пор работает эта пиццерия, удивлена, надо будет заехать, детей сводить) парковка там есть?

  • Анонимно
    25.12.2017 09:37

    Помним, помним эту пиццерию. А еще кулинарию при ДТК,столовую в доме Кекина,столовую физфака,столовую на Кремлевской(где сейчас "Джузеппе"),"стекляшку"в Кремле,"Ял",""Бегемот".))))

  • Анонимно
    25.12.2017 09:45

    Знай наших!

  • Анонимно
    25.12.2017 09:53

    Совсем недавно довелось познакомиться с этой замечательной женщиной-труженницей.
    Состояться, как абсолютно самодостаточной бизнес-вумен и при этом остаться человеком, очень и очень трудно. Сама схема становления бизнеса в России и Татарстане в частности, если конечно у тебя папа не большой начальник, это бесконечные американские горки. Жилка предпринимательства, так присущая деловым и хватким татарам купцам, которые своим трезвым умом и расчетом еще в царские времена, умело обходили конкурентов присущи Равиле-ханум. На ее пицце выросло целое поколение, некоторые первые клиенты-студенты Университета уже стали профессорами, но продолжают приходить сюда уже со своими детьми!
    Любой творческой натуре тесно в рамках своей профессии, и Равиля ханум воплощает свой лирический и душевный потенциал в своих книгах. Почитайте их и Вы найдете много знакомых образов из жизни, которые окружают Вас.
    В этой статье написано про натруженные руки юной девушки Равили, впервые оказавшейся в огромном и чужом городе. Упорство и трудолюбие, проложенные этими руками сотворили чудо, и теперь она сама принимает к себе на работу десятки ребят и девчат и дает им путевку в жизнь.
    Такие люди -гордость Казани, и именно они создают ауру и теплоту мегаполиса, а не только замечательные изделия ее учеников кулинаров. Унышлар сезга...
    Р.Г.

  • Анонимно
    25.12.2017 09:59

    Встретил пару лет назад своего бывшего одноклассника, окончив школу институт в Казани он уехал в другой город и там пиццерию открыл с похожей пиццей - процветает!
    Равиле Шамиловне - здоровья и всех благ! Благодарность за стабильно вкусную кухню на протяжении 32 лет! Показатель трудолюбия, усердия и профессионализма!

  • Анонимно
    25.12.2017 10:06

    В 80-х и 90-х пицца была там вкуснее. Мы там кушали пиццу еще до Метшина и Халикова.

    • Анонимно
      25.12.2017 10:42

      Мемориальную доску нужно повесить в пиццерии,что такие великие деятели Халиков и Метшин ели там пиццу.

      • Анонимно
        25.12.2017 13:27

        Эту пиццу прекрасно знают не из-за того,что когда-то в очередях там толкались Метшин с Халиковым.

    • Анонимно
      25.12.2017 12:50

      Это потому что в то время продуктов натуральных было больше

    • Анонимно
      25.12.2017 12:53

      Между прочим, с возрастом уменьшается количество вкусовых сосочков на языке - поэтому в детстве и молодости ВСЁ вкуснее. А с годами еда кажется не такой вкусной не обязательно потому, что она объективно стала хуже - просто наше ощущение пищи меняется - и увы, не в лучшую сторону.

  • Не Аноним
    25.12.2017 10:19

    Одной мало, а две уже много.

  • Оптимист
    25.12.2017 10:19

    Казанская пицца)
    Девушек в 90е туда водили)
    Как сейчас в ресторан)

    • Анонимно
      25.12.2017 13:09

      Может как ностальгию по ушедшей молодости вспоминаю, самая вкусная пицца была. Из общаги КАИ на Б.Красной бегали туда, что бы себя и деффченок модных побаловать. А потом еще с канистрой на угол Чернышевского и Ленина (Кремлевская)... за пивом)).

      • Анонимно
        25.12.2017 13:35

        Страну, в которой пиццу едят закрытую, пиво пьют из канистры, а бизнес выкупают то у государства, то у бандитов - умом не понять и аршином общим не измерить!

  • Это мое детство, спасибо Равиля Шамиловна, здоровья и всех благ!!!

  • Анонимно
    25.12.2017 10:35

    Спасибо хозяйке за чудесную пиццу.
    Она нам выжить помогала в студенчестве. Одну съешь - и целый день сыт!!!
    До сих пор иногда после работы заезжаю в пицерию и покупаю "вкус своей молодости" своим детям. И им тоже нравится!!!

    • Анонимно
      25.12.2017 11:38

      действительно, пиццу ели, знаем. так и жрать было нечего больше. уже в последнее время как-то забегал, брал пиццу. жену приводил, ей недовелось пробовать. жена сказала, что больше сюда ни ногой. я сам от поедания испытал дикий дискомфорт. стараемся в казани вообще нигде не кушать. готовим дома, из деревенских продуктов по возможности. считаю, что питание в казанском общепите - это деньги на ветер. так что особой гордости за её детище не испытываю. уж простите.

  • Анонимно
    25.12.2017 10:50

    Двойственное чувство осталось от статьи...
    Пицца в конце 90-х, начале 2000 была и впрямь лучшая, которую я пробовал. Но вот послужной список героини... как это сказать... вообщем думаю ей есть что замаливать.

    • Анонимно
      25.12.2017 20:13

      Время торгашей.

    • Анонимно
      28.12.2017 10:25

      Никого не грабила, не расстреливала. Нравится - ешь, не нравится не ешь. Что не так в ее "послужном списке"?

  • Анонимно
    25.12.2017 10:51

    Поздравляю с юбилеем компании! Все-таки люди из глубинки очень трудолюбивые, терпеливые и целеустремленные. Прекрасный пример настоящей татарской женщины, добившейся успеха собственными силами, талантливой и разносторонней!!! Привет Булату!!!

  • Анонимно
    25.12.2017 10:57

    У меня мама когда училась в медучилище в Самаре, у них была одна девочка из деревни. Она всю учебу проходила в школьной форме, так как ее родители были очень бедны. Городские девочки смеялись над ней, а моя мама с ней сдружилась, т.к. она тоже была из деревни. Работали вместе, а потом пути разошлись.
    Так вот, эта деревенская девочка (она уже на пенсии) теперь живет в Москве, занимала очень высокий пост в Министерстве здравоохранения, теперь у нее своя клиника. Они с моей мамой нашли друг друга, благодаря интернету, и часто общаются

    • Анонимно
      25.12.2017 11:40

      Всё-таки советское время - это было время равных возможностей. И пробивались и поднимались не по признаку рождения в нужной семье, а по наличию ума. Вот это - правильно!

      • ДД
        25.12.2017 14:59

        Верно. В нынешнем обществе полурабовладельческого капитализма такую биографию уже невозможно представить.

  • Чегеваркин
    25.12.2017 11:03

    Давно в Кукане не был, выпивал там несколько раз. Значит, спиртное убрали---ну и отлично!

  • мотоцикл
    25.12.2017 11:15

    вкусные пончики печет!.

  • maximteregul
    25.12.2017 12:01

    Хотелось бы прочитать интервью с владельцем сети "Алан Аш", также выходцем из села Алан Тюлячинского р-на.

  • Анонимно
    25.12.2017 12:15

    Молодец женщина...

    • Анонимно
      25.12.2017 13:16

      Легенда нашего города! Молодец, крепкого её здоровья и благополучия!!! Сколько благодарных студентов с особым чувством вспоминают НАШУ закрытую пиццу. Даже спустя многие годы, приезжая в Казань непременно стараются посетить и отведать вкус прошлой студенческой жизни. Это очень здорово!

  • Анонимно
    25.12.2017 12:23

    С 80 х не могу проехать мимо пиццерии универа.

  • Анонимно
    25.12.2017 13:08

    Уберите Кукан, не повторяйте ошибку влестей, которые закрыли в Дербышках павильоном Вашу торговую точку! Здесь то же самое - красивое здание ресторана закрыто "конюшней". Да и название не самое лучшее.

  • Анонимно
    25.12.2017 13:16

    Какие были времена. Все казалось вкусным, красивым, радостным. Молодость.... ах

  • Анонимно
    25.12.2017 13:19

    Равиля Шамильевна, вашу книжку дочь всегда хранит на полочке как любимую... Вам здоровья...

  • Анонимно
    25.12.2017 13:42

    Надо специально заехать. Неужели так вкусно? Надо попробовать.

  • Анонимно
    25.12.2017 14:27

    БО, отличное интервью!
    интересны такие лбди, пишите побольше о таких, чем всяких шоу однодневок

  • Эх, знаменитая пицца-кальцоне! Вроде так она называлась.При том, повторить этот рецепт почти никому не удалось.

  • Анонимно
    25.12.2017 14:47

    Удивительно, как женщина здраво рассуждает! В мире, в котором принято все "хапать" сохраняет гармонию и достоинство! Молодец!

  • Анонимно
    25.12.2017 14:55

    Бывал в Дербышках в "Каенлыке",тоже культовое место было, в обед народ валом шёл. Лапша была отменная,азу неплохое.. Загляну по -возможности,сравню с прошлыми временами. А в Ленинском садике действительно "пицца по-казански всех времён и народов",побольше бы таких мест у нас в городе.. Их так мало. Интересно было бы прочесть про историю "перемящной" на Татарстане,кафе "Кыстыбый",ресторан "Маяк".. Журналисты БО,ждём от вас интересных рассказов!

  • Анонимно
    25.12.2017 15:05

    А теперь знаешь?

  • Анонимно
    25.12.2017 15:09

    Пицца не та! Она меньше и не вкусная как раньше. Кожа от курицы и жир.....после плохо.....больше туда не хожу. и сыр другой

    • Анонимно
      28.12.2017 10:31

      Кожа и жир, тоже заметил, как будто раньше не попадались в таком количестве. Думаю, вопрос в сырье, технологии откорма кур поменялись, производительНость птицефабрик выросла в разы, это не могло не сказаться на качестве кур

  • Fandas Safiullin
    25.12.2017 15:13

    История, достойная хрестоматий к учебникам экономических ВУЗов. Как поучительный пример делового успеха — не благодаря поддержке государством, а вопреки не убираемым старым и создаваемым новым препятствиям.

    • Анонимно
      26.12.2017 02:14

      Эх, Фандас абый, вроде все правильно говорите, а молодежь вас минусует. Жаль, уходит Ваше время, не дали Вам себя проявить авторитаризм. Хотя Ваше мнение для меня всегда было хоть и не единственно правильным, но его я учитывал всегда!

    • Анонимно
      26.12.2017 08:20

      точно хрестоматию надо писать, какую сейчас пишут...

  • Анонимно
    25.12.2017 15:25

    Всегда хотел узнать историю этой пиццерии! Я думаю эту пиццу можно назвать "визитной карточкой старожил"

  • Анонимно
    25.12.2017 15:38

    Азат Д

    Вы все тут изменники очпочмаку, можно сказать Родине.
    Одумайтесь пока не поздно.

  • Анонимно
    25.12.2017 16:15

    Настоящие кулаки современного мира / семья очень работоспособная )

  • Анонимно
    25.12.2017 16:47

    Вспомнил студенческие годы, быстро питца кончалась, бывало прям перед тобой, и все ждали. Прям захотелось съездить поесть :)

  • Анонимно
    25.12.2017 16:52

    Пицца зачёт ! Прекрасный пример адаптации иностранного блюда к вкусовым предпочтениям местного населения.
    Перемячная ещё есть на углу ул. Тукая и Татарстан. Тоже супер.
    БО , сделайте репортаж и про них. Шедевральные перемячи делают ! Молодцы!
    А чебуречная не на Островского была, а на углу ул.Калинина и Сердлова.

  • Анонимно
    25.12.2017 17:04

    Так приятно читать про свою национальную кухня. Спасибо комментаторам за предложения. В Новогодние праздники нужно сделать экскурс. БО спасибо. Отличная статья.

  • Анонимно
    25.12.2017 17:05

    Да. Была на днях в Петербурге. Отведала отличный мясной стейк. В Казани есть места, где отлично готовят мясо ? Бо пропусти пожалуйста. Гурман я по мясу...

    • Анонимно
      25.12.2017 18:07

      На Сибгата Хакима недавно открылась кафешка,стейки там неплохие готовят, в БО про них писали аж два раза. Заглядывал и я туда,понравилось. Ставлю твёрдую четвёрку.Но приготовленному собственноручно куску отбивного от Гумара( человек у которого беру мясо последние несколько лет),всё же уступает.

    • Анонимно
      25.12.2017 20:23

      Возможо ИТЛЕ?

      • Анонимно
        25.12.2017 22:00

        Точно,Итле! Просто название не запомнил,а место неплохое,отыскать легко.

        • Анонимно
          25.12.2017 22:30

          На Пушкина классно, недавно в БО писали, подтверждаю.

        • Анонимно
          26.12.2017 09:55

          Были с семьёй в воскресенье в Итле, сильно разочаровались... Нам нравился этот ресторанчик, не первый раз уже посещаем. Стейки подали холодными, само мясо без вкуса с прожилками, бифштекс также был холодный.... Сделали замечание администратору, но в ответ ни каких объяснений. Очень сильно удивились кухне и обслуживанию...., конечно же приняли для себя решение, больше в Итле на Сибгата Хакима не пойдём, очень жаль. Дети наши сразу предложили другие варианты ресторанов для следующего посещения, благо в городе их достаточно!

          • Анонимно
            26.12.2017 18:32

            Это как можно умудриться подать стейк холодным?Про бесвкусное мясо,это поставщик подвёл,трудно добиться стабильного качества мяса от разных поставщиков.

    • Анонимно
      26.12.2017 08:20

      нет. в казани вообще не умеют готовить. честно. деньги на ветер. правда.

  • Анонимно
    25.12.2017 17:54

    Несколько лет назад ела там закрытую пиццу. В ней были яйца и с ними было не вкусно, а в качестве бонуса положили кусок полиэтилена, видимо от мешка. После этого туда ни ногой! Но никто не вспомнил пиццерию в Доме офицеров около Госсовета, вот там было вкусно.

    • Моисей
      25.12.2017 19:37

      Не, не вкусная пицца в доме офицеров была
      Сухая, как итальянская
      То ли дело наша, закрытая
      И сок по пальцам

      • Анонимно
        25.12.2017 22:31

        Не, кстати, не сухая. Там тесто классное как раз было. А вот начинка не очень. а вот в КСП когда открыли пиццерию, то да... На то и КСП.

        • Анонимно
          26.12.2017 00:27

          На голодный желудок студенту и сосиска в тесте -" вот это да!"

    • Анонимно
      26.12.2017 12:46

      А еще была пицерия на углу Вишневского, помните? Ездили с ребёнком туда, воспоминания молодости...

      • Анонимно
        28.12.2017 14:03

        Да, на углу улиц Вишневского и Шмидта была шикарная пиццерия, маленькая, но столько народа через нее каждый день проходило! Мы с сыном в начале 2000 года по субботам выстаивали очередь с улицы и обязательно брали кальцоне с копченой курицей и грибами. Такая сочная была! Это было что-то божественное. Больше я такую пиццу нигде не ела. Все-таки кальцоне только курица, сыр, яйца немного пресноватая, а вот с грибочками или солеными огурчиками самый раз. Даже пицца у Ленинского садика не могла сравниться с той пиццей. Потом дома на Вишневского снесли и в новоделе пиццерия не появилась.

  • Анонимно
    25.12.2017 19:25

    Спасибо за статью. Было приятно познакомится с хозяйкой казанского бренда" закрытая пицца".
    По прошествию лет приятно иногда вкусить сей " привет из прошлого"
    Спасибо за Ваш труд,дай бог здоровья семейству и сотрудникам!

  • Анонимно
    25.12.2017 19:34

    Пища в ресторане, были на свадьбе, не понравилась. Мрачное помещение, неприятное, колонны везде напичканы, не понравилось.

  • Анонимно
    25.12.2017 20:25

    Часто вижу хозяйку в Кукане, энергичная, приветливая. Татарская интеллигенция из университета и академии туда захаживает, многие с ней здороваются, кто-то за чай с ней садится. Сотрудники при ней все подтянутые, видно, что уважают ее очень. В Кукане отличное соотношение цена-качество, очень хороший персонал, вкусная еда. Всегда там обедаю, уже несколько лет. Будет очень жаль, если дети хозяйки решат снести его.

  • Анонимно
    25.12.2017 20:52

    Типичное дурновкусие: дворяне бы в шоке были от мещанского интерьера этого ресторана были, а уж конюшня - это просто треш!

    • Анонимно
      31.12.2017 22:24

      Будьте добры, - раскройте свою "дворянскую" сущность.

      Фома (Неверующий)

  • Анонимно
    25.12.2017 21:39

    Там даже в 80-е годы эпизод из художественного фильма снимался. Снимал его Толубеев известный актер, сын того Толубеева, который играл в Ревизоре, Городничего. Фильм назывался, "Я, в полном порядке"- про одного брачного афериста.
    А мы идем из 3-й бани, смотрим народ у пиццерии толпится, куча осветительных приборов, оператор с камерой и сам Толубеев объясняет чего то там главному герою, ну короче, круто, съемки настоящего большого кино в Казани. Ничего такого, мы тогда еще не видели! До сих пор все отлично помню.

  • Анонимно
    25.12.2017 22:47

    Отличная пицца - качество держат! Каждый раз, бывая в Казани, наведываемся туда. И всегда там народ роится. Очень приятное заведение в очень уютном уголке Казани.
    Помню момент открытия пиццерии - 87-88 годы, тогда сама пицца была в диковинку. Ломились туда за экзотикой, очередь была на улицу.
    "Дворянское гнездо", конечно, с налетом китча, на любителя.
    При всех нюансах эта женщина - большая умница, молодец!

  • Анонимно
    25.12.2017 22:57

    Надо писать о крестьянах,кто сейчас выращивает хлеб и держит скот.Те кто в тяжёлых условиях не сбежал в город за более лёгкой жизнью, а несёт свой крест достойно!

    • Анонимно
      26.12.2017 10:41

      Это тоже призвание свое - растить хлеб и жить на природе. Не в смоге машин с концентратами с супермаркетов

  • Анонимно
    25.12.2017 23:03

    Наконец узнал кто это безвкусие в Стротатарской слободепостроил.

    Хочу вам заметить: у вас там ужасно обустроена кровля, течет по всему фасаду, зимой гигантские сосульки прямо на фасаде. Примите меры! Иначе подпортятся стены вашей темницы.

    26%

  • Анонимно
    26.12.2017 00:02

    Человек ДЕЛА! Молодец!

  • Анонимно
    26.12.2017 08:25

    статья интересная. автор молодец. персонаж - нет. правда нет. понятно почему и как всё это досталось в центре. еда на большого любителя турецких курортов и прочее. родился бы тогда новый ахметзянов и продвигал настоящую татарскую кухню, а не этот китч.

  • Анонимно
    26.12.2017 08:25

    напишите о перемячной на татарстане.

  • Анонимно
    26.12.2017 08:50

    А я помню, что ждали на открытии пиццерии Тото Кутуньо)) по моему это было 1 апреля 1987 тли 1988. Эх детство) а пицца там супер.

  • Анонимно
    26.12.2017 09:40

    кладут в губадию кекс. (с) это что значит?

  • Анонимно
    26.12.2017 09:46

    Спасибо )

  • Анонимно
    26.12.2017 10:27

    Из статьи понял что друг друга тянули. И сама деревенским знакомым помогала. Помогаешь ты - помогают тебе. Про сто друзей и силу семьи

    • Анонимно
      26.12.2017 10:41

      Про друзей и знакомых Вы не совсем правы - в интервью есть чёткий посыл - в бизнесе доверять можно только родственникам!

  • Анонимно
    26.12.2017 10:31

    Женщина- легенда как Ее пицца.замечательное интервью

  • Анонимно
    26.12.2017 12:48

    Никогда не понимал вкуса этой пиццы, а друзьям нравилась. А мне нравилась пицца из Джузеппе, но дорого было

    • Анонимно
      27.12.2017 16:14

      Попробовав несколько раз закрытую пиццу перестали ее покупать и есть раз и навсегда.. Это конечно вообще не пицца, называть надо как то по-другому..

  • Анонимно
    26.12.2017 13:52

    ОБНИМАЮ ВАС!!! КРЕПКО И КРЕПКО!!! ВЫ МОЛОДЕЦ!!! ПИЦЦА - ЛЕГЕНДА КАЗАНИ!!! ЛЮБЛЮ С ДЕТСТВА!!!

  • Анонимно
    26.12.2017 14:12

    Спасибо, вспомнила студенчество)как ждали стипендию и ходили есть закрытую пиццу)

  • Анонимно
    26.12.2017 14:48

    Спасибо за интервью, потрясающая женщина.
    Как контрастирует ее жизнь, ее достижения, нынешним псевдопредпринимателями присосавшимся к бюджету.
    Долгих лет и процветания!

  • Анонимно
    26.12.2017 18:53

    В детстве - пицца-мечта, в 1987м. Не то, чтобы "душу дьяволу", но определенно, поход туда, да после катания с город на Черном озере - был Событием с большой буквы.
    В студенчестве в 1997м - ценовой оптимум, чтобы не "высадить" желудок столовкой 2-го здания КГУ (на физфаке, почему-то, готовили чуть лучше). Хотя, если "приплывал" гонорар, то предпочитал обедать в "Доме чая" на Баумана. Все-таки, горячая полноценная пища, наваристые бульоны.
    Далее в 2007м - уже по работе столкнулся с ООО "Ностальгия". По служебной необходимости, побывал в помещениях, где готовили эту пиццу. Я не сильно впечатлительный юноша, но мне стало дурно. Разумеется, понимаю, что все эти ужасы можно наблюдать на любой кухне, в любом заведении, вплоть до "Пашмира". А все вопросы с органами, улаживаются и конечно, решаемы. Еще несколько раз заезжал туда, чтобы детей познакомить с феноменом "пицца на Лобачевского", дожившим до наших дней. Они не впечатлились. И я их понимаю - это же моя личная история, не стОит навешивать ее наследникам. Но в крайний заход, перед глазами пробежало 3 таракана: прямо по стойке, где выдают пиццу и рассчитываются, в районе куцего рукомойника, и по соседнему столику. Довольно! - сказал я себе. так откровенно пренебрегать дератизацией... Пусть "ностальгия" останется сама в себе, раз она не хочет быть адаптивной.

    • Анонимно
      26.12.2017 23:29

      Для тараканов - дезинсекция, для мышей - дервтизация, для ностальгии - от ворот поворот? ))

      • Анонимно
        27.12.2017 10:20

        Совершенно верно. Спасибо за уточнение.
        Как бы ни утверждала Равиля-апа, пицца ощутимо уменьшалась в размерах. Возможно, масса и сохранилась, но физические размеры уменьшились. Фокус, да, но это возможно. И это не связано с тем, что мы выросли :)
        Не стОит цепляться за былое. Сродни поговорке, "никогда не посещайте спустя годы те места, где вам КОГДА-ТО было хорошо". Есть большой шанс разочароваться. Время и место - неразрывны. Они изменяются в паре.

  • Анонимно
    27.12.2017 00:21

    Золотая апа!!! Настоящая татарка! ;-))

  • Анонимно
    27.12.2017 18:24

    Сохранять традиции татарской кухни вот это в точку

  • Анонимно
    28.12.2017 17:23

    Пицца. Это действительно ностальгия по студенческой жизни. Мы там часто бываем, и нам нравится что она есть и Сейчас. Я вижу много прошлых Студентов, тех самых 90-х, которые тоже ностальгируют и также заходят за пиццей сегодня.

  • Анонимно
    30.12.2017 23:10

    Пример трудолюбивого и стойкого человека, а не то что нынешние руководители.

  • Анонимно
    16.01.2018 21:17

    Настоящая бизнес-леди а не путинская шантрапа!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen