Культура 
27.12.2017

Дмитрий Стрижевский: «Смотрю – «Город Брежнев». Подумал: о, я же тут родился!»

Режиссер фильма о Набережных Челнах 80-х об «откатных» инвестициях в кино и артхаусных фильмах, которые «не живут» в России

В Набережных Челнах завершился кастинг на фильм «Город Брежнев», который будет сниматься по одноименному роману призера «Большой книги» Шамиля Идиатуллина. Съемки кино о жизни подростков в автограде эпохи позднего СССР начнутся в третьем квартале следующего года. Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщалась с режиссером Дмитрием Стрижевским и узнала, почему он не рассчитывает на поддержку мэрии и КАМАЗа, чем отличаются подростки 80-х и 90-х и как снять фильм на деньги, которые есть в кармане.

«Первый этап кастинга проходил в формате онлайн — кандидаты прислали мне заявки, написали о себе и прикрепили фотографию» «Первый этап кастинга проходил в формате онлайн — кандидаты прислали мне заявки, написали о себе и прикрепили фотографию»

«МОЖНО БЫЛО ДАЖЕ НА СЕРИАЛ ПОЙТИ»

— Дмитрий, завершился второй этап кастинга на фильм «Город Брежнев». Расскажите, как проходил отбор актеров, на что вы обращали внимание. Уже известно, кто сыграет главного героя?

— На роль главного героя я отобрал троих ребят, но кто из них сыграет Артура, пока не скажу — они еще поборются. Кто лучше подготовится, тот и будет главным. Но все они очень близки этому персонажу.

Первый этап кастинга проходил в формате онлайн — кандидаты прислали мне заявки, написали о себе и прикрепили фотографию. Вроде обычная задача, но кто-то и ее не выполнил — они дальше не пошли. Не очень понятливых людей я не стал брать. Второй этап — это личные встречи. Они проходили в молодежном центре «Нур» — для людей, которые не принадлежат к театру, в Елабужском колледже культуры и искусств — с их актерами, а также в студии «Подмастерье» при театре «Мастеровые». Я смотрел, как человек в возрасте героя относится к тому, что он собирается сделать. Был месяц, чтобы прочитать роман и подготовиться. Я выбирал самых ответственных, которые больше всего прочитали, хорошо ориентируются в произведении, в героях, знают, что происходит в книге, обсуждают, предлагают себя на какую-то роль. С ними мы продолжили диалог и провели съемку. Визуально я выбрал претендентов на некоторые роли уже на этапе просмотра фотографий, собрал некую команду. Все претенденты на главную роль — хорошие, но есть проблемы — видно, что они зажаты, неуверенны, но это все решаемо при правильном подходе.

Сейчас около 30 человек полностью готовы сформировать основной состав. 10 человек участвовали в съемке для презентации фильма.

«На роль главного героя я отобрал троих ребят, но кто из них сыграет Артура, пока не скажу» «На роль главного героя я отобрал троих ребят, но кто из них сыграет Артура, пока не скажу»

— Вы сейчас говорите только о детях?

— Да, только о детях. Взрослых я не смотрел и не отбирал в Челнах. Только эпизодических. Основной состав взрослых я планирую сформировать из уже известных актеров. Я посмотрел по фотографиям и приметил в театре «Мастеровые» двух-трех человек. Пока рано говорить об этом — есть только предварительные договоренности. Все ждут сценария, а сценарий будет только в феврале. Пока могу сказать, что в проекте будут участвовать люди, известные в российском кино.

— Как произошло ваше знакомство с романом и его автором Шамилем Идиатуллиным?

— Когда мне не хочется смотреть никакого кино (а в последнее время это именно так), я читаю. Как-то я увидел конкурс «Большая книга». Сидел в смартфоне, листал, смотрю — «Город Брежнев». Подумал: о, я же тут родился! Интересно, об этом городе или нет... Читаю — и там о нашем городе. Дочитав примерно до середины, я понял, что эта история мне близка, нашел Шамиля в «Фейсбуке» и написал ему о том, что хочу экранизировать его книгу. Как раз мы с Олегом (режиссер Олег Червонякприм. ред.) закончили работу над первым фильмом — «Я и Уда. Искупление». Я был готов к следующему проекту — более серьезному, более масштабному. Мне нужен был сценарий — книга подходила по всем параметрам. Можно было даже на сериал пойти. Но на сериал я пока не решился.

В книге очень много мыслей главного героя, в кино их не показать. Шамиль работает над сценарием, адаптирует его. В целом же кино от романа кардинально отличаться не будет. Просто история будет рассказана киноязыком.

«Нормальные люди средства нам не давали, потому что это был дебютный фильм» «Нормальные люди средства нам не давали, потому что это был дебютный фильм»

«РАЗНЫЕ ИНВЕСТОРЫ ЗАХОТЯТ РАЗНОГО, КТО-ТО ВООБЩЕ ЗАХОЧЕТ НЕПОНЯТНО ЧЕГО»

— Знает ли министерство культуры Татарстана о вашем фильме?

— Друзья говорят, что мне нужно туда написать письмо, но я пока не написал. Руки не доходят. Сейчас я в основном занят презентацией фильма, чтобы можно было привлечь первое финансирование и запустить производство сценария.

— Уже известно, из каких источников будет финансироваться проект?

— Мэрия Челнов говорит, что заинтересована. Съезжу, поговорю — послушаю, что они скажут. Поддержка мэрии — это серьезно. Даже не в плане получения денег, а в плане экономии тех же самых денег. В целом я не рассчитывал на поддержку мэрии или завода «КАМАЗ», потому что они фильмов не делают, у них своих затрат хватает. Нужно искать финансирование в той сфере, где фильмы делают, или среди тех бизнесменов, кто открыт для покорения новых вершин, кому интересно вкладываться и развиваться в этом направлении. Есть инвесторы, которые уже в теме, но их участие зависит от того, кто будет в проекте сниматься из известных актеров. Весь этот пазл нужно собрать — и все будет понятно.

Я очень настороженно отношусь к вопросу финансирования. Разные инвесторы захотят разного, кто-то вообще захочет непонятно чего. Такой опыт был в первом фильме. Нормальные люди средства нам не давали, потому что это был дебютный фильм. А те немногие предложения, которые были, имели откатный характер или являлись серыми. В итоге мы отказались от всех предложений и ограничились тем, что у нас было в кармане. Я считаю, что мы хорошо справились. Первый фильм — за нами никто не стоял, нам никто не указывал, что делать, мы сумели сохранить репутацию, смогли довести дело до конца и не испугаться того, что получилось. Это очень важно для дебюта.

«В России что проходит вообще: выборы, переговоры, дебаты, боевые действия местами, судебные процессы над чиновниками» «В России что проходит вообще: выборы, переговоры, дебаты, боевые действия местами, судебные процессы над чиновниками»

— «Я и Уда. Искупление» попал в каталог «Лучших российских фильмов» на международном кинорынке в Китае. Почему жизнь российского артхаусного кино проходит не в России?

— В России что проходит вообще: выборы, переговоры, дебаты, боевые действия местами, судебные процессы над чиновниками, а артхаусное кино и все основное искусство у нас здесь не живут. Сейчас артхаусное кино в России стало возможным по ряду причин, в основном потому что процесс кинопроизводства стал доступным. Ну и зритель потихоньку начинает появляться. Мы с Олегом смогли вдвоем снять фильм. Я начал вообще один, потом он присоединился. В итоге фильм сделали два человека в основном. Позже нам уже помогли музыканты — с саундтреком и с саунд-дизайном.

Сейчас любой может снять кино. Вопрос только в том, какой это будет контент и что он будет в себе нести. Он может нести в себе юмор. «Горько» — это такое же бюджетное кино, сюжет построен вокруг застолья. Наверное, это кому-то весело, но мне — нет, вообще такое делать не хочется. В начале карьеры всегда стоит определиться с направлением, потому что как начнешь, так и продолжишь. Следующие наши фильмы очень серьезные — и у Олега, и у меня. Артхаусное кино делать приятно. Такого кино много в Европе и в Америке, просто оно до нас не доходит.

— Почему?

— У нас прокатчики — бизнесмены. Их тоже понимать надо. Массовый зритель не смотрит такое. Чтобы он начинал смотреть подобное, ему должно надоесть то, что показывают в прокате. Чтобы он плевался от очевидных вещей. Чтобы он к кино относился не как к развлечению, а как к книге, понимал образы.

«Заявленный бюджет проекта — 80 миллионов рублей»

— Каков бюджет фильма «Город Брежнев»?

— Заявленный бюджет проекта — 80 миллионов рублей. Пока я не хочу раскрывать имен тех, с кем я начал вести диалог по финансированию проекта. Вот как все договоренности будут достигнуты, тогда пожалуйста. В крайнем случае необходимо собрать до 30 процентов от заявленной суммы на счет проекта, написать сценарий и пройти питчинг в минкультуры РФ. При правильном подходе, вполне вероятно, проект получит господдержку.

— Сколько человек будет в вашей съемочной группе?

— На первом проекте я был не только режиссером, но еще и оператором, в какой-то степени продюсером и даже немного сценаристом. Сейчас за сценарий отвечает Шамиль, я только корректирую. Оператор тоже будет наемный. Честно, очень хочу пригласить Эммануэля Любецки («Выживший», «Бердман»), но это мечты. Если бы это был какой-то аутентичный проект с двумя-тремя героями, это можно взять на себя. Будет еще художник-постановщик, композитор и продюсер. Это основной состав.

«В романе описана жизнь 14-летних подростков. С моей 14-летней жизнью в 1990-е годы это совпадает. У нас даже жестче было» «В романе описана жизнь 14-летних подростков. С моей 14-летней жизнью в 1990-е годы это совпадает. У нас даже жестче было»

«ТО, ЧТО БЫЛО В 80-Х И 90-Х, — ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ»

— Вы родились и выросли в Набережных Челнах. Какими вам запомнились 80-е годы, описанные в романе?

— Я тогда был ребенком. Родился в 1982-м, а события, которые описываются, — 1983 года. Я помню, что папа меня брал кататься на автобусе. Помню, как попал в аварию на «Москвиче». Помню, какие магазины были, с прилавками. Помню, как выглядел город — пустой, с небольшим количеством машин. Это для меня прямо детство-детство. В 2009-м я уехал из Челнов.

В романе описана жизнь 14-летних подростков. С моей 14-летней жизнью в 1990-е годы это совпадает. У нас даже жестче было. Мне кажется, то, что было в 80-х и 90-х, — это одно и то же. Правда, в 90-х появились всякие гаджеты, Dendy — такие вот штуки. В 90-х музыка была другая, а в целом примерно одно и то же.

— Часто ли вы теперь бываете в Челнах и нравится ли вам здесь?

— То, что город обновляется, — это, конечно, хорошо. Только вот сайдинг — цветные дома — мне не очень нравится. Говорят, на людей хорошо влияет. Я не берусь критиковать. Для фильма «Город Брежнев» это критично. Я уже увидел, какие конкретно места переделаны. Например, я не могу найти школу, потому что она за сайдингом. Для детей это хорошо — школа красиво выглядит. Главное, чтобы внутри она была такой же удобной и новой. Как это обойти, я пока не знаю. Решения есть, но каким путем пойду... Все от бюджета зависит.

«Сейчас есть спрос на исторические и ностальгические фильмы» «Сейчас есть спрос на исторические и ностальгические фильмы»

— Вы уже выбрали места съемок?

— В книге они заданы, я буду по ним идти, но точных, как, например, квартира главного героя, я еще не выбрал. Думаю, придется их делать, готовых найти не удастся.

— Что привлекает вас в истории «Города Брежнева» и в чем ее актуальность — художественная и коммерческая?

— Актуальность коммерческая... Сейчас есть спрос на исторические и ностальгические фильмы, эпоха СССР актуальна как никогда. «Троцкий» и «Демон революции» — яркие подтверждения этому. С художественной точки зрения интересно окунуться в эту эпоху. Это, пожалуй, главное, что меня привлекло в данной книге, — как Шамиль описывает то время. Это создает отклик, в голове возникают советские картинки — позитивные, не негативные. Редкая пепси-кола, яркий летний лагерь.... Это начало фильма, а потом — осень, школа. История взросления — она всегда актуальна. Отцы и дети, отрочество, первая любовь, первая грань — что можно, а что нельзя. Я спрашиваю у ребят: сейчас что-то по-другому? Нет, говорят, все то же самое. Просто кто-то лезет в это, а кто-то — нет. Единственное отличие — в том, что сейчас есть какой-то выбор. Хочешь — участвуешь, не хочешь — тебя никто не трогает.

А с чем у вас ассоциируются времена Советского Союза?
36%С единством общества и братством народов
13%С продуктовым и товарным дефицитом
3%С высокой культурой
7%С серостью городов и раздолбанными дорогами
14%С покорением космоса и другими научно-техническими достижениями
26%С детством (молодостью)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (7) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.12.2017 09:07

    а нельзя уделить больше времени на варианты ответов?
    постоянно в голосовании варианты не блещут...

  • Анонимно
    27.12.2017 09:32

    Тоже хочу на кастинг, тем более в Челнах, как попасть к ним?

  • Анонимно
    27.12.2017 10:29

    хорошее название фильма , город Брежнев . стопудово будет действовать на россиян, думаю сильный отклик будет у россиян . а еще сочный промо ролик с таким названием вообще здорово

  • Анонимно
    27.12.2017 13:26

    Где вариант : С бесплатной медициной, бесплатным образованием, обеспечением работой и жильём..? Где такой вариант?
    Вариант: С отсутствием отрыва чиновников от населения в несколько миллиардов рублей/долларов/вилл.. Тоже хороший вариант.

  • Рустем
    27.12.2017 15:12

    Советский Союз у меня ассоциируется с унылыми безликими городами, отвратительным общественным транспортом и карточками на продукты, введёнными в Казани на 33 год после Великой Победы. И победными реляциями в программе Время.

  • Анонимно
    27.12.2017 17:58

    а у меня ссср ассоциируется с уличной преступностью переросшей во всеобщий бандитизм когда мы все дрожали и за себя и особенно за детей убьют или нет в этих групптровках

  • Анонимно
    29.12.2017 00:37

    Похоже, статья о фильме, который вилами по воде рисован. Пиар есть, ничего кроме пиара, включая финансирование, нету.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen