Общество 
17.01.2018

Под фанеру: татарстанские лесхозы подставляют плечо братьям Когогиным

Татарстанским фанерщикам удалось выбраться из китайской «западни», осталось навести мосты с местным МСБ

Зеленодольский фанерный завод Сергея и Александра Когогиных, полгода простаивавший из-за острой нехватки древесины, 9 января возобновил работу. Как стало известно «БИЗНЕС Online», предприятию удалось решить вопрос поставок березового сырья, которые были нарушены из-за демпинговой политики китайских закупщиков и дождливого лета.

В июле 2017 года Зеленодольский фанерный завод (ЗФЗ) был остановлен и распустил по домам 700 своих сотрудников В июле 2017 года Зеленодольский фанерный завод (ЗФЗ) был остановлен — отправлены по домам 700 сотрудников предприятия Фото: «БИЗНЕС Online»

ИЗ-ЗА МОКРОГО ЛЕТА И КИТАЙЦЕВ

В июле 2017 года Зеленодольский фанерный завод (ЗФЗ) был остановлен — отправлены по домам 700 сотрудников предприятия. Правда, некоторых тут же приютили на соседнем Поволжском фанерно-мебельном комбинате (ПФМК), но и он к концу 2017 года «сдулся», приостановив свое производство. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор по закупкам лесоматериалов ЗФЗ и ПФМК Ралиф Ямалеев, заводам ежегодно нужно 270 тыс. кубометров древесины. Раньше лес закупали в основном в Марий Эл и Кировской области. Однако во второй половине 2017 года произошел серьезный сбой.

«Июнь и июль были очень дождливыми, в леса невозможно было заехать. Заготовка велась, а из леса вывезти не смогли, дороги размыло. Осень тоже выдалась дождливой», — объясняет Ямалеев. В дополнение мешают приобретать лес конкуренты из Китая: они на месте покупают за наличку древесину по цене в два-три раза дороже рынка. Правда, в Татарстане таких дельцов замечено не было, но в соседних регионах — Кировской области, Марий Эл, Пермском крае и Удмуртии — китайские предприниматели орудуют вовсю.

Ямалеев говорит, что ближе к концу года предприятиям все же удалось найти источники фанерного сырья: «В третьем квартале мы начали в Татарстане работать, лесхозами из рубок ухода было поставлено 12 тысяч кубометров фанерного сырья, также наладили поставку из Марий Эл, Кировской, Нижегородской областей. Сейчас прорабатывается вопрос поставок из Пермский и Ульяновской областей. Будем работать и по Чувашской республике». Ямалеев сообщил также, что сейчас оба завода работают в полноценном режиме, удалось обойтись без сокращения сотрудников. «Наоборот, мы собираемся увеличивать мощности», — заверил он.

Сотрудники ЗФЗ вышли на свои рабочие места сразу после новогодних праздников. 49-летняя Алевтина Дмитриева, работающая на ЗФЗ, рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что вышла 9 января. Все время вынужденного простоя начиная с июля 2017 года работники, по ее словам, получали 2/3 зарплаты, но только в том случае, если приезжали на завод. «Вроде все работает: лущильные цеха, сушильные, клеевые, древесина есть», — говорит Дмитриева. О перспективах Алевтина не в курсе: «Нам никто ничего не говорит, мы и не спрашиваем, пока сырье есть — работаем».

Судя по всему, 2017 год для ЗФЗ окажется еще более убыточным, чем 2016-й. Напомним, по итогам 2016 года предприятие получило чистый убыток 67,6 млн рублей. Согласно бухгалтерской отчетности предприятия по итогам 9 месяцев 2017 года, получен убыток в 67,5 млн, тогда как в 2016 году на ту же дату она составляла 59,7 млн рублей. Руководство завода, которому мы хотели адресовать финансовые вопросы, оказалось недоступным для СМИ. Директор по продажам ООО «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» Людмила Когогина отказалась от комментариев, заявив, что не уполномочена их давать. Финансовый директор ЗФЗ Елена Дудина в телефонном разговоре заявила, что у нее совещание и бросила трубку.

Лесхозам запрещено рубить спелые и перестойные насаждения, которые могли бы стать хорошим фанерным сырьем Лесхозам запрещено рубить спелые и перестойные насаждения, которые могли бы стать хорошим фанерным сырьем Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ПРОСТО НЕТ СТОЛЬКО ФАНСЫРЬЯ»

Что интересно, фанерные заводы вполне устраивает качество татарстанского сырья — по подсчетам Ямалеева, им реально закрыть до 70% потребности заводов. Но есть проблема: лесхозам запрещено рубить спелые и перестойные насаждения, которые могли бы стать хорошим фанерным сырьем. Поэтому лесники лишь могут отобрать для фанерщиков все лучшее, что получается после рубок ухода. Поясним, что при проведении рубок ухода идет удаление насаждений, которые не представляют большой ценности в хозяйственным плане и отрицательно влияют на рост и состояние высокопродуктивных насаждений, поэтому здесь по определению нельзя получить высококачественное сырье. Такую низкокачественную древесину с удовольствием покупают за заводе «Кастамону интегре» для производства МДФ-панелей, но она по большей части не подходит для производства фанеры.

«Фанерный кряж — специфический товар. Для производства фанеры должно идти только хорошее сырье — береза и частично осина, но хорошей осины у нас мало, — говорит руководитель-лесничий Зеленодольского лесничества Идрис Хамитов. — К фанерному сырью есть специфические требования: древесина должна быть без трещин, без крупных сучков и диаметр без коры должен быть не менее 18 сантиметров, не допускается кривизна». Он отметил, что в 2017 году правительство РТ, министерство лесного хозяйства республики начали усиленно работать над обеспечением зеленодольских заводов сырьем: «Насколько мне известно, со многими лесхозами заключены договора на поставку фанерного сырья. На 2018 год около 100 тысяч кубометров фанерного сырья должно поставляться». Правда, в минлесхозе РТ нам эту цифру не подтвердили, пояснив, что, хотя все получаемое лесхозами в ходе рубок ухода фанерное сырье будет поставлено на ЗФЗ в полном объеме, прогнозировать итоговый объем поставок пока сложно.

В сентябре 2017 года ЗФЗ и ПФМК обращались к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой о поддержке В сентябре 2017 года ЗФЗ и ПФМК обращались к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой о поддержке Фото: premier.gov.ru

«Деловую древесину мы выставляем на торги на аукционы для малого и среднего бизнеса. Для получения фансырья заводам необходимо участвовать в этих аукционах и наладить контакт с малым и средним бизнесом, который будет поставлять им товар», — добавили в министерстве. Вот только МСБ не спешит освоить эту нишу: из 1,4 млн кубометров расчетной лесосеки в 2017 году представителями МСБ и гражданами было заготовлено только 290 тыс., говорит замминистра лесного хозяйства РТ Эмир Бедертдинов. Он связывает это с тем, что осиновое сырье, которым богаты леса республики, сегодня не востребовано на рынке. «Качественного березового сырья у нас не так много, — отмечает он. — В рамках госзаданий на рубки ухода, которые проводят наши лесхозы, при разделке древесины все получаемое фанерное сырье мы отправляем на фанерные заводы. Нашим лесхозам дано поручение, чтобы вели рациональную разделку и все фанерное сырье поставляли на фанерные заводы. Конечно, мы не можем удовлетворить всю потребность фанерных заводов. У нас просто нет столько фансырья», — с сожалением констатирует Бедертдинов. По его словам, цена насаждений на лесных аукционах вполне конкурентная — 70–80 рублей за кубометр. «У нас есть и потребители: завод „Кастамону интегре“, фанерные заводы, и в соседних регионах имеются, наверное, малому и среднему бизнесу надо активизироваться», — считает он.

ЗФЗ принадлежит братьям Когогиным примерно пополам: чуть более 50% — у главы «КАМАЗа» Сергея Когогина (на фото) и 48,9% — у его брата Александра Когогина ЗФЗ принадлежит братьям Когогиным примерно пополам: чуть более 50% — у руководителя КАМАЗа Сергея Когогина (на фото) и 48,9% — у его брата Александра Когогина Фото: president.tatarstan.ru

ФАНЕРНЫЙ ЗАВОД БРАТЬЕВ КОГОГИНЫХ

Напомним, что ЗФЗ принадлежит братьям Когогиным примерно пополам: чуть более 50% — у руководителя КАМАЗа Сергея Когогина и 48,9% — у его брата Александра Когогина. Что интересно, на фоне растущих сырьевых проблем в конце сентября 2017 года Сергей Когогин официально взял контроль над заводом в свои руки — ранее у него были скромные 0,7% акций. На ЗФЗ производят пять сортов клееной фанеры из березы. На продажу выставляются и отходы производства — карандаши от лущения, штакетник, отходы от раскроя фанеры и березовые опилки. ПФМК также принадлежит семье Когогиных. Он крупнее своего собрата, вдобавок к фанере там делают и мебель.

В сентябре 2017 года ЗФЗ и ПФМК обращались к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой о поддержке. «ПАО „Зеленодольский фанерный завод“ и ООО „Поволжский фанерно-мебельный комбинат“ входят в число ведущих предприятий деревообрабатывающей отрасли Республики Татарстан. В настоящее время оба предприятия находятся под угрозой остановки производства, вызванной дефицитом фанерного сырья — березовой древесины», — говорилось в обращении. Участники рынка начали ощущать острый дефицит березовой древесины (фанкряжа) еще весной 2017 года — из-за возросшего объема экспорта, причем порядка 90% поставок приходится на Китай и Финляндию. В поисках древесного сырья китайские предприниматели начали приезжать прямо на места лесозаготовки и скупать за наличку древесину по двойным и даже тройным ценам. 

Вице-президент ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Светлана Кржижановская рассказывала «БИЗНЕС Online», что ситуация на ЗФЗ не уникальна: к примеру, из-за отсутствия сырья в 2017 году был остановлен Чернышенский фанерный завод в Калужской области. Жаловался на проблемы с сырьем и директор Инзенского деревообрабатывающего завода в Ульяновской области Владимир Куприянов. В ассоциации полагают: чтобы не загубить фанерную отрасль, правительство должно законодательно ограничить экспорт фанерной древесины.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.01.2018 08:47

Пусть покупают по той цене, что и китайцы. Это же рынок, кто больше платит, тому и продают. Привыкли за бесценок покупать народное добро.

  • Анонимно
    17.01.2018 08:35

    Неужели нет новых технологий что бы отказаться от фанеры как рт материала ,деловой лес не стоит этого

    • Анонимно
      17.01.2018 08:47

      А куда предлагаешь использовать березу - на уголь? Фанера более технологична, позволяет экономить древесину, за счет снижения объема и более высокой прочности. Например ЛВЛ-брус.

  • Анонимно
    17.01.2018 08:46

    Т.е. незачем Когогиным строить фабрику в Кировской области. Лучше пусть делянки там покупает, а рубить лес там может и татарские леспромхозы....

  • Анонимно
    17.01.2018 08:47

    Пусть покупают по той цене, что и китайцы. Это же рынок, кто больше платит, тому и продают. Привыкли за бесценок покупать народное добро.

    • Анонимно
      17.01.2018 09:09

      Согласен. Почему Китайцы могут по такой цене покупать , а мы нет? И при этом конечный продукт скорее всего у них дешевле. Либо на предприятиях что то не то, либо проблема системная и наши предприятия из-за внешних факторов не могут конкурировать!

    • Анонимно
      17.01.2018 11:30

      Мастера лоббировать свои интересы

    • Анонимно
      17.01.2018 13:26

      В Китае запрещено вырубать лес естественного происхождения, поэтому государство дотирует покупку древесины. Поэтому они могут и по 210 покупать, а на цене конечного продукта это не отразиться

    • Анонимно
      17.01.2018 14:28

      Закрывайте завод,раз конкурировать не можете!

    • Анонимно
      17.01.2018 14:28

      Я бы сам китайцам продал!

  • Анонимно
    17.01.2018 08:48

    двойная - тройная цена - это 70 руб умножим на 3 =210 руб. Это в двадцать раз дешевле доски на казанских рынках... нехило десятилетиями зарабатывают на пиломатериалах очень не местные люди... а платят монопольную цену все-все-все... Сколько же стоит лес и пиломатериал? Пилорама не только китайская... но грабеж и внутри страны и снаружи.

    • Анонимно
      17.01.2018 09:21

      70 руб это цена осины,читайте внимательно, береза дороже

      • Анонимно
        17.01.2018 10:57

        из куба березы выходит фанеры на 100 долларов ,из осины вагонка на еще большую сумму.Для современных фанерных производств и по 600 рэ за куб выгодно брать.

      • Анонимно
        17.01.2018 11:06

        читай внимательно - какая маржа у перекупщиков досок и лесопилок.

  • Анонимно
    17.01.2018 09:01

    Можеть хватить рубить леса. Почему никто не сажает деревья . Все пользуется то что остался от СССР. Не для этого де садали деревья. У нас экология самая плохая так и лесов уничтожають.

  • Анонимно
    17.01.2018 09:18

    Ну ничего, скоро у Когогина так попрет, что не до какого-то фанерного завода будет.

  • Анонимно
    17.01.2018 09:32

    Около поселка Вороновка в глуши леса огромное количество техники и рубят лес. Мы потом мебель покупаем из стружек у турков и китацев. Апастовском районе вековые дубы ушли на струшки в Елабугу. Как жаль , нет у нас ностоящих хозяйственников только варюги. Нацональное богатство не для народа.

    • Анонимно
      17.01.2018 12:24

      скажите пожалуйста где именно это место в Апастовском районе?

  • Анонимно
    17.01.2018 09:54

    Проблема не в отсутствии сырья, а в том, что не хотят по рыночной цене его покупать эти делюганы, так как на открытом рынке эти успешные бизнесмены конкурировать не могут

  • Анонимно
    17.01.2018 10:54

    //Качественного березового сырья у нас не так много//

    Если почти 100 лет вырубать всю берёзу по республике - и ничего не сажать, то конечно, будет то, к чему пришли - всю берёзу вырубили.
    Теперь надо усиленно сажать берёзу - через 50 лет вырастит :-)

  • Анонимно
    17.01.2018 11:25

    Чем больше новых заводов, тем больше будут такие ситуации на рынке сырья. Но проблемы должны решаться рыночным путем!

    Когогин, генеральный директор высокотехнологичного, частично оборонного, градообразуещего завода КАМАЗ - УДИВЛЕН и ищет пути препятствия через государственное правительство, увидев китайское элементарное фанерное производство!
    Мне СМЕШНО!

  • Анонимно
    17.01.2018 12:06

    Березы для фанерных заводов можно привезти без проблем из Пермского края. Водным транспортом. И мало того, можно заключить контракты на 10 км лет. Сделать формулу цены на сырьё и перевозку. И планировать своё Производство, и леспромхозам , и фанерным заводам. Только нашим Зеленодольским заводам это было не нужно. Они отжимали поставщиком по полной, и по ценам и по срокам расчетов. Теперь ходят сопли по щекам размазывают, нет сырья, нет денег. Пусть начнут с себя и не обманывают поставщиков. Все появиться тогда, но деньги вперёд.

  • Анонимно
    17.01.2018 12:29

    Кастамонду надо ликвидировать к чёртовой матери!А эти пускай покупают на стороне,ничего такого нет...

  • Анонимно
    17.01.2018 12:31

    напрашивается вопрос от сельчан,которые сдают по 12 рублей молоко.. и по 70 рублей осину... ПЕРЕКУПАМ--ДОКОЛЕ ТАК БУДЕТ ИСШО???

  • Анонимно
    17.01.2018 13:22

    Вообще нужно запретить вырубать леса!!!!!
    Природу необходимо беречь!!!!!!

  • Танюшка
    17.01.2018 15:01

    Все вырубают и вырубают. Уже китайцев запустили. Временщики. Лес трогать нельзя.

  • Анонимно
    17.01.2018 15:36

    В Татарстане запретили вывозить даже сухостой в лесу. Местные жители не имеют права заготавливать дрова. Лесовозы всю санитарную рубку вывозят в Елабугу на турецкий завод. В итоге, из-за искусственно создаваемого дефицита, цена дров взлетела до 12 тысяч рублей за машину КАМаЗ. Деревенские пенсионеры не могут купить дрова в баню. А выговорите про фанерный завод...
    Скоро в лес даже за грибами нельзя будет ходить, не говоря уже о хворосте...

  • Анонимно
    17.01.2018 15:40

    Видимо, чернышевцы такие же недалёкие в отношении леса, как и наши товарищи.
    — Что необходимо, чтобы фанерные заводы эффективно работали? Люди и сырье для производства. Где берём сырьё? В лесу. Что надо, чтобы сырья было в достатке? А вот тут даже депутатом быть не нужно, даже медведю понятно, нужно чтобы леса было больше! А значит..?
    — Нам требуется государственная программа восстановления лесов! Цель — 25-30% от всей поверхности суши, ежегодный прирост 0,2-0,5-1% в год!
    Для этого нам нужны политическая воля, депутаты-лоббисты и все граждане, готовые принять участие в празднике восстановления лесов на нормальных коммерческих условиях!
    Необходимо в 2018-2019 году разработать и принять программу восстановления лесов на 2020-2045 годы! Кроме того, направить все силы на пропаганду полезности зелёных насаждений и бережного отношения к зелёному пространству! Ежегодно отправлять всех учащихся на высадку лесных саженцев с нулевого класса (в лесах сразу станет чище)! Випов же отправлять кортежами и дарить всем по лопате для саженцев (можно с памятными надписями и позолотой за дополнительную плату с их стороны)!
    — И все дела! ))

  • Анонимно
    17.01.2018 16:56

    нет в татарстане современных технологий ни в заготовительной ни обрабатывающей древесины. Кого только уже не ставили в минлесхоз, нет прогресса. Все примитивно, только щепки летят. Кругом рвачи, однодневчики

    • Анонимно
      17.01.2018 18:35

      Поменяйте задачу минлесхоза с "Вырубить как можно больше леса и дать срубить бабла всем кому можно" на программу восстановления лесов до 25-30% от всей поверхности суши с темпом восстановления 0,2-1% в год. И будет вам праздник!

      • Анонимно
        17.01.2018 23:08

        Видимо, тут народ такой, пустыни им ближе — минусуют, мол, мы за пустыню и вырубку леса под присмотром минлесхоза. Так держать, товарищи пильщики-вырубальщики!
        — И действительно, восстанавливать лес это как-то долго и непонятно, тогда как, например, завод какой-нибудь утилизационный, это здесь и сейчас! Тогда уж лучше про завод! ))
        — Прям как в кино!

  • Анонимно
    17.01.2018 18:27

    Из внимательного чтения статьи следует, что на проблемы с сырьём жалуются исключительно фанерные заводы из регионов с малым количеством лесных угодий. То есть данные заводы вынуждены нести большие затраты на покупку и доставку сырья, а потому проигрывают в честной конкурентной борьбе. Вот отсюда и стоны про засилье китайцев.

    • Анонимно
      17.01.2018 23:12

      Если вникнуть в проблемы лесхозов, то без высадки и ежегодного увеличения площади лесов в республике будущего нет ни у них и ни у этих "фанерных" королей! ))
      — Была бы у них голова, то и шапка бы нашлась! ))

  • Анонимно
    17.01.2018 21:10

    Хватит гнать древесно-плитные материалы зарубеж, когда внутренний рынок остром дефиците!

  • Анонимно
    17.01.2018 22:19

    я тут вас всех прочитал и, вдруг вспомнил 80-е - что-то типа "В пролёте, как фанера": не могу только вспомнить, к чему это произносилось?

    • Анонимно
      17.01.2018 23:15

      К тому, что леса завтра уже не останется и будем в пролёте как фанера... там, вроде было ещё "над Парижем". ))

    • Анонимно
      18.01.2018 00:30

      "Пролетая, как фанера над Парижем" - пословица времён конца второй мировой войны. Самолёты ПЕ-2 (У-2) делали из фанеры (крылья и элементы фюзеляжа)

  • Анонимно
    17.01.2018 23:53

    Уважаемые комментаторы, когда вы все крайний раз были в близьлежащих лесах??? Я каждый день езжу к своему дому через 8 км лесной дороги и боюсь что мне берёза упадёт на машину как шлагбаум-баум-баум. Весь лес это сплошной бурелом, сухостой, гниль поеденная короедом и ветровал. Чистите пожалуйста леса Татарии, Когогины, плиз!!!

    • Анонимно
      18.01.2018 07:05

      Им же сухостой и гниль не нужен. Неуж вы думаете что они санитары леса.

    • Анонимно
      18.01.2018 13:07

      Если не восстанавливать леса, то победит сухостой, родной. А если принять программу восстановления лесов до 25-30% от всей поверхности суши с темпом прироста в 0,2-1% ежегодно, то вернётся дятел, другие представители флоры и фауны и Ваши 8 километров снова превратятся в красивый пышный лес! Есть только одно "но", пока в тренде фанерные короли, лесхозы и жуки-короеды! Примечательно, что дятел, вероятно, доверяет человеку и нередко места гнездовья дятла находятся среди окраинных лесов, смежных с человеческим жилищем. Но вот человек вырубил леса вокруг себя и популяция дятла резко сократилась. И Вы почувствовали это, проезжая мимо сухостоя в республике, где площадь водных пространств самая крупная на всём Поволжье! Решение Вашей задачи по возвращению леса на дистанцию в 8 километров — создание полноценного зелёного каркаса на территории всей республики! А для этого нужна программа восстановления лесов!

    • Анонимно
      19.01.2018 09:51

      я живу в лесу,и сказки не рассказывай!гниль короед не ест,бурелом-это не строй порода...,ветровал очищает ствол от больной части,а сухостоя,как такового единицы,и то в диком кустарнике фундука))))

      • Анонимно
        19.01.2018 22:56

        Да, короед ест живое дерево, а не засохшее, но в итоге он нарушает водоснабжение и дерево погибает. А сухостой, как правило, у нас это берёзовые рощи не пережившие горячее лето лет 7 назад. И рощ этих было много, что засохли стало понятно, когда весной листвы не появилось. Сказка лишь в том, что уже лет 30 никто не высаживает лес, а всё больше пилят. Если восстанавливать даже по 0,2% от суши, то прибавка была 15%, получаем 17+15=22% суши, покрытой лесом. Тогда как сегодня 16-17% и лет 30 назад немногим больше (убыль). Вот и все сказки татарского леса.

  • Ф. Карим
    18.01.2018 04:48

    Ради этого стоило стать доверенным лицом действующего президента на выборах. Примыкания пошли.

  • Анонимно
    18.01.2018 06:28

    80 цена за куб + 400 руб. бригаде, чтобы спилила + вывоз из леса и погрузка. А первый рез осины с места 1100 руб. Какая тут прибыль???

    • Анонимно
      18.01.2018 09:29

      не может быть цена дров и леса отличаться в 15(!!!) РАЗ,а пиломатериала в 150 раз!!!Сказки не рассказывай!

  • Анонимно
    18.01.2018 19:26

    Когда производством управляет плохой экономист (А в фанерных комбинатах Когогиных главным управляющим является финансовый директор уже много лет) все пойдет ко дну, потому что главной работой директоров является экономия (экономия на обновлении производства, на зарплатах и т.д)

  • Анонимно
    19.01.2018 18:35

    Позвольте, а Поволжский Фанерно- Мебельный комбинат процветает! За счёт производства мебели для ИКЕА, они каждый год имеют чистой прибыли по 40 - 50 млн руб. Растет зарплата работников предприятия, обновляется оборудование и ещё "кормит" своего спонсора - ЗФЗ!?....

    • Анонимно
      19.01.2018 22:59

      Комбинаты должны процветать, но леса надо восстанавливать. Одно другому не помеха. И процветание комбинатов не должно превратить наш край в пустынный.

    • Анонимно
      21.01.2018 12:37

      Рост зарплат? Это когда отняли у тебя 2000, а добавили 500- это не ростом зарплаты называется.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль