Культура 
19.02.2018

«Где лежат эти ноты? У нас люди ходят, ищут в архивах...»

На открытии III фестиваля «Мирас» имени Назиба Жиганова прозвучала «яркая и незаслуженно забытая музыка татарских балетов»

Худрук ГСО РТ Александр Сладковский реанимировал музыку из татарских балетов, которая не звучала по 50–60 лет, – в субботу в Казани начался музыкальный фестиваль «Мирас». Концерт-открытие в этом году было решено посвятить 90-летию со дня рождения выдающегося дирижера Фуата Мансурова. О том, как открытие единственного в мире фестиваля академической татарской музыки прошло с пустыми VIP-ложами, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Вадим Дулат-Алеев и Александр Сладковский Вадим Дулат-Алеев и Александр Сладковский

«ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ЗВУЧАЛИ 50 ЛЕТ, ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ?!»

«Эти произведения не звучали 50 лет, представляешь?!» — удивленно и одновременно восхищенно обращалась одна из зрительниц фестиваля татарской музыки им. Жиганова «Мирас», стартовавшего в минувшие выходные в Казани, к своей подруге. И действительно, к примеру, увертюру из балета «Кисекбаш» Рашида Губайдуллина не играл никто из нынешних музыкантов и эта музыка последний раз звучала со сцены 60 лет назад, рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» арт-директор «Мираса» профессор Вадим Дулат-Алеев.


«Фестиваль, на мой взгляд, набирает обороты. И наша идея о сохранении наследия в области академического национального музыкального искусства, композиторской школы Татарстана была декларирована и, как мне кажется, с большим успехом движется вперед. Меня всегда интересует результат, и я вижу полный зал сегодня. Для меня это показатель того, что мы на правильном пути», — отметил на встрече с журналистами основатель «Мираса» художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский.

«Александр Витальевич [Сладковский] сказал, что мы должны сохранять наследие. Сохранять то, что сегодня будет звучать на сцене, — это уже итог работы. А работа начинается с того, что мы идем и ищем, где лежат эти ноты. Это происходит каждый фестиваль... Где лежат эти ноты? У нас люди ходят, ищут в архивах (не буду говорить, как они хранятся, по-разному бывает), дальше нужно это набрать в партитуру, развести по партиям, то есть очень большой объем работы, который не виден. Я с этого начал, чтобы вы поняли, что у нашего наследия есть и черновая рабочая составляющая, и потом только это все попадает на сцену», — добавил Дулат-Алеев и отвесил комплименты в адрес ГСО РТ и его худрука. «Поэтому я расцениваю [фестиваль] не просто как какое-то событие с историческим исследовательским уклоном, я расцениваю концерт как чисто художественное событие, это настоящий праздник татарской музыки, как бы кто к этому ни относился. Настоящий праздник, потому что она будет звучать в великолепном живом исполнении, не в записи, в живом современном исполнении можно будет послушать музыку наших классиков, а в татарской музыке есть классики, к сожалению, которых не все уже помнят. И чтобы их помнили, чтобы вся традиция стояла в полный рост — для этого существует „Мирас“», — уверен арт-директор фестиваля татарской музыки. им. Жиганова.

Кстати, «БИЗНЕС Online» поинтересовался на пресс-подходе: может, вместо эстрадной музыки на «Үзгәреш җиле» стоит развивать и вкладывать серьезные средства в академическую татарскую музыку? Дулат-Алеев ответил: «Зачем вместо? Закрывать один канал, чтобы открыть другой, — наверное, не так надо подходить. А академическую музыку развивать надо, здесь я с вами согласен. И надо уделять ей чуть-чуть больше внимания».

АХИЯРОВА: «Я ОСТАЛАСЬ В ВОСХИЩЕНИИ ОТ РАБОТЫ СЛАДКОВСКОГО, ОТ РАБОТЫ ОРКЕСТРА»

Композитор Резеда Ахиярова  отрывки из ее балета «Золотая Орда» также звучали на концерте — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что такой формат преподнесения академической татарской музыки ей очень нравится. «Я услышала давно-давно неисполнявшиеся произведения, которые я любила еще в те давние времена: это Бакиров «Су анасы», Хабибуллин. Настолько их редко исполняли! Некоторые произведения мы в симфоническом варианте даже и не слышали! Могу сказать про свою музыку — она по-другому зазвучала: нет балета, нет танцоров, все внимание было музыке. Этот формат настолько мой, настолько я чувствую музыку. Я осталась в восхищении от работы Сладковского, от работы оркестра. Видно, что они и сами с удовольствием играли».

Резеда Ахиярова Резеда Ахиярова

На наш вопрос о том, почему мы так редко слышим татарские произведения, Ахиярова только пожимает плечами. «Произведений достаточно, даже детские есть. Ставилась опера „Джельсомино“ Ильдуса Якубова, „Заколдованный мальчик“ Хабибуллина шел в свое время. Прекрасная музыка! Очень много интересной музыки, и ныне живущие композиторы что-то пишут. Не знаю, может быть, контакт нужен с театром... Наверное, необходимы современные постановки на эту музыку, взглянуть на нее новыми глазами. Сейчас такие богатые возможности. Мне кажется, это можно еще раз переосмыслить, и музыкально это будет интересно».

Есть у известного композитора свое мнение и относительно идеи создания нового музыкального театра, на сцене которого могла бы идти национальная классика, которая не может попасть на подмостки театра им. Джалиля. «Многие голословно заявляют: давайте создадим театр. А что за репертуар будет, а зритель кто, где это все будет, интересно ли, востребовано ли это все будет? Эти вопросы меня очень занимают, беспокоят», — говорит Ахиярова. Они считает, что было бы лучше поддержать оперную студию при Казанской консерватории во главе с «ведущей колоссальную работу» Альфией Заббаровой. «Может быть, им помочь с декорационными вещами, с костюмами, и они могли бы восполнить эту нишу. Я в этом вижу выход. Им нужно расширить материальную базу. Если бы в консерватории этим занялись, я думаю, у нас была бы прекрасная студия-лаборатория. Я думаю, и молодые композиторы взялись бы и репертуар бы наработали, тогда уже можно было бы вести речь об отдельном музыкальном театре. При консерватории, не при оперном театре, потому что это академический театр, у него своя определенная нагрузка», — отметила лауреат Тукаевской премии.

«НАСЛЕДИЕ ФЕСТИВАЛЯ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ — ЗДЕСЬ НЕ ТОЛЬКО ИМЕНА КОМПОЗИТОРОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ»

К слову, открытие «Мираса» фактически проигнорировали республиканские VIP'ы, в первую очередь — от культуры. «Жители Татарстана по праву гордятся своим многовековыми музыкальными традициями. Фестиваль татарской музыки „Мирас“ — это уникальная возможность познакомить слушателей с наиболее яркими произведениями национального творчества», — ведущий со сцены лишь озвучил приветствие Рустама Минниханова.

Концерт-открытие единственного в мире фестиваля татарской академической музыки в этом году было решено посвятить 90-летию со дня рождения выдающегося татарского дирижера, руководившего ГСО РТ более 20 лет, Фуата Мансурова. «Я очень благодарен Вадиму Робертовичу [Дулат-Алееву] за то, что он поддержал идею посвятить первый концерт фестиваля имени Жиганова памяти Мансурова. Во-первых, это были очень близкие друзья, сотоварищи, это были люди, которые совместно творили, и я считаю вполне естественным, если мы имеем такую возможность вспомнить о человеке, который столько лет отдал этому оркестру, это просто святое», — отметил Сладковский. «Наследие фестиваля симфонической музыки — здесь не только имена композиторов должны быть, но и имена тех людей, которые это наследие озвучивают. Фуат Мансуров — это величина, благодаря его „слышанью“ почти вся татарская музыка того времени вышла на сцену. Это наша фестивальная дань памяти Мансурову», — добавил арт-директор «Мираса».

Из тех, кто поприветствовал зрителей со сцены, была и Ахиярова, которая также вспомнила дирижера Мансурова. «С 1989 года он связал свою судьбу с нашим симфоническим оркестром, где сразу же принялся за очень смелый проект „Премьеры с Фуатом Мансуровым“, где исполнял никому не известные произведения молодых композиторов и этим внес огромный вклад в развитие нашей культуры. Это гордость нашего народа. Нынче традиции Мансурова, заложенные в этом оркестре, продолжаются новым руководством в лице Александра Сладковского. Мы, композиторы Татарстана, очень благодарны, что нас не забывают, наша музыка звучит, ищутся новые формы показа нашей музыки, как сегодня. Показ балетной музыки впервые делается в этом зале нашим оркестром», — отметила народный артист РТ. Завершая свою приветственную речь, Ахиярова обратилась к оркестру со словами: «А теперь слово музыке».

«Яркая, запоминающаяся, но иногда незаслуженно забытая музыка татарских балетов», — объявила ведущая концерта, а свое место за дирижерским пультом занял сам Сладковский.

Всего в афише можно было встретить с десяток названий татарских балетов: это были отрывки из уже названного выше балета «Кисекбаш» по сатирической поэме Тукая «Печән базары, яхуд яңа Кисекбаш», а также балетов «Водяная» Анвара Бакирова, «Заколдованный мальчик» Загида Хабибуллина,  «Золотая Орда» Ахияровой, «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского и «Йусуф и Зулейха» Шамиля Шарифуллина.                  

Второй фестивальный вечер, который состоится 21 февраля, будет посвящен знаменитой музыкальной династии Яруллиных. Дирижировать ГСО РТ будет художественный руководитель казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. Завершит «Мирас» 24 февраля музыка Рашида Калимуллина, концерт будет посвящен 60-летию композитора. За дирижерским пультом — ученик Мансурова Василий Валитов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.02.2018 09:14

Прекрасно! Народ стал забывать, что кроме во многом низкопробной эстрады, есть прерасная классическая татарская музыка!А многие вообще никогда не слышали и не видели!

  • Анонимно
    19.02.2018 09:00

    Александр Витальевич сделал очень много для РТ, в отличии он некоторых политических популистов. Очень гордимся его успехами.

  • Анонимно
    19.02.2018 09:14

    Прекрасно! Народ стал забывать, что кроме во многом низкопробной эстрады, есть прерасная классическая татарская музыка!А многие вообще никогда не слышали и не видели!

  • Анонимно
    19.02.2018 09:46

    Спасибо за статью. С нотами татарской музыки тоже есть проблема.

  • Анонимно
    19.02.2018 09:50

    То ,что делает Александр Сладковский для классической музыки в Татарстане это настоящий подвиг в наше время. Его имя давно вписано золотыми буквами в сердцах поклонников его таланта.Вот только к большому сожалению нет выпуска СD дисков с его концертами.Это трагедия!

    • Анонимно
      19.02.2018 23:18

      Почему нет? Есть антология татарской музыки, есть диски с записью симфоний Шостаковича!

      • Анонимно
        19.02.2018 23:38

        Это не антология татарской музыки, антология музыки композиторов Татарстана. Там нет пятой части татарских композиторов, зато записана музыка московского композитора А.Чайковского, приятеля А.Сладковского.

  • Анонимно
    19.02.2018 10:41

    Традиционно мало комментариев под статьей на тему культуры. Но это нисколько не умаляет важность происходящего. Сначала 50-60 лет не играют нашу татарскую классику, народ забывает, конечно. Точнее, просто не знает, что она существует. Мне 50 лет, но я ни разу не слышала не только некоторые произведения, но и их названия. Не знала, что они вообще есть. С одной стороны мне стыдно, с другой - где я их могла услышать, узнать? Потом в комментах пишут издевательские вещи на предмет, ну, и где ваши достижения, где нормальная музыка и др. А она существует. И через многие годы все равно находит своего исполнителя и слушателя. И, я уверена, существует много произведений современной классической татарской музыки, но мы про них не знаем. А так хотелось!!!!

    Спасибо и низкий поклон всем причастным к этому проекту от всех нас, простых татар, задыхающихся в попсе!!!!
    И удачи вам и успехов в этом святом деле!!! Алла ярдэм бирсен!!!

    • Анонимно
      19.02.2018 11:39

      Да вы не переживайте по поводу " нехороших" комментов. Это же по своему местные " приколисты" и не надо их воспринимать как мнение народа. Это пыль.

    • Анонимно
      19.02.2018 12:21

      Золотые слова.

  • Анонимно
    19.02.2018 13:04

    Вот такие они, республиканские VIPы, другие у них, к сожалению, интересы, далеки они стали от татарского народа(((
    А ведь татары - это не только сабантуи и татарская эстрада, татары - это богатое наследие академической музыки талантливых татарских композиторов.

    Радует одно, что не скудеет наша земля на талантливых и просто хороших адекватных людей - истинных профессионалов своего дела, оценивающих истинные культурные ценности без налета характерных для определенных кругов предвзятых настроений.

    Низкий поклон всем организаторам фестиваля! Спасибо Александру Витальевичу Сладковскому за его ценный труд, за предоставленную радость услышать незаслуженно забытую татарскую музыку, здоровья ему и успехов!

  • Анонимно
    19.02.2018 13:32

    Спасибо. Концерт был Чудесным.

  • Анонимно
    19.02.2018 13:37

    Пора уже, пора вспомнить что у татар есть композиторы и кроме Сайдашева и Жиганова, поэты кроме Тукая и Джалиля, не говоря уже о писателях, про которых как бы "приказано забыть". Александру Сладковскому конечно почтение по любому...

  • Анонимно
    19.02.2018 15:20

    Концертные залы заполнены певцами под фонограмму. Поредели ряды настоящей татарской музыки. У рынка свои законы. Минкульт должен разбираться в таких тонких вещах. Сотрудников много а с образованием профессионалов мало.

  • Анонимно
    19.02.2018 18:06

    Как мало нашему народу надо, покупаются на показуху. Фестиваль пройдет, и снова татарская академическая музыка окажется в забвении. Ее надо регулярно играть во всех концертных программах, тогда она будет жить и развиваться. Одно утешает, похоже, критика возымела действие, ведь татарская общественность поднимает эти проблемы уже десяток лет, а Правительство РТ с Минкультом и в ус не дуют.

  • Анонимно
    23.02.2018 00:37

    Смешно! Разве Ахиярова и Любовский ,,не звучали,,50 лет? Но просочились тем не менее.Почему-то не вспомнились ,,Горная быль,, А.Ключарёва, ,, Зюгра,, и ,,Нжери,, Н.Жиганова. А давно ли слышали,хотя бы отрывки, татарских опер? Нет,не о татарской музыке речь ведётся,а о себе любимых!

    • Анонимно
      24.02.2018 00:11

      любезнейший, вообще то 17 февраля Сюита из балета «Нжери» Жиганова звучала, а то ли еще будет (верю в это). С автором комментария повыше (19.02.2018 18:06) я согласен- надо чаще исполнять татарскую музыку. А фестиваль "Мирас" по моему мнению прекрасен - как глоток свежего воздуха среди концертов многих алчных бездушных исполнителей, работающих себе во благо и якобы ратующих о культурном наследии музыки Татарстана, а на деле ничего не делающих или даже вредящих и искажающих это наследие.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль