Общество 
27.02.2018

«Мы в шаге от экологической катастрофы, а, по некоторым данным, она уже наступила»

План спасения Волги, предложенный Татарстаном, распух до 20 млрд, но Москва пока что раскошеливаться не спешит

«Программа по спасению Байкала провалена, деньги разворованы, учтите наши ошибки!» — без обиняков предупреждали эксперты, приехавшие накануне в Казань для обсуждения федерального проекта по спасению великой реки. Корреспондент «БИЗНЕС Online» разбирался, почему Татарстану в этом году не достанутся средства федеральной поддержки, будет ли принят закон «О Волге» и кто, собственно, отравляет воду.

Увидев в ратуше знакомые сабинские елочки, Владимир Бурматов заявил, что сам готов проводить экскурсию на эту тему Увидев в ратуше знакомые сабинские елочки, Владимир Бурматов заявил, что сам готов проводить экскурсию на эту тему

«МНЕ БЫ ПОСМОТРЕТЬ НА ВОДОЕМ, КОТОРЫЙ ВЫ ОЧИСТИТЕ, А ТО ВДРУГ У ВАС ТАМ ВСЕ ПЕРЕМРЕТ»

В Казанской ратуше накануне вершилась судьба великой матушки-Волги. Заседание круглого стола, посвященного сохранению и предотвращению загрязнения реки, стало финальным аккордом трехдневного пребывания в Татарстане депутатов комитета по экологии Госдумы РФ во главе с Владимиром Бурматовым. Прошедшие выходные народные избранники, презрев главный мужской праздник, провели в трудах праведных — побывали в гостях у Раиса Минниханова в Сабах, где ознакомились с работой лесного селекционно-семеноводческого центра. Бурматов был по-хорошему шокирован, узнав, что Татарстан готов обеспечить посадочным материалом, достаточным для облесения всех волжских берегов: Татарстан готов выйти на федеральные поставки своего посадочного материала. Увидев в ратуше уже знакомые ему сабинские елочки, Бурматов расплылся в улыбке и заявил, что сам готов проводить экскурсию на эту тему.

Остальные экспонаты выставки уже не вызывали столь нежного трепета депутатской души, Бурматов терпеливо выслушал рассказ про программу ремонта татарстанских биологических очистных сооружений (БОС). Вообще-то Татарстан, не дожидаясь федеральных миллиардов, давно приступил к ремонту очистных: с 2014 по 2017 год в республике проведен капремонт 32 БОСов на 1,3 млрд рублей, а в 2018 году запланированы ремонт и строительство еще 13 очистных сооружений. При строительстве БОС столкнулись с парадоксом. «Требования к стокам, то есть к воде для рыб, выше, чем для питьевой воды — для людей!» — удивлялся представитель ГИСУ РТ (заказчик программы).

Далее главу комитета по экологии ждал рассказ от  завкафедры природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафисы Мингазовой: она представила свои проекты по благоустройству водных объектов в Татарстане, а также пыталась увлечь парламентария мыслью о том, что необходимо заботиться не только о самой реке, а также о территории водосбора. «Если у нас притоки в порядке, то и Волга будет в порядке. Предлагаем создать ландшафтный парк в пойме реки Казанки», — делилась идеями Мингазова.

Доцент института экологии и природопользования КФУ Олег Никитин сумел заинтересовать депутата проектом по борьбе с сине-зелеными водорослями, которые вызывают цветение воды. Идея заключается в том, чтобы вносить в водные объекты естественный сорбент — бентонит, который поглощает содержащиеся в воде фосфаты, а это питательная среда для водорослей. Бурматов уточнил, испытывали ли технологию в промышленных масштабах. Но ученый честно признался, что для этого пока нет средств. «Чтобы применить на большом объеме, например на озере, нужны большие средства, хотя сама по себе технология дешевле европейских и австралийских аналогов в десятки раз», — заверял Никитин. «У вас пока все в теории, мне бы посмотреть на водоем, который вы очистите таким образом, а то вдруг у вас там все перемрет», — выразил опасение Бурматов и прошел в зал для пресс-конференций.

Татарстан, не дожидаясь федеральных миллиардов, давно приступил к ремонту очистных: с 2014 по 2017 годы в республике проведен капремонт 32 БОС на 1,3 млрд рублей Татарстан, не дожидаясь федеральных миллиардов, давно приступил к ремонту очистных: с 2014 по 2017 год в республике проведен капремонт 32 БОСов на 1,3 млрд рублей

«ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ, ВООБЩЕ НЕ УЧТЕНО В БЮДЖЕТЕ»

Журналист «БИЗНЕС Online» спросила у Бурматова о том, когда начнут поступать в Татарстан средства федерального бюджете по «волжской» программе, которая была презентована татарстанским СМИ еще в октябре 2017 года. Но, как выяснилось («денег нет, но вы держитесь там»), в 2018 году Татарстан средств волжской программы не увидит. По словам главы экологического комитета Госдумы, в бюджете России на 2018 год в программе предусмотрены только скромные 480 млн рублей — на сохранение Волго-Ахтубинской поймы.

«В проекте федерального бюджета на 2018 год профинансированы только мероприятия, связанные с очисткой поймы реки Волги. Это касается Астраханской и Волгоградской областей. То, что находится вверх по течению, вообще не учтено в бюджете», — честно признался глава комитета ГД. Но тут же добавил, что это только первый год программы и основное финансирование запланировано на последующие годы.

Странно, конечно, что спасение великой реки начали именно с поймы, это все равно что начать ремонт разрушенного дома с покраски покосившейся двери, но, возможно, есть какое-то логическое объяснение этому решению. По крайней мере, депутаты четко отдают себе отчет, что потратить от 250 до 280 млрд рублей (по разным данным), запланированных на всю «волжскую программу до 2025 года, нужно с умом.

«Главное — не повторить ситуацию, которая сложилась с экологической программой по реабилитации Байкала, когда освоено лишь 10 процентов выделенных средств », — эта мысль не раз звучала в зале. В сторону бурятских коллег вообще летело немало нелестных отзывов. Перспектива снискать печальную славу «распильщика» волжских миллиардов Бурматова сотоварищи явно не прельщает. По крайней мере, депутат обещал лично вникнуть в региональные проекты всех 17 регионов РФ, участвующие в программе по спасению реки.

«Я из Бурятии, у нас была реализована подобная программа с 2012 года, программа провалена. Хотелось бы, чтобы вы учли наши ошибки. Деньги были разворованы, не запущены ни одни очистные сооружения. Хотя деньги есть, Москва давала деньги, но регион не смог освоить», — честно признал байкальский провал депутат Госдумы Николай Будуев.

Странно, что спасение Волги начали именно с поймы, но возможно, есть какое-то логическое объяснение этому решению Странно, что спасение Волги начали именно с поймы, но, возможно, есть какое-то логическое объяснение этому решению

ТАТАРСТАНСКИЙ ПРОЕКТ — 20 МИЛЛИАРДОВ

Да, как выяснилось вчера, татарстанский региональный проект по спасению Волги до сих пор еще не принят в Москве. Хотя экс-министр экологии РТ Фарид Абдулганиев ожидал этого события еще в ноябре 2017 года, но, видимо, так и не успел довести до конца. Вчера на совещании чиновники обмолвились, что принимать регпроекты будут только в марте. Интересно, что пакет мер по спасению реки на территории Татарстана с тех пор серьезно распух. Осенью прошлого года речь шла о 15,9 млрд рублей, из которых 8,6 млрд рублей — из федерального бюджета, 6,1 млрд — из бюджета Татарстана и еще 1,2 млрд — из внебюджетных источников. Вчера же в отчете нового министра Александра Шадрикова фигурировала сумма, очень близкая к 20 млрд рублей.

«В рамках регионального проекта до 2025 года предложено к реализации 46 мероприятий на общую сумму 19,8 миллиарда рублей (федеральный бюджет — 10,7 миллиарда рублей, бюджет республики – 7,8 миллиарда рублей, внебюджетные источники – 1,3 миллиарда рублей), из них 42 мероприятия направлены на строительство и реконструкцию очистных сооружений на общую сумму 15,4 миллиарда рублей», — бодро отчитался Шадриков.

Любопытно, что во время пресс-подхода участвовал и председатель совета директоров «Ядран-Ойл» и депутат Госсовета РТ Ирек Салихов, правда, он не промолвил ни слова. Роль удачливого нефтетрейдера в этом проекте не вполне ясна, хотя с экологией его роднит то, что он стал региональным куратором проекта «ЕдРа» — «Экология России». Не совсем понятной нам также показалась идея по включению в перечень «волжских» мероприятий проекта компании «ТатРИТЭК» депутата ГС РТ Мухаметвалея Хуснутдинова по демонтажу бездействующих трубопроводов Озерного месторождения нефти в Нижнекамском водохранилище — стоимостью 400 млн рублей. Добавьте сюда же предложение «с бородой» от «Татэнерго» по повышению уровня Нижнекамского водохранилища. Кама, хотя и соединяется с Волгой, формально все-таки другая река, от Нижнекамского водохранилища до Волги более 400 км, да и на самой Волге, как говорится, проблем хватает. 


О ВОЛГЕ — ПОД ЗВУКИ «ТИТАНИКА»

О чем же говорили чиновники и депутаты от экологии, собравшиеся вчера в бальном зале Казанской ратуши? Для начала все просмотрели грустный фильм о состоянии главной реки страны, озвученный музыкой из фильма «Титаник», добавившей общей картине какого-то безысходного трагизма.

«Как ни крути, на территории волжского бассейна проживают 60 миллионов россиян, сосредоточено 45 процентов промышленного потенциала и 50 процентов  потенциала АПК, объем загрязненных стоков, сбрасываемый в бассейн Волги, равен 38 процентам от общероссийского показателя, это 5,5 миллиона кубических километров загрязненных стоков», — обрисовал масштабы волжской трагедии замминистра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов.

Выходец из Татарстана — замруководителя Росприроднадзора и правая рука Артема Сидорова  Рамиль Низамов рассказал, что его ведомство проводит инвентаризацию всех главных загрязнителей Волги, все они уже проверены, а по необходимости оштрафованы и вообще взяты на контроль.

«Из 14 тысяч юридических лиц, оказывающих негативное воздействие на Волгу, наибольший вклад в загрязнение вносят 769 объектов, из них к первой категории (самые опасные загрязнители прим. ред.) относятся 126 объектов — они переходят на онлайн-мониторинг. К объектам второй категории относятся 427 объектов. Причем 82 объекта первой категории и 112 объектов второй категории приходится на долю Чувашии, Марий Эл, Татарстана, Ульяновской и Самарской областей», — подсчитал Низамов.

60% загрязненных стоков дают объекты ЖКХ, далее следуют предприятия нефтехимии, металлургии, целлюлозно-бумажного производства, сельского хозяйства. Кроме того, Низамов сообщил, что сейчас Росприроднадзор завершает создание карты загрязнения реки Волги, которую они будут готовы презентовать осенью.

Сергей Ястребов: «Объем загрязненных стоков, сбрасываемый в бассейн Волги равен 38% от общероссийского показателя, это 5,5 млн кубических километров загрязненных стоков» Сергей Ястребов: «Объем загрязненных стоков, сбрасываемый в бассейн Волги, равен 38 процентам от общероссийского показателя, это 5,5 миллиона кубических километров загрязненных стоков»

НОВЫЕ СБОРЫ — С ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СТИРАЛЬНЫХ ПОРОШКОВ И УДОБРЕНИЙ?

В ходе встречи директор департамента ЖКХ минстроя РФ Елена Солнцева порадовала информацией о том, что минстрой России разработал проект по финансированию инвестпроектов по строительству очистных сооружений (ОС). Однако представителей бизнеса наверняка разочарует, что источником этого проекта в минстрое видят очередные экологические сборы с предприятий.

«Первое — это введение сбора с производителей и импортеров средств бытовой химии, содержащих тяжелоразлагающиеся ПАВ. По предварительной оценке, введение соответствующего сбора позволит обеспечить наполнение фонда вновь создаваемого института развития в размере порядка 15 миллиардов рублей ежегодно, при этом удорожание средств бытовой химии повлечет увеличение расходов населения в месяц не более чем на 0,8 процента, что в рамках статистической погрешности», — считает Солнцева.

Вторая мера, которую предлагает минстрой РФ, — это введение сборов с производителей минеральных и органических удобрений. Если это решение будет принято, Экологический сбор составит порядка 2 тыс. рублей за тонну, а ежегодный сбор по РФ — порядка 4-5 млрд рублей. Третьим источником станут платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Солнцева предлагает целевым образом направлять их на осуществление поддержки инвестпроектов по строительство ОС. По ее данным, в 2016 году этих платежей поступило в бюджеты всех уровней в размере 4,1 млрд рублей. В минстрое РФ считают, что, таким образом, ежегодный объем фонда, из которого могло бы идти финансирование программы, составит порядка 24–25 млрд рублей. Объем средств будет распределяться между субъектами РФ исходя их коэффициента бюджетной обеспеченности и численности населения.

Владимир Бурматов: «Речь идет не о самоочищении, а о том что мы в шаге от экологической катастрофы, а по некоторым данным она уже наступила» Владимир Бурматов: «Речь идет не о самоочищении, а о том, что мы в шаге от экологической катастрофы, а, по некоторым данным, она уже наступила»

Бурматов рекомендовал сначала тщательно взвесить все за и против этого предложения, поскольку, по его словам, это «скажется на стоимости конечного продукта для потребителей и ударит по гражданам». Мол, не получилось бы так, что планируемые 0,8% роста затрат населения на деле окажутся 8 процентами. Позже участники обсуждения также высказывались в духе того, что не стоит лишний раз нагружать бизнес, поскольку в конечном счете все эти сборы будут заложены в цене на продукцию. «Сбор же будет федеральным. А если в Республике Саха (Якутия) нас спросят: „Зачем мы будем платить? Волга далеко, а у нас тоже есть реки, и их тоже надо поддерживать», — добавил Бурматов в конце встречи и еще раз предложил хорошенько обсудить предлагаемые новации.

«СЕГОДНЯ ПОД НАШИМ КОНТРОЛЕМ НАХОДИТСЯ КАЖДАЯ ВЫПУСКНАЯ ТРУБА» 

Самым последним из докладчиков слово получил назначенный недавно министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан  Шадриков, он рассказал о подготовке Татарстана к проведению мероприятий в рамках программы по оздоровлению реки Волги. Министр напомнил присутствующим, что протяженность Волги на территории республики составляет 2 тыс. км и что за последние годы в Татарстане проделана большая работа по снижению антропогенной нагрузки на реку. «Сегодня под нашим контролем находится каждая выпускная труба», — уверенно заявил Шадриков, как если бы сам лично проверил каждую из них.

Александру Шадрикову (справа) пришлось отчитаться за успехи своего предшественника Абдулганиева — по постановке на кадастровый учет береговых линий водных объектов Волжского бассейна и о сносе незаконных построек Александру Шадрикову (справа) пришлось отчитаться за успехи своего предшественника Абдулганиева — по постановке на кадастровый учет береговых линий водных объектов Волжского бассейна и о сносе незаконных построек Фото: gossov.tatarstan.ru

Волей-неволей ему пришлось отчитаться за успехи своего предшественника Абдулганиева — по постановке на кадастровый учет береговых линий водных объектов Волжского бассейна, а также о сносе в 2017 году 500 незаконных построек на Волге. Перейдя к сути «волжской» программы, Шадриков, заявил, что ее конечной целью является снижение объем сброса загрязненных сточных вод не менее чем на 63,7%.

Глава татарстанского Роспотребнадзора Фарид Хайрутдинов обозначил перед федеральными гостями проблему утилизации иловых полей казанского МУП «Водоканал».

«В Казани прямо в 50 метрах от реки Волги находятся 100 гектаров иловых полей МУП „Водоканал“, где находится более 3 миллионов тонн илового осадка, это надо учитывать при разработке программы по сохранению реки Волги», — уверен он

С ним согласен и глава комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин, который назвал переполненные иловые поля головной болью для Казани. Давно готов проект модернизации и реконструкции казанских ОС стоимостью 3,2 млрд рублей, который даже начали реализовывать своими силами. Помимо этого, в планах строительство завода термомеханической переработки осадков — стоимостью еще около 1,4 млрд рублей, также 4 млрд надо на рекультивацию иловых полей ...

«Проекты эти грандиозные, для „Водоканала“ неподъемные, учитывая тарифные ограничения, — констатировал Гиниятуллин и добавил. — Мы вкладываем деньги бюджета, около 140 миллионов из городского бюджета направлено на реализацию этого проекта, но эффективной помощью была бы целевая бюджетная программа оздоровления реки Волги».

Искандер Гиниятуллин (в центре) назвал переполненные иловые поля «головной болью для Казани» Искандер Гиниятуллин (в центре) назвал переполненные иловые поля головной болью для Казани

Вторая головная боль города — это сбрасываемые без очистки ливневые стоки: из 123 точек выпуска только четыре обладают системой механической очистки. «На проектирование и строительство очистных сооружений хотя бы на 23 основных выпусках ливневой канализации потребуется 5,2 миллиарда рублей», — продолжал перечислять нужды столицы глава комитета ЖКХ. Конкретных ответов на казанские «хотелки» услышано не было, но московские гости старательно записывали что-то в свои блокноты. 

Участники встречи от науки также раздали немало ЦУ приехавшим депутатам и чиновникам. В частности, предлагалось принять закон «О Волге», аргументируя это тем, что есть закон «Об озере Байкал». Также было рекомендовано больше прислушиваться к мнению ученых при составлении подобных программ. Один из ораторов и вовсе поставил под сомнение компетентность иных чиновников от экологии: мол, многие не имеют профильного образования и неплохо было бы отправить их на экзамен по экологии. Один из депутатов пустился в рассуждения о том, что было бы, если бы все предприятия вдруг перестали сбрасывать свои грязные стоки, и за какой период очистилась бы Волга.

«Речь идет не о самоочищении, а о том, что мы в шаге от экологической катастрофы, а, по некоторым данным, она уже наступила», — приземлил мечтателя Бурматов. Договорившись о плане работы на будущее, уставшие участники круглого стола стали быстро расходиться по своим делам.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (148) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.02.2018 08:08

"«Программа по спасению Байкала провалена, деньги разворованы, учтите наши ошибки!» — без обиняков предупреждали эксперты, приехавшие накануне в Казань для обсуждения федерального проекта по спасению великой реки." А щем наша Волга хуже Байкала? Ми тоже кущать хощем. Без булдырабыз!

  • Анонимно
    27.02.2018 08:08

    "«Программа по спасению Байкала провалена, деньги разворованы, учтите наши ошибки!» — без обиняков предупреждали эксперты, приехавшие накануне в Казань для обсуждения федерального проекта по спасению великой реки." А щем наша Волга хуже Байкала? Ми тоже кущать хощем. Без булдырабыз!

    • Оптимист
      27.02.2018 08:16

      Из 120 выпусков ливневой канализации очистные стоят только на 3
      Может с этого начать ?

      • А зачем? У нас проблемы решаются только методом засыпки...

        • Анонимно
          27.02.2018 12:11

          Очевидно, что в будущем очистка будет решаться двумя основными путями: путем укрепления берегов водоемов деревьями из правильного питомника и очисткой фарватера правильной компанией - компания ПСО-Казань, которая развалив купленный Татафлот, все еще располагает парком замснарядов и барж.
          Ну вот вам уже две распильно-клановые схемы, не сильно влияющие на чистоту реки.
          Проблему чистоты водоемов в РТ надо рассматривать на примере в отношения к реке Казанка и акватории Волги:
          неочищенные стоки активно сливаются в реку, а город пафосно проводит там соревнования по триатлону ))
          Благо, спортсмены не знают про это)) однако не так давно стало известно о похожем случае - артист Дарюс Кемпбелл решил на спор попить фильтрованной водички из Темзы, а потом умер от менингита. Вот такие были понты!
          Увы, в Казани экологическая культура на уровне плинтуса. Все говорят о развитии города, о росте туризма, но никто не стремится возродить потерянные пляжи на реках Казанка и Волга. Так и хочется послать руководителей Республики в ... Самару, чтобы они увидели красивую доступную длиннющую набережную, переходящую в пляж: оставил машину в любой ближней точке, дошел 100м до набережной, спустился на пляж -купайся в Волге и играй волейбол с друзьями.

          • Анонимно
            27.02.2018 14:21

            А в Самаре у пляжа тоже платные муниципальные парковки?

          • Анонимно
            27.02.2018 16:46

            Фарватер чистить надо, обмеление естественно идёт. Дорога и подъезды к набережной нужны. Чтобы был пляж, надо песком засыпать берег. Вы уж определитесь, как и кто всё это должен делать? Может вы? И как устроить пляж без засыпки.

            • Анонимно
              27.02.2018 17:52

              Обмеление идёт не естественно, одна из ключевых причин плотины и дамбы, а также любители засыпки акватории. Для начала нужен проект. И мне не важно, кто будет делать, если захотят, сделают. 100 лет, на самом деле, не срок.

              • Анонимно
                27.02.2018 22:34

                ну кто может сказать как архитектор города создала проект Волжские зори прямо на берегу Волги в Аракчино? Кто ей разрешил насыпать плотину и там утвердить проект застройки? Кто разрешил в водоохранной зоне так строить? Там же городской водозабор...

      • Анонимно
        27.02.2018 10:51

        Опять новые острова под коттеджи намывать собираются?

      • Анонимно
        27.02.2018 11:09

        Мурат Сиразин!
        Согласен ливневки первый сброс дождя обязаны делать в очистные сооружения! Но Как Вы думаете Бабаевцы со своих Дворцов куда сливают канализацию На казанской рублевке в Боровом Матюшино? А ведь удащливые сегодня все берега захватили рек в Татарстане! И теперь просят 20 миллиардов чтобы их тоже разворовать !

        • Анонимно
          27.02.2018 17:54

          Там же пирс Нафиса и там же в двух шагах коттеджи, не знаю кто такие и кто им разрешил строить на песках в природоохранной зоне, летом вода у пирса черная, все фикалии и огромные свалки мусора под каждой ёлкой, душа болит, когда видишь. Как не жалко гадить на своей земле?!

      • Анонимно
        27.02.2018 16:59

        Министерство экологии! Создайте надзорную комиссию! Посещайте ежедневно объекты, откройте горячую линию!

    • Удивляет терпимость к этому разворовыванию и пафос, с которым часто выступает глава счётной палаты Голикова о том, как бесследно исчезают деньги и концов не найдешь. Она говорит спокойно как функционал. Видимо , это уже стало деструктивной культурой российской экономики.

      • Моисей
        27.02.2018 10:23

        Традиции у нас такие
        Уже столетия
        Кого они должны удивлять?
        Был перерыв на 70 лет при СССР

        • Анонимно
          27.02.2018 12:30

          Там было не лучше, просто было иначе. Таскали по мелочи почти все абсолютно.

      • Анонимно
        27.02.2018 10:23

        ув.психолог.
        задача СП РФ выявить нарушения и нецелевое использование бюджетных денег(активов)
        и предоставить материалы КРУ АП РФ, надзирающим и правохранительным органам.
        для решения вопросов возбуждения различного рода юридических процессов .
        (тока никому не говорите)

    • Анонимно
      27.02.2018 10:49

      и сколько воров Байкала получили возмездие и вернули деньги?

      • Анонимно
        27.02.2018 12:37

        Они их возвращают на пляжах в Испании и в виллах на берегу Сицилии.

    • Tatar Хайпер
      27.02.2018 12:26

      каждый читает как хочет, видимо.

    • "План спасения Волги, предложенный Татарстаном, распух до 20 млрд, но Москва пока что раскошеливаться не спешит".

      Подождите, ведь уже выяснили, что есть ряд лиц, которые загрязняют акватории.

      ТАИФ, КАПО, компании ЖКХ и другие.

      Может, сначала выписать им предписание, и проверить исполнение.

  • Анонимно
    27.02.2018 08:08

    Волга утечет к соседям по течению.

    Поэтому Волгу - великую федеральную реку на деньги федералов и очистить надо

    А надо Татарстану пока инвестировать в ту экологию которая на территории Татарстана и в здоровье татарстанцев останется - фильтры и очистные на зоводах, поля в деревнях вокруг скважин и нефтепроводов и доугое аналогичное.

    • Анонимно
      27.02.2018 08:19

      Точно. Раз к соседям течет, то вообще загрезнять надо! Быстрее денег дадут, как уничтожим речку! Вот, наконецто правильная логика! Одобрямс!
      Прям слышу звук точильных камней- затачивают пилы. Вжых вжых вжых вжых, да побольше побольше выделяйте! Видите, как ниже по реке плохо! Вжых вжых

      • Анонимно
        27.02.2018 09:08

        Просто поясните зачем выделять федеральные деньги на чистку низовий волги.

        Когда стоки с верховьев волги к ним придут?

        В чем смысл?

    • Анонимно
      27.02.2018 12:19

      Вопросы экологии в РФ решаются формально и по остаточному принципу.

      • Анонимно
        27.02.2018 12:40

        Потому что никому не интересны основы безопасности среды какого-то серого мычащего гимны электората!

    • Анонимно
      27.02.2018 12:20

      Жаренный петух ещё не клюнул, ждём экологической катастрофы.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:22

      Это как с ДТП. Когда начали терять людей, как на войне, по 35-40 тыс. чел. в год, задумались и начали работать.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:24

      Последствия экологической катастрофы не так заметны как у ДТП. Поэтому не шевелятся.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:26

      ФЗаконы по экологии принимаются для показухи перед мировым сообществом. Они не исполняются, сроки оттягиваются, нормативные документы исполнения не разрабатываются...

    • Анонимно
      27.02.2018 12:27

      РФ идёт к экологической катастрофе.

      • Анонимно
        27.02.2018 13:00

        Лишь стагнация в экономике, а точнее в области производства является фактором тормозящим экологическую катастрофу. Иначе с таким отношением власти к людям загадили бы всё вокруг в погоне за откатами и бакшишем.

      • Анонимно
        27.02.2018 13:02

        РФ пусть идет куда хочет, а раздельный сбор мусора в Казани десятилетиями не организован - хотя в Швейцарию мерия ездит регулярно... но что-то не поняли - и не делают... но наверно это недоступное знание... мусор требует работы....

      • Анонимно
        27.02.2018 19:21

        ...к логической катастрофе.

  • Анонимно
    27.02.2018 08:12

    Министр экологии где?

  • ПанАлекс
    27.02.2018 08:20

    Фосфаты из моющих средств (особенно самых дешевых) совсем не очищаются на очистных и в полном объеме попадают в водоемы. В "развитых" странах доходит до полного запрета фосфатов.
    У нас же тем же зарубежным компаниям из "развитых" гнать можно все! Колониальная экономика!

    • Анонимно
      27.02.2018 08:50

      Вангард?

    • Анонимно
      27.02.2018 09:10

      Уважаемые жильцы, люди. Начните с себя, перестаньте на кухне использовать синтетические химические моющие средства, сода и порошок горчицы хорошо справляются с этим. сохраните здоровье. Как говорили древние: "Эта земля принадлежит не нам, а нашим внукам".

      Сохраните природу и она сохранит вас.

      • Моисей
        27.02.2018 10:25

        Какие моющие средства)))
        Говорят вам на ливневках очистных нет
        Вся грязь мегаполиса течет в Волгу прямым ходом
        Вот где самая первая проблема

        • Анонимно
          27.02.2018 10:53

          и этого никто не понимает? А если понимает - что же делают? Посчитали 123 дырки из города в Волгу.... и дальше что - купол над иловыми полями - деньги в небо?

          • Анонимно
            27.02.2018 11:46

            Никогда не думал что у нас такие проблемы с ливневкой
            почему власть молчит?
            Прокуратура вместо того что бы гонять по огородам бедных учителей татарского лучше этим вопросом займитесь

            • Анонимно
              27.02.2018 12:33

              В Казани на 70% ливнёвки вообще нет.

            • Анонимно
              27.02.2018 12:43

              Нынще мильцанерам своей бумажной работы хватает. Теперь они бегут лишь туда, куда нащальство укажет.

            • Анонимно
              27.02.2018 12:52

              нет у нас проблем с ливнёвками. у нас проблемы с переизбытком транспорта который коптит и замасливает природу.

              • Анонимно
                27.02.2018 18:05

                У нас есть проблемы с ливневками!
                Везде фальш дырки стоят особенно в центре

                • Анонимно
                  27.02.2018 22:35

                  а кто хозяин этих дырок? В конечном итоге - Исполком! Территория ему вверена!

        • Анонимно
          27.02.2018 13:08

          И это тоже, согласен с Вами. Экология умирает не заметно. Вроде что-то есть и леса какие-то и деревья и даже "Зелёный рекорд" - спасибо Метшину, а здоровых людей больше не становится. В воздухе устойчивый запах, чего-то, не говоря уже про НЭФИС, ещё мусорный завод. Говоря прямо, внуки властьпридержащих Бабаевцев жить здесь не будут. Под молчание Народа, над создают такие условия отвратительные.

      • Анонимно
        27.02.2018 10:40

        И детей ,и себя тоже горчицей, яйцами и содой мыть, и стирать этим же. Браво! А может всё таки не воровать, а строить и модернизировать?!

        • Анонимно
          27.02.2018 11:48

          Очистные нужны
          Как это вся грязь с города, все канцерогены , все масла, топливо, вся грязь что на земле без очистки течет в Волгу
          Вы вообще в своем уме?
          Вы что творите?

          • Анонимно
            27.02.2018 12:46

            У них свое творчество: виллы на берегах Италии, отдых в Бали, премиальные автомобили. Но и проблем тоже много (не завидуйте): детям учебу в Лондонах оплачивать надо, комуналку за 2000мкв платить надо, в прокуратуру не загреметь бы за растрату .. и многое другое. Увы, вся жизнь - борьба!

    • Анонимно
      27.02.2018 12:28

      В России пока нечего сравнивать с развитыми странами.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:29

      Что делает Ф.Сибагатуллин в Комитете экологии Госдумы?

    • Анонимно
      27.02.2018 12:31

      Комитет экологии Госдумы - почётное место пребывания отставных пенсионеров.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:31

      Экологии нет, Комитет никому не нужен.

  • Анонимно
    27.02.2018 08:26

    Около моста через Волгу уже вода не замерзает из-за стоков иннополиса. Скоро зимой пароходы ходить будут. А в мае уже река будет цвести. Лет 20 назад цвела в августе. Сейчас уже чуть ли не в июне, а в августе в зелёный кисель превращается. И рыбы практически нет.

    • Анонимно
      27.02.2018 10:53

      Удивительное явление в студёные морозы полыньи сотни метров в районе моста Займище.
      И куда смотрит МЧС, которая штрафует рыбаков за выход на 6,5 см лёд?

    • Анонимно
      27.02.2018 10:54

      руководство городов лично ответственны за грязь на Волге... не работают и не понимают что творят.

    • Tatar Хайпер
      27.02.2018 12:27

      для того и собираются. сколько песен и сказаний о великой реке, а она скоро речкой, если не ручейком станет.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:34

      Больше становится рыб-мутантов.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:49

      Есть слух, что мощности инфраструктуры иннополиса таковы, что при малом количестве жителей эксплуатировать их очень дорого. Поэтому очистные включают лишь в праздничные дни, когда высокие гости приезжают.

  • Анонимно
    27.02.2018 08:28

    5,5 млн.кубических километров???
    То есть это столб со сторонами км на км и высотой 5 500 000 километров чтоли?)))
    Не многовато ли?....

  • Анонимно
    27.02.2018 08:39

    Высокогорский район посёлок Дачное все фекалии населения напрямую льют в казанку ,вонь стоит и болото образовалось ,7 км и впадает в Волгу,где очистные ?

    • В прошлом году нам стрельнуло в голову совершить сплав по Казанке от Куркачей до Бирюлей. Пару раз проплывая мимо населенного пункта, чувствовали канализационную вонь. А они, чиновники от экологии, оказывается, что каждую дырку знают, за каждую отчитываются. Маладеслар! Булдыралар!

      • Анонимно
        27.02.2018 14:41

        Вся высокая гора и вверх по течению и Арский район все льют в казанку фекалии, а куда их лить ?в поле нельзя ! Очистных нигде нет

        • Анонимно
          27.02.2018 22:36

          а Глава района есть? Почему не зовет инженеров и ученых чтобы решить катастрофическую ситуацию?

  • Анонимно
    27.02.2018 08:49

    Хорошее дело. Давно пора!
    Информации только мало, нужен общественный контроль. Все проекты, ОВОСы через общественные слушания! Сделайте свой сайт программы с возможностью обсуждения. Не видно ничего. Где, я могу увидеть данные о сточных трубах, которые "контролирует" министерство экологии и росприроднадзор РТ?
    Почему гидромет РТ (УГМС РТ) - гос.служба дает информацию о состоянии окружающей среды за деньги, сама делает проекты на сброс и сама их же проверяет? Прокуратура АУ!?
    Сильно отстаем в плане информированности.

  • Анонимно
    27.02.2018 08:59

    Ну если реализовывать в Татарстане по традиции эту прогу будет условный ФГ, то в отличие от бурятов деньги конечно будут освоены и что-то даже построено. Но ПДК достигнуты не будут ни на одном ОСК. Это медицинский факт.
    П.с. прокуратуре можно уже сейчас начинать морщить виртуозов-проектантов и тех, кто подтягивает их к "конкурсам". На интеллигентов чуть надавишь - они поплывут и впарят. Дерзайте!)

  • Анонимно
    27.02.2018 09:00

    при таком вараврском отношении к великой реке.как у нас
    становится понятно,поему федералы прокатили с финанасированием..
    ПСО скоро получит новое задание по социально-экологической ответственности за свои действия...проще говоря,сделают всё,но за свои.
    вангую.

    • Анонимно
      27.02.2018 11:58

      Да правильно, что прокатили с финансированием! Для очистки Волги достаточно принять правильные законы, либо ты сам очищаешь свои стоки, либо платишь миллионные штрафы! Тогда очистка будет производиться за счет тех, кто ее засоряет, а деньги бюджета на более нужные вещи потратить можно!

    • Анонимно
      27.02.2018 12:36

      Федералы Волгу считают татарской рекой Идел.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:38

      Верхняя Волга - русская, татарская река Идел - средняя и нижняя Волга.
      Очищение надо начать с Верхней Волги.

  • Анонимно
    27.02.2018 09:02

    "Министр напомнил присутствующим, что протяженность реки Волги на территории республики составляет 2 тыс км."
    Хм. Возрождаем Казанское Ханство в увеличенном масштабе?))

    • Анонимно
      27.02.2018 10:56

      у него Нижнекамск в 400 км от Волги и из 3.5 тысяч км Волги - 2/3 - это в Татарстане ( наверно он хотел говорить о притоках...)

      • Анонимно
        27.02.2018 16:25

        Вообще то Нижнекамское водохранилище расположено от г. Наб. Челны и выше по течению. И да до Камского устья 281 км.

    • Анонимно
      27.02.2018 12:41

      Волга-Идел протекала по терр. Казанского ханства, Большой Орды, Астраханского ханства.
      Министр это имел ввиду.

    • Анонимно
      28.02.2018 10:38

      Он сказал правильно -200 км, а не 2 тыс. км!

  • Анонимно
    27.02.2018 09:03

    не вздумайте им денег давать!

    • Анонимно
      27.02.2018 09:24

      Чтобы не украли денег, Волгу чистить не будем, а если в шубе блоха завелась. то шубу сразу в горящую печку и блохе конец (к сожалению шубе тоже).

      • Анонимно
        27.02.2018 09:59

        вы не правильно поняли.
        именно им денег давать нельзя.
        своей удащливостью и непотребными клановыми желаниями все погубят.
        кто больше всего реку опаганил (взять хотя бы Татарстан)?
        вот их и надо заставить все исправить за свой счет!
        Первый в списке ПСО!

  • Анонимно
    27.02.2018 09:07

    Если власти справятся с проблемой сточных вод в Волгу и действительно очистят « авгиевы конюшни» , то им будет благодарность от потомков. Великое дело сделают. ... только вот справятся ли

  • Анонимно
    27.02.2018 09:14

    генподрядчиком освоения бюджета , вангую,
    будет фирма из трех букв
    первая П

  • Анонимно
    27.02.2018 10:01

    не изобретайте велосипеды,и берите выше-ряд ученых давно уже отметили что построенные ГЭС на Волге влияют на заилевание.обмеление-это все равно как в том случае с набранной ванной-открой пробку и вода унесет все своим течением

    • Анонимно
      27.02.2018 10:22

      Куда? Типа, с глаз долой ,из сердца вон?

      • Анонимно
        27.02.2018 14:03

        В школе надо было учиться, а не штаны протирать, тогда вопросов бы таких не задавал.

        • Анонимно
          27.02.2018 17:00

          Сам двоечник, если хочешь грязь по течению и дальше в море толкать. Привыкли всё ломать, а не строить.

  • ravrr
    27.02.2018 10:32

    >План спасения Волги, предложенный Татарстаном, распух до 20 млрд

    Я считаю это лишнее, выделять деньги на такую ерунду. Деньги нужно выделять на Рубин, чтобы было чем платить зарплаты легионерам, отечественным ногомячистам и агентам (это самое главное, ради чего мы должны увеличивать бюджет Рубина) и тех и других. А вот с Волги-то какой прок? Сколько человек её посещают, кто эти граждане? А вот Рубин посещают 5 тысяч. Так что выбор очевиден.

  • Анонимно
    27.02.2018 11:05

    Конечно катастрофа наступила. Волга стала химической помойкой. Уже даже рыбы толком нет.

    • Анонимно
      27.02.2018 11:45

      Самое печальное что и эти псевдозащитники Волги не для результата эту работу ведут, вернее только финансового результата

  • Анонимно
    27.02.2018 11:14

    Волга давно уже не река, а гидротехническое сооружение. Течение практически остановлено, самоочищение не происходит, вода стоит и тухнет, поэтому нет рыбы. Надо сносить все ГРЭС, СРОЧНО!

    • Анонимно
      27.02.2018 12:48

      Снести ГЭС-ы и построить в каждом ауле свечные заводы.

      • Анонимно
        27.02.2018 13:53

        Да! Снести к чертовой матери эти ГЭСы. Построить атомные станции за Уралом, а чистую воду из волги поставлять до Сирии. Это выгоднее, и разумнее, чем гадить себе в водопроводный кран

    • Анонимно
      27.02.2018 12:49

      А где альтернативная энергетика?

  • Анонимно
    27.02.2018 11:45

    Ну это вы слишком фантастически о ГЭС-даже если ГЭС влияет на Волгу. Снимать турбины никто не будет -это же энергобезопасность страны.Тут надо дифференциррвано-в части заиливания подойдут ГАЭС в местах с большими иловыми отложениями(здесь и эффект кавитации и насыщения воды кислородом для живности ).Но ГАЭС трудозатратны и должны приурочены к ГЭС или ТЭЦ.Другие факторы же -Волга же питается от ручейков и малых рек вот в них надо решать проблемы -составление дорожной карты. Начать с малого в населенных пунктах где стоки уходят в речушки а далее в Волгу,но где нет БОС, уменьшить продажу СМС, ведь раньше хорошим средством при союзе была Сода. А ведь загрязнение это не только стоки -но и еще брошенная пластиковая бутылка в реку. В этом ключе можно но осторожно и косвенно задействовать МСЗ. Ведь как показывает практика ваша республика в делах инноваций очень продвинута

    • Анонимно
      27.02.2018 14:47

      много буков - ГЭСы пора уничтожать - все.

      • Анонимно
        27.02.2018 17:56

        Не уничтожать. Заменить поперечное на продольное. И это всё. Просто у стариков не было времени и сил строить последовательную схему, построили поперечную. Получилось дешёво, но сердито, река в большом проигрыше. Перестроим вдоль, река вздохнёт, наполнится водами, жизнью, всем будет польза.

        • Анонимно
          27.02.2018 22:37

          в проигрыше 60% населения России - потеряли землю и луга, воду и леса - ломать!

  • Анонимно
    27.02.2018 11:51

    Для начала начните берега чистить! Вы видели что творится вдоль берегов Волги? Ил в конце лета каждый года убирали вдоль берегов еще при СССР. Рыба дышала,люди купались. А сейчас с середины июля идет запах,с августа зловоние всей этой зеленой массы. А Вам миллиарды подавай,завод строить. Не терпится господа чиновники приступить к распилу?

  • Анонимно
    27.02.2018 11:53

    Надо начинать с притоков. Какой смысл в очистных сооружениях на Волге/Каме если идет неконтролируемый сброс в ту же Казанку, если Нокса, впадающая в Казанку, давно превратилась в сточную канаву.

  • Галеев Зуфар
    27.02.2018 12:09

    Уже и экологические проекты, как и все другие инфраструктурные проекты, становятся источником для "роспила" и "откатов". То ли ещё будет.

  • Анонимно
    27.02.2018 12:21

    Ещё со времён союза все объекты проектировались с очистными сооружениями да и сейчас точно так же.Сейчас у каждого объекта есть собственный хозяин.Так почему этот хозяин не может за собой свою же грязь прибрать и почему для этого надо клянчить деньги со стороны.

  • Анонимно
    27.02.2018 12:21

    по-моему министру экологии РТ вместе с министерским портфелем вручается и гель для волос ) что предыдущий, что текущий министр с "облизанными" волосами ходят. интересно, что это за гель такой? он сделан из экологически чистых материалов?

  • Tatar Хайпер
    27.02.2018 12:25

    Байкал жалко, конечно, но и его можно спасти, как и Волгу. Вопрос поднимается уместно!

    • Анонимно
      27.02.2018 14:49

      Байкал не спасти - китайцы его увозят - они уже купили берег.

  • Анонимно
    27.02.2018 12:29

    Berater.

    Как говорит Герман Стерлигов , во всём виноваты химики - алхимики.
    Вначале мы производим и выпускаем товары нефтехимии , потом ищим деньги на экологические проекты.
    Замкнутый круг.

  • Анонимно
    27.02.2018 12:30

    Азат Д

    Может для начала наказать тех, кто устраивает эту катастрофу, а потом уже миллиарды на это выделять? Может тогда и миллиарды не понадобятся? Может как раз и нужны эти миллиарды, поэтому и экологическая катастрофа?

  • Ильдар Абый
    27.02.2018 12:53

    Хорошо, что на Волгу обратили внимание. Ждем результатов.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:02

    Как же так, был же у вас "хороший" министр экологии...... Как много говорил с экранов тv.............

  • Анонимно
    27.02.2018 14:08

    не забываем и про МСЗ
    если общественности не будет внятно представлен проект и теххарактеристики завода
    то не за горами увеличение элементов таблицы Менделеева в акватории Волги и Казанки близ города..
    а учитывая тот факт,что внучки и детки некоторых булдырдыков потихоничку уезжают в Лондон..
    то веры властям города,что их судьба и судьба их детей будет связана с Казанью и Россией,сводится к зерроу..
    мы имеем перспективу получить здесь второй Китай..,который стоит на грани экокатастрофы..
    а сюда повезут отходы из всяких уголков мира,для их утилизации...
    нам это нужно?
    (уезжать из России не собираюсь,не иноагент,не гринписовец.обычный горожанин.)
    ------------

    • Анонимно
      27.02.2018 14:50

      а кто проект представит? Они же чертежи читать не умеют, химию знают только про отмывку... ученые не комментируют про этот завод - не допускают.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:13

    Был же у вас министр экологии, а как вы все его хвалили "хороший" такой, весь в делах....... Как он пел с экрана. TV... Можно было думать, что у вас в Татарстане, вся территория - одна заповедная зона.... Если серьезно, все ваше население купаться в эксперимент ваших чиновников..

  • Анонимно
    27.02.2018 14:23

    Экосистема - объект самовосстанавливающийся, перестаньте гадить в Волгу - первая задача.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:29

    В 2017 году - Год экологии России, мною было неоднократное обращение в МЭПР по РТ и Росприроднадзор по РТ, однако абсолютно не пытались реагировать на обращения, зная того что имеется нарушения и загрязнения озера в селе Старое Ямкино Алькеевского района РТ.
    С Уважением пенсионер Рамиль бабай.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:30

    МЭПР по РТ и Росприроднадзор - два бесполезных "контор" пора ликвидировать.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:31

    МЭПР по РТ и Росприроднадзор либо пора объединить. Так как два подразделения и оба занимаются одним и тем же вопросом. Просто дублируют друг друга.

  • Анонимно
    27.02.2018 14:36

    Приятно, что новый министр экологии осознал, что на территории республики находится самый большой водный бассейн всего Поволжья. И что необходимо восстанавливать реки, озёра и леса. Осталось разработать и принять программу восстановления лесов до 30% от всей поверхности суши, попутно введя мораторий на вырубку существующего леса и любых лесопосадок. Всех владельцев земли (главным образом, бывших муниципальных товарищей) обязать восстанавливать леса на их землях, подпадающих под программу, выделив им денег из бюджета (чем чахнуть над землёй путь полезными будут). Всех препятствующих от лесной и водной кормушки отлучить! ))
    — И будет нам чем заняться, а всем счастье лесами наслаждаться! ))
    — И да, когда дают 20 ярдов так и хочется заступиться за реку, а дадут больше и за леса тоже можно! )
    ----------------------------------------------
    Почему за 100 лет у Казани так и не появилось полноценной набережной с пляжем вопрос удивительный, но пока даже в проектах до этого так и не додумались. Ну, не везёт городу с этим! Хотя Самара рядом, многие там купались на центральном пляже города, всё понятно без слов. Волга у нас та же самая! Ещё и Казанка в плюсе!

    • Анонимно
      28.02.2018 14:44

      Казань - единственный город Поволжья без обустроенной волжской набережной. Нонсенс.

  • Анонимно
    27.02.2018 16:28

    болтовня и распил народных денег ,вот и всё что делает наше правительство.

  • Анонимно
    27.02.2018 20:28

    Правительство не трогаем. Оно из народа! А народ мы. Каждое домохозяйство вносит свой вред - кто-то в врезает в муниципальную ливнёвку свою канализацию, кто-то на берегу машину моет(одна капля масла делает непригодной 500л воды! и этому не учат в школе!), кто-то расстраивает город( не имея мощностей по очистки), кто-то строит Ореховку с выбросом в лесу под берегом, у всех дачи и вся канализация в водоём( а чем я хуже соседа!?), в Васильево очистные интерната лет 25 не работают( экологи приедут понюхают штраф выпишут, но посчитать и потребовать от кабмина принять меры к строительству/реконструкции очистных не могут!), все хотят коттеджи и базы в водоохранной зоне( поэтому и нет никакой охраны,а есть зона безответственности!) и это всё МЫ его величество ЧЕЛОВЕК БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, БЕССОВЕСТНЫЙ, НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ!
    Про язык дискуссии ведём, а что оставим татарам/ русским/ чувашам-нашим внукам?
    Пустыню Сахару по-среди Евразии?
    А ЭкологиЯ вся сводится к составлению проектов, за бешеные бабки, аффинированными фирмочками при Минэкологии и Ропртроднадзоре ( проверяют эти проекты). Буржуи все отходы в Африку вывозят. У нас нет таких денег, то мы все отходы здесь побросаем. Ещё и ЛИЦЕМЕРЫ .
    В агломерации «Казань» надо срочно решить две проблемы -иловые поля и очистные заставить работать по современным технологиям( ау ИКМО?) и не очищенные выбросы с Марбума ( ау Кабмин и выше?) устранить/ уменьшить!

    • Анонимно
      27.02.2018 22:38

      откуда Правительство? Из народа? Выбрано? нет. Тогда откуда?

  • Анонимно
    28.02.2018 07:55

    все так называемые берегоукрепительные работы в малых городах имеют своей целью вывести земли из юрисдикции водоохранной зоны с последующей распродажей местными властями под коттеджи своим людям прокуратуре следует разобраться кто и как составляет проекты под данный вид работ кто делает экологическую и геологическую экспертизу почему не спрашивают мнение местного населения

  • Анонимно
    28.02.2018 14:46

    Сначала было слово. Может и дела начнутся?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль