Машиностроение 
7.03.2018

Почти Red Bull Air Race: в Казани запускают в серию самолет для «гонок» над полями

Для выполнения указов Путина Сергей Чемезов подставляет плечо казанскому МВЕНу

Почти два десятка лет прошло с той поры, как казанская компания «МВЕН» начала раскрутку своего специализированного сельскохозяйственного самолета — единственного в России. Зато, надо полагать, сейчас дело пошло ускоренными темпами. Сегодня «Ростех» распространил заявление о намерении до конца года выпустить аж 30 самолетов Т-500. Подробности выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Сергей Чемезов подставляет плечо казанскому МВЕНу Сергей Чемезов подставляет плечо казанскому МВЕНу Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

И ОПРЫСКИВАТЬ ПОЛЯ, И СЕЯТЬ РИС

До конца этого года будет выпущено 30 самолетов для авиахимработ Т-500, сообщила сегодня пресс-служба «Ростеха». В релизе указано, что производством займется обнинское АО «ОНПП „Технология“». И почему-то ни слова не сказано о том, что вообще-то эту машину (первоначальное название МВ-500) разработало казанское ООО «Фирма МВЕН» (главный конструктор — Юрий Шипилов).

Что такое Т-500? Это небольшой цельнокомпозитный моноплан, может эксплуатироваться вне аэродромов, оснащен быстродействующей парашютной системой спасения. Первый полет машина совершила осенью 2014 года. А публике Т-500 впервые представили на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017. Т-500 — развитие специализированного сельскохозяйственного самолета «МВЕН-2 „Фермер“», но у него более мощный двигатель, он более обтекаемый и берет почти в два раза больше полезной нагрузки — 500 килограммов. Как сообщает «Ростех», стоимость Т-500 будет в два раза ниже, чем у зарубежных аналогов (например, Thrush и Cessna). Насколько известно, создатели самолета намерены уложиться в рамки $250 тысяч.

По сообщению «Ростеха», Т-500 — универсальный самолет для выполнения мониторинга окружающей среды (особенно в пожароопасный период), обследования промышленных объектов большой протяженности, воздействия на гидрометеорологические явления, обработки лесов от вредителей, ликвидации разливов нефтепродуктов. Возможность применения современной технологии ультрамалообъемного опрыскивания позволяет проводить экономичную и эффективную обработку новейшими типами химических составов.

Последняя функция, пожалуй, самая главная, ведь в России до сих пор нет специализированного сельскохозяйственного самолета. Между тем в сельском хозяйстве Советского Союза трудилось примерно 5 тыс. Ан-2. Да, наземная техника сегодня шагнула далеко вперед, но без сельхозавиации, как видится, все же не обойтись: при помощи нее можно делать химпрополку, бороться с насекомыми и болезнями и так далее. Авиация производительнее и во многом технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая. Здесь и противоэпидемиологическая обработка, что в последнее время немаловажно. Кстати, интересно, что с Т-500 можно даже сеять рис.


ДОЛГОЖДАННЫЙ ПРОЕКТ

МВЕН пытался продвинуть свой сельхозсамолет с начала 2000-х, но дело постоянно натыкалось  на всякого рода препоны. Насколько можно понять, главной проблемой стало получение сертификата типа — процедуры чрезвычайно сложной и дорогостоящей. Можно предположить, что при помощи «Ростеха» сертификацию удастся завершить в этом году. «В данный момент судно проходит заключительный этап сертификации», — говорится в сегодняшнем релизе госкорпорации. Генеральный директор МВЕН Виктор Ермоленко в беседе с «БИЗНЕС Online» не стал вдаваться в подробности, лишь подтвердив, что сборка машин будет вестись в Казани, и, действительно, к концу года ожидается старт серии.

Вопрос: зачем МВЕНу потребовалось сотрудничество с «Ростехом»? Во-первых, можно предположить, что дело в ряде особых технологий, которыми обладает ОНПП. Напомним, что это один из российских лидеров в области композитных технологий, прежде всего — для ракетно-космической и авиационной промышленности. Во-вторых, подопечные Чемезова — это, безусловно, мощнейший толкач актуального, но долго буксовавшего проекта.

Зачем это надо «Ростеху»? В сегодняшнем релизе об этом сказано вполне определенно — выполнение предначертаний президента Владимира Путина: «Увеличение доли гражданской продукции — не просто поставленная правительством и госкорпорацией задача, а необходимое условие развития предприятия. В 2017 году доля выручки ОНПП „Технология“ от гражданской продукции составила 19,7 процента. К концу 2018 года планируется довести этот показатель до 25 процентов за счет производства Т-500, а также вывода на рынок конструкционной оптики из монолитного оптического поликарбоната, углепластикового хвостового оперения для авиалайнера МС-21 и изделий из керамических материалов для отечественной металлургии, научной деятельности и даже медицины».


ТАТАРСТАН ЗАИНТЕРЕСОВАН

В «Ростехе» полагают, что у Т-500 большое будущее: «Проект Т-500 обладает большим потенциалом развития. В 2018 году мы планируем выпустить 30 воздушных судов, а с 2019 года готовы выйти на мощность 120 самолетов в год. Уже сейчас у нас намечены первые направления сбыта — в покупке самолетов выразил заинтересованность Рослесхоз, возможность покупки либо аренды обсуждается с министерством сельского хозяйства, подписано соглашение о содействии в продажах с Росагролизингом. В реализации пилотного проекта создания единой системы авиахимработ в России готовы принять участие администрации Татарстана, Пермского края и Свердловской области. Заинтересованность в закупках также выразили зарубежные заказчики из Португалии и Эквадора».

Что касается Татарстана, то вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов не так давно подчеркивал интерес республики к сельхозавиации: «В республике сегодня развито сельское хозяйство, у нас вносится большое количество удобрений, внимательно относятся к внедрению новых разработок. Мы заинтересованы в применении самых современных и самых экономичных методов обработки сельхозугодий. Мы говорим не только о производстве самолетов. Концепция состоит в том, чтобы предлагать обработку полей как услугу», — пояснил Каримов. Отметим, что некогда в Татарстане было примерно 30 площадок сельхозавиации, сохранились шесть, так что определенная база для апробации Т-500 есть.

Проблема в том, что вряд ли многие хозяйства потянут покупку и содержание сельхозавиации, ведь она работает сезонно — три-четыре месяца, а остальное время стоит. Есть смысл создать летную специализированную авиакомпанию и предоставлять услугу по авиахимработам. В конце концов, сельхозавиация — это целая система: полеты, обслуживание самолетов, подготовка технического и летного состава. Последнее — чрезвычайно важная вещь, ведь пилот сельхозавиации, несмотря на неказистость специализации, должен быть профессионалом очень высокого класса: это экстремальная работа на низких высотах и с просто диким темпом.


«НЕОБХОДИМОСТЬ В КУКУРУЗНИКАХ БЫЛА И ЕСТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» предложили экспертам оценить перспективы сельхозавиации.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Надо смотреть на характеристики, класс самолетов. Если это судно, которое может брать на борт хотя бы тонну груза — растворы для опрыскивания полей или удобрения для подкормки, то, конечно, это очень ожидаемая машина. Сегодня кроме кукурузников — старых, древних — на опрыскивание пускают легкие самолеты, вносящие микродозы. Мы не очень хорошо к этому относимся и считаем, что все-таки для качественной обработки посевов необходимо использовать большее количество литров на гектар. В зависимости от нормы внесения, каждый взлет рассчитан на определенное количество гектаров. Например, если вы тратите 100 литров на гектар — берите тонну. Значит, каждые 10 гектаров вам надо взлететь, опрыснуть, сесть и заправиться снова. Если хотите в день опрыснуть 500 гектарв — у вас выйдет 50 взлетов и 50 посадок. А если небольшой самолет с маленькой грузоподъемностью, он применяет уже не 100 литров на гектар, а, например, 30, 40, 50 литров. Доза маленькая и не все капельки долетают до растения, а в жаркую погоду часть и вовсе испаряется. То есть эффективность снижается. Поэтому очень важно, чтобы этот самолет имел грузоподъемность хотя бы 1–3 тонны. В таком случае это долгожданный самолет... Вообще, каждую весну в Татарстане только «Красный Восток Агро» привлекает 36 кукурузников на раннюю подкормку озимых — пока в поле не может выехать ни один трактор. За счет ранней подкормки компания всегда получает самый высокий урожай по озимой пшенице. Необходимость в кукурузниках, которые выпускают еще со времен Второй мировой войны, была и есть. Нам приходится собирать эти самолеты по всей России. Прилетают они из Краснодара, Воронежа, Тамбова, Пензы, Волгограда, Ульяновска, Саратова. Из каждого региона по три-четыре машины.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ:

— Подобными воздушными суднами сегодня в Татарстане пользуются крупные агрохолдинги, например «Ак Барс Агро» или «Красный Восток Агро». Они берут эти самолеты в аренду у юридических лиц. Но для фермерских хозяйств подобные самолеты невыгодны. Во-первых, в основном у них небольшие площади полей — около 100 гектаров. Во-вторых, сразу поднимается себестоимость продукции. И если агрохолдинги могут себе это позволить, удешевив другие источники расходов, то для фермеров это, конечно, не по силам. В целом, разумеется, это намного быстрее и удобнее, чем использовать специальную сельскохозяйственную технику несколько раз в год. Если такие самолеты приобретет государство и будет через Росагролизинг предоставлять услуги по невысоким ценам, я думаю, это может заинтересовать фермерские хозяйства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.03.2018 22:38

Хайруллину надо бы знать, что грузоподъемность у "кукурузника" 1,5 тонны. Он хочет, чтобы ему предоставили для сельхоз работ самолет грузоподъемностью 3 тонны. При этом АН-2 самый большой самолет с одним двигателем. На самолет грузоподъемностью 3 тонны надо будет ставить два двигателя. К тому же это будет больше смахивать на Боинг, а не самолет сельхозавиации. Такой самолет сядет не на каждое поле и т.д. и т.п. Так что господин Хайруллин плохо разбирается в авиации, да и в экономической целесообразности использования самолетов в сельхозработах тоже.

  • Анонимно
    7.03.2018 18:51

    Молодцы! Долго и упорно шли к своей цели без халявных бюджетных денег

    • Анонимно
      7.03.2018 19:53

      И теперь дорвались до них!

    • Анонимно
      7.03.2018 20:34

      Но в итоге пришли к ним же в форме денег Ростеха.

    • Анонимно
      7.03.2018 21:31

      Поддержка Фонда содействия: В 2007 году получено 8 млн рублей по программе «ПУСК», в 2008 году - 8,7 млн в рамках конкурса по экспортно-ориентированной продукции. В 2012 году компания получила финансирование в размере 14 млн рублей в рамках германо-российского конкурса, в 2014 году - 14 млн рублей по программе «Экспорт». fasie.ru/success/Istoriya-uspekha-Firmy-MVEN/

    • Анонимно
      9.03.2018 23:19

      А теперь их разработками воспользовались другие

  • Анонимно
    7.03.2018 18:54

    Сколько уже говорят о нем, не надоело?

    • Анонимно
      7.03.2018 20:37

      хорошая идея делать облет на данном самолете для туристов города инополиса-рассказывать на борту любознательным японцам о наших достижениях в данном городе, о высоких технологиях, которые там живут и внедряются и говорить что жаль что они не смогут наяву походить по его улицам,уж пусть поверят на слово..И посадить своего человека на окраине города,когда будет самолет подлетать, надо пустить фейерверк приветствуя туристов,-запустить тысячи журавликов,-пусть завидуют нашим возможностям и инновациям!

      • Анонимно
        7.03.2018 21:47

        Какими конкретно достижениями там могут удивить любознательных японцов, смиренно облетающих дивный град Иннополис на сием чуде технике? Япония лет как на 20 впереди живет давно. Разве что йотафоном, made in china или системой ГЛОНАСС, восстребованной только тутА (а не тамА), и отстающей далеко-далеко от GPS. Мэнге Тау

        • Анонимно
          8.03.2018 23:42

          А вы знаете для чего и по съемкам заказу появился GPS? И для чего он на самом деле нужен? Или искренне думаете что он нужен для того чтобы вы могли загуглитт дорогу к ближайшей кофейне на своем смартфоне?

          Так вот, когда найдете ответы на эти вопросы, поймёте почему тутА так нужен ГЛОНАСС, а в Китае своя система

      • Анонимно
        13.03.2018 15:19

        На данном самолете место для одного пилота и хим. бак на 500л. Разве что японцев в хим бак напихать))

  • Анонимно
    7.03.2018 18:55

    Для катания туристов самое то, а для сельхоз.работ слабоват.

  • Анонимно
    7.03.2018 19:00

    и все же - три тонны не поднимет? А когда поднимет? Тема в развитии более 30 лет - и вот началось!

  • Анонимно
    7.03.2018 19:07

    При чем тут чемезов? Все лавры олигарху?

  • Анонимно
    7.03.2018 19:27

    За последний год число ультрабогатых людей в России выросло на 23%. Это те, у кого более 550 млн.долларов состояние. Из всех таких богачей каждый второй имеет европаспорт и, соответственно, гражданство. Это все, что нужно знать о будущем.

  • Анонимно
    7.03.2018 19:46

    ОДИН РУПЬ ДАЮТ А ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ДЕРЖИМ В УМЕ...
    «В республике сегодня развито сельское хозяйство, у нас вносится большое количество удобрений, внимательно относятся к внедрению новых разработок.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/374920
    Можно продолжить достижения- у нас самые непритязательные на предмет заработков с/х работники -средняя зарплата недотягивает и до 10 тыс. руб. да и то ее, родную сельчане многие месяцы не видят... Да и давно уже особо и не просят,- привыкли выживать собственными силами.. Это как самообложение- один рупь дают а еще четыре как бы надо держать в уме...Так что экономия в сфере заработков на селе также даст огромную выгоду и послужит резервом и дальнейшим толчком для развития с/х в регионе...

  • Анонимно
    7.03.2018 20:42

    Что-то Айрат Назипович сплоховал! Вместо Ан-2 все "кукурузник", да "кукурузник". Нет такого самолета!
    А по этой "заинтересованности" республики в этом новом самолете - неужто закупят все??? Не верю.
    Кому надо - тому же КВ Агро, и говорить ничего не надо. Они самостоятельно арендуют и используют. И сын Айрата Назиповича лично контролирует правильность построения маршрутов обработки и их фактическое выполнение. А фермеру, с его 100 га земли, этот самолет и даром не нужен.

  • Анонимно
    7.03.2018 20:56

    Предлагаю в ЮВТ Аэро создать подразделение сельхоз авиации. Они и так сидят на субсидиях минтранса. А тут субсидии от минсельхоза будут.

    • mad big
      7.03.2018 21:55

      Эти ребята начинают с югов, и по мере наступления тепла перелетают севернее. Тут целая авиадивизия нужна. Кто потянет?

  • Анонимно
    7.03.2018 22:38

    Хайруллину надо бы знать, что грузоподъемность у "кукурузника" 1,5 тонны. Он хочет, чтобы ему предоставили для сельхоз работ самолет грузоподъемностью 3 тонны. При этом АН-2 самый большой самолет с одним двигателем. На самолет грузоподъемностью 3 тонны надо будет ставить два двигателя. К тому же это будет больше смахивать на Боинг, а не самолет сельхозавиации. Такой самолет сядет не на каждое поле и т.д. и т.п. Так что господин Хайруллин плохо разбирается в авиации, да и в экономической целесообразности использования самолетов в сельхозработах тоже.

  • Анонимно
    7.03.2018 22:57

    Возможно стоит рассмотреть возможность применения беспилотников для сельхозработ.

    • Анонимно
      7.03.2018 23:14

      Желательно беспилотников - КАМАЗов.

      • Анонимно
        8.03.2018 13:34

        Поддерживаю! С уважением, пилот беспилотника (типа, а вдруг грач пролетит (и создаст точку пересечения траекторий движения, - а тода...: а хто на гашетку давить будет (для экстренного торможения:-)

    • Анонимно
      7.03.2018 23:23

      А ещё шаров- монгольфьеров или дирижаблей.

      • Анонимно
        9.03.2018 23:21

        дирижаблей-беспилотников, можно и водородом накачивать, не страшно

    • Анонимно
      8.03.2018 06:50

      Карлсонов запустите.

  • Анонимно
    8.03.2018 08:24

    кому нунеж это дерьмо?Опять сверху дрянью сельчан поливать?Опять останемся без огурцов и помидор?Опять всё в округе вымрет?--ХВАТИТ УЖЕ,ОСТАНОВИТЕСЬ!

  • Анонимно
    8.03.2018 08:34

    Даешь своего Илона !!!
    А поля надо опрыскивать с 3 утра до 7 и вечером, чтобы химия не испарялась (для Хайруллина).

    • Анонимно
      8.03.2018 10:38

      Вот ещё один кандидат в «советники».
      А лошади кушают овёс...

  • Анонимно
    8.03.2018 16:08

    Пенсию лучше прибавили бы !

  • Анонимно
    12.03.2018 18:22

    Удивительно, сколько дерьма в комментариях вылили... Нашу страну ничто не спасёт, потому что для нормальной страны нужны люди, которые хоть во что-то верят в своей стране и хоть чему-то радуются.
    С чего вы взяли что самолёт плохой? Вот с чего?
    Вы знаете в точности его параметры и все эксперты в авиации? Вы знаете как создавался этот самолёт? Вы знаете сколько надо потратить средств и сил, времени, чтобы хоть что-то создать и запустить в производство на территории СНГ?
    Почему у вас все плохие и всё что ни делается, всё плохо?
    Может быть потому, что вам, диванным критикам, пора встать с дивана и пойти попахать с утра и до ночи, как создатели этого самолёта?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль