Авторейтинги 
29.03.2011

Авторынок-2010: корейский салат из Америки

У АВТОВАЗА В ТАТАРСТАНЕ ВПЕРВЫЕ ОСТАЛАСЬ ЛИШЬ ПОЛОВИНА РЫНКА

Программа утилизации, посткризисное оживление автокредитования и общий рост уверенности татарстанцев в своих доходах принесли заметное оживление автомобильному рынку: он вырос в 2010 году на четверть. Какие брнды входят в топ-10 самых продаваемых автомобилей и насколько увеличились продажи Bentley и Porsche в Татарстане – об этом и многом другом в обзорном тексте об итогах 2010 года, подготовленном аналитическим центром "БИЗНЕС Online".

НА 30% БОЛЬШЕ

Вначале коротко обозначим результаты деятельности российского автопрома по итогам 2010 года. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России составили 1,9 млн. машин – это на 30% больше, чем годом ранее. Еще в ноябре прошлого года АЕБ давала несколько иные прогнозы: 1,8 млн. авто – вот тот конечный уровень, который российский автопром не перепрыгнет. Напомним, что в начале 2010-го эксперты АЕБ ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 млн. автомобилей. Однако темпы посткризисного роста авторынка превзошли все ожидания. Прогноз комитета автопроизводителей АЕБ на 2011 год – 2,2 млн. проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей

Если говорить об авторынке Татарстана, то за весь прошлый год, по данным автостата, здесь было зарегистрировано 165 тыс. легковых автомобилей. Это на 40 тыс. машин (или на 24%) больше, чем в 2009 году. Примечательно, что если российский авторынок увеличился на треть, то рынок Татарстана вырос только на четверть. Разницу в росте авторынка РФ и РТ эксперты объясняют разными причинами – более низким спросом в РТ относительно других регионов РФ (и более высоким в Москве), а также возможной погрешностью между данными, предоставленными ГИБДД и фактическими продажами дистрибьюторов. Кроме того, озвучивается версия о том, что спад в целом в кризис в РТ был менее сильным, чем в целом по РФ: например, в 2009 году тот же бренд Lada в РТ упал на 33,5%, в РФ – на 44%.

Никита Сухачев - генеральный директор ООО «РРТ-Казань 3» поделился своим взглядом на эту ситуацию: «Разница в росте авторынка России и Татарстана  в 2010 году объясняется тем, что у рынка РФ было больше возможностей расти. Условно говоря, рынок России может расти вглубь и вширь, то есть вглубь – это когда прирост продаж происходит за счет увеличения количества автомобилей  на определенное количество человек. А вширь – за счет охвата новых территорий, к примеру, в регионах, где сильнее отразился кризис, соответственно, и послекризисный подъем ощущается сильнее, и продажи увеличиваются ощутимее. У Татарстана, как такового, потенциала для роста вширь уже нет. Поэтому рост авторынка в Татарстане показал немного меньшие результаты, чем рост в целом по России».

ИНОМАРКИ ОБОГНАЛИ РЫНОК

Иномарки и российские бренды выросли примерно на одинаковую величину. Однако зарубежные росли в течение года гораздо быстрее, чем российские марки. Темп роста сделок с иномарками составил 140%, при этом российские бренды выросли на 127%. Весь рынок в целом увеличился в 1,3 раза. Любопытно, что на фоне общего роста рынка доля российских марок по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,5%, иностранные брэнды в свою очередь наоборот увеличили свой удельный вес в общем объеме на эту же величину.

Особо отметим, что речь идет о регистрационных действиях с любыми автомобилями: среди них и новенькие иномарки из автосалонов, и старенькие дедушкины «Москвичи», которые, как видно из таблицы, тоже меняют владельцев и, стало быть, также находятся какой-никакой, но частью рынка…

Согласно данным управления ГИБДД МВД по РТ, на 1 января 2011 года совокупный татарстанский автопарк насчитывал порядка 946 тыс. транспортных средств. Из них легковые автомобили составляют 785 тыс. единиц.

ЛЮБИМЫЕ БРЭНДЫ ТАТАРСТАНЦЕВ

Десятка самых популярных брэндов в республике по итогам 2010 года практически не изменилась по сравнению с 2009 годом. Брэнды внутри ТОП-10 лишь только поменялись местами, при этом доля рынка, которую они занимают, составила 81% по итогам двух прошлых лет.

Итак, в лидерах рынка по-прежнему российская "Лада". По итогам 2010 года зарегистрировано 83 тыс. единиц автомобилей этой марки. На долю продукта АвтоВАЗа приходится половина общего объема рынка республики. Любопытно, что в абсолюте "Лада" прибавила больше всех: + 18 тыс. за год, однако, несмотря на это, доля ее в совокупном объеме сократилась с 52% в 2009 году до 50% к 2010-м.

Интересно, что в ТОП-10 как минимум четыре строки занимают автомобили корейского происхождения. Вторая по популярности - Daewoo, модели которой Nexia и Matiz собираются в Узбекистане до сих пор под этим корейским брэндом, принадлежавших General Motors, но ныне уже фактически прекратившим существование. Немного уступает ему Chevrolet. Он также принадлежит GM, однако, стоит отметить, что наиболее популярные в России и Татарстане модели Chevrolet – Aveo, Lacetti, Cruze и Spark опять же имеют корейское происхождение. Так что «американцами» их можно считать с определенной долей условности. Впрочем, в современном автопроме вопрос «национальности» многих марок выглядит весьма запутанным….  

Кстати, одной из возможных причин некоторого падения Chevrolet эксперты называют прекращение продаж Chevrolet Lanos в 2009 году. Однако если к ее результату прибавить 1028 украинских ZAZ Chance, то американская марка окажется на второй строчке нашего рейтинга. Тут опять же надо напомнить, что недорогой и популярный Lanos в свое время был создан Daewoo как замена «Нексии» и бегает по дорогам РФ под личиной и украинского ZAZ, и американского Chevrolet.   

Отметим еще одного «корейца», чья популярность заметно растет: Kia вытеснила с седьмого места Ford. Корейской марке по итогам года удалось в большей степени нарастить объемы, чем «американцу»: +40% против 20% за 2010 год.

Renault сохранила за собой девятую позицию в списке – здесь все понятно, результат стабилен прежде всего благодаря бюджетному бестселлеру Logan. Счастливым новичком в десятке оказался японский Nissan, число регистраций по которому возросло по итогам года в 1,5 раза и составило 3216 единиц. Кстати эта японская марка вытеснила из десятки самых популярных брендов одного из своих конкурентов - брэнд Mitsubishi. Он по итогам двух последних лет прибавил не столь значительно – всего 16%.

Среди «японцев» не ладятся дела у брэнда Honda, в темпах роста она проигрывает всем вышеперечисленным маркам. У нее лишь 19-я строчка в нашем рейтинге. По всей видимости объяснение в цене – после кризиса на фоне общего подорожания японских машин Honda и до этого отнюдь не дешевая, стала просто недосягаемой для многих поклонников марки.

За пределами топ-10 отметим группу аутсайдеров: так, ряд китайских марок (BYD, Geely и т.д.) заметно потерял в популярности, хотя перед самым кризисом довольно агрессивно открывали в РТ свои дилерские центры. 12% потерял шведский брэнд Volvo, что, очевидно, связано с закрытием дилерского центра в Казани. Падает и число желающих купить джипы SsangYong, выпускаемые компанией Sollers: потери составили 18,1%. Что, по всей видимости, может быть связано в том числе и с падением интереса госструктур к этим автомобилям: напомним, что еще несколько лет назад они активно закупались для их руководства. Кстати, пожалуй, именно госзакупками можно в значительной степени объяснить рост более 50% постановок на учет в ГИБДД автомобилей Fiat, сборку которых в Татарстане также ведет Sollers. Fiat, как известно, активно приобретается для медучреждений, для той же ГИБДД… 

ЛОКОМОТИВЫ РОСТА  

Если говорить о тех, кто являлся локомотивом рынка по итогам прошлого года, то в лидерах рынка практически те же. 45% общей прибавки обеспечила российская Lada.

 

Следом Daewoo и Kia. Причем, если в ТОП-10 у корейского бренда лишь 7-я строчка, то в этом списке у нее 3-я позиция. Следом Chevrolet, Hyundai и Renault, которые в совокупности занимают 11% в общем приросте рынка. 3% роста дал украинский Bogdan, который в этом списке является своего рода исключением. Напомним, что фактически это Lada «десятого» семейства, которую начали собирать на Украине после того, как ее заменили на конвейере АвтоВАЗа «Приорой». Согласно данным таблицы, в республике Bogdan появился лишь в прошлом году. В 2009 году не было зарегистрировано ни одной машины этой марки.

АВТОМОБИЛИ КЛАССА «ЛЮКС»

В премиум-сегменте большинство люксовых марок закончили с существенной прибавкой. В тройке немецких представителей премиум-класса с существенным отрывом лидирует BMW, владельцами которой за прошедший год стало 1425 чел. (+22% за год). Причем практически треть машин – новые автомобили 2010 г.в. (367 ед.). Кстати по итогам двух прошлых лет BMW уверенно держится на 18-й строчке нашего рейтинга, не подавая при этом никаких признаков усталости. Audi и Mercedes немного отстают от немецкого лидера. У них 24-е и 25-е место соответственно и примерно равная доля рынка - 0,6%. Несмотря на то, что Mercedes в абсолюте прибавил больше и по темпам роста обгоняет Audi, тем не менее, опередить своего конкурента ему до сих пор не удалось.

На 37% возросли объемы регистраций автомобилей марки Lexus (598 машин против 379 годом ранее). Японский Infiniti увеличил количество своих владельцев всего на 9%, а следующий за ним немецкий Porsche нарастил их число практически в два раза (на 43%). Обладателей Jaguar к концу 2010 стало больше на два человека. Всего по республике зарегистрировано 25 машин.

В прошлом году были приобретены автомобили марки Lincoln (13 ед.), Bentley (5 ед.) и 1 Aston Martin 2008 г.в.

Аналитический центр БИЗНЕС Online

Количество автомобилей, зарегистрированных в РТ по итогам 2010 года

№ п/п

Марка автомобиля

Всего автомобилей, зарегистрированных в 2010 году

Всего автомобилей, зарегистрированных в 2009 году

Абсолютное изменение

Изменение в %

Место в рейтинге по итогам 2009 года

1

 

LADA

83 031

64 511

18 520

22,3

1

2

DAEWOO

9 529

5 415

4 114

43,2

3

3

CHEVROLET

9 091

7 427

1 664

18,3

2

4

TOYOTA

5 868

4 753

1 115

19,0

5

5

HYUNDAI

5 324

3 785

1 539

28,9

6

6

ОКА

4 688

4 989

-301

-6,4

4

7

KIA

4 646

2 859

1 787

38,5

8

8

FORD

4 010

3 065

945

23,6

7

9

RENAULT

3 918

2 625

1 293

33,0

9

10

NISSAN

3 216

2 203

1 013

31,5

12

11

OPEL

3 126

2 264

862

27,6

11

12

MITSUBISHI

2 737

2 312

425

15,5

10

13

VOLKSWAGEN

2 190

1 382

808

36,9

15

14

GAZ

1 979

2 174

-195

-9,9

13

15

SKODA

1 950

1 264

686

35,2

16

16

MAZDA

1 833

1 387

446

24,3

14

17

FIAT

1 724

754

970

56,3

22

18

BMW

1 425

1 115

310

21,8

18

19

HONDA

1 365

1 158

207

15,2

17

20

SUZUKI

1 357

1 013

344

25,4

20

21

UAZ

1 280

1 100

180

14,1

19

22

ZAZ

1 228

627

601

48,9

24

23

BOGDAN

1 224

0

1 224

100,0

63

24

AUDI

1 114

806

308

27,6

21

25

MERCEDES

1 052

729

323

30,7

23

26

SUBARU

761

624

137

18,0

25

27

PEUGEOT

729

549

180

24,7

27

28

LEXUS

598

379

219

36,6

29

29

CITROEN

530

331

199

37,5

31

30

MOSKVICH

442

623

-181

-41,0

26

31

IZH

440

531

-91

-20,7

28

32

CHERY

428

217

211

49,3

34

33

LAND ROVER

361

293

68

18,8

32

34

VOLVO

327

368

-41

-12,5

30

35

GREAT WALL

189

136

53

28,0

36

36

LIFAN

181

0

181

-

64

37

SSANGYONG

160

189

-29

-18,1

35

38

INFINITI

148

135

13

8,8

37

39

PORSCHE

132

75

57

43,2

38

40

GEELY

126

288

-162

-128,6

33

41

JEEP

84

73

11

13,1

39

42

DODGE

61

66

-5

-8,2

40

43

SEAT

56

59

-3

-5,4

41

45

IRAN KHODRO

52

49

3

5,8

44

44

CHRYSLER

52

50

2

3,8

43

46

TAGAZ

48

0

48

-

65

48

VORTEX

43

0

43

-

66

47

BYD

43

54

-11

-25,6

42

49

CADILLAC

40

24

16

40,0

50

50

LUAZ

35

30

5

14,3

47

52

HUMMER

31

27

4

12,9

48

51

DAIHATSU

31

33

-2

-6,5

45

54

JAGUAR

25

23

2

8,0

51

53

DONINVEST

25

27

-2

-8,0

49

55

PONTIAC

24

31

-7

-29,2

46

56

HAFEI

22

13

9

40,9

55

57

SAAB

20

17

3

15,0

52

58

MG ROVER

19

15

4

21,1

53

59

MINI

17

15

2

11,8

54

60

ACURA

14

8

6

42,9

60

63

LINCOLN

13

0

13

-

67

61

DERWAYS

13

10

3

23,1

57

62

FAW

13

12

1

7,7

56

65

SATURN

10

0

10

-

68

64

ISUZU

10

9

1

10,0

59

67

PLYMOUTH

6

0

6

-

69

66

SMART

6

1

5

83,3

61

70

SCION

5

0

5

-

71

69

BENTLEY

5

0

5

-

70

68

ALFA ROMEO

5

10

-5

-100,0

58

72

PROTON

3

0

3

-

73

71

LANDMARK

3

0

3

-

72

74

BUICK

2

0

2

-

75

73

BRILLIANCE

2

0

2

-

74

76

ASTON MARTIN

1

0

1

-

77

75

ASIA

1

0

1

-

76

77

XIN KAI

0

1

-1

-

62

 

Итого, в т.ч.

165 297

125 112

40 185

24,3

-

 

российские

94 420

74 612

19 808

21,0

-

 

иномарки

70 877

50 500

20 377

28,7

-

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.03.2011 00:00

    Судя по тому, что присутствует в регистрациях ОКА, в этих данных велика доля регистраций подержанных автомобилей вторыми, третьими и т.п. владельцами. Более правильно смотреть либо парк а/м по годам выпуска, либо регистрации новых автомобилей

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль