Общество 
17.03.2018

Кайбицы: путешествие в подсознание республики

Ильдар Абузяров отправился на родину Шакур-Карака и Галии Кайбицкой

Писатель, лауреат Пушкинской премии Ильдар Абузяров продолжает вести путевые заметки из глубинки Татарстана. На этот раз он посетил Большие Кайбицы и их окрестности, сделав много интересных и неожиданных открытий. Например, почему жители Молкеевского куста хотели из ТАССР перейти в Чувашию и по какой причине в сельсовете Бурундуков ожидают босоногие просители? Если вы совершили свои открытия и вам есть что рассказать о своем районе — вы можете написать автору на tatsloboda@list.ru.

КАЙБИЦКИЙ РАЙОН, ВОЗМОЖНО, НАИМЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ И ПОПУЛЯРНЫЙ РАЙОН 

Сельскохозяйственный, без крупных предприятий, расположенный в глубине от основных трасс, он напоминает медвежий угол. Но сколько же интересного, волнующего и загадочного хранит в себе Кайбицкий район. Впрочем, обо всем по порядку.

Образованный, точнее выделенный из состава Апастовского района, Кайбицкий район можно считать родным братом-близнецом Атнинского и Тюлячинского, выделенных в то же самое время из Арского и Сабинского районов.

1. ПЕРЕБЕЖЧИКИ

Как и Атнинский с Тюлячинским, Кайбицкий район сугубо сельскохозяйственный.

Если посмотреть на карту района, то можно выделить «Молкеевский куст» — врезающийся в карту Чувашии отросток. Такой футляр в футляре. Интересно, что этот отросток почти полностью состоит из деревень крещеных татар (кряшен). Всего в Кайбицком районе таких деревень 12.

Нажмите, чтобы увеличить

Интересно, что Молкеевский куст при образовании ТССР находился в составе Цивильского уезда, который при нарезке республик полностью отходил к Чувашии. Так вот, чтобы не быть отданными Чувашии, молкеевцы собрали в портфель всю документацию по своим селам и самовольно отправились в Казань с просьбой принять их в состав ТСССР — так глубоко кряшены идентифицировали себя с татарским народом и хотели оказаться именно в составе ТССР.

Впрочем, времена менялись. И уже при позднем советском строе молкеевцы хотели отсоединиться от ТАССР. Это было уже в 70–80-е годы, когда для нечерноземных центральных районов страны была запущена специальная программа поддержки. В нее вошла Чувашия и не попал Татарстан. Обеспечение у зоны нечерноземья было несравненно выше.

В условиях плановой экономики обеспечение по продуктам, социальным услугам и прочими благами, включая даже сети асфальтированных дорог и общественного транспорта, на каждого жителя Чувашии были выше, чем в Татарии, которая финансировалась по остаточному принципу.

В результате жители Кайбиц и прочих сел и деревень Апастовского района ездили в Чебоксары затариваться продуктами. Из Кайбиц было проще выйти на остановку в ближайшем чувашском селе, там сесть на автобус и доехать до Чебоксар. Время от времени колхозы выделяли грузовики для подобных продуктовых рейдов-набегов на столицу Чувашии.

До районного центра Апастово добирались опять через Чувашию, особенно в осенне-весеннюю распутицу, когда неасфальтированные дороги размывало: сначала до Канаша или Вурнар, дальше на электричках до Свияги, а уже после до Апастово.

Как говорится, бешеной собаке и триста верст не крюк — а все из-за отсутствия нормальных автомобильных асфальтированных дорог

«Ни куска асфальта мы не видели, — вспоминает те времена наш проводник по району Рамис Рафисович Хаялиев (по совместительству — замглавы района). — А в Чувашии обеспечение по сети дорог на квадратный километр был первым в РСФСР. Вот и засобирались перейти с острова неблагополучия на остров коммунизма».

Лучшим доказательством его слов является документальное свидетельство того, что молкеевцы запросились в Чувашию — писали коллективные письма, обращения, петиции. Национальные чувства в Советском Союзе были приглушены пропагандой интернационализма и коммунизма, и людей ничего, кроме бытовых трудностей, не волновало.

Однако выйти молкеевцам в Чувашию не удалось. Может, оно и к лучшему. Времена поменялись, и после обретения суверенитета Татарстаном лучше зажили  по другую черту границы между регионами.

«Я теперь часто тех стариков подкалываю, — смеется Рамис Рафисович. — Мол, что притихли, перебежчики? Не хотите больше в Чувашию?»

Вообще, найти такого эрудированного и остроумного проводника — большая удача.

2. ПРИЧИНА ОТНОСИТЕЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Мы уже отмечали, что основной источник доходов для Кайбицкого района — это сельское хозяйство. И на этой ниве заметны успехи. В этом году в районе собрали рекордные 100 тыс. тонн зерна, такого не было за все предыдущие годы существования района.

Но не хлебом единым жив район — активно развивается животноводство. Почти в каждой деревне сохранился животноводческий комплекс.

Заслуга здесь в том, что в районе в начале 90-х не появились (не зашли) крупные мегафермы вроде «Красного Востока» или «Вамина». Хотя 80 сельхозугодий принадлежит холдингу «Ак Барс», но те бережно относятся к населенным пунктам и не собирают все в одно место для оптимизации производства. А это очень важно для села — иметь работу в своей деревне, как и школу, и детский садик.

Я уже достаточно поездил по республике и заметил, что там, где нет крупных агрохолдингов  и централизации в мегафермы, положение деревень отличается в лучшую сторону. И, наоборот, в тех районах, где такие мегакомплексы появились, они поубивали многие деревни на корню, собрав в одну точку и скот, и работников.

3. БОЛЬШИЕ КАЙБИЦЫ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Эти края, как и весь правый берег Волги (правобережье), называют «тауа як» (горная сторона). Заселение этих мест шло в XII–XIII веках из Болгара. Так появились деревня Бурундуки, Мамадыш-Акил. Местность здесь и правда гористая, с дубравами.

Первым делом в этой горной стороне мы посетили деревню Бурундуки. Заехали не ради интересного названия, а чтобы посмотреть объект культурного наследия регионального значения — старинную мечеть.

История гласит, что в 1910 году в деревне Бурундуки вдруг появился никому не известный человек. Он представился Галиахметом Хусаиновым, купцом из Оренбурга. Незнакомец объявил, что хотел бы построить мечеть. Ошарашенные сельчане не возражали, хотя и не понимали, кем деревне Бурундуки приходился этот незнакомец. Однако, когда после завершения строительства купец захотел поставить своего имама, ему отказали — мол, у нас свой есть. После тяжб Хусаинову пришлось согласиться и на свои деньги не только содержать мечеть, но и платить жалование имаму.

Саму мечеть искать долго не пришлось. Только вот проехать к ней оказалось проблематично: дороги так сильно размыло дождем, что они превратились в месиво.

А вот так выглядит центральная площадь перед сельсоветом — ни пройти, ни проехать. Неужели нельзя как-то заасфальтировать дорогу перед памятником или насыпать гравия? Возникает вопрос: если это центральная улица и площадь, то что делается на других, подтапливаемых Свиягой, участках?

В здании сельсовета, чтобы попасть к председателю или в медпункт, нужно снять калоши. Местные терпеливо снимают, и босоногие терпеливо ожидают аудиенции.


Рядом с деревней Бурундуки — древнее городище Япанчи, к которому по таким дорогам проехать не удалось.

Зато в самой деревне мы посмотрели школу, Дом культуры и детский сад.

Деревня Бурундуки примечательна тем, что ее уроженец Мансур хазрат Хусаинов был первым татарином, окончившим Бухарское медресе. А его внук, Мухаметжан Хусаинов, стал первым муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. Он был назначен на эту должность именным указом императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года «О назначении муфтия над всеми обитающими в Российской империи магометанского закона людьми».

Мухаметжан Хусаинов родился в 1756 году в деревне Султай Уфимского уезда Уфимской провинции. Полное его имя — Мухаметзян ибн Хусаин ибн Мансур ибн Анас аль – Джабали аль – Бурундуки. Его отец Хусаин бин Абдуррахман в 1720-х был имамом и мударрисом в деревне Стерлибаш Уфимской губернии. По происхождению Мухаметжан Хусаинов был крупным купцом. Высшее духовное образование он получил в медресе Сеитового посада села Каргалы, а также Бухары, Кабула и Оренбурга.


В деревне Бурундуки недавно отремонтировали школу и клуб. Сейчас они выглядят так. В школе учатся 32 человека.


Сам районный центр Большие Кайбицы не в пример Бурундукам выглядят очень презентабельно для сельской глубинки. Есть здесь и ресторан, и современный спортивный комплекс, и характерная для всех райцентров аллея славы с бюстами героев.

Здесь работает администрация района

Когда образовывался Кайбицкий район через отделение от Апастовского, то долго думали: какой населенный пункт сделать главным? На место центра активнее всех претендовали бывшие волостные центры Ульчновка и Кушмачи. Чтобы не обидеть жителей, выбрали место аккурат посередине.

Ресторан и ФОК открыты для всех желающих

Чтобы блага районного центра были равноудалены или равнодоступны — это уже у кого какой взгляд на жизнь. А из благ цивилизации здесь власти района вложили душу не только в хоккейный открытый стадион и волейбольный зал, но и в музей Галии Кайбицкой.

Кайбицкая — дочь известного татарского религиозного деятеля муллы Мутыгуллы Тухватуллина. Старший брат Галии, Камиль, обладал прекрасным баритоном, Взявший впоследствии имя своего отца Мутыгуллы (Камиль Мутыги), Камиль как певец получает широкую известность, его зовут «татарским Шаляпиным». Младший брат Галии, Адгам, становится режиссером концертов и спектаклей. Он-то и взял себе звучный псевдоним — Кайбицкий.

Сам Мутыгулла Тухватуллин был не только мударрисом медресе «Мутыгия» и имамом Красной мечети в Уральске, не только отцом народной артистки ТАССР, но и духовным наставником и прогрессивным учителем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Вот так все тесно переплетено в культуре и истории татарского народа.

Молодой Тукай

Мутыгулла хазрат учил Тукая не одному лишь арабскому языку и чтению Корана. Заметив способности мальчика, он поделился с ним основами стихосложения, много говорил о важности фольклора. На занятиях излагал философию и труды Авиценны, Аверроэса, аль-Фараби, цитировал целые строфы Хафиза, Саади, Рудаки, Омара Хайяма, Фирдоуси и Навои. В доме Мутыгуллы хазрата царила настоящая творческая литературная атмосфера.


Галия Кайбицкая перед смертью мечтала вернуться в родную деревню Малые Кайбицы. 

В музее есть письмо от Галии с такой просьбой, но человек, получивший его, постеснялся передавать «эту просьбу» районному начальству и письмо скрыл. Это еще одна характерная поведенческая черта народа, заложенная на подсознательном уровне, — скромность и боязливость. «Как бы чего не вышло».

Нажмите, чтобы увеличить

А зря. Такое поведение — преступная ошибка. Для всего Кайбицкого района, думаю, была бы большая честь и история, вернись Галия Кайбицкая в родовое село и проведи там последние годы своей жизни. Да и артистка, думаю, была бы счастливее или спокойнее. Как говорят в народе: «Үлсәңдә туган җиреңә ябыш» («В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть»).

4. КОРМИЛЕЦ В СТРАШНЫЙ ГОЛОД

Пожалуй, самое примечательное и известное село Кайбицкого района — Чутеево. И известно оно благодаря легендарному конокраду Шакуру-Караку. Село издревле считалось гнездом конокрадов и, соответственно, подвергалось постоянным гонениям со стороны власти как в царский период, так и после революции.


И если за пределами села и района Шакур-Карак — обычный преступник, то в Чутеево и окрестных деревнях Шакура бабая помнят, почитают как местного Робин Гуда, уважительно называют «дедушка», складывают песни и стихи и вручают приз его имени на скачках, а в школьном музее есть уголок, посвященный Шакуру бабаю или ликвидации «шакуровщины». Это уж кому как нравится.

Нажмите, чтобы увеличить

Экскурсоводом в школе выступила учительница татарского Раиля Козлова.

— Почему? — спрашиваю я. — Откуда такой почет у конокрада?

— Он бедным помогал. В тяжелые годы голода в Поволжье, когда вымирали целыми деревнями и голод достиг таких масштабов, что люди поедали людей, когда люди доходили до каннибализма, он многим односельчанам помог выжить: ходил по домам самолично, разговаривал с теми, кто более других нуждался, а потом у дверей последних появлялись мешки со спасительным зерном.

Экспонаты школьного музея

Причем красть он старался в местах далеко за пределами охваченного голодом Поволжья и совершал же набеги на амбары и склады продразверстки в регионах, которых голод не коснулся своей страшной дланью. Может, поэтому банду Шакура так долго не могли выследить и обезвредить.

Правда, нашелся один местный житель, возмущенный вседозволенностью и авторитетом конокрада. Им оказался идейный коммунист, писатель и по совместительству агент ГПУ Зариф Башири. Он и помог выявить Шакура-Карака и разоблачить преступную сеть.

Портрет известного писателя в школе на самом видном месте. Еще бы, такой видный земляк. Как гласит энциклопедия, Башири родился 5 мая 1888 в деревне Чутеево Цивильского уезда Казанской губернии.

Однако односельчане Зарифа, в отличие от конокрада, не любили. Не отплатила добром и власть, с которой Зариф сотрудничал. В 1938 году Башири арестовали, как врага народа за султангалеевщину, в 1938—1943 годах отбывал срок в ГУЛАГЕ на Колыме, затем в Белебеевском районе. Только 19 сентября 1956 года писателя реабилитировали и восстановили в союзе писателей Башкирии как «одного из старейших татарских писателей». А с родных сняли клеймо — жена и дети врага народа — 30 октября 1956 года.

Кстати, младшие дети и внуки Шакура бабая стали уважаемыми людьми, а внук конокрада Гази Сабиров возглавлял министерство монтажных и специальных строительных работ Узбекистана в 1965—1978 годах. Вот такие вот зигзаги истории. 

Подтверждением тому, что в истории порой бывают странные неожиданные повороты и не все однозначно и однолинейно, служит местный мемориал воинской славы со звездой и полумесяцем. Такой я встретил впервые.

Село Чутеево и правда необычное. Здесь до сих пор хранят память о доме Шакура-Карака. Он стоял на пустыре за прудом.

Есть в Чутеево и историческая мечеть, и сохранившееся историческое здание медресе.

А вот что меня сильно покоробило, так это то, что в здании медресе работает обыкновенный сельский магазин, в котором... продают водку и другие горячительные напитки. Печальное зрелище. Харам он и в Африке харам.


5. ШКОЛА

Но вернемся к «Молкеевскому кусту». Я давно хотел посетить какое-нибудь село крещеных татар.  И вот наконец моя мечта сбылась, и я въехал в Хозесаново. Сразу бросилось в глаза, что село большое, разбросанное как и мое родовые аулы на Нижегородчине.

Возникло устойчивое ощущение, что я попал домой. И это ощущение усилилось после того, как я услышал местный говор. Здесь он тверже, ближе к мишарскому. И слова здесь говорят точно такие же: «угя» (домой), «тундяк» и так далее. Это мишарские диалектизмы, произношение которых я не встречал в Казани и Заказанье.

 А вот так выглядит сама школа в Хозесаново. Школа типовая одноэтажная. 


Сейчас в школе учатся 83 ученика.


Перед нами в холле выступил школьный танцевальный ансамбль с песнями и танцами. 

Эти ребята только что вернулись из Казани. Выступая на конкурсе, они получили больше всех призов.


Об этом нам с гордостью поведала директор школы — Надежда Николаевна Макарова

Надо сказать, что ребятишки и правда выступили прекрасно.

Все здесь было мило моему сердцу.


Только вот ребята вынуждены были выступать в фойе, так как актового зала в таких типовых школах не предусмотрено.

Классы совсем маленькие. Да и в столовой, в которой нас накормили вкусными пирогами, слишком тесно. Приходится есть посменно.

Сейчас вроде в две смены умещаются, заверила нас директор.

Вообще, школы, что в Бурундуках, что в Хозесаново, построены не по самым удачным типовым проектам.

Но что радует — это цена за завтраки и обеды в столовой. Двухразовое питание стоит 24 рубля, но родители платят только 12 — остальные расходы покрывают дотации и продукты с пришкольного участка.

Радует, что есть в школе и свой маленький этнографический музей. Хочется, чтобы культура всех этносов и этических субгрупп пестовалась и сохранялась.

6. ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ

В школьном музее этого села я обратил внимание на книгу «Хозесаново — земля моих предков», труд местного уроженца Вячеслава Власовича Данилова. Позже мне этот фолиант любезно подарила председатель Хозесановского сельского поселения Светлана Петровна Матвеева.  Она же председатель национально-культурной  автономии кряшен, по-другому — лидер общества кряшен района.


Прекрасно написанная и хорошо изданная книга содержит весьма познавательный и полезный материал не только по истории села, но и всего края.

В книге собран обширный материал, включая родословные и другие сведения о семьях большинства жителей деревни. Этой книгой не только зачитываешься — ее хочется цитировать и цитировать.

Фото: Ильдар Абузяров

Так, обращаясь к своей родословной, Данилов пишет: «Например, моего прапрапрадеда звали Муса. После крещения он стал Моисеем, ему было 19 лет. Мусульманское кладбище села Хужа-Хасан было закрыто, и хоронить там было запрещено. Моему прапрапрадеду Мусе во время крещения было 19 лет, и крестили его в 1737−1738 годах. То есть его отцу в это время было 77−78 лет, его звали Данис-Денис. Моисей женился после крещения на Анне Семеновой. У него родились три сына — старший Григорий 1745 года рождения. Звали его видимо по привычке Гали».

Отвечая на вопрос, как проходило крещение, Данилов пишет: «В 1754−1764 году в Чувашском Чутеево построили церковь, назвали ее Христорождественской. Эта церковь стала форпостом в деле полной христианизации деревень Новоишево (Ижбаш), Алмалыково, Кичкеево, Чув. Чутеево, Молькеево, Старый Курбаш и Хозесаново. Особенно жестко обошлись с жителями Хозесаново, когда закрыли там кладбище, мечеть и медресе. В период насильственного крещения численность населения Чувашского Чутеево, как и других деревень, резко изменилась. Народ скрывался в лесах, некоторые переселились, а некоторые погибли. Увеличение жителей в Чув. Чутеево началось лишь после 1790 года».

Фото: Ильдар Абузяров

«Одновременно в Чутеево татарское, — продолжает свое исследование по писцовым книгам Данилов, — переселялись беженцы из многих деревень нашего края, укрывающиеся от преследований православных священников-миссионеров. Деревня стала сборной». «Судьба чутеевцев была более удачной, так как насильственные крещения в этот период почти прекратились. Екатерина II, наоборот, не разрешала насилия. Начался переход обратно в ислам. Деревня Чутеево быстро росла. Если в 1834 году в Чутеево проживали 226 мужчин и 225 женщин, то в 1859 году в деревне Чутеево было уже 497 мужчин и 503 женщины».

Фото: Ильдар Абузяров

«Это был период всеобщего насилия над нерусскими народами края, период хаоса и разрухи в деревнях татар-мусульман. Именно в этот период, несмотря на наличие в Хозесаново многочисленного волостного начальства и волостного воеводы с солдатами, часть населения деревни ночью убежала и основала новую деревню — Хозесаново-Кукшем». Кстати, по пути в татарское Чутеево  нам попалось маленькое кладбище — «Джидекызкабяре». Как гласит молва, это кладбище сбежавших от крещения 7 девушек, которых в этом месте настигли и убили. Вот это кладбище.

А вот и  могила основателя села Хозесаново — легендарного  Ходжи Хасана. Могила его очень почитается.

По словам местных жителей, за могилой родоначальника села ухаживают не только местные жители, включая ветеранов. Периодически в селе появляются как жители окрестных деревень, так и никому не известные люди, чтобы поклониться могиле основоположника.

По преданию, три брата Хасан (старший), Малик (средний) и Курбаш или Корбан (младший) вышли из разгромленной Волжской Булгарии и основали три красивых села — Хозесаново (Ходжа Хасан) Молкеево (Мялки) и Старый Курбаш (Иске Корбаш). Все три брата принадлежали к знатному роду — то ли ногайской, то ли мещерской династии Великой Би (Олы Би).

Летом могила и мусульманское кладбище жителей села до его христиниазации утопает в сирени, но мы приехали зимой и всей красоты не застали.

Не застали мы и надгробного камня с арабскими письменами, который еще помнят старожилы Сейчас он то ли ушел под землю, то ли бесследно исчез, в отличие от камней из деревни Тябердино.

Есть сведения, что у Ходжи Хасана было четыре сына. Кугей-би. Кугуш, Айдар и Ислам. Они основали деревни Кугеево, Кугушево, Исламово и Айдарово.  Получается, Ходжа Хасан основатель целой волости. Может, поэтому его так почитают.

7. ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ УТКИН, НЕКРЕЩЕНЫЕ КРЯЩЕНЫ И ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК

После посещения школьного музея в Хозесаново мы встретились с уникальным человеком — Василием Сергеевичем Уткиным. Он остается в тени среди видных краеведов, но при этом провел огромную работу, собрал материал о родословных по всем семьям своего родного села Большое Тябердино.

По словам Василия Сергеевича, все молкеевские крящены крестились между 1745 и 1762 году. По крайней мере, все собранные в архивах  родословные говорят об этом.

Сама семья Уткиных по родословной идет от Саведера и его сына Савдерина Темекеева, крещенных как раз в 1762 году.

Активизация крещения была связана с созданием крещенской конторы Луки Конашевича при царствовании Петра I и его дочери Елизаветы Петровны, которых в равной степени не любят как татары, так и старообрядцы,

17-летнее пребывание Луки на казанской кафедре — один из самых черных периодов в истории татарского народа.

У татар Конашевич заслужил прозвище Аксак Каратун (хромой черноризец) и вошел в фольклор в качестве отрицательного персонажа. Чаще всего его имя связывают с ревностной борьбой против ислама, активной миссионерской деятельностью, зачастую переходившей границы силового произвола. Лука прославился разрушением мечетей, попыткой выселения татар-мусульман из городской черты Казани.

Однако Уткин подчеркнул, что если при Конашевиче крещение носило насильственный характер, то после оно стало носить более гибкие и мягкие формы. В деисламизации региона большую роль  играли льготы: за принятие православия тогда давали право не платить налоги три года, освобождали от рекрутской и лашманской повинности. Было смягчение или полная отмена приговоров за некоторые виды преступлений при крещении.

Так в деревнях до сих пор рассказывается анекдот о том, что молодых подростков забрали в духовную семинарию для усмирения их духа, подкрепляя это 5-рублевой стипендией. Через год-два, подсчитав, во сколько это выльется казне, Екатерина II решила снизить стипендию до 3 рублей. Ребята собрали все свои пожитки и вернулись в деревню со словами: «За трешку пусть сама крестится!»

Василий Сергеевич поведал много интересных, грустных и забавных историй про крещение татар и попыток ухода в ислам. Если крещение шло с пряником, то выход грозил реальным кнутом и тюремными сроками.

Василий Сергеевич нашел в архиве историю нескольких семей, которые, прознав про то, что император Николай I, путешествуя по Волге, собирается посетить Казань, обратились к императору с прошением, мол, разрешите нам вернуться в ислам. Мы готовы платить налог, нести рекрутскую службу и лашманскую повинность — только просим разрешения вернуться. Николай рассердился и велел посадить смутьянов в тюрьму. Отпустили перебежчиков лишь через несколько лет.

Уткин уверен, что крещены были как татары-мусульмане, так и ясачные татары-язычники. Последних было немало. Это подтверждается тем, что во многих деревнях сохранились не только мусульманские кладбища, но и языческие. А в селе Старое Тябердино до сих пор сохранилась целая улица «Некрещеных крящен» — язычников.

Фото: Ильдар Абузяров

Изначально было село Старое Тябердино (Иске Тэрбит). Еще местные произносят «Ырымавылы», связано с рекой Урюм (Ырым). Большое Тябердино еще зовут Базарлы Тэрбит. В 1913 году в целях привлечения инвестиций указом губернатора в селе начали проводить базар.

С представительницами некрещеных крящен, Риммой Ивановной Харитоновой и Розой Васильевной Ананьевой из Старого Тябердино, мы случайно встретились в Кайбицах.

Римма Ивановна рассказала очень много интересного про языческие обряды во время рождения ребенка, про самодельные свечки, которые они крепили к стене и молились, про ночные походы на кладбища, про сам обряд похорон, когда покойника клали лицом на восток — к кибле. На поминках в жертву приносят курицу и обязательно готовят блины и омлет.



Римма Ивановна — очень интересный собеседник.  Педагог со стажем, она патриот своего родного края. Женщина горячо переживает нынешнее положение с татарским языком. А ее дочь, Лилиана Михайловна Харитоновна, в замужестве Сафина, даже в Москве не забывает, где при культурном татарском центре в Доме Асадуллаева она ведет курсы татарского языка.

В интервью «БИЗНЕС Online» Лилиана отмечала: «Я выросла в татарской семье, а когда постоянно говоришь и думаешь на родном языке, то не замечаешь его красоты. Чтобы по-настоящему полюбить родную речь, мне пришлось оказаться в Москве. На первой консультации при поступлении в МПГУ покойная Алия Абдуллаевна Баранникова написала на доске слово „балыкчыларыбызның“, что по-татарски означает „у наших рыбаков“. Слово должно было продемонстрировать сидящим абитуриентам весь строй татарского языка, но во мне оно пробудило еще и дремавшую страсть к родной речи. Теперь, объясняя своим ученикам строй татарского языка, я всегда пишу это слово на доске и вспоминаю с благодарностью Алию Абдуллаевну. Так что у меня все началось со слова „балыкчыларыбызның“. Поэтому вы абсолютно правы, моя первая любовь — это татарский язык».

Кряшены, будь они крещеные или некрещеные, как я заметил, не только прекрасно говорят на татарском, но и самые горячие защитники родного языка.  В школах, как могут, пытаются сохранить татарский язык, а последние инициативы федерального центра по принудительному сокращению здесь иначе, чем лингвоцидом, не называют.

8. НАСЛЕДИЕ БОГАТЫХ ПОМЕЩИКОВ И ЛЕНИНА

В состав Хозесановского сельского поселения входит и русское село Турминское. На этом месте во время похода на Казань русские войска царя Ивана IV Грозного разбили военный лагерь. Поэтому вполне возможно, что первыми жителями Турминского были стрельцы, пушкари, пищальники, поставившие свои избы на берегу Кубни. Русские войска на Казань шли клином. Этот путь на Свияжск и далее на Казань можно проследить по линии: Харино, Федоровское, Патрикеево, Корноухово, Подберезье. Везде, где проходили войска, бояре, воеводы и прочие, служилые помещики получали земли и основывали селения или переселяли в опустевшие татарские или чувашские села крепостных крестьян.

Так появились многие русские деревни Кайбицкого района, в том числе Турминское.

Это селение видно издалека благодаря возвышающейся колокольне церкви Святой Троицы. Храм в 1805 году был возведен на средства помещика Леонтия Петровича Есипова .

Это своеобразный религиозный центр всего православия района.

Церковь и правда очень нарядная и торжественная, но прекраснее она зимой.

А рядом с церковью, как и положено, старинная земская школа и барская усадьба Есиповых с остатками аллеи.

И если барски каменный двухэтажный дом не отреставрирован, то барский лес завораживает своей торжественностью и величием.

После революции аллею почти всю вырубили, в церкви сделали зернохранилище, а в барской усадьбе разместились местный роддом и больницу — стационар с операционной на несколько десятков койко-мест.

Трехпрестольный каменный храм восстанавливали всем миром — православные и мусульмане. Кто денег на купола и стройматериалы пожертвует, кто примет участие в строительных работах. Так бригада Королева заново возвела купол

Но в районе не только церковь Святой Троицы. Стоит чуть отъехать в сторону, как из-за холма словно чудо-рыба выныривает вот такая красавица — Церковь Успения в Малом Подберезье.

А это уже Подберезье Большое.


Школа в селе и уникальный достойный памятник учительнице у школьного крыльца. Прежде я памятника учителям не встречал. Школа после капитального ремонта, двор выложен плиткой.


А недалеко традиционный памятник Ленину на фоне триколора.


Что же Ильич — наше все. Он так же крепко вошел в подсознание нашего многострадального народа, как и его другие герои, в годы голода, жестоких гонений и чудесных преображений.

Именно благодаря Ленину, который одним из первых своих декретов провозгласил «Мир народам», все этносы и конфессии Кайбицкого района сейчас живут без насилия и принуждения, в дружбе и взаимоуважении. А это дорого стоит. Дай Всевышний, чтобы так было впредь всегда.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (151) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.03.2018 09:05

Шикарный очерк!

  • Анонимно
    17.03.2018 08:53

    Оспыдя! Опять троллинг от татар.
    Коли существует с/х, стало быть благодаря потомкам иранцев, мари, мордвы,славян. У которых было насущной потребностью - земледелие. Собственно, для этого они сюда и прибыли- в степь. Тюрки никак не земледельцы. Родиной их предков могут быть любые широты Восточного полушария, перекати поле...

    • Анонимно
      17.03.2018 09:09

      Рочему у славян потомков викингов должно быть земледелие?

      Может только рыбалка и набеги?

      • Анонимно
        17.03.2018 09:18

        Славяне не потомки викингов. Живя между Днепром и Доном, нужно быть идиотом, чтобы не промышлять основой - земледелием.

        • Анонимно
          17.03.2018 09:30

          Историю вы не знаете.

          Славяни пришли из польско-немецких болот

          • Анонимно
            17.03.2018 09:37

            Это польско- литовские оттуда пришли.

            • Анонимно
              17.03.2018 09:58

              Куда пришли?
              На днепр половецкий и в земли финно-угорских народов ?

              • Анонимно
                17.03.2018 10:12

                Было время- в се всюду шастали. Степь имеет очень длинный список народов, тут перемещавшихся.

                • Анонимно
                  17.03.2018 10:28

                  От Днепра до Татарского пролива на Сахалине - это исконно татарская земля!

                  • Анонимно
                    17.03.2018 11:02

                    Ага, щас. Тут даже топонимов и гидронимов нет на кипчакском

                    • Анонимно
                      17.03.2018 11:11

                      Как нет.

                      Вот Болгары хотят памятник поставить тюркам- булгарам за организацию государства

                      • Анонимно
                        17.03.2018 11:18

                        Это страсть к постановке памятников)))в Елабуге тоже стоит, не понятно кому. Ни в одной из династий нет такого персонажа Ибрагим Бен .....

                    • Анонимно
                      17.03.2018 13:04

                      11.02 историю причерноморья почитай.

                      На месте каких горожов возникли и севастополь и семферополь и прочее прочее прочее

                      • Анонимно
                        17.03.2018 13:38

                        Читал И что там в этой истории особенного?

                        • Анонимно
                          17.03.2018 13:56

                          Вы "учебник" по "истории" наверное читали, там пропаганда, а не история.

                          А надо исторические документы читать

                        • Анонимно
                          17.03.2018 14:18

                          Вы историю читайте

                          Не учебники по истории

                      • Анонимно
                        17.03.2018 13:48

                        Греческих, естестно.

                    • Анонимно
                      17.03.2018 15:32

                      3/7 территории РФ имеют тюркские названия, начиная от Дона (Тын - тихий) и заканчивая Байкалом (байке"ль - богатое озеро) Мэнге Тау

                  • mad big
                    17.03.2018 13:46

                    А что уж до Днепра? Берите уж до Бискайского залива.
                    Да и какое отношение местные татары имеют к людям, которые живут на Дальнем Востоке?

              • Анонимно
                19.03.2018 14:59

                Родина славян - Карпаты.

        • Анонимно
          18.03.2018 09:27

          Все дело в том что между Днепром и Доном славяне никогда не жили.

    • Анонимно
      17.03.2018 09:29

      Сами какого происхождения, представьтесь. Хотим знать от кого исходит такая сирая попытка оболгать происхождение и род занятий моих предков

      • Анонимно
        17.03.2018 09:43

        Не сомневайтесь, плевать в лицо предков не будем, какое бы днк у них не было))

    • Анонимно
      17.03.2018 10:00

      Никакого представления не имея о тюрках, пишем и излагаем комментарии к статье? По больше б таких статей о нашей малой родине!

      • Анонимно
        17.03.2018 10:15

        Татары, и те разные, а тюрки, тем более. Их всех, наверно, только гласные звуки и объединяют)))

        • mad big
          17.03.2018 15:54

          Не ломайте шаблон местечковым. Раз татарин - значит везде одинаков.
          Кстати! Мои друзья, сибирские татары, именно себя считают эталоном татар. А казанских вообще не признают.

        • Анонимно
          17.03.2018 21:03

          Зато русские все одинаковые. Половина тюрки подовина фино-угры. Вы генетический анализ себе снпчала сделайте, славяне вы наши.

          • mad big
            18.03.2018 08:19

            Сударь! Все анализы давно уже сделаны генетиками. Читайте побольше и будете более информированы. Не выставляйте свое невежество на всеобщее обозрение.
            А впрочем нонейм невежде все простительно.

            • Анонимно
              18.03.2018 14:17

              невежды это вы. переставьте логику на ноги. на голове стоять не надо.

    • Оптимист
      17.03.2018 10:17

      БО здорово!
      Молодцы
      Надеямся про каждый район будет субботний репортаж
      Мы должны знать свою Республику

    • Анонимно
      19.03.2018 14:52

      8.53. В Тюркском каганате в раскопках находят орудия земледелия и склады злаковых.

    • Анонимно
      19.03.2018 14:54

      8.53. Главным экспортным товаром Золотой Орды были зерновые собственного производства.
      Читайте инфо про экономику З.Орды.

    • Анонимно
      19.03.2018 14:55

      Золотая Орда поставляла огромное количество зерновых в Египет.

    • Анонимно
      19.03.2018 14:57

      Животноводство без земледелия - это ложный миф об экономике кочевых народов.
      Не бывает животноводства без земледелия.

    • Анонимно
      19.03.2018 14:58

      Почему у татар и др. тюрков основные блюда - мучные изделия, если у них не было зерновых?

  • Анонимно
    17.03.2018 09:05

    Шикарный очерк!

  • Анонимно
    17.03.2018 09:05

    Всюду грязь , асфальта нет

    • Анонимно
      17.03.2018 09:26

      Остаточной принцип,да и район живёт только на сх. Работы нет,да и не предвидится. Такова реальность выбранного капитализма.

      • Анонимно
        17.03.2018 10:03

        Остаточный, потому, что на местах не ведают, зерно выращивается в геометрической прогрессии. Правильно хранить нужно, перерабатывать и искать рынки сбыта. На местах все вдруг стали нефтянниками и эффективными управленцами.

  • Анонимно
    17.03.2018 09:20

    Очень позновательно,спасибо. Кайбицкий край стоит особняком и своим населением,и своей природой,особенно аурой. Таинственно там все.

  • Анонимно
    17.03.2018 09:34

    Когда ездили на лошадях с телегами грязи не было, была трава. С появлением машин и тракторов все перемесили.

    • Анонимно
      17.03.2018 09:44

      09:34
      Лошадей не подковывали и они были обучены ходить на цыпочках.

  • Анонимно
    17.03.2018 09:36

    «В книге собран обширный материал, включая родословные и другие сведения о семьях большинства жителей деревни. Этой книгой не только зачитываешься – ее хочется цитировать и цитировать».

    То же самое можно сказать про книгу «Бандитский Татарстан», только там конокрад Шакур Рахимов не идеализируемая земляками, скорее описан как есть:
    «Опасаясь ареста или поджога богатого хозяйства односельчанами, Карак никогда не воровал в родной деревне, зато под его руководством совершались набеги как в близлежащие кантоны, так и в далекие Сибирь, Подмосковье. На чем же держалось могущество этого человека и почему так долго удавалось выходить сухим из воды?
    Начнем с того, что в чем-то Шакур предвосхитил свое время. В отличие от неграмотных земляков умел читать по-татарски печатные тексты. Пока рядовые конокрады совершали единичные хищения, Карак объединил воров под своим началом. Далее Рахимов наладил коррупционные контакты с властями: исполкомом, судом, прокуратурой, милицией. Участвуя в выборах в сельсоветы в качестве «серого кардинала», Шакур старался протащить во власть своих людей, а если не удавалось, то просто бил кулаком по столу и срывал выборы.
    Хорошо разбираясь в лошадях, он уводил племенных скакунов, иноходцев и получал соответствующие барыши. В последующем, когда банда окрепла, Шакур старался параллельно иметь и легальный заработок. Он арендовал заливные луга и деревенскую мельницу, выкопал пруд, открыл бакалейную лавку по продаже керосина, пряников и других товаров, в том числе добытых преступным путем.
    Будучи гостеприимным хозяином для представителей власти, Рахимов жестко пресекал любое поползновение в сторону своей собственности. Узнав о том, что крестьяне из соседнего села Большое Тябердино тайком скосили траву на его лугах, Рахимов инициировал внеплановый воинский учет лошадей. В назначенное время милиционеры загнали 18 тябердинских лошадей во двор Шакура, откуда хозяева могли их забрать, только уплатив ему золотой червонец».

    • Анонимно
      17.03.2018 09:48

      Прямо как про сегодняшних глав написано, хотя прошло 100 лет

    • Анонимно
      17.03.2018 12:31

      Так землякам есть за что благодарить и идеализировать Шакура. Он их в голод, устроенный властями,спасал, давая продукты. А власть эта только и делала, что грабила да крестила. Конечно, Шакур будет героем для татар. Вам, видимо, этого не понять.

      • Анонимно
        17.03.2018 13:01

        За всех татар не говори. Для таких, как ты лидеры ОПС до сих пор герои, ибо скидывают крошки со скатерти-самобранки в протянутые руки подобострастных земляков. Отнимая у других Шакур-карак жил хорошо, только заслужил в народе прозвище ВОР навеки

      • Анонимно
        17.03.2018 13:58

        Надо памятник ему поставить - как Робин гуду

        И карателей из продотряда тоже как то в истории не забыть

        • Анонимно
          17.03.2018 16:04

          Лучше поставить памятник его жертвам, а их немало. Кто-то после кражи последней лошади сразу в петлю лез, а кто-то мучительно умирал от голода

      • mad big
        17.03.2018 15:56

        Прямо Робин Гуд местного разлива. Уж коль гордится больше нечем...

  • Анонимно
    17.03.2018 09:38

    Кайбицы-село. И до 1920года было селом. Этим все сказано.

  • Анонимно
    17.03.2018 09:41

    Очень интересно!
    Бизнес-газета, организуйте экскурс по исчезнувшим деревням Казанской Губернии Чистопольского Уезда!

  • Анонимно
    17.03.2018 09:55

    Спасибо автору за очень увлекательный экскурс в историю. Прочитал на одном дыхании. Как бы то ни сложилось, историю своей земли нужно знать и помнить. Сам по работе в Кайбицах был один раз. Уютный поселок. Пожелание автору сделать аналогичный репортаж об Алексеевском районе. Очень самобытная и гостеприимная земля. Сам я из Казани, но посчастливилось поработать в этом районе. Спасибо еще раз. Молодцы.

  • Анонимно
    17.03.2018 10:02

    Мое уважение людям, у которых есть огромная любовь к родине, оставаться здесь и жить чистой душой

  • Анонимно
    17.03.2018 10:17

    А почему крещеные татары утверждают, что они якобы приняло христианство до того как татары приняли ислам? Это же полная чушь! Язык, который они используют (татарский) на 25 % состоит из арабских слов и они используют арабские и мусульманские термины доя обозначения христианских понятий.
    Теария добровольного принятия татарами христианства - это полный бред, рассчитанный на неграмотных в истории людей.

    • Анонимно
      17.03.2018 12:48

      Ну и что? Кряшены- это не крещенные татары. Это отдельный тюркский суб этнос. У них костюмы,песни,танцы отличаются от русских,чувашей и татар. А то ,что были насильственно крещенне этого ни кто не отрицает. Политика такая была.

      • Анонимно
        17.03.2018 13:30

        Тогда уж несколько татарских суб. этносов. Есть молкеевские крящены они по мишарскому говору, танцам, костюмам отличаются от крящен мамадышских. А те от бакалинских и так далее. То есть молкеевские татарам-мишарам родня прямая, а пестречинские к заказанским татарм родня.

      • Анонимно
        17.03.2018 14:11

        Плохая политика!

      • Анонимно
        17.03.2018 15:02

        Одежда разве может стать основанием считаться другим народом?
        Язык - вот основа нации!

        • Анонимно
          17.03.2018 18:50

          Если по одеже судить, то у нас тут одни американцы в Татарстане теперь живут))
          И немного итальянцев с французами.

          Лишь иногда можно увидеть на улицах Казани мужчин в тюбетейках и женщин в платках.

          Чувашских девушек с монетками в качестве украшений давно не видел))
          хотя в далеком советском детстве видел цыганок с монетками.

    • Анонимно
      19.03.2018 15:04

      В старокряшенском языке арабизмов нет.

    • Анонимно
      19.03.2018 15:10

      Компоненты кряшен тюрко-татар:

      1. Изначально христиане-несторианцы.
      2. Насильственно крещённые.
      3. Добровольно крещённые (казачество, дворяне, учёные, по эконом. и карьерной мотивации).
      4. Отатарившиеся христиане (мари, русские и др.).
      5. Совремённые татары, принявшие христианство.

  • Анонимно
    17.03.2018 10:43

    Раньше селами назывались все селения где были церкви. Сейчас селом называют только те селения где есть поселковые советы, все остальное деревни. Почему власти так изменили названия непонятно? Родился в селе по свидетельство о рождении, паспорт получил место рождения село, а потом при смене паспорта по возрасту уже написали деревня. Слово деревня немного оскорбляет мои чувства.

  • Анонимно
    17.03.2018 10:58

    Спасибо БО, В. Данилову и В. Уткину за освещение объективной истории. Наверное, после этого многие крещенные поменяют свою конфессию, как это было во многих деревнях в 17 -18 вв.

    • Анонимно
      17.03.2018 12:39

      О том, как приняли, молькеевские кряшены крещение, люди которым это интересно, знают уже все. Только про кряшен Заинского, Нижнекамского, Тукаевского и Мамадышского районов в БО зачем-то не пишут. Как Вы уже "затюкали" своими постоянными призывами и упреками. Если вы хотите, чтобы кряшены отдалялись от татар и не хотели относить себя к татарам, то могу только сказать: "Верной дорогой идете товарищи! Молодцы!"

  • Анонимно
    17.03.2018 11:06

    А как его попросить съездить в Тетюши?)

  • Анонимно
    17.03.2018 11:06

    В стиле Айнутдинова - Хамидулин. В чём-то лучше, в чём-то хуже. Интересно очень. Побольше бы таких публикации.

    • Анонимно
      17.03.2018 12:20

      стили разные

    • Анонимно
      17.03.2018 16:34

      Они уже про много районов написали. Про мой Атнинский тоже.

    • Анонимно
      18.03.2018 06:52

      журналистские материалы интереснее читать, чем суховатые справочные статьи. Но информация тоже нужна, они дополняют друг друга. Вопрос только в том, что наша провинция настолько убога, что в иных ее местах как будто нейтронная бомба упала - пустыня, привлекательные сюжеты могут описать лишь бойкие публицисты, которые привыкли сочинять то, чего нет.

      • Анонимно
        18.03.2018 12:58

        Статьи дополняют друг друга : у историков больше истории, у журналиста больше журналистики. Они ещё не пересекались в одном районе? Было бы интересно сравнить.

  • Анонимно
    17.03.2018 11:16

    Замечательная история. Путешествовал вместе с автором по деревням и селам в которые сам бы не попал. Интересно было побывать в деревнях крещенных татар и Бурундуках. Спасибо Бизнес-онлайн за такой содержательный материал.

  • Анонимно
    17.03.2018 12:10

    Браво! Снимаю шляпу! Надо больше таких заметок и статей! У меня Мама оттуда, но эти записи должны укреплять народное единство! Ребята не надо ругаться, здесь память наших предков, никого ни к чему не принуждают! Спасибо Вам, автор... низкий поклон!

  • Анонимно
    17.03.2018 12:38

    Описано несправедливое обеспечение Татарстана в годы СССР. Соседняя Чувашия, без нефти, действительно обеспечивалась лучше и дороги там тоже строились. А в ТАССР , из которой выкачивали нефть, была разруха и пустые прилавки и разбитые дороги, испорченная экология. Кто-то еще скажет, что суверенитет ничего не дал Татарстану? Он частично восстановил справедливость, которую опять нарушили в прошлом году..
    Баку , из которого тоже качали нефть благоустраивали и такой разрухи , как в Казани, там точно не было.

    • Анонимно
      17.03.2018 13:14

      Жил в бедной Казани.
      Однажды поехал к родственникам в Канаш. И там, в этом небольшом городке, впервые увидел, что в магазинах может быть и некоторое изобилие (по тем временам).
      Хотя Казань была городом с миллионом населения, а Канаш - всего несколько десятков тысяч.

      Ездили люди и в Ново-Чебоксарск и в другие городки Чувашии. Сильно нас тогда в грязь вдавливали.
      А мы только качали нефть и отдавали ее Москве.
      А потом эти деньги дарили Африке, а сейчас все эти долги списывают им, десятками миллиардов долларов.

    • Анонимно
      17.03.2018 13:36

      Да нормально снабжалась. В Чувашию только за яйцами и курами и маслом ездили. А хлеб и крупа всякая в магазинах была. Что еще нужно для жизни? Суверенитет он конечно кое-что дал. Дороги там, газификацию. Но вот в последние годы продукты сильно подорожали.

      • Анонимно
        17.03.2018 13:50

        Ни бензопилы, ни газовой плиты, ни мотоциклов нормальных в Казани не было.
        А раньше все деревни от наличия бензопилы зависели. Дровами топили, только сейчас на газ деревни переведены.

      • Анонимно
        17.03.2018 14:59

        не врите. ТАССР снабжалась хуже, чем Чувашия. В статье же написано, что она была отнесена к Нечерноземью и получала дополнительные деньги, а Татария -нет. Отсюда разное обеспечение.

      • Анонимно
        18.03.2018 16:40

        А я помню временами, когда родные нам в Казань из Москвы даже муку присылали. И крупы-то какие были: перловка да овсянка. Гречка - это почти всесоюзный дефицит.

  • Анонимно
    17.03.2018 13:18

    Спасибо, очень интересно было прочитать!

  • Анонимно
    17.03.2018 14:42

    Материал интересный, особенно раздел, почему деревни хотели перейти в Чувашию.Возмутило невежество учителей и кураторов образования, допустивших идеализацию бандита Шакура ,который не был обыкновенным конокрадов, а организатром бандитской шайки, подкупавшей и часть правоохранителей, они убивали людей, а не раздавали продукты как сюсокают поклонники этого подонка.Если бы не вмештельство центра ,эта банда терроризировала население правобережья Волги и дальше.Кстали бандит конокрад начал действовать еще до 1917 г.но жалобы местного населения остались без внимания.Позор это для истории района, а не предмет для фальсификации истории и идализации бандита и его шайки.Шакур и его подельники были расстреляны, посажены или поплатились должностями и партбилетами, и те кто его крышевал.Добавлю, что жалобы населения дошли до ЦК партии и только после его постановления решительно взялись за банду.

  • Анонимно
    17.03.2018 14:47

    Никакие 80% земель никакому холдингу Ак барс там никогда не принадлежали и не принадлежат. Собственник один, неизменный - АО «Лидер». И при существовании ХК «Золотой Колос» и при ХК «Ак барс».
    Скоро все эти земли, по-тихому уйдут в собственность АСВ, как управляющему обанкротившегося ТФБ

  • Анонимно
    17.03.2018 15:39

    По бандиту Шакуру читал очерк в З.П. Мы говорим о теперешней коррупций,но и тогда в доле с бандитом были оборотни, чем обьяснить, что когда Шакура арестовали первый раз, по приказу пом прокурора Свияского уезда, куда входила эта территория, его через два дня выпустили. Не ожидал такого позора, когда в школе вывесили его портрет и чуть ли не в газете прославляли.Те кто его прославляют, очевидно не представляют ,что означало тогда для крестьтьянина, еле оправившейся после голода Татарии, потерять лошадь,а бандит забирал и коров.Когда женщина делегатка обещаля сообщить о банде властям, ее жестого избили, по приказу Шакура, мужу выкололи глаза вилами,а сына зарезали.И такие случаи были не единичны.Если кому то хочется напомнить эту мрачную страницу истории района, можете в местном музее поместить снимок суда над бандой ,газетные материалы и текст приговора.Прочитать такое о бандитской шайке и ее главаре и школьном стенде посвященном его восхвалпнию было удивительно и неприятно, наверное минобразнауки РТ надо специально рассмотреть этот вопрос .

    • Анонимно
      17.03.2018 17:31

      А почему памятник Салавату Юлаеву стоит?
      Он ведь не лучше.

      • Анонимно
        17.03.2018 18:02

        17.31.Надо быть дремучим невежей, или ненавидеть свой народ, чтобы сравнивать Салававата Юлаева, боровшегося против царизма , с бандитом и хапугой грабившем и убивавшем крестьян, обрекавшем на голод семьи , лишившиеся лошади или коровы. Поэтому расстрел этой сволочи и несколькиих бандитов из его шайки, и чистку в милиции , кантона, районов еще не было, и Кайбицы входили в Свияжский кантон, почти совпадавший по территории с прежним уездом, были положительно встречены населением. Очень правильно сделал автор интересного очерка, что показал эти материалы превозносящие бандита.Надо наказать директора и зав роно, которые допустили пропаганду криминалитета в школе.Правильно заметили в комменте, что этот возмутительный случай должен быыть рассмотрен в миобразнауки, да и глава администрации, очевидно даст укорот этим невежам.

        • Анонимно
          17.03.2018 21:43

          Скорее наоборот.
          Наконец-то делам Шакур бабая будет дана честная оценка.
          Он не позволял пришлым грабить деревенских мужичков.
          Поэтому многим и ненавистен.

          • Анонимно
            18.03.2018 00:01

            21. 43. Он грабил, пытал, порой убивал сам.Вы не потомок этой сволочи, что так рьяно и лживо вступились за этого подонка, бандита и торгаша? На месте дома где он жил, надо памятный знак установить ввиде осинового кола.

    • Анонимно
      17.03.2018 17:52

      Власти тогда, при царизме, очень часто отнимали у крестьян и лошадей и коров.
      Если кто сопротивлялся - присылали казачьи части.
      Могли выпороть ногайками всю деревню "для воспитания".
      А могли и шашками порубить, если кто сопротивлялся.
      В деревнях кузнецов из татар естественно не было. Запрещено было работать с металлом.
      В каждой деревне жил русский кузнец - присылался властями.
      Чтобы крестьяне могли к нему обращаться поправить инструменты.
      Ну и как глаза и уши местной полиции, естественно.

      • Анонимно
        17.03.2018 18:11

        1.52. Не надо нагло врать про власти и особенно присылке русских кузнецов, якобы бывших агентами полиции.За недоимки могли наказывать, независимо от нациоеальности,но шашками не рубили и скот не отбирали, не несите бредятину.

        • Анонимно
          17.03.2018 18:40

          Но насильственное крещение же было. А Золотая Орда позволяла свободу вероисповедания и была намного демократичней

        • Анонимно
          17.03.2018 18:42

          Это вам не надо нагло врать.
          Я не свои слова рассказываю - мои бабушки мне это рассказывали лет 40 назад еще. Они при слове "казаки" даже после стольких лет советской власти вздрагивали.
          Страх перед приездом в село казачьих банд с целью "приструнить" население был очень силён.
          Что могли противопоставить деревенские мужички, не имевшие права и с металлом работать против казаков, которые приезжали отбирать скот и зерно?

          Недоимка говорите?
          Вот помещик сказал, что ты ему должен, что ему мало собрали с деревни податей - вот у тебя и есть недоимка. Или думаете, что по налоговому кодексу помещики оббирали крестьян?
          Высылали казаков и те нагайками объясняли, кто кому сколько должен.

        • Анонимно
          17.03.2018 18:47

          Если вы посмотрите кино про жизнь в Японии еще в 19 веке, то также узнаете, что на всю деревню там было один металлический ножик. И он был привязан к столбу в центре деревни. Если кому надо что-то отрезать - шли к столбу и отрезали (хлеб, естественно просто ломали руками, а не резали).
          Естественно, что всегда и везде крестьянам было запрещено работать с металлом самостоятельно.

          Кстати, если ножик терялся - то присылали японских "казаков", которые также избивали всю деревню, т.к. исчезновение ножа считалось верным признаком предстоящего восстания крестьян против местных мироедов.

          • Анонимно
            17.03.2018 19:05

            18.42. Что ты бред несешь и на бабушшку сваливаешь. Собирать налог казаков не присылали, и отбором скота они не занимались.Вот когда в 1905 г, пускали красного петуха в усадььбах, и войска и казаки использовались.

            • Анонимно
              17.03.2018 20:41

              Его бабушка казаков с красной продразверсткой путает

            • Анонимно
              17.03.2018 21:41

              Казаки выполняли при царях функцию внутренних войск?

              • Анонимно
                18.03.2018 00:05

                Не внутренних войск,а скорее спецназа.

                • Анонимно
                  18.03.2018 10:18

                  Скорее омоновцы.
                  Никаких особых навыков у них не было.
                  Просто им было позволено лупить ногайками бесправных деревенских мужиков, которые не имели права дать сдачи.

        • Анонимно
          19.03.2018 11:07

          собенно присылке русских кузнецов, якобы бывших агентами полиции.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»:
          -после 1552 года татарам не разрешалась работать кузнецами, заселяться и жить ближе чем 40 верст к Казани, больших рек и дорог.

          • Анонимно
            19.03.2018 13:32

            Возможно в 16 веке такое было, но в 19 и 20 вв. работали кузнецами,и в армии служили, были даже генералы, и никто не требовал от них перехода в православие.А то , что русский кузнец обязательно агент полиции - бред. Что касается запрета жить около Волги, то возвращение татар на Волгу начало правитеоьство Мухтарова в 20-х гг тогда и появились Бахчасарай, Кызыл Байрак, Нариман. До 1917 г. Татарских деревень там не было, от Свияжска до Тетюш,где жили несколько сот татар и была даже мечеть. См. Интереснейшую книгу Приволжские города и селения в Казанской губернии изданную в 1892 г. и переизданную в 2008 г. Казанским историком Султанбековым, с предисловием взгляд из 21 века.Купил ее, в свое время, в издательстве Хэтэр, но сомневаюсь, что она осталась там, возможно есть в библиотеках.

            • Анонимно
              19.03.2018 14:51

              Интересная у Вас позиция.
              То, что обязательно в 100% случаев кузнец работал на полицию - это бред по Вашему.
              Но так это и не утверждается.
              Но то, что в определенной ситуации он был глазами и ушами полиции - это факт.
              Если уж тайна исповеди не исполнялась и этому есть масса задокументированных примеров.

              Формально крепостное право в России отменено в 1861 году. Естественно вопрос - а в каком году последний крестьянин в России смог уйти от этой крепостной зависимости?
              Ответ очень простой - в начале 20 века, т.е. еще через 40 лет примерно.
              Так и с кузнецами.
              Да, иногда в отдельных татарских деревнях, которые уже отказались от продолжения борьбы и активно сотрудничали с царизмом, разрешали и татарам быть кузнецами. Но Вы очень ошибаетесь, если считаете, что вдруг было разрешено заниматься татарам кузнечным делом без решения на то полицейских чинов.
              И да, постепенно режим смягчался по отношению к татарам. Но это свидетельствовало не о том, что гуманизм стал преобладать, а о том, что татары перестали сопротивляться и быстро эмансипировались, татары переходили в православие уже без давления, а просто по причине экономической выгоды, на что всегда были падки.

              • Анонимно
                19.03.2018 15:28

                Чего вы эфэнде взьелись на кузнецов. Информацию мог дать любой при давлении, включая не только попов но и мулл.Но не на истерить по поводу режима, после Екетирины,которая запретила насильственное крещение, власти старались без нужды не затрагивать национальные и религиозные чувства населения и не только татар.Кстати постоянно кликушествуют по поводу тюрьмы народов, относя это только к ннацменьшинствам или иноверцам.Впервые этаа ставшая сакральной формулировка появилас у одного иностранного путешественника и касалась она и русских.

  • Анонимно
    17.03.2018 16:45

    Некрещенные крящены
    Кто это
    Как такое может быть
    Это же чуваши

    • Анонимно
      17.03.2018 20:42

      Они до сих пор существуют. Считают себя не чувашами а татарами.

    • Анонимно
      18.03.2018 19:39

      Совершенно верно. Все некрещеные кряшены переселенцы из Чувашии. Это некрещеные чуваши, точнее язычники.Лишь имена были похожи на татарские-Абдул, Халил, Никодим, Салжана. Последние две вряд ли татарские имена.

  • Анонимно
    17.03.2018 18:41

    То,что трындит 17.52 о русских кузнецах ,глазах и ушей властей и полиции это уже шиза и деменция, такого еще не читал.В больших татарских деревнях были и кузнецы татары.И вообще не надо представляь, что татары в городах были только торговцами, или грузчиками и пр. как нередко писали.Мой прапрадед, из Апастовского, теперь района, отслужив в армии обосновался в Казани и стал слесарем на порохово заводе,это было почетно и татар квалифицированных рабочих было меньше чем теперь кандидатов и докторов наук.

    • Анонимно
      17.03.2018 18:55

      Ты хоть понял, о каких годах идет речь?
      Если твой прадед отслужил в армии - это уже при советской власти было. Или в любом случае в 20 веке уже.

  • Анонимно
    17.03.2018 19:35

    18.55 ты узнавемо несешь бред уже несколько раз.Матчасть надо учить, то бишь книги читать, а когда стучишь на клаве хрень, мозги включать.Для сведения читателей , этому типу бесполезно обьяснять, татары служили с 18 века,в 1812 г. Вместе с башкирами в Париж входили, и далее везде, астраханское казачье войско наполовину состояло из татар нугаев, были офицеры, в том числе морские, которые оставались мусульманами.Тем кто действительно хочеет знать историю советую читать книги или, например набрать в поисковике каперангаг Ислямов, и офицер генштаба Давлетшинн, оба потом стали генералами.Привыкли притворятся сиротами казанскими некоторы невежи и строчат бред вроде указанного вначале типа..

    • Анонимно
      17.03.2018 21:03

      Прошу изввинения, описка, в Париж вошли позже, после окончательного разгрома Наполеона, поэтому несколько нагайбакских сел, Челябинской области, где живут потомки части этих татар, впоследствии принявших крещение , носят французские названия.

    • mad big
      18.03.2018 09:08

      Сие неведомо для поклонников карака. Они же книг не читают.

  • Анонимно
    17.03.2018 20:16

    Большое спасибо, очень интересно! Просьба сделать очерк про Тетюшский район.

  • Анонимно
    17.03.2018 20:48

    Просил бы автора, а он умеет не толко писать, но и хорошо фотографировать, посетить в Тетюшском районе усадьбу Молоствовых, Долгая Поляна, там жила уникальная пара, жена ученый,были знакомы с Толстым и Лениным. О них был интереснейший очерк в книге казанского историка. Хотелось узнать и об этом удивительном районе с загадочными аномалиями и особенно о том, что представляет сейчас Долгая поляна. Там был когда то дом творчества Союза писателей СССР и там побывали многие знаменитости

  • Анонимно
    17.03.2018 21:29

    Впервые увидел доказательства, что новокрещены не вернулись в ислам. Наверно алексеевские кряшены тоже потомки новокрещеных ?

  • Анонимно
    17.03.2018 21:32

    посмотрела фото из очерка - как будто в СССР вернулась...

  • Анонимно
    17.03.2018 23:53

    Назову еще один обьект требующий освещения в БО ,гениальный химик Бутлеров похоронен на кладбище села Бутлеровка, там где была его усадьба, нельзя ли дать хотя бы фото его могилы,над ней кажется была часовня.

  • Анонимно
    18.03.2018 08:05

    В очерке приведены сведения, что внуки бандита и торгаша Шакура вполне приличные люди, а один занимал руководящий пост в Узбекистане.Вполне допускаю, что после такого позорного концца Шакура, родственники уехали в Средную Азию, а их чада вырости вполне приличными людьми, внукии за деда бандита и конокрада не отвечают. Но вот попытки неумных людей в Кайбицах, создат культ этого преступника и лепить из него робингуда недопустимы, это отрыжка ельцинских, лихих и воровских 90 - х с бригадами, валютными проститутками и прочими отходами общества, становившимися тогда персонажами и даже героями сериалов.

    • Анонимно
      18.03.2018 09:42

      Не только в Средней Азии внуки Шакур бабая хорошо продвинулись.
      В 70-90 годы лично знал его внука и его детей, проживавших в Верхнеуслонском районе и в Казани.
      Он работал и стал пенсионером союзного значения.
      Его правнуки успешно работали в районе и в Казани.
      Напомню, что даже поэтов в 20-30 годы признавали агентами трёх иностранных разведок и расстреливали.
      Время было такое. Сколько военачальников пострадало? Мало разве?
      А учёных?
      И вместо того, чтобы переосмыслить эту эпоху, почему то идёт выборочное переосмысление.

    • Анонимно
      18.03.2018 10:07

      Так и не понял про обвинения Шакура в том, что он "торгаш".
      Бизнесом занимался что ли, людям керосин продавал?
      Это вызывает презрение?
      Во-вторых, не только Шакур бабай пострадал и его семья.
      Там вместе с ним были расстреляны ещё примерно 30 мужчин из деревни. Отцы семейств, кормильцы. Вас не интересует, как жили потом дети, жены и родители этих мужчин? А ведь то, что значительная часть мужчин деревни была расстреляна из-за доносов осведомителя, пытавшегося получить себе лишние "звёздочки" очевидна.
      Не зря этот осведомитель уже через несколько лет сам попал под каток репрессий.
      Нельзя понять эту ситуацию в отрыве от рассмотрения конкуренции между сёлами.
      В то время многие села так жили. Но отряды из Казани приехали "зачищать" именно это село, а соседние не тронули. А ведь между деревнями тогда шла постоянная борьба за окрестные луга, леса.
      Вот и вопрос - мужики из каких деревень стали пасти свои стада на лугах, где прежде пасли скот эти чутеевские мужики?

      Просто мужики из соседних сел написали доносы на мужиков из Чутеево.
      Приехала команда из Казани и ликвидировала наиболее работоспособных мужиков из Чутеево, потом окрестные земли использовались жителями уже не Чутеево.
      Все ведь предельно просто.
      Кто-то на этом сделал себе новую должность и звёздочки.

      • Анонимно
        18.03.2018 11:54

        10.07. Господин шакурофил! Не сваливайте все на соседей и земельныые тяжбы, эти бандиты всем надоели наглым воровством и требованием выкупа для возвращения лошади ,коровы, иногда и козами не брезговали. Судили и расстреляли не 30 человек, а гораздо меньше, тех чьи руки были в крови. Этих подонков не жалко, жалко, что поздно расстреляли, только в 1926 г. А то, что многие в деревне были бандитами -конокрадами или их сообщниками и укрыватели бесспорно. Жалко не этих сволочей, а жертвы, включая женщину , односельчанку, делегатку, которая пыталась прстыдить карака, и по его приказу была избита до полусмерти, мужу выкололи глаза вилами, а сынм убил .Вот о чем надо помнить господа -эффэнде какракофилы и шакуролюбы.Кстати оборотни и тогда были,вроде помпрокурора Сввияжского кантона, приказавшего выпустить шакура и двух его сообщников после первого ареста.Только когда жалобы жертв дошли до ЦК и в постановлении Оргбюро, Татобкому было приказано расследосать свияжское дело, так были названы эти преступления, милиция и гпу всерьез взялись за карака и тех кто его крышевал в юстиции и милиции.

    • Анонимно
      18.03.2018 12:27

      8.05. А как вы запретите людям иметь своё мнение? У вас отрыжка 37-го года что ли? если вы Шакура так ненавидите, что он вам до сих пор покоя не дает, и вы называете его преступником, тогда на стенде ему посвященному, должны быть перечислены все преступники, руководившие в то время в ТАССР продразверсткой, а также все исполнители, обрекавших крестьян на голодную смерть. Обязательно должны быть перечислены все фамилии этих преступников.

      • Анонимно
        18.03.2018 13:18

        Шакуролюбу 12.27. Речь в комментах идет о конкретной шайке бандитов грабившей крестьян еще до 1917 г.но особенно распоясавшейся в середине 20-х когда республика оправилась от голода и у крестьян появился скот. Мнение о том, что бандиты конокрады белые и пушистые можете иметь, но не вздумайте им подражатть ,п о с о д я т , как говорил один из персонажей фильма.От бессилия и дремучего невежества в знании истории ,пытаетесь перевести стрелки с конкретного бандита получившего вместе с сообщниками по заслугам, на другие вопросы.Дешевая демагогия, когда нет у вас аргументов.

  • Анонимно
    18.03.2018 10:17

    9.42. Конечно у бандита, могли быть внуки, которые стали приличными людьми, жалко, что побоялись назвать фамилию знакомого пенсионера союзного значения, чтобы получить такую пенсию надо было занимать очень высокую должность.А вот косвенное сравнение расстрелянного с сообщнками, бандита и конокрадм ,с учеными и поэтами, репрессированными по политическим мотивам, бестактно и оскорбительно для их потомков.

  • Анонимно
    18.03.2018 10:37

    Говоря о прошлом и перечисляя категории невинно осужденных и реабилитированных людей, господину 9.42 не надо , вольно или невольно, приравнивать их к, как он уважительно, называет его Шакур -бабаю.Шакур был матерым бандитом, а не просто конокрадом и кроме презрения ничего не заслуживает.Правильно написали в комменте,что надо дать список его жертв и не только тех, кто голодал после того как этот подонок и его сообщники увели лошадь или корову, но и назвать имя женщины делегатки пытавшейся разоблачить подонка, и по его приказу у ее мужа выкололи глаза вилами, а сына убили,а ее избили до полусмерти в назидание всем кто осмелится выступить против его шайки .Вот такрв был, ваш Шакур карак которого почтительно именуете бабаем.

    • Анонимно
      18.03.2018 11:01

      Элементарный анализ Вашего текста позволяет сделать выводы:
      1. Вы волнуетесь (количество орфографических и др. ошибок). Значит Вы считаете эту тему важной для себя, но что-то мешает Вам понять правду. Хотя тяга к пониманию у Вас большая.
      2. Вы оскрорбляете давно умерших людей, пересказываете "ужасы" пропаганды, которые были выдуманы только для обоснования убийства примерно 30 мужчин из успешного села Чутеево. После их убийства окрестные луга стали использоваться жителями соседних сёл (пасти скот, косить траву). И именно этот конфликт между сёлами понятен и именно он и привел к этой кровавой развязке.
      3. Голод в Поволжье был страшный. И не Шакур бабай устроил его. Десятки тысяч умерли от голода, десятки тысяч разбежались куда могли. А Вы пытаетесь хвататься за соломинку (мужик, бравший в аренду у соседей мельницу и торговавший керосином в своей лавке вдруг стал монстром.
      Вы и сами понимаете, что из Казани приехали и организовали убийство по доносу. Позвольте правде войти в Ваше сердце. Сейчас бы конкуренты прислали россельхознадзор, ветеринаров или налоговиков. Могли бы подкинуть наркотики и посадить в тюрьму.
      А тогда подвели под другую статью и расстреляли. Всё ведь ясно как день и шито белыми нитками.

      • Анонимно
        18.03.2018 11:59

        В книге «Бандитский Татарстан» написана вся правда про Карака, на основе документов. Например, что воровать он начал ещё при царе, а до него это делали отец и дед. Так что нечего врать про воровство от голода, ещё до революции все семейство жило преступным промыслом

        • Анонимно
          18.03.2018 12:22

          Если бы Вы действительно считали, что в той книжке написана ВСЯ ПРАВДА, то и обсуждать дальше нечего было бы.
          Но ведь Вы обсуждаете.
          Значит - не уверены сами, ждете от людей помощи в понимании этой застарелой проблемы.
          Прошло почти 100 лет, а спать не дают эти выдумки из книжек, где ВСЯ ПРАВДА?
          С одной стороны - мощь пропагандистской машины (злой потомственный вор и бандит, распятые мальчики, выколотые глаза, избитая до полусмерти женщина и т.д.).
          С другой стороны - прекрасно работавшие и развивавшиеся родственники и выходцы из Чутеево (несмотря на убийство отцов).
          Невозможно понять, как это дети потомственных воров и бандитов так легко и успешно вписались в жизнь при Сталине, когда надо было упорно работать, а не болтать.
          И при этом - пьянство и серость конкурировавших деревень, которые несмотря на захват пастбищ и лугов Чутеева, так и не построили нормальную жизнь на несчастье чутеевцев.

          Видимо, Вы в жизни уже заметили, что если взять в друзья такого человека, как Шакур бабай, то на душе становится легко, работа спорится, нет причин стыдиться честного труда.
          А если дружить с доносчиками, то рано или поздно ждет пьянство, семейные трагедии и несчастья.

          Поэтому так и не можете забыть этот 100-летний спор между несколькими селами.

          Тогда победил Шакур-бабай.
          Хотя он и заплатил за это жизнью.

          • Анонимно
            18.03.2018 15:32

            Для таких, как ты он бабай, а для народа КАРАК!!!

            • Анонимно
              18.03.2018 15:45

              Для какого народа? Вы -не народ. А для жителей той татарской деревни и их потомков - Шакур-бабай.

              • Анонимно
                18.03.2018 16:27

                Шакур карак и честный труд для вас синонимы?

              • Анонимно
                18.03.2018 16:27

                15.45 Эта сволочь для народа Карак, а для своих деревенских прихлебателей и потомков их бабай.Правильно, своих он не грабил, семьи голодать без коровы и или лошади в других деревнях оставлял, а сам наживался,продавая награбленное или получая выкуп.Вот из за таких холуев и процветали бандиты- конокрады. Не зря в ряде мест пойманного конокрада топили или рубили топором руки, поэтому Шакур карак и сбил шайку, трусил в одиночку воровать.

          • Анонимно
            18.03.2018 16:46

            12.22.Этот супер Карак, ответил не за спор между деревнями, а за сотни обездоленных семей.И свою поганую жизнь закончил с пулей в затылке, хотя таких надо публично вешать.Надо быть подонком , чтобы защищать морально этого негодяя. Многодетная семья оставшись без коровы и лошади была обречена на голод, не зря некоторые мужики вешались после набега этого гуманиста и робингуда, как его представляют нам некоторые диванные философы вроде 12 22..Конечно и жители деревни морально разлагалась, после безнаказанного, многолетнего господства этого типа и его шайки.

            • Анонимно
              18.03.2018 17:19

              Если некто в штанах вешается, то мужик ли он был?
              Чутеево не разлагалось тогда, не разложилось и сейчас.
              Но доподлинно известно, что проблемы у мужиков из соседних деревень начинались только тогда, когда они начинали воровать у чутеевских, к примеру, начинали косить траву на лугах около Чутеево.
              Или вам кажется, что оставить корову зимой без сена означает не смерть семьи?
              А слова о том, какое влияние "безнаказанное многолетнее господство" оказывает на людей - это вы, похоже, с другого ресурса сюда зашли. Критикуйте и дальше тех, кого критиковали. Шакур бабай тут не при чем.

              • Анонимно
                18.03.2018 19:27

                Шакур бабай был 1861 года рождения.
                На момент его убийства, ему было 65 лет.
                Многие продолжают рассказывать, что он был конокрадом, не понимая, что для того, чтобы поймать чужую лошадь, забраться на нее без седла не всякий акробат и в 30 лет может.
                При чем здесь старый человек, всю жизнь проработавший на земле? В то время ни медицины не было, ни пенсий, ни санаториев.

                • Анонимно
                  18.03.2018 20:50

                  И здесь врете. Он сидел лет 15, в том числе на царской каторге. Воровал коней пока руку не перебили на краже и сыновья не подросли. Потом создал банду и посылал других на преступления. Главари всегда делают все чужими руками. Про работу Шакура всю жизнь на земле очень смешно

                  • Анонимно
                    18.03.2018 21:49

                    Самое главное - это чтобы вы продолжали думать, что бравые головорезы с наганами (из американских ЧВК), насаждавшие свои порядки по стране под видом "латышских стрелков", были гуманистами.
                    Ведь их действия вы не подвергаете сомнению.
                    Конечно же, за идею боролись, конечно же за пролетариат были.
                    А все кто им противостояли из народа - преступники конечно)))))
                    Кто конокрад, кто вор, а кто и убийца.
                    Ну а что продразверстка унесла жизни сотен тысяч человек - это мелочи. Вот Шакур бабай - настоящий бандит, каких свет не видовал. Однажды по его приказу даже женщину избили.

                    • Анонимно
                      19.03.2018 06:21

                      Вы бредите, Шакур воровал во все времена: при царе, при Ленине. Забирал последнее у крестьян, без лошади и коровы они разорялись. С продразверстчиками наоборот пил за одним столом, прикармливал взятками и на скамье подсудимых оказался тоже с ними. Читай об этом в районной КАЙБИЦКОЙ газете

        • Анонимно
          18.03.2018 12:31

          При царе и Сталин не гнушался воровства. А уж Одесса прямо -таки кишела ворами типа Соньки -Золотой Ручки Мишки Япончика. И что ? После революции Сталин стал руководителем страны.

          • Анонимно
            18.03.2018 12:36

            Сталин воровал?

            Сообщите, пожалуйста, что он своровал.
            Или признайте себя обманщиком или жертвой пропаганды.

            • Анонимно
              18.03.2018 13:36

              Ну прочитайте про налеты и грабежи , устраиваемые Сталиным , якобы на дело революции. После революции, любые преступления можно было списать на неё и оправдать.

        • Анонимно
          18.03.2018 17:41

          В книге "Бандитский Татарстан" надо писать про современных решал (в погонах и без), крышевателей (в погонах), чиновников, а не про простых мужиков, торговавших керосином и пытавшихся заработать на шабашках в подмосковье.
          Которых потом подставляли под пули (купленных мужиками из других сёл) "комиссаров", которые на следующем обороте колеса репрессий сами попали под него.

          Но писатели книжек про бандитов боятся писать книги про настоящих бандитов, обложивших данью каждый киоск или магазинчик.
          Им проще писать про мужичков из деревень
          Безопаснее так ))

          • Анонимно
            18.03.2018 19:13

            Вам уж точно смелости не занимать, напишите свою книгу «Великое Чутеево». Может кто-то из земляков и купит пару штук, на растопку бани. Я была на презентации книги «Бандитский Татарстан», там и кайбицкие присутствовали. Вот один из них как раз и сказал, что глава «Всадник по имени смерть» наиболее достоверное исследование жизни Шакура карака. При прочтении данной главы у меня лично не сложилось однозначно отрицательное впечатление об этом конокраде, там хорошо изложены его деловые качества. Про авторов книги могу сказать, что они люди мужественные. Чего стоит только глава «Убить Дракона», где речь идёт об ОПС Севастопольские, если знаете кто это такие и какую роль в Татарстане они играют сейчас. Один из авторов даже сказал на встрече с читателями, что высокие чины просили убрать Дракона из книги, но народ должен знать правду. Кругозор Ваш заканчивается за околицей села, поэтому ничего кроме злобных комментов написать не получится, а «Бандитский Татарстан» популярен в народе

            • Анонимно
              18.03.2018 19:23

              Так в народе популярны и пиво с водкой, а не только Донцова или Бандитский Татарстан.
              Писатели пописывают, читатели почитывают
              По народной популярности о чем судить можно то? О правдивости что ли?
              Может как раз наоборот?
              Гегель в народе не популярен, но намного лучше объясняет жизнь, чем Донцова и другие писатели женских романов.

  • Анонимно
    18.03.2018 14:32

    13.36. Твоя наглая ложь о Сталине, повторение либерастских баек. И.В.Сталина за многое можно критиковать по делу и без оного, но в чем чем, но корыстолюбии не обвинишь.Когда хоронили ,поношенный мундир нашли,счетов за рубежом не имел, как и недвижимости,Светлана умерла в США,в доме неимущих престарелых, сын Василий, дожиивал в Казани , в однокомнатной квартире, нередко прохожу мимо этого, соседнего дома,фасад выходит на Гагарина, а вход в подьезды с Восхода, хотя был летчиком, фронтовиком, дослужившемся до генерал -лейтенанта.Все его злоключения , вплоть до тюремной отсидки, начались, когда потрясенный неожиданной смертью и видя как соратнички кинулись делить его политическое наследство, сказал всердцах, роковую фразу - Убили отца! Эти...далее шла нецензурная характеристика наследничков, недавно ползавших около него, исполняя дифирамбы, а теперь ставших дружно разоблачать.

    • Анонимно
      19.03.2018 10:07

      Знаю дом где жил и умер В.И.Сталин, конечно фронтовику- летчику истребителю, могли даать хотя бы двушку в центре города, в том же дворянском гнезде на Чернышевского, теперь Кремлевской.А его даже фамилии лишили, похороним на Арском как Джугашвили, хотя во всех служебных и наградных документах именовался Сталин. Ладно, еще дочь последней супруги перезахоронила его в Москве и теперь на памятнике написано В.И.Сталин.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль