Выборы-2018 
22.03.2018

«Люди стали понимать, что давление не просто против Путина, а против русских в целом»

Московские политтехнологи о том, как Тереза Мэй стала пиарщиком Путина и почему образ «плохого богатого парня» востребован избирателями

«Для Жириновского 5 процентов — эта катастрофа! Для Грудинина 12 процентов — это катастрофа, хотя он реально мог взять 20 процентов!» — констатировали политологи, собравшиеся после президентских выборов на заседание РАСО в Москве. О том, какие ошибки признали представители кандидатов, почему лондонские олигархи отказались жертвовать на кампанию Титова, зачем двум кандидатам борода и кто потирал руки, глядя на слезы Собчак, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Евгений Минченко Комитет по политическим технологиям РАСО под руководством Евгения Минченко провел очередное заседание, посвященное уже завершившейся избирательной кампании Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ С ВАМИ ДАВАЛИ ПРОГНОЗЫ. ТЕПЕРЬ НАДО «ОТВЕЧАТЬ ЗА БАЗАР»

Сразу после президентских выборов комитет по политическим технологиям РАСО под руководством политаналитика Евгения Минченко провел очередное заседание, посвященное уже завершившейся избирательной кампании. По этому случаю был арендовал большой зал в московском «Русском пабе», где разносили шампанское, белое вино и закуски и куда, как и на предыдущее заседание, были приглашены не только политологи и политтехнологи, но и представители штабов. В итоге снова пришли секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, которому пришлось отдуваться за результат Павла Грудинина, и депутат ГД от ЛДПР Михаил Дегтярев, традиционно стоящий горой за вождя своей партии Владимира Жириновского. Из новичков прибыл представитель Бориса Титова — предприниматель Александр Хуруджи, который так старался стать своим парнем в тусовке маститых политтехнологов, что даже продемонстрировал собравшимся красные носки и простодушно объяснял, зачем их кандидат, как и Григорий Явлинский, отпустил седую бороду. Под занавес вечера подтянулся еще и поллиттехнолог Ксении Собчак консультант Виталий Шкляров, известный помимо прочего своей работой в штабе американского политика Берни Сандерса во время последних выборов президента США. А вот от единороссов в этот раз не пришел никто, в связи с чем хозяин мероприятия Минченко пошутил, что они, видимо, не просто увлеклись победой, а, наверное, уже вовсю строят новую Россию.   

«Хочу напомнить, что мы с вами давали прогнозы, чем закончится эта избирательная кампания. Теперь надо „отвечать за базар“», — обратился к коллегам Минченко, а затем уверил собравшихся, что большинство членов комитета и так заранее предсказывали, что явка на выборах будет более 60%. То есть «за базар ответили». А вот результат Владимира Путина оказался неожиданным даже для большинства членов комитета. 55% опрошенных политологов считали, что главный кандидат наберет более 60% голосов, и только 20% давали ему более 70%.

«В их числе оказался и ваш покорный слуга», — без хвастовства сказал Минченко и добавил, что 85% опрошенных политтехнологов проголосовали за то, что второе место займет Грудинин. 

Так почему результаты получились именно такие? Минченко высказал по этому поводу несколько гипотез. На его взгляд, события последней недели кампании привели к тому, что избирателю пришлось отвечать на главный вопрос: кто лучший верховный главнокомандующий? То есть сработала тема внешнеполитического давления, и в результате произошел массовый переток голосов от Жириновского к Путину. 

«Внешней враг дал рост и явки, и голосования за победившего кандидата, — подчеркнул политолог. — Еще один важный момент. Мы впервые получили резкий скачок и явки, и голосования за Путина за пределами России. Где-то это объясняется объективными причинами, например в Сирии, где голосовали наши военные. Но мы получили очень высокий уровень голосования и в странах Западной Европы». 

Этот феномен Минченко объясняет тем, что российские граждане за рубежом стали чувствовать давление уже на самих себе, и это повлияло на голосование людей, которых принято относить к либералам. В качестве примера политолог привел историю своего знакомого коллеги, который живет в Лондоне и работает в западном PR-агентстве. Образование он также получил за рубежом. 

«Он рассказал мне, как по работе очень мило общался с какой-то женщиной. Потом дает ей визитку. Она смотрит и спрашивает: „А это русская фамилия?“ Он ей в ответ: „Да“. Она говорит: „Извините, я не могу взять эту визитку“ — и возвращает ее обратно. То есть только потому, что у него русская фамилия, у него не берут визитку! — недоуменно восклицал Минченко. — Люди стали понимать, что давление не просто против Путина, а против русских в целом, и это начало их объединять. То есть разговоры о том, что пиарщиками Путина на последнем этапе кампании стали американский госдеп и Тереза Мэй, имеют под собой очевидные основания». 

«В ЧЕЧНЕ РЕЗУЛЬТАТ ГРУДИНИНА СОСТАВИЛ 22 ПРОЦЕНТА. ЗДРАВСТВУЙ, РАМЗАН АХМАТОВИЧ!» 

Ввиду отсутствия представителей виновника торжества слово предоставили Обухову, который повторял традиционные коммунистические мантры, звучавшие на этих выборах. 

— Кремлевская команда свою задачу решила. Они провели кампанию как хотели и получили то, что хотели. После нынешних выборов политическая сцена зачищена. Президент имеет карт-бланш и может делать с ней все, что хочет, — сказал видный член КПРФ, после чего «прошелся» по партии власти. Он заявил, что такого субъекта, как «Единая Россия», просто нет, потому что Путин получил в два раза больше, чем ему дала «ЕР» на последних выборах. 

— Конечно, манекена оживят, он будет двигать руками. Но и «Народный фронт», и «Единая Россия» выглядят довольно карикатурно. Президент показал, что он без них справляется, — отрезал Обухов и перешел к своему кандидату. — Конечно, мы рассчитывали на более высокий результат. Хотя минимальная наша цель заключалась в том, чтобы превзойти результаты всех участников кампании, за исключением основного. Эта задача решена.

— А можете назвать какие-то удачные ходы с точки зрения технологий? — спросил его Минченко. 

— КПРФ — старая консервативная партия. Как тот бронепоезд: хочешь подорвать — положи фугас, — двусмысленно принялся рассуждать коммунист, а потом добавил, что есть вечные технологии, которые не перешибить. К таким технологиям относится и газета «Правда», которую пропагандисты выпустили тиражом в 77 миллионов. 

— Сколько-то, конечно, растащили, — признался Обухов. — Но сработало? Сработало! На финише наш кандидат, который в начале имел 1 процент известности, получил 82 процента узнаваемости. Не будем говорить о качестве этой узнаваемости. Оно разное... Самое большое достижение КПРФ заключается в том, что на отдельных участках в Чечне результат Грудинина составил 22 процента. Здравствуй, Рамзан Ахматович! Мы тебя приветствуем и говорим, что Чечня — все-таки левая республика. Хотя про нашего кандидата говорили, что он сталинист, такой-сякой и что чеченский народ его проклял за Сталина. 

Обухов также похвастался хорошими результатами на Дальнем Востоке и использованием WhatsApp в Якутии, с помощью которого шла агитация и на якутском языке. 

— Сказать, что мы благодаря WhatsApp собрали 27 процентов, — это будет не совсем правда, — сказал Обухов. 

Но Минченко его поддержал:

— В Якутии WhatsApp круче, чем телевизор! 

. Политехнологи рассуждали о том, что Путин — единственный кандидат, у которого была региональная кампания
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Политконсультат Евгений Сучков напомнил, что еще две недели назад вместе с коллегами подробно изучал ошибки Грудинина; по общему мнению, кампания кандидата от КПРФ должна была выстраиваться вокруг одной темы: он — человек дела. При этом можно было «отбивать очень хорошую тему» — кто боится кандидата Грудинина. Но этой темы не было вообще. 

— Есть мнение, что КПРФ — это бронепоезд, который движется по рельсам. Но на мой взгляд, КПРФ сегодня — это бронепоезд, у которого сорван стоп-кран. Ничего нового ни в позиции КПРФ, ни в структуре, ни в смене кадров в аппарате партии мы не наблюдаем. Идеологические парадигмы замерзли на уровне 90-х годов. Борьба с антинародным режимом — и больше ничего, — вынес свой вердикт Сучков. — И в этом смысле Путин прав. Ребята, вы чего-то предложи́те! 

Эксперт также сделал прогноз о том, что страну ждут не самые простые времена, а консолидироваться не с кем. Поэтому партия власти в нынешней России, которая является квазиавторитарной страной, просто необходима. Без этого исполнительная власть работать не может. А все разговоры о том, что «Единую Россию» переделают и перестроят, так и останутся разговорами. Будут только косметические изменения, серьезных перемен не будет, убежден Сучков. 

— На мой взгляд, по уровню демократичности «Единая Россия» сегодня — партия номер один в стране, — добавил Минченко. — Они проводят открытые праймериз, работают с региональными элитными группами, внутри партии реализуется реальная политическая конкуренция. 

Политолог Олег Бондаренко отметил, что возрастной электорат ушел к Путину, а за Грудинина больше голосовали люди среднего возраста и молодежь. 

— Но они голосовали не благодаря кампании Грудинина, а вопреки, так как не было месседжей для целевых аудиторий. Кандидат довольно слабо держал удар. И существует довольно много вопросов технологического порядка. В этой связи, Сергей Павлович, у меня вопрос, — обратился к Обухову Бондаренко. — Выборы закончились, откройте завесу тайны: кто делал кампанию Грудинина, какие технологи? Список в студию, если можно! 

— Олег, вы не вылезаете из кабинетов Думы на 9-м этаже. Неужели вы не знаете, что главный технолог КПРФ — Геннадий Андреевич Зюганов, — лаконично ответил коммунист.   

Павел Грудинин Политологи отметили, что возрастной электорат ушел к Путину, а за Грудинина больше голосовали люди среднего возраста и молодежь / Фото: Сергей Елагин

«БОЛЬШАЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ГРУППА ГОЛОСУЕТ ЗА ФАРТОВОГО, РЕЗКОГО, БОГАТОГО ПАРНЯ»

И тут на помощь Обухову пришел член ИСЭИ Глеб Кузнецов. 

— Я хочу защитить товарищей-коммунистов, — многозначительно заявил политтехнолог и принялся объяснять, в чем причина феномена высокого голосования за Грудинина на Дальнем Востоке. 

— Грудинин на Дальнем Востоке «сожрал» электорат Жириновского. Почему? Потому что там большая электоральная группа голосуют за более фартового, резкого, жесткого, богатого парня. То, что говорилось на Центральную Россию, мол, он забрал землю, продал... 

— Молодец какой! — со смехом поддержал версию коллеги Евгений Минченко, а тот продолжил:

— Это те самые люди, которые голосуют за фарт, это наследники первых поколений завоевателей Дальнего Востока, наследники тех, кто там сидел и остался... Дух первооткрывателей и покорителей Дальнего Востока всегда выражался в хорошем проценте за Владимира Вольфовича, потому что он тоже носитель этого фарта. Он ездил в поездах и разбрасывал деньги. Это прямая цитата того, что когда-то делали богатые дальневосточники. Сейчас Владимир Вольфович уже, мягко говоря, не тот: в нем нет этой энергетики, он перестал быть символом фартового человека. Зато у этой группы электората появился новый лидер. Там взял, здесь взял, по телевизору плохо о нем показали, богатый парень, счета в банках — все нормально. Я это говорю ни в коем случае не с критикой. 

Минченко привел еще один пример региональной специфики. По его словам, в Оренбургской области на старте кампании рейтинг Жириновского был в полтора раза выше, чем рейтинг Грудинина. Но жириновцы начали двигать тему отставки губернатора, тогда как рейтинг губернатора шел вверх. В итоге они «опустили» себя и «накачали» коммунистов. 

Политолог Аббас Галлямов обратился к Обухову с риторическим вопросом: почему Грудинин не отказался от того, что называется «политическим трепом». Ведь лучшим способ подтвердить, что ты не болтун, как все остальные, а человек дела, — это говорить, когда тебя журналисты спрашивают про Сталина и Донбасс, что рядового избирателя это не интересует. 

— Надо отвечать, что избирателя интересуют низкие зарплаты, отсутствие социальной справедливости, деградирующие здравоохранение и образование. Грудинин должен был сказать, что он отказывается играть в политические игры, что он — человек дела, а не политикан. Мое убеждение, что человек дела в глазах избирателей должен был поступать именно так. Вы со мной согласны? — спросил Галлямов.

— Главное в каждой кампании — это кто кандидат. Грудинин — со своим взглядом, со своей позицией. Он впервые участвует в общенациональной кампании при таком внимании. Моя рекомендация была: «Пал Николаевич, не трогай стену Сталина». На этой теме можно как поймать, так и потерять. Но кандидат имеет свое лицо. Про человека дела. Я анализировал его высказывания. Но он не марионетка, — ответствовал Обухов. 

— Одно дело — марионетка, другое — что человек отказывается учиться, — продолжил гнуть свою линию Галлямов. 

— Все приходит с опытом. Я думаю, следующую кампанию он будет вести более размеренно, правильно, он пригласит вас, Смирнова, всех политконсультантов, — принялся рассуждать Обухов под смех и аплодисменты зала.

— К сожалению, первое впечатление можно произвести только один раз, — резонно возразил Галлямов.

А политтехнолог Роман Смирнов снова поднял тему счетов Грудинина: «У многих экспертов создавалось ощущение, что все эти счета есть, что они используются активно». 

В ответ коммунист Обухов напомнил, как на пресс-конференции в «Интерфаксе» представил доклад о нарушениях кампании. 

— И тишина! И только мертвые с косами стоят, — посетовал секретарь ЦК КПРФ. — Но у нас не вечер жалоб... Я еще в начале сказал, что администрация решила все свои проблемы. В том числе за счет ведомства Эллы Александровны [Памфиловой]. Когда мы видели, когда шло повышение рейтинга Грудинина, господин Булавин приглашал СМИ и заявлял, что тут до конца непонятна ситуация со счетами Грудинина. Сколько было таких заходов? Три!

— Он подал заявление, но не закрыл. Ваш кандидат попал в ловушку. Если счета не закрыты, они не закрыты, — возразил гостю Минченко и отметил, что КПРФ никто не мешал изучать технологии европейских и американских популистов, которые научились через интернет и соцсети «долбать» даже мейнстримных кандидатов.

Михаил Дегтярев Михаил Дегтярев традиционно стоял горой за вождя своей партии Владимира Жириновского Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новсти»

«НИКАКИХ ПРЕЕМНИКОВ НЕТ. ЕСТЬ ЖИРИНОВСКИЙ. ОН ВЕЧЕН»

Здесь подошел либерал-демократ Дегтярев и сразу же сделал громкое заявление: 

— Никаких изменений ни в правительстве, ни в Думе, ни в партии не будет.

— А на мэра Москвы пойдете? — спросил его кто-то из зала. 

— Если партия прикажет! — ответил тот и вспомнил свою речевку во время участия на предыдущих выборах градоначальника столицы. — Дорогие москвичи, омичи и томичи. Я обращался к понаехавшим...  

Но Минченко решил дать гостю передышку, чтобы тот мог перекусить. А политехнологи принялись рассуждать о том, что Путин — единственный кандидат, у которого была региональная кампания — у других ее не было. Все положились на телевизор и интернет. Например, в Красноярске впервые результат Путина был выше, чем в крае. И это было достигнуто во многом благодаря тому, что президент провел там совещание и отработал главную местную проблему — экологическую, так называемую проблему «черного неба». И результат сразу «скаканул». При этом на выборы пришли многие из тех, кто никогда на них не ходил. Структура электората очень изменилась. 

Политолог Эдуард Коридоров из Екатеринбурга сильно удивлялся, что у кандидатов отсутствовали нормальные группы поддержки. 

— На региональных дебатах выступали крайне невнятные личности, не известные широкому кругу. Такое ощущение, что просто случайные люди. В этом была большая слабость региональных кампаний, — сказал Коридоров. 

— Мы на прошлом комитете обсуждали, что запрет быть доверенными лицами депутатам резко снизил возможности для агитаций кандидатов. Но в регионах очень неплохо отработали доверенные люди Путина. Например, Николай Цискаридзе был в Приморском крае. Он классно выступил, — возразил коллеге Минченко. 

Политтехнолог Григорий Казанков рассказал о том, как повлияли на ход голосования локальные референдумы по формированию комфортной городской среды. Затем Минченко передал слово Дегтяреву, презентовав его как человека, который не исключает своего участия в выборах мэра Москвы, и попросил обозначить проблемы кампании ЛДПР, а также отметить, какие технологические приемы в партии считают удачными и какие находки считают интересными у оппонентов. 

— Начну с выборов мэра Москвы. Как партия решит, так мы и сделаем. На прошлых выборах я узнал, что я кандидат, будучи в красноярской бане, — признался Дегтярев. 

— Местные, что ли, решили между собой? — рассмеялся Минченко. 

— Смотрю телевизор, Жириновский объявил, что я кандидат. 

— Так партия решает или Жириновский? — спросил кто-то из зала. 

— Так Жириновский это и есть партия! — добавил кто-то еще. 

Затем Дегтярев принялся рапортовать о результатах минувшей кампании. 

— Главная задача нашей кампании состояла в том, чтобы сохранить наш ядерный электорат и привести его на выборы. С этой задачей мы справились успешно. Более 4 миллионов наших избирателей пришли на выборы и проголосовали. При такой колоссальной мобилизации, которую проводила администрация в штаб действующего президента, при диковинных штуках, как местные референдумы, мы свою задачу выполнили. Мы друг друга благодарили за работу. Владимир Вольфович поздравил в Кремле действующего и вновь избранного президента с победой. 

— Обоих? — пошутил кто-то из зала. 

Дегтярев же, несмотря на свой зычный голос, начал что-то тихо бурчать, из-за чего Минченко попросил его говорить погромче. 

— Да ничего новенького не было, — повысил голос ЛДПРовец. —  Традиционная кампания. Кандидат самый опытный, программа самая замечательная. Все готовятся к мощному рывку. Много было проделано работы в интернете. Не ботами, а нашими активистами. Это тоже дало свои плоды. Что еще интересного? Мы зафиксировали приход юного избирателя. До полумиллиона. Они воспитаны на агитации Жириновского. Пришло поколение, которое знает Жириновского с детства, прям с пеленок. Видят его в телевизоре. Это нас не может не радовать. Планы самые наполеоновские. Участие во всех региональных выборах. Никаких изменений в ЛДПР не будет. Все посты сконцентрированы в одной руке, в одном кулаке. Владимир Вольфович полон сил, бодр. И я один из тех, кто настаивает на том, чтобы он оставался у руля. Мы пользуемся его опытом, харизмой и политическим чутьем. Прошу не спекулировать на теме наследников. Никаких преемников нет. Есть Жириновский. Его сакрализация идет с 2014 года. Он вечен. 

Владимир Жириновский «Пришло поколение, которое знает Жириновского с детства, прям с пеленок. Видят его в телевизоре. Это нас не может не радовать» Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«СЛЕДУЮЩАЯ НОМИНАЦИЯ ПУТИНА — ЭТО ПРАВИТЕЛЬ-МУДРЕЦ, ЛИДЕР МОЛОДОЙ КОМАНДЫ»

Однако Сучков все-таки решил вернуть депутата к реальности и отметил, что вряд ли в самой партии считают полученный результат большим успехом. 

— У меня вопрос. А можно ли было Жириновскому в этих условиях провести кампанию так, чтобы улучшить свой результат? Давайте подумаем, в каком направлении могла бы пойти кампания. Владимир Вольфович — человек, умудренный жизненным опытом, с сединами, старый политический боец. И вдруг начинается сцена с оскорблением женщины. И его уже поливают водой, что для его образа как-то совсем нехорошо. Может быть, Владимиру Вольфовичу стоило обновить свой положительный образ, выйти к избирателю и сказать, что опыт, который у него есть, позволяет ему претендовать на эту должность? Без всяких манер из 93–95-го годов? Зачем он оскорблял девушку? 

— Помните, год назад на заседании комитета мы обсуждали образ Путина, — включился в разговор Минченко. — И мы говорили, что следующая номинация Путина — это правитель-мудрец, лидер молодой команды. Но для того чтобы Путин был полноценным правителем-мудрецом, Жириновский должен выйти из этой номинации и вернуться в образ борца и бунтаря, что он и сделал. 

— Речь о другом. Мог ли Жириновский получить больше голосов, если бы кампания была построена по-другому? — продолжил Сучков. — Этот вопрос рассматривался?

— Он не просто рассматривался, он и реализовывался. Пока не начались дебаты, — сказал Дегтярев и по залу прокатился смех. — Ксения Анатольевна грамотно его вывела из себя. Вы же не видели, что происходило за кадром. Это достаточно технологичная вещь. Его вывели из себя. Он это признает. Он переживает из-за этого. 

А затем Дегтярев прошелся по Сергею Бабурину, который оказался «нехорошим человеком» и очень зацепил лидера ЛДПР:

— Жириновский инициировал амнистию, по которой Бабурина выпустили из тюрьмы. До этого он сидел в тюряге, ребята. И настолько подлец! Такие вещи говорит! Просто по-человечески. Жириновский, рискуя собственным политическим капиталом, с Ельциным договаривался и выпускал этих людей из тюрьмы, чтобы потом вот такое на всю страну услышать. Подлец! Вот такие фейковые кандидаты вывели нашего дорого Владимира Вольфовича из себя и устроили из этих дебатов шапито. А он — мудрец.  

Александр Хуруджи Александр Хуруджи: «Время показало, что программа Титова слишком сложная. Мы не смогли достучаться до многих. Но все знают, что есть омбудсмен, который защищает людей» Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

«ЧИЧВАРКИНА ПРИГЛАШАЛИ? КОНЕЧНО, НЕТ. ОН ВЗЯЛ И САМ ПРИШЕЛ»

В этот момент в зале появился невысокий кудрявый брюнет, который персонально поздоровался с Дегтяревым и уселся за стол к Минченко. А тот в свою очередь сообщил аудитории, что это представитель штаба Титова Александр Хуруджи. И тут же под дружный хохот посыпались вопросы: «А что Титов, а где Титов?» 

Но Хуруджи это не смутило, и когда через несколько минут его пригласили выйти на авансцену и занять место Дегтярева, он старался держаться подчеркнуто непринужденно. Представитель Титова сразу же заявил, что у них относительно молодая партия, которая до последнего проводила праймериз, на которых изучалось, кто пойдет на выборы. При этом с Титова как с омбудсмена никто не снимал обязанности спасать реальных людей. 

— Олигархи, которые уехали в Лондон, сами пришли на встречу с Титовым, — сказал Хуруджи. 

— Чичваркина не приглашали? — уточнил Минченко. 

— Конечно, нет, он сам взял и пришел. Мы всем помогаем. И Чичваркину, и Полонскому — хотя тот нелестно высказывался о Борисе Титове. Работа омбудсмена ничем не отличается от работы врача. 

— А жертвовали они на кампанию? — раздался чей-то вопрос. 

— Нет, ни  копейки. Никто ничем не помогал. Все рассказы про то, что какие-то олигархи помогают... Не было такого. 

В этот момент к представителю Титова обратилась сидящая неподалеку молодая симпатичная блондинка в коротком красном платье и неслышно задала какой-то вопрос. 

— Вы в красном, я автоматически начинаю... — интригующе начал Хуруджи, но не закончил фразу. А вместо этого тут же приподнял правую ногу и гордо показал собравшимся свой щегольской красный носок. 

Затем он рассказал, что в штабе Титова сидели «смысловики» и «креативили», а лондонский список омбудсмена — реальный, а не фейковый проект. 

— 1200 человек набрали, прошли меньше ста. Документы подготовлены для Верховного суда. Мы использовали кампанию как инструмент. Да, наш кандидат говорил, что шел пропагандировать «Стратегию Роста», рассказывать просто о сложном. Время показало, что программа слишком сложная. Мы не смогли достучаться до многих. Но все знают, что есть омбудсмен, который защищает людей. Объективности ради: многих людей удалось спасти благодаря участию Бориса Титова в президентской кампании, — сообщил Хуруджи.

. «Этот новый образ — такой же сюрприз для нас, как и для всей страны. Но я спросил: «А как женщины относятся?» Борода женщинам понравилась»
Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«КОГДА Я УВИДЕЛ ДВУХ КАНДИДАТОВ С БОРОДОЙ, Я, ЧЕСТНО ГОВОРЯ, РАСТЕРЯЛСЯ»

Политтехнологи же искренне недоумевали, почему к концу избирательной кампании у кандидата Титова изменилась цветовая гамма фирменного партийного стиля. 

— Привлекались ли к этому изменению лондонские дизайнеры? — спросил кто-то из зала. 

— У нас все дизайнеры отечественные, — заверил собравшихся Хуруджи. 

— А кто авторы? 

— Это пока секрет. Но они не дизайнеры. 

— У меня тот же вопрос. Фирменный стиль изменился. Мало того, что кандидат неизвестен, ничего говорить не хочет, все спрашивают: «Что такое Титов?» Вместо фирменного синего стиля сначала идет оранжевая полоса, потом она вообще меняется на набор красных символов и стрелок. Вы сами себя зачем запутали? — строго спросил один из политологов.

— Мы открыто сказали, что мы идем учиться. Я пришел сюда не для того, чтобы умничать. Против вас я — юнга. Я в политике всего два года. Всю жизнь занимался бизнесом. И таких у нас большинство. Мы хотели бы послушать советы. Проект «Партии Роста» — долгосрочный, и для нас было важно пройти сито, собрать подписи и попасть в число кандидатов. Для нас это был инструмент. Мне важно послушать, где мы «просели». 

— Я очень хорошо отношусь к Борису Юрьевичу, много лет его знаю. Но, как сказал однажды Путин: «Не Робеспьер», — пошутил Минченко, по мнению которого Титову лучше было бы на выборы не ходить. — Кстати, а зачем борода? Зачем он ее отпустил? 

— Я когда увидел двух кандидатов с бородой, я, честно говоря, растерялся, — признался Хуруджи. — Я подумал, что нам не объясняют потому, что это засекреченная часть наших смысловиков. Этот новый образ — такой же сюрприз для нас, как и для всей страны. Но я спросил: «А как женщины относятся?» Когда стали делать срезы, борода женщинам понравилась.  

— Ну тогда делали бы из него пижона! — посоветовал Минченко.

Олег Бондаренко Олег Бондаренко отметил, что прошедшая кампания показала, что история спойлерства в России абсолютно не работает Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

«КСЕНИЯ ВЫЛИЛА ВОДУ НА ЖИРИНОВСКОГО И ЗАПЛАКАЛА СПОНТАННО. МЫ, КОНЕЧНО, ПОТОМ ПОТИРАЛИ РУКИ»

Бондаренко отметил, что прошедшая кампания показала, что история спойлерства в России абсолютно не работает. И как бы ни хотели Жириновский и Зюганов продолжать править в своих партиях, есть запрос на новые лица. Это стало очевидным на примере Грудинина и Собчак. 

— Но, судя по результатам, у либерального проекта в  России будущего нет на ближайшие три-четыре года. То дно, которое было у Хакамады (3,84% в 2004 году), казалось невозможным. Но теперь общее количество либералов в стране оказалось еще меньше, — рассудил Бондаренко. 

Однако Минченко с этим суждением не согласился: 

— Я либерал, и тот факт, что я не голосовал ни за одного из этих кандидатов, не значит, что не существует либеральной ниши. Просто те люди, которые называют себя либералами, либералами на самом деле не являются. 

Наконец, в пабе появился представитель Собчак Шкляров. К этому моменту Дегтярев уже уехал на хоккей, а Минченко озвучил его тезис о том, что главная причина неудачи Жириновского заключается в том, что ему не удалось удержать образ мудреца из-за хамского поведения Собчак на дебатах, которая его атаковала и вынудила сорваться. 

— Скажи, была такая задача — торпедировать Владимира Вольфовича? Какие вы ставили себе KPI? — спросил Шклярова Минченко.

— Абсолютно не было такой цели. Грудинин — другой вопрос. Все просто объясняется — хамское поведение со стороны Владимира Вольфовича. Он как самый пожилой кандидат, ветеран смотрелся как устаревшая иномарка. Здесь вопрос не в скандальности. Не думаю, что его успех или неуспех с этим связан. Много писали в Telegram-каналах, что это была заготовка. Нет. Ксения вылила воду на Жириновского и заплакала спонтанно. Мы, конечно, потом потирали руки, так как это дало много разговоров в медиа.

Минченко между тем отметил, что ошибка Собчак заключается в том, что вместо того чтобы позиционировать себя в качестве абстрактного популистского, антиистеблишментного кандидата, она манкировала себя в узкой прозападной идеологической нище — «Крым не наш». 

— Я полностью согласен с тобой, — сказал Шкляров. Но Ксения все-таки новичок. Плюс Навальный сыграл свою роль. Ее всегда штормило в этот бок, она хотела понравиться либералам. Но у Навального есть капитал. Если же у тебя нет политического капитала, соревноваться с Навальным не надо. Думаю, это было продиктовано ее внутренним диссонансом. Была еще попытка отыграть для себя самой отсутствие политического опыта и свое отсутствие в последние годы в большой политике. 

При этом так же, как и предыдущие представители штабов, Шкляров заявил, что цель была достигнута: 

— Мы вывели политика на определенный уровень, создали хорошую платформу для будущего. 

По мнению Минченко, союз Собчак с Дмитрием Гудковым, которые в последние дни избирательной кампании объявили о создании нового проекта — «Партия перемен», — очень серьезная репутационная ошибка ГудковаФото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«ЧЕЛОВЕК ОБЕЩАЛ ВЗЯТЬ 30 ПРОЦЕНТОВ, А ВЗЯЛ 12! И УСЫ НЕ СБРИВАЕТ! ЭТО ПОЗОР НА ВСЮ СТРАНУ!»

По мнению Минченко, союз Собчак с Дмитрием Гудковым, которые в последние дни избирательной кампании объявили о создании нового проекта — «Партия перемен», — очень серьезная репутационная ошибка Гудкова. Поскольку он шел с Григорием Явлинским, его список выдвигался от «Яблока» на выборах муниципальных депутатов в Москве. 

— Не проходит полугода — и Гудков «кидает» Явлинского, — с печалью констатировал Минченко, который до этого Гудкова уважал. А теперь выходит, что он — «не пацан». 

— Это было условие Ксении Анатольевны, — постарался защитить Гудкова Шкляров. — Партию планировалось создать, пока есть медийный ресурс, внимание. Потом бы это не прозвучало. Когда вся страна смотрит и следит — это один трамплин и другой, когда кампания закончена. 

При этом Шкляров признался, что либеральная тусовка все равно поставила Гудкова «в угол», а также сообщил, что целевой аудиторией Собчак, как ни странно, были женщины 35–45 лет, которые увидели на контрасте «Дома-2» другого человека.  

Обсуждение, казалось, подходило к концу. И тут политтехнолог из Красноярска Сергей Толмачев решил развеять благодушное настроение и «внести ложку дегтя в бочку меда». 

— Все кандидаты набрали 23 процента! 23 процента! Все, кто оппонировал Путину. Сейчас мы проводим чемпионат по деланию хорошей мины при плохой игре. Человек обещал взять 30 процентов, а взял 12! И говорит, как это здорово.  

— И усы не сбривает, — добавил Минченко.

— Да! И усы не сбривает. Это позор на всю страну! Кандидат следующий (Жириновский — прим. ред.) — провалился в два раза! Приходит депутат и говорит: «Мы на коне, мы впереди, не собираемся ничего обновлять». Кандидат номер четыре (Собчакприм. ред.)! У нее единственное достижение в том, что она номер четыре. Собчак могла взять 3–4–5 процентов, если бы по-другому выстроила свою избирательную кампанию! А нам говорят: «Мы создали политический капитал». Но если система политическая не переформатируется, она умрет. Это ужасный результат! Это катастрофа! Для такого публичного политика, как Собак, с такими данными оратора, — это катастрофа! Для Жириновского 5 процентов — эта катастрофа! Для Грудинина 12 процентов — это катастрофа, хотя он реально мог взять 20 процентов!  

После этого отрезвляющего душа Шкляров признался, что в команде Собчак действительно был ориентир набрать хотя бы столько же, сколько Прохоров, за которого на предыдущих выборах президента проголосовали около 8% избирателей. Но Россия, по его словам, стала другой. 

Впрочем, эта тирада, похоже, не изменила настрой большинства собравшихся, которые расходились в самом веселом расположении духа.

Политологи считают, что Путин победил в том числе благодаря умело сформированному образу внешнего врага. А вы чувствуете, что он есть?
18%Да. Если бы не мощные вооруженные силы, нас бы давно сожрали
49%Нет. Внешний враг – выдумка кремлевской пропаганды
1%Да. Я почувствовал это по отношению к себе, когда недавно поехал за границу
5%Нет. Считаю, западноевропейцы и американцы искренне желают нам добра
27%Согласен с тезисом о том, что давление идет не против Путина, а против России в целом
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (211) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.03.2018 08:13

я обычный рядовой россиянин, не при кормушке, но и не на дне, работаю, пытаясь выжить. Так вот, ничего плохого в свой адрес от запада я ни разу не видел, а все гадости, тянущие меня и мою семью вниз, прилетают от моего родного правительства. не трамп и не обама поднимают цены на продовольствие и бензин, на детсады, на жкх... их поднимает наше родное, ненасытное правительство. это им постоянно не хватает денег на яхты, дворцы, родовые имения, и пр. бентли с роллс-ройсами. это они утопили страну в коррупции и воровстве. и не надо сравнивать давление на наших высокопоставленных членов и их активы с давлением на страну, если их всех пиндосы пустят по миру, я буду только рад, это называется справедливость, каждому по заслугам воздастся.

  • Анонимно
    22.03.2018 08:08

    Давление именно против Путина
    Вы русский народ в это не вмешивайте

    • Анонимно
      22.03.2018 08:31

      Когда начинают русскими прикрываться, сразу вспоминается фильм "Брат". Про то, как "мы, гусские, всегда помогаем дгуг дгугу"...

      • Анонимно
        22.03.2018 10:58

        Самое обидное, что наших вояк пошлют на войну защищать олигархические состояния, которые они не поделили между собой. Скажут за родину за путина! Вперед.

        • Анонимно
          22.03.2018 11:22

          Преступные приказы люди вправе не выполнять.Какая то часть генералов,офицеров и солдат перед началом чеченской войны в 1994 году отказывались выполнять преступные приказы Бориса Сорокоградусного.

          • Анонимно
            22.03.2018 12:24

            Эту часть и уволили. А кто взял под козырек, сейчас жируют в ВС

        • Анонимно
          22.03.2018 11:34

          В Лондон что ли пошлют защищать?

        • Анонимно
          22.03.2018 11:40

          Все эти стоны от пятой колонны, которая и следующие 6 лет желает получать деньги от англосакских кураторов

        • Анонимно
          22.03.2018 11:43

          Давление ни против Путина, а против государства Российского, хотят ручонки погреть около наших богатств. Всегда так было

        • Анонимно
          22.03.2018 12:14

          А еще более обидное, что детей самих олигархов не пошлют защищать своих отцов.

        • Анонимно
          22.03.2018 12:41

          Да, это самое обидное. В Чечне наши мальчишки уже за нефть повоевали...

        • Анонимно
          23.03.2018 13:55

          УСЫ ГРУДИНИНА
          Точно так же, как солдаты на Бородинском поле отстаивали крепостное право

      • Анонимно
        22.03.2018 12:26

        там было "Не обманывает дгуг дгуга ".

    • Анонимно
      22.03.2018 08:41

      Голосовать ходили?

      • Анонимно
        22.03.2018 09:19

        А разве был ХОТЬ КАКОЙ-ТО смысл в этом?

        • Анонимно
          22.03.2018 10:12

          вопрос ко всем кто голосовал за 76% лично вы готовы к оплате популизма вашего лидера ? к увеличению налогов , снижению зарплат и пенсий , к удорожанию жизни ? где результаты 20 лет правления ? где обещанный прорыв ?? удвоение ВВП хотя бы не говоря о других обещаниях .

          • Анонимно
            22.03.2018 11:47

            Не понимаю почему он не закрыл счета, процент боялся потерять, так он низкий, или боялся, что новые счета открыть не сможет

          • Анонимно
            22.03.2018 12:16

            Да как Вы не поймете: результаты "нарисованы", на 76% никто не поддерживал. Электорат ушёл, а процент вырос - смешно.

            • Анонимно
              22.03.2018 13:26

              Моя семья голосовала за Путина. А друзья и товарищи по разному, но большинство тоже за Путина. А Вам надо было идти наблюдателем на участок, а не лежать на диване.

              • Анонимно
                23.03.2018 11:55

                Вот и платите теперь повышенный подоходный налог. К вам еще не раз в карман залезут.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:37

      правильно, нас-русских и других национальностей РФ не трогает запад, хватит морочить голову людям! Мы-бедный народ и униженный и все эти выборы нарисованные-блеф. Проедьте по России, какие 76%? Смешно.

      • Анонимно
        22.03.2018 19:28

        "Золотой миллиард" знаете? Еше как трогают, трогали и пытаться то же будут...

    • Анонимно
      22.03.2018 13:23

      Согласен. Как встаёт вопрос про дележ народного заработанного, так сразу все чисто "свои пацаны, кооператив озеро". А как затягивать пояса, так сразу "это давление не на Путина, а на Россию в целом". Люди не дураки, без конца проглатывать не будут этот политтехнологический бред.

    • Анонимно
      22.03.2018 22:09

      Опять либеральные тролли вышли на тропу войны? Не смешно самим?. Всё уже .. Займитесь чем-нибудь уже в конце то концов.. Хоть что-то делайте, а не протирайте трусы на креслах возле компьютеров своих. Жене помогите, Матери..

    • Анонимно
      23.03.2018 08:30

      Наиграно все! Наиграны внешние враги для увеличения рейтингов! И не только рейтингов! Благодаря этому Он усиливает и повышает зарплаты военным и полиции, а они нужны ему, чтобы защищаться от нас, чтобы остановить нас, когда мы уже больше не сможем его терпеть. Наиграны Его спасительные появления, когда госдума принимает (по его же повелению) закон, против которого все граждане страны, и в самый горячий момент появляется Он на коне и блистательно нас спасает. На выборы уже и не надо ходить, все равно (якобы) "проголосует" 80% граждан и 70% из них за Него. Наиграны его спасения Российских предприятий от супостатов! Предприятия спасены и безвозмездно переданы Его друзьям. Наиграна борьба с коррупцией, которую Он же и популяризирует. Хватит просиживать штаны! Уже 20 лет и ничего для родного народа, который подшивает носки и варит бичпакеты! Сделай хоть что нибудь для нас!

    • Анонимно
      23.03.2018 09:05

      Может быть народ России?

  • Анонимно
    22.03.2018 08:13

    я обычный рядовой россиянин, не при кормушке, но и не на дне, работаю, пытаясь выжить. Так вот, ничего плохого в свой адрес от запада я ни разу не видел, а все гадости, тянущие меня и мою семью вниз, прилетают от моего родного правительства. не трамп и не обама поднимают цены на продовольствие и бензин, на детсады, на жкх... их поднимает наше родное, ненасытное правительство. это им постоянно не хватает денег на яхты, дворцы, родовые имения, и пр. бентли с роллс-ройсами. это они утопили страну в коррупции и воровстве. и не надо сравнивать давление на наших высокопоставленных членов и их активы с давлением на страну, если их всех пиндосы пустят по миру, я буду только рад, это называется справедливость, каждому по заслугам воздастся.

    • Анонимно
      22.03.2018 08:36

      Согласен. Уже сегодня любимое правительство обсуждает повышение НДФЛ до 15%, отмену 10% НДС.

      • Анонимно
        22.03.2018 12:38

        Такое ощущение, что тут сидят одни «обиженные») работать идите, вместо того, чтоб власть клеймить в своих неудачах!

        • Анонимно
          22.03.2018 13:23

          12:38 В погонялах-шестерках не нуждаемся.

        • Анонимно
          22.03.2018 13:38

          правительство повышает НДФЛ -это неудача народа. ты сам понимаешь что пишешь?

    • Анонимно
      22.03.2018 09:00

      Дополню.И у них ещё у всех этих квартиры и дома за границей.Складывается впечатление не дурят ли нас по ТВ.Может и нет санкции то???

      • Анонимно
        22.03.2018 11:51

        А вы еще сомневаетесь в том, есть ли эти самые санкции? Вот лично вы, рядовой гражданин, каким боком почувствовали их? Квартплата растет? Она уже 30 лет растете, независимо от санкций. Бензин дорожает? То же самое - все 30 лет в нефтяной стране.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:43

      Все ваши беды от низкой производительности труда, правительство и страна тут не виноваты.

      • Анонимно
        22.03.2018 10:16

        Заводы, фабрики полудохлые, в руках прихватизаторов, а вы о какой-то производительности говорите?

      • Анонимно
        22.03.2018 10:40

        Какая производительность труда у учителя, шофера, медсестры на Западе и у нас? Правильно, одинаковая. Так почему уровень оплаты варьируется в разы? В этом тоже правительство не виновато, а виноваты сами трудяги?

      • Мюллер)))
        22.03.2018 11:16

        А Ваши беды от низкого интеллектуального и образовательного уровня))
        В Германии рабочий или водитель или врач или инженер работает значительно меньше и не в таких климатических условиях как в РФ а переработки так вообще редкость! При этом получают они в разы больше!
        Распределение мат благ в РФ крайне несправедливо!
        А непрофессионализм, клановость и коррупция высших чиновников добавляет соуса в этот винегрет.

        • Анонимно
          22.03.2018 12:24

          Меньшая рабочая неделя и большая оплата за переработку (поэтому невыгодно вызывать на переработку) - результат деятельности профсоюзов

        • Анонимно
          22.03.2018 12:33


          Татьяну Водопьянову нам англичане подсунули? немцы? америкосы?
          "Вор должен сидеть в тюрьме" (с)
          Тогда и деньги для людей найдутся. Найдутся деньги учителям и работягам.

        • Анонимно
          23.03.2018 08:40

          Если бы Он сделал хотябы что нибудь для борьбы с коррупцией, мы бы с вами купили по дворцу!

      • Анонимно
        22.03.2018 12:25

        согласен, производительность труда в России осталась, как и в СССР, примерно в 6 раз ниже, чем в США. Но разве не правительство принимает законы, при которых теряется всякий смысл инвестировать в новые технологии, в развитие производства, в образование? Именно правительство подсадило страну на нефтяную иглу, в 2000-х на самом высоком уровне шли разговоры о том, что зачем нам что то развивать, у нас есть нефть и газ, продадим их и купим все, что нам надо. Вот плоды этой политики мы сейчас и вкушаем.

        • Анонимно
          22.03.2018 14:14

          В СССР пенсия была,две трети от заработной платы,даже сравнивать с нынешними пенсиями стыдно.

          • Анонимно
            23.03.2018 00:53

            Да и эту пенсию-мизер что-то в этом месяце задерживают.а до этого каждое 17 число перечисляли на карту.В последний раз перечислили 17 февраля.Спросила у своей знакомой пенсионерки-такая же ерунда.В пенсионном фонде тоже проблемы?

      • Анонимно
        22.03.2018 12:26

        Как платят, такое и производство. Как начинают требовать увеличения, привозят гастарбайтеров. Ладно хоть пока не стреляют

      • Анонимно
        22.03.2018 12:44

        Тогда для чего правительство, если в целом по стране оно не отвечает за производительность труда? Если бы производительность была низкая на некоторых предприятиях, то ваш комментарий был бы понятен. Но эта ситуация в целом по стране. Мы очень отстали, технологически и отставание будет расти, в том числе из-за санкций. Вы предлагаете рабочим решать проблемы производительности? А бюджетникам как? А пенсионерам что улучшить, чтобы выжить? У нас каждый сам должен решать вопросы выживания, тогда государство для чего?
        Мне просто смешно.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:58

      это не американсике чиноники ездят на красный в казани с номерами ОАА! а наши родные патриоты!

      • Анонимно
        22.03.2018 10:47

        Чиновники по всей стране ездят с узнаваемым номерами, не только в Казани. Интересно они это для гаишников или для народа делают? Или друг перед другом хвастают?

    • Анонимно
      22.03.2018 10:04

      Молодец! Золотые слова. Мы сами виноваты в том, что нас дурят, мы же их выбираем, хотя... нет, они себя выбирают, а мы как терпилы их терпим!

    • Анонимно
      22.03.2018 10:45

      Чужие негодяи лучше своих?

    • Анонимно
      22.03.2018 11:30

      Разумеется как рядовому гражданину России , Обама или Трамп не могут поднять или понизить налог.
      Они могут только разбомбить, как Ирак или Ливию, ну или подбить на Майдан и таким образом сделать нищим. как сделали нищими украинцев.

      • Анонимно
        22.03.2018 12:27

        Раздолбать Сербию, сделать нищими прибалтийские страны, Молдавию, Грузию, поэтому молодежь дружно валит из страны

        • Анонимно
          22.03.2018 12:38

          Зачем им долбать прибалтийские страны, если прибалты отдали свои территории под базы НАТО и вся молодежь из этих стран работает на предприятиях ЕС и США.
          А Ирак и Ливию бомбили, чтоб убрать "тиранов" и прибрать под свой контроль тамошние нефтянные месторождения.
          Вроде элементарно, но и тут вы то ли сами заблудились в 3-х соснах, то ли других людей считаете за дураков.

        • Анонимно
          22.03.2018 12:48

          Вы в Прибалтике или Грузии были? Или ТВ насмотрелись?
          Молодежь адекватная и востребованная валит из нашей страны.

          • Анонимно
            22.03.2018 13:30

            Вы реально такой ограниченный?Посмотрите статистику населения стран Балтии и увидите что за постсоветское время оно уменьшилось на треть..
            Для этого не надо смотреть ТВ или туда ездить..

            Точно также можете посмотреть сколько уезжает из России.Уезжает намного меньше чем изБалтии.. Едиснтвенно жалко что не уезжают из России нытики и лентяи сидящие тут и недовольные всем и вся.
            Но вас от диванов не оторвать и вы знаете. что там работать надо, а тут на мамкиной шее паразитируете..

      • Анонимно
        22.03.2018 12:46

        Причем тут Украина? Мы говорим про РФ.

        • Анонимно
          22.03.2018 13:33

          Притом что пример Украины - самый яркий показатель. когда Запад оболванил туповатую часть молодежи и те совершили майдан.
          Теперь эта молодежь либо туалеты нелегально драит на Западе, либо в окопах сидит.
          А Запад посмеивается над наивностью славян. в данном случае украинцев и хочет найти таких наивных в России.

        • Анонимно
          23.03.2018 06:39

          Граждане Украины два раза обидели нашего большого друга ( Януковича). Им придется заплатить за это.

    • марио
      22.03.2018 11:35

      жму руку,отлично сказано!

      • Анонимно
        23.03.2018 09:01

        Сказано так, как нас приучили думать СМИ, чтобы люди думали "хотябы нет войны"

    • Анонимно
      22.03.2018 11:52

      В США индейцы в резервации, чёрным до недавнего времени нельзя было с одного входа с белыми заходить, преступность зашкаливает, наши школьники этих уродов копируют, так и до гейпарадов докатиться недолго

    • Анонимно
      22.03.2018 20:44

      ЛУЧШЕ НЕ СКАЖЕШЬ!!!!

    • Анонимно
      22.03.2018 23:17

      "-Э-э! Аполитично рассуждаешь, слушай!"

  • Анонимно
    22.03.2018 08:14

    Помимо русских в России живет 10 миллионов татар, а еще дагестанские, башкирские, чувашские, якутские, черкесские и бурятские татары, значит санкции не только против русских, но и против татар.

    • Анонимно
      22.03.2018 08:23

      Санкции против верхушки
      Простой народ тут не причем

      • Анонимно
        22.03.2018 08:44

        А страдает народ

      • Анонимно
        22.03.2018 09:03

        Вы наивный. Страдает-то народ. Они же народу собираются пенсионный возраст повышать и налоги увеличивать.

        • Анонимно
          22.03.2018 12:31

          Пенсионный возраст в Германии для женщин 63 года, для мужчин - 65, но немцы сейчас возмущаются, что мужчинам хотят поднять до 70 лет, у них свои проблемы, в том числе содержание мигрантов

    • Точно и против татар. Из списка Форбса.

    • Анонимно
      22.03.2018 10:53

      Да хоть сто миллионов татар. Вопрос в том, каким образом татары из списка форбс получили капиталы.

  • Анонимно
    22.03.2018 08:28

    по сути - какой народ, такая и власть.. мы на 100 лет отстаем от европы, и перепрыгнуть через ступеньку не получится, увы. к сожалению, у нас полнейшая демократия, и если большинство населения страны люмпены и тунеядцы, мечтающие поменьше работать и побольше получать, то и правитель будет им под стать. сами же выбрали, и никто особо в результатах не сомневается. Беда только в другом, такие люди страну вперед не поведут, но большинству туда особо и не нужно, там ведь думать придется, решения принимать, отвечать за свои решения. ну а что, в болоте тоже есть жизнь(((

    • Анонимно
      22.03.2018 08:37

      Никудышний народ достался нынешнему царю? А какой тогда народ победил в ВОВ о которой вы вспоминает каждый май и примазываетесь?

      • Анонимно
        22.03.2018 08:53

        а сейчас бы смогли победить, интересно?

      • Анонимно
        22.03.2018 08:56

        Другой народ тогда победил, и подвиг другого народа вспоминают. И с комментарием выше я согласен.

      • Анонимно
        22.03.2018 08:58

        тогда другая страна была, народ другой, и у тогдашнего руководства страны не было миллиардов, попрятанных в оффшорах, и по сути нынешнее поколение не имеет никакого отношения к той победе. а гордимся... ну да, гордимся, но не примазываемся. просто гордится новой России нечем, вот и выдаем заслуги СССР за свои.

        • Анонимно
          22.03.2018 09:15

          У Сталина одна шинель была
          И его дети одними из первых пошли Родину защишать
          И полмира у него было в сателлитах
          А нынешние что?

          • Усы Пескова
            22.03.2018 09:38

            Сталину досталась РККА, созданная Троцким, у которого не было никаких шансов победить в Гражданской войне, но он победил... Потому что не считался не с какими жертвами...

            • Анонимно
              22.03.2018 10:15

              Сталину нечего было терять
              У него не было счетов за границей и у приближенных тоже

              • Анонимно
                22.03.2018 11:15

                Глупцы, у него в кармане была целая страна со всеми его жителями. Неужели не доходит?
                А.Поц.

          • Анонимно
            22.03.2018 10:06

            Нынешние- ноль, больше ничего. Они полный 0 во всем.

          • Анонимно
            22.03.2018 10:08

            У Сталина телевизора не было

      • Анонимно
        22.03.2018 11:18

        Народы в РФ не хуже и не лучше других. А авторитарная система в ХХ1 веке- это тормоз. Про Великую отечественную войну. Авторитарная система победила благодаря тому, что в СССР было 200 млн, а в Германии 70 млн. "Сталин израсходовал русский народ..." писал Виктор Астафьев. Убийца-параноик Сталин все сделал. чтобы СССР проиграл войну. Достаточно вспомнить, что ему пришлось возвращать из тюрьмы Рокоссовского и других генералов. когда немцы подошли к Москве. Но большую часть высшего командного состава РККА он уничтожил в1937- 1938 годах.
        Парламентская республика, Больше свободы. больше демократии. меньше бюрократии - татары, русские и другие народы способны построить процветающее государство.

        • Анонимно
          22.03.2018 12:34

          За гитлера воевали итальянцы, румыны, венгры и предатели, а нас часть войск на дальнем востоке была

    • Анонимно
      22.03.2018 11:42

      У ряда стран вполне получилось перепрыгнуть даже через две ступеньки (Сингапур, Япония). Просто правительство не заинтересовано в развитие, им денег хватит еще на пару сотен лет жизни точно

    • Анонимно
      22.03.2018 12:23

      Как это не сомневается? Очень даже сомневается, потому что все ДРУЖНО голосовали не за того, у кого 76%. Раньше хоть кто-то за него, тогда понятно было. А в этот раз - мы все за Грудинина, а процент вырос у ВВП. Чей же к ВВП электорат перешёл?

      • Анонимно
        22.03.2018 12:38

        Ничей. Была установка на высокий процент, чтобы показать, что он отец нации. Вот и нарисовали

      • Анонимно
        23.03.2018 08:45

        Не знаю никого, из окружения моего, кто бы голосовал за Грудинина, а ведь это достаточно большой круг!

    • ЛДПР
      22.03.2018 12:42

      Молодец!!!

      • Анонимно
        22.03.2018 22:24

        о кто появился!!Слуцкий вроде не единоросс ,из вашей камарильи?

    • Анонимно
      22.03.2018 12:52

      А где работать,?работу не найдешь, зарплата 15тысяч , коммуналка 7 тысяч

      • Анонимно
        22.03.2018 13:38

        Езжай на вахту на Север. Вся молодежь юго-востока Татарстана работает там и получают от 100 тыс за месяц. Да знакомый дворник на квартале работает в трех местах и получает 50 тыс. Снег убирает не лопатой, а купил за 20 тыс снегоочиститель. Говорит в день работает не больше 6 часов и везде успевает убрать снег за это время.

  • Моисей
    22.03.2018 08:37

    Что то выборы совсем не сняли напряженность
    Народ озлоблен
    Вчера подмосковного губернатора чуть толпа не разнесла
    После выборов народ еще злее стал

    • Анонимно
      22.03.2018 08:51

      Это ещё что,дальше ещё забавней будет и веселей...))))
      Эти,так называемые,"выборы" лишь ещё сильнее разозлили Народ.

      • 2% либеральчиков -не народ, не надо тут

        • Анонимно
          22.03.2018 09:34

          а кто такие, этот народ? помните заставку на старом НТВ, где Лужков, с трибуны истошно вопил: мы народ!!! мы за Ельцинна!! ))) любой сдается мне, что любой проворовавшийся чинушка считает себя представителем народа))

        • Анонимно
          22.03.2018 09:34

          Щщас те минусов-то насуют па полнай праграмме,совестливый ты наш!!!)))))

        • Анонимно
          22.03.2018 11:17

          Народ по мысли этого товарища - это холопы стоящие вдоль дороги, сняв картузы, и кланяясь проезжающим боярам. А тот кто не хочет снимать картуз и кланяться, тот паршивый либеральчик.
          А.Поц.

          • Анонимно
            22.03.2018 12:20

            Не так.
            паршивый либеральчик тот, кто снимает картуз и кланяется в сторону Запада.

            • Анонимно
              22.03.2018 12:52

              В том то и отличие, что либеральчики не кому не кланяются, также как и на Западе они тоже не кланяются. Потому и называют их либералами, т.е. свободными, не холопами.
              А.Поц.

              • Анонимно
                22.03.2018 13:35

                Про западных ничего не скажу, но наши либералы - это помесь жадных рабов и предателей в одном флаконе.

                • Анонимно
                  22.03.2018 14:06

                  Ну да, среди них же и Ротенберги и Абрамовичи с Потаниными, а рядом и Шувалов со своими дворцами, известный либерал. Да, забыл к ним приписать еще и Дерипаску с Усмановым, те еще либералы.
                  А.Поц.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:17

      А разве эти нынешние,так называемые,"выборы" каким-то образом решили стремительно нарастающие проблемы во всех сферах жизни в стране?Нет,не решили.
      Разве после этих "выборов" у людей выросла зарплата?Повысился уровень жизни?Снизились цены на бензин,продукты питания,тарифы ЖКХ,налоги и прочие поборы с населения,а?Улучшилось качество медицины,образования,коммунальных услуг и прочего в стране?
      НЕТ,НЕТ и ещё раз НЕТ!!!
      Так с чего же тогда должна снижаться напряжённость в стране?Социальная напряжённость будет только продолжать расти и усиливаться и об этом уже давно предупреждали аналитики и учёные - вины Народа в этом нет абсолютно,от слова "совсем".

      • Анонимно
        22.03.2018 09:38

        Где это после выборов решаются все проблемы и повышается зп?Смешно с вас.

  • Анонимно
    22.03.2018 08:38

    То есть,как прибыль от продажи Народных ресурсов между собой делить и в оффшоры выводить,так Народ здесь не причём,а как санкции на себе тащить - так это вместе с Народом,да?
    Нет,уж,хитровыдуманные вы наши,НЕ ПРОКАТИТ:сами накосячили - сами и разгребайте!!!
    И Народом прикрываться не нужно.

  • Моисей
    22.03.2018 08:44

    Дайте мне миллиард
    Готов разделить с вами тяжесть санкций

  • Анонимно
    22.03.2018 08:52

    Дума, что это работа у платных пропагандистов такая.
    Рассказывать нам как низы должны затянуть пояса, дабы противостоять супостатам.
    В тоже время СМИ переполнены сообщениями как верхи вывозят деньги, ресурсы и семьи на сохранение к тем же супостатам.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:07

      Похоже, скоро все подобные СМИ прижмут (за телеграм же взялись) и создадут нам атмосферу искусственного счастья.

      • Анонимно
        22.03.2018 09:37

        Не получится прижать.Не то время сейчас,да и не поможет им это особо:если людям запретят высказываться в интернетных СМИ,то люди начнут выходить на улицы и высказываться там,как это сейчас происходит в Волоколамске.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:29

      Это какие СМИ переполнены ?? НТВ, 1-й, 2-й канал и прочие ???

    • Анонимно
      22.03.2018 10:08

      Почитайте "Скотный двор" Оруэлла, там как раз это все описано в доступной форме

  • Анонимно
    22.03.2018 09:06

    Я уже не во чь от не верю. Посмотрите как защищают западные бренды. За одну наклейку по сто тясяч требуют, разаряют наших ип. Ч ни когда не поверю что бы в сша за русскую матрешку судья бы наказывал местных жителей.

  • Мюллер)))
    22.03.2018 09:16

    Срочно собрали политологов чтобы они объяснили всем "неразумным" подопечным что Путин оглушительно победил и россияне теперь имеют нац лидера на века)) и нац идею- "кругом враги" навека.

    А по сути в половине регионов за Путина проголосовало 35-40% от 100% населения а за кого те кто не пришли- тайна великая.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:39

      Есть факты,то подавай в суд. Нет фактов- не болтай.

    • Анонимно
      22.03.2018 09:52

      Ну да после выборов вся прогрессивная общественность разделяет вашу боль по сокрушительному поражению либералов.

      • Анонимно
        22.03.2018 11:19

        Боль вы будете разделять немного погодя, если еще не дошло. Хотя, если присосались к бюджетной кормушке еще немного поживете!
        А.Поц.

        • Анонимно
          22.03.2018 12:24

          Я не присосался к кормушке и допускаю что у России и россиян могут быть впереди нелегкие времена.
          Но либералы потерпели уже сегодня сокрушительное поражение и завтра их тоже ничего хорошего не ждет.
          Потому что либерал (не теоретический и книжный), а наш российский - это предатели интересов страны и росссиян.

          • Анонимно
            22.03.2018 12:57

            А в чем ваши интересы, которые отличаются от интересов либералов? Неужели отдать все богатства страны кучке олигархов и их марионеткам, стоящим во власти, а самим защищать их, не щадя живота своего? По сути, в России есть очень большой слой тех, кого можно назвать холопом, и тех, кто им не хочет быть. Вот те и называют их либеральчиками, придавая им негативный смысл, не понимая, что это похвала, а не ругательство. это значит человек не холоп.
            А.Поц.

            • Анонимно
              22.03.2018 13:40

              Мои интересы в том чтобы Россия последовательно и самостоятельно развивалась.
              А не была придатком Запада, как того хотят либерасты.

              Олигархов в политическом плане Путин еще в 2003 году поставил на место.
              Постепенно он их заставил работать и на интересы страны и россиян.
              Разумеется хочется еще больше, но быстро только кошки родятся.

              • Анонимно
                22.03.2018 13:58

                Ну да, такие как вы уже полностью командуют в
                КНДР. Они там сами развиваются и на поклон к Западу не лезут. Хотя рядом там же Южная Корея, Япония, Тайвань, да и тот же Китай вполне так нормально на "поклон" идут. Так ваш выбор жить как в КНДР или все как в Южной Кореи?
                А.Поц.

      • Анонимно
        22.03.2018 11:32

        9.52. Вся адекватная общественность разделяет боль социалистов, у которых украли голоса в пользу сами знаете кого.

    • Анонимно
      23.03.2018 08:48

      Откуда инфа, Мюллер?!

  • Анонимно
    22.03.2018 09:29

    Свой выбор россияне в "угаре ура пропаганды" сделали результаты не заставят ждать. Увеличение пенсионного возраста,увеличение платежей жкх,обсуждают рост налоговой нагрузки,цены оптовые на гсм уже выросли...

  • Анонимно
    22.03.2018 09:35

    Лично у меня чувство что страна в тупике. Народ все злее, власть ни пойми чем занимается. Всякие мародеры грабят страну каждый на свой лад. Вроде каждый день посадки, но только на душе от этого все гаже. Знаете обычно после выборов в стране хоть ни на долго все веселее, сейчас смотрю стало только хуже и напряженнее.

    • Анонимно
      22.03.2018 10:26

      Знаете,меня тоже не покидает чувство тревоги и беспокойство за наше общее недалёкое будущее.

    • Анонимно
      22.03.2018 10:50

      А какие уж шибко посадки то? Все мелочь мишура, раздел небольших своих интересов в назидание другим и не более. Интересы выше и крупнее руководят процессами помельче.

    • Анонимно
      22.03.2018 13:55

      Сегодня Дворкович объявил о предложении поднять НДФЛ до 15%, заявив при этом, что не видит большой разницы между 13% и 15%. Деньги говорит нужны на медицину. И это только начало. Выбрали гаранта - теперь терпите.

      • Анонимно
        23.03.2018 09:40

        Это заявление с повышением НДФЛ для поддержки медицины, еще один повод настроить народ против сферы здравоохранения. Естественно никакие 2% не пойдут в необходимое русло. А люди будут еще сильнее возмущаться, писать жалобы, а рядовые медработники эти все нападки терпеть.

  • Tatarmalai
    22.03.2018 10:07

    Смешно читать. Какие проценты Грудинина? Сколько нарисовали столько и процентов.

  • Анонимно
    22.03.2018 10:33

    может хоть Запад повлияет на всю ситуацию. Надоело уже жить в стране с невежами. Мне лично Запад плохого ничего не сделал. Нас обворовывает как щепку не Запад, а наша любимая власть, за которую массы так бегут голосовать. Народ нищает, становится обозленным, НО при этом сплошное одобрям,с с его стороны. Российский парадокс. Как народу искаверкали всю психику мощной пропаганадой.

    • Анонимно
      22.03.2018 12:34

      Не верьте ЦИК, никакую психику не искаверкали. Народ голосовал не так, как Эллочка "нарисовала". И люди это поняли, потому и злятся, сколько можно-то?...

  • Анонимно
    22.03.2018 10:49

    Мэй промахнулась. Технологи обосновывают проценты. Часть народа за справедливость!

  • Анонимно
    22.03.2018 10:56

    Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
    Джордж Оруэлл

  • Анонимно
    22.03.2018 10:57

    Эйнштейн был прав,однако вате,что Эйнштейн,что Миклухо-Маклай,все едино.

  • Анонимно
    22.03.2018 11:03

    Хорошая новость друзья.
    Госдеп пригрозил санкциями странам ЕС за участие в "Северном потоке-2"

    • Анонимно
      22.03.2018 11:32

      И что в этом хорошее? Да либералам чем хуже, тем лучше. Это как надо ненавидеть страну. что аплодировать любому чиху запада. Идите подъезд от мусора лучше подметите.

    • Анонимно
      22.03.2018 11:45

      Они там решили, что еще не все поселки в России газофицированы.
      А.Поц.

      • Анонимно
        22.03.2018 13:55

        В 100 км от Казани, в г Малмыже Кировской области нет сетевого газа, используют газ в баллонах.

        • Анонимно
          22.03.2018 14:10

          Вот-вот. Скажите еще спасибо Госчдепу за то, что они дали проложить еще один газопровод в Европу. Может и там сетевой газ появится.
          А.Поц.

        • Анонимно
          22.03.2018 14:11

          Там Белых и Навальный рулили)..

    • Анонимно
      22.03.2018 12:38

      Жалко только, что это всё на бюджете отразится... Откажется ЕС от газа (частично). Думаете олигархи "дыры" бюджета будут за свой счёт латать?

  • Анонимно
    22.03.2018 11:13

    Люди часто спрашивают друг у друга.когда народ РФ будет протестовать когда начнутся серьёзно снижаться доходы?Никогда.Народ будет убивать и воровать друг у друга.

  • Анонимно
    22.03.2018 11:38

    Ну, о чем эти господа, прикормленные "политтехнологи"? Какое давление на русских. Да там на Западе особо давно уже не заморачиваются тем, что там внутри России происходит. Так скупые сообщения, что состоялись выборы и Путин опять стал президентом страны. Ну может еще посвятили несколько минут, что он уже четвертый раз там президент, и то, что были еще там соперники, которые и выставили свои кандидатуры только, чтобы Путин был там не один. Больше было времени посвящено его угрозе Западу. Но и то, об этом говорили как о новости день. Да и вообще, там больше своими проблемами интересуются, на Россию им как-то наплевать по большому счету. Ну живут там люди, может для них странные немного, почему то боготворят одного человека во власти, кем он там не был. Но это их проблемы и их особый путь, там у них постоянная зима, может им так удобно выживать. И обычных людей с глубинки там вполне такие замшелые представления о русских. Они не бояться морозов, вместо кофе и пепси пьют водку. Вместо собак у них там во дворах медведи бродят. Есть еще модный аксессуар на голове - шапка-ушанка. Ну вот, наверное, и все о русских. Но это замечу, где-то в глубокой провинции. А так, ничем особо и не отличают русских от остальных. И враждебности нет. Они и не думают, что тут на всех телевизионных каналах, на сайтах их сделали своими врагами, причем уже давно. И как только презрительно их тут не называют. Да, они и не поймут в чем причина то.
    А.Поц.

  • Анонимно
    22.03.2018 12:12

    Проехали станцию-выборы. Какой толк копаться во вчерашнем дне.

    Вперёд: реформы в экономике, в образовании, языковые права народам, бюджетный федерализм... Работать надо.

    • Анонимно
      22.03.2018 12:56

      А что, кто-то всерьез думал, что ЭТУ власть можно сменить посредством выборов ? Серьезно ? Кто-то всерьез думал, что эти господа, стоящие у кормушки, вот так запросто отдадут рычаги управления государством ?

    • Анонимно
      22.03.2018 14:01

      Выборы проехали, дно в экономике - нет.

  • Анонимно
    22.03.2018 12:27

    За Державу обидно!
    Может быть хватит уже оправдываться и унижаться.
    Может пора пойти стопами Великого Ким Чен Ына и показать этим пиндосам-гейропейцам что мы из себя представляем.

    • Анонимно
      22.03.2018 12:56

      товарищ,когда грин-карту будешь получать,твои нынешние хозяева сдадут тебя

  • Анонимно
    22.03.2018 12:45

    местная знать рядом. Она быстрее отстегает. Все мы в ее воле. Как во многих веках на Руси

  • Анонимно
    22.03.2018 12:48

    Плохо, когда некоторые понятие-Родина, начинают отождествлять с политической, управленческой элитой...

  • Анонимно
    22.03.2018 12:53

    "С чего начинается Родина..."

  • Анонимно
    22.03.2018 12:56

    Не надо путать смысл: Родина, дом, очаг, семья...с олигархами и вороватыми чиновниками...

    • Анонимно
      22.03.2018 13:42

      Никто не путает. И тем более народ не принимает всяких либерастов..

  • Анонимно
    22.03.2018 13:29

    Мы сами и есть Родина. Чиновники и олигархи съедут отсюда, а мы останемся.

    • Анонимно
      22.03.2018 19:18

      По этому мы и говорим, что Россия наша Родина и не согласны с олигархами и чиновниками. У них в другом мире тоже нет родины и не хотят их пускать туда с нашими деньгами.

  • Анонимно
    22.03.2018 13:34

    Все % давно были Распределены, зависело от принципиальных наблюдателей.

    • Анонимно
      24.03.2018 17:45

      А что же не пошли принципиальным наблюдателем ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ?

  • Анонимно
    22.03.2018 19:25

    Мужчина который посылает всех работать на 3 работах,а вы на скольких работаете? Или командуете только на работе.порыв такой. У нас на работе есть такой начальник, который ничего в работе не понимает .но учить всех горазд

    • Анонимно
      22.03.2018 19:50

      Если интересно , то сейчас на двух работах, а в 90 годы на четырех.

  • Анонимно
    22.03.2018 20:23

    А мы с мужем нам по 70 лет работаем.потому что пенсия12000. Дети работают. С работы приходят еле волочят. Работают на износ. Чтобы угодить начальнику.

    • Анонимно
      22.03.2018 21:25

      В 70 лет конечно работать не надо, максимум до 65, если здоровье позволяет. Ну а дети пусть ищут работу не на износ и не на угождение начальству. Казань большой город, можно любую работу найти. Да и дети должны помогать пожилым родителям, а не наоборот.

  • Анонимно
    22.03.2018 22:12

    Я тоже пенсионерка пенсия 12000 коммунальный платёж 6000 тыс.Ты попрубой жить на 6 тыс. Хорошую работу занимают сыновья олигархов. Нашим детям нет высокоплачиваемые работы. Работала в Эдельвейсе мучником получила 10000. Кому принодлежит это предприятия, говорят Хайруллину.

    • Анонимно
      22.03.2018 22:37

      Надо искать выход из любой ситуации. Если Вас двое. то пенсии 24-25 тыс хватает на скромную жизнь. Если Вы живете одна. возьмите , студентку-квартирантку к себе, тысяч 5 будете иметь. В Казани много работы, даже водителям автобусов платят 40 тыс. Да работа у них тяжелая, работают большинство из Средней Азии.

    • Анонимно
      22.03.2018 23:08

      Дети олигархов могут не работать. А высокооплачиваемой ( (от 100 тыс.руб) работы в России много, особенно на вахте для рабочих на Севере и для программистов по всей России.

      • Анонимно
        23.03.2018 12:02

        Вахту вы советуете 70-летней женщине, которая в Эдельвейсе мучником работает?
        Оригинально!

        Хотя, роботу все равно.

        • Анонимно
          23.03.2018 21:14

          Сообщения надо читать по горизонтали. Она работала мучником, а не работает сейчас там. Совет был ее детям, а ей давно надо отдыхать, она это заслужила.

  • Анонимно
    22.03.2018 23:07

    Это говорит человек который умеет жить за чужой счёт. Если вы работаете. Или работали на 4 местах то вы приходили и уходили . Языком чесали. У меня сын имеет 2 высших образования. Нет удачливого родственника и работает на 30 тысяч на такого болтуна . Семья 2детей ипотека. Дочь бухгалтер с утра до ночи на работе даже домой берет работу плюс семья .о чем вы болтун.учить вы все мастак . Кто конкретно. Ра ботает тот не рассуждает вы привыкли указывать и приказывать

    • Анонимно
      22.03.2018 23:20

      Можно иметь три высших образования и не реализоваться.\Причем здесь родственники. Почитай биографии руководителей Татнефти- все вышли из деревень, из крестьянских и рабочих семей и всего добились своим трудом.

      • Анонимно
        23.03.2018 00:34

        "Своим трудом".. Знаем, как они вышли. Аульные связи, друг друга тянули.. Теперь деток полуграмотных начальниками посадили, а наши дети с красными ждипломами на них и за них работают

        • Анонимно
          23.03.2018 09:33

          Аульные получается намного умнее и трудолюбивее чем ты, если сумели такую нефтянную компанию вначале приватизировать ,а потом сделать одной из ведущих в стране.

          • Анонимно
            23.03.2018 10:29

            9.33 Умнее? Нет, этот эпитет не подходит для воров. Скорее, хитрее, пронырливее, наглее, циничнее. А ум при таких связях вовсе не требуется, не зря же у аульных и не только у них очень распространено ругательство: Что , самый умный, что ли?" Главное в группировке - личная преданность и способность на все, что прикажет пахан. Интеллект тут точно мешает.

            • Анонимно
              23.03.2018 11:38

              У нас страна большая, тех, кто имеют красные дипломы ждут везде. Рядом Самара с Саратовым, Рязань с Пензой, где нет аульных, там для ваших детишек простор. Может внимание туда обратите?
              А.П.

        • Анонимно
          23.03.2018 21:29

          Если дети с красными дипломами работают как Вы говорите за полуграмотных начальников, то не лучше ли им работать на себя- открыть свой бизнес. А вот это вряд ли. Лучше критиковать кого то, а не себя. Все таки прочитайте биографии трех последних ген. директоров- Галеева, Тахаутдинова и Маганова. Они суперпрофессионалы-сохранили компанию в тяжелейшие времена и 100 тыс. акционеров сейчас получают дивиденды за успешную работу компании.

          • Анонимно
            23.03.2018 23:48

            21.29 Компанию. которую украли у народа Татарстана? Ведь это же социалистическая собственность была. До прихватизации.

      • Анонимно
        23.03.2018 07:44

        Читали, да. Был учителем, оператором, потом враз...хлоп! И управляет Прикамнефтью!

        • Анонимно
          23.03.2018 22:01

          После института все нефтяники начинают свою трудовую деятельность операторами. Это принятая практика еще с СССР.

      • Анонимно
        23.03.2018 12:39

        В нормальном обществе простые люди со средними способностями тоже должны иметь возможность нормально жить и растить детей, будущее страны. А вы предлагаете всем стать топами, что невозможно в принципе. А все люди со средними способностями должны работать за копейки, брать кредиты и приносить прибыль банкам. Люди, которые "не могут реализоваться" тоже имеют права, которые записаны в конституции и о них постоянно говорит ваш гарант.

    • Анонимно
      22.03.2018 23:48

      За чужой счет не прожил ни одного дня. Составляю проекты разработки карьеров строительных материалов по заказам недропользователей. Стаж работы 40 лет , из них в полевых условиях 25 лет. Образование высшее, ученая степень кандидат наук. Еще какие сведения интересуют? Да два брата пролетариат, работают на Севере на вахте бурильщиками.

      • Анонимно
        23.03.2018 06:28

        Не могут все быть узкоспециализированными проектантами и вахтовиками на севере. А как быть учителям, врачам, продавцам, слесарям, электрикам - продолжать можно долго, здесь у себя в родном городе, а не не севере. Ситуация такая что работая человек всё равно нищ.
        И извините ...но за вами кто то же убирает.

      • Анонимно
        23.03.2018 12:45

        Речь не о вас лично, а о людях, которые не могут свести концы с концами. Таких много. А элита упивается деньгами и говорит плохо работаете и мало платите налогов.

    • Анонимно
      23.03.2018 22:21

      Люди ,которые работают в нескольких местах не приходят-уходят, а работают по трудовым соглашениям. И заказчику абсолютно все ровно работаешь ты 2 часа или 15 часов, главное в срок и качественно выполнить работу. Казанские программисты в основном работают в нескольких компаниях сидя дома.

      • Анонимно
        24.03.2018 17:40

        Программист в Магадане работает удаленно в Москве и Лондоне. Дядя проснись - куда приходи -уходи.

  • Анонимно
    23.03.2018 05:48

    Вот именно стаж работы 40 лет. В советское время можно было. Устроиться., у меня муж тоже в 90 года отпахал на севере. А сейчас охранник и дворик работа. О каком. Севере вы говорите. Вы пристроились к бумажной работе. И о чем речь даже не знаете. И поэтому у нас и получилось 10/: выиграли 90/:. Вот с января хожу по больницам на март на лечение просят 180000 тысяч. Вы мои пенсии с мужем подсчитали дай вам Бог жить на такую пенсию.придет время состаритесь пенсию Алла Бирса Где то 12000 получите и заживете .смотрите дети чтоб помогли

    • Анонимно
      23.03.2018 08:58

      Вы еще не забудь те сказать о том. что в больницу ходим с медикаментами. Бесплатных медикаментов в больницах нет. А еще и о том, что люди умирают в коридорах больницы, что до тех пор. пока в карман не положить 10-20тысяч, ни кто тебя и не заметит.

    • Анонимно
      23.03.2018 21:43

      Если муж работал на Севере то пенсия не может быть 12 тыс. Я вышел на пенсию 5 лет назад( льгота за полевой стаж и жизнь в палатках и вагончиках) Так вот пенсия 28 тыс. Брат 20 лет работал бурильщиком в Ноябрьске и тоже оформил льготную пенсию- 26 тыс. Младшему брату тоже бурильщику пока 54, на следующий год тоже оформит пенсию. А вот у сестер да пенсия по 12 тыс.

  • Анонимно
    23.03.2018 14:05

    Ой, а как мне операцию стоимостью полмиллиона по квоте сделали? И за лекарства ничего не взяли? Медсёстры даже шоколадку при выписке не приняли. Мы в разных странах лечимся? Достали уже своим нытьём. Да, ещё бензин дорогой: трудно свой "жып широкий" заправить.

  • Анонимно
    23.03.2018 17:33

    Выборы это не побожески, то есть Вы боретесь.Против кого? Целого, что бы его разбить на частности.То есть уже не по сердцу.Почему мы жили до кризиса хорошо? Производительность труда не превышала уровня СССР и ни одно предприятие РФ не превысило уровень производства СССР (по словам бывщего председателя счетной палаты Степашина).То есть во имя привлечения голоса избирателей правители выкачали почти все природные запасы страны, то есть ВСЕ МЫ отняли у своих внуков и правнуков их будущую энергетическую безопасность.Ведь других источников энергии нет по природе своей.Только сжигание углеводородов.То есть выборы нанесли вред нашей стране.Их нужно отменить.Есть еще другие негативные стороны выборов....

    • Анонимно
      23.03.2018 20:59

      Какая безграмотность! Это и есть уровень республики после того, как наших детей -медалистов и 100-балльников- выдавили из республики?

      • Анонимно
        23.03.2018 22:06

        По моему университеты за ними охотятся, особенно КФУ, а не выдавливают. Девушку со 100 баллами, которая выбрала Самару уговаривал сам ректор КФУ.

        • Анонимно
          23.03.2018 23:52

          22.06 Заметьте, не уговорил. Умные, они же анализируют и предвидят. Да будь у нее хоть самый красный диплом с тремя отличиями, эта девушка в лучшем случае будет рядовым врачом с зарплатой 20 тысяч, под началом зав. отделения - сынка удащливого. История, между прочим, вполне реальная.

          • Анонимно
            24.03.2018 17:36

            Здесь ты неправ. она будет супер специалистов , если захочет и будет зарабатывать в сто раз больше тебя. У дачи ей!!

  • Анонимно
    23.03.2018 17:40

    Обидно чтоинету кандидатов отличных от кандидатов Измов: каптитализмов, социализмов и т.д. По сути все это голый материализм.Используют наши желания, а не потребности духа или разума.Ведь написано же как вирус для умов: человек сделан из глины, то есть из желания.Хотя раньше говорили что Человек звучит гордо.Чело Вечное.Дух безсмертен то есть.Убили в нас Человека и слелали холопов желаний и илюзий по жизни.Живем или в прошлом или в будущем.Хотим изменить мир, нужно начинать с себя.Живи как человек и не давай себя затоптать в грязь.После выборов осталось именно такое ощущение в душе.Как отмыться?...

  • Анонимно
    23.03.2018 17:52

    Жалко учителей.Стали нечестными.Как жить после этого и учить наших детей нравственности..Прав один философ, который скащал: что количество денег равняется количеству уважения к себе.Поэтому и нет деннг у учителей и врачей.Отучаться врать, деньги придут от изобильной вселенной.

    • Анонимно
      23.03.2018 22:45

      Удивительный вывод про учителей. Да они умницы и молодцы. Внук учится в первом классе в обыкновенной школе рядом с домом. Так они изучают татарский, русский и английский языки. По математике решают задачи, которые мы решали во 2 классе. Практически все дети посещают секции и кружки. Учителя супер!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль