Культура 
23.03.2018

«Свияжск надо воспринимать не как источник дохода, а как пресловутые духовные скрепы»

Директор Свияжского музея-заповедника о пнях эпохи Ивана Грозного, трех новых музеях и о том, почему в сезон не купишь билет на теплоход

Сразу три новых музея откроется на острове-граде в год окончания государственной программы комплексного возрождения Болгара и Свияжска. Накануне директор музея-заповедника Артем Силкин побывал на интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» и рассказал о предстоящем 1 мая открытии сезона и о том, как туристу самостоятельно добраться до природных и исторических красот на электричке и автобусе.

Артем Силкин: «Задача — не увеличение туристического потока, а его оптимизация, которая позволяет уменьшить нагрузку на исторические объекты при получении государством и обществом оптимальной выгоды, измеряемой не только в денежных параметрах»

ДЛЯ ИКОН СВИЯЖСКА СОЗДАЛИ ЦЕЛЫЙ МУЗЕЙ

Как рассказал на интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин, на одном из самых раскрученных туристических объектов республики сезон традиционно откроется 1 мая. В праздники пройдет небольшая праздничная фольклорная программа, в ходе которой презентуют то, что будет происходить в Свияжске в 2018 году. Этот год для острова особенный, поскольку заканчивается программа комплексного возрождения Болгара и Свияжска, а с ней — и программа музеефикации, которая началась 8 лет назад.

В этом сезоне на острове-граде откроется три новых объекта. Правда, пока точных дат открытия директор музея-заповедника не называет. В частности, музей свияжской иконы расположится в одном из зданий комплекса пожарного обоза на Рождественской площади. Была достигнута договоренность с ГМИИ РТ о том, что  часть соответствующей богатой коллекции музея изобразительных искусств будет передана для экспонирования, в том числе и те иконы, которые сейчас выставляются в Третьяковке. В музее будет восстановлен иконостас Успенского собора. Для экспонирования этих икон сейчас завершается реставрация и приспособление здания. Сами иконы формально будут числиться в фондах ГМИИ РТ, потому что в отношении музейного фонда действует достаточно жесткое регулирование, говорит Силкин. «Мне хотелось бы поблагодарить коллег, потому что для каждого хранителя очень тяжело осознавать, что те предметы, с которыми ты рядом находился долгие годы, переместятся в другое место. Но еще при создании музея-заповедника в Свияжске была достигнута эта договоренность, и она была выполнена», — резюмировал гость редакции «БИЗНЕС Online».

. В музее свияжской иконы будут экспонироваться иконы XVI столетия из собрания других музеев — Мурома, Ярославля

Кроме того, в музее свияжской иконы будут экспонироваться иконы XVI столетия из собрания других музеев — Мурома, Ярославля. По мнению Силкина, все это позволит окунуться в эпоху Ивана IV, в середину XVI века и познакомиться с искусством того времени в одном выставочном пространстве.

ПНИ ЭПОХИ ИВАНА IV

Второе долгожданное событие — это открытие музея археологического дерева. Артем Николаевич рассказывает, что этот объект уникальный — первый на территории России масштабный проект такого рода. Не секрет, что в нижней части Свияжска сформировался так называемый мокрый археологический слой, где сохраняются древесина и другие органические материалы. Подобные памятники на территории России есть и в Великом Новгороде. Там археологический слой раннего Средневековья — X–XII веков. Есть подобные участки в районе Москвы. Но к музефикации данных объектов никто и не подступился, поскольку это и научно, и технически сложная задача, ведь древесина — материал крайне неустойчивый.

«Нас при создании этого музея консультировали коллеги из Беларуси, из музея „Берестье“, где есть такой же сложный музей, правда, другой по концепции, — вспоминает Силкин. — Консультировали из шведского музея Ваза, коллеги из Стамбульского университета, которые занимаются консервацией деревянных судов. Они нашли их при строительстве ветки метро через Босфор. Там была обнаружена византийская гавань, гигантское количество византийских судов. У них накоплен большой опыт по консервации археологической древесины. В общем, была проведена большая серьезная работа, чтобы появился наш музей».

Музей будет интересным и с точки зрения экспозиционного пространства. Чтобы не нарушать внешний облик, было принято решение не строить новое музейное здание. В итоге на мысе Свияжска был создан искусственный холм, внутри которого и находится археологический музей. Посетители будут попадать внутрь холма и видеть законсервированный раскоп. Силкин признался, что его даже без экспозиции подобное музейное пространство впечатляет. «В ходе раскопок (а они идут до материкового слоя, до земли) были обнаружены большие пни деревьев, которые были срублены войсками Ивана IV при строительстве Свияжска. Деревья использовались как основа для зданий. В голову приходит огромное количество картинок и ассоциаций, казалось бы, от обычного пня, — рассказывает он. — Посетители смогут увидеть остатки построек XVI–XVIII веков. В этом влажном грунте сохранилось несколько венцов построек. Хотя ясно, что это не дома с окнами и крышами, но понятен объем данных зданий, их планировка. Где-то сохранились деревянные мостовые, заборы XVI века. Все это можно будет увидеть. И для ученых, и для обывателей будет много интересного».

. «Свияжск должен восприниматься не как источник дохода, а как пресловутые духовные скрепы»

Третий музейный объект, который должен открыться после реставрации в текущем году, — это здание бывшего Ольгинского приюта трудолюбия. Здание построено в первой половине XIX века и первоначально было обычным жилым домом. Однако во второй половине XIX века в России стали появляться приюты — в них за счет самих горожан обеспечивали образование детям-сиротам. «Сохранились само мемориальное здание, документы, связанные с приютом, — говорит Силкин. — Были мысли открыть там современный приют, однако само здание сегодня не отвечает требованиям по организации подобных учреждений, поэтому было принято решение его музеефицировать. Там будет показана и история самого приюта, туда будет перемещен центр печатной графики, который находится сейчас в реставрационных мастерских». «Ольгинский приют находится в середине острова, непосредственно на туристическом маршруте. Там будет воссоздана мастерская по изготовлению книжных переплетов, то, чем занимались дети-сироты в конце XIX — начале XX века, там планируется проводить интерактивные мастер-классы, связанные с книжной культурой, с печатной графикой, — описывает Артем Николаевич. — То есть появится возможность вместе с детьми провести полдня за погружением в рукодельно-исторический процесс. Плюс на первом этаже будет открыта музейная гостиная».

. В этом сезоне по Волге в Свияжск так же будет ходить два «Омика», плюс будут назначаться туристические суда

 «ГУЛЯТЬ ПО ОСТРОВУ, КОГДА НА УЛИЦЕ МИНУС 15, СВИСТИТ ВЕТЕР И СНЕГ ЛУПИТ В ЛИЦО, — УДОВОЛЬСТВИЕ СОМНИТЕЛЬНОЕ»

Вопросы инфраструктуры до сих пор для острова-града стоят довольно остро. К примеру, для тех туристов, кто хочет приехать на остров не с туристической группой и не на собственном автомобиле, сделать это проблематично. Коммерческий автобус, который два года подряд пытались запустить из Казани в Свияжск, не наполнялся настолько, чтобы приносить владельцу прибыль, и этот маршрут то закрывался, то открывался. Он в итоге ходит только по субботам и воскресеньям с автовокзала «Южный», но к данному маршруту есть нарекания: иногда его без предупреждения отменяют, и люди не могут осуществить запланированную поездку. Но, кажется, решение найдено.

«На нас вышла „дочка“ РЖД, компания „Содружество“, предложила интересный вариант, хотя он мне показался изначально сложноватым», — говорит Силкин. В понедельник, среду, пятницу и субботу уже с конца февраля есть возможность с ж/д станции Свияжск уехать на остров-град и, что немаловажно, вернуться. Автобусные рейсы привязаны к графику электричек, поэтому отправляются автобусы со станции Свияжск в 8:50 и в 12:00, а обратно идут в 16:15 и в 16:45. Пока загрузка этих рейсов небольшая, но еще и не сезон. Цена автобусного билета — 25 рублей. Плюс стоимость электрички из Казани до станции Свияжск — 72 рубля.

«На речной транспорт билетов в сезон практически не купить, нужно заранее заботиться об этом. И вряд ли в текущем году ситуация существенно поменяется. Инвестиции в речную инфраструктуру нужны большие, и только государство может решить данный вопрос. В рамках частной программы этим бессмысленно заниматься. Новое судно стоит десятки миллионов рублей. Срок окупаемости очень большой. Частники периодически выходят с определенными инициативами, но все это натыкается на сложную систему регулирования речных перевозок. Просто купить шаланду за несколько миллионов и начать возить людей невозможно. Потому что понадобится такое количество согласований и требований к самому судну, которые выполнить сможет только серьезная компания. Небольшой фирме это просто не под силу», — рассуждает Силкин.

Он говорит, что в этом сезоне по Волге в Свияжск так же будут ходить два «Омика», плюс будут назначаться туристические суда. На этой неделе в Чебоксарах заключили новые договоры на причаливание в Свияжск круизных теплоходов. Кроме того, на мероприятия вроде «Ночи музеев» или фестиваля документальных фильмов «Рудник» дирекция музея-заповедника самостоятельно организует автобусное сообщение с Казанью.

. После включения Свияжска в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в нагрузку к почетному статусу остров получил жесткие международные нормы

После включения Свияжска в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в нагрузку к почетному статусу остров получил жесткие международные нормы, в рамках которых он должен действовать. Силкин говорит, что в обывательском сознании и сознании чиновников, ответственных за экономические вопросы, объект культуры и туризма — это прежде всего источник доходов. «Однако по факту это более сложный вопрос, потому что ЮНЕСКО и российские органы охраны памятников больше сосредоточены на сохранении объектов всемирного наследия, сохранении места исторической памяти и аутентичности, — уверен директор музея-заповедника. — Свияжск должен восприниматься не как источник дохода, а как пресловутые духовные скрепы. С этой точки зрения вопрос развития туризма не является главным в повестке дня. Задача — не увеличение туристического потока, а его оптимизация, которая позволяет уменьшить нагрузку на исторические объекты при получении государством и обществом оптимальной выгоды, измеряемой не только в денежных параметрах».

По предварительным расчетам, остров может принять около миллиона посетителей в год относительно безболезненно для исторических объектов. В прошлом году Свияжск посетили около 500 тыс. человек. Другой вопрос, что перекос туристического потока приходится на летний период. «На самом деле все российские туристические объекты с этим сталкиваются, — уверяет Силкин. — Каких-то гениальных способов решения этой проблемы сегодня никто не изобрел, да, я думаю, их просто не существует. Есть объективная реальность в виде метели в феврале и марте, с которыми, хоть ты тресни, ничего нельзя сделать. Гулять по острову, когда на улице минус 15 градусов, свистит ветер, да еще и снег лупит в лицо, — удовольствие сомнительное».

О новых экспозициях в музеях Свияжска, будущих летних театральных и оперных премьерах на острове, решении «парковочного вопроса» и многом другом читайте в полной стенограмме интернет-конференции Силкина, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (114) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.03.2018 16:02

Свою историю надо помнить и хранить
Согласен с Буре

  • Сейчас Метеоры кто-нибудь выпускает для перевозки граждан или все ринулись военный бюджет осваивать, да военные корабли строить?

    • Анонимно
      23.03.2018 12:20

      Выпускают,в 10 км от Свияжска,в Зеленодольске......

      • Анонимно
        23.03.2018 13:11

        Не выпускают, а пока только планируют, и к тому же совсем не похоже на Метеоры.

    • Анонимно
      23.03.2018 12:23

      Завод Горького строит гражданские суда. Если наши закажут, зеленодольцы построят...и будет нам счастье

    • Анонимно
      23.03.2018 12:48

      В этои году, говорят, много проектов логистики по воде появится.

    • Анонимно
      23.03.2018 19:06

      Рыбинск готов. Были бы заказы.

    • Анонимно
      23.03.2018 23:05

      Барон Мюнхгаузен,пустой мечтатель...

  • Анонимно
    23.03.2018 11:42

    Супер! Свияжск - это духовные скрепы. И как это татары не догадались раньше. Да, Шаймиев - голова.
    А.Поц.

  • Анонимно
    23.03.2018 11:43

    Не планируется ли восстановление некоторых из разрушенных церквей? Чертежи и обмеры какие то наверняка остались? Или это теперь нереально?

    • Анонимно
      23.03.2018 12:16

      А нужно? Разрушенное не вернёшь, а ещё один музей - стоит ли?

  • Анонимно
    23.03.2018 11:45

    вы главное нам денежек бюджетных дайте, а дальше будут вам скрепы. а потом еще туристов нагоните, чтоб еще денежек дали нам, ну и скрепы раздали народу, а то бесскрепный народ то

  • Анонимно
    23.03.2018 11:53

    Тут статья была - как раз его семья бизнес развернула на туристах в свияжск. так что для него это как раз источник дохода ))))

    • Анонимно
      23.03.2018 19:30

      Ага... А Вас, видимо, в бизнес не пустили...

      • Анонимно
        23.03.2018 21:48

        Да, тут конкуренцию очень не любят и щемят через административные ресурсы.

  • Анонимно
    23.03.2018 11:58

    Хорошо сказано про Свияжск как духовные скрепы , а не источник дохода.. Жаль, что те кто это произносят вовне, внутри именно как к источнику дохода и относятся..

  • Анонимно
    23.03.2018 11:59

    Артем Силкин похож на популярный нынче в интернете мем "Русский освободитель"! Как две капли воды!

  • Анонимно
    23.03.2018 12:03

    вот что это за бред: Коммерческий автобус, который два года подряд пытались запустить из Казани в Свияжск, не наполнялся настолько, чтобы приносить владельцу прибыль, и этот маршрут то закрывался, то открывался..." Да в этом то и дело , что вот так бездумно и просто тупо устроена инфраструктура и возможности доставки желающих побывать в Свияжске людей. Сколько раз искали этот автобус, никакой информации нормальной нет. Приезжал даже на автовокзал "Южный" там просто сказали , что не слышали про такой автобус. Он был бы заполнен и не один этот несчастный автобус давно, если бы директор делом занимался. Удивительно просто читать про то что не было желающих.. Как на Луне живет человек.. Вот кого бы со служебного транспорта пересадить..

  • Анонимно
    23.03.2018 12:11

    Свияжск понятно
    А с Булгаром что делать? Как его с чувашами делить?

    • Анонимно
      23.03.2018 12:17

      Зачем делить? Вам тесно там?

      • Анонимно
        23.03.2018 19:22

        Много тайн и новых исторических сведений "хранят" под землёй древнебулгарские города: Биляр и Сувар!)

      • Анонимно
        23.03.2018 19:36

        Арабские путешественники и историки: Ибн Фадлан и Ибн Рушди очень подробно описали принятие волжскими булгарами Ислама!)

    • Анонимно
      23.03.2018 12:49

      Предлагаю объявить булгар татаро-чувашскими скрепами и выделить федеральное финансирование

      • Анонимно
        23.03.2018 13:44

        Просто надо перестать очевидное и назвать Булгар столицой Золотой Орды
        Волжскую Булгарию отдать чувашам и пусть обустраивают Билярск
        Билярск обьявить бывшей столицей Волжской Булгарии
        Так будет правильно

        • Анонимно
          23.03.2018 14:03

          Булгар? Столица? Да здесь монголы только иногда с набегами были.

          • Анонимно
            23.03.2018 14:29

            Ну это они скорее по тем местам, где сегодня Москва, пробегали.
            А.П.

          • Анонимно
            23.03.2018 19:33

            С принятием Ислама в 922 г. волжско-камские булгары сделали свой выбор!)

        • Анонимно
          23.03.2018 14:09

          Так они же христиане, что они там будут обустраивать? Церкви что ли опять возводить из могильных плит и обломков мечетей?
          А.П.

          • Анонимно
            23.03.2018 14:33

            Это же история
            И татары и чуваши раньше тенгринианцами были
            Тенгринианскую тему надо и востанавливать

          • Анонимно
            23.03.2018 14:35

            В Билярске хорошо бы смотрелся памятник Родина-мать как в Чебоксарах

            • Анонимно
              23.03.2018 15:25

              Не надо портить Билярск. Там все соответсвует месту!

              • Анонимно
                23.03.2018 17:10

                Нет, Билярск надо превратить в достойный памятник.

                • Анонимно
                  23.03.2018 21:08

                  Ну, да, настроить там дворцов, площадку для вертолета сделать! Так что ли? Не трогайте Билярск!

          • Анонимно
            23.03.2018 17:09

            Чуваши язычники, а не христиане.

            • Анонимно
              23.03.2018 17:37

              Остались еще среди чуваш тенгринианцы которые не предали веру отцов
              В Закамье до сих пор их деревни есть
              С булгарских времен сохранились

          • Анонимно
            23.03.2018 19:13

            А вы в курсе, что уже в Х в. волжские булгары построили каменную соборную мечеть с паровым отоплением!)

            • Анонимно
              23.03.2018 19:33

              В курсе! Видели в Болгаре, насколько развитым было общество. Впечатляет!

            • Анонимно
              23.03.2018 19:44

              Уже тогда булгары проектировали цементные оросительные каналы для орошения полей!)

              • Анонимно
                23.03.2018 20:04

                Мастера каменщики и зодчие из Бухары и Самарканда, ученые-просветители из Ближнего Востока жили и трудились на этой гостеприимной земле!)

            • Анонимно
              23.03.2018 19:46

              Купцы, торговцы, учёные, врачеватели со всего мусульманского Востока стекались в Древний Булгар!)

            • Анонимно
              23.03.2018 19:48

              Арабский путешественник и историк: Ибн Фадлан оставил много очень интересных сведений!)

              • Анонимно
                23.03.2018 20:48

                Ибн фадлан не выезжал дальше Багдада

                • Анонимно
                  23.03.2018 23:00

                  Вы так уверенно говорите про Ибн Фадлана, что возникает вопрос- не современник ли вы ему?

          • Анонимно
            23.03.2018 19:14

            Волжские булгары добровольно приняли Ислам в 922 г.

            • Анонимно
              23.03.2018 19:34

              Есть версия, что в дань благодарности целителю приняли ислам. Это так?

            • Анонимно
              23.03.2018 19:51

              Волжска Булгария находилась на "великом шелковом пути" и много купцов и путешественников из мусульманских стран гостили в этих местах!)

            • Анонимно
              23.03.2018 19:55

              Булгарские зодчие строили каменные мечети, дворцы, караван-сараи, бани и славились своим мастерством!)

            • Анонимно
              23.03.2018 20:02

              Большое влияние на Волжскую Булгарию оказал мусульманский Восток того времени, с его передовыми научными, архитектурными знаниями!)

            • Анонимно
              23.03.2018 20:48

              Добровольно веру отцов не меняют

        • Анонимно
          23.03.2018 19:16

          С принятием Ислама в 922 г. Волжская Булгария стала самой северным мусульманским народом!

          • Анонимно
            23.03.2018 19:35

            Кто это вам сказал?)))
            Чуваши не мусульмане
            Может совсем незначительная часть и приняла ислам

          • Анонимно
            23.03.2018 20:27

            Естественно, приняв Ислам, волжские булгары много заимствовали из богатой мусульманской культуры!)

      • Анонимно
        23.03.2018 17:03

        А в ваши свияжские скрепы вас не тянет видимо, чужие важнее. Ну ну, так и думал, что это показуха

      • Анонимно
        23.03.2018 19:38

        Арабские, персидские, тюрские путешественники, просветители, торговцы гостили в гостеприимной Волжской Булгарии!)

    • Анонимно
      23.03.2018 19:18

      В Волжскую Булгарию приезжали купцы-мусульмане со Средней Азии и др. мусульманских стран!)

    • Анонимно
      23.03.2018 19:20

      В Волжской Булгарии были известные мусульманские учёные, философы, табибы, поэты и т.д.

    • Анонимно
      23.03.2018 19:21

      Волжская Булгария была северной мусульманской жемчужиной!)))

      • Анонимно
        23.03.2018 20:07

        А куда делась эта жемчужина?
        Кто разгромил и уничтожил эту жечужину?)))

        • Анонимно
          23.03.2018 20:51

          Татары Батыя и уничтожили
          Булгары ушли на правый берег Волги

    • Анонимно
      23.03.2018 19:27

      Много преданий и богатого духовного и научного наследия оставили булгарские учёные, поэты, мугалимы, табибы и т.д.

    • Анонимно
      23.03.2018 19:28

      Мусульманские, булгарские учёные были известны далёко за пределами Волжской Булгарии!)

    • Анонимно
      23.03.2018 19:30

      Свои труды и рукописи булгарские учёные и мастера подписывали: "аль-Булгари"

      • Анонимно
        23.03.2018 19:45

        А при чем тут татары?)

      • Анонимно
        23.03.2018 19:46

        Булгарская письменность была на чувашском языке

        • Анонимно
          23.03.2018 20:15

          С принятием Ислама, волжские булгары-мусульмане, перешли на арабскую графику и летопись!)

      • Анонимно
        23.03.2018 19:47

        Ислам татары приняли в Золотой Орде при хане Узбеке

      • Анонимно
        23.03.2018 20:17

        Многие древнебулгарские летописи, письма, послания после принятия ими Ислама, стали писаться на арабском алфавите!)

      • Анонимно
        23.03.2018 20:18

        Приняв Ислам, древние булгары перешли на арабский шрифт и подписывались на арабский манер: "аль-Булгари"

      • Анонимно
        23.03.2018 20:21

        На Волжскую Булгарию, с принятием Ислама, сильное влияние оказала среднеазиатская, тюрская мысль и литература!)

      • Анонимно
        23.03.2018 20:22

        Лучшие известные умы из Средней Азии и ближнего востока преподавали в древнебулгарских школах-медресе!)

      • Анонимно
        23.03.2018 20:25

        Арабская, тюрская, персидская литература и поэзия благотворно повлияли на волжских булгар-мусульман!)

    • Анонимно
      23.03.2018 19:40

      Исламская цивилизация оказала плодотворное влияние на развитие и становление Волжской Булгарии!)

  • Анонимно
    23.03.2018 12:17

    Азат Д

    Смешно это слышать, когда туда уже вбухали миллиарды.

    • Анонимно
      23.03.2018 19:36

      За три копейки только пиво в магазине купить можно. Культура никогда не была дешёвой. Зато посетить приятно. В то совсем не грех вложиться.

      • Азат Д
        24.03.2018 09:42


        Тогда что работники культуры жалуются что им всё мало платят, куда не три копейки вкладывают, что грех жаловаться.

  • Псевдоним
    23.03.2018 12:25

    Предлагаю РПЦ тоже рассматривать как духовные скрепы, а не источник дохода, несмотря на золотые Ролексы и Майбахи у Кирилла.

  • Анонимно
    23.03.2018 12:30

    Создание скреп с чего то должно начинаться. Но это не точно.

  • Анонимно
    23.03.2018 12:48

    У Силкина нет служебного авто, не порите чушь.

  • Анонимно
    23.03.2018 13:05

    Шаймиев конечно человечище..

  • Анонимно
    23.03.2018 13:40

    Уберите ворота, которые прорубили в стене Успенского монастыря. Видно же, что это грубейший новодел!

  • Анонимно
    23.03.2018 13:41

    Свияжск - это парк развлечений, а никак не духовные скрепы.

    • Анонимно
      23.03.2018 17:12

      В Свияжске надо квесты организовать. Молодежи понравится.

      • Анонимно
        23.03.2018 22:15

        Отличная идея, а а Булгаре евровидение организовать.

  • Анонимно
    23.03.2018 15:12

    Почему бы не сделать стоянку для катеров и яхт, сколько раз с гостями хотели по Волге прокатится до Свияжска, там пристать, погулять. Но страшно лодку одну на берегу оставлять. А по Волге на своих плавсредствах достаточно людей путешествует. Может сделают в этом году.

  • Анонимно
    23.03.2018 15:21

    обьясните что за слово скрепы.

    • Анонимно
      23.03.2018 16:12

      Это как скрепки, только большие, ими народ друг у другу пришпандоривают, чтобы не разбежались с голодухи.

      • Анонимно
        23.03.2018 17:13

        Ужас, какое слово, такое и значение. Не нравится совершенно.

  • Буре
    23.03.2018 15:39

    Центр Тэнгри надо строить в Татарстане
    Православный центр есть-Свияжск
    Мусульманский центр есть-Булгар
    Тэнгринианский центр между ними необходим
    Как раз посередине -в Казани

    Это будет обьеденяющий и главный центр
    Дань памяти нашим великим предкам всех национальностей пока их не разделили семитские религии
    Десятки миллионов паломников соберем со всего мира
    Казань станет центром мирового тэнгринианства

    И на нашу землю вернется сила
    Как при Чингисхане

    • Анонимно
      23.03.2018 16:02

      Свою историю надо помнить и хранить
      Согласен с Буре

      • Анонимно
        23.03.2018 17:10

        Центр славянских богов надо сделать в Татарстане. Совсем свои корни забыли. Перун, Велес, Сварог вас накажут.

    • Анонимно
      23.03.2018 16:58

      Простите, но кто кроме Сиразина, того депутата и вот этого Буре еще верит в те сказки? Да и зачем шаманам все эти центры тогда? Взял бубен и скачи вокруг костра.
      А.Поц.

      • Анонимно
        23.03.2018 17:12

        При чем тут шаманы Поц?
        Вашу религию никто не оскорбляет хотя много разного можно написать
        Элементарная этика и воспитание должны быть

        • Анонимно
          23.03.2018 17:27

          А кто в тенгри ведет служение? И разве шаманы - это оскорбление?
          А.Поц.

    • Анонимно
      23.03.2018 17:07

      Тенгрианской религии уже нет, ерунду не пишите. Просто надо ее помнить как религию предков, этого достаточно.

      • Анонимно
        23.03.2018 17:35

        Она есть
        Никуда не делась
        Тенгриниануеа можно на Сабантуях пересчитать
        Миллиона 2 в Татарстане наберется

    • Анонимно
      24.03.2018 08:32

      Центральная Азия правее)))Тенгри - там.

  • Анонимно
    23.03.2018 15:50

    Скрепы скрепами а одними скрепами сыт не будешь особенно с детьми.А весь ненавязчивый сервис рассчитан на организованных туристов и поэтому дикарям входа в кафе нет.Что нибудь в этом плане делать будут или нет.Из интервью не ясно.Неужели для того чтоб отобедать придётся опять ездить на трассу.В Раифе питание организовано значительно лучше.Почему не перенять полезный опыт.

  • Fandas Safiullin
    23.03.2018 17:59

    Свияжск это точка пересечения исторической судьбы русского и татарского народов. Для одних – славная, для других – трагическая. Он возник как зародыш Российской империи и как стартовая площадка для первых колониальных завоеваний.
    Свияжск – это место, откуда на Казань и на сотни поселений Казанского ханства двинулась СМЕРТЬ. История

    Идея происходящего возрождения Свияжска не нова. Еще в 1996 году распоряжением Председателем Правительства Татарстана Мухаммата Сабирова № 399-р от 19.07.96. был подготовлен проект «Основных направлений концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения острова града Свияжск». А 9-11 октября 1996 года в Казани прошла Всероссийская научно-практическая конференция по обсуждению проекта. Из народных депутатов Татарстана на конференции приняли участие я, Алексей Колесник и Марат Мулюков.
    Привожу текст моего выступления на той конференции (сокращенно):
    «Сафиуллин Ф.Ш. Свияжск относится к тем историческим памятникам, которые, возможно, нужно и сохранять, и возрождать.
    Но, надо иметь в виду некоторые исторические особенности возрождаемого памятника. Это памятник не столько художественно-архитектурный, сколько исторический памятник становления Российской империи.
    Российская империя началась с завоевания Казанского ханства, а завоевание Казанского ханства началось с возникновения Свияжска, как форпоста для наступления на Казань.
    Этот памятник, созданный с военным назначением, как передовой пост наступающих войск, мы не можем оторвать от судьбы и от истории татарского народа и Казанского ханства.
    Предлагаю в резолюции конференции отразить этот исторический факт – неразрывную связь истории поселения Свияжск с историей и судьбой татарского народа и его государства – Казанского ханства.
    Предлагаю включить в проект решения следующее:
    1. Исходя из неразрывной связи истории Свияжска с историей татарского народа и судьбой Казанского ханства, возрождение и социально-экономическое развитие исторического поселения и архитектурно-художественного комплекса памятников XVI-XIX острова-града Свияжск осуществлять в едином комплексе с возрождением поселений вокруг города Казани и на берегах Волги, уничтоженных после падения Казанского ханства в XVI веке.
    2. На первом этапе возрождения этих поселений предусмотреть мемориально-символическую форму.
    Это не попытка искусственно как-то затормозить решение проблемы Свияжска. Дело в том, что после падения Казанского ханства было уничтожены не только население Казани, но и население татарских поселений и сами поселения в радиусе 40 верст от Казани и на берегах Волги и других крупных рек.
    Возрождение Свияжска только в одностороннем порядке приведет к оживлению самых трагических сторон исторической памяти моего народа. Для исторического баланса культур возрождение Свияжска необходимо увязать с реализацией моего предложения в единой комплексной программе».
    Это мое предложение вошло в итоговую резолюцию конференции с такой формулировкой:
    «2.8. В программе перспективного освоения территории предусмотреть возрождение Свияжска с рассмотрением комплекса проблем возрождения татарских поселений XVI-XIX вв. (по отдельной программе). На первом этапе возрождение этих поселений предусмотреть в мемориально-символической форме».
    [Материалы конференции опубликованы в книге «Возрождение острова-града Свияжск. Сборник материалов», Казань, 1997 г.].
    Этот пункт решения той конференции, принятый по моему предложению, пока не исполнено.

    • Fandas Safiullin
      23.03.2018 18:15

      Ошибка! Прошу прощения.
      В третьем абзаце следует читать:

      «Идея происходящего возрождения Свияжска не нова. Еще в 1996 году распоряжением премьер-министра Татарстана № 399-р от 19.07.96. ...»

      • Анонимно
        23.03.2018 18:44

        Правильная у Вас была инициатива, жаль что так выборочно фонд возрождения у нас сработал, только Свияжск восстановили.

  • Анонимно
    23.03.2018 21:10

    Все, что сделали за эти годы со Свияжском, - это ужасная ошибка!

    • Анонимно
      23.03.2018 22:11

      Свияжск надо воспринимать как ошибку, сделанную в годы перестройки.

      • Анонимно
        24.03.2018 10:44

        Перестройка давно закончилась, а ошибку что-то и не думают исправлять!

  • Анонимно
    23.03.2018 22:15

    Были в Свияжске перед Новым годом, почти все было закрыто, тот же Конный двор. Только сувенирная лавка была открыта, храм над входом в Успенский монастырь и храм в честь Иконы Всех Скорбящих радость. Поэтому вопрос - что там смотреть?

    • Анонимно
      24.03.2018 10:36

      согласен
      безобразие ни торгового центра , ни кинотеатра один вайфай спасает
      надо котсораму туда из азино перенести чтобы место не пропадало

  • Анонимно
    24.03.2018 08:10

    Извлекайте прибыль и делайте, что хотите.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen