Бизнес 
26.03.2018

Секреты успеха автогиганта из Челнов: как 25 млрд госпомощи «переварить» в 3 млрд прибыли

Отчетность КАМАЗа: бесплодный четвертый квартал, тормозящий экспорт, неудачные НИОКРы на 2,3 млрд за два года

Свежая отчетность ПАО «КАМАЗ» вызывает двойственные чувства: с одной стороны, его чистая прибыль выросла в 2,5 раза, а выручка — на 21%, с другой — складывается ощущение, что в конце года набранные обороты резко упали. Как росли бонусы дилерам, зачем автогигант поглощает своих «дочек» и сколько его гендиректор Сергей Когогин может получить дивидендов, если считать по прошлогодней формуле, выяснял «БИЗНЕС Online».

К трехмиллиардной отметке по прибыли завод вплотную подошел еще осенью: по итогам трех кварталов челнинцы заработали чистыми 2,98 млрд рублей. Получается, четвертый квартал 2017-го КАМАЗ проработал вхолостую К 3-миллиардной отметке по прибыли завод вплотную подошел еще осенью: по итогам трех кварталов челнинцы заработали чистыми 2,98 млрд рублей. Получается, четвертый квартал 2017-го КАМАЗ проработал вхолостую Фото: nabchelny.ru

ГОССУБСИДИИ: ДАЮТ БОЛЬШЕ, СЧИТАЮТ ПО-НОВОМУ

«Все выше, и выше, и выше» — слова из советского марша, на первый взгляд, исчерпывающе описывают финансовые достижения КАМАЗа за последние пару лет. Не стала исключением опубликованная недавно отчетность ПАО по РСБУ. Как следует из документа, прибыль челнинского автогиганта в 2017 году выросла в 2,5 раза до 3,02 млрд рублей. Конечно, это еще не докризисный 2012-й, но уже на миллиард больше, чем завод заработал в 2013 году, который фактически подвел черту под сытыми нулевыми.

Увы, при всем желании бочки меда не получается без дегтя. Особенно если ориентироваться только на финансы. Напомним, что к 3-миллиардной отметке по прибыли завод вплотную подошел еще осенью: по итогам трех кварталов челнинцы заработали чистыми 2,98 млрд рублей. Получается, четвертый квартал 2017-го КАМАЗ проработал вхолостую — за оставшиеся три месяца прибыль КАМАЗа наработала всего-навсего на 40 миллионов? Или это некая бухгалтерская алхимия.

Традиционно особый интерес вызывает объем госпомощи — в какой мере автогигант справляется сам, а в какой зависит от внешней подпитки. Увы, общая сумма бюджетных вливаний по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 6,9 млрд (38%) и составила 25,1 млрд рублей (для сравнения, в 2015 году челнинцам выделили из бюджета 11,8 млрд, в 2014-м — 10,6 миллиарда).

Отметим, что в прошлом году минфин РФ изменил порядок отражения господдержки в отчетности. Раньше эти деньги проходили с пометкой, например, «Субсидии, относящиеся к себестоимости». Теперь же сумма оказанной помощи будет просто вычитаться из себестоимости или иных расходов компании. И если такого рода данные за 2016 год КАМАЗ в вышедшем отчете переписал в соответствии с новыми реалиями, то с более ранними периодами сравнивать свежие цифры теперь некорректно. В сухом остатке в подобных случаях отныне можно объективно сопоставить разве что чистую прибыль или убыток, на которую корректировка не повлияла.

Теперь сумма оказанной помощи будет просто вычитаться из себестоимости или иных расходов компании

Поясним на конкретных примерах, как это выглядит. Полная себестоимость продаж в 2016 году у КАМАЗа составила 126,8 млрд рублей, при этом завод получил 17 млрд соответствующих субсидий. После корректировки уже сама себестоимость уменьшилась до 109,8 млрд рублей — именно эта сумма отныне и будет отражаться в официальной документации. И, наоборот, ориентируясь на динамику всей госпомощи, мы можем приблизительно «перевести» новые цифры в старый формат. Все ту же себестоимость продаж в 2017 году КАМАЗ оценил в 127,8 млрд рублей. Если пропорции остались прежними, то завод должен был получить по этой статье субсидий на 19,8 млрд рублей — то есть в прежнем исчислении основные затраты челнинцев достигли бы 147,6 млрд рублей.

Продолжаем редактировать историю. Скорректированные коммерческие расходы за 2016 год ранее составляли 4,1 млрд рублей, минус субсидии на 298 млн рублей, на выходе — 3,8 млрд рублей. В сравнении с этим в прошлом году затраты КАМАЗа на транспортировку, хранение и рекламу взлетели на 46% до 5,56 млрд рублей, а соответствующие субсидии должны составить около 435 млн рублей. Управленческие расходы выросли на 11,2% до 6,07 млрд рублей по сравнению с «переписанными» данными за 2016 год (5,46 млрд). Объем прошлогодних субсидий здесь мог составить около 100 млн рублей.

На данный момент крупнейшим акционером «КАМАЗа» с долей 49,9% является ГК «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым (справа) На данный момент крупнейшим акционером КАМАЗа с долей 49,9% является ГК «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым (справа) Фото: prav.tatarstan.ru

БОНУСЫ ДИЛЕРОВ И УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР ОБОГНАЛИ ВЫРУЧКУ

Практически не изменилась сумма субсидий, относящихся к выручке: минус 0,2% с итоговыми 980,8 млн рублей. Сам второй по значимости финансовый показатель вырос на 21,2% с 119,8 млрд до 145,2 млрд рублей (здесь темпы роста также замедлились, ведь по итогам трех кварталов сообщалось, что выручка увеличилась на треть). Интересно, что именно выручке — точнее, ее корректному отражению — уделило особое внимание ООО «Эрнст энд Янг». В своем заключении аудитор отчетности ПАО «КАМАЗ» выделил два главных риска. Первый: выручка может быть отражена в некорректном периоде или ею могут манипулировать «для достижения контрольных показателей». Кроме того, аудитор отмечает возможность затоваривания дилеров: для стимулирования выручки предприятие может стремиться «реализовать внешним дилерам большее количество автомобилей, чем те могут продать конечным потребителям», а это, в свою очередь, может привести к возвратам грузовиков после отчетной даты. В итоге, прежде чем завизировать отчетность, компания «Эрнст энд Янг» оценила условия действующих договоров, проанализировала историю возвратов, остатки готовой продукции на складах дилеров и динамику остатков. К сожалению, результаты своего анализа аудитор не публикует. Но то, что серьезная международная компания заподозрила КАМАЗ, по сути, в приписках, о многом говорит.

Данные компании свидетельствуют, что всего за счет российских продаж было выручено 128,6 млрд рублей — на 24% больше, чем в 2016 году. В то же время уплаченные КАМАЗом бонусы (дилерам, судя по всему) подросли на 36% с 4,2 млрд рублей до 5,7 млрд рублей. Как видим, вознаграждения продавцам выросли заметно сильнее и общей, и российской выручки – то ли их аппетиты повысились, то ли они реализовывали более маржинальную продукцию? «Это связано с ростом продаж дилерской сети. Кроме того, выплаты бонусов зависят от ряда других обязательств, которые берут на себя дилеры, например, по развитию сервиса и продаж запасных частей. Мы заинтересованы, чтобы наши клиенты получали уровень сервиса на мировом уровне, и стимулируем дилеров к развитию именно этих направлений», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Весьма показательна ситуация с продажами на экспорт. Конкурентоспособность на внешних рынках — это и мерило качества продукции. Казалось, после девальвации рубля КАМАЗ получит преимущество и начнет стремительный рывок. Продвижение грузовиков — почти неизменный пункт в повестке зарубежных визитов правительственных делегаций Татарстана. Что на выходе? От реализации на внешние рынки КАМАЗ получил 16,6 млрд рублей — всего на 200 млн больше, чем годом ранее. Соответственно, доля экспорта в выручке сократилась на 2,3 п. п. до 11,4%. Иностранные покупатели представлены в первую очередь странами СНГ, но на прошлый год также пришлись поставки во Вьетнам и на Кубу.

Всего за счет российских продаж было выручено 128,6 млрд рублей — на 24% больше, чем в 2016 году

ЗА ДВА ГОДА НА НИОКРЫ «БЕЗ ВЫХЛОПА» ПОТРАЧЕНО 2,3 МЛРД РУБЛЕЙ

Одна из страниц документа содержит довольно любопытные данные по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. КАМАЗ гордится своей устремленностью в будущее и не жалеет денег на новые разработки.

Но их результативность под вопросом. В качестве затрат, «не давших положительного результата», было списано 1,16 млрд рублей — почти столько же, как и годом ранее. А суммарно за последние два года на неудачные НИОКРы и сделки компания потратила 2,33 млрд рублей. Какие именно разработки у КАМАЗа не пошли — двигателя, кабины, шасси? «Мы не раскрываем такие данные», — лаконично ответил Афанасьев.

Тем временем официальный выход КАМАЗа из кризиса отразился и во второстепенных статьях его отчетности. Благотворительная и шефская помощь была урезана в 6,7 раза с 200 млн рублей до 30 млн рублей, что напрямую связано с выходом производства на нормальный режим. «Это связано с окончанием ряда программ, которые были направлены в 2016 году на поддержку персонала в условиях сокращенной рабочей недели. В прошлом году такой необходимости не было. При этом программы на шефскую помощь в 2017 году, наоборот, увеличились», — говорит Афанасьев. По его словам, не проводилось и никаких сокращений расходов, связанных с благотворительной деятельностью, спортом, отдыхом, культурой и т. д., хотя из отчета следует, что их уменьшили с миллиарда до 781 млн рублей. «Скорее всего, речь идет о перераспределении средств», — считает пресс-секретарь компании.

Из прочих новшеств стоит выделить опционные премии (годом раньше ничего похожего не наблюдалось), которые, впрочем, уложились в 75 млн рублей. Составители документа также отметили, что в течение года КАМАЗ заключал договоры «валютный своп», «валютный форвард» и «поставочный валютный опцион». На 31 декабря 2017 года заключены договоры с АО «Газпромбанк» — опционы на поставку валюты (евро) со сроками январь-март 2018.

СКОЛЬКО ДИВИДЕНДОВ МОЖЕТ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛУЧИТЬ СЕРГЕЙ КОГОГИН?

И о корпоративных новостях. Составители отчета не забыли упомянуть знаковое событие августа прошлого года: ООО «Автоинвест» приобрело у компании Avtoinvest Limited 23,54% акций ПАО «КАМАЗ». Уточним, что 20% капитала «Автоинвеста» находятся под личным контролем гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. На момент передачи акций его доля оценивалась в 2,7 млрд рублей. Более подробно об истории приватизации, заморских путешествиях камазовского пакета, его возвращении на Родину и переходе Когогина в разряд легальных миллиардеров мы писали здесь.

По итогам 2016 года совет директоров КАМАЗа рекомендовал направить на дивиденды 297 млн рублей — четверть чистой прибыли завода, и общее собрание акционеров поддержало предложение. Если такая пропорция сохранится, то по итогам прошлого года сумма выплат может составить 754 млн, а лично Сергей Анатольевич может рассчитывать на приятный довесок в виде 53 млн рублей. Неплохая прибавка к его зарплате топ-менеджера, которую в 2017 году камазовским VIP'ам выплатили с многолетним бонусом.

На данный момент крупнейшим акционером КАМАЗа с долей 49,9% является ГК «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым. Кроме того, 15% — у концерна Daimler AG, 4,25% владеет KAMAZ International Management CO (аффилирована с американским инвестфондом KKR), еще 3,72% находятся у 100-процентно дочерней структуры челнинцев ООО «ФЛК „КАМАЗ“» и 3,59% — в распоряжении прочих юрлиц. «Непристроенными» остаются 4,25%, сравнительно низкая доля свободно обращающихся акций. Если включить сюда же потенциально спекулятивное отношение группы «прочих юрлиц», получим free-float на уровне 7,84%. К слову, в день выхода отчетности автогиганта и три последующих акции КАМАЗа на Московской бирже провели в узком диапазоне 52–54 рубля за бумагу, ярко выраженной реакции на публикацию финансовых данных не было.

В событиях после отчетной даты сообщается, что в феврале КАМАЗ начал присоединение таких компаний, как «КАМАЗ-Дизель» (за 2016 год выручка 18,7 млрд, прибыль 115 млн), «КамПРЗ» (выручка — 9,4 млн, убыток — 104 млн), «КАМЭР» (выручка 562 млн, прибыль 6 млн). Совсем недавно мы рассказывали, что КАМАЗу перешли 12 заводов концерна «ОАТ», занятых в производстве и поставке запчастей с капиталом в минус млрд. рублей. Однако, как выяснилось, эти два события не связаны между собой. «Приводим в порядок управленческую модель в отношении дочерних компаний. Фактически, эти компании уже не ведут хозяйственную деятельность», — подытожил Афанасьев.

Основные финансовые показатели ПАО «КАМАЗ»
Наименование показателя2016 год2017 годАбсолютное изменение, млн руб.Относительное изменение, %
Выручка от реализации, млн руб.1197681452172544921.2
Себестоимость, млн руб.1098231278081798516.4
Валовая прибыль, млн руб.1092818390746268.3
Коммерческие расходы, млн руб.38025564176246.3
Управленческие расходы, млн руб.5462606860611.1
Операционная прибыль, млн руб.166467585094306.1
Доходы от участия в других организациях, млн руб.653573-80-12.3
Проценты к получению, млн руб.2346264529912.7
Проценты к уплате, млн руб.3006389288629.5
Прочие доходы, млн руб.78675895-1972-25.1
Прочие расходы, млн руб.80058051460.6
Чистая прибыль/убыток, млн руб.120330171814150.8

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.03.2018 09:48

О каком НИОКРе речь, когда кабина немецкая (5490 NEO), движок даймлер/камминс, коробка ZF (немецкая) . Остальное все СССР! В чем НИОКР? Огромное знание и штат НТЦ держат чтобы согласовывать применяемость импортных узлов и агрегатов???

  • Анонимно
    26.03.2018 08:11

    25 млрд гос. вливаний в год в Камаз и прибыль в 3 млрд. это надо уметь, Когогин - гений бизнеса!))

    • Анонимно
      26.03.2018 10:00

      вы посмотрите с нарастающим итогом, субсидировать за счет наших налогов не в этом году начали... очень интересно выйдет

    • Анонимно
      26.03.2018 10:49

      Еще людишек 100 тыс подкинет, вообще хорошо станет)

    • Анонимно
      26.03.2018 12:30

      25 млр раздали бы 30 тыс работающих - и все!

    • Анонимно
      26.03.2018 21:11

      И еще дивиденды. Вспоминается Чубайс с его: У нас денег много, очень много. Как это можно, находясь на субсидии, получать еще дивиденды и бонусы.

    • Анонимно
      26.03.2018 23:00

      Вот такие гении бизнеса и довели страну.

  • Мюллер)))
    26.03.2018 08:15

    Не в коня корм- это про Когогина
    Предприятие частное, имеет акционеров-мультимиллионеров, но при этом получает 25 млрд руб госпомощи, а дает в ответ 3 млрд. прибыли
    Директора немецких автоконцернов курят от зависти))

  • Анонимно
    26.03.2018 08:19

    Один вопрос. Как Генеральный директор компании с участием государства стал обладателем доли, стоимостью 2,7 млрд рублей?
    Купил? На какие деньги? Подарили? За что? Бог дал? Тоже вариант

    • Анонимно
      26.03.2018 09:19

      А это вопрос к властям Татарстана. Именно их пакет акций в итоге оказался в собственности "консорциума инвесторов"

    • Анонимно
      26.03.2018 12:11

      Это бонус за работу доверенным лицом гаранта.

  • Анонимно
    26.03.2018 08:27

    О какой ,, чистой прибыли " может идти речь , при таком вливании государством в Камаз ! Кто бы что не говорил , как бы бюджетные деньги не назывались - это дотации предприятию !

  • Анонимно
    26.03.2018 08:33

    Легко! Надо украсть 22 млрд и останется ровно 3! Я бы тоже так смог.

  • Анонимно
    26.03.2018 08:36

    Хватит уже "питать" НТЦ за смешные разработки типа беспилотник, электрогрузовик и т.д. Дайте лучше эти деньги Инжиниринговому центру КФУ, мы сидим без дела - хоздоговорные работы ни с кем заключать. Сделали бы экономический эффективный собственный Российский грузовик на место того, что собираете немецкие машины в их пользу и ниже качеством!

    • Анонимно
      26.03.2018 12:38

      Ничего вы не сделаете,способность делать двигатели , коробки ,изобрести их только под силу промышленно развитому государству.

      • Анонимно
        26.03.2018 13:44

        Если КАМАЗ не доверяет Инжиниринговому центру КФУ, кому тогда этот ВУЗ нужен?
        По моему он существует именно по тому, что находится в АВТОграде?

  • ПанАлекс
    26.03.2018 08:38

    То есть, если бы не новые требования НК о том что затраты, понесенные за счет госсубсидий и прочей помощи из бюджета, не уменьшают налогооблагаемую базу (вроде с 2018 еще и НДС) и не уменьшают затраты в бухучете, то КАМАЗ показал бы убытки??

    • Анонимно
      26.03.2018 09:24

      Более того, это сделан специально, чтобы перед иностранными инвесторами и акционерами отчётность выглядела красивее.

    • Анонимно
      26.03.2018 12:44

      о чем Вы говорите вообще??? никакого изменения НК не было, читайте статью внимательнее

  • Анонимно
    26.03.2018 08:47

    Господин Афанасьев умалчивает Разработки НИОКР двигателей е5 которые никому не нужны и которые кстати до сих пор не сертифицированы , а экспорт кстати держится только за счет унифицированного двигателя и отсутствия утилизационного сбора в странах куда камаз экспортирует ам , все российское законодательство принятое в последние годы в сфере выпуска автомобилей вообще оторванно от реалий , ,, китай уже забит по всем плошадкам реализации ам , дальше Уфы уже камазов вообще не видно один китай ,, водите е5 никому не нужный и мало того опасный в эксплуатации особенно в вездеходном сегменте и продолжайте пиар компании о якобы благополучии ,, оторванность от реалий впечатляет господин Афанасьев !!

    • Анонимно
      26.03.2018 14:29

      Рынок не в пользу Камаза - яно Запад и Восток проиграны на своей территории - без науки Камазу не вылезти - кто моделирует и критикует развитие комплекса? Неужели несколько человек? Отстой!

  • Анонимно
    26.03.2018 08:48

    Как выпускали, так и выпускают технику низкого качества!

    • Анонимно
      27.03.2018 20:57

      Зато внедрили бережливое производство в первых рядах!
      Конечно, нет пророков в своём отечестве, надо было использовать японские наработки.
      А если вспомнить советскую практику:
      - рацпредложения, это ли не кайдзен предложения;
      - ОТК и личные клеймо качества передовых рабочих, тот же контроль качества;
      - ГОСТы и стандарты советского времени, та же стандартизация;
      ну и много чего можно ещё перечислить.
      Почему все советское надо выбросить на помойку и потом за большие деньги обучаться практически тому же, но преподнося это как новейшие принципы производства разработанные японцами.

  • Анонимно
    26.03.2018 08:59

    Давно бы разогнали, может уже что-то новое бы открыли.

  • Анонимно
    26.03.2018 09:48

    О каком НИОКРе речь, когда кабина немецкая (5490 NEO), движок даймлер/камминс, коробка ZF (немецкая) . Остальное все СССР! В чем НИОКР? Огромное знание и штат НТЦ держат чтобы согласовывать применяемость импортных узлов и агрегатов???

    • Liko
      26.03.2018 10:23

      Это именно те НИОКР, которые от них требуют будущие владельцы КамАЗа. Или вы думаете нынешние владельцы работают ради прибыли или создания рабочих мест? Бизнес-модель компрадории (они же псевдо-государственники) не менялась столетиями: продать по кускам страну.

    • Анонимно
      26.03.2018 14:00

      А вы что предлагаете, ничего не разрабатывать и пользоваться немецкой кабиной, движком Даймлер и т.д.? Вы же первый потом кричать будете, что в КАМАЗе ничего отечественного, все продали немцам. Вы уж определитесь как-то...

  • Анонимно
    26.03.2018 10:33

    как 25млрд превратить в 3млрд

  • Анонимно
    26.03.2018 10:34

    Теперь понятно почему Когогин у Путина ещё 200к крепостных попросил. На ум приходит произведение "мертвые души" Гоголя. Прошло 200 лет а Русь матушка и ныне там.

  • Анонимно
    26.03.2018 11:21

    Очень хороший бизнес из 27 млрд оставить 3 млрд. Это возможно только в России

  • Анонимно
    26.03.2018 11:47

    по большому счету непочатый край работы для органов. государство вливает огромные сумму денег на развитие предприятия, завод толком продукцию не производит, люди работают не полную неделю, а акционеры богатеют. Откуда деньги Зин.

  • Анонимно
    26.03.2018 12:00

    Постоянно врут и себе деньги гребут, но 2 жизни ВАМ НЕ КТО НЕ ПОДАРИТ ЗА ДЕНЬГИ

  • Анонимно
    26.03.2018 12:09

    А где диведенты на простые акции бывших работников пенсионеров?
    И сколько получает простой работяга камазовец только не в среднем, и не надо искать рабочий класс, и просить челобитную, а только сравнить прошлое если инженер получал 120 рублей, а рабочий по 6 разряду 200-250 рублей и это без сверхурочных. а в свете новых технологий рабочий должен быть с высшим образованием. А у этого поколения которых нет дивидентов и учить своих детей неначто так, что не надо скупиться и быть списке Форбс.

  • Анонимно
    26.03.2018 12:14

    Неправильно, автор, заголовок пишешь. "Успеха" в кавычках надо было.

  • Анонимно
    26.03.2018 12:33

    Бонусы дилерам - это похоже "вознграждения" которые идут обратно на КАМАЗ.

  • Анонимно
    26.03.2018 12:33

    За 27 млрд можно заказать на стороне проектирование неубиваемого мотора, построить завод и оснастить его линией по производству моторов.
    Политика использования любых зарубежных комплектующих в серийном автомобиле - это стратегический и тактический просчет Гендиректора. Особенно топливные форсунки.
    Euro 5 - высосанная из пальца тема для прикрытия мутных схем, для дизеля в России и странах третьего мира оно не надо. Пятерка требует культуру обслуживания, дорогие расходники. А топливная форсунка для пятерки которая является основным исполнительным элементом двигателя - которая производится за бугром, то ещё попадалово.
    Если говорят что Euro 5 будут продавать в Европе - нагло врут, Камаз туда не пустят.

    • Анонимно
      26.03.2018 15:29

      На Заводе Двигателей смонтировали новую линию по сборке двигателей,разработанный "Либхером"...Планы на этот год-200 штук...Все "прекрасно" вроде...Но одно "но" - из крупных заготовок,освоили только коленвал...Блок цилиндров,который отливают на Литейке,почти весь уходит в брак!!!Так что ума то много не надо,купить заграницей линию,технологию,готовый двигатель,а вот организовать его производство оказалось не так и просто!Зато "понтов" было на открытии новой линии,красивых слов и круглых лиц начальников,которые никак не участвовали,но на открытии "засветится" святое дело было для них...План на этот год-200 штук,посмотрим...

      • Анонимно
        26.03.2018 17:07

        Весьма прискорбно что круглые лица подписались по импортные ТНВД, турбину, форсунки и ЭБУ. Работа сердца нового авто на 100% зависит от немца и настроения ЕС. Даже Минский завод тягачей в более выгодной позиции. Если вояки откажутся от новых Камазов с новыми двигателями я их прекрасно пойму.

  • Анонимно
    26.03.2018 13:43

    Такое ощущение что госвливания 25 млрд положили в банк и через год отчитались о прибыли

  • Анонимно
    26.03.2018 13:50

    Успех любого предприятия должен определяться уровнем заработной платы большинства работающих. Зарплаты работников на сцену!

    • Анонимно
      26.03.2018 14:19

      Легко...только я вам не среднюю зарплату скажу,как любят на Камазе считать и везде ею "трясти" , а реальную, "чистыми" ,после всех вычетов...!Так вот,зарплата кладовщика (вспомогательный персонал) Логистического центра КАМАЗа,на Кузнечном заводе,составляет 15-16 000 рублей,"чистыми")!Каково?!Это как пример...Афанасьев,только надеюсь вы не станете опять тут кричать о средней зарплате?!Не позорьтесь...

      • Анонимно
        26.03.2018 15:17

        15-16 тыс. для кладовщика вполне себе неплохо

        • Анонимно
          26.03.2018 16:07

          Вы это им скажите...для начала только поработайте в тех условиях,держу пари,вы через час сбежите...Про среднюю зарплату поч итайте,она почему почти в два раза выше,эту цифру на КАМАЗе больше "любят" господа из Ген.дирекции.

  • Анонимно
    26.03.2018 14:08

    Все равно ведро с болтами

    • Анонимно
      26.03.2018 22:09

      Камаз создавался для народного хозяйства СССР при острой нехватке всего. Эксплуатировался от Афганистана до Оймякона. Его везде и всегда могли занедорого отремонтировать. Обладает простым конструктивом. А ведро с болтам у вас на плечах, т.к. не может связать цели и задачи поставленные перед правительством и министерством машиностроения СССР. Чтобы аккуратно уложить все болты внутри ведра рекомендую подумать над Камаз-5350 с двигателем КАМАЗ-740.30.260, что это, зачем это, почему такой выбор? Почему вояки не взяли восхитительный и удобный DAF105 или Mercedes Actros?

  • Анонимно
    26.03.2018 15:52

    Именно сегодня - Компания «Фотон Мотор» представила свой новый тягач Foton Auman EST, который относится к линейке Super Truck. Данная модель является представителем 5-го поколения грузовиков Foton.

  • Анонимно
    26.03.2018 16:34

    А где диведенты на простые акции

  • Анонимно
    26.03.2018 18:23

    Пусть татарстанский пакет акций возвращают в республику. Не надо граждан за дураков считать.

  • Анонимно
    26.03.2018 21:24

    Уже очевидно, что за успешное освоение госпомощи на должностных лиц можно заводить уголовные дела. В результате освоения на выходе получается не то что было запланировано государством.
    По большому счету, все финансирование ушло одну линию по сборке. Причем внедрением данной линии автогигант и Россия в целом умышленно поставили в зависимость от импортных комплектующих.
    Этот шаг должен быть по достоинству оценен государством совместно со Следственным Комитетом.
    Изменения во внутренней политике уже есть, чиновники это прочувствовали.

  • Анонимно
    12.08.2018 19:33

    Смешно читать диванных экспертов-комментаторов про субсидии. Вы бы для начала бухгалтерскую отчетность и годовые отчеты почитали повнимательнее. И на что конкретно и почему выделяются гос субсидии.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль