Машиностроение 
23.10.2017

Формула Когогина: как заработать 3 миллиарда, когда себестоимость больше выручки

КАМАЗ бьет рекорды по выручке благодаря взрывному восстановлению спроса и растущим госсубсидям

КАМАЗ все дальше от кризиса: выручка ПАО выросла на треть до 94,5 млрд рублей, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности. Основные издержки автогиганта отставали по темпам, но все равно превысили эту сумму — ситуацию привычно выправили федеральные субсидии, увеличившиеся на 4,5 млрд рублей. Как растущий экспорт съел дополнительный миллиард и в какие новые долги пришлось влезть заводу из-за стратегических инвестпроектов — в материале «БИЗНЕС Online».

... Сергей Когогин заявлял о намерениях «КАМАЗа» превысить бизнес-план в 36 тыс. грузовиков и выйти в этом году на уровень продаж в 39 тыс. машин. Получится ли это сделать, узнаем уже в следующем году

ВЫРУЧКА ВЫШЛА НА НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАКСИМУМ

Челнинский КАМАЗ, как и другие производители грузовиков, продолжает наверстывать упущенное в прошлые «тощие» годы. Выручка автогиганта за 9 месяцев текущего года выросла на треть до 94,5 млрд рублей, и это новый исторический максимум. Предыдущий, образца «золотого» 2012-го с его 82,1 млрд рублей, был перекрыт сразу на 15%. Рекорд по прибыли обновить не получилось — не хватило десятой доли, зато она взлетела в 10,6 раза и по итогам сентября выросла до 3 миллиардов. В натуральном выражении все выглядит тоже весьма неплохо. По данным компании, КАМАЗ увеличил производство на 15% до 26,5 тыс. машинокомплектов, а также отгрузил дилерам, сервисным центрам и потребителям запчастей на 16,8 млрд рублей, что на 64% больше, чем годом ранее.

Увеличению спроса на коммерческую технику способствовало несколько факторов. Стабилизация курса рубля на приемлемых уровнях позволяет компаниям строить сравнительно долгосрочные планы и обзаводиться дорогостоящей техникой, которая окупит себя за несколько лет. У бизнеса больше нет желания «пересиживать в кеше» неспокойные времена. А снижение стоимости денег (о которой чуть ли не ежемесячно отчитываются крупнейшие банки РФ) позволяет активнее пользоваться кредитными ресурсами. Как известно, цена займа для каждого предприятия рассчитывается сугубо индивидуально, но можно примерно прикинуть динамику, ориентируясь на среднюю максимальную ставку по депозитам в 10 ведущих банках страны. По сравнению с январем – сентябрем 2016 года она упала на 1,7 п. п до 7,7%.

Все это привело к взрывному эффекту на рынке новых грузовых автомобилей в России. В сентябре его объем составил 7,2 тыс. единиц — на 53,9% больше, чем годом ранее, сообщило на днях агентство «Автостат». КАМАЗ остается безоговорочным лидером, на него в прошлом месяце пришлось более 30% от общего объема продаж (в «штуках» это составляет 2,3 тыс. авто — на 35% больше результата годичной давности). Далее с большим отрывом идет немецкий MAN с 639 автомобилями, но тут показателен прирост продаж в 3,4 раза. Еще более впечатляющий рывок, в 5 раз, совершил идущий на третьем месте шведский Volvo (609 авто). В общем, все торопятся «снять пенку»: из Топ-10 участников рынка только белорусский МАЗ сократил продажи на 15%.

Отечественных производителей не оставляет попечением государство, которое по программам лизинга компенсировало 10% стоимости, до 550 тыс. на авто и до 10 млн на покупателя. А со второго полугодия заработала программа «Российский тягач», в рамках которой компенсация увеличена до 12,5%, или 625 тыс. рублей.  Наконец, еще одна увесистая «плюшка» для российских автозаводов — участие в госзаказе. Напрямую КАМАЗ за 9 месяцев подписал подобных контрактов только на 1,14 млрд рублей против 5,5 млрд рублей за весь прошлый год. Напомним, что в 2016 году завод серьезно поддержали «Газпром» (заказы на 900 млн рублей), военно-строительное управление №12 (1,4 млрд рублей), «Росатом» (630 млн рублей). Такого изобилия сегодня не наблюдается, но сравнительно скромная сумма госзаказа самого КАМАЗа не отражает всего спроса со стороны госструктур, приобретающих авто и запчасти у партнеров автогиганта. К примеру, дилер КАМАЗа «РариТЭК» собрал за 2015 - 2017 года заказов на 2,6 млрд рублей, его коллеги из РИАТа – на 750 млн и т. д.

Впрочем, неважно, кому — государству или частнику — КАМАЗ продаст грузовик: компенсацию утильсбора и некоторых других издержек он все равно получит. Общий объем субсидий, полученных за январь – сентябрь, составил 16 млрд рублей — на 4,5 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года. При таком росте продаж это неудивительно.

РАСТУЩИЙ ЭКСПОРТ И ВЫСТАВКА СЪЕЛИ МИЛЛИАРД

Челнинцы обновили еще один рекорд, державшийся последние пять лет. Валовая прибыль ПАО выросла в два с половиной раза до 12,6 млрд рублей. В то же время  сразу на 42%, или миллиард, до 3,5 млрд рублей подросли коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) — таким образом дают знать о себе экспортные поставки. «Рост коммерческих расходов связан в первую очередь с поставками на дальние зарубежные рынки. На этот год как раз пришлись экспортные отправки на Кубу и во Вьетнам. В этом году также прошла выставка Comtrans — это тоже коммерческие расходы. Такая выставка бывает раз в два года, мы традиционно в ней участвуем и выделяем на это серьезные ресурсы», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. Напомним, согласно отчетности по МСФО за первое полугодие, экспортные отгрузки компании выросли на 47% до 8,7 млрд рублей. Локомотивом взлетевшего спроса стали запчасти, поставки которых увеличились вчетверо.

Резонные вопросы у экспертов вызывал рост управленческих расходов в 2016 году до невиданных в истории предприятия 4,25 млрд рублей. Однако теперь они сократились на 5%, или примерно на 200 миллионов. И тут мы подходим к операционной прибыли, которая составила 5,6 млрд рублей против 1,7 млрд рублей убытка годом ранее.

В то же время КАМАЗ основательно закредитовался под свою инвестиционную программу на 2016 - 2020 годы, рассчитанную на 65 млрд рублей. Общая сумма долга за счет увеличения долгосрочных заимствований выросла на 9 млрд до 48 млрд рублей на 30 сентября 2017 года (из них 39 млрд — длинные кредиты). Как пояснил нам Афанасьев, деньги были направлены на финансирование двух стратегических проектов КАМАЗа — разработку и производство нового двигателя, а также строительство завода каркасов кабин. Как следствие, несмотря на относительное удешевление денег в системе, проценты завода к уплате выросли на 515 млн до 3,65 млрд рублей. Частично это удалось компенсировать ростом процентов к получению на 234 млн до 2,03 млрд рублей, однако динамика явно не в пользу КАМАЗа.

Не в пользу крупнейшего производителя грузовых автомобилей России оказался и баланс прочих статей. По итогам 9 месяцев КАМАЗ получил по ним отрицательное сальдо на 691 млн рублей, хотя годом ранее заработал 2,6 млрд рублей. Такой тренд на предприятии, не вдаваясь в подробности, объясняют изменением курса валют. Уточним, что рубль укрепился на 14,5% с 68,2 рубля в январе – сентябре прошлого года до 58,3 рубля за 9 месяцев текущего. Этим, кстати, объясняется относительно слабый рост основных издержек — себестоимость производства у КАМАЗа (97,4 млрд рублей) подросла только на 26%, что на 7 п. п. меньше, чем выручка. Хотя, как бы это странно ни выглядело, себестоимость у завода по-прежнему превышает объем вырученных средств.

Как укрепление рубля сказалось на бизнесе КАМАЗа? С одной стороны, для челнинцев это благо, поскольку удешевляет стоимость многих комплектующих: американских двигателей Cummins или немецких Daimler, немецких коробок передач ZF, той же бельгийской стали и, скажем, адаптированных кабин от Mercedes. В частности, это должно было заметно сказаться на цене того же тягача «5490», ставшего лидером своего сегмента на внутреннем рынке.

... За КАМАЗ играли физический рост объема продаж, снижение стоимости комплектующих и основательный рост полученных субсидий
Фото: kamaz.ru

ИТОГ ДЕСЯТИЛЕТИЯ: СРЕДНЯЯ ПРИБЫЛЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ — 340 МЛН РУБЛЕЙ

Резюмируем: за КАМАЗ играли физический рост объема продаж, снижение стоимости комплектующих, основательный рост полученных субсидий. Против — опережающий рост коммерческих издержек, процентные выплаты и баланс прочих статей. К сожалению, подробностей относительно реализации основных средств или балансу курсовых разниц в бухгалтерском отчете нет. Но из отчетности МСФО за первое полугодие, в частности, следует, что в «прочих» доходах на 1,1 млрд до 500 млн рублей сократилась доля госсубсидий, компенсирующих расходы прошлых периодов. Что ж, КАМАЗу в прошлом году бюджет и впрямь неплохо возмещал былые траты.

Несмотря на хороший рост чистой прибыли, она именно из-за указанных негативных факторов не добрала каких-то 300 млн до «золотого стандарта» 2012 года. Всего же с 2008 по 2017 год на интервале «Январь – сентябрь» КАМАЗ заработал 3,4 млрд рублей, извлекая в среднем 340 млн рублей прибыли за первые три квартала. Суммарная выручка за тот же период составила 688 млрд рублей. То есть за 10 лет автогигант при всей господдержке, включая льготные займы и замораживание легендарного «японского кредита», показал среднюю рентабельность выручки на уровне 0,5%.

Впрочем, у Сергея Когогина есть все шансы улучшить будущую статистику. Ранее гендиректор КАМАЗа заявил о намерениях компании превысить бизнес-план в 36 тыс. грузовиков и выйти в этом году на уровень продаж в 39 тыс. машин. Получится ли это сделать, сколько и за счет чего КАМАЗ заработал за 12 месяцев, а также разделят ли прибыль акционеры, в числе которых сам Когогин с 7-процентным пакетом, или оставят ее большую часть на развитие, мы узнаем уже в следующем году.

Основные экономические показатели ПАО «КАМАЗ»
Наименование показателя9 мес. 20169 мес. 2017Абсолютное изменениеИзменение в %
Выручка, млн руб.71003945242352133.1
Полученные субсидии, млн руб.0113113
Себестоимость, млн руб.77588973631977525.5
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.1.0931.03-0.063-5.7
Полученные субсидии, млн руб.1154815370382233.1
Валовая прибыль/убыток, млн руб.4962126437681154.8
Коммерческие расходы, млн руб.24583480102241.6
Полученные субсидии, млн руб.0490490
Управленческие расходы, млн руб.42484036-212-5
Полученные субсидии, млн руб.3022-8-26.7
Операционная прибыль/убыток, млн руб.-171456397353-429
Доходы от участия в других организациях, млн руб.653573-80-12.3
Проценты к получению, млн руб.1793202723413.1
Проценты к уплате, млн руб.3136365151516.4
Прочие доходы, млн руб.68914378-2513-36.5
Прочие расходы, млн руб.4267507180418.8
Чистая прибыль/убыток, млн руб.27929792700967.7

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.10.2017 09:01

Какая может быть прибыль, если на дотациях? Вот если бы хотя бы самоокупаемость была, вот тогда было бы чем хвалиться!

  • Анонимно
    23.10.2017 08:45

    Почему на благоприятном фоне индексировали зарплату по предприятию на 6%, а в дочке ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ решили не поднимать, кстати уже 3 года, после смены руководства. Олег сможет ответить?

    • Анонимно
      23.10.2017 10:04

      расходы большие вот и не платят рабочим. Все в дело пошло. Денег нет но вы держитесь.

  • Анонимно
    23.10.2017 08:50


    Азат Д

    А если Казань элекоробусы купит, у татарстанского производителя, то ещё больше прибыли будет.



  • Анонимно
    23.10.2017 09:01

    Какая может быть прибыль, если на дотациях? Вот если бы хотя бы самоокупаемость была, вот тогда было бы чем хвалиться!

    • Анонимно
      23.10.2017 09:31

      Дотации получает не завод, а покупатели, так что не возмущайтесь, а радуйтесь. Татарстанский бренд мирового уровня! Не ворчать нужно, а гордиться!

      • Анонимно
        23.10.2017 10:04

        То что дотацию получает покупатель позволяет поднять продажную цену на эту величину. Или законы логики в Татарстане не работают?

        • Анонимно
          23.10.2017 10:44

          если цены подняли, цену подняли, то почему рабочий зарплата говорит, что не подняли. Не логично говорите, товарищъ!

      • Анонимно
        23.10.2017 10:06

        а кто из развитых стран покупает Камазы?

      • Анонимно
        23.10.2017 10:07

        гордиться я хочу своей зарплатой в тысяч 100. А не брендом шмендом.

        • Анонимно
          23.10.2017 10:44

          работай так, чтобы было за что ее тебе платить.

          • Анонимно
            23.10.2017 11:47

            Когогин 24 на 7 работает что у него зарплата десятки миллионов?

            • Анонимно
              23.10.2017 23:50

              Когогин работает так, что иногда удивляешься - а спит ли этот человек хоть когда-то? Все бы так работали, с такой отдачей - страна была бы мировым лидером во всём!

              • Анонимно
                24.10.2017 06:59

                вы это как вычислили? может по публикациям в сми он и работает. но по результатам он большую часть времени на себя работает. из ничего стать владельцем камаза это талант

      • Анонимно
        23.10.2017 22:00

        Какой бренд мирового уровня? Чушь не несите. Бред мирового уровня- это Мерседес, МАН, Вольно, Сканиа, Рено, Ивеко. Если КАМАЗ сможет делать грузовики схожего с ними качества и технического совершенства - то это будет бренд. Мировой. А сейчас это просто обычный грузовик. Не особо пользующийся спросом в мире. А точнее он там никому нафиг не нужен. Хоть он и дешевле всех прочих.

    • Вы правы. Насчитали в нужную сторону. Освоение идёт, а результат, при строгих расчетах на настоящую прибыль, под вопросом. Но статья хитро подбадривает...

  • Анонимно
    23.10.2017 09:05

    Чудеса экономики, здесь мировые экономические законы не работают.

  • Анонимно
    23.10.2017 10:28

    кое кто так завидует Сергею Анатольевичу,аж челюсти сводит,каждую неделю в него кидают,только ... не долетает,а руки испачканы.

  • Анонимно
    23.10.2017 10:31

    То что делает Когогин-феноменально, при огромной горе проблем,Камаз работает и увеличивает обороты,конечно,это не нефтью торговать и не Волгу с Казанкой засыпать ... ,для этого есть удащливые.

    • Анонимно
      23.10.2017 11:50

      дык проблема только одна - качество камазов. Знакомый взял 5490 и пожалел. Говорит лучше б подержанный Man или Scania взял.

  • Анонимно
    23.10.2017 10:35

    что бы найти ответы на вопросы можно заглянуть в ВИКИ, и посмотреть собственников завода. И в каких они странах.

  • Анонимно
    23.10.2017 10:50

    На последней выставке в Москве ребята что демонстрировали новый КАМАЗ с перспективной кабиной смеясь рассказали что его чуть ли скотче часть узлов примотали, чтобы до стенда дотащить. Только пыль в глаза публике..

  • Анонимно
    23.10.2017 10:55

    1. жоржик. Ни чо, ребята, Вы не понимаете в экономике - главное бабки делать, которые раньше хранили в офшоре, то есть ТАМ ЧУЖИЕ дяди и тёти шефу делали прибыль, а не он сам.. тут, а теперь то надо тут..
    2. А почему? А что бы было, если бы не было энтих 4, 5 млрд.рэ?
    3. в п... (ж.. тут нельзя) был бы кто то - всё ж выше сказано про прибыль и себестоимость - вопрос то поставлен исторически- как превышение себестоимости над продажной ценой перекрыть?
    4. классически через:
    4.1. кредиты, которые потом списывают дяди и тёти, которые в теме, так скажем;
    4.2. дотации, которые так же дают вышеозначенные тёти и дяди, которые в теме;
    4.3. увеличение стоимости изделия, который тут не прокатывает, так скажем -КАМАЗ, не смотря на наличие статуса друга, кого то там, не монополист на так называемом рынке;
    4.4. ну и самый простой, НО НЕПОДЪЁМНЫЙ, а именно вот сало в голове РЕЗУЛЬТАТЫ выборов устраивать есть - дурное дело, так скажем, не хитрое, а перекрыть превышение за счёт СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ за счёт повышения ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА (прошу не путать с ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ТРУДА, мой тёзка это видимо позабывал), при одновременном ПОДНЯТИИ ЗАРПЛАТ ДО ПРИЕМЛЕМОГО ДЛЯ НАШЕГО ТАТАРСТАНА уровня;
    5. вот собственно и всё, кроме того, что надо бы ввести в состав правления данной компании (моно сказать бы гопкомпании, но это не надо) китайцев, раз уж они решили монополизировать поставку движков;
    6. по п.5 в данном случае "ЛОКАЛИЗАЦИЯ" переводиться на русский язык именно как "МОНОПОЛИЗАЦИЯ"....

  • Анонимно
    23.10.2017 12:31

    На фоне того, что нормальная импортная техника сейчас стоит больших денег, распиаривают камаз как могут.

  • Анонимно
    23.10.2017 13:52

    Не стыдно за счёт поддержки жить?

  • Анонимно
    24.10.2017 07:02

    Это мировой тренд - операционная деятельность убыточна почти у всех автоконцернов.
    Прибыль появляется на рынке акций.

    • Анонимно
      25.10.2017 06:49

      ты что наслушался "финансовых аналитиков" в форекса?
      прибыл она есть или ее нет. а "рынок" акций это мировое казино для лохов

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже