Культура 
19.04.2018

«Мы думаем, что татарский язык у живущих в Башкортостане татар сохранится»

Закрытие фестиваля «Дуслык күпере»: спринтер Василь Шайхразиев, «казах» Айдар Галимов и хедлайнер Элвин Грей

Сразу в 11 российских городах проложили музыкальный «Мост дружбы» продюсеры Рифат Фаттахов и Айдар Шайдуллин. Они организовали первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады, завершившийся накануне в казанской «Пирамиде». По ходу четырехчасового шоу «БИЗНЕС Online» узнал о том, станет ли фест ежегодным, чем татарская песня отличается от башкирской и кто из артистов вышел на сцену в костюме волка.

Рифат Фаттахов организовал первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады, завершившийся накануне в казанской «Пирамиде» Рифат Фаттахов организовал первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады, завершившийся накануне в казанской «Пирамиде»

КАК ФАРИД МУХАМЕТШИН СМЕНИЛ РУСТАМА МИННИХАНОВА

Приедут ли на концерт-открытие первого всероссийского фестиваля татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере» («Мост дружбы») руководители самих республик? Такой вопрос мучил многих 7 апреля в Кремлевском дворце в Москве, но тогда ни президент Татарстана Рустам Минниханов, ни глава Башкортостана Рустэм Хамитов на сцене одной из главных площадок российской столицы замечены не были. Но организаторы до последнего надеялись, что Минниханов станет гостем закрытия феста, которое состоялось вчера вечером в казанской «Пирамиде». То, что ждут очень важную персону, было понятно по полицейским, следящим за порядком при въезде на стоянку культурно-развлекательного центра. Однако их было не так много, и опытный журналистский глаз сразу мог заметить: кто-то из первых лиц Татарстана приедет, но не президент. В итоге гостем №1 на «Дуслык күпере» стал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, которого вышли встречать на улицу шеф «Моста дружбы», директор фонда имени Вагапова Рифат Фаттахов и депутат республиканского парламента Разиль Валеев. Кстати, часа через полтора после начала самого концерта корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем такой сцены — по лестнице в фойе буквально вприпрыжку в VIP-ложу направлялся опоздавший вице-премьер РТ, глава «Милли шура» Василь Шайхразиев.

Пока за кулисами артисты готовились к выступлению, «БИЗНЕС Online» обнаружил в одной из гримерок настоящее скопление живых легенд татаро-башкирской эстрады — Фидана Гафарова, Айдара Галимова, Ильгама Валиева, ИлСафа. Далее последовал шуточный вопрос-обращение ко всем исполнителям о том, кто кем себя считает — татарином или башкиром? Ответил за всех Галимов: «Я — казах, родился в Казахстане, может быть, я казахское дитя, но для меня оба народа близки — и башкиры, и татары». По мнению депутата башкирского курултая фестиваль оправдал свое название. «Нас так хорошо встречали по всей России, аплодировали стоя. Зритель, забыв, кто татарин, а кто башкир, тепло принимал артистов. Нам теперь нужно быть вместе, особенно сейчас, когда идет давление на татарский и башкирский языки», — сказал Галимов. А на реплику ИлСафа о том, что фестиваль превзошел все ожидания, добавил, что, дескать, поначалу многие скептически отнеслись к идее его проведения, но реальность показала, что они ошибались.

Мухаметшин назвал фестиваль, прошедший в 11 городах России, большим успехом в деле сближении двух народов, и вновь напомнил важность сохранения родных языков Мухаметшин назвал фестиваль, прошедший в 11 городах России, большим успехом в деле сближения двух народов и вновь напомнил важность сохранения родных языков

МУХАМЕТШИН: «ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ — СМОЖЕМ СЕБЯ СОХРАНИТЬ, ОСТАВИТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК НАШИМ ДЕТЯМ»

Начался концерт с гимна фестиваля. Ведущие Гульназ Сафарова и Фирдат Галиев объявили, что автор его текста — выросший в Башкортостане народный поэт Татарстана Роберт Миннулин, а музыка написана Эльмиром Низамовым. Далее слово было предоставлено представителям парламентов двух республик. Мухаметшин  в своем спиче предавался воспоминаниям, как раньше проходили дни Татарстана в Уфе и Башкортостана — в Казани, потом отношения как-то охладились, а «Дуслык күпере» возродил красивую традицию — было решено, что «Мост дружбы» теперь будет проходить ежегодно. «Мы заняты в наших республиках вопросами сохранения родного языка, культуры, обычаев. Это волнует и татар, и башкир, и представителей других национальностей. Если мы будем вместе — сможем себя сохранить, оставить родной язык нашим детям. Это наша задача. Я договорился со своим коллегой Толкачевым (Константин Толкачев — председатель Государственного Собрания — курултая Республики Башкортостан — прим. ред.), что будем сближать наши народы», — сообщил руководитель татарстанского парламента. Затем на сцену пригласили  народного артиста России Гафарова и лишь после того, как он спел две песни, к зрителям обратилась заместитель председателя курултая РБ Юмабика Ильясова. Она зачитала обращение главы Башкортостана Хамитова. Интересная деталь: если в Кремлевском дворце такое же приветственное письмо было озвучено по-русски, то в Казани оно звучало на башкирском языке. 

Далее для журналистов организовали пресс-подход, на котором Мухаметшин назвал фестиваль, прошедший в 11 городах России, большим успехом в деле сближения двух народов и вновь напомнил важность сохранения родных языков. Как в Татарстане ведется эта работа, нам известно, поэтому корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил госпожу Ильясову рассказать о башкирском опыте. «Глава Башкортостана велел подготовить программу по сохранению не только государственного языка республики — башкирского, но и родных языков народов, проживающих в нашей республике. Она уже готова, хотя будут финансовые затраты, поэтому мы думаем, что башкирский язык, так же, как и татарский у живущих в Башкортостане татар, сохранится. Я соглашусь с Фаридом Хайрулловичем, сказавшим, что каждый родной язык, сохраняя свою особенность, укрепляет языки друг друга», — таким был ответ парламентария из РБ.

Тем временем концерт продолжался, на сцену попеременно выходили артисты, которые исполняли песни не только на родном языке. Так, оперный тенор Валиев спел по-башкирски и по-итальянски. Галимов же хоть и не показал мастерство исполнения на казахском языке, но удачно исполнил башкирскую песню.

Как всегда аплодисментами встречали Хамдуну Тимергалиеву, которая теперь известна молодежи и как блогер «Хамднюша», рьяно борющаяся с фонограммой на сцене Как всегда аплодисментами встречали Хамдуну Тимергалиеву, которая теперь известна молодежи и как блогер «Хамднюша», рьяно борющаяся с фонограммой на сцене

«В БАШКИРСКИХ ПЕСНЯХ СЛЫШНЫ ГОЛОСА СТЕПЕЙ, ЗВУК КУРАЯ, ОНИ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ»

Как всегда, аплодисментами встречали Хамдуну Тимергалиеву, которая теперь известна молодежи и как блогер «Хамднюша», рьяно борющаяся с фонограммой на сцене. На вопросы «БИЗНЕС Online» артистка сумела ответить, лишь хорошенько отдышавшись после своего выступления: «Меня за то, что веду блог, некоторые называют обезьяной, ну и пусть так зовут — значит, я из рода обезьян. Но мы живем лишь раз, поэтому должны радовать свой народ естественным голосом. Народ приходит слушать живого артиста, а не его записанный голос. На „Дуслык күпере“ было очень мало тех, кто пел не своим голосом».

У артистов мы также интересовались: отличается ли татарский моң от башкирского? Большинство разницы не видит, лишь Халида Бигичева с восхищением констатировала: башкирский — он особенный. «В башкирских песнях слышны голоса степей, звук курая, они более глубокие», — заметила певица. Среди участников концерта было много и представителей татарского субэтноса — мишар: Ильсия Бадретдинова, ИлСаф и другие, в том числе сама Бигичева. Но с предложением нашего корреспондента теперь провести и мишарский песенный фестиваль она не согласна: «Такого понятия, как мишарская песня, нет — мы поем татарские, башкирские песни, просто со своим акцентом».

Молодежь с нетерпением ждала Элвина Грея, которого организаторы оставили на самый конец немного затянувшегося 4-часового песенного марафона Молодежь с нетерпением ждала Элвина Грея, которого организаторы оставили на самый конец немного затянувшегося четырехчасового песенного марафона

Вот и певица Айгуль Сагинбаева рассказала, что для нее переход с одного языка на другой не вызывает никаких проблем. «Я училась на башкирском языке, экзамены на нем сдавала. Когда приехала в Казань поступать в вуз, то многие говорили: „А сможет ли она учиться по-татарски?“ Тогда я дала себе слово, что освою, стала читать литературу. Хвала Аллаху сейчас чисто разговариваю», — рассказывала Сагинбаева «БИЗНЕС Online» на действительно чистом языке великого Тукая. Что интересно: наблюдая за выступлениями большинства артистов, действительно сразу и не поймешь, кто он или она по национальности — похожие стиль и мелодии, тот же моң. Среди исключений, пожалуй, был Ильнур Хайруллин из Уфы: в костюме волка он играл на курае, кубызе, из его уст лилась мелодия той самой степи — в общем, настоящий башкир. Молодежь же с нетерпением ждала Элвина Грея, которого организаторы оставили на самый конец немного затянувшегося четырехчасового песенного марафона.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.04.2018 08:44

Разве это умные слова :" Я казах, потому что я родился в Казахстане"? Нет , не защитят они родной народ. Заигрывание с публикой в раже эйфории не способствует интеллекту.

  • Анонимно
    19.04.2018 08:44

    Разве это умные слова :" Я казах, потому что я родился в Казахстане"? Нет , не защитят они родной народ. Заигрывание с публикой в раже эйфории не способствует интеллекту.

    • Анонимно
      19.04.2018 09:33

      Никто так не разделил татар и башкир, как сами же татары. Особенно в Татарстане. Помню как в 2002 году один татарин из Белебея, директор школы, татарской, жаловался Путину на башкир. В присутствии Рахимова, Шаймиева, Матвиенко и Кириенко. С какой усмешкой слушали всё это Валентина Ивановна и Сергей Владиленович. Как же стыдно было всё это видеть . Особенно когда этот директор школы начал жаловаться на то, как далеко они живут от Татарстана, как трудно им общаться с Татарстаном. В 10 км от административной границы Татарстана.
      Примерно в это же время, через года 2-3 , когда разбился самолёт башкирский, кажется в Европе, некоторые деятели татарские вообще исходили желчью. Стыдно и неприятно.

      • Анонимно
        19.04.2018 14:17

        Бакортостанда яшәүче татарлар!
        Әгәр дә сез яшәгән җирдә татар мәктәбе юк икән, балаларыгызны башкорт мәктәбенә бирегез. Без бер халык.

        Башкортча укымыйм дип урыслашу юлына басмагыз.

      • Анонимно
        19.04.2018 14:19

        Татар һәм башкорт алфавитларын якынайтырга кирәк. Бер-беребезне аңлап сөйләшәбез, ә рәхәтләнеп укый алмыйбыз.

        • Анонимно
          19.04.2018 18:34

          14-19 Әйдәгез бөтенебез дә башкорт алфавитына күчик .Аралар үзңеннән үзе якынаер. Рэхәтләнеп Кәҗә белән Сарык әкиятен укырбыз бергәләшеп , башкортча.

          • Анонимно
            20.04.2018 11:18

            18.34. Дөрес. Башкорт алфавитында татар алфавитында җитмәгән бөтен хәрефләр дә бар.

    • Анонимно
      19.04.2018 14:10

      8.44. А. Галимов прав.
      По мнению известного русского этнолога Рыбакова (19 век) башкиры - это татары, испытавшие сильное влияние казахов.
      Т.е. башкиры и татары - один народ, очень близкие к казахам.

    • Анонимно
      19.04.2018 14:11

      Казахи, башкиры - часть золотоордынских татар (Дешт-Кипчака).

    • Анонимно
      19.04.2018 14:12

      Башкирский язык ближе к историческому золотоордынскому татарскому языку чем соврем. татарский язык.

    • Анонимно
      19.04.2018 14:13

      И национальная одежда у башкир - золотоордынская.

      • Анонимно
        19.04.2018 18:23

        автор от 14-13 Вот вы написали , что одежда у башкир золотоордынская. Вопрос. Откуда у вас информация какая была одежда у золотоордынцев.Из каких источников.Или написали от того , что другие что то тоже пишут.Лишь бы написать.

        • Анонимно
          20.04.2018 11:21

          18.23. Марко Поло и др. путешеств. описывали одежду золотоордынцев: шапка-треух-малахай, длин. верх одежда...

      • Анонимно
        19.04.2018 21:42

        Башкирский костюм придумали в советское время,когда башкирский танец ставили

        • Анонимно
          20.04.2018 11:25

          Когда Татарский обком не утвердил для татар золотоордынскую нац. одежду этот проект разработчиком был предложен башкирам.

          За татарскую нац. одежду принят костюм шакирдов 19 века: каляпуш, комзол.

    • Анонимно
      19.04.2018 14:14

      В историческом плане, башкиры ближе к золотоордынским татарам.

  • Анонимно
    19.04.2018 08:57

    А корресподент умный чтоль,давайте проведем мишерский концерт.Я сам татар-мишер,у нас нация одна-татары.

  • Анонимно
    19.04.2018 09:22

    Есть казанские татары, есть мишарские татары, есть уфимские татары, есть сибирские татары, есть крымские татары, но мы все татары.

    • Анонимно
      19.04.2018 09:45

      Есть крымские татары - но они не татары. Они ближе к туркам.

      • Анонимно
        19.04.2018 11:18

        Что за глупость, крымские не татары? Они самые настоящие татары!

      • Анонимно
        19.04.2018 14:34

        После присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств (16 век) в Московскую Русь Крымкое ханство 200 лет (до 18 века) побыла в составе Османской империи. Вот и появилось отличие от других татар.

        До этого у крымских татар особых отличий от других татар не было. Значительное время крымские татары правили Казанским ханством.
        Назиф М.

        • Анонимно
          19.04.2018 14:59

          Назиф М !! Но почему же сами татары Крымские не признают родство с татарами Казанскими?????

          • М.К.
            20.04.2018 03:13

            Причина очевидна.

          • Анонимно
            20.04.2018 11:34

            14.59. Если по аналогии З.Орду считать татарским СССР, то Крымское ханство - это татарская Украина. И причины примерно те же, которыми объясняется самостийность Крымского ханства.
            Всё повторяется по спирали развития.

          • Анонимно
            20.04.2018 11:36

            Даже названия КРЫмское ханство и уКРАина имеют один корень.

          • Анонимно
            20.04.2018 11:37

            Территория Крымского ханства - это не только Таврический полуостров (называемый теперь Крымом), а половина терр. Украины.

          • Анонимно
            20.04.2018 12:14

            Главная причина нежелания части крымских татар интегрироваться с российскими татарами - недовольство нац. политикой, внутр. политикой, проводимой в РФ.
            Они не хотят оказаться в положении российских татар.

    • Анонимно
      19.04.2018 09:46

      Нужно укреплять башкирский язык.
      Большая татарская община Башкортостана должна изучать государственный башкирский язык.

    • Анонимно
      19.04.2018 10:58

      Не путайте мишар и казанлы...

    • Анонимно
      19.04.2018 14:28

      Предлагаю классификацию татар по их государствам при вхождении в Московскую Русь: западные татары-мишары (Мещерского юрта, Большой Орды, Касимовского ханства), казанские, астраханские, сибирские, ногайские (в т.ч. башкиры), крымские.

      Не надо татар классифицировать по существующему административному делению РФ: нижегородские, мордовские, уфимские... - это просто татарские землячества.
      Назиф М.

      • Анонимно
        19.04.2018 15:04

        Назиф М . Не было в то время западных татар-мишар. А были МЕЩЕРЯКИ. Это то хоть знать надо.

        • Анонимно
          20.04.2018 12:16

          15.04. Речь о современных названиях этнических групп татар.
          Уже пользуемся названием "мишары".

  • Анонимно
    19.04.2018 11:00

    А Хамдуна Саитгалиевна МОЛОДЕЦ!!!
    Несмотря на свой преклонный возраст,всегда поет без фанеры,всегда живой голос.Низкий поклон и уважение к Вам!!!

    • Анонимно
      19.04.2018 14:35

      11.00. Женщине о возрасте не упоминают.
      Тем более анонимно.

  • Анонимно
    19.04.2018 12:09

    Если бы татарские слова по башкирский не те же были бы, то я поняла и констатировала бы, что есть башкирский язык. Ну нет его, есть башкирский диалект татарского языка. Кому-то надо было разделить народ, и постепенно привести к вражде.

    • Анонимно
      19.04.2018 13:05

      «Ну нет его, есть башкирский диалект татарского языка»

      Значит тогда будете учить государственный "башкирский диалект татарского языка" :)

    • Анонимно
      19.04.2018 13:13

      У татар/булгар? выхода не было после того, как стали сунитами в 14 в, как адаптироваться к кипчакскому диалекту - муллу слушать и слушаться надо. На каком они говорили до прихода в эти широты данных, скорее всего, не осталось.
      А башкиры и до принятия Ислама говорили на кипчакском.

    • Анонимно
      19.04.2018 14:38

      12.09. Разделили 1917-20 годы. Был общий литературный татарский (средневолжский тюркский) язык. Потом появились соврем. татарский и башкирский языки.
      Произошло, можно сказать, разделение народа.

      • Анонимно
        19.04.2018 17:31

        14-38 Это их каким образом отучили от родных языков ? Прошу уточнений.

        • Анонимно
          20.04.2018 12:19

          17.31. Был сформирован башкирский литературный язык, отдельный от татарского.
          Татарский язык был сформирован на базе заказанского и западного (мишарского) диалектов.

  • Анонимно
    19.04.2018 13:24

    Неужели так важно было сообщение о том, что Шайхразиев вприпрыжку бежал. Это к мосту Дружбы имеет отношение?

    • Анонимно
      19.04.2018 15:56

      Это же надо суметь углядеть!!! Зоркий сокол прям!
      Только что он делал в фойе?

      • Анонимно
        19.04.2018 16:36

        Зоркий сокол искал людей в фойе, которые бы знали, как зовут "народного артиста России Гафарова"
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/379434#30
        ДА видать не нашёл, хоть и полтора часа прошла сначала концерта. Так и быть поделюсь- Фидан Сафич Гафаров -актёр, певец, народный артист РСФСР и народный артист Башкирской АССР и Республики Татарстан . В октябре прошлого года был юбилей-70 яшь!

        Оригинал материала: https://ufa1.ru/text/gorod/353334645280768.html

  • Анонимно
    19.04.2018 13:56

    Башкир ещё совсем недавно называли иштяками.

  • Анонимно
    19.04.2018 14:19



    Ф.Ш.Хузин , доктор исторических наук «Болгар иле hэм анын шэhэрлэре» - «Страна Булгария и ее города» Казань 2005г. Стр. 224: «… Гомумэн XII-XIV гасырда Дэште Кыпчакта яшэгэн халыкларнын hэр берсе археологиядэ якты эз калдырган. Э менэ конкрет татарларнын эзлэрен таба алмыйлар эле. Шулай икэн. Алтын Урда ничек татар дэулэте булсын ди инде ?».
    «… в XII-XIV веках живший в Дэшти Кипчак каждый народ оставилсвой яркий след.
    А вот конкретно следов татар не находят. После всего этого можно ли утверждать что Золотая Орда была татарским государством?»​ Член-корреспондент Академии наук Республики ТатарстанХузин Фаяз Шарипович
    Родился в 1951 г. Член-корреспондент АН РТ (2004), доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. И.о. зам. директора Института археологии им. А.Х.Халикова АН РТ



    C.Х. Алишев, доктор исторических наук «История Казанского ханства» Казань -2003г. стр.12 : «На территории Золотой Орды народ с именем "татары "не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки(татарские) и другие свидетельства отсутствуют»​
    Али́шев Саля́м Хаты́пович (20 мартаnbsp;1929 Щербень ТАССР ;— 23 июняnbsp;2015 Казань — советский и российский историк специалист по истории татар
    доктор исторических наук с 1990 годаГлавный научный сотрудник ;отдела средневековой истории Института истории имени Шигабутдина Марджани ;Академии наук Республики Татарстан с 1998 года[4]

    На основной территории Золотой Орды сохранились казахский , ногайский , узбекский каракалпакский ЯЗЫКИ , но НЕ КАЗАНСКО-ТАТАРСКИЙ И НЕ МИШАРСКИЙ ДИАЛЕКТ.

    • Анонимно
      19.04.2018 15:13

      14.19. Хузин и Алишев (сознательно) путают древних (до золотоордынских) татар с татарами золотоордынцами.
      Между ними нет прямых этнических, даже политических связей.

      Современные татары - местные тюркские народы Западного Тюркского каганата (булгары, хазары, половцы-кипчаки...), получившие с 13 века в составе Золотой Орды общий политоним "татары", который постепенно стал этнонимом.
      Назиф М.

      • Анонимно
        19.04.2018 15:48

        Назиф М ! Это ваше мнение . Вы разве не читали до этого страницы Б . О.? Гди многие читатели гордились , тем , что являются потомками Чингиз Хана. Таких как вы свои же татары называли Булгаристами. И приводили сотни фактов, являются сынами Великого поработителя народов.

        • Анонимно
          20.04.2018 12:23

          15.48. Состарить историю народа, связать происхождение с великими людьми - обычное дело у историков.
          На этническое наследие Чингисхана претендуют десятки народов.

          • Анонимно
            20.04.2018 13:06

            По потомкам Чингисхана оставим в покое китайцев, чагатаевцев, хулагидов. Рассмотрим только обсуждаемые в комментах народы: татар, башкир, казахов, русских.
            По доле чингизидов впереди казахи, затем башкиры, татары, русские.
            По абсолютному количеству впереди русские, затем казахи, татары, башкиры.

          • Анонимно
            20.04.2018 13:09

            Элита татар,чингизиды начали переходить на службу в Московскую Русь с 14 века, массовый переход состоялся в 16-18 веках.

        • Анонимно
          20.04.2018 12:26

          15.48. Главный фактор идентификации этноса - язык. Основными предками современных татар я считаю кипчаков-половцев.
          Назиф М.

      • Анонимно
        19.04.2018 20:34

        Назиф М !!! У вас есть знания по Истории , раз опровергаете Докторов наук?

        • Анонимно
          20.04.2018 12:27

          20.34. К сожалению, среди докторов наук много догматиков.

          • Анонимно
            20.04.2018 13:12

            Многие сегодняшние доктора защитили кандидатскую в советское время по булгаризму, истории ТАССР и теперь не могут выйти за эти рамки.

            Трудно отказываться от самого себя.

  • Анонимно
    19.04.2018 14:41

    Татарстан һәм Башкортостан җитәкчеләре республикаларның милли дәүләт телләре турында берни әйтмәделәр.

  • Анонимно
    19.04.2018 16:36

    На территории Башкирии проживают больше 50% татар особенно в северной части, но этот факт официально почему-то замалчивают /перепись за последние 20-30 лет можно не считать-это миф\

  • Анонимно
    19.04.2018 17:28

    На территории Башкирии и Оренбургской области и в Юго- Восточных и районах Татарстана эти татары появились ПОСЛЕ взятия Казани Иваном Грозным . Эти татары , как вы их называете , переселившиеся МИШАРЫ., указом Ивана Грозного . Все эти села , деревни основаны позже 16 века. И о каких 50 % татар вы речь ведете ??

  • Анонимно
    19.04.2018 20:58

    фактты говорят что Башкортостан вырастил выдающих татарских деятелей искуства и культуры
    Башкортостан это заповедник татарской культуры
    Татарстан ,особенно Казань с геметрической прогрессией стремиться к руссификации,Башкортостан являеться спасительной соломкой для татарской нации

    • М.К.
      20.04.2018 03:15

      Факт, что в Казани много проржавевших

    • Анонимно
      21.04.2018 09:32

      У казанских татар очень низкая пассионарность, очень слабое сопротивление к ассимиляции.

      Татары, переезжающие в Казань из других регионов для сохранения попадаются под ускоренную русификацию. Пародокс.

  • Анонимно
    19.04.2018 22:25

    Сирин. Вообще то, башкиры и татары – это один народ, искусственно разделенный в интересах имперской политики России. Раньше башкортами называли жителей предгорий Урала, которые занимались бортничеством - добыванием меда диких лесных пчел. Слово башкорт дословно переводится как глава пчел – управляющий пчелами, пчеловод. Знаменитый настоящий башкирский мед, который всегда в цене - это мед диких, лесных пчел. После потери татарами своего государства название башкорт (башкир) было навязано проводниками российской колониальной политики - «разделяй и властвуй» татарам, проживающим в восточной части региона «Идел-Урал».

    • Анонимно
      20.04.2018 11:00

      //башкиры и татары – это один народ//

      А что же башкиры в 1552г. приехали к Ивану Грозному под Казань со словами поддержки?

      • Анонимно
        20.04.2018 12:30

        11.00. По той же причине, что во взятии Казани участвовали много татар.

  • Анонимно
    20.04.2018 00:51

    Если читать о кипчаках, то татары, вообще, не упоминаются. Упоминаются татары, если читать о монголах.

    • Анонимно
      20.04.2018 11:33

      Если читать о Волжской Булгарии, то татары, тоже, не упоминаются.

      • Анонимно
        20.04.2018 13:16

        11.33. Булгары ушли из Тюркского каганата в 7 веке, а политоним татары пришёл на Поволжье только в 13 веке. к этому времени Булгарская история закончилась.

        • Анонимно
          21.04.2018 06:02

          Ничего не напутали? Булгария упорно, сопротивлялась монголам и пала не сразу, с третьего раза, кажется.

          • Анонимно
            21.04.2018 09:28

            6.02. Всё верно.
            В 13 веке под (упорным?, три раза) сопротивлением натиску зарождающейся З. Орде закончилась булгарская история.
            В лоне З. Орды началось формирование Казанского ханства. Ничего не напутали.

  • Анонимно
    20.04.2018 12:34

    00.51. Не путайте древних татар - соседей халха-монголов и китайцев с современными татарами, сформировавшимися в З.Орде из местных тюркских народов Тюркского каганата.

    Этноним татар и этнос современных татар - каждый имет свою историю.

    • Анонимно
      20.04.2018 13:28

      Роль татар в Золотой Орде - сплошные дискуссии без доказательств.

      • Анонимно
        20.04.2018 13:50

        13.28. Вы о чём? Такую тему никто не поднимал.

        • Анонимно
          20.04.2018 15:01

          Татарские династии имеются ввиду.

          • Анонимно
            20.04.2018 16:02

            Откуда династим быть? Этнос состоялся только в 20веке, 1920год, благодаря большевикам, Сталину.

          • Анонимно
            21.04.2018 09:21

            15.01. Точнее, надо гоорить о тюрко-татарских династиях.

      • Анонимно
        20.04.2018 13:50

        13.28. Абракадабра.
        Спросите о роли русских в России. Тоже запутаетесь.

  • Анонимно
    20.04.2018 22:13

    Мин бик гаҗәпләнәм. Милләтләрне аеру, тикшерү, хурлау китте. Әйдәгез туктатыйк бу хикмәтне. Бер илдә, бер дөүләттә яшибез. Горур булыйк, дус булыйк! Без бит СССРдан, Россиядән.

    • Анонимно
      21.04.2018 10:31

      О чем Вы говорите. Наши народы ведут свои родословные из глубины веков и СССР и Россия только малая часть истории в жизни народов. По большому татары и башкиры один народ, а языковые диалекты есть у всех народов, т.к. если посмотреть в глубину веков все народы называемые немцами, англичанами, русскими, татарами состоят из разных родов и ныне объединенных в одну большую нацию под одним названием. Мы татары тоже состоим из разных родов. племен: булгары, мишары, кипчаки-половцы, типтяри и у каждого народа был свой диалект. До сих пор разделяют казанлю от мишар произношением слова жыр (песня), так говорят казанлы, а мишары и типтяры говорят йер. У меня отец мишар, а мама типтяр и говорили йер

  • Анонимно
    23.04.2018 21:56

    Всюду дела так себе. То школьники режутся, то пожары... А в Башкирии около 2-х миллионов бесправных татар. Нет чтобы им вернули право на образование на татарском, филармонию, как у башкир, радио-телевидение, нет, они, энти чиновники, не умеючие даже управляться тремя курицами, взялись исправлять межнациональную грызню в РБ. Кого они привлекли к этой работе? Айдара Галимова, который про национальность мог бы говорить что угодно. Это вообще просто делатель денег. Бесправные татары ему, да и всем устроителям этого дешевого тамашы - нипочем.
    Артисты, скажем, просто весело время проводили, чиновники наподобие Шайхразиева, тоже самое. Им велели, они и сделали. Команду выполнять они могут. Но не более. Это просто роботы. К сожалению, включая и многих артистов. Они деградировали. Им народ на фик не нужен. Им нужны только лишь деньги...

  • Анонимно
    24.04.2018 07:29

    До сих пор разделяют казанлю от мишар произношением слова жыр (песня), так говорят казанлы, а мишары и типтяры говорят йер. У меня отец мишар, а мама типтяр и говорили йер
    =======================================
    Люди не особо разбираются и в истории, и в политике... Чтобы устаканить эти разноголосицы, есть среди нас и довольно продвинутые, скажем, и доктора наук, и кандидаты. Но они, наверное, считают для себя ниже своего достоинства разбираться в этих дрязгах.
    А дрязги появляются в основном особыми людьми, специалистами высокого полета в этих делах: дугины-тишковы, да ученики разные, и устроенные на работу специально для раздрая между татарами и башкирами.
    С другой стороны, союзниками этих преступных элементов являются башисты, которым на руку такие разглагольствования и раздраи.
    А татары Татарстана, полусонные. И для башистов это вообще никто, ниоткуда, да и не куда. А вы массово клюете на их придумки.

  • Анонимно
    19.09.2018 18:16

    хоть бы кто из ученых мужей написал кратко и обоснованно,кто такие татары _тептяры и есть ли такие,с мишарами более менее понятно,мещяряки крещеные стали русской мордвой ,а мещеряки ,принявшие ислам мишарами-татарами.из языка это видно тютяй-тетя и тд см у прф Баязитовой,а о тептярах очень мало пишут,только то ,что эта подгруппа исключена в 20-ые гг и вроде бы их нет или это переселенцы разных национальностей всетаки .а не татары вовсе?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль