Культура 
9.04.2018

«Дуслык күпере» в Кремле: «По четным дням я татарин, по нечетным – башкир»

Объединит ли два братских народа общий музыкальный моң?

С большого концерта в Кремлевском дворце стартовал в минувшие выходные первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере», призванный объединить два братских народа. О том, что такие попытки уже предпринимались в далеком 1976-м и в середине 1990-х, рассказали за кулисами корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хамдуна Тимергалиева и Ильгам Валиев. Почему артистам пришлось петь под фонограмму и встретились ли главы двух республик на одной сцене — в нашем репортаже.

С большого концерта в Кремлевском дворце стартовал в минувшие выходные первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере» С большого концерта в Кремлевском дворце стартовал в минувшие выходные первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере»

«РАЗНИЦА В ПРОИЗНОШЕНИИ ТРЕХ БУКВ ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ РАЗНЫЕ НАРОДЫ»

Первый всероссийский фестиваль «Дуслык күпере», что открылся большим концертом на сцене столичного Кремлевского дворца в минувшие выходные, с самого начала сопровождали две интриги. Первая: будут петь артисты под фонограмму или живьем? Вторая: встретятся ли на сцене главы Татарстана и Башкортостана, объединить народы которых и призван этот фестиваль? «Официально они редко встречаются. Может, песня их сможет объединить?» — вопрошали на пресс-конференции, посвященной фестивалю, журналисты. Чуда не случилось — ни в первом, ни во втором случае. И Рустам Минниханов, и Рустэм Хамитов поприветствовали гостей фестиваля, но через руководителей своих представительств в Москве — Равиля Ахметшина и Ришата Халикова. Причем и публика это заметила, а кого-то это даже покоробило: если приветственные слова президента Татарстана прозвучали на татарском языке, то главы Башкортостана — на русском. Что касается исполнения песен артистами, то использование фонограммы было обусловлено тем, что в зале шли телевизионные съемки и требовался качественный звук.

В общем, фестиваль «Дуслык купере» прошел в добрых традициях татарской и башкирской эстрады. Впрочем, не все артисты были согласны с такой позицией организаторов фестиваля. Больше всего сопротивлялась исполнению своей песни под фонограмму народная артистка Татарстана Хамдуна Тимергалиева  как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», ее пришлось уговаривать дольше всех. Ранее, буквально за несколько часов до концерта, в беседе с корреспондентом нашей газеты она говорила: «Наша профессия — это служить народу. И мы должны следовать этому принципу. Наш народ — трудолюбивый народ, и на концерт они приходят, чтобы отдохнуть, поэтому мы не имеем права их обманывать». К слову, во время репетиций Тимергалиева разгуливала по залам Кремлевского дворца в толстовке с логотипом своего блога «Хамднюша»

Во время репетиций Хамдуна Тимергалиева разгуливала по залам Кремлевского дворца в толстовке с логотипом своего блога «Хамднюша» Во время репетиций Хамдуна Тимергалиева разгуливала по залам Кремлевского дворца в толстовке с логотипом своего блога «Хамднюша»

Что касается самого фестиваля, то, по словам народной артистки Татарстана и модного блогера, это долгожданное событие. «Еще в 1976 года татарские и башкирские артисты давали общие концерты в Москве, Казани, Уфе. Но времена изменились и концерты эти тоже прекратились. Это первая встреча татарских и башкирских артистов. Наши народы истомились в ожидании такого концерта. Татар и башкир не только песня, но и кровь объединяет! Я сама родилась и выросла в Башкортостане, живу в Татарстане. Для меня нет разницы — Татарстан или Башкортостан, для меня обе республики близки. Мы — родные народы. Разница в произношении трех букв еще не значит то, что мы разные народы. Два родных народа настолько переплелись — татары и башкиры влюбляются друг в друга, женятся, создают семьи», — отметила она.

К слову, в свое время в Башкортостане проводился фестиваль «Дуслык моңы» («Музыка дружбы»), в середине 1990-х участник нынешнего фестиваля, известный оперный тенор, обладатель «Золотой маски», заслуженный артист Татарстана Ильгам Валиев завоевал гран-при. Сам Валиев так вспоминал об этом в беседе с «БИЗНЕС Online»: «Это был конкурс, и молодые исполнители должны были исполнить одну башкирскую и одну татарскую народную песню, одну песню башкирского и одну — татарского композитора. А здесь никто ни с кем не соревнуется, этот фестиваль для нас — праздник. Мы — татарские и башкирские артисты — поем на одной сцене. Раньше, в советские времена, я был маленьким, но помню — татарские и башкирские композиторы, татарские и башкирские поэты собирались на территории Татарстана или Башкортостана, проводили праздники. А таких больших фестивалей не было. Важно также и то, что фестиваль этот начинается не в Уфе и не в Казани, а в Москве — в легендарном Кремлевском зале».

На этом фестивале Валиев, татарин, родившийся в Башкортостане, исполнял песню на башкирском языке. В целом, хотя фестиваль и призван объединить представителей татарской и башкирской эстрады, последних здесь пока меньшинство. Редкое исключение — заслуженная артистка Татарстана, башкирка по национальности, Айгуль Сагинбаева. «Раньше такие попытки были, но не в таком большом масштабе. Мы же одной крови, у нас одна религия, это очень нужный „мост“. Татары и башкиры должны быть едины», — говорит в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» на чистом татарском Сагинбаева.

На этом фестивале Ильгам Валиев – татарин, родившийся в Башкортостане, исполнял песню на башкирском языке На этом фестивале Ильгам Валиев, татарин, родившийся в Башкортостане, исполнял песню на башкирском языке

«МЫ НЕ ВЫХОДИМ НА МИТИНГИ СО СВОИМИ ЛОЗУНГАМИ, МЫ ВЫХОДИМ СО СВОИМ ЯЗЫКОМ НА СЦЕНУ КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА»

«Раньше был проект „Уфа — Казань — Москва“ — концерт татарских исполнителей, выходцев из Башкортостана», — говорит народный артист Татарстана и Башкортостана, депутат Курултая РБ (парламента Башкортостана) Айдар Галимов, а также добавляет, что этот фестиваль весьма своевременный, «поскольку сейчас идут разные процессы, давление на родные языки». «Хотелось бы, чтобы этот фестиваль стал определенным ответом на эти процессы. Мы не выходим на улицы, на митинги с лозунгами, мы выходим со своим языком, со своим искусством на сцену Кремлевского дворца. Это тоже своего рода площадка, своего рода борьба. Этим фестивалем мы хотим показать, что идем вместе, решаем свои проблемы вместе – показать народу, показать стране, в центре Москвы!» — сказал известный певец нашему корреспонденту.

Родной язык сохранять нужно в том числе и с помощью песни, считает артист и парламентарий. «Всеми способами! Только добровольно не бывает, таким образом язык сохранить невозможно, это падение вниз. Я, как депутат, говорю, что, к сожалению, Курултай Башкортостана не смог высказать свою позицию по этому вопросу, не принял никаких заявлений и решений. Это получается критика самого себя, Курултая, но, может быть, позже он еще скажет свое слово. Пока мы похвалиться не можем», — отметил он. «Башкортларым, татарларым — башкиры мои, татары, вместе, вперед! Когда мы вместе, мы сильны. Только если мы будем вместе, у нас есть будущее. Давайте будем поддержкой друг другу, давайте ценить друг друга!» — обратился Галимов позже к зрителям со сцены Кремлевского дворца. 

Ринат Абдулхаликов: «Татары и башкиры на одной сцене? Тем лучше» Ринат Абдулхаликов: «Татары и башкиры на одной сцене? Тем лучше»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с некоторыми из гостей фестиваля в зрительном зале. Так, советник полномочного представителя Республики Башкортостан при президенте РФ Халиков рассказал, что ходит практически на все татарские концерты, которые проходят в Москве. «Я сам как раз из этого формата: по четным дням я — татарин, по нечетным — башкир, — смеясь, говорит он. — Родился я в Чекмагушевском районе Башкортостана, мама — татарка, папа записан башкиром, но на самом деле — татарин». Заместитель председателя казахстанского конгресса татар и башкир Ринат Абдулхаликов и вовсе специально приехал на концерт. «Татары и башкиры на одной сцене? Тем лучше», — отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Два больших региона, объединившись, показывают своих самых талантливых людей здесь, в Москве. Поддержку в подготовке концерта оказали главы обоих регионов», — отметил полпред Татарстана в Москве Ахметшин. «Я бы назвал это не мостом дружбы, а мостом родства („туганлык купере“). Потому что мы настолько близкие народы, для меня что Ренат Ибрагимов, что Фидан Гафаров — одинаково близки. Когда татары и башкиры собираются вместе, я никогда не думаю, что этот татарин, а тот — башкир, мы очень близкие народы», — добавляет писатель, экс-председатель НКАТ Москвы Ринат Мухаммадиев. А бизнесмен и основатель молодежного клуба Москвы «Штаб» Рустем Ямалеев рассказал, что они впервые в Москве планируют провести ифтар, на который соберут студентов из татар и башкир за одним столом. К слову, несколько дней назад в самом «Штабе» прошла встреча башкирских и татарских студентов.  

Ильдар Гильмутдинов (справа) поприветствовал публику на татарском и башкирском языках Ильдар Гильмутдинов (справа) поприветствовал публику на татарском и башкирском языках

«СИЛЬНЕЙШИЕ РЕСПУБЛИКИ РОССИИ»

Что касается самого концерта, то он начался с небольшим опозданием. После того как занавес Кремлевского дворца раскрылся, на экране начали мелькать слова на татарском и башкирском языках, обозначающие искусство, дружбу. Каждое из них отличалось друг от друга написанием одной или двух букв, и лишь непереводимое на русский язык слово «моң», которое поставило точку в череде этих слов, обратило на себя внимание тем, что и по-татарски, и по-башкирски пишется и звучит одинаково. После коротких приветственных речей на сцену поднялся еще и председатель комитета по делам национальностей Госдумы Ильдар Гильмутдинов, который поприветствовал публику на татарском и башкирском языках, а также призвал публику показать Москве, всей стране, как татары и башкиры могут и дружить, и петь, и танцевать, и вместе работать, начался четырехчасовой музыкальный марафон.

«Сильнейшие республики России — Татарстан и Башкортостан на одной сцене. Татары и башкиры, давайте петь вместе, пусть услышит весь мир!» — поприветствовал зрителей народный артист РСФСР и Татарстана Ренат Ибрагимов. «Пусть мост дружбы, выстроенный нами сегодня, никогда не разрушится», — пожелал еще один народный артист РСФСР, Татарстана и Башкортостана Фидан Гафаров. Далее, сменяя друг друга, на сцену поднимались артисты татарской и башкирской эстрады, большой процент которых составили татарские артисты — уроженцы Башкортостана: уже упоминавшиеся нами Айдар Галимов, Хамдуна Тимергалиева, Фидан Гафаров, Ильгам Валиев, а также Ильдар Халиков, Анвар НургалиевГульназ Асаева, Айсылу Габдинова, Лилиана Ирназарова. Многие из них имеют звания — заслуженный или народный — обеих республик. Вообще, в этот день на сцене перемешалось все — башкирский ансамбль танца имени татарина Файзи Гаскарова, татары Галимов, Валиев и Асаева, спевшие песни на башкирском языке, башкирская этно-рок группа, спевшая про татарского генерала Минигали Шаймуратова... Вспомнили и Рашита Вагапова — татарского исполнителя, основоположника татарской эстрады, которого в 1951 году пригласили быть солистом Башкирского государственного театра.

Фестиваль, после турне по 11 российским городам, завершится 18 апреля в Казани Фестиваль после турне по 11 российским городам завершится 18 апреля в Казани

«Он татарин, но вырос в Башкортостане», — опрометчиво предложил угадать следующего исполнителя, учитывая то, что добрая половина татарской эстрады — это уроженцы Башкортостана, один из ведущих вечера Максим Шарафутдинов. «Как обычно!» — послышалось тут же из зала. «Заслуженный артист Татарстана и Башкортостана...»  «Салават! Салават!» — все громче и громче стало раздаваться из зала. Реже звучало: «Айдар Галимов!» «Абсолютно верно», — не стал отходить от сценария ведущий и объявил «лучшего тенора современности» Ильгама Валиева. После исполнения публика приветствовали артиста выкриками «Браво!», а когда Валиев затянул «О соле мио», сидящий рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и вовсе удивился: «Ничего себе!»


Завершал же концерт еще один исполнитель, который своим творчеством объединил Татарстан и Башкортостан, — Радик Юльякшин, более известный под псевдонимом Элвин Грей. Спев песню Салавата «Уфтанма», Грей вдруг попросил выключить музыку и обратился к зрителям: «Друзья, я не представляю, если бы я сидел четыре часа на одном месте, — не знаю, что бы у меня там случилось бы, просто не представляю. Давайте на следующей песне все встанем: есть у вас голос, нет голоса, руки, ноги, что хотите, поднимайте, и просто Москва сегодня отрывается по полной!» — анонсировал свою следующую песню «Красивая, хороший» Грей. К слову, спел он ее один, хотя Гузель Уразова, в дуэте с которой он исполнял эту песню ранее, стояла в это время за кулисами, ожидая финального выхода участников фестиваля на сцену. Сам фестиваль, после турне по 11 российским городам, завершится 18 апреля в Казани.

А сам дебютный концерт все же не обошелся без накладок. Вместо анонсированной Гульназ Сафаровой ведущим вечера от татарской стороны стал актер Камаловского театра Ришат Ахмадуллин, компанию которому составили ведущий Первого канала Максим Шарафутдинов и Фирдат Галиев из Уфы. Сама Сафарова, хоть и была заявлена в качестве ведущей, подчеркнула, что выступает здесь в качестве сценариста, не ведущей. Не было на концерте и Алсу, заявленной ранее в афише, а «специальных гостей: звезд российской эстрады», также заявленных в афише, представлял, видимо, Ринат Сафин со своей песней «Я татарин с русскою душой». Некоторых смутило и использование фонограммы, тем более афиша Кремлевского дворца гласила: «Проект допускает только „живой“ звук и вокал — особое внимание обращено на отсутствие записанной на студиях фонограммы». Несмотря на это, огромный зал на шесть тысяч человек был заполнен практически полностью.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.04.2018 09:40

Респект организаторам , которые смогли поднять тему совместных концертов татарских и башкирских исполнителей на самый высокий уровень! Ждем с нетерпением в Казани!

  • Анонимно
    9.04.2018 09:05

    Это – личный проект Рифата Фаттахова. Он получает из казны Татарстана ежегодгно около 20 миллионов р. за фестиваль Вагапова. Ему всегда не хватает. Вот и придумал ещё один источник дохода.
    На этом фестивале нет не одного настоящего башкирского артиста. Они умные и игнорировали...

    • Анонимно
      9.04.2018 09:47

      В таком случае Рифат Фаттахов - просто молодец! Значит , он - выдающийся организатор, выдающийся менеджер !

      • Анонимно
        9.04.2018 14:57

        Рифат әфәндегә рәхмәт!
        Бу проектны елдан-ел камилләштереп даими нигездә алып барырга кирәк.

      • Анонимно
        9.04.2018 14:59

        Ысын башкорттарды күбрәк ялеп итәргә кәрәк.

    • Анонимно
      9.04.2018 11:30

      Опять в карман заработал !)

    • Анонимно
      9.04.2018 14:16

      А мне за концерт записанный на диск -Вагаповский-дрожащими руками\может пальцами не помню\-выплатил 3 тысяча рублей.......который снимал более пяти часов-Век живи-Век -учись

  • Анонимно
    9.04.2018 09:14

    А мы что разделены?!

  • Анонимно
    9.04.2018 09:18

    Нужно создать единый литературный язык,понятный всем тюркским народам

  • Анонимно
    9.04.2018 09:20

    Извините, это был не "Дуслык купере", а "Татар купере"

    • Анонимно
      9.04.2018 15:07

      9.20. Башкортлар өчен ачык татар күпере дияргә була.
      Башкортлар алга таба күбрәк катнашырлар дип уйлыйбыз.

  • Анонимно
    9.04.2018 09:27

    Молодцы!

  • Анонимно
    9.04.2018 09:28

    "В одну телегу врячь не можно
    Коня и трепетную лань"

    А.С. Пушкин

    Отношения татар и башкир точно такие же, как отношения русских и украинцев - вполне братские на уровне рядовых людей, и категорически непримиримые на уровне националистов двух народов.

    • Анонимно
      9.04.2018 12:13

      9.28.И вы должны заметить, что и там , и здесь разногласия вносятся и подогреваются извне.

      • Анонимно
        9.04.2018 13:46

        На обывательском уровне просто объяснить "происками внешних сил", но если изучить вопрос поглубже, то там сталкиваются глубинные интересы народов.

        Каждый "младший брат" хочет своего счастья по отдельности - а не становиться частью "старшего брата", который предлагает ассимилироваться внутри себя. Башкиры не хотят объединяться с татарами - именно для того, чтобы не стать татарами. У башкир свой путь в истории. Башкиры даже в 1552г. сделали свой собственный выбор - без всяких "внешних происков".

    • Анонимно
      9.04.2018 15:09

      9.28. Неудачное сравнение.
      Не дай Бог упасть до украинско-русских отношений.

  • Анонимно
    9.04.2018 09:39

    Азиатские татары(узбек, казах, кыргыз, туркмен), башкирские татары, кавказские татары(азери), поволжские татары(булгары, мишэр, чуаш), все мы татары. А ведь до 1926 года мы были одной семьей и назывались, как выше было перечислено татарами.

    • Анонимно
      9.04.2018 11:43

      Это русские называли эти азиатские мусульманские народы одним обобщающим словом - татары.
      Сами эти народы - себя никогда не называли "татарами".

      • Анонимно
        9.04.2018 15:11

        Неважно как было, важно как теперь называемся и хотим вместе решать вопросы этнического сохранения.

      • Анонимно
        9.04.2018 15:13

        Татарларга һәм башкортларга аерым-аерым сакланып калу мөмкин түгел.Берләшергә кирәк.

    • Анонимно
      9.04.2018 14:46

      Всех в одну кучу свалил)) может тюрками себя называли?

    • Анонимно
      9.04.2018 15:24

      Это искусственное навязанное извне разделение.

    • Анонимно
      10.04.2018 12:25

      Татары , это Кличка данная Царским правительством , а не ОДНА нация для всех. Как сейчас называют всех черных Африки , Неграми. Советская Власть им вернула свое имя . А вы все еще хотите одеть им старые штаны.

  • Анонимно
    9.04.2018 09:40

    Респект организаторам , которые смогли поднять тему совместных концертов татарских и башкирских исполнителей на самый высокий уровень! Ждем с нетерпением в Казани!

  • Анонимно
    9.04.2018 10:32

    Удивительно, но факт: в Башкирии не заметили это "грандиозное" мероприятие. "Башинформ", "Уфимский журнал", "Проуфу" и др. ничего не сообщили о "күпере". С чего бы это?

    • Анонимно
      9.04.2018 10:51

      неправда , было очень много материалов . К примеру , большую передачу по местному ТВ по Дуслык куперес участием Фидана Гафарова , Айдара Галимова , Ильгама Валиева смотрел лично

    • Анонимно
      16.04.2018 01:17

      Тоже только что услышал, нигде не было объявлений..))) а уже почти закончился

  • Анонимно
    9.04.2018 10:36

    Фаттахов был и останется хитрым мишариным . Ему ни татар, ни башкир никого не нужен , кроме денег. Сколько проверок было по финансовым нарушениями везде где он был руководителем и все благополучно заканчивается . Потому что у него есть пчемуптамушто

  • Анонимно
    9.04.2018 10:44

    ближе братьев- башкир татарам никого нет! давайте братья поддерживать друг друга и не только на словах, а на деле. Да благословит наш Аллах всех Башкир и Татар!

  • Анонимно
    9.04.2018 10:56

    Факт то что прошел,это уже событие для братских народов

  • Анонимно
    9.04.2018 12:15

    Ведь за рубежом татары и башкиры всегда создают совместные татаро-башкирские общины. И отлично там существуют.

    • Анонимно
      9.04.2018 15:15

      12.15. И во многих регионах национальные общественные организации называются татаро-башкирскими.

  • Анонимно
    9.04.2018 12:48

    Сколько же денег угробили на эти показуху(( Нагнали народу слушать фонограмму(

  • Анонимно
    9.04.2018 14:01

    Господа, честно говоря, это несерьезно. Удивляюсь тому, куда деньги-то слили.. вновь?! Ведь деньгами, как я понимаю, поддержали на правительственном уровне и Татарстан и Башкортостан. Отбросив всю мишуру про объединение, мосты и прочее, хочется отметить, что зрители покупали билеты на это мероприятие не по самым низким ценам, ожидая увидеть хороший концерт и, главное, услышать любимых артистов. А получили просто фонограмный выход артистов на сцену (спасибо, что танцы не под фанеру) с довольно странным сценарием и спорными решениями по расстановке артистов (Как додумались Рината Сафина запихнуть со своей "водочкой"?!). Каким образом ТВ-съемка должна оправдывать фонограмму для человека, купившего, условно говоря, за 4000 руб. билет на концерт "с живым звуком"? Раз у вас тут фонограмма, съемки и правительственная поддержка - сделали бы вход по 100 руб. или бесплатный, тогда можно было бы говорить о том, что этот проект ставит перед собой какие-то цели, кроме как финансовой выгоды для организаторов.

  • Анонимно
    9.04.2018 14:41

    Все это показуха! Не настоящее. Противно все это.

  • Анонимно
    9.04.2018 14:45

    Если хотят настоящей дружбы между народами, то надо сделать татарский язык в Башкортостане государственным. И все. Вот это будет равноправие, взаимная поддержка друг друга.
    А эта акция-просто освоение выделенных средств на "пир во время чумы".

    • Анонимно
      9.04.2018 15:27

      14.45. Татарский язык уже де-факто не государственный ( добровольного изучения) в Татарстане.
      Надо отстаивать права татарского языка как государственного на базе федерального законодательства.
      Потом можно говорить о статусе татарского языка в Башкортостане.

    • Анонимно
      9.04.2018 15:35

      Тогда и башкирский язык в Татарстане государственным! Чего мелочиться?

      • Анонимно
        9.04.2018 20:49

        Да, можно башкирский язык сделать государственным в Татарстане. Только надо финансирование из бюджета сделать соразмерным количеству каждого народа.
        В Татарстане: 2 млн. татар, 1 тысяча башкир.
        В Башкортостане: 1,7-2 млн. татар, 500 тыс. башкир.
        Вот каждому народу надо соответственно выделить деньги из бюджета республик на образование, телевидение, культуру и т.д.

  • Анонимно
    9.04.2018 14:49

    На фоне барсовских солянок это был самый лучший концерт в Москве за последние 30 лет

  • Анонимно
    9.04.2018 20:41

    “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”. Джувейни.
    Те, кого сегодня по ошибке башкирами называют, точнее "настоящими башкирами" (население Зауралья), на самом деле - татаро-монголы, они не имеют никакого отношения к тем башгирдам-венграм, о которых писали Джувейни, Фадлан, Идриси и прочие авторы средних веков. Этого даже не надо доказывать, можно убедиться смотря на их физиономии. Да и образ жизни, кухня, родоплеменное разделение - все у них татаро-монгольское.

    • Анонимно
      9.04.2018 22:54

      Не неси чепуху. Предводитель гуннов Атилла не был венгром, а был булгаром с Итиля и разговаривал на тюркском языке, а не на угрском.

      • Анонимно
        10.04.2018 15:47

        22.54. Татаро-башкирские отношения лучше начать рассматривать с 13 века.

        Что было до этого особо не влияет на настоящее. С 6 по 13 век мы были тюркскими племенами Тюркского каганата, может быть под различными и другими названиями.

    • Анонимно
      10.04.2018 15:42

      20.41. Речь не о происхождении этнонима. Давайте принять, согласиться сегодняшними названиями народов и от них строить отношения.

      В происхождении названии всех народов много парадоксов и противоречий.. Если спорить о них - зря потратим время и запутаемся.

  • Анонимно
    10.04.2018 11:03

    А почему это всё делается за наши деньги, из бюджета??? Пусть себе танцуют и поют на кухне, но не за наши деньги!!!!

  • Анонимно
    10.04.2018 15:48

    11.03. Ваши деньги только в вашем кошельке.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль