Антикризисный клуб 
2.05.2018

Михаил Делягин: «Наша внешняя политика сводится к одному – как не обидеть «белых хозяев»

Дневник «Антикризисного клуба» «БИЗНЕС Online»: почему нынешняя Россия — пятое колесо в глобальных проектах Запада

Попытки нового геополитического передела разбились о российскую цивилизацию, поставившую под сомнение европейскую мораль, считает известный экономист Михаил Делягин. «БИЗНЕС Online» представляет фрагменты выступления, с которым Делягин приезжал по приглашению нашего издания в Набережные Челны в рамках «Антикризисного клуба». Сегодня мы публикуем предложенный спикером анализ расстановки сил на политической карте мира.

 «БИЗНЕС Online» представляет фрагменты выступления, с которым Делягин приезжал по приглашению нашего издания в Набережные Челны в рамках «Антикризисного клуба» «БИЗНЕС Online» представляет фрагменты выступления, с которым Делягин приезжал по приглашению нашего издания в Набережные Челны в рамках «Антикризисного клуба»

«ЗА ПОСЛЕДНИЕ 30 ЛЕТ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО МЕНЯТЬ СОЗНАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ МЕНЯТЬ МИР...»

Вся наша государственная политика либеральна. Не только социально-экономическая, которая исходит из того, что мы должны служить глобальным спекулянтам. Даже внешняя политика, являясь патриотичной по форме, остается либеральной по сути. Она сводится к одному — как бы нам не обидеть «больших белых хозяев». В этом главный смысл. 

На протяжении четырех с половиной лет холодной войны, которая против нас ведется... впрочем, можно считать и с мюнхенской речью Путина, но в явном виде все же с конца 2013 года вся наша внешняя политика — это «ребята, давайте жить дружно!». Тем временем к нам применяют политику 41-го года, нам говорят: ребята, мы сейчас к вам придем и возьмем все, что нам нужно, а если что-то забудем, то вы нам сами напомните. Мы вас поставим в такие условия, что вы расскажете сами. А мы говорим: давайте лучше будем вместе тяжело и много работать, давайте будем вести политику 88-го года.

К сожалению, наша внешняя политика, которую мы ведем неплохо, в основе своей остается либеральной. Буквально на прошлой неделе я спросил одного из выдающихся лидеров российской дипломатии, отцов-основателей: «Вы же видите, что наши меры не работают, наша политика провоцирует усиление агрессии, а не останавливает ее. Может быть, нужно как-то изменить методы, расширить палитру применяемых действий?» Я всегда очень вежливо отношусь к людям и вопрос задал очень корректно. Разговор был искренний, без записи. Человек посмотрел на меня и сказал: «А какими еще могут быть механизмы защиты национальных интересов? Мы себе вообразить не можем». Точка, кавычки закрываются... Это ментальная катастрофа, глубокое внутреннее рабство. Когда идеология с одной стороны имеет популярность 3,6%, а с другой — является основой государственной политики, то это глубокий внутренний разрыв. Он чреват большими неприятностями в лучшем случае, а в худшем — полной дестабилизацией, причем в форме не революции, а смуты.

Михаил Делягин: «В мире происходят изменения, каких не было с момента изобретения огня и появления членораздельной речи» Михаил Делягин: «В мире происходят изменения, каких не было с момента изобретения огня и появления членораздельной речи»

Наш цирк разворачивается на фоне глобального кризиса. Надо отметить первое и самое главное: в мире происходят изменения, каких не было с момента изобретения огня и появления членораздельной речи. На протяжении всего своего существования человек, развиваясь, занимался изменением окружающего мира. Последние 30 лет он меняет собственное восприятие этого мира. Технологии, которые обеспечивали глобализацию и предельно упростили наши коммуникации, сделали наиболее рентабельным видом бизнеса и, следовательно, наиболее массовым занятием в рыночной экономике формирование человеческого сознания. Раньше это было доступно только церкви и государству, окупалось за несколько поколений, сейчас это доступно любому участнику рынка без преувеличения и, в общем-то, приводит к фантастическим результатам.

У меня в Липецке есть знакомые зубные врачи. Они взяли к себе на работу парнишку нетрадиционной ориентации, а он оказался больших талантов и сказал: давайте-ка сделаем страничку в «Инстаграме». Липецк — совершенно не интернетизированный город, но после того, как он сделал страничку, врачи стали работать без выходных. Весь город, вся округа ломанулись только к ним. Их основная специализация — брекеты, а это десятки тысяч рублей, очень дорого и болезненно. При этом в соседних клиниках пусто, у всех кризис клиентов, а к ним идет вал, они уже прокляли все... Владелец фирмы говорит: «Скоро мои врачи начнут бить меня в подъезде, потому что у них один выходной в неделю и отпуска неизвестно когда». Тем не менее это фантастический успех, потому что пришел скромный, не всем приятный мальчик и показал, как формировать сознание. И мир изменился кардинально.

Именно это происходит последние 30 лет, в результате чего и выяснилось, что формировать сознание рентабельнее, чем менять мир. И мы, полностью приспособленные для изменения мира, инструменты для его изменения, носители соответствующей идеологии — уже более поколения мы занимаемся несвойственными и противоестественными для себя действиями и будем заниматься ими какое-то время еще. Это шок, каких прежде не было. Мы к таким изменениям не готовы — мы не понимаем, что происходит. Мы просто оказались в другом мире, как рыбка, которая на плавничках вылезла на сушу. Совсем не факт, что она выживет. Глубина изменений, боюсь, непредставима. Причем я повторяю эту фразу лет 20, а она, эта глубина, так и осталась непредставима. Я все надеялся, что хотя бы система управления к этому адаптируется, но ничего подобного за поколение не произошло.

«Образовался большой излишек людей, возник вопрос — что с ними делать? Ведь если человек живет ради прибыли, в рамках рыночных отношений, то лишний человек — он и есть лишний» «Образовался большой излишек людей, возник вопрос: что с ними делать? Ведь если человек живет ради прибыли, в рамках рыночных отношений, то лишний человек — он и есть лишний»

ЛИБО ВОЙНЫ, ЛИБО ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

На этом фоне мировые проблемы достаточно просты и прозаичны. Резко выросла производительность труда, и оказалось, что для производства материальных и нематериальных благ нужно сильно меньше людей, чем есть сегодня. Образовался большой излишек людей, возник вопрос: что с ними делать? Ведь если человек живет ради прибыли, в рамках рыночных отношений, то лишний человек — он и есть лишний: он что-то потребляет, но производит отчетливо меньше. Его нужно как-то утилизировать. Причем наибольший разрыв между потреблением и производством не у тех людей, которые в Африке больны СПИДом и живут на полтора доллара в день, а у среднего класса развитых стран. Они много потребляют и очень мало производят, если вообще что-то производят. Задача самоутилизации встает перед человечеством в полный рост, это фундаментальная вещь, в отличие от Мальтуса (Томас Мальтус — английский священник, экономист и демограф, прогнозировавший голод на Земле в результате перенаселения, — прим. ред.)... Мальтус как говорил: «Слишком много людей развелось, нужно сократить часть человечества, и тогда земли хватит на оставшихся». Сейчас речь идет не о земле, а о рынках — о том, что люди производят слишком много для себя самих. Даже если пойти по пути утилизации лишних людей, все равно будут появляться новые, новые и новые... Это будет процесс сжимания — вроде шагреневой кожи — и самоубийства.

В неразвитых странах проблема решается физиологическим путем: от войн и конфликтов так называемой малой интенсивности до политики сокращения рождаемости, когда товарищ Ельцин говорит, что мы для блага человечества распространяем прививки... Кстати, чем война отличается от конфликта малой интенсивности? На войне опасное место — это фронт. В конфликте малой интенсивности фронт безопаснее, потому что жертвы среди мирного населения существенно выше.

«Наибольший разрыв между потреблением и производством не у тех людей, которые в Африке больны СПИДом и живут на полтора доллара в день, а у среднего класса развитых стран. Они много потребляют и очень мало производят, если вообще что-то производят» «Наибольший разрыв между потреблением и производством не у тех людей, которые в Африке больны СПИДом и живут на полтора доллара в день, а у среднего класса развитых стран. Они много потребляют и очень мало производят, если вообще что-то производят»

В развитых же странах речь идет о том, чтобы отправить людей в виртуальный мир. Как командировка в один конец — чтобы человек забился в конурку, жил в виртуальном мире насыщенной, яркой жизнью и никому больше не мешал. Проблема, однако, в том, что такой образ действий все равно не рыночный. Вот когда из человека удастся при этом еще что-то получать, извлекать из него какую-то выгоду, тогда это будет массовая успешная процедура.

Этому самоубийству пока, к счастью, противостоит логика «человек как цель». Иначе говоря, человек ведь в принципе-то живет не для прибыли, а ради самосовершенствования — нам всегда казалось так. Но когда мы пытаемся эту логику реализовать, то сталкиваемся с рядом нерешенных человечеством проблем. Прежде всего с той, с которой столкнулся Советский Союз: есть много свободного времени и нет внешней угрозы. Нет стимулов, которые заставляли бы личность совершенствоваться. «Как заставить человека совершенствоваться?» — это вопрос, который СССР не решил и от которого, собственно говоря, и погиб, если брать фундаментальные причины.

Вторая проблема — это отсутствие целевых функций, ведь личность многомерна. С деньгами все просто: прибыль есть — хорошо, убыток — плохо. Это одномерно. А как быть с личностью, у которой много разных параметров? Очень часто бывает, что гений оказывается мерзейшим человеком, а приятнейший, хороший человек оказывается абсолютной посредственностью, совершенно бесполезной для общества. Классический пример — Обломов и Штольц. Советская педагогика пыталась заниматься совершенствованием, но быстро скончалась.

«Мы видим, что деньги теряют значение — значение приобретают технологии» «Мы видим, что деньги теряют значение — значение приобретают технологии»

НОВЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МИРА

В целом мы наблюдаем тенденцию отказа человечества от рыночных отношений. Мы видим общественную природу нового плана: информация и культура принадлежат обществу. Попытки заблокировать их при помощи цензуры или патентного права на интеллектуальную собственность проваливаются. Мы видим, что деньги теряют значение — значение приобретают технологии. Мы видим, что человечество уже управляется социальными сетями, которые прирастают социальными платформами. Люди принимают решения абсолютно свободно, но при этом абсолютно предопределенно, потому что, когда вы находитесь на социальной платформе, вся ваша информационная среда контролируется создателем этой платформы. Уже появился термин «логарифмические общества» — это общества, которые управляются через формирование разного рода социальных платформ. Там нет насилия, нет принуждения — они не нужны. Просто все, что вы слышите, знаете, на основании чего вы принимаете решения, — все это толкает вас в нужную сторону. Такой путь крайне непредсказуем. Если будет сохраняться логика прибыли, то это, понятно, архаизация и новое средневековье, которое быстро перестанет быть компьютерным. Если же целью становится человек, то это очень хорошо, красиво и гуманно звучит, но это абсолютная неопределенность. Мы не знаем, как в такой среде действовать.

На этом фоне достаточно быстро формируются новые конфигурации мира. Экономический кризис никуда не делся, это продолжается с конца 1990-х годов вопреки профессиональному оптимизму. Механизм его прост: сложился глобальный рынок, на глобальном рынке сложились монополии, и вот, пожалуйста, — они загнивают. Загнивание глобальных монополий в первую очередь проявляется в нехватке спроса. За спрос дерутся, это абсолютный дефицит. Необычайно интенсивная борьба разрывает глобальный рынок на части. После кризиса 2008 года единственной страной из «Большой двадцатки», которая не усиливала протекционистскую защиту своей экономики, была Россия. Но если вся рота идет не в ногу, а в ногу — один поручик, который не понимает слов, то поручика приводят к общему знаменателю. Нас привели к общему знаменателю санкциями, теперь мы тоже шагаем «не в ногу». Впереди нас ждет распад глобальных рынков, а когда они распадутся, мы сорвемся в глобальную депрессию.

На уровне глобального бизнеса, глобального управляющего класса есть две группы. Одна считает, что нужно любой ценой сохранить глобальный рынок, ведь это основа бизнеса и могущества. Другая понимает, что от распада рынков никуда не деться и данным процессом нужно руководить в своих интересах, чтобы потом дирижировать в новом мироустройстве. Борьба между двумя группами — это и есть та борьба, которая сейчас идет вокруг Трампа, хотя проект разделения мира вел еще Обама. Формально он был представителем глобалистских сил, которые хотели сохранить единые рынки, но его транстихоокеанское и трансатлантическое партнерства заключались именно в том, чтобы вырезать из мира территорию, контролируемую США, и отгородиться от всех остальных. Уже Обама планировал не просто резкую сегментацию, а действительный распад, глобальный разрыв. Трамп просто сокращает эти масштабы до территории Соединенных Штатов Америки.

«Люди, которые хотят видеть мир глобальным, считают, что для сохранения американской экономики нужно, чтобы весь мир за нее платил» «Люди, которые хотят видеть мир глобальным, считают, что для сохранения американской экономики нужно, чтобы весь мир за нее платил»

РОССИЯ — ПЯТОЕ КОЛЕСО ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Мы, к сожалению, неприемлемы ни для одной из групп. Люди, которые хотят видеть мир глобальным, считают, что для сохранения американской экономики нужно, чтобы весь мир за нее платил, чтобы весь мир покупал американские госбумаги. Госбумаги — это пирамиды, они устойчивы при низкой рыночной доходности. Чтобы люди вкладывались в нерыночную доходность, у них должна быть нерыночная мотивация. Понятно, что любовь — это не про рынки, значит, должен быть страх. Следовательно, чтобы люди покупали американские госбумаги, их нужно запугать, а единственный способ запугать серьезных людей — беспрерывное расширение зоны хаоса на весь мир. С начала 90-х годов, с Югославии, стратегия США — это расширение зоны хаоса. Весь мир боится, трясется и несет свои деньги в единственную тихую гавань — Соединенные Штаты Америки.

Мы им напортачили очень здорово: мы остановили расширение хаоса в Сирию, не ввязались в войну на Украине, по крайней мере пока, и мы не ввязались в войну с Турцией. Надеюсь, что уже. Мы здорово нарушили глубокие планы. Истерическая ненависть к нам Хиллари Клинтон, в общем-то, вполне обоснованна, потому что три раза наступить на одну и ту же мозоль — это надо уметь. Поэтому мы являемся абсолютно неприемлимыми для тех, кто хочет сохранить глобальные рынки.

«Имеет место также общий шок от нашего непослушания в связи с Крымом. Проблема не в том, что мы с ним воссоединились, а в том, что мы не спросили разрешения у американцев перед этим» «Имеет место также общий шок от нашего непослушания в связи с Крымом. Проблема не в том, что мы с ним воссоединились, а в том, что мы не спросили разрешения у американцев перед этим»

Для условных патриотов, которые считают, что глобальные рынки распадутся, мы неприемлемы по другой причине. Отказавшись от Украины, мы вместе с тем отказались от собственного интернационального проекта. C 2006 года с нами пытались вести переговоры о том, что, мол, ребята, создайте свой макрорегион, потому что чем на большее количество кусков распадется мир, тем нам удобнее. Больше кусков — больше возможностей играть на противоречиях между ними. Условным американским патриотам было нужно, чтобы у нас состоялся свой макрорегион. Отказавшись от Украины, мы отказались и от этого проекта. Мы стали стратегическим тылом Китая, и, пардон, в условиях лютого противостояния между США и Китаем, когда, кем бы ни был представитель американской элиты, он является антикитаистом, кроме Киссинджера, по нам нужно бить, как по тылу Китая. Бить напрямую по Китаю страшно — он серьезный, а по нам бить — одно удовольствие. Таким образом, крайности, которые воюют друг с другом в США, на наш счет вполне сошлись.

Имеет место также общий шок от нашего непослушания в связи с Крымом. Проблема не в том, что мы с ним воссоединились, а в том, что мы не спросили разрешения у американцев перед этим. Они отвыкли от таких действий, не поняли, что происходит. Насчет первого такого эпизода с Грузией они решили «ладно, черт с ним». К тому же через месяц случился глобальный экономический кризис, им было не до того, они списали инцидент на случайность. Сейчас выяснилось, что это не случайность, что на территории заводится некий суверенитет, который нужно быстро вычистить.

«Сегодняшние технологии не настолько мощны, чтобы менять природу человека, и оказалось, что если его все же менять, то он и потреблять начинает по-другому. Не просто жить иначе, но и потреблять» «Сегодняшние технологии не настолько мощны, чтобы менять природу человека, и оказалось, что если его все же менять, то он и потреблять начинает по-другому. Не просто жить иначе, но и потреблять»

«ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ОДНА ЦИВИЛИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЕТ РАДИ ЧЕЛОВЕКА...»

При этом выявились очень глубокие расхождения в ценностях — наших и западных в целом. Сегодняшние технологии не настолько мощны, чтобы менять природу человека, и оказалось, что если его все же менять, то он и потреблять начинает по-другому. Не просто жить иначе, но и потреблять. Потребляя по-другому, человек открывает новые рынки, а это главная ценность в условиях тотального и лютого дефицита спроса. Здесь-то и возникло глубочайшее расхождение между нами и американцами. Еще раз: для развития нужны новые рынки, а для их создания необходимо менять человека. При этом западная цивилизация, сформированная в котле капитализма, вместе и одновременно с ним, действительно живет ради прибыли. Если ради прибыли нужно изменить человека, то нет вопросов — какая разница, синей или черной ручкой я пишу, главное, чтобы она писала. Давайте и человека менять.

Но одна цивилизация, оказывается, существует ради человека. У нас человек является ценностью. Мы совершенно не понимаем, что это такое, относимся друг к другу очень плохо, при слове «гуманизм» лихорадочно лезем в «Яндекс» выяснять, что это такое. И тем не менее мы живем ради человека. Менять свою природу ради денег, которые в нашей системе ценностей являются очень важным, но всего лишь подтверждением правильности наших действий, мы совершенно не готовы. Это расхождение выяснилось по анекдотичному для нас поводу, когда Путин в сентябре 2012 года заявил, что мы не позволим растлевать детей гомосексуальной пропагандой. Для нас это было хи-хи-ха-ха и вполне естественно. Конечно, значительная часть людей, которая воспитывалась на снижении Березовским возраста согласия до 14 лет, были этим недовольны, но с другой стороны — ладно, подождем до 18 лет, а потом пусть они делают с собой все что хотят.

Для нас это было чем-то самоочевидным, а для Запада это стало декларацией принципиальной ценностной несовместимости, того, что мы другие. А поскольку мы не китайцы и не индусы, мы тоже европейцы, значит, эта альтернативность грозит Западу. У нас почти та же самая культура, и потому возникновение альтернативы означает, что западные ценности не уникальны. Неуникальность ценности обесценивает ее. Если вы признаете, что рядом с вами есть кто-то равноценный, но другой, вы тем самым обесцениваете себя. Запад этого вынести не смог, в чем и заключается фундаментальная причина наших больших неприятностей.

В данной ситуации перед нами открываются хорошие перспективы, но традиционное восприятие, к сожалению, не работает. Практика показывает, что западный бизнес прекрасно распечатывает последнюю природную кладовую, а мы им еще и аплодируем за иностранные инвестиции. Евразийский транзит может пройти по краешку Российской Федерации и Казахстана в Европу, может вообще обойти Европу, хотя, конечно, беспорядок в Средней Азии, в Закавказье, на Ближнем и Среднем Востоке значительно круче любой нашей негативной бюрократии. Мы конвейер по производству самого редкого природного ресурса — гениев-революционеров, но этот ресурс мы так и не научились сохранять у себя. На протяжении всей нашей истории удачные примеры развития заключались в создании особых территорий, где людям давали свободу для самовыражения. Это мог быть монастырь, могла быть тюрьма в виде шарашки, да что угодно — хоть наукоград, лишь бы особая огороженная территория. Но только все, что люди свободно на этой территории придумывали, реализовывалось потом в рамках обычной системы управления — теми, кто неплохо тиражирует, но давит любых творцов.

Записал Влас Мысько

Генеральный партнер

Генеральный информационный партнер

Читайте также:

Михаил Делягин: «Россия стала налоговым раем для миллиардеров...» Часть 1-я


Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.05.2018 09:04

Какая внешняя политика, если все наворованные деньги верхушки на западе.

  • Анонимно
    2.05.2018 08:55

    У нас человек- ценность??????он уже похоже живёт на отгороженной территории....

    • Анонимно
      2.05.2018 10:25

      Делягин напоминает небезызвестного журналиста Бабченко. Тот срочником попал на 1-ю Чеченскую войну, каким то чудом оттуда выскочил или убежал. Но через несколько лет добровольно поехал туда же контрактником уже на 2-ю войну, судя по всему за хорошими "боевыми" деньгами. Что не помешало ему через некоторое время, после каких то личных неудач, начать обвинять родное государство в агрессии и двойных стандартах. И в итоге превратиться в непонятного флюгера.

      Делягин похоже из того же теста. Сначала с головой окунулся в либеральные реформы в качестве какого то мелкого советника-помощника. Топтался в коридорах Ельцинского Белого дома. Затем был оттуда "эвакуирован". Потом яростно "сражался" за вставание с колен. Когда понял, что в коридоры Белого дома уже не возьмут, превратился в ярого критика коленовставания. Особенно его либерального лагеря, кем и где был он же сам в приснопамятные 90-е годы....

      • Анонимно
        2.05.2018 10:47

        Бабицкий, а не Бабченко. Ну и в остальной фактуре - больше на ваши фантазии похоже.

        • Анонимно
          2.05.2018 11:13

          Матчасть изучите лучше. Если корень в фамилии одинаковый, то это не значит одинаковой фамилии...

        • Анонимно
          2.05.2018 12:10

          Все правильно Аркадий Бабченко. Он сейчас в Украине.

      • Анонимно
        2.05.2018 12:53

        Бабченко на войне именно и понял,насколько отвратительна и бесчеловечна власть по отношению к своим гражданам.

    • Делягин мастерски отвлекает от Актуального ( блеф маскировкой, то есть заслоняет актуальные правды неактуальными правдами)

    • Анонимно
      2.05.2018 14:02

      БО спасибо. Делягин очень интересен

    • Предвзятый анализ, позёрство и спесь,
      Глубокомыслия с глупостью смесь.

      Воинственный поиск повсюду врагов
      И сверх-самомнение без берегов.

      Банальных страшилок дежурный набор
      И претенциозный словесный узор.

      Ухмылки, усмешки, презрительный стёб,
      И громогласный открытый поклёп.

      Как гуру-эксперт будешь незаменим,
      Когда овладеешь искусством таким…

  • Анонимно
    2.05.2018 09:04

    Какая внешняя политика, если все наворованные деньги верхушки на западе.

    • Анонимно
      2.05.2018 09:25

      Атзачем вам внешняя политика ? Вон шведы , финны , норвежцы живут в 1000 раз лучше нас и никого не пугают .

      • Анонимно
        2.05.2018 09:39

        Вообще, не понял... Зачем это было сказано?
        Шведы, финны и норвежцы это закрытые для всех страны без внешней политики??

        • Анонимно
          2.05.2018 12:20

          Без имперских амбиций.
          Согласен с комментатором 09:25, что в первую очередь государству нужно решить внутренние проблемы, а не играть в войнушки с заведомо более сильными противниками. Опыт СССР должен чему-то научить?

          • Анонимно
            2.05.2018 17:07

            те пацаны которые сидят во власти не способны ничему обучаться постоянно наступают на одни и те же грабли

        • Анонимно
          3.05.2018 07:30

          А кому они нужны - шведы,финны и норвежцы? Они столько не воруют, как мы. А где не воруют, там порядок, их тяжело взять! Нас легко завоевать западу, потому что все деньги ЭЛИТЫ на западе! Они сами сдадутся.

      • Анонимно
        2.05.2018 18:15

        Европейцы действительно живут лучше нас. Приехали в Европу. Через рамки нигде не водят, рюкзак не шмонают, симку и билет на поезд продали без паспорта, ментов на каждом углу нет, телеграм работает, Роскомнадзора, Николая Платоновича Патрушева и Александра Васильевича Бортникова нет. Как они вообще с терроризмом борются?

    • Поэтому Делягин - удобный эксперт для федеральных телеканалов

      • ПанАлекс
        2.05.2018 19:38

        опять перевираете - вам сколько платят? Можно список, когда Делягина показывали на фед. каналах в качестве госпропаганды? Если же вы имеете ввиду ток-шоу, то на них ведущие не дают высказаться не в их формате!
        А считаю вас платным, поскольку неадекватно остро реагируете, не так остро как врущие политики на фед. и респ. ТВ...

  • Анонимно
    2.05.2018 09:30

    в заголовке в статье которая расположена ниже записано что 95% людей не могут без ведущего который о них заботится и только 5% людей способны быть самостоятельными и заботится о других в этом и есть главная суть рабов и хозяев раб это человек который о себе не может позаботится ему нужен хозяин как сказал некрасов вот приедет барин барин нас рассудит в этом плане все страны делятся на две категории страны которыми управляют хозяева и страны где наверх всплывают рабы в книге порт артур о защите крепости порт артур в 1904г есть фраза что в россии золото тонет а г... всплывает наверх в россии страной всегда управляли люди с рабской психикой для которых иметь других рабов это цель жизни хозяевам рабы не нужны но они вынуждены их брать ибо в этом их долг перед всевышним а вот рабы без хозяев не могут но одновременно для них для самоутверждения самим нужны рабы у лермонтова есть стихи прощай немытая россия страна рабов страна господ россия всегда была страной которой управляли рабы и поэтому те сказки которые рассказывает делягин как раз для рабов и рабов во власти поэтому россия не может без стран которыми управляют большие белые хозяева но одновременно ей нужно что бы у нее самой были рабы а кроме того рабы бывают двух типов первый тип это те кто благодарен хозяину за то что помогает ему выжить ну вот арина родионовна у пушкина или сегодня украина и те кто ненавидят своих хозяев которые помогают им выжить вот россия среди таких

  • Анонимно
    2.05.2018 09:55

    Еще один любитель теорий глобального устройства мира. Жить то как?

  • Анонимно
    2.05.2018 10:37

    Насмешил чувак!
    "У нас человек является ценностью."
    Эта цивилизация только и занималась уничтожением как своих, так и чужих людей. В какой из тех "нелюбимых" цивилизаций в современном мире с таким упоением уничтожали в лагерях людей? Можно перечислить. Пол Пот - лидер коммунистов в Камбодже почти из 10 млн. человек уничтожил в своей стране 3 млн. Мао, тоже тот еще лидер, ну и наши вожди - Троцкий, Сталин. Это они то так ценили человека??? Лапшу на уши можно, конечно, вешать, но все же.
    А.Поц.

    • Анонимно
      2.05.2018 20:37

      Насмешил чувак!
      "У нас человек является ценностью." - государство и страна несколько разные понятия, или нет?
      "В какой из тех "нелюбимых" цивилизаций в современном мире с таким упоением уничтожали в лагерях людей?" - первые концлагеря создали англичане в Южной Африке, https://ru.wikipedia.org/wiki/Концентрационный_лагерь#Первые_лагеря:_США,_британская_Южная_Африка,_Намибия
      также напомнить вам политику американцев в отношении индейцев, англичан в отношении индусов? И как их потомки относятся к таким странам как Афганистан, Ливия и т. д.
      "ну и наши вожди - Троцкий" - уж кто а это точно не наш вождь.

      • Анонимно
        2.05.2018 20:51

        Создавать концентрационные лагеря - это еще не уничтожение людей. Это во-первых. Вот когда заполняют людьми большие сухогрузы, а потом выводят их в море и топят, тогда да, это уже массовое убийство. А уж двойне преступление, когда так убивают свой народ. Или тот же Пол Пот. Убить 3 млн. своих людей только потому, что они мусульмане, католики или просто китайцы или не марксисты. Тот же Сталин, сколько он отправил на тот свет граждан своей страны? Нигде в мире так по отношению к своим гражданам не поступали. И это человеколюбивая цивилизация!!!
        А.Поц.

      • Анонимно
        2.05.2018 20:53

        И потом. Не надо брать примеры, когда две страны воевали. Все эти "человеколюбивые" господа Сталин, Мао, Пол Пот убивали своих и в мирное время.
        А.Поц.

  • Анонимно
    2.05.2018 10:45

    Грубо говоря Делягин просто сказал более чем откровенно что есть страны начальники и есть колонии, и Россию отнес ко вторым.Как будто истину открыл, всегда так было, были колонии жиущие на 1.5 доллара в день и хозяева получающие с них дань.

    • Анонимно
      2.05.2018 12:56

      Угу, мы живём бедно, потому что Америка, так "хочет".
      Если в кране нет воды...

    • Анонимно
      3.05.2018 07:40

      От Делягина не было и не будет никаких ДЕЛ! Только болтология. Надо говорить, что можно осуществить!!!!
      У нас теперь вся страна болтает, Шейнин, Скабеева с Поповым, Норкин, Соловьев и т.д совместно с крупными "политиками", а страна катится вниз, к сожалению. На Дальнем Востоке и в Сибире в апреле начинается пожар и так до октября, пока снег не пойдет! Вы посмотрите, было такое в СССР??? Вот чем надо заниматься!!!!

    • Научной новизны хотите? Это уже за деньги , а не на бесплатном БО.

  • Анонимно
    2.05.2018 11:11

    Хотя одна из тенденций развития человеческой цивилизации ухвачена правильно. Это огромная армия лишних людей. А с развитием робототехники и ИИ в совокупности с резким ростом населения в мире эта проблема станет еще сильней. Идет разделение стран и их населения по принципу принадлежности к тем странам и цивилизациям, кто сможет оседлать эту тенденцию, или под грузом этой проблемы окажется на задворках человеческой цивилизации. Можно с очень большой уверенностью утверждать, что практически все африканские страны уже там, без всякой возможности выйти из этого тупика развития. Там же страны Латинской Америки и Центральной Америки, очень большое количество стран, принадлежащих к исламской цивилизации. Точнее, надо было бы перечислить те страны, кто сможет пройти этот этап развития без больших потерь. Их не так много. Россия находится в пограничной области. Тут много, очень много лишних людей, но и с ростом численности пока нет больших проблем. Но есть один очень существенный момент. При очень большом отставании в технологическом развитии от передовых стран Россия имеет огромные территории, где есть много природных богатств, а это при любом раскладе имеет большую ценность в условиях, когда армия "лишних" людей будет давить на пути развития страны.

    И в какой-то момент Россия встанет перед проблемой своего существования. Что может дать Россия в обмен на то, что производят развитые страны, когда основные богатства страны будут либо исчерпаны, либо просто потеряют свою ценность? Ничего! Останется только армия "лишних" людей, которых не будут знать куда подевать. Можно, конечно, начать войну, когда и численность уменьшат, да и как-то займут эту армию. Но это все равно временное решение.
    А.Поц.

    • Анонимно
      2.05.2018 12:44

      УСЫ ГРУДИНИНА
      Не боись:

      Отправляясь из жизни в дорогу,
      Дам вам истину, словно на блюде:
      "Нас, людей, на Руси очень много,
      И, как правило, "лишние люди".

    • Анонимно
      2.05.2018 20:46

      Интересен один вопрос: кто и на каком основании будет решать кто лишний а кто нет? В свое время Ван Гог жил и умер в нищите и непонимании обществом, потом был признан гением. А какой-нибудь ушлый торгаш-воришка был, например, уважаемым членом тогдашнего общества, только что от него осталось после смерти?

      • Анонимно
        2.05.2018 21:01

        Да, вопрос интересный, но практического смысла не имеющий. Надо просто иметь в виду, что лет так через 70-100, все люди на Земле могут оказаться лишними. Угроза со стороны ИИ реальна. И в какой-то мере само человечество или человеческая цивилизация может оказаться некой промежуточной стадией более совершенной цивилизацией роботов и ИИ. Вполне возможно, что люди также впишутся в эту цивилизацию, но за счет имплантации новых и более совершенных органов, за счет симбиоза с машинным интеллектом, за счет генной трансформации. Но для этого потребуются как раз те самые деньги или принадлежность к особой касте власть имущих. А в той цивилизации гениальность Ван Гога или Достоевского будет уже не актуальна.
        А.Поц.

  • Анонимно
    2.05.2018 11:30

    Популизм делягинский,вариантов много,платит за все Кремль,почему-то уверен,что дача у него не в Подмосковье.

  • Анонимно
    2.05.2018 12:07

    У этого ыксперта бояре плохие только. А всё остальное норм.

  • Анонимно
    2.05.2018 12:56

    Все беды современной России начались с войны против независимости Ичкерии.

  • Анонимно
    2.05.2018 16:16

    СССР строя социализм от Ленина до Горбачева -с энтузиазмом народа России -создал страну - сохранявшую мир и спокойствие для народов мира =-разрушив СССР -с 1991 года воцарился и развивается
    махровый -ненавистный народу -чиновничье Олигархический капитализм, Президент РФ В,В,Путин вступая в четвертый срок президента РФ - прекрасно понимает что в условиях творимого беззакония -рассчитывать на выполнение заявленных целей и задач многократно публично заявленных гражданам России - без утверждения единственного закона ДИКТАТУРЫ ЗАКОНА -равного всем для исполнения - добиться позитивного развития России - просто невозможно, Леонид Поталицин,

  • Анонимно
    2.05.2018 20:33

    С какого бока это относиться татарам

    • Анонимно
      3.05.2018 07:18

      Потому что татары всегда воевали за этот мир, нафантазированный Делягиным. И всегда при этом были вторым сортом. Стесняясь говорить на своём родном языке, живя в советское время в деревнях с убитыми дорогами, а в столице своей - с трущобами около казанского кремля. И всецело поддерживая всё это. Осуждая западный образ жизни на комсомольских собраниях.
      А те же прибалты, открыто выражая своё антисоветие, прямо говоря в тех же 70-х годах ХХ века - что они не будут никогда жить в совке, в то же время проводили огромные фестивали национальной культуры и своего языка. И прекрасно финансировались при этом Союзным бюджетом и Политбюро ЦК КПСС. Строя у себя коттеджи европейского типа и проводя свободное время в кабаре с танцовщицами типа Вайкуле....

  • Друзья мои!!
    Поправлю читателя автора комментария в первых рядах.
    Конечно "Бабицкий" это птичка воробей мельче калибром чем господин Д.Э.Н. Делягин.
    Бабицкий это журналист и мышлением не выехал из МЕСТЕЧКОВОГО.
    Всё МЫШЛЕНИЕ и СУЕТА жизненная у него как у людей из его Великой этнической Родины, то бишь Великого Израиля.
    А Делягин из интеллигентной Русской семьи.
    Но вот читаю его труды и прочие высказывания и не отхожу от впечатления того что КАКОЙ ТО он МАЛЬЧИШЕСКОГО мышления.
    То есть такой рано повзрослевший, ХИТРЫЙ, не до конца из-за молодости ГЛУБОКИЙ в мыслях человек.
    Но взрослеет!
    Позиция его постоянно деструктивная по отношению к власти.
    Но! при встречах с этой властью он ЛАСТИТСЯ..
    Что вводит в заблуждение о происхождении и ИСТОЧНИКАХ финансирования деятельности этого явления как Уважаемый ГОСПОДИН Делягин.
    Михаил Вы кто???
    Михаил Вы из каких источников получаете ЗАРПЛАТУ???
    Просветитель Татарского народа.

  • Михаила Делягина слушать всегда интересно. И лично его мнение мне бывает ценным. Однако, не всегда могу с ним согласится, принципе.
    1. Согласен, сознание как отдельного человека, так и общества можно изменить искусственно. Но, только лишь в том случае, если человек или общество в целом отказывается следовать строго существующим принципам. Или, как говорили марксисты - определённым законам диалектики.
    Ведь ещё Наполеон говорил: кто не хочет содержать свою армию, будет содержать другую. Разве это не принцип?
    Так вот, перефразируя чуть Наполеона, можно сказать: кто не хочет содержать свою страну и кормить свой народ, тот будет содержать чужую страну и кормить чужой народ. Разве сейчас с Россией и в России не то же самое происходит?
    2. Ругать Запад не корректно я считаю Ибо Запад разный. В нём существую как гуманисты, так и отъявленные аферисты. Нашим Рулевым всегда нравилось, при выстраивании отношений, общаться с последними. Вот и получили, то что получили.
    3. Наши Рулевые по сути в своей стране осуществляют практику КУХОННОГО БОКСЕРА, то есть ДОМАШНЕГО ТИРАНА.
    Все свои неудачи он вымещает на народе. Так же как и домашний тиран за свои промахи лупит не своих оппонентов и себя по голове, а своих домочадцев. И от этого получает ещё удовольствие, на уровне САДИСТОВ.
    4. И если, допустим, ваши соседи замечают за вами такую наклонность, то какой бы вы не были замечательный для них, отношение к вам всё равно останется крайне отрицательным.
    5. И потом, у нас опять проблемы с терминами. Ибо те, кто себя называет ПАТРИОТАМИ, по факту, выполняют лишь роль СУТЕНЁРОВ. Систематически подкладывая под других то страну, то её народ.

  • Анонимно
    3.05.2018 10:21

    Получив оплеухи и унижения на международной арене, Россия «уходит в себя». Ни атака на свободный Интернет, ни политические события в Ереване не впечатлили российское гражданское общество.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль