Культура 
6.05.2018

«Сейчас дошло до того, что не осталось нормальных песен на татарском языке»

Вокальные таланты Артур и Эльза Исламовы об учебе у Альбины Шагимуратовой, рок-дуэте с Салаватом и реакции в Китае на романсы Рустема Яхина

Певцы Артур и Эльза Исламовы, окончив Казанскую консерваторию, поступили в Академию молодых певцов Мариинского театра, однако вернулись из Питера в Казань, чтобы работать вместе с выдающейся оперной примой. Теперь они среди главных вокальных надежд республики. Супружеский дуэт рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, чем китайская опера похожа татарскую, какова судьба культовой группы «Алканат» и есть ли в Татарстане музыкальные продюсеры.

Артур и Эльза Исламовы с Альбиной Шагимуратовой «Альбина – выдающаяся личность, известная по всему миру, владеющая техникой виртуозного итальянского пения. Уроки ее для нас бесценны» (на фото: Артур и Эльза Исламовы с Альбиной Шагимуратовой)

«МЫ ЗАКАНЧИВАЕМ АСПИРАНТУРУ У ВЫДАЮЩЕЙСЯ ПЕВИЦЫ И ЛИЧНОСТИ – АЛЬБИНЫ ШАГИМУРАТОВОЙ»

– Артур, Эльза, правильно ли понимаю, что у вас, уже известных артистов, накануне нашего разговора был самый настоящий экзамен?

Эльза Исламова: Да, концерт-экзамен в аспирантуре Казанской консерватории, на котором мы пели большую сольную программу, состоящую из 24 произведений, каждому достается по 12 номеров. Мы должны раз в год давать по такому выступлению, и это всегда очень тяжелый и напряженный – эмоционально и психологически – концерт. Вход на него свободный, могут приходить все желающие. Так что приходят и простые зрители, и студенты, и члены профессорского состава консерватории, которые нас оценивали. Забегая вперед^ все прошло удачно.

– Ваш главный консерваторский педагог Альбина Шагимуратова смогла присутствовать?

Э.И.: Конечно. Она готовила нас для того, чтобы мы отпели сложнейшую программу, которая под силу далеко не каждому. Здесь была русская музыка, зарубежная, татарская и даже китайская, что произвело огромное впечатление на публику, так как китайские арии и романсы они не слышали еще нигде. В конце мы спели с Артуром дуэтом.

Всегда трудно исполнять программу, которая состоит из арий и романсов, потому что это два разных жанра, соответственно, две разные подачи по технике, много различий. В этой работе нам очень помогает наш концертмейстер, заслуженная артистка РТ Алсу Барышникова, она грамотный пианист и настоящий профессионал своего дела. Кстати, в этом году мы заканчиваем аспирантуру – и заканчиваем, действительно, у выдающейся певицы и личности Альбины Шагимуратовой. Заканчиваем с большим успехом.

– Недавно перед концертом с ГСО РТ в Казани Шагимуратова рассказывала, что у нее сейчас два аспиранта, которыми она очень довольна, «мальчик и девочка». Получается, что оперная прима говорила о вас?

Э.И.: Да, это мы – «мальчик и девочка». (Смеется.)

– Насколько интенсивно проходит работа с Шагимуратовой, учитывая ее постоянную занятость, выступления на разных континентах? Часто ли приходится общаться, к примеру, по Skype?

Э.И.: Сейчас время высоких технологий, и общению не мешает почти ничего – никаких границ нет. Мы постоянно находимся с ней на связи, все время советуемся, часто, действительно, занимаемся через интернет, телефонные разговоры постоянно происходят, мы приезжаем к ней в Москву, когда у нее есть время. Занимаемся и в Казани, когда она приезжает на концерты, – в общем, связь у нас постоянная. Знаете, мы уже прошли огонь и воду, нам не нужно долго объяснять, так как база знаний уже была заложена во время учебы в консерватории педагогами. Жизнь, видимо, нас научила быстро понимать, запоминать и быстро делать. Сейчас такое время, когда некогда сидеть несколько лет на одном месте, учить что-то одно, все происходит быстро, и Альбина Анваровна нам в этом очень помогает.

Артур Исламов: Безусловно, это ценные уроки, потому что Альбина – выдающаяся личность, известная по всему миру, владеющая техникой виртуозного итальянского пения. И она все это передает нам на наших уроках, которые для нас бесценны. Мы стараемся все это ухватывать в кратчайшие сроки, потому что времени мало.  

– Вы сами вышли на Шагимуратову? Были ли у нее ученики до того, как она стала вашим педагогом?

Э.И.: Она нас прослушивала, отбирала. К отбору аспирантов относится очень щепетильно, проверяет и интеллектуально, и музыкально. Просто так невозможно к ней попасть. У нее в Казани и до этого были ученики: Венера Протасова, Айгуль Хисматуллина, Айсылу Сальманова. Теперь мы.

Артур Исламов Артур Исламов: «Мне близка татарская песня, я хочу создавать ее» Фото: Сергей Елагин

«ЕСЛИ В ТВОЕЙ ТЕХНИКЕ НЕ ХВАТАЕТ ИТАЛЬЯНСКОЙ ШКОЛЫ, ЕЮ НУЖНО ОВЛАДЕТЬ»

– Аспирантура, когда речь идет о «мирных профессиях», ассоциируется прежде всего с сидением в архивах, библиотеках, написанием не всегда интересных научных работ. Как это происходит у оперных певцов?

Э.И.: У нас так же все официально: мы изучаем материалы, ходим в библиотеки, работаем с архивами. Как и все аспиранты, пишем научную работу.

– То есть планируете защищать диссертации?

А.И.: Сначала нужно написать научную работу. Затем, если будет желание, можно пойти по научной практике дальше.

– Это вообще не мешает, когда твой основной род занятий немного иной?

Э.И.: Конечно, это занимает много времени... Но развитие вокалиста должно заключаться не только, как у нас любят говорить, в одних резонаторах. Когда певец хочет быть профессиональным музыкантом, хочет дальше развиваться, он также должен разбираться и в истории музыки, знать о ее зарождении, развитии, настоящем, да и размышлять о будущем.

– Какие темы у ваших нынешних научных работ?

Э.И.: Моя работа касается развития вокального искусства в России конца XIX века. Я рассматриваю такое старинное печатное издание – «Русская музыкальная газета». По ее материалам анализирую, как развивалась вокальная школа в России, какие были певцы, какая была техника, как раньше преподавали и как пели, почему наши певцы были востребованы за рубежом. Мне нравится этим заниматься, и это нисколько не мешает моему вокальному творчеству, только помогает в развитии. 

– Артур, а ваша тема?

А.И.: Я далеко не стал ходить, решил взять оперу «Джалиль».

– Благо сами выходите на сцену в одноименном спектакле казанской оперы.

А.И.: Да. Интересная тема, потому что последняя постановка была в 2011 году, и мне стало любопытно сравнить предыдущие версии, сравнить работы режиссеров, как работал сам Назиб Жиганов над спектаклем.

– Сколько было постановок «Джалиля» в театре оперы и балета им. Джалиля?

А.И.: Первая постановка оперы «Джалиль» была в 1957 году. Кроме того, спектакль обновлялся еще четыре раза.

– И что нового привнес режиссер последней версии Михаил Панджавидзе, кроме живых овчарок, проходящих через зрительный зал на сцену?

А.И.: Очень много. Он пересмотрел смысловую линию этой оперы, добавил множество нововведений. То есть у композитора идет одна последовательность картин, а у Панджавидзе – другая. Потом он ввел родной язык, то есть немцы говорят на немецком, казах поет на казахском, татарин – на татарском, а у Жиганова такого не было. Нововведением была и перередакция оркестровки питерским аранжировщиком. Они хотели даже изначально включить в состав оркестра живые барабаны, бас-гитару, гитару, то есть рок-состав.


– Почему от этой идеи отказались?

А.И.: Оперный театр технически не позволял это сделать, в яме не очень много места.

– Ахмед Агади – нынешний казанский Джалиль, он первый не татарин, кто поет в казанской опере эту партию?

А.И.: Самым известным исполнителем этой партии был Идеал Ишбуляков. Да, получается, что Агади первый, но он казах – все равно близкий к татарскому язык, так что с этим проблем нет.

– Возвращаясь к учебе. Получается, что оперный певец, как и врач, учится до 30 лет. И по-другому быть не может?

Э.И.: Потому что голос формируется.

А.И.: Даже не то, что до 30 лет, всю жизнь нужно учиться.

– Но здесь речь об официальной учебе, пусть и о поствузовском образовании.

А.И.: Смотрите, все зависит от техники, какую школу ты получил изначально. Если в твоей технике не хватает итальянской школы, ею нужно овладеть, потому что без этого ты раньше закончишь. Не владея этой техникой, можно сказать, у тебя карьеры не получится. Она может даже и не начаться.

Эльза Исламова Эльза Исламова: «Я бы хотела похвалиться, что для моего голоса написаны самые красивые, самые востребованные партии» Фото: Сергей Елагин

«В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ БОЛЬШАЯ ТРУППА, ОЧЕНЬ МНОГО СОЛИСТОВ, ПОЭТОМУ И ЖДАТЬ ПРИХОДИТСЯ ДОЛГО»

– Вы ведь вдвоем уже уезжали из Казани, учились и работали в Академии молодых певцов Мариинского театра, которую возглавляет Лариса Гергиева. Почему решили вернуться?

Э.И.: Мне всегда нужна новая подпитка, подпитка эмоциональная, подпитка в знаниях, в формировании моего голоса. И когда я узнала, что выдающаяся певица преподает у нас в консерватории...

– Получается, что от Гергиевой «сбежали» к Шагимуратовой?

Э.И.: Я бы не сказала, что мы «сбежали». Мы закончили стажировку, остались в хороших отношениях с Ларисой Гергиевой. Она отпускает своих студентов, учеников, солистов развиваться дальше, петь где-то, продолжать обучаться, проходить стажировки. В этом отношении Гергиева поддерживает всегда. Мы для себя решили, что теперь нужно развиваться дальше и усовершенствовать свое вокальное мастерство у обладательницы школы belcanto.

– Но, кажется, что в Мариинке изначально намного больше перспектив. Там три площадки, более тысячи спектаклей в год, наверняка для всех найдется работа.

А.И.: Все зависит от самого исполнителя, мы просто не ограничиваем себя одним театром. В Мариинском театре огромное количество постановок, большая труппа, очень много солистов, поэтому и ждать приходится долго. А я не могу просто сидеть и ждать.

Э.И.: И в этом мы с Артуром похожи – все время должны себя реализовывать и как-то развиваться. Кажется, что времени так мало, а хочется так многого.

– В Мариинке не встречали наших людей – тех, кто из Татарстана или с татарскими корнями? Мне сразу на ум приходит имя баса Тимура Абдикеева, который, кажется, по-прежнему в труппе театра.

А.И.: Я с Тимуром в хороших отношениях, он сейчас живет в Париже. Я с ним недавно общался, он сказал, что изредка приезжает в Россию, только на свои спектакли и концерты.

– А не было желания попробовать себя где-то еще? Вот другая выпускница Казанской консерватории Влада Боровко сразу пробилась в молодежную программу «Ковент-гарден»?

А.И.: Да, конечно же, желание есть. В дальнейшем еще очень много планов, о которых мы расскажем, когда они осуществятся!

– Как думаете, ваш педагог все-таки человек со связями, – поспособствует она карьере своих учеников?

А.И.: Будем надеяться, что она нас не бросит.


«СЕГОДНЯ ВСЕ ПЕВЦЫ СПОКОЙНО РАЗЪЕЗЖАЮТ ПО МИРУ»

– Артур, вы штатный солист казанской оперы. Эльза, а у вас, грубо говоря, где сейчас лежит трудовая книжка?

Э.И.: Сейчас мне поступило предложение спеть главную роль в новой постановке театра им. Джалиля, но у меня еще есть время для размышлений. А после консерватории я работала в Академии Мариинского театра, там еще и лежит трудовая книжка.

– И каким вы видите свое будущее по окончании аспирантуры?

Э.И.: Мы будем выезжать в разные театры, на прослушивания в Европу... Сейчас много таких предложений из разных театров мира и России. Просто надо выезжать, не сидеть на одном месте. У нас большие творческие планы, как в оперном жанре, так и в концертной деятельности не только в России, но и за рубежом.

– Тут возникает такая тонкая тема: а как быть с казанским театром оперы и балета, с репертуарными спектаклями?

А.И.: Это не мешает друг другу. Сегодня все певцы спокойно разъезжают по миру: сегодня в Америке, завтра в Китае. Вы знаете, что и у нас часто поют приглашенные артисты. Это и есть наша профессия. Руководство оперного театра все это понимает и наши планы одобряет. К тому же в Казани не каждый день спектакли идут, а надо работать всегда, поддерживать форму.

– Агентом уже обзавелись? Ваш коллега по театру, танцовщик Олег Ивенко говорил, что без агента в Европе с вами могут даже не начать разговор.

А.И.: Да, конечно, иметь своего агента сейчас важно, но сложно. Для этого нужно подготовить определенный репертуар, и у каждого агента свои требования, которые не всегда совпадают с желанием и возможностями исполнителя.

 С финалистами международного конкурса оперных певцов в Китае «Это мировой оперный конкурс и, на мой взгляд, это была кровавая битва. Изначально китайцы задумали создать конкурс уровня конкурса Чайковского. Были приглашены звезды первой величины в мире оперы в качестве членов жюри. Была заявлена сложнейшая программа для исполнения» (на фото: с финалистами конкурса оперных певцов в Китае)

«ЗНАЕТЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО, КАК ИЗВЕСТНО, НА КОНКУРСЕ НУЖНЫ ЛИБО СВЯЗИ, ЛИБО ДЕНЬГИ»

– Эльза, в начале года вы удачно выступили на престижном конкурсе в Харбине, который транслировал телеканал Medici.tv, но это мало кто заметил в Казани. Расскажите о самом конкурсе и вашем в нем участии.

Э.И.: Это мировой оперный конкурс и, на мой взгляд, это была кровавая битва. (Смеется.) Организатор его – крупная фигура, это Петер Гроте, который организовывает конкурс имени Чайковского и еще множество самых известных мировых оперных конкурсов. Изначально китайцы задумали создать конкурс уровня конкурса Чайковского. Были приглашены звезды первой величины в мире оперы в качестве членов жюри. Была заявлена сложнейшая программа для исполнения.


– Это был конкурс вокалистов или шире?

Э.И.: Шире, там участвовали и пианисты, и скрипачи. В вокальном конкурсе в жюри Кири Те Канава, Ольга Бородина, прекрасно нам известный Михаил Казаков, Роберт Холл, Паоло Кони, Элеонора Розенберг – она руководит труппой в Метрополитен опера. В общем, множество звезд.

Конкурс проводился в четыре этапа. Первый этап – отбор по видео, Петер Гроте лично их отсматривал. В моем видеоролике была сложная программа, состоящая из шести произведений. В итоге мне посчастливилось – меня отобрали. Следующие три этапа проходили уже в Харбине. Первый тур конкурса включал в себя шесть произведений, второй – восемь, а третий – уже исполнение с оркестром. Конкурс был очень сложен эмоционально, психологически, я уже не говорю о сложности в исполнении, потому что подбирается репертуар не школьного уровня. Даже разница во времени имела значение, часовой пояс: у нас ночь, там день. Во время конкурса был просто невыносимый холод – минус 30, минус 40, а ощущается как минус 60, для певцов это настоящее испытание.

В центре - Ольга Бородина и Михаил Казаков «Жюри высказали положительные для меня отзывы, самое важное из этого – услышать, что твой голос полетный и способен озвучить зал. Такое услышать – это награда» (на фото в центре Ольга Бородина и Михаил Казаков)

– То есть времени не было адаптироваться?

Э.И.: Адаптация так быстро не происходит, голос-то привык к нашему часовому поясу. Так что на втором туре мне в итоге пришлось петь в шесть утра. Это очень рано для голоса. Многие участники, что иллюстрирует конкурс, не выдерживали нервного накала перед прослушиваниями и отказывались от участия, прямо выходя на сцену или во время исполнения. Ведь идет прямая трансляция на Medici.tv, твое пение слышит весь мир. Это волнительно. И член жюри Кире Те Канава деликатно всем отвечала, что все в порядке, мы вас отпускаем, она как-то разбавляла накал. Вообще жюри следило за каждой ошибочкой, неверным словом, нотой: ошибки обходились тебе очень дорого.

Знаете, чаще всего, как известно, на конкурсе нужны либо связи, либо деньги. Даже если певец хорошо поет, для поддержки его кто-то должен вытаскивать. А у меня не было никого. Наверное, меня спасала только любовь к сцене и к зрителям. А поддержку я чувствовала от своей семьи и педагогов, которые болели за меня на родине.

– А наш Михаил Казаков: Все-таки артист, непосредственно связанный и с Казанью и нашим оперным театром.

Э.И.: Он мне не мог помочь ничем. По условиям конкурса члены жюри не имеют права общаться с конкурсантами, да и я не была знакома с ним раньше. Я стала дипломантом этого конкурса. Организаторы решили не вручать первое место, и остались только второе, третье и четвертое. Для нас, шести финалистов, это было очень непонятно и несправедливо.

– Ведь так бывает, если жюри считает, что нет кого-то супердостойного, то гран-при не вручается.

Э.И.: Я с этим не согласна, потому что соперники были очень сильные, певцы со всего мира. Многие пели в известных театрах, имели огромный багаж выступлений. Моими соперниками были певцы из Канады, Германии, Италии, Франции, Беларуси, России, Монголии и Китая. Многие были лауреатами самых престижных конкурсов мира.

– А был разговор с членами жюри о ваших перспективах?

Э.И.: Да, для меня было большой наградой, что жюри пообщалось со мной, они высказали положительные для меня отзывы, самое важное из этого – услышать, что твой голос полетный и способен озвучить зал. Такое услышать – это награда.

– А недостатки жюри отметило?

Э.И.: Сказали, что необходимо расширить репертуар партиями Верди и Вагнера помимо лирического, в Европе это ценнее всего. Я это учла, и сейчас уже начинаю над этим работать.


– Китайские арии в вашем репертуаре тоже из Харбина?

Э.И.: Китайские арии и романсы были заявлены в условиях конкурса. У китайцев необычайно красивая музыка, близкая к татарской. Ведь в основе заложена наша родная пентатоника. Я также исполняла романсы Рустема Яхина. А как же без них? Это практически неотъемлемая часть в репертуаре татарского певца. Успех был огромный. Сама Кири Те Канава улыбалась мне с кресла жюри. Зрительный зал обрушил шквал аплодисментов после исполнения. У меня появилось много поклонников, они даже приносили мне подарки за кулисы. Это очень приятно...

– У вас, наверное, еще не закончился период конкурсов?

Э.И.: Пока еще нет. Конечно, дальше будем думать, конкурсный возраст еще не закончился.

«Концепцию дуэта мы с Эльзой прорабатывали очень тщательно. Мы хотели, чтобы дуэт прозвучал очень проникновенно, в лучших традициях татарского песенного жанра»Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАЧИНАТЬ НАДО С ИТАЛЬЯНСКОЙ МУЗЫКИ, ЧТОБЫ ГОЛОС РАСКРЫВАЛСЯ, ФОРМИРОВАЛСЯ НА НЕЙ»

– Вообще, оперный певец до какого возраста еще считается молодым?

А.И.: Все зависит от правильной вокальной школы. Если голос звучит свежо и молодо, то и в 70 можно спеть Онегина.

– Какие ваши коронные партии, с которыми собираетесь покорять Россию и Европу?

Э.И.: У меня лирические партии. Я бы даже хотела похвалиться, что для моего голоса написаны самые красивые, самые востребованные партии: Мими в «Богеме», Лиу из «Турандот», Микаэла из «Кармен», Памина, Сюзанна, Иоланта, Маргарита в «Фаусте» и так далее.

А.И.: А у меня моцартовский репертуар. Мой голос больше раскрывается в его произведениях, в дальнейшем будет и Верди. Расцвет баритонов приходится на 30–45 лет, а у Верди – возрастные партии.

Э.И.: Я хочу подчеркнуть, что у Артура очень удачно прошли гастроли в Голландии с театром имени Джалиля, он исполнял главную партию Папагено в опере Моцарта «Волшебная флейта». Был огромный успех, его голос прекрасно звучал в этой партии.

А.И.: Да, так получается, что тембрально он ложится под эту музыку, под оркестр. У меня, я считаю, довольно мягкий баритон, а у Моцарта больше как раз лирика, очень мелодичная музыка. Ну а дальше время покажет.

... «Восхищаюсь творчеством наших русских баритонов, а подражать никому не люблю, я всегда ищу свое» Фото: «БИЗНЕС Online»

– Помню, с вами как-то беседовали во время фестиваля «Казанская осень» Александра Сладковского. Там вы исполняли арию Евгения Онегина и не исключали для себя появления в этой партии в спектакле театра имени Джалиля.

А.И.: Пока нет, потому что я готовлю роли больше из итальянского репертуара.

– Например, Белькоре из «Любовного напитка»?

А.И.: Очень хорошая партия, бельканто – это как раз мое.

Э.И.: Вообще, начинать надо с итальянской музыки, чтобы голос раскрывался, формировался на ней. Все-таки именно она стояла у истоков оперного жанра.


«ДА, «АЛКАНАТА» БОЛЬШЕ НЕТ, НО ПЕСНИ ЭТИ БУДУТ ЖИТЬ»

– Вы уже четко определились с тем, что ваше будущее – это оперное искусство?

А.И.: Это очень сложная профессия, нужно быть фанатиком. Все зависит от желания самого певца. Но я не ограничиваю себя только классикой, кроме этого я занимаюсь песенным жанром, как профессиональный музыкант аранжирую композиции, пишу музыку.

– Я к тому, что есть татарская эстрада, на которой люди с вашим профессиональным уровнем, конечно, могут себя проявить. Вспоминаю ваш дуэт на «Үзгәреш җиле – 2»: вы пели Яхина, и это было замечательно.

Э.И.: Если мы хотим, чтобы уровень татарской эстрады вырос, то исполнители должны быть профессиональными певцами в первую очередь.

А.И.: Да, концепцию этого дуэта мы с Эльзой прорабатывали очень тщательно. Мы хотели, чтобы этот дуэт прозвучал очень проникновенно, в лучших традициях татарского песенного жанра.

– Вот Филюс Кагиров объяснял свой выбор в пользу эстрады тем, что опере нужно отдаваться полностью, а он не может пока себе этого позволить.

Э.И.: В этом есть доля правды.

А.И.: Да, но если ты хочешь идти по этому пути, идти фанатично, то все будет. Но мне близка и татарская песня, повторюсь: я хочу создавать ее и параллельно занимаюсь этим, создаю новые песни.


– Где вы их исполняете? Ведь ваша группа «Алканат» официально распалась.

А.И.: Пока нигде не исполняю. Мы с моим другом и коллегой по «Алканат» Ильназом Гараевым, автором всех текстов песен группы, также продолжаем наше творчество. Просто сейчас я готовлю свой сольный проект, это будет тоже живой состав, живые инструменты, не скажу, что это будет татарский рок, но недалеко от рока. Скоро, я думаю, состоится презентация одной композиции.

Э.И.: Такая маленькая затравочка. Новая песня Артура – я ее, конечно же, уже слышала – очень трогает душу, в ней есть эмоционально-психологический накал. Она волнует сердце, безумно талантливое сочетание музыки и слов.

А.И.: Я к тому, что мое творчество как музыканта в песенном жанре никуда не делось, я все продолжаю делать.

– На мой взгляд, история «Алканата» – это все-таки грустная история. Вроде бы все балдели, когда слушали, а раскрутить группу так и не получилось. Хотя рок на татарском – это само по себе интересно, к тому же мало кто из рок-коллективов может похвастаться, что у них на вокале профессиональный оперный певец.

А.И.: Мы ведь все это могли сделать сами...

– То есть сами виноваты, не проявили настойчивость?

А.И.: Мы начинали «Алканат» подростками, и это было нашим юношеским увлечением. У нас никогда не было цели создать коммерческий продукт, все песни создавались от души и исполнялись вживую, а мы, в свою очередь, тонули в энергии рока. Сейчас же мы взрослые люди, и у каждого есть своя жизнь. У меня же это карьера профессионального певца. Да, «Алканата» больше нет, но песни эти будут жить.


«МЫ ЗАПИСАЛИ ПЕСНЮ «ЯЗМЫШЛАР» С САЛАВАТОМ. Я ДУМАЮ, ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОЛУЧИЛОСЬ»

– Артур, вы ведь из Актаныша. Ни для кого не секрет, что оттуда вышли многие представители нынешней татарстанской элиты, включая Минтимера Шаймиева. Честно – неужели никто не хотел помочь земляку?

А.И.: Я отношусь к категории тех людей, которые всего добиваются сами. Конечно, есть добрые люди, которые готовы протянуть руку помощи. Спасибо им за это!

– Никто из татарских продюсеров на вас не выходил еще во времена «Алканата»?

А.И.: А у нас есть продюсеры? (Смеется.)

– «Барс медиа», Рифат Фаттахов, был Ильфак Шигапов...

А.И.: Я со всеми знаком, но ездить по деревням с таким жанром – немного своеобразно. Все-таки рок – это немножко другое.

– А как вы относитесь к новой татарской альтернативной музыке, то, что делают Yummy Music, например? Наверняка все это ваши знакомые, друзья...

А.И.: «Альтернатива» – такое слово... Когда мы начинали проект «Алканат», это слово только появилось как альтернатива татарской попсе. Не знаю... Сейчас дошло до того, что не осталось нормальных песен на татарском языке. Чтобы взять и спеть песню – нет такой. Мы пришли к тому, что надо заново сочинять песни, которые будут жить, во-первых. Во-вторых, повторю: людям петь нечего. Взять и напеть какую-то мелодию от души, для души – скажите, какую? Нет на сегодня таких. И я себе поставил цель – создать такие композиции. Мы записали песню «Язмышлар» с Салаватом, я думаю, очень хорошо получилось. И она будет жить, я в этом уверен. Вот такие произведения хочется создавать, чтобы эти песни были у татарского народа и для татарского народа, как и наши ранние произведения, которые пели наши матери.

– А куда они делись, эти татарские песни?

А.И.: Не могу объяснить. Раньше писали профессионалы, может... Не знаю.

– Вы участвовали в опере «Кара пулат», участвовали в постановке оперы «Тюляк». Почему эти произведения не могут дойти в Казани до массового зрителя, попасть полноценно в репертуар театров?

А.И.: Думаю, что это связано с нехваткой пропаганды татарского оперного искусства.

... «Хотелось бы познакомиться и пообщаться с теми, на записях которых мы выросли, – они вдохновляют» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ДУМАЮ, ЧТО С ДОМИНГО МЫ ЕЩЕ ПООБЩАЕМСЯ»

– За кем-то будете следить из тех певцов, кто выступал в Харбине?

А.И.: Из тех, за кем мы следим, – они сидели в жюри. (Смеется.) Сейчас просто такое время, что хороших певцов, как та же Кире Те Канава, стало заметно меньше.

– Вот и Олег Ивенко говорит, что балетные артисты теперь не те, что были во времена Нуриева, Барышникова. Все мельчает?

А.И.: Я связываю это и с тем, что сейчас оперная музыка не востребована, как, скажем, электронная. Мы живем во время электронной музыки. И классных педагогов стало заметно меньше. По пальцам можно их пересчитать, и тебе очень повезет, если ты найдешь стоящего педагога той итальянской школы. Знаменитый Владимир Атлантов пишет в своей книге, что итальянская школа кончилась, когда маэстро Барра умер. Из Большого театра певцов в советское время отправляли к нему на стажировку в Италию, где они овладевали этой школой.

– А из современных баритонов есть у вас какие-то образцы для подражания?

А.И.: Я прежде всего восхищаюсь творчеством наших русских баритонов конца XX века – это Мазурок, Магомаев, Чернов, Хворостовский, итальянских мастеров Бастианини, Каппуччилли. А подражать никому не люблю, я всегда ищу свое.

– Эльза, а у вас среди нынешних лирических сопрано?

Э.И.: В основном я слушаю и восхищаюсь певицами золотого века. Но и из современных сопрано могу выделить Анну Нетребко, Альбину Шагимуратову, Надин Сиерра, Соню Йончеву...

Но раньше, когда пели оперные певицы, в их исполнении чувствовалась душа. Возможно, время было такое, они многое пережили, многое могли донести до зрителя, прожить на сцене так, как не проживали этого в жизни. Это даже можно услышать через аудиоисполнение. А сейчас можно видеть в интернете или присутствовать на спектакле, но, к сожалению, не ощущать ничего.

– Накануне старта чемпионата мира по футболу на Красной площади пройдет оперный гала-концерт. Маэстро Гергиев, оркестр Мариинского театра и певцы – Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Роберто Аланья, Ильдар Абдразаков, Альбина Шагимуратова, Аида Гарифуллина. Половина солистов – наши люди!

Э.И.: Это достойные люди. Безусловно, у нас очень богатая нация на голоса, на талантливых людей.

– Есть ли у вас профессиональная мечта?

А.И.: Конечно, есть. У меня большая мечта – поработать с лучшими дирижерами мира.

Э.И.: Хотелось бы с ними поработать, а также с итальянскими дирижерами, режиссерами, например с Франко Дзеффирелли или познакомиться с Пласидо Доминго, Миреллой Френи, пообщаться с ними. С теми, кто из той эпохи оперы, на записях которых мы выросли, –  они вдохновляют.

А.И.: Я думаю, что с Доминго мы еще пообщаемся...

Артур Муллаянович Исламов родился 13 января 1988 года. Начал свое музыкальное образование в ДМШ города Актаныша РТ. В 2003 году он поступил в Казанское музыкальное училище им. Аухадеева на факультет народных инструментов по специальности «баян». С 2005 года параллельно занимается вокалом и в 2007 году поступает в Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова на кафедру вокального искусства по специальности «академическое пение» в класс заслуженной артистки РФ, народной артистки РТ, доцента Хайрутдиновой Клары Акрамовны.

За годы учебы в консерватории совершенствует свое мастерство в исполнении народной музыки и овладевает классическим репертуаром, который демонстрирует на многих концертах и конкурсах:

  • Первый всероссийский музыкальный конкурс (Москва, 2010, диплом)
  • Третий международный конкурс камерных певцов и концертмейстеров им. Яхина (Казань, 2011, I премия)
  • Награжден премией народного артиста СССР Б.А. Покровского в номинации «За успешное постижение профессии актера» (2012) 
  • Участие в I международном конкурсе Vissi Darte (Чехия, 2012, II премия)

C 2010 года был принят в труппу ТГАТОиБ им. Джалиля солистом.

С 2012–2014 года – солист академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

В 2013 году стал лауреатом I степени международного конкурса им. Лисициана (Владикавказ, номинация «Камерное пение»).

В 2015 году участвовал в международном фестивале оперного искусства TURKSOY.

В 2016 году поступил в аспирантуру КГК им. Жиганова в класс народной артистки РТ, заслуженной артистки РФ Альбины Шагимуратовой.

Ведет активную концертную деятельность, участвует в благотворительных мероприятиях. Работал с такими дирижерами, как Александр Сладковский, Ренат Салаватов, Алла Москаленко, Марко Боэми, Михаил Плетнев и многие другие.

Эльза Евгеньевна Исламова родилась 23 февраля 1989 года в городе Казани Республики Татарстан. В 2004 году окончила ДШИ №9. В 2006 году окончила среднюю общеобразовательную школу №84 с углубленным изучением иностранных языков.

В 2005 году поступила в Казанский музыкальный колледж имени Аухадеева. Занималась на отделении академического вокала в классе Т.М. Яковлевой. 

В 2008 поступила в Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова, на факультет академического вокала в класс заслуженной артистки РТ, профессора  Н.П. Варшавской. В 2013 году закончила КГК им. Жиганова с отличием. 

В оперной студии при КГК им. Жиганова участвовала во многих спектаклях и постановках опер, исполняла партии зарубежных, русских, татарских композиторов.

Работала с такими дирижерами, как Лео Кремер, Павел Ландо и многими другими.

Занимала призовые места на различных конкурсах:

  • В 2009 году стала лауреатом I степени всероссийского конкурса «Студенческая весна» (Казань).
  • Лауреат I степени международного конкурса «Содружество талантов» (Казань, 2009).
  • В 2012 году стала лауреатом I степени международного конкурса Viva Music (Казань).

В 2013 году стала солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Санкт-Петербург. 

В 2013 году стала лауреатом III степени международного конкурса им. Лисициана (Владикавказ, номинация «Оперное пение»).

Лауреат  II степени международного конкурса им. Лисициана (Владикавказ, 2013, номинация «Камерное пение»).

В 2015 году участвовала в международном фестивале оперного искусства TURKSOY.

В 2016 году поступила в аспирантуру КГК им. Жиганова в класс народной артистки РТ, заслуженной артистки РФ Альбины Шагимуратовой.

В 2018 году стала дипломантом международного конкурса оперных певцов в Китае.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (141) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.05.2018 09:13

Слушал недавно татарское радио, там один «певец» под убогий синтезатор, повторил один и тот же припев 12 раз, меня чуть не вытошнило....

  • Анонимно
    6.05.2018 09:13

    Слушал недавно татарское радио, там один «певец» под убогий синтезатор, повторил один и тот же припев 12 раз, меня чуть не вытошнило....

    • Анонимно
      6.05.2018 09:29

      Точно. А что не клип - мелодии на старый лад и обязательно набережная Казанки. Как то по разнообразнее надо быть.

      • Анонимно
        6.05.2018 13:08

        В Китае все "падают" от казахов. Наиболее популярным в Китае из стран СНГ сейчас является казах Димаш Кудайберген. Прекрасный диапазон вокальный, современные аранжировки. Свободно поёт на китайском, английском, русском, турецком языках. Сногшибательные казахские композиции.

    • Анонимно
      6.05.2018 13:09

      09:14Вот бог дал вам терпение, это же надо 12 раз выслушать один и тот же припев. И ещё у вас талант по радио определять «убогий синтезатор». Марку синтезатора, не определи?

      • Анонимно
        6.05.2018 13:51

        Вы тот певец, точно...И какой у Вас синтезатор? ..уж откройте тайну...не стесняйтесь, чего уж Вы...

    • Анонимно
      6.05.2018 14:14

      Уровень эстрады соответствует общему уровню татарской культуры!

      • Анонимно
        6.05.2018 16:27

        Не защищаю татарскую культуру и эстраду, но и российская далеко не ушла. Сплошной примитивизм.

        • Анонимно
          7.05.2018 17:21

          полностью согласен,уж лучше татарскую эстраду слушать,чем российскую.

      • Анонимно
        7.05.2018 06:41

        25 лет свободы, нефтяных денег, суверенитета, который не только позволял всё и до сих пор держит подавляющее большинство руководства (причём всех уровней и направлений)
        - татар, а результат как был: москвич
        Ренат
        Ибрагимов и
        Салават, так и остался. Большие Дяди большое бабло заработают, а культура.... Это так, русских языку пытаться учить бестолково и всё. Одни прения, сессии, указания-постановления.

    • Анонимно
      6.05.2018 16:45

      Это не ваше. Больше включайте татарское радио. Не надо так грубо отзываться.

    • Анонимно
      6.05.2018 21:01

      Встречаются два еврея.— Слышал "Битлз", не понравилось. Картавят, фальшивят, чтотолько в них находят?— А где ты их слушал?— Мне Мойша напел.

      так вот, по одному гению не стоит делать выводы обо всем
      видел я одного тракториста, пьяный в усмерть за рулем болтался... все они такие, как они еще умудряются урожай собирать???

  • Анонимно
    6.05.2018 09:14

    Был в командировке на Кавказе в Кисловодске, в гостинице был канал с современными кавказскими песнями на разных языках. Был удивлён, что песни достаточно приятно слушать и клипы в большинстве своём сняты достойно и профессионально. Несколько лет прошло, до сих пор иногда на ютубе клипы запомнившиеся смотрю.
    Нашим бы взять это на заметку.

    • Анонимно
      6.05.2018 11:14

      На Кавказе в основном не пентатоника, а в татарской мелодии - именно пентатоника (5 нот вместо 7 в гамме)
      Поэтому конечно те песни более современными вам показались и на слух приятными.

      • Анонимно
        6.05.2018 14:17

        — То, что вы предлагаете, называется диверсией, понимаете? В любой стране это называют диверсионной операцией! — Терминологию мы не будем оспаривать. Мы только заберем... "Особенности национальной рыбалки".

  • Анонимно
    6.05.2018 09:19

    Песня с Салаватом- супер.Спасибо!

    • Анонимно
      6.05.2018 09:32

      Салават, по всем уважении уже в прошлом. Это уровень 90-х годов.

      • Анонимно
        6.05.2018 10:39

        Классика не стареет. В Российской эстраде в основном песни советских композиторов. Как известно великая эпоха рождает великих людей. А сейчас какая эпоха такие и песни.

      • Анонимно
        6.05.2018 12:54

        Салават занимает свою нишу. Места там всем хватает. Сейчас есть Филюс Кагиров, Ришат Тухватуллин, Айгуль Хайри, Гульсирин Абдуллина. Вот это элита и это настоящее и будущее татарской песни. Остальные быстро забудутся, как только перестанут петь.

      • Анонимно
        6.05.2018 13:02

        Тот, кто рассуждает о Салавате, как об уровне каких-то годов, наверное считает, что, например, Бетховен это вообще отстой - он же творил даже не в двадцатом веке )

        • Анонимно
          6.05.2018 20:52

          Вы конечно сравнили))) салавата с БЕТХОВЕНОМ))

        • Анонимно
          6.05.2018 21:40

          Бетховен- композитор, Салават- певец. Бетховен это на века, а Салавата лет еще на 50, а потом его забудут. Вот в этом понимается понятие классика.

          • Анонимно
            7.05.2018 09:30

            на 50 или на 5?!

          • Анонимно
            7.05.2018 09:47

            Спасибо культуроведу за разъяснение ))) А я думал, что Бетховен это такая собака из одноименного фильма.

  • Анонимно
    6.05.2018 09:21

    малоизвестный мир,праздник жизни за чужой счет.

  • Анонимно
    6.05.2018 09:28

    Мне кажется, что ребята несколько испортили систему координат в чужой среде раз они заявляют, что не осталось нормальных татарских песен для исполнения. Есть миллион татарских песен. Прекрасных. Которые можно без отрыва каждый день напевать. Я почти всегда пою за рулем татарские песни, начиная от " Был-был", кончая последней "Син дисен микэн" Анвара Нургалеева.

  • Анонимно
    6.05.2018 09:29

    Татарлар Алга!!!!!!

  • Анонимно
    6.05.2018 09:41

    Да просто в стране полный бардак-почему например ПЕВЦЫ стали так много получать-и почему другие профессии-тоже очень востребованные-оплачиваются копейками......так например в Сми-гонорары такие маленькие что на них и купить ничего нельзя и дают они не ежемесячно-так в солидной газете Республиканского масштаба-ВАТАНЫМ ТАТАРСТАН\Редактор Сяппаров\-один раз три месяца и более...........Пора бы и здесь упорядочить порядок и чтобы и композиторы получали соответственные гонорары- тогда и песни появятся интересные -осмысленные-а сейчас когда все кому не лень \УСТРЕМИЛСЯ\в пении и даже не имея голоса.....пора от слов переходить нашей ВЛАСТИ к делу.....и менять все к лучшему...и чтобы РОССИЯНЕ почувствовали что они отрываются от нищеты и приобретают силу ЖИЗНИ

    • Анонимно
      6.05.2018 11:14

      С таким языком, Вам не чаще одного раза в6 месяцев надо платить.

      • Анонимно
        6.05.2018 18:22

        Я ФОТОРЕПОРТЕР-и говорю ЯЗЫКОМ ФОТОАППАРАТА-это раз и еще я по крайне мере что-то пытаюсь ГОВОРИТЬ и ВСЕГДА ПО ПРАВДЕ-а вот то что происходит в ОАО\ТАТМЕДИА\это страх божий-Шамиль Абдюшев

      • Анонимно
        6.05.2018 18:54

        ДА ХРЕН С НИМ С МОИМ ЯЗЫКОМ-а вот если бы Вы знали что твориться в СМИ\ОАО-ТАТМЕДИА\дар речи потеряли.... и заработки намного больше Ваших на порядок...случайно встретил перед самой кончиной нашего самого верного и лучшего БЛАГОТВОРИТЕЛЯ Асгата Галимзянова на Колхозном рынке -я ему произнес несколько имен -и то что я услышал в ответ-лично для меня было ШОКОМ........на поверке оказалось что и его ДОИЛИ представители СМИ....немалыми деньгами-печатая в СМИ\ОАО-ТАТМЕДИА\как он в очередной раз дарит МАЛЫШАМ-АВТОМОБИЛЬ и другие ценные подарки.......и при этом сам проплачивает рекламный блок.......горе журналистам.......Считаю что правоохранительным органам пора оторвать свои ЗАДНИЦЫ и начать проверки.......

    • Анонимно
      6.05.2018 12:23

      09:41 У вас просто поразительное косноязычие. Я уже давно даже не пытаюсь прочитать ваш комментарий..

      • Анонимно
        6.05.2018 16:43

        12.23.Отвяньте от него. Для него русский -неродной язык.

        • Анонимно
          6.05.2018 18:29

          Видать в точку попал что завизжали ГЕНИИ-ПЕВЦЫ...которые многие только под ФАНЕРУ и поют что-то сносное и еще и еще получают за это неплохие АКЧА...ничего не долго веревочки......сколько конец Ваш придет-ГОРЕ ТАТАРСКОГО ПЕНИЯ

          • Анонимно
            6.05.2018 21:57

            знатный троль, жирный такой, столько еды прилетело. конечно во всем виноваты певцы, наживаются на народном горе. кстати примеры горя приведите.
            вот только из за них такое положение в стране. жалко не 30 е годы, а то можно было бы черкануть 2-3 доноса

          • Анонимно
            6.05.2018 21:58

            корректная версия - автор полностью не прав и выдает ложь за правду, так пойдет?

        • Анонимно
          7.05.2018 07:45

          Как ты точно попал-мой язык это РОССИЙСКИЙ ........и как не вспомнить крылатые слова недавно высказанные С Говорухиным-а НЕ РОССИЯНЕН-я РУССКИЙ......так напевать то и всю Россию профукаете........

      • Анонимно
        7.05.2018 07:40

        Правильно-если бы наши ЧИНОВНИКИ не трепались КОСНОЯЗЫЧИЕМ....и думали немножко и о ЛЮДЕЙ то и Россия давно бы проснулась от сна -а пока они они сидят в ШАЛАШАХ....и подсчитывают своим непосильным трудом заработанные ОГРОМНЕЙШИЕ БАБЛА.....позабыв свой народ..........Мы катимся все ниже и ниже....

  • Анонимно
    6.05.2018 09:54

    Немного лукавят ребята,в академической среде,тем более в опере,вы либо сразу на верху,либо никогда,и решает только талант.Не хочу сказать,что ребята бездарны,просто видимо их достижения скромны,в том числе и для Мариинки.И конечно у них весьма прагматичные цели, татарская эстрада.Сегодня все хотят быть как Элвин,10-20 концертов в месяц,с чистой прибылью по 1,5-2 миллиона в месяц.

    • Анонимно
      6.05.2018 11:07

      Ну да, все верно: на Мариинку не "потянули", пришли зарабатывать на родине, нормальный коммерческий подход))

  • Анонимно
    6.05.2018 09:59

    ...самым известным исполнителем партии Джалиля был народный артист СССР Азат Зиннатович Аббасов, и не знать этого - не прелично для аспиранта!

    • Анонимно
      6.05.2018 14:01

      Правильно писать "Неприлично"

    • Анонимно
      6.05.2018 20:23

      Вопрос , заданный в интервью был совсем о другом . Вы сначала вопрос грамотно изучайте. Причём здесь Аббасов вообще ? Это видимо единственный исполнитель этой партии которого вы знаете!

  • Анонимно
    6.05.2018 10:57

    У ребят прекрасные голоса, красивые тембры и высокая исполнительская культура. Хочется пожелать им больших успехов! Пусть все сбудется!

  • Анонимно
    6.05.2018 11:03

    А кто виноват? В том, что песен не осталось? Обязаловку только-только отменили, а песен уже не осталось)))

  • Анонимно
    6.05.2018 11:08

    "Салават-уровень 90 годов", как будто сейчас что-то выше, технический уровень может выше, но если нет души, а душа вряд ли, когда светят и манят деньги, песня не дойдет до души.

  • Анонимно
    6.05.2018 11:12

    Есть такое, Жидегян чишмя подобной песни никто пока не создал.
    Есть народный голос, может сделать конкурс народная песня ?
    В нашем народе есть таланты, пусть шлют стихи и музыку.

  • Анонимно
    6.05.2018 11:20

    выходит среди артистов нет никакой инициативы, переложите на татарский арии из современных зарубежных опер...считаю, что есть хорошие татарские композиторы, но и их труд надо тоже "ценить"...

  • Анонимно
    6.05.2018 11:31

    татарских песен сегодня пишут только на продажу, есть прайсы всех «композиторов». и пишутся они тяп-ляп, ради продажи. да, слушать хорошую песню сегодня проблема - даже у Салавата нет новой, нормальной песни. а татарское радио - тв слушать вообще противно!

    • Анонимно
      6.05.2018 12:27

      Оказывается я не один ,есть люди которые знают настоящие татарские песни и певцов!

    • Анонимно
      6.05.2018 21:31

      эх, жалко нет кнопки - зависнуть в 90-е, тогда и деревья были выше и трава зеленее и девки краше. эх

    • Анонимно
      6.05.2018 21:34

      а раньше композиторы за идею работали, все для эстрады, все для победы, сами перебивались с воды на хлеб. никто не продавал, какие деньги, вы что, я же на заводе работаю, а песни для победы социализма пишу, как же испортился мир.
      все только за деньги.
      автор комментария наверное святым духом питается?

      работает только за идею, правда на что он телевизор купил...??? а невосприятие современной музыки это старость наверное. музыка всегда привелегия моложых, так уж получилось, они более беззаботны, чем обремененное проблемамаи старшее поколение

      • Анонимно
        6.05.2018 22:36

        неправильно поняли, товарищ. ладно, примирились мы, что уже никаких идей нет в наше время, все на продажу.. но ведь посмотри, все певцы так называемые одинаковые частушки поют на одну и ту же мелодию! сандугач, каен, яшик эле горлэп, фэлэн ит, тогэн ит..клоуны-попугаи! и народ валит на концерты, причем слушать фонограмму, и посмотреть как прыгают на сцене!

        • Анонимно
          7.05.2018 11:47

          вы кого то за руку ловили на фанере? вы посещаете много татарских концертов и на основе этого сделали детальный анализ?

          мне кажется ваше высказывание сделано в стиле - да все они там воруют, ворье одно там сидит.
          (в стиле бабок у подъездов)... кстати по версии этих бабок вы на 100% наркоман или проститутка, а может проститутка, связавшаяся с наркоманом. ну бабки то жизнь прожили, они лучше все знают.
          вот так же я воспринимаю и ваш комментарий.
          где то что то увидели, и на всех обобщили. сразу видно опытного человека.
          а куча певцов поют вживую, потому как это просто в удовольствие, это эмоции. но это я конечно вру.

  • Анонимно
    6.05.2018 11:34

    Если верить статистики ,то татарских певцов 600 человек.Все они хотят каждый год обновить свой репертуар.Если возьмем на каждого по три песни,то каждый год нужно 1800 новых песен.А тех,кто создает эти песни сосчитать хватит пальцы
    одной руки .Когда такой спрос большой,им некогда думать о хороших песнях,приходиться день и ночь штамповать все подряд.

    • Анонимно
      6.05.2018 20:18

      Всегда интересно послушать мнение человека, который лично общается с композиторами, когда те пишут песни. вижу как комментатор стоит чуть сзади... левее и только успевает подхватывать партитуры с новыми песнями, вылетающими из под пера композитора. Сразу возникает доверие и уважение.
      а по существу - смотрите статистику по выпуску песен. кто то и 100 песен выпускает, а у кого-то и 20 в год не наберется. ну логично предположить, что тет, у кго 20 наверное бездарь и лох... НО если посмотреть на востребованность, то из 100 песен одного автора востребовано нуль целых,нуль десятых, а у автора, выпустевшего 20 песен - 80% становятся хитами и уходят в народ.
      Жена директора колхоза Маня спит со всеми, а доярка Люда не дает ни кому, но в среднем они обе "женщины с низкой социальной ответственностью". Вот так и живем.

  • Анонимно
    6.05.2018 11:50

    Те кто может петь и есть голос их не выпускают на этраду и это очень печально! Слушая их песни хочется плакать потому ,что за душу берет.

    А сейчас поют все кому лень точнее кто проплатил, слушать противно и смотреть ужастно, одеты добезобразия, а женский пол ходят по эстраде голые . Им еще звания народных дают ! До того все стало продажно и цинично нет никакой нравствености.

    • Анонимно
      6.05.2018 21:12

      каждый год музыкальные училища, и Татарстана тоже, выпускают много дипломированных певцов, которые поют, у них есть голос, они прошли все курсы обучения. но они неинтересны слушателю, тут нет такого... мерила. вот гений и его никто не хочет слушать. если есть реальны талант, то его с руками оторвут те же продажные продюсеры, которые на нем смогут заработать. опять же вопрос денег, а если певец неинтересен, то он не интересен. а такие комментарии пишут часто те, у кого то есть родственник, который поет, но не может достигнуть высот, обидки.
      ВСЕ продажные, а мой то самородок, но деньги решают все... основная идея. а для развития певца нужны деньги, это не секрет, потому как для певца никто не будет делать ничего бесплатно. начнем с тех же сценических костюмов, ну разве что мама пошьёт

    • Анонимно
      7.05.2018 11:50

      все голые ходят? может мы с вами разные каналы смотрим? или в разные заведения ходим. или как в анекдоте...

      Приходит пациент к психиатру:
      — Доктор, все говорят, что я сексуальный маньяк.
      Доктор: — Любопытно, сейчас проверим.
      Достает листок, на котором нарисован квадрат. Что здесь нарисовано?
      Пациент: — Это просто. Это кровать. На ней сексом занимаются!
      Доктор достает следующий листок, с треугольником: — Ну а тут что нарисовано?
      Пациент (хихикая): — Ну, доктор, тут же это… Мне даже говорить неудобно.
      Доктор показывает листок с кругом: — А это что?
      Пациент: — Ну это же вообще… Я стесняюсь произнести это вслух!
      Доктор: — Что ж, все понятно. Вы действительно маньяк.
      Пациент: — Но вы, доктор, тоже ведь сексуальный маньяк? Признайтесь?
      Доктор: — С чего вы взяли?
      Пациент: — А откуда у вас такие картинки?

  • Анонимно
    6.05.2018 12:10

    эстрада оставляет желать лучшего..! опера не лучше.

  • Анонимно
    6.05.2018 12:15

    Да над нашей татарской эстрадой смеются все . Вот где те певцы как Ренат Ибрагимов, Хайдар Бигичев, Ильгам Шакиров,
    Салих Сайдешев, Зухра Сахабиева и др. Вот наша умница Саида Мухаметзянова и голос красивый и одета как положено !
    А большая часть нашей тат попсы эта так, сегодня спели завтра про них забыли!

    • Анонимно
      6.05.2018 12:26

      Сегодня петь песни - это такой же частный бизнес, как например, торговать на базаре.
      Люди "делают деньги" - как могут.

      • Анонимно
        7.05.2018 11:32

        Вот Шаляпин он идейный был, только за искусство пел, не то что нынешние. вы мне вот что скажите.... когда то по другому было? что же ужасное в том, чтобы зарабатывать деньги творчеством? а эти художники совсем зажрались, свои мазюльки только на продажу рисуют, фотографы просто сволочи - никто бесплатно не хочет фотографировать. я уж не говорю про производителей авто, пришел забрать автомобиль из салона, они мне про какие то деньги стали говорить, заплати за машину, потом забирай. почему не бесплатно? люди делают деньги на всем, мне, рабочему человеку машину бесплатно не дают, а я на это государство пахал. должны бесплатно, мне все обязаны, кто работает за деньги, те рвачи.

        вы сами то почитайте тот бред, что вы пишете и расширьте свой кругозор, а не ваши розовые воспоминания из детства, которые вы проецируете на реальное время. взрослее и умнее надо быть, ну примерно соответствовать своему возрасту в умственном развитии, а то написал каку, а к чему она, о чем она, как она соотносится с реальной жизнью.... есть об этом слон думает, у него голова большая

    • Анонимно
      6.05.2018 16:07


      Над тобой надо смеяться 12:15.
      Настоящий человек недопустит смеяться всяким проходимцам над собой. Унижаешься до неприличия.

      • Анонимно
        6.05.2018 16:26

        Что вы будете делать, если над вами будет смеяться Николай Валуев?

        • Анонимно
          6.05.2018 17:16

          Если будет смеяться Николай Валуев надо мной, то я у него спрошу:" Почему смеетесь, что смешного?".
          Смеяться над собой и смеяться над своим народом-разные вещи.
          Кто смеется над твоим народом-это враг и твоего народа, и тебя.

          • Анонимно
            6.05.2018 17:50

            Кстати, Николай Валуев - татарин по отцовской линии. Он может позволить себе над собой посмеяться.

            • Анонимно
              6.05.2018 18:16

              17-50
              Может он Николай Валиев? В паспортах много искаженных ФИО?

          • Анонимно
            6.05.2018 18:22

            Смеяться над плохими артистами - значит смеяться над народом?! А еще, наверно, среди татар не бывает преступников? Татарин=святой? Вы о чем, вообще?

    • Анонимно
      6.05.2018 20:22

      а можно список этих всех, кто смеется? ну хотя бы человек 20... наверное это какие то известные личности, смеющиеся.
      хотелось бы конкретики. над кем именно смеются по какому поводу?
      прошлые классики, с уважением к ним. но тогда интернетов с телефонами не было.... а так интересно узнать что про них говорили "тогдашние" звезды, слушатели, ну когда они штурмовали олимп.
      «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». (Сократ, V в. до н.э.)

    • Анонимно
      6.05.2018 21:15

      С.Сайдашев-певец по-Вашему????!!!!Стыдно за нацию!

  • Анонимно
    6.05.2018 12:19

    Вот она настоящая татарская музыка https://www.youtube.com/watch?v=OJUeWgMRh24

  • Анонимно
    6.05.2018 12:38

    Печально.

  • Анонимно
    6.05.2018 12:50

    Современных татарских песен действительно не так много качественных. Но есть очень много хороших печень 70-90х годов

  • Анонимно
    6.05.2018 12:58

    Задаю традиционный вопрос, разговаривают ли они в семье на татарском языке? Если разговаривают, то уважаю. Если нет, то все эти разговоры про татарские песни, просто мыльный пузырь.

    • Анонимно
      6.05.2018 13:14

      вот я вам отвечу: Филюса Кагирова каждый год приглашают в Майами, в этом году он взял жену и баяниста Рахимуллина с женой. Посмотрите соцсети: везде они на улице говорят только на русском! для кого, спрашивается? получается, вот они поют на татарском, зарабатывают, по миру ездят - на самом деле наплевали на родной язык? какое лицемерие, противно!

      • Анонимно
        6.05.2018 14:11

        Они продвигают татарскую песню и культуру. А чтобы больше приобщить слушателей, раговаривают на русском.
        Представьте что эвенкам профинансировали поездку в Майами с концертами. И если они будут везде говорить на родном языке, то россияне (бывшие и настоящие) не придут на их концерт.
        Так и с татарским языком. В Майами в 1000 раз больше русскоговорящих, чем татароговорящих.

        • Анонимно
          6.05.2018 14:21

          вы хотите сказать, петь на сцене на татарском, а за сценой лучше говорить по русски, чтобы понимали? бред!

          • Анонимно
            6.05.2018 15:30

            Бред то что вы представляете себе. После концерта в Бердянске (или Усть-Залесном...) если будете говорить на татарском, вас никто не поймёт. Или вы хотите чтобы в Бердянске к вашему концерту все выучили татарский язык?

            • Анонимно
              6.05.2018 15:34

              а в Бердянске что делать татарским певцам, не подумали?

              • Анонимно
                6.05.2018 16:20

                как что, продвигать татарскую культуру!

              • Анонимно
                6.05.2018 16:28

                Понятно что в Майами и на Карибах лучше петь татарские песни, но кому то и Усть-Залесный надо поднимать.

      • Анонимно
        6.05.2018 20:40

        Филюс отлично разговаривает на татарском и умеет готовить на русском.

        • Анонимно
          6.05.2018 21:47

          Зато со своими детьми общается на русском...

          • Анонимно
            7.05.2018 09:41

            Вы совсем берега теряете...
            Человек не может САМ решает на каком ему языке с детьми и окружающими общаться??
            По вашей указке жить должен??

            Песни татарские, на татарском- нравятся - слушайте, не нравятся - не слушайте, но от того, что певец одной с вами национальности - он не становится вашим рабом. Частная жизнь - это личное дело каждого!

          • Анонимно
            7.05.2018 11:07

            умный мужчина видать.

    • Анонимно
      6.05.2018 13:20

      Скорее всего нет. Ведь даже имя Артур не татарское, а из мультика про Короля Артура. И всякие там Фердинанд, Альберт - немецкие имена.

    • Анонимно
      6.05.2018 17:16

      Я больше уважаю тех татар, которые поют не татарские песни, но дома разговаривают на татарском языке. Чем тех, кто поёт татарские песни, а дома на родном языке не разговаривают.

    • Анонимно
      6.05.2018 21:12

      Главное для певца-донести до слушателя песню,тронуть душу. У Артура с Эльзой это получается!!! А татарским они владеют в совершенстве,иначе и быть не может(Актаныш+Казань )

  • Анонимно
    6.05.2018 13:32

    Кстати забыли про заслуженную артистку Республики Татарстан певицу Максим. Не на. Стариком конечно поёт, но тоже наша.

    • Анонимно
      6.05.2018 14:13

      Отпечатался «не на татарском конечно поёт»

    • Анонимно
      6.05.2018 15:32

      Аида Гарифуллина даже не на русском поёт. И даже не живёт в Казани и России.

    • Анонимно
      6.05.2018 20:30

      вы бы ее послушали, когда она вживую поет... без обработчиков голоса. стыдно бы не стало, но задумались бы

      • Анонимно
        7.05.2018 11:25

        Я слушала Аиду Гарифуллину вживую, и ее голос очень понравился. Вы считаете, что солисты Венской оперы поют под фонограмму?

        • Анонимно
          7.05.2018 11:55

          я исключительно про Максим говорил, комментарий был к записи про Максим.
          но тут многие считают, что эстрадные певцы все поголовно под фонограмму работают. это уже такой шаблон.
          хотя это устаревший устой. на сегодня многие поют вживую.

  • Анонимно
    6.05.2018 14:22

    Послушайте песни в исполнении нафката нигматуллина это настоящее исполнение каждая песня глубокого содержания и культуры исполнения голос неподражаемый ему равных нет

    • Анонимно
      6.05.2018 14:38

      насмешил!

    • Анонимно
      6.05.2018 16:13

      Хуже Нафката поёт только Ринат Рахматуллин. Что Нафката, что Рината слушать невозможно.

    • Анонимно
      6.05.2018 21:13

      Интересно кто это написал?
      Наверное его продюсер, а по совместительству жена. Нафкату давно пора дома сидеть, а не позорить татарскую эстраду. То ли мычит, то ли плачет. Если хотите услышать неподражаемый голос сходите на концерты Филюса Кахирова и Ришата Тухватуллина.

      • Анонимно
        6.05.2018 22:43

        тухватуллин поет турицкин мотивы, слова пишет мама, и не поймешь о чем. у Филюса только ретро песни нормальные

        • Анонимно
          7.05.2018 09:02

          Тухватуллин поёт не только турецкие мотивы. Прекрасно поёт и народные песни и песни композиторов. Да, есть у него несколько песен которые мама написала. Но мон у него не отнять. Зря вы говорите что у Филюса только ретро песни нормальные. Ест у него и современные хиты. Не буду все перечислять. Скажу только о песне Кайда син. Когда её слушаешь все внутри переворачивается. Как Филюс в татарской эстраде никто ещё не поёт.

  • Анонимно
    6.05.2018 15:19

    Артур и Эльза штучный товар, конечно. но... народной массе нужен Элвин Грей, у которого нет никакого образования, даже не разбирается в нотах, куда уж там до мировой оперы! да и таланта никакого, распиарили и все. Или вот Салават- профессор, с образованием культпросвет училище и заочный (!!!) институт культуры. Куда уж там учиться, надо делать деньги, пока ходит народ.Поэтому мой совет этой красивой паре -уезжайте, если хотите жить хорошо, туда, где оценят ваш талант.

    • Анонимно
      6.05.2018 16:22

      куда им ехать, вот в Питере не оценили, думаете где-то еще оценят, кроме РТ?

      • Анонимно
        6.05.2018 19:23

        Почему не оценили???Еще как оценили! И даже впример ставили!
        Читатели с такой уверенностью и со "знанием дела" пишут,будто сами там присутствовали!

    • Анонимно
      8.05.2018 01:13

      Вы правда думаете, что у э. Грея нет образования?! Это очень продуманный продукт, выведенный по западным технологиям. Потому и рвет стадионы и приносит нормальную прибыль....

  • Анонимно
    6.05.2018 15:52

    Да у нас вся эстрада бездари. Поют все в один унисон.

    • Анонимно
      6.05.2018 17:41

      Согласен. Но и за границей тоже в большинстве своём не высокоодаренные духовно люди сидят.
      Может не в тему, но из 90 - х песня вспомнилась «айн, цвацн полицай». Естественно смысла в ней никакого не было, чушь собачья, но вдолбили молодежи всей России, все ходили и её напевали.
      За границей иногда до сих пор её тоже слышу.

      • Анонимно
        6.05.2018 19:50

        Но какие движения. Напоминают "Приходите завтра" на первом прослушивании

    • Анонимно
      6.05.2018 20:37

      начнем с того, что есть то, что нравится зрителям. что им нравится, то им и дают, нечасто возникает, то, что непривычно, но находит отклик. так появляются и Салават и Фирдус и Элвин и многие другие. кто то поет традиционно, кто то привносит что то свежее. про один унисон.... всегда есть куча подражателей под популярного певца. да под Салавата в Татарстане куча подражателей, что поют как Салават.... сделать что то уникальное свое отваживаются немногие, кто то уходит в европоп и копирует стиль оттуда, Салават как танк двигает свое... смесь поп и народности, что уже не один десяток сезонов находит отклк, кто то перепивает европейские песни, кто то создает свое уникальное татарское и оно находит отзыв в сердцах татарского слушателя, а гнобить и унижать татарскую эстраду много ума не надо, достаточно крикнуть - они там все на одно лицо, они там из за денег, они там поражают грандам... учитесь воспринимать любить и наслаждаться... мир инертен и, весма возможно, что музку, которую любят у себя, полюбят где то еще.
      американцы не делают юдеальную лучшую музыку... они говорят, что делают лучшую музыку... но народ то ведется ;-)

  • Анонимно
    6.05.2018 16:13

    Мне Артур чем-то напоминает Дмитрия Хворостовского, что-то есть и во внешности и в манере исполнения.

  • Анонимно
    6.05.2018 18:14

    Культпросветпрофессора совсем обнулили татарскую эстраду, одна надежда на консерваторию

  • vsarmaev
    6.05.2018 18:40

    Они поют божественно. Желаю им долгой и счастливой жизни.
    Что такое талант? Это упорный, каждодневный, рутинный, порой кажущийся нудным и однообразным труд, приложенный к своим природным способностям. Это пара по-настоящему талантливая. И от того счастливая: любовь, обожание и восхищение друг-другом, истинная любовь к музыке и талант - такое только в романах бывает (ну, или у Ростроповича с Вишневской и Щедрина с Плисецкой, к примеру).

    • Анонимно
      6.05.2018 20:54

      поют божественно, с текстами беда, несовременные. оперное пение это такой кубический конь в вакуме. это такая классика калссика, что давно не развивается, как та же, скажем популярная музыка. в опере что поют???? преимущественно музыку и тексты, написанные в 19-18-17 веках. а где свежие произведения? если это настолько Вау, почему нет новых произведений? ну не знаю, там, "Географ глобус пропил" озвучить или "Титаник"

  • Анонимно
    6.05.2018 19:22

    Действительно , сам оперный жанр в чистом виде, и соответственно исполнители, востребованы для очень небольшой аудитории. Так во всем мире. Поэтому,как мне кажется, нужно больше экспериментировать с эклектикой, как например, делают джазмены.

  • Анонимно
    6.05.2018 19:24

    Э.И.: Сказали, что необходимо расширить репертуар партиями Верди и Вагнера помимо лирического, в Европе это ценнее всего.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/381216

    Так не размышляйте. Учитесь сами

    • Анонимно
      6.05.2018 20:02

      Это не её размышления,ей так сказали!

      • Анонимно
        6.05.2018 21:12

        Э.И.: Если мы хотим, чтобы уровень татарской эстрады вырос, то исполнители должны быть профессиональными певцами в первую очередь.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/381216

  • Анонимно
    6.05.2018 19:24

    Одеты не понятно во что, поют не понятно о чем!!!

  • Анонимно
    6.05.2018 23:13

    Действительно, 90 %-в современных песен - никуда не годятся. И не только татарские. Современные татарские композиторы даже песни сочинять не умеют. Нет сейчас Сара Садыковых, Рустам Яхиных, Рим Хасановых. В Уфимском крае дело обстоит намного лучше. Все таланты - оттуда, все талантливые певцы татарские из уфимского края. Настоящий Татарстан остался в Уфимском крае. Все дедо в том, в Казанском Татарстане ничего не делается для развития татарской культуры, для слхранения татарской самобытности. Болгар радиосы - худшее радио во всем мире, а ТНВ намного уступает БСТ.

    • Анонимно
      7.05.2018 09:05

      эх, а раньше и деревья были зеленее, зубы белее и девки сговорчивее и молодее. и почему никто не делать новое, как 30 лет назад? вот же как надо делать. и ничего нового не нужно, все это во вред только. правда же?
      1966 год
      Диктор (радостно): Здравствуйте товарищи, начинаем концерт по
      заявкам радиослушателей. Пишет нам мальчик Ваня из села
      Забубенское, Ваня просит передать его любимую песню
      "Валенки". Пожалуйста, Ваня, слушай свою любимую песню "Валенки"!
      1976 год
      Диктор (радостно): Здравствуйте товарищи, начинаем концерт по
      заявкам радио слушателей. Пишет нам студент
      сельскопромышленного проф. тех. училища города Заднезаброшенска
      Ваня Петров, Ваня просит передать его любимую песню "Валенки".
      Пожалуйста, Ваня, слушай свою любимую песню "Валенки"!
      1986 год
      Диктор (радостно): Здравствуйте товарищи, начинаем концерт по
      заявкам радиослушателей. Пишет нам директор колхоза им. Патриса
      Лумумбы села Забубенского Иван Петров, Иван просит передать его
      любимую песню "Валенки". Пожалуйста, Иван, слушайте свою
      любимую песню "Валенки"!
      1996 год
      Диктор (радостно): Зравствуйте товарищи, начинаем концерт по
      заявкам радиослушателей. Пишет нам депутат государственной думы,
      академик сельскохозяйственной академии Иван Сидорович Петров.
      Иван Сидорович просит передать произведение Иоганна
      Себастьяна Баха "Токката и Фуга в ре-минор". (Еще более радостно)
      Уважаемый Иван Сидорович, пожалуйста, HЕ ВЫДЕЛЫВАЙТЕСЬ и
      слушайте вашу любимую песню "Валенки"!!!

  • Анонимно
    7.05.2018 01:33

    Артур и Эльза! Вы молодцы! Талантливые ребята. Развивайтесь и растите дальше в профессии. Семейного счастья вам. Я вас люблю, вы такая красивая пара, восхищаюсь вами. Спасибо за хорошие песни, удачи и успехов вам. Учитель.

  • Анонимно
    7.05.2018 09:23

    Татарка-интересный проект. Прям удивили-молодцы

  • Анонимно
    7.05.2018 09:43

    У меня папа пишет песни на татарском

  • Анонимно
    7.05.2018 09:45

    Нет слушателей - нет денег, нет денег - нет конкуренции, нет конкуренции - застой и низкое качество. О какой татарской культуре может идти речь, если татарский язык умирает и количество потребителей сокращается?

  • Анонимно
    7.05.2018 12:43

    А разве были нормальные песни на татарском? Все песни на один мотив и голоса как блеяние овец.

    • Анонимно
      7.05.2018 14:49

      были и есть. только нам их не показывают.
      Были и сказки и стихи и картины. Нет никакой разницы на каком языке. таланты есть везде, НО сейчас другие ценности...

  • Анонимно
    7.05.2018 13:12

    " Я даЮ тебе словО, что домой не водила никого!". Во! Аигел - самая лучшая! А слова то какие..Закачаешься. Истинно, по-татарски!

    • Анонимно
      7.05.2018 13:51

      "Истинно, по-татарски!"

      А она должна петь про гусей в деревне и про берёзки?
      Эта тема уже очень тщательно проработана очень многими певцами в течение многих десятилетий.

  • Анонимно
    7.05.2018 14:47

    бедолаги... кто же им мешает писать качественно и плодотворно? Наверное, где рынок - там и песни и деньги... Я бы под другим углом посмотрел. Может у нас культуре и хорошим манером лет 20 не уделяли должного внимания? У нас лучше омаров покушать изволят, тыщ за 10 в ресторане, чем купить картину или заказать любимой стихотворение на 8 марта (пример) за 15 тысяч. Ан-нет, а потому что картина или стихотворение это дорого для нас (что там ручкой писать или мазать кистью), а омары престижно. Так было, увы, постоянно...

    • Анонимно
      7.05.2018 15:45

      тут еще есть нюанс... омар это, для большинства понятно - престижно и вкусно. устрицы не совсем понятно - престижно, но вкус невнятный и есть ли он вообще. а со стихами и картинами... тут надо внутреннюю культуру иметь, чтобы понимать - хорошее стихотворение, достойная картина?
      а то будут линии, круги и глаз - вот и пойми как это.
      или рваный стих, полный страсти. вроде и рвано, а бурю эмоций передает. тут понимание нужно.
      так что с омарами проще.
      если взять стандартное - березки, домики, речка... красиво, узнаваемо, но вроде бы не престижно, хотя и сделано с душой, а может художник просто набил руку на домиках-березках и штампует их как под копирку. опять надо понимать что видишь.

  • Анонимно
    8.05.2018 16:12

    Надо изживать вторичность по отношению к российской культуре, если уж не жить по заграницам, то хотя бы думать категориями мировой культуры.

  • Анонимно
    11.05.2018 12:08

    ахмед агади по матери татарин,а по отцу иранец.уроженец чмкентской области,что на юге казахстана.к сведенью тех,кто не знает биографию певца.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль