Культура 
12.05.2018

«Руками татарских певцов мы убиваем татарскую музыку – такого не должно быть»

Искандер Сираджи об идее Рауфаля Мухаметзянова петь на фестивале «Үзгәреш җиле» национальную классику по-английски

«Ту же татарскую песню, если мы хотим в пространство запускать, нужно петь на английском языке», — заявил в интервью Андрею Кузьмину для «Татар-информ» генеральный продюсер фестиваля «Ветер перемен» Рауфаль Мухаметзянов, анонсировав, что осенью здесь национальная музыка зазвучит на языке Шекспира. Новость вызвала дискуссию среди татарской интеллигенции. Известный журналист, член союза писателей РТ Искандер Сираджи делится своими мыслями о перспективах данного обновленчества на «БИЗНЕС Online» .

Искандер Сираджи делится своими мыслями о перспективах национальной музыки на языке Шекспира

НЕЛЬЗЯ ЛЮДЕЙ ЗАСТАВИТЬ ЗАБЫТЬ МУЗЫКУ!

Что такое нация? Нация — это совокупность присущих только ей традиций, музыки, искусства, религии, языка, истории. Если у нации забрать, например, религию, останется еще язык, если убрать язык, останется еще история, если убрать историю, останется родная музыка. Но нельзя людей заставить забыть музыку! Это не только я говорю, об этом высказывались множество великих людей. Музыка создана самим народом, она в душе каждого человека.

Для чего нам выводить на европейский уровень (а это очень условное понятие) татарскую песню, когда мы здесь должны создать хорошую татарскую музыку, создать качественную эстраду, а не то, что на сегодняшний день имеется. При чем здесь английский язык? Когда делали «Ветер перемен», насколько я знаю, Рустам Минниханов ставил задачу создать эстраду мирового уровня. Но он же сказал «татарскую эстраду мирового уровня»! Президент не призывал уродовать татарскую песню, а потом объявлять получившийся продукт неким мировым уровнем. Нельзя убивать песню! Некоторые певцы отказались участвовать в «Үзгәреш җиле», они сказали: мы не будем так петь, не хотим так петь, потому что татарская песня таким образом не поется. Таких артистов было много, они даже подходили ко мне. 

Когда проводятся фестивали, то это должна быть школа, чтобы вырастить собственных и композиторов, музыкантов, певцов и аранжировщиков. А что у нас получается? Музыкантов, режиссеров приглашают из-за пределов Татарстана, то есть мы несем только убытки и никакой прибыли не получаем. Дело в том, что, если создаешь национальную эстраду, там должны участвовать национальные кадры на всех его этапах, то есть в их душе должна быть татарская мелодия, пентатоника, моң, а что мы имеем? 

 Да, я слышал, что в интервью президент Татарстана сказал, что доволен фестивалем. А что он еще может сказать? Он что, должен был произнести: «Я дал команду, выделил средства, но продюсеры меня неправильно поняли». Нет, конечно. Что-то создали, даже качественные формы — много света, дыма и мишуры, но на самом деле то, что делают сегодня намного меньшими деньгами «Барс медиа», «Болгар радиосы», Вагаповский фестиваль, это более полезно для нации. Там говорят: «Татар җыры» — это татарская песня. А на «Үзгәреш җиле» хвастаются, мол, делаем европейскую музыку. Мы живем в период глобализации, когда малые нации стираются, сейчас мы в этот мир просто напросто глобализируемся, даже отказываясь от своей музыки. Мы хотим этого или нет? Возможно, кто-то этого хочет, но этот человек точно не татарин и он не хочет сохранить нацию. 

«Люди из «Үзгәреш җиле» убивают эту музыку, переделывают так, что там татарской мелодией и не пахнет»

АЛЕКСАНДР КЛЮЧАРЕВ БЫЛ ПО НАСТОЯЩЕМУ ТАТАРСКИМ КОМПОЗИТОРОМ

Можно ли переводить национальную песню на иной язык и выходить с этим на мировую сцену? Штучно это можно делать, находя хорошую песню, хороших исполнителей, таких суперпрофессионалов, например, как Филюс Кагиров, запустить песню «Син сазыңны уйнадың», но ведь не целыми фестивалями. Несколько песен можно попробовать, но не думаю, что это «выстрелит». Кстати, я в свое время видел, не знаю сохранилось ли это в фондах телевидения, когда для Москвы раньше делали татарские песни. Один куплет поется на татарском, второй на русском — так пел Ильхам Шакиров, например. Но я не слышал, чтобы кто-то пел на русском языке «Кара урман», стало ли это популярным в России, СССР? Нет! Национальная песня нужна только своей нации, да, бывает, что перепевают английские песни, но это все называется плагиатом. Так что перепевание татарской классики по-английски — это обезьянничанье, которое к национальной музыке никакого отношения не имеет. Не думаю, что президент имел в виду это, когда говорил, что нужно создать эстраду европейского и мирового уровней. Руками татарских певцов мы убиваем татарскую музыку — такого не должно быть.

Я тут не выступаю против представителей других национальностей. Например, композитор Александр Ключарев поистине был татарским композитором, даже больше, чем татары по национальности. Ключарев создавал истинно татарскую музыку, а люди из «Үзгәреш җиле» убивают ее, переделывают так, что там татарской мелодией и не пахнет. Человек может быть любой нации, но ведь в музыке есть определенные законы, которые раньше соблюдались, а сегодня их просто игнорируют, и то, что уже пересоздали, не является национальным.


Самое интересное, что Рауфаль Мухаметзянов — директор оперного театра и фестиваля «Үзгәреш җиле». Дело в том, что у нас есть балет мирового уровня, который ставился и за пределами России, — «Шурале», другие постановки. А у нас директор театра оперы и балета бегает по заграницам с мировой классикой. Но если он так ратует за национальное искусство, лучше бы он создал татарскую оперу, татарский балет и выезжал за пределы нашей необъятной страны, показывал ее там англичанам, французам, голландцам, немцам. Наверняка бы Татарстан и финансово поддержал такую идею. Почему у нас нет собственного балета и собственной оперы? Потому что в татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля их не ставят, а значит, композиторы не пишут. При этом на сегодняшний день в республике есть очень хорошие композиторы, поэты, способные написать очень хорошие либретто, ребята просто мирового уровня. Но мы им не даем расти. Кто не дает этого делать? Ответ очевиден.

И эти люди будут создавать настоящее татарское искусство? Не верю я этому, они могут только зарабатывать деньги. Наши талантливые композиторы не творят оперу и балет, потому что они все равно будут невостребованными руководством местного оперного театра. Вот это действительно печально.

Искандер Сираджи

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.05.2018 09:21

Рауфаль Мухаметзянов наверное поклонник Гарри Потера. Когда взрозлый мужчина выдает такой вздор, у меня нет других предположений. Кому нужна татарская песня на английском языке? Вы что???!!! Татарская песня нужна татарсм на родном языке. Все остальное - это глупая попытка попиариться.

  • Анонимно
    12.05.2018 09:21

    Рауфаль Мухаметзянов наверное поклонник Гарри Потера. Когда взрозлый мужчина выдает такой вздор, у меня нет других предположений. Кому нужна татарская песня на английском языке? Вы что???!!! Татарская песня нужна татарсм на родном языке. Все остальное - это глупая попытка попиариться.

    • Анонимно
      12.05.2018 10:29

      Упадок татарской музыки, в частности эстрады, это неопровержимый факт.
      Странно то, что имея равновеликий процент татар и русских в Татарстане и учитывая, что большинство татар в России проживает за пределами Татарстана в русскоязычных регионах, татарстанские музыканты НИЧЕГО не сделали за 27 лет Суверенности РТ для популяризации национальной музыки в России.
      В статье упоминается, что тот же Ильхам Шакиров чередовал куплеты на татарском и русском языках. Кто мешает исполнять татарские песни сегодня так же?
      Кто мешает создавать произведения , с татарским духом, Домброй и Кураем, тем же шорловым пением, воспевающими родную природу, НЕ ТОЛЬКО на лужайке около Пестрецов, но и горные вершины Урала, Алтая, степи Оренбуржья и Саратовщины, Сибирские равнины и тайгу, на родном татарском и русском языках.
      Многие семьи смешанные. Их надо вовлекать в свою орбиту. А не прыгать в узких синеньких костюмчиках в клипах на 1000-раз отснятой набережной - новоделе Казанском.

      • Анонимно
        13.05.2018 21:01

        Точнее не упадок а занятие установленного места в эволюционной лестнице после прекращения её искусственной накачки деньгами.

      • Анонимно
        14.05.2018 00:32

        а сколько сейчас русских песен с гармонью, с балалайкой, верно?)

  • Язык можно прикусить во время еды, он будет болеть, но съесть его нечаянно вместе с едой нельзя. С татарским языком то же самое... Другое дело, почему язык прикусывают. Потому, что он болен и неповоротлив и поэтому застревает между зубами – зубами руководства страны, которое, по-видимому, желает, чтобы мы в процессе потребления вкусных «бикмаков» российской модернизации нечаянно съели бы свой язык. Тем более что у молодежи на это зубов может хватить, а беззубые пенсионеры этого сделать уже не могут и унесут язык в мир иной. И все-таки, чтобы молодежь съела своими «зубами» свой татарский язык, этот язык для начала нужно обезболить своей ненужностью, на формирование которой и направлена политика Центра.
    Возможно ли сохранение татарской культурной автономии в условиях отсутствия названия нашего региона Татарстан – это сложный вопрос. Ведь только благодаря тому, что наш родной край был обозначен впервые в истории татар Татарской республикой, мы воистину подняли свою культуру. Поэтому в настоящее время как никогда ранее важно сохранение татарского языка!
    И все-таки очень тяжело обнаружить, что благодаря поеданию очень вкусной еды мы можем съесть свой язык... Поэтому берегите свой язык! Исчезнуть может все, но не язык! Татарский язык вечен!

    • Анонимно
      12.05.2018 09:40

      не вечен, ошибаетесь товарищ психолог!

      • Анонимно
        12.05.2018 13:52

        Вы, правы. Если постараться, можно "убить" любой
        язык, в том числе и русский!

  • Анонимно
    12.05.2018 10:30

    «Ту же татарскую песню, если мы хотим в пространство запускать, нужно петь на английском языке»

    Верный подход. Если исходить из экономическое терминологии, то певцы - это торговцы, а песни - это их товар. Если какой-то певец хочет заиметь больше покупателей - то ему нужно в том числе выходить и на экспорт, в данном случае петь на английском. Поэтому многие российские певцы также имеют песни и на английском языке.

    Но вкусы людей, к счастью, разнообразные. Поэтому всегда будут "потребители", которым нравятся татарские песни, кому то русские песни, а кому-то английские. И поэтому всегда будут появляться певцы, готовые удовлетворить этот запрос людей.

    • Анонимно
      12.05.2018 16:31

      //«Ту же татарскую песню, если мы хотим в пространство запускать, нужно петь на английском языке»//
      Ваш "верный подход" годится только для шлягеров, и то - не
      во всех случаях. Если песня является (позиционируется) как национальное творение, то всё должно быть "чисто татарским"!
      И ещё: что-то многовато становится "доброхотов", советующих "готовить эчпочмаки со свининой".
      Фома

    • Анонимно
      12.05.2018 20:39

      Вы сами противоречите себе. надо выходить на мировой уровень с татарскими песнями на англ языке... Это американцы и англичане (кстати, англичане, имевшие самые большие колонии в мире, где распространяли англ язык) приучили весь мир к песням на англ языке, а Вы предлагаете делать не свой этно-эксклюзив, а ломать Мон, чтобы это поломаное, подправленное, с акцентом спетое там приняли. Прерасно. Прекрасно себя чувствует французская песня.
      Та же Ванесса Паради поет на фр языке, Zaz шикарна именно в своем оригинальном звучании, тот же Willi Wiliam. у французов нет заморочек переводить свои песни на англ язык ( я не отрицаю, что есть французы, поющие на англ языке.)
      вы бежите от самой мысли, что татарскую песню в оригинальном звучании могут воспринимать другие, не носители языка. а суть в том, что в татарской песне самое Мон это сочетание языка и музыки. мы же не понимаем все тексты англичан, французов, испанцев. Но песни то у них красивые. так почему надо ломать свои татарские песни, вместо того, чтобы приучить мир к именно татарской песне на татарском языке?

    • Анонимно
      13.05.2018 10:49

      12.05.201810:30 Не надо ля-ля! В Монголии, в Южной Корее очень многие певцы и певицы перепевают песни Цоя! Думаете на монгольском или корейском? Дудки! Поют русский текст! Да, произношение не русское, да, ударения не верные, но поют в оригинале. Песня твоей нации должна петься на твоём языке. Не беру в пример политические конкурсы или торжественные вечера в честь какого нибудь иностранного чиновника, там пусть хоть на 30 языках поют. Помню в детстве песню «Пусть всегда будет солнце” пели на языках республик СССР и СЭВ, но это единичные случаи. Недавно ехал на машине с чувашом и у него с флэшки звучали песни, я спросил на каком языке? Он: «- Чувашский!» Я: это ваш строй национальной мелодии? Он: «да, у нас вся такая музыка.» Я после этих слов был в лёгком недоумении, услышав чистый музыкальный примитив. Понимаете, я влёгкую за вечер накидаю 20 таких мелодий - 3 аккорда в куплете, 4 аккорда в припеве, на последнем припеве модуляция на пол тона выше, вот и вся конструкция песни. Любой выпускник муз училища наштампует такие « шедевры» закрытыми глазами! Очень хочу ошибиться, что это была исконная чувашская музыка, поэтому я в соседях разочарован, где ваша самобытность?

  • Анонимно
    12.05.2018 11:05

    Подтверждаю - они могут только зарабатывать деньги.

  • Анонимно
    12.05.2018 13:18

    БРАВО! Искандер!

    "...если он так ратует за национальное искусство, лучше бы он создал татарскую оперу, татарский балет и выезжал за пределы нашей необъятной страны, показывал ее там англичанам, французам, голландцам, немцам. Наверняка бы Татарстан и финансово поддержал бы такую идею. Почему у нас нет собственного балета и собственной оперы? Потому что в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля их не ставят, а, значит, композиторы не пишут. При этом у нас на сегодняшний день есть очень хорошие композиторы, поэты, способные написать очень хорошие либретто, ребята просто мирового уровня. Но мы им не даем расти, кто не дает расти? Ответ очевиден."

    • Анонимно
      12.05.2018 21:30

      написать оперу и балдет. потом предлагать. никто не откажется. гранты просить. мне кажется мы не знаем дорогу куда пойти откуда взять деньги и как это рассрутить. нет инициативных творческих людейц, которые это бы обсудили бы и начали бы по плану делать, заказывать, сшить костюмы, писать музыку, найти исполнителей, заказать кастинг, популярность и рекламу создать. Ленимся. Поэтому и берутся за такую новизну и время перемен подхватывают свои же. Заработать можно и зарубежом на этих английских татарских концертах. Длход Республике. И сколько можно ездить одними балетами по Европе, может их хотят вперемежку, один день балет, другой апера, третий концерт. Почему бы и нет. От этого разве пострадает национальная песня. Оригинал то он никуда не денится. Разнообразие просто необходимо. В тюбетейках и национальных костюмах там тоже можно подключиться, вот все ситили и виды исполнительского мастерства собрать и сьездитью. Посмотреть как Европа примет такую пищу... Удивится и не встанет со стульев...

      • Анонимно
        12.05.2018 22:22

        не нужно заморачиваться на нац костюмах, они для нац колорита, музыка может звучать и в современной одежде. чем джиныф испортят песню, если песня современный поп? но сама песня должна быть на татарской музыке, с татарским языком. да послушайте того же Хакима, парень делает песни на татарском языке, но они современные, звучание 2018 года, стиль, подача, язык.

      • Анонимно
        13.05.2018 08:54

        Прежде, чем ехать в Европы со сборной солянкой около-всяческих национальных искусств, нужно показать ЭТО ЧУДО в Казани.

        Представители из Европы приедут, посмотрят и решат - надо ли везти к ним ЭТО ЧУДО, или смотрите САМИ то, что напахали. И эти представители - очень строгие критики, всякую чепушину в Европы не пропустят.

  • Анонимно
    12.05.2018 13:46

    Согласна с автором статьи!!!! Есть у нас татарская опера. "Алтын Казан" , "Кара Пулат" Эльмира Низамова. Есть опера "Ак буре" !!! Только почему то не ставят их...((( . И свои настоящие композиторы, которые ратуют за татарскую культуру. А спектакль "Элиф" !!! Когда только молодым и по настоящему талантливым дадут дорогу?!

  • Fandas Safiullin
    12.05.2018 18:49

    С национальными татарскими школами покончили.
    Если не сумеем их возродить - судьба родного татарского языка - предрешена.

    Уже взялись за песню?
    Последовательность, однако!

    Что остается в запасе, если затея провалится?
    Наверное, только депортация...

    • Анонимно
      13.05.2018 16:19

      Хотите сказать, что русские должны за вас писать и петь татарские песни?

      Одним вам петь НЕ интересно, так же, как и с изучением татарского языка - обязательно на уроке рядом с вами должен сидеть НЕтатарин...

    • Анонимно
      13.05.2018 20:35

      Судьба родного языка исключительно у вас в голове.
      Как вы эту судьбу определите, такой она для Вас и будет.
      Я судьбу татарского языка для себя буду строить по своему усмотрению.
      Для этого в помощь призову, татарскую литературу, музыку, поэзию.
      Нишу для татарского языка я в своей жизни определил, это бытовуха.
      Для остальных областей язык беден, плохо заимствуются слова, трудно передать мысль и описать процесс (например электроника, физика, ИТ-технологии).

    • М.К.
      14.05.2018 13:27

      Чудак Вы, право!

      Неужели непонятно, что и это всего лишь один из этапов

  • Анонимно
    12.05.2018 19:18

    К сожалению всё это грустно! Тот же фестиваль Татар Жыры , который год варится в собственном соку, а ведь во заявлению организаторов он является не чем иным , как фестивалем современной эстрады Татарстана! Только вот нет там даже приглашённых исполнителей других национальностей нашей республики, тем более мировых лидеров в эстрадной песни, отсюда нет развития, жаль!

    • Анонимно
      12.05.2018 22:53

      татар жыры делает Барс Рекордс и у них есть свое видение. есть альтернатива в Татарстане, она не популярна, но есть, но на татар жыры она не не замечена. та же Татарка с мин алтыен просто рекламный проект,, но она интересна была.

      было бы интересно увидеть татарский рок. рэп сейчас ужасен. не знаю каков татарский рэп, но рос рэп низводит на нет женщин, это катастрофа, в нем пропагандируется доступность девушек, вписки, безразборный секс и алкоголь, это дань моде сейчас, которая не нужна, это ломает судьбы молодого поколения. все эти элджеи, фараоны, фейдуки и прочие. да и у татар, точнее башкир, одна строка Элвина Грея - "давай займемся любовью на танцполе" не тянет +12 для его концертов.

    • Анонимно
      13.05.2018 20:52

      Как мы все видим, если язык самодостаточен, то никакие пожертвования, вливания и финансирования не нужны. Всё пойдет само-собой, автоматически.
      Если базы-языка нет, то и остального не будет. Кто нибудь слыхал про чукотскую или ингушскую оперу?

  • Анонимно
    12.05.2018 20:34

    Ну вот.Чтоб татарские песни звучали по миру их надо петь на английском.И это выдали сами татарские исполнители.Ну а для чего тогда учить татарскому русских Колей и Васей когда можно и нужно сразу учить их английскому.Вот он момент истины как ни крути.

  • Анонимно
    12.05.2018 20:51

    Кто хочет слушать татарскую музыку тот слушает , например в Яндекс музыке выбираете стиль татарская музыка ,там тысячи треков есть .

  • Анонимно
    12.05.2018 22:45

    надо пропагандировать татарскую культуру. татарскую песню на ТАТАРСКОМ языке, что именно татарская песня вошла как корячий нож в масло, в европейскую и американскую культуры, если вы хотите выйти на мировой уровень. нет смыла подстраиваться под англичан и американцев, надо внедрять свое. МОН даст чувство гармонии

  • Анонимно
    13.05.2018 01:30

    Полностью согласен и поддерживаю Искандера. Но он и БО вряд ли смогут победить эту армию бездарностей. Удачи еще и Айрату Нигматуллину - единственному честному журналисту, пишущему о культуре.

    • Анонимно
      13.05.2018 17:56

      Армия обрусевшихся бездарей искоряживают татарские песни и мелодии.Прогресс.Электронная музыка.XXI век.Песни-однодневки.Публика вся в восторге от этой пропитанной коррозией музыки.

  • Анонимно
    13.05.2018 10:44

    Современную татарскую эстраду слушать невозможно - нет в ней души. Я в свои 30 лет, пока еще отношу себя к молодежи, с большим удовольствием послушаю Шакирова, Бигичева, Кыямова или сегодняшнюю татарскую альтернативную музыку (Иттифак, Шайхразиева и т.д.), но не Уразову со всей этой честной компанией, делающей чёс по стране.

    • Анонимно
      13.05.2018 18:45

      не соглашусь. у Вас, скорей всего, нет интереса услышать новое. но оно есть, звучит свежо, красиво, на волне. могу рекомендовать. но каждому свое, у мен есть свой плейлист татарской музыки, там все ритмично, танцевально, красиво. да, задушевно-протяжные песни почти не слушаю.

  • Анонимно
    13.05.2018 20:26

    Рауфаль Мухаметзянов, анонсировав, что осенью здесь национальная музыка зазвучит на языке Шекспира.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/381892
    - это провальный проект.
    Изначально провальный проект с технической точки зрения.
    С точки зрения освоения бюджета - схема гениальная.
    Для так называемой "родины Шекспира" русские и входящие в него нации - это враги.
    В Лондоне Сираджи с татарской музыкой под английские слова будет выглядеть как туземец. Как например индейцы в перьях на улице Баумана.
    Но, Сираджи здорово уступает индейцам в перьях, к татарскому "егет" трудно приделать перья.

    • Анонимно
      13.05.2018 21:10

      Согласен, поэтому и против такого перевода. Сираджи.

  • Анонимно
    15.05.2018 03:02

    Ботенесе ж,ырлый икмэк устерергэ кеше калмады! Дипломы юк икэн, музыкаль белсеме юк икэн сэхнэгэ чыгармаска кирэк ! Президент хэл итсен иде

  • Анонимно
    19.05.2018 21:09

    Надо попытатся татарские песни спеть на анг лийском возможно какие песни могут выйти на межнародную арену . Это может способствовать популиризации татарских песен.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль