Общество 
17.05.2018

«Как бабушка, которая сдает 3 литра молока, будет сама выписывать ветеринарный документ?»

«Молочные» ЛПХ в Татарстане освободят от мучения «забивать» данные в «Меркурий»

«Меркурий» же не для того, чтобы деньги с нас сдирать и как-то притормаживать наш бизнес?» — крамольные вопросы о целесообразности введения электронных ветеринарных сертификатов задавали вчера депутатам Госсовета производители и переработчики молока на селе. По их мнению, программа потребует много сил и средств, но никак не поможет бороться с фальшивомолочниками. Кому в Татарстане дана временная индульгенция от «молочного ЕГАИС», выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Тахир Хадеев: «Молоко производят, прежде всего, для детей, так что вопросы качества — главные» Тахир Хадеев: «Молоко производят прежде всего для детей, так что вопросы качества главные» Фото: gossov.tatarstan.ru

«МЕРКУРИЙ» В ОПАСНОСТИ

Все меньше времени остается до внедрения системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Уже сегодня каждый день в Татарстане заполняется до 50 тыс. таких документов, но пока — на добровольной основе. С 1 июля «проводить» свою продукцию через «Меркурий» станет обязанностью для производителей, переработчиков и продавцов молочной и мясной продукции, а также морепродуктов. К концу года планируется выдавать по 200 тыс. электронных ветсертификатов в сутки. Но чем ближе дата старта проекта, тем больше к чиновникам приходит понимание, что производители на селе к нововведению не готовы, да и сама система, как выясняется, далека от идеала.

Накануне тема электронных ВСД (ветеринарных сопроводительных документов) оказалась в центре обсуждения на заседании комитета экологии в Госсовете РТ. Самые большие проблемы ожидаются со стороны мелких производителей молока — фермеров и ЛПХ, их готовность к участию в программе в конце апреля этого года оценивалась в 50–60%. Даже поговаривают о саботаже программы со стороны части мелких молокосдатчиков. Другая часть «саботирует» программу вольно-невольно: не все бабушки и дедушки, привыкшие сдавать в день по ведру молока, оказались готовы купить современные гаджеты, а также научиться загружать данные в интернет.

Как бы то ни было, по закону с 1 июля такие производители будут лишены права сдавать свою продукцию. А это значит, что с рынка разом выбывает солидный объем молока. Глава комитета по экологии Тахир Хадеев подсчитал масштаб проблемы — из 4100 т молока, которые ежедневно реализуется в Татарстане, 692 т производится именно в ЛПХ. А это, на секундочку, объемы молокопереработки таких крупных молзаводов, как ЗМК и КМК вместе взятых. Для молочной столицы России не самые лучшие новости.

Приглашенные на встречу главы потребкооперативов и КФХ не стали скрывать, что «Меркурию» они не рады. Председатель кооператива «Каймак» из Сабинского района Нияз Назмеев рассказал, что его предприятие в день перерабатывает 1,5 т молока и поставляет его в мелкие магазины четырех ближайших районов. «Я попробовал зайти в „Меркурий“ и заполнить сертификаты по каждому виду продукции. На один вид продукции у меня уходит 2,5–3 минуты. На один магазин я затратил полчаса. Мы поставляем в 60 магазинов — соответственно, человек будет целый день набивать, да и то не будет успевать, придется взять двоих!» — возмущался Назмеев.

Нюанс в том, что все это время скоропортящийся молочный товар должен стоять и ждать отправки — если на дороге остановят машину с молочной продукцией без электронного ВСД, водителю грозит штраф в 3 тыс. рублей, юрлицу — в 20 тыс., а при повторной поимке предприятие могут закрыть на 12 суток.

«Как обещает Россельхознадзор, будет „медленное вхождение“. Всех оштрафовать и останавливать не будут, но до конца 2018 года мы должны полностью работать по системе „Меркурий“», — успокоил начальник главного управления ветеринарии КМ РТ Алмаз Хисамутдинов.

«Еще один вопрос — возврат непроданного товара. В 40 маленьких магазинах у нас нет онлайн, они не будут видеть, что мы привозим. Как мы будем списывать возвратную продукцию?» — продолжал задавать риторические вопросы председатель «Каймака».

«Всех оштрафовать, останавливать не будут, но до конца 2018 года мы должны полностью работать по системе «Меркурий» — успокоил Алмаз Хисамутдинов «Всех оштрафовать и останавливать не будут, но до конца 2018 года мы должны полностью работать по системе «Меркурий», — успокоил Алмаз Хисамутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ КАЖДЫЙ СОБСТВЕННИК КОРОВ ИМЕЕТ ТЕХНИЧЕСКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ И НАВЫК РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ» 

«До перехода к обязательной ветеринарной сертификации остается 45 дней, но система не идеальна: у ветеринарной службы республики тоже возникают вопросы к ней, есть несоответствия функциональных возможностей нормативной базе — система требует доработки», — признал Хисамутдинов. Он заверил, что «Меркурий» нужен (работа многих хозяйств, производящих и перерабатывающих сырье животного происхождения, вызывает беспокойство), но, по его мнению, самостоятельное заполнение ветеринарных сертификатов на сырое молоко на ЛПХ на практике неосуществимо: «Не каждый собственник коров имеет техническую возможность и навык работы с электронными устройствами. Кроме того, сырое молоко относится к категории продукции высокого ветеринарного риска. В этой связи мы готовы временно отказаться от оформления ВСД в личных подсобных хозяйствах. Для них пока ничего не изменится. Для них первым звеном должен стать молокосборщик», — сделал важное заявление начальник главного управления ветеринарии КМ РТ.

Более того, он предложил депутатам Госсовета РТ выступить с инициативой в Госдуму с тем, чтобы на федеральном уровне освободить ЛПХ от необходимости оформлять электронные ветеринарные сертификаты. «Как может бабушка, которая сдает 3 литра молока, сама выписывать сопроводительный документ?» — не понимает политики центра главный ветврач РТ. Но для всех остальных послаблений не будет, строгим голосом предупредил Хисамутдинов.

Но тут ему на помощь пришел замруководителя Россельхознадзора по РТ Евгений Иванов: «Есть возможность — все ЛПХ в одной деревне могут организоваться и выделить одного человека, который может за них оформлять ветеринарные сопроводительные документы». Но при этом он забыл упомянуть, что для этого человека, вероятно, придется закупить технику, оплачивать интернет, подключить интеграционный модуль (а это еще 20–50 тыс. рублей) и платить ему зарплату. А эти расходы в условиях, когда закупочные цены на сырое молоко опустились ниже себестоимости, точно никто не потянет.

«Есть дети, школы, детские сады, многомиллионное население страны, здесь без порядка не обойтись», — вступился за ветврачей Рафаэль Юнусов(справа) «Есть дети, школы, детские сады, многомиллионное население страны — здесь без порядка не обойтись», — вступился за ветврачей Рафаэль Юнусов (справа) Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЭТО ЖЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕНЬГИ С НАС СДИРАТЬ И КАК-ТО ПРИТОРМАЖИВАТЬ НАШ БИЗНЕС?»

— Это же делается, чтобы прослеживалась молочная и мясная продукция, да? — уточнил председатель кооператива «Большая елга» Минзуфар Исмагилов, но это был вопрос с подковыркой.

— В основном по этой системе не так сильно обращают внимание на качество продукции — прослеживаемость от стойла до прилавка. Качество продукции мы больше [чем прежде] проверять не будем. Как раз в месяц проверяли, так и будем, — прямо ответил Хисамутдинов.

— У мелких производителей не очень большое количество товара и ассортимент небольшой — 10–12 наименований. На каждом пакете написано, кто я такой, откуда, — вот же уже прослеживаемость! Я же не из Волгограда везу, не с Сахалина, не из Москвы! А тот, кто занимается фальсификатом, так и будет этим заниматься! Это [«Меркурий»] же не для того, чтобы деньги с нас сдирать и как-то притормаживать наш бизнес — вот у нас такой вопрос? Что это даст? — спросил уже напрямую Исмагилов.

— Они его [«Меркурий»] не придумали на пустом месте. Это общая политика, принят закон, они его выполняют, поэтому мы и собрались, — успокоил разбушевавшихся производителей Хадеев.

«Вопрос же нешуточный: есть дети, школы, детские сады, многомиллионное население страны — здесь без порядка не обойтись», — вступился за ветврачей глава компании «Челны-Хлеб» депутат Рафаэль Юнусов и предложил: если детали закона не отработаны, создать рабочую группу и подумать, что можно было бы еще сделать за оставшееся время. «Может быть, вы хороший и порядочный производитель, — обратился он к Исмагилову. — Но не все же такие, правильно? Мы прекрасно знаем, как у нас умеют что-то примешать, смешать — что угодно! Фальсификат сегодня в большой в моде. Просто так закидывать шапками [проект «Меркурий»] нельзя».

Хадеев завершил обсуждение на позитивной ноте: молоко производят прежде всего для детей, так что вопросы качества главные. «Очень важно вытеснить фальсификат, — подчеркнул он. — Сегодня это воспринимается тяжело, закон сыроват, так что поддерживаю предложение депутата Юнусова — нужно создавать рабочую группу. Люди, которые вникают, понимают, что у системы „Меркурий“ есть плюсы, но с минусами не всегда получается быстро справляться».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
17.05.2018 09:25

Сейчас по бумагам резко возрастет доля молока принятого от лпх

  • Анонимно
    17.05.2018 09:02

    У электронной программы "меркурий" есть только один минус.
    Представьте, что через год все молочная и мясная продукция "прослеживается" только электронно. И вдруг что-то случилось (?) и все слетело. Идеальный вариант для террористической атаки.
    P.S. Знаю, что будете отвечать. Но! Вспомните, свое состояние, когда ваш компьютер по каким-то причинам сломался или не работает )))

    • Анонимно
      17.05.2018 13:45

      Зато какая классная клиентская база создается!
      Меркурий, это в первую очередь система учета, во второю, отчетности. Одни плюсы. Здесь и доходы, и понимание, как живет село. Почему сами мясо бычков не едят, а продают и предпочитают курятину и суп, вместо бифштексов и франзуских булочек. Надрываясь держат по две коровы, значит выгодно!

  • Анонимно
    17.05.2018 09:05

    Никто ничего не хочет делать. все привыкли по старинке, взял перепродал, получил свое, . Может депутаты уже стареют. "Молоко производят для детей" - из сухого молока?! У колхозника молоко покупают по 11-12 рублей за литр.,у нас что молока много, переизбыток? если да то почему другие товары молочные дорожают?

    Меркурий обязателен: Пусть молочные "бизнесмены" чуть задумаются., а то у нас покупают за 12 рублей а сдают на завод 18-20 рублей.

  • Я помню когда начали внедрять обязательно пропускать скот через забойные цеха и я написал в Бо статью что татары теперь не увидят халяльного мяса,так как в аулах это веками отрабатывался ритуал забой при дворовой скота халяльного! Помню Минниханов тогда сказал в деревнях как забивали так и будут забивать и никого не будут штрафовать ! Прошло год и ветеринары начали нас штрафовать! Сейчас тоже дали поблажку ЛПХ по молоку,а ведь этот Меркурий придуман только для того чтобы добить последние лпх молочные и набить карманы на взятках проверяльщикам! Мне кажется радоваться рано,чинуши просто пока боятся что мы на зло Меркурию будем резать скот,и они нам не простят ,что мы не убегаем
    из деревни и вопреки чиновникам держим скот!

    • Буре
      17.05.2018 09:25

      Сейчас по бумагам резко возрастет доля молока принятого от лпх

      • Анонимно
        17.05.2018 16:04

        И не говорите, а так как все они сдают через такие кооперативы как каймак и елга, они теперь будут самыми популярными удащливыми и молочными

  • Колхозник
    17.05.2018 09:59

    Все шиворот на выворот! Это все результаты тупикового ошибочного пути развития сельского хозяйства и очень возмутительно, что до сих пор нет понимания этой ошибки. Вы всячески рекламировали, чтобы в ЛПХ в деревнях было как можно больше коров, и даже в нарушение нормативов. Сегодня есть ситуация, когда в некоторых ЛПХ есть по 6-7 и даже 10 коров! Вы говорите, что это здорово, а я говорю, что это идиотизм! Не может быть в ЛПХ 5 коров, не должно быть. Есть закон об ЛПХ, есть лимит после чего ЛПХ превращается в КФХ, начинает платить налоги как бизнесмен. И сама жизнь против этого. Куда в ЛПХ деть навоз от 10 коров и от 10 телят? Это горы навоза! Сейчас навоз вообще признали опасным отходом. Как женщина каждый день будет доить 2 раза по 10 коров? Эта семья превращена вами в рабов своего ЛПХ, они же не более чем на 6 часов не могут отучиться от своего ЛПХ, то есть не могут поехать в город или другую деревню в гости, по делам, в больницу! Никак это все не сочетается с нормальным качеством жизни человека. А сейчас ко всему этому они вынуждены сдавать молоко по 11 рублей. Человек на селе должен иметь достойные условия работы и жизни, а не молиться на вымя своей коровы, чтобы потом по 11 рублей продавать молоко. Молоко из ЛПХ из за того, что оно сборое, сегодня самого низкого качества. Это как ложка дёгтя превращает бочку мёда в бочку дёгтя. То есть нет вообще никаких плюсов от того, куда сегодня пришли с организацией сельского хозяйства. Нужны в каждом селе свои большие хозяйства наподобие советских колхозов, они должны производить все, в том числе молоко, а сельчане должны работать в этих хозяйствах и получать зарплату. А дома все только для собственного потребления, для семьи, может быть для детей и родственников которые в городе и каждый выходной приезжают в деревню. Одну корову можно попросить подоить соседку дня на 2-3 и отлучиться спокойно от своего ЛПХ. Это вопрос свободы людей, вопрос качества жизни, а вы все привязали на деньги от продажи молока от своих коров и вот получайте. Колхозник.

    • Уважаемый колхозник, нет такого закона ,когда от количества скота ЛПХ превращается в КФХ! Одно тебование в ЛПХ должны быть только пенсионеры или у них должна быть другая работа! и ваше понимание ЛПХ,когда ты только отдыхаешь,а в перерывах доишь одну козу не правильное! В деревнях и без ваших мыслей пьяниц и тунеядцев куда не плюнь и почти никто не только скот не держит,но и яйца в сельмаге,помидоры,огурцы покупает и картошку у Чуваш и марийцев осенью с машин у калитки покупают! И с чего Вы взяли что я Хочу идти батрачить в колхоз и пить колхозное молоко? И почему я должен клянчить у председателя фураж,трактор для вспашки огорода и быка на случку? Вот у меня правда горы навоза,но я из него делаю гумус и разбрасываю в огороде и не считаю и раздаю бесплатно соседям на хуторе кто у меня его забирает весной чистя мои птичники и козлятники и сами никто скот не держат! И я согласен с Миннихановым навоз это не опасный отход,а при переработке микробами и червями это органические удобрения!Я вот свободный человек,езжу в Казань,воспитываю трудом внуков,читаю и рассказываю им сказки,когда мы вместе собираем яйца или ягоды! И если бы не бандиты,чиновники жулики и оборотни был бы сплошной рай! А про колхоз дурь больше не говори,я 23 года колхозничал и меня не обманешь!

      • Колхозник
        17.05.2018 13:49

        Мурат, дурака не валяйте! ЛПХ, где сейчас по 20 лошадей или 10 коров или 50 овец например и так далее, они элементарно не вписываются в территорию своего ЛПХ, т. к. элементарно не могут выдержать санитарно-ветеринарные разрывы между животноводческими помещениями и собственным домом или с соседом. Это скученность скота, это не натуральное хозяйство. Это не комфортно, небезопасно как для скота, так и для людей. Это скандалы бесконечные, это болезни скота, а государство это поддерживает. Разрывы предполагают и территорию складирования навоза, и например расстояние от этого места до ближайшего колодца 50 м. Как это выдержать на участке 20 соток? А 10 коров это куча навоза с величиной в дом! И это каждый год. В огороде в 15-20 соток это не разбросать, ёмкости земли не хватит, чтобы проглотить такой объем навоза ежегодно. Сейчас народ настолько запутался, что не видит разницу между ЛПХ и КФХ и думает, что это то же самое, только ЛПХ налоги не платит. А там делай что хочешь и наплевать на все. В таких условиях не может быть произведён качественный продукт и сами люди загибаются от своей жадности порой. Никто не запрещает в ЛПХ производить молоко и заставляет вас пить колхозное молоко. Держите одну корову, двух бычков, 2 коз, 15 овец например, птицу для собственного потребления. Но вы же пытаетесь заработать в условиях, когда это невозможно, да и не нужно. Это сразу проблемы создаёт. И вот мы видим эти проблемы. Колхозник!

        • Уважаемый Колхозник! Вы меня плохо читаете я против аулов,а за хутора! В Финляндии и Норвегии между домами крестьян долждно быть 500 метров и я живу на хуторе и вокруг меня 60 га брошенных земель и мой скот мешает только бандитам кто выращивает бурьян на зазваченных землях,а соседи кто у меня покупают продукты и бесплатно берут гумус молятся на нас! И кстати все у нас еще берут Рассаду для своих садов! И согласен что 15 соток это не правильно в деревне и должно не меньше гектара,а если человек их не обрабатывает должно сокращаться на объем ,которые обрабатывает крестьянин!

  • Анонимно
    17.05.2018 10:35

    Это только вред с\х!
    А так мы бы узнали сколько литров молока выпускает кфх,лпх!
    Мы даже не знаем сколько выручки у лпх,кфх,много банкротства!?!?

  • Анонимно
    17.05.2018 11:07

    «Как обещает Россельхознадзор, будет „медленное вхождение“. Всех оштрафовать и останавливать не будут, но до конца 2018 года мы должны полностью работать по системе „Меркурий“», — успокоил начальник главного управления ветеринарии КМ РТ Алмаз Хисамутдинов.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/382439
    Какое отношение Хисамутдинов имеет к деятельности федеральной структуры Россельхознадзора? Он же сам лицо подчиненное и не имеет права вводить в заблуждение, как будет работать Россельхознадзор

  • Анонимно
    17.05.2018 11:55

    Вопросы Россельхознадзору:
    1) Как будете выявлять фальсификат?
    2) Какие критерии будут использованы при списании сырого молока на молзаводах при изготовлении всего ассортимента молочных продуктов? (на основание каких нормативных актов)
    2) Какие штрафные санкции предусмотрены за использование пальмового масла при изготовлении молочных продуктов промышленной переработки?
    Спасибо!

  • Анонимно
    18.05.2018 11:38

    В принципе. всё правильно. покупатель обязан знать, чьё молоко он пьёт. И если бабка сам продаёт три литра молока, то на каждой бутылке должны быть её данные. только процедуру надо максимально упростить. Если же заготовитель сливает всё в одну бочку, то ответственность надо возложить на заготовителя. Пусть ведёт поимённый список молокосдатчиков и несёт ответственность за здоровье их коров. Опять же, надо всё упростить. Например, подключить ветеринаров, которые будут давать добро на сдачу молока: справки там выписывать или общедоступный реестр корововладельцев и козодержателей в интернете выкладывать... Впрочем, всё это уже было, только реформаторы развалили, а теперь тщатся велосипед изобрести.

  • Анонимно
    18.05.2018 12:53

    А что мешает перенести ответственность по оформлению "Меркурия" на тех кто собирает молоко у бабушек, в деревне, это делают 2-3 человека от силы, пусть они и отвечают за приобретенное молоко, все равно они молоко в одну емкость грузят. Если с них будет спрос, они сами будут заинтересованы, чтобы ветеринаров приглашать в село, проверять качество молоко у конкретного производителя, а то опять все на одного производителя навешают и руки потирают.

    Житель села и города!!!

  • Анонимно
    19.05.2018 20:29

    Час через меркурий будет видно сколько молока сдала баба Люба из богом забытого села. Помножут объем на цену и получат сумму денег, которую заработала бабуся. Потом у нее спросят налог на прибыль. Вот для чего нужна программа

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль