Строительство и недвижимость 
28.05.2018

Мегамолл ценой 6 млрд рублей: Нижнекамск хочет стать торговой столицей Закамья

Строящийся в городе нефтехимиков ТЦ на 120 тыс. «квадратов» с 5-этажной парковкой может стать площадкой для «банного курорта»

Гигантский торговый центр размером с казанскую «Мегу» откроется в Нижнекамске через полтора года. Местный бизнесмен Рафис Мустафин инвестирует в проект 4 млрд рублей и рассчитывает еще на 2 млрд от арендаторов. Самый крупный ТЦ в соседних Челнах втрое меньше, поэтому владелец и местные власти надеются перетянуть покупателей из близлежащих районов и городов, остановив отток денег в автоград и Казань. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, сможет ли мегамолл «выстрелить» в Нижнекамске.

Гигантский торговый центр размером с казанскую «Мегу» откроется в Нижнекамске через полтора года Гигантский торговый центр размером с казанскую «Мегу» откроется в Нижнекамске через полтора года

«ЛЮДИ В ЗАКАМСКОЙ ЗОНЕ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПРИЕХАТЬ В НИЖНЕКАМСК»

Один из самых состоятельных депутатов Закамья Рафис Мустафин строит в Нижнекамске громадный пятиэтажный торгово-развлекательный центр на 120 тыс. кв. м и с пятиэтажной же парковкой. Вместе с казанской «Мегой», занимающей аналогичную площадь, это будет крупнейший ТЦ в Татарстане. В соседних Челнах самый крупный ТЦ в несколько раз меньше «новичка» – 40 тыс. кв. метров.

«БИЗНЕС Online» узнал у Мустафина некоторые подробности проекта, который обойдется в 6 млрд рублей. Из них 4 млрд – инвестиции самого Мустафина (60%) плюс кредиты (40%). Остальные 2 млрд, как ожидается, вложат арендаторы. По расчетам владельца, окупиться мегамолл должен через 10 лет. Название ТРЦ будет привычным для уха нижнекамцев – «Рамус Молл» (Рамус – производное от Рафис Мустафин). Так называются компания бизнесмена и два принадлежащих ей ТЦ, в Нижнекамске и в поселке Красный Ключ. Новый центр строится в центре города на пересечении проспекта Мира и ул. Сююмбике. Предварительный срок окончания работ – конец 2019 года.

Местный бизнесмен Рафис Мустафин инвестирует в проект 4 млрд рублей и рассчитывает еще на 2 млрд от арендаторов Нижнекамский бизнесмен Рафис Мустафин инвестирует в проект 4 млрд рублей и рассчитывает еще на 2 млрд от арендаторов

Сам 66-летний нижнекамский предприниматель – личность непубличная. Уроженец деревни Биклянь Тукаевского района в 1970-е работал на «Нижнекамскшине», сначала учеником вальцовщика, затем мастером, а позже заместителем начальника. В конце 1980-х занимался поставками импортных товаров в Советский Союз. Первый современный коммерческий магазин Мустафин открыл в Нижнекамск в середине 1990-х, первый торговый центр построил в 2000 году. С 2005-го является депутатом Нижнекамского городского совета.

«Сегодня уровень торговых и развлекательных комплексов должен быть другой – соответствовать сегодняшнему и завтрашнему дню, – говорит Мустафин. – Мы начали в 2013 году. Остановились, оглянулись, по новой начали проектировать. Сейчас опять-таки мы оглянулись – надо в завтрашний день смотреть. Первоначально проект был без многоярусной парковки. Три раза мы его меняли и сейчас находимся на финишной прямой». Поясним, что купленный еще в 2012 году участок по ТРЦ сравнительно небольшой – всего 4,5 гектара. Именно поэтому было решено сделать многоуровневый паркинг со спиральным въездом на 500 автомобилей; еще 300 мест будет снаружи. Днем здесь будут оставлять машины посетители магазинов, а на ночь места планируют сдавать в аренду жителям ближайших домов. Такой опыт в Нижнекамске ранее опробовали на подземной парковке при ТРЦ «Олимп».

Будущих арендаторов Мустафину уже сейчас подбирает московская девелоперская команда «Молл Коцепт», которая, кстати, работала над концепцией и наполнением альметьевского ТРЦ «Панорама» Будущих арендаторов Мустафину уже сейчас подбирает московская девелоперская команда «Молл Коцепт», которая, кстати, работала над концепцией и наполнением альметьевского ТРЦ «Панорама» Фото: стоп-кадр

ПОДБОР АРЕНДАТОРОВ ДОВЕРИЛИ МОСКВИЧАМ

Будущих арендаторов Мустафину уже сейчас подбирает московская девелоперская команда «Молл Коцепт», которая, кстати, работала над концепцией и наполнением альметьевского ТРЦ «Панорама». Всего в портфолио компании более 60 торгово-развлекательных центров по всей России, а вот в Нижнекамске к услугам девелопера прибегают впервые: ранее арендаторов набирали по старинке, своими силами. Названия уже «завербованных» арендаторов и их количество пока не разглашается. Сам Мустафин между тем ставит цель привлечь в молл бренды, которых еще не было в Нижнекамске (да и в Челнах тоже).

По словам наших источников, ТЦ уже заполнен процентов на 70, если говорить о предварительных договоренностях. В целом же 60% площади будет отдано торговым точкам, а 40% – под развлекательные пространства, в числе которых планируются каток, 7-зальный кинотеатр, детский развлекательный центр наподобие «КидСпейс» и прочее. Рассчитывает Мустафин заполучить к себе и «банный курорт», который вскоре может прописаться в Нижнекамске.

По данным «БИЗНЕС Online», администрация Нижнекамска активно взаимодействует с предпринимателем Мустафиным, и именно команда Айдар Метшина ставит задачу местному бизнесу стать главной торговой площадкой Закамья и Юго-Востока По данным «БИЗНЕС Online», администрация Нижнекамска активно взаимодействует с Мустафиным, и именно команда Айдар Метшина ставит задачу местному бизнесу стать главной торговой площадкой Закамья и юго-востока

Напомним, что ранее исполком анонсировал строительство в городе «Нижнекамских терм» – комплекса с разными видами бань и саун, бассейнами, в том числе для зимнего купания под открытым небом, и элементами аквапарка. Проект принадлежит инвестору из Ижевска, который построил уже два таких центра, один из них – в небольшом Воткинске, куда теперь периодически ездят жители со всей Удмуртии. Аналогичный эффект власти ждут от «Нижнекамских терм». Как считает советник мэра города Максим Сперанский, они будут дополнительно мотивировать людей приезжать в новый ТЦ. Что ж, это действительно может стать фишкой мустафинского мегамолла. Впрочем, «банному» инвестору предложили три места в городе для размещения терм, и окончательное решение он пока не принял.

Огромный ТРЦ, по замыслу владельца, сместит центр торговли в Закамье из Челнов в Нижнекамск Огромный ТРЦ, по замыслу владельца, сместит центр торговли в Закамье из Челнов в Нижнекамск

ТОРГОВАЯ КАРТА ЗАКАМЬЯ

Огромный ТРЦ, по замыслу владельца, сместит центр торговли в Закамье из Челнов в Нижнекамск. На первых порах проект призван остановить отток нижнекамских денег в автоград и Казань, а затем если и не переманить челнинцев, то зазвать на шопинг жителей Елабуги, Менделеевска, Альметьевска и других городов – тех, что раньше ездили за этим в столицу РТ и Челны. Собственно, для этого и решили отвести под развлекательный формат чуть ли не половину торгового центра. Также в дело пустят проверенный способ привлечения покупателей – бесплатные автобусы из ближайших городов в Нижнекамск до ТРЦ. Предполагается, что в итоге торгово-развлекательный центр в день будет в среднем принимать около 20 тыс. человек. Для сравнения, крупнейший в городе ТРЦ «Олимп» посещают 5–6 тыс. покупателей. При этом «Рамус Молл», по планам Мустафина, может дать работу на предприятиях торговли около 3 тыс. человек. Власти рассчитывают и на некоторый рост малого и среднего бизнеса, если предприниматели откроют федеральные франшизы.

Главный вопрос: сможет ли новый проект увести покупателей из действующих торговых центров? «Спрос будет. Сегодня мы хотим дать покупателям нормальное предложение. Те торговые центры, которые есть, в свое время тоже были нормальными торговыми центрами, сегодня они уже оставляют желать лучше и требуют реконструкции, реконцепции. А на настоящий момент нужен торговый центр нового уровня», – рассуждает Мустафин.

В Челнах крупнейший ТРЦ – это «Торговый квартал» (40 тыс. кв. м) с 8-зальным кинотеатром «Синема Парк» В Челнах крупнейший ТРЦ – это «Торговый квартал» (40 тыс. кв. м) с 8-зальным кинотеатром «Синема Парк» Фото: «БИЗНЕС Online»

И все же обрисуем общую картину с ведущими торговыми площадями Закамья. В Нижнекамске тому же Мустафину принадлежит 11 ключевых торговых зданий, но полноценными торговыми центрами можно назвать четыре из них. Крупнейший – это недавно построенный ТРК «Олимп» (37 тыс. кв. м), разместившийся на 6 этажах плюс подземная парковка. Однако федеральных арендаторов здесь немного: «Магнит», «Глория Джинс», «Эльдорадо», «Детский Мир», «Фрау Маркет» и несколько других. Это отчасти иллюстрирует ситуацию с нижнекамскими торговыми центрами: площадей много, но по большей части они напоминают рынок, поэтому за брендовыми товарами приходится ездить к соседям и в Казань. Другой крупный ТРЦ – четырехэтажный «Сити Молл» (20 тыс. кв. м) с кинотеатром федеральной сети «Синема 5». Кстати, «Сити Молл» – один из немногих, принадлежащих не Мустафину, а москвичам. Зато среди торговых активов бизнесмена есть «Якорь» (38 тыс. кв. м), соседний «Сити Центр» (12 тыс. кв. м) и «Барс-1» (20 тыс. кв. м). И не исключено, что после строительства мегамолла принадлежащие Мустафину нижнекамские ТЦ ждет реконцепция.

В Челнах крупнейший ТРЦ – это «Торговый квартал»  (40 тыс. кв. м) с 8-зальным кинотеатром «Синема Парк». Далее следует ТЦ «Омега» (38 тыс. кв. м) и недавно построенный ТЦ при турецком жилищном комплексе Sunrise City чуть меньшего размера. Еще несколько торговых центров в среднем на 20 тыс. кв. м представляют собой скорее рынки – это «Тулпар», «Алтын Ай» и т. д. Объективно говоря, челнинские ТЦ относительно небольшие (по сравнению с казанскими, например; тот же популярный в столице «Тандем» на фоне челниских ТЦ смотрится намного выигрышнее, однако это не самый большой в Казани молл – его площадь 67 тыс. кв. м). Поэтому челнинцы, не найдя полноценных форматов и многих брендов, по наблюдениям корреспондентов БИЗНЕС Online, вынуждены ездить за покупками и развлечениями в Казань. Так что шанс у нового мегапроекта есть стать новым магнитом Закамья...

Максим Сперанский: «На сегодняшний момент ТРЦ будет занимать второе место в Татарстане после «Меги» Максим Сперанский: «На сегодняшний момент ТРЦ будет занимать второе место в Татарстане после «Меги» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В НИЖНЕКАМСКЕ СРЕДНИЙ ДОХОД ВЫШЕ ЧЕЛНИНСКОГО, НО ОБОРОТ ТОРГОВЛИ В ДВА-ТРИ РАЗА НИЖЕ »

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить проект и его перспективы. Одни говорят о качественном изменении структуры торговли в Нижнекамске, другие считают ожидания инвестора завышенными.

Максим Сперанский – генеральный директор мебельной компании « Синтекс-2», советник мэра Нижнекамска по вопросам развития предпринимательства:

– На сегодняшний момент ТРЦ будет занимать второе место в Татарстане после «Меги». По большому счету это первый опыт Мустафина. Мы, город, хотим получить от него (как предпринимателя в том числе) изменения структуры торговли, ее качества. Мы хотим привлечь в город ранее не представленных операторов.

Чтобы увеличить, нажмите

В Нижнекамске средний доход населения выше челнинского, но при этом оборот розничной торговли раза в два-три ниже. Это о чем говорит? Что нижнекамцы вывозят деньги из города. Как это можно остановить? Только новым качественным уровнем представленных арендаторов, сетей. Смысл открывать в пятый раз одну и ту же компанию или магазин одежды? Нам важно именно изменить структуру торговли в городе. У торговых комплексов есть категории по классам – в Нижнекамске сейчас класс С и ниже, а мы хотим, чтобы был А или В.

Будут ли при строительстве размещать развлекательные зоны не выше первого этажа? Глупая инициатива (после пожара в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» ряд экспертов и депутатов Госдумы выдвинули предложение размещать детские развлекательные зоны не выше первого этажа, некоторые пошли дальше и предложили распространить подобные ограничения на все развлекательные зоны прим. ред.), которая похоронит бизнес-ретейлеров. И потом: хорошо, на первых этажах вы разместили, а на пятых этажах будет находиться торговля – там людей спасать не надо, что ли? Данная инициатива не пройдет, это мировая практика. Она обеспечивает трафик, покупательскую способность. Если все поменять, то может рухнуть экономика торговых центров. Кому это надо?

Мурат Ахмеров: «Я считаю, что много вопросов к успешности проекта. Мало построить, надо чтобы он жил» Мурат Ахмеров: «Я считаю, что много вопросов к успешности проекта. Мало построить  – надо, чтобы он жил» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАМ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧТО-ТО УНИКАЛЬНОЕ, НАПРИМЕР АКВАПАРК»

Мурат Ахмеров – директор казанской консалтинговой компании «А-Девелопмент»:

 – Если говорить о «Меге», то есть понятие «суперрегиональный торговый центр», куда ездят не только жители Казани, но и всего Татарстана, ближайших республик. Понятно, что Закамский регион по совокупности тоже миллионник – Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Но 120 тысяч квадратных метров в Нижнекамске... Мне сложно представить, что он будет загружен, востребован. Надо понимать концепцию. Если там будет кинотеатр, то он только для местных жителей, из других городов ездить не будут. Там должно быть что-то уникальное, например аквапарк. В Казань ездят в аквапарк, потому что ближайший только в Самаре.

Я считаю, что много вопросов к успешности проекта. Мало построить – надо, чтобы он жил. Проводились ли какие-то маркетинговые исследования по этому проекту? Я считаю, что такой центр, который будет главным в городе, можно сделать, единственное – надо очень грамотно подойти к концепции, проанализировать спрос, потребности. Этому должна предшествовать глубокая проработка проекта. Есть такое понятие обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей, то есть как с этим обстоят дела в Нижнекамске, уровень дохода и прочее. Интересно, была эта работа сделана или нет? Пока больше вопросов, чем ответов. 

Михаил Рогожин (справа): «Тут, прежде всего, вопрос в экономике. Построить можно все, что угодно, главное, чтобы это было востребовано и была нормальная окупаемость» Михаил Рогожин (справа): «Тут прежде всего вопрос в экономике. Построить можно все что угодно, главное, чтобы это было востребовано и была нормальная окупаемость» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕТИТ НЕ В ТРУБУ, А КУДА-ТО В КОСМОС»

Михаил Рогожин – директор отдела торговых помещений международной консалтинговой компании CBRE в регионах России:

– Тут прежде всего вопрос в экономике. Построить можно все что угодно, главное, чтобы это было востребовано и была нормальная окупаемость. В 50 километрах находятся Челны, в которых есть уже как минимум три-четыре объекта разного уровня. Самому Нижнекамску, безусловно, один хороший объект нужен, но все-таки на тысяч 30–35, максимум до 40 тысяч квадратных метров, но точно не 70 тысяч «квадратов»  (70 тыс. кв. м составляют только торговые площади «Рамус Молл»прим. ред.). На мой взгляд, это очень много, нет такого объема среди федеральных операторов, которые готовы либо сами прийти напрямую, либо дать права на франшизы. Просто не будет десятой доли таких операторов, которые будут готовы выполнить все требования, чтобы открыть фирменные магазины. А делать, условно говоря, еще один «Сити Молл», только очень большой – для кого это нужно?

Во-первых, сколько лет он уже строится, заявлен он был года три назад. С тех пор жить на нашем рынке стало как минимум не проще, поэтому на сегодняшний день этот формат очень сильно завышен. Очень сложно будет заполниться, даже если посадить туда всех больших  операторов, но это не те, кто платит большие ставки. Их используют, чтобы оформить скелет объекта – остальное собирают на более мелких. Так вот, именно мелких и не хватит для такого объема. Даже если напрячься, посадить H&M, еще кого-то, они экономику не сделают, а заплатят нули и процент с оборота. По большому счету, экономическая эффективность летит не в трубу, а куда-то в космос. Якорных арендаторов более-менее набрать можно будет, а вот тех, кто будет приносить деньги собственнику...

Чтобы увеличить, нажмите

Если бы собственник пришел ко мне, я бы ему не советовал строить такой объект, тем более в наше непростое время. За три года, пока строится этот объект, нарисовался еще один. Есть еще один потенциальный собственник, который готов построить объект на 30–40 тысяч квадратных метров на выходе из парка «Семья». На мой взгляд, если он будет побыстрее строиться, то это будет успешнее. Так что большому проекту создается опасность со стороны этого маленького, если маленький успеет зафиксировать правильные якоря. Более мелкий формат для Нижнекамска мне понятнее и симпатичнее, я бы с удовольствием им позанимался.

Кто поедет в Нижнекамск? Челнинцы не любят ездить куда-нибудь, они в этом плане достаточно самодостаточные. В автоград основная масса брендов уже пришла, ее переманить нельзя. А если открыть еще один такой магазин в Нижнекамске, то челнинцам туда ехать смысла нет. А сделать чудо и привести бренды, которых нет в Челнах... Ну вот мы делали Sunrise City – это было непросто, каждого надо было отдельно уговаривать, целовать, чтобы только согласились прийти на нормальных условиях. В итоге Sunrise получился неплохой. Но они же не закроют магазин в Челнах и не перенесут его в Нижнекамск.

Чтобы увеличить, нажмите

Развлекательная зона, конечно, кого угодно может спасти. Но сейчас пока непонятно, куда ставить эти развлекательные зоны после печальных событий в Кемерове. У нас же сейчас все хотят принять закон – развлекательные зоны не выше первого этажа. А первый этаж – самый «жирный» в плане коммерции, то, ради чего люди приходят. Получается, любая финансовая модель идет я даже не знаю куда. Развлекательные арендаторы нужны для воспитания лояльности посетителей к объекту, поэтому они не платят деньги в сравнении с теми, которые платят небольшие магазины.

Многоэтажную парковку мне сложно оценить. На мой взгляд, это попытка взять даже не от Казани, а от Москвы, но менталитет местных людей такой, что им еще долго привыкать придется к ярусной парковке. Проще бросить машину где-нибудь. Вспомните, в Казани в «Южном» какая парковка, у «Тандема» – вот это наш менталитет. В регионах очень мало людей, которые готовы сразу принять многоэтажную парковку.

Сейчас нет нормального центра в Нижнекамске, это однозначно. Посмотрите, чем существующие заполнены. Самый приличный из них – это «Эссен». Но это не торговый центр, а магазин с двумя тремя магазинами сбоку. Сказать, что это полноценный торговый центр, нельзя – он, наверное, самый симпатичный. 

Нужен ли в Нижнекамске торговый центр масштаба казанской «Меги»?
13%Да, это шанс для города стать торговой столицей Закамья
17%Идея хорошая, но ТЦ в Нижнекамске нужен поменьше раза в два
16%Все зависит того, какие будут доходы у нижнекамцев и их соседей
28%Строить такой ТЦ – определенный риск для инвестора
26%Нужно думать не о торговых центрах, а том, как выживать, – кризис не за горами
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (180) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.05.2018 08:35

Уехал из Нижнекамска 10 лет назад, приезжаю периодически к родителям. Такое ощущение, что за эти 10 лет строили только одни ТЦ и кафе. Широкие благодатные улицы и проспекты заграмождены этой мишурой. Ни одного спорткомплекса, школы, больницы или др. соц. объектов построено не было. Особенно в новых районах-муравейниках.

P.S. Вообще после развала союза ничего стоящего в плане социального обслуживания построено не было!

P.P.S. Ах, да: парки. Парки и церкви были реконструированы к 50-летию.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:04

    вот откуда у этого господина столько денег?

    • Анонимно
      28.05.2018 08:20

      В статье это писано. Человек всю жизнь в бизнесе. А ему 66 лет... Из-за таких подлых вопросов в стран и не развивается предпринимательство.

      • Анонимно
        28.05.2018 08:44

        это не подлый вопрос.
        он весьма уместен, поскольку вот так миллиарды и перекочевали в карманы этих господ.

        • Анонимно
          28.05.2018 08:59

          Зададимся вопросом про дом национальной кухни))) как он из госсобственности перешел в частную собственность?

        • Анонимно
          28.05.2018 09:35

          Подлый. Из под тишка. И без вас в стране много проверяющих органов - они все уже проверили. Человек депутат горсовета к тому же, публичный.

          • Анонимно
            28.05.2018 10:08

            и с моего участка, и я за него не голосовал, и вообще там мало кто ходил на те выборы. А из под тишка это гос. имущество СССР было выведено в частное, дом национальной кухни, например. А про проверяющие органы это к бабушкам, они про них все знают)))

          • Анонимно
            28.05.2018 10:43

            Все мы знаем, что это за депутатишка. Как, сколько, благодаря чему....Не заливайте.

            • Анонимно
              29.05.2018 07:39

              В экономическом экстазе с камалетдиновым и хановым архитектором и породнились ) а так весна и бредовые идёт !

          • Анонимно
            28.05.2018 11:17

            Так то в статье написано - НЕ ПУБЛИЧНЫЙ. Ваш коммент не соответствует истине и по др моментам.

          • Анонимно
            28.05.2018 15:06

            Депутат в нашей стране это уже отнюдь не положительный персонаж, а отрицательный.

      • Анонимно
        28.05.2018 17:32

        Не бывает дурацких(подлых) вопросов, бывают уклончивые ответы. Так препод нам в универе говорил.
        Ситуация такая же - как нечего ответить то и вопрос подлый и разжигание и тд и тп.

  • Оптимист
    28.05.2018 08:07

    Логичней что бы этот мегамолл открыли бы таиф с татнефтью
    Выдали зарплату, и через кассы мегамолла обратно собрали

    • Таиф такой же центр строит в Казани между Верховным судом и Кабмином! И последние деньги казанцев что не забрал ТФБ,СПУРТ И ИНТЕХЬАНК заберут Таифовцы у населения через Мега центр с рабочим названием Площадь СВОБОДЫ!

      • Анонимно
        28.05.2018 09:45

        В Нижнекамске зарабатывает, в Казани тратит, все честно.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:19

    Великолепная бизнес- идея. Нижнекамск чувствуется развивается. Теперь Челнам нам заняться развитием бизнеса после всех бизнес- войн с Мироновыми

  • Анонимно
    28.05.2018 08:20

    один вопрос: зачем?

  • Анонимно
    28.05.2018 08:23

    вот очередной пример - денег столько, что не жалко и не страшно потерять. Поэтому желание выпендриться идет впереди прагматических расчетов. А в целом - надо Казань делать агломератом, а не сохранять жизнь в деревнях и промышленных зонах вокруг Казани. Дайте возможность жителям Нижнекамска и Набережных Челнов получить квартиру в Казани и переехать в Казань. За счет такого роста населения экономика Казани пойдет в рост только за счет услуг населению. А на промышленные предприятия можно организовать вахтовые рейсы.

    • Анонимно
      28.05.2018 08:36

      А тем, которые уже "наелись" Казанью, дать возможность купить квартиры в Москве и возить их вахтовым методом на работу в Казань. Кстати, освободившиеся квартиры можно передать Нижнекамцам.

    • Анонимно
      28.05.2018 08:41

      вы нормальный, нет? давайте оставим в России 10 городов, а на остальных землях хоть трава не расти.

      • Анонимно
        28.05.2018 17:43

        К этому и идет! Футурологи предсказывают через 50 лет на планете будет 7000 городов

    • Анонимно
      28.05.2018 08:43

      Какое-то динозавро-совковое мышление?!?!? Ты откуда такой вылез? Я думал такие вымерли все, ну или ....

    • Александр Ш
      28.05.2018 12:44

      Согласен. Это сложно осознатьМосква так и развивалась.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:35

    Уехал из Нижнекамска 10 лет назад, приезжаю периодически к родителям. Такое ощущение, что за эти 10 лет строили только одни ТЦ и кафе. Широкие благодатные улицы и проспекты заграмождены этой мишурой. Ни одного спорткомплекса, школы, больницы или др. соц. объектов построено не было. Особенно в новых районах-муравейниках.

    P.S. Вообще после развала союза ничего стоящего в плане социального обслуживания построено не было!

    P.P.S. Ах, да: парки. Парки и церкви были реконструированы к 50-летию.

    • Анонимно
      28.05.2018 09:04

      Омск
      У нас то же самое
      Город тц и таксистов

      • Анонимно
        28.05.2018 09:58

        а Казань постепенно превращается в город -парк им.Фишман..

        • Анонимно
          28.05.2018 10:42

          У нас пропорционально все еще мало парков из норм обустройства городов

      • Анонимно
        28.05.2018 10:04

        ой, не врите. не из Омска вы пишете. В Омске много старинных зданий, есть исторический центр. Н.Камску сколько лет? 50? были там хоть раз?

        • Анонимно
          28.05.2018 13:33

          Причем здесь сколько лет городу? Человек пишет что с советского времени кроме торговых центров ничего не изменилось. Старинные здания это - соц. объект, больница, школа, спорткомплекс?

    • Анонимно
      28.05.2018 10:07

      В Казани тоже самое почти, как и в почти во всех городах нашей необьятной

    • Анонимно
      28.05.2018 10:34

      Орандж фитнес построили, в 31, 45 микрорайонах детсады построили, в 47 сейчас школа и детсад строится-осенью сдадут. Больницы, мфц, библиотеку на Тукая-да много чего. Это вы просто человек такой, кроме негатива ничего не видите; либо сами перед собой оправдываете свой уезд в Казань-когда вечером машину поставить некуда во дворе или может когда в пробке после работы сидите. А мне хорошо здесь-и школ, и парков, и общепита-всего хватает. Да и если честно, не от количества спорткомплексов человек себя счастливым чувствует-может и вы это когда-нибудь осознаете..

      • Анонимно
        28.05.2018 12:05

        Ну уж вы тоже расскажете сейчас в патриотическом порыве, сады были построены в 34, 44, 45 и 31. Причем в 31 строило Танеко на деньги Татнефти для своих, но потом его отжали в город, после этого скандала город сам стал строить, было это не так давно лет 7 назад. Школы ни одной пока не построили. Больницы ни одной, Библиотека Тукая - ремонт старой библиотеки, МФЦ - разместили в здании за третьей школой куда дети на кружки ходили.

      • Анонимно
        28.05.2018 12:07

        1. За 25 с лишним лет независимости 3 детсада и 1 школу? Это успех! Проаедите проекцию соотношения вводимого кв.м. жилья, прирост населения и кол-во мест в дет.садах, школах. Регулярно общаюсь с директором своей школы: школа перегружена! Кол-во классов и кол-во детей в классах превшает все нормы.

        2. Где в Нк построили больницу? Где???
        Мфц- это здание постройки конца 80-х раньше принадлежало Центру детского технического творчества! Кого вы обманываете?!
        Про библиотеку им. Тукая и говорить нечего: единственная библиотека в городе расположена в доме, который строился одним из первых в городе еще в 70-х. Что за демагогия?!

        3. В моем родном дворе - это район 5-этажных хрущевок- уже лет как 5-7 машину поставить негде, вокруг дома уже друг на друга ставят. И пробок в городе хватает в часы пик. Так что не надо на Казань кивать.

        4. Человек чувствует ссебя счастливым в городе, когда городские блага ему доступны. И да, не количеством спорткомплексов, а их доступностью и качеством. А так в городе нормально даже в бассейн сходить нельзя. В этом случае - да, на ваше счатье вам туда не попасть, а значит и волноваться незачем. А вот когда ваши дети и внуки начнут массово заболевать от рака (Алла сакласын конечно, но заботиться об этом нужно) и прочих болезней, то тогда будет уже поздно.

        • Анонимно
          28.05.2018 16:11

          вот из всего что вы написали-ни с чем проблем не было) дети в садик отходили, в школу поступили-никаких переполненных классов нет. Садик вообще у нас на выбор был из двух, находящихся через дорогу (в старом районе на Вахитова).
          Больницы-редко в них бываю, потому что толку от хождения по ним 0,0, но когда медосмотр проходил тоже какого-то ажиотажа и очередей не встретил.
          Библиотека) ну не знаю-последний раз в институте в библиотеку посещал-мне не принципиально их наличие.
          В бассейн сходить можно-берете абонемент в тот же самый Оранж и плаваете до посинения) В пятницу вечером и в воскресенье там совсем народу нет)
          По поводу рака-на днях прочитал, что рак вызывает поедание шашлыка и его готовка на огне ! еще пишут, что вся еда, которая сегодня на полках магазинов лежит тоже рано или поздно к раку приводит-так что поосторожнее будьте)

          • Анонимно
            29.05.2018 07:50

            Речь не о том, какие альтернативы и обходные пути можно предпринять в сложившейся ситуации. Речь о том, что город в инфраструктурном плане не развивается. Выжимаем то, что наши отцы строили. Сейчас Вам хорошо, всего хватает. А что будет детям, внукам? Кто о них позаботиться, если не мы и не сейчас?!

          • Анонимно
            29.05.2018 07:52

            Перегруз групп/классов это не когда вы стоите в очереди, чтобы зайти на занятия. Перегруз, в нормальном понимании, это когда вместо 15-20 детей 30-33 ребёнка в классе.

            • Анонимно
              29.05.2018 10:12

              я в школе в начале 90-ых учился и у нас учились в две смены и в параллели был класс "З": т:е "А", "Б" "В" и так далее. В классах меньше 30 детей не было. Сейчас вторая смена есть в школах? или класс "З" есть? не в курсе просто...

              • Анонимно
                29.05.2018 11:03

                Так о чём и речь: с начала 90-х обстановка со школами не изменилась, не было построено ни одной школы. А количество детей меняется с каждым годом.

          • Анонимно
            29.05.2018 09:30

            так возьми абонемент в оранж))) 40 т.р. на человека))) вы вообще где живете?))) или вы не дальше магазина ходите?

            • Анонимно
              29.05.2018 09:58

              Так исключите алкоголь на год из рациона - вот и купите на высвободившиеся деньги себе абонемент! или к туркам на море не съездите! или вы за бесплатно хотели бассейн, спа и массажик в придачу?

              • Анонимно
                29.05.2018 10:50

                ветку то перечитайте))) где алкоголь и где детские сады, школы и бассейн)))

                • Анонимно
                  29.05.2018 14:21

                  ну раз вам денег не хватает на организацию своего досуга и здорового образа жизни-попробуйте где-нибудь сэкономить)

        • Анонимно
          28.05.2018 19:02

          Не хочу быть обруганной в ответ, но например в школе на Красном Ключе детишек очень мало, в прошлом году в 11 классе было 7 человек, ни о какой перегрузке речь не идёт, а школа очень хорошая, кстати как и детский сад там же

          • Анонимно
            28.05.2018 20:04

            Предлагаете из 47-го на Красный, детей в школу возить?

  • Анонимно
    28.05.2018 08:37

    в городишке с населением 200 тысяч строить такой объект откровенно бредовая идея. существующие арендные площади города частично пустые. покупательская способность низкая, как уже выше писали город живет в день выдачи зп на таифовских и татнефтевских предприятиях. рассчитывать на то что будут приезжать из соседних городов, из-за чего? из-за какой-нибудь условной Зары? или очередного Летуаля? Очень сомневаюсь в данном проекте.

    • Анонимно
      28.05.2018 08:55

      за Зарой приехать, кстати, можно.

    • Анонимно
      1.06.2018 10:03

      Может деньги" осваиваются"? Свои деньги в такое вкладывать ни один здравомысоящий бизнесмен не будет. Это заведомо неокупаемый проект. Похож на завод криссталов в Челнах.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:42

    Город тупиковый и пока не будет моста через Каму продаж не будет тем более зарплаты химиков не индексируются многие в ипотеке и кредитах за машины .

  • Анонимно
    28.05.2018 08:45

    6 млрд вложить , чтобы обонкротить челнинских предпринимателей ? Свободных тем не осталось уже нормально дружно развиваться ?

    • Анонимно
      28.05.2018 08:49

      это бизнес. и это нормально.

      • Анонимно
        28.05.2018 12:31

        Нормально в Новой Гвинеи наверно . А так , даже торговые центры на свои площади привлекают арендаторов из разных групп товаров, чтобы не съедали друг друга и потребитель получал качественную услугу

    • Пpохожий
      28.05.2018 12:19

      рано или поздно вопрос встанет. который город станет пригородом второго.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:45

    Можно сразу сказать,что через три года после открытия данный ТЦ обанкротится и будет перепродан. Таков всероссийский опыт строительства подобных гигантов в больших райцентрах. Для такого монстра не найдётся необходимое количество покупателей. В Зеленодольске (а это с деревнями и городом Волжском около 200.000чел.) обанкротился ТЦ площадью всего 20.000кв.м - в шесть раз меньше нижнекамского монстра. Надежды на челнинских покупателей - это иллюзии. Желающих регулярно ездить за покупками на 50 км- не так уж и много. В Нижнекамск "отовариться" поедут жители микрорайона ГЭС. Итого потенциальная клиентская база - максимум 300 тыс. чел. Этого мало для успешной работы создаваемого ТЦ.

    • Анонимно
      28.05.2018 08:51

      ну если в этом ТЦ будут бани и все, что обещают, то туда поедут если не жители Челнов, то Елабуги, Менделеевска, Заинска, Мензелинска и может быть даже Альметьевска.
      Вон же в ту же Мегу едут со всего Татарстана

      • Анонимно
        28.05.2018 09:32

        зачем там бани? чтоб был пожар опять?

      • Анонимно
        28.05.2018 09:37

        как можно сравнивать Мегу с этим? Ни один международный оператор не зайдет в Нижнекамск для того чтобы просто открыться. Любой заход на новую локацию сопровождается сбором информации, который закончится открытием википедии "Нижнекамск население 237 тысяч"

        • Анонимно
          28.05.2018 09:43

          вы не учитываете соседние города и доходы в Нижнекамске

      • Анонимно
        28.05.2018 09:57

        В Челнах, я думаю, появятся свои бани

        • Анонимно
          28.05.2018 10:11

          Хотел пропустить мимо ушей эту информацию. Но вынужден спросить - В Челнах нет бань?

      • Анонимно
        28.05.2018 15:57

        Ага, из частного сектора со своей баней поедут в нкамск

    • Анонимно
      28.05.2018 13:34

      я с ГЭСа в НК не поеду, а зачем?? Вряд ли там что то будет такое, чего нет в Челнах, и мне проще за 15-20 мнут доехать на ОТ в любой ТЦ Челнов.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:48

    радует только то, что откроется много рабочих мест, в тч и для камполянцев

  • Анонимно
    28.05.2018 08:54

    Развлекательные центры будут как и во всех торговых центрах. На это и расчитывают.

  • Анонимно
    28.05.2018 08:56

    Утопия, никто не поедет из Челнов.

    • Анонимно
      31.05.2018 18:41

      Ездил бы с семьёй эдак раз в квартал, если бы там был хороший аквапарк и мировые бренды, которых нет в Челнах: ECCO, Marks&Spencer, Levi's, Tommy Hilfiger, Starbucks... . Жена бы ездила в ZARA и UNIQLO... . Нужны строительные магазины OBI, CASTORAMA. Гипер АШАН... . Но собрать таких монстров в Нижнекамске - очень сложная задача. Да и не уверен, что таких, как я, челнинцев, будет достаточно много.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:01

    успешного будущего этому центру и горожанам - действительно отток денег нужно остановить: все моногорода РТ работают на Казанские ТЦ, это нужно остановить, деньги должны работать на эти города. Для этого нужно строить бассейны, термы, развивающие центры и тп

    • Анонимно
      28.05.2018 10:38

      09.01 поздно уже. Те, кто хотел и хочет отовариваться в Казани, переехал в Казань. Мы уже уехали. Нет развития. В городе можно было устроиться только по блату. Уехали и не жалеем...

      • Анонимно
        28.05.2018 21:15

        да, все уже, кто смог - уехал. я тоже уехала. потом сестра. родителей перевезли. все.

    • Анонимно
      28.05.2018 10:47

      Для этого достаточно модернизировать существующие и поднять уровень сервиса и персонала. Но для этого ещё мозги нужны, а не только деньги.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:01

    Приезжаю иногда в НК, хожу по торговым, причем в разных концах города, так вот такой загрузки нет, чтобы строить не то чтобы такой здоровенный, а хотябы еще как Олимп или СитиМолл.

    Есть вариант сделать данный ТЦ поистине хорошим, тем самым переманить посетителей с других ТЦ и люди будут ехать со всего города, но это временно, пока у людей не пропадет интерес или им станет лень ехать туда, когда под боком другой ТЦ

  • Анонимно
    28.05.2018 09:02

    Когда люди поймут, что самое ценное-культура, образованность, которые уже почти безвозвратно потеряны. Когда читаешь интервью с такими людьми, как Анатолий Луппов, чувствуешь, что такое культура и она уже почти потеряна. Душа плачет, что у современных детей так и не откроются каналы, чувствующие культуру, красоту ума. На уме у всех только деньги, по-другому никак, не выживешь.

    • Пpохожий
      28.05.2018 12:22

      да бросьте!
      культура вещь переменчивая и меняется часто. просто сейчас она становится другой а вы этого не понимаете и хотите прежнего....
      а этого не будет. Все уже изменилось!

    • Анонимно
      28.05.2018 13:28

      Больно читать.музей в нижнекамске ужасен и ничего не изменится в нем.так и будет последним пистанищем замученных животных.нет в нем даже намека на культуру.нет наверное в городе людей которые способны дать что-то для ума и души людям.

      • Анонимно
        28.05.2018 19:09

        Так ведь и город молодой, какая у него история кроме заводов

        • Анонимно
          28.05.2018 21:16

          так там всю жизнь и будут только заводы....

        • Анонимно
          29.05.2018 09:27

          история то есть, был святой ключ, была усадьба Стахеевых, где потом дом отдыха был, все это было еще 50 лет назад, зимний сад был, ананасы в 30-е годы выращивали внем, дом чикина пока есть, единственный памятник ленину тоже пока есть, все было часть есть пока, просто заниматься некому, деньги искать, работать не за ордена и звания, некому.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:56

      А ещё ценнее- здоровье! На экологию надо внимание обращать и деньги вкладывать, а не на торговые центры!

  • Анонимно
    28.05.2018 09:05

    Очередной кидок)) какую нибудь новую схему придумал, многоуважаемый инвестор) У этого объекта могло быть будущее если бы его поставили где-то между Челнами Нижнекамском и Альметьевском, что сгенерировать потоки. А так бред, чистой воды

  • Анонимно
    28.05.2018 09:07

    да че вы паритесь, пусть обанкротится, он эти деньги в городе получил в городе и спустит, у строителей работа будет, останутся площади, на что-нибудь сгодится через 20 лет. Это лучше чем вывести их в Лондон и там тратить. Остальные то втихую посваливали все, детей перетащи и оттуда нам указывают как надо родину любить. Этот хоть здесь пытается что-то.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:12

    отвечаю всем кто за сохранение всех деревень и малых городов - читайте экспертов о динамике и судьбе этих поселений. Можете порыдать и поплеваться, но жизнь идет по своим законам. Не надо пытаться законсервировать жизнь на уровне 70х. Хотя именно этим мы и занимаемся. Знаете что напоминает? Попытку разделить буханку хлеба на 1000 человек - ясно, что сытых не будет и умрут все из этой 1000. Так и мы крошечные бюджеты тащим по своим родным деревням - тут на забор денежки даем вокруг покосившейся школы, там метр асфальта делаем, в третьем населенном пункте туалет общественный строим (один на весь поселок). Это что? Разумно? В результате и в столице и в промышленных городах, и в поселках жить не айс.

    • Анонимно
      28.05.2018 10:52

      При любом апокалипсисе люди выживут только в таких местах, а не в каменных джунглях городов.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:14

    ЧЕКА

    Писал ранее -повторюсь.

    Закамью нужен новый центр на равном удалении от Челнов и Нижнекамска,где-нибудь в районе Бикляни - Мелекеса.
    Где были бы востребованы подобный ТЦ , а также Аквапарк, новый ЛД для ХК Нефтехимик, Бизнес-центр, футбольный стадион, концертный зал, театры и т.д.
    Строительство жилья было бы естественным продолжением развития этого центра.

    Данный центр был бы востребован жителями Закамья, Удмуртии и западных областей Башкортостана, а как результат - обеспечил бы более быструю окупаемость ..
    Наличие такого центра обеспечило бы - создание новых рабочих мест, самодостаточность Закамья и вывело бы Закамье в точку притяжения на уровень агломераций типа - Казани, Самары,Уфы..

    • Анонимно
      28.05.2018 09:43

      вы в своем уме? в Казань, Самару и Уфу едут не просто по ТЦшкам пошариться, а отдохнуть, тусануться, красоты местные посмотреть. Что обеспеченные люди будут делать в ваших Бикляни-Мелекесах?

      • Анонимно
        31.05.2018 18:51

        На самом деле здравая идея. Челнам нужно что-то поближе, чем Казань.
        В Казань из Челнов ездим два-три раза в год по двум причинам: либо на концерт, либо в МЕГУ, чаще в ИКЕЮ. Если ездим в МЕГУ - то что-то ещё посетить в Казани малореально. 6 часов уходит на дорогу и 5-6 часов - на МЕГУ. На остальную Казань ни времени, ни сил уже нет.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:16

      ЧЕКА

      На сегодняшний день Закамье республики является самой экономически быстроразвивающейся территорией в стране.

      ОЭЗ Алабуга, ТОСЭР в Челнах и Нижнекамске, строительство завода кабин на КАМАЗе, комплекс заводов Хайер, ТАНЕКО, целый ряд новых заводов ТАИФа и другие - дадут Закамью массу новых рабочих мест. что повысит покупательную способность населения.

      И удобный новый центр на стыке Нижнекамска и Челнов позволит всем жителям Закамья получить востребованные услуги на месте -без выезда в Казань..

      • Анонимно
        28.05.2018 14:37

        Проект увертюра к авантюре
        А вы посмотрите платежный баланс этих городов Закамья. КАМАЗ на налоговом учете в Питере, деньги уходят из моногорода, заплатил в бюджет города менее 7% налогов в начале года. Нижнекамск, тоже особый налоговый округ, основные деньги от нефтехимических гигантов идут транзитом в вышестоящие бюджеты. Возвращается часть в конце года и то не даже не половина. Менделеевск со своим "Амонием" из-за валютного кредита застрял в глубоком пежо. Елабуга за счет СЭЗ и налоговых льгот что-то еще притягивает, но тоже не блещет в последнее время, население бедное. Альметьевск - особый налоговый режим из-за нефтянки, тоже теряет деньги. Реальные доходы населения в РФ падают 4 года подряд 45 месяцев, налоговая и бюджетная система сконструирована так, что вымывает все ресурсы из Закамья. Не питайте иллюзий, избыток торговых площадей при низком платежеспособном спросе и супер конкуренции, превращает этот проект в Нью-Васюки. При этих монетарных властях и политике вывозе капитала за границу, ничего хорошего не будет. Спасибо товарищу Сталину, за наше головокружение от успехов! Набиуллину с Силуяноым не забудьте пригласить на торжественную закладку камня, все равно зароете в землю свой талант. Постройте лучше нормальный университет и академгородок для Закамья, надо не ТЦ строить, а свой "Сколково", а так у вас никогда не будет конкурентных преимуществ и устойчивого развития.
        М.С.

        • Анонимно
          28.05.2018 15:19

          ЧЕКА

          -.КАМАЗ платит налоги в республике.

          - 2/3 ВВП республики производится в Закамье и 65% рабочих мест тоже находится в Закамье.

          -покупательная способность зависит исключительно от зарплат и доходов физических лиц и непонятно причем тут налоговая и бюджетная системы.

          - Мои предложения о необходимости строительства нового центра для удовлетворения потребностей людей , абсолютно не противоречат вашему желанию построить академгородок .

          Но неужели вы не понимаете разницу между ТЦ, Аквапарком и Университетом ?

          ТЦ, Аквапарк и далее будут построены за счет частников, а Университет - государством..

          • Анонимно
            28.05.2018 15:55

            -КАМАЗ платит налоги в Татарстане?
            погугли увидишь пропорции. 7% в горбюджет Челнов в 1 квартале.
            - при чем тут налоговая система говоришь?
            Почитай не только официоз, но и независимых экономистов: Катасонова, Делягина, Глазьева, Пронько, Алексашенко, Николаева, Илларионова, Жуковского и т.д. которые не приукрашивают реальность, но иногда сгущают мрачные краски.

            Или вот тебе и президент говорит:

            «Нужно, чтобы учли интересы регионов. Нельзя все время в одну калитку: у кого отобрать и разделить», — вновь вернулся к теме справедливого распределения субсидий и льгот президент РТ Рустам Минниханов. На совещании финансовых и налоговых органов РТ корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что республика перечисляет уже 70% своих налоговых сборов в Москву, а между тем наметился провал по налогу на прибыль. Лидерами падения стали предприятия ТАИФа.
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/379360

            про КАМАЗ здесь

            https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/kamaz-poluchil-v-I-kvartale-214-9-mln-rub-ubytka-po-rsbu-protiv-pribyli-godom-ranee-1021972033

            Татарстан развитый регион-донор, но ему мешают развиваться. В провинции люди экономят на всем, перестали ходить в рестораны и ТЦ, посмотри официальные данные оборота розничной торговли, планы правительства рф по повышению налогов и все поймешь, что этот проект не окупится. Причина в политике ЦБ РФ и экономического блока правительства...
            Трамп банкротился 4 раза, а вам я того же не желаю...

            • Анонимно
              28.05.2018 16:10

              ЧЕКА

              - КАМАЗ платит налоги в республике точно по таким же ставкам, как и остальные предприятия..

              - я тоже считаю что налоги надо пересмотреть в сторону увеличения доли регионов.

              Розничный товарооборот по республике
              2014 - 700 млрд.
              2016 - 780 млрд.
              2017 - почти 900 млрд.

              Как видим товарооборот, главный показатель покупательной способности населения - ежегодно растет.

              • Анонимно
                28.05.2018 16:14

                не знаю, где вы берете данные, по Закамью все плохо: Оборот розничной торговли в Набережных Челнах в ближайшие три года почти не изменится. Согласно данным исполкома города, в 2018 году он прогнозируется в размере почти 145 млрд рублей. В сопоставимых ценах это всего на 0,3% больше, чем в 2017-м. В последующие два года рост составит 0,4%-0,7%.

                Такие данные отмечены в прогнозе социально-экономического развития города на 2018-2020 годы.

                • Анонимно
                  28.05.2018 16:22

                  ЧЕКА

                  Цифры приведены в официальном отчетах правительства республики за указанные годы.

              • Анонимно
                28.05.2018 16:29

                https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/25/748956-dohodi-rossiyan-padayut-chetire-goda
                Доходы россиян падают четыре года подряд
                Но экономить, как раньше, население уже не может

                • Анонимно
                  28.05.2018 16:37

                  ЧЕКА

                  Статья о предполагаемом строительстве бизнесменом ТЦ.

                  Я написал что лучше было бы если такой большой ТЦ, а также Аквапарк, концернтный зал и прочее были построены между Челнами и НК.

                  Вы против чтоб был построен ТЦ и остальное между городами?

                  • Анонимно
                    28.05.2018 16:49

                    я не против развития бизнеса, я об окупаемости, по мне так, если Закамье сольется в одну агломерацию, с населением в миллион человек и у большинства будут доходы как в столице, то это было бы хорошо, но реальность кусается, а о целесообразности строительства пусть думает предприниматель, бизнес - это риск. У меня перед глазами немало примеров разорившихся предпринимателей. Если власти делают все, чтобы население беднело и не собираются ничего предпринимать на макроэкономическом уровне, то и у нас это все выльется в негативные последствия.

    • Анонимно
      29.05.2018 11:12

      Определенная логика в этом есть! Надо объединить эти 2 города: Нижнекамск и Набережные Челны. Затем мост построить через Каму на Елабугу. Население: 900 тысяч. Хорошая конкуренция Казани!

  • Анонимно
    28.05.2018 09:25

    :), Все эти люди не понимают, что эра ТЦ стремительно уходит. Не нужны они уже сейчас, весь ритейл уходит в интернет (в цифру), крупные компании уже давно стали сворачивать свои торговые площади, так не заметно...

    • Анонимно
      28.05.2018 11:39

      полностью поддерживаю, давно уже большую часть потребностей приобретаю в инете.

      • Анонимно
        28.05.2018 22:34

        Но есть очень срочные покупки, например, детям, и невозможно ждать, когда заказ придёт.
        Часто бывает, что в школе или детском саду вечером объявляют, что необходимо завтра то, то и то. И приходится идти в ТЦ, чтобы купить нужную вещь. Так что, как говорится, по себе людей не судят.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:31

    Из челнов ехать по убитым дорогам нижнекамска?) ага, наперегонки погоним.

    • Анонимно
      28.05.2018 10:12

      Из серых Челнов в зеленый Нижнекамск я думаю с удовольствием поедут. Будет отдушина на выходные.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:34

    а что, ТЦ мало, нигде трусики купить?

  • Анонимно
    28.05.2018 09:36

    все тлен и суета)))

  • Анонимно
    28.05.2018 09:40

    Его надо строить на пересечении дорог челны аэропорт Нижнекамск

  • Анонимно
    28.05.2018 09:41

    "А кто не будет брать - отключим газ!" (к/ф "Бриллиантовая рука") Построят этот ТЦ, а потом нижнекамцев администрация и таиф добровольно-принудительно два раза в месяц после аванса и з/п будут сгонять туда делать кассу удащливому колхознику, который четыре лярда на стройку накопил, а з/п нормальную сотрудникам в своих ТЦ платить не научился.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:44

    Авантюра. Ездить постоянно за 40 км. (а рассчитано на это) чтобы пошарахаться в термитнике, не каждый готов. Раз в год, возможно.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:46

    В Меггу едут не только в бутики, но и в Икею очень многие ездят. Да, небольшой аквапарк может привлечь поначалу, но не бани уж.. Но и бренды класса А, как тут пишут , тоже не всем по карману и по вкусу будут. В очередной раз всё закончится большим рынком

  • Анонимно
    28.05.2018 09:50

    Такой громадный торговый центр рассчитанный на жителей Закамья логичнее было строить не в центре города, а где нибудь в окраине. Сколько тонн грузов на фурах будет заходить в жилые кварталы и портить дороги, а как вывозится мусор мы так же знаем. Ближайших домах комфортность проживания сильно ухудшится, так как грузовые операции (в том числе и маневры фургонов) и вывоз мусора аккурат будет происходить перед подъездами жилого дома.
    При крупном пожаре например в городе будет коллапс транспортный и экологический.
    Кто выполнил экспертизу проекта? Как можно ознакомиться с экспертизой? Такой проект затрагивает интересы всех жителей города, а решения приняты более чем кулуарно.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:53

    Нужен мост через Каму в районе Синтяка или чуть ниже по течению до трассы М7, на порядок облегчить и улучшить въезды-выезды из города. Вот что нужно строить вместе с этим ТЦ. Иначе Нижнекамск так и останется тупиковым городом - хоть ты 50 центров построй - ситуация мало изменится.

    • Анонимно
      29.05.2018 18:01

      Согласен.хотя бы въезды выезды из города сделать нормальными, не дай бог что ,будет "бутылочное горлышко"и километровые пробки,особенно выезд в сторону Чистополя -это полная задница.

  • OPEN
    28.05.2018 09:54

    На старости лет пролетит.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:57

    Сверхукрупнение погубит страну.

  • Анонимно
    28.05.2018 09:57

    Сверхукрупнение погубит страну

  • Анонимно
    28.05.2018 10:03

    С такой утопией как он смог столько денег заработать?

  • Анонимно
    28.05.2018 10:18

    "...администрация Нижнекамска активно взаимодействует с Мустафиным..." - слились в экономическом экстазе, как говорил В.В. Путин., но о таможне.

  • Анонимно
    28.05.2018 10:20

    Когда господин Мустафин говорит, что деньги останутся в Нижнекамске он имеет ввиду. что у него в кармане. Так как у него будут арендные платежи, а всё остальное уйдет федеральным сетям , (в существующих ТЦ Нижнекамских предпринимателей менее 20%), что в итоге останется В городе?
    Я бы так назвал эту статью: Новый супермощный пылесос по отсосу денег из Нижнекамска заработает уже в этом году.

    • Анонимно
      28.05.2018 12:13

      нееее, не заработает))) Олимп 3 года не мог набрать арендаторов, и до сих пор выше 3-го не заполнен

  • Анонимно
    28.05.2018 10:30

    Нью-Васюки по-нижнекамски.

  • Анонимно
    28.05.2018 10:53

    Очень большие риски для инвестора!Или РАМУС плохо маркетинг плохо изучил,либо стратегическая цель другая!И действует он в интересах других лиц!

  • Анонимно
    28.05.2018 11:03

    Авантюра века. Купить что то путное можно только в европах на распродажах. Ехать в абсолютно безликий город - резервацию, пошарахаться в ТЦ - это за гранью понимания. Может десятка два сельчан на это и сподобятся. Кстати, удмурты точно не приедут, у них в Ижевске получше будет и с выбором и местами для досуга и спорта.

    • Анонимно
      28.05.2018 11:34

      удмурты с удовольствием приезжают в челны. молодые из ижевска, те кто падок на бренды. в ижевске некоторые точки брендов позакрывались. плюс есть такая вещь, как размеры. у нас в татарстане ходовые 50 размер и около него. в удмуртии наоборот 46 и около него. в результате маленькие размеры остаются в татарстане, а большие в удмуртии.

      • Анонимно
        28.05.2018 12:11

        видимо у кого-то есть два знакомых удмурта))) и по их тропам он судит о миграции всей популяции))))

  • Анонимно
    28.05.2018 11:05

    Мне кажется самое перспективное на ближайшие и не ближайшее это “Почта России” . Если сделать нормальную логистику (Авио. Ж.д . Авто и т.д.) сегодня уже любые бренды можно заказать с доставкой. Просто нужны МОЗГИ новые «Почта России» и срочно захватить эту низшу. А мега центры они только для развлечения и останутся.

  • Анонимно
    28.05.2018 11:09

    Лучше бы чувак на эти деньги мост построил через Каму и деньги за проезд по нему брал, или построил бы на его концах пару ТЦ. Прибыль 146% была бы))

  • Анонимно
    28.05.2018 11:26

    Цель одна,отделить Закамье от Казани.Затем изолировать.

    • Анонимно
      28.05.2018 12:41

      Вот было бы хорошо для Закамья, зажили бы по нормальному, с деньгами.

  • Анонимно
    28.05.2018 11:34

    Будет ждать, этот ТЦ, как Казанская "ТЮБЕТЕЙКА", очень долго без перспективно своих арендаторов. А потом "гости" из средней Азии будут там готовить саму и шаурма.... Прекрасное будущее.. Вперёд!!!!!

  • Анонимно
    28.05.2018 11:43

    Как правило, в городе отцы семейства только остаются работать, а матери с детьми живут в других более экологчески благоприятных районах. Не вижу смысла в таком ТЦ.

  • Анонимно
    28.05.2018 11:47

    Бредовая идея.
    Явно задуман какой-то схематоз с деньгами. Типа - заработал на строительстве, дальше обанкротил.

  • Анонимно
    28.05.2018 11:54

    Нужны эти ТЦ нищему народу. Только бесплатно гулять разве там. И в Перекрестки ходить всякие за продуктами по акциям. Нищий народ покупает нынче все по инету китайское отребье разное.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:03

    Помните о "Зимней вишне" в Кемерово!

  • Анонимно
    28.05.2018 12:07

    выходит, "Мегамол", что-то вроде 3 в 1-ом? ну и конечно, цены за аренду и на товары. лучше построить просто развлекательный комплекс с бассейном, кафешкой, кино, дискоклубом.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:11

    да рынок туда переедет, как и во все тц этого Нижнекамска, ну хлам же один, глория джинс самый мульти супер магазин

  • Анонимно
    28.05.2018 12:49

    Кто выполнил экспертизу проекта? Как можно ознакомиться с экспертизой? Такой проект затрагивает интересы всех жителей города, а решения приняты более чем кулуарно.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/383652

  • Александр Ш
    28.05.2018 12:59

    Вот, как я рассуждаю - а потребителю надо, эти 120 т.кв.м? Опять плановая экономика - я планирую построить... и что дальше? Базар?
    А что нужно рынку, и что может предложить ему предприниматель - вот основа. Изучать нужно запросы. Может местным просто нравится в Казань ездить..., а покупки это вторично.

  • Анонимно
    28.05.2018 13:21

    можно что то на подобие Ашана обойтись.а то как то фантастично и не реалистично.Надеется городу с населением меньше 300 тысяч человек на соседние города -вот в чем вопрос.да и Сейчас интернет магазины есть.Но даже если человеку захочется купить что то весомое он инстинктивно поедет в столицу-вещей прикупить,родственников повидать,кремль посмотреть.Может логичней 6млрд .на жилищную политику направить,архитектурой обзавестись -как никак городу более 50лет,и уйти от "панельных домовых ансамблей" в пользу уникальных объектов,а к тому времени может и мост где то рядом появится да и электричка до Челнов.И даже если город станет больше, можно обойтись аквапарком ну и кинотеатром.

  • Анонимно
    28.05.2018 13:48

    Все равно деньги пропадут на этом проекте, так уж лучше построил бы большой парк на этом месте: правильные деревья (дубы, сосны, ели, кедры и т.д.), беговые , вело и прогулочные дорожки, зона пикников, кафе, зимой каток, кафешки и т.д. и т.п.

  • Анонимно
    28.05.2018 13:59

    Интересно было почитать комментарии и в основном я с ними абсолютно согласен.

    Так вот, как нижнекамец и как часто посещающий ТЦ Челнов и Казани скажу основные минусы проекта:

    1) Самый главный минус это сам собственник кто строит этот ТЦ. Он как не умел, так и не умеет и не будет уметь строить ТЦ. Про качество его ТЦ знаю почти все, особенно арендаторы. Их даже трудно назвать ТЦ. Скорей крытый рынок.

    2) Расположение ТЦ. Такую "громадину" хотят посадить на небольшом земельном участке. Кто разрешил?))
    Внешние фото проекта со стоянками уже не соответствуют действительности, со стороны пр. Мира такого расстояния между дорогой и ТЦ нет. Оно гораздо меньше. Уже сейчас можно 100% сказать что в час пик там будут пробки и затруднено движение от брошенных машин. Плюс большое неудобство для жителей домов рядом с ТЦ.

    Потом рядом с ТЦ есть большое количество уже действующих небольших ТЦ, причем через 800 метров стоит его же ТЦ Олимп.

    3. Проект ТЦ. Ну вот как можно назвать современным проект ТЦ с пятью этажами??? Кто сейчас строит такие ТЦ? Сейчас строят ТЦ максимум с 3 этажами, но с вытянутыми торговыми улицами. Это более удобно для покупателя и арендаторов. Не надо шарахаться по этим лестницам из этажа на этаж.


    п.с. Город нуждается в хорошем ТЦ, пусть он будет небольшой, но современным. Если даже этот ТЦ Рамус построят я все равно буду ездить в ТЦ Челны и Казань, потому что сейчас уже можно сказать что там не будет комфорта , простора, уюта и просто хороших магазинов.

    • Анонимно
      28.05.2018 16:48

      Все верно.
      Хочется добавить, что этому холдингу нужна предсказуемость в арендной политике. Нужно идти навстречу арендаторам.

    • Анонимно
      28.05.2018 17:46

      13:59, на счёт этажности ТЦ Вы не правы. Сейчас, как раз, выгодно строить ТЦ в 5-9 этажей, так как земля очень дорогая. Да и строительство "многоэтажек" экономически выгоднее. Для удобства арендаторов и покупателей в высотных ТЦ устанавливают вместительные скоростные лифты со стеклянным кабинами. Ну, и конечно эскалаторы вам в помощь.

  • Анонимно
    28.05.2018 14:37

    а я порадуюсь за нижнекамцев, появится такой центр, будут новые услуги, новые возможности, а вообще город меняется, только эти изменения чаще видят приезжие, чем свои, не умеем мы ценить хорошее...

    • Анонимно
      28.05.2018 15:16

      Потому что приезжие, они из большей дыры чем нижнекамск. Полгорода закатано в брусчатку которая рассыпается на глазах. Скоро будут миллионы уходить на ремонт этой брусчатки. В нижнекамске всё через одно место. Акча юк, но это выражение не касается брусчатки и этих ТЦ.

      • Анонимно
        28.05.2018 17:42

        Да, брусчатка в НК классная, односезонная. Интересно, кто поставщик? Шикарный бизнес.

        • Анонимно
          29.05.2018 09:19

          кстати, интересно доживу ли я до того времени когда за эту брусчатку кто-нибудь ответит?

  • Анонимно
    28.05.2018 14:56

    Стройте. За Нижнекамском будущее- это город, который работает и его валовый продукт выше многих регионов в РФ, и даже отдельных стран.

    • Анонимно
      28.05.2018 16:07

      Только жители задыхаются от этих заводов, сам живу в 35 микрорайоне. Если ночью попробовать окно открыть, то может и стошнить, на полном серьезе, а экологам пофигу. Инфраструктура стоит на месте, никакого развития. Коплю на хату в питере, и валю из этой "помойки".

  • Анонимно
    28.05.2018 15:47

    Условно: Казань — Вашингтон, Нижнекамск+Наб. Челны — Нью-Йорк.

  • Анонимно
    28.05.2018 16:12

    Торговля даже в Казани переживает не лучшие времена. Откуда арендаторам с приличным товаром взяться при такой покупательной способности людей. У нас даже в Казани на торговые площади в крупных ТЦ рынок уже заходит. Напротив касс Ашана в Южном Шаурма!!!! встала, напротив Магнита в ТЦ Республика -гости с юга сухофрукты продают. Продолжать?

  • Анонимно
    28.05.2018 17:45

    Такого ужаса у нас в Нижнекамске еще не было(((( Кругом одни торговые центры, полупустые, это горе депутат понастроил Рамусы и Барсы. Сейчас строит, тут должно бытьнепечатное слово. Куда только смотрит алминистрация? Как мог допустить такое уродство архитектор? Вывод один- все они имеют долю от этого проекта. А значит это мегауродство будет в нашем городе, к сожалению. Каждый проезжая мимо этой стройке, вспоминаю Зимнюю вишню в Кемерово, это сооружение настоящий гроб, из него точно не выберешься . Люди смотрят и плюются.

    • Анонимно
      28.05.2018 18:00

      Ладно этот ТЦ, а какая погода противная. Зимой холодно, летом - жарко. А люди какие все неприятные, мешаются везде.
      Женщины все некрасивые, дети тупые, чиновники воруют,машины дымят. Даже птички поют противно.

      Так что аноним 17.45., кроме тебя нет в Нижнекамске ничего хорошего.

      • Анонимно
        28.05.2018 18:18

        Я еще есть в Нижнекамске))) я тоже хороший, потому что с ним согласен))) а еще я ресторан ходил по гранитной леснице в котором первый рамус вдруг возник)))

      • Анонимно
        28.05.2018 18:55

        18.00 все верно, кроме птичек. Вы сами были в Нижнекамске ? Съездите, посмотрите...

    • Анонимно
      28.05.2018 18:53

      Архитектор является родственником Мустафина. Вот и весь ответ.

  • Анонимно
    28.05.2018 18:07

    Очень не к месту такая безликая громадина в центре города.
    Надо сносить пока не поздно.

  • Анонимно
    28.05.2018 18:33

    Да кто туда поедет химией дышать...

  • Анонимно
    28.05.2018 18:36

    Покупатели из Челнов и Альметьевска один раз проехавших по подъездным дорогам к Нижнекамску больше не захотят туда ездить.

  • Анонимно
    28.05.2018 18:49

    Для строительства тц площадью 120 м2 должны быть предусмотрены следующие вводные:
    1. 540 тысяч человек проживает в 30 минутной транспортной доступности.
    2. 140 тысяч человек проживает в зоне 10 минутной транспортной доступности.
    3. 50 тысяч автомобилей в день проезжает по транспортной развязке рядом с ТК.
    4. Уровень вакантных площадей не должно превышать 10%.
    5. Парковка на 1700 м/м.
    Если хоть один из показателей не соответствует вводным, то ТК будет нерентабельным.

    • Анонимно
      28.05.2018 19:38

      это про Казань и ТЦ на Газовой?

      • Анонимно
        28.05.2018 20:03

        Нет, это не Казань. Это реальные расчёты по рентабельности ТРК. В Казани практически ни один ТРЦ не соответствует этим вводным.

    • Анонимно
      29.05.2018 09:29

      1. и сразу 2.....270 тысяч человек .. в 10 минутной транспортной дост. порядка 600 тыс (челны заинск кам.п и окружные деревни) в 45 минутной дост.
      3.под вопросом ..
      4 под вопросом...
      5 соблюдено...
      Проэкт в целом утопичный но учитывая административный ресурс - может и выгорит)))

      • Анонимно
        29.05.2018 12:28

        09:29, важна именно 30-минутная доступность! Потому что учитывается общее время - туда-обратно не должно превышать 1 часа! А 45-минутная доступность - это уже 1,5 часа! Подумайте сами, кто будет тратить на дорогу 1.5 часа, чтобы примерить ребёнку новые сандалии или шорты (например). Именно поэтому в ТРК размещаются и кинотеатры, и фуд-корты, и салоны красоты, и детские развлекаловки, и тренажёрные залы. Уж если и тратить 1 час на дорогу туда-обратно, так чтобы получить от ТРК услуги по-полной.
        Так что 600 тысяч в 45-минутной доступности - это уже несоответствие п. 1 требуемых вводных.

  • Анонимно
    28.05.2018 19:31

    Пусть строит. Все лучше чем тупо вывозить

  • Анонимно
    28.05.2018 19:59

    Живем в Арске,пусть нам построят ТЭЦЕ,кибет чтоб большой был,мунча,бильярдная,парковка не надо,на поле поставим свои жипики

  • Анонимно
    28.05.2018 20:32

    Не важно, что нарисовано, все равно выйдет "легендарный" барс #1,2,3...и парсаж.

  • Анонимно
    28.05.2018 20:51

    Надо было с Таифом посоветоваться вообще то.Денег то на промбезопасность не выделяют.Через год или два города то может и не быть вообще при таком подходе.Оценка рисков сейчас просчитана.Критическая.Я то поняв это уехал в этом году из города насовсем, даже рядом не рискну проехать никогда.

  • Анонимно
    28.05.2018 21:10

    ТЦ Олимп убил ТЦ РАМУС , ТЦ РАМУС МОЛЛ убьет ТЦ Олимп. Было бы понятно, если бы это был конкурент, а то ведь сам себе конкурента строит. А почерк и ошибки те же самые: подземные и надземные парковки не работают, опыт ТЦ Олимпа неужели не научил? Нужно уменьшить проект, увеличить наружную парковку. В Челнах в Квартале, Омеге, Санрайзе не могут набрать арендаторов, поражает оптимизм. Строительство мегамолла оправдано только в одном случае: для отбеливания денег.

  • Анонимно
    28.05.2018 22:04

    Вы что не поняли задачу? Все рядом находящиеся торговые центры сразу де разоряться и потом он их сккпит за безценок.Вот и вместе с ними и будет мега проект.Никакой конкуренции.Один мегамагазин в округе.А нпрод то на Мира богатый.Спасибо, сразу квартиры в цене в этом районе возрастут.

  • Анонимно
    29.05.2018 08:34

    Простая школьная арифметика:
    6 000 000 000 за 120 месяцев
    получается товарищ Мустафин собирается за один месяц поднимать 50 000 000 руб.
    Дай Бог из 120 000 кв.м. торгового центра 80% окажется арендопригодной площадью это 96 000 кв.м. (Матерь Божья это больше чем у той самой Меги)
    То есть 50 000 000 руб. делим на 96 000 кв.м. и получаем 520 руб.кв.м. это у нас минимальная стоимость квадрата чтобы просто отдать выше озвученную сумму вложений в указанный срок, к ней мы должны плюсануть налоги, проценты по заемным средствам, обслуживание и эксплуатацию и т.д. и т.п.
    И эти цифры при 100% загрузке площадей.

    • Анонимно
      29.05.2018 10:23

      своих он вложил не 6, а 4 млрд рублей. 2 млрд рублей - деньги арендаторов. в статье написано.

  • Анонимно
    29.05.2018 09:30

    И к тому же вся торговля уходит в онлайн, формат развлекательного центра более жизнеспособен, место где нижнекамцы будут прятаться от серой реальности

    • Анонимно
      29.05.2018 10:26

      Были бы деньги, развлечения в статье расходов бюджета семьи нынче не на первом и даже не на десятом месте. Химиков загнали в ипотеки, а зарплату не индексировали много лет уже.

  • Анонимно
    29.05.2018 10:56

    Этот господин экономит на сотрудниках, не платит заработную плату, не заключает трудовые договоры. На весь ТЦ Олимп в котором 6 этажей всего 3 уборщицы, которые работают с раннего утра и до позднего вечера. И при этом еще и штрафуют, лишают части обещанной зарплаты. Уже полгорода проработало.

    • Анонимно
      29.05.2018 13:14

      В Рамусе вообще, говорят, нет уборщицы.

    • Анонимно
      29.05.2018 14:47

      А он просто не очень вменяемый , это вам и бизнесмены скажут .ну пусть под старость лет попадёт , многие будут говорить о бумеранге его безумия !

  • Анонимно
    6.06.2018 04:29

    А депутатам разве можно заниматься бизнесем?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль