Бизнес 
17.08.2018

Куда убежал «Спартак»: управляющий фабрики бьется за столетний бренд

Обувные топ-менеджеры ТФБ выкупили торговую марку за полгода до банкротства — по их словам, в рамках плана развития. Отдавать не собираются

Конкурсный управляющий ОАО «Спартак» недосчитался на балансе обувных брендов — «Спартак», «Бон тон» (Bon Ton) и «Поляр» (Poliar). И правильно: еще в конце 2016 года, когда фабрика только задумалась о банкротстве, бренды были проданы собственной управляющей компании, а 1,5 месяца назад право пользования двух из них перешло частному ООО. Владельцы брендов объясняют: продажа прошла в рамках плана развития бизнеса и не связана с падением ТФБ, мол, тогда все верили в санацию. Теперь их хозяина определит суд.

Непростое банкротство обувной фабрики «Спартак» обрастает новыми мини-битвами: «камнем преткновения» стал столетний бренд как нематериальный актив Непростое банкротство обувной фабрики «Спартак» обрастает новыми мини-битвами: «камнем преткновения» стал столетний бренд как нематериальный актив

 ВЫВОД АКТИВОВ ИЛИ ЧИСТАЯ ПРОДАЖА?

Непростое банкротство обувной фабрики «Спартак» обрастает новыми мини-битвами. Напомним, что в июне бывшие топ-менеджеры фабрики заявили о желании сохранить кусочек производства с помощью московского инвестора. Однако задача конкурсного управляющего, который отстаивает интересы кредиторов (в данном случае — агентства по страхованию вкладов), — рассчитаться по долгам, в том числе перед сотрудниками фабрики и налоговой службой. Инициаторам проекта не помогло и вмешательство минпромторга РТ. Страсти кипят уже с весны, и взаимных претензий накопилось немало. Еще одним «камнем преткновения» стал столетний бренд «Спартак» как нематериальный актив — без него, очевидно, возрождать обувное производство не имеет смысла.

До краха Татфондбанка ОАО «Спартак» владело шестью товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте. Это сам «Спартак», три версии марки «Бон тон» и две версии марки «Поляр» (Poliar). Под маркой «Бон тон» отшивали и продавали бюджетную обувь из искусственной кожи — причем не на самом «Спартаке», а по заказу в Китае. А вот суть бренда «Поляр» раскрылась автору только в процессе подготовки материала. Как выяснилось, это была заготовка фабрики для будущего производства элитной и эксклюзивной обуви под заказ. Правда, эта марка фабрике так ни разу не пригодилась. Но самым ярким и узнаваемым, конечно же, является историческое название фабрики. Любопытно, но право на использование бренда фабрика узаконила достаточно поздно, в 2001 году, и с тех пор продлевала правообладание (обычно Роспатент выдает права на товарные знаки на 10 лет).

Как выяснил конкурсный управляющий завода Эдуард Киреев, сейчас столетний обувной бренд самой фабрике больше не принадлежит. Он вместе с еще тремя брендами исчез с баланса предприятия в декабре 2016 года — их продали управляющей компании УК «Шуз Концепт», которая рулила делами и фабрики, и сети обувных магазинов «Спартак». УК на 1% принадлежит его директору Юрию Шрайнеру и на 99% — Азату Фарукшину.

Сделка, отметим, состоялась еще за полгода до старта банкротного процесса. Однако момент был знаковый: как писал «БИЗНЕС Online», 23 декабря Шрайнер провел срочное заседание совета директоров с единственным вопросом — подача иска о банкротстве фабрики в татарстанский арбитраж. Тогда решение не было принято, фабрика продолжила обычное существование, но спустя четыре дня, 27 декабря, четыре бренда были проданы, причем, по данным Киреева, за 1/10 часть от балансовой стоимости. Как сказано в поданном им иске в арбитраж, в бухучете «Спартака» они значились стоимостью 851 тыс. рублей, а сумма сделки с УК «Шуз Концепт» составила 80 тыс. рублей. 

Сейчас столетний обувной бренд больше самой фабрике не принадлежит. Он исчез с баланса предприятия в декабре 2016 года Сейчас обувной бренд больше самой фабрике не принадлежит. Он исчез с баланса предприятия в декабре 2016 года

А буквально 20 июня 2018 года право пользования двумя брендами (при сохранении правообладателя «Шуз концепт») — «Спартак» и «Бон тон» — перешло созданному в марте этого года ООО «Стрит». Компания на 100% принадлежит Рафаэлю Курбангалееву, бывшему гендиректору ОАО «Адонис» и участнику ряда других компаний, близких Татфондбанку. Кстати говоря, после регистрации ООО «Стрит», в апреле Курбангалеев зарегистрировал еще одну фирму — ООО «Каре», занимающуюся оптовой торговлей одеждой и обувью.

Похоже, что последние действия как раз были в рамках плана восстановления обувного бизнеса — запускать пошив нового сезона как раз планировали в июне – июле. Как рассказывал директор по производству Олег Кыльчик, для этих целей был найден московский инвестор — ООО «Тесоро», который оказался готов вложить до 60 млн рублей в дело и арендовать хозяйство «Спартака» в течение банкротства, сохранив при этом 160 рабочих мест. Речь шла именно о производстве под оригинальным брендом, который, оказывается, уже был, что называется, в надежных руках.

Однако с таким развитием событий не согласился Киреев. Дело в том, что конкурсный управляющий может оспаривать сделки, проведенные за три года до банкротства, если докажет суду, что сделки приносили предприятию имущественный вред. Таковой сделкой он считает и продажу брендов — как минимум из-за низкой цены продажи. «В результате реализации товарных знаков по заниженной цене нарушены права кредиторов на максимальное удовлетворение своих требований в рамках дела о банкротстве ОАО „Обувная фабрика „Спартак“. С учетом явного занижения цены приобретения имущества, также усматриваются признаки злоупотребления правом», — говорится в иске, поданном Киреевым  в татарстанский арбитраж.

Суд уже наложил обеспечительные меры по этому иску. «Запретить Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) регистрацию отчуждения исключительных прав на товарные знаки BON TON, POLIAR, „БОН ТОН“, „СПАРТАК“», — говорится в постановлении суда от 3 августа.

Был найден московский инвестор, который оказался готов вложить до 60 млн рублей в дело и арендовать хозяйство «Спартака» в течение банкротства, сохранив при этом 160 рабочих мест. Речь шла именно о производстве под оригинальным брендом Был найден московский инвестор, который оказался готов вложить до 60 млн рублей в дело и арендовать хозяйство «Спартака» в течение банкротства, сохранив при этом 160 рабочих мест. Речь шла о производстве под оригинальным брендом

«ШУЗ КОНЦЕПТ»: «ДАННЫЕ АКТИВЫ ПОЛУЧЕНЫ НАМИ ЗАКОННО И ДОБРОСОВЕСТНО»

Свою позицию «БИЗНЕС Online» предоставил и нынешний совладелец брендов Юрий Шрайнер. Он рассказал, каким образом и почему торговые марки «разбежались» с баланса фабрики и почему они нужны обувным менеджерам и сейчас. 

По словам Шрайнера, ничего сверхъестественного в продаже брендов в декабре 2016 года не было. В 2015–2016 годах обувной бизнес «Спартака», который был оформлен несколькими юридическими лицами, в том числе и ОАО «Спартак», был структурирован в несколько направлений: производство обуви, оптовые закупки и продажи, розничная торговля, логистика и управление. В 2016 году был разработан пятилетний бизнес-план развития группы, который и предусматривал передачу управления товарными знаками группы в УК. По его словам, это облегчило бы управление товарными знаками, которые надо обслуживать в Роспатенте и развивать. «То есть управляющая организация не имела цели заработать на передаче прав, а решала задачу оптимального распределения прав между бизнес-единицами. Надо отметить, что политика централизованного управления брендами была экономически оправдана и выгодна как группе компаний в целом, так и отдельным бизнес-единицам», — объяснил он. Поэтому фабрика перестала быть формальным владельцем брендов, зато после продажи получила два из них  — «Спартак» и Poliar — в пользование за 1 тыс. рублей в год.

По словам Шрайнера, таким образом фабрика экономила. «Так, фабрика до передачи прав на товарные знаки в УК „Шуз Концепт“ начисляла амортизацию и несла расходы на продление сроков действия знаков, включая те из них, которые сама не использовала. Функцию развития брендов ОФ „Спартак“ вообще не выполняла. После передачи прав на товарные знаки в УК фабрика избавилась от ненужных расходов и получила в пользование необходимые именно ей товарные знаки за 2000 рублей в год», — объяснил он.

По словам Юрия Шрайнера, решение о продаже было принято до падения Татфондбанка По словам Юрия Шрайнера, решение о продаже было принято до падения Татфондбанка

Шрайнер отрицает, что бренды были наспех проданы под угрозой банкротства фабрики для сохранения «в нужных руках». По его словам, решение о продаже было принято до падения Татфондбанка. А пресловутый совет директоров 23 декабря был проведен в качестве «юридической защиты». «Мы все до отзыва лицензии в марте 2017 года верили в мягкий сценарий — санацию ТФБ. А в этом сценарии никто не собирался сворачивать планы развития. Поэтому действовали по плану», — сказал он. Судя по словам Шрайнера, обувные топ-менеджеры сохраняли оптимизм: в 2017 году они даже завершили редизайн товарного знака Poliar, а также выполнили «определенные работы по защите товарных знаков группы на территории Турции и Китая». 

Более того, Шрайнер сохраняет оптимизм и сейчас, и без боя отдавать торговые марки в конкурсную массу «Спартака» он не собирается. «Даже после остановки фабрики и увольнения сотрудников остаются шансы на восстановление или сохранение хотя бы части бывшей группы „Спартак“ как в производстве, так и в продажах. И мы продолжаем заниматься решением данной задачи. И до тех пор, пока мы это делаем, фактически используемые товарные знаки нужны группе „Спартак“. Все будет зависеть от исхода судебного разбирательства, но мы будем делать все от нас зависящее для справедливого разрешения этого дела, поскольку полагаем, что данные активы получены нами законно и добросовестно», — говорит он.

К слову, гендиректор «Шуз концепт» назвал подсчеты Киреева об ущербе в 10 раз неверными: с учетом амортизации бренды «Спартака» стоят не 850 тыс., а 280 тыс. рублей, и это отражено в документах. «Поэтому говорить о нанесении какого-либо значительного ущерба кредиторам, опираясь на данные бухучета, не приходится. Во-вторых, никаких данных о действительной рыночной стоимости товарных знаков конкурсный управляющий не приводит. Это утверждение пока является бездоказательным», — парирует он.

До краха ТФБ ОАО «Спартак» владело 6 товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте: это сам «Спартак», три версии марки «Бон тон» и две версии марки «Поляр» До краха ТФБ ОАО «Спартак» владело шестью товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте: это сам «Спартак», три версии марки «Бон тон» и две версии марки «Поляр»

ПОПУЛЯРНА ПРОДАЖА БРЕНДА ВМЕСТЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ

О том, насколько справедливо известный бренд «Спартак» был продан дешевле 80 тыс. рублей и сможет ли конкурсный управляющий «вернуть» его фабрике, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online». Оказывается, даже весьма раскрученные бренды на практике могут оцениваться и продаваться всего за несколько сотен тысяч рублей.

Григорий Бусарев — гендиректор казанского авторского агентства «Артпатент»:

— Чем короче временной промежуток между «спорной » сделкой и датой подачи заявления о признании должника банкротом, тем выше шанс для оспаривания такой сделки с возвратом отчужденного в конкурсную массу. 

Свидетельствовать о недобросовестности приобретателя может заниженная цена отчуждения. При этом даже подтвержденная должником (или приобретателем) рыночная стоимость может быть «сломана» судебной экспертизой по оценке стоимости права. И при этом балансовая стоимость товарных знаков (как нематериальных активов) может существенно отличаться от рыночной. 

Что касается «распродаж брендов», то в практике нередки случаи реализации объектов интеллектуальной собственности с торгов, проводимых в процедуре банкротства. Так, недавние торги по продаже товарных знаков прошли у известной компании «Самарский водочный завод». Конкурсным управляющим должника ООО «Самарский водочный завод» на повторных торгах (открытый электронный повторный аукцион) были реализованы пять товарных знаков: «Старая Самара» №233041, «Глаголъ» №450039, «Старая Самара» №482106, товарный знак «Звездный путь» №450040, «Самарская вольница» №455998  ООО «Перспектива» по цене 148,3 тысячи рублей.

Юлия Майорова — руководитель гражданского департамента ООО «Юнэкс»:

— Продажа имущества предприятия-банкрота — это необходимый элемент эффективного проведения процедур банкротства. Товарный знак, как исключительное право, имеет определенную ценность и как нематериальный актив составляет часть ликвидационной стоимости. Поэтому важно, чтобы исключительное право на товарный знак было сохранено в конкурсном производстве.

Хоть и продажа самого права на средство индивидуализации возможна на торгах отдельно от остального имущества должника, однако гораздо большей популярностью пользуется продажа целого имущественного комплекса. В этих случаях интерес покупателя состоит в приобретении всего комплекса имущества и имущественных прав. Отсутствие в таком имущественном комплексе права на товарный знак может существенно снизить цену продажи имущества. Это не будет отвечать ни интересам самого должника, ни его кредиторов. Поэтому важно, чтобы исключительное право на товарный знак не было прекращено и в конкурсном производстве.

На основании вышеизложенного можно констатировать лишь тот факт, что если продажа товарного знака состоялась по цене в разы ниже его балансовой стоимости, то, следовательно, для заинтересованных лиц данный товарный знак является привлекательным активом.

У конкурсного управляющего есть все шансы для признания данной сделки недействительной, что, безусловно, положительным образом отразится на конкурсной массе и скажется на ходе проведения банкротных торгов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии

Шрайнер - падальщик и стервятник, который похоронили не одно (белый ветер цифровой, татметал, домой, теперь Спартак с адонисом) предприятие группы Мусина.
Все его сказки про управляющую компания, развитие и прочее- это стандартный набор схем, которые он реализует и получает за это Большие деньги. Плюс себе и своей "консалтинговой компании" на "карман"
Конкурсные управляющие предприятий банкротом должны проверить период его деятельности по группе Спартака и адонис. Увидите много интересного, товарные знаки- это всего лишь вершина.
Про товарные знаки фабрики - это вообще "кидок " и банальный вывод активов. Товарный знак Спартак имеет рыночную капитализацию и стоит несколько миллионов, как минимум. (Продолжает функционировать сеть обувных магазинов под брендом спартак + лояльная группа потребителей в этом сегменте обуви).
Плюс продали товарный знак самим себе (аффилированным лицам), что также является дополнительным основанием для признания сделок по продаже недействительными
Вторым шагом надо привлекать Шрайнера с Фарукшиным к субсидиарной ответственности за банкротство и подобные убыточные сделки.

  • Анонимно
    17.08.2018 08:12

    Азат Д

    Только бренд и остался.
    Сто лет назад придумали бренд, нынешние развалили фабрику, а бренд хотят себе присвоить.

  • Анонимно
    17.08.2018 08:22

    А почему по бренду Вамина никто не возбуждался? Он с ИП папы перекочевал к сыну. Тоже, наверное, денег стоит.

    • Анонимно
      17.08.2018 08:47

      Потому что зарегистрированнного бренда ВАМИН - не было и нет..

      • Анонимно
        17.08.2018 11:30

        т.е. если зарегистрировать на себя можно получать бабки все жизнь ))) ну? кто первый ? )

  • Анонимно
    17.08.2018 08:27

    ЧЕКА

    Не зная деталей сложно судить точно, но первопричина краха Спартака - в его прежних руководителях из советского периода..

    Как пример, сравните Спартак и Мелиту. Мелиту пусть в усеченном виде, но руководство сохранило предприятие.

    Или как пример челябинский Юничел, где директор также из советского времени и сумел не только сохранить , но и развить обувную фабрику. ..

  • Анонимно
    17.08.2018 08:54

    "ООО "Стрит" на 100 процентов принадлежит бывшему гендиректору ОАО "Адонис" "

    Марат Загидуллин,это прокол?Вы вроде тоже в "Адонис" е дела имели!Это ваша неосторожность или упомянутый гендиректор просто подставная фигура?Или "СХЕМА" не сработала?

    • Анонимно
      17.08.2018 10:05

      Да все тут сплошная схема. Автор забыл (?) или не захоьел рассказать о прошлом совместном трудовом пути собственника "Спартака" и Р.Мусина. Пройдитесь по цепочке создания Шуз Концепта ))) Схемы, схемы. схемы....

      • Анонимно
        17.08.2018 22:38

        Да там все в этих схематозах, группа ТФБ, Золотой Колос, НИФ РТ - их владельцы выкачали все что можно было выжать из активов Спартака, Адониса, Аромата, КЗГА, а ещё из агропрома -
        хлебоприемных и хлебо-зерно-перерабатывающих предприятий республики, которые они захватили при приватизации.

  • Анонимно
    17.08.2018 09:47

    бо пусть лучше про банкротство кзмт напишет - там и число рабочих уволенных при банкротстве огромное 200 человек и махинаций в разы больше , да и завод существовал 65 лет ....

  • Анонимно
    17.08.2018 09:49

    Да сейчас все носят ширпотреб китайский из кожзама , заказывают по инету. Раньше клиенты Спартака были люди в возрасте, очень любили его, но и те ушли в экономсегмент интернетный или максимум эконом сеть Кари.

    • Анонимно
      17.08.2018 10:32

      Все нищие стали, плюс вкуса у народа не стало, куда то делся. Лет 10 буквально назад ещё были хорошо одетые люди. Сейчас все серая нищая масса.

  • Анонимно
    17.08.2018 10:19

    можно на обувь других фирм спартаковские стикеры клеить.

  • Анонимно
    17.08.2018 10:20

    Где оценка реальной рыночной стоимости? Без нее вообще обсуждать нечего.

  • Шрайнер - падальщик и стервятник, который похоронили не одно (белый ветер цифровой, татметал, домой, теперь Спартак с адонисом) предприятие группы Мусина.
    Все его сказки про управляющую компания, развитие и прочее- это стандартный набор схем, которые он реализует и получает за это Большие деньги. Плюс себе и своей "консалтинговой компании" на "карман"
    Конкурсные управляющие предприятий банкротом должны проверить период его деятельности по группе Спартака и адонис. Увидите много интересного, товарные знаки- это всего лишь вершина.
    Про товарные знаки фабрики - это вообще "кидок " и банальный вывод активов. Товарный знак Спартак имеет рыночную капитализацию и стоит несколько миллионов, как минимум. (Продолжает функционировать сеть обувных магазинов под брендом спартак + лояльная группа потребителей в этом сегменте обуви).
    Плюс продали товарный знак самим себе (аффилированным лицам), что также является дополнительным основанием для признания сделок по продаже недействительными
    Вторым шагом надо привлекать Шрайнера с Фарукшиным к субсидиарной ответственности за банкротство и подобные убыточные сделки.

  • Анонимно
    17.08.2018 15:09

    Задача варяга- конкурсного управляющего не сохранить производство и торговые марки, а себя не забыть и продать недвижимость в центре Казани подороже.... через 3 года там будет очередной ТЦ или дорогое жилье с живописным видом на Кабан....

    • Анонимно
      17.08.2018 15:26

      Что будет через года, это не интересно
      Сейчас первостепенно погасить задолженность по зарплате рабочим. Если человеку практически не на что ребенка в школу собрать, а Шрайнер получает 400 тыс и Фарукшин 150 - это нормально?!

  • Анонимно
    17.08.2018 15:33

    Что Фарукшин Азат,что Шрайнер Юрий -люди Мусина Роберта. Одна шайка-лейка.Ничего их не останавливает в их махинациях. То, что они сотворили с Спартаком- все умышленно, планомерно и обсолютно не случайно. Необходимо привлечь их к ответственности за разорение таких серьезных предприятий, как ДОМО, БЕЛЫЙ ВЕТЕР ЦИФРОВОЙ, АДОНИС, АРОМАТ.ТАТМЕТАЛЛ,СПАРТАК и другие многочисленные предприятия (список можно продолжить) Схема по всем юр.лицам типичная- долги, потом банкротство, потом присвоение активов. Куда смотрят следователи? Почему народ продолжают дурачить эти схематозники? Это же производственные предприятия со столетней историей существования.

  • Анонимно
    17.08.2018 15:58

    КАЧЕСТВЕННАЯ ОБУВЬ-ЖАЛЬ!

  • Анонимно
    17.08.2018 16:31

    Спартак обувь ноская конечно, но почему то после недели носки сразу теряла красивый вид. И только ежедневное натирание гуталином придавало приемлемый вид. Но так то да, обувь не на один сезон

  • Анонимно
    17.08.2018 16:38

    Смотрите!!! В Казани утратили
    - мясокомбинат
    - кондитерский
    - молочный
    - Спартак
    И многое многое другое! Зачем дали в руки прошлых руководителей? Их некомпетентность привели к этому.
    Казань такой город, и нет элементарных производств!

    • Анонимно
      17.08.2018 19:20

      Все эти производства умерли от старости. Никто не вкладывал в обновление, просто выжимали и все.

    • Анонимно
      17.08.2018 19:32

      Причём тут прошлые руководители? Эти предприятия пустило под нож поколение пронырливых и наглых дельцов, поднявшихся на приватизации в начале 90-х. Вы что, уже забыли ЧИФы? Нац.Инвест.Фонд, Золотой Колос и проч. , которые поменяли приватчеки населения на пустые бумажки вот этих своих ЧИФов, которые потом канули в лету и ничего своим акционерам -населению не заплатили. Зато эти дельцы не забыли поменять собранные приватчеки в Госкоимуществе РТ на акций реально работающих предприятий, так, в данном случае, Мусин и Губайдуллин и получили Аромат, Адонис, Спартак,
      Казанский Завод газ. аппаратуры и много чего ещё. Только этим прохиндеям конечно не нужны были эти предприятия, как работающие, кормящие трудовой коллектив, дающие доходы и налоги государству. Им нужны были земли, заметьте, почти все предприятия почти рядом с центром города. Ну и конечно, в 90-е нужны были денежные потоки этих предприятий, ведь на них тогда они и делали первые состояния. А как потоки кончились, предприятия и стали банкротиться, когда из них были выведены все активы, земля, здания переоформлены на новые ОООшки с подконтрольными или липоввми участниками, а рабочих можно просто на улицу выкинуть, они в их новых бизнеса не нужны.

  • Азат Д
    18.08.2018 12:16


    Есть коробка Спартака, а там написано, Рствест, адрес Рудня Смоленской области?

    • Анонимно
      19.08.2018 22:00

      Идея простая - раз фабрика разворована, обанкрочена, то можно воспользовавшись брендом (бесплатно - т.е. даром) размещать заказы заказы на других фабриках. Таким образом происходил лёгкий обман. Не каждый обыватель будет вникать в происхождение того, что лежит в коробке. Продавцы в магазине подтверждают: да-да, наш "Спартак". Это такой "невинный" обман. Разместили на Рудненской обувной фабрике - да наш "Спартак". Раньше продавали белорусскую обувь Минской фабрики "ОТИКО" под брендом изготовителя. В этом году продавали под брендом "Спартак". И не надо говорить что мы разместили "Наши разработки" на иностранных (и не только) фабриках. Эти модели "ОТИКО" выпускает более 20 лет в неизменном виде. То-же можно сказать и о Рудне. Так "честно" работает большинство в стране. Наша республика здесь никому не уступает. Делать хорошую мину при плохой игре.
      И это касается всех сфер жизни Республики.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen