Общество 
23.08.2018

«Автошколы больше натасканы на сдачу экзаменов – и в этом самая большая проблема»

К чему приведет бунт мастеров автодела в ответ на реформу ГИБДД по «упрощению» порядка сдачи экзаменов?

«Мы за то, чтобы оставить все как есть», — заявляют автошколы в ответ на старт масштабной реформы ГИБДД по объединению в один экзамен «Площадки» с «Городом». Сливая экзамены в один, гаишники хотят приблизить обучение вождению к реальной обстановке на дорогах. Эксперты «БИЗНЕС Online» согласны с этим: нововведения потребуют изменения методики обучения, ведь водитель должен уметь ездить, а не просто экзамены сдавать.

Российские автошколы единым фронтом выступили против масштабной реформы водительских экзаменов, которую готовит ГИБДД Российские автошколы единым фронтом выступили против масштабной реформы водительских экзаменов, которую готовит ГИБДД Фото:  ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«ПРОВЕРКА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ АВТО НА ЗАКРЫТОЙ ПЛОЩАДКЕ СТАНОВИТСЯ ИЗЛИШНЕЙ...»

Российские автошколы единым фронтом выступили против масштабной реформы водительских экзаменов, которую готовит ГИБДД. В частности, речь идет о внедрении единого экзамена по вождению, который объединит в себе элементы «Площадка» и «Город». Сразу несколько крупных объединений автошкол выступили против инициативы ГИБДД, сообщает «Коммерсантъ». Камнем преткновения стал опубликованный проект внесения изменений в постановление №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

О назревшей реформе по созданию единого экзамена по вождению еще в апреле этого года заявлял начальник ГИБДД России Михаил Черников. Тогда он объяснял эту инициативу необходимостью определения уровня владения всеми навыками вождения в реальных условиях. По мнению начальника ГИБДД, автошколы должны выпускать кандидатов в водители, которые были бы сразу готовы включиться в поток городского движения. В МВД поясняли, что изначально этап сдачи экзамена по вождению «Площадка» вводился лишь в качестве теста для водителей, не проходивших подготовку в автошколах, чтобы сразу не выпускать на дороги кого попало. Напомним, возможность сдачи водительского экзамена «самоучкой» официально отменили с 2013 года. Теперь, по всей видимости, решили избавиться от этого «тестового» этапа, ведь прохождение курсов в автошколе так и остается обязательным.

Согласно паспорту документа, проект изменений был внесен на общественные слушания 2 августа, сегодня – последний день антикоррупционной экспертизы в виде публичных обсуждений. По статистике сайта, документ просмотрели чуть более 2,3 тыс. раз.

О назревшей реформе по созданию единого экзамена по вождению еще в апреле этого года заявлял начальник ГИБДД России Михаил Черников О назревшей реформе по созданию единого экзамена по вождению еще в апреле этого года заявлял начальник ГИБДД России Михаил Черников Фото: president.tatarstan.ru

В подготовленном проекте также вводится новый вид тестирования – «Практический экзамен по управлению транспортным средством» – и исключается «Экзамен по первоначальным навыкам». Единый экзамен будет включать в себя проверку навыков по подготовке и технической проверке (ремни безопасности, регулировка зеркал и прочее), по выполнению специальных маневров (начало движения с места, на подъеме, движение задним ходом, парковка и так далее) и по управлению в условиях уличного движения (развороты на перекрестках, обгон). «Результаты анализа ДТП, произошедших по вине водителей транспортных средств, свидетельствуют, что доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом, парковке, из-за несоблюдения бокового интервала, т. е. умений и навыков, проверяемых при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на экзаменационной площадке, является незначительной. Учитывая данные обстоятельства, а также международный опыт проведения экзаменов, проверка первоначальных навыков управления автотранспортным средством на закрытой площадке в настоящее время становится излишней», — аргументируется отмена экзаменационного этапа «Площадка» в пояснительной записке к проекту.

В обоснование своей инициативы авторы реформы приводят статистику ДТП. Так, за прошлый год число аварий по вине начинающих водителей по сравнению с 2013 годом сократилось на 57,7%, погибших – на 64,4%, раненых – на 56,8%. В 2017 году всеми подразделениями ГИБДД было проведено 7,5 млн экзаменов, из которых 2,9 млн – теория, 2,2 млн – экзамены на площадке, 2,4 млн – практический экзамен в реальных условиях. «Сокращение количества проводимых экзаменов положительно скажется на времени получения гражданами госуслуги, позволит уменьшить количество их обращений в экзаменационные подразделения и, как следствие, повысит качество и доступность оказываемой госуслуги», — убеждены авторы реформы. Они ссылаются и на анализ зарубежного опыта, который зачастую не учитывает проверку первоначальных навыков. Правда, это обусловлено тем, что «в подавляющем большинстве государств имеется высокий уровень состояния безопасности дорожного движения».

Отметим также, что инициаторы реформы намерены изменить условия обучения на автомагистралях. Сейчас в правилах дорожного движения прописано, что обучаться всем категориям управления ТС можно с 16 лет. А, согласно изменениям, осваивать вождение ТС подкатегории А1 (мопед) можно будет уже с 15, «пропуск» на легковой или грузовой транспорт планируется выдавать с 16 лет, на мотоцикл категории А – не менее чем с 17, на автобус – с 20 лет. Кроме того, расширяются требования к экзаменационным маршрутам, а число маневров увеличится с 11 до 20.

По мнению Елены Витюговой «площадка» выполняет сегодня отличную роль фильтра по отбору подготовленных к вождению в условиях реального дорожного движения По мнению Елены Витюговой, «Площадка» выполняет сегодня отличную роль фильтра по отбору подготовленных к вождению в условиях реального дорожного движения Фото:  ©Варвара Гертье, РИА «Новости»

«НАВЕРНОЕ, МЫ ЗА ТО, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ ВСЕ ТАК КАК ЕСТЬ»

Согласно опросу, проведенному межрегиональной ассоциацией автошкол среди 3259 образовательных организаций, подавляющее большинство организаций выступают против предлагаемых нововведений. 98% автошкол страны против такой реформы, и 88% из них утверждают, что качество подготовки водителей резко понизится, а аварийность из-за слабо подготовленных водителей вырастет (92%). Кроме того, абсолютное большинство (87%) участников рынка считают, что изменения закона вызовет всплеск недобросовестной конкуренции и активизацию деятельности недобросовестных автошкол. При этом большинство автошкол (97%) отметили, что предлагаемый ГИБДД подход совершенно несправедлив по отношению к автошколам, которые и так «при внедрении административного регламента в 2016 году взяли на себя львиную долю финансовой и организационной нагрузки для обеспечения приема экзаменов по новым правилам».

Вопросы к реформе автоэкзаменов есть и у федерации автошкол Татарстана. «Предложение об объединении экзамена по первоначальным навыкам управления — неплохая инициатива, но вызывает ряд вопросов», —  заметила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» исполнительный директор федерации Елена Витюгова. По ее мнению, «Площадка» выполняет сегодня отличную роль фильтра по отбору подготовленных к вождению в условиях реального дорожного движения. По статистике, в настоящий момент около 50% начинающих водителей в республике отсеиваются именно на этом этапе, «то есть они не готовы к вождению в городских условиях». Кроме того, в проекте не раскрываются критерии оценки упражнений, которые раньше сдавались на площадке.

Автошколы указывают на то, что на их работе нововведения не отразятся. К примеру, количество часов на подготовку будущих водителей не изменяется, значимость обучения автошколами никто принижать не собирается, а значит, бюджет инструкторов не пострадает. Витюгова добавила, что на рынке есть нерадивые владельцы автошкол, которые, например, не «докатывают часы», но предлагаемые реформой ГИБДД инициативы никак на них не скажутся.

«Если смотреть с точки зрения автошколы, то, наверное, мы за то, чтобы оставить все так, как есть. А со стороны учеников им было бы проще это все объединить, — отметила в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор автошколы „Автоплюс“ Евгения Заварицкая. – Объединение площадки и города ни методику, ни сроки обучения не изменит, потому что у нас есть программа, по которой мы обучаем. Но если будет изменение в программе, то и методики тоже будут меняться. Потому что практические занятия тоже прописаны в учебном плане, которого мы придерживаемся».

«НУЖНО НА ДОРОГИ ЛЮДЕЙ ОТПРАВЛЯТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» также оценили предлагаемую реформу ГИБДД, высказав свои опасения по поводу внедрения единого экзамена по вождению.

Леонид Ольшанский — вице-президент организации «Движение автомобилистов России»:

— Строго говоря, у нас сейчас два экзамена: теоретический и практический. А практический состоит из разных элементов: «вперед», «назад», «задом въехать в гараж» и так далее. Что изменится? «Площадку» и «Город» сдавали в разные дни, а теперь будут сдавать в один день. А какая разница? Теперь «Площадку» не сдал и в «Город» не выезжаешь?

Моя позиция строится на статье 55 части 3 Конституции: «Права человека и гражданина в исключительном случае могут быть ограничены федеральным законом». В каком федеральном законе написано, что это должно быть два дня или один день? Кто утверждает правила сдачи? Министр внутренних дел или правительство России? Мы давно говорим, что все, что касается человека, должно быть прописано в федеральном законе. Пока этого не будет – будут беды. Но я подержу объединение автошкол – чтобы и «Площадку» и «Город» проводить поэтапно и одно не цеплялось за другое.

Я не думаю, что протест автошкол связан с тем, что в случае изменений они могут лишиться прибыли. Они преподают автодело: и юридическую часть, и устройство автомобиля, и теорию движения, и практику. Как может школа пострадать, если «Площадку» и «Город» объединят? Почему должно сократиться время преподавания? Мне кажется, что вопрос о времени преподавания решает сама школа, а представитель ГАИ просто смотрит, умеешь ли ты управлять автомобилем или нет. Я не вижу оснований для потерь бизнеса от этих нововведений.

Рамиль Хайруллин — председатель регионального отделения ФАР:

— С одной стороны, я за инициативу объединения «Площадки» и «Города» в одну дисциплину. В таком виде она будет более приближена к реальным условиям. Нужно на дороги людей отправлять, чтобы они в реальных условиях показали готовность после школы выехать и стать полноценными участниками движения. А то ты на «Площадке» откатал, права получил – и вперед. А с другой стороны, не всегда можно отработать какие-то маневры без «Площадки». Но аргументов за у меня все же больше, чем против.

Я думаю, в связи с этим придется изменять методику обучения. Сейчас автошколы больше натасканы на сдачу экзаменов — и в этом самая большая проблема. Сдал экзамен, а дальше хоть трава не расти. А сейчас им придется добиваться, чтобы человек умел именно ездить, а не просто экзамены сдавать. Думаю, методику им придется немного пересмотреть — давать больше практических часов именно в городе.

Как вы оцените уровень автошкол?
9%Обучение, как правило, на высоком уровне – и по теории, и по практике
36%Знания даются минимальные – натаскивают только на сдачу экзамена по ПДД
35%Большинство школ не уделяет должного внимания практическому вождению
19%Какие школы? Права, как и прежде, можно купить
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.08.2018 09:38

Считаю, что необходимо разрешить обучение экстерном. По следующим причинам :
1. Никакая автошкола не в состоянии обучить водителя до нужной кондиции. Уверенная езда приобретается только с опытом и временем.
2. Статистика которой оперирует гибдд (количество дтп совершенных водителями до 3-х лет стажа) и по которой гибдд делает вывод о плохой работе автошколы - это обман. Поскольку аварии с тяжелыми последствиями совершают водители (пусть и до 3-х лет стажа) уверенно управляющие автомобилем. Водители которые неуверенно управляют транспортом , как правило, совершают незначительные аварии с механическими повреждениями.
3. Очень высокая коррупционная составляющая. ГИБДД просто не хочет терять контроль за автошколами. Впрочем как и Минобрнауки. Всем понятно почему.
И последнее : не надо изобретать велосипед. Сделать как в развитых странах - исключить автошколу из цепочки автошкола-гибдд-в/у.
Поверьте, аварий больше не станет. Конечно при условии реального приема экзамена сотрудниками гибдд.

  • Анонимно
    23.08.2018 08:15

    Азат Д

    Инструктора пользуются неуверенностью за рулем новичков, к девушкам женщинам пристают. Знакомые рассказывали.

    • Анонимно
      23.08.2018 19:48

      Преступников хватает везде, в том числе среди инструкторов. Не надо смешивать всё вместе. Уголовный кодекс никто ещё не отменял, соответствующую статью тоже.

  • Анонимно
    23.08.2018 08:23

    У ГАИ практически нет своих площадок, нет денег на аренду, содержание! Ездить по площадкам автошкол не хватает сотрудников! Да и коррупционная составляющая начинает привалировать сразу! Поэтому это совершенно лишняя составляющая, элементы которой можно легко проверить в реальных условиях! Умение парковаться, заезжать в тещу и т. д. По большому счету не влияют на аварийность, максимум царапаешь машину на маленькой скорости! Зато сократиться время на сдачу экзамена, может очереди сократятся! Если уж так надо автошколам умение маневрировать пусть учат и принимают свой внутренний экзамен! Оставят в методике обучения обязательную сдачу экзамена у себя и без его сдачи в ГАИ не допускают! Понятно, что они все вложились в эти площадки, вот и пусть оставляют!

    • Анонимно
      23.08.2018 10:08

      Сдавала в 2013 и внутренний экзамен был. В машину садился чужой инструктор. Правда стоить отметить что это единственная школа в которой почти выполнялись установленные нормы по часам. "Почти" потому что вождение считалось в академических часах а не в астрономических как требуют правила подготовки водителей. Я в принципе не нашла такую школу.

      • Анонимно
        23.08.2018 10:59

        все автошколы обманывают с часами. все.
        считают в академических+плюсчасть времени всегда сначало на площадке а город так полчасика +2 часа типа за объяснения+экзамен внутренний+если ездишь на модельную там вообще вдвое списывают а ездишь полчаса не более...
        как результат реально откатаных часов очень мало.

  • Man_16rus
    23.08.2018 08:47

    На днях был в теме- экзамен и площадка, а так же город - всеив один день!
    На модельной!
    Я так же сдавал в свое время в Кировском!
    В чем проблема то?

  • Анонимно
    23.08.2018 08:57

    По факту с обучением в автошколах надо реально что то делать.
    Знаний дается минимум, и исключительно под сдачу экзамена.
    Каждого выпускника сдавшего экзамен потом надо минимум пол года доучивать.
    Особенно страшно, что не дают навыков поведения на трассе, на высоких скоростях. В результате, кто во что горазд.

  • Анонимно
    23.08.2018 09:22

    А я бы инструкторов вождения в автошколах аттестовал,на предмет знания и профессионализма в своей сфере. Дочь сейчас учится на права,так у неё отвратительный инструктор,позволяет себе срываться в крик,не рассказывает про то что нужно вовремя пользоваться сигналами поворотов,вообщем непрофессионализм полный. С полгода назад ехал в такси ночью,так водитель,с его слов,работал инструктором,проезжал на красный,повороты не включил вообщё ни разу, оставил впечатление полного идиота,которого как в цирке обезьяну,научили водить авто. Вот такие "инструктора" есть. Чему они могут научить?

  • Анонимно
    23.08.2018 09:38

    Считаю, что необходимо разрешить обучение экстерном. По следующим причинам :
    1. Никакая автошкола не в состоянии обучить водителя до нужной кондиции. Уверенная езда приобретается только с опытом и временем.
    2. Статистика которой оперирует гибдд (количество дтп совершенных водителями до 3-х лет стажа) и по которой гибдд делает вывод о плохой работе автошколы - это обман. Поскольку аварии с тяжелыми последствиями совершают водители (пусть и до 3-х лет стажа) уверенно управляющие автомобилем. Водители которые неуверенно управляют транспортом , как правило, совершают незначительные аварии с механическими повреждениями.
    3. Очень высокая коррупционная составляющая. ГИБДД просто не хочет терять контроль за автошколами. Впрочем как и Минобрнауки. Всем понятно почему.
    И последнее : не надо изобретать велосипед. Сделать как в развитых странах - исключить автошколу из цепочки автошкола-гибдд-в/у.
    Поверьте, аварий больше не станет. Конечно при условии реального приема экзамена сотрудниками гибдд.

  • Анонимно
    23.08.2018 10:43

    С 16 лет надо права выдавать. Не вижу логики когда можно жениться с 14 лет а права получать только с 18 лет.

    • Анонимно
      23.08.2018 14:08

      В 25 человек ничего не соображает за рулём, не говоря уже о 18-летних салагах, а вы предлагаете с 16.. На дорогах чёрте- чо начнётся!

      • Анонимно
        23.08.2018 15:05

        Наличие или отсутствие мозгов редко зависит от возраста... И в 30 убиваются и в 40, поэтому не стоит про салаг вешать.

        • Анонимно
          23.08.2018 16:03

          Не скажите. Молодежь лет 18 -21 лихачит больше. Как правило если на трассе за городом тебя обгоняет "в притирку" и моргая фарами "встречке" машина, то это "четырнадцатая" с молодым парнем за рулем.

          • Анонимно
            23.08.2018 19:52

            Поведение на дорогах-не вопрос автошколы. Это показатель качества общества. Отставая во всём остальном , нельзя быть на уровне с развитыми обществами в этом вопросе.

  • Анонимно
    23.08.2018 11:29

    Куча нюансов и мелочей в экзамене на знание теории. Зачем это нужно, непонятно. Вот зачем вам знания по привлечению к ответсвенности? Вы в этом все равно не участвуете. Лучше бы давали информацию по статистике ДТП и разбирали самые частые варианты. В Альметьевске весь город заезжает на разворот справа из второго ряда, не проезжая линию торможения слева. Я спрашивал, почему так делаете? Спорят со мною, говорят нам в школе сказали что так правильно.
    Теорию пусть хоть дома учат по Ютубу, а вождение только по городу, без всяких площадок дурацких.

  • Рустем
    23.08.2018 12:59

    Разбавлю эту унылую тему отзывом об автошколе (найдено в интернете):

    Автошкола Ягуар, филиал на ул. К.Маркса г.Курска самая мерзкая школа. Послала мужа получить водительские права, заплатила за его обучение, осталась без мужа, а мой не родившийся еще ребенок- без отца. В этом филиале работает Сбитнева Виктория, которая вместо того, чтобы обучать, начала оказывать моему мужу сексуальные услуги, потому, что я была уже сильно беременна и как результат - увела из семьи. В автошколе никак не прореагировали, хотя бы вернули оплату за обучение Тулина -Литвина Александра Андреевича, пусть за него Сбитнева теперь платит, а мне на ребенка деньги нужны, я сейчас не работаю, из документов видно, что деньги поступили с моего банковского счета, но администрация отмалчивается, а этот горе водитель так и не получил права, да еще самовольно на работе сел за руль служебной машины и разбил её. Вот так учат в автошколе "Ягуар". Женщины, если не хотите остаться без мужа не пускайте в эту автошколу своих мужей. Там творится безобразие, а администрация прикрывает своих развратных преподавателей СБИТНЕВЫХ. ПОЗОР ШКОЛЕ!!!

  • Анонимно
    23.08.2018 14:37

    Всё как в фильме "В бой идут одни старики". Система подготовки "взлёт-посадка". А вот потом если повезёт тебя научат ездить. Я сдавал на права ещё в школе в УПК не бог весть какое обучение, но на фоне современных автошкол очень не плохо. Потом всё равно отдельно брал уроки у проверенного инструктора в частном порядке. Жену после сдачи на права учил +/- 2 года. А многие ведь просто сдают и едут в город... По мне так надо построить такой "минигород" и не площадку и не город для тех кто собирается сдать на права и там отрабатывать элементарные вещи, светофоры, перестроения, парковку...понимаю, что это почти нереальная мечта. А потому спасение утопающих дело рук самих утопающих. Люди не ленитесь! Практикуйтесь на площадке даже после того как сдали на права, не стесняйтесь взять уроки у профессиионалов. Помните ваша безопасность в ваших руках!

    • Анонимно
      23.08.2018 16:31

      Все зависит исключительно от личности инструктора и обучающегося: иной инструктор тебя за двадцать часов научит всему, что нужно знать на дороге, другой все положенные часы просидит рядом с тобой на сидении, ничего тебе не давая, ну и не стоит забывать о категории людей, которые в принципе не способны на вождение в следствие патологического страха перед автомобилем.
      Так что совершенно не важно, как будет проходить экзамен, если повезет с инструктором, все будет хорошо, не повезет - соответственно, не будет.

  • Анонимно
    23.08.2018 14:55

    Парковаться бы учили и поворотниками пользоваться.

    • Анонимно
      23.08.2018 16:04

      На счет "поворотников" при перестроении - согласен. Полгорода вообще их не показывает. Из принципа похоже...

  • Анонимно
    23.08.2018 20:58

    А мой инструктор все время поездок в город ...ковырял в носу. Толку от него было ноль.Никогда его не забуду. Автошкола Форсаж 2008 год.

  • Анонимно
    24.08.2018 18:21

    Деньги решали решают и будут решать, в ГАИ что бы что то сделать нужно платить, бесплатно можно по закону но в очереди постареешь быстрее чем дождешься, хваленые госуслуги работают но не так как надо автошколам и ГАИ только на руку, все лезут и лезут со своими законами, вы у людей спросите как они хотят, ГИБДД вообще нужно лишить этой кормушки там люди просто золотеют, а кому отдать это уже вопрос все будут иметь с этого деньги, нужно в корне менять всю систему подготовки и контроля, нельзя отдавать на решиние в один руки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen