Общество 
1.09.2018

«Если не будет понимания необходимости такого университета, у нас и Татарстана не будет»

Исмагил Хуснутдинов уверен, что создание Открытого национального университета — это путь к спасению родного языка

Профессор КНИТУ-КХТИ Исмагил Хуснутдинов не раз высказывался на страницах «БИЗНЕС Online» на животрепещущие темы, связанные с жизнью его вуза и российского высшего образования в целом, а также судьбой татарского языка. На этот раз ученый в День знаний презентует широкой общественности через нашу газету концепцию Открытого национального университета как центра, объединяющего различные вузы, выпускающие из своих стен двуязычных специалистов.

Исмагил Хуснутдинов: «Открытый университет — это центр, объединяющий различные вузы на договорной основе»Фото: «БИЗНЕС Online»

«О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ НАЧАЛИ ГОВОРИТЬ ЕЩЕ СО ВРЕМЕН РЕВОЛЮЦИИ»

Вопрос о создании Национального университета обсуждается давно. Очень давно — даже не с 1990-х годов, а намного раньше. О высшем образовании на татарском языке начали говорить еще со времен революции. В последние два десятилетия обсуждался в основном вопрос о создании национального университета в классическом варианте. Да, он необходим, но как его создать с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью? Если создавать национальный университет в классическом виде, то у нас появляется ряд серьезных ограничений: мы не сможем собрать в одном университете все необходимые направления подготовки, которые нам нужны. Мы не сможем собрать химиков, юристов, технологов, авиаторов, ветеринаров, медиков в одном месте. Это нереально. Если идти по этому пути, то это гигантские затраты — материальные, человеческие, плюс к этому накладывается наша российская бюрократия в сфере образования, вполне обоснованная, но преодолеть которую с малыми затратами нереально. Поэтому предлагается концепция Открытого университета.

В чем его смысл? Открытый национальный университет — это не классический университет или институт в обычном его понимании. Открытый университет — это центр, объединяющий различные вузы на договорной основе.

В чем его функция? Его функция в том, чтобы помочь с внедрением образования на татарском языке в действующие вузы. И смысл такого национального открытого университета — это создать высшее двуязычное образование на татарском и русском языках на основе существующего фундамента. Существующий фундамент для нас — это российская система образования. Ее можно критиковать, можно хвалить, но она работает и свою функцию выполняет. В этом подходе ничего нового нет, точно так же создаются и другие системы образования. Точно так же создавалась российская система на базе Европы. И первые десятилетия высшее образование в России не велось на русском языке. Оно велось на немецком, французском, латинском языках — на каком угодно, только не русском.

Что позволит сделать такая форма национального двуязычного образования? Она позволит интегрироваться сразу же во все существующие вузы, которые есть у нас в республике и вообще в Российской Федерации, потому что нельзя ограничиваться только Татарстаном.

Какие есть к этому предпосылки? Во-первых, у нас в республике такой опыт уже был и в какой-то мере сохранился. То есть двуязычные группы, в которых учили на русском и татарском языках, существовали и в сельхозинституте, и в КФУ, и в КНИТУ-КХТИ, они продолжают работать в КГАСУ. Причем этот опыт был положительный, об этом я говорю как непосредственный участник событий и декан нефтяного факультета тех времен. Например, в КНИТУ-КХТИ двуязычное образование было на двух факультетах — нефтяном и энергомашиностроения. На первый курс каждого факультета набиралось по одной группе, причем обучение велось на обоих языках — примерно 30–50 процентов на татарском языке, остальное — на русском. Один преподаватель ведет предмет на русском языке, второй — на татарском. По возможности. И эти группы на потоке нефтяного факультета были лучшими. Не из-за того, что кто-то там умнее или интеллектуально одареннее. Могу объяснить это явление тем, что, во-первых, в эту группу попадали более мотивированные ребята, которые уже заранее были готовы преодолевать какие-то сложности в своей жизни, потому что обучение на двух языках — это, все равно, определенные сложности. Во-вторых, мы предъявляли достаточно жесткие требования к студентам в этой группе. То есть если ты не можешь хорошо учиться, будь добр, выбери себе другую форму обучения. Мы очень внимательно относились к качеству обучения и никаких поблажек, соответственно, не было. Это приводило к хорошему результату — в конечном итоге эти группы практически полностью доучивались и постоянно были первыми на своем курсе. Причем обучение на двух языках я считаю чрезвычайно полезным и стараюсь дать такое образование своим детям. И когда из системы российского образования при Ломоносове были вытеснены французский и немецкий языки, это было большой потерей для России — мы оторвались от мировых тенденций, от прямых связей с европейскими и другими университетами мира.

Но какая была слабая сторона в этой системе обучения за последние два десятка лет? Эта система двуязычного обучения фактически проводилась силами энтузиастов. Те финансовые вложения, которые шли от нашего кабинета министров, нельзя назвать государственной поддержкой. Это небольшая программа, которая расходилась на методички, методики, на маленькую зарплату руководителя центра — энтузиаста, который организовывал весь этот процесс. То есть государственного подхода не было, все держалось на энтузиастах, и в конечном итоге, как только энтузиаст уходил или его «уходили» с этого места, система начинала давать сбой, что и произошло в КНИТУ-КХТИ. Например, на моем родном нефтяном факультете в КХТИ последний выпуск тех, кто учился на двух языках, был года три-четыре назад. Всё — этого обучения нет, хотя все неплохо было поставлено, и никто не мог пожаловаться на качество. Этот опыт вскрыл основную проблему: невозможно поддерживать этот процесс без государственной поддержки. Впрочем, точно так же, как невозможно поддерживать в рабочем состоянии высшее образование на русском языке без государственной поддержки. Если сейчас государство откажется поддерживать высшее образование на русском языке, оно умрет в течение нескольких лет, ну или очень сильно деградирует.

«Мы должны поддержать преподавателей, которые могут и хотят преподавать на татарском языке» «Мы должны поддержать преподавателей, которые могут и хотят преподавать на татарском языке» Фото: kpfu.ru

В чем я вижу функции Открытого университета? Первая, и основная, функция — это помощь. Она должна быть оказана университетам, которые будут вести работу по обучению на двух языках: русском и татарском. Выражаться она должна в нескольких направлениях. Первое — поддержка студента. Мы понимаем, что на сегодняшний момент даже набрать абитуриентов в эти группы — это определенная работа. И работа достаточно скрупулезная, кропотливая, которая ложится на плечи университета. Мы должны поддержать студента не только морально, но и материально. С какой целью? Если мы хотим получить качественное образование, мы должны требовать от студента качества обучения. И если мы с него что-то требуем, то мы должны его поддерживать.

Второе — мы должны поддержать преподавателей, которые могут и хотят преподавать на татарском языке. Здесь я вижу два направления: даже если человек хорошо и свободно говорит на татарском языке в быту, это не значит, что он так же легко и свободно прочитает лекцию по своему предмету на татарском, хотя на 90 процентов терминология не русская и не татарская, а международная. Преподаватель должен получить определенную подготовку. Это должны быть курсы, семинары, индивидуальная работа. Это достаточно высокая нагрузка на человека. И преподаватель должен получать за это материальную помощь. Я задавал вопрос нескольким своим коллегам — и русским, и татарам: согласились бы они взяться за такую работу? Те, кто знает татарский язык, отвечали, что если будет достойная зарплата, то с огромным удовольствием займутся этим делом. А те, которые не знают татарского языка, сказали, что с удовольствием займутся методическим обеспечением. То есть должно быть материальное стимулирование.

Следующий момент — это методическая помощь. Сейчас каждый вуз занимается или занимался этим самостоятельно — издавал книги, методички, но при этом каждый вуз не может иметь в своем штате специалиста, который знал бы тонкости татарского языка, вникал бы в терминологию. Эта работа должна осуществляться централизованно. Мы должны оказывать материальную, методическую помощь и тем преподавателям, которые будут преподавать в двуязычных группах на русском языке. Может возникнуть вопрос: «А зачем? И так же все хорошо — он преподает на русском, пусть преподает дальше...» Я считаю, что высшая школа России вообще нуждается в помощи, на каком бы языке ни шло преподавание. Но в данном случае, если мы будем серьезно заниматься этим делом, необходимо привлекать преподавателей, которые будут заниматься этой работой не только за счет энтузиазма или по служебному долгу; мы должны привлекать квалифицированных специалистов, а они стоят денег.

«СЕБЕСТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ КАЖДОГО СТУДЕНТА БУДЕТ СНИЖАТЬСЯ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ»

Бюджет — это камень преткновения. Бюджет — это, наверное, один из вопросов, на котором могут сломать копья. Я приблизительно посчитал, каким может быть бюджет Открытого национального университета, поскольку представляю экономику вуза.     

Обучение одного студента на русском языке у нас сейчас обходится в 115–180 тыс. рублей в год. Если мы создаем Открытый университет на базе существующих университетов и начинаем оказывать методическую, материальную помощь студентам, преподавателям, администрации вуза, то дополнительные затраты на одного студента могут составить от 65 тыс.. рублей в год при полном развитии двуязычного образования. Причем бюджет рассчитывался исходя из того, что численность студентов должна увеличиваться. И такая система Открытого университета позволяет нам начать с очень маленького количества студентов — 700–800 человек. Если мы выстроим правильную систему стимулирования и государственной поддержки, то примерно через 20–25 лет сможем довести количество студентов, обучающихся на двух языках, до цифры от 15 до 40 тыс. человек. При этом себестоимость обучения каждого студента будет снижаться по мере развития системы обучения на двух языках. Почему? Кадры готовятся, и в течение определенного времени человеку не требуется дополнительного стимулирования — он будет свободно преподавать на татарском языке, свободно учиться. Роль государства начнет снижаться в пересчете на каждую единицу преподавателя и студента.

Какие обязательные показатели должны присутствовать? Материальная помощь студентам, преподавателям, помощь вузу, методическая поддержка и прочие расходы. Какие показатели должны стоять перед этим университетом? На мой взгляд, показатели должны быть следующие:

— охват по специальностям: количество специальностей, которые вовлечены в этот процесс. Уже сейчас мы можем вовлечь в этот процесс несколько специальностей в разных вузах;

— количество студентов, которое обучается на двух языках;

— доля часов, которая отводится на изучение предметов на русском и татарском языках. Почему это важно? Потому что можно выделять пять процентов времени на обучение на татарском языке и считать, что это двуязычное обучение. Но это не совсем правильно. В то же время неправильно доводить долю преподавания на татарском языке до 100 процентов, иначе человек теряет второй язык и у него снижается конкурентоспособность.

Причем этот Открытый университет совершенно не связан с национальным самоопределением человек: мол, я — татарин, и я буду там учиться. Человек может учиться на двух языках, его национальность не имеет никакого значения. У меня, как у декана нефтяного факультета, были случаи, когда молодой человек — не татарин, но выросший в татарском районе — пришел и сказал: «Я татарский понимаю и хочу учиться в двуязычной группе». — «А как экзамены будешь сдавать?» — «Это мой вопрос». Потом я у преподавателя спрашиваю: «Как он?» — «Никаких проблем у молодого человека не было. У нас терминология общая, а в бытовом языке он еще догонит и перегонит остальных».

Почему вопрос экономики важный? Хочу повториться: без государственной поддержки этот вопрос не решить. Для начала, для старта достаточно примерно 180 млн рублей, потому что сейчас таких студентов мало, и тратить деньги впустую смысла нет. Когда мы доведем объем обучающихся студентов до 15–40 тыс. студентов в год, то это будет примерно 1000–3000 млн рублей в год. И та и другая цифра — значительна. Но я считаю, что для бюджета Татарстана, для бюджета Российской Федерации она вполне допустимая и значительно ниже затрат на создание университета в классическом виде. Почему я говорю о двух бюджетах? Налоги, которые собираются у Татарстана, расходятся в федеральный и республиканский бюджет, и я считаю, что есть механизмы, которые позволяют проводить эту работу за счет двух бюджетов. Это может быть целевая программа, это может быть строка в бюджете РФ и РТ. Налоги мы платим общие, соответственно, вложения тоже должны быть общими.

«Общество раскалывается, когда наступает напряжение, когда одна часть общества считает, что с ней поступили несправедливо» «Общество раскалывается, когда наступает напряжение, когда одна часть общества считает, что с ней поступили несправедливо» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИМЕННО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС ПРИВЕЛ К РАСКОЛУ СНАЧАЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ПОТОМ — СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Может возникнуть вопрос: а кому это вообще нужно, зачем вы, ребята, суетитесь? Я считаю, ответ состоит из нескольких частей. Есть определенная часть общества — это могут быть татары, чеченцы, башкиры, евреи, осетины, которые хотят, чтобы он сам или его ребенок получал образование на его родном языке. Причем образование не только в школе, в детском саду, но и в ВУЗе. Второй момент — мы живем в многонациональном государстве, и именно национальный вопрос, разделение наций по сортам, привел к расколу сначала Российской империи, потом — Советского Союза. Это были ошибки царей, ошибки генсеков. Общество раскалывается, когда наступает напряжение, когда одна часть общества считает, что с ней поступили несправедливо. Вот для того, чтобы убрать любые точки, где высекается искра, я считаю этот метод одним из многих. Третий момент — к сожалению, сейчас в мировом сообществе для России создается образ хулигана, что мне не нравится, и вот такие вот шаги внутри России помогают решить не только наши внутренние проблемы, но и показать миру, что Россия — нормальное, демократическое государство.

Какие есть опасности на этом пути? Мы должны четко понимать: опасности есть с двух сторон — со стороны федерального центра и на местах. Со стороны федерального центра могут возникнуть имперские мысли, что все это нужно запретить. И это могут запретить на законодательном уровне. Или как новый закон о языках — это вроде не прямой запрет, но обучение становится невозможным. Эта опасность существует, ее надо принимать во внимание и думать, как с ней бороться. Второй вариант — в федеральном центре напрямую могут ничего не запрещать, но дать негласное указание на местах, чтобы не шевелились в этом направлении. И такое может быть. Как с этим бороться, я не знаю. И третья опасность — она не такая критичная — федеральный центр может сказать: это ваши, ребята, пожелания, вы их сами и финансируйте. Но такая республика, как Татарстан, может вытянуть этот проект и в одиночку, причем не только на своей территории, но и на территории всей России, потому что 75 процентов потенциальных студентов, которые могут учиться на татарском языке, живут за пределами республики.

Но существуют опасности и внутри Татарстана! Первая опасность — когда наше руководство будет занимать осторожную позицию и не будет принимать никаких решений по этому поводу. Потому что разговоры об этом ведутся давно, но того, что делалось, недостаточно. Это должна быть государственная политика Татарстана. Если этого не будет, то силами энтузиастов ничего не получится.

Вторая опасность — формализация работы. Если к этому делу подойти формально и поставить во главу угла цифры, мол, нам нужно, чтобы в десяти университетах завтра же было обучение на двух языках, — что хотите, то и делайте. Это приведет к фальсификациям, когда студенческие группы будут набираться якобы для двуязычного обучения, а на самом деле половина ребят не сможет учиться на двух языках, когда преподаватели не будут готовы. Другими словами это можно назвать спешкой, суетой, очковтирательством. Это очень важный момент, который может всю работу свести насмарку. То ест одна опасность — это не работаем, вторая — пытаемся имитировать работу.

Какие еще есть трудности на этом пути? Первое — подготовка абитуриентов. Сейчас, когда проблема с татарским языком в школах обострилась до предела, открытие такого университета позволит тем, кто выбрал татарский язык обучения, дополнительные занятия по татарскому языку или родной татарский язык, выбрать одну из двух дорог: либо я учусь дальше на русском языке, либо на русском и татарском, либо уезжаю за рубеж и вообще учусь на английском или немецком. С появлением такого университета на начальном этапе будут определенные сложности с комплектованием студентом. Но эти сложности абсолютно преодолимые. Это и мой личный опыт показывает, и я разговаривал со студентами, которые учились у нас, в КНИТУ-КХТИ, в таких двуязычных группах. Я прямым текстом спросил: «Ребята, потребность есть?» Они ответили, что у них достаточное количество ребят в группе, которым на татарском учиться было бы легче, чем на русском. Плюс открытие такого университета стимулирует школьную систему образования для внедрения татарского языка. Тем более у нас сейчас все добровольно.

И еще большая, но преодолимая сложность — это преподаватели. Когда 20 лет тому назад эта работа только начиналась, в вузах было достаточно много преподавателей в возрасте 50–60 лет, которые получили общее школьное образование на татарском языке и татарский язык для них был первым. И как только появилась возможность обучать на татарском, они внесли международную терминологию на базе татарского языка. Для них это было легко. Сейчас этим людям уже по 70–80 лет. У нас есть разрыв поколений, в моем поколении — люди, которым сегодня 40–55 лет, они вышли из советской системы образования, где в Казани вообще не было татарских школ. Но в то же время найти преподавателя, который может работать на двух языках, вполне возможно, подготовить такого преподавателя  вполне возможно. Если человек обладает базовыми навыками разговорной речи и у него есть конструкция татарского языка, то нанизать на эту конструкцию терминологию по специальности — это вопрос техники и желания. И вот здесь мы и должны преподавателей поддерживать.

«Модель открытого университета применима не только к развитию высшего образования на татарском языке. Эта модель применима для любого языка внутри РФ» «Модель открытого университета применима не только к развитию высшего образования на татарском языке. Эта модель применима для любого языка внутри РФ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ НЕ БУДЕТ ПОНИМАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ТАКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ТО У НАС И ТАТАРСТАНА НЕ БУДЕТ»

Какие есть положительные моменты в создании Открытого национального университета? В создании Открытого университета именно по такому типу — как центра, который объединяет, — есть масса преимуществ. Для такого центра не нужно создавать отдельного кампуса, отдельного блока общежитий, то есть материальные затраты минимальные. Имеется высокая вероятность развития сразу по многим направлениям. Такие разные вузы, как, например, КНИТУ-КХТИ и медуниверситет, которые готовят специалистов по совершенно разным специальностям, на самом деле имеют много общего — такие предметы, как химия, физика, история, гуманитарный цикл в вузах общие. Технические вузы еще больше совпадают: строительный университет, КАИ и КНИТУ-КХТИ пересекаются еще больше — практически по всему научно-естественному блоку. Такой центр фактически может обслуживать или сотрудничать сразу со всеми вузами и закроет проблему по подготовке двуязычных специалистов для многих вузов. Потому что если сейчас какой-то ректор получит задачу открыть двуязычную группу, у него будет большая головная боль. Он не сможет сразу найти преподавателей, или найдет одного, но не факт, что он будет нужного качества. Кроме того, данный центр должен выполнять еще и контрольную функцию. Мы должны понимать, что сразу же сходу готовить преподавателей по всем направлениям не получится, и чтобы не имитировать деятельность, преподавателю нужно помогать, преподавателей надо готовить, преподавателей надо искать. Соответственно, должен быть контроль за качеством лекций, за качеством успеваемости. Если мы стимулируем студента, стимулируем преподавателя, то, соответственно, имеем право с них требовать — с преподавателя, чтобы он готовился к лекциям, вкладывал определенную энергию в новое для него дело. А со студента, если он хочет обучаться в этой системе и получать соответствующие стимулирующие выплаты, чтобы он выполнял требования. А требования очень простые — если ты троечник, будь добр, освободи место, нечего троечникам там делать. То есть вкладывать деньги в людей только за то, что они владеют бытовым татарским языком и учатся на тройки, значит провалить все дело.

Модель открытого университета применима не только к развитию высшего образования на татарском языке. Эта модель применима для любого языка внутри РФ, в том числе и для развития русского языка за пределами РФ.

Как будут дальше развиваться события, я не знаю. Можно, конечно, написать еще десять писем во все инстанции, но, мне кажется, «БИЗНЕС Online» — это прекрасная информационная площадка, которая доносит информацию до всех сразу, начиная от рядового гражданина, заканчивая руководителями Татарстана и России.

Но если со стороны руководства республики не будет понимания необходимости такого университета, то у нас и Татарстана не будет, и России не будет, не то что университета. Политические вопросы — это тот камень, на котором затачивается наше руководство. Решение этих вопросов показывает политическую зрелось как федерального центра, так и региональных властей.

Исмагил Хуснутдинов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
Fandas Safiullin
1.09.2018 13:29

У инициаторов и сторонников создания Национального университета было единое мнение: в том, что следует начинать с малых шагов, с подготовки самых востребованных элитных кадров. И в том, что Татарский университет ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКРЫТЫМ ДЛЯ ВСЕХ, НЕЗВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, кто владеет татарским языком и готов учиться на татарском, русском и английском языках по всем специальностям. Без разделения учебных групп и предметов по языку обучения.
Было единое понимание необходимости набирать на начальном этапе лишь столько учащихся, скольким сможем обеспечить уровень подготовки на самом высшем уровне. То есть, технология штучного производства «ручной работы». Общее проектное число обучаемых после завершения этапа становления предлагалось не более 350-500 человек.

Выведение татарской нации из общего глубокого национального кризиса, духовного и культурного упадка, возрождение и поднятие уровня развития татарского языка до языка науки, культуры, политики и государственного управления, как завершение полной системы национального образования от дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений – таким виделось историческое призвание Татарского национального университета.

Единое понимание было в главном: качество первых выпусков должно было определить самую высокую планку требований для последующих этапов и заложить высокий авторитет выпускников с первых шагов университета.

Повторяю ещё раз: Татарский национальный университет изначально задумывался открытым для всех! Единственное языковое отличие Татарского национального университета – не владея татарским языком, туда не поступишь и учиться там не сможешь. Все вузы мира имеют подобную особенность. В МГУ учится вся страна и полмира, но, не зная русского языка, ни поступать туда, ни учиться там не сможешь. То же самое повсюду в мире. Татарский университет не означает, что все науки там должны изучаться и преподаваться только на татарском языке.

Вековая мечта татарского народа о Национальном университете, казалось, была в 90-е годы как никогда близка к осуществлению. Но реализовать её не удалось
Причин уважительных нет, а неуважительных много, но не о них сегодня речь. Сегодня важнее всего сосредоточить всю полноту воли и решимости всей
татарской общественности, всего татарского мира к спасению и созданию полной системы национального образования.

  • Анонимно
    1.09.2018 09:04

    создание еще одной синекуры за бюджетный счет.

  • Анонимно
    1.09.2018 09:06

    Как же Хуснутдинову Исмагилу хочется стать ректором или хотя бы проректором. Не получилось этого сделать в родном КХТИ - придумал Открытый университет! Других причин создания этого университета я не вижу. Про какое преподавание на татарском может идти речь, когда настало время и русский постепенно замещать английским, что сейчас в университетах постепенно происходит. Язык мировой науки - английский.

    • Анонимно
      1.09.2018 09:36

      Извините, но Вы - как всегда - отстали от жизни - язык "мировой" науки китайский - именно на нём выходит большинство научных статей.

      • Анонимно
        1.09.2018 11:34

        Качество этих статей не высокое, это информационный шум по сути. Китайцы не способны мыслить объективно.

        • Анонимно
          1.09.2018 13:51

          Извините, с какой целью Вы обидели каждого жителя планеты Земля?

  • Анонимно
    1.09.2018 09:30

    Утопия какая-то. "Город Солнца" татарский. Если есть желание пусть копают в этом направлении, но не за бюджетный счет.

  • Анонимно
    1.09.2018 09:37

    И когда из системы российского образования при Ломоносове были вытеснены французский и немецкий языки...".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/393801

    Разве российское образование когда то "было" на французском?

    • Анонимно
      1.09.2018 11:08

      Было для элиты.

      • Анонимно
        1.09.2018 11:27

        Это было домашнее образование - пленные французы и красивые француженки учили "премудростям" светской жизни во всех её аспектах.

        А речь идёт о научном образовании.

  • Анонимно
    1.09.2018 09:51

    "...мы должны требовать от студента качество обучения...".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/393801

    Что за диктаторские замашки?
    У нас свободная, демократическая страна.

    Образование - это услуга, как услуга в парикмахерской или в бане.

    Соответственно студент волен выбирать как ему учиться.
    А работа преподавателя оказывать ему образовательные услуги и оценивать его знания.
    И только.

    Заставлять студента учиться - это террор и диктатура.
    Даже в начальной школе уже перестали заставлять учиться детей.
    А тут такие махровые реакционные взгляды по поводу высшей школы и науки.

    Тогда и с профессоров надо "требовать" качество науки на уровне Нобелевской премии.
    А профессоров, студенты которых показали нулевые остаточные знания, заставлять отдать государству в бюджет всю зарплату.

    Тут намедни один сотрудник УФСИНа ПУБЛИЧНО покритиковал существующую систему, в которой работает - реакция была моментальной.
    Если бы в США профессор покритиковал бы публично свой университет, то и в другом университете не нашел бы работу.

    Профессор ГОСУДАРСТВЕННОГО университета должен быть ГОСУДАРСТВЕННЫМ человеком.
    Не нравится место работы - увольняйся и тогда ПУБЛИЧНО критикуй.
    А так публично критиковать свою "альма матер" просто неприлично.
    В конце концов есть университетский Ученый Совет - там можно говорить все, что угодно.




  • Анонимно
    1.09.2018 10:08

    Простите, когда мы поступили в ВУЗ не нашли там чего искали- свободного владения преподавателями предмета обучения. Не владели они и спонтанными английским и немецким. Пришлось быть статистом)).
    Не захватывала вузовская схоластика. Судя по тому, как о нас вспоминают- как о достаточно продвинутому поколении, стало еще хуже?
    Английским овладевали самостоятельно. Как вспомним, так вздрогнем вспоминая обучение...
    Спасибо школе, и школьному базису.

  • Анонимно
    1.09.2018 10:12

    Всячески поддерживаю. Мое самое большое почтение Хуснутдинову!

  • Анонимно
    1.09.2018 10:24

    Авто "ломится в открытую дверь" и даже не замечает этого.

    "Открытых университетов" превеликое множество во многих странах.

    Например из Википедии:
    "Открытый университет Израиля (ивр. ‏האוניברסיטה הפתוחה‏‎) — один из университетов государства Израиль, признанных Советом по высшему образованию при Министерстве образования. Его особенность состоит в том, что учебный процесс проходит по принципу дистанционного обучения.

    Университет был замыслен в 1971 году по аналогии с британским Открытым университетом. Датой основания считается 14 апреля 1974 года и 17 октября 1976 года были начаты занятия. В 1980 году университет был официально признан высшим учебным заведением и получил право присваивать выпускникам степень бакалавра. В 1982 году 41 выпускник впервые получил дипломы бакалавров".

    Автору просто необходимо объяснить читателям уважаемого БО, чем "Открытый университет Хуснутдинова" будет ПРИНЦИПИАЛЬНО отличаться от "Открытого университета Великобритании", "Открытого университета Израиля" и т.д. в плане образования и науки.

    • Анонимно
      1.09.2018 10:46

      не надо ничего объяснять. потому что все это потемкинские деревни...

    • Анонимно
      1.09.2018 18:06

      10.24. А что разве автор где-нибудь в статье сказал, что собирается открыть первый в мире Открытый университет? Причем здесь Израиль со свои университетом?
      Вы совсем не читали статью, раз задаете глупые вопросы?

      • Анонимно
        1.09.2018 21:13

        А вопроса-то и не было - было недоумение, о чём статья?
        Но можно и вопрос - в чём новизна?
        Ведь, извините, "из пустого в порожнее" - кто хочет и сегодня учит татарский язык и химию на татарском языке - научные термины давным-давно переведены на татарский язык.
        Ну а "графики" - это вообще "детский лепет", такой "игре в компьютер" учат в 6-м классе.

        • Анонимно
          2.09.2018 11:55

          21.13. Вы точно читали статью? У нас сейчас кто хочет, тот НЕ МОЖЕТ получить полноценное образование на татарском языке., от детского сада до вуза. Потому что его просто НЕТ. еСЛИ ВЫ С ЭТОЙ ТЕМОЙ НЕЗНАКОМЫ, КАКОГО ВЫ ЛЕЗЕТЕ СО СВОИМИ КОММЕНТАРИЯМИ?

  • Анонимно
    1.09.2018 10:46

    Сумели же после распада СССР организовать высшее образование на казахском, узбекском, азербайджанском и т.д. языках. Чем татары хуже? Только тем, что живут в государстве РФ? И что хорошего в таком государстве, которое не может обеспечить получение образования всех ступеней для второго, подчёркиваю, ВТОРОГО по численности коренного народа в стране на его родном языке, на его родной территории?

    • Анонимно
      1.09.2018 12:51

      Казахское, узбекское, азербайджанское образование лучшее в мире

      • Анонимно
        2.09.2018 23:17

        Как насчет русского образования, - тоже лучшее в мире?

  • Анонимно
    1.09.2018 10:47

    Али.

    Этого не будет никогда.
    К сожалению Татарстан опоздал

  • Анонимно
    1.09.2018 11:03

    Не понял, что автор собирается спасать - образование? науку? язык? РТ? РФ? карьеру? или что?

  • Анонимно
    1.09.2018 11:14

    Молодец, профессор Хуснутдинов! Полностью согласен и поддерживаю!

  • Анонимно
    1.09.2018 11:21

    Все довольно просто. Вот пример. Две прибалтийские республики. Литва, Латвия. В Литве очень низкий процент русских, потому изначально там все было на литовском. И нет проблем с развитием своего национального языка. Никто не ставит вопрос так, что молодые литовцы чаще находят работу в англоязычных странах или у немцев, потому надо бы учить больше немецкий или английский. Учатся на своем родном, получают знания языка почти с молоком матери. Есть рядом другая республика, где изначально преобладал русский язык, потому как и численность населения была наполовину русской. И вот уже прошло почти тридцать лет с момента отделения Латвии и образования своего государства, а языковый вопрос до сих пор там острый. И только упорное давление латвийского государства, не представления полноценного гражданства русскоязычным, проталкивание законов и статусе государственного языка латышского в повседневную жизнь как-то еще ведет к развитию латышского языка. Но и тут все это встречает упорное сопротивление русскоязычной части населения. Они не хотят учить латышский, и все тут. Да и война в той же Украине была развязана и подпитывается тем, что русская часть не принимает украинский язык. И опять только напор государства в деле продвижения своих государственных национальных языков как-то еще продвигает развитие своего национального языка. И как тут татары могут продвигать свой язык? Да никак. Слишком неравные силы. Если уж нации обладающие полнотой государственной власти не могут просто этот вопрос у себя решить, который им достался от совковых времен, то татарам тут ни с Открытым университетом, ни со своим Национальным университетом соваться нечего. Не пройдет! Даже свой язык в своих школах не смогли сохранить. Потому все эти проекты из ряды досужих, игры ума, и более ничего. Пока у татар не будет реальной власти, они и будут обречены на ассимиляцию с русской нацией. И все это будет под соусом необходимости русского языка и добровольности татарского, а еще лучше замен татарского английским, который будет даже обязательным. Хотя четко понимаю, что 99% выпускников школ с английским и рядом не сидели. Это воля "большого брата". Потому и всякие новые проекты, даже, если они и будут осуществляться, лучше делать тихо, не обсуждая, а скорее реализовывая их. А если это невозможно, то невозможно в принципе.
    А.Б.Гефакт

    • Анонимно
      1.09.2018 12:03

      Цитата из Гефакта: Пока у татар не будет реальной власти.... она может быть? У татар, чувашей, бурятов, калмыков итдитд... Ассимиляция - зло. И это зло победить может только Семья. Кавказ вам в доказательство.

      • Анонимно
        1.09.2018 18:11

        12.03. Язык только в семье/ на кухне медленно деградирует и вымирает. Встречное предложение-
        займитесь сохранением рус. языка только в семье и без поддержки государства.

    • Анонимно
      1.09.2018 12:34

      Продолжаете провоцировать, господин аноним "А.Б.Гефак"?

      Не Ваш ли это комментарий:
      "Есть стадо невежественных людей, а они могут быть и мусульманами, и христианами или представителями других религий, кто отрицает вообще научное познание мира, а есть те, кто последовательно верит в естественное происхождение и самого мира и человека в нем. Им нет необходимости привлечения каких-то сверхестественных сил в виде бога, чтобы объяснить все сущее, как естественный процесс. Все достаточно просто, включая и эволюцию, которая включает не только человека, но все сущее.
      А.Б.Гефакт".
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/blog/388689

      "Есть СТАДО невежественных людей, а они могут быть и мусульманами, и христианами..."?

      А Вы, господин "А.Б.Гефакт" - "пастух"?

    • Анонимно
      1.09.2018 18:09

      11.21 . Вы не правы. Если сложить лапки и ничего не делать, то татарскому языку грозит вымирание. Автор предлагает один из вариантов спасения татарского языка в условиях РФ. Мне его предложение понравились. И его опасения тоже небезпочвенны.

  • Анонимно
    1.09.2018 11:31

    Почему не взять опыт сингапурского обучения по моему там ведется обучение на английском,китайском и малайском .

    • Анонимно
      1.09.2018 11:52

      Не обязательно ходить так далеко. В Казахстане разрешено сдавать ЕНТ (аналог ЕГЭ) на казахском, русском, английском по желанию. В РФ такого не будет- сами знаете, почему.

    • Анонимно
      1.09.2018 11:57

      Нужно по 30% предметов на английском, русском и татарском учить.

      И егэ так же сдавать

      • Анонимно
        1.09.2018 12:21

        Ну Вы тут, извините, "перегнули" в сторону русского языка.

        Надо по 0,5% предметов на башкирском, удмуртском, иврите,идише, бурятском и еще 200 языках народов РФ учить.

        "И егэ так же сдавать".

        Вот это будет "справедливо".


        • Анонимно
          1.09.2018 13:57

          Тут раньше в БО писал форумчанин из США под ником на Б начинается .Писал что сдавал на водительские права в США так:Давался вопросник на ПДД на русском языке,а правильность ответов проверял экзаменатор на английском смотря по НОМЕРУ ответа .Вот такая демократия по американски.Такую же аналогию можно провести с татарским.Вопросник на татарском по номеру ,ответ на русском по номеру.Это можно применить и к ЕГЭ по математике , физике,химии, биологии на татаиском языке , а по русскому сдавать экзамен на знание русского как сдают экзамен иностранцы поступающие в российские ВУЗы.Вот это будет справедливо.

  • Анонимно
    1.09.2018 12:10

    А что такое особенное можно изучить в университете на татарском языке что нельзя изучить на русском.Ну а зачем тогда читать татарский перевод с русского учебника.А вот учебники на английском студенты должны в наше время уже читать в подлиннике.И это любой профессор должен знать если он настоящий учёный.

  • Анонимно
    1.09.2018 12:12

    очередной мыльный пузырь, прожектерство.

  • Анонимно
    1.09.2018 12:21

    В условиях обязательности русского языка и добровольности татарского обречённость ассимиляции татарской нации является очевидной.

    • Анонимно
      1.09.2018 12:38

      Славяне были ассимилированы тюрками и финно-угорами и "получились" русские.
      А что делать?
      Что предлагаете.
      Все понимают, что главное богатство Человечества это "языки", но тем не менее каждый год на планете Земля перестают говорить на десятках языках.
      Что делать?
      Учить всем английский?
      Или китайский?
      Без эмоций, как учёный, можете ответить?

  • Анонимно
    1.09.2018 13:04

    Согласен, все так серьезно и помпезно делают, но не то. Понимания нет, потому что похоже не тот орган рулит, не голова.

  • Анонимно
    1.09.2018 13:09

    Хуснутдинов эфенде, удачи вам! Очень хороший проект, ибо когда дети - татары первоклассники пошли в школу с русскоязычным обучением, родители не знали, что в будущем их дети смогут учиться на родном языке и после школы. Только по этой причине - из за отсутствия возможности обучаться в ВУЗе на родном языке, отдавали детей на русскоязычное обучение.
    Отсутствие полного цикла образования на татарском языке, или на частично на татарском языке - это позор властей, а также ущемление прав татар на обучение на родном языке.
    Пусть 50% предметы на русс., на 50% та тат языке, это лучше, чем ничего.
    Проект поддерживаю, он долгожданный. Вполне можно реализовать. И мы требуем, чтобы он был принят к рассмотрению Госсоветом республики РТ!

  • Анонимно
    1.09.2018 13:19

    Никаких бюджетных денег, только финансы частного бизнеса и меценатов. Во-первых, нас не обвинят в расходовании бюджетных денег только на татар (а такие голоса раздаются и будут раздаваться все чаще и чаще) и, во-вторых, общественный контроль со стороны попечителей будет наиболее объективным и эффективным! Начинать нужно срочно с гуманитарной сферы. Здесь еще мы может успеть на подножку уходящего поезда, а естественные науки - пока в качестве эксперимента в существующих вузах, но также на деньги частного бизнеса.

    • Анонимно
      2.09.2018 20:03

      Почему на деньги частного бизнеса? Татары - часть общества и это в их интересах. Татарстан - республика, в перечень полномочий которых, согласно конституции, включена работа над сохранением татарского языка. В перечень полномочий федерального центра в соответствии с законом "О языках народов Российской Федерации" включено сохранение, развитие и содействие изучению языков народов России.

      Это задача государственная, общественно значимая и должна она исполняться на средства бюджета. Если частный бизнес захочет, может помочь.

  • Fandas Safiullin
    1.09.2018 13:22


    К созданию Национального университета можно было бы приступить и без каких-либо новых законодательных актов. Есть готовое, не отмененное, действующее БАЗОВОЕ постановление парламента Республики Татарстан о создании Татарского государственного национального университета, принятое ещё в 1994 году.

    Напомню краткую историю.18-20 июля 1994 года XXVI сессия Верховного Совета РТ принимала «Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан». В ходе обсуждения «Программы» народным депутатом Сафиуллиным Ф.Ш. было внесено предложение о создании Татарского университета.

    Из стенограммы заседания ВС Татарстана 18 июля 1994 г.:
    «Народный депутат Сафиуллин Ф. Ш. …Программу, предложенную нам, надо принять, но уповать только на нее не следует... Ей должна предшествовать СВЕРХЗАДАЧА, целостная конечная цель, на достижение которой должна концентрироваться вся наша программа.... Такую СВЕРХЗАДАЧУ я вижу в обеспечении получения высшего, в том числе, университетского образования на родном языке по всем потребным для национально-культурного развития нации специальностям…
    Предлагаю: принять без дальнейшего обсуждения «Программу» и принять постановление Верховного Совета Республики Татарстан о создании ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в 1995 году».

    Поименное голосование за это предложение состоялось 20 июля 1994 года. «За» проголосовали 127 народных депутатов из 244 голосовавших. Перевес – всего на 4 голоса больше минимально необходимого 123 голоса.

    Хочу отметить, что разделение голосов «ЗА» и «ПРОТИВ» были не по национальному признаку народных депутатов. Среди тех, кто поддержал решение о создании Татарского государственного национального университета были 35 народных депутатов русской национальности, а среди противников —34 депутатов-татар.

    Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года № 2186-XII:
    «Создать Татарский национальный государственный университет.
    Исполнитель: Кабинет Министров Республики Татарстан.
    Срок: 1995 год.
    Контроль: Верховный Совет Республики Татарстан».

  • Fandas Safiullin
    1.09.2018 13:23

    Решение ВС РТ о создании татарского национального ВУЗа самым активным образом поддержал ректор КГУ Юрий Геннадьевич Коноплев. Он выразил свою готовность оказать организационную помощь в его создании, предоставить всю необходимую учебно-материальную базу и помещения КГУ новому ВУЗу – до обретения им своей собственной базы. Решительно поддержал создание Национального университета ученый – историк с мировым именем профессор КГУ академик Миркасыйм Госманов, инициатор и активный участник создания Академии наук Татарстана. По его же инициативе и его организационными усилиями был создан и Татарский факультет в КГУ. Они не были услышаны.

    Премьер-министр Мухаммат Сабиров решительно взялся за реализацию постановления о создании Национального университета, но вскоре был отправлен в отставку.

    Для меня было шоком неожиданное жесткое сопротивление принятию этого постановления и саботаж его исполнения со стороны большей части правящей «элиты».
    Под давлением группы самых настырных депутатов Госсовета РТ удалось добиться создания в 1996 году Татарского гуманитарного педагогического института. Но уже не на базе КГУ, а на пустом месте — в помещении заброшенных детских яслей. Ухитрился более или менее окрепнуть и существовать почти 10 лет. В 2005 году, под шумок кампании 1000-летия Казани, тихо и равнодушно был уничтожен.

    Постановление ВС Татарстана было единогласно поддержано II съездом Всемирного Конгресса татар 29 августа 1997 года. К сожалению, последующие съезды ВКТ не возвращались к своей не исполненной резолюции.

    • Анонимно
      1.09.2018 13:35

      "Для меня было шоком неожиданное жесткое сопротивление принятию этого постановления и саботаж его исполнения со стороны большей части правящей «элиты».

      Это публичный донос на "элиту", такой характерный для 1920-1930-х годов?

      • Fandas Safiullin
        1.09.2018 22:10

        Это не донос, а достойный порицания публичный факт!

        Постановление Верховного Совета Республики Татарстан о создании к 1995 году Татарского государственного национального университета было принято 20 июля 1994 года.
        На дворе сентябрь 2018 года. Где университет?

        В 1994-е и последующие годы до конца 90-х никто со стороны не мешал нам в создании Университета.

        Оргкомитет по созданию Университета был образован главой Правительства Мухамматом Сабировым с активным участием ректора КГУ Юрием Коноплевым немедленно после принятия Постановления ВС РТ, но был распущен немедленно после отставки М. Сабирова.
        Если бы он удержался в должности до 1996 года, было бы исполнено и постановление ВС РТ.

        Не стану перечислять имена фамилии тех, кто (даже при поименном голосовании) не поддержал предложение создании Национального университета. А чуть позже, кое-кто из больших начальников давал интервью о его ненужности.
        Поищите сами в архивных номерах газет тех времен.

        К сведению тех, кто сомневается в необходимости национальных университетов вообще.
        На примере одной очень небольшой страны.
        О том, что сегодня представляет собой Государство Катар с очень высоким уровнем образования народом, все, наверное, осведомлены.
        А ведь в 1971 году, когда Катар обрел независимость от британского протектората, там не было даже школьной системы образования. Только простешие медресе по заучиванию Корана. Беднейшее примерно 300 тысячное почти безграмотное население.

        Вторым законодательным актом властей после провозглашения независимости было решение О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА!

        Не было никаких споров о его нужности, поименных голосований, не было противодействия от своих.
        Ярчайший пример значимости приоритета образования и культуры для экономического взрывного скачка, высокого гуманитарного развития нации и социального процветания.

        • Анонимно
          1.09.2018 22:41

          Вам виднее, уважаемый Фандас, о "втором законодательном акте" катарских властей - не у всех имеется доступ к такой информации.

          Но вот в Википедии нет никаких упоминаний о Катарском национальном университете.
          В Катаре нет вообще собственных университетов - только "филиалы" из других стран:

          "В высших учебных заведениях, Qatar Foundation создал филиалы восьми международных университетов, своеобразный Город Образования:

          1998 — Виргинский университет в Катаре, предлагает программы в области искусства и дизайна.
          2002 — Медицинский Колледж в Катаре, предлагает два года доврачебной программы и четырехлетнюю медицинскую программу, окончив которую студент получает степень доктора медицины.
          2003 — Техасский Университет в Катаре, предлагающий программы в химической, электротехнической, нефтяной и машиностроительной области.
          2004 — Университет Карнеги — Меллон в Катаре, предлагает программы в области компьютерной науки, бизнеса и информационных систем.
          2005 — Джорджтаунская школа дипломатической службы в Катаре, предлагает программы по международным отношениям.
          2008 — Северо-Западный университет в Катаре, предлагает программы в области журналистики и коммуникации.
          2011 — HEC Париж в Катаре, предлагает образовательные программы для среднего и высшего класса.
          2011 — Университетский колледж Лондона в Катаре, предлагает аспирантуру квалификации в музейном деле и археологии в сотрудничестве с Ассоциацией музеев Катара. Первый набор студентов будет в августе 2012 года.
          2013 — Университет Хамад бин Халифа, развивающийся исследовательский университет с колледжами по науке, технике, технологиям, гуманитарным и социальным наукам, здравоохранению и бизнесу.

          Эти международные учреждения работают бок о бок с факультетом Катарских исламских исследований, который провёл набор в первые классы в 2007—2008 учебном году. Международный центр исламской мысли и диалога стремится воспитывать будущих учёных, которые будут основываться на исламской вере, практике и цивилизации. Он предлагает степень магистра исламских финансов, современного исламоведения и исламского публичной политики.

          Примерно половина студентов этих университетов катарского происхождения. Около 90 разных национальностей представлены студентами, преподавателями и сотрудниками Города Образования".

          На каком языке ведется образование в катарских "филиалах" в Википедии не сообщается, но вряд ли на арабском.

          Кстати, в Катаре не 300 000 населения, а 1,7 млн.

          • Fandas Safiullin
            2.09.2018 11:04

            «Кстати, в Катаре не 300 000 населения, а 1,7 млн».

            Это сегодня дошло до1,7 млн.
            А в 1971 году, в год провозглашения независимости население Катара было вообще всего лишь 130 тысяч. Из них местное арабское население только 60 тысяч. Остальные — выходцы из других стран.
            («Большая Советская Энциклопедия», т. 11. Стр. 523).

            Из статьи «Система образования в Катаре» (автор Назим м. Ад-Дейрави):
            «Вплоть до 1951 года в стране (Катаре) не было даже признаков современной школы... После обретения независимости Государством Катар в сентябре 1971 года в сфере образования происходят важные перемены. Был принят временный закон, на основании которого создавалось четко организованное министерство. В 1973 году открылся педагогический колледж для подготовки учителей, ставший ядром университетского образования. Этот колледж осуществлял подготовку квалифицированных преподавателей вплоть до открытия в 1976-77 учебном году Катарского университета... История университетского образования в Государстве Катар начинается в 1973-74 учебном году с открытия факультетов для преподавателей-мужчин и преподавателей-женщин...
            В 1977 году был принят закон № 2 об учреждении Катарского университета в составе четырех факультетов...».
            [«Россия и арабский мир. Научные и культурные связи». Выпуск 7. Санкт-Петербург, 2000 г. Стр. 94-102]

    • Анонимно
      1.09.2018 13:46

      Фандас-абы, толерантный "плюрализм" властей зашел в тупик, когда, таким образом, разрешился в РТ языковой вопрос. Баланс - и вашим и нашим - был нарушен со стороны федерального центра (этакий "толерантный" посыл местным "заигравшимся" чиновникам). Поэтому все действия местных властей, направленные на сохранения татарской идентичности, будут согласовываться с Москвой, а она, ну очень, не заинтересована в этом процессе. Остается общественность, вернее, ее соль, но она почему-то молчит...Возможно для нее соль, как сладость...

  • Fandas Safiullin
    1.09.2018 13:29

    У инициаторов и сторонников создания Национального университета было единое мнение: в том, что следует начинать с малых шагов, с подготовки самых востребованных элитных кадров. И в том, что Татарский университет ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКРЫТЫМ ДЛЯ ВСЕХ, НЕЗВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, кто владеет татарским языком и готов учиться на татарском, русском и английском языках по всем специальностям. Без разделения учебных групп и предметов по языку обучения.
    Было единое понимание необходимости набирать на начальном этапе лишь столько учащихся, скольким сможем обеспечить уровень подготовки на самом высшем уровне. То есть, технология штучного производства «ручной работы». Общее проектное число обучаемых после завершения этапа становления предлагалось не более 350-500 человек.

    Выведение татарской нации из общего глубокого национального кризиса, духовного и культурного упадка, возрождение и поднятие уровня развития татарского языка до языка науки, культуры, политики и государственного управления, как завершение полной системы национального образования от дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений – таким виделось историческое призвание Татарского национального университета.

    Единое понимание было в главном: качество первых выпусков должно было определить самую высокую планку требований для последующих этапов и заложить высокий авторитет выпускников с первых шагов университета.

    Повторяю ещё раз: Татарский национальный университет изначально задумывался открытым для всех! Единственное языковое отличие Татарского национального университета – не владея татарским языком, туда не поступишь и учиться там не сможешь. Все вузы мира имеют подобную особенность. В МГУ учится вся страна и полмира, но, не зная русского языка, ни поступать туда, ни учиться там не сможешь. То же самое повсюду в мире. Татарский университет не означает, что все науки там должны изучаться и преподаваться только на татарском языке.

    Вековая мечта татарского народа о Национальном университете, казалось, была в 90-е годы как никогда близка к осуществлению. Но реализовать её не удалось
    Причин уважительных нет, а неуважительных много, но не о них сегодня речь. Сегодня важнее всего сосредоточить всю полноту воли и решимости всей
    татарской общественности, всего татарского мира к спасению и созданию полной системы национального образования.

    • Анонимно
      1.09.2018 13:40

      "То есть, технология штучного производства «ручной работы».

      То есть готовить "избранных"? За государственный счёт?
      Где же эти "избранные" будут потом работать?

      • Fandas Safiullin
        1.09.2018 22:07

        "То есть готовить "избранных?"

        Не "избранных", а лучших из лучших! Как элитных кадров! Умных, высокообразованных, достойных примера воспитанных, всесторонне подготовленных к служению народу.

        • Анонимно
          1.09.2018 22:45

          Ну это общие слова - в 1990-е модно было говорить о подготовке студентов - "ручной работы", "штучное производство" и т.п.

          В США и других странах есть общедоступные университеты, основной задачей которых является зарабатывание денег на "среднем классе".
          А есть элитные - где дисциплина, порядок и где готовят элиту для управления "средним классом".

  • Анонимно
    1.09.2018 13:33

    "Есть готовое, не отмененное, действующее БАЗОВОЕ постановление парламента Республики Татарстан о создании Татарского государственного национального университета...".

    Одно существительное "университет" и к нему 3 (три) прилагательных - "татарский", "государственный", "национальный".

    Какое из этих 3-х прилагательных является определяющим, базовым, основным?

    • Анонимно
      1.09.2018 17:50

      просто хочется всего и сразу

    • Fandas Safiullin
      1.09.2018 20:38

      «... 3 (три) прилагательных - "татарский", "государственный", "национальный".
      Какое из этих 3-х прилагательных является определяющим, базовым, основным?»

      Все 3(три)! Подобно Святой Троице.

  • Fandas Safiullin
    1.09.2018 13:38

    Инициатива Исмагила Хуснутдинова великолепная. Заслуживает активной и неотложной поддержки.
    Но угроза, что и её может постичь судьба Постановления ВС РТ о создании Татарского национального университета, сегодня ещё очень сильна.

    • Анонимно
      1.09.2018 14:26

      В Питере создали институт народов Севера.Туда тоже поступали только зная северные языки.Но там учили на оленеводов.Больше с этими дипломами делать было нечего.Почему местная элита отступилась от местного университета тоже понятно.Люди освоили для своих отпрысков забугорье.Вот и отпала надобность в создании фильдипёрсового универа для своих.В крайнем случае засунут в Иннополис.

  • Анонимно
    1.09.2018 13:57

    В чём "великолепна"?

    Татарский язык надо сохранять не предложенными "экзотическими" способами.

    Дистанционное образование широко развито во всём мире, в том числе и в КНИТУ.
    У автора авторские курсы есть на сайте КНИТУ?
    Если есть - почет и уважение, пусть скажет какое количество студентов используют его учебники по химическим наукам на татарском языке.
    Если нет - то очень странно.

  • Анонимно
    1.09.2018 14:09

    Идея абсолютно здравая. Давно пора! Единственное условие успешного воплощения - полная независимость университета, реальное самоуправление с широким участием студентов ( вспомним ленинскую сходку) и т.д по образу и подобию лучших европейских университетов. Кстати, можно взять за основу Устав, дарованный Александром Первым Казанскому Университету, от которого остались рожки да ножки. Если демократическое устройство видится невозможным - лучше не начинать: кроме КПСС - ничего не получится.

    • Анонимно
      1.09.2018 15:11

      Разговоры на уровне пубертатного возраста - подросток хочет быть независимым от родителей, но они должны материально содержать его.

      • Анонимно
        1.09.2018 16:35

        Именно на таких принципах финансируются национальные и государственные университеты. На Диком Западе

    • Анонимно
      1.09.2018 15:57

      А диплом какого образца у этого независимого от всех университета будет выдаваться? )) или это не важно уже, главное чтоб учились, а результат не обязателен?). Напоминает бывшую школьную программу по татарскому в школах, где часов много, а результата нет.

  • Анонимно
    1.09.2018 14:16

    Уважаемый г-н Сафиуллин! Почему бы Вам, человеку с безупречной репутацией, не инициировать образование общественного фонда имени одного из выдающихся просветителей и на его основе провести всю необходимую работу по разработке Устава нового национального (не государственного!) Университета?

    • Анонимно
      1.09.2018 15:12

      Совет пожилого человека - начните с создания материальной базы. Или вы полагаете, что если Устав написан, всё остальное автоматически приложится из воздуха?

      • Анонимно
        1.09.2018 16:40

        Автоматически не приложится, но УНИВЕРСИТЕТ без Устава - это изба-читальня.

        • Анонимно
          1.09.2018 20:15

          Как говорил Горбачев: нАчать...

          нАчать надо с другого! Не с бумажки...

  • Анонимно
    1.09.2018 14:37

    Вот пусть ТАИФ и Татнефть вкладываются в этот проект. Хватит в спорт деньги вбухивать.

  • Анонимно
    1.09.2018 14:39

    и всё таки, эксперты, дайте свою оценку национального образования на примере Чеченского университета

    • Анонимно
      2.09.2018 20:15

      В ЧГУ преподают на чеченском?

    • Анонимно
      4.09.2018 21:34

      Экспертов не нужно. В Чечне все школьное образование только на русском языке. Не одной чеченской школы. Поэтому не должно вызывать вопросов на каком языке идёт обучение в Чечне в вузах

  • Анонимно
    1.09.2018 14:50

    Был как-то в этом ТГПУ на защите диссертации. Какой-то араб явную халтуру защитил, явно за деньги просто. О новизне речи не было -уровень учебника для ПТУ. Поэтому не нужно распыляться на такие вузы, качество падает без должного контроля, который для национального вуза местными силами не обеспечишь.

    • Анонимно
      1.09.2018 14:57

      Имеется существенное различие между национальным университетом и государственным. Оно не материальное а сущностное.

  • Анонимно
    1.09.2018 15:47

    сказочники все

  • Анонимно
    1.09.2018 16:11

    Вопрос по графику №16 что больше, минимум или максимум?

  • Анонимно
    1.09.2018 17:08

    Нужно начать с того, что переводить по-больше хороших книг на татарский и сделать доступную электронную библиотеку, обязательно еще и в аудиоформате.
    На этом свете очень много книг, помогающих понять этот мир, себя в этом мире, помогающих чувствовать себя полноценным, правильно реагировать на сложные ситуации, вести здоровый образ жизни.

  • Анонимно
    1.09.2018 18:13

    Для подавляющего большинства комментаторов Университет - это не сокровищница знаний и культуры. Это - училище с выдачей диплома определенного, но обязательно конвертируемого образца. Заветные корочки - необходимы чтобы стать начальником. Для этого училища нужна база в виде здания с колоннами, а все иное - сказки.

    • Анонимно
      1.09.2018 20:17

      Да уж! И базу с колоннами планируют оприходовать из уже имеющихся... Самим с нуля строить слабО...

  • Анонимно
    2.09.2018 05:57

    От Татарстана и так одно название осталось,а скоро и оно исчезнет

  • Анонимно
    2.09.2018 07:07

    Радует, что есть подобные разумные люди.

  • Фидарис
    3.09.2018 00:59

    Безусловно, предложения Исмагил-афанде Хуснутдинова должны быть вдумчиво проработаны и приняты к исполнению органами власти РТ. Его предложения по сути направлены на расширенное воспроизводство татарской элиты - основного ядра системы развития татарской нации.

    Его тревоги и опасения обоснованны. Очевидно, что должна быть системно организованная общественно-политическая поддержка реализации этих и других необходимых работ по развитию татарской культуры и языка

  • Анонимно
    3.09.2018 16:39

    Автор мудрые вещи говорит.

  • Анонимно
    3.09.2018 22:37

    К сожалению во все начинания будут ставить препоны федеральным центром под разными надуманными причинами. Но стремится нужно, не сдаваясь

  • Анонимно
    4.09.2018 10:27

    Исмагил абый афәрин. Менә дигән мөмкинлек. Татарстанның хөкүмәте ни әйтер микән?

  • Анонимно
    4.09.2018 10:40

    Всё грамотно. Исмагил әфәнде молодец. Если Татарстан прямо сейчас не сделает этого, завтра будет поздно.

  • Анонимно
    5.09.2018 22:51

    Открытие такого университета- это и решение острейшей проблемы самого существования татарского народа. Наверное будут серьезные вопросы, которые потребуется решать на уровне Президента РТ. Хотелось бы, чтобы вопросы открытия университета и решения других этнических проблем татарского народа были на постоянном его контроле. А поскольку он крайне занят , то чтобы при нем был созданы специальные совещательный и контрольный органы решения этих вопросов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen