Общество 
2.09.2018

«Эхо Москвы» решило заработать на том, на чем в Татарстане не умеют, – на татарском языке»

Ведущая программы «Говорим по-татарски» об ажиотаже вокруг передачи, звонке Минниханова Венедиктову и проблемах системы образования в РТ

Появление в федеральном эфире «Эха Москвы» передачи «Говорим по-татарски» вызвало интерес в республике. Теперь на главной политической радиостанции страны три раза в день по одной минуте разбирают известные слова, имеющие татарские корни. За татароязычный контент отвечает руководитель языковой школы «Умарта» Лилиана Сафина. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, кто ее позвал в проект, как через эту программу можно постигать русский язык и почему татарам стоит перестать пенять на Москву.

Лилиана Сафина: «Образование – это, пожалуй, вторая после армии наиболее консервативная структура государственной власти» Лилиана Сафина: «Образование – это, пожалуй, вторая после армии наиболее консервативная структура государственной власти» Фото: Алексей Белкин

«ТАТАРЫ МОСКВЫ ПОЯВЛЕНИЮ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ РАДОВАЛИСЬ КАК ДЕТИ»

– Лилиана, расскажите, с чего начиналось создание программы «Говорим по-татарски» на радиостанции «Эхо Москвы». На вас кто-то вышел или, быть может, вы сами предложили эту идею радиостанции?

– Идея не моя. Более того, предложение принять участие в создании этой программы стало для меня полной неожиданностью. А вышел на меня заместитель главного редактора «Эха Москвы» Максим Курников через руководителя «Татарского культурного центра» Фарида Фарисова.

– Когда это произошло?

– В первых числах августа. Я была в отпуске, поэтому начали сотрудничать удаленно.

– Наверное, нелегко было понять, что «Эхо Москвы» от вас ждет?

– Как раз наоборот. У них имелась четкая концепция проекта, причем отработанная в других регионах, поскольку подобные программы на «Эхе Москвы» выходят в Уфе («Говорим по-башкирски» и «Говорим по-татарски») и Оренбурге («Говорим по-казахски»). Кстати, сейчас в Москве параллельно с татарским идет проект по украинскому языку. Так что мы не единственные.

– Вы сами обсуждали проект с Алексеем Венедиктовым?

– Я общаюсь с Максимом. Насколько понимаю, данный проект — его идея, которую Венедиктов одобрил и поддержал. При принятии решения оценили в том числе количество татар, проживающих в столице, и решили рискнуть.

– Значит, идея все-таки принадлежала Курникову?

– Да, насколько я знаю, когда-то и в Оренбурге, и в Уфе эти программы появились благодаря ему.

– На ваш взгляд, какова цель передачи?

– В Татарстане эту программу восприняли как некий жест доброй воли, как плечо, подставленное представителями столичной интеллигенции татарскому народу. Не без этого, наверное. Но, на мой взгляд, главное здесь – это коммерческий расчет. Хотят увеличить аудиторию радиостанции за счет второго по численности народа России. Они решили заработать на том, на чем в Татарстане зарабатывать не умеют, – на татарском языке.

При этом программа построена так, что она интересна любому образованному человеку. У нее нет особой аудитории, поскольку она просто расширяет кругозор. Ее слушают все поклонники радиостанции «Эхо Москвы». Что же касается московских татар, то для них «Эхо Москвы» стало, пожалуй, самым любимым радио. Так что авторы программы, запустив «Говорим по-татарски», не прогадали.

СМИ разрекламировали эту тему, подогрели интерес к татарскому языку, а «Эхо Москвы» пойдя от обратного оказалось в тренде «СМИ разрекламировали эту тему, подогрели интерес к татарскому языку, а «Эхо Москвы», пойдя от обратного, оказалось в тренде» Фото: kpfu.ru

– Получилось так, что в последний год больше всего как раз обсуждали тему преподавания татарского языка.

– Именно. СМИ разрекламировали эту тему, подогрели интерес к татарскому языку, а «Эхо Москвы», пойдя от обратного, оказалось в тренде. И, кстати, так грамотно «выстрелили», что на следующий день после выхода первого выпуска передачи «Говорим по-татарски» на «Эхо Москвы» позвонил президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

– Алексей Венедиктов допускал, что если программа будет пользоваться успехом, то вместо минутной программы появится часовая.

– Да, они об этом думают. Я не могу все рассказывать, но хочу заверить, что планы у них грандиозные, рассчитанные на заинтересованность в изучении языка. Я же, со своей стороны, могу заверить, что в случае необходимости всегда готова наполнить данную передачу татароязычной начинкой в необходимом объеме.

– На ваш взгляд, возникнет ли заинтересованность?

– Интерес проявили многие татарстанские СМИ. «Эхо Москвы» приятно удивила столь бурная реакция. Вижу, как радиослушатели комментируют передачи в соцсетях, переписываются в «Инстаграме», спорят. Причем одни положительные отзывы. В других регионах такого не было. А татары Москвы появлению этой программы радовались как дети. Мои ученики из «Умарта» советуют мне включить то или иное слово.

– Вы готовите программу на общественных началах?

– Да, я готовлю выпуски на голом энтузиазме. Пока что меня это не напрягает.


«КТО-ТО, ДУМАЮ, ИСПЫТАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ ШОК, УЗНАВ, ЧТО ТАТАРСКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ СЛОВА, КАК ТАМОЖНЯ, КАЗНА, КАРАУЛ...»

– Как вы оцениваете формат программы?

– Формат программы подобрали очень удачный. Современный человек даже не представляет, насколько сильно в русскую речь вплетены татарские слова. Например, всем известна фраза «старая карга», но не каждый русскоговорящий человек знает истинное значение слова «карга», а ведь это всего лишь ворона, а не какое-то бранное слово.

– С какой периодичностью будет выходить программа?

– В неделю «Эхо Москвы» будет давать семь новых слов. Минутные передачи выходят утром, в обед и вечером, но слова не повторяются: с утра понедельника до утра среды дают семь слов, а уже потом повторяют до конца недели. Пока мы подготовили 50 слов.

– В ближайшей перспективе программа будет выходить в таком же формате, когда вы озвучиваете только часть, звучащую на татарском?

– Да, до середины сентября у нас запланирован такой формат, а дальше он будет меняться.

– По какому принципу отбираются слова?

– Об истинном происхождении многих слов в научной среде нередко бывают споры. Поэтому спорные слова, даже если я сама на все сто процентов уверена, что это слово татарского происхождения, в сценарий радиопередачи ставлю неохотно. На первых порах отбираю слова, значения которых в русском и татарском языке полностью совпадают. Например, слово «капкан». Оно образовано от «кап» — схватить, поймать. По-татарски оно звучит «капкын» и, кстати, имеет более расширенное лексическое значение, у татар это еще и мышеловка. Но таких слов, среди часто употребляющихся, не так много. Приходится выбирать слова с близкими значениями. К примеру, слово «деньги». Для татар «тәңкә» — это монета или в разговорной речи — рубль, но никак ни деньги. Деньги по-татарски — «акча».

– А в дальнейшем по какому пути пойдете при отборе слов?

– Обязательно возьмем топонимику. Многие названия городов, такие как Тюмень, Саратов имеют татарское происхождение. Даже в Москве масса татарских топонимов, и Арбатом здесь только все начинается. Моя покойная преподавательница — Алия Абдуллаевна — рассказывала, что, когда еще в детстве гуляла с родителями вдоль Яузы, говорили, что это «Явызелга» (злая река), потому что река выходила из берегов и все дома стояли в воде. Сейчас современные словари эту версию практически отметают, а зря. Яуза как раз протекает через исторический район Москвы — Замоскворечье, где традиционно проживало много татар.

Затем пойдут слова арабского и персидского происхождения, которые пришли в русский язык через татарский, например «сундук». Кстати, слово «магарыч» тоже из арабского языка — это обязательный свадебный подарок жениха невесте. Правда, в русском языке оно приняло несколько иное значение.

– Я вижу, вы заразились идеей этой передачи.

– Да, я всегда была сумасшедшей относительно сопоставления различных языков. Сравнивая лексику, в том числе заимствованную, я на курсах обучаю татарскому языку, а в университете иностранцев — русскому.

– Сможет ли эта программа обучить москвичей татарскому языку?

– Основной контингент слушателей — русскоязычная аудитория, и они, слушая ее, изучают не татарский язык, а постигают русский. На сегодняшний день в программах мы демонстрируем результат многовекового диалога культур. Кто-то, думаю, испытает культурный шок, узнав, что татарскими являются такие слова, как «таможня», «казна», «караул» и так далее. Понятно, что таким методом выучить татарский язык нельзя. Однако для тех, кто интересуется татарским языком, передача станет подспорьем. Полезна будет она и тем, у кого язык в пассивной форме сидит в голове, но кто не говорит на языке или подзабыл его. Формат программы интересный, ориентированный в том числе на повторение и закрепление слов. Поэтому передача все же будет выполнять и некую обучающую функцию.

– Вы предполагаете, что кто-то из татар и, быть может, даже русских заинтересуется и захочет выучить язык?

– Желающих выучить татарский язык в Москве много, в том числе и среди русских. Они на мои курсы приходят и говорят: «Я просто люблю татарский язык». Ко мне много лет на занятия ходил один взрослый мужчина, который просто решил, что в прошлой жизни был татарином. Он так решил и, кстати, выучил татарский язык.

– Мы уже пришли к выводу, что по минутной передаче невозможно выучить язык. Как вы думаете, увеличится ли после программы «Говорим по-татарски» количество учеников на ваших курсах?

– Если мы сравним с прошлым годом, то я не могу сказать, что на меня обрушился шквал звонков. 6 сентября у меня будет первое занятие в этом учебном году, вот и посмотрим.

«Татарский язык – это не только образование, это еще и культура» «Татарский язык – это не только образование, это еще и культура» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАВАЙТЕ ПРИЗНАЕМСЯ СЕБЕ В ТОМ, ЧТО ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РЕСПУБЛИКЕ ПРИНЯЛ ДЕКОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ»

– Вы наблюдали за историей с отменой обязательного изучения национальных языков в школах? На чьей вы стороне?

– Ни на чьей. Давайте признаемся себе в том, что татарский язык в республике принял декоративные формы. Татары так и не смогли взрастить его до уровня государственного языка. А амбиции остались. Спасибо терпению русского человека, который уже 20 лет ожидает того момента, когда ему откроют секрет: а для чего его ребенка обучают татарскому языку, когда сами татары от него отказываются? Что там пенять на Москву, когда татарский язык нечасто встретишь на улицах Казани и в других городах республики. А тут ограничили татарский язык в школах и, надо же, выясняется, что он нужен. Судя по ситуации, он нужен только небольшой части людей.

Татарский язык – это не только образование, это еще и культура. Но здесь не видно каких-то сдвигов. В Москве, например, есть «Татарский культурный центр», а в каких городах Татарстана существуют хотя бы пятачки для общения на татарском языке, или, например, детские или подростковые клубы, я уже не говорю про спортивные секции. Там — все по-русски: возьмите хоть Набережные Челны, хоть Альметьевск, хоть Нижнекамск. Небольшое исключение — это Казань.

– С чем это связано, на ваш взгляд?

– Власти заняты решением экономических и социальных проблем. У них имеется четкий план развития экономики на несколько лет вперед, а вот адекватной стратегии развития татарского языка у них нет. Языковая ситуация в стране изменилась, а они мыслят категориями 90-х годов.

В современной России русский язык проник во все сферы жизни: он в госучреждениях, телевизоре, в интернете, во дворе дома. Такого раньше не было. В татарских деревнях русский язык изучали, обращаясь к городским детям, приехавшим погостить к родственникам. Сейчас для того, чтобы ребенок выучил русский язык, практически не нужно прикладывать никаких усилий. А вот для того, чтобы сохранить татарский язык, даже в семье нужно постараться. Но татары так и не осознали, что мир меняется.

В республике есть люди, которые понимают эти процессы и способны сформулировать стратегию сохранения татарского языка. Мне попадаются в периодической печати и в социальных сетях статьи трезво мыслящих людей, но, вероятно, между ними и властью — пропасть.

– К чему такая ситуация может привести?

– С одной стороны видно, что многие татары стали меньше надеяться на государство в деле сохранения и развития татарского языка. Все чаще видны проекты, инициированные в частном порядке. Люди вкладывают личные сбережения в различные татароязычные проекты, выбрав стратегию малых дел.

Это распоряжение Москвы коснулось всех республик, но почему-то именно в Татарстане так болезненно его восприняли.

– Да. Видимо, до этого жили в расслабленном состоянии, а ведь еще есть и проблемы с методикой преподавания. Но тогда надо самим перестраивать всю систему.

«Большинство русскоязычных людей не против изучения татарского языка. Но ситуация может измениться, если не будет расширена сфера его применения» «Большинство русскоязычных людей не против изучения татарского языка. Но ситуация может измениться, если не будет расширена сфера его применения» Фото: «БИЗНЕС Online»

– Два года назад в интервью нашему изданию вы говорили, что нет хорошей методики преподавания татарского языка. Насколько я понимаю, за это время ничего не изменилось?

– Образование – это, пожалуй, вторая после армии наиболее консервативная структура государственной власти. Какую новую детальку не вставляй в эту огромную машину, она все равно будет двигаться по инерции в заданном направлении. Чтобы что-то серьезно здесь изменить, нужна реформа. А реформа невозможна без личности со своей идеологией. В системе образования нужны люди, способные брать на себя ответственность, но там это большая редкость. Мне в системе образования Татарстана неизвестны люди, которые могли бы провести такие кардинальные изменения.

– А что вас не устраивает в нынешней системы образования?

– Все. И в первую очередь отношение к учителю. Я бываю на конференциях в Татарстане. Вижу, что учитель для министерства образования – это полный «ноль», солдатик, винтик. Его можно и унизить, и оскорбить. Кроме того, бюрократизация системы образования привела к тому, что все измеряется хорошей отчетностью. Система заточена не на дачу знаний, а на хорошие показатели, а это разные вещи.

– Опасались же, что русские перестанут выбирать татарский язык.

– В Татарстане живут особые люди. Большинство русскоязычных людей не против изучения татарского языка. Но ситуация может измениться, если не будет расширена сфера его применения. С другой стороны, я размышляла над тем, что было бы, если бы жила в Марий Эл. Неужели бы я сказала ребенку: «Ты не будешь ходить на марийский язык?» Это же тренировка мозгов, чем больше языков ребенок знает, тем ему проще, он может развивать оба полушария.

– Все-таки что должен сделать Татарстан, чтобы язык не умер, чтобы заинтересовать самих татар учить родной язык или русских выбирать татарский?

– Сейчас прежде всего нужно думать не о русских, а о том, чтобы татары свой родной язык выбирали. Но ни один язык не может быть лишним для изучения, если имеется возможность его выучить. Однако человек, для которого татарский язык не родной, должен от него видеть и практическую пользу. Мы же, с одной стороны, наблюдаем сужение сферы применения татарского языка, а с другой, желание увязать обязательное изучение со статусом государственного языка.

– Так какие меры надо предпринять? Как заинтересовать? Например, авторы закона о добровольном изучении родных языков и Ольга Артеменко предлагали давать дополнительные 10 баллов к ЕГЭ для тех, кто изучает татарский.

– Нельзя за знание родного языка давать человеку конфетку. А какие привилегии есть у русских детей, которые знают свой родной язык? Никаких. Чтобы татары учили свой родной язык, надо вести беседы с родителями. Надо рассказывать о малой родине, о ценности языка. Мы оканчиваем школы – и все разъезжаемся по разным регионам. В Татарстане только недавно заговорили о том, что нужно удерживать в республике выпускников школ. Но я не вижу такой работы, чтобы молодежи разъясняли: «Это твой дом, твои предки, ты можешь тут развиваться, можешь тут расти и открывать бизнес». Не учат принципу «где родился, там и пригодился». Сейчас даже в деревне можно получать примерно то же, что в городе, – все 33 удовольствия. Только с любовью к родине, с гордостью за нее может развиться чувство любви к языку.

Татарский язык не умрет. Пока будут жить татары, которым он нужен «Татарский язык не умрет, пока будут жить татары, которым он нужен» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я МОГУ НА СВОЕМ ПРИМЕРЕ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ДАЖЕ В МОСКВЕ МОЖНО ВОСПИТАТЬ ДВУЯЗЫЧНОГО РЕБЕНКА»

– Почему вы утверждаете, что татарский язык не нужен многим татарам?

– Я же приезжаю в республику, гуляю по улицам, наблюдаю. Мне совершенно непонятна ситуация, когда женщина совершенно свободно говорившая по телефону на татарском языке, вдруг обращается к своему маленькому ребенку по-русски. У меня такое ощущение, что татары даже на элементарном бытовом уровне не нуждаются в татарском языке. Поэтому подобный шаг со стороны Москвы в отношении татарского языка, как мне кажется, напротив, может стать шоковой терапией и откроет татарам второе дыхание в деле сохранения татарского языка.

В Казани на татарском языке меня обслужили в «Леруа Мерлен», объяснив все достоинства и недостатки той или иной краски. Кто хочет, тот говорит и, как видите, использует язык даже на работе, обслуживая клиентов. Но это единичные случаи. Тут некого винить. Татары сами виноваты.

– Почему так происходит?

– Сложный вопрос. О языке тоже надо заботиться, говорить на нем, писать, защищать диссертации, смотреть фильмы. Наверное, все дело в беспечности или в комплексах. Родной язык должен начинаться с семьи, то же самое и в русской семье, по-русски сначала дома говорят. А государство поддерживает и показывает уважение к языку. Ни один язык, будь он татарский или чувашский, не может быть лишним. Ведь именно об этом говорил и президент России Владимир Путин на недавней встрече с молодежью на Кавказе.

– То есть основу должна заложить семья?

– Да. И какой бы национальности человек ни был, он должен заботиться о том, чтобы его ребенок в совершенстве владел родным языком. А государство должно создавать условия для того, чтобы каждый гражданин все зависимости от национальности чувствовал уважение к своему языку.

«Если человек знает татарский язык и общается на нем, что значит он ни разу не пригодился?» «Если человек знает татарский язык и общается на нем, что, значит, он ни разу не пригодился?» Фото: Алексей Белкин

– А вы не боитесь, что раз сами татары не хотят говорить по-татарски, то язык умрет?

– Нет, татарский язык не умрет, пока будут жить татары, которым он нужен. А такие люди точно будут. Посмотрим на татарский язык: он настолько полный и богатый, поскольку мы брали всё – взяли из персидского, арабского, русского, финно-угорского.

– Часто наши читатели в комментариях пишут: «Я сам татарин, но татарский язык мне ни разу не пригодился». Не кажется ли вам, что многие мыслят утилитарными категориями: пригодился – не пригодился, надо – не надо?

– Я не верю, что татарин может так сказать. Если человек знает татарский язык и общается на нем, что, значит, он ни разу не пригодился? Он пригождается нам как минимум, когда мы общаемся с родными людьми. Кому-то даже знания одного слова «сәлам» пригождается. Сказал «сәлам» – и перешел на русский язык.

Есть, возможно, какая-то часть людей со своими комплексами. Может, они избегают общения на татарском языке. Но если с детства заложили семя, что язык – часть тебя, тогда и тело не будет отторгать. И так это семя растет, что у ребенка даже мысли о том, что это не надо, не будет. Есть же окружение, среда, бабушки и дедушки, есть родители, которые показывают свое уважение к языку. Дети же нас умнее, они лучше улавливают и быстрее приспосабливаются.

– Вы оптимист?

– Да, и я могу на своем примере доказать, что даже в Москве можно воспитать двуязычного ребенка. Правда, это сложнее, так как нет языковой среды. Но можно добиться, чтобы ребенок 80 процентов понимал на татарском и 100 процентов на русском. Так что не надо быть пессимистом, все будет хорошо. Кстати, в настоящее время я занята открытием в РТНКА города Москвы курсов для детей по ментальной арифметике и по робототехнике. Занятия на тех и на других курсах будут вестись на татарском языке. В Татарстане нет ничего подобного – вот вам и ответ относительно системы образования в Татарстане.

Сафина Лилиана Михайловна

Родилась в 1983 году в селе Старое Тябердино Кайбицкого района Республики Татарстан.

2001–2006 — обучалась на филологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

2006–2008 — обучалась на экономическом факультете Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

2008–2012 — обучалась в аспирантуре МПГУ, кандидат филологических наук.

С 2004 года — руководитель языковой школы «Умарта» при РТНКА города Москвы, с 2018 года — руководитель департамента образования РТНКА Москвы.

С 2009 года — старший преподаватель, далее — доцент; с октября 2016 года — и. о. заведующей кафедрой русистики МАДИ.

Награждена почетной грамотой министерства образования РТ (2009), благодарственным письмом мэра Москвы (2018), благодарственным письмом всемирного конгресса татар (2018).

Замужем, воспитывает дочь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (252) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.09.2018 09:11

Ну все теперь все начнут по татарски разговаривать. Может просто каждый начнет со своим ребенком по татарски разговаривать.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:11

    Ну все теперь все начнут по татарски разговаривать. Может просто каждый начнет со своим ребенком по татарски разговаривать.

    • Оптимист
      2.09.2018 09:51

      Есть же на Эхе говорим по русски
      Интересная передача
      Теперь и говорим по татарски появилась

      • Анонимно
        2.09.2018 10:29

        слово "эхо" не склоняется.

        • Анонимно
          2.09.2018 11:08

          Он не слушает эту передачу и плохо говорит по-русски.

          • Оптимист
            2.09.2018 11:22

            Я же говорю что в Казани русский знают лучше чем в Тамбове или Рязани)

            • Анонимно
              2.09.2018 11:51

              Это благодаря подтасованным вручную данным.

              • Анонимно
                2.09.2018 13:05

                11.22 Так это ты длинные посты из статьи в стаьтю перебрасываешь. Все переживаешь за тамбовское образование. Мне подумалось кроме как переживать за нашу удащу у тебя и дел нет

                • Анонимно
                  2.09.2018 13:55

                  13.06. Вы всех татар относите к "удаще"? Или все-таки додумаетесь, что татарский народ и "удащливые" это не одно и то же?

              • Анонимно
                2.09.2018 16:48

                Да ладно. У меня по конкурсу поступили в один из лучших лицеев Москвы. На экзамене по русскому показали один из лучших результатов

            • Анонимно
              2.09.2018 20:06

              2.09.2018 11:22
              Судя по количеству ошибок в комментариях в БО, Вы слишком оптимистичны.

            • Анонимно
              3.09.2018 09:09

              2.09.2018 11:22
              Да вот как раз хуже! На том же самом "Эхе", в той же самой передаче, сказали, что склоняется....

            • Анонимно
              3.09.2018 22:48

              2.09.2018 11:22
              Ну видите, как все хорошо! А будете еще БОЛЬШЕ русский язык учить, еще ЛУЧШЕ знать будете! Больше оптимизма!

            • Анонимно
              3.09.2018 23:04

              2.09.2018 11:22
              Если бы это было так, то после слова ""лучше" перед перед словом "чем" Вы бы поставили запятую!

        • Анонимно
          2.09.2018 14:19

          Вот только у наших людей привычка искать ошибки в произношении или в тексте на русском, и "тыкать носом'". Меняйтесь, товарищи, прошли времена, когда знание русского языка считалось показателем. Сейчас человек может быть прекрасным специалистом, но допускать ошибки в тексте.

          • Моисей
            2.09.2018 15:00

            Эхо склоняется

          • Анонимно
            2.09.2018 18:21

            14.19 нет, не может. Так как ошибки в правописании показывают общий уровень развития и словарный запас общения

            • Оптимист
              2.09.2018 18:38

              Вы за свой уровень развития переживайте
              Эхо склоняется

            • Анонимно
              2.09.2018 18:51

              18.21 что важнее- чтобы у моториста был словарный запас хороший или чтобы он знал свое дело? Знаю хирурга, который плохо говорит, но руки - золотые, и знания хорошие. Словарный запас нужен корреспондентам, преподавателям и т.д.

              • Анонимно
                2.09.2018 20:11

                2.09.2018 18:51
                Вообще-то моторист предварительно должен сказать, что он, собственно, делает.

                • Анонимно
                  2.09.2018 21:38

                  Он скажет прекрасно, если надо, объяснит. Тут же люди ищут, где запятая не поставлена, где мягкий знак пропущен, лишь бы "ткнуть" лишний раз.

              • Анонимно
                2.09.2018 20:26

                Так не бывает. Вы чего-то не догоняете. Говорить научиться проще, чем профессии, для которой нужны мозги. Акцент не в счет, это другое.

                • Анонимно
                  2.09.2018 22:44

                  вы льстите себе, утверждая, что каждый суперинженер должен быть суперлингвистом. у вас, всего лишь крайняя степень тупости. у нас в вузе одним из самых знающих и толковых, среди своей кафедры был абзый, который на лекциях не выговаривал некоторые окончания.

                  • Анонимно
                    3.09.2018 22:39

                    2.09.2018 22:44
                    Просто инженер должен уметь говорить, а то его никто не поймет. Да и умение писать ему явно не помешает.

          • Анонимно
            4.09.2018 15:25

            "Меняйтесь, товарищи, прошли времена, когда знание русского языка считалось показателем. Сейчас человек может быть прекрасным специалистом, но допускать ошибки в тексте."
            Ничего подобного. Безграмотность не может быть модной. Хотя сейчас, читая перлы отдельных товарищей в интернетах, глаза так и кровоточат. И рука тянется к револьверу...

          • Анонимно
            8.09.2018 22:04

            Даже если знаешь 15 языков, русский все равно нужен!
            Мало ли что на ногу упадет, или радость надо выразить...

        • Анонимно
          2.09.2018 20:30

          Само слово эхо склоняется. Оно не будет склоняться, если имеется ввиду передача, например, новости на «Эхо Москвы». Но в комменте название передачи написано в сокращенном варианте, тут склонение допустимо.

          • Анонимно
            3.09.2018 17:32

            Почему не будет? Мы ведь говорим "на Первом канале", "на жёлтых страницах", "на Силовых машинах", "в Петербургском метрополитене".

        • Анонимно
          3.09.2018 11:18

          "Двойка" вам по русскому!
          склоняется (ед.ч., мн.ч.):
          Именительный: эхо, эха
          Родительный: эха, эх
          Дательный: эху, эхам
          Винительный: эхо, эха
          Творительный: эхом, эхах
          Предложный: эхе, эхах

          • Анонимно
            5.09.2018 02:21

            Р. Абрамович. Один член-корреспондент начал показывать знание татарского. Приехали мы в татарское село и он за завтраком попросил: дайте мне ещё одно йомырко. Вот мы хохотали ! Расслабьтесь ребята и повернитесь лицом к своим жёнам.

      • Анонимно
        2.09.2018 15:02

        Сначала изучите происхождение этнонима "татары", а потом умничайте...

      • Анонимно
        5.09.2018 01:51

        Р. Абрамович. Считаю, что руководители РТ не уделяют этому вопросу должного внимания. Не обозначены приоритеты и не вскрыты причины: Попытаюсь, не претендуя на истину и извеняясь ( см. замечание к слову эхо ) за неизбежные ошибки, поделится своими мыслями:
        - молодёжь не хочет, чтобы его национальность упоминалась рядом с монголами;
        - у ънас и монголов даже религия разная;
        - из своих наблюдений я сделал вывод, что самый удобный способ обучения - через мультфильмы;
        - у нас есть ученные с мировым уровнем. Об этом необходимо громко без лишней скромности через СМИ рассказывать;
        - у нас есть крупные военночальники об этом также необходимо рассказывать;
        - у нас есть Тукай, у нас есть Яруллин, Жиганов, у нас будут новые Калимуллины, Яхины (Зулейха...) мы талантливая нация, но нам сломали хребет (или ещё нет).
        О языке и новой задумке федералов! Невозможно развивать свой язык если твои ошибки или акцент пытаются связать с необразованностью! С приветом!



        -

    • Анонимно
      2.09.2018 10:03

      На редкость адекватное и взвешенное мнение.

      В Татарстане готовы кого угодно записать в татары и заставить учить язык

      Кроме того что бы провнсти беседу с самими татарами.

      Просто власть боится что вырастут умные и думающие ЛЮДИ .

      Поэтому и топят все народы включая русский народ

    • Анонимно
      2.09.2018 10:37

      я целый день разговариваю на русском на работе. дома на татарском. какой уровень татарского я могу дать детям ? уровень плинтуса. а я , в отличие от вас, считаю, стремиться нужно к лучшему. авось, небось, да как -нибудь - на этом далеко не уедешь. язык должен развиваться - и не я с детьми должен развивать, это не в моих силах. это должны в ВУЗе. Вам ферштейн?

      • Анонимно
        2.09.2018 11:01

        Так, если вы сами незаинтересованы, дети точно не будут заинтересованы хоть их этому будет учить профессор Гарварда.

        Ферштейн?

        • Анонимно
          2.09.2018 14:21

          Мы заинтересованы, но изучение языка в школе должно быть. Разговор на кухне не заменяет урок татарской литературы. Поход в театр не заменяет урок филолога

          • Анонимно
            2.09.2018 15:04

            Учите,кто вам не даёт!

            • Анонимно
              2.09.2018 15:39

              15:04
              Необходимость сдачи ЕГЭ на русском и по русскому и потом ещё обязательно принудительное в ВУЗах.

              • Анонимно
                2.09.2018 16:18

                Поступление в вуз не является принудительным.

                • Анонимно
                  2.09.2018 18:20

                  ВУЗ обязательное условие для успешности в конкурентном мире.

                  • Анонимно
                    2.09.2018 18:37

                    для вас открыты двери турецких и т.д. вузов, раз вам так ненавистен русский язык.

                    • Анонимно
                      2.09.2018 19:46

                      Дело не в ненависти к русскому языку, а в том что оценка по русскому языку является решающей при поступлении в вуз
                      Знания и ум никого не интересуют
                      Да и вузы российские если честно так себе

                      • Анонимно
                        2.09.2018 20:54

                        2.09.2018 19:46
                        Что-же Вы тогда так рвались в российский или советский ВУЗ? Надо было гордо работать дворником и гордо копить деньги на поступление в Оксфорд, или хотя бы в Массачусетский технологический.

                    • Анонимно
                      2.09.2018 21:49

                      А также - таджикских, узбецких и туркменских. Тут писали, что язык у них похож на татарский.

                      • Анонимно
                        2.09.2018 23:12

                        2.09.2018 21:49
                        У таджиков - иранский язык, он абсолютно чужд тюркским!

                        • Анонимно
                          3.09.2018 09:24

                          23.12 нет иранского языка. Есть фарси, дари, пушту и т.д.

                          • Анонимно
                            3.09.2018 22:34

                            3.09.2018 09:24
                            Еще осетинский есть! Татский, талышский, курдский...
                            Слово "иранский" было написано в широком смысле слова - язык иранской языковой группы, а не в узком смысле - т.е. фарси. Иначе мне пришлось бы перечислить ВСЕ иранские языки, вплоть до ягнобского!

                        • Анонимно
                          4.09.2018 13:29

                          Нельзя совсем сказать что татарский чужд таджикскому.Построй языков разный,но много общих слов из фарси(персидского).Очевидно предки татар-волжские булгары торговали с персами по реке Волге с выходом на Каспий в Персию.Было взаимодействие языков и ч/з ислам.

                          • Анонимно
                            4.09.2018 14:28

                            13.29. В 13-15 вв Улус Хулагидов (Иран) и Улус Джучи ( Золотая Орда), Улус Чагатая были родственными государствам. Багдад - столица Ирана была ещё и столицей исламского Халифата.
                            Оттуда и все заимствования.

                            Не надо перескакивать и углубляться на несколько столетии вниз и выдумывать про булгар из-за отсутствия фактов.

                            • Анонимно
                              4.09.2018 22:40

                              14.28 Позиционируете как профи историка.Тогда не выдуманные факты в татарском языке:английское baby -бэби(тат.)=младенец,англ.tag-таг,тагарга(тат.)=что прикрепляется,навешивается,англ.to eat-ет(йот)татарское=глотай,англ.сар-кап(кач)татарское=крышка,англ.tooth-теш(тат.)=зуб и др.слова.Это несовременные слова типа компьютер .Откуда однокоренные слова в татарском и английском языках ?Ваша версия с ссылкой на источники ?

                    • Анонимно
                      3.09.2018 09:58

                      Таким как вы, Тукай ответил в начале прошлого века в стихотворении "Китмибез".

                  • Анонимно
                    2.09.2018 18:40

                    Высшее образование далеко не всегда критерий успешности.

                    • Анонимно
                      2.09.2018 21:50

                      Критерием успешности является средне-специальное образование.

                      • Анонимно
                        4.09.2018 12:45

                        Критерием является конкурентоспособность - чего вы умеете делать лучше других.

                • Анонимно
                  2.09.2018 18:22

                  16:18
                  Так поступление в школу тоже не обязательно.

                  • Анонимно
                    2.09.2018 18:40

                    18:22
                    Учеба в школе обязательна для всех. По крайней мере, с 1 по 9 класс. Если не согласны, опровергните конкретными примерами из жизни.

              • Анонимно
                3.09.2018 17:23

                ЕГЭ нужно на татарском!

    • Анонимно
      2.09.2018 15:01

      Слова в русском языке тюркские,а не татарские...

      • Анонимно
        4.09.2018 12:52

        15.01. Татарские слова входят в группу тюркских, как и русские слова входят в группу славянских.
        Никакого противоречия, только отношение общего к частному.

      • Анонимно
        4.09.2018 12:57

        15.01. Из-за применения слова "татар" и в отношении к монголам русские филологи татарские слова отнесли к общим тюркским.

    • Анонимно
      3.09.2018 00:09

      Обсуждать что-то касающееся этого средства массовой либеральной пропаганды не иемет никакого смысла? Смысл есть только ставить вопрос: почему это радио еще так вольготно работает на территории нашей страны? со всеми этими ганапольскими, и пр..?

      • Анонимно
        4.09.2018 15:30

        А Вы в курсе, что это "средство массовой либеральной пропаганды" принадлежит ВНЕЗАПНО Газпром-Медиа Холдингу?

    • Если эта тенденция продолжится, то и моя концепция межнационального федерального телевещания будет внедрена. У меня на на нее авторские права. И если без моего ведома это произойдет, то засужу, как когда-то засудил главу телекомпании по поводу одного моего телепроекта.
      Но чувствую, что этого не произойдет, так как у нас нет федеральных телеканалов, не аффилированных к власти. Эхо Москвы так и не удалось стать федеральным телеканалом. Попытки к этому у них рубились на корню

      • Анонимно
        3.09.2018 14:57

        Любите сутяжничать? Хлебом не корми, дай только с кем-нибудь посудиться?

  • Анонимно
    2.09.2018 09:14

    Всё превращается в Пиар. "Эхо Москвы" и языки. Аудиторию Эха Москвы пополнят 5 млн. татар...)))
    Это как в 90-е годы один околомусульманский деятель в Москве, перед выборами президента России в 1996 году, убедил Аппарат президента России, что он мобилизует 20 млн. мусульман в поддержку Ельцина.)))
    Выбил самолёт и бабло и летал по России.))))

    • Анонимно
      2.09.2018 15:57

      пока татары не выпустят 25 видео-лекций по языку, по литературе и по культуре - все останется болтовней... кто бы так сумел в интернете выступить? Ответ - никто не отзовется... а главное - нечего сказать в интете - это не вопрос денег - это вопрос компетенции для адептов простого народа, для мнимой элиты татарского народа... Группы социального действия есть, но найти свою нишу в русском мире смогли только на "Эхе Москвы" - они люди действия, только непонятно в чьих интересах...

      • Анонимно
        2.09.2018 18:28

        Если вы прослушали ролик в тексте статьи, то очень даже понятно.

      • Анонимно
        3.09.2018 18:00

        Так уже выпустили. Есть прекрасный сайт - elbette.ru, где прилично видео-лекций на гуманитарные темы.

      • Анонимно
        4.09.2018 13:01

        15.57. Лилиана ханум сказала: в Казани нет ЛИЧНОСТИ способной программно решать проблемы татарского языка. Она права.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:14

    Робототехника на татарском - это интересно и увлекательно.

    • Анонимно
      2.09.2018 09:44

      Это на любом языке интересно. К чему сарказм?

      • Анонимно
        2.09.2018 10:11

        09.44 по моему это не сарказ.

        Это возможность дать ребенку знания на родном языке и выхов учителю насколько он знает язык что бы сделать предмет интересным

    • Анонимно
      2.09.2018 10:30

      А уж как это интересно на английском! Даже представить не можете!

    • Анонимно
      2.09.2018 16:51

      А какая разница на каком языке, если почти все термины английского происхождения. Как и само слово "термин"

      • Анонимно
        3.09.2018 09:30

        Ну зачем же и в татарском есть свои термины : вот вроде слово космическое"спутник" ,а в татарском языке есть аналог"иярчен".

        • Анонимно
          3.09.2018 14:59

          Маленькое "но"...

          Слово СПУТНИК придумали те, кто запустил СПУТНИК на орбиту. А слово ИЯРЧЕН для чего вытащили? Попутчика вспомнили?

      • Анонимно
        3.09.2018 12:24

        В слове робототехника первая составляющая с чешского "робот" - слово придуманное чешским же писателем. Кажется, Чапек

  • Анонимно
    2.09.2018 09:23

    Все удивляются, почему татары не говорят на татарском? Не удивляться этому надо и не обвинять татар, а изучать этот вопрос всесторонне. Почему так? Там все очень интересно. А так действительно самое простое, делать круглые глаза и пожимать плечами с умным видом. Это проблема требующая изучения, она очень глубокая.

    • Анонимно
      2.09.2018 09:39

      25 Лет уже и более изучают. Результат ноль . Еще изучать хотите?

      • Анонимно
        2.09.2018 10:15

        Английский уже лет 80 а результат по всей России и без татарского полный ноль. Спросите и почитайте министра образования РФ Васильеву.

        • Анонимно
          2.09.2018 11:05

          Никто не требует знать английский язык из уважения к какому-то народу.

          • Анонимно
            2.09.2018 14:39

            Требуют.Он обязательный

            • Анонимно
              2.09.2018 16:17

              Изучать в школе и знать - далеко не всегда одно и то же.

              • Анонимно
                2.09.2018 21:03

                Английский - совсем не ноль. Школьники его знают довольно хорошо. Например, в англоязычные компьютерные игры играют совершенно свободно. Для сравнения, в китаеязычные - не играют, потому что не владеют китайским. А английским владеют в достаточной степени - и в процессе игры улучшают владение языком.
                В татароязычные игры тоже не играют, кстати. Знаете, почему? Потому что их нет. А нет игр - нет и среды для детей.

        • Анонимно
          2.09.2018 11:15

          Дома можно выучить лишь бытовой язык. Язык науки и литературы даётся только в школе! Необходимо адекватное школьное и вузовское образование на татарском языке!

          • Анонимно
            2.09.2018 11:46

            Пожалуйста. Кто против? Только русских оставьте в покое.

          • Анонимно
            2.09.2018 13:43

            Может вы хотите чтоб Миши и Вани писали поэмы на татарском? Вам самим не будет стыдно?

            • Анонимно
              2.09.2018 20:24

              С дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым так и произошло.
              Его неведомые стихи на аварском языке стали известны лишь благодаря "переводчику" на русский язык.
              При переводе стихотворения - получается совершенно новое стихотворение. Но вот поди - переводчик мало кому известен, а Расул Гамзатов -известен.

              • Анонимно
                2.09.2018 22:07

                Семён Липкин, кажется, переводчиком был у него. Тоже вполне известный поэт.

              • Анонимно
                3.09.2018 11:42

                А уж текст песни про белых журавлей, кто бы знал эту песню если бы переводчики и редакторы не настояли на своем варианте?
                В оригинале и переводе на русский Газматов настаивал на своем варианте: "Мне кажется порою что джигиты с кровавых не пришедшие полей", там был целый скандал, когда слово "джигиты" заменили на "солдаты", автор был категорически против, говорил что писал песню про джигитов, а совсем не про русских солдат. Ну кто бы сейчас помнил песню про джигитов?

        • Анонимно
          2.09.2018 11:28

          10.15 Почему этот полный ноль - английский все хотят учить?

          • Анонимно
            2.09.2018 14:22

            Да, хотят. Но не говорят на английском. "Видимо, учителя плохие или методика?"

            • Анонимно
              2.09.2018 16:22

              Все проще - отсутствует необходимость говорить на английском.

            • Анонимно
              2.09.2018 17:21

              14.22 Методика на редкость отличная. Вот где надо поучится

              • Анонимно
                2.09.2018 19:23

                17.21 - а почему тогда не знают английский? Кто с репетиторами или из некоторых гимназий - знают. Зайдите в рядовую школу - от силы " my name is ... " и все, к сожалению (

                • Анонимно
                  2.09.2018 22:06

                  Еще как знают! ЧМ по футболу доказал это. Да и с текстами работают замечательно. Было бы с кем поговорить в обычной жизни, разговаривали бы, не сомневайтесь.

                  • Анонимно
                    3.09.2018 09:28

                    Чемпионат мира показал, что не знают английский. О самом главном впечатлении о России проводился опрос среди иностранцев, посетивших чемп., так вот на первом месте оказалось незнание английского языка среди россиян, на втором гостеприимство.
                    Рим Дашкин

                • Анонимно
                  3.09.2018 11:47

                  Вы ошибаетесь, знают неплохо. По крайней мере лучше, чем рядовые английские школьники изучающие русский в школе и не имеющие языковой среды. А заговорить легко, достаточно иметь общение.
                  У меня дядя, закончив с отличием МГУ как языковед (английский) испытал шок, приехав первый раз в Индию. Он ни слова не понимал, хотя до этого слушал огромное число лекций, жил в общежитии с носителем языка (правда из Африки). Несколько дней ему нужно было, просто чтобы понять местный акцент английского)))

                  • Анонимно
                    4.09.2018 13:18

                    11.47. Неудачное сравнение.
                    Зачем англичанам русский язык?

              • Анонимно
                3.09.2018 09:24

                В субботней передаче "Пусть говорят", министр образования сказала, что результат обучения английскому со второго класса по одиннадцатый нулевой, т.к. методики никуда не годятся. Может быть причина в другом: "Не в коня корм"?
                Рим Дашкин

              • Анонимно
                3.09.2018 09:25

                Также было сказано Васильевой, что 47% родителей в России нанимают репетиторов.
                Рим Дашкин

        • Анонимно
          2.09.2018 13:46

          Английский не изучается в языковой среде, поэтому знающих может быть и меньше. Но татарский которому учат на территории где половина населения татары и нет ни одного начавшего разговаривать на этом языке. Это уже настораживает.

      • Анонимно
        2.09.2018 21:23

        Хотим. В семье на татарском почти не говорим, т.к. уровень не позволяет, хотя до 5-и лет говорил только по татарски, русского не знал. Сказались дразнилки сначала детсада, потом в школе татаро-монгольское иго и коверкание имени с упорным желанием называть русским именем, в котором была одинакова только первая буква... В результате, друзья в стройотряде смеялись, что мой уже ломанный к тому времени татарский больше напоминает английский) Так вот, желая, чтобы мои дети все же знали татарский, и не на "кухонном уровне", проучил их до пятого класса в татарской языковой гимназии. Дальше были уже другие школы, но, не поверите наверное, татарский язык они знают значительно лучше меня. Что меня особенно радует и удивляет, обосновывают свою речь правилами на том же татарском! При этом, в дополнение, в активе добавились пара иностранных языков, и татарский этому совсем не помешал. А вы говорите "результатов ноль". Вывод: все эти визги про не нужность татарского" - для оправдания собственной лени, и это в лучшем случае. Знание языка, и вообще, еще нигде и никому не было лишним. И изучение коренного языка, тем более второй по численности национальности РФ, пусть даже в минимальном объеме, это необходимое условие его сохранения и путь к большему взаимоуважению народов, наконец.

        • Анонимно
          2.09.2018 22:24

          2.09.2018 21:23
          Называть чужое мнение "визгом" - не самый короткий путь к взаимоуважению. Уж поверьте.

        • Анонимно
          3.09.2018 04:51

          2.09.2018 21:23
          Визги и взаимоуважение -интересное сочетание!

        • Анонимно
          3.09.2018 09:46

          Ну и что? Вы к чему это написали? Хотите русских и русскоязычных убедить учить татарский язык? Но они уже сделали свой выбор!

  • Анонимно
    2.09.2018 09:26

    Спасибо за интересное интервью. Очень редко появляются здравые, интересные люди, высказывающие мнения по языковому вопросу, без местечковых традиций "всех поставить на колени", как сказал Бурганов, и без националистических настроений.

    • Анонимно
      2.09.2018 19:26

      Хоть один человек громко и чётко сказал, что язык это средство общения, прежде всего. И пусть каждый им пользуется в меру возможности и необходимости. Только и всего.

      • Анонимно
        4.09.2018 13:28

        19.26. Язык - идентификатор национальности.
        Из-за этого идёт борьба за русский язык в странах СНГ, там он как средство общения абсолютно не нужен.

      • Анонимно
        4.09.2018 13:30

        Потеряв язык в следующем поколении теряется нац. менталитет, а далее уже начинается потеря
        нац. идентификации.
        Процесс этногенеза никто не отменял.

    • Анонимно
      2.09.2018 20:15

      Здравое и интересное это вот это. У родителей на собрании в школе спрашивают Вы какой язык выбираете в качестве родного Русский или Татарский ?! Если выбираешь Русский, то Татарского нет совсем. На повторный вопрос совсем совсем татарского языка в обучении не будет ?! Ответ со стороны учителя школы: Совсем. Дальше -Занавес.

      • Анонимно
        3.09.2018 09:47

        И что тут плохого? Зачем мучить языком русских детей, если он им никогда не пригодится! Все логично!

        • Анонимно
          4.09.2018 13:31

          Урысны татарча өйрәтәбез дип үзебез телсез калдык.

        • Анонимно
          4.09.2018 13:35

          Урысны да өйрәтә алмадык, татар балаларына да татар телен оныттырдык. Тигезләдек, татар телен белмәү буенча.

        • Анонимно
          4.09.2018 13:35

          Иштек ишәк чумарын.

  • Азат Д
    2.09.2018 09:26


    Хайп ловят
    А местное ЭМ, это серая мышь на господсосе.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:28

    Как говорится не в бровь, а в глаз.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:36

    Афарин. Когда есть такие люди, татарский язык никогда не умрёт.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:41

    У нас 25 бестолковых лет прошло. Сколько мучений дети и родители приняли. А тут минута в день. И пожалуй результат будет

    • Анонимно
      2.09.2018 14:23

      Так то и уроки русского, и уроки математики - это мучение. На этих уроках тоже не развлекаются

  • Анонимно
    2.09.2018 09:42

    ну да. легко рассуждать о национальных вопросах, сидя в москве. их-то детей не заставляют учить

    • Анонимно
      2.09.2018 10:31

      героиня интервью как-раз против повального изучения татарского всем. читайте текст, а.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:45

    Хорошее интервью. Поиск мотивации изучения и использования родного языка в конкурентной московской среде. Но статус языка в Татарстане не позволяет внедрять такой подход. Как за такими энтузиастами осуществлять контроль со стороны глав районов.

    • Оптимист
      2.09.2018 09:55

      У изучения русского в школе одна мотивация
      Обязательный и строгий экзамен без которого не попадешь в вуз
      Все

      Вся мотивация

      • Анонимно
        2.09.2018 10:17

        Какая задача изучения татарского языка нетатарами в школе была с 90 годов? Ни в вуз не попадешь , ни в начальники.

        • Буре
          2.09.2018 10:33

          Была задача сделать равными языки
          Русский и татарский
          В Татарстане

          • Анонимно
            2.09.2018 11:29

            Чья личная задача?

            • Буре
              2.09.2018 11:47

              Согласно Конституции РФ
              Законы должны выполнятся

              • Анонимно
                2.09.2018 13:08

                Согласно Конституции - нет насилию и недра принадлежат народу

                • Буре
                  2.09.2018 13:39

                  Психология крепостных сильна
                  Еще лет 200 надо что бы выветрилась
                  Тогда будем по Конституции жить

                • Анонимно
                  2.09.2018 15:00

                  Согласно конституции, недра не принадлежат народу.
                  Рим Дашкин

                  • Анонимно
                    2.09.2018 17:30

                    15.00 Недра собственность 5 ФОРБС?

                  • Анонимно
                    3.09.2018 09:33

                    Тогда по другому минусовальщики. В какой статье конституции написано, что недра принадлежат народу? Пока всем вам жирный минус за незнание Конституции РФ.
                    Рим Дашкин

                  • Анонимно
                    4.09.2018 13:40

                    15.00. Недра - народу, а что в недре - клану избранных.

              • Анонимно
                2.09.2018 20:25

                Так в Конституции РФ нет ни слова. чтобы заставлять русских изучать тат. язык

          • Анонимно
            2.09.2018 20:24

            Буре ошибается Он просто не знает ситуации в республике до 1918 г. Была задача - показать, кто в доме хозяин. О равенстве говорить не приходилось, особенно когда в 1,3. 5 классе уроков татарского языка и литературы было больше, чем рус. яз. и литературы. Это НЕравенство было очень легко проследить по учебным планам , которые вывешивались на каждом школьном сайте. о методиках по тат.языку в русскоязычных классах и говорить не приходится - их не было и нет. Русские дети и татары долбили язык по одним и тем же учебникам, предназначенным для нац. школ. Да собственно, все школы РТ и были de facto национальными, поскольку все до единой занимались по УП № 3, в котором русский язык изучался как НЕРОДНОЙ по сокращенной программе. И о каком равенстве можно было говорить?

            • Анонимно
              2.09.2018 21:08

              20.44. Вам не надоело писать свой бред о" больших" уроках татарского по сравнению с рус. языком. Этого никогда не было. В Татарстане было справедливое равноправное преподавание татарского и русского языков 50%/50%.

              • Буре
                3.09.2018 06:17

                Это вы ошибаетесь
                Или намеренно обманываете

              • Анонимно
                3.09.2018 12:51

                21.08 .Еще как было. Учебные планы многих школ с того времени (до 2018 г.), где четко прописано неравенство языков в пользу татарского , у меня до сих пор хранятся в архиве. Об этом же были письма возмущенных родителей в Москву. А иначе почему бы Путин особо подчеркнул, что преподавание нац. языка как неродного должно быто на добровольной основе и НЕ В УЩЕРБ РУССКОМУ ЯЗЫКУ?

                • Анонимно
                  4.09.2018 13:44

                  12.51. Путин проигнорировал, промолчал про гос. языки республик, обобщив их вместе с другими нац. языками.
                  Очень опасная оговорка по Фрейду.

                • Анонимно
                  4.09.2018 13:45

                  Путин объявил, что Россия - не Федерация. Осталось оформить.

                  • Анонимно
                    4.09.2018 18:33

                    Не бывает государственных языков без государств. Так что Конституция Республики Татартстан, не являющейся государством по определению, - это правовой нонсенс вместе со всеми своими постулатами

      • Анонимно
        2.09.2018 10:31

        у изучения русского мотивация - не экзамен. а НЕОБХОДИМОСТЬ! поймите вы это наконец, жить легче станет.

        • Анонимно
          2.09.2018 10:45

          уберите господдержку языку. пара поколении и вуаля.

          • Анонимно
            2.09.2018 11:50

            Необходимость в русском языке никуда не денется, даже без господдержки.

            • Анонимно
              2.09.2018 14:24

              Но останется только кухонный язык, литературу знать не будут

          • Анонимно
            2.09.2018 13:31

            нет, пока существует Россия и русские. как бы вы не мечтали об обратном.

          • Анонимно
            2.09.2018 13:47

            Вообще надо спокойно относиться ко всему и русский исчезнет через лет 80-100. Но радоваться этому не стоит. Землю не остановить, эволюция продолжается.

        • Анонимно
          3.09.2018 17:45

          Чиновники могут создать эту необходимость . И что тогда в детстве не у чили , поезд ушел?!?

      • Анонимно
        2.09.2018 10:36

        У неё слишком наивный взгляд на эту проблему. Дескать, рассказывайте только татарам в Татарстане про любовь к татарскому языку и своей малой родине. Так ведь в советское время именно так и было- только татарам , на факультативе про это рассказывали . А результат видим сейчас. Это и "сам татарин, мне татарский не нужен", и адвокат с фермером , ненавидящие татар и Татарстан. Так что факультатив только для татар мы уже проходили и ничем хорошим для городских татар он не закончился.

        • Анонимно
          2.09.2018 13:32

          Согласен с вами на 100%, государство должно не только давать возможность использовать языки и но требовать использования своих родных языков.

      • Анонимно
        2.09.2018 18:28

        09.55 нет. На русском в России общается 95% населения. На татарском считайте сами. Мы в любой точке России поймем друг друга среди разных национальностей, т.к. русский- язык МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. А татарский- нет. Как бы это не было вам печально. Вот за этим и учат русский. Английский- те, кому он нужен для работы, поездок, общения с англоязычными людьми.Так же как и любой иностранный. Татарский- один из 200 языков России, не лучше не хуже других, но он РЕГИОНАЛЬНЫЙ №16.

        • Анонимно
          4.09.2018 13:48

          18.28. 200 языков - это сказки.
          Вопрос многоязычия в многонац. странах решён.
          Не надо пугать себя страшными цифрами и тупиковостью решения.

      • Анонимно
        2.09.2018 20:38

        2.09.2018 09:55
        Как Вы знаете, всеобщим, высшее образования стало в последние 25-30 лет, до этого его получало лишь меньшинство населения. А до революции его получали вообще считанные проценты. Почему же тогда, на протяжении ВЕКОВ , русский язык был ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ предметом?

    • Анонимно
      4.09.2018 13:38

      Конкурентлы татар милли мәгариф системасы кирәк.
      Шунсыз татар булмаячак.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:51

    татарский язык зля татарина это как армянский для армянина. Если есть необходимость то можно быстро переговорить с челочнком который понимает глубину и диалектику языка.

    Татар которые понимают татарский язык очень мало. Более чем уверен если Минниханов бвдет вести совещание по-татарски то к зала его поймут еденицы и люди его возраста только. Молодые говорят в перемешку с русским.

    Ничего зазорного в этом нет.просто факт.

  • Анонимно
    2.09.2018 09:55

    Татарский язык – это не только образование, это еще и культура. Но здесь не видно каких-то сдвигов. В Москве, например, есть «Татарский культурный центр», а в каких городах Татарстана существуют хотя бы пятачки для общения на татарском языке, или, например, детские или подростковые клубы, я уже не говорю про спортивные секции.


    Татарстану нужны татарские культурные центры, которые есть во многих регионах России и диаспорах.

    Культурные центры воспитывают любовь к себе и своей культуре

  • Анонимно
    2.09.2018 09:57

    Ну они хотя бы что то делают. А наши?

  • ПанАлекс
    2.09.2018 09:57

    Кто может все таки объяснить - вот учили по 6 часов в неделю учащиеся лет 25, но мало кто из них выучился языку, если в семье и так не говорили на нем, но вот будут в день по 3 минуты - и знание языка придет... Но значит весь день нужно ЭМ слушать, включая рекламу, ради 3х минут...

    • Анонимно
      2.09.2018 10:07

      Ну нет, не передергивайте, она же прямым текстом говорит, что у этой программы нет цели научить языку, скорее просто привлечь интерес и расширить кругозор. И откровенно описала мотивацию - заработать денег и расширить аудиторию слушателей. так что ее подход вполне логичный и понятный, цели достижимы и результаты вполне могут быть. Хотят - пусть делают - коммерческая радиостанция ведь, сами определяют, что им интересно

      • Буре
        2.09.2018 12:25

        Никто незнает потому что языковую среду не успели создать
        Ну и строго экзамена не было по татарскому и вседствии этого был саботаж

        • Анонимно
          2.09.2018 13:10

          12.25 Чушь. Насильно с такой программой учи сам и своих детей. Саботаж правда был в навязывании языка. Так что сам сдавай строгий экзамен

        • Анонимно
          2.09.2018 13:32

          был экзамен после 9 класса. вы вообще кто такой, у вас видимо детей нет, раз вы не знаете?

          • Буре
            2.09.2018 14:35

            Всем ставили оценки какие попросят после 9го
            Толерантные же)))
            Из за этого никто и не учил

            • Анонимно
              2.09.2018 17:33

              И толерантно тоже сам сдавай с детьми

            • Анонимно
              3.09.2018 11:55

              Откуда такие сведения, мы год с репетитором занимались, что бы хоть как то сдать. Были в к классе и те, кто не смог сдать

              • Анонимно
                3.09.2018 12:54

                11.55 Мы тоже к нашему русскому ребенку в 5 классе репетитора по татарскому приглашали. Так она, учитель тат.яз высшей категории д, долго возмущалась совершенно непереводимыми текстами из учебника тат. литературы для 5 (?!) класса и говорила, что этот учебник должен использоваться только в национальных школах для детей-носителей татарского языка

    • Анонимно
      2.09.2018 10:20

      Вам напомнить что Васильева сказала про общее знание в РФ вторых языков.? Татары мешали? Вам и 80 лет не хватило второй любой язык изучить а тут про 25 лет.

      • Анонимно
        2.09.2018 11:32

        Сам учи и 90 лет. Хватит. Мучения целого поколения школьников. Своих детей внуков и правнуков. А мы лучше английский дополнительно

        • Анонимно
          3.09.2018 09:40

          Для вас и татарский, и английский языки бесполезны. А так как русский вы уже знаете прекрасно, то и он вам не нужен.
          Рим Дашкин

    • Анонимно
      2.09.2018 10:24

      09:57 Во первых татары сами разберутся без Вашего комментария хорошо для нас или плохо. Во вторых ,- напомнить Вам какой народ самый многоязычный (знание одного языка и не более) в Евразии? Уровень владения языками на порядок выше у таджиков киргизов узбеков чем у россиян.

      • Анонимно
        2.09.2018 14:26

        10.24 конечно, 95% киргизов и узбеков в России трется.

      • Анонимно
        2.09.2018 21:31

        2.09.2018 10:24
        У Вас опечатка, по смыслу комментария - МОНОязычный.

      • Анонимно
        3.09.2018 12:00

        Если из россиян брать для сравнения деревенских татар, удмуртов, чеченцев и дагестанцев, а из выходцев из таджикистана и киргизии этнических русских, тогда соглашусь с вами. Они знают русский язык лучше чем вы. Это не относится к коренным таджикам, которые с трудом понимают по русски, так как в школе его не учили, а языковая среда там практически утеряна. У киргизов в этом смысле получше, они в школе в обязательном порядке учат русский.

  • Анонимно
    2.09.2018 10:08

    Чур меня все предачи на ЭМ про образование и обучение. Полный ноль. Слова есть, смысла нет. Цель- околотематическое говорение.

  • Анонимно
    2.09.2018 10:31

    А с чего взяли, что казанцы не говорят на татарском? В последнее время я слышу очень часто татарксую речь на улицах, особенно с детьми общаются и супруги между собой. Правда, как правило, это не городская речь. И становится очевидна экспансия деревенских жителей в Казань... Стало быть, интеллигенции в Казани все меньше (все в Москве или за границей), а деревенских с их менталитетом все больше. Казань- большая деревня?))

    • Анонимно
      2.09.2018 11:08

      Вообще, сейчас мода на экологические чистые проектные решения, чем забетонированные склепы и коробки, выстроенные в ряд.

      Или вы что-то другое имели ввиду насчет вопроса деревня/город?

    • Анонимно
      2.09.2018 11:16

      А вы это только что поняли?

    • Анонимно
      2.09.2018 14:47

      В деревне нет интеллигенции? Какой же вы отсталый человек, если так считаете...

      • Анонимно
        3.09.2018 12:02

        Увы, но в деревне нет интеллигенции. И не только в татарской, но и в русской тоже. Если только случайно переедет из города заскучавшийся по корням и родной природе эстет.

  • Анонимно
    2.09.2018 11:11

    Ну что сказать...
    Так оно все и есть.
    Но лично я, наверно, исключение - сам городской, учился в тат гимназии, с родителями, детьми и коллегами стараюсь общаться на родном языке, иногда даже с русскими коллегами, благо они в основном понимают.

  • Анонимно
    2.09.2018 11:13

    После слов(( татары виноваты) слосочетание (Эхо Москвы проект спецслужб РФ) кажется реальностью.Задача данного радио давать выгодные Кремлю смысловые конструкции под видом опозационых . Ограничение татарского и любых не русских языков это госпроект РФ.

    • Фидарис
      3.09.2018 12:43

      2.09.2018 11:13, соглашусь с вами по "госпроекту" по языкам.

      Даже если и допустить, что и "Эхо ..." работает на Кремль, так все-равно, по-моему, даже с политической стороны в этом минутном проекте нет ничего плохого. Проект выражает политическую позицию редакции, экономики, как и образовательной функции, здесь нет.

  • Анонимно
    2.09.2018 11:15

    Молодцы! Теперь все проблемы с татарским языком решатся.

  • semen
    2.09.2018 11:22

    Что мешает это сделать здесь

    • Анонимно
      2.09.2018 11:41

      Запрещают, видите ли, здесь татарский язык. Отмена обязательного татарского языка в школах это же завуалированный запрет радиопередач на татарском. А иначе бы уууухххх, каждый день вещали!

  • Анонимно
    2.09.2018 11:24

    Вот пару дней назад опубликовали ТОП-50 людей республики.Одни татарские фамилии.Других как будто не существует.Вот и ответ почему русские не хотят учить язык.Если у тебя фамилия Иванов а не Насыбуллин то по большому счёту здесь делать нечего.В лучшем случае в подмастерьях всю жизнь проходишь.Полно знакомых после вузов помыкавшись в Казани взяли шапку и в столицу перебрались.И пока ни один не вернулся.Ну а потом живя в столице действительно прикольно включив эхо услышать знакомый разговор.Но только одну минуту в день.

    • Анонимно
      2.09.2018 12:04

      Не передергивай, статья называлась " Топ 50 героев-татар: кто и что сделал для нации". И искать в этой статье фамилию Иванов по меньшей мере странно.

      • Анонимно
        2.09.2018 13:12

        12.04 Вот тебе и кряшены. Самая популярная фамилия

      • Анонимно
        2.09.2018 13:19

        если и будет иванов, то егоров. кряшен. татарский нужен татарам еще и потому, чтобы легализовать 100% правление татар. дескать свободный татарский нужен чиновнику, потому тебя и не берем.

  • Анонимно
    2.09.2018 11:29

    Умница! Критически мыслящий человек. К сожалению, такие люди неудобны для «человеков в футляре»,т.е. чинуш и штатных «деятелей культуры», а значит будет продолжаться это бесконечное бла-бла-бла.

    • Анонимно
      3.09.2018 09:44

      В действительности, она многое еще не сказала, я думаю, по причине своей деликатности.
      Рим Дашкин

      • Фидарис
        3.09.2018 13:16

        Она, действительно достойна, восхищения: она человек движения, дела, пусть малого, но - дела. Есть недоговоренные моменты в ее интервью, есть и не бесспорные, как впрочем, и ошибочные тоже (по моему мнению, разумеется). Но - главное в том, что она есть и действует во благо своего народа.

  • Анонимно
    2.09.2018 11:34

    Идея передачи замечательная! Странно, что она в Москве родилась, а не в Казани. Вторичность культурных процессов и в эту весьма чувствительную сферу проникла. К сожалению.

    • Анонимно
      2.09.2018 11:48

      Ничего странного. Дохода такая передача не приносит же.

  • Анонимно
    2.09.2018 12:55

    Легко сидя в Москве правду-матку рубить про Татарстан. А нам тут страшнова-то как-то.

  • Анонимно
    2.09.2018 12:58

    Исходное значение слова "тәңкә"- "кругляшок, чешуйка". Так тюрки называли чеканенные монеты, когда они только появились и воспринимались не как денежные единицы, а как кусочки драгоценного металла. В русском языке это слово превратилось в "деньга". Денежная единица Казахстана сейчас называется "тенге".

  • Анонимно
    2.09.2018 13:38

    УСЫ ЧЕРЧЕСОВА
    А я и не знал, что"Эхо" - Это главное политическое радио страны. А если бы минуту стали на удмуртском или мордовском вещать: сохранили бы статус "главного"?
    Ну что за комплекс неполноценности (прости меня, Фрейд, человек с татарскими, наверняка, корнями))

    • Фидарис
      3.09.2018 12:29

      В Узбекистане в советское время в просторечье "бер тэнкэ" равнялась 20 копейкам, а татары приравнивали "бер тэнкэ" к одному рублю.

  • Анонимно
    2.09.2018 13:59

    "В Татарстане нет ничего подобного – вот вам и ответ относительно системы образования в Татарстане."

    Вот и вся суть. Искренне спасибо Вам за Ваш труд!

  • Анонимно
    2.09.2018 16:40

    Умница!

  • Анонимно
    2.09.2018 18:04

    Странная тётенька, сама почему-то не захотела "где родилась там и пригождаться", уехала в Москву, да так и осталась там. Давайте уже назад, родина ждёт!

  • Анонимно
    2.09.2018 18:07

    Полностью согласен с Лилианой Сафиной. Нам нужна стратегия (программа) развития Татарского языка. И эту программу не должны писать чиновники.

    Татарин живущий в Казани и знающий татарский язык.

    • Анонимно
      2.09.2018 20:09

      Правильно, поэтому нужно забрать финансирование от чиновников и отдать его на лечение детей из русфонда. А программу напишет тот у кого душа болит.

    • Анонимно
      8.09.2018 20:53

      Восстановить селькие школы, сельское хозяйство. Именно сельская молодешь хорошо владела татарским. На телеканалах больше показывать не Дом 2 или малаховские сплетни, а ТАТАРСКИЕ СПЕКТАКЛИ. Их ВООБЩЕ НЕТ! О каком изучении татарского можно говорить? Причем здесь учебники если стимула знать нет?

  • Анонимно
    2.09.2018 20:30

    И программ разных, и денег, в них вбуханных, за 25 лет было предостаточно. Толк где?

  • Анонимно
    2.09.2018 20:41

    Какая красивая женщина Лилиана.

    • Анонимно
      2.09.2018 21:13

      Да красивая и здравомыслящая. А язык учить по моему никто и не запрещал. Учите, если хотите. В школе. В дет саду. А вузы не Москва закрыла. Кстати, закрылись татвузы за ненадобностью.

      • Анонимно
        3.09.2018 13:08

        21.13 Как человек, работавший в системе образования республики, хочу добавить, что уже с нулевых в РТ отмечалось перепроизводство учителей татарского языка приблизительно на 200-300 чел. ежегодно. Потом количество уроков татарского языка увеличилось и численность кафедр тат.языка в школах стала самой многочисленной - по 14-15 чел в городских школах. Это больше, чем учителей русского, английского, истории и географии вместе взятых. Нелишне добавить, что учителя татарского языка работали в привилегированных условиях:. надбавка к зарплате, которой не было ни у кого из предметников, классы под учителей тат.яз них делили на группы, причем с русскоязычными группами работали с большой неохотой - успеваемость хуже ( это отрицательно сказывалось на аттестации учителей), ведь занимались что дети-татары. что русские по одним и тем же учебникам, предназначенным для нац. школ, а методики для преподавания тат.языка русскоязычным детям и по сей день не разработаны. Вот такова была картина с преподаванием тат.яз до 2018 г.

        • Анонимно
          3.09.2018 21:42

          Как человека, работавшего в системе образования республики, хочу вас спросить о каких КАФЕДРАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА в СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ вы говорите?
          Разве в школах бывают кафедры по каким -либо предметам?
          Надбавка за знание второго языка (обычно иностранного), если он был нужен для работы, существовала еще в СССР.
          Логика тогда была простая, сотрудник, который знает и применяет ДВА языка, по факту ,является более компетентным, чем тот, кто знает только один ( обычно свой родной)язык.

          • Анонимно
            4.09.2018 08:31

            21:42 Все-таки, ключевое слово - "знают". А как показывает практика многие "двуязычные" не знают толком ни одного. Ну создадите вы ВУЗ, будете вы готовить учителей на татарском языке. А сколько их надо? Куда они пойдут, если мест в татарских школах для них не будет? Правильно, в русскоязычные. У нас была учительница биологии, которая говорила "один тысяч и одна гороха", думаете кто-то относился к ее предмету серьезно?

          • Анонимно
            4.09.2018 18:40

            21.42 Этот вопрос задайте любому учителю, вам ответят. Раньше, в советские времена, назывались объединения или секции учителей того или иного предмета, а в с 90-х зачастую стали громко именоваться кафедрами, особенно в школах-гигантах с тысячью и более учеников. Наверно, мода такая возникла, иначе с чего бы КАИ и КХТИ вдруг стали именоваться университетами, а Институт культура - аж Академией?

          • Анонимно
            4.09.2018 18:56

            21.42 Однако учителям иностранного языка в школах эту надбавку не платили. Классы делили на группы, это верно, но более никаких привилегий не было. А вот учителям татарского надбавки были установлены. Как Вы думаете, почему? И какую реакцию, причем вполне ожидаемую, это вызывало у других предметников? А главное, какой результат от всех этих привилегий и надбавок? Республика заговорила по-татарски? Скорее, наоборот, у многих поколений учеников сформировалось стойкое неприятие к предмету, а у их наставников, в свою очередь, накопилось изрядное раздражение против "нерадивых" ребят, в дневники и аттестаты которых сыпались двойки и тройки за нежелание или неумение "ущить" татарский. Простите меня за это предположение, но думаю, что многие учителя тат. яз. были в той или иной мере развращены этими незаработанными привилегиями и абсолютной бесконтрольностью. Чем все это закончилось в 2017 году, все знают.

  • Анонимно
    2.09.2018 23:29

    Отдельное спасибо Фариту Фарисову, скромному организатору этого очень важного для татарского и не только татарского народа события. Карабай

  • Анонимно
    3.09.2018 08:38

    Спасибо за интересное интервью.

  • Анонимно
    3.09.2018 09:23

    Татары утверждающие, что татарский язык достаточно изучать в семье -не правы. Это вредные полумеры. Детство мое прошло В Кыргызстане, татарский не пришлось изучать в школе, научили разговорному языку в семье, на слух. Ни прочитать ничего не могу, ни написать, какое же это знание языка?

    • Анонимно
      3.09.2018 09:50

      Напишите заявление и пусть ваш ребенок учит его в школе.

    • Анонимно
      3.09.2018 10:28

      9.23 Вот поэтому нужен хороший понятный учебник-самоучитель татарского языка -в любое время улучшаешь уровень татарского независимо от обстановки в стране.

    • Фидарис
      3.09.2018 12:58

      Мое детство прошло в Узбекистане. Согласен с вами. Учился в русской школе. Узбекский язык был обязательным предметом. Узбекский знал лучше русского и диктанты писал куда лучше, и с грамматикой ... , а вот татарский знаю только на "кухонном" уровне.

      Знание узбекского сильно помогает пониманию литературного татарского. Так что знание языков лишним не бывает.

      • Анонимно
        4.09.2018 13:48

        Значит у вас была языковая среда. Если бы учили только в школе, и вокруг не было бы узбеко, и никто вокруг не разговаривал на узбекском, то и не знали бы вы язык. У меня детство прошло в Казахстане, казахский обязательный в школе. Ни одного казаха ни в школе, ни среди соседей. Казахский удавалось услышать только по радио. Результат - нулевое знание языка.

        • Фидарис
          7.09.2018 00:45

          До восьми лет, до первого класса я говорил только на татарском. В результате резко сменившихся жизненных обстоятельств я был вынужден поступить учиться в русскую школу. Представьте, я через четыре месяца мог спокойно общаться и на узбекском языке (среда) и на русском (школа). При том, что у меня не было никаких репетиторов, дополнительных занятий, по-русски учился понимать и говорить только во время уроков.

          Причина не в моей уникальности, а в необходимости общения.

          Надо, чтобы татарский стал необходимым в Татарстане. А для этого формальный государственный статус языка должен наполнится реальным содержанием, то есть статус языка должен подняться до реального государственного уровня, как и положено по закону и по Конституциям РФ и РТ.

    • Анонимно
      3.09.2018 17:54

      Достойное наследие татарского народа могут оставить только образованные. Нет наследия -нет нации.

  • Анонимно
    3.09.2018 13:11

    10.28 Такой учебник есть -под ред Сафиуллиной, "Интенсивный курс татарского языка". Жаль, автор умерла в конце 90-х. Она и самоучители хорошие разработала тоже

    • Анонимно
      3.09.2018 13:46

      Значит такой учебник -самоучитель массово распространить в бумажном и электронном вариантах и для сибирских татар, астраханских татар и татар Дальнего востока и др.татар ,где "напряженка" с учителями тат.языка.

    • Анонимно
      3.09.2018 17:56

      Отличный учебник Сафиуллиной для разговорной речи.

  • Анонимно
    4.09.2018 09:25

    Многие люди не против изучать язык и русские тоже, но это должно быть интересно и удобно, татарские мультики и театральные постановки делаете молодцы, наложите русские субтитры, чтобы мы русскоязычные видели перевод и таким образом изучали язык.

  • Анонимно
    4.09.2018 11:42

    А Я предлагаю начать с канала ТНВ: столько денег выделяется, а смотреть нет никакого желания! при том, что телевидение имеет самую большую или вторую после инета аудиторию!

    • Анонимно
      4.09.2018 13:53

      11.42. ТНВ деньги выделяет ТАИФ. Чужие деньги не считайте.

    • Анонимно
      4.09.2018 13:55

      По рекламе и освещению частной жизни руководства видно, что ТНВ финансирует ТАИФ.

  • Анонимно
    4.09.2018 13:33

    Это почему же нельзя давать конфетку за знание татарского? Очень даже можно и нужно!!!

  • Анонимно
    4.09.2018 13:35

    Яуза не течет через Замоскворечье, а впадает с другого берега Москвы- реки)

  • Анонимно
    12.09.2018 21:43

    я учила тат язык у Лилианы в Москве. с удовольствием бы продолжила обучение уже здесь в Казани у нее. она молодец. и много сил отдает преподаванию. в Казани я пока не нашла места, куда бы я пошла изучать татарский язык, чтобы там было интересно, и именно изучать, а не получить корочку..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль