Общество 
6.09.2018

«Василия Сталина помнил мой отец»: Андрей Беляков готовит «взлет» двору своего детства

Новая достопримечательность: в Казани отдадут дань памяти сыну вождя народов и другим военным летчикам с улицы Гагарина

Администрация Кировского и Московского районов Казани готовит проект по реконструкции двора, знаменитого тем, что в одном из его домов жил Василий Сталин. Инициировал дело один из самых крупных казанских застройщиков — гендиректор ГК «Бриз» Андрей Беляков, в детстве живший в этом дворе. Что интересно, художественное сопровождение проекта ведет тоже тамошняя жительница — главный художник Казани Жанна Белицкая. Подробностями семейно-дворовой истории проникались корреспонденты «БИЗНЕС Online».

Двор, в одном из домов которого в 1961-1962 годах жил Василий Сталин, будет реконструирован и мемориально офрмлен Двор, в одном из домов которого в 1961–1962 годах жил Василий Сталин, будет реконструирован и мемориально оформлен Фото: Ирина Ерохина

«...ПРОПАДАЛИ ПРОПАДОМ МЫ ВО ДВОРАХ»

Двор, в одном из домов которого в 1961–1962 годах жил Василий Сталин, будет реконструирован и мемориально оформлен. Об этом в своем «Инстаграме» накануне сообщил глава Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов. Как выяснил «БИЗНЕС Online», акцента на фигуре сына Сталина не делается — в выходящих на двор пяти домах жило немало летчиков, память о которых тоже хотят увековечить, но реалии таковы, что знаменито это место все же благодаря именно Василию Иосифовичу.

Инициировал проект один из крупнейших казанских застройщиков — владелец и генеральный директор ГК «Бриз» Андрей Беляков. «Я вырос в этом дворе и помню, сколько там было летчиков, — раскрыл он в беседе „БИЗНЕС Online“ секрет своего интереса к истории этого места. — Будучи маленьким, любовался ими, когда они ходили в форме. Многих знал лично, например Губина. Да все мальчишки с ними дружили... Считаю, надо отдать должное людям, которые подняли нашу авиацию и трудами которых до сих пор живет российская авиационная промышленность... А Василия Сталина помнил мой отец, и бабушка о нем рассказывала. Во дворе всегда говорили, что был он хорошим мужиком, а детям все конфеты раздавал. И вообще, я к людям того времени отношусь с большим уважением. Говорят, товарищ Сталин был тираном, но я не согласен — дисциплина была. Перегибы были? А сегодня их сколько!»

Инициировал проект один из крупнейших казанских застройщиков – владелец и генеральный директор ГК «Бриз» Андрей Беляков (в центре) Инициировал проект один из крупнейших казанских застройщиков — владелец и генеральный директор ГК «Бриз» Андрей Беляков (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, Беляков входит в топ-50 строителей Татарстана «БИЗНЕС Online». Эксперты дают ему весьма лестную характеристику. К примеру, он известен как один из спасителей долгостроев и, в отличие от инвесторов, не желающих упускать выгоду, работает так, что обычно сдает дома раньше срока, а это и нервы, и рискованные инвестиции. Впрочем, «Бриз» известен и собственными проектами, например введенным в конце прошлого года комплексом «Казан Су». «Не представляю, как он берется за все это, ведь одни шишки сыплются, — говорит один из участников рынка. — Но Андрей Евгеньевич, видимо, такой — настоящий строитель, с социальным подходом. Взялся, например, за стройку в Нестеровском овраге, а ведь там разгребать свалку придется! И депутатом, кажется, хотел стать». Эксперты считают, что влиятельность самого Белякова растет, и при этом отмечают, что «Бриз» вполне мог бы продавать свои объекты по более высоким ценам, если бы больше думал не только о самом процессе строительства, но и о маркетинге.

Каким хочет увидеть родной двор Беляков? «Пока делаем, так скажем, по моему детству, — рассказал он. — Помню, круглая клумба была большая, сделаем дорожки, зелень надо восстановить. И, конечно, надо увековечить память здешних летчиков — что-то вроде мемориальных табличек, ведь дети сегодня даже не знают, когда война была, ЕГЭ нам все в жизни перечеркнул. Надо, чтобы родители, выводя детей на прогулку, и сами читали, и детей познакомили с нашей историей».

Двор дома, где жил и умер сын вождя народов, можно смело назвать машиной времени. Как только сворачиваешь с проезжей части, словно попадаешь в несуетное советское прошлое Двор дома, где жил и умер сын вождя народов, можно смело назвать машиной времени. Как только сворачиваешь с проезжей части, словно попадаешь в несуетное советское прошлое Фото: Ирина Ерохина

«КОНЕЧНО, ЗНАЮ, ЧТО В СОСЕДНЕЙ КВАРТИРЕ ЖИЛ ВАСИЛИЙ СТАЛИН...»

Двор дома, где жил и умер сын вождя народов, можно смело назвать машиной времени. Как только сворачиваешь с проезжей части, словно попадаешь в несуетное советское прошлое. Постиранное белье по-прежнему сушат на растянутых меж могучих деревьев веревках, и его не воруют. На клумбах — трава по пояс. Для полноты картины не хватает разве что играющих в домино мужиков и крика чьей-то мамы, зовущей из окна сына на обед. Все это легко представить, закрыв глаза, тем более во дворе почти идеальная тишина. Ее нарушают только размеренные удары хлопушкой по ковру, висящему на турнике.

15-летний Давид обитает в одном из этих домов и знает о том, какая легендарная личность проживала в соседнем. «Я не против, чтобы памятную табличку ему установили, — говорит школьник. — Это наша же история. И двор бы привели в порядок, но только не надо застраивать. У нас тут народ серьезный живет — не дадут. И вообще, надо по этому поводу жильцов собрать».

По словам местных, квартиры в ставшем уже легендарным доме почти не продаются, в основном, переходят по наследству... По словам местных, квартиры в ставшем уже легендарным доме почти не продаются, в основном переходят по наследству... Фото: Ирина Ерохина

«Если какой-то предприниматель хочет установить бюсты, удобно будет людям? — говорит жительница исторического дома, неспешно снимая с веревок постельное белье. — Мы пока не в курсе планов. Жителей надо собирать — обсуждать. Мы знаете какие! Вообще мало что позволяем тут делать. Хотели тут учинить медучреждение с парковочкой, но такое началось! У нас совсем другая атмосфера, как будто в другое измерение попадаешь. Здесь до сих пор живут старики, которые знали Василия, но они не распространяются об этом — привыкли, что лучше молчать, чем говорить. Такое время раньше было».

По словам местных, квартиры в ставшем уже легендарным доме почти не продаются, в основном переходят по наследству... Широкие лестницы просторного подъезда, где проживал Сталин, идеально чисты. Звонок в ту самую дверь не дает результата. Зато откликается соседка Ралия. «Конечно, знаю, что в соседней квартире жил Василий Сталин, — говорит она. — Сейчас там живет старенькая бабушка и дверь не открывает даже коммунальщикам. Я ее видела лишь пару раз, но к ней родственники регулярно приезжают».

Другой сосед, Евгений (его отец работал на авиазаводе диспетчером, и ему выделили просторную трехкомнатную «сталинку»), хоть и был в начале 60-х совсем мальчишкой, помнит Василия очень хорошо: «Мы заселились в 57-м году, а он приехал в 61-м. Выглядел гораздо старше своих лет, и нога у него сильно болела, с клюшкой ходил. Выпивал не больше, чем другие. Если такое и было, то в компании друзей-летчиков и только дома. Если земляки приезжали продавать на базар овощи-фрукты, то обязательно к нему заглядывали. По улицам не мотался, в магазин не ходил — если что надо, кого-нибудь посылал».

«Статью „Растрата“, по которой его посадили, просто официально „пришили“, — вступает в разговор еще один сосед. — Он ведь сразу начал говорить, что отца отравили, и обращался в китайское посольство. Власть угрозу почувствовала — вот его и убрали. А Машка, жена его последняя, приехала через несколько лет и попросила маму, чтобы мы ей помогли. Как раз друг мой в гостях у нас был — и мы вдвоем и она огромные сумки из нарсуда тащили. Им с Василием денег не хватало, вот они деньги занимали, а в залог оставляли антиквариат. Ей ведь не хотели потом назад его возвращать. Она в суд обратилась — и он обязал кредиторов ей все вернуть. Мать ей говорит: „Ну ты хоть покажи, че там“. Она и показала. Как экскурсия в музей! Машка говорит, мол, вот искусство развивающейся Республики Китай. Был резной бивень мамонта, бронзовая скульптура слона, немерено хрусталя, крушовница из серебра. Это были подарки его отцу от Мао Цзэдуна».

Широкие лестницы просторного подъезда, где проживал Сталин, идеально чисты. Звонок в ту самую дверь не дает результата Широкие лестницы просторного подъезда, где проживал Сталин, идеально чисты. Звонок в ту самую дверь не дает результата Фото: Ирина Ерохина

«ДРУГА БУДУ ХОРОНИТЬ В ГЕНЕРАЛЬСКОЙ ФОРМЕ!»

Почти сразу после смерти отца Василия Сталина уволили в запас, а через месяц арестовали и судили за враждебные выпады и антисоветские клеветнические измышления в отношении руководителей КПСС и Советского государства, а также за незаконное расходование и присвоение государственного имущества. Почти 7 лет он провел в одиночной камере Владимирского централа, после чего по предложению председателя КГБ Александра Шелепина и генерального прокурора СССР Романа Руденко был частично амнистирован и досрочно освобожден в январе 1960-го. Но через три месяца его вновь арестовали — «за продолжение антисоветской деятельности» — и отправили в Лефортово. 28 апреля 1961 года он был освобожден и препровожден в Казань, в ссылку. Его поселили в однокомнатной квартире №28 дома №105, что на нынешней улице Гагарина.

Писали, что ему предложили выбор: Казань или Белоруссия. Он предпочел столицу ТАССР: «Поеду в Казань — она ближе к дому, и это Россия». Впрочем, по воспоминаниям казанцев, он рассказывал несколько иначе: на выбор ему предложили Казань, Куйбышев и Свердловск, а наш город он выбрал потому, что «там летчиков много». И действительно, район, где его поселили, считался «авиазаводским» — там жило много летчиков, инженеров, администраторов Казанского авиазавода. Одним из соседей по району оказался военный сослуживец Василия — испытатель Анвар Каримов. Впрочем, говорят, о летном прошлом Василий Иосифович вспоминать не любил, да и местными заводскими делами особо не интересовался, к тому же они были засекреченными. Его летная сущность публично проявилась лишь раз — когда хоронили Каримова, погибшего при испытаниях бомбардировщика Ту-16. Сталин пришел на похороны в генеральской форме, хотя носить ее ему запретили. «Пусть что хотят говорят и что хотят со мной делают, а друга я буду хоронить в генеральской форме!» — отрезал Василий Иосифович. Примечательна история уже о его похоронах. Сын Александр Бурдонский в одном из интервью рассказывал: «Отца хоронили без воинских почестей... В толпе на кладбище я сначала не увидел ни одного военного. Даже удивился. И вдруг обратил внимание на такую деталь: многие мужчины, подходя к гробу, низко наклонялись и раздвигали полы своих пальто. Я понял, что это офицеры, летчики. Так они отдавали дань уважения своему генералу».


К Василию в Казань приехала его жена (четвертая) Мария Шеваргина (по первому мужу — Нузберг) с двумя дочерьми от первого брака — Татьяной и Людмилой. Они познакомились в клинике им. Вишневского, где Василий лечился после тюрьмы, но, как утверждают, были знакомы еще до войны.

«Имущества у них не было никакого, — вспоминал штурман-испытатель Казанского авиазавода Григорий Балакин. — Он получал пенсию 150 рублей. Из ценных вещей у Василия с Марией было только две вазы — подарки Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая. Кстати, жена у Василия была очень симпатичная... И неправда, что он тут беспробудно пил! В одной местной газете писали: Василий умер потому, что за день выпил шесть бутылок вина. Глупость! Во-первых, истощен он был так, что от 150 граммов становился нормально пьяным. Во-вторых, его в октябре парализовало, он совсем перестал на улицу выходить, а умер он в марте. И вообще, он вел нормальный образ жизни, чтобы упивался — ничего подобного... Спокойный, уравновешенный, рассудительный. Одевался как все: средненькие пиджачишко и брюки — обычный мужичишко... Часто было видно: выйдет на балкон (зимой — в унтах, которые ему кто-то подарил) и сидит долго-долго... И никакого зазнайства в нем не было, никогда ничем не бахвалился».

Мария Джугашвили не раз пыталась получить разрешение на перезахоронение останков мужа в столице. После ее смерти в 2002-м приемная дочь Василия Татьяна все-таки добились положительного решения Мария Джугашвили не раз пыталась получить разрешение на перезахоронение останков мужа в столице. После ее смерти в 2002-м приемная дочь Василия, Татьяна, все-таки добилась положительного решения Фото: Ирина Ерохина

ГОСТИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ: «А ГДЕ МОГИЛА СТАЛИНА?»

Поначалу Василий жил в Казани со справкой об освобождении — не хотел менять фамилию Сталин, а это было условием выдачи ему паспорта, но после долгих уговоров властей он все же взял фамилию Джугашвили, на которую ему и выдали документы. Видимо, спокойное поведение повлияло и на то, что Василию решили выделить трехкомнатную квартиру. Но получить ее он не успел — скончался 19 марта 1962 года. Хоронили генерал-лейтенанта при большом стечении народа. На могилу поставили деревянный памятник со звездочкой. Два года спустя фронтовые друзья сменили его на гранитный обелиск.

Мария Джугашвили получила двухкомнатную квартиру в другом доме и в 1963 году устроилась на местный оборонный завод №296 (нынешний «Элекон») — работала радиомонтажницей и контролером, а в 1965-м вернулась в Москву и не раз пыталась получить разрешение на перезахоронение останков мужа в столице. После ее смерти в 2002-м приемная дочь Василия, Татьяна, все-таки добилась положительного решения и тогда же перезахоронила его прах на Троекуровском кладбище, рядом с могилой матери...

Кенотаф Сталина на Арском кладбище идеально чист: ни травинки, посажены цветы, а калитка на ограде закрыта на очищенную веточку Кенотаф Сталина на Арском кладбище идеально чист: ни травинки, посажены цветы, а калитка на ограде закрыта на очищенную веточку Фото: Ирина Ерохина

Кенотаф Сталина на Арском кладбище идеально чист: ни травинки, посажены цветы, а калитка на ограде закрыта на очищенную веточку. Работник кладбища Евгений вспоминает, что раньше на могилу к сыну вождя народов регулярно приезжали целые делегации из Грузии: «Такие столы нам тут накрывали, всех чачей угощали! А после развала Союза больше не приезжали... И регулярно с могилы воровали портрет — приходилось новый заказывать. И стреляли сколько по надгробию — видимо, кому-то он при жизни хорошенько насолил». Кстати, фото, которое сегодня установлено на кенотафе, дал отец одного из сотрудников кладбища. Он был, как сейчас говорят, поклонником Иосифа Сталина. В семейном архиве хранилось огромное количество его портретов, в том числе и вместе с сыном. Вот с одного из них и было сделано надгробное изображение.

«А я ведь участвовал в эксгумации останков Василия, — рассказывает Евгений. — Дочь его приехала, но в стороне стояла, не стала подходить к могиле, когда мы ее вскрывали, — видно было, что волновалась. Достали кости, да переложили в другой гроб». Несмотря на то что Василий Сталин сегодня лежит в Москве, паломничество к нему в Казани не прекращается. Работники кладбища говорят, что во время недавнего чемпиона мира по футболу туда целыми группами приходили иностранцы и просили показать им могилу Сталина.

За порядком кенотафа Василия Сталина уже много лет следит бывшая работница кладбища Надежда Платонова. Раз в неделю она убирается и каждый сезон высаживает цветы.

В апреле 2016 года Алексей Серов обратился в мэрию с предложением установить мемориальную доску на доме, где жил генерал-лейтенант авиации В апреле 2016 года Алексей Серов обратился в мэрию с предложением установить мемориальную доску на доме, где жил генерал-лейтенант авиации Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШ ГОРОД ЧТИТ НЕМАЛО ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, НО...»

В Казани и раньше предпринимали попытку увековечить память Василия Сталина. В апреле 2016 года в то время руководитель фракции КПРФ в Казгордуме Алексей Серов обратился в мэрию с предложением установить мемориальную доску на доме, где жил генерал-лейтенант авиации. «Наш город чтит немало героев Великой Отечественной войны, таких как М.П. Девятаев, М.В. Симонов, Ф.М. Фаткуллин, Н.Г. Столяров, М.Г. Латыпов и многих других,  — говорилось в обращении. — Однако среди них несправедливо забытым по сей день оказалось имя жителя нашего города — генерал-лейтенанта ВВС, непосредственного участника Великой Отечественной войны — Василия Иосифовича Джугашвили (Сталина). В 20 лет он ушел на фронт в звании капитана. За время войны совершил 26 боевых вылетов; сбил 5 самолетов и был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Александра Невского».

И правда, в начале войны Василий Сталин служил в главном штабе ВВС, но человеком он был смелым, как вспоминают знавшие его, летал прекрасно, на фронт рвался, страдал от того, что люди думают, будто он хорошо устроился за отцовской спиной. И наконец, летом 1942 года попал на фронт, а в феврале 1943-го заступил на должность командира 32-го гвардейского авиационного истребительного полка.

Однополчане Василия вспоминали, что воевал он смело, в бой бросался, не думая об опасности. Герой Советского Союза Сергей Долгушин, который был командиром эскадрильи в полку Василия, вспоминал, что Сталин командовал старательно, прислушивался к более опытным летчикам. Но однажды в бою допустил непростительную «старику» (22 года) ошибку: погнался за «фоккером», оторвался от группы, был атакован шестеркой истребителей противника. «Всей эскадрильей мы его выручали, — рассказывал Долгушин. — Вернулись на аэродром. Василий был полковник, а я капитан, он командир полка, а я комэск. В авиации у нас чинопочитание не очень развито. Я отвел его в сторонку и устроил свой „разбор полетов“: отматерил как следует... Вообще-то, мы его уважали, любили и даже немного гордились, что нами командует Сталин».

Однополчане Василия вспоминали, что воевал он смело, в бой бросался, не думая об опасности Однополчане Василия вспоминали, что воевал он смело, в бой бросался, не думая об опасности Фото: commons.wikimedia.org

Василий не раз попадал в трудные ситуации, но уцелел. Должности (командир полка, с февраля 1945 года — командир 286-й истребительной авиадивизии 15-й воздушной армии Белорусского фронта) не позволяли Сталину летать постоянно. Он злился, но поделать ничего не мог. Друг Василия, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Андрей Боровых, рассказывал, что после гибели в воздушных боях сына Анастаса Микояна Владимира, сына Михаила Фрунзе Тимура и исчезновения в бою сына Никиты Хрущева Леонида Василию категорически запретили боевые вылеты. Он звонил отцу, просил разрешить. Тот ответил: «Мне одного пленного уже достаточно!» Тем не менее Василий продолжал летать. По легенде, на боевое задание он уходил без парашюта, чтобы в случае чего не было шанса, что его схватят живым.

Чем же закончилось то обращение Серова? «Ответили, что не против, — рассказал „БИЗНЕС Online“ он. — Но отметили, что, в соответствии с законом, мемориальная доска может быть установлена в честь граждан, внесших выдающийся вклад в развитие различных отраслей деятельности и имеющих государственные награды либо совершивших героические или другие выдающиеся поступки на благо города, республики, России, а это должна рассмотреть экспертная комиссия по монументальному искусству... Тогда ко мне обращались люди, ведь никаким сомнениям доблесть Василия Сталина не подвергается. Если и есть негатив, то он может быть связан с его отцом, а так это дань памяти всем, кто защищал Родину... Но у нас же почтение к советскому периоду на словах, а сами органы власти проводят политику, противоречащую советским идеалам, и все подобное ими воспринимается как красная тряпка... Думаю, все жители двора только поприветствуют инициативу Андрея Белякова. И никакого противоречия в том, что бизнесмен затеял такой проект, не вижу. Это лишний раз показывает, что успешные люди обращаются к достижениям советского периода, что то время, те идеалы социальной справедливости, равных возможностей и социальных гарантий близки нам... Но дадут ли ему осуществить задуманное до конца? А то найдут кучу причин, завалят ворохом бумаг, согласований».

Сергей Миронов: «Конечно, учтем все требования закона и пожелания жильцов» Сергей Миронов: «Конечно, учтем все требования закона и пожелания жильцов» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗНАКОВЫЙ ДЛЯ АВИАЦИИ РАЙОН

Эти опасения категорически не разделяет Миронов. «С огромным удовольствием поддержали идею Андрея Евгеньевича, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Тем более она может стать хорошим примером для других. В наших районах до сих пор не было таких проектов, чтобы какой-то отрасли посвящалась дворовая площадка. Предлагаем концепцию „Я выбираю небо“: двор будет посвящен людям, которые связали свою жизнь с небом, строительством самолетов. А тот факт, что там жил Василий Сталин, не несет политической окраски — это история двора, добрососедства. Это полезно знать. Мы не хотим кого-то увековечить — задача немного другая: рассказать о летчиках-испытателях, инженерах и, соответственно, о жителях этого двора — отцах, дедах, матерях, бабушках наших современников».

По словам Миронова, сегодня двор выглядит несколько заброшенным, пора приводить в порядок зеленые насаждения, есть необходимость в обновлении дорог и в дополнительных дорожках, нужны парковочные карманы, которые ранее не были предусмотрены. В планах этого года — именно обустройство. А вот историческая часть с малыми архитектурными формами требует более длительной проработки — «чтобы было безошибочно». Это на следующий год.

По словам Миронова, сегодня двор выглядит несколько заброшенным По словам Миронова, сегодня двор выглядит несколько заброшенным Фото: Ирина Ерохина

Что же конкретно это будет? «Пока вместе с управлением архитектуры города ищем форму, в которой обо всем расскажем, — говорит Миронов. — Например, думали поставить модели самолетов и на их крыльях сделать короткие исторически аннотации. Можно около подъездов, где жили испытатели, сделать доски, чтобы люди могли прочитать короткую, интересно изложенную биографию конкретного человека, а не просто сухие строчки. Можно к именам живших в этих домах инженеров „привязать“ определенные модели самолетов. При этом, конечно, учтем все требования закона и пожелания жильцов».

Творческую часть проекта ведет главный художник Казани, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства столицы РТ Жанна Белицкая. И — вот совпадение! — она тоже выросла и до сих пор живет в этом дворе. «Конечно, я с детства знала от родителей, что здесь жил Василий Сталин, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Потом в интернете начала информацию искать, фильмы стали появляться, и этот человек сегодня по-другому раскрывается. Слышала, что он, его жена и дети были очень скромными. Так что я и от лица своих родителей, старожилов двора говорю... Какие арт-объекты появятся во дворе, пока сказать сложно. Есть даже предложение установить настоящий самолет, но я предлагаю проще и лаконичнее все сделать. Там есть трансформаторная подстанция, которая хорошо просматривается, из нее тоже можно было бы сделать арт-объект. Есть большая глухая стена, которую тоже можно предусмотреть подо что-то. Есть смысл проработать идеи со студентами факультета дизайна КГАСУ — они могут предложить что-то оригинальное».

Творческую часть проекта ведет главный художник Казани Жанна Белицкая. Она тоже выросла и до сих пор живет в этом дворе Творческую часть проекта ведет главный художник Казани Жанна Белицкая. Она тоже выросла и до сих пор живет в этом дворе Фото: «БИЗНЕС Online»

Идея с настоящим самолетом принадлежит Белякову. «Хоть какой-нибудь попробую купить, — говорит он. — Надо проработать идею с местными авиаторами, с аэроклубом в Куркачах — может, кто поможет». К слову, в Куркачах когда-то хотели сделать авиамузей — автором идеи был председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким. «В Казани история авиации почему-то хранится очень плохо, — рассказал он сегодня „БИЗНЕС Online“. — История с авиационным музеем, который мы когда-то задумали, заглохла. Пройдет время — все вспомнят, что были самолеты, их можно было спасти, для этого не нужны были большие деньги, но время будет потеряно. Но пока еще спасти многое можно... Что касается этого дворика, то я двумя руками за! А Василий Сталин — он же боевой летчик! Он участвовал в создании нашей истории, он продукт того времени. Какая бы ни была история, это история, ее не переделаешь, и к ней надо относиться с уважением».

Подумать не только о «сталинском» дворике предлагает и казанский авиационный историк Ильдар Валеев. «Дома в этой округе строили для авиазавода, и даже ЖКО было заводское, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Там жила заводская элита, например Самат Гилязович Хисамутдинов — главный инженер, легендарная личность; Михаил Маркович Эйдельман — заместитель директора, который для завода очень много сделал; Машковцев Борис Вячеславович, который погиб в ноябре 1973 года при испытаниях первого серийного Ту-22М2; Сталин Василий Иосифович; Губин Николай Денисович — летчик-испытатель военной приемки, фронтовик. До сих пор там живет Эрнст Борисович Мазин — бывший старший военпред завода... А вообще, большинство летчиков обитали через дорогу, в коттеджах, и очень много их было в поселке Урицком. Если пройти к школе, там мемориальная доска Рябченко Тихону Лукьяновичу. У поликлиники жил Осокин Яков Сергеевич — легендарная личность, начальник ЛИСа, который прыгал с горящего бомбардировщика в 1941 году. Рядом — штурман Балакин Григорий Григорьевич. И многие-многие другие. Этот район с точки зрения авиационной истории знаковый, и не только для Казани».

А как вы относитесь к Василию Сталину?
37%Он настоящий ветеран войны, боевой летчик – и этим все сказано
4%Как к сыну тирана, достойному отца, поэтому не надо никаких памятных досок
28%Человек с исковерканной судьбой, а мог бы сделать много
9%Любое напоминание о Сталине – лишнее
21%У него бы поучиться кое-чему нынешним «золотым» мальчикам
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (136) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.09.2018 08:32

Когда взлетишь в небо прошитое трассерами 26 раз
Когда скинешь с этого неба пять стервятников

Вот тогда и порассуждаешь о настоящих и не настоящих ветеранах.

А пока лучше молчи, может за умного сойдешь.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:09

    Лично я не в восторге от таких почестей, но этот притон для гопников давно пора до ума довести. Вся зеленая зона в машинах, вечерами и ночами во дворе все бухают, в подъездах моча. Поэтому я за образцовый двор и мне все равно в честь какого тирана это сделают. Главное прогнать всех этих нищебродов превративших двор в парковку и ночную стоянку, уже это будет большим шагом.

    • Буре
      6.09.2018 09:21

      Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её!
      И.В Сталин

      • Буре
        6.09.2018 09:38

        Раньше элитой были летчики и инженеры
        Врачи и педагоги
        И у страны была мощь и будущее

        • ПанАлекс
          6.09.2018 15:27

          и сыновья руководства страны шли на передовую и погибали за страну и народ! А сейчас детишки обкрадывают страну и народ и живут во "вражеских" странах!

        • Анонимно
          7.09.2018 17:07

          а сейчас элита можоры и чиновники

    • Анонимно
      6.09.2018 09:28

      Лучше приготовьте денежку на стоянку, а потом минусуйте.

  • Оптимист
    6.09.2018 08:09

    Сталин ушел в шинели и сапогах
    Умный был , не суетился
    Нынешним до него очень далеко
    Доброе дело делает Беляков
    Нужное

    • Оптимист
      6.09.2018 11:03

      После войны Сталин узнал, что профессор К. «отгрохал» под Москвой дорогую дачу. Он вызвал его к себе и спросил: «Это правда, что вы построили себе дачу за столько-то тысяч?!» — "Правда, товарищ Сталин", — ответствовал профессор. "Большое вам спасибо от детского дома, которому вы подарили эту дачу", — сказал Сталин и отправил его преподавать в Новосибирск

  • Анонимно
    6.09.2018 08:09

    Главное тут:

    В наших районах до сих пор не было таких проектов, чтобы какой-то отрасли посвящалась дворовая площадка. Предлагаем концепцию „Я выбираю небо“: двор будет посвящен людям, которые связали свою жизнь с небом, строительством самолетов. А тот факт, что там жил Василий Сталин, не несет политической окраски – это история двора, добрососедства. Это полезно знать. Мы не хотим кого-то увековечить – задача немного другая: рассказать о летчиках-испытателях, инженерах и, соответственно, о жителях этого двора – отцах, дедах, матерях, бабушках наших современников

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/394278

  • Анонимно
    6.09.2018 08:10

    ну сейчас повылезают ярые "солжениценские" и начнут опять про тирана , репрессии, и т.д.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:12

    Василий Сталин был сыном Сталина. Больше он ничем не отличается от миллионов других ветеранов ВОВ. Я бы даже сказал, что ветеран он не совсем настоящий. Нафига чего то там "увековечивать"?

    • Анонимно
      6.09.2018 08:32

      Когда взлетишь в небо прошитое трассерами 26 раз
      Когда скинешь с этого неба пять стервятников

      Вот тогда и порассуждаешь о настоящих и не настоящих ветеранах.

      А пока лучше молчи, может за умного сойдешь.

      • Анонимно
        7.09.2018 08:00

        Таких взлетающих были десятки тысяч. Не надо здесь монумент возводить. И большинство из этих тысяч горбом после войны вытаскивали себя со дна жизни, куда их загнала война. А многие так и остались там, в котлованах истории.
        Не умаляя личных заслуг Василия Джугашвили, надо прямо говорить, что он - лишь сын Сталина.
        Как сергей Хрущёв - сын Хрущёва. Как Галина Брежнева - дочь Брежнева.
        вся их общественно-значимая заслуга в том, что они дети владельцев страны. И всё.
        Не будь у них этих фамилий, их бы не знал никто.

        • Анонимно
          7.09.2018 12:42

          и что теперь? Котлован, он и есть котлован. Не досталось место в истории? Думай, почему и как решить.

        • Танюшка
          12.09.2018 15:37

          Да он был просто сын. А сравни теперь детей наших высокопоставленных. Кем работают и чем владеют. Где учатся и живут. А Василий воевал. И о нем же не просто так хорошо вспоминают. Поэтому не нужно ля, ля.

    • Анонимно
      6.09.2018 08:50

      но 5 самолетов он сбил ( пускай 3 из них в группе ), и это сын главы государства , нам с вами такого и не снилось .

    • Анонимно
      6.09.2018 10:56

      Он никогда не кричал "Я - сын Сталина, целуйте мне ноги", он наоборот всегда отца попрекал в том, что все к нему относятся как к сыну Сталина, а он этого совсем не хотел. Он хотел внести свой вклад в Победу, и сделать это самому, без регалий. Где Вы сегодня увидите детеныша важной шишки, который скрывал что он его детеныш? Сегодня фраза "Да ты знаешь кто мой папа" является пропуском. Стыдно

    • Анонимно
      6.09.2018 20:46

      Сталин 5 фашистских самолетов сбил, а вы сколько?

      • Анонимно
        6.09.2018 21:18

        Василий Сталин был хорошим и храбрым лётчиком. По понятным причинам, он сделал стремительную карьеру и затем летал, возможно, не так часто, как хотел и мог бы. Но считать его асом не стоит. Лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352, считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии записали на свои счета по 100 и более побед, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (по непроверенным данным, общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Сбившим наибольшее количество самолётов асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, на счету которого 64 самолёта.

        • Анонимно
          6.09.2018 21:50

          Реалист.
          Прежде чем фашистов нахваливать, сначала удосужились бы узнать методики подсчёта с нашей и с немецкой стороны. Наши считали за сбитый самолёт тот, падение которого подтверждали
          наземные наблюдатели, или несколько пилотов. Фашисты же за сбитый считали не упавший самолёт, а тот в который попали и который выбыл из боя. Вот откуда эти якобы сотни сбитых "асами люфтваффе".

          • Анонимно
            6.09.2018 22:09

            Знаю я эту методику, но всё объясняется по-другому - "Как ни странно, иметь свыше 300 воздушных побед и Хартман, и Баркхорн, и другие немецкие летчики, в принципе, могли. И надо сказать, что многие из них обречены были стать асами, так как являлись самыми настоящими заложниками гитлеровского командования, бросившего их на войну. И воевали они, как правило, с первого и до последнего дня.
            Летчиков-асов Англии, США и Советского Союза командование берегло и ценило. Руководство перечисленных военно-воздушных сил считало так: раз летчик сбил 40 -50 самолетов противника, значит, это очень опытный пилот, который может научить летному мастерству десяток талантливых молодых ребят. И пусть каждый из них собьет хотя бы по десятку самолетов противника. Тогда в сумме уничтоженных самолетов получится гораздо больше, чем если бы их сбивал оставшийся на фронте профессионал.
            Вспомним, что нашему лучшему летчику-истребителю Александру Покрышкину уже в 1944 году командование ВВС вообще запретило участвовать в воздушных боях, поручив ему командование авиационной дивизией. И это оказалось правильным. К концу войны многие летчики из его соединения имели на своем боевом счету более 50 подтвержденных воздушных побед. Так, Николай Гулаев сбил 57 немецких самолетов. Григорий Речкалов — 56. Полсотни вражеских самолетов записал на свой счет Дмитрий Глинка.
            Аналогично поступило и командование американских ВВС, отозвав с фронта своего лучшего аса Ричарда Бонга." http://army-news.ru/2012/11/vozdushnye-asy-vtoroj-mirovoj-oni-byli-luchshimi/

  • Анонимно
    6.09.2018 08:13

    Люди (далеко не только Сталин), поднявшие на крыло авиационную отрасль, благодаря которой и сейчас живет Казань и полстраны, достойны не только памятника во дворе.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:14

    Достойные человек. Ни что его не сломало, ни война, ни тюрьмы. Принципиальные, сильные личности эти Сталины. Не каждый может отдать сына родного на растерзание врагу... Покойтесь с миром великие люди

    • Анонимно
      6.09.2018 08:59

      Особо принципиальной была Светлана Алилуева, наиболее верно оценив наследие отца.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:20

    Летчики, которые жили в Казани, это особая каста. Культурные, дисциплинированные, умные, красивые люди.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:20

    Вообще, только не обижайтесь, если что, но это всё давным-давно никому не интересно. Было и прошло. И только ностальгирующие пенсионеры и примащивавшиеся к ним псевдопатриоты чего то там пытаются вытащить из нафталина.
    Двор там прекрасный, большой, там нужен сквер с нормальным общественным пространством. Этого достаточно.

    • Анонимно
      6.09.2018 09:24

      Судя по-вам, есть люди которых еще корежит от этой инициативы)..

    • Анонимно
      6.09.2018 09:49

      И только ностальгирующие пенсионеры и примащивавшиеся к ним псевдопатриоты чего то там пытаются вытащить из нафталина.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/394278
      вы знаете, кроме пенсионеров и патриотов, есть еще просто ЛЮДИ. например, Беляков. вам, похоже, не понять....

  • Анонимно
    6.09.2018 08:22

    "Заводская элита" - круто звучит, да. Как из фантастического фильма, ничего не имеющего общего с реальностью.

    Там жила заводская элита, например, Самат Гилязович Хисамутдинов – главный инженер, легендарная личность; Михаил Маркович Эйдельман – заместитель директора, который для завода очень много сделал; Машковцев Борис Вячеславович, который погиб в ноябре 1973 года при испытаниях первого серийного Ту-22М2.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:23

    Летчики, врачи, инженеры, заводчане... Такую страну потеряли.

    • Анонимно
      6.09.2018 09:18

      Ага, шли от социализма к коммунизму и по дороге страну потеряли )))

      Самое смешное, что многие до сих пор ищут - где же советский союз, ну ведь тут где то был, точно помню, сюда положил )))

  • Анонимно
    6.09.2018 08:30

    Спасибо всем, я там во дворе в 22 доме деньги вложил, квартиру купил, «сталинка» называется, огромная такая, теперь на неё цена вырастет. Ура! Спасибо товарищу Сталину, стало быть. Лозунг живёт и актуален по сей день!!!

  • Анонимно
    6.09.2018 08:31

    Раз нет авиационной отрасли, так хоть память о ней останется

  • Анонимно
    6.09.2018 08:31

    А в наше время сынки генералов и руководителей страны где живут, чем занимаются??

    • Анонимно
      6.09.2018 11:00

      Есть такой остров, там всегда смог и туман, и любят вольяжно чай пить)) Еще второе место есть, но это целый материк, за океаном))

  • Анонимно
    6.09.2018 08:32

    Детей с малых нет надо приучать к небу. Памятники, таблички, экскурсии на завод, встречи с ветеранами. Может, будет шанс...

  • Анонимно
    6.09.2018 08:36

    Сын реального отца всех народов.
    Современным псевдолидерам никогда не достичь того что сделали Сталин и Брежнев.

    • Анонимно
      6.09.2018 09:21

      Интересно, чего же они сделали? И самое интересное, куда же оно все делось?

      • Анонимно
        6.09.2018 11:01

        Они сделали страну, державу, настоящую державу, а не то что сейчас называют державой. А то куда все это делось - сделали те кто был после них.

        • Анонимно
          6.09.2018 14:11

          Если бы сделали настоящую, она бы не рассыпалась за пару лет )))

          • Анонимно
            6.09.2018 16:10

            Настоящая сейчас бы рулила миром, а Калифорния воевала бы с Техасом, словно нынешняя Украина с Россией.

      • Анонимно
        6.09.2018 12:12

        Ну а ты оглядись. Все где ты живешь, где производится российские товары и чем воююется, например в Сирии, сделано на 80% во времена Брежнева и Сталина.

        • Анонимно
          6.09.2018 16:16

          Мой автомобиль произведен в Германии, телефон в США (собран в Китае), еда точно из колхоза. А чего там стреляет в Сирии, мне по-барабану.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:39

    Лично для меня отношение к Сталину это тест на порядочность человека.


    Чем дальше от Сталина, тем ближе к Гитлеру.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:45

    Там по диагонали от 105 дома есть сквер между домами 193 и 189 по улице Декабристов, на доме 193 есть мемориальная табличка летчику Т.Л.Рябченко (тоже знал В.Сталина) и маленький макет самолета у дома, так может его облагородить и благоустроить? Есть ведь уже начало и макет самолета сделан!

    • Анонимно
      6.09.2018 22:00

      Полковник Рябченко Василию Сталину лейтенанта давал в 1939г. В Каче (авиа-школа) в Севастополе.

  • Анонимно
    6.09.2018 08:51

    Респект Белякову А.Е.! Нет будущего без прошлого!

  • Анонимно
    6.09.2018 08:54

    На доме Гагарина 89/55 где в подъезде №7 жил директор завода №22 Копылов, до сих пор нет его памятной доски. А сам двор в очень плохом состоянии.

    • Анонимно
      6.09.2018 09:26

      Скинтесь двором - повесьте памятную доску и двор в порядок приведите..

  • Анонимно
    6.09.2018 08:56

    Сталин - это порядок, это недосягаемая высота, вот и злятся злопыхатели. Жалко, что он не успел ещё многих вывести на чистую воду. Было бы меньше сегодня тех, для кого чем хуже в стране, тем лучше.

    • Анонимно
      6.09.2018 10:17

      Себя-то небось относите к той части, которая сажала, охраняла и стреляла?
      "Порядок".... Найдите и почитайте, к примеру, "Акт приема-передачи Наркомата Обороны СССР от Тимошенко Ворошилову" (или наоборот, вечно путаю), от января 1940 года. На тот момент "совершенно секретный", а сейчас рассекреченный.
      Увидите, какой "порядок" был в РККА. Развал дисциплины, пьянство, драки между солдатами и командирами, барские замашки командиров, зуботычины, воровство (да-да!). Показуха, очковтирательство, вранье. Очень низкое качество обученности войск, вместо боевой учебы имитация (устройство оружия изучали по плакатам) и сплошная политинформация, состояние боевой техники ужасное. Короче, все то, что потом и вылезло в 1941, и привело к гигантским потерям.
      Такая же ситуация была по всей стране. Достаточно почитать газеты 1937-38 годов, раздел "Письма с мест".
      Люди криком кричали, что зарплаты не выплачивают по несколько месяцев, что из-за бесконечных авралов постоянные аварии и поломки, что начальники равнодушны к нуждам трудящихся. Понятно, что это спиысывали на "вредителей". Но картина видна отчетливо- система работала плохо, только под страхом смерти и лагеря. Зарплаты были маленькие, в госмагазинах ни черта не было, на рынке дорого. С 1940, кстати, ввели плату за обучение в старших классах школы и в вузах. Рабочая неделя еще с 30-х годов была с ОДНИМ выходным днем (недели были отменены, введены "шестидневки"). Декретный отпуск был один месяц. Постоянно были "займы" и "подписки", на которые регулярно изымалась часть зарплаты, и попробуй откажись, тут же попадешь во "враги народа".
      Интересно, многие из тех, кто тут тоскует о "порядке", согласились бы, чтобы получать, допустим, нынешние 15 тыр (при нынешних ценах), из них отдавать в виде "займа" (помимо налогов!) тысячи 2-3, при этом не имея права сменить место работы (с 1940 было запрещено!), работая регулярно сверхурочно, да еще периодически оставаясь на разные собрания? Это не считая того, что нужно было постоянно следить за языком, чтобы не сболтнуть чего-то лишнего, причем что такое "лишнее", никто толком не знал. И доносы писали не НКВДшники, а свои же соседи, друзья, даже родственники. Хотели бы жить в такой атмосфере?
      Думаю, дураков таких сейчас не найдется.
      Нынешние "сталинолюбы" просто плохо знают тогдашнее житье.

      • Анонимно
        6.09.2018 10:39

        Просто для сведения. В 1940 году уже шла мировая война. Несколько европейских стран изчезло с карты.
        Бесполезно натягивать наши современные представления на то время.

      • Анонимно
        6.09.2018 10:50

        а, может, наоборот - нынешние сталинолюбы хорошо знают прошлое и сравнивают с настоящим. И выбор не за последним

      • Анонимно
        6.09.2018 10:56

        Чем нам тут архивы аргументировать,посмотри,что сейчас твориться в стране!Раньше,кто работал,тот жил достойно!А мешали им жить типа тебя кляузники и сексоты!!!

    • Анонимно
      6.09.2018 16:13

      Сталин = палач советского народа.

      • Анонимно
        7.09.2018 07:41

        Мой дед, ветеран войны, отец которого к тому же побывал в тюрьме в те годы (и был выпущен по результатам следствия) до конца своих дней относился к Сталину с огромным уважением и почетом.

        Догадайся с трех раз, кому я больше склонен верить. Тебе или ему.

        Лучше помолчи.

      • Анонимно
        7.09.2018 09:59

        Нам бы такого палача сегодня! Российский народ жил бы в достатке, уверенный в завтрашнем дне. А воровские чиновники и коррупционеры в ссылке на Северном полюсе.

        • Анонимно
          7.09.2018 14:42

          А вот Вы бы могли бы и не жить, если бы на Вас соседи зачем-то обиделись и кому надо настучали!

  • Анонимно
    6.09.2018 09:19

    Злопыхатели!!!
    Да..да...я к вам обращаюсь....По-вашему...Хранительницы...и "Бизоны" в металле....Этот тот образ...который вам по душе???
    Респект Белякову...если доведет до конца...начатое.
    В.Сталин--Великая Личность....и с этим необходимо считаться....
    История -она такая....

  • Анонимно
    6.09.2018 09:23

    Живем в соседнем доме - так и есть, место особенное и люди особенные, мигранты сюда даже не лезут. Хотелось бы сохранить эту атмосферу, но есть сложность - одинокие пожилые люди, живущие в комнатах ( квартиры с подселением) и нуждающиеся в социальной защите. Их не мало.

  • Анонимно
    6.09.2018 09:30

    Он настоящий ветеран войны, боевой летчик – и этим все сказано
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/394278

  • Анонимно
    6.09.2018 09:30

    Московский, Кировский и Авиастроительные районы обладают большой историей!!!

  • Анонимно
    6.09.2018 09:31

    Я понимаю Миронова , стремящегося создать туристскую привлекательность района локальными хайповыми точками. Но к теме пусть даже косвенно перекающимися с ВОВ это нельзя. Есть куча проектов инициативных групп связанных с авиацией. Это и воссоздание Пе2 в Казани. И изучение перегонщиков с Капо . Вообще памятник труженикам ,капо испытателям и перегонщикам Пе2 смотрелся бы полно и охватывал тысячи судеб и подвигов. Акцент на Василие вызовет неоднозначные пересуды. Главе есть чем заниматься... Мусор, ливневки, капиталка. ДК Ленина отремонтировали а он пустой. Для народа. Юдинское ДК тоже непонятно по заполнению.. разогнали всех. Белинского рассыпается. У народа бы спросил . У стариков надо ли Василию ставить бюст... Перед тем как идеями сыпать.

    • Анонимно
      6.09.2018 09:40

      Там и нет акцента на Василие. Там как раз на авиации

    • Анонимно
      6.09.2018 11:45

      ДК Ленина не пустует, каждый вечер мимо проезжаю - битком заставленная стоянка, в фойе полно людей, многие ходят на кинопоказы. Много чего там еще можно сделать, конечно, но ДК развивается

    • Анонимно
      6.09.2018 12:39

      У народа надо спросить, но делать самому, с толпой дела не делаются (народу важно, толпе безралично).

  • Анонимно
    6.09.2018 09:39

    Жаль, что перезахоронили.
    А вообще кладбища в ужасающем состоянии.
    Надо объявить запрет на все эти ограды и демонтировать их. Металлолом опять же...

  • Анонимно
    6.09.2018 09:45

    Поклонники опять пытаются заклинаниями и "талисманами" вызвать дух советского союза. Думают он вернется )))

  • Анонимно
    6.09.2018 09:50

    Каждый конечно хозяин своих денег и если решил человек что то сделать полезное то не надо его отговаривать.Но тут желательно посмотреть на вопрос шире.А почему не повесить на каждый подъезд доски памятные с фамилиями тех же лётчиков-испытателей.Практически в каждом доме там они жили .Вот и перестанет народ гадить в подъездах.Хотя и в других квартирах жили в те времена тоже не тунеядцы а простые работяги которые каждый день делали самолёты.А насчёт увековечивания ссыльного царевича так тоже достоин обычной памятной доски как и остальные лётчики но не больше.

  • Анонимно
    6.09.2018 10:20

    Облагораживание началось с того, что вырубают все деревья. Прямо все 47 деревьев. Во дворе. Разве так чтят память великих людей.????

    • Анонимно
      7.09.2018 19:55

      спиливают то что валится из года в год - больные деревья

  • Анонимно
    6.09.2018 10:41

    Кстати, по поводу Сталина. Как-то в конце 70-х мы с отцом шли по Ершова мимо тогдашнего трампарка, и отец показал мне крышу какого-то дома, стоявшего за трампарком среди деревьев в парке (примерно, где сейчас санаторий "Казанский"). Сказал, что этот двухэтажный особнячок построил главврач Татвоенкомата (в военное время) на взятки, полученные за отмазку от фронта.
    Я был подростком, многого не понимал, удивился- а как же НКВД, партийное начальство? Отец усмехнулся- НКВД и партийное начальство тоже жить хотят, и их сыновья жить хотят. Поэтому и сами отмазывались, и этого прикрывали.
    А "патриотизм"- это для "населения". Дед (отец отца) был сам "ответственным работником", хотя и мелким, и много чего знал.
    Сам отец в 16 лет в 1941 встал к станку на завод, как исполнилось 17, "сбежал в армию", "чтобы, наконец, перестать голодать". На фронт попал в 1944, выжил в Будапештской мясорубке зимой 1945, был ранен, контужен, награжден "За отвагу". Потом с Японией повоевал.
    Несмотря на членство в партии, к Сталину относился плохо. Считал, что Сталин подрубил корни народа. Убил инициативу, посеял страх, апатию и равнодушие.
    Что в итоге и сгубило СССР, а теперь губит РФ.

    • Анонимно
      6.09.2018 10:55

      Дед - деревенский сирота. Устроился на завод, был обычным работником, не начальником. Но денег хватало, чтобы содержать семью. Потом стали давать разные награды за хороший труд. На отдых и к родным летал на советских самолетах вместе с семьей и внуками. Еды хватало. На одежду тоже, но бабушка сама шила. Созданная система (Сталиным, очевидно) позволила ему из никого встать на ноги, просто честно работая.
      Что в итоге и позволило развить СССР

    • Анонимно
      6.09.2018 10:57

      Апатию и равнодушие создал застой и уравниловка Брежневской эпохи.
      На этой волне усталости от застоя и прорвался к власти Горбачев. Вот плоды трудов которого до сих пор расхлебываем, и будем расхлебывать долго-долго.

    • Анонимно
      6.09.2018 10:58

      10:41 Не поленитесь, зайдите на БО от 04.09.2018. Там есть статья о небольшом особнячке в Англии.

  • Анонимно
    6.09.2018 11:00

    Респект Белякову!!! У меня до сих пор портрет Сталина висит дома. Мой дед в атаку ходил с этим именем,отец был предан ему. И детей я своих учу уважать прошлое.

  • Анонимно
    6.09.2018 11:01

    За домом такой приятный частный сектор стоит. Коттеджи огромные красивые! Прям глаз радуется!

  • Анонимно
    6.09.2018 11:03

    После "приведения двора в порядок" уйдет атмосфера добрососедства и аура двора.

  • Анонимно
    6.09.2018 11:16

    Кто посеял полное равнодушие--так это сегодняшнее олигархические правление.

  • Анонимно
    6.09.2018 11:24

    А ведь много и других воспоминаний о Василии Сталине, где он выглядит заносчивым засранцем. Это после войны, когда он там командовал ВВС Московского военного округа. Даже батя его был вынужден прогнать его с этой должности за пьянку и неподобающее поведение, за оскорбление командующего ВВС страны на государственном приеме. Да, дело и в не в этом. Все эти восхваления Сталина - это очень плохой симптом для общества. Представляю Германию, где в ее восточной части, бывшем ГДР, из-за наплыва мигрантов, а это только внешняя причина, там их намного меньше, чем в западной части, началась ностальгия по временам гитлеровской Германии. И даже стали бы где то там, вытаскивать портреты Гитлера, убеждая всех, что во его времена был порядок. Да и немцы стали жить после Первой мировой войны намного лучше. Что поднял тяжелую промышленность, запустил производство самолетов, танков. А по числу подводных лодок вышел на первое место в мире. И т.д. И ведь стали посещать памятные места, где жил, родился их бывший вождь, да и другие вожди третьего рейха. Власти даже пошли на такие шаги, как уничтожение тех самых памятных домов. И ведь эти явления одного порядка. Правда, отличие только в том, что один проиграл войну, а другой его выиграл. Но какими усилиями? Народу вот не живется в нормальном обществе, им нужен вот такой усатый, который гонял бы их, и они бы жили в страхе. Если раньше боялись бога, то сейчас им нужен реальный страх перед такими вождями.

    А ведь, сей товарищ вырезал весь цвет интеллигенции страны, загнал остальных в шарашки, загнал свободу в тюремные робы, согнул народ в дугу и выпорол его. А этот народ ему за это благодарен. Точнее, не весь, а вот некая часть. Но тенденция опасная. Идет нарастание влияния тех, кто готов по новой поставить народ в некую позицию, называемая в народе раком.
    А.Б.Гефакт.

    • Анонимно
      6.09.2018 12:39

      Народу вот не живется в нормальном обществе// Сейчас оно такое? Есть небольшие сомнения..

      • Анонимно
        6.09.2018 13:09

        У вас были все возможности создать нормальное общество, но вы опять погнались за образом вождя в лице Путина, ожидая от него чуда. Ведь большинство в начале 2000 - х увидело в нем человека из ЧК, который вот наведет порядок. Кого-то там раскулачит, кого-то отправит на лесоповал, и наступит у народа счастье. Ну еще дяде Сэму покажет кукиш. Вот с кукишем вроде получилось. А с остальным не очень. Но народ не унывает. Все ждет, когда, наконец, он за дело возьмется или вон новый такой же суровый с усами появится. И даже на горизонте то и появился один такой, правда оказался больше колхозником, который клубникой приторговывал на базаре. Народы даже воспрял немного. Но нет. Ждем дальше появления усатого, а пока вот дворы в его честь приводим в порядок.
        А.Б.Гефакт.

        • Анонимно
          6.09.2018 13:59

          но вы опять погнались за образом вождя в лице Путина, ожидая от него чуда.// Несомненно, так. Вообще, общество в России уже никогда не сплотить. Пропагандисты времён перестройки и ельцинской эпохи успешно выполнили свою миссию. Сейчас у народа в голове такааая каша! Причинно-следственные связи не учитываются, присутствует исключительная вера в вышестоящих, мыслят радикально! Это - плохо, это - хорошо. Примитивно мыслят. Поэтому о создании "нормального" общества, говорить не приходится. Изначально, благостные порывы были задавлены определённым кругом лиц, оказавшихся, (элементарно) нахрапистее, наглее, напористее!. И - всё! Это - надолго.

    • Анонимно
      6.09.2018 12:48

      А где Поц? Почему рядом нет комментария Поца?

      Поц! Твоя мама дома?

      • Анонимно
        6.09.2018 13:59

        А он то вам зачем? Да еще маму его завете? Думаю, у Поца только папа может быть. Так что вам его надо звать, может поможет.
        А.Б.Гефакт

  • Анонимно
    6.09.2018 11:37

    Самое главное не допустить новую застройку в этом квартале и оставить насаждения.

  • Анонимно
    6.09.2018 11:38

    Да это были настоящие люди-титаны, таких больше нет и не будет. В детстве до дыр зачитывал книги Пикуля, Рыбакова - верил во что-то надеялся на светлое будущее . Да и сейчас все очень хорошо у меня, но вот что то неуловимое как будто ушло навсегда. Грустно очень.

  • Анонимно
    6.09.2018 11:50

    Гагарина - одна из улиц моего детства. Очень хорошее начинание, приветствую и желаю успешного воплощения.
    И пусть это будет только началом!

  • Анонимно
    6.09.2018 13:25

    Мой отец ,ветеран войны -авиации дальнего действия,очень хорошо о нем отзывался.В 45 году его часть подчинялась Василию Сталину и отец всегда вспонинал как 9-го мая перед строем об окончании ВОВ объявил В.Сталин и очень много про него рассказывал. Жаль что отец рано умер,в 1983г.в возрасте 60 лет.Многого не успел рассказать!

  • Анонимно
    6.09.2018 13:48

    Азат Д

    А при жизни Сталина, там была улица Гагарина?

    • Анонимно
      6.09.2018 17:00

      Кстати, хороший вопрос (к автору комментария это не относится)

      • Анонимно
        6.09.2018 18:08

        Ул. 11-я Союзная Решением исполкома гКазани переименована в ул.Гагарина в 1961г.

    • Анонимно
      7.09.2018 09:26

      Малограмотны но многописучий Д. Гагарин полетел, после смерти Сталина.

  • Анонимно
    6.09.2018 14:04

    Надо обязательно увековечить память сыну Сталина Василию!

  • Анонимно
    6.09.2018 14:26

    На Сибирском тракте, возле магазина Лего, случайно наткнулся на табличку на доме: здесь жил Михаил Девятаев...
    Находился под впечателнием целый день - герой войны, которого знает весь мир, и скромная табоичка на очень скромном доме-хрущевке.
    И из головы не выходит статья в БО про бывшего главного налоговика нашего, депутата ГД Хайрова Р.Ш., купившего через свою дочь в Англии особняк за 3 млрд.руб.
    Что мы оставим после себя, какую память потомкам?
    Эпоха Героев уходит, пришло время грязной пены, каким-то образом всплывшей на самый верх.

  • ПанАлекс
    6.09.2018 15:34

    Как неоднократно писал известный писатель Бушков (для нас с Шантары он Сан Саныч) - его отец, который в составе сибирских дивизий, прибывших под Москву в ноябре 1941, неоднократно говорил, что он и его соратники остались живы в битве под Москвой только потому, что ими Руководил Сталин, а не Жуков...

    • Анонимно
      6.09.2018 16:17

      Отец Бушкова не понял простой вещи: до Москвы Гитлер дошел только благодаря тому, что Сталин наделал множество ошибок перед войной и слишком доверял фюреру...

      • Анонимно
        6.09.2018 16:55

        Вы не правы, когда говорите, что Сталин наделал много ошибок и Гитлер дошел до Москвы.

        Гитлер не смог взять Москву за пару недель, как брал другие великие столицы других государств. Да, героизм народа. Но и:

        1) В целом реформированная армия. Созданные продуманные линии защиты (Бресткая крепость, например). Гитлер не смог осуществить блицкриг, т.е. одним ударом разрушить Красную Армию, именно из-за этого.

        2) Не целиком, но вовсю шло переоснащение. Тот же танк КВ - мощный танк. Другое дело, что не столь маневренный. Но он давал бой. И к тому моменту, напомню, уже был разработан Т-34, хотя и массового не был в производстве. Плюс другие разработки. Из ничего родился или все-таки было понимание у руководства страны и перед инженерами поставлена задача?

        3) Созданная в СССР промышленность смогла обеспечить производство, по мощи сопоставимое со всей Европой. Бог послал или все-таки индустриализация и план по развитию экономики?

        А вот роль Жукова, как отца победы, хорошо бы пересмотреть.

        • Анонимно
          6.09.2018 17:21

          Дополню. Сталина обвиняют в том, что он не поверил. Но при этом Балтийский флот почему-то был готов встретить немцев и флот почти не понес потерь. Или авиаполк под Одессой. Где-то не просто дали отпор, а выбили немцев обратно. Но были вынуждены отступить, чтобы сохранить общую линию фронта.

          О том, что Сталин (а, например, не некоторые генералы саботировали приказы) не был готов, мы поверили, прочитав мемуары Жукова. Но у него был свой интерес...

        • Анонимно
          6.09.2018 18:26

          За первые 6 месяцев войны Ваш "гениальный" Сталин потерял большую часть европейской территории СССР. То, что произошло летом и осенью 41 г. с Красной Армией, выходит за все рамки обычных представлений. История войн такого еще не знала. Потери пленными и пропавшими без вести в 1941 году составили (в процентах от „среднемесячной списочной численности личного состава") [35, с. 234-244]:
          - на Северо-Западном фронте - 55%;
          - на Западном фронте - 159% (это не опечатка, фронты постоянно получали пополнение, поэтому суммарные потери могут быть больше 100% от среднемесячной численности);
          - на Юго-Западном фронте - 128%;
          - на Южном фронте - 49%. и около пяти миллионов своих солдат убитыми и военнопленными. И Вы после этого пытаетесь его обелить...

        • Анонимно
          6.09.2018 20:44

          Читая такие комменты, удивляюсь. Человек или полностью историю тех времен не знает, или уже по новым учебникам стали такую чушь нести. Тогда по порядку.
          1. То что Сталин отодвинул линию обороны на Запад, точнее он сделал вот что. Почти десять лет строили укрепрайоны на старой границе. потратили кучу денег, огромные ресурсы. Столько бетона было туда уложено, сколько железа. Одних только дзотов и дотов было понастроено куча, многие артплощадки уже были пристрелены почти до метра, команды натренированы. Были бункеры со складами, которых не одна авиационная бомба не могла взять. И вот пожалуйста, все это оставили и стали перебрасывать войска к Бресту, к новой линии. Есть интересный рассказ одного из участников той войны, где он рассказывает о том, как отступая со своим взводом, дошли до этих старых укреплений. Он там уже служил и они смогли закрепившись там, удерживать почти целую немецкую дивизию почти неделю. Там проходила дорога среди лесов и болот, а железобетонные доты и дзоты стояли как раз на пути. И только то, что у них не осталось боеприпасов, не дали возможность и дальше сдерживать противника. А Брестскую крепость немцы просто обошли и двинулись дальше, захватывая в кольца миллионные войсковые соединения.
          2. Блицкриг у него не вышел по одной простой причине. Не ожидал он такого быстрого продвижения своих войск в начале войны. Танки Гудриана остановились миновав Смоленск по одной просто причине. Не было горючего для танков, обозы сильно отстали. А так могли одним махом и Москву захватить. После того как Жуков на самолете сам облетел позиции войск, была потеряна управляемость войсками, увидев, что перед Москвой нет ни одного войскового соединения, срочно бросил перед немцами курсантов войсковых училищ, да просто учеников ФЗУ с палками для имитации винтовок перед немцами. Это кстати сработало. Немцы увидел какие-то укрепления, людей бегающих с подобием винтовок в окопах, стали ждать прибытия основных танковых сил, данных разведки, бомбовых ударов по позициям.
          3. В первые же месяцы войны вся эта хваленная промышленность осталась в оккупированной части страны. И уже за счет помощи союзников, которые обеспечивали практически всем, начиная от бронированных стальных прокатов, ВВ, да, просто снарядов и бомб, танков, самолетов, автомашин и была возможность держаться, а усилиями 15-17 летних пацанов и стариков на Урале, по новой воздвигать новые заводы во время уже войны в зимние холода.
          4. Все танки практически были потеряны во время первых недель войны, практически все самолеты уже были разбиты на своих аэродромах.
          Это и есть победа Сталина и его полководцев. Только закидав врага трупами своих солдат смогли остановить врага, а потом повернуть его движение назад. И на это потребовалось почти четыре года войны. Да и враг то был разбит из-за того, что у него не было просто материальных ресурсов для продолжения войны.
          А.Б.Гефакт

    • Анонимно
      6.09.2018 16:59

      Про Жукова многие говорили тогда, что весь его талант - забрасывал трупами. Сейчас про это не принято, поскольку есть версия, что именно он причастен к отравлению Сталина, но хотя бы в рамках итогов Великой отечественной было бы полезно вскрыть документы и выяснить талант полководца.

  • Анонимно
    6.09.2018 16:21

    Какой то сталин, какие то самолеты, боже, как это СКУЧНО! "Сто" лет прошло, успокойтесь вы уже.

  • Анонимно
    6.09.2018 17:26

    полный детский сад. Всем же понятно, что коммунисты хотят, чтобы в нашей столице был памятник с фамилией "Сталин", и все понимают, какой Сталин будет стоять за этой фамилией - тот самый, у которого руки по локоть в крови нашего народа.

  • Анонимно
    6.09.2018 18:04

    Как всегда вокруг памяти о такои сложной и неоднозначной личности, полно свидетелей и чуть ли не друзей с фейками и стебом.Мое личное мнение об этой истории и некоторых проблемах, выходящее за рамки могильной темы. 1.Непростительная ошибка, тогдашних властей республики, не буду называть фамилии умерших, допущение перезахоронения фронтовика, генерала В.И. Сталина,умершего в Казани. Сляпанный на месте могигы кенотаф,большое,конечно, спасибо женщине заботящейся о нем, но это пародия на могилу.2 .Не отношусь к упертым сталинистам, но то, что вытворялось вокруг памяти Главковерха Сталина,включая, непристойное выдворение,тела из мавзолея,под стишки поэтов -прихлебателей,ладно еще песню об этом позорище не написали и полную ликвидациб любых памятных знаков с его именем ,считаю верхом безобразия.К сведению либерастов-ельцинюков,и других типов, любящих поболтать о переписывании истории на западе, сообщаю, что в Париже есть станция метро Сталиннрадская, а в Брюсселе проспект такого же названия.3.Без комментариев. В годы войны сыновья вождей, начина с главного , служили в армии и принимали участие в боевых дейстсиях, некоторые погибли.То, что ,сейчас пытаются, хоть как- то ,напомнить о фронтовике генерале, считаю правильным, не вижы ничего плохого если власти установят на доме и мемориальную доску, что здесь жил фронтовик, генерал-лейтенант В.И.Сталин.

  • Анонимно
    6.09.2018 18:45

    Историю надо помнить и уважать. А не подстраивать под правящий режим

  • Анонимно
    6.09.2018 19:43

    Ликвидаыия могилы Василия Сталина и перезахоронение были проведены с санкции правившего тогда республикой товарища Табеева.От оценки всей деятльности, этого почетногого гражданина Казани,с весьма неоднозначной репутацией, выходшей за рамки темы поста, воздержусь.

    • Анонимно
      6.09.2018 22:49

      19:43, зачем вы пишите чушь про причастность Табеева к перезахоронению В.Сталина. Перезахоронение было в 2002 году, а Табеев к этому времени уже 23 года как не являлся руководителем республики. Но правильно, что воздерживаетесь от оценки всей деятельности Табеева - вам нельзя давать никаких публичных оценок, так как ваши суждения вытекают из ваших инсинуаций.

      • Анонимно
        7.09.2018 00:27

        22.49.С арифметикой явно не дружите,а подсчеты,явное вранье.Табеев стал первым секретарем обкома в октябре 1960 г. и пребывал таковым 18 лет,сохрасняя влияеи и после ухода на ряд республикансаих решений, и в частности вопрос о перезахоронении Сталина был предрешен еще при нем.Поэтому ваше заявление,что к 2002 г.он 23 года не являлся руководителем республики , будем считать самокритичеой оценкой своего интеллекта.Оценку этому амбициозному человеку,случайно попавшему в обком из средненьких доцентов КГУ, и так и не сумевевшим стать доктором наук с Казани,человека с низким уровнем нравственности,покрывшим республику тьмой охотничьих домиков,для увеселений разного рода, для вышестоящего начальства и ближних бояр,культивировавшим подхалимж, загубившего сделаннле Игнатьевям и Фсеевым по развитию татарской школы и культуры не даю, ибо эта другая тема. Замечу только,что именно он, выслуживаясь перед центром, чуть не довел добычу нефти до экологической катастроы юго- восток республики. Почти все,что он делал в экономике, включая авиацию и нефтехимию ,развитие начатого первыми секретарями обкома Муратовым и Игнатьквым ,о которых почему то, постоянно забывают.Единственно заметная и безусловная заслуга Ф.А. Табеева, то, что несмотря на ожесточенное сопротивление Косыгиеа и Байбакова,он сумел убедить Л.И. Брежева, разместить автогигант на Каме,а не в Сибири, как те предлагали.И то, что он крестный отец, знамеитой теперь нижнекамской аггломерации,сомнению не подлежит и улица в Челнах,заслуженно носит его имя.

        • Анонимно
          11.09.2018 22:47

          00:27, несколько научно-исследовательских институтов работали по указанию Воронова по определению места строительства автогиганта. В результате было определено, что наиболее подходящее место: Камень-на-Оби. Это увязывалось с другими грандиозными планами по развитию Сибири и, в том числе, с развитием железных дорог (БАМ, к примеру - это еще не всё из этих планов по ж.д.) . Папки с расчетами и выводами ученых Воронов положил на стол Брежневу. Решение строить автогигант на Каме вопреки мнению ученых было не просто огромной ошибкой Брежнева, это посвященным людям было понятно сразу, это было решение вопреки разуму и вопреки интересам страны. Очень даже возможно, что здесь не обошлось без агентов влияния от иностранных спецслужб. Иного объяснения этому безумству трудно представить. Когда-нибудь историки разберутся

  • Анонимно
    6.09.2018 19:52

    Нужно оставить насаждения, ведь они помнят эти времена

  • Анонимно
    6.09.2018 20:00

    под пропагандой сталинизма закручивается все больше больше гаек, вот и весь смысл

  • Анонимно
    6.09.2018 20:19

    Нужно обязательно оставить деревья, они как щит, в том числе когда времена тянет с мусороперерабатывающей станции на Васильченко.

    Да, есть старые, но сначала посадить, потом менять

    Спасибо за вашу идею и работу!

  • Анонимно
    6.09.2018 20:39

    При всём при том Яков Джугашвилли (старший сын Сталина) и Василий Сталин добровольно пошли на фронт, Яков погиб в плену, а Василия "друзья" отца отправили в тыл. Но Василий настоял, и отец таки отправил его на фронт снова. А сейчас любой "уважающий себя" родитель со средним достатком даже на год службы своего отпрыска норовит "отмазать". Вот так мы и живём...
    Придёт НАТО -- посмотрим. На Луну выть будем. Вспомним ещё СССР...

  • Анонимно
    7.09.2018 01:53

    можно даже проложить новый туристический маршрут к этому дому и возить сюда тур.группы.

    • Анонимно
      7.09.2018 22:33

      Давайте не будем подстраивать Казань под туристов за счет комфорта и уюта местных жителей, как жительницу квартиры 82.

  • Анонимно
    7.09.2018 08:01

    Белякову жму руку,хорошее дело он решил сделать!!! И на свои деньги.

  • Анонимно
    7.09.2018 10:12

    Тут не беляковская компетенция,хотя и ему тоже спасибо,а сам товарищ Метшин должен установить мемориальную доску ,что в доме жил фронтовик ,летчик- истребитель, генерал- лейтенант В.И.Сталин.Это за одно напомнит беспамятеым либерастам фамилию человека, слоомавшего хребет фашизму.Ладно еще убирая его фамилию отовсюду, не успели переименовать медаль за Сталинград в волгоградкую.

  • Анонимно
    7.09.2018 16:51

    Полагаю, что вид дома, с такой мемориальой доской,привлечет тысяч туриистов,и не только китайцев, которых становится все больше, да и многих казанцев, тем более если включить его в путеводители. Масса людей захотят иметь фото на его фоне или открытку с мемориальной доской.Вот и средства,для благоустройства территории двора.

    • Анонимно
      7.09.2018 22:35

      Не нужно нам тысячи туристов, если только с улицы, а не со двора. Двор - это место отдыха жителей.

      А средств для благоустройства в России предостаточно, надо только перестать воровать и все.

  • AlexRubin
    7.09.2018 17:14

    Сталин - Государственный деятель России.
    Великий!

  • Анонимно
    7.09.2018 21:20

    "...Ну а Вася Сталин -- тот особняком!
    Шумит нам про исправность всей матчасти.
    За это, мол, при папе под растрел.
    Я думаю, грузин здесь прав отчасти:
    На днях опять , вон, борт сгорел...
    И новый экипаж к нам (на тот свет, имеется ввиду) прилетел..."
    (Из песни Николая Анисимова)

    Что интересно, лётчики в прошлом и сейчас с уважением относятся к Василию Сталину.

  • Анонимно
    7.09.2018 22:55

    1. Двор - это не туристический объект, а прежде всего место проживания, отдыха жителей, можно сказать и по-другому - общедомовая территория, за которую они платят. Очень не хотелось бы видеть "благоустроенный" голый без насаждений закатанный асфальтом квартал со скамеечками для туристов, для ждущих своей очереди в Регпалате посетителей, да и просто любителей попить пива и покурить, а карманы для автомобилей забитые автомобилями этих посетителей.

    2. Речи о том, что туризм это наш с вами доход, вклад в благоустройство - это демагогия. Это прибыль конкретных хозяйствующих субъектов, хотя они и платят налоги. На благоустройство есть конкретные статьи, и средств предостаточно.

    3. Давайте не повторять ошибок "благоустройства" парков, когда вырубали половину деревьев, а вместо травы насыпали гравий и песок. Даже прежде чем убирать больные деревья (если они не представляют аварийной опасности), нужно не только посадить, но и вырастить новые, ведь они не вредны для экологии. а наоборот. Деревья в квартале - это зеленый щит, ведь промзона (Оргсинтез, очистные сооружения, будущий мусоросжигательный завод) очень даже близко. Сравните, как временами зимой тянет с мусороперерабатывающей станции на Васильченко.

    А первые звоночки такого "благоустройства" есть. Есть у нас такая традиция как косить траву газонокосилкой, особенно в выходные - громко и шумно, видимость работ, хорошо актируется под скрытые работы, ведь новая снова вырастет. Так и здесь - вместо того, чтобы начать с коммуникаций, начали пилить деревья. Как дождь - так всемирный потоп во дворе, колодцы переполнены, фекалии на асфальте. Да и без дождя запах на весь двор. Занялись бы колодцами и ливневками, видимо, ждем заморозков.

    • Анонимно
      11.09.2018 13:19

      "Благоустройство" подразумевает строительство дополнительных стоянок для более чем 60 машин. Как раз в "зоне озеленения". Напоминаю также, что придомовая территория принадлежит собственникам помещений жилого дома и любые изменения касающиеся перепланировки двора должны быть одобрены Решением собрания собственников.
      Если "благоустроители" не имеют таких Решений на руках, любые их действия на придомовых территориях - противозаконны.

  • Анонимно
    8.09.2018 07:23

    Пройдет лет 20-40... и что напишут историки ? о каких таких выдющихся людях,которые страну подняли на ноги?вытащили людей из нищеты? О каких таких достижениях кроме дворцов и наворованных денег и развала великой страны ,напишут историки? Бандитские 90-е? Дефолты и кризисы?повышение налогов и повышение пенсионного возраста? Обнищание народа и загон народа в долги,ипотеку и кредиты? Дааа...велики достижения!!!Хотя некоторые достижения были...у некоторых слуг народа(губернаторов,мэров,чиновников)счета в швейцарских банках,яхтах и роскошных виллах на злобном западе и во вражеской Америке. Ну вот и все исторические достижения!!!

  • Анонимно
    8.09.2018 07:26

    Мы много говорим о великих людях прошлого! Назовите хоть одного великого человека в настоящем? Кому будем ставить памятники? О ком будем писать романы и ставить фильмы? Кто сделал для людей и страны,что бы увековечить его имя на скрижалях истории?....мммм...ммммм НИКОГО!!!!

  • Анонимно
    8.09.2018 14:42

    Мммыкающему фейкуну 7.26. Не знаю будут ли писать романы, а вот сейчас мы должны быть благодарны команде,людей, получивших в нулевые годы, разворованную в начале 90-х ельцократами -гайдарюками страну. Не буду перечислять словечки того смутного времени,вроде ваучеры, бартеры,залоговые аукционы, семибанкирщину и прочие воровские, жаргонные термины, времен ельцократии. И теперь эти люди, с большим трудом,но вытаскивают страну, сажая в тюрьмы, наиболее наглых воров, из ямы, к которой ее, вплотную подвел Горбачев, а зтатем столкнули Ельцин и его тусовка.

  • Анонимно
    8.09.2018 16:02

    Гайдар это проклятие России 90-х гг. Многие ,дебильные и просто нелепые елыцинские загогулины, внушались простодушному прорабу, и в принципе безвредному Ельцину , именно этим зловещим барчуком -завлабом.

  • Анонимно
    12.09.2018 20:57

    Люди, вспомните десять библейских заповедей и прекратите злословить. А Василий Сталин, Яков Джугашвили и миллионы других знаменитых и неизвестных фронтовиков ценою своих жизней заслужили, чтобы их имена не упоминали всуе. И если, хотя бы некоторые из нас - ныне живущих, помнят и пытаются увековечить память об участниках той страшной войны - честь им и хвала !!!

  • Анонимно
    15.09.2018 11:46

    Выкорчевано всё! Не узнаю этот двор, он просто лысый! Где можно посмотреть сам проект благоустройства?

    • Анонимно
      17.09.2018 20:15

      Схема висит на доме 105 по Гагарина, на торце дома если входить во двор с ул.Восход. Только это не проект "благоустройства", а проект парковки для нужд близлежащих организаций - МФЦ (рег. палата), мировой суд, вневедомственная охрана и т.д.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen