Общество 
21.09.2018

«Если у русских есть Карамзин, то у татар – Марджани»

Как в Казани при пустых залах отмечают 200-летие «татарского Геродота», основоположника татарской нации Шигабутдина Марджани

Международная научная конференция «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани», стартовавшая накануне в Казани, продолжила череду немногочисленных мероприятий, посвященных Году Марджани в Татарстане. О чем сожалел Дамир Мухетдинов, почему форум проигнорировали представители татарстанского муфтията и как Василь Шайхразиев пропагандировал русский язык — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Международная научная конференция «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани» продолжила череду немногочисленных мероприятий, посвященных «Году Марджани» в РТ Международная научная конференция продолжила череду немногочисленных мероприятий, посвященных Году Марджани в РТ

«К СОЖАЛЕНИЮ, В ЗАЛЕ ОЧЕНЬ МАЛО ЛЮДЕЙ В ЧАЛМАХ»

«Национальный герой», «татарский Геродот», «ученый-энциклопедия», «поборник свободомыслия, знания и прогресса» – такими эпитетами награждали накануне ученые из различных стран мира известного татарского богослова, основоположника татарской нации Шигабутдина Марджани: в Академии наук РТ стартовала международная конференция, посвященная 200-летию со дня его рождения. К слову, весь 2018 год в нашей республике посвящен Марджани.

О том, что указом президента Татарстана Рустама Минниханова 2018-й объявлен в республике Годом Марджани и именно к этой дате и приурочена данная конференция, напомнил собравшимся председатель нацсовета «Милли шура», заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев. Однако его заверения о том, что за этот год было сделано многое и столько же еще предстоит, убедило далеко не всех. Так, поприветствовав участников конференции от имени председателя СМР Равиля Гайнутдина, его первый зам по ДУМ РФ Дамир Мухетдинов выразил сожаление, что в зале очень мало людей в чалмах. «Хотя мы смотрим на баннер конференции и видим прежде всего ученого, теолога в большой прекрасной чалме. Или же мусульманское сообщество, духовенство мало информировано о том, что происходит в стенах столь уважаемой академии? Либо же, как и 100 лет назад, в дни молодости и жизни Шигабутдина хазрата, не до конца все мусульманские богословы и муллы его принимали и считались с ним?» — задался вопросом гость из Москвы. При беседе же с корреспондентом «БИЗНЕС Online» религиозный деятель отметил, что, на его взгляд, мы недостаточно подготовились к проведению Года Марджани. «По крайней мере, даже в раздаточном материале я не обнаружил фундаментальных трудов, переводов, посвященных Марджани, или факсимильного издания его трудов. Думаю, сама тема обозначена, вектор выбран правильно, но надо приложить усилия со стороны научных, академических кругов и духовных деятелей, чтобы они работали сообща в этом направлении», — добавил он.

Зал Академии наук был не то, чтобы на половину пуст, он был полон лишь на четверть! Зал Академии наук был не то, чтобы на половину пуст, он был полон лишь на четверть!

В зале не было видно не только «людей в чалмах», но и простых смертных: зал Академии наук был не то чтобы на половину пуст, он был полон лишь на четверть — в основном непосредственно участниками самой конференции и представителями СМИ. На отсутствие ученых и представителей духовенства посетовал и профессор, директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов. «Наверное, это касается не только Марджани, а вообще всей нашей истории, — отметил он. — К сожалению, мы сейчас очень неохотно обращаемся к историческому прошлому, к историческому опыту, не понимая сути и значения истории для нынешнего дня. Пример Марджани, мне кажется, такой показательный. Марджани — это очень большая фигура, очень значимая, но многое осталась на уровне интеллектуалов. И эта конференция стала показателем: здесь нет даже представителей духовенства, хотя здесь должны сидеть не только участники конференции, не только профессионалы-историки, но, на мой взгляд, эта конференция должна была быть гораздо более представительной. Хотя сам форум очень значимый и гости уважаемые, очень хорошая программа по тематике, однако есть какое-то определенное противоречивое отношение». Под представителями духовенства Гилязов имел в виду муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который был заявлен в программе среди выступающих, но на публике так и не появился. Оказалось, он находится с рабочим визитом в Дагестане, где проходит всероссийская богословская конференция «Роль религии в укреплении единства народов России». А его первый заместитель Рустем Валиуллин в это время вспоминал покойного Валиуллу Якупова: в Российском исламском институте аккурат минута в минуту с конференцией, посвященной Марджани, начались ежегодные Якуповские чтения.

Отдуваться за муфтия на конференции пришлось ректору Булгарской исламской академии и РИИ Рафику Мухаметшину Отдуваться за муфтия на конференции пришлось ректору Болгарской исламской академии и РИИ Рафику Мухаметшину

«В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ ВСЕГО ТРИ УЧЕНЫХ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ НАСЛЕДИЯ МАРДЖАНИ. НА ЭТОМ НАШЕ «МАРДЖАНИЕВЕДЕНИЕ» ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ»

Отдуваться за них пришлось другому заму — ректору Болгарской исламской академии и РИИ Рафику Мухаметшину. Выступая, он отметил, что Марджани, безусловно, был выдающимся деятелем, имел мировое имя и до сих пор для многих ученых, занимающихся вопросами мусульманского права, работы татарского ученого служат настольными книгами. «Приезжая в Казань, они первым делом посещают могилу нашего просветителя. Для нас это, конечно, важно, но сегодня мы должны больше говорить о том, как изучать наследие такого великого ученого и богослова», — добавил при этом он. Мухаметшин отметил, что сегодня в Татарстане есть всего три ученых, которые занимаются изучением наследия Марджани. «На этом пока что наше „марджаниеведение“ исчерпывается», — развел руками ректор БИА. Мухаметшин ответил, что мы должны больше говорить о том, как будем дальше изучать наследие нашего богослова: «У нас еще больших заслуг в этой области нет. Нет у нас и методологии изучения богословского наследия, не только в Татарстане, но и во всей России». При этом ректор БИА выразил надежду, что именно в стенах Болгарской академии появятся ученые, способные систематизировать труды Марджани. «Мы должны вкладывать общие усилия, чтобы ввести в научный оборот многочисленные рукописи на арабском языке, которые впоследствии станут доступными для нашей ученой прослойки и помогут сформировать пул молодых ученых, которые смогут объективно оценивать наше богатое богословское наследие», — резюмировал он.

О необходимости перевода на современный язык трудов Марджани в беседе с «БИЗНЕС Online» высказался и известный исследователь Золотой Орды профессор из Америки Юлай Шамильоглу: «Татарское книжное издательство» попросило меня написать научно-популярную книгу о Марджани, вот в прошлую пятницу я передал им свою рукопись. Немного припозднился, но они обещают успеть выпустить ее до конца этого года, — начал он с рассказа о своем вкладе в празднование Года Марджани. — Я знаком со всеми трудами Марджани, написанными им на татарском языке, постарался собрать весь архив его трудов, написанных на арабском языке. Сейчас моя библиотека находится на растаможивании на границе Казахстана. И, к сожалению, я не смог найти ни одного его труда в интернете в формате pdf. Это же не так сложно сделать! Можно было бы собрать все его труды, перевести их в pdf и разместить либо на сайте КФУ, либо на сайте Института истории имени Марджани. Говорить о наследии Марджани, о нем самом, не держав в руках его трудов, может, и не бесполезно, но рановато. Возможно, в Казани и можно найти его труды в библиотеке, например, но я не могу приезжать каждый раз в Казань, чтобы почитать их. Большинство работ Марджани написаны на арабском языке, не все могут его освоить. Но, даже зная арабский язык, необходима серьезная подготовка, как минимум уровня аспирантуры, чтобы понять весь смысл написанного им. Например, даже если я изучал арабскую филологию и имею степень доктора по исламской истории, мне этих знаний недостаточно, чтобы проанализировать труды Марджани. Это работа не одного дня и не одного человека. Должна собраться группа ученых, изучить, проанализировать его труды и переложить на современный, понятный широкой общественности язык. Мы пока далеки от этой работы». Что касается книги, то в нее, по словам ученого, вошли его собственные рассуждения и взгляд на татарскую историю. «Там же я упоминаю, что эту теорию заложил Марджани, что именно он написал историю современного татарского народа. У каждого народа есть историк, который заложил основы в теорию истории своего народа. Если у русских это Карамзин, то у татар — Марджани», — провел параллели он.   

Назвав Марджани родоначальником многих научных направлений, президент АН РТ Макзюм Салахов отметил: можно с полной уверенностью утверждать, что многие труды Марджани намного опередили его время. «Достаточно лишь обратиться к его трудам об истории Болгара и Казанском ханстве, где он выстраивает преемственность Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства», — отметил он. «Марджани напомнил всему миру о многовековой государственности, непреходящих традиций и духовных ценностей, родном языке и, самое главное, об исторически оправданном этнониме татарского народа, — вторил главе академии заместитель директора Института истории им. Марджани Радик Салихов. — Он впервые на основе редких источников и материалов представил обобщенную историю татар с древнейших времен до XIX столетия. В дальнейшем его ученики и последователи, — Риза Фахретдин, Гата Габаши, Хади Атласи, Мурат Рамзи, Газиз Губайдуллин и другие выдающие ученые — создали оригинальную историографическую традицию, плодами которой мы с благодарностью пользуемся».

.

«ОН ОБОСНОВАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ШАРИАТОМ»

Возвращаясь к выступлению Шайхразиева, невозможно не обратить внимания на одну существенную деталь. В год, когда татарский язык почти ушел из обязательной школьной программы, «главный татарин всего мира» размышлял не о перспективах татарского, его богатстве и потенциале, его проблемах и реанимации, а вдруг устами Марджани стал как-то неуклюже пропагандировать обязательное изучение русского (в аудитории, кстати, где все блестяще им и так владели). «Кроме всем нам известных трудов по истории, Марджани был еще и педагогом, — рассказал вице-премьер. — Он преподавал в медресе при мечети Марджани, которое стало передовым для своего времени». Там, по словам Шайхразиева, преподавали не только религиозные предметы, но и математику с астрологией (здесь вице-премьер, видимо, оговорился, перепутав запрещенную в исламе астрологию с вполне себе разрешенной астрономией), историю. «Марджани одним из первых религиозных деятелей начинает преподавать в татарской учительской школе, открывшейся в Казани в 1876 году. Он призывает изучать языки. Ратует за то, чтобы татарская молодежь, помимо своего родного языка, изучала еще и русский. Он обосновал необходимость изучения русского языка шариатом», — заявил Шайхразиев.

И все дальнейшие доклады в рамках пленарного заседания конференции звучали исключительно на языке Пушкина, и только ученый из Турции, Ибрагим Мараш, прервал этот круг, выступив... нет, не на турецком, а на татарском языке! «Я могу выступить и на турецком, но хочу на татарском, поскольку конференция проходит в Татарстане и посвящена татарскому ученому. Кто не понимает, тут есть перевод», — уверенно заявил он.

Шайхразиев же еще раз напомнил, что 2018-й — Год Марджани: «Мы проводим много мероприятий, народ в них массово участвует. Форум имамов был посвящен Марджани, мы провели его под девизом „Если пойдем по стопам Марджани, то не пропадем“. И эта работа продолжается. В правительстве прошло большое собрание, по результатам которого будет сформирована группа ученых, которая отправится в Самарканд и Бухару, где учился Марджани, чтобы поработать там в библиотеках, найти работы ученого», — отчитался он и заявил, что до конца года в Татарстане пройдет еще не одно мероприятие, посвященное великому татарскому богослову и ученому, в рамках которых, возможно, откроется наконец музей Марджани и анонсированный еще в начале года памятник. Ведь еще в январе президент Татарстана, посещая дом, в котором жил Марджани, сказал, что дом-музей ученого — это своего рода лицо Казани, лицо татарской нации, так как там представлен быт татарской просвещенной элиты XIX века. Как пояснил тогда «БИЗНЕС Online» префект Марат Усманов, в планах — восстановление интерьеров дома, на проектные работы уже выделены деньги, а также президент РТ поручил сделать красивый проект.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (111) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.09.2018 08:23

Чтобы были полные залы нужно уважение к отцам нации. Пока они обосновывают вертикальный взлет благосостояния своих родственников удащей, вряд ли это возможно.

  • Анонимно
    21.09.2018 08:23

    Чтобы были полные залы нужно уважение к отцам нации. Пока они обосновывают вертикальный взлет благосостояния своих родственников удащей, вряд ли это возможно.

    • NIYAZ
      21.09.2018 10:30

      Мероприятие было для галочки. Галочку поставили и забыли.

      А муфтий Татарстана совсем не проявляет уважение великому Марджани и вообще зачастил в Дагестан.

      От организатора - Минобра РТ никто не выступил? Это же Минобр получается провалил организацию мероприятия. О чем они вообще думают?

      • Анонимно
        21.09.2018 10:45

        //От организатора - Минобра РТ никто не выступил?//

        Минобр должен заниматься "богословами"?

        • Анонимно
          21.09.2018 11:32

          Минобр РТ должен заниматься пропагандой татарских деятелей, которые многое сделали для татарского народа.

        • Анонимно
          21.09.2018 15:40

          Марджани не только богослов, он ещё и историк, краевед. Он выступал за изучение светских предметов.

      • Анонимно
        21.09.2018 10:45

        Как то один из деятелей местного розлива на вечеринке разоткровенничался и выдал: Есть Мишаре и есть татары. Мишаре руководят...
        Исходя из этого, понятно , что татарская история, и Марджани в частности, это татарская проблема.
        У других, см. выше, этой проблемы нет..

      • Анонимно
        21.09.2018 11:58

        Организатором конференции является Институт истории им. Марджани, а минобр РТ является учредителем Института истории, конференцию решили провести в большом зале Академии наук, провалил мероприятие Институт истории, директором которого является Р.Хакимов, который даже не присутствовал на нем.

        • Анонимно
          21.09.2018 12:52

          Тролли переходят все границы. Научную программу институт истории отработал на отлично. Когда еще в Казани собиралось столько ученых-востоковедов и тюркологов с мировым именем? Как можно с него требовать еще наполнение огромного зала АН РТ? Не может быть 200-летие Марджани зоной ответственности одного лишь института истории. Академия наук смогла бы тоже хоть что-то сделать. По крайней мере пригласить сотрудников своих институтов на это мероприятие. А их не было.
          поражает равнодушие всех начальственных структур, за то проехаться по институту, который отдал много сил на организацию форума, они считают делом чести.

        • Анонимно
          21.09.2018 13:03

          Фаттахов был вообще-то председателем оргкомитета года Марджани. То есть минобр очень даже причем. Наверное его сменщик Бурганов должен быть автоматически председателем

        • Анонимно
          21.09.2018 13:05

          При чем здесь провалил?! У вас что мероприятие оценивается по количеству сидящих и тоскующих пригнанных по принудиловке детей, студентов, учителей?! Около 100 докладчиков - это кажется достаточный критерий важности мероприятия

      • Анонимно
        21.09.2018 14:55

        вопрос участия представительных гостей - к организаторам, в первую очередь. Правильно, для галочки провели. Вот и получили что хотели

        • Анонимно
          21.09.2018 17:45

          Какой примитивизм комментатров! Называть провалом открытие конференции, где только приветствия и пару пленарных докладов. Да кто на них приходит?! Кому интересны эти приветствия по бумажке?! Ну ребята, ну пора же уже отойти от этого! Конференция не для этого, а для дискусий. Господа журналисты, приходите на секции, ведь в них весь научный смысл, а не в бубнении чинуш на открытии. Когда у нас наконец будет добротная научная журналистика?! А не журналистика желтых новостей.

  • Анонимно
    21.09.2018 08:29

    Я вообще ничего не знала про конференцию! У АН РТ нет пресс-службы?

    • Анонимно
      21.09.2018 09:26

      На сайте АН РТ никакой информации о конференции нет. Стыдно за “академиков”...

      • Анонимно
        21.09.2018 13:34

        Так они же "извергли" этот ин-т из своего состава.)))
        Ин-т языка и литературы еще там?
        Вообще, в треугольнике Ин-т истории, ИЯЛ и КГУ-КПФУ черт-те что творится. Вероятно и Ин-т археологии страдает. Такое впечатление, что конкурируют друг с другом за тематику, финансы, источниковую базу. Там есть темы, требующие комплексного, межотраслевого подхода. Широкая общественность просто не видит результатов их труда в последние годы. Не всем же простым смертным лезть в научные журналы за крохами информации.
        И исламские учебные заведения как видно не на высоте.
        Кадровые вопросы решаются тоже не в пользу "подвижников науки"

        • Анонимно
          21.09.2018 14:18

          "Кадры решают всё" (с). Иосиф

          Ждём сильного гуманитария - объединителя гуманитариев РТ. Он сегодня где-то во втором или третьем эшелоне. В первом эшелоне - всякие там нащальники от науки.

  • Анонимно
    21.09.2018 08:38

    Марджани-удмурт и фамилия от слова маржа...

    • Анонимно
      21.09.2018 09:06

      То есть фамилию Марджани можно перевести, как Марьин? Ведь Марджа это Марья? Я же правильно помню?

    • Анонимно
      21.09.2018 09:30

      Марджани фамилия отца Шигабутдина, которая означает, что он родом из деревни МЭРЖЭН (по русски Марджани). Эта деревня находится в Атнинском районе, рядом с деревней Ябынчы, где родился Шигабутдин. Все можно изучить по опубликованным в интернете материалам.

      • Анонимно
        21.09.2018 10:12

        Дык, может, и слово МАРДЖА происходит из деревни МЭРДЖЭН? И все русские МАРДЖИ из этой деревни? И русские МАРДЖИ совсем не МАРЬИ?

    • Анонимно
      21.09.2018 12:41

      старая башкирская утка

      • Анонимно
        21.09.2018 13:16

        Это не утка и любой специалист это подтвердит и еще Марджани много сделал,чтобы за народом казанлы закрепилась кличка татары.

  • Анонимно
    21.09.2018 08:39

    Про русский язык все правильно говорят...он необходим в РФ...

    • Анонимно
      21.09.2018 16:34

      Карамзины́ — дворянский род, в официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза (Кара Мирза). В XVI веке его потомки уже носили фамилию Карамзин, например, Василий Карпович Карамзин в 1534 году под Костромой, Фёдор Карамзин в 1600 году в Нижегородском уезде. «Жалованы поместиями», то есть переведены в дворяне в 1606 году. Этимология прозвища фамилии Карамза — Карамурза достаточно прозрачна: Кара «чёрный», Мурза — «господин, князь»[1].

      От жившего в конце XVI века Семёна Карамзина, сыновья Дмитрий, Томило и Курдюк служили в начале XVII века в Нижнем Новгороде.

      Потомком Семёна в седьмом поколении был историограф Николай Михайлович Карамзин. Его сыновья — Андрей, Александр и Владимир. Род Карамзиных внесён в VI, III и II части родословной книги Симбирской, Самарской, Курской, Нижегородской и Оренбургской губерний (Гербовник, V, 62).

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Карамзины

  • Анонимно
    21.09.2018 08:42

    Мероприятие яркое свидетельство уровня организации в АНТ и отношения ученых к этим официозным конференциям под эгидой этой уже отсталой академической структуры. Если уж посетовал директор обособленного филиала ТЭР АНТ то ему грош цена, что за собой не привел коллектив и не посадил в первых рядах зала. Об этих так называемых руководителях академии не возможно говорить серьезно....Только остается жалеть их!

    • Анонимно
      21.09.2018 08:57

      Мероприятие проводилось Минобром - так написано в программе конференции.

    • Анонимно
      21.09.2018 09:05

      Проехав в этом году по следам прошлогодней публикации БО о родине Марджани в Антинском районе, понял, что никому - ни Республике, ни району - результаты жизни Марждани не нужны.
      Всё давно превратилось в мемориальное поклонение к временным Датам. Никакого осмысления. Только Галочка в планах мероприятий.

      И ещё. Скорее всего Государственность татар прекратилась после того , как выгнали крымских ханов с престола Казанского Ханства. Пригласив для этого Ивана Грозного.
      После этого, как ни старались бы Марждани и другие заново сотворить Дух, ничего не получилось. Последние остатки этого Духа и его поклонников растворились в огне Гражданской войны начала ХХ века.

  • Анонимно
    21.09.2018 08:51

    Отлично, перепутать астрономию с астрологией надо конечно постараться... браво!

  • Анонимно
    21.09.2018 09:01

    Татарстан становится более европейским чем восточным.

  • Анонимно
    21.09.2018 09:05

    Сколько не говори - халва, халва - слаще во рту не станет! Так и с Марджани...Он и известный исламский богослов и "отец" татарской истории и еще многое чего, но мы его не знаем, трудов его не читали и не изучали. Все наши познания о нем укладываются в несколько книжных страниц или и того меньше. Несомненно нужно срочно переводить его работы и публиковать с современными комментариями! Это будет лучшей памятью о нем! Если эта работа будет сделана, то точно все ее исполнители будут достойны премии Тукая! Есть за что бороться....

  • Анонимно
    21.09.2018 09:07

    Не было никаких доступных объявлений об этой конференции. Интересно было бы послушать многим почитателям Марджани. Но, получилось как всегда, тусовка для своих.

    • Анонимно
      21.09.2018 09:31

      Многие об этом не знали. Вчера узнали по татарскому ТВ, и репортажи были по 10 секунд.

  • Анонимно
    21.09.2018 09:07

    Ждём статью Батрова, на фото показали, теперь ждём "мочилова".

  • Анонимно
    21.09.2018 09:09

    2018 год является не только годом Марджани, но и годом Льва Николаевича Толстого.

    Вот только где мероприятия, посвященные году Л. Н. Толстого? Видимо, в Татарстане его отмечают скрытно, подпольно, что народ и НЕ видит, и НЕ слышит, только ХОЧЕТ посетить, узнать, увидеть, почтить...

    • Анонимно
      21.09.2018 09:36

      А в Москве хоть раз упомянули о 200-летии Шигабутдина Марджани? Ну хотя бы в одной из передач федерального ТВ, хотя бы на канале "Культура"?

      • Анонимно
        21.09.2018 10:12

        А что он такого выдающегося сделал для многонационального народа России, чтобы о нем передачи на федеральных каналах выпускать?
        Поделитесь его достижениями, а то мы темные не знаем о них.

      • Анонимно
        21.09.2018 10:15

        Для 09:36

        А что? Марджани родился в Москве? Или жил в Москве? Или учился в Москве? Чтобы именно в Москве отмечать 200-летие именно Марджани?

    • Анонимно
      21.09.2018 16:19

      09:09 Добавьте еще юбилеи К Маркса, И. Тургенева, А.М. Горького. Это все "наши люди", оказали влияние на историю нашей страны. Но как всегда к революционерам, светочам науки, литературы и искусства в нынешней России отношение равнодушно-формальное. Для начальников важнее их личные успехи и статусы.

  • Анонимно
    21.09.2018 09:27

    Год Марджани заканчивается. Печально, что значимость фигуры Марджани для татарского народа не пОнято обществом. Лауреаты Госпремии им.Тукая Шафигуллин Л.Н., Закуанов Р.Г. и его соратники отремонтировали памятник на могиле Марджани, создали с нуля музей Марджани в дер Ташкичу, обустроили родник Марджани, который пользуется большой популярностью у путников, проезжающих по дороге и жителей близлежащих деревень, издали книгу "Татарский Геродот" с описанием биографии и жизненного пути ученого и воспоминаниями его соратников, учеников. Авторами многих статей данной книги являются и наши современные ученые. Жаль, что не пригласили на данное мероприятие Лотфуллу Шафигуллина и Рустама Закуана?!? Они смогли бы оживить мероприятие и внести что то интересное в обсуждаемый вопрос.

  • maximteregul
    21.09.2018 09:28

    Пустой зал. Великий татарский ученый, но интересный узкой группе специалистов и ВИПам.

    • Анонимно
      21.09.2018 09:57

      Интерес был, есть и будет. Почему никого не пригласили - вопрос к Салахову и чинушам академии.

  • Анонимно
    21.09.2018 09:40

    К содалению, нынешняя академия не способна усилить и провести серьезную исследовательскую работу по поиску, систематизации и современному переводу с соответствующими комментариями работ Марджани и других мыслителей. Рулят в академики химики, физики и другие технари!

  • Анонимно
    21.09.2018 09:41

    Карамзин вроде тоже из татар!? Кара мурзы ?

    • Анонимно
      21.09.2018 10:13

      Он похоже из мишар.
      Его предок кара мурза родом из симбирской губернии.

      • Анонимно
        21.09.2018 14:52

        В чём отличие мишар от Татар?Я,Татарин,мои предки бегали по лесам?

  • Беркли
    21.09.2018 09:50

    //изучать наследие такого великого ученого//

    Да, хотелось бы наконец почитать труды этого "учёного". Оценить его вклад в мировую науку.
    И всё-таки он учёный или богослов?
    Это всё-таки противоположные, и даже взаимоисключающие понятия.
    Переведите наконец его "труды", чтобы было что обсуждать, основываясь на именно на фактах, а не на взволнованных придыханиях неизвестно о чём.

    • Анонимно
      21.09.2018 11:28

      В 19 веке он был включен в энциклопедию Британика, о нем как ученом писали многие ученые Императорского Казанского ун-та. Но вы его не знаете.

      • Беркли
        21.09.2018 11:45

        В 19 веке я не жил - и ничего не могу сказать, по поводу включения Марджани в тогдашнюю Британскую энциклопедию.

        Но я посмотрел современную Британнику - там нет ни слова о Марджани. Почему-то англоязычный научный мир ничего не знает о Марджани. Видимо они отсталые - и не осознают величия Марджани.

        • Анонимно
          21.09.2018 15:26

          Беркли, можно спросить, труды каких ученых того периода, когда жил Марджани, вы прочли или знакомы?

    • Анонимно
      21.09.2018 16:11

      В МГУ открыт совет по защите диссертаций по теологии. То, что вы берете слова ученый , труды по отношению к Марджани в кавычках. о многом говорит

  • Анонимно
    21.09.2018 09:55

    Как же он будет интересен людям, если абсолютное большинство его трудов так и не перевели ни на современный татарский, ни на русский языки!? Так и пыляться в хранилищах библиотек.

    • Анонимно
      21.09.2018 10:08

      Видимо боятся его переводить - сразу рухнет надуманный миф о его "великости", которую никто пока оценить не может, включая, как написано в статье, даже специалистов.

      Также вклад любого учёного определяется и по косвенным признакам - по отношению других учёных в мире - к какому-то конкретному учёному, что они думают о его трудах, существует т.н. "индекс цитируемости".

      Если же о нём никто никогда нигде не слышал - и лишь здесь накачивают его "великость" (при этом не читая его), то появляются смутные сомнения, создание мифа о великости - это цель сама по себе, без всякого отношения к его реальным научным трудам. Тогда понятно, почему уважающие себя учёные предпочли не участвовать в этом "театре".

      • Анонимно
        21.09.2018 15:53

        В.Бартольд: Марджани - основал прогрессивное течение среди татар. Смотри его Соч. т.6. М., 1966, с.133.
        Н.Ф. Катанов: Книга Ш.Марджани богатством этнографических и исторических материалов достойна перевода не только на русский, но на другие языки Европы.
        С "театром" промахнулись.

  • Анонимно
    21.09.2018 09:59

    Это целенаправленная политика, и Шайхразиев её проводник.

  • Анонимно
    21.09.2018 10:43

    Удивляет отсутствие главного марджаниведа - Р.С. Хакимова! Вероятно дописываются последние главы фундаментального исторического труда...Ему сейчас не до этого!

  • Анонимно
    21.09.2018 10:48

    Когда татары перестают уважать свою историю, своих предков, то перестают уважать и их самих. А когда перестают уважать, то и ноги о них начинают вытирать. Что в общем наблюдаем как на уровне российской власти, так и на уровне вот даже обычных комментариев тут на сайте. Затем с мнением татар перестают даже считаться. И как народ, на радость татарофобам, исчезает.
    Учиться бы им у более успешных народов, например, у тех же евреев. Брать их опыт сплочения нации, брать их опыт уважения к своей истории, к своим предкам, к своим наиболее выдающимся представителям нации. И тогда успех нации будет определяться как успех всего народа, так и его отдельных личностей.

    А.Б.Гефакт

    • Анонимно
      21.09.2018 11:43

      Гефакт, неужели вы еще не поняли, что все официальные организации татар, созданы только для того, чтобы не дать развиться настоящим татарским организациям, которые реально заинтересованы в сохранении татарского народа , татарского наследия, татарской культуры? Их руководители книжки никогда не держали в руках, а вы хотите, чтобы они исторические материалы переводили.

      • Анонимно
        21.09.2018 12:50

        Вы, немного не о том. Мой комментарий не к официальным организациям и к власти как к таковым. Это ко всем татарам как к народу. Не важно, что делают официальные организации, если у самого народа такое пассивное отношение к своей истории, к своему культурному наследию. Народ больше думает о хлебе насущном, чем о своей культуре, считая, что это более важно для него. Народ не понимает, что культура обогащает не только духовно, но и материально. Именно культура двигает вперед нацию, а значит дает ей больше и хлеба. Но культура это не только пляски и попсовые песни. Это намного большее. Это самосознание народа, это его разум, а не инстинкты, которые сводятся только к поиску пищи.

        А.Б.Гефакт

        • Анонимно
          21.09.2018 14:31

          12.50. Вы говорите правильные вещи, но забываете, что настоящей элите татарского народа просто не дают возможность популяризировать и пропагандировать татарское наследие и настоящую культуру. Властям этого не надо . Вот они и создают видимость радения за татарский народ, а реальности просто оглупляют его попсовыми песнями. Даже уникальный и нужный татарам радиоканал "Тартип" не сохранили. Он ведь именно пропагандировал подлинную культуру татарского народа. Это ведь именно власти РТ, вроде позиционирующие себя как хранители татарской идентичности, должны были сделать. Но не сделали.

      • Анонимно
        21.09.2018 13:28

        Видите, одни минусы. И это на комментарий, который вполне безобиден. Просто, тут много татарофобов. И очень мало тех, кого можно было бы назвать татарскими патриотами.
        А.Б.Гефакт

  • Анонимно
    21.09.2018 10:49

    Организацией конференции занимался институт истории им.Марджани Министерства образования РТ.Претензии к АН РТ считаю некорректными.

    • Анонимно
      21.09.2018 11:40

      Только непонятно, почему считается, что Институт истории входит в систему Министерства образования РТ, а логотип везде приводится как - ИИ АН РТ. Вероятно как в той поговорке - неразумное дитя из двух сосок сосет, а в результате: никто и ни за что не отвечает...Хорошо устроились, ребята!

      • Анонимно
        21.09.2018 12:12

        Конечно, это нарушение закона, в свое время так решил КМ РТ при подаче Муратова Равиля Фатиховича и его протеже Р. Хакимова

        • Анонимно
          21.09.2018 13:00

          Какие идиоты! Почитайте, что у АНРТ есть организации под научно-методическим руководством. Есть, например, сафиуллинский центр эконмических исследований, он тоже при ан рт, но учредитель его министерство. Но комментаторы же у нас всегда в теме

  • Анонимно
    21.09.2018 10:51

    Азат Д

    Кара мурза, русский штоли?

  • Анонимно
    21.09.2018 11:16

    Марджани поддерживал призыв к возвращению к Корану и Сунне Мухаммада Абдуль Ваххаба.Потому муфтият поехал в Дагестан...

  • Анонимно
    21.09.2018 11:21

    с удовольствием почитал бы марджани

    • Анонимно
      21.09.2018 16:08

      У меня вот есть книжка Ш. Марджани "Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (Китаб ал-Хикма ал-балига ...)" , Казань, Таткнигоиздат, 2008, 479 с. Серия "Антология татарской богословской мысли", пер. с арабского, введение и примечания Дамира Шагавиева. Считается главным религиозно-философским сочинением Марджани. Вышло в Казани в 1889 г., т.е. в год смерти автора.
      Д. Шагавиев пишет:
      При изучении произведений Ш. Марджани нельзя упускать из виду следующее обстоятельство. Хорошо разбираясь в вопросах мусульманской догматики и философии , Ш. Марджани в своих трудах не считался с уровнем знаний его окружения. Его сочинения, особенно богословской тематики, предназначались для небольшой группы из числа духовенства, владевшей арабским языком, знавшей Коран и хадисы и понимавшей тонкости науки калам. В частности, книга "ал-Хикма ал-балига", по замыслу автора, должна была заменить другой комментарий, имевший широкое хождение среди татар, - сочинение "Шарх ал-'акаид" Са'д ал-дина ат-Тафтазани, поэтому "ал-Хикма" была написана для тех, кто уже изучил упомянутый комментарий. Исследователи признают, что Ш. Марджани не являлся популяризатором знаний. Его произведения носят чисто научный характер и адресованы ученым. подготовленным читателям. Знакомство с его книгами требует определенной компетентности в религиозно-философской литературе, без чего перевод, даже с комментариями, усвоить не совсем легко".
      С изложенной оценкой нельзя не согласиться. Чтиво не для каждого.
      Можно добавить, что наследие Ш. Марджани требует переводов, систематизации и академического издания. также как и не полностью обработанные до сих пор архивы Ризы Фахретдина и ряда других татарских сочинителей, писавших на "старой" татарской графике, а то и на арабском языке.
      Не зря Шамиль Оглу просил выложить формате рdf эти сочинения, чтобы все заинтересованные ученые смогли представить свои варианты переводов для оценки научной общественностью.
      Потом лучшие можно издавать для широкой читательской публики.

      • Анонимно
        21.09.2018 18:46

        Вот почему мало пришло ученных и духовенство”не по Сеньке шапка”

  • Анонимно
    21.09.2018 12:12

    Извините, а где можно ознакомиться с личными трудами
    нашего Геродота Марджани по истории татар, а только нашел в интернете перевод его научного трактата «Истинный взгляд, доказывающий обязательность ночной молитвы, даже если не исчезают сумерки».

  • Анонимно
    21.09.2018 12:32

    После таких текстов плакать хочется, это уже не кризис, а стагнация и усыхание татар как полноценной нации.

    • Анонимно
      21.09.2018 14:05

      Это усыхание не татар, а института истории им. Марджани. У татар всё, в целом, нормально.

  • Анонимно
    21.09.2018 12:42

    буфет был ужасен(.

    • Анонимно
      21.09.2018 17:48

      )))))))))) узнаем советскую интеллигенцию, привыкшую ходить на тусовки только ради буфета

  • Анонимно
    21.09.2018 12:51

    Великий ученый, потрясатель Вселенной из Атнинского района. Это сильно.
    Если серьезно, то первым признанным историографом татар был Карл Фукс, а было это в 19 веке

    • Анонимно
      21.09.2018 13:10

      Это вы так пишите, потому как вся письменная история татар была уничтожена после взятия Казани. Очень просто сочинять на пустом месте. Что и делал тот же Карамзин, который по велению императрицы создавал новую историю России. Те же немцы переписывали ее, создавая мифы.
      А.Б.Гефакт

      • Анонимно
        21.09.2018 13:52

        //потому как вся письменная история татар была уничтожена после взятия Казани//

        А была ли эта "письменная история"? Вы можете предоставить перечень "уничтоженного" - или как всегда, вы про "уничтожение" придумали по наитию?

        У Ивана Грозного этот поход не был против "татарскости" - у него армия чуть не наполовину сама состояла из татар. Кроме жертв самого боя - никакого целенаправленного убийства татар не было. Летописи говорят, что даже женщин и детей казанцев, разобрали себе воины-татары (в основном мишары) из войска Ивана Грозного.

        • Анонимно
          21.09.2018 14:47

          13:52 А была ли эта "письменная история"?
          А вы уверены, что есть настоящая письменная история России?
          Главный "Лицевой летописный свод" 16 века большинство исследователей считают прошедшим жесткую правку при династии Романовых. В нём нет оригинала начала - "Повести временных лет". Большинство русских летописей прошли многократное редактирование последующими поколениями правителей. В 1682 г. при царе Фёдоре Алексеевиче были сожжены т. н. разрядные книги (ему тогда было всего 20 полных лет, он считался болезненным человеком, скончался в 1682 г.). А эти книги - важнейший источник политической истории. Таким образом, главных оригинальных документов допетровской летописной истории не существует, уничтожены. А дальше немцы-историки начали писать нужную Западу историю России, включая "Казанское ханство" и, вообще, Grande Tatarie.

      • Анонимно
        21.09.2018 14:12

        Письменная история была утрачена задолго до присоединения Казани к Московии.
        Всюду куда приходили чингизиды после уничтожения людей уничтожались в огне и письменные источники.

    • М.К.
      21.09.2018 20:38

      Карл Фукс был не историограф, а этнограф.
      Учитесь различать понятия.
      Впрочем, Вам необязательно, сойдёт и так.

  • Анонимно
    21.09.2018 12:57

    Турок красавчик

  • Анонимно
    21.09.2018 13:41

    Хорошо, что у русских вообще есть татары, так как Карамзин происходил, как и Салтыков- Щедрин из татар, а то гордиться было бы нечем, так как Пушкин из эфиопского народа.

    Фамилия Карамзин имеет богатейшую историю, которая является ярким свидетельством взаимодействия различных национальных культур.

    Наиболее вероятным представляется, что наследственное имя Карамзиных принадлежит к многочисленной группе семейных именований тюркского происхождения. Известно, что русский народ на протяжении всей своей истории жил в тесном контакте с самыми разными тюркскими племенами. В результате ассимиляции представители разных народов заимствовали друг у друга различные элементы быта и языка, в том числе и личные именования.

    Согласно этой гипотезе, исследуемая фамилия возникла в качестве отчества от личного имени родоначальника Кара Мурза. Данное именование было построено путем сложения тюркского аристократического титула «мурза», указывавшего на принадлежность обладателя к высшему дворянству и равного русскому званию «князь», и самого прозвища человека Кара, то есть «черный, грозный, сильный». Таким образом, значение прозвания родоначальника фамилии можно озвучить как «черный принц» или «суровый властитель».

    • Анонимно
      21.09.2018 14:17

      Мы уже поняли, что все более-менее заметные личности в мире - из татар.

    • Анонимно
      22.09.2018 08:08

      конечно, все мировые личности были татарами. Скоро глобус татарстана выпустят.

  • Анонимно
    21.09.2018 13:47

    Вся история татар и русских написана в одесских полуподвалах

    • Анонимно
      21.09.2018 14:42

      Все верно, а истинная история Великой Тартарии канула в лету.

      • Анонимно
        21.09.2018 17:47

        Ага, верят сказочнику карамзину.... или хотят в это верить ...

  • Анонимно
    21.09.2018 15:50

    Конечно, не одна только татарская нация такая, но это все равно не оправдывает татар.
    Даже Тукай говорил: "Проснись татар, проснись, время уже проснуться!"
    Труды таких ученых-это на вес золота, там есть истина, в те времена деньги людям еще не затуманивали разум. Когда общаешься, знакомишься их трудами, душа меняется, она соприкасается энергетикой их разума, человек становится тоньше душой и умом, больше начинает понимать этот мир, становится мудрее. А мудрость-одна из самых ценных качеств в этом мире.
    Самое ценное у народа-это его библиотеки, а сейчас, когда есть возможность создать электронные библиотеки, если с этой возможностью уметь пользоваться, это дает фантастические возможности для развития народа.
    Главное, нужна доступная электронная библиотека, где чтобы было собрано по крупицам все духовное наследие народа.

  • Анонимно
    21.09.2018 15:53

    Очень удивительно.Есть институт имени Марджани .И вот этот институт не удосужился за два десятка лет что то перевести на современный язык из трудов того чьё имя имеет институт.И тут приходит на ум одно.А был ли мальчик.И гложат людей смутные сомнения.Ну кто сейчас верит на слова типа не читал но одобряю.Вот и не пришёл народ слушать очередные дежурные речи.И последнее.Кончайте смешить народ.Мало ли на какое слово и из какого языка можно разложить фамилию человека.Даже если и были предки Карамзина из татар то в последствии они обрусели как сейчас на наших глазах стали американцами и французами потомки русских эмигрантов.В третьем поколении эти люди уже не знают ни одного слова на языке предков да и мозги у них уже перестроены на другой лад.

    • Анонимно
      21.09.2018 17:03

      Точно также многие хотят почитать “труды” вашего “великого Ломоносова”. Ау, где они?

      • Анонимно
        21.09.2018 17:54


        География:
        О слоях земных. Прибавление второе к "Первым основаниям металлургии или рудных дел"
        Ломоносов М. В.

        История:
        Записки по русской истории
        М.В. Ломоносов

        Физика и химия:
        1. Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих (1753)
        М.В. Ломоносов
        2. Слово о пользе химии, в публичном собрании Императорской Академии Наук сентября 6 дня 1751 года говоренное
        3. "Слово о происхождении света" (1756)

        Филология:
        1. Краткое руководство к красноречию
        Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7: Труды по филологии 1739—1758 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 89—378.
        2. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке
        Ломоносов М. В.
        Полное собрание сочинений . Т. 7: Труды по филологии 1739—1758 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 585—592.
        3. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии
        Ломоносов М. В.
        Полное собрание сочинение – Том 3. - С. 217 – 232.
        4. О нынешнем состоянии словесных наук в России
        Ломоносов М. В.
        Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7: Труды по филологии 1739—1758 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 579—583.
        5. Письмо о правилах российского стихотворства
        Ломоносов М. В.
        Ломоносов М. В. Избранные произведения / Вст. ст., подг. текста и прим. А. А. Морозова. – М.;Л.: Сов. писатель, 1965.. – (Библиотека поэта)
        6. "Русская Грамматика" (1755)

        http://www.lomonosov300.ru/141322.htm

      • Анонимно
        21.09.2018 17:57

        Изданные труды Ломоносова:
        1. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / гл. редактор С.И. Вавилов, Т.П. Кравец. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1983.
        2. Ломоносов М.В. Собрание сочинений: в 3 ч. – М.: Тип. Московского ун-та, 1840 – 1778.
        3. Ломоносов М.В. Сочинения: в 8 т. – СПб.: Тип. Импер. Академии Наук, 1891 – 1948.
        4. Ломоносов М.В. Сочинения. – М.: Современник, 1987. – 438 с.
        5. Ломоносов М. В. Избранные сочинения / сост. Т. П. Аранзон. - М.: Фонд поддержки экономического развития стран СНГ, 2008. - 304 с.: портр. - (Серия «Ломоносовская библиотека»)
        6. Ломоносов М. В. Избранная проза / сост., авт. предисл. и коммент. В.А. Дмитриев. - 2-е изд., доп. - М.: Сов. Россия, 1986. - 541,[1] с.: 1 л. портр.
        7. Ломоносов М. В. Избранное / сост., вступ. ст. и примеч. В.И. Коровина. - М.: Дет. лит., 1986. - 158 с.: ил.
        8. Ломоносов М. В. Избранное / сост., авт. вступ. ст., примеч. В. И. Коровин, худ. Л. Фалин. - М.: Детская литература, 1981. - 158 с. - (Поэтическая б-ка школьника)
        9. Ломоносов М. В. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. В. И. Коровин. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. – 127 с.: ил. - (Шк. б-ка).
        10. Ломоносов М. В. Избранные произведения / сост., авт. коммент. Ю.Ф. Галкин, авт. вступ. ст. Г. Фруменков. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. - 351 с.
        11. Ломоносов М. В. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Наука, 1986.
        12. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. – М.: ЭКСМО, 2003. – 704 с. – (Антология мысли).
        13. Ломоносов М.В. Для пользы общества… / сост., вступит. Статья и примеч. А.С. Еленской. – М.: Сов. Россия, 1990. – 382 с. – (Б-ка рус. Худож. Публицистики).
        14. Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. – СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1766. – 140 с.
        15. Ломоносов М.В. Краткий российский летописец с родословием. – СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1760. – 75 с.
        16. Ломоносов М.В. Рассуждение о большой точности морского пути, читанное в Публичном собрании Императорской Академии Наук 8 мая 1759 года Господином Коллежским Советником и Профессором М. Ломоносовым. – СПб.: Тип. Имп. Академии Наук, 1759. – 52 с.
        17. Ломоносов М.В. Рассуждение о твердости и жидкости тел ради торжественного праздника тезоименитства Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны Самодержицы Российской в Публичном собрании Императорской Академии Наук 6 сентября 1760 года, читанное Господином Коллежским Советником и Профессором, и Королевской Шведской Академии Наук членом Михаилом Ломоносовым. – СПб.: Тип. Имп. Академии Наук, 1760. – 21 с.
        18. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем . – М.: Современник, 1989. – 493 с.: ил. – (Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах)

  • Анонимно
    21.09.2018 17:27

    "У Ивана Грозного этот поход не был против "татарскости" - у него армия чуть не наполовину сама состояла из татар. "

    Ну, конечно, так и есть, только тогда почему среди имен погибших при штурме Казани воинов Ивана Грозного , нет ни одного татарского или мишарского имени?
    Этот список монахи Зилантова монастыря показывали Императору, когда он посещал братскую могилу воинов, павших при взятии Казани(сейчас это Храм посередине Казанки).
    А вот на документе, об избрании первого царя из династии Романовых, подписи татарских мурз (арабицей), почему-то есть.
    Странно, не правда ли?

    • Анонимно
      21.09.2018 18:00

      Откуда взяться в списке православного Зилантовского монастыря фамилиям погибших исповедовавших другую веру?

    • Анонимно
      21.09.2018 19:43

      Так, значит, татарские мурзы Михаила Романова добровольно признали своим царем

      • Анонимно
        21.09.2018 22:43

        "Так, значит, татарские мурзы Михаила Романова добровольно признали своим царем".

        А что тут удивительного, они знали, что его род,который потом переименовали для благозвучия в Романовых, имел татарские корни.

  • Анонимно
    21.09.2018 20:48

    ,,Когда же кончилась битва ,и смолкли крики и улеглось волнение,повелел царь великий князь искусным умельцам ,объехав город,собрать в одно место и посчитать ,сколько убито Казанцев и русских.И быстро поездив,собрал всех и сосчитал рязанский воевода Назар Глебов,ибо он был умен и искусен в счёте...Сосчитал он и доложил :"Побито -сказал он - самодержец,более ста девяноста тысяч Казанцев,детей и взрослых,старых и молодых,мужчин и женщин и все это - не считая пленных,тех число ещё больше".(Казанская история Перевод Т.Ф.Волковой.М..,1985,стр.301-539.)Пишу для объективности.А не для разжигания розни.

    • Анонимно
      21.09.2018 21:20

      Вы все представляете территорию современного казанского Кремля. Как на этой территории могли поместиться "... более СТА ДЕВЯНОСТА ТЫСЯЧ Казанцев,детей и взрослых,старых и молодых,мужчин и женщин и все это - не считая пленных,тех число ещё больше..."? Плюс на территории Кремля был ханский дворец, несколько мечетей, жилые постройки...

      • Анонимно
        21.09.2018 21:51

        Ну это не я сочинил ,конкретно есть ссылка.Стены были деревянные и гораздо больше територии современного кремля.Плюс посады,прилегающие пригороды,согнанное население с окрестностей.Русские войска до Арской крепости дошли ,взяли ее и привели под Казань пленное население.Что бы сломить дух Казанцев привязав их заставляли кричать,о сдаче.У Карамзина это есть .Кстати видел записи как набивался народ при нападении врагов в Московский каменный кремль.Простой народ стоял как,,кильки в банке,, многие погибали от сдавления и удушья.Читал как при ложной тревоге ,забили колокола,народ ломанулся потомтал друг друга,так набились,что огромное количество умерло от удушья,а враг прошел мимо.

        • М.К.
          21.09.2018 23:48

          В реальности в Кремле могло поместиться несколько сот, максимум тысяч полторы войска.
          Т.е., теоретически, набиться могло и больше, но такая толпа не продержится больше чем несколько дней - моментально съедят все припасы.

          Преувеличения - обычная вещь.
          Напимер, утверждается, что ганизон Измаила, того самого, который штурмовал Суворов насчитывал 35 тысяч человек и 200 пушек, в реальности там и двух тысяч не было, причем и эти были и на самом деле набиты как сельди в бочке.

          То же и в Казанском Кремле, даже если предположить (спорить не буду, не знаю) больше, чем сейчас.

          • Анонимно
            22.09.2018 09:27

            В какую сторону казанский Кремль мог быть больше, чем сейчас? С одной стороны Булак, с другой стороны Казанка, с третьей стороны цепочка озер, с четвертой стороны был защитный ров и Тезицкий базар за рвом на площади...

            • Анонимно
              22.09.2018 09:53

              Территория современного кремля это территория ханского дворца,у него стены были каменные.К началу ул.Баумана (проломной) стену сдвиньте.

              • Анонимно
                22.09.2018 10:05

                Ханский дворец был на месте нынешнего президентского дворца.

          • Анонимно
            22.09.2018 10:03

            А 150.000 армия ,так погулять вышла .Вы ещё скажите,что не могло быть такого количества народа внутри из за того,что спать было негде.Это был город с большим населением,с пригородами,а не рыцарский замок.

  • Анонимно
    21.09.2018 21:47

    Институт подготовил 2 книжки к юбилею, которые всем раздавали.

  • Анонимно
    21.09.2018 22:02

    Теперь понятно кем является для нашего муфтия Марджани

  • Анонимно
    21.09.2018 22:35

    "Откуда взяться в списке православного Зилантовского монастыря фамилиям погибших исповедовавших другую веру?"

    Разве всех павших при взятии Казани похоронили не в одной братской могиле? Нет?
    А где тогда могилы воинов- мишар, которых ,по вашим словам, было около половины в войске Ивана Грозного?
    Или они были "бессмертными"?
    Или все же мишары-мусульмане похоронены под православным Храмом вместе с русскими воинами?

  • Анонимно
    22.09.2018 01:47

    Русских погибло при взятии Казани согласно Казанскому летописцу по подсчётам Назара Глебова 15.355 человек.Можете набрать в поисковике ,,Рязанский воевода Назар Глебов,, в его биографии упоминается факт подсчёта убитых с обеих сторон по приказу Ивана Грозного , и есть эти цифры.Все вполне достоверно.

  • Анонимно
    22.09.2018 19:03

    Как понимкаю, это он основоположник учения, известного как татаризм или марджанизм. Весьма вредного учения, заставляющего конфликтовать между собой тюркские народы. Подменяющего историю Степи на историю татар, тюркские и монгольские государства на татарские государства и т.п.

  • Istorik
    22.09.2018 20:26

    Мәрҗани конференциясендә иң кызганычы шул: татарча сөйли алган галимнәр чыгышын рус телендә ясадылар. Югыйсә бит, конференция татар галименә, татар тарихына багышланган! Катнашучыларның байтагы иске татар телендә язылган чыганаклар белән эш итә белүче галимнәр бит...
    Синхрон тәрҗемә җайланмалары да бар иде.

    Шулай татар телле фән юк ителә инде... Ә бит чыгышлар, темалар кызык

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen