Общество 
6.10.2018

«Нельзя к таким вопросам подходить с наскока – дизайнерскими решениями!»

Выборы будущего волжского променада: 45 проектов из 7 стран и срок реализации — к столетию образования ТАССР

«Некоторые проекты совершенно спокойно убирают часть Кировской дамбы! Недопустимо, немыслимо!» — так один из экспертов оценил вчера работы участников казанского фестиваля «Эко-Берег». Вместе с тем из 45 проектов есть что выбрать и поэтапно реализовать к 2020 году. О том, видна ли в работах рука команды Наталии Фишман, насколько реально благоустроить 3 км волжской набережной и где спрятана главная «бомба» под самой идеей, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Второй день проведения VIII Международного архитектурного фестиваля "Эко-Берег" оказался целиком посвящен проведению научной конференции по проблемам реновации прибрежных территорий Волги Второй день проведения VIII международного архитектурного фестиваля «Эко-Берег» оказался целиком посвящен проведению научной конференции по проблемам реновации прибрежных территорий Волги Фото: kzn.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАЗАНИ — НИЖЕ УРОВНЯ ВОДОХРАНИЛИЩА, И ГЛАВНОЕ — НЕ ВНЕШНИЙ ЛОСК, А ЗАЩИТНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Второй день проведения VIII международного архитектурного фестиваля «Эко-Берег» оказался целиком посвящен проведению научной конференции по проблемам реновации прибрежных территорий Волги. Как пояснил глава союза московских архитекторов Николай Шумаков, научные конференции в рамках фестиваля проводятся с 2010 года, с самого начала его зарождения.

«Это прекрасный повод собраться и обменяться теми научными и практическими знаниями, которые напомнят и архитекторам принимающей стороны, и архитекторам близлежащих регионов о той самой области, на которую направлен фестиваль, — это архитектура и вода, это прибрежные территории. Те самые замечательные, удивительные территории, которые, к сожалению, слишком часто, особенно в России, не ценятся и используются в основном как хозяйственные, транспортные и промышленные», — посетовал он.

Чем Казань отличается от других городов? Таким вопросом озадачил публику советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. В зале повисла тишина. Васильев, выдержав паузу, констатировал: город находится на низком берегу, на берегу крупнейшего в мире Куйбышевского водохранилища — с дамбами, с инженерным хозяйством, а значит, требует в первую очередь решения инфраструктурных задач. 

«Когда вы идете на пляж, у вас главная проблема — как туда попасть и что там делать. Поэтому для Казани самое главное — это транспорт. Вдоль исторически сложившейся полосы железной дороги нужно прокладывать магистраль, которая была запроектирована еще полвека назад, даже больше. Без этого Казань не выживет», — сказал советник министра в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Решение транспортной задачи, по его словам, позволит развивать перекинутые через защитную дамбу функции, которые действительно привлекут на эту территорию людей. Сейчас же дефицит пляжных и рекреационных зон в Казани колоссален: мы потеряли их в результате затопления.

Неказанец, незнакомый с местными особенностями, не понимает, что исторический центр находится ниже уровня Куйбышевского водохранилища, отметил Васильев.

«Чтобы огранить эту территорию, есть не только дамба, но и насыпь. Параллельно ей идет сложное инженерно-техническое сооружение — с дренажем, с прочими коммуникациями. Там же канализация и энергетика. И всю эту полосу надо выносить комплексно — серьезным дорогостоящим проектом», — подытожил советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

И вот тут, похоже, слабый момент любой концепции. Решить инженерные задачи в ближайшие годы нереально! Но к проблеме надо привлекать внимание, и в этом, по его мнению, состоит польза конкурсов вроде «Эко-Берега». Если не поднимать проблему сегодня, то завтра на эти территории придут собственники, инвесторы. И «хирургия», которая все равно неминуема (а иначе будет стагнировать город), станет очень дорогой.

Николай Васильев: «Кто – в погоне за эффектной подачей, кто – за отдельными объектами, но сумму сложностей не осмыслили» Николай Васильев: «Кто — в погоне за эффектной подачей, кто — за отдельными объектами, но сумму сложностей не осмыслили» Фото: Ирина Ерохина

«НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ ВООБЩЕ УБИРАЮТ ЧАСТЬ КИРОВСКОЙ ДАМБЫ — НЕМЫСЛИМО!»

Комментируя выполненные проектантами работы, Васильев отметил, что техзадание включало всю сложность исходных данных. Всего на выставке в «Смене» представлено 45 работ из 7 стран мира. Помимо России, это Австралия, Англия, Китай, Сербия, Италия и Испания. Более 20 заявок было подано из Казани. Очень много заявок поступило из Москвы, а также Санкт-Петербурга, Астрахани, Самары, Краснодара, Уфы и других городов. Территория проектирования, напомним, протянулась от речного порта вдоль железнодорожных путей, включая зону полуострова Локомотив, в сторону Адмиралтейской слободы. Но, увы, исходные данные конкурсанты осмыслили слабовато.

«Кто — в погоне за эффектной подачей, кто — за отдельными объектами, но сумму сложностей не осмыслили, — заметил Васильев. — Некоторые проекты, которые я посмотрел, совершенно спокойно убирают часть Кировской дамбы! Недопустимо, немыслимо... Кто-то игнорирует экологию. Но если вы намываете берег, значит, вы должны защитить эту намытую территорию такой же дамбой», — объяснил советник министра.

Что мы имеем в итоге? Казань просто не готова к активному освоению волжской набережной. Нельзя к таким вопросам подходить с наскока — дизайнерскими решениями. Конкурсные работы как раз демонстрируют тот вопрос, который сегодня назрел, — простые решения на берегах Куйбышевского водохранилища невозможны! Хотя отдельные элементы, предложенные конкурсантами, конечно, можно взять за основу. К слову, заслушав выступление Васильева, эксперты заметили, что если бы доклад советника министра прозвучал до конкурса, то эффективность «Эко-Берега» была бы гораздо выше. Как говорится, а где вы были?

Об инженерных проблемах волжской набережной говорил и первый замглавы ГАУ «Институт генплана Москвы» Олег Григорьев. Он, напомним, выходец из Казани, так что хорошо знаком с территорией. Григорьев обратил внимание на недостаточность водоотводящей системы поверхностного стока. Существующие водостоки полностью заилены, а очистных сооружений в городе не хватает.

«Вот эти красные звездочки по всему периметру набережных — это точки сброса неочищенной ливневой канализации», — пояснил он, демонстрируя схематичную карту. И Григорьев тоже поддержал Васильева. Точно так же, как нельзя ставить телегу впереди лошади, недопустимо сначала сажать березки, «втыкать» скамеечки, мостить брусчаткой и ставить дизайнерские фонарики, а потом из-под всего этого выкорчевывать древнюю канализацию. «Если мы посмотрим на те объекты очистки, которые необходимо размещать на прибрежной территории, то увидим, что часть из них невозможно реализовать, потому что вот здесь сделано замечательное благоустройство Кремлевской набережной, здесь сделано что-то еще», — показал он. Объем сточных вод, который выливают в существующие в Казани водоемы, Григорьев назвал одной из главных экологических проблем города. Он отметил, что ей почему-то не уделяют должного внимания.

Фото: kzn.ru

ПОДРАЖАНИЕ КАБАНУ И ЭХО МОСКОВСКОГО «ЗАРЯДЬЯ»

Но, пожалуй, хватит критики — перейдем к самим проектам. Техзадание требовало подумать о создании набережной с историческим центром города, учесть ограничение по зонам охраны Кремля, положения, уже заложенные в новом генеральном плане, в том числе дорожно-транспортную инфраструктуру. А генплан, напомним, предусматривает строительство нового мостового перехода — дублера Кировской дамбы. Этот мост проектировщикам видится как раз со стороны Куйбышевского водохранилища, то есть вдоль береговой линии Волги. Его появление необходимо до 2025 года. Хотя, видимо, это все-таки из разряда несбыточной мечты: стоимость реконструкции, к примеру, Ленинской дамбы — 3,3 млрд рублей. Кроме того, генплан предполагает повышение связности и организацию пеших коммуникаций всех городских набережных: Казанки, Волги, Нижнего Кабана.

Некоторые конкурсанты все-таки подумали и об инженерной части своих концепций.

Представленные проекты оказались не подписаны, поэтому определить авторство оказалось невозможно, однако в двух работах с легкостью угадывалась рука «парковых фей» из команды помощника президента РТ Наталии Фишман. Некоторые МАФы и решения оказались похожи на уже реализованные в Казани и Нижнекамске. В описании одного такого проекта разработчики указали, что до образования Куйбышевского водохранилища Волга находилась на некотором расстоянии от Казанского кремля — реку и город разделяли пойменные луга, поэтому они предложили реализовать проект «Казань. Волга / Природная ткань». Он включает создание нескольких природных зон на территории набережной: зона луга, зона болот, зона хвойного леса, зона лиственного леса, зона скал и крытый парк с искусственным прудом. Эта же команда проработала и транспортный вопрос, предложив запустить автобусный маршрут через часть набережной, уходящий на Тази Гиззата.

Фото: kzn.ru

Некоторые проектанты коснулись экологии. Так, одна из команд предложила внедрить систему очистки воды посредством создания дополнительного течения и винтовых установок с элементами фильтрации. Другие разработчики, помимо мероприятий по очистке сточных вод, благоприятным решением назвали формирование дна — с целью увеличения скорости воды, а также устройство дополнительных протоков в полуострове Локомотив и теле Кировской дамбы...

Вопрос связности территории участники тоже решали по-разному. Кто-то предложил организовать связь прибрежной зоны с центром города за счет 7 мостов, которые проходят над железнодорожными путями. Вдоль всей набережной конкурсанты сформировали променад — от здания речпорта до храма-памятника Спаса Нерукотворного и далее в жилые районы. Новый маршрут предложили соединить с уже благоустроенной Кремлевской набережной. А ключевым элементом, связующим Волгу и Казанку, посоветовали сделать досугово-рекреационный центр круглой формы — он же должен выполнять роль моста над железнодорожными путями.

Фото: kzn.ru

Многие участники хорошо продумали «досуговую» часть задания. Одни спроектировали прогулочно-видовые галереи и террасы (в том числе расположенные на воде), выставочные пространства, рестораны и кафе, художественные галереи. Другие разработали проект «Парящие сады», который, по признанию осматривавших выставку посетителей, казался уж очень похож на парк «Зарядье» — тот самый, что обошелся Москве почти что в бюджет Казани.

Работа конкурсного жюри, в состав которого вошли главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и мэр Казани Ильсур Метшин, завершилась еще вчера Работа конкурсного жюри, в состав которого вошли главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и мэр Казани Ильсур Метшин, завершилась еще вчера Фото: kzn.ru

«ЧТОБЫ ТЕРРИТОРИЯ НЕ ПРОСТО БЫЛА БЛАГОУСТРОЕНА, А ЕЩЕ И ЖИЛА: КРУГЛОГОДИЧНО, ПРАКТИЧЕСКИ КРУГЛОСУТОЧНО»

Работа конкурсного жюри, в состав которого вошли главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и мэр города Ильсур Метшин, завершилась еще вчера. Победители уже известны, а их имена официально объявят сегодня в торжественной обстановке в КРК «Пирамида», а потом раздадут премии. 

«Там у нас и разные места есть, и дипломы еще. Мы не одну и не две, а целый ряд работ отметили», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» замминистра строительства РТ Владимир Кудряшов — один из членов жюри и организаторов конкурса.

«Уровень работ достаточно разный. Здесь есть в том числе и студенческие работы — они, конечно, отличаются. Есть более теоретические, есть более прикладные. Хотя некоторые проекты, которые мы в первую очередь отметили, достаточно сильно проработаны и заслуживают внимания. И я верю, что они в принципе могут уже браться за основу для конкретного проекта», — добавил замминистра. По его словам, одним из условий для конкурсантов была проработка экономической модели. «Здесь на площадках это не представлено, но жюри это отмечало по тому признаку, возможен ли сюда заход какой-то коммерческой функции, чтобы данная территория не просто была благоустроена, а еще и постоянно жила: круглогодично, практически круглосуточно».

По словам Кудряшова, одной из задач, которые стояли перед разработчиками, была возможность поэтапного освоения тех проектных решений, которые ими предлагались. «Понятно, что территория достаточно большая: протяженность  береговой линии, которая охвачена проектом, — почти 3 километра. Ну и очень много функций, активностей, насыщения этой территории. Все сразу выполнить, наверное, будет невозможно, поэтому поэтапно, наверное, также будем двигаться», — рассказал замминистра строительства РТ.

По его словам, у города действительно есть желание реализовать первую очередь к 2020 году, «поскольку есть хорошее и знаковое событие — столетие ТАССР».

Впрочем, когда начнется осуществление задуманного, никто сказать не может: все это еще не проекты, а концепции. Но победителей казанского «Эко-Берега», конечно, пригласят к дальнейшей работе.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.10.2018 09:07

Уважаемые проектанты.
Мы не в Калифорнии!
Пожалуйста, к красивым рисункам с птичьего полета, добавляйте планы, схемы, формы использования своих объектов длинными темными осенними и зимними месяцами.

  • NIYAZ
    6.10.2018 08:54

    По-моему, лучше благоустроить набережную вдоль всего побережья, например, параллельно ул.Магистральной, открыть выход, вид, доступ к Волге, переселив территории "промбазы", которые не работают и используются не эффективно.
    А так район локомотива получится наверное красиво и современно, но менее масштабнее и еще появятся пробки.

    P.S. неужели не удалось договориться с собственниками территорий "промзоны"?

    • Анонимно
      8.10.2018 18:09

      Пробки появятся, если с набережной откроется дорога к Кировской дамбе. Вообще Набережную лучше делать пешеходной.

  • Анонимно
    6.10.2018 08:55

    Статья интересная, почитала с удовольствием, так сказать. Всё правильно говорят про новую набережную. И экологический аспект важен, и экономический.

    • Анонимно
      6.10.2018 12:32

      Подробно все рассказали в статье. Думаю на самой встрече еще больше можно было узнать. Интересно какой проект все -таки выберут.

    • Анонимно
      8.10.2018 15:14

      Вообще проект обещает быть крутым. Это будет отличное место для прогулок жителей и туристов. Красивый вид получится. Быстрее бы сделали и выбрали самый оптимальный проект для реализации

      • Анонимно
        8.10.2018 18:11

        Многострадальная наабережная должна получить толчок к развитию. Очень часто там бываю в теплое время года. Место отличное, спокойное, но запущенное. Даже вырубленные деревья и кустарники заново выросли. Тема с мостом пока закрыта, а завезенный песок осел. Одного пляжа там мало. Благоустроют - перестанут машины трясующиеся там появляться. Пока место с большим знаком вопроса, но можно сделать конфетку.

  • Анонимно
    6.10.2018 08:58

    Серьёзный подход. И хорошо, что Васильев высказался, по делу все говорит. Если разберутся ещё со стоками, сливами и остальным - отлично будет.

    • Анонимно
      6.10.2018 09:10

      Вы невнимательно читали. Со стоками НЕ разберутся. Просто сверху построят набережную. Стоками займутся когда совсем припрет, и тогда набережную придется разламывать..

      • Анонимно
        6.10.2018 10:39

        Как на набережной Кабана
        ))
        600 миллионов вбухали а теперь ломать надо что бы очистные поставить

        • Анонимно
          6.10.2018 11:31

          В Китае за это расстреляли бы горе строителей
          Но сначала бы взыскали ущерб

          • Анонимно
            6.10.2018 12:31

            Откуда такие знатоки Китая в комментариях? Сериалов насмотрелись?)))

        • Анонимно
          6.10.2018 11:33

          У нас же есть в городе организация которая ливневка и занимается
          Почему они молчат?

          • Анонимно
            6.10.2018 12:08

            А ни кто не состыковал их со строителями кабанской набережной
            Как всегда правая рука не знает что делает левая
            теперь будут набережную ломать иставить очистку
            По нашему все, по российскому

          • Анонимно
            6.10.2018 12:17

            Ну и бардак
            Сначала наверно озеро чистят а потом набережную строят

            • Анонимно
              6.10.2018 17:20

              Главное- освоить бюджетные средства. И видимы результат на фотографиях в отчете аудитора.

  • Анонимно
    6.10.2018 09:07

    Уважаемые проектанты.
    Мы не в Калифорнии!
    Пожалуйста, к красивым рисункам с птичьего полета, добавляйте планы, схемы, формы использования своих объектов длинными темными осенними и зимними месяцами.

    • Анонимно
      6.10.2018 09:26

      Тк4 об этот и речь, что не просто красиво все сделать. Не картинки смотрите, а читайте

    • Анонимно
      6.10.2018 09:39

      тогда некрасивая подача будет! да и в инстаграмм не выложишь

      • Анонимно
        6.10.2018 10:58

        Думаю, что вполне возможно это все соединить. И симпатично, и практично

      • Анонимно
        6.10.2018 12:33

        Инстаграм не главный решающий фактор. Чушь как всегда пишите и радуетесь

      • Пpохожий
        8.10.2018 11:51

        да ладно вам-каток же заливали на казанской набережной? что мешает и здесь так же сделать! +какие нибудь санные горки, да даже лыжню вдоль пустить!
        всё можно придумать если захотеть.

      • Анонимно
        8.10.2018 15:15

        Можно сделать и красиво, и грамотно в техническом плане. Все таки специалисты из разных стран с разным опытом участвовали в конкурсе.

  • Анонимно
    6.10.2018 09:07

    Григорьев такой классный! "Никто не подумал об объемах сточных вод". Вот и подумал бы сам когда генплан делал!

    • Анонимно
      8.10.2018 13:00

      С чего взяли, что не подумал. В Генплан включены все необходимые очистные. Правда уже сегодня их невозможно сделать, не сломав часть набережных на Кабане и Казанке.
      Проектировщики этих набережных, так же как и Вы, предпочитают не заглядывать в материалы Генплана.

  • Анонимно
    6.10.2018 09:09

    Глядя на красивые картинки в голове всего один вопрос - где деньги Зин.

  • Анонимно
    6.10.2018 09:40

    снова студенты бесплатно сделают, а деньги заберет Архдесант какой-нибудь. Сами догадайтесь чей карман

    • Анонимно
      6.10.2018 10:57

      Вообще то там участвует 45 стран. Какие ещё студенты?

      • Анонимно
        6.10.2018 11:12

        Старт ЭКОБЕРЕГУ был дан в КГАСУ, там же Васильев очень хорошо рассказал о всех проблемах.
        Был представлен совершенно реальный комплексный проект.
        Только как всегда...

        • Анонимно
          6.10.2018 12:28

          Это не означает что работают над проектом только студенты. И уж тем более, что работа студентов выиграет.

  • Анонимно
    6.10.2018 10:47

    Казань тянется вдоль Волги, но эта прекрасная географическая возможность почти никак не используется.
    Возможно зловонное мелководье надо сначала засыпать, намыть новую территорию, где построить современный город.

  • Азат Д
    6.10.2018 11:09


    Пока не будет реальных общественных слушаний, а не профанаций, так и будет.

    • Анонимно
      6.10.2018 13:47

      Одни и те же лица все решают и решают без конца

    • Анонимно
      7.10.2018 10:50

      А что вы решите на общественных слушаниях? Вот были слушания по генплану. И что? Кому-то удалось подвинуть дороги, кому-то нет. Что вы хотите увидеть тут, на публичных слушаниях, если вынесут те же концепции. СПециалисты должны поработать сначала, потом уж пусть публика критикует.

      • Анонимно
        8.10.2018 15:07

        Да даже тут в комментариях пишут, что не обязаны ничего говорить мол пусть профессионалы делают. Например, в статьях про проекты Фишман.

  • Анонимно
    6.10.2018 12:12

    В нашем горкинском лесу появилась парковка для будущих посетителей здания, которое построили прямо в лесу. Вот показать бы им фото центрального парка в Нью Йорке....

    • Анонимно
      6.10.2018 12:29

      ну вокруг парка куча небоскребов и высоток. И что там показывать? А вы знаете сколько денег стоит содержание круглогодично такого парка??

      • Анонимно
        6.10.2018 16:14

        Хорошо, не надо показывать. Только наверно и не надо строить парковки там, где написано - ЛЕС!!!!

        • Анонимно
          8.10.2018 15:10

          а вы думаете возле парка в Нью-Йорке нет парковок? Не смешите, пожалуйста))

      • Анонимно
        6.10.2018 16:15

        А что, парковка будет платной? и средства пойдут на содержание Леса? Логичный

  • Анонимно
    6.10.2018 15:11

    «...недопустимо сначала сажать березки, «втыкать» скамеечки, мостить брусчаткой и ставить дизайнерские фонарики, а потом из-под всего этого выкорчевывать древнюю канализацию.»
    Умники!
    Именно так и нужно осваивать бюджет!

  • Анонимно
    6.10.2018 16:59

    Начать с расширения Кировской дамбы в обе стороны. Это решает основные вопросы и транспортные и канализационные и другие коммуникационные.

  • Анонимно
    6.10.2018 17:22

    Все равно, что не сделают, будет бяка! Не умеют в Казани строить набережные! Хоть у Кабана, хоть у Казанки - полное ...!

    • Анонимно
      8.10.2018 15:11

      А где вы видели какие-то фантастические набережные? Везде строят примерно одинаково. Та же набережная в Самаре тоже просто асфальт, скамейки, несколько ларьков с едой и напитками.

      • Анонимно
        14.10.2018 14:42

        набережная в Самаре гораздо приятнее хотя бы потому, что там есть зелень

    • Анонимно
      14.10.2018 14:40

      То как облажались с Кабаном это в очередной раз подтверждает

  • Анонимно
    6.10.2018 18:53

    Точно! Не напрягайтесь вы вообще, попилите деньги и все! Вы все равно, как показывает опыт, хорошего сделать не можете! Поэтому НИЧЕГО не надо! Просто будете делать вид, что осваиваете средства. Поэтому не надо!

  • Анонимно
    6.10.2018 20:17

    Равиль Хабибуллович, это твоя “ТЕМА». Почему не присутствовал на этих совещаниях?

  • Анонимно
    6.10.2018 20:47

    Скорее всего уже инвестор известен, боярин, кто в будущем будет получать доход,ренту.

  • Анонимно
    8.10.2018 20:35

    О чём тут говорить, когда на обсуждениях генплана жители кварталов с плачем просили оставить в покое от застройки территорию зеленой зоны на Гаврилова, а глубокоуважаемые заслуженные архитекторы смеялись им в лицо, парируя тем, что территорию то облагородят, скамейки, кафе на берегу построят, парковки, будет вам счастье. Да глубоко параллельно им до нужд горожан, неужели непонятно?

    • Анонимно
      9.10.2018 16:46

      К сожалению, в подобных вопросах необходимо ориентироваться на большинство, а не на малую группу жителей. Ведь делают лучше в целом для казанцев.
      У жителей кварталов тоже останется много зеленых участков, но город развивать приоритетней.

      • Анонимно
        14.10.2018 14:40

        Вы уверены, что большинство из миллиона с лишним жителей Казани за то чтобы в одном из немногих оставшихся зеленых уголков города построили несколько очередных убогих высоток? Как это улучшит жизнь большинства казанцев? Вы, тролли, как и ваши хозяева, уже совсем заврались и не отвечаете за свои слова

      • Анонимно
        14.10.2018 14:50

        Согласен с первым вашим предложением. Сейчас как раз ориентируются на малую группу жителей - застройщиков и лендлордов, в числе которых и сами чиновники. Вот для этих конкретных казанцев и делают лучше. Но ничего, жизнь рано или поздно все расставит по своим местам, и все получат по заслугам. В том числе и такие "адвокаты власти" как вы

    • Анонимно
      14.10.2018 14:48

      Эти "заслуженные" архитекторы занимались откровенным враньем. Например - утверждая, что процент озеленения города по новому генплану вырастет, умолчав о том что этот рост будет чисто техническим, за счет включения в него всего подряд, вплоть до газонов во дворах. В то время как многие зеленые зоны пустят под нож (в их числе даже ООПТ!). Или утверждая про некоторые дороги, что якобы они были предусмотрены еще генпланом 60-х годов - и резко сменив тему после того как им в лицо ткнули карты этого старого генплана. Слушания для них были всего лишь нудной формальностью, не зря же после них мэрия резко внесла изменения в порядок их проведения, чтобы создать еще больше препятствий для реального участия граждан.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen