Бизнес 
13.10.2018

Петр Авен: «У нас не нашлось своего политического лидера, Ельцин им не стал»

Глава Альфа-Банка о том, как «спасал страну», об «экономике торга» в СССР, ночных поездках в посольство США и «сгоревших» вкладах населения

В начале октября миллиардер и один из младореформаторов команды Гайдара Петр Авен прочел в МГИМО публичную лекцию «Первые шаги современной экономики России, как это было». «БИЗНЕС Online» также познакомился с выступлением одного из крупнейших российских бизнесменов и выяснил, почему Горбачев оказался несчастливым человеком, в чем заключается величие Ельцина, какие две совершенно разные задачи решали младореформаторы во власти и почему им помешал экономический детерминизм в головах.

Петр Авен 63-летний миллиардер Петр Авен стал первым гостем цикла публичных лекций МГИМО Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«Я БЫ НЕ ХОТЕЛ КАСАТЬСЯ ТЕКУЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»

«Я бы не хотел касаться текущей политической ситуации, а все остальное мы обсудим», – сразу предупредил аудиторию в МГИМО председатель совета директоров Альфа-Банка Петр Авен. 63-летний миллиардер стал первым гостем цикла публичных лекций, задуманных завкафедрой предпринимательства и корпоративного управления вуза, бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Авену, который в 1991–1992 годах был министром внешних экономических связей Российской Федерации, предложили порассуждать на тему «Первые шаги современной экономики России, как это было».

В целом его взгляд на события четвертьвековой давности не отличался от привычных тезисов либеральных экономистов, входивших в команду Егора Гайдара, хотя само выступление получилось любопытным и энергичным.

«Я не знаю, что вы знаете об экономическом развитии СССР, – начал разговор гость МГИМО. – Существует множество разных мифов. На самом деле пик экономической мощи России приходится на 1913 год. В 1913-м Россия была пятой-шестой экономикой мира. Примерно 8 процентов мирового ВВП мы тогда производили. Существует много мифов о сталинской экономике. В целом, за исключением очень короткого периода времени, темпы роста экономики СССР отставали от среднемировых. И доля России, несмотря на все индустриализации – а были отдельные успешные годы – но в целом и послевоенное восстановление в Европе шло значительно быстрее, чем в Советском Союзе. Наша доля в мировом ВВП падала». Единственным периодом, когда мы стали реально обгонять западный мир, был, по словам Авена, период с 1955 по 1970 год. Тогда и появилась фраза Никиты Хрущева, адресованная западным партнерам: «Мы вас похороним».

«Такие первые ясные звоночки затухания темпов экономического роста и начала отставания от Запада появились, на самом деле, во второй половине 1960-х годов, – считает глава Альфа-Банка. – Если бы не открытие Самотлора и вообще не открытие нефти Западной Сибири, которая уже к середине 1970-х годов давала 250 миллионов тонн, думаю, что кризис в СССР произошел бы намного раньше. И то, что случилось в 1991 году, произошло бы минимум на 10–15 лет раньше. Нефть дала такую большую передышку и как-то поддержала, как минимум на 10 лет, экономический рост в СССР».

Сейчас экспорт-импорт, по словам Авена, занимает около 40% ВВП России: «В СССР же эта цифра была 5–7 процентов, не больше. То есть эта экономика была достаточно изолированной, но нефть, которую стали так быстро добывать, фактически дала доступ к двум основным вещам. Она дала доступ к покупке кормового зерна, на которое производилось мясо… И второе – на нефть закупали ширпотреб. В 1970-е годы начался такой реальный потребительский бум в больших городах. Это прежде всего касалось Москвы: финские костюмы, немецкая обувь и так далее. Во всяком случае все, что называю словом „элита“, достаточно условно, более обеспеченные классы общества на самом деле жили на доходы с нефти, соответственно, и на этом же поддерживался общий уровень потребления». Нефть на пике давала СССР $25 млрд в год – по тем временам это была гигантская сумма. Но начиная уже с начала 1970-х годов темпы роста экономики стали падать.

«Много есть разговоров о том, почему распался Советский Союз. Причин достаточно много, но я как экономист по образованию считаю, что причина фундаментальна – экономическая, – сообщил Авен. – Экономическая модель не справлялась уже с растущей сложностью экономической системы. Темпы роста стали падать. Особенно катастрофическое падение темпов роста на самом деле случилось уже в середине 1980-х годов, и Михаил Сергеевич Горбачев оказался человеком несчастливым в этом смысле… Плюс осенью 1985-го – весной 1986-го года полностью обрушились нефтяные цены. Сейчас говорят про 100 долларов за баррель или сколько она там может быть, но когда акционеры „Альфы“ покупали Тюменскую нефтяную компанию, нефть стоила 9 долларов за баррель. Поэтому, говоря о производстве нефти, в Советском Союзе в последние годы это было сугубо убыточным бизнесом, денег на этом тогда никто не зарабатывал. Это было тогда убыточное дело».

В 1989-м темпы роста впервые стали нулевыми, а в 1990-м были уже отрицательными.


«НАС УЧИЛИ ПО УЧЕБНИКАМ, КОТОРЫЕ ЖИЗНИ НЕ ОТРАЖАЛИ»

«Я работал в правительстве Гайдара, поэтому сейчас, естественно, пристрастен, но когда любые упреки за развал страны, за уничтожение экономики обращаются к тому правительству и тем, кто занимался экономикой тогда, это по меньшей мере несправедливо. На самом деле весь этот экономический коллапс случился в полной мере в 1980-х годах. И Москва 1988–1990 годов – это город без продуктов. Это абсолютно пустые полки магазинов, где в продуктовом магазине стоят только банки с джемом или с березовым соком, где абсолютно ничего нет. Я в то время только что женился, моя жена тратила два-три часа в день, она училась в аспирантуре, чтобы просто объехать все магазины и купить что-то к обеду. Совершенно полная катастрофическая ситуация», – вспоминает глава Альфа-Банка.

По мнению Авена, величие Ельцина состоит в том, что он, в отличие от Горбачева, понял, что надо менять систему: «Вот эта система плановых заданий, система определения номенклатуры, система контроля просто не работает. Она не может справиться… Вообще страна была закрытая, я не знаю, как учат вас, но нас учили по учебникам, которые жизни не отражали. Это были некие рассказы об экономике, которой не существует. Все было совсем не так, как нас учили».

Лектор вспомнил историю из своей профессиональной жизни советских времен: «Я  занимался одно время экономикой сельского хозяйства, и, когда председателем ЦК КПСС стал Юрий Андропов, он сказал мудрую фразу, что мы не знаем своей страны. И тогда впервые экономистам, особенно тем, которые работали с властью – а я начиная года с 1982-го плотно работал с теми, кто реально принимал экономические решения, – нам разрешили посмотреть и помогали посмотреть реальную жизнь – как все реально работает. И вот летом 1985-го, когда Горбачев стал генеральным секретарем, я участвовал в двухмесячной экспедиции на Алтае с группой экономистов во главе с академиком Заславской. По мандату ЦК КПСС нам было позволено ходить куда угодно, смотреть что угодно, смотреть любую статистику…  И меня очень занимало, как планы принимаются, на основе чего… Вы понимаете, как там все было устроено? В сельском хозяйстве все коллективное – колхозы и совхозы. В районе где-то 25–30 колхозов. Каждый год каждый колхоз должен предъявить план по урожайности, по площадям, все что угодно. И вот райком партии утверждает эти планы».

Авен был на одном из таких заседаний райкома партии на Алтае, где «в течение двух дней по очереди входят в кабинет к первому секретарю председатели колхозов, и он задает им один и тот же вопрос: «Ты сколько центнеров взял?» – имея в виду, какая урожайность заложена в том или ином колхозе. Каждый называет какую-то цифру.

«Она обычно была от 18 до 22 центнеров с гектара. И дальше начинается разговор. „Почему так мало взял?“ – „Потому что у меня не хватает техники“. – „Дай ему сельхозтехники, дай ему тракторов“. Соответственно, не хватает удобрений: „Дайте ему удобрений“. Несколько людей, которые за это отвечают, сидят рядом. Потом они о какой-то цифре договариваются. Я понял сразу, что это некая игра: каждый входящий в кабинет должен его покинуть не с самой маленькой цифрой, потому что иначе у него будет меньше всего помощи от начальства. Но не самый большой, потому что, если он не выполнит план, его самым первым снимут, – рассказывает Авен. – И он не знает на самом деле, какие цифры у всех остальных, и начинается такая вот игра по некоторым правилам многолетним. И я вышел оттуда очень довольным, я посчитал, что уже все-все знал, и понял, что у них у всех там цифры от 18 до 22. Я с ними поговорил, и у меня было абсолютно шоковое удивление, когда узнал, что на самом деле больше 13 центнеров не бывает никогда. То есть они торгуются за заведомо виртуальную реальность. Это реально такое правило, которое уже определилось, тем не менее надо быть не с самой маленькой цифрой, но это абсолютно виртуальный мир!»

Так что планирование, в действительности, было виртуальной историей, фактически это была «экономика торга». «Я вообще в свое время стал известным экономистом, потому что написал статью, которую опубликовали на Западе, даже перевели на 15 языков, о том, как все это работает в СССР, – продолжил оратор. – На самом деле мы жили в экономике торга, когда центр пытался дать некие задания, а снизу, с заводов, начинали торговаться: они говорили, что мы, конечно, можем задание это взять, но нам для этого нужно, чтобы наш директор поехал в загранкомандировку, нам нужно побольше каких-то фондов, железа, то-се, пятое-десятое. И на основе этого торга, а не плановой экономики складывались какие-то задания».

«ДА ВЫ ЧТО, НЕ ПОНИМАЕТЕ? ДОЛЛАРОВ НЕ ХВАТИТ!»

Авен не раз за время лекции повторял, что надо было кардинально менять советскую систему: «Но людей, которые могли это сделать, в стране не было. Сейчас опять же это кажется очевидным, но тогда никто не понимал, как вообще все это работает».

В конце 80-х он уехал работать в Австрию, но потом его позвали в правительство, чтобы писать документы о реорганизации международной торговли, которую необходимо сделать свободной, а валюту конвертируемой: «Вы знаете, что такое статья 88 уголовного кодекса? В СССР за хранение долларов давали тюремные сроки. Если вас арестовывали и у вас в кармане была тысяча долларов, вы могли получить 10 лет тюрьмы, за торговлю долларами в большой сумме – расстреливали. Это была высшая мера наказания. Я ее отменял – никто мне не поставил золотого памятника, хотя на самом деле многие из вас были бы уже… Доллары в карманах же есть, наверное, у кого-то?»

А потом Авен уже в качестве министра РФ пересел в кабинет Анастаса Микояна. Он вспомнил еще несколько историй, подтверждающих тот факт, что тогда власти действительно не знали, как будут работать все эти радикальные нововведения.

«Я в декабре 1991 года в Верховном Совете рассказываю, что мы с 1 января отменим статью 88, что можно будет свободно хранить доллары – это первое, а во-вторых, можно будет их менять: доллары на рубли, и наоборот. Там все министры по очереди выступают и рассказывают, какая будет жизнь. Гайдар рассказывал, что цены будут свободными, во что никто не верит, потому что спекуляция, а я рассказываю, соответственно, о том, что мне поручили: я рассказываю, что не будет 88-й статьи, а главное, что будет конвертируемая валюта. То, что в Москве можно будет купить и продать доллары. И я им рассказываю, что через полгода обещаю: вся Москва будет покрыта сетью обменных пунктов, можно будет пойти, отдать доллары, получить рубли, и наоборот. А в СССР было так: во-первых, всей торговлей занимались внешнеторговые объединения, более того, была тысяча валютных коэффициентов, то есть за разный товар вы получали за то же количество долларов разное количество рублей. Так как считалось, что это поощряет, например, высокотехнологический экспорт, за экспорт станка вы получили 10 долларов – за это вам дали 100 рублей, а за экспорт, условно говоря, ковра вам давали 10 рублей. Каждый товар имел свою стоимость на рынке обмена валюты. Вот я рассказывал, что будет единый валютный курс, каким он будет, мы не знаем, это будет рынок, и вся Москва будет покрыта сетью обменных пунктов. Это казалось невозможным. И вот я выступаю, и в зале начинается смех. Они смеются. А они все намного меня старше, мне было 36 лет. Я молодой человек, а там сидят депутаты, они пожилые люди, прошедшие большую жизнь, большую школу… Потом встает один доктор наук, обводит аудиторию рукой и говорит: „Товарищи, давайте, давайте минуту“. И он говорит: „Молодой человек, давайте еще раз уточним. Вы что, говорите, что в Москве будут обменные пункты?“ Я говорю: „Да“. – „Ты можешь прийти, дать рубли и получить доллары?!“ – „Да“. Он оборачивается и говорит: „Вы же понимаете, что он сумасшедший?“ Я говорю: „Почему?» А он: „Да вы что, не понимаете? Долларов не хватит!“ Это реальная история из моей жизни», – развеселил аудиторию оратор.

Вторая история была про совещание в декабре 1991 года, где были заместители министров союзного и республиканских министров финансов: «Тоже очень опытные, грамотные, с большой биографией люди, но которые тоже не слышали про свободный курс. И я им рассказываю о том, что будет биржа, что мы организуем Московскую валютную биржу, соответственно, где каждый может продать валюту… И я все это рассказываю, сидят 20 человек – бывшие руководители министерства финансов СССР, очень грамотные, выдающиеся люди, в СССР всегда была очень сильная номенклатура. И я рассказывал два часа, у меня были нормативные документы написаны, потому что мы все документы писали сами. Все это раздал: там указы президента, постановления правительства, они все это записывают, а потом совещание закончилось, я сказал, что будет свободный курс на бирже определяться, мы не знаем, каким он будет,  это будет плавающий курс, такая была тогда идея. Еще даже без поддержки Центрального банка. И потом Толя Головатый – замминистра финансов – поднимает руку и говорит: „Товарищ министр, вот мы все поняли: биржа, продали, купили. Но цифра-то какая, курс-то какой? Вы нам назовете?“ Потому что представить себе этот свободный рынок было невозможно»

По Авену нынешняя Россия – абсолютно другой мир, который был построен именно тогда.

«В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТРИ РАЗА В НЕДЕЛЮ НОЧЬЮ Я ЕЗДИЛ В АМЕРИКАНСКОЕ ПОСОЛЬСТВО»

Конечно, экс-министр не отрицает, что младореформаторы и совершали ошибки: «Если вы не убеждены, что должно быть именно так, вы никогда этого не сделаете. Тогда это получилось, с очень большой кровью, но мы перешли от разрешительного порядка к свободной внешней торговле. Каждый мог продавать все, что хотел. И все, например, леспромхозы повезли лес в Финляндию. Раньше его нужно было сдавать государству, а теперь повезли сами. Но надо было это как-то регулировать тарифами, а мы не знали, какими будут цены… Мы дали какие-то цены, и мы не угадали. Например, тариф на экспорт леса был запретительным». Авен рассказал, как во время визита российской делегации в Финляндию во главе с Ельциным на вокзале министра внешнеэкономических связей встречала толпа покупателей русского леса с его портретами: «Они говорили, что я остановил экспорт леса из России».

И все-таки Авен говорит о работе команды Гайдара и о своей роли в ней не без пафоса, отмечая, что, отвечая за подготовку документов для реформ, «параллельно вы еще занимаетесь тем, что спасаете страну». Например, российские диабетики: на тот момент инсулин в стране не производился и был на 100% предметом импорта. «Первая бумага, которую получил, став министром, это срочное донесение из Внеэкономбанка. На всех клиентских счетах (счетах внешнеторговых объединений – это государственные деньги) находится 67 миллионов долларов. А объем дневного импорта был 180 миллионов, – рассказывал лектор. – То есть государство способно заплатить только за треть того, за что оно должно заплатить сегодня. И я понимаю, что, если завтра мы не заплатим, там есть госгарантии – американские, немецкие (была государственная поддержка программы импорта медикаментов)… Я понимаю, что надо говорить с американцами, с немцами, со всеми… Но, если мы не будем платить, они остановят. Две совершенно разные ипостаси правительства тогда. С одной стороны, надо было заниматься написанием бумажек для реформ. С другой – уговаривать американцев поставлять инсулин. В реальной жизни три раза в неделю ночью я ездил в американское посольство – первые месяца четыре, пока у нас не появились деньги – и буквально уговаривал американского посла Боба Страусса, к счастью, он был личным близким другом Буша-старшего и чрезвычайно хорошо относился к России и к нашему правительству. И я умолял практически на коленях, а если было совсем плохо, брал с собой Гайдара…»

Речь шла о продовольствии и прежде всего о медикаментах: «Мы не получили никакой финансовой помощи от Запада, но при этом критический импорт все эти годы не останавливался». 

«ЭТО БЫЛ ТАКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ. МЫ ВСЕ БЫЛИ ОТЛИЧНИКАМИ И ДУМАЛИ МОДЕЛЯМИ»

Отвечая уже на вопросы аудитории, Авен вновь коснулся первых лет жизни новой России: «В этот период надо „въехать“. Это было совершенно другое время… Огромная ложь, когда говорят, что в СССР все было хорошо, что колхозники хорошо питались. Я был на одной передаче с Жириновским некоторое время назад, передача была памяти Гайдара. И он начал кричать в обычной манере, что мы так хорошо ели, была икра в магазинах. Я ему говорю: „А сейчас как у вас?“ Он отвечает: „А сейчас я не доедаю“. Мне кажется, это большая ложь, что тогда доедали».

Голода не было, в отличие от 1918 года, говорит глава Альфа-Банка, «не резали лошадей: «Но ситуация вполне могла стать „голодной“, если бы еще полгода-год не освободились цены и не начались реформы».

Изучали ли младореформаторы опыт Латинской Америки? Мы знали мировой опыт хорошо, уверяет Авен. В АН СССР академик Шаталин создал группу из 30-летних ребят, которые должны были готовить реформы, еще в 1983 году, сам Авен в этой команде был занят внешней торговлей. «Приватизацией занимались очень много, в том числе ездили в Латинскую Америку. У нас был такой детский культ Пиночета. У Пиночета были не один раз. Пиночет, вообще, выдающийся деятель. Сейчас могу в этом признаться. Хотя в России эта модель не работала бы совсем», – считает лектор, но напоминает, что сейчас Чили – страна свободная и демократическая на континенте.

«Отказ от доллара – это менять топор на шкуру, – перешел Авен на актуальную тематику. – На сегодня альтернативы доллару в мировой торговле я не вижу. Как сказал президент, американцы сами к этому подталкивают. Это плохо… Надеюсь, это не произойдет». Запрещать россиянам держать деньги на валютных счетах также нельзя: «Для меня свобода – это главная ценность. Нельзя запрещать».

Вернули гостя МГИМО и к разговору о провалах команды Гайдара: «Это вопрос. Я считаю, что у нас были очень большие проблемы с приватизацией. Но, когда сейчас все атакуют Чубайса, а я считаю, что залоговые аукционы – это фундаментальная ошибка, но надо понимать, что вот эта „экономика торга“, с которой столкнулось правительство Гайдара, что заводами полностью руководили директора…» Авен рассказал, что тогда младореформаторы искали пресловутые «деньги КПСС», в итоге ничего не нашли, но обнаружили, что многочисленные «красные директора» имели деньги на Западе. Соответственно, власть у них нужно было забирать и как можно скорее. Кроме того, по словам экс-министра, Чубайс считал, что лучше отдать предприятия задешево своим, чем пускать в Россию иностранный капитал. Но база экономики, которая была тогда создана, позволяет двигаться дальше, вновь заверил Авен.

Никакое внедрение плановых институтов и подавление конкуренции стране не поможет: «Она [конкуренция] у нас и так подавлена дальше некуда, абсолютно неэффективно. Для Альфа-Банка это хорошо, а для экономики – плохо. Экономику развивают не чемпионы, а маленькие компании, которые становятся большими».

И еще об ответственности – на этот раз перед населением за «сгоревшие» вклады: «Было бы морально правильно признать этот долг перед населением. И как-то его за 20 лет выплачивать. Но признать, что прошла власть и забрала ваши сбережения. Что сказал Гайдар: деньги потратили до нас, идите вы куда… Вопросы к Павлову. Это было неправильно. Внешний долг же мы как-то выплачивали. А свой народ „кинули“. Можно было за эти деньги сдавать людям в аренду собственность, сдавать землю».

«Меры социальной защиты не были продуманы. Минимальное количество управленческого опыта не позволяло посмотреть на ситуацию с другой стороны. А что вообще люди думают?.. Это был такой экономический детерминизм. Мы все были отличниками и думали моделями», – говорит шеф Альфа-Банка.

А еще младореформаторы боялись заниматься политикой. «У нас не нашлось своего политического демократического лидера, Ельцин им не стал», – резюмировал Авен.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.10.2018 09:24

А потом Авен стал миллиардером. Внезапно.

  • Анонимно
    13.10.2018 09:08

    Альфа очень подло поступает с населением в плане валютных заявлений. Если они говорят - покупайте доллары - делайте наоборот. Очень много раз это замечал.

  • Анонимно
    13.10.2018 09:08

    %

    О докладе Марины Салье пусть расскажет.

  • ПанАлекс
    13.10.2018 09:13

    Вы исторически неправильные вещи пишете - "младореформаторы" это вовсе не "команда Гайдара" - кто такой 20 с небольшим лет Гайдар? Эту команду курировал, собирал и на должности назначал лично его высокопревосходительство Джон Теффт. Который и получил от Госдепа США в 1992 г. Золотую Медаль Госдепа за блестяще проведенную операцию по развалу СССР. Наивно полагать, что все тогдашние марионетки за 26 полностью отцепились от тех, кто ими манипулировал...
    Считаю Теффта главным совладельцем и бенефициаром группы "Вангард", что организовала много войн, эпидемий и терактов (вкл. 11 сентября), для "зарабатывания денег" и рейдерства. Но вот разгром ее Трампом и бегство гендиректора это скорее следствие возможного ухода Теффта на покой - за год после сдачи поста посла в РФ нигде ни строчки в инете про него!

  • Анонимно
    13.10.2018 09:14

    "По мнению Авена, величие Ельцина состоит в том, что он, в отличие от Горбачева, понял, что надо менять систему: «Вот эта система плановых заданий, система определения номенклатуры, система контроля просто не работает. Она не может справиться… Вообще страна была закрытая..."

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/398784

    прошло 30 лет.

  • Анонимно
    13.10.2018 09:24

    А потом Авен стал миллиардером. Внезапно.

  • ПанАлекс
    13.10.2018 09:26

    Заметьте как избирательно Авен фильтрует инфу - говорит только то, что можно! Например он никак не высказывается про то, что со счетов ЦБ СССР на счета Ельцинского правительства и ЦБ РФ было переведено всего 17 млрд. долл (в рублях и прочих валютах по курсу), в то время как на счетах ЦБ СССР находилось в тот момент более 700 млрд. долл. (по курсу). Ну вы сами понимаете правдивость его слов про нехватку денег на инсулин?
    Но если копнуть еще глубже, то у СССР в то время находились только в международных активах по разным оценкам от 3 до 4 трлн. долл. : это и счета и активы отдельных министерств СССР, активы в ценных бумагах, акции банков и корпораций, разные капвложения и трасты, поставки вооружений, самолетов и пр., в обмен на акции тысяч предприятий и много еще чего, вплоть до соучреждения мировых финансовых институтов. Но это практически все на баланс "РФ" не передавалось, а поскольку РФ в международном праве не признана правоприемником СССР, то понятна откуда такая бедность РФ и его населения??

    • ПанАлекс
      13.10.2018 09:41

      Вот пример с "захватом" США зданий "российских" диппредставительств или еще каких якобы посольских. Там все просто - те здания на баланс РФ от СССР не передавались, поэтому 25 лет РФ оплачивало их аренду мошенникам, якобы от СССР. Но власти США посчитали, что 25 лет здания стоят без хозяина, значит как бесхозные подлежат передаче их государству! Потому то "мировое сообщество" никак не отреагировало на "захват дипломатических зданий", поскольку в курсе реальности. Это только в РФ "киселевщина" мозги промывает!

  • Я не знаю, будет ли читать мой комментарий Авен, но очень бы хотелось.
    В виде задачки:
    Как известно СССР состоял из 14 союзных республик. Формально все были равноправные. Но на деле, по факту, РСФСР - являлась политико-экономической метрополией, МАТРИЦЕЙ, а все остальными лишь сателлитами.
    Авен немного лукавит, когда говорит о какой-то зависимости экономики СССР от нефти и газа. Вовсе нет. Всего лишь 10% ДОХОДА всей экономики давали нефть и газ. Валюту зарабатывали за счёт других секторов производства и экономики. Например, 30% всего самолётостроения в мире приходилось на нашу страну. Это очень много, с учётом того, что эти производства, которые сосредоточены были как раз таки в РСФСР не только высокотехнологичные, но и ещё высокоретнтабельные И ВЫСОКОДОХОДНЫЕ. Сырьё, как известно, копеечное своё, рабочая сила копеечная - тоже своё. Импортных деталей было минимум.
    То есть, 90% всей валютной выручки приходилось на РСФСР. А она была не малая. Так как вся практически промышленность была заточена на экспорт. Населению практически ничего не оставалось. Для населения промышленность можно сказать не работала.
    ТЕПЕРЬ ВОПРОС: Если представить, что СССР - это некий воздушный шар (РСФСР), с прикреплёнными на его гондолу 13 балластами (союзные республики) НАЧАЛ ПАДАТЬ. Воздушный шар, вдруг, освободился от балласта (развал СССР) , и как же так могло получиться (по каким законам физики, химии, термоденамики, математики, экономики), что ШАР не только не прекратил падение и не произошло начала набора высоты, а наоборот - ШАР с ещё с большей скоростью устремился вниз?
    Может Авен ДАТЬ ВНЯТНЫЙ ОТВЕТ НА ТАКУЮ НЕХИТРУЮ УЖ ЗАДАЧКУ-ЗАГАДКУ?

    • Анонимно
      13.10.2018 10:37

      15 республик было.

    • Анонимно
      13.10.2018 12:05

      Отвечаю на Вашу «задачку».

      • Анонимно
        13.10.2018 13:11

        Ответ глупый по сути. Было 15 республик СССР
        РСФСР и 14 сателлитов
        Не вмешивайтесь в умные комментарии умных людей с такими глупостями. Извините если обидел
        Добрый пекарь

    • Анонимно
      13.10.2018 12:22

      Может или нет ответить Авен? Вряд ли он признает, что развивая банковско-финансовую экономику, промышленность просто разрушили. Вся страна стала купли-продажи, руководство предприятий, в целях личного обогащения, брали кредиты, крутили зарплатные деньги. Вспомните какие проценты по вкладам были, до 150- 200 процентов годовых, такие ставки были недолго, кто то на этом успевал навариться, имея инсайдерскую информацию.

    • Анонимно
      13.10.2018 13:09

      Отвечаю на Вашу «задачку».
      Эти, как Вы назвали, балласты не отвалились, а - протаранили Ваш шар. Вот он и падает. Все по законам естественных наук!

    • ПанАлекс
      13.10.2018 15:54

      Есть много выкладок и статистики, что нефть и газ приносили СССР даже не 10%, а 6%! Поэтому вы правы Боинг и Аирбасс были очень благодарны (возможно даже не безвозмездно) Ельцину, Шаймиеву и Путину в том, что КАПО перестал выпускать по 60 самолетов в год, включая пассажирские!

      • 15.54.
        Конечно не безвозмездно, когда Боинги с 10 летним "пробегом" втюхивали Аэрофлоту и иным, через Шапошникова, вразрез интересам собственного авиапрома, где люди без, практически, зарплаты годами ходили на работу и ждали чуда - когда наконец?. Чудо не пришло и не случилось. В схемы личного обогащения некоторых псевдорыночников и псевдореформаторов не входили судьбы миллионов сограждан.
        В итоге, мы оказались выкинутыми практически не только со всех рынков сбыта, но и всемирного рынка труда, которые десятилетиями завоёвывались во времена СССР. А влезь обратно - практически не возможно. Если только с огромным дисконтом.
        У нас все ходы записаны.

  • Анонимно
    13.10.2018 10:56

    Приватизаторы богатств союза любят рассуждать о нерадивом населении страны. Горе и беда страны в том, что при поддержке США пришел к власти Ельцин. Миссия клэоторого уничтожение страны и превращение в колонию по примеру, что мы видели с арабской весной... предатели...

  • Да перестаньте вы всё на Америку валить. Смешно. Это как алкоголик в своих проблемах обвиняющий магазины, в которых торгуется спиртное.
    Всё у нас доморощенное и Гайдар, и Чубайс, и Ельцин и еже с ними.

    • Анонимно
      13.10.2018 13:30

      Если бы не эти люди, то стояли бы с Вами с талонами в очереди за водкой, за сахаром и за хлебом.
      Беда ведь не в том, что они сделали так, что у нас все есть на свободном рынке, а в том, что не у нас, а у других миллиарды, пароходы и банки.
      Эх! Кабы это было у нас!!!!
      Мы бы не проклинали Гайдара)))

      • 13.30.
        А почему был дефицит в советские времена? Он искусственно создавался. Вот я как-то беседовал с одним работником, который практически всю жизнь проработал в торговле. На овощной базе. С осени завозили всё. Направляя дозировано в торговые сети часть овощей и фруктов, другую часть, которые они не могли сбыть по своим левым схематозам, они просто гноили.
        Кстати, гноить было выгодно. Так как согласно существовавшим нормам естественной убыли, по факту ТОВАР списывали, а на самом деле гниль сбывали через те же торговые точки. То есть на этом ещё и дополнительно наваривались.А так, как в стране дефицит во всём, население было вынуждено покупать и эту гниль. Остальное уже весной свозилось и выкидывалось на городские свалки. Десятками тонн.
        Примерно по такой схеме существовала вся советская торговля.
        О каком свободном рынке Вы говорите? Вы с Марса что ли?
        О каких миллиардах, пароходах и банках?
        Чему завидовать? Смогут ли они отчитаться за свои пароходы, банки и миллиарды - вот ведь вопрос вопросов? В 99,99% случаях НЕТ.
        Как во времена СССР обогащались посредством ВОРОВСТВА, так и в истории новейшей России обогащение прошло исключительно посредством, мягко скажем, НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ.
        НИ КАПЛИ НЕ ЗАТРАЧЕНО ИМИ НИ УМА, НИ ТРУДА.

        • Анонимно
          13.10.2018 15:31

          Так Вы хотели бы, чтобы описанное Вами сохранилось до сих пор?
          Чтобы гноили и на свалки вывозили добавленную стоимость из закромов Родины?
          А свободный рынок, это - когда Вы заходите в магазин и выбираете колбасу из 40 сортов, молоко - от десяти производителей, а яблоки выбираете сами, а не продавщица гниль в пакет засовывает и на весы кидает. Вы, наверное, не жили при советской власти и не знаете тамошних порядков. Или - забыли? Забыли слова «достать», «дают», «паёк», «набор», «выбросили»?
          Может быть, те, кому сейчас 25 лет, можно рассказывать сказки о счастье распределительной экономики, обаянии социализма «с человеческим лицом» и враге народа Гайдаре.
          Ну! Или Вы троллите…
          Тогда - понятно

          • 15.31.
            Мы колбасу выбирать начали уже после 2000 г. И то не всегда, и то дорого. А у процентов 50% населения страны вообще нет возможности выбирать по материальным соображениям. Так что никаких заслуг у вас, псевдорыночников нет. Рынок в России как раз таки начал развиваться не из-за ваших "заслуг", а вопреки. Россию от голодной смерти и голодранности спасли Америка, отчасти Европа, Китай, Вьетнам, Турция.
            Долгая история. Смысла не вижу вам рассказывать. Заслуг ваших в становлении рыночных отношений нет.

            • Анонимно
              13.10.2018 16:46

              Вы как всегда- правы!
              Лучше всего проигрывая спор и не имея логичных аргументов, выйти из диалога, по дороге плюнув в оппонента.
              Я знаю, что глупо разговаривать с магнитофоном. Он - не слышит, а продолжает нести то, что в него записано. Потому и не буду рассказывать Вам про замену патерналистского общества и коммунистическое Ваше мировозрение. Про то, что государство не виновато в бедности человека- за исключением социально венчурных представителей (инвалидов и беспомощных). Но только эти Ваши мысли из русских сказок о том, что Емеля лежит на печи и ждёт щуку. А Иванушка ждёт Василису из лягушки.
              И мы все должны ничего не делать, а ждать когда доброе государство нас обеспечит печеньем и вареньем, а добрый вождь отведёт в страну с кисельными рыси берегами да молочными реками.

              • 16.46.
                Уважаемый. Ну, как государство не виновато. Государство должно выстроить и отстаивать равенство ВОЗМОЖНОСТЕЙ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Всё больше ничего не надо.
                Вам рассказать как у нас происходило становление рыночных отношений вообще и в бизнесе в частности или Вы сами в курсе? И как эти отношения и бизнес существуют в нынешних условиях? Так об чём разговор. Это не я из сказок, а Вы из комиксов.
                Жизнь может и получше Вас знаю, как снаружи, так и с изнанки. И проработал столько, что Вам и не снилось. Так что в ничего неделании это упрёк не ко мне, а к политико-экономическому бомонду, п,ж,л,с,та. Как всегда не по адресу. Демагог и болтун.

                • Анонимно
                  13.10.2018 17:54

                  «Демагог и болтун»- это подпись?
                  Хорошо если так!
                  Хорошо, если Вы сами это понимаете.
                  Хочу расшифровать для Вас смысл термина «демагогия».
                  Демагогия это- способ добиться популярности подстраиваясь под настроение слушателей, искажая и подтасовывая факты, разжигая в людях нездоровые инстинкты. Вообще то, греческое слово demagogos обозначает «вождь народа».
                  Эко Вы, батенька, о себе возомнили!
                  А по сути Ваших фантазий- нет и не может быть «равных возможностей».
                  Люди рождаются разными, и имеют наследственность разную, и воспитываются разными, и обучаются по разному, и среду обитания имеют разную, и таланты, природой заложенные, у людей разные. И фантазии на тему равных возможностей прервал инженер полковник Кольт. Помните, что написано на его могильном камне?
                  Но вряд ли такое уравнивание шансов- есть цель государства.
                  Вам уже тут кто то советовал больше читать, чтобы грамотно кувыркаясь складывать. Присоединяюсь.
                  И не только буквы, а и слова тоже.
                  Удачи Вам в этом, дорогой «вождь народов».))))

                  • 17.54.
                    Вы знаете, мне самому стыдно за Вас. Кстати, это сейчас излюбленный приёмчиков многих демагогов; в отсутствие аргументов, сослаться на грамматические ошибки оппонента, на его образование и, парадокс (!!), даже на наследственность. И смех, как говорится, и грех. Хотя грамотность у меня приличная, но каюсь, ошибки часто технического характера действительно имеют место быть. Согласен. Ибо, ленюсь порой и не перечитываю написанного. А может, как говорится, и шайтан путает иногда. Знаете, и такое бывает.
                    Но меня трудно вообще-то сконфузить. Так как на этот случай у меня припасена замечательная поговорка, для таких, как Вы педантов: УМНЫЙ НЕ ЗАМЕТИТ, ДУРАК НЕ ПРОМОЛЧИТ.
                    Согласитесь - глупо и нелепо с Вашей стороны? Говорим о серьёзных вещах, два взрослых человека, а Вы пытаетесь меня отчитать за мои грамматические ошибки в письме, как институтка школьника на практике в школе.
                    Ну не мелочитесь уж до такой степени. Не солидно. Где же благородство мужское?
                    Хотя, если мне отвечает женщина анонимно - прощаю.
                    А по сути есть, что сказать?

                  • Анонимно
                    13.10.2018 20:34

                    Ну что же Вы?
                    Тут грамматика и синтаксис совершенно побочные факторы!
                    Не обращайте внимания... пишите так ,как слышите - это намного красивее будет, чем язык «Медведев».
                    Дело не в этом.
                    Дело в том, что очень неперспективно спорить с человеком, который не знает, что в СССР было не 14, а 15 союзных республик.
                    Что государство не может обеспечить «равенство» людей ( не путать с равнодоступность), что плановая экономика везде, где только ни пытылысь, потерпела крах, что рыночные отношения начались с «отпускания цен» в 1992 году ( а не в 2000, когда, как Вы говорите, начали «выбирать колбасу).
                    В физике есть термин «разность потенциалов».
                    Этот термин применим и к диалогам. Так вот: как и в электрическом поле, так и в диалоге - разность потенциалов рождает напряжение. Что бы напряжения в диалоге не возникало- нужно уравнять потенциалы.
                    Подожду....
                    А засим, имею честь оставить Вас в полном осознании Вашей правоты.
                    Ибо, как говаривали мудрецы: «Нет ничего крепче самомнения».
                    Удачи!!!

                    • Так и Вы не знали ведь, что у нас не 14, а 15. Вернее не держали это в памяти. И у меня это из головы вылетело. Почти 30 лет прошло после развала СССР. Всё не упомнишь. Но и на старуху бывает проруха. Что Вы мелочной какой, а-а? Вы лучше по сути моего вопроса ответьте, если такой ВУМНЫЙ (специально с ошибкой пишу) - как могло получиться.........ну, и далее по тексту моего самого первого комментария.
                      Не передёргивайте. Я писал не о равенстве людей, которое должно обеспечивать государство, а о РАВЕНСТВЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (для людей). Будьте внимательны, если уж меня цитируете. Не халтурьте.
                      Да и равенство людей опосредственно прописано в Конституции словосочетанием "все равны перед законом". Ничего предосудительного в этом нет. Если рассматривать в этом контексте. Появилось уже такое понятие в западной демократии, как "гендерное равенство", что исключает неравенство между мужчиной и женщиной.
                      Рыночные отношения начались не с 1992 г., а примерно с 1985 г., с момента образования кооперативов. Это формально. А не формально, ещё раньше, ещё с застойных времён, с так называемых "цеховиков".
                      Равенства потенциалов у нас с Вами никак не получится. Ибо, Вы сами не хрена НЕ В ТЕМЕ, как говорит молодёжь, утрировано, знаете на 2 буквы больше в алфавите, чем я, и себе же ставите это в заслугу. Вы мне просто не интересны, потому как кроме занудства от Вас ничего нового для себя не услышишь.

                      • Анонимно
                        13.10.2018 22:35

                        Правильно писать «нИ хрена».
                        Это - то новое, которое Вы можете для себя услышать.
                        Пока для Вас и этого достаточно. Ну сами подумайте, о чем говорить с человеком, который говорит, что жил в СССР, но не помнит стих:
                        «Пятнадцать республик, пятнадцать сестёр /
                        Зажгли на планете нам жизни костёр…»
                        Или -этот:
                        Красивы в убранстве лесов и озёр/
                        Пятнадцать республик, пятнадцать сестёр./
                        Эстонка и русский, грузин и узбек/
                        С открытой душой породнились на век…/
                        Как можно забыть, если был пионером?
                        «Пятнадцать республик- пятнадцать сестёр./
                        С улыбкой смотрят в небесный простор».
                        Как это можно забыть даже через 30 лет?
                        Ой!
                        А может быть Вы не жили в СССР?
                        Говорят, случается что разведчики «сыпятся» на мелочах: не той рукой чашку держат, гульфик застегивают выйдя из туалета, сигаретный пепел стряхивая, а не сбивая…
                        Не помня, что в СССР было 15 Республик.
                        А сколько фигур, символизирующих республики, на центральном фонтане ВДНХ?
                        Можете ответить?
                        Или нужно в гугле посмотреть?
                        Посмотрите- узнаете новое)))
                        Удачи!!!

              • Анонимно
                14.10.2018 01:49

                Государство виновато в развале промышленности. Приватизировал предприятия, которыми руководили, директора рабочих поставили практически на колени, не платят зарплату, а в нынешних реалиях платя нищенские зарплаты, до 70% доходов забирая себе.
                Потеряны трудовые резервы.
                Да и психология у молодежи такая - зачем стране производство, если можно купить импортное, и, как запрограммированные, считают, что российское все плохое.

                • Анонимно
                  14.10.2018 11:28

                  Вы совершенно правы!
                  Более того- продолжая это движение, эти обнаглевшие «директора» дошли до того,что им мало того, что рабочие «практически на коленях».
                  Они придумали робототехнику и цифровую экономику!!!
                  Они применяют материалы с повышенными межремонтными сроками, лишая заработка рабочих- ремонтников. У них в голове только получение прибыли за счёт повышения эффективности производства((( А о том, чтобы содержать семьи рабочих - и мысли нет. А нас с Габделем учили при СССР тому, что зарплата директора не должна быть выше, чем зарплата фрезеровщика. А сейчас что? Как пел Высоцкий: «У них денег - куры не клюют/
                  А у нас - на водку не хватает»…
                  Вот во что превратили жизнь…
                  Безобразие!!!

    • Анонимно
      13.10.2018 13:34

      Уважаемый господин Габдель!
      Хочу читать Ваши послания!
      Но мешают Ваши ошибки в простых словах, не говоря уже про падежи и склонения!
      Пожалуйста!
      Попробуйте больше читать, обращая внимание на написание слов и расстановку букв в окончаниях слов.
      И будет Вам польза, а нам - удовольствие!
      Спасибо!!!

  • Галеев Зуфар
    13.10.2018 11:31

    Слова вроде правильные, а Правды нет.

  • Анонимно
    13.10.2018 12:05

    Постоянно говорят о победе США над СССР, и мол все досталось американцам, триллионы долларов СССР и зарубежная недвижимость, в 1991 году получается мы своими руками им все отдали?
    И нигде это не афишируется особо, начали новую историю России с нуля и никто не возмущается)

    • Анонимно
      13.10.2018 19:21

      Мне вообще кажется наше правительство и сейчас выполняет все инструкции вашингтонского обкома. А народ РФ просто дурят мнимым противостоянием с Западом.

  • Анонимно
    13.10.2018 12:19

    И не слова, что Германии после второй мировой долги списали. Без списания долгов не было бы такого восстановления

  • Анонимно
    13.10.2018 12:42

    Деньги СССР пошли на приватизацию активов,много непоняток,суммы огромные, олигархи тоже странные,вроде сами по себе,но всегда кому-то отдавали доли, платили,это не рэкет был,полно ещё и теневых капиталов и собственников.Тольо вот в РФ никто не инвестировал,я могу понять логику Авена,он хотя бы пытался,не самый плохой банк и бизнес,многие с ними поднялись.Действия Кремля мне непонятны с 90-ых.

  • Анонимно
    13.10.2018 13:15

    Читайте паналекса. Кто сомневается гуглите- и будет Вам счастье)
    Страну развалили внешние силы при поддержке партийной номенклатуры, которые хотели стать собственниками, а не временщиками.
    Великий Сталин допустил ошибку в мотивации команды. Не учил психологии людей. В итоге мальчиш-плохиш победил......
    А наша с вами задача не подаваться на лозунги предателей. Помнить 1991 и 1993 годы. Отстаивать свой голос на выборах и на демонстрациях.
    Наш народ велик и предателей мы ненавидим нутром. Наше дело правое, мы победим.
    Добрый пекарь

  • Анонимно
    13.10.2018 13:38

    И этот человек который взял у меня ваучер, купил на него собственность, а потом размыл долю до несчастных копеек будет рассказывать мне басни про белого бычка? О_о

  • Анонимно
    13.10.2018 14:36

    "Единственным периодом, когда мы стали реально обгонять западный мир, был, по словам Авена, период с 1955 по 1970 год."
    Заврался парень совсем. Ну, понятно. Это ж он дал путевку в новую жизнь будущему правителю.
    За 15 указанных лет мы вышли в лидеры по освоению космоса. Те годы недостижимы по социально-экономическому энтузиазму народа, особенно молодежи. Причем во всех областях науки и техники, производства, образования и здравоохранения, воспитания детей.
    А что сейчас? За почти 30 послесоветских лет нырнули до дна по показателям, и до сих пор не вынырнули по качеству жизни народа. Наоборот, идет физическая деградация населения. Сначала травят народ, а потом его залечивают до смерти за его же счет. Про гарантии прав человека, вообще, полный обвал по сравнению с советским временем.

    • Анонимно
      14.10.2018 01:57

      Обокрав в 1991 население всей страны, списывают долги "развивающихся стран", бывших советских республик. Понятно, что это подкуп этих стран, чтоб на стороне России были. Но лучше бы вернули долги своему терпеливому народу.

  • Анонимно
    13.10.2018 15:54

    бла бла бла, все что сказано имеет смысл скрыть правду

  • Анонимно
    13.10.2018 16:06

    Россия страна экспериментов то ли еще будет впереди

  • Анонимно
    13.10.2018 16:40

    Ещё совсем недавно нам по федеральным каналам пели что евро и доллары скоро вот вот рухнут и Европа и США без России замёзнет,умрёт с голоду и тд... и только российский рубль и экономика России тихая гавань и оазис благополучия.

    А сегодня чего то никто не поёт про величие и о всемирном крахе ...

  • Анонимно
    13.10.2018 20:33

    Хватить грезить о былом... Китай сообщает, что завершается столетие позора. У России оно только начинается. Надо начинать снуля - торговать сырьем, зерном, отрывая от себя, затем налаживать производство комбайнов, буриллного оборудования и т.п. А затем постепенно переходить к более сложным вещам. Как делалось в эпоху первых пятилеток. Но уже народ не тот. второй раз история не повторяется, и за пайку вкалывать никто не собирается. Так что зона для маневра сжалась до минимума: наша страна как заповедник непуганных идиотов и жупел для сомневающихся. Приплыли! А как выплывать - никто не знает. Молодежь мечтает свалить, старики скрипят до 65. Жить стало лучше, жить стало веселей.

  • Анонимно
    13.10.2018 20:38

    Ни один миллиардер не расскажет как он заработал свой первый миллион и как он зарабатывает сейчас.Что и продемонстировал мастерски докладчик.Поэтому доклад стоит не дороже той бумаги на которой напечатан.

  • Анонимно
    14.10.2018 22:55

    граждане скачайте и читайте книгу "Доктрина шока" Наоми Кляйн, поймете какой опыт заимствовали "младореформаторы" у Пиночета и его учителя американца Фридмана и еще много интересного про развалСССР И НЕ ТОЛЬКО

  • Анонимно
    14.10.2018 22:57

    КАК АВЕН заработал миллионы он пытался рассказать в авторской книге "время Березовского" оч. любопытная книга.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen