Общество 
23.10.2018

Беломраморный бюст и две ивы: в Казани, наконец, устанавливают памятник Марджани

Скульптуру, выполненную по гипсовому творению Баки Урманче, спешно откроют уже на закате года 200-летия богослова

К 10 ноября на набережной Кабана, у мечети Шигабутдина Марджани, появится скверик с установленным в центре мраморным памятником известного богослова. Скульптуру изготовил казанский художник Рамин Нафиков по прототипу гипсового бюста работы Баки Урманче. «БИЗНЕС Online» выяснил, во сколько обошлась дань исторической памяти, которую уже давно ожидала Старо-Татарская слобода.

На обновленной набережной озера Нижний Кабан вовсю развернулись монтажные работы: строители готовятся сдать новый сквер, а вместе с ним и памятник богослову Шигабутдину Марджани Фото: Сергей Елагин

«НЕ УСПЕЮТ К КОНЦУ МЕСЯЦА, ЕЩЕ ПОЛНО РАБОТЫ»

На обновленной набережной озера Нижний Кабан вовсю развернулись монтажные работы. Строители готовятся сдать 10 ноября на берегу озера новый сквер, а вместе с ним и памятник татарскому богослову Шигабутдину Марджани. Накануне скульптуру в огромных запечатанных ящиках уже привезли на строительную площадку. Но раскрывать содержимое этих ящиков и выставлять на всеобщее обозрение рабочие пока не спешат: все еще не готова часть набережной, где суждено стоять памятнику татарскому просветителю.

Обширная стройка развернулась на участке набережной от лебединого домика до гостиницы «Старый город» по улице Марджани. «Не успеют к концу месяца, еще полно работы», – констатировал наблюдающий за стройкой охранник. Действительно, работы на набережной хватает – только-только вырыли небольшой котлован под фундамент будущего памятника и сейчас активно заполняют его содержимым, попеременно шлифуя огромные каменные блоки под плитку.

Завесу таинственности несколько приоткрыл представитель мечети Аль-Марджани, продемонстрировавший часть эскизов будущего сквера и памятника. На снимке видно, что скульптура Марджани, выполненная только по торс, – это больше бюст, чем классический памятник во весь рост. В правой руке у него расположился главный атрибут философа, богослова и просветителя – книга. Важная деталь – бюст установят таким образом, чтобы взгляд Марджани был направлен в сторону мечети и казанского исламского колледжа, а главное – в сторону Мекки. Такое расположение – спиной к озеру – будет удобно и туристам, чтобы они имели возможность сфотографироваться со скульптурой.

На эскизах видно, что скульптура Марджани, выполненная только по торс, – это больше бюст, чем классический памятник во весь рост Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ФОН ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ СОЗДАДУТ ИВЫ»

Авторство принадлежит великому татарскому живописцу и скульптору Баки Урманче. Он ушел из жизни еще в 1990 году, и все эти годы его задумка ждала своего воплощения. Как пояснил сын мастера Айдар Урманче, его отец успел воплотить образ Марджани только в гипсе. Скульптуру разместили в музее Урманче на улице Щапова. Действительно, если посмотреть на сайте музея фотографии выставки, то можно увидеть совершенно идентичный планируемому к установке бюст Марджани. «Отец собирался воплотить его в мраморе, но не успел уже по возрасту. С тех пор фигура находилась в семье, потом мы ее передали в музей, – поделился с «БИЗНЕС Online» Урманче-младший. – Мы решили в семье воплотить все-таки эту работу в жизнь, перевести это в твердый материал, мрамор».

Осуществить задумку помог известный московский предприниматель и меценат с татарскими корнями, президент фонда Марджани Рустам Сулейманов, а за выполнение взялся скульптор Рамин Нафиков, известный больше своими картинами. «Сделал он эту работу в 2012–2014 годах, вывез к себе в мастерскую фигуру из гипса, поставил рядом блок из мрамора, и с помощью нынешних современных инструментов у него ушло 1,5 года на абсолютно идентичный перенос той скульптуры из гипса в мрамор. То есть это практически полноценная мраморная работа, сделанная по гипсовому прототипу, абсолютно идентичная», – пояснил сын Урманче. Гипсовый прототип по окончании работ сразу же вернули в музей Урманче на Щапова. Память настоящего автора памятника Марджани навсегда запечатлена на его творении выбитыми инициалами «Б.У.». Других надписей на скульптуре нет.

Скульптуру в огромных запечатанных ящиках уже привезли на строительную площадку Фото: Максим Кирилов

«Архитектурную часть, то есть эскизный проект памятника, размещение объекта и проект благоустройства разрабатывали мы, авторский коллектив института. Делали пьедестал, проектировали в соответствующей форме», – рассказал «БИЗНЕС Online» главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект» Герман Бакулин. Концепция «Татинвестгражданпроекта» предполагает благоустройство береговой зоны с устройством площадки, пьедестал, ограждение – с мраморными досками, с надписями. Кроме того, проектом предусмотрена аванплощадь с пешеходным переходом через улицу Марджани, на которой смогут собираться люди. Общая высота памятника не превышают 3 метров. Сам памятник выполнен из мрамора, а пьедестал и прилегающее благоустройство – из гранита.

В проект также заложено озеленение. «Предполагается цветник с посадкой многолетников до лета, когда они наиболее выигрышно смотрятся. Планируется посадка двух ив, которые создадут определенный фон для этой скульптуры. Будет такое соседство с памятником – в пользу раскрытия образа. Ивы хорошо растут у береговой полосы, а их крона и сам образ ивы соответствует выражению образу скульптурного произведения», – объясняет наш собеседник.

По словам Бакулина, создание эскизного проекта памятника и его согласование происходило в течение лета. Участие в одном из обсуждений приняла помощник президента Наталия Фишман. «Она курирует благоустройство набережных Кабана. А эта сторона должна будет в будущем разрабатываться. И для нашего благоустройства было важно услышать ее мнение по части стыковки с будущим проектом. Мы это выслушали и учитывали в своем проекте», – пояснил Бакулин. 

«Что касается благоустройства улицы Марджани, то надо подождать, пока поработает тяжелая техника. В ближайшее время эти работы должны быть закончены, и где-то в начале ноября мы уже должны установить скульптуру», – добавил архитектор.

Выставлять скульптуру всеобщее обозрение рабочие пока не спешат – все еще не готова часть набережной, где суждено стоять памятнику татарскому просветителю Фото: Сергей Елагин

5 МЛН – ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА, 3,62 МЛН – ЗА АВТОРСКОЕ ПРАВО

Сам памятник был приобретен республикой еще в 2015 году. Минкультуры РТ купило его за счет бюджета РТ за 11 млн рублей у Урманче-младшего . В документации закупки есть калькуляция расходов на изготовление памятника, в которой его автором указывается именно народный художник РСФСР и ТАССР, лауреат госпремии имени Тукая Баки Урманче, а исполнителем – его сын. Из общей суммы (11 млн рублей) в 2,38 млн рублей обошелся мраморный блок белого цвета, 5 млн стоило изготовление самой фигуры. Помимо этого, за 3,62 млн рублей было выкуплено авторское право.

В закупке сказано, что минкультуры приобрело полуфигуру Марджани в мраморе у Айдара Урманче как у единственного поставщика, поскольку «только ему принадлежат исключительные права на такое исполнение». Акт сдачи-передачи памятника был подписан Урманче-младшим и на тот момент министром культуры РТ Айратом Сибагатуллиным 8 июля 2015 года. 14 декабря 2015 года министерство перечислило Урманче оговоренную сумму.

Электронный аукцион на установку памятника Марджани и благоустройство прилегающей территории был объявлен лишь спустя три года – 22 октября 2018 года. Заказчиком этих работ выступает комитет внешнего благоустройства города Казани, а источником средств является бюджет столицы РТ. На выполнение всех работ власти готовы потратить 28,7 млн рублей, из них 7,2 млн рублей пойдет на благоустройство. Подрядчик должен будет установить памятник на пересечении улиц Шигабутдина Марджани и Зайни Султана до 31 декабря 2018 года, а также дать гарантию на выполненные работы сроком на 5 лет. Аукцион, как водится в Татарстане, назначен на дату после фактического начала работ – на 12 ноября 2018 года.

Помимо того, комитет внешнего благоустройства города Казани объявил аукцион на осуществление строительного (технического) надзора за выполнением работ по установке памятника Шигабутдину Марджани и благоустройству прилегающей территории с максимальной стоимостью 358 тыс. рублей, он должен состояться 2 ноября 2018 года. 

В январе 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения татарского богослова. ДУМ РТ объявило 2018-й Годом Марджани Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАВНО НАДО БЫЛО СТАВИТЬ»

Напомним, что в январе 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани. ДУМ РТ объявило 2018-й Годом Марджани, а Рустам Минниханов подписал указ о соответствующих юбилейных мероприятиях. Правда, многие из ученых уверены, что в целом Год Марджани в Татарстане прошел скромно. Вот и недавняя большая конференция в Академии наук РТ, посвященная «татарскому Геродоту», была фактически проигнорирована первыми лицами республики. «Марджани — это очень большая фигура, очень значимая, но многое осталась на уровне интеллектуалов», — так прокомментировал тогда «БИЗНЕС Online» итоги юбилейных мероприятий директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов, имея в виду, что население республики мало что узнало за этот год о деятельности и работах великого просветителя. Видимо, будущее открытие памятника должно подсластить эту горькую пилюлю.

По мнению председателя общества татарских краеведов РТ, заслуженного деятеля науки РТ Альберта Бурханова, с установкой в Казани памятника выдающемуся деятелю культуры и истории власти сильно запоздали. «Его давно надо было ставить. Это великий богослов, ученый, историк, очень много сделавший для истории и культуры татар и России в целом», — подчеркивает Бурханов. Наш собеседник называет Марджани первым татарским крупным историком, основателем серьезной исторической науки, связанной с татарской тематикой. «Он написал историю татаро-булгарских городов, вообще всей этой цивилизации — очень много сделал. У него были прекрасные связи с религиозными, общественными, государственными деятелями России и стран Востока. Марджани всегда активно работал в этом направлении и сделал очень много для восстановления и расцвета татарской культуры в XVIII веке», — рассказывает Бурханов.

Заведующий кафедрой отечественной истории КФУ Александр Литвин также считает, что Марджани достоин такого памятника и установить его пора было давно. «Время конца XIX – начала XX века, в которое он жил, было временем формирования татарской буржуазной нации, и такие люди, как Шигабутджин Марджани, очень много для этого сделали. Он был ярким философом, богословом, общественным деятелем, был объединителем народа, его просветителем», — отмечает Александр Алтерович. По его мнению, берег Кабана в Старо-Татарской слободе неподалеку от мечети Марджани – вполне удачное место для размещения памятника этому человеку. «Потому что Старо-Татарская слобода сейчас становится одним из главных туристических мест Казани, куда охотно идут туристы. Там есть что показать, и памятник такому человеку, тем более рядом с улицей, которая названа его именем, будет очень уместен. Он сам по себе многое разъяснит и покажет. Место хорошее, место старинного расселения татарского народа в Казани», — уверен Литвин.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.10.2018 15:02

Спасибо. Молодцы. Очень рад за татар, что вы не забываете своих исторических лидеров. Чуваш.

  • Анонимно
    23.10.2018 14:15

    Нет в традиционном исламе места памятникам и идолам. Муфтий неправильно прогнулся в данном вопросе.

    • NIYAZ
      23.10.2018 15:27

      Ну. Хотелось бы услышать комментарии муфтия.
      По-моему, лучший памятник Марджани - это старейшая каменная мечеть названная в честь него и та самая улица, государство уже давно признало эту мечеть памятником архитектуры!
      Скульптура неактуальна уже.

      • Анонимно
        23.10.2018 15:35

        Старейшая, первая в Татарии со времён Екатерины, каменная мечеть стоит в Атнинском районе. В непонятном облике.
        И никто ей не занимается.

    • Анонимно
      23.10.2018 15:54

      Не специалист. Но в исламском Иране множество памятников и скульптур.

      • Анонимно
        23.10.2018 16:17

        В шиитском Иране.

        • Анонимно
          23.10.2018 16:29

          В исламе два направления: шиитское и сунитское

          • Анонимно
            23.10.2018 17:56

            Вы простите кто? Теолог? Кто вам сказал и откуда такая информация, что в исламе только шииты и сунниты? Я не теолог и тем не менее, есть ещё течения ибадиты, ахмадиты, алавиты (нусайриты), друзы, исмаилиты,му'тазилиты, хариджиты- кто-то скажет, что это секты, я спорить не буду. Но те же ибадиты - это большая часть населения Омана, образовалась община в 7 веке ещё. Исмаилиты существуют с 8 века их около 15 миллионов.
            Есть также суфизм, я уже не говорю про радикалов и ортодоксальных.

            • Анонимно
              23.10.2018 18:45

              То что вы перечислили,во основном шииты,только несколько течений суннитов.

              • Анонимно
                23.10.2018 19:46

                То что я перечислил это не шииты и не сунниты, в том то и дело. Ибадитов не признают ни те ни другие, а они есть целая страна Оман. Суфизм также не относится никуда. Вахабиты, также никуда не относятся. Му'тазилиты сами по себе. Хариджиты абсолютно самостоятельная община. Вы лучше конкретизируйте, не будьте голословны.

                • Анонимно
                  23.10.2018 20:31

                  Суфизм также не относится никуда. Вы о чем вообще?Муфтий Татарстана суффии,по вашему он не суннит?

        • Анонимно
          23.10.2018 20:38

          16:17 Шииты тоже мусульмане.

      • Анонимно
        23.10.2018 16:34

        точнее в шиитском

      • Анонимно
        23.10.2018 19:17

        А Вы видели памятники перед мечетями в Иране? Если не специалист, то стоит узнать, а не сразу писать

      • Анонимно
        24.10.2018 22:21

        Не обращайте внимание. Среди современных мусульман, оторванных от знаний наших татарских просветителей, таких как Марджани, много заблуждающихся, считающих что арабы более просвещенный народ чем татары. Это временное явление. Когда молодые мусульмане вернутся в лоно учений великих татарских просветителей, тогда все встанет на свои места. Изучая историю татарского народа, они поймут, что в основе культуры не только европейских народов есть положительное влияние татарского народа. Карабай

    • Анонимно
      24.10.2018 22:09

      Татарам не свойственно такое мракобесное мышление. Не надо из ислама делать ДУБИНУ. Наши татарские предки обращались ко всевышнему и в радости и в горе, для того чтобы он дал силы противостоять различным невзгодам, для того чтобы люди становились умнее, а не глупее. Иначе наши предки не добились бы таких феноменальных побед. Еще многие факты из жизни наших предков тщательно скрываются. История татарского народа, его великой культуры, одного из самых древних народов нашей планеты, во многом еще остаются закрытыми от народа. Татары первыми, среди всех народов перешли от поклонения идолам к единобожию, к вере во всевышнего ТАНГРЭ. В дальнейшем эта вера притерпела трансформацию в ислам. Карабай.

  • Анонимно
    23.10.2018 14:19

    Память - дело хорошее.

  • Анонимно
    23.10.2018 14:31

    Зачем так спешат? так и не понял. Установите нормально , без спешки . Мы все рады, все горожане..

  • Анонимно
    23.10.2018 14:32

    Мой прадед был хорошо знаком с Марджани и упоминается в его трудах... Давно пора установить памятник.

    • Анонимно
      24.10.2018 11:49

      а кто ваш прадед? Хусаин Амирхан?

      Как бы они отреагировали на изображение человека, на скульптуру? соответствовало ли это их исламским воззрениям? Вообще это, можно сказать, первый памятник в старо-татарской слободе. Сейчас заставят слободу

      Можно было сделать скульптуру с книгой, или какой-то интерактив предложить.

  • Анонимно
    23.10.2018 14:34

    Убедительная просьба господину Сиразину воздержаться от всяческих комментариев под данной статьёй!

    • Анонимно
      23.10.2018 14:45

      Мурат абый, пиши не обращай внимания на завистников и неудачников, очень интересует Ваше мнение.

  • Анонимно
    23.10.2018 14:48

    Достойный памятник Мәрҗани , одному из великих сыновей татарского народа -устанавливается , мягко говоря нечистоплотно!

    Аукцион по установке объявлен 22.10.18, а пройдет(?) 2.11.18.!

    Пусть не забудут сделать памятный щит с указанием этих дат, тысяч на 100 .
    Также надо срочно запатентовать метод "татарстанской системы проведения аукционнар "..

  • Анонимно
    23.10.2018 14:58

    Это ничего, что исламскому мыслителю, вопреки канонам ислама, возвели скульптуру?

    • Анонимно
      23.10.2018 15:42

      Он не менее известный историк. А потом, памятник человеку гораздо приятней видеть в виде его скульптуры, а не абстрактную композицию, которая ни о чем. И потом, у нас ведь не Шариат, чтобы строго следовать этому принципу. Вот когда ДУМ РТ полностью профинансирует все работы, тогда они могут ставить памятники в соответствии с нормами ислама. Финансирует все государство, а оно у нас светское. Кстати, государство финансирует и ДУМ РТ.

      • Анонимно
        23.10.2018 16:14

        Если памятник историку Марджани,почему чапан и чалма по Сунне Пророка Мухаммада?
        Таким байкам могут поверить за приделами Татарстана или Башкортостана.

        • Анонимно
          23.10.2018 16:53

          Уважаемый, чапан и чалма - это не религиозное одеяние. Я когда жил в студенческой общаге, ходил в чапане, но религиозным себя не считаю. Узбеки, туркмены и прочие ходят в чапанах отнюдь не потому, что они мусульмане, а потому что такая одежда там удобна в жару. И потом, чапан и чалма появились еще до ислама.

          • Анонимно
            23.10.2018 20:54

            Вы носили стёганный чапан,который набит ватой.Среднеазиаты,чапан переняли у татар кочевников,у нас он набивался овечьей шерстью и назвался бишмәт.Чапан это длинный халат,который одевают муллы,если были в мечети то его водили на хазаратах.Не спорю что чалма была до Пророка,но она моталась Пророком особенно,как на голове Марджани.
            Если вам не достаточно выше написанного,укажите пальцем на памятник Марджани и спросите у любого русского:это мулла или историк?

  • Анонимно
    23.10.2018 15:02

    Спасибо. Молодцы. Очень рад за татар, что вы не забываете своих исторических лидеров. Чуваш.

    • Анонимно
      23.10.2018 18:19

      В Татарстане в этом плане вообще хорошо, не забывают выдающихся личностей.

  • Анонимно
    23.10.2018 15:13

    Если Марджани был так религиозен, то он бы вряд ли одобрил идею с памятником. Посчитал бы неуважением.

    • Анонимно
      23.10.2018 15:47

      Не стоит придумывать что и как посчитал бы Марджани, окажись он в 21 веке.

    • Анонимно
      23.10.2018 16:41

      Муфтий добро дал? Если да, тогда все норм.

      • Анонимно
        23.10.2018 18:16

        аккуратный и красивый памятник. Не понимаю шума в комментариях

    • таубистәсе
      24.10.2018 20:37

      а вот что говорит Аллах в Коране, про Исуса которому сейчас создают памятники и изображения в больших количествах
      (5:116) Вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное.

  • Анонимно
    23.10.2018 15:41

    Самому марджани это не надо.

    • Анонимно
      23.10.2018 15:55

      Нам, людям уже давным-давно , ничего не надо...
      Мыслить и думать перестали- скоро, как в Америке, на деревьях гнёзда вить будем...

      • Анонимно
        23.10.2018 16:28

        Мы по поводу памятника Марджани не думаем и не мыслим,потому-то знаем,что харам возводить идолов.

        • Анонимно
          23.10.2018 19:38

          в Казани полно памятников. что-то я не видел поклоняющихся им как идолам. начните с себя. - пойдите и поклонитесь одному из них. хрень какую-то несете...

  • Анонимно
    23.10.2018 15:59

    Ниже в статье муфтий,так все правильно говорит,а почему тут молчит,Это же харам,наверное он подобные хадисы не знает.Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал как Пророк (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду» Бухари и Муслим.

    • Анонимно
      23.10.2018 16:27

      Ничосе, душа будет мучить в Аду создавшего изображение? Нормально так. Интересные вещи какие Вы рассказываете. Серьёзно, за изображения??!! Жесть какая!

    • Анонимно
      23.10.2018 16:34

      У Вас фотография в паспорте есть? Это тоже изображение.
      Так что не юродствуйте и не стройте из себя суперправоверного.
      А памятник нужен, хотя бы для того, что бы люди задавались вопросом: кто этот человек? Что он хорошего создал для страны, для нас? И получали бы ответ.

    • Анонимно
      23.10.2018 16:36

      Чисто из любопытства, миллионные селфи-фото тоже "оживут" дабы помучить "создателя"?

    • Анонимно
      23.10.2018 19:48

      Что вы так всполошились,я обратился к муфтию,к богослову.

      • Анонимно
        24.10.2018 18:20

        Богослов - это тот кто говорит слова божьи. У нас Бог это Аллах. Муфтий говорит от имени Аллаха? Нет. Он говорит то что думает. Он не богослов. Вообще это термит по сути противоречит Исламу.
        У нас муфтий может и знает больше чем 99% жителей Казани в вопросах Ислама, но то что знает не делает. Создание памятников и изображений не является грехом или харамом (как убийство, прелюбодеяние, алкоголь, наркотики) а является многобожием выводит человека из Ислама, и может прощено только через прямое покаяние перед Аллахом. Людям "с паспортом" требуется начать с понимание того что значит Свидетельство произносимое для вступления в Ислам. А потом уже разобраться что есть фотографирование и что есть рисование портретов и лепка бюстов итп.

      • таубистәсе
        24.10.2018 18:37

        Богослов - это тот кто говорит слова божьи. У нас Бог это Аллах. Муфтий говорит от имени Аллаха? Нет. Он говорит то что думает. Он не богослов. Вообще это термит по сути противоречит Исламу.
        У нас муфтий может и знает больше чем 99% жителей Казани в вопросах Ислама, но то что знает не делает. Создание памятников и изображений не является грехом или харамом (как убийство, прелюбодеяние, алкоголь, наркотики) а является многобожием выводит человека из Ислама, и может прощено только через прямое покаяние перед Аллахом. Людям "с паспортом" требуется начать с понимание того что значит Свидетельство произносимое для вступления в Ислам. А потом уже разобраться что есть фотографирование и что есть рисование портретов и лепка бюстов итп.

  • Анонимно
    23.10.2018 16:04

    Красивый памятник. Молодцы!

  • Анонимно
    23.10.2018 16:05

    Кто его читал, поделитесь, о чём он писал хоть?

    • Анонимно
      23.10.2018 18:07

      Никто не читал что ли? Нечего сказать? А в чем прикол тогда это всё обсуждать?

      • Анонимно
        23.10.2018 18:21

        Просто лишь бы высказывать свое аля экспертное мнение

        • Пpохожий
          24.10.2018 11:27

          да никто по сути его не читал не читает и не будет.
          сложное это чтиво говорят и переводить надо его нормально,а это еще сложнее...
          так что все будут почитать и так))) повторяя мантру про то что он историк и богослов и велик и основал...далее по тексту))))

    • Анонимно
      24.10.2018 01:08

      У меня есть его книга "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казань ва Булгар : (Источники по истории Казани и Булгара)", переведенная на современный татарский язык и изданная Таткнигоиздатом в 1989 году. Марджани блестяще владел арабским языком и все свои научные труды писал именно на арабском. Скажу сразу, книга не для легкого чтения, она насыщена историческими сведениями разных эпох, ссылками на артефакты и т.д. Аж голова идет кругом, особенно, если ты, вообще, не историк по профессии. Но я, помню, продрался сквозь текст, это был нелегкий труд. Но давно это было, почти 30 лет назад. Убежден, нужно знать арабский язык, чтобы читать тексты Марджани. К сожалению, мы все невежды в этом вопросе. Если вы читаете на татарском языке, эта книга вполне доступна современным читателям.

  • Анонимно
    23.10.2018 16:24

    На фото некоторые рабочие работают без касок, тем более под краном, это нарушение ТБ, инспекция труда может смело штрафовать за зафиксированные нарушения.

  • Анонимно
    23.10.2018 16:25

    15.42 а то что все церкви строяться на бюддетные деньги тебя не волнуеть?

  • Анонимно
    23.10.2018 16:28

    В Татарстане 485 церквей и более 1500 мечетей. Вот это очень волнут!

    • Анонимно
      23.10.2018 17:09

      Зато в Москве всего 4 мечети на 2 миллиона мусульман. Причем, москвичи, подзуживаемые пещерными националистами , выступают против строительства мечети. В РТ кто-нибудь против строительства церквей выступает?

    • Анонимно
      23.10.2018 17:16

      А Вы знаете, что сооружение одной, даже самой маленькой церкви обходится не в десятки, а в сотни раз дороже чем какая-нибудь деревянная сельская мечеть, коих у нас действительно немало (построенных в основном за счет личных сбережений энтузиастов)?

  • Анонимно
    23.10.2018 17:08

    лучший памятник в честь Марджани - это построить мечеть в нужном для людей месте.

    • Анонимно
      23.10.2018 18:19

      Мечетей и так хватает, их строят регулярно.
      А памятник тоже хорошее дело. )

    • Анонимно
      23.10.2018 18:21

      в Казани и так уже достаточно мечетей

  • Аглиуллина
    23.10.2018 17:37

    Памятник будет знакомить с персоной Марджани тех, кто не исповедует ислам.

    • Анонимно
      23.10.2018 18:17

      Да тут и те, кто исповедует, ничего про Марджани рассказать не могут. Кто такой, чем занимался, что написал и т.д.? Как памятник-то кого-то знакомить будет?

      • Анонимно
        23.10.2018 19:41

        Согласен с вами,труды Марджани в архиве или заграницей на арабском языке.

        • Анонимно
          24.10.2018 23:35

          Рукописные труды Марджани были переданы Миркасиму Усманову моим отцом и должны храниться в Казанском университете.

      • Анонимно
        23.10.2018 20:53

        Марджани - в первую очередь историк. Он написал монографии по истории булгар и других народов поволжья. Известны его монографии по истории других народов. Кроме этого Марджани религиозный деятель, известный своими реформаторским трудами в области религии. В 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для своего времени и среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.
        Кроме этого Марджани учитель. В медресе при меети Марджани впервые стали преподавать такие предметы как математика, география, астрономия, физика .и.т.д.

      • Анонимно
        24.10.2018 01:15

        \\Да тут и те, кто исповедует, ничего про Марджани рассказать не могут\\ - Если начать рассказывать о Марджани, это займет очень много места. Есть замечательное вступительное слово покойного проф Яхъи Абдуллина к переводу на татарский язык книги Ш.Марджани "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казань ва Булгар : (Источники по истории Казани и Булгара). Книга выпущена Таткнигоиздатом в 1989 году. Там все подробно и доходчиво написано о Марджани на современном татарском языке.

    • Анонимно
      23.10.2018 20:01

      Аглиуллина,по фото видно вы мусульманка,расскажите о Марджани,о его трудах.

  • Ильдар Абый
    23.10.2018 17:44

    давно пора

  • Анонимно
    23.10.2018 17:49

    Полагаю , что память она священа, особенно сейчас для молодежи это очень важно.Нам надо гордиться своей историей, своими великими земляками.И аэропорт Казани надо назвать в честь МАРДЖАНИ - пусть весь мир помнит и почитает имя Великого человека. А памятник по моему будет стоять на хорошем месте и мы с детьми с удовольствием и почитанием будем приходить к нему.Вениамин Чубаренко.

    • Анонимно
      23.10.2018 20:17

      Для аэропорта слишком местечковое название. Памятника достаточно будет.

      • Анонимно
        24.10.2018 01:17

        Так у нас и аэропорт местечковый, имя Марджани для него будет в самый раз!

    • Анонимно
      23.10.2018 20:55

      Спасибо Вам Вениамин.

  • Анонимно
    23.10.2018 17:53

    Фото же есть у него значит он фотографировался .. А памятник что бы знали что это татарский учёный, просветитель никто не собирается покланяться памятнику... Аллах един!

  • Анонимно
    23.10.2018 17:57

    Интересно а почему целый институт его имени к такой круглой дате не удосужился сделать современный перевод его трудов.Как говорят на востоке сколько ни говори халва,халва во рту слаще не станет.Никто кроме кучки специалистов не знаком с тем что написал этот человек.

    • Анонимно
      23.10.2018 18:19

      Ну, как... Сделаешь перевод и вдруг все поймут, что ничего толкового он и не написал!

  • Анонимно
    23.10.2018 18:18

    Марджани был выдающимся человеком, памятник ему как раз. )

    • Анонимно
      23.10.2018 18:36

      Вот , опять! Был выдающимся, ну так расскажите всем, что он сделал выдающегося конкретно? Раз-два-три. Что Лобачевский сделал, мы знаем. Толстой. Державин. Бутлеров. Тукай.
      Что конкретно сделал Марджани?

      • Анонимно
        23.10.2018 19:42

        Марджани показал, что древние болтословы далеко увели ислам от того, чем он должен быть на самом деле.

      • Анонимно
        23.10.2018 20:56

        Какие то странные у вас мысли.... особенно это ваше раз, два, три.....

      • Анонимно
        23.10.2018 21:11

        18.36 да никто вам не ответит...

  • Анонимно
    23.10.2018 19:09

    11 лямов? А авторское право на памятник - это как вообще понимать? Почему никто другой не может его сделать кроме Урманче?

  • Анонимно
    23.10.2018 19:11

    Сделать памятник для Ш. Марджани, назвать его именем улицы и учреждения было легче, видимо, чем перевести его труды на современные татарский и русский языки.

  • Анонимно
    23.10.2018 19:18

    Нуриев , Марджани, ершовское кладбище, соборная мечеть , около нкц расчерчено как кладбище, что то у власти умопомрачение на памятники и захоронения.

    • Анонимно
      23.10.2018 20:19

      Сотни миллионов списывают на благоустройство... собственных коттеджей.

  • Анонимно
    23.10.2018 20:30

    Кто -то усиленно готовится в мир иной , всё памятники и кладбища, миллионы на это . а живым всю социалку режут.

  • Анонимно
    23.10.2018 23:25

    Бурханов не в курсе что Марджани в 19 веке жил?

  • таубистәсе
    24.10.2018 20:31

    Если бы Ислам разрешал нам почитать людей создавая памятники то в каждой мусульманской хате был по идолу пророка Мухаммада и Ибрахима, мир им и благословение Аллаха, которых мы упоминаем в каждой обязательной и дополнительной молитве (намаз). Кроме них сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха которые сохранили Коран и Сунну - им было бы посвящено много парков скульптур, но их нет! Вместо этого мы просим Милость Аллаха к ним в наших молитвах. Так что если Марджани был праведным человеком и молва о его делах сохранилось до наших дней, то он бы был в наших сердцах, в наших молитвах о прощении его грехов. Но пока его знания не несут в современниках благодарности этого не будет.
    А если хотят сохранить его изваяние для популяризации его личности, то это подражание нашим отцам коммунистам и атеистам которые так почитали людей. Делать то что делают отцы в разрез Исламу то это плохо. Вот что говорит Аллах в Своей книге Коран
    (6:148) Поклоняющиеся помимо Аллаха и другим божествам скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКОЕ-ЛИБО ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДСТАВИТЬ НАМ? ВЫ ЛИШЬ СЛЕДУЕТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ И ЛЖЕТЕ». (7:28) Когда они совершают мерзость, они говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это». Скажи: «АЛЛАХ НЕ ВЕЛИТ СОВЕРШАТЬ МЕРЗОСТЬ. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?».

  • Анонимно
    24.10.2018 20:49

    Я русская, и мне нравится идея с памятником Марджани. Интересно же посмотреть, каким он был! Хотелось бы еще и памятник Каюму Насыри, я читала его труды по педагогике, конечно, на русском, но мне понравилось, музей его еще существует. Тукаю два памятника есть в Казани и что? Зато люди представили, как известный татарский поэт выглядел!

  • Анонимно
    24.10.2018 22:27

    Вот она «дружба и взаимопонимание». в РТ. Зачем доказывать и спорить? Это же открытость чувств и реальное отношение к мусульманам. Просто читайте и видьте его!

  • Анонимно
    25.10.2018 23:03

    на деньги сколько стоит памятник, могли спасти 4 или 5 маленьких детей страдающих той или иной болезнью.Одним росчерком пера решается жизнь маленьких детей.Если спросили у населения,что делаем строим памятник или спасаем детей, что бы выбрали дорогие горожане?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль