Машиностроение 
25.10.2018

По следам «Буратино»: как в Казани «скрестили» стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214

Такого в стране не делали с 1984 года: зачем понадобился длинноносый «гибрид» за 1,7 млрд рублей?

Осколки продвигавшейся некогда правительством РТ, но отодвинутой на обочину программы серийного пассажирского самолета Ту-214 продолжают работать на благо авиапрома. Казанский авиазавод готовит к первому полету необычный борт — лайнер некогда обанкроченной авиакомпании «Дальавиа» с носом от Ту-160. Для чего это нужно и при чем тут странные решения правительства Дмитрия Медведева, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Казанский авиазавод готовит к первому полету необычный борт — лайнер некогда обанкроченной авиакомпании «Дальавиа» с носом от Ту-160 (на фото - тот самый борт 604507) Именно этот бывший борт «Дальавиа» стал основой нового необычного самолета Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕШЕВО И СЕРДИТО?

До конца года Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) поднимет в первый полет Ту-214 с носом от Ту-160, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Что за чудо? Мы предложили «Туполеву» и КАЗу прокомментировать эту информацию, но ответа не получили.

Остряки могли бы сказать, что так производство откликнулось на «наказ» президента РФ Владимира Путина, сделанный им во время визита на казанский авиазавод и осмотра Ту-160: глава государства тогда сказал, что можно задуматься и о пассажирском сверхзвуке. Вакханалия, которая тогда поднялась в СМИ и не может заглохнуть до сих пор, с заявлениями о переделке бомбардировщиков для шейхов, уже ведущемся проектировании делового сверхзвукового самолета с изменяемой стреловидностью крыла и так далее, конечно, никак не связана с реальностью. Впрочем, к программе, о которой идет речь, все это тоже не имеет никакого отношения. Она исключительно утилитарна, и, по всей видимости, решает две задачи: отработать элементы программы Ту-160М2 и создать самолет-тренажер для будущих пилотов «стратегов».

По всей видимости, мы имеем дело с программой, информация о которой в начале 2014 года появилась на порталах закупок, — «Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (многофункциональный летно-моделирующий комплекс ЛМК-214), ОАО „Туполев“ города Казань Республики Татарстан» (в рамках ФЦП развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2011–2020 годах). Указывалась и стоимость (насколько можно судить, одного этапа) — 1 млрд 709 млн 250 тыс. рублей. Завершить работу предполагалось в конце 2017 года. Среди прочего за 600 млн должен был быть куплен подержанный Ту-214 типовой конструкции, техническое состояние которого обеспечит налет в 3 тыс. летных часов или 600 посадок. Предположительно, этим бортом стал построенный в 2003 году «Ту» с регистрацией 64507, который некогда летал сначала в авиакомпании «Дальавиа», а после ее банкротства в 2008 году — в «Аэростарз» (лишилась сертификата эксплуатанта в 2011-м).

«Бывшие в эксплуатации Ту-214 вполне можно использовать для подготовки пилотов — свой ресурс они еще не отлетали, к тому же одно дело — гражданская авиация с ее жесткими сертификационными требованиями, другое — военная, где их нет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Aviarunet Роман Гусаров. — Предполагаю, что это будет нечто вроде симулятора. Не для того, чтобы научиться пилотировать Ту-160 (все же у этих машин разная динамика полета, это как на легковой машине учиться управлять автобусом), но чтобы привыкнуть к кабине, системе управления, процедурам. Даже вполне возможно, что это именно замена наземному тренажеру, который по цене мог оказаться сопоставимым с реальным пассажирским самолетом. И потом, данные, которые надо вводить в мозги тренажера, закрытые, а их надо передавать какой-то компании-разработчику. Не утекут ли они? Да и западных комплектаторов надо привлекать. Плюс обычно тренажер разрабатывают, понимая, что его будут тиражировать десятками, а здесь, скорее всего, нужен один, максимум несколько. Словом, цена была бы космической. Но при этом симулятор более приближен к реальному самолету, чем такая „летающая парта“, поскольку может имитировать динамику полета конкретного типа — какую программу заложишь, то он тебе и выдаст. А в данном случае, видимо, решили поступить дешево и сердито».

Основные характеристики Ту-134 сохранил: крейсерская скорость — 890 км/ч, дальность — 2300 км, потолок — 11 800 м Платформой для создания нового учебно-тренировочного самолета в конце 70-х выбрали Ту-134 Фото: ©Лев Поликашин, РИА «Новости»

ИЗ «ЛЕТАЮЩИХ ПАРТ» — В VIP-САЛОНЫ

Такое уже проходили в Советском Союзе. В конце 70-х, когда в стране раскручивались программы дальнего Ту-22М3 и стратегического Ту-160, встал вопрос: как на практике обучать их экипажи? Поэтому ОКБ Туполева разработало учебно-тренировочный самолет с некоторыми пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. За основу взяли массовый пассажирский Ту-134Б — он более других условно соответствовал поведению в воздухе тяжелых боевых машин, плюс к тому времени военные уже использовали 134-й для тренировки штурманов (Ту-134Ш).

Со сверхзвуковыми «тушками» Ту-134УБЛ (учебно-боевой для летчиков — такое название получила машина) роднили радиосвязные и навигационные системы, часть приборного оборудования кабины и новый… нос — подобный Ту-22М3 и Ту-160. Это требовалось для создания курсантам аутентичного обзора из кабины. Из-за этого машина стала длиннее на 4,6 метра. А свои основные характеристики Ту-134 сохранил: крейсерская скорость — 890 км/ч, дальность — 2300 км, потолок — 11 800 метров.

В 1981–1984 годах на Харьковском авиазаводе выпустили 90 Ту-134УБЛ. Программа преследовала две задачи: первая — подготовка летчиков; вторая — испытание разного рода систем, например радиолокационных станций для Ту-95МС и Ту-22М3. Отметим, что ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» — не зря машина пользовалась любовью у военных летчиков, а потому у них не прижилось пущенное было в массы насмешливое прозвище самолета  — «Буратино».

Ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» Ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» Фото: ©Александр Кондратюк, РИА «Новости»

В конце 90-х, с наступлением тяжелых времен, Ту-134УБЛ начали списывать со службы (в открытых перечнях высвобождаемого военного недвижимого имущества фигурировало около 20 УБЛ) и переделывать в пассажирские, в том числе в VIP-варианты. А что? Носатый Ту-134 выглядит прямо-таки по-пижонски эффектно. К примеру, Ту-134УБЛ в псевдоаэрофлотовской окраске и с собственным именем «Граф Муравьев-Амурский» используется для перелетов полпреда президента РФ по Дальнему Востоку (среди прочих летал на нем и Камиль Исхаков). Он был передан для перевозок высших гражданских чинов 11-й армией ВВС и ПВО. ВВС тоже стали использовать машину для служебных полетов личного состава.

Следующий удар по УБЛ нанесла катастрофа пассажирского Ту-134 в Петрозаводске 20 июня 2011 года. В то время президент России Дмитрий Медведев поручил готовить вывод Ту-134 из эксплуатации к 2012 году. Вслед за прекращением эксплуатации гражданских лайнеров остановили и военные модификации, «за исключением полетов, связанных с боевой подготовкой». Но, как писали «Известия», несмотря на эту оговорку, в 2012 году попавшие в опалу «тушки» почти не летали, программа учебы и повышения квалификации штурманов и летного состава дальней авиации застопорилась. Поэтому через год военные предложили вернуть в строй Ту-134 для подготовки летчиков и штурманов, что и было сделано. Однако этих машин все равно осталось мало, сегодня их едва ли наберется и полтора десятка.

Примерно в те же годы находившийся тогда на посту министр обороны Анатолий Сердюков предписал подготовить тактико-техническое задание для самолета на замену Ту-134УБЛ — им должен был стать Ту-204 или Ту-214. Как теперь понятно, выбор остановили на последнем.

Собранный из советских заделов Ту-160 выкатили в январе этого года В Казани готовятся вновь начать выпуск Ту-160 Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕЖНОСТЬ К РЕВУЩЕМУ ЗВЕРЮ

Добавим, что появление информации о старте программы ЛМК-214 по времени следовало сразу за заявлениями военных о том, что глубокую модернизацию пройдет 30 Ту-22М3, и предшествовало новости о том, что в Казани возобновят выпуск Ту-160. Напомним, собранный из советских заделов Ту-160 выкатили в январе этого года и тогда же в присутствии Владимира Путина подписали контракт на 10 новых «Белых лебедей». А выкатку Ту-22М3М мы могли видеть в нынешнем августе.

Отметим, что высокая значимость работы по ЛМК-214 была отмечена. В декабре 2017 года директору программы — главному конструктору комплекса Валерию Бендерову указом президента РФ присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ». В официальном сообщении говорилось, что ранее Валерий Владимирович в должности вице-президента «Туполева» руководил работами по перевооружению дальней и стратегической авиации на новое высокоточное оружие, по модернизации комплексов дальней авиации.

Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, мы имеем дело с машиной двойного назначения. «Во-первых, можно предположить, что самолет будет использоваться для обучения пилотов, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С учетом известных данных о количестве Ту-22М3М и Ту-160М2 будет всего несколько учебных самолетов, которые логично делать из бэушных Ту-214 и Ту-204 — на рынке этих самолетов много… Во-вторых, возможно, самолет предназначен и для испытаний оборудования. В этом случае тоже логично, что нос меняют: как мы помним, почти все советские летающие лаборатории, на которых отрабатывали, например, РЛС, были „носатыми“».

Выкатку Ту-22М3М можно было видеть в нынешнем августе Выкатку Ту-22М3М можно было видеть в нынешнем августе Фото: «БИЗНЕС Online»

Интересный момент: 16 августа во время выкатки Ту-22М3М на отшибе летного поля КАЗа стоял Ту-134УБЛ. Можно, конечно, предположить, что это был борт прилетевшего на торжество начальства ВКС, но, по всей видимости, он уже находился на заводе какое-то время: на наиболее свежих спутниковых снимках Google Maps видно, что неподалеку от него стоит пятерка L-39, которые прилетали в Казань на праздник «Я выбираю небо» 10 августа. Возможно, Ту-134УБЛ пригнали как образец. «Натурный стенд, чтобы сборщики поняли, как это у предков было устроено», — предположил Фролов.

Пилот авиакомпании «Икар» Александр Смирнов летал на Ту-134УБЛ в 1992–1998 годах, сначала — курсантом Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков (ТВВАУЛ), потом — вторым пилотом и инструктором в рязанском центре подготовки летного состава дальней авиации. К слову, Ту-134УБЛ именно Тамбовского училища «сыграли роль» бомбардировщика Ту-22 в известном фильме «Нежность к ревущему зверю», снятом, кстати, в 1982 году, то есть когда УБЛ только начали выпускать — невероятно для тогдашнего уровня секретности.

Александр Смирнов: «Ту-134УБЛ - отличная была машина» Александр Смирнов: «Ту-134УБЛ — отличная была машина» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы учились на пилотов Ту-22М3 и начинали летать на Л-29, а Ту-134УБЛ был переходным типом, выпускным самолетом, — рассказал Смирнов „БИЗНЕС Online“. — Да, зрительно нос был похож на Ту-22М3, и, думаю, все дело именно в имитации, ведь и вес у Ту-134УБЛ другой, нежели у ракетоносца, и скорости другие, и приборное оборудование кабины иное. Что удобно с такой носовой частью — всегда видно ее поверхность, а значит, на взлете проще ориентироваться… У нас было не менее 30 машин. Представьте классический военный аэродром и стоянку УБЛ чуть ли не во всю длину полосы. В хорошие советские годы инструкторы налетывали по 600 часов в год, что соизмеримо с гражданской авиацией, а после 1991-го налет упал. Но я все равно был очень рад, что попал в центр подготовки: тогда Ту-22М3 почти не летали (однокашники рассказывали, что в год делали всего по четыре круга), а мы — по 70–80 часов, что считалось прогрессом… Отличная была машина. Не знаю летчика, который бы что-то плохое о ней сказал. Жаль, что большей части УБЛ уже нет. Но, видимо, история все-таки развивается по спирали — теперь будет Ту-214».

P. S. Сегодня пресс-служба ПАО «Туполев» в письме «БИЗНЕС Online» объяснила цель создания нового самолета: «Ту-134УБЛ предназначен в первую очередь для обучения курсантов полетам на Ту-22М3 и Ту-160, а Ту-214ЛМК — составная часть системы испытаний опытного оборудования, устанавливаемого на модернизируемые и вновь разрабатываемые самолеты. Цель работы по Ту-214ЛМК — создание летающей лаборатории для отработки в полете комплексов бортового оборудования Ту-160 и в перспективе — ПАК ДА».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.10.2018 08:20

Работал на 22 заводе, как-то озвучил вслух вопрос - почему не производят небольшие пассажирские или частные самолеты на реактивной тяге. Мне объяснили, что много чего не производят, и глупых вопросов задавать не стоит. Из уст Путина и Медведева вопрос, вероятно, был более актуален.

  • Анонимно
    25.10.2018 08:20

    Работал на 22 заводе, как-то озвучил вслух вопрос - почему не производят небольшие пассажирские или частные самолеты на реактивной тяге. Мне объяснили, что много чего не производят, и глупых вопросов задавать не стоит. Из уст Путина и Медведева вопрос, вероятно, был более актуален.

    • Анонимно
      26.10.2018 07:35

      Экономика не та. Реактивные пассажирские самолеты не окупают себя. Расход космический а если стоимость билетов поставить по рентабельности то никто их. В здравом уме не купит

      • Анонимно
        26.10.2018 10:34

        В России вообще перестали серийно выпускать самолеты по всему модельному ряду (штучно - только СУПЕРРРРджет). Не выпускают не только реактивные, но и более экономичные турбовинтовые на замену Ан-ам. Медведев будучи в Вашингтоне, закупил 50 реактивных (невыгодных ???) самолетов Боинг-737. Но не сделал ничего для запуска в производство самолетов в России. Из слов о поддержке правительством выпуска самолетов в России можно набрать многие тома, но самолетов - нет. И... не предвидится в ближайшие десять лет.
        В результате закрылся знаменитый своими большими сериями выпуска самолетов завод в Саратове, перестал выпускать завод в Самаре, не стало продукции Смоленского завода.., а сейчас перестал выпускать продукцию и завод в Воронеже.
        Сейчас правительство подписало приказ начать выпускать самолет Ил-114, который Ташкент прекратил выпускать 12 лет тому назад.
        Почему-то реактивные боинги и аирбасы окупают себя, а российские Ту-204СМ, не уступающий им по удельному расходу топлива, считается неприемлемым для эксплуатации российскими авиакомпаниями. В результате в авиакомпаниях практически не осталось отечественных самолетов, вы их не увидите ни в аэропортах, ни в небе.
        Авиационными державами или выпускающими более ста самолетов в год стало уже несколько новых стран. Но не стало вчера самой мощной авиационной державы. Догадайтесь - какой...
        А слоавап о поддержке отечес

  • Анонимно
    25.10.2018 08:20

    Он нам не нужен.

  • Анонимно
    25.10.2018 08:23

    Ради этих самых 1,7 млрд и понадобился.

  • Анонимно
    25.10.2018 08:26

    Хорошая статья, спасибо Вам, Тимур!

  • Анонимно
    25.10.2018 08:27

    Спорим, то что можно сделать за месяцы, затянется у нас лет на 5-7?

    • Анонимно
      25.10.2018 08:51

      Озвучь что именно можно сделать за месяцы - но растянется на 5-7 лет?

      Или ляпнул не подумав?

  • Анонимно
    25.10.2018 08:28

    Ту 134УБЛ сейчас в армии только начальство возит, на флоте их давно списали вместе с ТУ 22. Хорошо что завод подаёт признаки жизни, в 90е его целенаправленно убивали.

    • mad big
      25.10.2018 10:26

      Только что викимапию глянул. В Челябинске штук 20 стоит на стоянке. Это окромя еще калашного ряда. Значит летают.

  • Анонимно
    25.10.2018 08:36

    Ждем начала постройки китайских самолетов.к этому все идет...
    а чо и рабочие места появятся и массовое производство начнется,а самолеты будут по цене навороченной легковушки...аэротакси скоро придет..но выпускаться будут тысячами в год.. а модернизировать старые модели-только время терять и людей

    • Анонимно
      25.10.2018 09:25

      Зачем китайцам здесь собирать? Что, уровень культуры производства очень высокий? Преимущество низких зарплат рабочим напрочь убивается колоссальным административно-надзорным гнетом. К тому же у Китая самого огромное количество незадействованных производственных мощностей.

    • Анонимно
      25.10.2018 12:33

      Кстати, вы уверены в долговечности и надежности китайской продукции?
      Разговаривал с "тёртыми! заводскими механиками, многие говорят, что советское ещё оборудование надежнее китайского "пергамента".

    • Анонимно
      25.10.2018 19:54

      Боинг и Эйрбас всё давно захватили, и особо никого не пускают.Удел российского мс21 и китайского с919 местные рынки.

  • Анонимно
    25.10.2018 08:40

    Удачи Вам, авиастроители!

  • Анонимно
    25.10.2018 08:45

    Возвращаемся к истокам т.е. к 1984 году.

    • Анонимно
      25.10.2018 11:20

      Вот только в 1984-м Першинги ставили в Бельгии, а нынче благодаря миролюбивой политике РФ будут ставить в Польше и на Украине. С подлетным временем 4 минуты.

  • Анонимно
    25.10.2018 09:00

    Даешь Ту 334!

  • Анонимно
    25.10.2018 09:02

    Насколько я знаю, нос ту-134убл не для "аутентичного вида из кабины", а для размещения аутентичных радиолокаторов, без которых (и соответствующего оборудования) будущих штурманов учить на борту нечему.

    • Анонимно
      25.10.2018 11:56

      На УБЛ учили пилотов, а не штурманов. Для штурманов был Ту-134Ш

  • Анонимно
    25.10.2018 11:26

    Надо было нос от ТУ-160 прилепить с суперджету.....

  • Анонимно
    25.10.2018 11:27

    Всё же Советская власть очень, очень не дорабатывала. Что значит - нашлись заделы на несколько самолётов Ту-160? Почему в советское время не подумали о "заделах" лет на 100 в перед? Ведь партийная элита стремилась к передаче наследства своим потомкам (дети, внуки) по правилам буржуазной собственности, а не партийным уставам. По таким уставам кроме загородной дачи для партфункционеров и передавать то ничего не было. Вот к примеру, госпожа Батурина сейчас самая богатая женщина РФ, хоть и живет в Австрии. А что у внуков Брежнева Л.И. или Косыгина, Андропова? Совсем ничего.

    • Анонимно
      25.10.2018 20:04

      Вы плохо представляете производство ту 160.В советские времена цеха занятые выпуском этой машины работали в три смены.И едва едва успевали в срок.Какой там задел..Да и сейчас он остался самым сложным самолётом в производстве.

  • Анонимно
    26.10.2018 16:56

    тоесть я понимаю так объявили громко будем делать ТУ 160!!
    но время прошло результатов нет видимо сложностало..стали кричать мы ТУ 22 начнем делать!! но время прошло результатов нет.
    Решили ту 134 УБЛ начать типа........
    блеск и нищета менеджмента 22 завода
    позор позор!

  • Анонимно
    29.10.2018 10:19

    1. жоржик. как НЕОДНОКРАТНО говорилось в залы, где было человек 500-800, и сейчас пишется, но не все пропускают, при ответе на вопрос "почему у нас зарплата маленькая" -"ТРАХАЮТ (ну это в смысле бьют -чтобы чегой то там другого не вставили, э так скажем) НЕ ТЕХ, КОГО ХОТЯТ, а КТО ДАЁТ";
    2. тогда был КЗОТ, сейчас ТК, а КТО НИ БУДЬ ЗНАЕТ, как на ГОРБУНОВА, да и у других, типа завода Горького, прописаны в колдоговорах:
    2.1. положение статьи 41 ТК, гласящее:"МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА С УЧЕТОМ РОСТА ЦЕН, УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ КОЛ-ЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРОМ"?
    2.2. ну или положения статьи 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы того же ТК РФ « В части «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, ДРУГИЕ РАБОТОДАТЕЛИ - В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ КОЛЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРОМ, СОГЛАШЕНИЯМИ, ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ»?
    3. до тех, кому положено профсоюз доходил? Или только лечился? Ну или продолжает лечиться? А если продолжает, то от чего?
    4. а инспекцию по труду кто ни будь проверял, на предмет, как она проверяет соответствие содержания колдоговоров ТК РФ ВО ИСПОЛНЕНИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ Путина В.В. о росте зарплаты?
    5. так вот если Вы там сборщики, конструктора, мастера и начальники, внутри себя не можете создать коллектив по дележу ЗАРАБОТАННЫХ ВАМИ ДЕНЕГ, то как мы тут, в том числе и я, такой серый и тупой, могу поверить в то, что в России наконец появятся самолёты Казанского авиапрома, которые своими качествами по рентабельности, в том числе и за счёт движком КМПО (ну, а как ещё Вы хотите получить:
    5.1. рентабельность, как не за счёт применения движков, в которых применяется и керамика, то есть температура рабочего тела чуть повыше, чем у конкурентов, а удельный расход топлива пусть чуть, но НИЖЕ чем у конкурентов?
    5.2. есть свою высокую зарплату?)
    превзойдут своих иностранных конкурентов из городу Комсомольска или где там ещё делают эти тачки?
    6. а статья хорошая, проникновенная, так скажем, э про нос Буратино, героя, который спас и кукол и папу Карло, который его сделал. Так появиться на Горбунова свой БУРАТИНО, который засунет свой нос куда надо и куда нацальникам НЕ НАДО и выведет кукол на авансцену истории?
    7. для решения вопросов современным способом (точечным . терминология э Ту 160) остаётся определиться, кто в этой истории с казанским авиапромом:
    7.1. Карабас Барабас;
    7.2, лиса Алиса и, кот Базилио;
    7.3. начальник города с тапочкой, куда денежки кладут;
    7.4.ну и кто пиявки ставит;
    7.5. пиявки, которые потом сообщают черепахе Тартиле о золотом ключике..
    7.6. сама Тартила, которую раскололи…
    8. даёшь возрождение! Дальше чувства на начальствующем русском языке, без которого просто на просто не возможно НИ ОДНО ПРОИЗВОДСТВО..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль