Общество 
10.11.2018

«Останутся только герои, а таких у каждого народа бывает 5–10 процентов»

Опрос недели: Сколько учителей татарского языка сохранится в школах через 10 лет?

«У нас было более 5 тысяч учителей татарского языка, сейчас их стало 3,5 тысячи», — заявил на этой неделе первый замминистра образования РТ Ильсур Хадиуллин. Будет ли продолжаться тенденция к сокращению или ее можно остановить? И какие действия для этого стоит предпринять? «БИЗНЕС Online» отвечают Ильшат Гафуров, Ольга Артеменко, Марат Лотфуллин, Нафигулла Аширов, Лилиана Сафина и другие.

«НУЖНО БЫЛО ПРОСТО ХОРОШО РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ»

Ильшат Гафуров — ректор КФУ Ильшат Гафуров ректор КФУ
— Данное массовое сокращение связано с известными событиями и носит разовый характер. Так что, думаю, учителя татарского останутся. Любая нация, если она хочет идентифицироваться как самостоятельная и в будущем, обязательно должна изучать свой язык. Как вы знаете, мы начали заново готовить специалистов по татарскому, хотя важную роль тут сыграют потребности рынка. То есть мы должны выпускать специалистов не просто для того, чтобы они были. Необходимо, чтобы после они могли работать по профессии. Например, совершенно очевидно сегодня, что надо готовить специалистов для уровня начальных школ (с первого по пятый классы) и воспитателей детских садов. Ну а дальше будут определять родители. Все будет зависеть от того, как выстроится эта система. Вообще, что очень важно, президент страны сегодня создает отдельный фонд по поддержке родных языков. Этот процесс запущен.
Ольга Артеменко — руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования
— Если сократили учителей, это очень плохо. Значит, управленцы просто не умеют найти оптимальный вариант для организации образовательной деятельности. Законодательство позволяет использовать вариативность в такой деятельности с учетом интересов родителей и детей, поэтому необходимо очень хорошо работать с родителями. Кстати, в Татарстане многие родители понимают значимость родного языка и не отказываются от него. Нужно было просто хорошо работать с ними, организовать заявления и оставить учителей. Это моя принципиальная позиция.
Марат Лотфуллин — президент Ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф» Марат Лотфуллин президент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф»
— Учителя татарского языка останутся. По моим прикидкам, это будет 30 процентов от тех, что были, то есть примерно 1,5 тысячи человек. Останутся только герои, а таких у каждого народа бывает 5–10 процентов. В 80-е годы в школах было свободное обучение татарскому языку, видимо, останется столько, сколько было тогда. Сокращение невозможно остановить, потому что сейчас язык обучения выбирают сами родители, а они могут выбрать русский, который является языком больших возможностей. Дети поступают в вузы на основе сданного ЕГЭ, поэтому, когда появится возможность выбора дополнительных уроков, большинство выберет русский язык. Для того чтобы остановить сокращения учителей, нужно через суд отменить поправки в закон об образовании. Министерство образования РТ этого сделать не может, потому что у него нет таких полномочий, все полномочия у федерального министерства.

«ЕСЛИ ТАТАРЫ БУДУТ ЖИВЫ, ТО И УЧИТЕЛЯ НЕ ИСЧЕЗНУТ»

Айрат Фаррахов — депутат Госдумы: Айрат Фаррахов депутат Госдумы
— Мой прогноз такой: число учителей татарского языка не уменьшится, а в дальнейшем даже увеличится. Я бы не хотел оценивать сегодняшние цифры. Сегодня мы живем в совершенно другом мире, в котором появляются новые специальности, люди «переобуваются». Важно проанализировать, насколько достоверны эти данные с учетом того, насколько снизилось количество часов. Но я уверен, что количество учителей будет увеличиваться. Мы сейчас начали понимать, насколько важно сохранение родного национального языка. Из Москвы я вижу, как сильно поменялась риторика, особенно в последнее время. В том числе об этом неоднократно в последние дни говорил президент Российской Федерации — он давал прямые поручения. В нашей Конституции первые слова: «Мы — многонациональный народ». И другого быть просто не может. Необходимость изучения, мода на родной язык вернется с большей силой. И это не просто мечты, а реальный прогноз. Учителя будут востребованы, но многое зависит от того, каковы технологии преподавания. Мода на национальное, народное во всем мире существует.
Дамир Исхаков — историк Дамир Исхаков историк
— Если татары будут живы, то и учителя не исчезнут. Я думаю, что через 10 лет их столько же, сколько сейчас, и останется, то есть 3,5 тысячи человек. Сокращения можно остановить только через повышение качества национального образования, другого варианта нет. Нужно вкладывать большие средства в национальное образование, качественно готовить кадры.
Лилиана Сафина — руководитель языковой школы «Умарта» и ведущая программы «Говорим по-татарски» на «Эхо Москвы» Лилиана Сафина руководитель языковой школы «Умарта» и ведущая программы «Говорим по-татарски» на «Эхе Москвы»
— В татарском языке форма определенного будущего времени используется крайне редко. Это отражается на ментальности нашего народа. Вероятно, поэтому я не хочу делать сколько-нибудь серьезные прогнозы, тем более на 10 лет вперед, да еще и в этом достаточно политизированном вопросе. Когда мы говорим о татарском образовании, мы выражаем беспокойство о будущем татарского народа. Если сегодня по независящим от нас обстоятельствам не получается сделать прорыв в сфере национального образования, значит, есть смысл искать другие пути для развития культуры. Например, я часто сталкиваюсь с проблемой скудности татароязычного интернета. И подобных ниш очень много. Татарский язык как предмет школьной программы за последние 100 лет пережил столько взлетов и падений, что меня нисколько не удивляет то, что сегодня происходит. Я с оптимизмом смотрю на будущее татарской культуры и национального образования в частности.

«ДЛЯ МЕНЯ УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО «МИЛЛӘТ ВӘКИЛЛӘРЕ» ТАК БЛИЗОРУКО ПОСТУПИЛИ СО СВОИМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ»

Нафигулла Аширов — муфтий, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов муфтий, председатель духовного управления мусульман Азиатской части России
— За пределами РТ татарский язык практически исчезает. Сегодня еще большую обеспокоенность вызывает тот факт, что такие же процессы начались и в самом Татарстане. Для меня удивительно, что «милләт вәкилләре», то есть представители татарского народа, так близоруко поступили со своим родным языком. Тогда что же от Татарстана как национальной республики останется? Учителя могут совсем исчезнуть... Процесс идет вперед, к сожалению. Сокращение учителей не происходит само собой — это результат тех процессов, которые идут в Российской Федерации в целом и в Татарстане в частности. Если сегодня руководство РТ, министерство образования РТ не борются за статус самого Татарстана как национальной республики, то сокращения будут происходить не только в области языка, но и в других областях, они будут нивелировать Республику Татарстан до обыкновенной области. Остановить процессы должны политики: раз население им доверило быть представителями народов Татарстана, им нужно не заботиться о своем личном благополучии, а ставить во главу угла интересы тех людей, которые доверили им власть. Если они не готовы исполнять свои обязанности, то должны признаться в этом честно.
Рузаль Юсупов — академик АН РТ, экс-ректор Казанского государственного педагогического института Рузаль Юсупов академик АН РТ, экс-ректор Казанского государственного педагогического института
— Подсчитывать, сколько останется учителей, ни к чему, этим должны заниматься официальные органы, но, пока у нас такие руководители, будет не лучше, а хуже. Недавно я написал в одну из газет статью, где об этом и говорю: раз чиновники от власти не могут приостановить данные процессы, то пусть этим займутся религиозные деятели. Раньше ведь образование происходило при мечетях, там открывали школы, вузы даже. Надо было еще до сентября вести серьезную агитационную работу среди родителей, чтобы они требовали обучения на татарском языке!
Эльвира Калимуллина — певица Эльвира Калимуллина певица
— Не готова брать на себя ответственность и прогнозировать, что будет через 10 лет, потому что год назад я даже не могла предположить, что возникнет такая ситуация. Мы все очень переживем этот острый момент потери языка. Надеюсь, что все страсти улягутся и все-таки стабилизируется это  состояние. Мне кажется, что все исходит из семьи. Если она будет поддерживать процесс изучения родного языка и культивировать, как-то пропагандировать его, а мы, деятели культуры, со своей стороны будем участвовать во всех активностях, связанных с языком, тогда, думаю, всеми силам сможем этот баланс соблюсти.
Гаяр Искандяров — председатель ОО «Фонд развития мусульманских народов» Гаяр Искандяров председатель ОО «Фонд развития мусульманских народов»
— Если все будет так, как сейчас, то сокращение учителей татарского языка продолжится. Все вообще можно свести к нулю. Чтобы этого не произошло, можно использовать, например, опыт Северной Осетии, где внедрено мультилингвистическое образование. Нельзя играть в поддавки. Нужно бороться, расширять связи с тюркским миром, внедрять проект «Большой Татарстан». Татарский язык должен использоваться во всех государственных учреждениях республики, в том числе в школах. Это прописано в Конституции РФ. И если мы будем исполнять Основной Закон, то все будет в порядке.
Останутся ли в школах учителя татарского языка через 10 лет?
15%Их будет даже больше, чем сейчас
24%Думаю, их число стабилизируется
27%Их станет намного меньше
33%Они будут не нужны
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (310) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.11.2018 08:55

Ректор!! Пусть и бывший хочет чтобы образование получали в мечетях... Моя дочь закончила школу в 14 году. Сменила две школы,в каждой из них классным руководителем был учитель татарского языка. Частенько случалось такое,что весь класс занимался чем угодно,только не предметом. Оценки ставились автоматом, отличником-пять,остальным-четыре. "А у нас татарский"-это значило,что на уроке можно ничего не делать. Экс-ректор,где вы были когда создавались нежизнеспособные методики и учебники? Почему учителя тат.языка получали зарплату больше математиков,химиков? Кто заработал на "учебниках" по которым почти невозможно вести нормальный учебный процесс? Сколько денег "попилили"? Проблемы с тат.языком копились очень долго,их в упор не видели и в один прекрасный момент они рухнули,как снег с крыши. Уважаемые татары! Татарский язык,несомненно учить нужно,но не так как это было.

  • Анонимно
    10.11.2018 08:34

    Если с такими темпами будет-то ни одного!

    • Анонимно
      10.11.2018 12:03

      Вот такие как Лотфуллин за свои высказывания должны отвечать.. Мелет языком безнаказанно: через суд он собирается опять насильно всех заставлЯть учить.. И что у него с процентами? "останутся 30%" и тут же: "останутся 5-10% героев" Как в одном и том же предложении то? Мысли скачут или просто каша ?

      • Анонимно
        10.11.2018 13:10

        Оставьте главное наших детей в покое,сейчас кто хочет учит татарский,кто хочет чувашский,что опять не устраивает демагогов у которых никто не учится в школе?

        • Анонимно
          10.11.2018 13:42

          Вы можете и в школу ходить добровольно

          • Моисей
            10.11.2018 14:26

            Как вы не поймете что обучение татарскому в Татарстане -это обязательно по закону
            По Конституции РФ
            Если что то не нравится то наверно надо старатся менять закон а не призывать его не исполнять
            Решили нерусские языки из школ изгнать-меняйте Конституцию, собирайте референдум
            Учитывая пропорции русских и не русских есть шанс изменить Конституцию
            Да и считать наверно будут как надо

            А призывать нарушать закон это как то неправильно, не находите?

            • Анонимно
              10.11.2018 15:30

              Как вы не поймете, что обучение татарскому в Татарстане - это бесполезно.

            • Анонимно
              10.11.2018 16:13

              14:26
              Не выдумывайте.
              1. Ни Конституция РФ, ни Конституция РТ никого не обязывают учить татарский язык.
              2. Всеобщее изучение татарского языка проводилось на основании старого закона об образовании, где был региональный компонент.
              Со времен отмены этого компонента оно проводилось без законных оснований.

              Вы сейчас не защищаете родной язык (как вам может казаться), а вредите ему: разжигаете негативное отношение. А главная ваша ошибка - вы пытаетесь действовать, опираясь на ложь. Ложь - это непрочный фундамент, на таком основании прочного здания не построить.
              Для защиты родного языка нужно перестать врать себе и другим. Этим вы только собственную репутацию угробили. Для языка нужно признать реальное положение дел и на основании реальности строить конструктивную программу действий. Ее уже многие предлагали - и статьи в БО были, и в комментариях были разумные люди. Сейчас еще возможно сохранить язык живым, хоть вы в своей оголтелости ему изрядно навредили (в том числе, перекрикивая конструктивные мысли настоящих защитников языка).

              • Анонимно
                10.11.2018 21:13

                Реальность - это родной язык и аеглийский. Не перестану повторять.

            • Анонимно
              10.11.2018 16:13

              Моисей, хватит врать! Нет такого закона (статьи в законе), где было бы написано, что ИЗУЧЕНИЕ татарскому языку обязательно!

              • Анонимно
                10.11.2018 19:47

                Откройте Конституцию РФ
                Русский и татарский в Татарстане изучаются обязательно и в равных объёмах
                Если плохо понимаете русский то откройте решение Конституционного суда РФ который тоже самое повторяет особо непонятливым


                Хватит уже врать и изворачиватся

                Не надоело?

                • Анонимно
                  10.11.2018 20:30

                  Научись читать и понимать по-русски ПРАВИЛЬНО. Потом перечитай всё, что ты написал.

              • Анонимно
                10.11.2018 21:25

                Так и про русский не сказано в Конституции, что он обязателен.

            • Анонимно
              10.11.2018 16:18

              Прокуратура все разъяснила,ФЗ по языкам принят!Хватит демагогии!

              • Анонимно
                10.11.2018 17:13

                "ФЗ по языкам принят!Хватит демагогии!"
                Подробнее на «БИЗНЕС Online»
                - да принят. По этому ФЗ некоторые имеют право на полную систему образования, а другие - только 9кл. Это как называется? Поставь себя на место татар и тогда поймешь, если адекватный.

              • Анонимно
                10.11.2018 19:49

                Прокуратуру и правительство РФ 25 лет все устраивало
                Татарстан в пример приводили

                • Анонимно
                  10.11.2018 22:10

                  Прокуроры странные люди, одно и то же могут по разному оценить в зависимости от того, кто поручил.

            • Анонимно
              11.11.2018 13:17

              Сейчас в школах появились два новых учебных предмета: Русский(родной) язык и Русская(родная) литература! Властям Татарстана и министерству образования необходимо подготовить новые преподавательские кадры и УМК по этим предметам. Подготовить грамотные учебники. Эти предметы очень востребованы в школах. С годами количество обучающихся по этим предметам будет только возрастать.

              • Анонимно
                11.11.2018 15:01

                Хватит ерунду говорить! Русский язык учат по тем же учебникам, что и раньше, и те же самые учителя!

                • Анонимно
                  13.11.2018 14:13

                  Это не ерунда! В школах Татарстана "Русский язык" и Русский(родной) язык" это 2 разных учебных предмета с отдельными оценками и разными учителями и учебники для них разные. Впрочем по предмету "Русскому(родному) языку" учебников нет. Занимаются без учебников по наитию!

            • Анонимно
              11.11.2018 17:40

              В конституции записано о верховенстве международных договоров. Россия подписывала устав ООН и разные пакты принятые ООН. А в нормах ООН есть и такое:
              Международный пакт о гражданских и политических правах
              "1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
              2. ...
              3. Все участвующие в настоящем Пакте Государства ... должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право."
              Народы на своей территории могут свободно проводить свою политику образования (пункт 1), конкретно на своём языке должно быть образование для сохранения языка (иначе язык теряется), и государство должно это поощрять (пункт 3). Своя система образования не является посягательством на единство территории государства, тут всё нормально, противоречия с принципом нерушимости границ нет.

          • Анонимно
            10.11.2018 21:30

            Я Россиянин и ты мне не указ

        • Анонимно
          10.11.2018 18:18

          "Не будем делить детей по национальности" - вредный, демагогический лозунг. Без вас уже Всевышний разделил.
          Наше дело создавать соответствующее времени нац. татарск. систему образоания.

          • Анонимно
            10.11.2018 20:22

            совершенно верно, татарин не может быть русским, поэтому он должен иметь возможность получить образование на родном языке

      • Анонимно
        10.11.2018 17:09

        "...от такие как Лотфуллин за свои высказывания должны отвечать.."
        Подробнее на «БИЗНЕС On
        - Руки прочь от М. Лотфуллина!
        Не надо заставлять изучать татарский, а, скорее всего:
        - внедрить полную систему образования на татарском, основанной на латинской графике;
        - разработать и внедрить профессиональные стандарты, в первую очередь, для сферы услуг, государственной и муниципальной службы, с требованием выполнения трудовых функций и на татарском языке;
        - начиная со следующего учебного года начинать реализацию получения среднего (полного) общего образования и сдачи ЕГЭ на татарском языке.

      • Анонимно
        10.11.2018 21:33

        А почему все стесняются называть вещи своими именами?
        По отношению к татарскому языку проводится настоящий изощренный геноцид.
        Чем только не прикрываются для оправдания этой политики: и детьми, и добровольностью, и указаниями Путина, и прокурорскими рейдами.
        Когда же мы поймём, что придет день, и России будет стыдно за то, что она сейчас делает со своими нерусскими языками.
        Сейчас нам целенаправленно внушается ущербность нашего родного, прививается комплекс неполноценности татароязычного человека.
        Давайте не будем повторять печально известный опыт Испании по искоренению каталонского и баскского языков!

        • Анонимно
          10.11.2018 23:37

          21:33. Не придет такой день никогда.

        • Анонимно
          10.11.2018 23:42

          Сейчас нам целенаправленно внушается ущербность нашего родного, прививается комплекс неполноценности татароязычного человека.
          ---------------------------------
          Ложь! Никто не против татарского языка для татар. Тем более, никто не считает татар неполноценными людьми. Вы сознательно искажаете нашу позицию, пытаясь выставить нас некими варварами, а себя жертвами языковой дискриминации. Мы хотим всего лишь добровольности татарского языка для русских, т.к. он нам не нужен и его негде применять. При этом никто никогда не ставил вопрос о запрете татарского языка как такового.

          • Анонимно
            11.11.2018 11:45

            Татары сами не знают, зачем им татарский учить 11 лет! Просто вынь да положь, а для чего это уже не ваше, русских, дело! Иначе, мол, нет равноправия! Книжки они на татарском читать будут, так и книжек практически нет, не написаны! Науку двигать, так где она? ТВ смотреть? Но для этого 11 лет переводные тексты на татарский с русского и других иностранных языков, читать не надо, по ящику все и так понятно. Как включишь, все пляшут и поют на фоне деревенских задников или в реальной деревне!

          • Анонимно
            11.11.2018 13:23


            "Ложь! Никто не против татарского языка для татар...не ставил вопрос о запрете татарского языка как такового."
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business
            Можно не запрещать, но делать против, путем:
            1. Принятия закона об образовании – разрешает обучение на татарском только до 9кл;
            2. Изданием приказа МОиН по утверждению ФГОС, не разрешающий изучение родных языков;
            3. Запретом латиницы для татар;
            4. Запретом системы образования на татарском от «садика» до докторантуры;
            5. Запретом делопроизводства на татарском;
            6. Запретом ЕГЭ на татарском;
            7. Нет право на изучение и популяризации своей истории;
            8. Не разрешено топонимика ( все татарское переведено или заменено);
            9. Нет Профессиональные стандарты с требованием знания 2 – х гос языков и тд. Вот ответьте после этого, есть запрет или нет? Готовы вы рассмотреть и решить положительно эти пункты? И не надо заставлять вас учить татарский, согласен.
            Вы всего этого не испытываете и поэтому не понимаете"а от чего татары хотят изучать и развивать свой язык, культуру, науку и сохраниться как народ". Дело в том, что изучая в школе 1 -2 часа добровольно, знать, сохранить и развивать язык невозможно.Можно сохранить не надолго, как тушенку, как огурцы в банке, но через некоторое время банка- "выстрелить", тушенка - протухнет. Поэтому, чтоб сохраниться, язык должен расти и развиваться, а развитие возникает при применении в различных сферах: экономика, медицина, техника и т.д. Как еще объяснить -то?
            Впрочем, "сытый голодного не вразумеет."
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401994

      • Анонимно
        10.11.2018 21:36

        Лотфуллин прав.
        Языки равноправны по закону!
        Ответить должны те, кто нарушает этот закон и реализует превосходство только одного языка в ущерб другому.
        В этом же суть вопроса!

        • Анонимно
          10.11.2018 23:44

          Языки равноправны по закону, но не по факту. И как вы себе представляете "ответственность за нарушения"? Что конкретно будет и кому?

    • Анонимно
      10.11.2018 12:39

      К чему все эти истерики?Что поменялось то ?Учили татарский 70%,сейчас учат68%,в чем проблема то?Надоело это искусственное нагнетание!

      • Рашид
        10.11.2018 20:02

        12:39 Ничего не поменялось в Москве. Мы как не могли так и не можем учить детей, да и сами татарскому родному языу в образовательных школах наравне с русскими. Зато есть обязательная возможность религии, рисования, пения, английского, которые кому нужно все равно учат с репетиторами за свои деньги.

        • Анонимно
          10.11.2018 20:32

          Неужели? В Москве? Не учат татарский язык? УЖСС!!!

          Переезжай в Актаныш - там и научат тебя, и наговоришься на татарском. Чего в Москве делать?

        • Анонимно
          10.11.2018 20:50

          Любовь к родине, как и к теще измеряется километрами? Рахим итегез в Сабы!

  • Анонимно
    10.11.2018 08:43

    И, как вы знаете, мы начали заново готовить специалистов по татарскому, хотя важную роль тут сыграют потребности рынка.


    потребности рынка английский - за что реально люди деньги платят на курсах и репетитором


    остальное политика

    • Оптимист
      10.11.2018 09:30

      Согласен
      Необходима возможность сдачи егэ на 3 языках
      Русском, татарском и английском
      Дети после школы должны иметь выбор где им учится дальше

      • Анонимно
        10.11.2018 10:01

        Так учиться они будут на русском или английском! Например, в КФУ обязательно знание для преподавателей английского языка! Этого требует Гафуров! Он не требует, кстати, чтобы лекции, например, для юристов или экономистов, велись на татарском, а вот на английском требует!

        • Анонимно
          10.11.2018 10:21

          Лицемерие Гафурова поражает: сначала он присоединяет КГПИ и ЕГПИ к КФУ и сокращает там подготовку учителей татарского, а теперь ускоренными темпами начинает их вновь готовить. По такому же принципу, в Москве сначала снесли храм Христа Спасителя, а потом вновь отстроили. Но там хотя бы этим занимались в разное время разные люди...

      • Анонимно
        10.11.2018 10:07

        Тогда дети будут знать все три языка так же плохо, как и Вы - русский. Вам, ОПТИМИСТ, ему ещё надо учиТЬся и учиТЬся!

        • Анонимно
          10.11.2018 10:24

          Посмотрел бы я на вас как вы по татарских пишите после 11лет обучения)

          • Анонимно
            10.11.2018 10:30

            К сожалению, я его не учил - в школе 70-х это было для русских не актуально. А желание, кстати, учить его факультативно было...

        • Анонимно
          10.11.2018 11:55

          10:07 Когда нет аргументов, то орфография в помощь.

          • Анонимно
            10.11.2018 12:01

            Все - аргументы - в первой части предложения, читайте внимательно. А оппоненту, который призывает на плохом русском в обязательном порядке учить русский - никогда не поверю!

            • Анонимно
              10.11.2018 13:33

              Почему не поверишь? Может, он неважно знает русский язык, понимает это, поэтому и призывает тебя НЕ повторять его ошибок и УЧИТЬ русский язык!

              • Оптимист
                10.11.2018 13:44

                Русский если живешь в России необходимо учить

              • Анонимно
                10.11.2018 14:22

                Это была описка! А оппоненту, который призывает на плохом русском в обязательном порядке учить татарский - никогда не поверю!

                • Анонимно
                  10.11.2018 14:36

                  А зачем нерусскому знать русский лучше русского?)))

                  • Анонимно
                    10.11.2018 15:28

                    Чтобы подтвердить более высокий балл ЕГЭ, чем в Орле и Костроме.

        • Анонимно
          10.11.2018 17:16

          учиТЬся и учиТЬся!
          - ему вполне достаточно, у него это не родной. А ты попробуй как он- на не родном.

          • Анонимно
            10.11.2018 17:35

            Не волнуйся - я на двух неродных пишу без ошибок, только татарский в их число не входит как неважный.

            • Анонимно
              10.11.2018 20:11

              17:35 Волнительно как то). Я вот на неродном русском не важнецки пишу т.к. не очень важный для меня и на знания наук особо не влияет, на родном татарском вообще самоучкой хотя и считаю важным. Ну а детям как не было возможности так и нет учить родной язык наравне с русскими.

              • Анонимно
                10.11.2018 20:33

                Найми репетиторов, как делали русские родители, когда в школах было засилье уроков татарского языка.

                • Анонимно
                  10.11.2018 21:07

                  Так мы так и продолжаем делать в отличие от вас пока. А как же справедливость.

                  • Анонимно
                    10.11.2018 21:16

                    Посчитай, сколько нетатар среди министров в РТ и подумай, справедливо ли это?

                    • Рашид
                      10.11.2018 22:53

                      21:16 Сколько бы не было все наши, татары. Вся остальная Россия пользуется нашими министрами, на расхват. Зачем ломать курицу несущую золотые яйца в виде налогов в казну. Единственное смущает нам татарам от этих министров ни тепло не холодно, работают на центральные власти целиком и полностью. А там сплошное единение и скрепы одного народа где о нас татарах не упоминается в принципе. Справедливо ли это? Мы то есть.

                      • Анонимно
                        10.11.2018 23:00

                        Ну, теперь понятно, почему у нас в стране столько проблем с экономикой, банками, инфляцией и производительностью труда...

                  • Анонимно
                    10.11.2018 21:23

                    Если бы Вы в самом деле ХОРОШО знали родной язык, научить ему детей смогли бы без всяких учителей.

                    • Анонимно
                      10.11.2018 21:34

                      Почему то русских детей родному языку обучают в школах, а нашим дома сами как нибудь.
                      Это и есть дискриминация на государственном уровне.

                      • Анонимно
                        10.11.2018 23:34

                        Такая же "дискриминация" в 95% государств.

                      • Анонимно
                        11.11.2018 09:15

                        Не надо говорить неправду! Если вы напишите заявление, что у вашего ребенка родной язык - татарский, он будет его учить в школе. Родители русских детей, между прочим, писали заявление, что их родной язык - русский. Следовательно, если ваш ребенок не учит татарский язык в школе, значит, вы написали в заявлении, что родной язык ребенка - русский! К кому теперь претензии?

            • Анонимно
              11.11.2018 13:59

              их число не входит как неважный.
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401994
              - а на русском пишешь с ошибкой. Прочитай.

              • Анонимно
                11.11.2018 14:05

                Здесь, в слитном написании, был скрытый двойной смысл, доступный лишь носителям языка.

          • Анонимно
            11.11.2018 15:21

            Найдите хоть одного русского человека, которого волнует, что представитель татарской национальности не учит русский язык! Этот вопрос каждый из них решает для себя самостоятельно. Хочет - учит, не хочет - не учит!

    • Анонимно
      10.11.2018 12:46

      Ректору КГУ до лампочки эти проблемы, он человек без национальности! Ему лишь бы деньги...

    • Анонимно
      10.11.2018 14:57

      Мне например Английский не нужен. Я хочу учиться в университете Marmara в Стамбуле - самом крупнейшем городе Европы и одном из самых посещаемых городов Мира, который близок нам и по культуре и по языку, и зная Татарский язык - Турецкий язык выучить гораздо проще.

      • Анонимно
        10.11.2018 15:52

        Да, да. Конечно. А Турция давно Европой стала?

        • Анонимно
          10.11.2018 16:36

          Он только язык турецкий учит - географию не учит! Зачем ему география, когда он язык будет знать?

          • Анонимно
            10.11.2018 17:20

            "А Турция давно Европой стала?"
            - "Знатоку" географии: Турция, как и РФ -и в Европе и в Азии.

            • Анонимно
              10.11.2018 21:42

              Турция не есть Европа даже если маленький кусочек там и есть. Азиатчина в чистом виде

              • Анонимно
                11.11.2018 14:02

                "Азиатчина в чистом виде"
                - Да, скифы мы, да, азиаты мы,
                С раскосыми, жадными очами"

                • Анонимно
                  12.11.2018 13:14

                  Хорошее стихотворение. Сама поэтическая форма, но в учебниках была сноска, что версия ошибочна, о происхождении славян от скифов. Но если турок и брат тебе, мне нет

      • Анонимно
        10.11.2018 16:12

        Учитесь. Лично я не против и только за вас порадуюсь. Только вы врете. Только и всего.

    • Моисей
      10.11.2018 15:23

      Не надо давать изгонять татарский язык из школ
      Не будет татарского в школах-не будет живого татарского литературного языка
      Не будет литературного языка- не будет татарских поэтов и писателей, значит и не будет культуры
      А без этого народ умрет
      Для этого не надо соглашаться со второстепенной ролью татарского языка в Татарстане, с предложениями изучать его в семье, в медресе и прочих альтернативных вариантах
      Только в школе
      Только обязательно
      Это наиважнейшая задача, и тут отступать нельзя
      Методики ничуть не лучше и не хуже чем по русскому
      Не учили, потому что не было строгого и обязательного экзамена
      Слушать всяких татарофобов не следует, у них задача посеять панику и растерянность, что бы опустились руки
      Они работают на внешние силы, стремящиеся захватить ресурсы Татарстана
      Татарстан всегда был образцом мирного существования различных народов, таким и должен остаться

      • Анонимно
        10.11.2018 15:54

        Не придумывай небылиц. Именно из-за введённого экзамена по тат. языку люди и взбунтовались и начали удвоенно писать обращения в Москву! Доигрались.

        • Анонимно
          10.11.2018 16:09

          Привыкли ничего не делать на уроках татарского. Фаттахов правильно начал. Массой его задавили

          • Анонимно
            10.11.2018 22:15

            Фаттахов боролся за реальный государственный статус татарского языка, он настоящий интернационалист.
            Именно это и не понравилось властям.

            • Анонимно
              10.11.2018 22:46

              Ещё больше Фаттахов не понравился подавляющему большинства народа, в том числе, и татарского. Худшего, чем он, министра образования и науки представить очень трудно.

            • Анонимно
              10.11.2018 22:51

              22.15 Большего урона, чем сделал Фаттахов и такие как Вы, для татарского языка не сделали ни Москва, ни кто там у Вас еще виноваты был: Артеменко, русские родители.. Все были перечислены. Кроме самих себя. Так ничего и не поняли. Опять пытаетесь через коленку .. Больше никогда не получится

              • Рашид
                10.11.2018 23:06

                22:51 Вы лукавите чтобы побольнее ответить аппоненту. Фаттахов останется одним из многих радетелей татарского государственного языка. И у него стало получаться, чего заметив центр срочно убрал его. Вы же только силой могли изменить ситуацию и вывернуть его в извращенное состояние, в чем бравада то. Ну не получается у вас по справедливости, и все тут, точка на этом. Оттуда к сожалению и растут ноги всевозможных пенсионных реформ, отторжения вас и попутно нас всем цивилизованным миром.

                • Анонимно
                  11.11.2018 09:53

                  Нет, ребята, всё не так, если вопросы образования и науки решает механизатор, пусть и с хорошим знанием татарского языка. И даже отправка собственной дочери на ПМЖ в Лондон за счёт госпрограммы АЛГАРЫШ не добавляет ему очков.

                • Анонимно
                  11.11.2018 10:39

                  РАШИД
                  Справедливость у каждого своя.

          • Анонимно
            11.11.2018 11:59

            16.09 а там что-то надо было делать разве?

        • Анонимно
          10.11.2018 20:25

          Это вы доигрались, что в мусорке вижу книги русских классиков...

          • Анонимно
            10.11.2018 22:07

            Если БЫ у тебя были книги татарских классиков, они также были БЫ в мусорке. Хорошо, что их нет и не было - нечего выкидывать!

            • Анонимно
              11.11.2018 14:42

              Назовите имена татарских классиков, кроме Тукая, пожалуйста.... Которые известны всему миру? Как Маркес, Кундера, Неруда, Дюренматт? Все они - представители народов, сопоставимых по численности с татарским.

              • Анонимно
                11.11.2018 15:12

                Татарские классики -это не классики мировой литературы. ТАТАРСКИЕ - т.е. классики в среде одного народа

                • Анонимно
                  11.11.2018 15:17

                  Примерно такая же ситуация и с нобелевскими лауреатами.

                • Анонимно
                  12.11.2018 08:04

                  Вернее - в среде отдельно взятого района или родной деревни.

              • Анонимно
                11.11.2018 16:46

                Дәрдмәнд, Исхакый. А вы назовите, пожалуйста, современников Кул Гали, Мухаммадъяр, С. Сараи. А между ними пропасть (1552 -1905) и 2 раза смена алфабита. А кого вы назвали, имеют суверенные государства. А Тукая и др.кто будет выводить на международную арену? Они сами "самые - самые", остальные -неграмотные и некультурные. Даже 1000летие Казани не дает покоя: "как же так, старше Москвы, не может быть. А что это означает?" Даже заимствованные у татар слова не могут признать татарскими, а пишут -"тюрские". "Әйтсәң - сүз, төртсәң -күз"...

                • Анонимно
                  11.11.2018 16:56

                  Талант никуда "выводить" не надо! Он сам пробьётся, если достаточно велик. А если его нет, он так и останется членом СП РТ. Лучшее доказательство - Гюзель Яхина, книги которой никто никуда не проталкивал.

                  • Анонимно
                    11.11.2018 18:47

                    "Гюзель Яхина, книги которой никто никуда не..."
                    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401994
                    - да, написано на русском, против татар.Вот ответь после этого, татарка она, если татары ее не признают, или "обрусевшая", которая "всегда пересоливает в части истинно русского настроения"(В.Ленин). Что она, кроме вреда, сделала для татарского народа?

                    • Анонимно
                      11.11.2018 19:01

                      Это твоё частное мнение, что "против татар". Образ Зулейхи, на мой взгляд, один из лучших во всей татарской литературе. О том, что он наносит какой-то вред, тебе лучше посоветоваться с твоим лечащим врачом.

                      • Анонимно
                        12.11.2018 02:00

                        Может, перед визитом к врачу стоит прочитать роман про Зулейху? Уверена, что НЕ читали, сразу писать комментарии кинулись, мол, не нДравиЦЦа...

                        Чукча не читатель - чукча писатель(с)...

                      • Анонимно
                        12.11.2018 13:14

                        ",,,лечащим врачом."
                        - у тебя точно с нервами не порядок

                  • Анонимно
                    12.11.2018 17:36

                    "талант",денежная Единица одного семитского государства в Древности.Спокойно,выводили.

  • Анонимно
    10.11.2018 08:44

    ТОРЖЕСТВО ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ И ДВУЛИЧИЯ

  • Анонимно
    10.11.2018 08:55

    Ректор!! Пусть и бывший хочет чтобы образование получали в мечетях... Моя дочь закончила школу в 14 году. Сменила две школы,в каждой из них классным руководителем был учитель татарского языка. Частенько случалось такое,что весь класс занимался чем угодно,только не предметом. Оценки ставились автоматом, отличником-пять,остальным-четыре. "А у нас татарский"-это значило,что на уроке можно ничего не делать. Экс-ректор,где вы были когда создавались нежизнеспособные методики и учебники? Почему учителя тат.языка получали зарплату больше математиков,химиков? Кто заработал на "учебниках" по которым почти невозможно вести нормальный учебный процесс? Сколько денег "попилили"? Проблемы с тат.языком копились очень долго,их в упор не видели и в один прекрасный момент они рухнули,как снег с крыши. Уважаемые татары! Татарский язык,несомненно учить нужно,но не так как это было.

    • Оптимист
      10.11.2018 09:32

      Учебники, учителя и методики ничуть не лучше и не хуже чем по русскому
      Просто не было обязательного и строгого экзамена как по русскому вот и не учил никто

      • Анонимно
        10.11.2018 10:21

        Уважаемый лицемер, борец за то что бы русские дети учили татарский язык, но старший сын которого едет в Москву после школы учиться. Ответь мне на вопрос, почему твои дети не остаются здесь преподавать татарский язык.
        Ты говоришь что у твоих детей должен быть выбор, и в то же время пишешь что возможность выбирать учить или не учить татарский язык, означает его запрет. Ты лицемер, даешь выбор своим детям, и не оставляешь выбора моими. Это все что нужно знать о тебе и о таких как ты, борцах за "попранный" язык. Я тебе скажу одно, если раньше я думал что мои дети должны знать татарский язык, но после того как я почитал вас тут, они его учить не будут. И выбора в этом я им не оставлю

        • Анонимно
          10.11.2018 10:39

          Вы предлагает всем татарским детям идти сразу после школы идти в учителя татарского?
          Что за бред вы пишите?

          • Анонимно
            10.11.2018 13:37

            Зачем? Есть еще масса профессий. А учителем татарского должен прежде всего быть истинный подвижник, который в состоянии научить ему и полюбить этот язык. А не условная девочка, которая не хочет после ВУЗ-а уезжать обратно в деревню.

        • ЛДПР
          10.11.2018 10:52

          Точно!!!

        • Оптимист
          10.11.2018 10:53

          Лицемерие это утверждать что в Татарстане притесняют русский язык когда все вокруг на русском)
          Когда школьники в Казани знают русский ллучше чем в Курске или Рязани и в течении 10 лет показывают 2-3 результаты в России по егэ по русскому

          Лицемерие это изгонять татарский из школ под видом добровольности
          Ведь сделай завтра русский добровольным, отменил обязательное егэ по русскому и его учить никто не будет, в том числе и сами русские
          Зачем?
          Мы русский и так все до школы знаем

          • Анонимно
            10.11.2018 11:01

            Русский Вы знаете довольно плохо, и, по всей вероятности, никогда его не любили. Так почему Вы пишите здесь по-русски? Потому что хорошо понимаете, какой из двух языков нужнее даже в нашей республике, не говоря уже о всей России.

            • Анонимно
              10.11.2018 15:21

              11:01 - у вас проблемы с русским."вы пишЕте" - что делаете? Кстати, я училась в татарской школе. Знаю 3 языка, просто к сведению - одно другому не мешает

              • Анонимно
                10.11.2018 15:57

                Т9 подвёл. Вы правы! Я владею свободно тремя языками, но татарский к ним не относится - он нетатарам не нужен ни в РТ, ни, тем более, в остальной части РФ.

            • Анонимно
              11.11.2018 12:06

              Судя по вашим ошибкам, вы пишЕте по-русски идеально.
              Рим Дашкин

          • Анонимно
            10.11.2018 11:02

            10:53, но Вы-то русский язык не знаете!

          • Анонимно
            10.11.2018 12:32

            репетиторы и только репетиторы дают высокий уровень знаний

        • Анонимно
          10.11.2018 12:47

          Молодец. Поддерживаю на 100 процентов.

        • Анонимно
          10.11.2018 15:00

          Вы все перевернули с ног на голову! Ну и что, что сын уехал учиться в Москву. Может он вернется. Или что, в Москве татары не живут?
          Да и вообще, зачем он должен был пойти на учителя татарского языка? Решительно не понятно!
          Вы пишете, что борцы за татарский язык лицемеры, а Ваши дети никогда его не будут учить... А Вы все не лицемеры, когда говорите: учите татарский сколько хотите, никто его не запрещает. А по факту у моей дочери отобрали в школе 3 часа татарского языка. ВЫ НЕ ЛИЦЕМЕРЫ?!
          Еще из Вашего коммента следует, что Вы взращиваете в себе и своих детях ненависть и нетерпимость ко всему татарскому. Задумайтесь! Мы Вам не враги!
          В чем Вы видите запрет и отсутствие выбора? Я программист и помимо своего родного татарского языка, владею русским и английским. Я что, по-Вашему, ущербный? Это же конкурентное преимущество. Знание татарского конкретно мне и моему напарнику помогло установить хорошие бизнес-контакты.
          Необходимо мыслить современно, быть открытым ко всем знаниям, которые дает жизнь!

        • Анонимно
          11.11.2018 08:04

          Уважаемый лицемер. Вы или Ваши предки приехали в татарстан, это Родина татар. Очень удивительно слышать о том что Вы и Ваши дети не будут изучать татарский язык. В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Вам как минимум необходимо стать более адекватным.

          • Анонимно
            11.11.2018 10:37

            И у нас, и у наших предков монастырь под названием Татарстан - это и НАШ монастырь, такой же, как и ваш. И устав НИКОГДА не будет только вашим.

          • Анонимно
            11.11.2018 11:49

            08.04 Наш монастырь - РОССИЯ

          • Анонимно
            11.11.2018 13:11

            ваша родина - Алтай. а мои предки жили здесь испокон веков. так что понаехавший здесь - ты.

            • Анонимно
              11.11.2018 15:05

              13.11Плохо знаете даже свою историю.Еще в 16 веке официальная граница Московского княжества проходила по реке Сура что посмотрите где это на карте.

              • Анонимно
                12.11.2018 09:23

                И чё? 16 век разве не закончился в 16 веке? Или вы живете по законам того века, не пользуетесь телевидением и сотовой связью? Почему забыть НЕ можете именно 16 век? Надо обратиться к врачам...

                • Анонимно
                  12.11.2018 16:22

                  И че ?Славяне вышли из Карпат 1500 лет назад причем здесь Алтай .Почему не можете забыть 1000летие крещения Руси географически в каком городе это было ?Если амнезия набейте в поисковик...

        • Анонимно
          11.11.2018 19:39

          Все правильно Оптимист написал. Лицемеры Вы, потому что именно у татарских детей нет выбора, так как им сдавать ЕГЭ по русскому языку.

          • Анонимно
            12.11.2018 02:02

            Дык, если НЕ идти учиться в ВУЗ, то сдавать ЕГЭ нет необходимости - не сдавайте, пожалуйста, рабочие руки всегда нужны.

    • Анонимно
      10.11.2018 10:14

      А у нас в 177 школе как раз одна из этих 5% оставшихся профи, видимо. Чуть ли не танцы с бубнами на уроках начальных классов. Даже отпетые хулиганы ее уважают и сын у меня начал говорить по татарски. Думала, что уже нет таких преподавателей, ан нет, - повезло)

      • Анонимно
        10.11.2018 15:23

        Вот интересно, кто минусует 10:14 и с какой целью? Комментатор просто похвалил учителя, что в этом плохого?

        • Анонимно
          11.11.2018 06:54

          Врёт потому что. Выдумки это.

        • Анонимно
          11.11.2018 11:50

          Русский язык у нас с балалайкой и гармошкой в школе, что ли, тоже учат? И танцы в лаптях при этом? Вроде нет! Поэтому если татарский можно выучить только с бубнами, то нужен ли он вообще?

  • Анонимно
    10.11.2018 09:06

    Профессионалы пусть останутся в школах. А не просто "носители" татарского языка.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:34

    Надо создавать Фонд поддержки Татарского Языка.Эффект будет.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:45

      хватит уже всяких фондов! просто ГОВОРИТЕ на татарском со своими детьми, и все.

      • Оптимист
        10.11.2018 10:23

        Татарскому место в школах
        Наравне с русским
        Какие ещё фонды
        Изучение татарского должно финансироваться из бюджета наравне с русским
        Зачем делить языки по сортам?

        • Анонимно
          10.11.2018 10:26

          Этим делением занимаетесь Вы! А родители вправе сами выбирать, какой язык их детям в жизни пригодится больше. Китайский, английский и русский пока что намного перспективнее Вашего родного...

          • Анонимно
            10.11.2018 11:03

            В Татарстане татарский для всех родной
            Как и русский в России

            • Анонимно
              10.11.2018 11:07

              Если бы это было так, то все татары и русские в РТ были бы родственниками.

              • Анонимно
                10.11.2018 20:33

                11:07 Так мы и есть родственники благодаря Батыю). Это всевозможные неблагодарные старцы всех ввели в заблуждение.

            • Оптимист
              10.11.2018 11:16

              Татарский в Татарстане обязан к изучению в равных объёмах с русским всеми школьниками согласно Конституции РФ

              Конституционный суд РФ подтвердил это

              Все остальное антиконституционно

              Нельзя так грубо переступить через закон

              • Анонимно
                10.11.2018 11:38

                Почему нельзя, если отсутствует ответственность за это?

                • Анонимно
                  10.11.2018 11:47

                  Татарский в Татарстане обязан к изучению в равных объёмах с русским всеми школьниками согласно Конституции РФ
                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/401994
                  как вам не надоело врать? вы сами -то себя слышите-читаете? вы наглый брехун. НЕТ этой обязанности ни в какой Конституции.

                  • Анонимно
                    10.11.2018 11:52

                    Есть
                    Для таких непонятливых как вы и Конституционный суд РФ потом все разьяснил

                    • Анонимно
                      10.11.2018 12:17

                      там написано - ПРАВО. а не обязанность. ЭТО разные по значению слова! вы русский язык не понимаете, а еще беретесь комментировать!

            • Анонимно
              10.11.2018 12:35

              НЕТ. Не всем родной. Учим ДОБРОВОЛЬНО!

            • Анонимно
              10.11.2018 15:25

              С какого перепугу мне русской, у которой в роду нет ни одного татарина, татарский язык - родной?

          • Анонимно
            11.11.2018 15:12

            10.26Можете оказаться в арабоязычном квартале в Франции или турецком районе Германии там может оказаться что китайский,английский не прокатит ,а татарский пригодится.

            • Анонимно
              11.11.2018 15:21

              Был и там, и там! Английский и немецкий без проблем там прокатывали. Вот в негритянских районах мегаполисов США, даже с отличным знанием American English, лучше не высовываться.

      • Анонимно
        10.11.2018 10:46

        Фонд поддержки Татарского языка,ещё не создан,уже хай подняли.Чего боитесь.Татары,всего Мира будут перечислять,свои деньги.Директором Фонда нужно назначить Мусина.Он прошёл проверку,верности и преданности Татарскому Народу.
        А вы писали,разберитесь с Пенсионным Фондом России.Некто,Минц своровал деньги и укатил с Семьёй в Лондон.Татарам,некуда бежать.Свою Землю и РОДину,не покидаем.

        • Анонимно
          10.11.2018 10:59

          10.46 Роберт Мусин этот фонд не потянет. Ему жить негде, кроме 520 м.квартиры.

          • Анонимно
            10.11.2018 11:33

            Если негде жить,пусть живёт в квартире 520 кв метров.

            • Анонимно
              10.11.2018 12:38

              У него место есть. Ему место в турьме. А на остальных по 18 кв метров в спальном районе

              • Анонимно
                12.11.2018 17:30

                Суд решает,кого в тюрьму,кого в Москву.Разбернитесь с полковником Захарченко.

      • ЛДПР
        10.11.2018 10:53

        Они не могут...ну обчем туту говорить))))))

    • Анонимно
      10.11.2018 22:19

      Какой фонд?
      Надо вернуть обязательное обучение в школах, обеспечит. Реальное двуязычие во всех сферах жизни согласно Констмтуции.
      Такие фонды -это утешительный приз за попранные права, как свистулька придурку.

  • ПанАлекс
    10.11.2018 09:51

    Какой смысл обсуждать реальные потребности людей в языках и форму получения знаний, когда в РТ особо ничего не поменялось, сменив только топ-менеджера, но команда то, "успешно продвигавшая" татарский язык более 25 лет, та же! Для которой главный заказчик вовсе не народ Татарстана, в том числе те, кто считает себя татарами!

  • Анонимно
    10.11.2018 10:21

    Увы, ни один т.н. татарин не научил своему предмету.

  • Анонимно
    10.11.2018 10:38

    Татарский факультативно?, когда Пётр 1 по матери был татарином, а только потом цари по матери стали немцами, поэтому и немецкий обязателен.

    • Анонимно
      10.11.2018 11:02

      Получается, Пётр отвел Русь от исламизации как и Грозный.

      • Анонимно
        10.11.2018 11:12

        Какая разница исламизации или христианизация?
        Есть принципиальная разница ?

        • Анонимно
          10.11.2018 11:14

          Сравните Сирию, Ливан, Ирак с Европой и сразу эту разницу поймёте.

          • Анонимно
            11.11.2018 00:33

            А Мусульманский Катар - самая богатая страна Мира и что ?

            • Анонимно
              11.11.2018 11:53

              Ничего! Только люди массово всеми правдами-неправдами рвутся в Европу, а не в Катар. Почему?

        • Анонимно
          10.11.2018 11:18

          Становится, от части, понятной возня вокруг языка.

        • Анонимно
          10.11.2018 21:31

          Разница в том, что ислам религиозное послание человечеству, для освобождения людей от диктата жреческой касты, от диктата духовенства, шаманов, колдунов, учителей всех мастей. В исламе не было института церкви, но с течением времени появилась каста с правами новодельной церкви; бюрократы в чалмах, в настоящее время с галстуками, профессиональные интерпретаторы ислама. В бабий век империи во времена Екатерины, когда государство не справлялось с контролем особенно на Волге и на Урале, решили создать духовные управления для государственного контроля над мусульманами.

      • Анонимно
        10.11.2018 11:12

        Вопрос не про религию

    • Анонимно
      10.11.2018 12:59

      Иван 1У был татарином по матери - хорошо известный исторический факт.

  • Анонимно
    10.11.2018 10:47

    Как же надоели эти стоны по татарскому языку. Вы что не понимаете, что он не востребован. Насильно мил не будешь. Занялись бы эти эксперты делом, а то седят и рассуждают на русском языке о татарском языке. Кому он нужен тот и будет на нем говорить, не надо навязывать а то будет сильное отторжение.

    • Анонимно
      10.11.2018 11:01

      Да скоро не востребована будет вся Россия, только недра её будут нужны.

    • Анонимно
      10.11.2018 12:08

      Перестаньте навязывать русский язык, кому нужен тот и будет на нем говорить. И так уже сильное отторжение от русскости идет (русский мир, духовность, лес, береза, баня, радио и т.д.). Русский восстребован, ну ну тешься свою русскость.

      • Анонимно
        10.11.2018 12:19

        радио - это русскость??? а лес с баней тут при чем? логика ГДЕ???

        • Анонимно
          10.11.2018 19:52

          Там очень далеко до логики!

        • Анонимно
          11.11.2018 06:57

          Попов был татарином по бабушке. Так что можно утверждать, что радио - это русско-татарское изобретение.

          • Анонимно
            11.11.2018 10:41

            ЧЁ так скромно? Пиши уж, что радио - только татарское изобретение.

            Типа как книга - некоторые тоже объявили её чисто татарским изобретением... Это кочевники постарались для человечества - поскакал на лошади, почитал книгу, поскакал ещё на лошади, пописал книгу... Другим народам и невдомек было...

    • Анонимно
      11.11.2018 00:32

      Русский тоже не востребован! Английский сила

      • Анонимно
        11.11.2018 10:42

        Не-е-е-е!!! Сила в китайском!!!

        Один вопрос беспокоит - почему за многовековое существование - аж с до новой эры - китайцы так и НЕ проникли в Европу? Думаете, вскоре у них получится?

        • Анонимно
          11.11.2018 15:20

          90% технической информации идет на инглиш.Английский считается официальноым в 59 странах,а китайский(мандарин) только в 3 странах.

  • Анонимно
    10.11.2018 11:45

    27 лет не хватило, чтобы понять бессмысленность обучения русских татарскому языку. Что ж, подождем еще лет 127. Может в 2145 году до вас дойдет, что научить крокодилов летать невозможно.

    • Анонимно
      10.11.2018 11:52

      Почему считаете, что русские не должны быть прагматиками и тратить свои ресурсы на бесполезной дело?

    • Анонимно
      10.11.2018 12:12

      Статистика по странам и Республика бывшего СССР такова. 0.8 процента русских выучили язык народа нацреспублики на территории которого они проживали.Еще Чуда будете ждать?

    • Анонимно
      10.11.2018 20:30

      через 127 лет с русским языком будет такая же картина как с татарским... Ваши правнуки будут с трудом отбиваться от давления китайского, а может турецкого (казахского) языков...

    • Анонимно
      11.11.2018 00:32

      Через 127 лет при нынешней динамике русских даже в России особо не останется , не то что уж в Татарстане

  • Анонимно
    10.11.2018 11:51

    Подскажите, какая ответственность предусмотрена за незнание татарского языка? Приведите хотя бы один конкретный пример наказания за это?

    • Анонимно
      10.11.2018 13:17

      Если в коммерческом учреждении , банке и тд просто не уведомили наглядно на стенде или стене , о том что обслуживание на татарском есть ,либо его нет , наступает отвественость , с последующеи уплатой морального матерьяльного ущерба вреда на усмотрения лица которому услугу на татарском не предоставили . Роспотребнадзор напоминает об административной ответственности за нарушения, выражающиеся в непредоставлении выбора форм оплаты товаров, работ и услуг и несоблюдении порядка их оплаты.

      "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2018)
      КоАП РФ Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

      1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
      (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
      (см. текст в предыдущей редакции)
      2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
      (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 363-ФЗ)
      (см. текст в предыдущей редакции)
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
      (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
      (см. текст в предыдущей редакции)
      3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
      (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
      (см. текст в предыдущей редакции)
      4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
      (часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ)

      Об ответственности за нарушения в виде непредоставления потребителю выбора форм оплаты



      Роспотребнадзор напоминает об административной ответственности за нарушения, выражающиеся в непредоставлении выбора форм оплаты товаров, работ и услуг и несоблюдении порядка их оплаты.

      С 1 января 2015 года установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). При этом международные платежные карты национальными платежными инструментами не являются.

      Указанная обязанность распространяется на всех продавцов (исполнителей), у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превысила сорок миллионов рублей. Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором за предшествующий календарный год составила менее пяти миллионов рублей.

      При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Несоблюдение данного правила повлечет наступление административной ответственности за нарушение "иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ,

      • Анонимно
        10.11.2018 13:36

        1. Где в приведенном Вами тексте сказано про татарский язык?
        2. Примеры наложения штрафов есть?

    • Анонимно
      10.11.2018 13:25

      Образец привлечения к уголовной отвествености за не обслуживание на татарском .. Заявитель сдал на руки сотрудника Сбербанка жалобу на отсутствие обслуживания на татарском языке в том же обьеме и порядке ,качестве предоставляемом лицам русской национальности на русском языке .Оригинал Жалобы сдал сотруднику банка ,а на копии жалобы попросил поставить подпись приемщика и печать банка удостоверяющию прием жалобы . Ответ заявитель просил предоставить на татарском языке письмено .Получив ответ на русском языке ! Заявитель обратился в прокуратуру с просьбой направить его заявление о привлещении уже Сбербанка сотрудников к уголовной ответствености .Образец заявления (
      Заявление .
      1)Прошу привлечь к уголовной ответствености сотрудников ПАО Сбербанка за преступление указанное в 136 УК РФ Дискриминация .


      2)Прошу о приобщении электронного письма Сбербанка к материалам дела для удостоверения преступного умысла у сотрудников ПАО Сбербанк ,на длительное совершение преступления указанного в статье 136 УК РФ (Дискриминация ), а так же в качестве доказательства невозможности законной недискриминационной оплаты через счет Банка пошлин , юридических услуг , консультации и представителя по моим финансовым , юридическим делам в судопризводстве и тд .
      3) Прошу направить заявление по подследствености и подсудности .


      Я 03.10.2018 пришел в отдел Сбербанка в 28 комплексе Набережных Челнов и попросил письменно обслужить меня на татарском языке в том же обьеме и качестве как клиента русской национальности на русском языке .Меня НЕ обслужили !!! Вот что получилось . Письмо ответ ОТКАЗ Сбербанка преступление . Пункт 7 статьи 1 Федерального закона „О государственном языке РФ“, который гласит: „Обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ
      На основании 15,19, 26,68 статей Конституции РФ и 8(восьмой )статьи Конституции Татарстана государственным языком в Российской Федерации на территории Республики Татарстан является татарский язык , и я имею право гарантированное на получение обслуживания на татарском языке в всех государственных и коммерческих учреждениях на территории Республики Татарстан .

      Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан"Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКАХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

      Статья 20. Языки, используемые в государственной сфере обслуживания и в коммерческой деятельности

      В государственной сфере обслуживания и в коммерческой деятельности используются государственные языки Республики Татарстан и иные языки населения, проживающего на соответствующей территории, в объемах, необходимых для профессиональной деятельности. Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству.

      Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Татарстан о государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан

      Обязанность надлежащего исполнения требований настоящего Закона в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления, государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях возлагается непосредственно на их руководителя либо иных уполномоченных должностных лиц.

      Нарушение законодательства Республики Татарстан о государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан влечет ответственность в соответствии с законодательством.


      ((..8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;..."

      Источник:

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите конкуренции")))



      НИЖЕ ОТВЕТ Сбербанка данный мне в пятницу 05.10.2018)

      • Анонимно
        10.11.2018 13:53

        Будет ли нарушением конституции России отказ мне в обслуживании на табасаранском или украинском языке?

      • Анонимно
        10.11.2018 13:54

        Замечательно. Надо думать, теперь все сотрудники государственных и коммерческих учреждений РТ сразу же свободно овладеют татарским языком. А иначе им грозит "уголовная ответственность", увольнение, нищета, конец всему.

      • Анонимно
        12.11.2018 02:06

        Моя нихт понимайт...

        Ипташ в Сбербанк пришел со своими денежными вопросами, или посутяжничать на досуге? Лично мне кажется, что ипташ попросту ищет проблемы на свою больную голову.

  • Анонимно
    10.11.2018 11:51

    Нужно изучать татарский в Татарстане, все одинаковые и имеют право. По логике ненужности можно докатится до стадии обезьяны, начните с прекращения чистки зубов - зачем?

    • Анонимно
      10.11.2018 12:04

      Пример крайне неудачный: если Вы не будете чистить зубы, они будут болеть. Если Вы не будетt тратить время на не нужный Вам татарский, у Вас появится больше времени. в частности, и на улучшение своего здоровья.

      • Анонимно
        10.11.2018 12:46

        я и говорю не надо быть обезьяной, он ведь чистит зубы тоже

    • Анонимно
      10.11.2018 12:06

      В чистке зубок есть логика - забота о здоровье.

    • Анонимно
      10.11.2018 12:10

      Зубы и науки- разные отрасли бытия.

  • Анонимно
    10.11.2018 12:09

    При любых относительно комфортных условии, нужно требовать с выгодоприобритателей от дискриминации носителей татарского языка, возврата всех заработанных денег полученных с помощью дискриминационых условии для татар.А это все учреждения и сотрудники государственые
    и коммерческие,банки, жкх которые работали с умыслом не предоставления услуг на татарском. У нас наслаждался дискриминационно везде русский язык. Это международное крупное экономическое преступление.Напоминаю что мы живем в мире капитализма. И таким образом при обнаружении недобросовестной конкуренции за счет дискриминации группы людей по этническому принципу,то требуется взыскать с преступников полученный за счет дискриминации татар доход.Если это не делать то дискриминации татар продолжится и продлится незаконная легализация доходов полученных за счет преступлении против татар.

    • Анонимно
      10.11.2018 12:33

      Кто, где, когда дискриминировал т.н.татар?

      • Анонимно
        10.11.2018 12:53

        Лучше подумайте на будущее, как вы докажите что собирались обслуживать,работать с татарами на татарском, что знали и понимали татарский язык и почему его не применяли для обслуживания татар?Предупреждаю что свалить на законы государство не получится. Все законы РФ и международные запрещают дискриминацию татар в Татарстане ,тем более в вопросах связанных с коммерческим обслуживанием и вообще в вопросах зарабатывали денег.

      • Анонимно
        10.11.2018 13:05

        Например любой банк ,жкх почта и тд . Все на русском .

        • Анонимно
          10.11.2018 13:33

          В Германии любой банк, ЖКХ, почта и т.д. - все на немецком. Дискриминация?

          • Анонимно
            10.11.2018 13:46

            Россия не русская страна а федерация с нацреспубликами.

            • Анонимно
              10.11.2018 14:02

              Федеративная Республика Германия тоже не чисто немецкое государство.

        • Анонимно
          10.11.2018 13:55

          Не врите. В любом из этих учереждений обязательно носитель языка есть.

      • Анонимно
        10.11.2018 20:35

        больше 500 лет дискриминируют., только во времена СССР был короткий период расцвета языка и культуры народов России.. сегодня ситуация с национальным образованием такая же как в России в конце 19 века. Определение В.И. Ленина об этом периоде помните ?

    • Анонимно
      10.11.2018 13:19

      А вы сами во сколько оцениваете экономический ущерб по названным обстоятельствам? И только ли к России можно предьявить возмещение ущерба от протекционизма отличного от татарского языка. Если такие иски получат поддержку, то возможны и встречные претензии. Возможно по соглашению сторон вопрос решится разовой денежной компенсацией - о какой сумме идет речь и кому ее надлежит выплатить?

      • Анонимно
        10.11.2018 13:38

        Для примера . Допустим если татарин просто заявил что хотел продать квартиру машину или что то предусматривающие доход ,и для этого он хотел открыть отдельный счет пользуясь возможностью процедуры оплаты на татарском языке в том же качестве как для лиц русской национальности на русском языке . А банк отказал ему в равном качестве обслуживания на татарском языке . То тогда татарин может возместить какой угодно придуманый доход с банка . Так как сделка сорвалась из за того что татарин хотел обслуживания тольео на татарском ,а клиент не стал ждать номера счета и отказался от сделки . Внизу пример с оценщиками . (В апреле 2014 года УФАС принял решение оштрафовать Башкирское отделение Сбербанка на 27 млн рублей за нарушение закона «О защите конкуренции». Однако уже в июне ФАС России пойдя навстречу банку отменила решение регионального управления. В результате сумма штрафа была снижена до 7,26 млн руб., или 0,3% от оборота банка на рынке.)

        • Анонимно
          10.11.2018 13:50

          Пожалуйста, судитесь с банками. Кто запрещает?

        • Анонимно
          10.11.2018 14:47

          Если татартн продает машину - то ПТС на каком языке будет?

          • Анонимно
            11.11.2018 07:01

            Это смотря кто купит. Если продаст татарину - птс должен быть на татарском.

            • Анонимно
              11.11.2018 11:17

              Это смотря какой татарин. Если не знающий татарского - птс должен быть на русском.

            • Анонимно
              11.11.2018 13:13

              откуда у вас такие фантазии? ПТС - только на русском. потому что это официальный документ. какой татарский, вы о чем? письма жене на татарском пишите!

        • Анонимно
          11.11.2018 09:00

          Вы сами-то поняли что написали?

  • Анонимно
    10.11.2018 13:09

    Нужно вести общение на татарском тогда будет смысл его изучать. Мнение

    • Анонимно
      10.11.2018 13:27

      Нет среды общения на татарском.

      • Анонимно
        10.11.2018 13:37

        Семья должна быть среда

        • Анонимно
          10.11.2018 15:19

          13.37. Кроме семьи, государство, в лице чиновников Татарстана, должно создать татарскую разговорную среду, особенно в городах РТ. Но они, в угоду имперской политике Москвы, делают вид, что они не причем и татары должны сохранять татарский язык только у себя дома, на кухнях, якобы это и есть единственный способ сохранения татарского языка. Главное же в деле сохранения национального языка- это разговорная среда за пределами семьи.

          • Анонимно
            10.11.2018 16:07

            15.19 Одно не должно исключать другого когда помогает развитию

            • Анонимно
              10.11.2018 16:49

              16.07. Вы правы, но чиновники РТ считают, что они ничего не должны татарскому народу. Отсюда их лицемерные заявления , что татары должны сохранять татарский язык только на кухне. А татары и нетатары , изучающие татарский язык, резонно спрашивают, зачем им татарский язык, если за пределами семьи и школы, в обществе, он не находит применения? Все коментюки против татарского именно на это упирают.
              Создание условий применения татарского языка везде в Татарстане, чтобы он" звучал из каждого утюга "и есть задача чиновников..

              • Анонимно
                10.11.2018 16:52

                Задача чиновников, живущих на народные деньги, улучшать жизнь народа, а не усложнять её.

        • Анонимно
          10.11.2018 20:40

          Это совет для эмигрантов. Татары у себя дома и государство обязано через образование восстановить языковую среду, как евреи восстановили свой книжный язык, как чехи после распада Австро-Венгрии в 1918г....

          • Анонимно
            10.11.2018 21:52

            Евреи о своих ой как беспокоятся. У нас своего не знает как надуть. 5 ФОРБС цветет, народ нищает

      • Анонимно
        10.11.2018 13:38

        В семье начинать.

        • Анонимно
          10.11.2018 13:48

          Гувернеров из т.н.татар нанимать что ли?

          • Анонимно
            10.11.2018 13:56

            Или нанимать репетиторов, как делали русские родители во времена засилья уроков татарского языка.

            • Анонимно
              10.11.2018 14:13

              Русский тоже в семье учите
              А мы татарский в школе требуем
              Имеем право согласно конституции РФ

              • Анонимно
                10.11.2018 14:27

                Требовать - это Ваша право. Получать отказы на Ваши требования и исполнять их - Ваша обязанность!

              • Анонимно
                10.11.2018 14:38

                Начинать изучение в семье пропустили

              • Анонимно
                10.11.2018 14:44

                Русский язык необходим каждому россиянину, поэтому его учат в школе.

              • Анонимно
                10.11.2018 14:46

                Вам никто не запрещает. Не врите.

                • Анонимно
                  10.11.2018 17:35

                  "Вам никто не запрещает. Не врите."
                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401994https://www.business-gazeta.ru/article/363947
                  Можно не запрещать, но делать против, путем:
                  1. Принятия закона об образовании – разрешает обучение на татарском только до 9кл;
                  2. Изданием приказа МОиН по утверждению ФГОС, не разрешающий изучение родных языков;
                  3. Запретом латиницы для татар;
                  4. Запретом системы образования на татарском от «садика» до доктарантуры;
                  5. Запретом делопроизводства на татарском;
                  6. Запретом ЕГЭ на татарском;
                  7. Нет право на изучение и популяризации своей истории;
                  8. Не разрешено топонимика;
                  9. Нет Профессиональные стандарты с требованием знания 2 – х гос языков и тд. Вот ответьте после этого, есть запрет или нет?.

                  • Анонимно
                    10.11.2018 17:41

                    В таких случаях Бендер говорил Паниковскому: "Обратитесь в Лигу языковых реформ!" Топонимика - это непереносимо тяжёлый удар по татарскому для Вас, как доктОранта...

              • Анонимно
                10.11.2018 15:32

                Да запросто! Заявление напишите, что хотите, чтобы ваш ребенок учил татарский, потому что он у него родной, и ваше желание исполнится!

      • Анонимно
        11.11.2018 11:55

        То, что среды нет, тоже русские виноваты?

        • Анонимно
          11.11.2018 12:35

          КонеШШно!!! Ыменно русские и должны создавать татаро-язычную среду - без зрителей как-то НЕинтересно разговаривать на татарском.

  • Анонимно
    10.11.2018 13:27

    Сейчас политика и экономика такие нормы, порой, диктуют, что на татарском не передать. Да и общество не стоит на месте.

    • Анонимно
      10.11.2018 14:04

      На русском и не существовало финансовых терминов, а почему то банки на русском в РФ только работают.Банк итальянское слово,деньги, казна,таможня из татарского языка произошли.Почему банки работают на русском?Финансы деньги не русские по происхождению слова.

      • Анонимно
        10.11.2018 14:17

        Русский относится к европейским языкам.

        • Анонимно
          10.11.2018 15:20

          14.17.Не примазывайтесь к Европе.

        • Анонимно
          10.11.2018 20:45

          это смесь фино-угорских и тюркских языков на грамматике одного из диалектов славянского языка.... как нет в РФ чистых славян, так и нет их чистого языка

        • Анонимно
          11.11.2018 00:06

          Еще раз прошу пояснить какое отношение имеет русский язык к появлению слова банк и деньги, Казна? Даже слово хлеб из германских языков , а кочерга из татарского тюркского.Я напоминаю что в Татарстане есть село Бутики где русские крестьяне на момент 1919 года отапливали избу по черному.

          • Анонимно
            11.11.2018 12:01

            Есть Слово и великий могучий Русский Язык. И если произошло от тюркского или германского мало волнует. Не комплексую

          • Анонимно
            11.11.2018 13:29

            У нас у самих до 70 -х годов баня топилась по черному. Никакая зараза не могла развиваться в этой бане.

    • Анонимно
      10.11.2018 14:28

      Большинство татар не владеют свободно своим родным языком, а его литературную версию знают от силы 15-20%. Выучите сначала сами свой родной и любимый!

      • Анонимно
        10.11.2018 17:39

        "Выучите сначала сами свой родной и любимый!"
        Подробнее на «БИЗНЕС Online
        - А как? Если можно было язык изучать на кухне, русские вряд ли изучали 11лет обязательно, через ЕГЭ в школе и еще вели обучение на русском всех остальных дисциплин.

        • Анонимно
          10.11.2018 21:57

          А как? Очень просто. Найми репетитора, захочешь - выучишь. Остальные - добровольно

  • Анонимно
    10.11.2018 13:53

    Если в лоб подсчитать то при 6 часовом преподавании татарского языка нужно было 5000 учителей. Сейчас таких часов должно быть не более 3. При этом только 68% учащихся выбрали татарский в качестве родного. Таким образом до сих пор при потребности в 1700 учителей, незадействованные 1800 учителей оплачиваются из муниципальных бюджетов.

  • Анонимно
    10.11.2018 13:56

    Почему не сообщают, сколько человек писали диктант на татарском языке? А то ведь сообщали, что писали по всему миру. Где результаты?

    • Анонимно
      10.11.2018 14:08

      Знать, получились такие результаты, которые не хочется озвучивать...

  • Анонимно
    10.11.2018 14:30

    Не надо заниматься пустой болтовней с теми.
    Колесо истории развернется. Потребность в учителях татарского языка резко возрастет. Они будут нужны в частных школах, количество которых будет возрастать, в татарских гимназиях, детсадах. Резко возрастет потребность в домашних учителях татарского языка во всех регионах. Лишь бы татары хорошо трудились, стали самыми зажиточными, чтобы дать своим детям лучшее образование, положив в основу татарский язык. Надо принимать вызов обстоятельствам, а не плакать о неспособности изучать несколько языков.

  • Анонимно
    10.11.2018 21:49

    Такое унижение учителей татарского языка - очень грязная страница в истории России, замкоторое стыдно всем порядочным людям.

  • Анонимно
    10.11.2018 22:19

    Смотрю я на «густочерные" дислайки от представителей «старшего брата» носителя «вселенской доброты» и мне становится ОЧЕНЬ грустно – ведь речь идет не столько о татарском языке, а сколько о самом народе - нет языка – нет НАРОДА это же ОЧЕВИДНО.
    Читал что в 30 -ые годы в Татарстане татарский язык в официальной форме использовался на уровне где то 25- 30%, а сейчас?! – вот вам ответ о «будущем» татарского языка и самих татар.
    Nail Asan

    • Анонимно
      10.11.2018 23:19

      Нет народа и что?

    • Беркли
      11.11.2018 08:26

      //нет языка – нет НАРОДА это же ОЧЕВИДНО//

      Совершенно не очевидно. Большинство стран мира ныне говорит не на своём исконном языке, а на языке пришельцев. При этом народ (национальное самосознание) осталось своё.

      • Анонимно
        11.11.2018 19:02

        "При этом народ (национальное самосознание) осталось своё."
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401994
        - согласен. Но они имеют суверенные государство и воспитывают их на примерах собственной истории, традиций и обычаев. Есть разница? У нас ничего этого

  • Анонимно
    10.11.2018 23:18

    После написанных гадостей и современной политики государства в области национального образования, у нерусских народов нет обязанности хранить и пропагандировать русский язык, создавать русскоязычную среду за рубежом. Это рабочий язык, а не родной... Если он обязательный- выучим, как ненужную алгебру . Будем равнодушно слушать как он засоряется иностранными словами, становится примитивный, не будем читать современную русскую литературу, потому что она за пределами школьного курса... и тд. Это не наш язык и мы не обязаны его хранить и беречь.
    Своим детям объясним, при каких обстоятельствах и отношениях сограждан их родители и они остались без родного языка.... .

  • Анонимно
    11.11.2018 07:44

    Героем может быть,тот,кто ЗА уничтожение Эксплуатацию Человека Человеком.Не знаю,как назвать такое Общество.Только не Россия.

  • Анонимно
    11.11.2018 09:45

    23.18 у вас все время кто-то виноват.

  • Анонимно
    11.11.2018 14:35

    Через 20-30 лет население Турции и особенно Средней Азии сильно увеличится и ситуация с тюрскими языками изменится чему свидетельствуют тюркотурецкая среда в Германии.

    • Анонимно
      11.11.2018 14:47

      Регулярно бываю в Германии, охотно потребляю турецкий дёнер (шаурму) и наблюдаю, что все местные турки, желающие сделать карьеру в бизнесе или политике, свободно говорят на немецком, который стал для них РОДНЫМ языком. Турецкий, который был родным для их родителей, бабушек и дедушек, они, как правило, толком и не знают

  • Анонимно
    11.11.2018 15:24

    Учитель - это прежде всего ЛИЧНОСТЬ!
    Предмет обучения - вторичен.
    Из сорока-пятидесяти, примерно, учителей, у которых обучался в средней школе, личностью были человек 5-6. С ними было интересно, они пробуждали интерес к своему предмету. До сих пор помню ФИО каждого, привычки, мимику, жесты. И знания, полученные от них, сидят крепко.
    С учителями татарского мне не везло, личностей среди них не было.
    Как результат - татарского я не знаю.

  • Анонимно
    11.11.2018 19:41

    Я думаю лет через 50 татарский знать будут только энтузиасты и этно-лингвисты.

    • Анонимно
      12.11.2018 15:58

      Через 50 лет численность населения Узбекистана и узбеков кратно увеличится ,а узбекский и татарский -это на основе единого чагатайского языка так что носители будут хоть узбекский вариант татарского.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль