Общество 

«Не думал, что когда-нибудь это скажу, но мы, к сожалению, не Чечня»

Рустам Батыр
2018-11-10 07:35

Проблемы халяль-индустрии РФ и РТ вновь в центре внимания известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра. Эта неделя ознаменовалась сразу двумя скандалами в данной сфере, в центре каждого из которых стоит казанец Динар Садыков. О том, какие новые вопиющие факты добавились к и так уже давно подмоченной репутации нашего героя и почему он раз за разом выходит сухим из воды, — в материале Батыра.

Динар Садыков Эта неделя ознаменовалась сразу двумя скандалами в халяль-индустрии, в центре каждого из которых стоит казанец Динар Садыков

«ПЕРВЫЙ КОРЕНЬ ЗЛА В ХАЛЯЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НАШЕЙ СТРАНЫ»

Беда не приходит одна. Не успел отгреметь скандал по поводу исключения из Всемирного Совета «Халяль» сертификационной организации казанца Динара Садыкова, как в небе рунета раздался новый информационный гром. Позавчера сайт «Кавказ.Реалии» сообщил, что мусульмане из Грозного проверили халяльную продукцию ОАО «Царицыно», благословленную Садыковым в Татарстане, но купленную в Чечне, и, к своему большому огорчению, проведенная по их заказу экспертиза показала наличие в ней свинины. Сканы лабораторных заключений в статье прилагаются. Пока журналисты выясняют, были ли среди потребителей данной продукции первые лица кавказской республики, попытаемся разобраться в том, почему татарскому Остапу Бендеру от халяль-индустрии долгие годы удается прокручивать в нашей республике свои сомнительные дела, а случай с «халяльной» свининой от ООО «Челны-Мясо», опозорившей Татарстан накануне ЧМ по футболу – 2018, нас, похоже, так ничему и не научил.

Для начала простроим систему координат в рамках данной темы. В России действует около 30 организаций по сертификации «Халяль», которые можно разделить на две группы. К первой относятся те, что были созданы при исламских религиозных организациях или с их участием. Таковых мне удалось насчитать 11. Сюда же надо добавить как минимум два комитета «Халяль», которые без оформления отдельного юридического лица функционируют как структурные подразделения региональных муфтиятов. Ко второй группе относятся центры сертификации, созданные исключительно физическими лицами. По моим подсчетам, их всего 18. Сертификационные организации Садыкова (а их у него две) относятся к последней группе. Другими словами, он не получал аккредитации ни от одного из духовных управлений мусульман и действует исключительно в своих коммерческих интересах.

Частные лавочки наподобие садыковских, на мой взгляд, первый корень зла в халяльной отрасли нашей страны. И главная причина здесь кроется в уровне ответственности. Как ни крути, у муфтиятских центров сертификации на кону лежит репутация религиозных организаций, которые стоят за их плечами. Хотя они тоже могут оплошать (не ошибается тот, кто ничего не делает), все же более значимый общественный статус заставляет их, пусть иногда и со скрипом, соответствовать определенной планке в работе. Частные же конторы — свободные птицы. С них все как с гуся вода.

И тут возникает вопрос: как так получилось, что в Татарстане, где, в отличие от многих других регионов, действует фактическая монополия на ислам в лице ДУМ РТ, появилась параллельная с ним халяль-контора? Ответ кроется, как мне кажется, в многоуровневой системе лоббизма татарстанского коммерсанта от ислама.

«История с недобросовестной сертификацией «халяльной» продукции не только приводит к обману простых потребителей, но и сильно ударяет по репутации Татарстана среди мусульман»

«СКОЛЬКО САДЫКОВ ВЛОЖИЛ ДЕНЕГ В РАСКРУТКУ СВОЕГО ОБРАЗА…»

Первая формула садыковского лоббизма предельно проста: «Деньги решают все». Садыков, хоть и появляется почти на каждом фото в благочестивой тюбетейке, является все же прежде всего бизнесменом, владельцем ООО, а бизнесменам свойственно открывать двери стоящих перед ними задач хрустящими дензнаками. Случившийся скандал не стал исключением. Вернувшись из Стамбула, где проходила 16-я генассамблея Всемирного Совета «Халяль» (World Halal Council — WHC), наш герой первым делом оплатил материал об ее итогах на сайте РБК+, где, конечно же, умолчал о приостановлении членства своей организации в WHC, но зато в ярких красках, не стесняясь в выражениях, описывал «злодейства» тех, кто не желает мириться со свининой в российской халяльной продукции. Публикация такого пресс-релиза на РБК+ стоит 60 тыс. рублей. Материал не имел большого успеха: его перепечатало буквально два-три СМИ. Правда, потом не обошлось без извинений со стороны последних. Так, отраслевое издание «Мясной эксперт», разобравшись в ситуации, удалило садыковский текст, взятый с РБК+, «ввиду фальсификации событий» и разместило новую статью, отвечающую критериям достоверности и объективности. 

Сколько Садыков вложил денег в раскрутку своего образа халяль-сертификатора, только одному Господу Богу известно. Но в интернете можно встретить комплиментарные материалы о нем. И, надо признать, подобные инструменты работают, ведь, как писал еще Карл Маркс, проблема интернет-контента заключается в том, что его практически никто не оценивает критически.

Рафик Мухаметшин включил скандального бизнесмена в состав Технического комитета по разработке ГОСТов в сфере халяль, чем значительно повысил статус последнего Рафик Мухаметшин включил скандального бизнесмена в состав технического комитета по разработке ГОСТов в сфере халяль, чем значительно повысил статус последнего

«ВОЛОНТЕРЫ»

Вторая формула лоббизма от Садыкова формулируется в рамках одного слова — «волонтеры». К таковым, например, до недавнего времени относился заместитель муфтия РТ Рафик абый Мухаметшин. Именно он включил скандального бизнесмена в состав технического комитета по разработке ГОСТов в сфере халяль, чем значительно повысил статус последнего. Свою кадровую политику Мухаметшин объяснял просто: он хотел включить в число разработчиков документа максимально широкий круг участников этого рынка.

Председателя комитета многократно предупреждали, что не стоит связываться с данным господином, ибо его присутствие бросает репутационную тень на все это доброе начинание. Голос благоразумия тогда им не был услышан. Но сейчас, когда недобросовестная деятельность Садыкова была доказана российским судом, сертифицированное им «Царицыно» было оштрафовано Роспотребнадзом, а организация нашего героя с позором изгнана из Всемирного Совета «Халяль», Рафик абый все же прозрел. Так, в телефонном разговоре со мной он заверил, что на ближайшем заседании технического комитета намерен поставить вопрос об исключении из него Садыкова, все более и более становящегося для окружающих токсичным. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Верно говорят: «Пока не грянет гром, мусульманин не воскликнет: „Астагафирулла!“».

Другой известный «волонтер» Садыкова — муфтий Нафигулла хазрат Аширов, председатель ДУМ Азиатской части России. Когда разгорелся скандал с исключением организации первого из WHC, хазрат на своей страничке в «Фейсбуке» активно продвигал и комплиментарно комментировал версию произошедшего от татарстанского бизнесмена, при этом игнорировал официальную позицию по данному вопросу совета муфтиев России (СМР), членом президиума которого является. Это не первый случай, когда СМРовский функционер завуалированно выступает против генеральной линии своей «партии». Однако мы в рамках данной статьи не будем касаться хитросплетений внутренних разборок СМР. Отметим лишь, что, желая насолить своему патрону, Нафигулла хазрат, возможно, сам того не осознавая, участвует в деле подкладывания «свиньи» мусульманам и разрушении индустрии халяль как таковой.

Нафигулла Аширов на своей страничке в Фейсбуке активно продвигал и комплементарно комментировал версию произошедшего от татарстанского бизнесмена Нафигулла Аширов на своей страничке в «Фейсбуке» активно продвигал и комплиментарно комментировал версию произошедшего от татарстанского бизнесмена

СОРАТНИКИ

Ну и наконец, костяк лоббистской гвардии Садыкова составляют люди, которые по разным причинам целенаправленно продвигают интересы бизнесмена. В этих рядах числится, к примеру, нынешний председатель комитета «Халяль» ДУМ РТ Ирек хазрат Зиганшин и семейная чета Скогоревых-Калимуллиных, организаторы халяльной выставки в Москве.

Кирилл Скогорев и Мадина Калимуллина, как и Садыков, раньше работали в муфтияте, где, как и он, курировали вопросы, связанные с темой халяль. Все трое со скандалом ушли от своих прежних работодателей (соответственно, СМР и ДУМ РТ) и не придумали ничего лучше, как прибегнуть к плагиату. Скогоревы-Калимуллины в СМР занимались халяльной выставкой и, оказавшись в свободном плавании, организовали свою. А Садыков в ДУМ РТ возглавлял комитет «Халяль» и, соответственно, уйдя оттуда, создал свою сертифицирующую организацию. Лично я никогда не понимал людей, которые, попрощавшись с муфтиятом, создают параллельные с ними структуры, ибо, на мой взгляд, подобные инициативы — дополнительный гвоздь в крышку гроба и — пардон! — нитка в саван единства российских мусульман. Как бы там ни было, бывшие думовцы нашли друг друга, Садыков впервые в своей жизни оказался участником халяльной выставки в Москве, куда раньше его по понятным причинам не пускали.

Скогорев, выступая в роли эксперта на одной из панельных секций собственной же выставки, активно заступался за свиносодержщий «халяль», одобренный Садыковым. «Давайте откровенно, — убеждал он со сцены своих слушателей, — у Рамзана Кадырова в Чечне продается продукция „Царицыно“. Вы что, думаете, он не проверил, халяль это или не халяль? Я думаю, очень проверил». Подобное заявление — вверх непрофессионализма хотя бы потому, что Кадыров, как и любой другой потребитель, не должен проверять продукцию, имеющую сертификат «Халяль», на наличие в ней свинины. Собственно, для этого и создаются сертификационные организации, чтобы избавить нас от всех этих сложностей. Однако, видимо, в Чечне услышали призыв Скогорева и, как было отмечено выше, заказали экспертизу царицынской халяльной продукции, подтвердившую в ней присутствие свинины. Интересно, после этого поубавится ли у Скогорева пыл защищать своего компаньона?

Следующий соратник Садыкова — Зиганшин. Источники отмечают, что он учился вместе с Садыковым в Турции, а затем работал в его подчинении. На 16-й генассамблее, как рассказывают очевидцы, они все время проводили в дружеских беседах. Дружба юности — это, конечно же, прекрасно. Плохо, когда ей на алтарь кладутся общественные интересы. Зиганшин, даже став председателем комитета «Халяль» ДУМ РТ, активно защищает компанию Садыкова, всячески оправдывает его. Казалось бы, возглавив в Татарстане халяльное направление, он должен активно отстаивать потребительские права мусульман, но, увы, не всем дана внутренняя сила разводить личное и профессиональное.

Ирек Зиганшин, даже став председателем Комитета «Халяль» ДУМ РТ, активно защищает компанию Садыкова, всячески оправдывает его Ирек Зиганшин, даже став председателем комитета «Халяль» ДУМ РТ, активно защищает компанию Садыкова, всячески оправдывает его

После изгнания организации Садыкова из WHC Зиганшин не изменил своей дружбе: на сайте комитета было опубликовано заявление, в котором нет ни слова осуждения многократных случаев обнаружения свинины в продукции, сертифицированной его другом, но зато есть попытка переложения ответственности за негативный информационный фон на тех, кто призывает не замалчивать систематический факт обмана. По логике Зиганшина, проблема нынешней ситуации заключается не в том, что людям продают «халяль» с примесями свинины, а в том, что кто-то осмеливается говорить об этом вслух. Кстати, интересная деталь: в минувший четверг Садыков уверял своих собеседников, что в течение дня опубликует некое заявление, в котором будут даны ответы на все вопросы в связи исключением его организации из WHC. В итоге в указанный срок им ничего так и не было обнародовано. Но к концу дня на сайте комитета ДУМ РТ появилось упомянутое обращение Зиганшина, идеи которого Садыков, по собственному признанию, полностью разделяет. Кто бы сомневался в этом! Не удивлюсь, если вскоре выясниться, что данный текст — плод совместного творчества двух старых друзей.

Впрочем, вчера уже поздно вечером текст за авторством Садыкова в интернете все же появился. В нем не сказано абсолютно ничего нового: как и прежде, наш герой за всеми своими злоключениями видит исключительно происки враждебных конкурентов. Правда, он, как всегда, забывает отметить, что среди 30 сертификационных в области халяль российских организаций свинину находят почему-то только у него одного, причем в разных городах и даже странах, к тому же в рамках экспертиз, проведенных по заказу как частных лиц, так и общественных организаций и даже государственных органов. Просто какой-то вселенский заговор против одного несчастного бизнесмена! Кстати, Садыков всегда, и этот раз не стал исключением, напирает на то, что тест на выявление ДНК свинья якобы не говорит о харамности продукта. Количественный анализ царицынских «халяльных» колбас тоже проводился: свинины там оказалось 0,4%, но не в этом суть. Интересно было бы узнать, как на этот вопрос смотрит господин Зиганшин? Он также считает, что мусульманам можно есть мясную продукцию, в которой находят ДНК свиньи? После ответа на этот вопрос мы и сможем понять, действительно ли Зиганшин, как сам уверяет в своем обращении, не является партнером своего давнего товарища.

Ходят даже слухи, правда, неподтвержденные, что Зиганшин отваживает партнеров от возглавляемого им комитета «Халяль», где он «сидит» всего лишь на зарплате, и, дескать, «передает» их за вознаграждение сертифицирующей организации своего друга. Так это или нет, сложно проверить. Я проверил реестр комитета «Халяль»: он действительно за последнее время потерял нескольких своих клиентов, но трудно сказать, перешли ли они в организацию Садыкова, опираясь только на открытые источники: последний не афиширует свой реестр сертифицированных им предприятий. Однако я считаю, что эти слухи, гуляющие в мусульманских кругах, все же стоит обнародовать, чтобы у руководства нашего муфтията была возможность проверить их достоверность и своевременно пресечь действие данной схемы, если она имеет место. Как говорится, иногда лучше перебдеть, чем недобдеть.

***

К сожалению, вся эта история с недобросовестной сертификацией «халяльной» продукции ОАО «Царицыно» не только приводит к обману простых потребителей, но и сильно ударяет по репутации Татарстана среди мусульман. Конечно же, формально в республике никто не несет ответственности за деятельность частной организации, но по факту господина Садыкова воспринимают как представителя Татарстана и, увы, татарского народа. В интернете можно найти много комментариев, в которых люди, порой не стесняясь в выражениях, открыто пишут об этом.

Уверен, что если бы сертификатор с подобным реноме объявился в Чечне, то там муфтий нашел бы правовые механизмы и просто человеческие аргументы, как поставить горе-бизнесмена на место, чтобы деятельность его организаций перестала причинять вред простым верующим. Не думал, что когда-нибудь это скажу, но мы, к сожалению, не Чечня…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (156) Обновить комментарииОбновить комментарии
Рено
10.11.2018 10:49

позор тем кто свинину сертифицирует как халяль

  • Анонимно
    10.11.2018 08:46

    мдэээ, СМР себя сильно дискредитировал на этом Совете.

    • Анонимно
      10.11.2018 11:11

      Надо честно признать уже: Религия, в частности Ислам, в России, практически стала бизнесом.
      Таким, полулегальным.
      У упомянутого Аширова даже сайта ДУМ нет. От слова - Вообще. Непонятно, кто там есть, какие организации, сколько общин, какие деятели. Вообще никакой информации.
      Что касается Халяль: отстаивание Батровым идеи централизации Халяльной системы ни к чему не приведёт.
      Здесь вопрос - это бизнес , или что. Для тех же ДУМов и директоров Центров Халяля это однозначно бизнес. Возьмите тот же Петербургский центр халяля филиал СМР -ского муфтията. Там руководят люди, которые к исламу имеют отношение, как шаманы Хакасии к католикам Варшавы.
      И рассмешила история о "Царицыно" в Чечне. )))
      Как будто в Чечне не знают, что все Российские мясные заводы работают по двум направлениям попеременно - говядине и свинине. И при этом Ахать и качать головой. )))
      А если ещё учитывать, что жители Чечни контролировали водочный бизнес в России, а Дагестанцы специализировались на торговле шашлыка из свинины и пиве. )))

  • Анонимно
    10.11.2018 08:50

    Похоже, Московский комитет Халяль опозорился на весь мир - с таким скандалом лишились своего человека в WHC! Гайнутдин сделал из этого бизнес и вот пожалуйста - с ним теперь расправляются в лучших традициях российского предпринимательства

  • Йцукенг
    10.11.2018 08:51

    Ведь, как писал еще Карл Маркс, проблема интернет-контента заключается в том, что его практически никто не оценивает критически.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401999
    Машина времени?

    • Анонимно
      10.11.2018 11:12

      Человек саркастически пошутил же

    • Анонимно
      10.11.2018 11:52

      Ещё Ленин говорил проблема современного мира в том что все верят цитатам из интернета.

      • Анонимно
        10.11.2018 12:49

        Ленина,надо ЦИТИРОВАТЬ,и в кавычках выделять ЕГО МЫСЛИ.Это по Научному,а не по Российски.

  • Анонимно
    10.11.2018 08:51

    К сожалению убеждался неоднократно, что покупая продукцию из Челнов, высока вероятность получить некачественный товар.

    • Анонимно
      10.11.2018 10:52

      После того как мухтасибат Челнов и Закамский казыят,выжили из Н.Челнов Идриса Галяутдина,у многих руки развязались.

  • Анонимно
    10.11.2018 08:52

    А Время все расставило на свои места. комитет ДУМ РТ оказался по крайней мере порядочным

    • Анонимно
      10.11.2018 09:06

      А как же челны мясо? Муфтий рт обещал что они скоро запустят отдельный цех для халяль и пока все совместно.

      • Анонимно
        10.11.2018 09:16

        не вводите в заблуждение. цех отдельный

        • Анонимно
          10.11.2018 09:24

          Почитайте еще раз интервью муфтия рт. Он сказал что скоро они откроют отдельный цех.

    • Анонимно
      10.11.2018 10:50

      порядочность заключается в поддержке сертификаторо всвинины?

    • Анонимно
      10.11.2018 10:54

      Почему за этот «фокус»со свининой халяль в Челнах,муфтият РТ не ответил?

      • Анонимно
        10.11.2018 13:58

        Не придумывайте!
        Это была всего лишь рекламная этикетка.

    • Анонимно
      10.11.2018 16:26

      К таковым, например, до недавнего времени относился заместитель муфтия РТ Рафик абый Мухаметшин. Именно он включил скандального бизнесмена в состав Технического комитета по разработке ГОСТов в сфере халяль, чем значительно повысил статус последнего.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401999
      Видимо, и ректор Болгарской исламской академии, Российского исламского института, доктор политических наук, академик АН РТ Мухаметшин хорошо знает, что деньги решают все. Иначе, он не стал бы уж волонтером-своего рода бизнесменом.

  • Дурь какая то! Раз Коран не запрещает есть свинину,если человек голоден и нет другой пищи и если Аллах как врут Муллы создал свинью зачем то ,которую едят миллионы людей в мире,так как это очень полезное мясо ,а в нашей полосе,где морозы вообще не возможно обойтись и без мяса и без сала свинины и не один мусульманин еще не умер поев халяльной свинины! Поэтому эту возню надо прекращать со свининой и мы не средневековые мракобесы,когда муллы призывают есть саранчу,а свинину запрещают,хотя я уверен все втихаря пьют водку закусывают именно салом,как это они делали всегда, работая парторгами в колхозах и замполитами в армии!

    • Анонимно
      10.11.2018 09:53

      Фу...
      Даже, когда религии были запрещены, у меня на уровне организма шло отторжение водки (один раз попробовал на выпускном и в институте), а от свинины вообще плохо становилось, один раз даже скорую вызвали, когда я маленький был и съел свинины.
      Только на эти два продукта у меня полное и категорическое отторжение на уровне физиологии.

      П.с. медики доказали, что внутренние органы свинины идентичны человеческим.

      • Анонимно
        10.11.2018 10:25

        9:53 Что за ахинея?

        • Йцукенг
          10.11.2018 15:02

          Клапаны в сердце свинные человеку ставили. Сейчас не в курсе.
          Всем известный Мезим содержит энзимы свиньи.

          • Анонимно
            10.11.2018 18:35

            Вообще-то на первых месяцах беременности эмбрион человека не отличается от эмбрионов других млекопитающих, а ДНК человека и той же коровы отличается самое большее процентов на пять. Так что на вашем месте я бы вообще от мяса отказался))

      • Анонимно
        10.11.2018 10:31

        меру надо знать!!- это про "отторжение водки"

        • Анонимно
          10.11.2018 10:46

          Мало ли чем человек болеет... Надо верить... Тем более пусть не пьет - нам больше останется...

      • Анонимно
        10.11.2018 12:20

        Может водка паленая была и шашлык из магазина сетевого известных марок. Или просто меру знать надо, но юношеский максимализм взял верх.

      • Анонимно
        10.11.2018 12:24

        ну-ну... люди-то дураки, все ждут донорских органов для трансплантации годами, а нужно просто на свиноферму поехать.
        ПС медики доказали, что хуже дурака может быть только агрессивный дилетант

    • Анонимно
      10.11.2018 22:24

      Вот на днях прикупил в Ашане мираторговской уцененной свинины, одна мякоть, сала почти нет, нарезал тонкой соломкой и обжарил на оливковом масле с морковкой, заранее сварил гороховый каши, приготовил салат помидоры + перец, съел две порции под водочку, голова у меня не заморочена этой хренью, радуюсь жизни и первым холодам!

      • Анонимно
        11.11.2018 07:51

        Ключевой момент,в твоём сообщении,что купив свинину,ты предварительно выпил Водку.А эта жидкость содержит СПИРТ.Что нейтрализует действия бактерий,что живут в свинине.

      • Анонимно
        11.11.2018 08:03

        Водочка тоже уцененная? Вы или пьющая женщина, или Вам жена не готовит, или нет жены. Примите мои соболезнования.

  • Анонимно
    10.11.2018 08:57

    Батров, прекрати приплетать Комитет муфтията к этому Царицыно! В Челны-мясо халяльная продукция в порядке! Свинины там не нашли!

    Статья похожа на разговор двух бабулек-сплетниц!

    • Анонимно
      10.11.2018 09:08

      Как на совместном производстве может быть халяль? Где результаты проверки на халяль Челны мясо?

      • Анонимно
        10.11.2018 09:16

        Результаты давно осветили. Вы на луне живете?

        • Анонимно
          10.11.2018 09:27

          Где осветили, в мечети дум рт? В сми нет инфо, дайте ссылку.

      • Анонимно
        10.11.2018 09:20

        Говорят же вам: покупайте товар только со значком КОмитета! А на халяльной продукции, маркированной значком ДУМ РТ, у этого производителя свинину не находили. хватит уже жевать. Только дурак купит свинину, на кторой написано слово халяль и нет ни одного сертификата

        • Анонимно
          10.11.2018 09:28

          Увы, но комитет халяль уже не внушает доверия.

          • Анонимно
            10.11.2018 09:53

            доверяйте тогда Динару Садыкову

            • Анонимно
              10.11.2018 09:59

              Так это сейчас одно и тоже.

              • Анонимно
                10.11.2018 10:19

                Одно и тоже - московский комитет и динар Садыков. Они же не могут клиентов между собой поделить

              • Анонимно
                10.11.2018 10:27

                Царицыно вроде сначала был сертифицирован СМР в момент когда в продукции нашли свинину. Потом производитель перешел к Динару. и опять нашли свинину. Возможно поэтоум дУМ РТ с ними и не связывается

      • Анонимно
        10.11.2018 10:32

        сертифицировать на халяльность надо все производство, а не отдельную продукцию

    • Йцукенг
      10.11.2018 19:29

      Объясните пожалуйста человеку, как вообще хозяин предприятия, который "на хадж ездил" может производить и продавать харам?
      Я знаю человека, который когда уверовал, из Ак Барс банка уволился, ибо не хотел иметь отношение к харамным деньгам и получать их в качестве зарплаты. Сейчас, кстати, мясом торгует.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:02

    Батров уже утратил давно доверие. и он в этой статье сказал только то, что ему выгодно и выгодно СМР. но здесь он хотя бы помог разобраться, что бизнесом ДУМ РТ не занимается, а московский и другой комитет делят между собой клиентов и территорию. Устроили разборки. позорище.

    • Рено
      10.11.2018 11:15

      доверие утратили комитет халяль ДУМ РТ сертификаты которым выдают несульмане из ростест татартана

    • Анонимно
      10.11.2018 13:36

      Здесь явно прослеживается коммерческая борьба за рынок, ну а на весах, Батров на стороне московских.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:02

    Рафик Мухаметшин,хоть и отрастил бороду,но остался недоучившимся преподавателем наушного коммунализма.От которого,Маркс и Энгельс,гневаются.Нельзя переделать человека,что 50 лет не был верующим.

    • Анонимно
      10.11.2018 10:30

      Не суди...

    • Анонимно
      10.11.2018 11:34

      Аллаh может изменить человека,сделать верующим.На базе коммунистических знаний,ставить его руководителем мусульманского оброзования,это только у нас могут.

    • Анонимно
      10.11.2018 16:45

      Вы правильно подметили, Рафик Мухаметшин в свое время по тв вел атеистические передачи. Лицемерие, двуличность , как мы сейчас знаем, - характерные черты научных коммунистов.

      • Анонимно
        11.11.2018 07:57

        А что ему делать?! Он тоже хочеть есть. Всем что ли быть принципиальным в этом мире. Научным коммунизм ( это выражение уже идиотизм) не приносит нынче деньги, квартиры и машины.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:03

    Да не Чечня! Там такой личности, как автор статьи, не дали бы так свободно писать на некоторые его темы. Нашли бы механизмы воздействия.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:55

      Ну и Кадырову в США также легко рассказали бы, кто он для них есть.
      Не надо ерундой маяться.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:56

      лучший коммент. Я громко смеялся. Спасибо!

  • Анонимно
    10.11.2018 09:03

    Если у Дум рт и его руководства была бы положительная репутация среди мусульман, то такого позора бы не случилось.

    • Анонимно
      10.11.2018 10:57

      Особенно,когда муфтий молился в хадже за 200 рублевку

      • Анонимно
        11.11.2018 07:57

        Он за свои деньги молился. Которые честно получил за службу.

        • Анонимно
          11.11.2018 11:42

          А челны мясо с царицино причем? Они платят муфтию рт зарплату?

  • Анонимно
    10.11.2018 09:04

    Этого Садыкова надо поставить директором в ООО "Челня мясо". Там его место.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:07

    совсем уже. Татарстан - не отдельное государство и колючей проволокой его никто не оцеплял. СМР, зачем такие непорядочные способы применяете для захода на рынок? ДУМ РТ такими способами ведения бизнеса не занимается, для вас пусть открыт. Пожалуйста, сертифицируйте, если вам денег мало. Устроили бизнес из халяля. но интересно бы узнать, почему местные производители идут в ДУМ РТ, а не к вам?

  • Анонимно
    10.11.2018 09:13

    Бизнес на религии. Почему бюджет татарстана финансирует Дум с его низким имиджем. Постоянные скандалы с халяль, даже критика от муфтия Сирии. Куда смотрит наша власть?

    • Анонимно
      10.11.2018 09:23

      дум рт вроде как здесь вообще не при делах. разборки между другими учатсниками рынка. причем здесь они-то?

      • Анонимно
        10.11.2018 09:53

        Так все это происходит в татарстане. Зачем тогда вообще дум рт нужен?

      • Анонимно
        10.11.2018 10:00

        Как раз то и причем. Они отвечают за развитие Ислама в татарстане. Причем централизовано.

        • Анонимно
          10.11.2018 10:25

          согласен. Но в таком случае московскому муфтияту и его комитету не нужно рваться в Татарстан. а они в последнее время очень арессивную политику ведут по экспансии. в том числе с помощью Батрова. возможно, и правда необходимо оставить сертификационные комитеты только при муфтиятах и делить территорию по месту их физического нахождения. Все таки на халяле бизнеса быть не должно, поэтому это было бы справедливо

        • Анонимно
          11.11.2018 07:52

          Дум РТ это то что вообразило себя серьёзной организацией, но на самом деле являющееся марионеткой шарашка. Я не против их существования, но пусть уж работают нормально.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:13

    Батров, конечно, мастер лицемерия! Статья с прицелом на то что на Халяль должна быть монополия. И эта монополия должна принадлежать СМР, по его мнению. А то что на том самомсовете им ДУМ РТ остался единственным российским представителем, которого признал весь мир - все члены WHC, он утаил. То есть весь мусульманский мир признал только ДУМ РТ легитимным Батров в счёт не берет, а главное успеть замочить конкурентов

    • Анонимно
      10.11.2018 09:31

      Только у WHC,должно быть Право,на Монополию.РФ,выродилось из социализма.Потому находится в рамках Идеологии коммунизма.Нет в РФ Религиозного сознания и Традиций .Халаль,лишь Частное определение.В этом вопросе,нельзя Абсолютно доверять,кому бы то не было,кто выходец из РФ.Да и РТ,находится в русле Политики Москвы.Посмотрите,что вытворяют с Банкиром ТФБ Мусиным.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:33

      Московский комитет халяль встал на защиту мусульман россии и выявил недобросовестного сертификатора халяль на териттории татарстана. А ваше дум рт полная безответственность. И никому не интересно это признание на международном уровне. Судя по фото они весело посмеялись над всеми нами.

    • Рустам Батыр
      10.11.2018 09:33

      Уважаемые тролли из ДУМ РТ! Я, конечно, извиняюсь, что каждую субботу вам из-за меня приходится работать. Но вы все-таки потрудитесь вникать в фактуру, а не только бездумно озвучивать то, что вам спускает руководство. Не забывайте: вы работаете фактически на государственные деньги. Поэтому работать вы должны качественно. А тут через комментарий торчат уши вашего начальства. Садыков тоже не умеет комменты писать - также палится, но он и не профессиональный тролль. А с вас спрос выше.

      P.S. Кстати, сколько вас там человек осталось в отделе?

      • Анонимно
        10.11.2018 09:44

        Так БО вроде заблокировали в госучерждениях. Нет?

      • Анонимно
        10.11.2018 10:06

        Уважаемый автор! Может здесь и сидят предвзятые комментаторы. Однако вы и правда утратили доверие. Сами и своими статЬями. В этой великой беде тоже будете обвинять муфтият?

        • Рустам Батыр
          10.11.2018 10:22

          10:06. Вот уже лучше. Можете же, когда постараетесь. Теперь главное: не терять тонус. Тогда сможете сохранить за собой свои рабочие места.

          • Батыр наоборот среди татар завоевал авторитет борца против семитских клерикалов ,кто дурит татар мусульман и кряшенов! Он Татарский Невзоров,кто кончил семинарию и с Библией в руках разоблачает попов в юбках и с косами!

            • Анонимно
              10.11.2018 12:01

              Если вы Сиразин и Батыр заодно, то я точно не в вами. Упаси Аллах!

              • Батыр за татарский Ислам ,основанный на Тенгрианстве и он никогда чалму не носит! Нет его не в тенгрианеском каляпуше на фото ! Моя АБИ тоже сидя на кроватт перед сном читала молитвы на татарском перед нами внуками только и просила Хэдая помочь нам детям и внукам! А сейчас все арабизировано и Аллах арабский Бог,а не татарский !

          • Анонимно
            10.11.2018 18:00

            А вы похоже тонус потеряли, раз безработным стали.

          • Анонимно
            11.11.2018 07:42

            С чего Вы взяли, что у ДУМ РТ есть тролли? Нет там таких. Хватит пороть чушь! Это серьёзное обвинение, которое требует доказательств. Господин Батров, Вы перешли все черты, и теперь перешли на грязные приёмы. Не к лицу.

            Дамир.

          • Анонимно
            11.11.2018 08:11

            Позор!

      • Анонимно
        10.11.2018 14:03

        А по существу ответить не получается?
        Почему умалчиваете о членстве?

        • Анонимно
          10.11.2018 17:18

          Это его талант - перееерачиваь все С ног на голову и во всем обвинить муфтият

      • Анонимно
        10.11.2018 15:17

        А почему тогда, когда вы были на посту заммуфтия РТ, вы сами не занимались такими "разоблачениями" и все было, как "с гуся вода"? Куда же вы переметнулись?

      • Анонимно
        10.11.2018 17:11

        Не очень-то уважительны вы к своим читателям(

      • Похоже, как итог бурной фантазии, вам во всём мерещатся заговоры. Успокойтесь, за мной никого нет, я обычный деревенский парень, который по воле Всевышнего добился всего сам. Всегда говорю как есть и в лицо людям. Если пишу коммент, то от себя или подписываюсь в конце!

      • Анонимно
        11.11.2018 17:31

        Батров, ты же сам заместителем муфтия работал (точнее просто кресло грел ничего не делая), а теперь муфтият пачкаешь своими статьями в БО, за которые получаешь немалые деньги. Админ выпусти коммент на всеобщее обозрение

  • Анонимно
    10.11.2018 09:23

    Берите пример с иудеев. Сертификат кашрута даже на рыночную зелень действует полгода. Постоянно подтверждать надо.

  • Анонимно
    10.11.2018 09:30

    Где результаты проверки клиентов комитета халяль дум рт по поручению президента рт? Видимо не очень хорошие результаты, так как не торопятся обнародовать.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:49

      так поручили вроде МИнсельхозу.

      • Анонимно
        10.11.2018 09:57

        В том то и дело, что они молчат. Видимо в татарстане такой вот халяльный образ жизни.

  • Анонимно
    10.11.2018 10:35

    Замучили уже халялем" надуманным.
    Из за этого, в продаже нет ни нормальных пельменей, где начинка свинина+говядина, и другой вкусной выпечки. Кругом все из жесткой и не вкусной говядины.

    Сделали бы специализированные прилавки с религиозной продукцией, чтобы атеистов не ущемлять в выборе.

  • Анонимно
    10.11.2018 10:45

    даа, точно конец света приближается, тех кто сертифицирует свиные предприятия награждают бесполезными грамотами, а кто борется против тех прессуют
    позор защитничкам фальшивого халяль

  • Анонимно
    10.11.2018 10:47

    Батров верно пишет, этим многим глаза колет

  • Анонимно
    10.11.2018 11:20

    Огромное спасибо Р. Батрову.

    Редкий пример качественного журналистского расследования, знания матчасти.

    Что симптоматично, пока ни одного не-анонима ни в комментариях нет, ни официального заявления нет, ни контраргументов с фактами на руках, только на личность переходят.

    Мужчина. Уважаем.

    • Анонимно
      10.11.2018 14:06

      Ну, он умолчал, что Самата от СМР на выступлении попросили заткнуться. Это раз!
      И о том, что Комитет халяль остался членом WHC - два!
      Зато озвучил гуляющие слухи!
      И где объективность?

  • Анонимно
    10.11.2018 11:21

    оправдываются , что ДНК свинины передается с остатками на оборудовании.
    но!, если обработать его солью, а не НИКОЙ , то это уже не считается!

  • Анонимно
    10.11.2018 11:58

    А что, свинина действует как цианистый калий, сразу смерть?

  • Анонимно
    10.11.2018 12:10

    Статья понравилась, согласна с автором.

  • Анонимно
    10.11.2018 12:49

    Для того чтобы утверждать тот или иной факт необходим профессиональный подход. Если ты работая в муфтияте кроме как шамаилями не занимался, а Делал вид что приносишь пользу. Значит тем засланным и остался. Написав эту ересь и охинею господин Батров вносит раздор в умму многонациональной и много конфиссеональный дружный народ Республики Татарстан.

  • Анонимно
    10.11.2018 13:04

    Статья одна большая сплетня, в которой автор пытается себя преподнести, что он "в теме" кто, где, что, как. Практика показывает, что конкуренция в любой сфере в итоге на руку потребителю, конкуренции быть! Мелкие ООО тем и хороши, что они мобильные и работают без лишней бюрократии, а не эффективные ООО они полюбому в итоге отсеятся, как в случае с Садыковым. Если в любой сфере руководитель ответственный и надёжный человек, то я только За! Батров, чем тут демагогией заниматься, открой своё ООО халяль и посмотрим сколько человек будут доверять тебе и какие будут отзывы о твоей работе.

  • Анонимно
    10.11.2018 13:28

    Спасибо Рустаму Батрову за его.неравнодушное отношение к реальным событиям в индустрии Халяль. Он открыл глаза многим потребителям, доносит до них правду о том, кто на самом деле вводит в заблуждение мусульман и не только мусульман и зарабатывает на этом обмане.

  • Уважаемые модераторы! Прошу вас дать возможность выставить ссылку на мой аккаунт на Facebook, где я подробно описал ситуацию по этой злободневной теме:
    https://www.facebook.com/notes/dinar-sadykov/%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BE-%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BB%D1%8C-make-halal-great-again-mhga/2838279262865039/

    • Какая то ошибка со ссылкой, прошу заходить через страницу: https://www.facebook.com/dinar.sadykov

    • Анонимно
      10.11.2018 23:33

      Динар Ильдусович, а как вы объясните тот факт, что по доверенности защищали интересы Царицыно в Мировом суде Московского района Казани, когда суд установил факт добавления свинины в колбасу халяль? Ведь вы же сертификатор?!

      Вам не стыдно?

      • Во-первых, судебное разбирательство было в отношении "Ашан", а не самого Царицыно.
        Во-вторых, Царицыно было привлечено к делу как третье лицо, а это совсем другой статус, если разбираетесь в юриспруденции.
        В третьих, попытаться объяснить суду важные моменты, в которых суд по умолчанию не может разбираться и призвать его привлечь экспертов для более подробного изучения ситуации, что в этом стыдного? Суд всегда ссылается на действующее законодательство, положения, регламенты. Есть такой регламент, таможенного союза называется, так вот, он сегодня головная боль всех переработчиков России. Согласно его и штрафуют производителей. Через него и протаскивают сейчас все эти судебные постановления. Поищите, почитайте, уверен будет полезно!

        • Анонимно
          12.11.2018 11:07

          Почему вы не приостановите/отзовете сертификат у Царицыно? Или будете уверять общественность, что чуть чуть свинины в колбасе - это не харам? Вы же в своих видео даже факт соприкосновения продукции со свининой не отрицание, рассказывая на примере еловых иголок как ваше ДНК попает него.

          • Спасибо большое, что следите за нашими новостями, но в видео говориться о другом. Как вы сделали такой вывод не понятно.

            • Анонимно
              12.11.2018 23:11

              В видео как раз вы и говорите, что если вы потрогали ёлку - то на ней останется человеческое ДНК.
              Следовательно, если в колбаса Царицыно выявили ДНК свиньи, то исходная продукция соприкасалась со свининой.

              Конечному потребителю-мусульманину вообще без разницы как это соприкосновение произошло, ибо свинина запрещена в Коране.

              Почему вы до сих пор не приостановили или не отозвали сертификат у Царицыно?

              Ответьте прямо, без "воды" и общих фраз.

        • Анонимно
          12.11.2018 11:20

          Какая разница в статусе Царицыно? По закону о ЗПП потребитель вправе предъявить требования как к продавцу (Ашан), так и к производителю (Царицыно), при этом у Продавца возникнет право регресса, используя принцип преюдиции. Видимо поэтому Царицыно и привлекли к участию в деле.

          Тут возмущает сам факт того, что вы, являясь руководителем сертифицирующего органа, выступаете на одной стороне баррикад с предприятием, которое уличено в нарушении требований сертификации Халяль.

          Или стандарт Халяль вашего центра предусматривает возможность малого содержания свинины в продукции Халяль!?

          Где, кстати, можно посмотреть стандарт Халяль, по которому вы сертифицируете предприятия?

          • Мы уверены во всех производителях, на которых стоит наш знак. За каждую произведенную единицу товара я лично отвечаю перед Всевышним Аллахом. И когда будем видеть несправедливость, всегда будем на стороне того, за кем правда. Я конечно понимаю, что люди затеявшие этот "цирк", используют "красную тряпку" против нас, соблюдающих мусульман, наша рука никогда не прикасалась к свинине, и так будет и впредь!

          • Касательно стандарта, который вы спрашиваете, давно в общем доступе на сайте: www.pro-halal.ru Как и общая информация касательно нашего Центра и методов работы.

            • Анонимно
              12.11.2018 20:37

              А почему Вы не открываете свой реестр, как это делают известные муфтияты?

            • Анонимно
              12.11.2018 21:48

              То есть свинина в Царицинской колбасе (11 описанных ранее случаев + Чечня) - это не повод приостанавливать действие сертификата?

            • Анонимно
              12.11.2018 23:22

              Посмотрел сайт. Сайт малоинформативен. Есть лишь ссылки на множество светских техрегламентов и ГОСТ. А вот стандарта Халяль, по которому ваш центр сертифицирует предприятия - нет.

              • Анонимно
                13.11.2018 15:23

                Скачайте на сайте документ под названием СТО Халяль или "Правила по производству..." (это одно и тоже). Кто ещё у себя на сайте выставил такой документ? Справочно: нет стандарта Халяль в России и потому использование данного термина, это введение в заблуждение.
                Динар Садыков

                • Анонимно
                  13.11.2018 21:02

                  Как тогда вы что-то там сертифицируете?
                  Анонимный пользователь

        • Анонимно
          12.11.2018 11:32

          Это Технический регламент, который требует от производителей что бы содержание продукта совпадало с информацией на этикетке?

          Действительно - головная боль всех производителей. Но ведь так, в принципе, и должно быть.

  • Анонимно
    10.11.2018 15:21

    Конкуренция в любой области это благо для потребителей, при условии что она добросовестная. Но здесь прослеживаются иные цели, одна из целей убрать конкурента. Если же Газизову Айдару удасться убрать с рынка сертификации Садыкова Динара, интересно кто будет следующим в его планах?

  • Анонимно
    10.11.2018 15:48

    На Востоке тоже много есть недостатков у них постоянно войны, а у нас главное дружба есть.

  • Анонимно
    10.11.2018 16:16

    Батров! Хватит уже поливать грязью мусульман! Займись лучше полезным делом.

  • Анонимно
    10.11.2018 16:28

    Хорошо, что в Татарстане есть Рустам Батров. А то бы вешали нам лапшу на уши наши религиозные мужи

  • Анонимно
    10.11.2018 17:14

    Если очень захотеть в любой продукции халяль можно обнаружить свинью. Нарежь ножом свинину, потом халялную продукцию и всё... И результат экспертизы выявит свинью! Автор блога вместо того чтобы указать на проблему отрасли напал на Садыкова, на ДУМ, где раньше сам работал. А ведь основная проблема заключается в не недобросовестности сертификатора, а в недобросовестности производителя. Не думаю что Садыков выдал бы сертификат на свинину. Тут 2 варианта: Либо Садыкова пытаются устранить с рынка, либо производитель сам мухлюет. Ну и самое главное автору не стоило бы забывать что гыйбэт - это гонах! Ps. Никакого отношения к Садыкову не имею. Троллем Дум тоже не являюсь!

    • Анонимно
      10.11.2018 17:40

      Только сортифицированные халяль ножи должны резать халяль колбасу, на халяль доске и подана в халяль тарелке и т.д. Комплексно надо подходить товарищи халяль сертификаторы! А если серъезно, муфтий Сирии конечно прав, нельзя на религии карманы набивать, особенно на халяль.

      • Анонимно
        10.11.2018 19:50

        17:40 а также продукция халяль должна развозиться халяль автомобилями, заправленными халяль бензином?

        • Анонимно
          10.11.2018 22:00

          Должны жить в халяльных домах, дышать халяльным воздухом, пить халяльную воду. Да, кстати дум рт уже сертифицирует воду на халяль. Скоро до остального доберутся. Моразм крепчает.

        • Рашид
          10.11.2018 22:16

          19:50 В целом направление правильное, а дорогу мы выберем...

    • Анонимно
      10.11.2018 17:47

      Просто кто-то устраняет конкурента!

  • Анонимно
    10.11.2018 18:06

    Количество комментов свидетельствует о силе и крепости опиума для народа в местной консистенции.

  • Анонимно
    10.11.2018 19:21

    Батров апеллирует к фактам. И в этом его сила.

    • Анонимно
      10.11.2018 20:06

      Ага к фактам, про то как Маркс про интернет высказывался))) понаписал чушь, кто с кем дружит, кто не дружит, одни домыслы, а на них как известно доказательства не строятся

      • Анонимно
        10.11.2018 21:11

        Ну! И мужик не перекреститься пока гром не грянет!

        • Анонимно
          12.11.2018 18:04

          Крестятся в другой ветке обсуждения.Гражданин поп,перейдите туда.

    • Анонимно
      11.11.2018 12:52

      Батров больше фантазирует и сплетничает!

  • Анонимно
    10.11.2018 21:10

    Сегодня комменты по интереснее!

    Я не знаю Садыкова, не знаю его колбасу, и вообще не ем такие изделия. Но верю, что мусульманин не станет осознанно проявлять халатность в вопросах разрешения и запрещения халяля и харама. Попадания ДНК свиньи в продукцию могут происходить разными путями, в том числе абсолютно не зависящих от сертифицирующей организации. Садыкову, стоит начать своё расследование, на мой взгляд.
    Но я знаю, что Батров умеет тасовать факты так, что выворачивает смысл наизнанку. Это у него частое явление. Поэтому верить ему не спешу, но и не обвиняю во лжи по этой статье.

    И ещё. Сертификация халяль не может никак относиться к вопросам монополии ДУМ РТ, или какой-то иной организации. Садыкову и другим, незачем аккредитация духовных организаций. И вообще монополия в таких вопросах - прямой путь к деградации.

    Желаю всем блага, а Садыкову скорейшего восстановления попорченной (возможно и кем-то) репутации. Что бы ни было правду узнаем.

  • Рашид
    10.11.2018 22:14

    Мне кажется производство халяль в стране отрасль новая. По этому тут должен быть комплексный подход. Тем более в таких условиях когда у нас официально конкурирующая государствообразующая религия совсем другая - очень сложно вести производство и контроль. Сравнение с Чечней не очень корректно, там свиней в принципе не было никогда, да и свиноедов тоже нет и особо не было. Это на много упрощает их ситуацию в этом вопросе. На мой взгляд страна пока не готова к халяльным стандартам, а по сему продажу продукции халяль необходимо оставить в торговых точках при мечетях, с возможностью тщательного контроля на наличие запрещённого в продуктах. А производство должно быть не в частных руках, а по примеру церковных монастырей в цехах при мечетях.

    • Анонимно
      14.11.2018 22:06

      В Чечне в советское время жили сотни тысяч русских и прочих нечеченцев-немусульман. Свиней там держали, особенно на равнине, которая и не Чечня, а прирезанная к Чечне земля. А ещё свиней (по раскопкам - много, до четверти стада) держали аланы, которые в раннем средневековье занимали в числе прочего и всю равнинную часть нынешней Чечни.

  • Анонимно
    10.11.2018 23:12

    Садыкову надо вызывать Батрова на дуэль!

  • Анонимно
    11.11.2018 09:16

    Пока не измениться отношение производителей к качеству своей продукции никакие наклейки халяль не помогут.Глупо думать что при всеобщем нарушении качества вдруг откуда то возникнут чудные продукты халяль.Наклейки будут а вот качество нет.

    • Рашид
      11.11.2018 12:58

      09:16 В этой стране она не изменится в принципе, потому что не дадут. Лекарства уж на что вроде нейтральный и нужный для всех продукт и то подделывают.

  • Анонимно
    11.11.2018 11:46

    Уважаемый Батров! Я бы мог договориться и оплатить ваши лекции по модернизации Шариата в Грозном. Хотите? Выступление можго было бы организовать в мечети Сердце Чечни. Зал будет полным, уверен)))))

    • Анонимно
      11.11.2018 12:50

      Разве возможно модернизировать Шариат в светском государстве? Думайте что пишете! Или вы шутник?))))

  • Анонимно
    12.11.2018 10:20

    Динар Садыков и Комитет Халяль ДУМ РТ - два сапога пара. Надо признать, что в Татарстане с халялем не сложилось.

  • maximteregul
    12.11.2018 10:39

    Тролли из ДУМ РТ затроллили тролля Батрова))). Какую бы статью Батров не написал, суть ее - "Карфоген должен быть разрушен" (Самигуллин должен уйти). Какая сильная обида, как сладко кресло в ДУМЕ РТ.))) Защитник Батров Сиразин - это симптом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль