Культура 
19.11.2018

Лев Додин: «Я не верю в умеренный национализм»

Знаменитый худрук МДТ о показанном в Казани спектакле «Жизнь и судьба», взаимном заражении злом и сегодняшнем нерве «Братьев Карамазовых»

«По степени таланта, охвату событий, мощи правды и мощи анализа это выдающееся произведение», — говорит Лев Додин о «Жизни и судьбе» Василия Гроссмана. Спектакль выдающегося режиссера по роману-эпопее получил «Золотую маску», объехал весь мир, а теперь добрался и до столицы Татарстана — гастроли питерского МДТ прошли в этот уик-энд на сцене Камаловского театра. Газете «БИЗНЕС Online» Додин рассказал о высохших слезах Дня Победы, угрозах нового разделения Европы и главной задаче театральной школы.

Лев Додин: «В сегодняшнем глобализированном искусстве выигрывает всё, что основано на местном, народном, национальном материале» Лев Додин: «В сегодняшнем глобализированном искусстве выигрывает все, что основано на местном, народном, национальном материале» Фото: ©Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«МИР ЧЕРЕЗ ГРОССМАНА ПРОДОЛЖАЕТ ОТКРЫВАТЬ ОЧЕНЬ МНОГИЕ СТРАШНЫЕ УБИЙСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

— Лев Абрамович, вы часто говорите о том, что МДТ — Театру Европы очень важно показывать в России и за рубежом именно спектакль «Жизнь и судьба», поскольку так вы знакомите зрителя с произведением Василия Гроссмана, которое считаете главным русским романом XX века.

— Одним из великих романов ХХ века, да. Мне кажется, по степени таланта или гения, охвату событий, мощи правды и мощи анализа это действительно выдающееся произведение. И Гроссман, на мой взгляд, одним из первых открыл в ХХ веке целый ряд истин. В частности, то, что существует некий общий корень тоталитаризма, общий корень любого национализма. Гроссман пишет, что национализм стал основной проблемой ХХ века, и сегодня это читается абсолютно пророчески, потому что и XXI век, во всяком случае та его часть, которую мы знаем, оказался полностью пропитан национализмом, который совсем не так просто выкорчевать. Оказалось, с фашизмом и нацизмом не исчезает национализм.

Кроме того, мне кажется, никто так мощно, так правдиво, сострадательно не писал у нас про войну. Вообще не так много произведений, где война достаточно правдива во всей ее страшной жертвенности и трагической истинности. Ну вот разве что последний замечательный и страшный роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Эпопея Василия Гроссмана — огромный пласт жизни от маршалов до рядовых, это действительно война во всем ее ужасе, нечеловечности и сопротивляющейся ей человечности. А все, что он пишет вне войны, — это реальный и тоже достаточно сложный, противоречивый и трагический мир, так же как и великие книги Солженицына — это своего рода энциклопедия ХХ века. К сожалению, и Россия, и мир стали по-настоящему открывать Гроссмана только с началом века нового. И сегодня это, безусловно, один из значительнейших писателей мира.

Кстати говоря, сейчас мы играли 10 спектаклей «Жизнь и судьба» подряд в Лондоне — был огромный интерес. Несколько лет назад, когда вышел новый перевод романа на английский язык, ВВС сделал по нему радиоспектакль. Был такой успех, что книга целый месяц входила в десятку главных бестселлеров Англии. Случай беспримерный, потому что литература на иностранном языке, да еще и на русском, никогда не пользуется таким массовым интересом. Современный мир через Гроссмана продолжает открывать очень многие страшные убийственные закономерности и проблемы.

«Жизнь и судьба», к сожалению, увидела свет очень поздно в России, даже позже, чем некоторые, так называемые, перестроечные книги» «Жизнь и судьба», к сожалению, увидела свет очень поздно в России, даже позже, чем некоторые так называемые перестроечные книги» Фото: Айрат Нигматуллин

 — Но приходилось слышать и такое мнение, что роман-эпопея «Жизнь и судьба» — это пример перестроечной литературы. Пусть Гроссман и писал книгу в 50-е, но она увидела свет уже в конце 80-х годов прошлого столетия и, что называется, «попала в масть». А сами темы, которые в ней поднимаются, — это то, что уже стало историей нашей страны. Может, не стоит вновь и вновь бередить раны сталинской эпохи?

— Какая же это перестроечная литература… Конечно, «Жизнь и судьба», к сожалению, увидела свет очень поздно в России, даже позже, чем некоторые так называемые перестроечные книги, но это несравнимо и по таланту, и по масштабу гения. Вы ведь не скажете, что Солженицын — это перестроечная литература. И то и другое было написано, когда за каждую строчку можно было поплатиться жизнью.

А что касается истории, то у меня нет ощущения, что это написано про прошлое…


«КОНЕЧНО, ВСЕ РАЗНО, НО ПРИРОДА ГУЛАГА И ОСВЕНЦИМА ОЧЕНЬ БЛИЗКА»

— Вы действительно ставите знак равенства между сталинским и гитлеровским режимами? Так часто интерпретируют спектакль «Жизнь и судьба».

— Мне кажется, дело не в знаке равенства между сталинским и гитлеровским режимами... это слишком прямолинейно. Есть некие общие корни у любого тоталитаризма, чем бы он ни вдохновлялся. А любой тоталитаризм вдохновляется обязательно некоей высокой идеей. В общем, существует общая природа тоталитаризма. И здесь можно не называть имен. Конечно, все разно, но природа ГУЛАГа и Освенцима очень близка. Хотя все разно. Трагическая фантастика ГУЛАГа в том, что он был направлен прежде всего против своего собственного народа. Меньше всего в Освенциме сидело немцев, больше всего в ГУЛАГе сидело русских. Часто думают, что репрессированы были в основном военачальники и прочие высокие партийные чины, но в процентном соотношении их было очень немного — и прежде всего в связи с террором 1937 года. В основном же, я читал недавно статистические данные, 75–80 процентов — это крестьяне. То есть соль русской земли.

Гроссманом выявлена мощная общая природа тоталитаризма и то, как эта вроде бы общая природа дает совершенно различные, но всегда страшные и ядовитые всходы. Мне кажется, мир всего этого пока не осознал. Мы, наша родина, этого пока не осознали. А пока не осознаешь что-то коренное о своем прошлом, оно обязательно будет прорастать в настоящем и уничтожать будущее.

Да, еще в перестроечные времена — году в 1989-м или 1990-м — уже начинали говорить, в том числе и представители советской интеллигенции: хватит, уже все сказано, сколько можно! А оказалось, что никто и ничего не узнал, никто ничего не понял. Когда-то казалось: вот выйдет «Архипелаг ГУЛАГ» — и изменится миросознание нации. Не изменилось. Сегодня имя Солженицына очень многие на том же официальном телевидении произносят с такой же ненавистью, как произносили в брежневские времена. Это страшно.

Фото: Айрат Нигматуллин

— Вы считаете, что национализм — это всегда зло? Существует довольно распространенное мнение, что проявления национализма в современном мире — это такая реакция на глобализацию, которая позволяет себя выделить из единого вестернизированного мира, сохранив язык, культуру и так далее.

— Сохранение культуры, сохранение языка, сохранение неких коренных обычаев — все это имеет мало общего с национализмом. Я не историк и не социолог, но национализм — это прежде всего чувство превосходства своей нации над всеми другими, это отрицание равенства и утверждение неких коренных особенностей своей нации: национальные различия становятся важнее человеческой общности. Вот здесь рождается национализм, и он никогда не бывает умеренным. Он обязательно развивается, и тому есть масса подтверждений в истории человечества. Мы видели совсем недавно и сегодня видим, как это пыталось вспыхнуть и вспыхивает в России, причем далеко не только в национальных республиках. Повторю, это ситуация, когда человеческая общность значит гораздо меньше человеческих различий.

Так что важнее: различие или общность? Господь Бог, Всевышний создавал одну единую человеческую душу. Поэтому и говорю: я не верю в умеренный национализм. Другое дело, конечно, когда одна нация начинает угнетать другую. Так провоцируется национализм сопротивления. Но прежде всего провоцируется той нацией, которая угнетает. И одно заражает другое. Такой непрекращающийся процесс взаимного заражения злом.

Теперь что касается глобализма. Боюсь быть категоричным, но, наблюдая довольно подробно за европейской жизнью, а я ее знаю, потому что мы много путешествуем по миру, вижу, что все европейские страны вполне сохраняют свои национальные особенности. Франция отличается от Германии. И это касается не только кухни или склада характера. Французская деревня — это не тоже самое, что деревня немецкая, а деревня австрийская — это, в свою очередь, совсем не немецкая деревня. Все основные национальные традиции соблюдаются. Но есть нечто, что оказывается важнее этих традиций. И это совсем не уничтожает национальную самобытность.

Фото: Виктор Васильев, предоставлено пресс-службой Малого драматического театра — Театра Европы

Более того, в сегодняшнем глобализированном искусстве выигрывает все, что основано на местном, народном, национальном материале, поэтому так интересно сегодня, к примеру, японское искусство, хотя эта страна полностью включена в глобальные процессы. Когда видишь в Японии небоскребы — да, небоскребы, вроде бы почти Америка. А кухня японская, говорят по-японски, традиции общения японские…

Мы в России радуемся успехам правых во Франции или в Германии, которые якобы хотят отделиться от объединенной Европы… И мы, и они забыли, что Франция и Германия на протяжении многих веков воевали друг с другом, в каждом столетии. И это довольно сильно сказывалось на России. Поэтому, когда мы радуемся, что они хотят там вновь поссориться или разделиться, это означает, что и они, и мы забываем уроки истории.

Фото: Виктор Васильев, предоставлено пресс-службой Малого драматического театра — Театра Европы

«И У НАС ТОРЖЕСТВО ПОБЕДЫ СТАНОВИТСЯ ПОРОЙ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ГОРЕ И СКОРБЬ ОТ ПОТЕРЬ»

— Еще про уроки истории. Буквально на днях отмечалось 100-летие окончания Первой мировой войны. И немало мыслителей и интеллектуалов замечают, что происходящее в современном мире подозрительно напоминает то, что предшествовало событиям 1914 года. Опять все те же противоречия между «империалистическими государствами»…

— В начале столетия, то есть к началу Великой войны, как называют Первую мировую войну французы, никакие идеологические установки государства не разделяли. Даже наоборот, были братские связи (Николай II и Вильгельм были кузенами), но побеждали алчность, стремление к власти, охватившее вдруг всех безумие национализма и природная страсть человека к уничтожению себе подобных. Собственно, любые этические принципы, вырастающие из религии или из уроков Просвещения, призваны обуздать эту природу и пробудить к жизни лучшее в ней. Но, видите, так устроен мир, что люди легко забывают. После Первой мировой войны казалось, что урок получен на всю оставшуюся жизнь. Но, как написано у Брехта, еще не были написаны учебники по истории Первой мировой, как уже зарождалась и начиналась Вторая.

Сегодня, кажется, все мы в мире забыли уроки 70-летней давности. Я прошу прощения, но и у нас торжество Победы становится порой важнее, чем горе и скорбь от потерь. Это очень опасно. И это никак не принижает значение праздника — Дня Победы. Но когда-то пели в советских песнях про «праздник со слезами на глазах». Так вот сегодня, мне кажется, слезы все больше высыхают.

Фото: Виктор Васильев, предоставлено пресс-службой Малого драматического театра — Театра Европы

И новому поколению кажется, что можно повторить. А что повторить? Сейчас называют все новые и новые цифры, касающиеся наших потерь в этой страшной войне. Недавно в Госдуме называли цифру — 47 миллионов погибших в Советском Союзе. Не исключено, что это не последняя цифра, потому что когда-то Сталин говорил о 5 миллионах, потом называли цифру в 7 миллионов и так далее.

У меня действительно есть ощущение, что современный мир живет в некоем безумии, забывчивости, хулиганском азарте, последствия которых непредсказуемы.

— Кстати, вы совсем недавно впервые обратились к драматургии Бертольта Брехта, поставив спектакль «Страх. Любовь. Отчаяние», который получил «Золотую маску» как лучший российский спектакль года. Вас привлек в том числе и антивоенный пафос Брехта?

— Да, потому что он пишет о том, что непосредственно предшествовало Второй мировой войне и как это людям нравилось. Пока на Восточном фронте не начала по-настоящему литься немецкая кровь, подавляющее большинство в Германии было счастливо, Гитлер казался гением всех времен и народов, потому что практически без жертв завоевывал мир. «Простым людям» это очень нравилось…


«НЕТ АБСТРАКТНЫХ ЧУВСТВ МИТИ КАРАМАЗОВА ИЛИ ИВАНА КАРАМАЗОВА, ЕСТЬ ТОЛЬКО НАШИ СЕГОДНЯШНИЕ ЧУВСТВА»

— Хорошо известно, что спектакль «Жизнь и судьба» изначально создавался вашими студентами того легендарного курса, из которого вышли нынешние суперзвезды МДТ Данила Козловский и Лиза Боярская, другие известные актеры, а также режиссеры, например Дмитрий Волкострелов или Семен Александровский, которых уже называют лидерами своего поколения. Один из них рассказывал, что, собственно, все обучение у Додина и представляло собой работу над этим спектаклем. Может, поэтому и получился такой потрясающий курс? Все благодаря той работе, поездкам в Норильск и на место немецких концлагерей, набору профессионального и человеческого опыта…

— Надеюсь, такая связь существует. Мне вообще кажется, что дипломный спектакль должен быть один и самый главный в жизни. Эта работа должна рождать все последующие работы актера, да что там работы — всю жизнь художника. Вот единственная имеющая смысл задача театральной школы.

Это всегда мучительное решение: чему посвятить новый курс? Это же не просто постановка спектакля, а изучение огромного пласта действительности, изучение огромного пласта правды, опровержение большого числа банальных установок, которые живут в головах молодых.

Я всегда агитирую учеников, чтобы они делились со своими родителями тем, что делают. Мне вообще кажется, что эти связи очень важно укреплять. И вот когда они дома рассказывали о том, чем занимаются, как работают над «Жизнью и судьбой», большинству родителей это не нравилось. Многие из них знают о прошлом только официальные лживые легенды. Это были самые разные люди — от бизнесменов до рабочих, причем речь идет не о самом старшем поколении. Возникали очень серьезные споры. Так ребята познавали то, что еще Европа и сама Россия толком не познали.

Фото: Виктор Васильев, предоставлено пресс-службой Малого драматического театра — Театра Европы

— Известно, что вы сейчас работаете над «Братьями Карамазовыми» Достоевского. Уже поменяли в своем ежедневном расписании «изучение „Братьев Карамазовых“» на «репетиции „Братьев Карамазовых“»?

— Сейчас уже написано «репетиции», хотя не знаю, правильно ли это, потому что все равно продолжается изучение, ведь это изучение не просто романа, а прежде всего круга мыслей, которое рождает данное произведение. У Достоевского это был один круг мыслей, у литературоведов, которые писали о романе, — другой, у Ницше, который многими идеями Достоевского питался, — третий…

— А у режиссера Додина каков круг этих мыслей?

— Если бы можно было сформулировать, то не нужно было бы ставить спектакль, достаточно просто повесить где-то лозунг. Поэтому идет изучение всего пласта жизни и всего пласта размышлений, которые «Братья Карамазовы» вызывали у предыдущих поколений и которые вызывают у нас. И самое трудное, самое интересное, хоть и малосбыточное или редко сбываемое, — художественно сформулировать собственные размышления, найти сегодняшний нерв, найти сегодняшние чувства. Нет абстрактных чувств Мити Карамазова, нет абстрактных чувств Ивана Карамазова, есть только наши сегодняшние чувства, наши мысли, наше понимание, наши заблуждения.

Лев Абрамович Додин — театральный режиссер, художественный руководитель и директор Малого драматического театра — Театра Европы (Санкт-Петербург).

Родился в 1944 году в Сибири, в городе Сталинске (Новокузнецк). Начал театральную биографию в 13 лет в ленинградском Театре юношеского творчества под руководством Матвея Дубровина. В 22 года закончил Ленинградский государственный театральный институт, класс профессора Б.В. Зона.

Режиссерский дебют — телеспектакль «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева — состоялся в 1966 году. Затем последовала работа в ленинградском ТЮЗе. В соавторстве с Зиновием Корогодским и Вениамином Фильштинским сочинил спектакли «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», в 1972 году — первый самостоятельный авторский спектакль «Свои люди — сочтемся». После этих работ в Ленинграде заговорили о рождении серьезного режиссера. В 1975 году Додин вынужден был пуститься в «свободное плавание», в «пору скитаний» осуществил более 10 постановок на сценах различных театров. Спектакли «Кроткая» с Олегом Борисовым в БДТ и во МХАТе и «Господа Головлевы» во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским признаны сегодня крупными вехами в истории русского театра.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» К. Чапека. Появившийся в 1980 году спектакль «Дом» по прозе Федора Абрамова определил последующую творческую судьбу Додина и МДТ. Сегодня основная часть труппы состоит из выпускников шести курсов и трех стажерских групп Додина. Первые из них вошли в его команду в 1967 году, последние — в 2012-м. С 1983 года Додин — главный режиссер, а с 2002-го — художественный руководитель – директор театра. В 1998 году создатель и президент союза театров Европы Джорджо Стрелер приглашает Додина и Малый драматический театр в Союз.

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы — третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Додин является членом генеральной ассамблеи союза театров Европы. В 2012 году избран почетным президентом союза театров Европы. Автор более чем 70 спектаклей, в том числе полутора десятков оперных, созданных на ведущих европейских оперных площадках, таких как парижский Театр Бастилия, миланский Ла Скала, флорентийский театр Коммунале, амстердамская Нидерландская опера, Зальцбургский фестиваль и др.

Театральная деятельность Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами, в том числе государственными премиями России и СССР, премией президента России, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», премиями имени К.С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль, премиями французских, английских и итальянских театральных и музыкальных критиков. В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссеров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа — Театру».

Почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, командор Ордена Звезды Италии, лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор, постоянный член жюри профессионального конкурса литературных произведений «Северная Пальмира», «Золотого Софита», редколлегии альманаха «Балтийские сезоны».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.11.2018 10:47

Татарский национализм совершенно точно будет уравновешен федеральным центром, который от татарских националистов никак не зависит и у которого в руках все силовики страны. А вот кто уравновесит русских националистов, которые имеют представительство даже в Думе?

  • Анонимно
    19.11.2018 08:18

    Правильно. И когда президент говорит, что он главный националист, а отобранные пропагандисты начинают рассказывать со страниц газет и экранов телевизоров, что умеренный национализм хорош - это тревожный звоночек.

    Нац. меньшинства в России терпят угнетение. Последних скинхедов, которые убивали молотками иностранцев, судили в 2010-х, совсем недавно.

    • Анонимно
      19.11.2018 09:24

      Среди нацменов гораздо больше национализма.
      Нацменьшинства никто в стране не притесняет, но когда они начинают наглеть просыпаются национальные чувства у нацбольшинства.

      • Анонимно
        19.11.2018 11:27

        А что должно проснуться когда начинает наглеть большинство?

        Вы, я так понимаю, представитель большинства и вы говорите, что угнетения нет. Фаттахов вот говорил, что проблем с преподаванием татарского нет.

        Понимаете, когда речь заходит о межнациональных и вообще межгрупповых отношениях, важно то, что говорит притесняемый, а не то, что говорит тот, кого обвиняют в притеснениях.

        Человек вообще не склонен соглашаться с тем, что он совершает что-то плохое. Но межнациональные отношения - не та тема, в которой можно закрыть уши и глаза и притвориться, что все хорошо.

        Татарстанские чиновники притворялись, что никаких проблем с преподаванием татарского нет. Теперь федеральные чиновники притворяются, что нет проблем с преподаванием родных языков и гос. языков республик.

        И также как в проблематике преподавания татарского важно было то, что говорили противники обязательности, так и сейчас важно то, что говорят те, кто почувствовал себя ущемленным.

        Вообще на демократию и федерализм полезно смотреть через призму гражданских войн. Потому что одно из важнейших достижений демократии и федерализма - снижение количества гражданских войн через предоставление разным группам населения возможности участвовать в управлении страной и через предоставление им автономности.

        Для гражданской войны важно только то, насколько сильно ущемленной себя ощущает та или иная часть населения. И вся проблематика межнациональных отношений, в конечно итоге, сводится к тому, какие народы и насколько чувствуют себя ущемленными.

        Поэтому когда татары говорят "Нас ущемляют", нельзя им ответить "Нет, вам кажется, никакого ущемления на самом деле нет". Также и наоборот, когда русские говорят "Мы не хотим учить татарский 5-6 часов в обязательном порядке", нельзя им ответить "Вы живете в Татарстане, поэтому будете учить". Собственно и обратное "Вы живете в России, поэтому будете сдавать ЕГЭ на русском" - столько же глупо в долгосрочной перспективе.

        На обязательный татарский жаловались с 2010-х, игнорирование ни к чему не хорошему не привело, проблема вылезла наружу в прошлом году. На слишком слабую поддержку татарского начали жаловаться тоже не вчера, но массовость эти жалобы получили в конце прошлого года. И эта проблема тоже обязательно вылезет.

        Нужны механизма обсуждения таких проблем и поиска компромиссов. Ни решение Фаттахова "будем преподавать в обязательной программе и точка", ни решение Путина "будете преподавать в вариативной части и точка" не получены в результате вовлечения разных групп и не являются компромиссами.

      • Анонимно
        19.11.2018 13:27

        &

        Экстремизма зато меньше. Скинхедов среди татарских националистов нет.

      • Анонимно
        19.11.2018 19:20

        09.24. Вы не видите дальше своего корыта. Это моя вам реакция. Это означает, что ваши слова У некоторых групп людей вызывают напряжение. Вы не можете подобрать слова, которые несут мир и добро в души. Нацменьшинства не наглеют. Зарубите это на своём носу. Они медленно вымирают. И вы один из участников этого процесса.

    • Анонимно
      19.11.2018 09:26

      Татарский национализм очень опасен!

      • Анонимно
        19.11.2018 10:47

        Татарский национализм совершенно точно будет уравновешен федеральным центром, который от татарских националистов никак не зависит и у которого в руках все силовики страны. А вот кто уравновесит русских националистов, которые имеют представительство даже в Думе?

      • Fandas Safiullin
        19.11.2018 12:42

        А где Вы видите "татарский национализм"?
        Факты, примеры?
        Нет их у Вас, кроме провокационных выкриков специально внедренных штатных провокаторов на митингах в 90-х, которым удалось таки дискрдитировать татарское национально движение, выступающее за преобразование СССР в Союз равноправных народов и респубилк, без деления из на сорта и категории.

        Ваша реплика - вот это образец проявления провокаторского, но трусливого анонимного национализма - но не татарского.

        • Булгарин
          19.11.2018 13:56

          Надо просто различать национализм, нацизм и шовинизм. Это совершенно разные вещи, но часто преподносят как одно. Видимо, такая путаница очень нужна кому-то. Да, есть еще космополитизм, но как часто бывает, за ней тоже скрываются те, кто маскируются, чтобы за словесной шелухой проводить как раз свои интересы, в том числе и национальные.

    • Анонимно
      19.11.2018 09:35

      Да, даже на страницах БО некоторые говорят о "национализме - хорошем смысле". Не бывает у национализма хороших смыслов. Давить нужно всячески националистов.

      • Анонимно
        19.11.2018 10:04

        Национализм - слишком "воздушная" субстанция, мне кажется. Бог знает в какую форму он может замаскироваться.

        Надо воспитывать правильное отношение к межнациональным отношениям, рассказывать о ценности плюрализма, равенства, необходимости компромиссов и опасности ультиматумов.

        У нас дети на уроках обществознания заучивают наизусть статьи из Конституции. Кому это надо без правильного отношения к политическим оппонентам или представителям других национальностей?

        Если, когда эти дети подрастут, они выйдут на улицы с дубинами, думая, что стараются ради общего блага, заученные фразы не спасут общество от крови. А вот понимание, что самое страшное - это насилие и только через компромиссы его можно избежать - это ценно.

        • Анонимно
          19.11.2018 19:58

          &

          "У нас дети на уроках обществознания заучивают наизусть статьи из Конституции".

          Пускай учат. Первые кадры фильма "Дантон" 1983 очень трогательные, когда мать бьет по пальцам сына за то, что тот запинается в цитировании Декларации прав человека и гражданина. Некоторые вещи нужно знать наизусть.

    • Анонимно
      19.11.2018 10:52

      поинтересуйтесь содержанием Декларации независимости Израиля и еще раз расскажите об опасности национализма в нашей стране

      • Анонимно
        19.11.2018 11:46

        В сортах национализма не особо разбираюсь. В конфликте между Израилем и Палестиной погибли тысячи человек. Вы предлагаете игнорировать рост националистических настроений в нашей стране, потому что в Израиле и Палестине хуже? Тогда в один прекрасный день мы можем оказаться примерно в том же положении.

        • Анонимно
          19.11.2018 14:58

          я предложил ознакомиться с документом)
          в том же положении мы не окажемся - в истории никогда не бывает повторений, да и похожих же оснований для конфликта у нас и близко нет.
          роста "националистических настроений в нашей стране" я не замечаю - видимо живу в иллюзорном мире)
          интересно, а тех кто резал русских в бывших союзных республиках в 90-е осудили?
          если не разбираетесь, то ...)

    • Анонимно
      19.11.2018 13:25

      &

      "Последних скинхедов"

      Каких таких последних? Нападения и в наши дни происходят.

  • Я принял духовную пищу,
    Она для меня важней.
    Я ею свои чакры чищу
    И становлюсь сильней.

    Искания смысла жизни-
    Попытка создать чертёж.
    Однако наброски эскизны,
    Пока в мир иной не уйдёшь.

  • Анонимно
    19.11.2018 08:35

    Смотрел спектакль"Жизнь и судьба". Осталось двоякое впечатление. Там как раз на одной стороны чаши весов фашистский нацизм и советской большевизм, а на другой отнюдь не умеренный национализм.

  • Анонимно
    19.11.2018 08:36

    статья реальность

    очень понравилось

    вдумчиво

    и раставил по некоторым полочкам и гулаг и национализм как шовинизм и национализм как сопротивление шовинизму

  • Анонимно
    19.11.2018 09:02

    Берегите мир!

  • Анонимно
    19.11.2018 09:10

    Всегда наблюдаю четкую схему, диссидент, или антисоветчик, рано или поздно проявляет себя русофобом.

  • Анонимно
    19.11.2018 09:16

    Додин, поставивший на чашу весов нацизм и Советский коммунизм, это пережиток перестройки, когда подобными вещами разрушали союз. Даже еврество он предаёт таким способом - гитлер их преследовал, а ссср спасал. В общем, такие вещи за государственный счёт, конечно, нельзя ставить (а нам привозить). Пусть им восхищаются его сторонники и Лондон, откуда черпает заказы, видимо.

    • OlegBelg
      19.11.2018 14:06

      "Общий корень тоталитаризма...." Этот анализ общности разных проявлений тоталитаризма очень важен. Позавчера Вахитовский суд оштрафовал казанскую студентку за участие в мирном протесте против повышения пенсионного возраста. Это решение суда - росток тоталитаризм, из которого может со временем вырасти всепожирающее чудовище.

  • 1. Критикам национализма хочу напомнить библейскую притчу о Вавилонской башне. Бог её разрушил из-за чего? Именно из-за того, что человечество оказавшись в объятиях моноэтничности стали заниматься богопротивным делом. В целях недопущения этого впредь Господь как раз таки разделил народы. Вы что - умнее Бога?
    2. Высшая степень человеческого бытия является ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ. Но он разве может появиться и существовать без "здорового" национализма? Нет. Ибо ИНТЕРНАЦИОНАЛ это союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.
    3. "Больной" национализм - это нацизм и фашизм. Болезнь начинается проявляться при игнорировании в стране (государстве) правовых норм, позволяющих процветанию меркантилизма и эгоцентричности. Во всех сферах общественных отношений. На всех уровнях.
    4. Господин Додин, мне кажется, "нездоровый" национализм "ищет и видит" не там. В России в стадии репродуктивности сейчас находятся две формы национализма - это идеология так называемого Русского Мира и латентный сионизм.

    • Анонимно
      19.11.2018 23:42

      Да, при строительстве Вавилонской башни разные языки Бог дал людям в наказание, для разделения людей.
      А вы так и хотите наказаным быть? Если помыслы грязные, то так и надо конечно.
      Тем же, кто грязных намерений не имеет, ничто не мешает объединяться. Богом ли, человеком ли, но для этого все условия на сегодня созданы.

      • Анонимно
        20.11.2018 00:00

        23:42 Да никто ж не против, тока на честных условиях, а не так как сейчас.

      • Анонимно
        20.11.2018 09:21

        &

        Ну Вы же почему-то не хотите, чтобы в РФ был один единственный английский. Будьте последовательны. К чему Вавилон с языками городить...

  • Анонимно
    19.11.2018 11:32

    ГУЛАГ и Освенцим это порождение российского марксизма - не было бы диктаторов Ленина и Сталина не было бы и диктаторов Гитлера и Гитлера.

    Российский марксизм Ленина и Троцкого породил немецкий нацизм Гитлера и Гитлера и итальянский фашизма Мусолини, как реакцию мирового капитализма на захват власти в России международными марксистами-террористами.

    Книга В.Гросмана Жизнь и судьба" выхватывает из контекста истории небольшой кусок российской жизни при Сталине.
    И совершенно не понятно почему именно Сталин руководил страной в это время.
    А ведь Сталин это лучший ученик международных марксистов-террористов Ленина и Троцкого.
    Сталин всю жизнь пытался улучшить ту диктаторскую систему, которую построили Ленин и Троцкий - но ленинизм и троцкизм, как сталинизм, могут существовать лишь благодаря человеческим жертвоприношениям.

    За социальный эксперимент новой человеконенавистнической "религии" марксизма только Россия заплатила около 100 миллионов человеческих жизней, а если учесть жертвы марксизма в общем новом масштабе - от жертв нацизма и фашизма, которые являются порождением победы российского марксизма, до марксизского коммунизма Пол Пота, то речь уже идёт о многих сотнях миллионов ни в чем не повинных жертв тоталитарных систем.

    И в этом плане роман В.Гросмана не позволяет понять всю трагичность победы "религии" марксизма в России в октябре 1917 года.
    В романе В.Гросмана люди бессмысленно доносят друг на друга и убивают друг друга.
    Писатель не отвечает на вопрос "почему", а просто описывает кровавую бойню, не объясняя её причин.

    • Анонимно
      19.11.2018 13:34

      &

      В Капитале Маркса все довольно по-вегатариански. У него скорее эволюционный, чем кровавый революционный процесс рассматривается. А его обвинения в адрес капиталистов 19 века подтверждены документально и вполне справедливы. Мы же не обвиняем Иисуса в деяних инквизиции.

      • Анонимно
        19.11.2018 14:45

        Никто никого не обвиняет - Нюрнбергского процесса над марксизмом в целом и над российским марксизмом в частности ещё не было.
        Просто констатация фактов.

        Главное в учении Маркса это учение о диктатуре пролетариата.
        Любая диктатура невозможна без насилия, человеческих жертв.
        Маркс прямо призывал к физическому ничтожению целых социальных классов.

        И международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий захватив власть в 1917 году в России стали осуществлять идеи Маркса на практике, погрузив страну в Гражданскую войну и залив кровью.

        Международный капитализм испугался российского коммунизма (так учили меня в школе 50 лет назад) и в противовес создал немецкий нацизм Гитлера и итальянский фашизм Мусолини в надежде, что последние расправятся с российским марксизмом.

        Получилось несколько иначе...

        Поэтому роман В.Гросмана "Жизнь и судьба" в плане вскрытия причин огромных жертв Отечественной войны и репрессий 1930-х годов очень однобокий, не позволяет понять суть событий.

        • Анонимно
          19.11.2018 15:11

          &

          "Маркс прямо призывал к физическому уничтожению целых социальных классов"

          В каком произведении? Если в Капитале, то какая глава?

          • Анонимно
            19.11.2018 16:08

            Вы похоже в школе не учились.
            В советской.

            Почитайте работу К.Маркса "Классовая борьба во Франции", где Маркс прямо призывает к диктатуре пролетариата и физическому уничтожению целых социальных классов, в том числе и буржуазии.

            Для современного школьника подойдёт и Википедия - статья "Диктатура пролетариата".

            И поменьше агрессии в комментариях...

            • Анонимно
              19.11.2018 16:39

              &

              "физическому уничтожению целых социальных классов"

              Изъятие (экспроприация) средств производства у господствующего класса - это еще не его физическое уничтожение. В упомянутой Вами работе есть про "уничтожение классовых различий", а не про физическое уничтожение капиталистов.

              "И поменьше агрессии в комментариях"

              В каком месте в моих сообщениях агрессия? Зато в Ваших апломба хватает, выпускник советской школы. Я, кстати, тоже. Но ей богу, где здесь предмет для гордости?

              • Анонимно
                19.11.2018 18:41

                Извините, Вы притворяетесь или провоцируете?
                Почему отрицаете очевидные вещи?

                Маркс предлагал именно физически уничтожить целые социальные группы населения для установления диктатуры.

                Диктатура по Вашему устанавливается уговорами или просьбами?

                Диктатура это всегда насилие вплоть до физического уничтожения оппонента - по другому не бывает.

                Насчёт агрессии - Вы внимательно прочитайте первый Ваш комментарий - Вы не дискутируете, Вы отдаете приказ, который все обязаны выполнить.
                Что и было сделано.

                Но Вы "почему-то" стали отрицать очевидные вещи и защищать диктатуру Маркса.

                Подозреваю, что Вы латентный нео-марксист.
                Это Ваше право.

                • Анонимно
                  19.11.2018 19:13

                  &

                  "Вы отдаете приказ, который все обязаны выполнить"

                  Вы меня с кем-то путаете. Внимательно ознакомьтесь с комментариями под ником &. Никаких приказов я не отдавал.

                  "Диктатура по Вашему устанавливается уговорами или просьбами?"

                  А Вы читали Капитал? В процессе поглощения крупного капитала мелким и "постоянно умень­ша­ю­щим­ся числом магна­тов капитала...и рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими, развивается кооперативная форма про­цесса труда", см. главу 24 Капитала.

                  "Централизация средств производства и обоб­ществление труда достигают такого пункта, когда они стано­вятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капита­листи­чес­кой частной собствен­ности. Экспроприаторов экспроприируют", см. там же.

                  Где здесь о необходимости физического устранения капиталистов? Большую часть капиталистов уничтожат (как класс, а не физически!!!) такие же, но более крупные собственники средств производства. А затем придет время и этих самых крупных магнатов.

                  • Анонимно
                    19.11.2018 21:52

                    &

                    В первом предложении прошу читать: в процессе поглощения крупным капиталом мелкого.

                • Анонимно
                  20.11.2018 07:55

                  Диктатура пролетариата тем сходна с диктатурой других классов, что она вызвана необходимостью, как и всякая диктатура, подавить насильственно сопротивление класса, теряющего политическое господство. Коренное отличие диктатуры пролетариата от диктатуры других классов, - от диктатуры помещиков в средние века, от диктатуры буржуазии во всех цивилизованных капиталистических странах, – состоит в том, что диктатура помещиков и буржуазии была насильственным подавлением сопротивления громадного большинства населения, именно трудящихся. Напротив, диктатура пролетариата есть насильственное подавление сопротивления эксплуататоров, т. е. ничтожного меньшинства населения, помещиков и капиталистов.

                  Отсюда, в свою очередь, вытекает, что диктатура пролетариата неизбежно должна принести с собой не только изменение форм и учреждений демократии, говоря вообще, но именно такое их изменение, которое дает невиданное еще в мире расширение фактического использования демократизма

                  со стороны угнетенных капитализмом, со стороны трудящихся классов.

                  В. И. Ленин «О диктатуре пролетариата»

                  • Анонимно
                    20.11.2018 09:23

                    &

                    Уважаемый форумчанин, я Вам про Маркса, а Вы мне про Ленина...

                    • Анонимно
                      20.11.2018 16:25

                      Ленин-это Маркс.Эпохи,высшей и последней стадии развития Капитализма,когда возникает Империя,"развитие капитализма дошло до того, что, хотя товарное производство по-прежнему «царит» и считается основой всего хозяйства, но на деле оно уже подорвано, и главные прибыли достаются «гениям» финансовых проделок. В основе этих проделок и мошенничеств лежит обобществление производства, но гигантский прогресс человечества, доработавшегося до этого обобществления, идёт на пользу… спекулянтам."

                      В. И. Ленин

                      Империализм, как высшая стадия капитализма

                      • Анонимно
                        20.11.2018 16:59

                        &

                        "Ленин-это Маркс"

                        Заблуждение.

                      • Анонимно
                        20.11.2018 17:04

                        &

                        Кстати, в упомянутой Вами работе Ленин не оригинален и опирается на знаменитую книгу Джона Гобсона "Империализм".

        • Анонимно
          19.11.2018 15:23

          &

          Первую книгу Конрада Гейдена прочтите, 1932 г.. Там в главе про "Три корня национал-социализма " узнаете о влиянии на нацистов со стороны белогвардейцев.

        • Анонимно
          21.11.2018 06:37

          19.11.2018 14:45
          Напишите СВОЙ роман! Прсветите человечество!

    • Анонимно
      19.11.2018 14:02

      "Российский марксизм Ленина и Троцкого породил немецкий нацизм Гитлера и Гитлера и итальянский фашизма Мусолини, как реакцию мирового капитализма на захват власти в России международными марксистами-террористами"
      Ну зачем в очередной раз натягивать сову на глобус? Итоги Первой мировой для Германии, не?

      • Анонимно
        19.11.2018 14:52

        По итогам 1-й Мировой войны Германия вообще не могла иметь сильную армию.
        Но ведь кто-то Германии позволил вооружиться.

        Меня пионера и комсомольца учили в советской школе и институте, что немецкий нацизм Гитлера и итальянский фашизм Мусолини создал и вооружил мировой капитализм, напуганный российским марксизмом Ленина и Троцкого, которые призывали к Мировой марксистской революции.

        И это очень похоже на правду, если не есть сама правда.

      • Анонимно
        19.11.2018 15:08

        &

        Русские белогвардейцы активно "окучивали" немцев на тему расизма и, в частности, антисемитизма, см. Конрад Гейден, "История национал-социализма, карьера одной идеи", Часть первая, Глава первая. Три корня национал-социализма, Русские влияния.

  • Анонимно
    19.11.2018 11:45

    "Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали".
    Как часто бывает в жизни, руку помощи скорее подаст сосед, чем родной брат.

  • Анонимно
    19.11.2018 12:08

    Надо этому философу начинать свои выступления в некоем образовании израиль, желательно в приграничных районах с палестинцами. Никому нет дела что там происходит. Так же и здесь происходящее всем все равно по большому счету. Видимо природой так заложено в этих районах континента никогда не быть благополучию и покою.

  • Анонимно
    19.11.2018 12:14

    Ахренеть, ктож в стране работает...) Меня хоть с ребёнком оставили. Все пишут и пишут. Ни о чем.

  • Анонимно
    19.11.2018 12:40

    Спектакль супер. Спасибо Камаловскому тетру за приглашение ЖиС.

  • Анонимно
    19.11.2018 14:28

    Смотрю спектакли Додина только по тв-Культура. Это дешевле, чем в театре. Недавно показывали "Пьесу без названия" по Чехову. Спектакль красивый, с любимой Додиным обнаженкой. Но изначальная идея так и выпирает из всех сцен, монологов, диалогов. Идея, что жизнь отмирающего дворянства бессмысленна и порочна. Хотя люди все хорошие, мучаются, страдают. Жизнь все-таки сложнее и интереснее любой идеологии. Тот же недостаток у супер длинного спектакля "Братья и сестры" по Фёдору Абрамову - излишняя идеологизированность. Не спроста комментаторы забыли о спектакле, о романе и начали свой бесконечный дискурс по национальному вопросу. Когда-нибудь тв-Культура покажет и "Жизню-судьбу".

  • Анонимно
    19.11.2018 15:14

    Здравые суждения, которые закрывают кормушку для роста у нациков, которым бы только делить людей и загонять в резервации, как недавно пытались обсуждать для татар. Смешно и стыдно должно быть от таких "национальных" героев, которые являются по-сути разрушителями и кроме как рушить ничего не умеют. В России может быть только один национализм, общероссийский, переживание за него. Как говорил Высоцкий в диалоге с иностранным журналистом, у мне много вопросов к нашей власти, но они у меня и обсуждать буду я их не с вами. Ненавижу националистов, как вспомню Байрамову в 90-е, да и недавно она теми же способами пыталась, сразу мозги вправляются. Байрамова чистый пример того, что национализм - это зло. Я рождённый в смешанной семь, русской и татарина и я помню время, когда моя мама со слезами приходила домой и рассказывала матери и мужу о происходящем на роботе, за слова за спиной у неё из-за.

  • Анонимно
    19.11.2018 20:59

    Луч света в темном царстве шовинизма

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль