Общество 
25.11.2018

Булат Султанбеков: «Спасибо Табееву, меня из обкома не хотели отпускать»

Известный историк, справивший свое 90-летие, о том, как попал на похороны Сталина, снимал портрет Берии и чуть не встретился с Хрущевым

В интервью «БИЗНЕС Online» Булат Султанбеков рассказывает, как в его жизни случилось оказаться рядом со многими интересными людьми: Семен Игнатьев «по-шпионски» заслал его со спецзаданием в Агрызский район; Назиб Жиганов был благодарен обкому, что тот перестал учить его писать оперы; а Джохар Дудаев рассказывал, как получал в Казани Ту-22.

Булат Султанбеков Булат Султанбеков

«ОСТАНОВИТЬСЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»

— Булат Файзрахманович, как у вас со здоровьем? Разумеется, речь идет, прежде всего, о здоровье творческом.

— Все никак не могу завершить новую книгу о Троцком. Вроде бы вот он, свет в конце тоннеля, а тут находится вдруг еще материал и еще… Один факт интересней другого. И книга пухнет и пухнет, и остановиться не получается. Прямо как у Льва Николаевича. Кстати, о Толстом: примерно в моем возрасте он начал в конце последней строки иногда ставить странную, малопонятную и не совсем благозвучную аббревиатуру — ЕБЖ. Вот и меня сейчас в конце рабочего дня, когда подустану, иногда подмывает поставить толстовское «Если буду жив».

— Шуточки, однако, были у классика…

— Ну у меня есть и нечто собственное на этот счет, более оптимистичное. Вы ведь знаете, что как бы ни было плохо американцу, он в любом случае ответит на приветствие только так: «Ол райт». Я поступаю несколько честнее американцев и на вопрос о здоровье отвечаю: «Пол-райт!»

— Кого в своей жизни, кроме Льва Николаевича, вы могли бы назвать своим наставником?

— Мне вообще, надо сказать, везло на хороших людей. Особенно — на старших друзей, на тех, кого я действительно считаю своими наставниками. Если пройтись по волнам памяти, я бы начал с Абдулхака Хафизовича Кудашева, заведующего кафедрой физики казанского пединститута, который защищал свою диссертацию у Курчатова перед войной. Он из Сарманово, шахтер, участник Первой мировой войны, во время Брусиловского прорыва был ранен, попал в госпиталь. Потом вернулся, воевал в Красной армии, а дальше — обычный путь крестьянского сына к высотам науки. Очень интересный человек. Кстати, до конца жизни четверть своей зарплаты он выделял на книги, которые посылал в библиотеку своего родного района.

Когда в 18 лет я начал работать учителем истории в Шемордане, директором школы был Малик Шигапович Гиматов, тоже очень интересный человек. Дальше — армия. Командир батареи Бугров. О нем и о службе — история отдельная, да не одна, так что мы к нему еще вернемся. Из вузовских наставников я в первую очередь назову профессора истории Ионенко. Известный ученый, он был моим научным руководителем.

МАСШТАБНЫЕ ЛЮДИ, МАСШТАБНЫЕ ВСТРЕЧИ

— А в обкоме партии случались хорошие люди?

— Всякие встречались — и хорошие, и не очень, и интересные, а порой просто масштабные. Например, заведующим моим отделом некоторое время был известный Фикрят Ахмеджанович Табеев (1928–2015) — первый секретарь Татарского обкома КПСС с 1960 по 1979 годы – прим. ред.). История о том, как его из доцентов университета рекомендовали сразу на должность обкомовского завотделом, да еще с очевидной перспективой, разворачивалась буквально на моих глазах. Рядом со мной сидел инструктор, который ведал наукой, и он насчет кандидатуры Фикрята Ахмеджановича пошел к Фасееву (Камиль Фатыхович Фасеев (1919–2005), секретарь Татарского обкома КПСС по идеологии с 1957 по 1959 год, председатель президиума Верховного Совета Татарской АССР с 1959 по 1960 год, первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР с 1959 по 1963 год — прим. ред.). Тот сказал: «Приводи, покажем его Батыеву (Салих Гилимханович Батыев (1911–1985) — второй секретарь Татарского обкома КПСС с 1957 по 1960 год, председатель президиума Верховного Совета Татарской АССР с 1960 по 1983 годы – прим. ред.), а там уже — Игнатьеву (Семен Денисович Игнатьев (1904–1983) — министр государственной безопасности СССР с 1951 по 1953 год, первый секретарь Татарского обкома КПСС с 1957 по 1960 год — прим. ред.).

С Камилем Фасеевым С Камилем Фасеевым

СЕМЕН ИГНАТЬЕВ: «ПОЕЗЖАЙ В АГРЫЗ И СКАЖИ ИМ: «ШАЙТАН АШАСАН!»

— На посту первого секретаря фигурой с самым масштабным прошлым был, конечно, он, Семен Игнатьев, последний сталинский силовой министр. Я, когда в 2012 году писал о нем книгу, прочитал в его анкете, что Семен Денисович свободно владеет украинским, русским и узбекским языками. Он хорошо понимал и по-татарски, так что при случае его любимым делом было не по-русски сказать «Черт побери!», а именно по-татарски «Шайтан ашасан!» («Съешь тебя шайтан!»). Работая в обкоме, я не входил в «ближайшее окружение», так что встречал его довольно редко. Поэтому для меня было удивительным, что когда мой завотделом Табеев был в отпуске, то меня вдруг вызвал к себе сам Семен Денисович и сказал: «В ЦК идут письма о том, что в Агрызе тамошнее начальство своих жен пристраивает на работу в школы, а учителей любым способом оттуда выдавливает. Чуть позже он вручил мне удостоверение, и, когда я его читал, Игнатьев улыбнулся: «Это покажешь в райкоме. Они в соревновании, конечно, и без тебя разберутся; а тебе надо выяснить, в чем там дело, насколько реальны жалобы». Я приехал в район, побеседовал с учителями, которые писали жалобы, потом зашел к первому секретарю райкома и сказал: «Знаете что, уймите вы своих». То, что меня послал за этим Игнатьев, ему не сказал, но заметил, что если приедет комиссия из ЦК, то мало никому не покажется. Тот ответил: «Я все понял, я разрулю», — так и сказал. Я вернулся в Казань, доложил обо всем Игнатьеву, и он велел мне держать это дело на контроле. Больше жалоб не было.

Удостоверение от Игнатьева Удостоверение от Семена Игнатьева

Огромную роль как мой наставник сыграл, конечно, и Камиль Фатыхович Фасеев — умнейший человек, я с ним всегда был в хороших отношениях. Его мемуары «Вспоминая прошедшее» — это, пожалуй, самое правдивое описание того, что происходило в обкоме. Там он дает оценку и Игнатьеву, и Табееву, да и многим другим…

НАЗИБ ЖИГАНОВ: «А У ВАС В ОБКОМЕ ПОУМНЕЛИ!»

— До меня заведующим кафедрой общественных наук Казанской консерватории работал очень самонадеянный человек, который решил Жиганова учить политике (Назиб Гаязович Жиганов (1911–1988), крупнейший татарский советский композитор, создатель и первый ректор Казанской государственной консерватории (1945–1988), народный артист СССР — прим. ред.). Меня вызвали в обком и секретарь по идеологии Мурзагид Фатхеевич Валеев, тоже умнейший и порядочнейший человек, мне сказал: «Мы тебе, конечно, поломаем планы, но переходи-ка ты в консерваторию, а то этот… (далее — непечатное), сам понимаешь…» Я хорошо помню свой первый день в консерватории. Представился я Назибу Гаязовичу в качестве нового завкафедрой, Жиганов на меня посмотрел, чуть наклонив голову (он уже немножко глуховат был) и спросил: «Какие тебе Мурзагид дал инструкции, чему меня учить надо?» А я в ответ: «Сказал, чтобы я не учил вас писать оперы». А он: «Да у вас там умнеть начали!» После этого у нас сложились очень хорошие отношения, позже я написал про Жиганова несколько очерков.

Джохар Дудаев Джохар Дудаев

ДЖОХАР ДУДАЕВ: «У ВАС В УСЛОНЕ ТОЖЕ ХОРОШИЕ ГОРЫ, НО ОНИ ВСЕ-ТАКИ НИЖЕ КАВКАЗСКИХ»

— Вот еще один любопытный эпизод, когда я работал в вузе. В начале 1990-х у меня сложились очень неплохие отношения с Шаймиевым, и особенно — с завотделом по делам национальностей аппарата президента РТ. Меня туда пригласили и сказали, что ко мне есть поручение. Было ясно, что такая инициатива принадлежала не совсем самому отделу: «Надо съездить в Чечню, просто посмотреть, что там происходит. Мы предложили двум или трем профессорам — они не решились. А как вы?» — «Поеду, конечно». А повод был такой: в Грозном проходила конференция, посвященная юбилею Абдурахмана Авторханова — был у них такой известный чеченец-историк. Он жил и в США, писал книги, которые пользовались популярностью. Их у нас в 1990-е годы свободно переиздавали.

Я поехал на конференцию, пробыл там три дня, даже был председателем на одном заседании. Занимался с нами в основном вице-президент Чечни Яндарбиев, но после того как я выступил с докладом, мне передали, что меня попросил о встрече Дудаев. Мы разговорились, он очень интересовался, как идут у нас дела в Татарстане. «Я у вас был, самолеты получал, Ту-22». Он был не просто генерал, а первый и последний чеченец — пилот дальней авиации. Он в свое время служил командиром авиадивизии, которая стояла в Тарту (Эстония). Причем с ядерными бомбами. Вот я ему и говорю: «Джохар Мусаевич, а ведь когда вы командовали этой дивизией, ваши руки лежали на ядерной кнопке». Мне запомнился его ответ: «Да, моя дивизия могла превратить в ад больше половины Европы». Потом сделал паузу и сказал: «Если бы, конечно, дали долететь». На память о тех днях у меня осталась подаренная им его книга с автографом. Это был май 1994 года.

На память о тех днях у меня осталась подаренная им его книга с автографом. Это был май 1994 года На память о тех днях у меня осталась подаренная Дудаевым книга с автографом. Это был май 1994 года

Конечно, он явно переиграл, когда речь зашла чуть ли не о выходе из состава страны, когда у него появились свои войска, своя авиация. Но тогда Дудаев мне показался договороспособным, он сказал тогда: «Мне нужно только полчаса разговора с Ельциным с глазу на глаз, но мне этого не дают». Дальнейшую историю вы знаете. Когда я приехал и рассказал все Минтимеру Шариповичу, он заметил: «Добром это не кончится».

— Какое Дудаев произвел впечатление как человек?

— Очень подтянутый, спортивный, серьезно занимался восточными единоборствами — по-моему, дзюдо. Очень грамотный, внимательный собеседник, и с хорошим юмором был человек: «Когда мы приезжали к вам на 22-й завод получать матчасть, нас вывозили на шашлыки в Верхний Услон. Там замечательные горы, но они все-таки ниже кавказских».

Все эти люди были, как я уже сказал, просто масштабные. Вот так, как говорят математики, в первом приближении я ответил на этот ваш вопрос?

ЧИСТО СОВЕТСКАЯ «КАРЬЕРА»

— Да, потому и предлагаю перейти к ретроспективе вашего трудового пути, который на современный лад принято называть карьерой.

— Тогда придется начать с детства, с семьи. Мой отец участвовал в Гражданской войне. Я уже как-то рассказывал о нем вашим коллегам. В годы Гражданской он вступил в партию, всю остальную жизнь — на партийно-государственной работе. В годы «большого террора» был из партии исключен. На мамино предложение написать Сталину ответил: «Ему-то и не буду. Не дай бог, вспомнит». Уже потом я узнал, что на одном из партийных съездов он выступил против предложения вождя по национальному вопросу. Арестовать его не успели: папа слег в больницу, где и умер в возрасте 48 лет, когда мне исполнилось 12.

Мама была учительницей. Жили мы, мягко говоря, очень скромно. Да еще шла война. Так что в 1942 году я пошел на завод учеником токаря. Помню свой первый станок «Удмурт», потом меня поставили за токарный ДИП-200. Это было тогда модное слово — «Дип», его как аббревиатуру понимали так: «Догнать и перегнать!» В то время вообще в моде были сокращения — паровоз и фотоаппарат назывались «Фэд» — Феликс Эдмундович Дзержинский; были танк, самоходное орудие и скоростной паровоз «ИС» — Иосиф Сталин; танк «КВ» — Клим Ворошилов; автозавод имени Молотова и соответственная марка автомобиля — «ЗИМ», автозавод имени Сталина и штучного изготовления правительственный «ЗИС». Кстати, один «ЗИС» был и в Казани — у первого секретаря обкома, но только для приема важных гостей, а рабочим, повседневным у него был все тот же «ЗИМ». Но мы отвлеклись…

Сержант Султанбеков у знамени части Сержант Султанбеков у знамени части

«ОБЫЧНЫЙ НАБОР» ДЛЯ ПОЛИТИКО-ДИВЕРСИОННОЙ РАБОТЫ

— Тогда перейдем к чему-нибудь приятному. Давайте начнем с армии.

— В свои 22 года я был самым молодым в Татарии завотделом агитации и пропаганды Чурилинского сельского райкома партии (в нее я вступил в 1948 году, а в 1950-м меня взяли в райком). Но проработал я там всего три месяца, и меня призвали в армию.

— С присвоением офицерского звания?

— Нет, ефрейтора.

— Как так, почти в рядовые со штатной должности завотделом райкома партии? Ничего себе — карьерный рост…

— А в то время шла война в Корее, и был организован, так скажем, «обычный набор» для политико-диверсионной работы. Я попал на курсы в Рязань, мы жили в одной из казарм знаменитого десантного училища, прыгали с парашютом на его аэродроме, но больше к самому училищу отношения не имели. Прозанимался я там всего два месяца, три раза прыгнул с парашютом. Третий прыжок оказался неудачным — дунуло ветром, да так, что я не успел подобрать стропы, и меня ударило о дерево. С оскольчатыми переломами ребер и переломом ноги я завершил свой «десант», попав в госпиталь. В рязанском госпитале меня вылечили, но, очевидно, для будущей работы, куда меня планировали, я уже не годился. А так как меня уже призвали, то отправили дослуживать… Ну сейчас из этого секрета уже, наверное, нет ни в названии, ни в чем-то еще, все давным-давно расформировано. Словом, я был радиолокаторщиком, помощником командира взвода 6-й батареи 240-го гвардейского зен-артполка, который входил в состав 1-й гвардейской зен-артдивизии, штаб которой располагался в Митино, под Москвой. Тогда, в 1950-м, ракет еще не было, так что это был главный щит неба столицы нашей Родины.

Что касается армейской службы — история обычная. Служили мы тогда три года, в авиации — четыре, на флоте — пять. Призвали меня в марте 1950-го, а вернулся я в декабре 1953-го, так что получилось послужить три года с небольшими копейками. Начал с ефрейтора, ушел домой гвардии старшим сержантом. А так как я был секретарем парторганизации батареи — единственным из сержантского состава дивизии, комбат мне сказал: «Надо как-то тебе это дело возместить…» А из высокооплачиваемых сержантских должностей были всего две — старшина и санинструктор. «Пройдешь санинструктором». Я говорю: «Петр Карпович (в неофициальной обстановке я обращался к нему не „товарищ майор“, а по имени-отчеству), я же ничего в медицине не понимаю». На что он ответил: «А чего тут понимать? Раз в неделю во время утренней поверки каждого третьего мажь зеленкой, чтобы было видно, что служба работает. А если что-то серьезное — тут уж в санчасть, в полк можно отвезти».

А в Корее я все равно побывал. В 1951 году нам дали новые зенитные комплексы, а старые наши пушки мы поездом, в вагонах-теплушках, повезли как раз туда. Пересекли корейскую границу, наш эшелон прошел благополучно, а предыдущий американцы разбомбили. Сейчас я уже не помню, как называлась станция, но на ней нас встретили не корейцы, а китайские добровольцы. Вот им мы и передали нашу матчасть. На той войне это была самая крутая техника. Там мы были всего дня три: проехали-выгрузились-передали — и обратно. Ни прогулок, конечно, ничего: шла война. Так что саму страну мы, конечно, не видели, но говорили, что невдалеке от нас, в момент передачи, присутствовал Ким Ир Сен.

Партийный билет члена КПСС Партийный билет члена КПСС

НЕОБЫЧНЫЕ СВИДАНИЯ С РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ

— Самые запоминающиеся моменты того периода были связаны не совсем со службой. Мы находились в своем военном городке, когда в марте 1953-го умер Сталин. И я был участником его похорон, в смысле того, что стоял в Москве в оцеплении в районе Манежной площади, около Колонного зала Дома Союзов, в котором находилось его тело. Видел и знаменитую давку. Но самая большая трагедия происходила не около нас. Рядом стояли автобусы, нас чуть прижали к ним, и одну девчонку нам пришлось-таки из толпы выхватить… Но там, где мы были, насколько я знаю, обошлось без жертв. Чуть позже нас провели через зал, где лежал Иосиф Виссарионович. Конечно, ничего толком я не разглядел, хотя и прошел от него всего в 3 метрах — сподобился. Но одно могу сказать: переживания действительно были всенародные. Я помню, одна женщина говорила: «Вот сейчас медицина сильная, возьмите мое сердце, пересадите вождю!» И это было вполне искренне, никакой рекламы, никакой пропаганды.

А вот лично с Хрущевым я чуть было не сподобился встретиться. 1952 год. Идет подготовка к ХIХ съезду партии, и в проекте его решений было записано, что вместо ВКП (б) она теперь будет называться КПСС. Вот мы говорим о тогдашнем режиме, но всякое бывало и тогда. В общем, написал я в ЦК партии письмо, что новое ее название кончается на две очень нехорошие буквы. Ну письмо отправил — и отправил. Вдруг — звонок из политотдела: сейчас придет машина, тебя приглашают в Московский горком. Он располагался на Старой площади, рядом с ЦК. До этого я Хрущева, вообще говоря, видел, но только издали, когда он был у нас на партийной конференции дивизии. Я как единственный партийный сержант сидел в президиуме, где-то в третьем ряду, а он — в первом. А теперь, в горкоме, мне в приемной говорят: «Вот товарищ Хрущев хотел тебя принять и объяснить про название, но он уехал в ЦК, и объяснить, что к чему, сейчас придется нам». Но никаких оргвыводов не последовало, все прошло тихо-спокойно. Вот так, «на дальних подступах» и состоялось мое свидание с партийным лидером страны.

И последнее армейское воспоминание. Мы стояли в зенитно-артиллерийском лагере в Костерево Владимирской области. Помните «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева? Так вот это как раз после Петушков — следующая станция. А в Петушках, между прочим, был военный аэродром. Оттуда как раз взлетали самолеты «Бостон», по которым мы вели учебные стрельбы. Лето 1953-го, вдруг нас поднимают по тревоге, по «красному пакету». А это означает, что мы в Москву перемещаемся не на поезде, как обычно, в течение около полутора суток, с погрузкой и так далее, а надо прицепить пушки к «студебеккерам» и через 4 часа быть «на точке» в Бескудниково. Там место было приготовлено и для орудия, и для локатора. У последнего был сверхсекретный счетно-решающий механизм «Малахит» — этакий огромный фургон. Так что нам сказали: «Если будут спрашивать, что это такое, говорите — полевая пекарня». Мы разместились, меня вызывает комбат и говорит: «Не нравится мне все это. Но будет война или нет — кто его знает (эту фразу он произнес несколько иначе, употребив более расхожее русское выражение). А вот комиссия из политотдела по проверке агитационно-массовой работы будет обязательно. Так что иди и оформляй ленинскую комнату (так раньше в армии назывался красный уголок)».

Я взял двух солдат, мы начали раскладывать на столах соответственные брошюры, развешивать на стенах портреты членов политбюро (тогда, по-моему, оно уже стало называться президиумом), вдруг — телефонный звонок. Я беру трубку: «Сержант Султанбеков слушает». «Это Саватеев, — раздалось на том конце (в то время в армию шел призыв партийно-комсомольских работников, и замполитом полка к нам прислали майора Саватеева, бывшего завотделом ЦК комсомола). — Ваш замполит в отпуске? Ты за него?» Отвечаю: «Так точно, товарищ майор!» «Чем занимаетесь?» Я говорю: «Оформляем ленкомнату, вот сейчас развешиваем портреты членов президиума, маршала Советского Союза товарища Лаврентия…» Он меня прерывает: «Не вешай, а сними и выбрось подальше эту *** ». А вы представляете, что такое для всех для нас был тогда товарищ Лаврентий Павлович Берия? Так что пришлось уточнить: «Я вас правильно понял, товарищ майор?» — «Правильно, выполняйте», — и положил трубку. Я пошел на огневую, доложил комбату: мол, так и так. Первая его реакция: «А какой голос был у Саватеева?» Я говорю: «Трезвый!» Комбат говорит: «Нет, все-таки давай я сам позвоню». Позвонил: «Вот тут Султанбеков доложил мне о вашем указании». Дальше комбат Бугров только слушал и односложно отвечал: «Да, товарищ майор!», «Понял, товарищ майор!», «Выполним, товарищ майор!» Комбат Бугров человеком был очень мудрым и дальновидным, так что следующий его афоризм я запомнил на всю жизнь как своего рода руководство к действию в особо сложных ситуациях. Он сказал мне так: «Снять — сними, а выбрасывать — дня три подождем. Как оно еще сложится?»

А после, конечно, мы узнали про Берию много для нас неожиданного. Предполагали и заговор, поэтому сняли командующего округом, военного коменданта Москвы генерал-лейтенанта Синилова (Кузьма Романович Синилов (1902–1957) — военный комендант Москвы с 1941 по 1953 год — прим. ред.), хотя был заговор или нет — до сих пор доподлинно неизвестно. Во всяком случае, в дивизии имени Дзержинского, которую в тот момент срочно блокировали, ничего об этом не знали.

Трудовая книжка Трудовая книжка

«Я УЖЕ НАСЧЕТ ВАС ДОГОВОРИЛСЯ»

— Вернувшись из армии в Казань, поработал в школе учителем истории, опять-таки всего несколько месяцев, и в 1954 году меня вызвали в Татарский обком партии и сказали: «Хорошо, что вы вернулись, опыт работы у вас есть». А затем  предложили для начала пойти вторым секретарем в один из сельских райкомов. И вот сижу в приемной второго секретаря обкома партии Кузнецова: перед назначением положено было пройти собеседование у одного из высоких партийных руководителей.

Тогда все ходили в полувоенной форме — френчах, а тут в приемной появляется человек в сугубо гражданском костюме, при галстуке, в очках, смотрит на меня внимательно и спрашивает:

— Вы Султанбеков?

— Да.

— А я Хамматов, завотделом школ (Хамматов Шамси Хабибуллович (1919–1988) — известный татарский журналист, писатель, общественно-политический деятель и ученый, главный редактор органа Татарского обкома КПСС — республиканской газеты «Социалистик Татарстан» с 1960 по 1983 год — прим. ред.). Я предлагаю вам прийти инструктором к нам в отдел.

А передо мной в очереди в кузнецовский кабинет остался только один человек, после него должен был зайти я. Перехватив мой взгляд, Шамси Хабибуллович сказал: «Я уже насчет вас договорился, так что пойдемте», и повел меня прямо к Муратову (Зиннат Ибятович Муратов (1905–1988), первый секретарь Татарского обкома ВКП (б)/КПСС с 1944 по 1957 год — прим. ред.)

Муратов человек был очень интеллигентным, воспитанным. Для этих партийных зубров я был совсем мальчишкой — 26 лет, но он вышел из-за стола, на полпути приобнял меня, посадил и полчаса рассказывал, как надо вести себя в новой должности. Запомнились его слова: «По вашему поведению судят и обо всех партийных работниках, не забывайте об этом ни на службе, ни дома, ни в обращении с людьми».

А дальше была обычная судьба: я отработал в обкоме 6 лет инструктором. Потом — спасибо Табееву, меня из обкома не хотели отпускать. Но у меня давно была мечта: я очень любил читать, а читать я начал рано, в четыре года, любил историю, уже ее преподавал, так что очень хотел в аспирантуру. Но, когда вернулся из армии, прием в нее был окончен. А тут — обком, и аспирантура моя задержалась на эти самые 6 лет. И, наконец, Табеев меня отпустил с миром.

В казанском пединституте пришлось сначала поработать преподавателем, старшим преподавателем, а также секретарем институтского партбюро. Но потом все-таки отпросился в аспирантуру, окончил ее защитой кандидатской диссертации и почти 40 лет после этого работал в казанских вузах. Впрочем, об этом мы уже немного поговорили…

Булат Файзрахманович Султанбеков – кандидат исторических наук, профессор. Заслуженный работник культуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. Награжден знаком «Почетный архивист» федеральной архивной службы России, многими медалями, среди которых особо выделяет медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Член редколлегий республиканской Книги Памяти, журналов «Казань» и «Гасырлар авазы – Эхо веков». Активный автор и читатель «БИЗНЕС Online».

Родился 18 ноября 1928 года в Казани.

Окончил Казанский государственный педагогический институт (1950).

С 1947 года работал учителем в средней школе.

1950 –1953 – служба в Советской армии, гвардии сержант, радиолокаторщик.

1954–1961 – инструктор отдела школ и высших учебных заведений Татарского обкома КПСС.

1961–1972 – доцент, проректор Казанского педагогического института.

1972–1982 – заведующий кафедрой Казанского института культуры.

1982–1989 – заведующий кафедрой Казанской консерватории.

1989–1991 – доцент Казанского государственного университета.

1991–2003 – заведующий кафедрой Татарского института повышения квалификации работников образования.

Имеет сына и двух дочерей.

Им опубликовано более 200 работ по народному образованию, национально-государственному и культурному строительству, истории спецслужб и политических репрессий. В их числе более 20 книг, среди которых: «Первая жертва генсека», «Страницы секретных архивов», «Тайны национальной политики», «С грифом «Совершенно секретно», «Сталин и «татарский след», «Политические репрессии в Татарстане. Законы. Исполнители. Реабилитация жертв», «Архивы и судьбы», «ХХ век. События, личности, тайны», «Красный пророк. Воскрешение» и другие.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.11.2018 13:02

Да, делать вывод о плохих поступках человеку, упрекающего нашего героя в том, что тот, потеряв отца, 12-летним голодным пацаном в войну встал у токарного станка - по-видимому, верх особой нравственности? Впрочем, нужно ли дискутировать о таких материях, как нравственность, честность, порядочность с человеком, у которого плохо с арифметикой (в статье дважды упоминается, что Булат Султанбеков проработал 6 лет в обкоме из своих 90)? Здесь надо не спорить о высоком, а ограничиться советом купить учебник за 1-й класс общеобразовательной школы.

  • Анонимно
    25.11.2018 10:37

    Книгу о Троцком надо бы все же издать.
    Удачи.

    • Анонимно
      25.11.2018 10:53

      Зачем? Если только с пометкой -так делать нельзя. А если делать так, то космос освоим не скоро?

    • Анонимно
      25.11.2018 13:52

      Поясняем, естествоиспытателями не рождаются, ими становятся. Возможно один на млрд. И, если истреблять народ, как это делали Троцкий и К прогресса можно не дождаться. Странно, что историк так и не понял этой простой истины.

  • Анонимно
    25.11.2018 11:09

    А вспомнить то и нечего, кроме обкома и людей той эпохи ...

    • Анонимно
      25.11.2018 11:17

      Значит остальные поступки были хуже, чем обкомовские.

      • Анонимно
        25.11.2018 13:02

        Да, делать вывод о плохих поступках человеку, упрекающего нашего героя в том, что тот, потеряв отца, 12-летним голодным пацаном в войну встал у токарного станка - по-видимому, верх особой нравственности? Впрочем, нужно ли дискутировать о таких материях, как нравственность, честность, порядочность с человеком, у которого плохо с арифметикой (в статье дважды упоминается, что Булат Султанбеков проработал 6 лет в обкоме из своих 90)? Здесь надо не спорить о высоком, а ограничиться советом купить учебник за 1-й класс общеобразовательной школы.

        • Анонимно
          25.11.2018 16:02

          Секретарь парткома института это тоже не для "благородных девиц" работа.

          Не в обиду будет сказано - юбиляр историк и знает, что история дама очень жестокая.

          Желаю юбиляру дожить до 119 лет, чтобы в газетах написали - "ушел безвременно".

          • Анонимно
            26.11.2018 10:52

            Скольких студентов "срезали" на экзамене по "Истории КПСС" и выгнали из института?

            Тысячи и тысячи...

            • Анонимно
              26.11.2018 11:39

              10.57.Ваш вопль о многих тысячах студентов ,выгнанных за незнание истории КПСС, злонамеренная ложь в угоду фальсификаторам истории, либерастского пошиба. Хорошо помню те времена,преподавал историю СССР, и кпссники были самыми либеральными экзаменаторами ,и не по доброте, а двойки по этому предмету, означали бы их неумение довести свет м.л. до жаждуших увидеть его студентов, а это было весьма чревато последствиями. Мы ставили намного больше двоек по заслугам, ибо наш предмет был формально беспартийным, и нагрузки большими, чем у преподов м.л.

              • Анонимно
                26.11.2018 12:54

                Ну, господин хам, это похоже на саморазоблачение...
                В булгаковском стиле...

                Т.е. Вы признаете, что Ваш предмет "история СССР" был "формально беспартийный", а фактически "историю СССР" Вы использовали как партийный (ВКП(б), КПСС) инструмент для расправы над инакомыслящими студентами, ставили им "двойки" и выгоняли из института (или университета).
                Вот это признание...

                И всё это было не в 1920-1930-е годы, а в 1960-1970-е годы.

                Ну теперь с Вами всё стало окончательно ясно - да у Вас руки по локоть в крови, пусть и не в прямом смысле, как у Ваших учителей марксистов-террористов 1917-1930-х годов, а в переносном - Вы поломали судьбы тысяч талантливых молодых людей.
                И похоже гордитесь этим...

                Теперь понятно и Ваше базарное хамство - возникло оно от вседозволенности и многодесятилетней безнаказанности.

                А что касается Ваших коллег, преподающих "историю ВКП(б) и КПСС", то все учившиеся в советских "Вашего периода" институтах и университетах помнят, как все ночи на пролёт приходилось "конспектировать" бесконечные труды марксистов-террористов - Маркса, Энгельса, Ленина и др.

                Ну Вы, господин хам, и показали "звериный оскал марксизма"...

                Даже смеяться над Вашими безграмотными и злобными комментариями стало противно...

                • Анонимно
                  26.11.2018 14:37

                  Читаю, многочисленные, безграмотные, истеричные выкрики 12:54, заполняющего словесным поносом этот пост и узнаваемого по самоназванию ХАМ, сооздается впечатление,что пользуясь недосмотром мпдперсонала шизофреник, или буйный параноик, судя по однообразию его визга, проник в чей то кабинет с вай фаем и стучит оттуда гадости на клаве ,засоряя информпространство. По своей лексике ,это маразматическое существо, бывший преподаватель м.л. перебежавший в либерасты и свихнувнувшиийся от перегрузок в новой атмосфере, но сохранившии лексику и аргументы прежней профессии, когда категорично вещал, что его постулаты непобедимы, потому ,что верны ,а затем повторял это наоборот. Касаемо,его непотребной ругани в адрес прежних кумиров, то это стереотип всех иуд. Известно, например, из истории, что различные перебежчики из христианства, публично топтали иконы и плевали на изображения святых.И здесь самое то!

                  • Анонимно
                    26.11.2018 15:19

                    Какой-то поток сознания - даже неупорядоченный - обиженного на весь свет человека.

                    Уважаемый Вы за что на всех обиделись?

    • Анонимно
      25.11.2018 13:07

      А что - в ту эпоху жили люди из какой-то другой, параллельной во времени? Видимо, автор этой реплики - писатель-фантаст. Тогда дайте книжку почитать.

      • Анонимно
        25.11.2018 14:01

        Автору фейка 13:07. Тебе надо не злобствовать и стебом заниматся с дивана, а поговорить с теми,кто в войну, в 14-15 стояли у верстаков и ста2нков,а после нее служили срочную от 3 лет в сухопутных до 5 на флоте. Только все меньше и меньше их становится.Очень хорошо,что БО дал яркие запомиинающиеся события послевоенной эпохи,включая смерть Сталина и арест Берии, глазами учителя,а затем солдата. Замечу,что теперешние либерасты -прихватизаторы во главе с его Всепьнейществом, рвались к власти с криками долой привилегии партноменклатуры,а что получилось мы видим ,после прхватизации всего и вся, и повальной ваучеризации -чубайсизации ,когда везде стоят дворцы новых баев и тюря, на фоне которых руководители советской эпохи кажутся монахами -асктами. Помню в нашем районе сняли первого секретаря райкома КПСС,за то,что из 3 комнатной квартиры он переехал в дом,где было 4 комнаты,причем все это государствнное и продать его было невозможно,даже за попытку, исключв5или бы из партии за перерождене.Во всяком случае уровень коррупции, был в советское время на порядок ниже чем сейчас,когда, судя по криминальной хронике ,включая и материалы БО,не осталось структур не затронутых ею. Хотя антикоррупционных контор,разного наименования полно.

        • Анонимно
          25.11.2018 16:04

          Троцкий ездил на императорском поезде, в императорском вагоне и т.д.

          • Анонимно
            25.11.2018 17:10

            16.04.До того как включить комп, попробуйте проделать это с мозгами.Впрочем,судя по тону и содержанию фейка, последствия родовой травмы неизлечимы,имею ввиду ездил в императорском поезде. Нормальным читателям советую прочитать в серии ЖЗЛ,биографию Троцкого,в ней без херумивизации и демонизации дана биография человека стоявшего до 1924 г. пцочти вровень с Лениным,в том числе и о его штабном поезде, действовавшем, как воинская часть,в том числе и под Казанью в августе -сентябре 1918 г.где решалось быть или не быть советской России.Пожалуй никто, не был так оболган в советской историографии, как Троцкий, хотя Сталин в первую годовщину Октября писал ,что без него вооруженное восстание в Питере не победила бы.Но после смерти Ленина ,борьба за власть сделала их смертельными врагами,и Сталин лучще прямолинейного противника, овладевший искусством интриг, и уменьем сталкивать между собой конкурентов ,вышел победителем.Сейчас о Троцком много пишут и есть даже т.в. сериал,но жзлвская книга
            Г. Чернявского,наиболее достоверна.Советую всем посетить Свияжсеий музей гражданской войны, где есть макет кабинета и сккльптура Троцкого, это единственное напоминпние о нем в РФ, хотя его противники : Деникин,Колчак,Каппель и даже Маннергейм, отмечены в различной мемориальной форме.

            • Анонимно
              25.11.2018 20:51

              Вы, господин хам, разве не знаете, что хамство и оскорбления не являются аргументами и доказательствами в дискуссии, а свидетельствуют лишь о чрезвычайно низком интеллектуальном уровне развития их использующих.
              Это во-первых.

              Во-вторых, не все считают, что "близость" к международному марксисту-террористу В.И.Ленину является достоинством. Скорее наоборот.

              В-третьих, вооруженным государственным переворотом, который устроил международный марксист-террорист Л.Д.Троцкий в России в октябре 1917 года, приведший к десяткам миллионов человеческих жертв, может восхищаться только нео-марксист, жаждущий новых человеческих жертв.

              В-четвертых текст Вашего комментария очень сильно напоминает публичный донос марксистов друг на друга в 1920-1930-е гг.

              • Анонимно
                25.11.2018 22:37

                Господин либераст 20.52, стратдающий недержанием речи, сиречь словесной диарреей. Не буду прибегать к вашей лексике,являющейся автопортретом агрессивного либерастмаргинала.Читателям напомню, что число жертв якобы мирного распада ,а точнее предательской ликвидации СССР,насчитывает сотни тысяч жертв, особенно во время кровавых собтий в Средней Азии,где число погибших в межкэттничеких конфликтах в Таджикистане и Киргизии,превысило число погибоих в ВОВ,плюс сотни тысяч, беженуев.Такова цена прихода дикого капитализма,не упоминаю,о жертвах ставших следстсием этой геополитческой катастрофы на Кавказе, и ряде других регионов постсоветского пространства.Воздержусь от характеристиаи вашего доноса,напоминающего лексику 37 г.

                • Анонимно
                  26.11.2018 10:55

                  Ваше базарное хамство обличает только Вас, как человека с крайне низким уровнем интеллектуального развития, и позорит героя статьи, которого Вы "защищаете".

                  Только и всего - Вы просто смешны с Вашей злобой, ненавистью и хамством.

                  • Анонимно
                    26.11.2018 11:48

                    10.55.Когда придете в себя, после истошной истерики, со злобными кличками в адрес оппонентов,перечитайте свои гадости.Это ведь и есть, ваш автопортрет,озлобленного и невежестенного либераста, не нуждаюшийся в комментах.

                    • Анонимно
                      26.11.2018 12:37

                      "Кличка" у Вас одна - "хам" - Вы же просто захлебываетесь собственным ядом, если кто-то с Вами не то что не соглашается, а просто высказывает свое мнение, которое хоть чуть чуть отлично от Вашего.

                      Вы очень похожи по Вашему менталитету на марксистов-террористов 1917-1930-х годов.

                      Ваши комментарии и обсуждать нечего - они заполнены марксистскими штампами, а в основном оскорблениями оппонентов и доносами на них - всё в стиле "партийных дискуссий" РСДРП(б) и ВКП(б) 1920-1930-х годов.

          • Анонимно
            25.11.2018 21:13

            Если быть точнее, то Л.Д.Троцкий ездил на своём бронепоезде в роскошном вагоне Министра путей сообщений Российской империи времен императора Николая II.

            Из Википедии, статья "Поезд Троцкого":

            "Сам Лев Давидович размещался в отдельном вагоне, принадлежавшим раньше царскому министру железных дорог[19]...".

            • Анонимно
              25.11.2018 21:58

              Из статьи "Императорский поезд":

              "После отречения Николая II в марте 1917 года его поезда в течение полугода использовались министрами Временного правительства. После прихода к власти большевиков из императорских вагонов сформировали знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Л.Д.Троцкого. Он пользовался удобствами Императорского поезда, в том числе гаражом-вагоном, построенным в 1915 году для состава Николая II".

      • Анонимно
        25.11.2018 14:45

        13.07. Советую вам не писать фейки о параллельном времени ,а почитать весьма правдивые, и критически оценивающие некоторые промахи того времени, воспоминания, двух председателей президиума ВС ТАССР.К.Ф.Фасеева и А.Б.Багутдинова, правда изданы мизерным тиражом,но может быть к 100 летию республики их переиздадут. Возможно стоит переиздать и книгу Свет и тени биографии сталинского министра,о С.Д Инатьеве, работавшем первым секретарем Татобкома партии в 1957-60 гг., и сделавшем очень многое, для культуры татарского народа и особенно национальной школы, за, что был выдворен на пенсию в 50 с небольшиим, официально по болезни,а фактически,якобы пособник татарских националистов. Не случайно, поэт и публицист А. Халим,посвятил,ему недавно стихотворение начинающееся словами- Спасибо вам Семен Денисович.К сожалению биография Ф.А.Табеева, написанная двумя дамами- журналистками из Москвы ,представляет новый вариант жития святых.

        • Анонимно
          25.11.2018 22:00

          Извините, а разве "воспоминания" могут быть "правдивыми"?

          Тем более коммунистов.

          Даже воспоминания маршала К.Г.Жукова от издания к изданию отличались.
          Даже после его смерти были изменения...

  • Анонимно
    25.11.2018 12:26

    Господа фейкуны, внимательнее надо читать,прежде чем ,гадости писать,мол обкомтолько. Сам встал к станку в 44, дип - 200 помню, он еще и после войнч долго служтл отечемтву, и в армии служил 3 года, правда в танковых войсках,где по армейской поговорке, всегда порядок.
    ,

  • Анонимно
    25.11.2018 12:36

    Интересная жизнь - интересный Человек. Поклон.

  • Анонимно
    25.11.2018 13:21

    Интереснейший человек, рад что такие зубры интеллектуалы есть в нашей Казани. Добрых многих лета жизни и творчества!

  • Анонимно
    25.11.2018 16:21

    Много слышал о книгах Фасеева и об Игнатьеве.Вроде обоим собираются установить мемориальные доски,несмотря на истеричесий вопль в печати ,мол низззя ни в коем случае, одного пербежчика из лениноведов с супер либерасты ,впрочем он в свое время и студента Ульянова требовал убрать подальше от главного здания КГУ, но не прислушались,стоит Володя с книжкой в руке. Может кто, подскажет, где можно приобрести воспомиинания Фасеева и книгу о Игнатьеве?

    • Анонимно
      25.11.2018 20:55

      Имя международного марксиста-террориста В.И.Ульянова-Ленина все же убрали с фасада Казанского университета.

      Тайное общество, в котором состоял студент В.И.Ульянов, затравило до смерти студента, у которого были взгляды, отличные от взглядов членов этого тайного общества.

      • Анонимно
        25.11.2018 21:56

        Господин либераст 20:59.Судя по тону и содержанию фейка, отстучали на клаве, методичку , с набором лжи и бессильной ругани, очевидно написанную, каким то выживаюшим из ума старым ренегатом, или молодой жертвой ЕГЭ. Читателям напомню,что идеи социализма и государственного контроля капитализма, в т.ч. ленинского, нэповского направления, переживают сейчас период ренессанса, а в ряде стран Европы, растет число голосов на выборах, и мест в парламентах, как например в Чехии и не только в ней. Вынужден огорчить вас, выдающийся архитектурно - скульптурный комплекс напротив главного здания университета, в центре которого Владимир Ульянов, на который покушался старый ренегат ,попрежнему популярен у студентов и особенно туристов, равно как и музей семьи Ульяновых.

        • Анонимно
          25.11.2018 22:27

          Господин хам, можете не напрягаться - Ваше базарное хамство, попытки оскорбить и навешать ярлыки в стиле марксистских "дискуссий" 1920-1930-х гг. на меня не действуют - просто Вы в очередной раз продемонстрировали свой чрезвычайно низкий уровень интеллектуального развития.

          Поменьше брызгайте своим ядом, а то можете и захлебнуться.

          Кстати никакой "лжи" и тем более "ругани" в моём комментарии не было - это у Вас помутился разум от Вашего же яда ненависти и злобы.

          Была простая констатация хорошо известного факта - студент В.И.Ульянов был членом тайного общества, члены которого довели до самоубийства студента Казанского университета.

          А Ваши злобные и бессвязные "выкрики" о НЭПе, Чехии, старом "ренегате" (словечко-то понятно из чьего лексикона - марксистов-террористов лексикон...) и т.д. честно говоря мало кому интересны.

          • Анонимно
            26.11.2018 10:00

            Либераст-боевику 22:27. Вы лживы во всем,не называю вас хамом,ибо это и так понятно из бессильной, злобной и малограмотной истерики к о м е н т ю к о в, ибо комментарияии их не назовешь.Не касаюсь и невежественной и бредовой оценки дискуссий начала 20-х гг. Рад, что моя реплика задела вас, очевидно,одного из кучки кормившихся на марксизме -ленинизме двурушников, заработавывавших степени,звания и привиллегии, на дифирамбах в адрес партии,а потом с приходом дикого капитализма галопом переметнувшихся на содержание врагов нашей страны.У Ленина есть короткая оценка, подобных существ, которых сейчас называю девушками, с пониженной социальной ответственностью.А они не только стоят на обочине дорог,но иногда стучат по клаве изображая политиков,причем бывают в основном мужского пола.Так, что если пока пропускают ваши гадости о ленинизме и его лидере, продолжайте пакостить в комментюках -девушка с пониженной социальной ответственностью мужского пола, опубликовавшая свой последний стеб в 22: 27.

            • Анонимно
              26.11.2018 11:10

              Ух сколько злобы и ненависти, хамства и яда.

              Но зря стараетесь - на Вас никто не обидится, а только посмеются - прошли Ваши времена.

              Честно говоря не ожидал встретить марксистского "динозавра" "разлива" и с терминологией 1920-1930-х гг. в 2018 году - почти через 100 лет.

              Ваши тексты, господин хам, в один в один повторяют публичные доносы марксистов друг на друга в газете "Красная Татария" столетней давности - столько же ненависти и злобы ко всем, кто не разделяет Вашу точку зрения, стремления морально и физически уничтожить оппонента.

              Такое ощущение, что общаюсь со следователем НКВД времен Ягоды, Ежова и Берии, которым разрешили все методы "воздействия" на "врагов народа" - не может быть, что Вы новенький нео-марксист, чувствуется обкомовская закалка и школа политических провокаторов НКВД.

              Какое счастье, что не Вы и не Вам подобные ныне у власти - Вы опять залили бы кровью всю страну, как это сделали марксисты в 1918 - 1930-е годы.

              А так Вы просто смешны в своей бессильной злобе и ненависти ко всему человечеству.

              • Анонимно
                26.11.2018 12:01

                Читаю истерику,11.10 напминающую по многословию словесную диаррею,очевидно
                одного и того же типа,патологически озлобленного на наше прошлое,и узнаю одного из мародеров 91 года. Автопртрет этого подонка комментов не требует

                • Анонимно
                  26.11.2018 12:31

                  Господин хам, Вы повторяетесь в своих попытках оскорбления оппонента.
                  Пора придумать новые оскорбления и клевету на оппонентов.

                  Ваши "коллеги"-марксисты 1917-1930-хх годов были гораздо более изобретательнее Вас.

                  Перечитайте хотя бы Ваших "учителей" марксистов-террористов Ленина и Троцкого - сколько у них злобы и ненависти к своим оппонентам, учитесь у них.

                  А то читать Ваши повторяющиеся выкрики скучно и не интересно.

                  • Анонимно
                    26.11.2018 13:27

                    Господин либераст-коикуша,12.31, легко узнаваемый по самокритичному бренду хам, вполне соответствуюшего его сути. Если считаете нашими учителяи Ленина и Троцкого,то ваш учитель и виртуальный духовный отец- Иозеф Геббельс, считавший, что ,чем нелепее и чудовищнее ложь, тем она быстрее доходит.Но у него для этого был аппарат,а вы микро геббельсишка, крома вонючего, интернет- пуканья ничего,сделать не можете,да и врамена не те .Если пропускают ваои гадости, возможно как назидание другим,мол и тааие существа бывают,продолжайте портить атмосферу.Совет,может вместо самопиара -ХАМЯ,найдите себе другую кликуху,вполне срответствующую, вашему бомжовскому словесному облику,спившегося ,бывшего человека, а теперь просто примата.

                    • Анонимно
                      26.11.2018 14:20

                      И этот хам преподавал "историю СССР" в вузах??????.......

                      Сколько же он судеб разрушил и погубил...

                      Ничего кроме злобы и ненависти, хамства и марксистского яда ведь и писать не может...

                      Настоящий марксист-террорист образца 1917 - 1930-х годов.

                      Кстати в технических вузах Западной Европы и США никаких "историй" нет - не то что конкретных партий, но просто "истории".

                      Не говоря уж о марксистско-ленинской философии.

                      Это сколько же поколений искалечили такие "преподаватели", "кандидаты исторических наук" и "кандидаты марксистско-ленинской философии" ...

                      Сколько же они злобы и ненависти, хамства и марксистского яда разлили вокруг себя...

                    • Анонимно
                      26.11.2018 15:03

                      И этот двуличный хам был преподавателем "истории СССР"?

                      Ведь вряд ли такой хамский лексикон он использовал публично - такого преподавателя в 1960-1970-е гг. сразу бы уволили за профнепригодность.
                      Хотя в 1920-1930-е гг. такие преподаватели марксистских наук были нормой...

                      Значит он притворялся, скрывался и на людях прикидывался порядочным человеком.

                      Но каково же было студентам, если они высказывали на экзамене взгляды, отличные от ортодоксальных марксистских?

                      Этот хам "стирал" же их в порошок" и выгонял из вуза...

                      Страшные были времена даже в 1960-1970-е годы в плане интеллектуальной свободы, хотя уже и перестали убивать, как в 1917-1930-е гг.

                      • Анонимно
                        26.11.2018 16:16

                        О фейке 14:20. Этот пост постоянно , переполняет своими ФЕЙКалиями о прошлом нашей страны,и бомжовским лексиконом, в оценке бывших кумиров,хотя до 91 был упертым ленинцем, какой то тип, узнаваемый по реперному самоназванию, ХАМ, которыим он обзывает оппонетов и вылезает из каждой щели чего бы не обсуждали.Не даю оценку данному бреду, достаточно, раз прочитать поток лжи и злобы, этого явного непадеквата,и очевидно это дело психиатров, а не читателей. Замечу только, что судя по РФ,Китаю и даже ряду европейских стран, ленинская идея придания человкообразного вида капитализму и обременению его социальными обязанностями приобретают все брольшую популярность. Это мы видим и на примере Скандинавии,еще в давние времена Хрущев,побывав в Швеции, удивленно заметил, узнав о прогрессивном налоге на буржуинов и социальных гарантичях для трудящихся,что они к социализму ближе чем мы! Кстати идею социального жилья,он взял оттуда, и ругаемые ныне хрущевки, впервые и быстро ,познакомили, миллионы граждан, с отдельными кухнями,ваннами и туалетами.

  • Анонимно
    25.11.2018 19:18

    Отец служил в авиации 5 лет,с 1950 по 1955 год.

  • Анонимно
    25.11.2018 20:04

    Для 16.21.Книга Фасеева- Вспоииная прошедшее, изданная в 1999 г. мизерным тиражом, давно стала библиографической редкостью,об Игнатьеве,попробуйте позвонить в издательство Хэтер ,возможно они подскажут.

  • Анонимно
    25.11.2018 21:05

    Уважаю таких людей , как Султанбеков , спасибо за интервью. Хотелось бы узнать его мнение оценку о настоящем времени , то что творится сейчас у нас в стране , всё таки Человек в возрасте и учёный /историк , заранее спасибо .

    • Анонимно
      25.11.2018 22:01

      Попытайтесь узнать тему его единственной диссертации - кандидатской - и Вам станет всё понятно, что он думает о "настоящем времени".

      • Анонимно
        26.11.2018 11:20

        22.01. Читал его кандидатскую диссертацию,о народном образовании в ТАССР, защищенную в начале 60-х,когда писал свою. У него там довольно скептическо отношение к отдельным хрущевским новациям,в наробразе ,вроде идеи2 сделать школы-интернаты основной формой обучения и воспитания,правда после выдворения волюнтариста на пенсию, это ноу хау,равно как и многое другое,включая совнархозы и разделение парторганизаций на пром. и с.х ,ушло в небытие, и стало темой анекдотов. Но судьбы ряда людей эти новации поломали.Во всех его книгах,включая ,вышедшую в 2017, о Усмвнове где даются названия основных тем научной работы и названия многочиленных книг, написано,что он кандидат исторических наук,професор, и докторство ,очевидно уважительное усердие интервьюрера. А оценка современности и последствий ельцинщины и реанимации дикого капитализма с прихватизацией всего и вся, изложнна в его книге о секретаре обкома ,а затем ЦК КПСС Усманове, ушедшем оттуда в знак протеста против горбачевщины , расчистившей путь ельцинщине, приведшей к геополитической катастрофе, это оценка Путиным,событий 1991 г. и ликвидации СССР. Так,что читайте.

        • Анонимно
          26.11.2018 11:57

          Извините, а название Вашей кандидатской диссертации можно узнать?
          Или хотя бы тему диссертации?
          Вместе ведь начинали научную работу?
          Спасибо.

  • Анонимно
    26.11.2018 01:11

    Интересная жизнь, спасибо за интервью. Здоровья и долгих лет!

  • Анонимно
    26.11.2018 10:07

    С юбилеем Вас, Булат Файзрахманович! Здоровья и плодотворной деятельности, радости и благополучия Вам и всем Вашим близким! С уважением, Фарида.

    • Анонимно
      26.11.2018 11:13

      Ну вот хоть одна женщина публично и открыто (более менее, правда без фамилии) сказала "спасибо".
      И Вам спасибо, Фарида, за человечность.

  • Анонимно
    27.11.2018 12:57

    С юбилеем Вас, Булат Файзрахманович!
    Очень горжусь тем коротким временем что удалось поработать с Вами. И учиться у Вас.
    Желаю дальнейших творческих успехов :)
    С уважением Георгий

  • Анонимно
    27.11.2018 13:46

    Отличное интервью. Интересная биография. А рассказ героя дал почувствовать советскую эпоху. А она была, масштабные личности были. Ведь многие из них прошли немало трудностей, воевали, работали. Булату Файзрахмановичу желаем дальнейших творческих успехов - нужны Ваши книги, Ваши оценки. Так что подписью ЕБЖ пока не злоупотребляйте! Лилия Хайруллина

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль