Машиностроение 
30.11.2018

«Мы развернем целую индустрию»: под Казанью подняли в воздух «аэротрактор»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» посмотрели на сельскохозяйственный беспилотник, в разработку которого вложился собственник «Миррико»

В Татарстане стало на одну беспилотную фирму больше. К работам «Эникса», ОКБ им. Симонова и КНИТУ-КАИ скоро, похоже, можно будет добавить и проект компании SKYF — ее грузовой дрон сегодня готовится к опытной эксплуатации на полях Татарстана. Итоги четырехлетней работы презентовали вчера на аэродроме Караишево. По какой причине фирма родом из Казани зарегистрирована в Лондоне и почему мирным беспилотником уже интересуются военные, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 250 кг. Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 250 килограммов Фото: Сергей Елагин

СХОЖЕЕ В МИРЕ ЕСТЬ, НО…

Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 400 килограммов. Крейсерская скорость — 70 км/ч, дальность (с грузом 50 кг) — 350 км, длительность полета (с такой же нагрузкой) — до 8 часов. Пока предусмотрены три варианта применения — обработка полей, доставка грузов в труднодоступные места, пожаротушение. Но вообще, это именно платформенное решение, с возможностью установки различного навесного оборудования. Аппарат готовится к полету за 10 минут.

Если пошерстить интернет, можно увидеть, что аналогичных проектов в мире немало. «Транспортные задачи для беспилотных авиационных систем — одни из перспективных как в военной, так и в гражданской сферах, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский специалист в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Вместе с тем говорить о том, что данная разработка уникальна, нельзя. В мире существует немало разработок подобного рода как меньшей, так и большей размерности. Некоторые из них делаются для транспортировки людей и представляют „беспилотные авиатакси“ или „беспилотные мотоциклы“, другие делаются с расчетом на перевозку грузов».

В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так в беседе с «БИЗНЕС Online» определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев: «Да, именно трактор — максимально простой, надежный, крепкий, экономически эффективный». Трактор еще и потому, что первое применение планируется именно в сельском хозяйстве — на обработке полей.

В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев Фото: Сергей Елагин

Но вернемся к вопросу об уникальности. Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема. «Визуально схожие аппараты в мире есть, — соглашается Арсентьев. — Но технически у нас — на ступеньку выше. Дело в том, что мы разделили тягу и управление. Тягу создает бензиновый двигатель (вазовский, 220 л/с), работающий на два несущих винта, а управляется аппарат 8 электромоторами, приводящими в движение небольшие рулевые винты. Поэтому в мире нет другого такого беспилотника вертикального взлета, который поднимает так же много груза и при этом долго летает. Да, можно сделать электрический, со множеством маленьких винтов, но он будет ограничен емкостью аккумуляторов, и более продвинутых аккумуляторов на горизонте нет». Отметим, что сам Арсентьев — программист, окончил МГУ, но решил вернуться в Казань. «Всегда очень любил авиацию, — говорит он, — вот и немного самообразовался в этой области. Однако сейчас все расчеты делают выпускники КАИ, поработавшие на Казанском авиазаводе и КВЗ».

Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема Фото: Сергей Елагин

В общем, не зря столь продвинутый проект и презентовали в соответствующем месте — на аэродроме Караишево (Лаишевский район РТ), который резонно назвать самым продвинутым малым аэродромом Татарстана. Широким народным массам туда вход заказан — это частное владение. Не смог в свое время туда попасть и «БИЗНЕС Online». Реальность (см. фоторепортаж под текстом) вполне соответствовала описанному нашими источниками: уютный гостевой домик, прекрасные ангары, идеальные полоса, перрон и рулежки. Словом, чувствуется любовное отношение к теме. 


РОМАН ШАЙХУТДИНОВ ГОТОВ НАЙТИ ДЕНЬГИ

Кто за всем этим стоит? Все началось в Казани в 2014 году с идеи Арсентьева. До поры до времени он вкладывал в проект собственные деньги. Но в конце 2017-го на проект вышел российский венчурный фонд FPI (сегодня ему принадлежит порядка 40% компании), специализирующийся на стартапах в сфере новых материалов, лазерных и энергосберегающих технологий и тому подобном. Появились первые серьезные деньги. На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн частных денег и примерно $1 млн государственных — грант от Национальной технологической инициативы. Один из частных инвесторов — Игорь Малыхин (собственник и генеральный директор ГК «Миррико»). Он рассказал «БИЗНЕС Online», что ему сразу пришлась по душе идея грузового дрона, поэтому он и стал, по сути, бизнес-ангелом. «И впредь буду поддерживать этот проект, — говорит он. — Команда очень сильная, собственно дрон — только часть проекта: нам предстоит развернуть целую индустрию. Сам проект нравится за его масштабность, перспективность, сложность. Да, конечно, я ожидаю возврата инвестиций, но понимаю, что это небыстро…»

На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн. частных денег и примерно $1 млн. государственных На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн частных денег и примерно $1 млн государственных Фото: Сергей Елагин

В итоге в Лондоне зарегистрировали материнскую компанию ARDN Technology, а в Казани — ее «дочку», ООО «Авиарешения». Почему головная контора — в Великобритании? «Дело в том, что английское право всем понятно, — объяснил „БИЗНЕС Online“ бизнес-девелопмент директор SKYF Александр Иванов. — И именно такую компанию, с понятным юридическим происхождением, проще воспринимать нашим иностранным коллегам». Резонно: хотя основная часть акционеров — россияне, проектом больше интересуются за границей. Поэтому сегодня на презентацию приехали гости из Китая, Турции, Нидерландов, Панамы, Колумбии, Мексики.

А с Саудитами вчера подписали соглашение о сотрудничестве. «Эта компания работает с министерством обороны Саудовской Аравии, — рассказывает Иванов. — Коллега Мохаммед Хасим аль Араби говорит, что они изучили схожие проекты США, Китая, Франции, Великобритании, но наш оказался самым технологичным в нише крупных дронов. Но — подчеркну! — мы в первую очередь коммерческий проект и не хотели бы быть ассоциированными с военными и попасть на ограничения на ведение бизнеса».

Намерение всячески поддерживать проект высказал Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку» Намерение всячески поддерживать проект высказал Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку» Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что интерес проявляли и российские военные. Как рассказал Арсентьев, приходили их представители, которые ищут различные интересные технологии: «Посидели, поговорили. Но мы решили, что прежде всего пойдем в гражданский сектор, потому что военные  — хорошо, но с частными проще взаимодействовать. Их наш аппарат интересует как носитель полезной нагрузки, какой — даже не хочу спрашивать. Если интересно — можно купить».

Сегодня у компании в Казани есть коллектив из 48 человек, конструкторское бюро, лаборатория и участок сборки. Для выхода на серию — первоначально предполагается выпускать до 10 аппаратов в  год — потребуется некоторое расширение. А в том, что серия будет, похоже, никто не сомневается. Интересно, что поддержку проекту (во всяком случае, идеологическую) оказывает правительство Татарстана. «Нам готовы помогать, но помощи мы не запрашивали, — говорит Арсентьев. — Вот когда весной выйдем на этап опытной обработки полей химией, обратимся в минсельхоз — нам обещали выделить хозяйства для работы». Сегодня же намерение всячески поддерживать проект высказал эффектно прилетевший на вертолете вице-премьер правительства РТ — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.11.2018 08:46

Интересно, сколько цена данного девайса?
Дельтаплан поднимает 60 кг химии и взлетки не нужно.
И стоит копейки.
А самое главное пилот не нужен. Чтобы пилота подготовить нужны миллионы. Авиацию развалили!

  • Анонимно
    30.11.2018 08:20

    Шайхутдинов уже не ездит. только летает...

  • Анонимно
    30.11.2018 08:21

    Вот это круто)

  • Анонимно
    30.11.2018 08:30

    Очень круто. Желаю успехов!

  • Анонимно
    30.11.2018 08:46

    Интересно, сколько цена данного девайса?
    Дельтаплан поднимает 60 кг химии и взлетки не нужно.
    И стоит копейки.
    А самое главное пилот не нужен. Чтобы пилота подготовить нужны миллионы. Авиацию развалили!

    • Анонимно
      30.11.2018 09:36

      Создатели сказали, что стоит 15 миллионов рублей.

      • Анонимно
        30.11.2018 12:07

        Капец, дешевле по старинке

      • Анонимно
        30.11.2018 12:25

        По этой цене будет покупать государство на деньги налогоплательщиков

      • Анонимно
        30.11.2018 12:27

        Видали мы уже почтовый дрон, который сразу расшибся об стену. Это дрон 2.0, проломит стену.

    • Анонимно
      30.11.2018 10:26

      Как это в дельтаплане пилот не нужен? А кто им управляет?

      • Анонимно
        30.11.2018 10:53

        Он имеет ввиду статус пилота, который требует затрат и усилий. Дельтопланом дешевле, проще и покрытие лучше.
        В общем опять колесо придумывают, осваивая бюджеты в модернизационных судорогах. Маразм крепчал

      • Анонимно
        30.11.2018 12:08

        Робот управляет, человекоподобный

  • Анонимно
    30.11.2018 09:08

    Меня интересует вопрос ....сколько денег вложили в кб им симонова и в эту фирму )))

    • Анонимно
      30.11.2018 10:25

      В КБ Симонова 2 млрд. рублей. В эту фирму написано 3 млн. долларов

      • Анонимно
        30.11.2018 16:33

        при стоимости доллара вложили одинаково, а выхлопа в обоих случаях не будет

  • Анонимно
    30.11.2018 09:17

    Английское право всем понятно....
    Да нет его, этого английского права, давно умерло, все решения против России. Зря там зарегистрировали, все выгоду ищут.

  • Анонимно
    30.11.2018 09:21

    Если эта штука глюканет и с пассажирским самолетом встретится, то у пассажиров шансов нет. Из-за массового бесконтрольного роста числа дронов пассажирская авиация превращается из самого безопасного вида транспорта в самый опасный

    • Анонимно
      30.11.2018 12:11

      Да с пассажирским самолетом, особливо если это Бобик или Арбуз, и киносъемочный дрон шансов не оставит. А так с моей точки зрения окуительный экспонат для потемкинской деревни. Особливо впечатляет моделярский пульт управления, тут и глюков никаких, кинул в кусты передатчик помех и наблюдаем шоу

  • Анонимно
    30.11.2018 09:35

    потолок по высоте полета надо ставить- 10 метров

  • Анонимно
    30.11.2018 10:45

    Развитие техники идёт по спирали. Когда именно так выглядели первые вертолеты.

    • Анонимно
      30.11.2018 11:57

      Спасибо Сикорскому, дизайн его,100 летней давности,сами придумать не можем

      • Анонимно
        1.12.2018 14:32

        Вообще то ещё до Сикорского, Юрьев придумал автомат перекоса со шарнирной втулкой несущего винта. Без этого ни один вертолет бы не полетел, не то что у Сикорского и про Камова не забывайте с его А-5, который в войну 1942-1945 гг. повоевать успел.

  • Анонимно
    30.11.2018 10:58

    Проблемы с подзарядкой таких дронов пока не решены,сервис и обслуживание дороже самолёта.

  • Анонимно
    30.11.2018 10:58

    компания Миррико сама на сегодняшний момент находится в депрессии. отсутствие заказов, увольнение профессионалов, некачественное выролнение работ и создание аналогичных компаний в виде Миррико все и привело к бардаку в компании

    • Анонимно
      30.11.2018 13:41

      скоро все уволятся при таком расскладе как в Миррико. штат раздут до неаозможности. из этого штата работает только один. остальные просто делают вид

      • Анонимно
        2.12.2018 15:46

        согласен. особенно в подразделениях ОЦО и КЦ. как может быть так что офисных сотрудников больше чем на производстве? все в офисе сидят и показывают какие они занятые. Вы бы лучше на ОПУ-30 поехали и поработали бы руками

      • Анонимно
        4.12.2018 07:38

        Извините, почему перешло на обсуждение "Миррико"? Статья ведь не о проекте компании, вообще о другом, просто Игорь Малыхин лично поддержал классный стартап. Много знакомых работает в этой компании, впервые какой-то негатив наблюдаю в этих вот постах. Как говорится, сколько людей, столько мнений

      • Анонимно
        4.12.2018 12:36

        Да никто не уволится, туда еще попасть нужно, отбор серьезный у компании. ЗП хорошие по рынку, перспектив полно, так что своим местом люди дорожат там

    • Анонимно
      4.12.2018 07:43

      Депрессия - не то слово, все привыкли расти на 20-30% в год, а тут всего 10... очень хочется роста зарплат.

  • Анонимно
    30.11.2018 12:07

    Желаю удачи. Надеюсь, эти ребята не относятся к столь большому проценту "стартаперов", которые готовы только осваивать гранты. А как доходит дело до самостоятельного выживания на рынке - сдуваются. Увы, последние лет 10-15 таковых было подавляющее большинство.

    • Анонимно
      2.12.2018 20:39

      Вы попали в точку! Они именно к ним и относятся. С такой никакушной грузоподъемностью ни о каком практическом использовании говорить не приходится. Так, авиамоделизм...

      • Анонимно
        3.12.2018 11:52

        У Ан-2 емкость бака для химикатов - 1400 литров. Есть разница )

  • Анонимно
    30.11.2018 12:10

    Чет конструкция какая то шаткая, на игрушку похоже больше

  • Анонимно
    30.11.2018 13:29

    как можно тазовский двигатель в авиации применять!!????
    это кощунство и безграмотность!
    должны даже свечи применяться с двойными электродами

    • Анонимно
      30.11.2018 16:11

      Вы говорите про пилотируемую авиацию, там человек и требования совершенно другие. Это беспилотник, робот.

      • Анонимно
        30.11.2018 16:22

        так ведь человеки остались! только ходят на земле, а нам ними железка будет летать

  • Анонимно
    30.11.2018 14:00

    Пока космосом руководят журналисты, а авиационной фирмой программисты деградация будет усугубляться

    • Анонимно
      30.11.2018 14:32

      Программисты самый активный, пробивной и работоспособный народ. Чукча ты!

      • Анонимно
        30.11.2018 15:50

        Государство в его обучение вложилось, чтобы он алгоритмы шлепал, а не в авиацию лез

        • Анонимно
          30.11.2018 17:00

          Какое еще государство!? Все программисты постоянно занимаются самообразованием и никто их не учит! Дядя, у вас устаревшее представление о высоких технологиях и людях работающих с ними.

          • Анонимно
            30.11.2018 17:23

            Сынок, на кой он тогда в ВУзаведение полез, чье то место там занял. Летающие программисты, спонсирующие ангелы.. Так что мы, эксперты БО, будем подкалывать таких!

  • Анонимно
    30.11.2018 14:22

    В Америке Тесла делает Model3 (для людей) и спрос огромный, а у нас делают авиатрактор никому не нужный.
    АнтиНацик.

  • Анонимно
    30.11.2018 14:54

    А чем это чудо техники лучше обычного вертолёта?

    • Анонимно
      30.11.2018 18:37

      Разница в расходах на амортизацию и прочие расходы отобьются за несколько лет

  • Анонимно
    1.12.2018 16:25

    Для сельского хозяйства беспилотный ЛА нужен только на Марсе.

  • Анонимно
    4.12.2018 07:47

    Эх, были бы у меня деньги, тоже бы вложился. Стоящий проект.

  • Анонимно
    4.12.2018 07:54

    Молодец Малыхин, пример умного предпринимательства. Напротив всего, что перспективно, интересно, его имя стоит

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль