Культура 
30.11.2018

Отмеченные «Золотой маской», Ркаил Зайдулла по-питерски и удмуртская история преступлений

От Исхаки до Вампилова: 7 главных спектаклей театрального фестиваля «Ремесло»

17 спектаклей на татарском и русском языках, которые покажут на 6 театральных площадках Казани, — такова программа X всероссийского фестиваля молодой татарской режиссуры «Ремесло». Он пройдет в столице Татарстана 2–9 декабря. «БИЗНЕС Online» рекомендует читателям самые интересные спектакли феста.

1. «Тормыш мы бу?..» («И это жизнь?»)

Театр им. Камала, режиссер — Айдар Заббаров, 2 декабря (18:00)

Фото: «БИЗНЕС Online»

Шесть номинаций на «Золотую маску», которые получил спектакль молодого ученика Сергея Женовача и Фарида Бикчантаева, — лишнее доказательство того, что «Тормыш мы бу?..» Айдара Заббарова стало настоящим событием для современного татарского театра. Герой повести Гаяза Исхаки в блестящем исполнении Искандера Хайруллина из мечтающего нести просвещение юноши превращается в полную противоположность себя, приходя к моральному краху и задаваясь проклятым вопросом: «И это жизнь?».


2. «Бывшая, школьная»

Творческая лаборатория «Угол», режиссер — Дмитрий Волкострелов, 2 декабря (19:00)

Еще один спектакль, обративший на себя внимание «Золотой маски» и попавший в ее лонг-лист. Думается, прежде всего благодаря имени питерского режиссера Дмитрия Волкострелова — лидера российского экспериментального театра, решившего работать с текстом казанского автора. Молодой драматург Андрей Жиганов записал на диктофон разговоры друзей — таких же, как он сам, 20-летних парней и девушек, порезал расшифровки на куски и собрал из них текст, который озаглавил двумя случайными словами — «бывшая», «школьная». Пьеса Жиганова была среди трех текстов, которые прошли в финальный этап регионального драматургического конкурса «Pro/Движение-2017».


3. «Заблудшие души»

Альметьевский татарский государственный драматический театр, режиссер — Ильшат Мухутдинов, 3 декабря (18:00, малая сцена театра им. Камала)

Альметьевский татарский театр под руководством энергичного директора Фариды Исмагиловой продолжает общение с новой российской драматургией. Пьесу «Костик» (участник основной программы фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2013») Марии Огневой в этом году в нефтяной столице республики поставил режиссер из Уфы Ильшат Мухутдинов. Девушка из детдома, работающая официанткой, и одинокая женщина объединены одним горем — они ищут молодого человека, пропавшего без вести в новогоднюю ночь. Полиция и окружающие их люди не заинтересованы в поисках, Светлана и Алена могут рассчитывать только на себя. Отношения двух разных женщин, вынужденных находиться в крошечной однокомнатной квартире, складываются не самым лучшим образом. Мать и девушка парня проживают свои чувства то вместе, то врозь, есть место горьким обвинениям друг друга... В этих сложных отношениях постепенно проступают линии судьбы каждой из «заблудших душ».


4. «Деликатес». Удмуртская история преступлений»

Ижевский молодежный театр Les Partisans, режиссер — Павел Зорин, 4 декабря (19:00, творческая лаборатория «Угол»)

Еще одна постановка из лонг-листа «Золотой маски – 2019». Ижевский театр, основанный в 2005 году, представит спектакль по документальной пьесе удмуртского драматурга Миши Соловьева о криминальной обстановке в Завьяловском районе, пригороде Ижевска, где автор работает следователем-криминалистом. Интересно и минималистично выглядит технический райдер «Деликатеса»: черная одежда сцены, два высоких барных стула, шесть одинаковых обычных стульев. И, собственно, всё.


5. «Папоротник»

Буинский государственный драматический театр, режиссер — Егор Чернышов, 5 декабря (18:00, театр им. Кариева)

Фото: пресс-служба Буинского драматического театра

Репертуарный спектакль родился из эскиза, показанного на уже знаменитой театральной лаборатории «Буинская Талия», которую организует директор Буинского государственного театра драмы Раиль Садриев. Интересно само сочетание — произведение «Ружье» из «Мишарских рассказов» известного татарского литератора Ркаила Зайдуллы перенес на сцену режиссер из Санкт-Петербурга Егор Чернышов, много работающий по всей России, причем чаще всего на востоке страны — от Красноярска до Владивостока. Здесь работают скупые и символичные театральные средства: белые квадраты простыней, линии веревок, теплый сценический свет и мелодия аккордеона, который ритмически организует действие. Главным становится звучание текста, его мелодика и ритм, а сюжет истории заставляет вспомнить об инсценировках рассказов Шукшина.


6. «Старший сын»

Русский драматический театр «Мастеровые», режиссер — Денис Хуснияров, 6 декабря (18:00, малая сцена театра им. Камала)

Знаменитая пьеса Вампилова в исполнении лучших сил, вероятно, лучшего русского театра Татарстана. Постановка главного режиссера «Мастеровых» Дениса Хусниярова, сценография главного художника театра Елены Сорочайкиной. История рассказывает о вечных ценностях бытия, когда родство людей по духу важнее родственных уз, а случайное совпадение может стремительно изменить уже, казалось бы, сложившуюся жизнь.


7. «Солнечная линия»

Уфимский независимый ПРОЕКТ «THE Театр», режиссер — Алсу Галина, 9 декабря (19:00, творческая лаборатория «Угол»)

«Солнечная линия» — одна из самых популярных пьес Ивана Вырыпаева. На этот раз известный драматург затрагивает, вероятно, наиболее актуальную тему нашего времени — построение коммуникации между людьми. Как понять и научиться пересекать собственную гордость и позволить себе перейти на сторону другого человека? Об этом спектакль независимого театра из столицы Башкортостана. Сами о себе они говорят так: «Проект „The ТЕАТР“ — это спектакли молодых диких режиссеров».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.11.2018 09:10

    По моему ещё Челнинский театр должен быть. Кажется 4 декабря. Смотрела Тормышмы бу, атмосферный спектакль, но тяжёлый к восприятию.

  • Анонимно
    30.11.2018 10:43

    Спектакль Тырмышмы бу - депрессивный. не характерный для Камаловского, который несмотря на внешние факторы, всегда заряжал зрителя позитивной энергетикой. Но последнее время вектор "настроения" стал меняться, может быть - это отражение глобального пессимизма, но надо бы задуматься и о социальном эффекте, а не о собственных устремлениях режиссера. Хотя я думаю, что подобная позиция будет вызовет "бурю" негодования на почве защиты творческих прав "художников" сцены

  • Анонимно
    30.11.2018 12:25

    бывшая,школьная
    вы серьезно??

  • Анонимно
    30.11.2018 14:37

    У буинцев в "Папоротнике" не только рассказ Ружье, там пять рассказов

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль