Строительство и недвижимость 
16.12.2018

«Кловер» неудачен, «Барселона» – замечательный проект, ЖК «Кристалл» – замок дракона»

«Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым»: как найти идентичность Казани, что возродит союз архитекторов РТ и кто он – идеальный заказчик

«Вы же хирургу не говорите, что нужно вырезать… Почему у нас в таком положении оказывается архитектор»? Такими вопросами задается архитектурная молодежь. Сейчас это поколение 20+, но через два десятка лет они станут «молодыми архитекторами», формируя город вокруг нас. В чем отличия по работе с европейскими и казанскими заказчиками, с чего начинают выпускники КГАСУ на рынке, чем манит Запад и как остаться в России — в репортаже «БИЗНЕС Online».

На «Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым» пришли представители перспективной компании S4S/Architects. В их портфолио — проектирование и реализация более 300 проектов

«ЗАЧАСТУЮ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКА ПРОТИВОРЕЧАТ ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ»

«Хочется показать всем, кто проживает в нашей стране, что Россия — это не только Москва, что жизнь за МКАДом существует», — объясняет советник по градостроительству и архитектуре компании «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев свое желание провести серию архитектурных завтраков с представителями молодых казанских компаний. Чем дышат сегодняшние молодые архитекторы, с какими проблемами сталкиваются и чего ждут, рассказали представители перспективной компании S4S/Architects, основанной в 2014 году. В их портфолио — проектирование и реализация более 300 проектов, среди заказчиков — компании «Мега», Daimler Mercedes, IT-park и казанский Дом предпринимателя.

Участники дискуссии — представители компании «Space for soul architects»:

  • Ринат Гарипов — гендиректор компании.
  • Камила Халитова — главный архитектор компании.
  • Ринат Хасанов — архитектор, студент КГАСУ.
  • Луиза Каримова — архитектор, студент КГАСУ.

Дмитрий Пузырев Дмитрий Пузырев: «Вы сейчас — поколение 20+, и лет через 20 вы будете диктовать моду… если никуда не уедете. А мы как раз хотим, чтобы вы остались»

Пузырев: Появилась тема для беседы, которую я бы назвал так: «О чем мечтают молодые архитекторы Татарстана». Почему мы решили организовать такой диалог? Потому что нам не все равно, для кого и с кем работать в этом городе, в этой республике. Вы сейчас — поколение 20+, и лет через 20 вы будете диктовать моду… если никуда не уедете. А мы как раз хотим, чтобы вы остались.

И поэтому хочется узнать и услышать, что у вас в голове. Чем вы дышите, о чем мечтаете, чего хотите. Мы понимаем, что, выпустившись после университета, бывшие студенты становятся не то что брошенными, но не сказать, что ими все занимаются. Поэтому давайте — говорим на любые темы: про хорошую и плохую архитектуру, про город, про среду, про новые возможности и про упущенные возможности. Про поколение архитекторов давайте поговорим, про «что такое хорошо, и что такое плохо» в архитектуре. Первым дадим слово, наверное, лидеру — Ринату. Ты окончил университет четыре года назад, совсем недавно. Расскажи о своей команде, о том, что удалось сделать. Как вообще пришел в профессию?

Гарипов: Впервые об архитектуре я задумался в 2005 году, когда Казань готовилась к 1000-летию. Благоустройство, снос старых сооружений, строительство новых… Мой папа тогда работал в Казанском домостроительном комбинате, и мы с ним ездили по объектам. И как-то одна из коллег — я тогда еще был в 7-м классе — спросила, а куда ты собираешься поступать, кем будешь работать? Я тогда думал, что пойду в танковое училище и буду танкистом, о чем ей и сказал. Она в ответ: а ты знаешь, как хорошо живут архитекторы, как они хорошо зарабатывают? Какой-то ее знакомый за два месяца работы купил автомобиль. И я думаю — о! Наверное, тогда все-таки не танковое, а архитектура (смеется).

Пузырев: Среди архитекторов такие байки ходят, да.

Гарипов: Я тогда стал целенаправленно готовиться. Рисовал на последней странице тетрадки, учился, экспериментировал. Физику стал изучать, даже принял участие во всероссийской олимпиаде. Но потом, когда узнал, какие экзамены нужны, то понял, что все было зря. И начиная с 11-го класса я весь год ходил на курсы по поступлению на архитектуру. Они были каждый день с 5 до 8 часов вечера, мы тогда жили в загородном поселке, транспорт вечером уже не ходил, и каждый день после курсов мы шли по 3 километра в метель и морозы домой. А тогда еще общественный транспорт состоял из пазиков, было очень тяжело в него забиться. Это были те еще моменты.

Пузырев: Поступать было сложно?

Гарипов: Да, нелегко. Раньше я думал, что, может быть, это медицинский тяжелый. Но, мне кажется, архитектурный из всех факультетов Казани, наверное, самый сложный для поступления. Как-то так получилось, что для поступления на бюджет мне не хватило ровно 1–2 баллов, и я был с самым высоким баллом на коммерции. И так как родителям надо было помогать, потому что они оплачивали учебу, приходилось делать одногруппникам эпюры (особый вид графики, показывающий распределение величины нагрузки на объект, — прим. ред.), начертательную геометрию, АП [архитектурное проектирование]. Я помню, как приходил домой после учебы где-то в районе 6, а иногда и 9 вечера. С 9 до 11 штамовал эпюры, потом садился за домашнюю работу, и около двух-трех ночи ложился спать. И вот момент, когда ты наконец ложишься, — это, наверное, самые крутые ощущения за весь день. Утром, вставая в 6–7 часов на учебу, ты просто ждешь, когда пройдет день, и снова можно будет лечь спать.

Пузырев: Все понятно. Школьники, которые прочитают статью, теперь решат — так, на архитектуру не поступаем, все очень трудно, очень сложно. Но давай о твоих ощущениях. Это все-таки престижная профессия? Чего ты от нее ждешь?

Гарипов: Когда я учился и поступал, мне казалось, что профессия престижная. Прошло четыре года после окончания, и сейчас… Складывается ощущение, что архитектор — это сфера услуг, и многие клиенты, заказчики пытаются диктовать архитекторам, что нужно делать и как это нужно делать. Сейчас я думаю, что если к 30–40 годам я будут работать так же, как и сейчас, и буду постоянно делать только то, что нас просит заказчик, вполне возможно, что придется покинуть профессию. Потому что не хочу к 40–50 годам ощущать себя сферой услуг — делать только то, о чем меня просят, без возможности проявить себя.

Пузырев: Давай послушаем твоих коллег, что они об этом думают. Стереотип, о котором ты рассказал, — «мы звезды, а все заказчики — гады» —  хорошо известен.

Халитова: Мне кажется, вы гипертрофировали мысль. Заказчики, естественно, дают техническое задание, и мы в любом случае «привязываемся» к тому, что они хотят. Просто зачастую требования заказчика в итоге противоречат тому же техническому заданию. Как говорит немецкий архитектор, с которым мы работаем: «Вы же хирургу не говорите, что нужно вырезать». У них этот подход работает. В Германии архитектор — профессионал, и ему доверяют как профессионалу. У нас еще доверять не научились.

Пузырев: Давайте с этой грустной нотки попробуем перескочить на более положительные интонации. У вас же есть несколько работ достаточно интересных. Расскажи об этом. Зайдя к вам на сайт, мы видим интерьер компании Мercedes. Понятно, что это, скорее всего, одна комната…

Гарипов: Нет. Это завод. В 2016–2017 году мы участвовали в тендере на проектирование интерьера завода компании Mercedes — по производству кабин в Набережных Челнах. В конкурсе участвовало несколько компаний, по итогам выбрали нас, и мы сделали внутреннее пространство для административной части — для руководства завода. 

Пузырев: То есть это филиал компании Daimler-Benz на заводе «КАМАЗ» в Набережных Челнах?

Гарипов: Да, Daimler-Kamaz-Rus, завод по производству кабин для грузовиков Mercedes. Это был очень интересный проект. И это, наверное, вообще самый идеальный и правильный заказчик, который у нас за все это время был. То техзадание, которое они нам дали, в конце вообще никак не изменилось. Мы сделали все по ТЗ. Сдали день в день. И ровно в тот же день они с нами рассчитались.

Халитова: Мы шли поэтапно и поэтапно согласовывали проект. Не было такого, что на финальном этапе мы отправлялись назад и говорили «давайте немножко по-другому сделаем, мне кажется, так будет лучше», как обычно случается с другими заказчиками.


Пузырев:
То есть идеальные, добрые заказчики существуют?

Халитова: Они не добрые. Они понимают, что каждое их решение провоцирует дальнейшую работу. И чужое время, и свое время, которое затрачивается на проект, они ценят.

Пузырев: Совершенно верно. Таким образом, мы приходим к выводу, что заказчика тоже по-своему надо воспитывать. И объяснять ему: «Парень, если мы по твоему ТЗ что-то сделали, но тебе что-то не нравится, значит, ты меняешь ТЗ». Это допсоглашение или что-то еще. Я в своей жизни тоже сталкивался с кучей таких заказчиков.

Гарипов: Это стало получаться только в последние два года. Ну объективно: растет уровень команды — соответственно, растет и уровень заказчиков. Второй наш крупный объект — павильон «Мода 360» для «Меги», новогоднее оформление. Сейчас заканчиваем оформление офиса для администрации «Меги». Это тоже компания с европейским подходом, которая не отклоняется от своего технического задания.

Халитова: Это еще показывает состоятельность личности заказчика — когда он знает, что делает, и как итог — не передумывает.

Гарипов: Да. Он идет со своей идеей до конца. Потом мы делали переговорное помещение для казанского IT-парка, 5–6 переговорных комнат там запроектировали.

Пузырев: Вы же были резидентами IT-парка. Расскажите.

Гарипов: У нас была идея, как создать из сферы архитектуры и дизайна готовый продукт. Чтобы это не было сферой услуг, а был некий продукт, который люди могли бы купить. И появилась идея сделать проект с типовыми дизайн-проектами. Существуют такие сайты и проекты в сфере типового индивидуального жилья. А мы решили попробовать это перенести на типовые интерьерные решения под типовые планировки — хрущевки, панельки, ленинградки. А поскольку за отделочными материалами все в основном ездят в IKEA и «Леруа Мерлен», мы решили сделать типовые решения с использованием продукции только этих двух магазинов. На базе этого у нас появился проект, с которым мы прошли отбор в бизнес-инкубатор IT-парка. Подавали заявку 122 команды, и в итоге выбрали 6–7 команд, которых они приняли к себе.

Пузырев: На какой срок дается инкубирование?

Гарипов: Инкубирование дается на один год — с марта 2017 по март 2018 года мы были резидентами, нас обучали. Благодаря этому мы стали немного инновационными, айтишными ребятами — компанией, которая в своих проектах начала применять IT-решения. За этот год оборот нашей компании вырос в 10 раз.

Пузырев: Какой сейчас оборот?

Гарипов: Это коммерческая тайна (смеется)

Камила Халитова

«ЕСТЬ ИДЕЯ ПОПРОБОВАТЬ СДЕЛАТЬ ОФИС НЕ ТОЛЬКО В КАЗАНИ»

Пузырев: А как Камила стала главным архитектором? За какие заслуги?

Гарипов: Камилу я знал по учебе в университете, мы учились на одном потоке. Знал ее работы, и, когда она вернулась из Германии, мы вели совместный проект, и я увидел компетентность и именно подход к архитектуре нестандартный. Даже заказчики на это обращали внимание. И я понимаю, что если Камилла курирует этот проект, то он получится удачным, хорошим, и ей можно его доверить. Поэтому она стала главным архитектором, уже полтора года как.

Пузырев: А что ты делала в Германии?

Халитова: Я поступала в КГАСУ, когда только появился бакалавриат, и у меня был выбор — поступать на специалитет, либо на бакалавра. Но я уже тогда знала, что магистратуру хочу проходить за границей. Поэтому целенаправленно пошла на бакалавриат. После третьего курса я обучалась у Ильдара и Резеды Ахтямовых, мы участвовали в международных конкурсах. Все это укрепляло во мне желание поехать учиться дальше. Потом я окончила наш бакалавриат и пошла в нашу магистратуру. С первого года уехать по определенным причинам не получилось, но через год я все равно уехала в институт DIA в Дессау. Потом проходила семестр по обмену в Канадском политехническом институте. Это позволило мне сравнить несколько подходов в образовании. Там была и параметрика — параметрическая архитектура, и анализ больших данных, и внедрение искусственного интеллекта, и робототехника. Все это было достаточно интересно, и, как мне кажется, продуктивно. Потом я вернулась — по соглашению в рамках программы «Алгарыш» должна отработать в Татарстане три года.

Пузырев: Программа «Алгарыш» — существенная помощь…

Халитова: Да, и так как первые три года я отучилась в нашей магистратуре, у меня все равно есть потребность к исследованию. Не только к практике, но и к изучению каких-то новых подходов, к тому, как их можно отразить в архитектуре с научно-исследовательской точки зрения. Потому что не всегда это получается в проекте сделать, не всегда получается реализовать. Потому что это дорого, мы не всегда готовы — много причин. А исследование направлено именно на будущее. Поэтому я пошла доучиваться в магистратуру к Ахтямовым и сейчас завершаю магистерский проект — комбинирую исследовательскую и практическую деятельность.

«БИЗНЕС Online»: А есть планы вернуться в Германию?

Халитова: Я свои планы на будущее не афиширую, но вернуться меня туда зовут.  Но я не знаю, чье именно приглашение приму. Если приму вообще. Это надо думать, это все сложно, потому что у будущего огромное количество возможных решений…

Пузырев: Вот мы и вернулись к тому, с чего начинали. Конкурируют города между собой, конкурируют экономики. Конкурируют за человеческие ресурсы, за специалистов. А человек существо такое — как рыба ищет где глубже, человек ищет, где лучше. Поэтому если мы в Казани, в республике не предоставим молодым возможности реализоваться, куда они будут смотреть?

Гарипов: На Запад…

Пузырев: Может быть, и на Восток. В Китае сейчас знаете, что происходит?

Халитова: Там, кстати, сейчас спад на архитекторов.

Пузырев: Нам бы такой спад! Там такой спад, что нам подъем такой не снился.

Халитова: Сначала все молодые архитекторы уезжали работать в Дубай, потом возвратились. Потом все поехали в Китай. Сейчас, по-моему, Сингапур. Кто-то оседает, кто-то дальше едет.

«БИЗНЕС Online»: А у остальных есть планы поработать в другом городе, в другой стране?

Хасанов: Да, хотелось бы попробовать постажироваться. Все же получается, что мы, так или иначе, перенимаем современные подходы из Европы. Мне кажется, стоит все-таки попробовать съездить, чтобы уже здесь как можно лучше себя реализовать.

«БИЗНЕС Online»: То есть не стоит вопрос так, чтобы уехать насовсем, а стоит вопрос, чтобы съездить-поучиться и привносить это здесь?

Хасанов: Да. Все-таки мне кажется, что где родился, там и пригодился. Думаю, здесь оставлять все так, как есть, неправильно, и нужно стараться улучшить ситуацию в городе, в стране.

Каримова: Я с Ринатом согласна. Главное — накапливать опыт и возможности самореализоваться.

Гарипов: А я в этом году тоже получил грант «Алгарыш» и два дня назад благополучно попросил его перенести на следующий год. Хочу тоже пройти стажировку за границей. Грант дали на Англию, а это, как сам я всегда говорю, Мекка мировой архитектуры. Самые лучшие и сильные студии находятся в Англии. И у меня даже есть идея попробовать сделать офис не только в Казани, но и в каком-нибудь другом городе мира или страны и попробовать свои силы там.

Потому что мы растем только тогда, когда бросаем себе какие-то новые вызовы. Чем нам некомфортнее, тем больше идет рост. Ну и всегда была задача делать не только локальную компанию, а интернациональную, масштабную — такую… компанию мира. Поэтому и команда такая, которая не просто хочет денег заработать, а хочет себя реализовать. Мне кажется, и ребятам будет интересно всем вместе эти новые высоты преодолевать.

Лично мое мнение — сейчас физические границы все равно стираются. Неважно, где ты физически находишься, ты можешь творить в любой точке мира. Можно жить в Англии и делать качественную архитектуру в Казани и также тесно общаться с казанским сообществом архитекторов. Но мне хочется для начала попробовать сдать экзамен по английскому — дальше уже будет видно.

Пузырев: Я со своей стороны желаю вам вырасти в очень известное казанское архитектурное бюро, которое будет известно не только в стране, но и за рубежом.

Халитова: А что касается вопроса, общаемся ли мы с архитектурным сообществом Казани… Я могу ответить, что даже с одногруппниками не общаюсь. Я общаюсь с одногруппниками зарубежными. 

Пузырев: Потому что неинтересно?  В вашем возрасте у кого-то, наверное, уже дети, семьи, пошли, надо решать бытовые вопросы.

Халитова: Тут даже не в детях и не в семьях дело, а в том, к чему человек стремится. Если ты будешь себя окружать людьми, которые думают с тобой в одном направлении, ты будешь развиваться командно.

Пузырев: Это тоже важные вопросы, конечно. Вопросы целеполагания в профессии очень важны. Поэтому и нужна та самая площадка, куда можно приходить хотя бы раз в полгода, раз в квартал, выпить бокал шампанского, устроить выставку своих работ — реализованных, концептуальных. В Союзе же были постоянные тематические выставки. Это события, на которые люди собираются, чтобы о чем-то поговорить…  Это важно, это нужно. Сейчас этого нет.

Гарипов: Почему-то мне кажется, что архитектура — это высококонкурентная профессия. И сообществ нет, не складываются, потому что в Казани все же рынок, рыночная экономика. И выигрывает тот, кто сильнее. Поэтому, мне кажется, более сильные ребята не захотят общаться с более слабыми, потому что они заняли свою долю на рынке. И, получается, если они сейчас будут раскрывать свои секреты, то их долю будут отбирать молодые компании.

Пузырев: Почему все молодые архитекторы об этом думают, я удивляюсь! Представляете, член союза московских архитекторов — Сергей Александрович Скуратов, сидит и думает — о, я такой король, один из лидеров рейтинга РБК… РБК каждый год составляет рейтинг самых востребованных архбюро — исходя из объемов строящегося по их проектам жилья, и Скуратов традиционно входит в пятерку лидеров. А другим членам союза архитекторов — второго, третьего, пятого эшелона — им что, застрелиться, что ли, с мыслями, что есть Скуратов, и Скуратов заберет все проекты? Наверное, не так же все обстоит. Наверное, сообщество нужно для каких-то других целей. Тот же самый Сергей Александрович Скуратов, наверное, больше приносит этому корпоративному цеху — потому что он доводит определенные идеи, и его слышат. Раз его услышали — значит, он высказал некий стандарт, определил красную черту, ниже которой заступать нельзя. Поэтому такие сообщества нужны, наоборот, в помощь молодым архитекторам.

Ринат Гарипов

«НЕТ ОБЩЕГО МНЕНИЯ, КОТОРОЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ТРАНСЛИРОВАТЬ И ЗАЯВЛЯТЬ»

Пузырев: Кстати, как сегодня складывается общение между архитекторами? Что нужно поправить в этом направлении?

Каримова: Мы с Ринатом еще учимся в институте, поэтому мы, наверное, больше общаемся с архитекторами из других фирм. У нас появляются темы для дискуссий, мы спорим. Конечно, у нас есть коммерческая тайна — мы не обсуждаем что-то, что связано с нашей работой. Но, бывает, спорим об облике города — что лучше, а почему так, а не так.

Пузырев: Маленький вопрос — а где проходят ваши дискуссии? Вы просто собираетесь в комнате, где рисуете курсовую, и там спорите? Не кажется ли вам, что нашему архитектурному сообществу нужна какая-то площадка, где мы должны быть услышаны? Одно дело — собрались — Ринат, Луиза у себя на кухне и сказали: «Ах, как все плохо! Какой же негодяй воткнул «Барселону» там, где она стоит!»

Халитова: А как вы сами к «Барселоне» и «Кловеру» относитесь?

Пузырев: «Кловер» крайне неудачен, «Барселона» — замечательный проект. И ЖК «Кристалл», этот замок дракона, как его называют, — творение Величкина и Голованова, мне тоже очень нравится. Потому что это современная прекрасная архитектура.

И в целом я считаю, что в центре могут быть высотки, небоскребы даже могут быть. Но надо говорить о том, что этот небоскреб должен быть очень классный и очень технологичный, напичканный самыми современными по науке и технике системами. Фасады должны быть очень дорогие, новомодные и так далее. Почему я так отзываюсь о «Кловере»? Потому что это обычный вентфасад, фиброцементные панели. Форма вроде бы нормальная, но поставь ты его куда подальше! Ближе к проспекту Победы куда-нибудь. А если ты ставишь такой объект в центре города — причем со всех точек этот объект виден, — он должен быть супер-хайтек, суперклассный.

Халитова: Всем понятно, что это дорого. И мы не получаем не только вот это супертехнологичное, мы не получаем даже здания, которые были бы сомасштабны городу, которые были бы в едином контексте с окружающими материалами. 

Пузырев: И на какой, возвращаясь к вопросу, площадке, мы должны об этом заявить, чтобы ваш голос услышали?

Гарипов: Дело, наверное, еще и в том, что нет общего архитектурного мнения, которое можно было бы транслировать и заявлять.

Пузырев: Огромный булыжник сейчас полетел в огород союза архитекторов, членом которого ты являешься. Вот еще одна тема — молодежное правительство, которое ты представляешь, — что это такое, что ты там советуешь, кому?

Гарипов: Как член молодежного правительства я являюсь неким мостиком между молодежью и «взрослым» министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

Пузырев: А кто начальник молодежного правительства?

Гарипов: Оно подчиняется министерству молодежи, а нашим непосредственным куратором и наставником является Песошин Алексей Валерьевич. И хотя у нас нет больших полномочий, мы все равно стараемся внедрять инициативу. Как говорит Дамир Ильдусович (Фаттахов, министр молодежи РТ — прим. ред.) — если молодой человек хочет, он все равно это сделает. Неважно, даны ему определенные полномочия или не даны. Мы выступаем экспертами на каких-то молодежных мероприятиях, выполняем представительскую и экспертно-аналитическую работу. В этом наша основная задача. А в союзе архитекторов мы периодически собираемся, принимаем новых членов…

Пузырев: В этом и есть главная задача Союза архитекторов? Принять новых членов?

«БИЗНЕС Online»: Кстати, сколько человек там сейчас состоит?

Пузырев: Чуть более 200.

Гарипов: Трех-четырех человек в год они принимают. Сейчас ведется работа, создается сайт, куда внедряются все архитекторы союза архитекторов Татарстана. Наверное, это будет хорошо и правильно с точки зрения того, что это некий канал, где заказчик может найти себе проверенного и оцененного профессиональным сообществом архитектора, у которого он мог бы заказать те или иные проекты.

«БИЗНЕС Online»: А какие-то встречи бывают у союза в течение года?

Гарипов: Насколько мне известно, президиум собирается довольно часто. Я пока не в составе президиума, и в последние год-полтора мы, наверное, собирались раза два-три. На собраниях мы обсуждаем разные темы. И на самом деле архитекторам, у которых есть такая необходимость, союз может чем-то помочь. Но сейчас у меня складывается впечатление, что и сами архитекторы, вступая в союз, не понимают цели своего вступления. Они просто вступили. Не для того, чтобы диктовать какие-то условия, давать советы, какие-то коллегиальные решения, инициативу проявлять… Насколько я понимаю, союз архитекторов — больше маркетинговый ход для них. Бывает, что на собраниях союза активно высказываются только два человека. А все другие просто пришли как зрители — поаплодировали, послушали и ушли. Мне кажется, если бы было больше инициативных ребят, союз бы активизировался.

И, наверное, чтобы быть ближе к людям, союз архитекторов должен вести какую-то социальную активность. Это как раз к вопросу о площадке. Возможно, это даже должна быть не какая-то физическая площадка. Это может быть страница в соцсетях. Люди все равно начинают встречаться все реже и реже. Больше идет общение в онлайне, поэтому мы запросто можем делать это в группах. Но должен быть какой-то канал, который постоянно будет это транслировать. И главное — должен быть лидер. Кто-то должен взять это на себя и вести некую трансляцию — например, того же самого решения, которое будет приниматься в группе. Просто, насколько мне известно, там нет никого, кто бы взял это на себя и просто сделал.

«БИЗНЕС Online»: А вы сами не хотите взять это на себя?

Гарипов: Я об этом тоже думаю… Но это должен быть какой-то системный человек, который сможет системно этим заниматься. А у нас случаются завалы на работе, и мы просто пропадаем. Нас даже родственники и друзья не видят. А трансляцию, о которой я говорю, желательно вести постоянно. Это все должно работать.

Ринат Хасанов

«НИКТО ЕЩЕ НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС, ЧТО ТАКОЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАЗАНИ»

Халитова: К слову, о дискуссиях. Уже давно идут споры о том, что такое идентичность Казани. Никто толком еще, насколько я знаю, не смог ответить на этот вопрос. Опять-таки нужно формировать единое мнение, потому что, да, существует исследование, но единой концепции, которую бы все приняли и которой бы следовали — нет. Поэтому у нас такой разброс и идет в архитектуре.

Пузырев: Такая проблема действительно существует Какие бы мы сейчас новые здания ни взяли — они могут находиться в любом месте. Возьми любой жилой комплекс, который даже наша компания ведет, перенеси его в другой город — Нижний Новгород, Самару — везде он «сядет». Я всегда ребятам, которые в моей команде работают, предлагаю подумать о национальном компоненте, национальной идентичности. Потому что мы все-таки в Казани строим. Москва на самом деле тоже этими проблемами задается. Мы со Скуратовым очень часто на эту тему разговаривали. Они тоже это прекрасно понимают, и ответа на эти вопросы нет.

Москва вся эклектична, Казань вся эклектична, и как от этого уйти, я не знаю. Но вопросами национальной идентичности надо заниматься. Мы же все хотим чем-то отличаться. И знание того, что у Казани есть какие-то особенности, очень важно.

Халитова: Но мы живем в XXI веке, а идентичность сегодня воспринимается просто как использование тех же самых орнаментов, без переосмысления.

Пузырев: Берут орнаменты из прошлого и просто ляпают не думая.

Халитова: В прошлом году мы были экспертами по созданию павильона Татарстана в Сочи и как раз пытались предложить именно переосмысление татарской идентичности. Но компания, которая занималась реализацией, посчитала, что нужно больше классического орнамента добавить. Получилось в итоге то, о чем даже говорить не хочется. Потому что нет осмысленного. прочувствованного подхода.

«БИЗНЕС Online»: А что, по-вашему, нужно было переосмыслить в Сочи?

Халитова: Все мы знаем, какие ассоциации есть с Татарстаном у большинства людей — и они не всегда правильные. Когда нас позвали экспертами и показали первоначальную версию павильона, с одной стороны был картонный Кремль, с другой — Кул Шариф. И павильон Татарстана получился как интерьер мечети!

Гарипов: Я тоже готов немного камень в этот огород бросить… Мы часто анализируем выставки, потому что и Рустам Нургалиевич постоянно выкладывает павильоны Татарстана на всех выставках. Но это не тот Татарстан, который можно было бы показать. Там нет архитектурного Татарстана. Там нет дизайна Татарстана. Можно просто поменять логотип, узор — туркменский, чувашский или марийский, — и вместе с ним поменяется смысл. А в наших павильонах нет идентичности Татарстана. Мы пытались это донести, спорили, но не смогли. Потому что люди, которые на данный момент принимают решения в этом направлении, видят это так, и точка.

«БИЗНЕС Online»: А что предлагали вы?

Гарипов: Мы не столько Татарстан, сколько в целом понятие павильона переосмысляли. Павильон, наверное, нужен, чтобы привлечь внимание и максимально информативно за короткое время рассказать о своем владельце. И мы начали анализировать, чем славится Казань, применять решения, через которые можно проецировать эти моменты. Тот же самый орнамент мы сделали не просто как орнамент. С каждым этапом знакомства с историей Татарстана павильон раскрывался по-разному. И нельзя было сказать, что это тот Татарстан, к которому мы привыкли.

Пузырев: Но вам же никто рот не затыкает, вы же можете сказать большому начальнику: эти люди не правы.

Гарипов: Мы пытались, но нас попросили этого не делать. Просто сказали: зачем вы это делаете?

Пузырев: Кстати, хороший вопрос. Зачем вы это делаете? Вам это спать спокойно не дает, у вас что-то свербит…

Гарипов: Мы понимаем, что это должно быть лучше.

Халитова: И это может быть лучше. И с теми же затратами. Сейчас там, конечно, есть узор, Кул Шариф, Кремль. Сразу видно — Татарстан, даже думать не надо. А архитектура — это как раз о том, чтобы воспринимать, принимать, осмыслять пространство.

Пузырев: Слушайте, ну вам есть к чему стремиться и за что бороться.

«БИЗНЕС Online»: Вот как раз таки хочется понять, насколько прислушиваются к тому, о чем говорит молодое поколение, чего желает.

Пузырев: Никак не прислушиваются. Поэтому я и затронул тему площадки. Потому что существует хороший бренд — союз архитекторов. И единственный путь, которым я вижу все сдвинуть с мертвой точки, — если кто-то внутри союза займется разгребанием всех этих проблем, не побоится ставить на повестку дня острые вопросы и решать их.

Луиза Каримова

«АРХИТЕКТОРЫ МОГУТ ЗАРАБАТЫВАТЬ СО СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ»

«БИЗНЕС Online»: А вообще сегодня в союзе много молодых архитекторов?

Гарипов: 5–7 процентов, наверное.

Пузырев: Зато каждый год архитектурный факультет выпускает примерно 80 выпускников. Где все эти люди? Кто чем занимается?

Халитова: В архитектуре остаются не все. Многие уходят в интерьеры.

Пузырев: Кстати, к вопросу о заказах. Я же тоже вижу эту картину. Молодежь сидит в интерьерах квартир, коттеджах. Почему так происходит? Трудно найти какой-то более серьезный заказ? Почему вы не проектируете жилые районы, микрорайоны, какие-то крупные здания, знаковые общественные здания.

Гарипов: Тут все просто: частная архитектура и частный дизайн — это самый большой рынок, который есть. А человеку после учебы надо  как-то зарабатывать, и это тот рынок, на который легко попасть.

Пузырев: Надо сказать, что он еще и менее всего зарегулирован. Не нужно проходить госэкспертизу, там ты можешь где-то схалтурить, так?

Халитова: Ну и конкуренции не так много — из-за того, что рынок большой.

Гарипов: Если большие объекты в Казани строятся единицами в течение года, то коттеджи — сотнями и даже тысячами, если брать весь Татарстан. Мы тоже начинали с этого, этот этап не обойти. Но в какой-то момент мы просто сами себе в команде дали слово, что больше принципиально не будем делать коттеджи и частные интерьеры.

Халитова: Хотя, иногда мы делаем исключения, но очень выборочно — у нас в полгода может быть один интерьер. Если мы понимаем, что заказчик готов доверять, реализовывать действительно по проекту…

Гарипов: И принять интересное решение. На данный момент мы делаем один коттедж, но заранее предупредили, что у нас не будет клинкерного кирпича, а будет просто облицовочный. Мы хотим сделать интересное пространство. Заказчики нам полностью доверились с самого первого эскиза — мы его приняли, и даже не перерабатывали больше.

«БИЗНЕС Online»: А платят хорошо за интерьеры?

Халитова: Студенты, по-моему, берут 600–700 рублей за квадратный метр.

Гарипов: Кстати, архитектор — это та профессия, в которой можно зарабатывать уже со студенческих лет. И если человек толковый, он может после обучения плавно перейти в самостоятельную работу. А ребята, которые в процессе обучения только учатся и даже учатся так себе, для них огромный шок, когда они оканчивают университет и не знают, что делать. Потому что опыта и знаний для самостоятельной работы не хватает, а, поскольку портфолио бедновато, на работу берут неохотно. Поэтому люди начинают заниматься другими профессиями.

Пузырев: Это тоже к вопросу, что выпустился человек, вышел из стен института — и что дальше?

Халитова: Нет, если хорошее портфолио, можно пойти в какую-то крупную компанию. Там тебя ставят в команду проекта, и ты получаешь возможность высказать свое мнение. Все это возможно, если ты хорошо проработал свои навыки. Это реально.

Пузырев: То есть будем считать, что вашим коллегам Ринату и Луизе повезло, потому что они уже работают и у них не встанет через полгода вопрос, куда идти.

Гарипов: Не только повезло. Мы стараемся ребятам, которые к нам приходят, давать больше полномочий. Не просто «ты студент и будешь заниматься только технической работой» — чертежами, фасадами или визуализацией. Ринату, например, мы доверили ведение одного из наших заказчиков — он выступает не просто как архитектор, а как менеджер проекта. Если человек ответственно подходит к работе, он может даже во время студенчества расти и становиться архитектором. Многие приходят и боятся брать инициативу, но мы таких не берем. Мы очень тщательно отбираем портфолио и во время собеседования как раз таки прорабатываем мотивационную часть. Нам не нужны люди, которые пришли просто поддержать свои карманы во время учебы и не знают, чем будут заниматься потом. Нам нужны люди, которые будут развиваться в этом направлении и хотят расти как архитекторы.

«БИЗНЕС Online»: А много человек у вас работает?

Гарипов: У нас сейчас в офисе 6 человек, и еще несколько на аутсорсинге. В зависимости от проектов мы увеличиваем либо уменьшаем штат. 

«БИЗНЕС Online»: А в целом вы чувствуете сжатость рынка?

Гарипов: Рынок коттеджей и интерьеров большой. Рынок домостроения тоже есть, у нас много крупных застройщиков…

Пузырев: Но он специфичный. Но зато и проект, который вы можете получить у крупного девелопера, уже будет «мясистый», сразу надолго.

Гарипов: Это да. Просто надо в эту колею влиться, грубо говоря.

Пузырев: На самом деле у нас тоже очень много работ, к которым мы могли бы привлечь вашу команду. Но мы сами хотим понять ваши компетенции, ваш опыт — что вы умеете и сможете ли осилить эту работу. А как это сделать? В портфолио у вас нет жилых районов.

Гарипов: Ну с портфолио да. Мы тоже это обсуждали, это такой замкнутый круг получается. «Мы вас не берем, потому что у вас нет в портфолио крутых объектов». А откуда они появятся, если вы нас не берете?

Пузырев: Участвуйте в конкурсах. Если помните, в прошлом году у нас в Иннополисе проходила первая молодежная биеннале. Следующая будет проходить в следующем году. Пробуйте, участвуйте. Я взял с собой распечатку из журнала Speech — про ребят, которые заняли призовое место. Там были две московские команды и одна питерская. Ребята откровенно пишут, что им это дало — их стали узнавать, им удалось получить какие-то заказы. Конкурс конкурсу рознь, но если у вас из ста конкурсов выстреливает один и вы сразу зарабатываете на этом имя, о вас начинают знать, писать, то это ваша путевка в жизнь.

Предприятия: Ак Барс Девелопмент
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (191) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.12.2018 09:05

Барселона удачный проект для Азино и Салават Купере, но не для центра. Мы все знаем, кто застраивается центр "элитным" жильем. Но казанцев не обманите своей "удачной" Барселоной.

  • Анонимно
    16.12.2018 09:05

    Барселона удачный проект для Азино и Салават Купере, но не для центра. Мы все знаем, кто застраивается центр "элитным" жильем. Но казанцев не обманите своей "удачной" Барселоной.

    • Анонимно
      16.12.2018 11:21

      Барселона - этот тот монолитнобетонный сарай у Туган авылым? Его место для АК и клевера - окраина города.

      • Анонимно
        16.12.2018 23:13

        Расскажу про Барселону и техническую историю. Закладывать в строительство централизованную систему кондиционирования не стали, чтобы не удорожать стоимость квартир, а всего лишь пробросили с балконов в квартиры медные трубки под VRF -системы. Естественно хозяева квартир покупать VRF-системы не хотят, даже самые дешёвые китайские. А под сплит системы проброшенные трубки не годятся, не тот диаметр. Под это дело набежала куча монтажников-шаромыжников, но как известно скупой платит дважды.

    • Анонимно
      16.12.2018 11:36

      Это вам не соловьёвщина это ПУЗЫРЁВЩИНА.

      • Спасибо, записал. Немного неоригинально конечно, но пусть будет)

        • Анонимно
          16.12.2018 15:19

          Было бы здорово, особенно внимательно осветить тему с Барселоной. Кто был заказчиком, кто согласовывал, кто строил, кто разрешал. И интервью взять у главного архитектора и Балтусовой, кто там у нас за исторический центр отвечает. Пузырева можно проигнорировать, мы его услышали .

        • Анонимно
          16.12.2018 16:29

          Так Вы не Пузырев, Вы Ленин В.И. Тот тоже не аргументировал, а всегда говорил: это так, это то, это искореним, этому слава! Шаблонный мир. Весталка, которой нужно верить на слово, не понимая головой.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:21

      Барселона сама по себе - средний проект, ничем не примечательный. Его ужасающие недостатки в том, куда его воткнули.
      1) он убил татарскую деревню. Какая деревня на фоне монолита? А было до неё неплохо.
      2) убит и кукольный театр. Дети выходят из него в парк, а с юга солнце загораживает махина здания. Дети гуляют в тени символа бабла.

      • Анонимно
        16.12.2018 17:14

        Ещё и фасады облицованы алюминиевыми и керамогранитными панелями, которые удешевляют внешний вид. Если бы фасады были из клинкерного кирпича и штукатурки, то при той же архитектуре здания смотрелись бы гораздо солиднее.

        • Анонимно
          16.12.2018 18:43

          У нас вентфасада кто-то курирует из мэрии , походу. Или фирмы, кто этим занимается или производителя профилей. Иначе откуда такое засилие вентфасада в городе.

          • Анонимно
            16.12.2018 20:52

            Как и брусчатку, помню её подъем на нижнекамских просторах.

          • Анонимно
            16.12.2018 21:05

            Неудивительно. Простая, дешевая технология. Кирпич же дороже гораздо. Под него надо фундамент мощнее, площадь земельного участка больше, т.к. стены-то толще иначе будут (даже если трехслойную сделаете).

            Так что никто кроме рынка это не курирует ) это просто дешевая, освоенная технология, от которой нет смысла отказываться. Разве что в угоду комментаторам? Да пусть они идут лесом.

            • Анонимно
              16.12.2018 23:12

              Вентфасад - это дорогая технология! Поэтому она не прижилась за границей. У нас используют эту систему даже на бюджетных домах, т.к. для удешевления монтируют несистемные материалы, потом фасады горят.

            • Анонимно
              17.12.2018 16:32

              Дешевые вентфасады при сдаче дома сегодня. А что с ними будет лет через 30, догадаться несложно. Будут потомки гадать, как им решить проблему....

              • Анонимно
                17.12.2018 17:08

                Это как Лазурные небеса но пожарных машин таких нет!)

          • Анонимно
            17.12.2018 17:07

            Наверное муж американки)

        • Анонимно
          17.12.2018 17:07

          Фасады на Родине вообще с Абстракциями! А вот кто будет и как их обслуживать?

      • Анонимно
        16.12.2018 19:27

        А вот архитектор Шакуров считает, что Барселона ничего не портит. Но это и неудивительно, ибо он ждёт, что проект новой соборной мечети отдадут ему

        • Анонимно
          16.12.2018 21:07

          Шакуров -архитектор?

        • Анонимно
          16.12.2018 21:29

          Иногда Бабло заменяет совесть

        • Анонимно
          16.12.2018 21:31

          Архитектор Шакуров прав в том, что "Барселона" ничего не портит, поскольку безликая, никакая архитектура такого объема может служить неплохим фоном для окружающего пространства и даже выгодно оттенять другие архитектурные постройки

      • Анонимно
        16.12.2018 21:06

        "он убил татарскую деревню", так может ее давно надо было убить, или проще снести, так как первоначальным замыслом квартала "Б", она не предполагалась. А все беды Казана в пренебрежении первоначальным замыслом, вольным его интерпретированием и игнорированием.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:44

      "советник по градостроительству и архитектуре компании «Ак Барс Девелопмент» -это что за должность такая? Больше на бред похоже неадекватный...У нас для этого город есть...И какой то мальчик во главе с умным видом про архитектуру избитые клише повторяет.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:47

      Вопросы об идентичности Казани надо профессионалам задавать, а не ждать ответа от мальчиков и девочек, ничего еще из себя в области архитектуры не представляют...

    • Анонимно
      16.12.2018 13:11

      21 век самый ЛУЧШИЙ!!!

    • Анонимно
      16.12.2018 13:40

      Для чего они собрались? Им всем еще учиться и учиться.. У нас в Казани основные проблемы в архитектуре как раз в этом: непрофессионалы...Так же как раньше была основная проблема в засилье только одной группы выпускников архитекторов, захвативших все руководящие места в городе..Тогда был на десятилетие застой.. Теперь же засилье а-ля "продвинутых и креативных" молодых. Ничего еще из себя не представляют. Никаких шедевров не создали, но рассуждают так, как-будто за плечами долгая творческая жизнь и знания исключительные. Грустно все это. Шарахается Казань бедная из одной стороны в другую .. Понятно конечно, что тренды другое руководство задает, также далекое от архитектуры по знаниям, но постоянно рассуждающее об этом как специалисты.

      • Анонимно
        16.12.2018 22:37

        А откуда взяться профессионалам если а) в КИСИ архитекторами руководит экономист б) среди казанских архитекторов весьма велика корпоративная солидарность, которая вредит городу. Возьмём Пенсионный фонд. Когда Логинов был жив никто ему слова не сказал, а сейчас никто не говорит, прикрываясь принципом о мертвых плохо не говорят

        • Анонимно
          17.12.2018 16:20

          22.37 Именно об этом и было сказано в комментарии выше. О засилье одной и той же группы (практически одного года выпуска) на долгие годы и даже десятилетия. Но сейчас ситуация не лучше: из одной крайности в другую - засилье молодых креативных и мало что знающих и понимающих архитекторов, но с огромными амбициями.. И про Пенсионный..Логинов там был не единственный автор..

    • Анонимно
      17.12.2018 17:04

      Может сравните начальный проект и то кто как то его поменял этажность! Гарсия почти по Русски сказал Позор!

  • Анонимно
    16.12.2018 09:09

    Кловер выглядит намного интереснее, чем Барселона рядом с кукольным и Туган Авалым со своим убогим вентфасадом из керамогранита.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:04

      В каком месте юродливый треугольник интересен. Он как зубило разрезает САМЫЙ ЦЕНТР КАЗАНИ пополам, разрубыая архитектуру Казани, внося дикость и нелепость своей несуразностью.

      • Анонимно
        16.12.2018 12:24

        Как можно ругать Кловер, когда рядом есть "Кольцо" и пенсионный фонд? Вот уж где настоящее уродство. А Кловер что, прикольный...

        • Анонимно
          16.12.2018 13:01

          Пенсионный фонд не доминирует над городом...... Хотя,согласен,не шедевр...Его бы переделать под хорошую гостиницу.....Плазу...

          • Анонимно
            16.12.2018 13:37

            Нам, пенсионерам стыдно!))

          • Анонимно
            16.12.2018 21:32

            13.01 Он конечно не доминирует над городом, он бесстыдно торчит на главной площади города.. Тут только снос или кардинальная реконструкция поможет

        • Анонимно
          16.12.2018 15:04

          12.24 Именно так. Как по команде набросились на этот бедный "Кловер", который ну никак не портит общий вид исторического центра и работает скорее просто фоном.. Как будто все остальное современное окружение в этом районе - шедевры архитектуры.. Все эти "Пенсионные фонды", "Кольцо", все эти , расположенные тут же, малоэтажные современные дома, - бездарные по самой своей сути, архитектура которых вообще никак не отражает традиции исторической застройки города... Но поскольку кто-то наверху бросил фразу про "Кловер", все обсуждают только его.

      • Анонимно
        16.12.2018 15:35

        Интереснее?

      • Анонимно
        16.12.2018 19:15

        Кловер вам мешает, а Пенсионный и гостиница рядом ГрандКазань нет?

    • Анонимно
      16.12.2018 12:22

      Кловер нормальный, мне даже начинает нравится. А вот Барселона - обычное рядовое убожество.
      Вообще, в центре мало хорошего построили, вот Вишневый сад - исключение.

      • Анонимно
        16.12.2018 15:36

        Легато вроде ничего у Лядского сада. Роттердам на Некрасова, пожалуй.

        • Анонимно
          16.12.2018 18:28

          Я вас умоляю, съездите посмотрите потолочную часть между первым и вторым этажами, а также качество выполнения камня по 1 этажу!!!!

      • Анонимно
        16.12.2018 16:40

        Барселона плоха именно на том месте, где ее возвели. Просто несоразмерна окружающей застройке и подавляет ее. Но где-нибудь около Меги она нормально бы смотрелась.
        А Кловер ужасен везде. Здание с эстетикой холодильника.

        • Анонимно
          16.12.2018 16:56

          16.40 В архитектуре Кловера ощущается рука профессиональных архитекторов.. В отличие от окружения современного. Но это окружение похоже всех устраивает. Все накинулись на "Кловер"

          • Анонимно
            16.12.2018 17:16

            16:56
            На Кловер накинулись потому, что он эстетически очень плох, и всем это очевидно. Не только в сочетании с центром города, но и просто сам по себе. Я бы не хотел видеть подобное убожество ни в Азино, ни даже в Салават Купере.

            • Анонимно
              16.12.2018 18:46

              Вы пугаете Кловер только из-за формы. Вам привычнее прямоугольное. Но если бы вы побывали в Питере, в Европе или в Чикаго, то увидели бы много таких зданий , где есть площади , по типу нашего "Солнышко", где в разные стороны расходятся улицы.

            • Анонимно
              16.12.2018 18:54

              Чем Кловер эстетически плох? Барселона - да! Обычная многоэтажка с вентфасадом из керамогранита, которых сейчас полно в спальных районах и весь Салават Купере. Что в Барселоне особенного? А Кловер особенный. Да он высок для центра. Но рядом с пенсионным не выглядит таким огромным. И он не "грузит "центр своей высотой, нет тяжести. Он , наоборот, стремится вверх.

            • Анонимно
              16.12.2018 18:54

              17.16 Мне архитектору это вовсе не очевидно. У меня перед глазами сотни примеров зданий вокруг "Кловера" за которые стыдно должно быть проектантам. А у Вас почему то "всем очевидно".. Кому всем? В вашей голове это загнездилось и прочитали в СМИ.. Вот и стало очевидно. Это здание стоит на месте и прекрасно оттеняет историческую застройку. И проектировали его вполне себе профессионалы и талантливые архитекторы.. Вы свой вкус за образец и истину не принимайте. Не надо..

            • Анонимно
              16.12.2018 19:17

              В чем он эстетически плох по сравнению с гостиницей Гранд Казань?

              • Анонимно
                16.12.2018 19:57

                О какая у Кловера группа поддержки! Даже смешно.
                Что, квартиры в холодильнике плохо продаются?

                • Анонимно
                  16.12.2018 20:52

                  Если мне нравится Кловер и не нравится убогая Барселона, это не означает, что у меня квартира в Кловере. Или я застройщик. Я живу в Советском районе если что. И таких "барселон"у нас целое Арт училище.

                  • Анонимно
                    16.12.2018 21:40

                    Артучилище еще и хуже, потому что там безликие многоэтажки. Как и в Салават купере, впрочем. Лес безликости. А ведь в том же салавате хотели пятиэтажки сначала делать. Но победило желание расселить как можно больше соципотечников. И стремление строить за 30 тысяч метр.

                • Анонимно
                  16.12.2018 21:35

                  19.57 Нда, уровень дискуссии тут же скатывается до обвинений в "заинтересованности". Не из либералов случаем? Это они готовы жизни обычно положить за свободу выражения своего мнения и "расстрелять", если с их мнением не согласны.

  • Анонимно
    16.12.2018 09:13

    Господин Пузырев,почему на Ж.Д вокзал нельзя подьехать и высадить людей ? Везде знаки и шлагбаумины.... Ведь это Ваше творение....

    • Анонимно
      16.12.2018 09:46

      В час пик (когда поезд приезжает)даже на подземную парковку не заехать,не выехать!Проще надо делать объекты,с учетом нашего менталитета !

      • Анонимно
        16.12.2018 20:16

        Господин Пузырёв не имеет никакого отношения ни к зданию ж/д вокзала, ни к схеме благоустройства площади, ни к схеме организации движения вокруг этой площади !
        Что вы к нему прицепились ?
        Я вот его просто люблю)
        Жена господина Пузырёва.

        • Анонимно
          17.12.2018 14:39

          20:26 Так никто бы не цеплялся, если бы он не учил всех жить.

    • Анонимно
      16.12.2018 10:16

      Жд в Казани шикарный! Сколько мотаюсь по России, в Казани выходишь и красота вокруг! В других городах выходишь и утыкаешься в море машин

      • Азат Д
        16.12.2018 10:31


        Да, и метро в Казани не у вокзала.
        Шикардос прям.

        • Анонимно
          16.12.2018 10:57

          Метро - это скоростной транспорт и маршрут его прокладывается по-прямой, а не петляет ..

      • Анонимно
        16.12.2018 10:35

        Ж.Д. шикарный,он был построен давно,а площадь бестолковая.....

      • Анонимно
        16.12.2018 10:35

        Полностью с вами согласен. Казанский вокзал своей архитектурой и отсутсвием машин создает элемент камерности и я не встречал такого эффекта ни на одном вокзале..

        • Азат Д
          16.12.2018 11:08


          Вы посмотрите переход, второстепенное сооружение, а своей громоздкостью подавляет соседние здание, особенно исторический вокзал.

          • Анонимно
            16.12.2018 11:36

            Да,этот переход надо было хотябы на метров 5 отодвинуть...

            • Анонимно
              16.12.2018 15:32

              Ха-ха! Вспомнил свои студенческие годы. Тогда тоже были примерно такие же «шутки». Чертишь-чертишь-чертишь, приходишь на консультацию к преподавателю, а он и говорит: «Все у вас правильно, но неплохо бы весь чертёж сместить на 15-20 мм правее»

    • Анонимно
      16.12.2018 15:41

      09:13 Спасибо вам, теперь я узнал фио "творца" строения, которое изуродовало привокзальную площадь, а паркинг - пример полного пренебрежение к пользователям (провожающим и отъезжающим).

      • Анонимно
        16.12.2018 17:55

        Ради вашей повозки устраивать паркинг в центре Казани? Обойдётесь! На такси приезжайте Если не втерпеж

        • Анонимно
          16.12.2018 19:24

          17:55 Хамство не аргумент, а доказательство слабости, при чем во всем.

          • Анонимно
            16.12.2018 20:02

            Где хамство увидели? Хамство это когда ради тепла своей попы, вы готовы заставить весь город машинами. Про вокзал вообще непонятен наброс, там есть тёплая подземная парковка в ста метрах от входа на вокзал.

    • Анонимно
      16.12.2018 16:13

      Шлагбаумы и прочее это требования безопасности, которые предъявили архитектору при проектировании. А так нафиг он стал бы это делать? Деньги тратить просто так никто не будет. Тем более не бюджетные

  • Анонимно
    16.12.2018 09:16

    Барселона нормальный проект...... А вот Кловер раздражает

    • Анонимно
      16.12.2018 09:29

      Барселона несуразица.

    • Анонимно
      16.12.2018 09:48

      Не для исторического центра!Там дома не выше 5 этажей должны быть,в историческом стили!

      • Анонимно
        16.12.2018 11:52

        Стиле

      • Анонимно
        16.12.2018 16:15

        Смотря как застраивать. Вот сейчас эти доминанты не дадут вам строить деревянные байские домики. Потому что эта несуразица так и останется. Барселона отлично выглядит, если окружение ее будет ей соответствовать. Места там сейчас полно, можно продолжать. Но продолжать чем? Домами в стиле старо-татарской - не получится. Нужна среднеэтажная застройка теперь. И каменная, а не деревянная.

  • Анонимно
    16.12.2018 09:40

    Кто эти все люди ,во главе с Пузыревым-пустые разговорщики

  • Анонимно
    16.12.2018 09:40

    Если эти архитекторы говорят, что "Барселона"-удачный проект, тотсразу становится понятно какая у них квалификация и насколько они компетентны в вопросах архитектуры. Нужно обратно их вернуть в академии, пусть доучиваются. (Искандар Г. Шмузайкино)

    • Анонимно
      16.12.2018 10:33

      Тебе самому бы доучиться

      • Анонимно
        16.12.2018 12:19

        Позвольте поинтересоваться, чему мне нужно доучиться? (Искандар Г. Шмузайкино)

        • Анонимно
          16.12.2018 13:07

          Тебе бесполезно - не поможет.

          • Анонимно
            16.12.2018 14:43

            Какой "развернутый" ответ у Вас, уточните пожалуйста что же мне не поможет и что бесполезно.? (Искандар Г. Шмузайкино)

            • Анонимно
              16.12.2018 20:31

              Вы статью внимательно читали? Почитайте внимательно, а потом делайте выводы, куда и кого отправлять.

        • Анонимно
          17.12.2018 10:20

          Сначала приведите точный перечень того, чему Вы уже выучились. Потом решим - чего ещё не хватает.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:26

      Вкус уже не появится, бесполезно. Так что полная профнепригодность, разве что винтажные "дворцы" в деревнях проектировать...

    • Анонимно
      16.12.2018 15:17

      Просто Барселону Ак Барс и строил. Что он ещё может сказать будучи работником Ак Барс девелопмент

      • АБД не имеет никакого отношения к ЖК Барселона. Это девелоперский проект Сувара.
        Автор проекта иностранец.
        Ваша уверенная неосведомлённость выглядит глупо)

        • Анонимно
          16.12.2018 16:34

          Я так и не понял: какое отношение к архитектуре имеет АБД? С какого перепугу вы обсуждаете градостроительство и застройку Казани? На это совершенно вроде другие органы есть. Слово акбарс что-ли такое волшебное?

        • Анонимно
          16.12.2018 16:37

          16:08 Это от того, что уверенно поддерживаете данный проект.

    • Анонимно
      16.12.2018 15:38

      Согласен.

    • Анонимно
      16.12.2018 16:16

      Барселона на самом деле удачный проект. Неудачно лишь его окружение.

      Если вы не согласны, назовите удачный вариант на этом месте. Готов с вами поспорить.

    • Анонимно
      18.12.2018 21:28

      Искандер, насколько внимательно Вы читали статью? Мнение, высказанное в статье о «Кристалл», «Барселона» и «Кловер- Хаус» принадлежит исключительно г- ну Пузыреву.

  • Анонимно
    16.12.2018 09:42

    Почему решает «кучка» людей как будет выглядеть наш город?! Художники всегда отличались своим взглядом на красоту от большинства людей( процентов 90 ,их не понимают)!Пример ТЦ Кольцо ! ,зеленое не понятное здания-дом при подъеме с Подлужной на Жуковскового слева.

    • Анонимно
      16.12.2018 14:17

      Это здание в народе получило прозвище замок Шрека а не дракона, тут Пузырев отметился своим невежеством и не знанием города

    • Анонимно
      17.12.2018 09:58

      а по-моему зеленое здание очень красивое. вот цвет да, мрачноватый какой-то

  • Анонимно
    16.12.2018 09:44

    Коньентурщик. Кловер каждый пинает. А за Барседону можно и заказ потом не получить

  • Анонимно
    16.12.2018 09:48

    Дима неинтересно к сожалению

  • Анонимно
    16.12.2018 09:50

    Смотрю на то, что у них на столах: это что, завтрак? Это же просто перекусон в забегаловке! Сходите в Макдональдс что ли, там вкуснее кормят

    • Анонимно
      16.12.2018 10:05

      Там не наливают,ноу нас с собой было.......)

    • Анонимно
      16.12.2018 16:18

      Чтобы поговорить, не обязательно дастархан накрывать. Хватит и кофе.

  • Анонимно
    16.12.2018 09:57

    " И ровно в этот же день с нами рассчитались". Немцы?

  • Анонимно
    16.12.2018 10:04

    пузырев загрустил))

  • Анонимно
    16.12.2018 10:13

    Раб, но свободный духом, может быть гениальным архитектором - тому пример архитектура Древней Греции и Древнего Рима.

    Но бездуховный человек не может быть творцом, в том числе и в архитектуре.

    Отсюда и все беды казанской архитектуры и не только...

  • Анонимно
    16.12.2018 10:15

    А нам очень нравится жить в Кловере!

    • Анонимно
      16.12.2018 10:25

      Живите,только Вы своим домом испортили весь исторический центр города..... Кстати,почему закрыли свободный проход с Катановского переулка ? Вот Вам прокуратура даст !!

      • Анонимно
        16.12.2018 13:14

        До Кловера центр испортили Кольцом и Пенсионным фондом. Кловер хоть и высокое здание, но не нагружает центр. Потому что светлый и как дымка. То что треугольный, тоже прикольно. А вот Барселона- это примитивизм .

        • Анонимно
          16.12.2018 13:47

          Кловер с некоторых ракурсов выглядит плоским, очень прикольно. А еще он не громоздкий. Интересное здание, одно из немногих интересных.

          • Анонимно
            17.12.2018 16:22

            Кловер - одно из лучших высотных зданий Казани. Да просто - лучшее

      • Анонимно
        16.12.2018 16:19

        Мне нравится Кловер, но вокруг него надо строить что-то, что его поддержит. Причем достаточно высотное, например, в пять-шесть этажей. То, что предлагает Дембич - не выше трех - неверно. Башня будет слишком доминировать, и все будет по-прежнему.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:37

      Как можно жить в таком доме? Я вообще не представляю. Хороший , удачный дом это максимум 3-5 этажей и 3 квартиры на этаже. А тут такой огромный муравейник, да и шумно там очень, вечные пробки . Каждому конечно свое. А барселона еще одно чудо))) Почему в Казани за что не возьмутся, получается какая ерунда? Вроде бы и по заграницам катаются , видят что и как.

      • Анонимно
        16.12.2018 15:41

        Да так?

      • Анонимно
        16.12.2018 21:09

        Так проектировал-то САМ Асебильо, бывший главный арх Барселоны. Иностранец, ему и ездить никуда не надо )

        Хороший удачный дом - 5 этажей, ну да. Хрущевка, как раз четыре квартиры на этаже - тоже удачно?

        Хороший дом - это тот дом, за который вы готовы заплатить. Если у вас есть эти миллионы, у вас есть и хороший дом.

        • Анонимно
          17.12.2018 07:45

          Сравнили хрущевку и новые дома. Площадь всей хрущевки , меньше чем площать кухни в новых домах. Я лично живу в своем доме. Если честно , я вообще не вижу ни одного достойного предложения в Казани для покупки.

          • Анонимно
            17.12.2018 10:37

            Был в Европе. Квартиры у них, как правило, меньше чем, обхаиваемые всеми здесь, хрущёвки. Сам лично, живу ,в т.н. "брежневке". В кирпичном доме. Когда его строили в 70-х гг., сам ген.директор предприятия приезжал и следил, чтобы всё делалось по ГОСТу, т.е. по уму. Да, за основу был взят "хрущёвский проект", но испытание временем он выдержал. Посмотрим, выдержат ли новые "капиталистические" дома..И кстати, площадь вашей кухни - 60 с лишним метров? Круто живёте:)

  • Анонимно
    16.12.2018 10:27

    Зачёт. Продолжайте, интересно.

  • Анонимно
    16.12.2018 10:32

    «Кловер» неудачен, «Барселона» – замечательный проект, ЖК «Кристалл» – замок дракона»

    Заголовок полностью отражает суть архитектуры этих ЖК. КЛЭВЕР с ним что-то нпдо делать, пока есть земля и квартиры в центре, лучше расселить людей и построить на его месте 6-7 этажей.

    • Азат Д
      16.12.2018 11:09


      А там все квартиры проданы?

      • Анонимно
        16.12.2018 12:06

        Нет не все, думаю эстетисески Кловер отталкивает покупателей.

      • Анонимно
        16.12.2018 12:57

        Не все. Полно объявлений. Только что смотрела. За цену двушки можно купить или постороить замечательный двухэтажный дом со своим участком. И жить в тишине и в покое без соседей)) В дорогом жилье должно быть не более 4 х этажей. И дом должен быть со своим уютным двориком. А это обычные муравейники.

  • Анонимно
    16.12.2018 11:10

    Ладно бы застройщики хвалили Барселону, но как могут архитекторы ее хвалить и главное за что? Обыкновенная многоэтажка и ничего в ней нет особенного.

    • Анонимно
      16.12.2018 11:37

      Хвалить могут за гонорар.

    • Анонимно
      16.12.2018 11:37

      За то Кловер необыкновенная многоэтажка...... Общага,времен олимпиады в Москве.....Примитив...

  • Анонимно
    16.12.2018 11:20

    Тут и без архитектора понятно,что Кловер это недоразумение,утюг какой-то

  • Анонимно
    16.12.2018 11:21

    Чьи это сынки и дочери?.. Кем себя возомнили-то?

    • Анонимно
      16.12.2018 16:22


      А вы чей сынок или дочка, чтобы о себе что-то возомнить )

      Мы все чьи-то сынки и дочери, как бы. Да, ребята высказывают свою точку зрения. Да, у них есть интересные проекты и есть желание работать дальше. Это отлично!

      Не Азат Д.

      • Анонимно
        16.12.2018 21:30

        Проекты, надо сказать откровенно слабые. Хотя, разумеется, молодежь надо поддерживать.

  • Анонимно
    16.12.2018 11:22

    Ага эксперты собрались... по количеству квартир в вышеуказанных налитых и построенных из строительного мусора и не качественных стройматериалов близко не соответствующих никаким ГОСТам никогда не найдётся такое количество их покупателей за всю сумму сразу и одномоментно, а значит ипотеки и кредиты и таким должникам на долгие предолгие годы да ещё когда ты весь такой период не являешься собственником квартиры вообще наплевать на мнение вышеуказанных людей не имеющих абсолютно никакого отношения к настоящей индустрии строительства. Вообщем реклама не прошла.

  • Анонимно
    16.12.2018 11:23

    идентичность Казани вы уже никогда не найдёте

  • Анонимно
    16.12.2018 11:31

    Так изуродовать малоэтажный центр этим Кловером- это надо было специально постараться. НЕ перестаю удивляться -кто допустил такое строительство такого муравейника свечки в таком шикарном историческом месте??

    • Анонимно
      16.12.2018 12:08

      Алочность, аульность и панибратство допустили изуродовать исторический и культурный центр Казани.

    • Анонимно
      16.12.2018 12:19

      Кловер не плох, не на месте, да, но не плох.

      • Анонимно
        16.12.2018 16:23

        Да, вы правы. За пределами исторического центра он был бы лучше. Но и сейчас его просто портит отсутствие окружения. Все можно исправить, надо просто достроить весь комплекс.

  • Анонимно
    16.12.2018 12:18

    Сложно спорить о вкусах, но ЖК «Кристалл», этот дом Шрека, а никак не дом дракона, просто пакость. Это безусловное зло. Барселона просто не на месте - обычно убогое многоэтажное.... не для центра. Там вообще место убитое - один тетр кукол, который "дом цыганского барона", чего стоит. Так что ребята, не слушайте вы этого Пузырева...

    • Анонимно
      16.12.2018 12:58

      это вы в точку с театром кукол. Сколько миллиардов попилили на этот кич и по сути безвкусицу в стиле цыганщины барщины.

    • Анонимно
      17.12.2018 16:24

      ЖК «Кристалл» - пожалуй лучшее из современных зданий Казани. Безликих и бесталанных. Этот же комплекс именно кристалл .. Его интересно рассматривать о всех сторон. И со всех сторон он раскрывается по новому. Архитекторы-авторы - явно мастера своего дела. У нас в Казани практически нет больше такого уровня зданий..

  • Анонимно
    16.12.2018 12:25

    ППР - посидели, поговорили разошлись.
    Самое главное, ни о чем

    • Анонимно
      16.12.2018 16:24

      Надо обсуждать проблемы. Для этого надо посидеть и поговорить. Мне нравится формат, пусть Пузырев с БО продолжают.

  • Анонимно
    16.12.2018 12:45

    Что Кловер, что Барселога - ужас для центра и мечта для Азина и квартала.

  • Анонимно
    16.12.2018 13:09

    Где казанский Гауди?

    • Живёт ? В ЖК Барселона конечно))

      • Азат Д
        16.12.2018 15:02


        Понятно.Нахваливая Барселону, повышаете капитализацию своего жилья.

      • Анонимно
        16.12.2018 15:15

        Частенько проезжаю мимо Барселоны. Там люди то живут? Т.е., заселена?

        • Анонимно
          16.12.2018 16:25

          Если хотите, можете прикупить. Еще есть квартирки. Будете в бассейне на крыше плавать )

          • Анонимно
            16.12.2018 17:14

            Были бы средства - прикупил. Просто есть опасения.. Место, скорее всего, загазованное. Если, наверху на Вишневского и далее, район считается самым высоким в Казани и самым чистым экологически, то здесь, вызывает вопросы..((

            • Анонимно
              16.12.2018 21:26

              Советский район самый высокий в Казани, а не Вишневского

            • Анонимно
              16.12.2018 21:33

              Для оценки экологичностии района, хорошо бы посмотреть карту локализации онкологических заболеваний и смертности от онкологии на этой территории, вот тогда можно будет рассуждать об экологичности района Вишневского.

              • Анонимно
                16.12.2018 21:42

                Три раза хаха на вашу карту онкологии. Лидер по заболеваемости в Татарстане в 2017 году какой-то сельский район, между прочим. Даже не подозреваемый всеми нижнекамск.

  • Анонимно
    16.12.2018 13:22

    Вечером, проезжая мимо Чаши, ещё одного шедевра архитектуры в окружении зверюшек-вспоминаю ЖК «Кристалл».
    Пытаюсь рассмотреть силуэт ЖК в панораме на левом берегу Казанки. Тщетно. Практически ни одного огонька...
    Так и зияет темным пятном ЖК в весёлом разноцветье левобережья. Быть может, стесняется?

    • Анонимно
      16.12.2018 13:46

      Лазурные небеса тоже в печали стоят. Ни огонёчку , ни людей в этом доме.

      • Анонимно
        16.12.2018 14:08

        Зато наклонился.... Приглядитесь...

      • Анонимно
        16.12.2018 22:15

        Зря вы так, живу в доме на против. Заехал в марте 17 года, действительно свет был в 2-3 окнах, а сейчас насчитал 11 огоньков)))

    • Анонимно
      16.12.2018 18:00

      Может там маньяки и вампиры? Они света бояться

  • Анонимно
    16.12.2018 13:58

    Живу в береге, лучший дом пока в казани

    • Анонимно
      16.12.2018 14:54

      ога. особенно у вас там текущий паркинг чудо как хорош.

  • Анонимно
    16.12.2018 14:00

    13:22 Чудищь Намдакова поставили, чтобы усладить и успокоить чувства главного "искусствоведа=архитектора", которому не дали поставить кошку-хранительницу в святом Булгаре.

  • Анонимно
    16.12.2018 14:12

    Вся архитектура "курятники" с облицовкой из туалетной плитки это про жилье в угоду инвесторов, рэйхстаг с домом на касаткина хоть глаз цепляет

  • Анонимно
    16.12.2018 14:15

    Кто такой Дмитрий Пузырев?? Зачем он.

  • Анонимно
    16.12.2018 14:17

    ЖК Победа самый лучший комплекс в стране

  • Азат Д
    16.12.2018 15:14


    Вообще то, шикарные места на Волге, и в исторический части, остальное слупили с буратин типа за элитность.

  • Анонимно
    16.12.2018 15:46

    Баселона? Это кошмар- Апа. Рядом с Экиятом.

    • Анонимно
      16.12.2018 16:29

      Ну или наоборот )

      Архитектура может быть очень разнообразной. Танцующий дом в Праге резко выбивается из окружения, но его хоть сделали одной высоты с соседями. А так - убожество, да? Кстати, видел там лабаз в центре, торговый центр как у нас прямо. Коробка коробкой с подземной парковкой, а вокруг дома со статуями.

  • Анонимно
    16.12.2018 16:16

    Когда-нибудь у нас будут строить красивое не многоэтажное жильё и продавать его не за 15-25 миллионов рублей(пример - Вишнёвый сад). А за миллионов 10-12 в центре и 5-6 в спальных районах переводя на сегодняшние деньги. Думаю случится это лет через 10. И эти муравейники как кловер, басрелона называть "элиткой" будут разве что риэлторы.

    • Анонимно
      16.12.2018 16:39

      Когда-нибудь наступит, если вы первый потрудитесь не за рыночную цену, а дешево и сердито.

      А пока берут квартиры за 5-10-20 млн в центре, это так и будет продолжаться. Вон, в Артсити задрали уже выше ста тысяч метр, и все равно видать покупают. Это рынок, а не благотворительность.

      • Анонимно
        16.12.2018 19:38

        Жесть кто покупает в гигантском гетто артсити квартиры по таким ценам? Дом на доме, нос к носу, толпы.

  • Анонимно
    16.12.2018 16:52

    Окончила КГАСУ Архитектурный факультет с Красным дипломом. Обратилась в различные проектные и архитектурные бюро, всем надо, чтобы был опыт работы. Несмотря на отличное портфолио, без связей не устроится на работу по специальности. Пришлось искать счастья в другой профессии.

    • Анонимно
      16.12.2018 17:17

      Да врут оне! Типичные коммерсы. Берут только по блату или знакомству. А если и берут умненького выпускника, то всю душу из него вытряхнут и под удобным предлогом избавятся.

      • Анонимно
        16.12.2018 21:11

        Какой-то у вас странный взгляд на жизнь. Зачем нужен архитектор ПО БЛАТУ?! Вы еще врача по блату возьмите для себя.

    • Анонимно
      16.12.2018 18:05

      Вам повезло, архитектура в Казани это рыло дикого капитализма.

    • Анонимно
      16.12.2018 18:05

      Ерунду пишите,либо у вас просто не было желания заниматься профессией.

    • Анонимно
      16.12.2018 19:09

      Получили диплом, а учиться не учились..
      Так что диплом - это не все!

    • Анонимно
      16.12.2018 19:20

      Не верю!! Брат после КГАСУ работает, никаких связей у него не было и нет! И очень неплохо зарабатывает. В 3 раза выше среднего по Казани.

      • Анонимно
        16.12.2018 21:40

        Подскажите , где это он работает и без связей в три раза больше среднего получает? Тоже вроде после КГАСУ и давно..

  • Анонимно
    16.12.2018 18:37

    Камила - красавица! бик матур кыз!

    • Анонимно
      16.12.2018 21:38

      Правильное татаоское имя Камиля (совершенная), а Камиллы к татарам отношения не имеют.

  • Анонимно
    17.12.2018 14:04

    25 лет слышу об идентичности, но так и не нашёл (возможно, пропустил) внятного, всем понятного и всеми принимаемого определения "казанская/татарская идентичность в современной архитектуре". Если есть, скиньте ссылочку, пожалуйста. Если ещё не договорились, то может, с этого начать?) Тогда будет понятно, чему и как следовать. Спасибо

    • Анонимно
      17.12.2018 21:43

      14.04 Были попытки разных архитекторов-теоретиков определить идентичность и своеобразие татарской архитектуры в Казани. Мягко говоря это все пока крайне неубедительно. И соглашаться можно только уважая лично человека.. Его старания. Имеется ввиду татарской архитектуры в Казани в смысле объемов.. Но есть специфика в деталях, цвете и тд. А уж про современную казанскую татарскую идентичность в архитектуре говорить рано ранехонько. Общий уровень настолько низок, что просто бы увидеть что-то цельное, стильное...Но..увы.. За все время как было из современного - здание цирка, так ничего круче или похожего не появилось...А цирк в учебниках архитектуры есть...

  • Анонимно
    18.12.2018 07:47

    вообще уж пусть лучше это строят, чем как раньше там были руины

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль