Общество 
23.12.2018

«Он приезжал на казанский завод строить самолет, несущий атомную бомбу»

23 декабря 1972 года ушел из жизни выдающийся советский авиаконструктор Андрей Туполев

2018 год прошел под знаком Туполева. В этом году ему исполнилось 130 лет, 100 лет назад по его инициативе был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), полвека назад состоялся первый полет знаменитого Ту-144. Об Андрее Николаевиче Туполеве корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывает основатель и заведующая музеем КАИ в 1982–2016 годах Валентина Коняхина.

2018 год прошел под знаком Туполева. В этом году ему исполнилось 130 лет, 100 лет назад по его инициативе был создан Центральный аэрогидродинамический институт, полвека назад состоялся первый полет знаменитого Ту-144

«ЖУКОВСКИЙ ЗАРАЗИЛ МЕНЯ СТРАСТЬЮ К НАУКЕ»

— Валентина Иванова, можно ли как-то выделить Андрея Туполева среди других авиаконструкторов?

— Сравнивать в истории кого-то с кем-то вообще дело неблагодарное. Да и специалистом для этого надо быть недюжинным. Могу сказать только то, что Андрей Николаевич обладал каким-то особым чутьем в своей области. Рассказывают, что перед каждым испытательным полетом он приезжал на аэродром, шел вдоль взлетной полосы и останавливался в определенном месте. Здесь машина должна была отрываться от земли. Если это происходило не так, всегда находились причины, которые показывали: да, было что-то не в порядке. А в целом… Под непосредственным руководством и при личном участии Андрея Туполева было разработано 150 проектов, построено в металле более 100 типов самолетов, свыше 70 типов их модификаций строились серийно. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов и совершенно 28 уникальных перелетов. Что касается признания заслуг, то Андрей Николаевич — трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести государственных премий, генерал-полковник инженерных войск, действительный член АН СССР. Награжден 15 орденами, в том числе 8 орденами Ленина, а также 8 медалями Советского Союза. В 1970 году он был избран почетным членом Королевского авиационного общества Великобритании, годом позже — Американского института аэронавтики и астронавтики.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце о его биографии.

— Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. После окончания Тверской гимназии в 1908 году он поступил учиться в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Механику в училище преподавал выдающийся ученый — профессор Николай Жуковский. Под его руководством здесь работал воздухоплавательный кружок, в который вступил и студент Туполев. Позднее Андрей Николаевич говорил: «Николай Егорович заразил меня одной из самых сильных страстей — страстью к науке». В кружке Андрей получил первый опыт конструирования летательных аппаратов: вначале — балансирного планера, а затем — самолета. Когда в 1910 году такой планер был построен, именно Андрею Туполеву посчастливилось совершить на нем полет через реку Яузу, вблизи Лефортовского парка. Полет длился всего несколько секунд, но произвел на него неизгладимое впечатление и навсегда решил судьбу будущего авиаконструктора. Для проведения экспериментальных работ студентами ИМТУ по проекту Жуковского была построена одна из первых в стране аэродинамических труб. Практическое руководство по созданию трубы осуществлялось Андреем Туполевым.

— Как учился и затем преподавал будущий авиаконструктор?

— В июне 1918 года Туполев защитил в государственной испытательной комиссии дипломный проект на тему «Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах» и получил звание инженера-механика. Жуковский высоко оценил работу Туполева и рекомендовал его для подготовки к преподавательской деятельности. Андрей Николаевич сразу включился в учебный процесс и начал читать в училище основные курсы по воздухоплаванию. Потом, полностью перейдя на практическую работу по руководству проектированием и производством летательных аппаратов и морской техники, Туполев всегда уделял внимание подготовке молодых специалистов. Примечательный факт: под его руководством 6 декабря 1929 года выполнил и защитил свой дипломный проект будущий основоположник советской космонавтики Сергей Королев.

НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ТУПОЛЕВА

— Первым делом — самолеты?

— Не совсем. По предложению инициативной группы, возглавляемой профессором Жуковским, научно-технический отдел Всероссийского совета народного хозяйства 1 декабря 1918 года принял решение о создании российского авиационного центра — Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). К январю 1919 года сложился авиационный отдел ЦАГИ-АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство). Туполев был назначен товарищем (заместителем) председателя коллегии ЦАГИ и одновременно выполнял обязанности руководителя авиационного отдела. Так начался новый этап в жизни Туполева — проектирование и строительство авиационной техники.

Правда, до первых самолетов пришлось по заданию государственного комитета обороны освоить строительство сначала аэросаней (для транспортировки тачанок), потом — глиссеров (для прохождения по рекам, по берегам которых велись бои). Зато за это время вокруг Туполева образовался коллектив конструкторов, инженеров и квалифицированных рабочих, а также накопился опыт использования при строительстве заказных проектов деревянных и металлических конструкций.

— А когда же в его жизни появились самолеты?

— В 1922 году. Тогда, наконец, началась работа над созданием первого самолета АНТ-1. До войны самолеты, спроектированные и построенные в ОКБ имени Туполева, назывались АНТ («Андрей Николаевич Туполев»). С первого военного самолета, спроектированного и построенного в особом техническом бюро при НКВД СССР, все последующие его машины носят марку «Ту». Самолет был смешанной деревянно-металлической конструкции. Дело в том, что Андрею Николаевичу, убежденному, что будущее авиации — за легким металлом, пришлось вести длительную дискуссию с оппонентами, считавшими, что в России, имеющей богатейшие леса, главным материалом самолетостроения останется дерево. Пятилетняя дискуссия закончилась победой Андрея Туполева, и следующий самолет — АНТ-2 — был первым в России цельнометаллическим летательным аппаратом. Необходимый металл — кольчугалюминий — был изготовлен в Кольчугино Владимирской области, а Андрей Туполев по праву стал основателем цельнометаллического самолета.

«ОН ПРИЕЗЖАЛ НА КАЗАНСКИЙ ЗАВОД СТРОИТЬ САМОЛЕТ, НЕСУЩИЙ АТОМНУЮ БОМБУ»

— Туполев и Казань — что было общего в их биографиях?

— В 1930-х годах Туполев становится признанным в мире авиаконструктором, а разработанные в его ОКБ бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6 и АНТ-40 (СБ) составляли основу вооружения Красной армии. В стране и за ее пределами были известны и гражданские самолеты, а также самый тяжелый в мире агитсамолет «Максим Горький» — последний самолет с гофрированной обшивкой. В 1936 году Андрей Николаевич был назначен главным инженером и первым заместителем начальника Глававиапрома. Он много ездит по стране, интересуется ходом строительства новых авиационных заводов и реконструкций имеющихся. Побывав в Казани, он оценил проект, по которому возводился завод в нашем городе, как очень перспективный.

Андрей Николаевич не раз приезжал сюда, на казанский завод. После гибели авиаконструктора Петлякова 6 января 1942 года Туполев курировал самолет Пе-2, строившийся на Казанском авиационном заводе. Андрей Николаевич дважды приезжал в Казань и был в аэродинамической лаборатории КАИ, в 1941–1943 годах — единственной в стране. Здесь проводились испытания модели очередной модификации Пе-2. В апреле 1944 года он лично руководил испытаниями по исследованию спектров обтекания потоком воздуха крыльев и оперения самолета.

По результатам личных наблюдений Туполев выработал рекомендации по совершенствованию обводов самолета, в частности крыла. Они немедленно были внедрены в серийную машину. В 1947 году, когда Казанскому авиационному заводу поручили строить самолет Ту-4, Андрей Николаевич приехал в Казань и лично руководил завершающим этапом строительства первых самолетов этой марки. Это было вызвано тем, что Ту-4 строился в экстремальных условиях: нужно было в кратчайшие сроки спроектировать и построить тяжелый стратегический бомбардировщик для доставки атомной бомбы.

ИМЕНИ ВЕЛИКОГО КОНСТРУКТОРА

— Почему именно КАИ было присвоено имя Туполева?

— Ну история была такая. Сначала институту было присвоено имя Баранова. Баранов Петр Ионович был заместителем председателя наркома тяжелой промышленности СССР. Наркомом был Орджоникидзе. Баранов со стороны наркомата тяжмаша занимался строительством Казанского авиационного завода. Это он закупал лицензию на строительство, курировал завод. В 1931 году предприятие начали строить. Когда в 1932 году Баранов приехал в Казань посмотреть, как идут дела, тогда и возник вопрос об открытии в Казани авиационного института, который будет готовить для него кадры. Петр Ионович отправился в наш обком партии — и вопрос был решен. По возвращении его в Москву был издан соответствующий приказ по Глававиапрому наркомата тяжелой промышленности. Но документы эти до нас не дошли — руководителей обкома репрессировали, но приказ по наркомату все-таки остался. Так что 5 марта 1932 года считается днем рождения КАИ. Приказом было предусмотрено создать институт в составе двух отделений — аэродинамического и самолетостроительного. Дело в том, что университет чуть раньше уже стал готовиться к обучению будущих кадров для авиазавода. И аэродинамическое отделение в нем было создано. Когда это решение состоялось, студенты уже учились на третьем курсе. Они были переведены в новый институт. Это были теоретики, а новое самолетостроительное отделение готовило для авиазавода инженеров для непосредственного создания машин. Набор и ученый процесс осуществлялись на, так сказать, добровольно-принудительных началах, как и многое другое в стране тех времен. Ректор каждого казанского вуза получал задание провести соответствующую работу среди студентов и направить их на наиболее востребованные профессии.

Осенью 1933 года Баранов погиб в авиакатастрофе, когда летел на соревнования в Коктебель. В институте состоялся траурный митинг, а потом было принято решение просить правительство страны присвоить учебному заведению имя Баранова, что и было сделано. Институт довольно долго носил его имя — порядка 20 лет. Потом в стране, как известно, начались события, связанные с болезнью Сталина, повсюду искали врагов народа, в начале 1950-х в Казань приехала комиссия, которая приняла решение о снятии имени Баранова с КАИ. И только 17 мая 1973 года за большие заслуги в подготовке инженерных кадров для авиационной промышленности и в научно-исследовательской работе по проблемам этой отрасли решением Совета министров СССР Казанскому авиационному институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева. Как известно, всего две организации были удостоены этой высокой чести: ОКБ, которое Андрей Николаевич создал и которым руководил на протяжении 50 лет, и КАИ.

Его высказывание «Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей» со временем становится все более и более актуальным. Он прожил долгую (84 года) и нелегкую жизнь. Начал создавать первые свои самолеты на заре советской власти, получив от нее поддержку на начальном этапе своей конструкторской деятельности. Затем по «полной программе», с 1937 по 1941 год, прошел через сталинский ГУЛАГ, где были и годы тюремного заключения без права переписки и свиданий, и работа в ОКБ НКВД («шарашке») над военным бомбардировщиком Ту-2, и производство его в Омске под открытым небом, где в первое время не было ни завода, ни аэродрома.

Затем была реабилитация, работа над новыми самолетами, сначала с поршневыми, а затем с реактивными двигателями. Как и многие другие его сверстники — известные на весь мир конструкторы авиационной и космической техники, он не держал обиды на страну, а делал все, что было в его силах, для создания лучших в мире военных и гражданских самолетов. И в конце нашего разговора хочется привести его слова: «Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших», — они им были выстраданы, их трудно переоценить.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.12.2018 10:42

Да, в нынешней России уровень образования, как выражается молодежь, закатился под плинтус лицемерия и безрассудства с подачи вершителей. Какие темы дипломных проектов рассматривали тогда и сейчас - вот пример в доказательство. И будет только хуже - аудиторные часы продолжают безжалостно срезаться, Москва свела уже к 21 часу в неделю. Экономика страны не может выдержать даже средненькое высшее образование. Скоро летчиков и авиаторов из Китая заказывать будем. И тюрьмы строить, ибо тот, кто экономит на образовании, будет строить тюрьмы.
Материал замечательный, автор, рахмат.

  • Анонимно
    23.12.2018 10:42

    Да, в нынешней России уровень образования, как выражается молодежь, закатился под плинтус лицемерия и безрассудства с подачи вершителей. Какие темы дипломных проектов рассматривали тогда и сейчас - вот пример в доказательство. И будет только хуже - аудиторные часы продолжают безжалостно срезаться, Москва свела уже к 21 часу в неделю. Экономика страны не может выдержать даже средненькое высшее образование. Скоро летчиков и авиаторов из Китая заказывать будем. И тюрьмы строить, ибо тот, кто экономит на образовании, будет строить тюрьмы.
    Материал замечательный, автор, рахмат.

  • Анонимно
    23.12.2018 10:44

    Интересно.
    Спасибо уважаемым автору, директору музея и БО.

    Помню как в середине 1980-х годов решил сходить в музей КАИ на улице Большой Красной - приняли очень хорошо, дали пояснения и разрешили долго осматривать экспозицию.
    Музей очень понравился.
    Отдельное спасибо.

  • Анонимно
    23.12.2018 11:10

    Спасибо огромное за статью, за память о Туполева.
    И да, КАИ пуп земли!

  • Анонимно
    23.12.2018 12:59

    Конечно у нас было много выдающихся конструктров, чегл стояят наприменер Поликарпов, Яковелев или Лавочкин,список можно и дополнить еще десятком имен,но именноТуполев стал главным символом нашего авиавпрома, и мемоиальные почести ему в Казни вполне уместны и более чем заслуженны.Можпт и првительстсвоРТ расщедрится и учредит ремию его имени за лучшие конструкторские работы в авиапроме местных талантов, а они есть. Хорошо,что БО напомнил о нем.А судьба его очень непроста: из любимцев Сталина ,затем побывал и врагом народа -вредителем, но в любых ситуациях веле себя достойно,а главное провидчески, ведь, именно по его инициативе в закрытую лабортаорию-шаращку в Казани, были переведены Королев и Глушко. Рассказывать об их дальнейшей судьбе не нужно,она всем известна и многожды описана ,а о их судьбоносном казанском периоде,написано и в ряде очерков местного историка.

  • Анонимно
    23.12.2018 13:17

    Зато сегодня куда не плюнь болтуны одни сидят, а умных и образованных выживают наглостью и безразличием к их талантам. Жаль, но наверное у каждой цивилизации свой конец.

  • Анонимно
    23.12.2018 13:26

    Туполев,сдал в ГУЛАГ Сталина,многих своих друзей.Скоро опубликуют материалы.

    • Анонимно
      23.12.2018 14:31

      Многих своих друзей сдал в ГУЛАГ. Ну и что. Обычная конкурентная борьба. В капитализме то же самое, только по другому называется

      • Анонимно
        23.12.2018 16:16

        Повтор краткий.Полагаю,что стеб 13.26 и его другана -подпевалы 14.31. о Туполневе, злобный фейк .Его злоключения начались, после того как у знаменитого летчика не получился межконтинентельный перелелет, до этого ,разрекламированный в прессе, из за проблем с самолетом, а точнее с двигателем и он на совещении у Сталина ,обвинил Туполева во вредителств. И тот из любимца вождя, вскоре стал обитателем шарашки.Об этом много написано книги, опубликованы и сборники документов.Есть бездарные и завистливые существа,которые, если не напишут гадость о великом человеке, то ему свет не мил.Тут именно подобный случай.

        • Анонимно
          24.12.2018 20:07

          Вижу,что насмотрелся канал Россия-24.Там прошёл этот сюжет.Но на РЕН-ТВ,прошла программа,про Авиацию СССР.Где Туполев,подписывал Заявы,что тот или иной Конструктор,Враг Народа.

  • Анонимно
    23.12.2018 15:35

    Полагаю, в музее КАИ найдут местоо и такие изестные конструкторы какиПоликарпоов, Петляков, основатели космонавиики Короевв, Глушко и ряд других,талантов, чья судьба связанв с Казанью.Не прошу считать это воинствующим атеизмом, но может, вместо очередной помпезной мечети или церкви,их много понастроили надоми создать в Казани, настоящий музей авиапрома, а не иметь скудный придаток к вузу? Казань этого заслуживает, посчитайте сколько тружеников военного неба ПЕ-2 и ПО- 2 у нас построили, не говорю уж о послевоенных носителях ядерного оружия, дозвуковыъх и сверхзвуеовых бомберах.

  • Анонимно
    23.12.2018 16:13

    "Туполев курировал самолет Пе-2?"О чем это вы? Туполев добивался запрета выпуска Пе-2 (и добился в конце 1941 года!) , чтобы выпускать в Казани Ту-2. И Гибель Петлякова связана именно с этим фактом. К счастью, Сталин оставил Пе-2 за Казанью.Так что не надо забывать и менять историю!

    • Анонимно
      23.12.2018 21:06

      Пе-2 разрабатывал Туполев как дальний истребитель. Приставка Пе появилась после гибели Петлякова до ареста Туполева он был инженером в КБ Туполева и кстати бомбадировщик Пе-8 раньше назывался АНТ-8 после ареста Туполева ТБ-8, а после гибели Петлякова Пе-8. По поводу Ту-2 он был более технологичен чем Пе-2. В Казани Пе-2 оказался после эвакуации 22-завода. А в Казани был завод 124 и основная продукция это тяжёлый бомбадировщики ТБ-8. Также Горбунов к Казани не имеет отношение это директор Московского 22 завода, а при объединение 22 и 124 оставили 22 имени Горбунова, после воины из него выделели завод по производству двигателей 16 завод. Так что правильно 22 завод назвать именем Туполева. Только одну машину он выпускал не этого КБ это знаменитый ИЛ -62.

      • Анонимно
        24.12.2018 02:20

        О фейке 21.06.Не лгите так примитивно. Пешка пролетела над Красной площадью на низкой высоте во врем майского парада 1941 или 40 гг., и несмотря на ошибку пилота ,от волнения забывщего убрать шасси,очень понравилась Сталину. Конструктор был немедленно реабилитирован. Ему вставили выбитые зубы, подлечили и вскоре направил в Казань, генконстутором, для массоввого производства машин, намного превосходвщих, главный пикировшик люфтваффе, одномоторный, плохо вооруженный и тихоходный -Ю 87. Все это многожды описано в опубликлванных документах и воспоминаниях, включая пилота. Не надо пользоватся сарафанным радио, как говорили когда то.

        • Анонимно
          24.12.2018 11:02

          Хорошо сказали особенно когда травили Поликарпова прямого конкурента Яковлева. А по поводу ПЕ-2 сколько летчиков погибло при взлете и посадки и сколько реально атаковало в пикирование, а не просто сбрасывали с высоты по сравнению с настоящим пикирующим бомбадировщиком Ю-87. Сказочник вы наш. Из истребителя плохо получается бомбадировщик. Вот Ту-2 чистый бомбадировщик и если бы был так плохой то его бы не пустили бы в серию.

          • Анонимно
            24.12.2018 12:36

            11.02.Постоянно трындите бредни, за которые в годы войны сажали, сплетник вы наш . Аварийность и гибель пилотов были всегда, но по закону статистики, конечно на выпущенных ,только в Казни, около десятка тысяч пешек, погибли больше пилотов, чем на малосерийной тушке.

      • Анонимно
        24.12.2018 11:21

        "после воины из него выделели завод по производству двигателей 16 завод" - что-то не так!
        Мой отец начал работать на 16 заводе с сентября 1941 г., т.е. 16 завод уже был!

        • Анонимно
          24.12.2018 11:55

          11.21. Вам не надо читать дебилов или фейкунов.16 завод был эвакуировалн в начале войны из Воронежа, а частичное перемещениее техники и кадров началось еще до 22 июня.

  • Анонимно
    23.12.2018 16:52

    Не надо врать.Пешка вполне технологичная, не была конкурентом, довольно сырого и доведенногог до приемлемости ТУ-2, только к концу 43 г.Все в конспирологии,копаетесь, чтобы бросить тень на Туполева.Сталин, в отличие от вас ,был умным человеком, и казанцы выпускали пешку до перехода на ТУ-4. .Цифры давно рассекречены ,советую читателям, вместо копания в подсовываемой конспирологинщине, сравнить, сколько за время ВОВ было выпущено ПЕ-2 и ТУ-2.

  • Анонимно
    23.12.2018 18:17

    Вот, а здесь нас убеждали, что Туполев не был в Казани. Казань авиационный город!!!

  • Анонимно
    23.12.2018 19:24

    Напомню,что приводивщие к истерике американских и натовских вояк ,самолеты ТУ разных модификаций и особенно сверхзвуковик ТУ-160, недавно успешно слетавшин, аж в Вененсуелу, тоже казанские изделия. Мечетей и соборов уже немало и это неплохо,но пора наконец хороший авиамузей построить.Казань это авиаград, с начала Великой Отечествнной войны и до нашего времени и надо о многих пилотах и конструкторах вспомнить. Ничего не имею против Альберта Камалееве, глава района, да и просто человек,он был хороший, но проспекту около старого аэропорта, где в годы войны базировалимь и боевые машины,надо было дать название более соответствующее его прошлому. Видно члены городской комиссии по топоникике, плохо знают историю города, это видно и по нескольким, другим названиям.Особенно возмутила ликвидация имени профсоюзного деятеля А.П. Комлева: сначала его расстреляли белые в 1918 г.а добили фамилию на карте города, уже наш дипломированные тупонимики, иначе, в данном случае, их не назовешь.

  • Анонимно
    23.12.2018 20:05

    Пикёры АР-2 по практичности были лучше, но в угоду подковёрных игр, сняты с производства. Думаю,что Туполев постарался.
    Всего-то надо было пушку поставить и турельный пулемёт увеличить..

    • Анонимно
      23.12.2018 23:34

      Сказки на ночь лучше пе-2 был ту-2 но одно он был технологически сложнее а ар-2 и всякие другие подобные по сложности были как ту-2 а характеристики хуже чем пе-2. До воины было 2 КБ которые разрабатовали лучшие самолёты это КБ Туполева и КБ Поликарпова. Но Яковлев одного посадил, а другого подставил после гибели Чкалового. Из-за этого наши летчики любили американские аэрокобры. По сравнению с ЯКами это были совершенными самолетами. Оставив КБ Лавочкина, утопия при этом КБ МИГ.

      • Анонимно
        24.12.2018 09:02

        Вот еще один мерзкий фейк 23.34, похоже одно и то же двуногое существо.Оказывается из его стнба ,что Туполева посадил Яковоев, хотя они никогда не были конкурентами,работали в совершенно разнвх областях.А уж то,что пытались утопить кб Микояна, вообще бред. Попробуй тронь этого талантливого конструктора, да к тому же еще, близкого родственника, члена ПБ , довереннного лица и любимцп, вождя всех народов Сталина, самого А.И.Микояна.

        • Анонимно
          24.12.2018 11:06

          Т. е. Вы отрицаете, что Яковлев работал в министерствеве авиационной промышленности плюс был советником Сталина по авиаций и к тому же возглавлял КБ Яковлева.

          • Анонимно
            24.12.2018 11:41

            10.06. Ваш стеб не означает,что Яковлев,один из зам. министров, был вершиелем судеб генконструкторов, даже минист Шахурин не был таковым. Судьбу Туполева и почти приравненных к нему конструкторов, вроде Ильюшина и др. решал лично Сталин,.Ни в одной отрасли оборонки, как в авиации, конструкторы не имели такого доступа к вождю.Посмотрите журнал, принятых им посетителей в Кремле,и поймете.

  • Анонимно
    23.12.2018 23:13

    Давая категоричные оценки, тем или иным моделям, и сравннивая их с пешкой, вы господа пикжилеты авиационного профиля, хотя бы в литературу заглядывали. Для читатателей, не имеющих специального образования и опыта, но желающи,добросовестно взглянут на историю казанской авиации, советую: очерки местных историков , 2-х томник Шаврова,а по туполевским машинам, построенным,на 22 заводе, воспоминания, выдающегося летчика-испытателя, одного из первых наставнико космонатов, Марка Галлая.

  • Анонимно
    24.12.2018 05:48

    Меня уже перестали удивлять дремучее невежество и неграмотность, нескольких комметнтюков по истории казанских аиазаводов.В частности, явно принадлежащий неадекату, вброс 21,:06, что только после войны выделили завод 16 по производству авиадвигателей и тому подобные фейки, которые не комментирую.Есть ведь, давно рассекреченные, популярные публикации по истории этих заводов, но до палаты 6 где,очевидно, пребывает автор таких комментюков, они не доходят, или не дают,ввиду полной неспособности понимания им, написанного в них.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль