Общество 
6.01.2019

«Райисполкомы принимали участие, но «новогодней» статьи в городском бюджете не было»

Как в Казани встречали 1979-й в ужасный мороз, почему самые красивые елки были у ДК химиков и на «Черном озере» и что было главным дефицитом

Как Казань встречала Новый год в послевоенное, и несколько позже — в мирное советское время? Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывает Рево Идиатуллин, бывший казанский градоначальник, районный, городской и республиканский партийный руководитель.

Рево Идиатуллин Рево Идиатуллин рассказывает, как Казань встречала Новый год в послевоенное, и несколько позже — в мирное советское время Фото: Олег Маковский

«ТРОФЕЙНАЯ ПЕПЕЛЬНИЦА БЫЛА ЕЛОЧНОЙ ИГРУШКОЙ»

— Рево Рамазанович, что для вас Новый год?

— Для меня этот праздник, как для любого человека, — это ожидание чего-то более светлого, более лучшего, более радостного. Ну а для людей моего возраста (в минувшем году Рево Рамазанович отметил свое 80-летие — прим. ред.) — прежде всего, конечно, здоровье; стараюсь сохранить хотя бы то, что на сегодня есть.

— Вы коренной казанец, причем из самого ее центра, с улицы Парижской Коммуны. Помните ли вы те новые года, года вашего детства — послевоенные?

— Послевоенные новые года — да, немного помню, расскажу сейчас. У нас была коммунальная квартира, после войны нас в одном дворе жили 29 семей, я уже как-то говорил об этом, и все были как одна семья. В одной из квартир каким-то образом появлялась елка, игрушек, правда, на ней не было. Готовых тогда не продавали, мы их собирали, мастерили, что называется, всем миром. Так что на елке висели игрушки самодельные, за нитки привязанные. Запомнилось, что однажды как-то даже одна заграничная, трофейная, наверное, пепельница висела. Ну а самые любимые игрушки были, конечно, — конфеты и мандарины в подарке-пакетике. Или даже апельсины. Мы их по новогоднему запаху определяли.

— После войны были мандарины?

— Нет, конечно, это было позже. Еще я помню, что папа на Новый год обычно покупал какую-то новую обувь и чулки, носков тогда еще не было. И даже мальчишки — все мы тогда носили чулки. И когда мы, дети, утром просыпались, видели какие-то маленькие сандалики и эти самые чулки. Пусть даже и зима стояла, но новая летняя обувь тоже была хорошим подарком.

Не помню в то время такого обычая — находить подарки под елкой, они были аккуратно сложены на кровати. Но это тоже была радость, и родители как-то старались эту радость нам доставить, покупали, доставали эти вещи. Они вроде бы даже какие-то привозные были — тогда еще какая-то американская помощь была.

Уже позже, в школьные годы, когда мы стали повзрослее, родители куда-то уходили в гости (у мамы жили в Казани много сестер), и помню, как они ушли на всю ночь, а мы, мальчишки, допоздна гоняли в хоккей. Но какой тогда хоккей был? Вместо клюшек мы играли палками, а вот насчет шайб — отдельная история. Напротив нас, недалеко, располагался Дом колхозника, там останавливались крестьяне, которые приезжали в город из соседних деревень. И там стояло много лошадей, после них оставалось на снегу много катышков — вы понимаете, о чем речь? На морозе они превращались в твердые такие кругляши — чем не шайба? Или твердый мячик? Так что игра наша больше напоминала хоккей с мячом.

По своему детству помню, что как таковой центральной общегородской елки вроде бы не было, но папе как-то раз удалось достать билет на праздничную елку во Дворец культуры имени Менжинского: вот это было огромное впечатление!


«ЛЕД ЗИМОЙ ИНОГДА СТАНОВИЛСЯ ГЛАВНЫМ ДЕФИЦИТОМ»

— На должностях сначала районного, потом городского и республиканского руководителя вы ведь не только справляли, но и, видимо, организовывали Новый год? Чем новогодняя Казань того времени, на ваш взгляд, отличалась от сегодняшней?

— Я пока еще не весь город объездил и далеко не все елки видел — успел посмотреть на улицу Баумана, Булак, некоторые другие места — и должен признать, что сегодня, конечно, город оформляется гораздо богаче, гораздо красивее, чем это было в наше время. Оно и понятно — время на месте не стоит, появились какие-то новые материалы, новые идеи, новые возможности. А сейчас на Казань посмотреть — это красота, конечно. Во мне даже какая-то белая зависть говорит.

Ведь тогда не было всех этих коммерческих заведений — кафе, ресторанов, катков и так далее. Все было организовано за счет предприятий. Скажу сразу, что в мою бытность председателем Казанского горисполкома мы деньги из городского бюджета на организацию елок не тратили, этим занимались предприятия, районные и городской комитет партии.

Накануне самих праздников, помню, собирались у секретаря Казанского горкома партии по идеологии Алии Кадыровой, я тогда работал у нее заведующим отделом; мы подводили какие-то итоги, но это было не совсем официально — все было в устной форме, никаких документов на сей счет не оформлялось и не принималось.

Райисполкомы в какой-то мере в этом, конечно, принимали участие, но никакой «новогодней» строки, никакой «новогодней» статьи ни в их, ни в городском бюджете не было. Повторю, что этим занимались исключительно предприятия, их парткомы, а также райкомы партии; они очень хорошо знали эту свою нишу, доставали необходимое оборудование, для того чтобы оформлять елки около своих дворцов или домов культуры, и потом хранили его целый год, пока оно не дождется своей очереди. В определенное время поступала команда, и устроители начинали свои новогодние хлопоты.

Помню, что большой проблемой было достать лампочки накаливания для елочных гирлянд. Хотя елки тогда не были такой величины, как сейчас, тем не менее этих лампочек требовались сотни, тысячи, и в одно время их на всех не хватало. А еще иногда большим дефицитом становился такой, казалось бы, самый зимний и самый доступный материал, лед! Из него и сейчас делают всякие городки, лабиринты, замки. Я помню, как в один Новый год именно к праздникам наступила оттепель, и уже сооруженные вот эти самые замки и городки просто потекли — огорчение было большим, все настроение было испорчено.

«ЭТО БЫЛО ПУСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНОЕ, НО НАСТОЯЩЕЕ СОРЕВНОВАНИЕ»

— Чьи елки вам запомнились больше других?

— Мы объезжали весь город, сравнивали, какая елка, у какого предприятия красивее других оформлена. И хотя все это было неофициально, тем не менее было заметно, что все предприятия, все районы старались приукрасить каждый свою елку как можно лучше и интереснее. Это было своеобразное, пусть неофициальное, но настоящее соревнование, соперничество. Это было все равно что болеть за родную хоккейную команду.

Что примечательно, все это оформление елок ложилось на женские плечи: секретарями по идеологии были, преимущественно, женщины. В Московском районе Любовь Мишина очень активно и плотно этим занималась, район очень старался и неплохо выглядел — одна из лучших городских елок, конечно, традиционно была возле Дворца культуры химиков. Там старались не просто оформить городок, но и преподнести какой-нибудь сюрприз. В их ледовом лабиринте, например, если человек был небольшого роста, можно было и заплутать!

Красивые елки постоянно были в Советском районе, в Дербышках. Их вообще всегда мы рассматривали как какой-то городок внутри города, как некий анклав. И здесь всегда встречалось что-то очень своеобразное. Хорошо оформлялась также елка на Черном озере — это уже Бауманский район, там Валентина Липужина старалась.

Примерно 29–30-го числа был общий сбор представителей предприятий, и все оформители как-то старались уложиться к этому сроку.

«В большинстве случаев все детские представления давали самодеятельные артисты, и тогда вообще не принято было как-то аполитично высказываться» Фото: ©Дмитрий Чернов, РИА «Новости»

ПАРТИЙНОЙ ЦЕНЗУРЫ ДЛЯ ДЕТСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ НЕ БЫЛО

— Был ли какой-нибудь партийный контроль за представлениями, спектаклями на детских елках в домах культуры?

— Нет, что вы! Никакой цензуры, по крайней мере со стороны партийных органов в сценариях этих детских представлений, не было. Ими занимались в основном профсоюзы. Какой-то централизованной системы партконтроля как республиканского, так и городского масштаба, не существовало. Ну и потом в большинстве случаев все эти представления давали самодеятельные артисты, и тогда вообще не принято было как-то аполитично высказываться.

— А кто на предприятии решал, сколько можно выделить средств из его кошелька, — директор?

— Об этом я точно сказать не могу, знаю, что некоторые предприятия, что поменьше, вроде как скидывались, распределяли обязанности. Кто-то доставал те же самые лампочки для гирлянд, кто-то занимался игрушками, кто-то привозил елочные ветки.

А сейчас, возможно, что и приглашают для новогоднего городского оформления даже каких-то заезжих, иностранных специалистов. А тогда, в мое время, Казань была городом закрытым, много производила военной продукции, и даже некоторые цеха некоторых заводов, где делали секретные изделия, приостанавливали, чтобы иностранцы не дай Бог не засекли какие-то рабочие процессы, скажем, радиочастоты. Я это помню по заводу «Радиоприбор», когда закрывали цех, производивший оборудование для системы «Свой — чужой».

— Не было ли тогда чего-то вроде прообраза сегодняшних корпоративов? На заводе, в партийных, советских органах?

— Такого как сейчас, чтобы предприятие или организация сняла какой-нибудь ресторан, пригласила звезд, чтобы шумные тосты, пляски, выпивку и все такое организовали, не было. Где-то кто-то понемногу складывался — такое, наверное, было. У нас, на «Теплоконтроле», директор Иваньшин всех приглашал к себе, говорил какие-то праздничные слова, благодарил за работу. Ну где-то можно было позволить себе рюмочку, бутербродик — не более.

«В КАЗАНИ БЫЛА ОТМЕЧЕНА ТЕМПЕРАТУРА В МИНУС 53 ГРАДУСА!»

— Какой Новый год запомнился больше других?

— 1979-й. Он «отметился» в Казани ужасным морозом. Если не ошибаюсь, то в районе «Органического синтеза» была отмечена температура в минус 53 градуса! Эти цифры прозвучали тогда на совещании в горкоме партии, которое собрал его первый секретарь Рашид Мусин. На город обрушились две проблемы, даже скорее беды. Не заводился и встал городской транспорт — и общественный, и прочий. Возникли трудности с доставкой в магазины продуктов и даже хлеба. Особенные проблемы были с машинами, которые работали на дизельном топливе. И вот тогда большую помощь оказали специалисты-моторостроители. Они подсказали: если добавить в обычное дизельное топливо немного керосина, то оно превращается в особо морозоустойчивое, вроде как арктическое. Это и спасло положение. Они же нашли в своих закромах и керосин для автотранспортных предприятий.

А вторая проблема была сохранить тепло в подъездах. Тогда не было таких плотных металлических дверей с кнопками, все двери были деревянные, некоторые вообще были сломаны. Были случаи, когда в подъездах от мороза лопались и батареи, и трубы. Так что всем жилищникам, всем домоуправлениям была поставлена строжайшая задача — следить за теплом в подъездах.

Кстати, я после этих событий взял тот новогодний опыт на вооружение уже у себя на даче: когда не заводится дизельный двигатель — разбавляю топливо небольшим количеством керосина, и все прекрасно работает!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.01.2019 12:06

Да, приятно было прочитать! Весьма благодарен !
Нахлынули воспоминания! Я сам тоже родом из Казани -жил также на улице Парижской Коммуны 14-16 домА. Здание домов было с особенностью - Было общее Парадная. Да, в то время в Казани входы в дом также называли, как и в Питере сейчас . А у москвичей подъезды. Удобства были Не во дворе, а на каждом этаже по два туалета . Этажей было 3 . В нашем доме квартир было много - жили там и русские и татары и евреи и др. Национальности. А жили то как дружно! Все праздники отмечали
— и Пасху и Уразу и 1 Мая и Ноябрьский. Почти в каждой квартире жили участники войны— и гражданской и финской и Великой Отечественной. Каких только профессий не было среди наших жителей: слесари, возчики, строители, шоферы, главный инженер , первый татарский профессиональный танцор , шеф-повар обкомовский, прокурор, врач, писатель, и профессиональный вор тоже был.
Детвора росла без детских садиков, за некоторым исключением . Учились в двух школах - 80 и 2. Школа N80 была 2 сменной — в первой смене учились русские классы а во 2 татарские.
Дом колхозника находился в доме номер 12 , и в то время он назывался Дом крестьянина.
Меня также не взяли учиться в школу номер 2. Сказали что наш дом закреплен за 80 школой.
Большой теплотой вспоминаю общегородскую новогоднюю елку в вновь построенном Дворце спорта! После каждого представления детвору и родителей ожидали троллейбусы( со спущенными штангами , чтобы пропускать маршрутные), которые развозили всех по районам.
Всех с праздниками и всем крепкого здоровья!

  • Анонимно
    6.01.2019 10:43

    Было меньше гирлянд и сладостей, но люди точно были добрее .. Сейчас чтобы самим пробраться на построенную
    властями горку некоторые готовы наступить ребенку на голову. Хорошо, что организовали людей присматривающих..Поэтому катаемся в неорганизованных местах по-старинке..

    • Анонимно
      6.01.2019 19:12

      Судя по комментариям БО читают одни пенсионеры 1945-1955 годов рождения.
      Которые сначала согласились с мутотой конца 70-х - начала 80-х годов, глядя на развал страны из за старых пустых холодильников.
      А сейчас втирают внукам и правнукам свою совковую ностальгию.

      • Анонимно
        6.01.2019 19:49

        Это не совковая ностальгия запятая открытая человечная жизнь.
        Пусть были очереди в магазинах, Пусть телевизоров на весь дом был штуки 2—3...
        Зато двери не закрывались , все жили дружно и с надеждой смотрели в будущее. И жизнь улучшалась. До прихода горбатого.
        А ведь авиация и космос и многое другое держится на Советском заделе

        • Анонимно
          6.01.2019 23:14

          Вас не поймёшь: То на улице в Казани не могли выйти - шпана с арматурой бегала, и лапшу одну ели.
          То гирлянды с лампочками на 20 Вт за счастье были.
          А как спросишь вояку в отставке какого нибудь: Что же за СССР на баррикады не пошёл 19.08.91, так сразу про беспамятство своё вспоминают.
          Хорошо вы устроились - Тут помню, а тут не помню.

          • Анонимно
            7.01.2019 09:54

            Вы в одну кучу все не мешайте, разные времена были.
            Жизнь в СССР была нелегка, но легче чем сейчас, да и народ был дружнее А главное, была вера в будущее, в отличии от нынешней безнадеги.

            • Анонимно
              7.01.2019 10:15

              Да просто были Вы тогда моложе, красивее и здоровее, а память Ваша ныне избирательно отсеивает всё плохое, чего в СССР тоже хватало. Что касается веры в светлое коммунистическое будущее, она оказалось абсолютно ложной по вине тех же деятелей, которые к этой вере призывали, а потом сумели приватизировать все завоевания социализма в своих персональных интересах.

      • Анонимно
        6.01.2019 21:21

        Да нет, вы ошибаетесь, до перестройки успела походить только в детский сад..Но успела увидеть и запомнить своих родителей счастливыми..А сейчас счастливые лица родителей меняются на озабоченные сразу после рождения первенца , ведь впереди беспросветная гонка на выживание вместе с ребенком..

      • Анонимно
        6.01.2019 22:31

        Чем же плох Совок времён Леонида Ильича? Бесплатным жильем? Символической стоимостью путёвок в санаторий , причем ежегодно и всей семье? Грошевыми тарифами ЖКХ и за детсад? Копеечными проездными в ОТ? Мэнге Тау

      • Анонимно
        7.01.2019 00:32

        А вы молодые , где ваши порывы. на пенсионную реформу ((((()))), это ведь вас касается , в то время мало кто понимал , что в стране происходит .

    • Анонимно
      6.01.2019 21:21

      Гирлянд меньше не было! Жили на Горького, д.26, на улице в праздничные дни вечером и ночью было светло как днем! Переехали в мергасовский дом _
      - свет от новогодней ёлки пробивается сквозь измооозь на окнах, сквозь лоджию.Самая шикарная ёлка была на Черном озере! А еще каток, горки, лыжня! Да многое чего было в нашем счастливого детстве! Есть что вспомнить, а что будут вспоминать нынешние хулители советской власти? Обилие искусственных продуктов?

      • Анонимно
        8.01.2019 15:46

        в этом году,как и несколько прежних лет,елка на Черном озере позорная.Видимо,чтобы не мешала жителям элитных домов на Дзержинского

  • Анонимно
    6.01.2019 10:59

    На ёлки в ДК Урицкого и Ленина начал ходить с середины пятидесятых.Тогда на заводах не жадничали на пригласительные билеты и все мои многочисленные родственники снабжали нас многочисленными билетами.Иногда приходилось в один день быть на 3-4 представлениях или просто забирать подарки.А какие чудные конфеты лежали в подарках.В те времена ёлки наряжали обычно перед дворцами культуры.Ну а потом уже в шестидесятых началась настоящая гонка и соревнование у кого ёлка лучше.Ну а когда дело подошло к столетнему юбилею дедушки Ленина то тут вообще начался ажиотаж .В городе объявили конкурс на лучшее украшение ёлок и дорог которые были закреплены за заводами.В то время я уже работал инженером на КМПО.У нас в электороцехе даже участок организовали по изготовлению гирлянд и покраске лампочек.И потом на Новый год да и другие праздники у нас все улицы были в разноцветных огнях.Это действительно было праздничное настроение а сейчас от того праздника осталась наверно десятая часть.Так вот каждый завод был обязан поставить не только ёлку но и организовать ледовый городок потому что были ежегодные конкурсы и действительно дело доходило до того что приходилось завозить и снег и пилёный лёд из озёр.А так же должно было быть соответствующее оформление с плакатами и картинами на котроых рисовались тройки ,сани и деды Морозы со Снегурочками.Ну и конечно не возбранялось где нибудь в целях пропаганды пририсовать крейсер Аврору или ещё что нибудь.Но специальная комиссия обычно всё это осматривала и утверждала.Так вот к нам в отдел пришёл новый художник и ему поручили нарисовать главное украшение на фасад ДК Урицкого.Человек взял и без долгих мучений скопировал какую то новогоднюю открытку.И вот приезжает высокая комиссия принимать дворец к Новому году.Всё осмотрели всё нормально.И тут вдруг один очень большой начальник из комиссии бросил свой зоркий взгляд на фасад и увидел там произведение нашего художника.И задаёт всем вопрос а почему над страной советов чёрное небо.Ну ему всей комиссией пытаются доказать что нарисована новогодняя ночь а ночью небо тёмное.Но начальник был большой и пришлось нашим художникам срочно перерисовать картину.Ну а художнику пришлось ещё и писать объяснительную на тему не хотел ли он очернить своей картиной нашу светлую действительность.

  • Этот новый год я тоже запомнил. Вечером с супругой мы выехали в гости к моему приятелю. Время было около 18ч. на градуснике тогда показывало около минус 45 градусов. Повезло и мы доехали до Кольца быстро. Не успели замёрзнуть. На ул. Баумана зашли в магазин за покупками и немного согреться. Троллейбус тоже пришёл вовремя. Проводили старый год и встретили новый. Где-то около 01ч. ночи моего приятеля вызвали проверить объекты, которые были под контролем вневедомственной охраны. Он сказал, что начались проблемы. Когда он вернулся сказал, что в Ленинском районе температура опустилась до минус 52-53 градуса.В доме же было тепло и весело.
    В эту ночь, как я узнал потом, было несколько смертей и аварий, замёрзло большинство фруктовых деревьев и т.д. Однако, жизнь не замерла. Всё потихоньку вошло в своё русло.И в этом конечно же есть и заслуга Рево Рамазановича.

  • Анонимно
    6.01.2019 11:25

    Было нарядный и праздничней.

  • Анонимно
    6.01.2019 11:27

    Да, в конце 78 года стояли морозы:-54 С. Все яблони и дубравы вымерзли. На улице за каких то 10 минут обморожение получали. Температура была низкой, а сам холод как то не ощущался. Из- за этой ложной теплоты и получали обморожения. Но самое главное было все душевно, не так как сейчас с бочкой дегтя- повышением пенсионного возраста, ндс и повышением цен на все. Если тогда что то повышали, то только зарплату.

    • Анонимно
      6.01.2019 22:02

      1979 год встречала в Верхнем Услоне, было морозно, но что нам подросткам мороз?
      Тогда и пришла весть о гибели группы школьников-наших ровесников, отправились в поход на лыжах в мороз, сорок лет прошло, а жалость и горечь остались.

  • Анонимно
    6.01.2019 11:34

    Какая елка была в Соцгороде! Украшенные аллеи парка! Была горка. А сейчас все в одном месте , толчея, страшно за детей того гляди задавят большие дяди. Молодцы администрация моторостроительного и горка, и украшения-гирлянды, елка, музыка. Елка из парка Крылья Советов переместилась.

  • Анонимно
    6.01.2019 11:48

    Самый мороз стоял с 30 на 31-е. Утром 31 вышел поехал на трамвае пятом номере с Пионерской. Проехали пол-пути и остановились, пришлось идти пешком, до Баумана, по пути стояли трамваи и троллейбусы. После обеда заметно потеплело, поднялось до -35.

  • Анонимно
    6.01.2019 11:52

    Очень понравилась статья ! Вспомнил детские годы. У меня родители работали на " Радиоприборе" , а тогда у завода не было своего клуба , и мы с братишкой ходили на елку в клуб меховщиков. А еще помню , что отец рассказывал, что завод помогал украшать лампочками ( гирляндой) новогоднюю елку у клуба им. Кирова ( на ул. Павлюхина), а также завод " Радиоприбор"( тогда директором был Камалетдинов Ю.А.) возводил елочный городок у фонтана на ул. Карима Тинчурина ( нынешняя " книжка"). Там были : горки , крепости, елка . Жаль что сейчас не ставят елку на фонтане , а ведь можно это сделать ! Товарищи градоначальники подумайте об этом. Было бы очень приятно местной детворе и взрослым. Хороший ведь сквер сделали ! С Новым годом друзья !!!

  • Анонимно
    6.01.2019 11:53

    Вы тут сказки не рассказывайте. Все же ругают те времена, сейчас же гораздо лучше и веселее. Даже по комментам в БО это видно.

    • Анонимно
      6.01.2019 22:34

      Гораздо лучше и веселее клептократам и коррупционерам, а также их детям и внукам, одним словом всем тем, кто имеет доступ к кормушке. Мэнге Тау

  • Анонимно
    6.01.2019 11:56

    Сказочная Елка всегда была на Павлюхина. Елка настоящая, гирлянды разноцветные,горки,расписные железные лошадки ! Прекрасные воспоминания из детства .

    • Анонимно
      6.01.2019 21:49

      Да, аромат хвои от ёлки в ДК Кирова стоял на несколько десятков метров. Каждый вечер Дед Мороз ходил с мешком и раздавал детворе конфеты и мандарины. Народу было тысячи.

  • Анонимно
    6.01.2019 12:06

    Да, приятно было прочитать! Весьма благодарен !
    Нахлынули воспоминания! Я сам тоже родом из Казани -жил также на улице Парижской Коммуны 14-16 домА. Здание домов было с особенностью - Было общее Парадная. Да, в то время в Казани входы в дом также называли, как и в Питере сейчас . А у москвичей подъезды. Удобства были Не во дворе, а на каждом этаже по два туалета . Этажей было 3 . В нашем доме квартир было много - жили там и русские и татары и евреи и др. Национальности. А жили то как дружно! Все праздники отмечали
    — и Пасху и Уразу и 1 Мая и Ноябрьский. Почти в каждой квартире жили участники войны— и гражданской и финской и Великой Отечественной. Каких только профессий не было среди наших жителей: слесари, возчики, строители, шоферы, главный инженер , первый татарский профессиональный танцор , шеф-повар обкомовский, прокурор, врач, писатель, и профессиональный вор тоже был.
    Детвора росла без детских садиков, за некоторым исключением . Учились в двух школах - 80 и 2. Школа N80 была 2 сменной — в первой смене учились русские классы а во 2 татарские.
    Дом колхозника находился в доме номер 12 , и в то время он назывался Дом крестьянина.
    Меня также не взяли учиться в школу номер 2. Сказали что наш дом закреплен за 80 школой.
    Большой теплотой вспоминаю общегородскую новогоднюю елку в вновь построенном Дворце спорта! После каждого представления детвору и родителей ожидали троллейбусы( со спущенными штангами , чтобы пропускать маршрутные), которые развозили всех по районам.
    Всех с праздниками и всем крепкого здоровья!

    • Анонимно
      6.01.2019 12:52

      Поэтом который жил в этом доме был ГАЛИ ХУҖИ, участник Великой Отечественной войны кавалер ордена Красной звезды.
      Отец рассказывал про интересный случай героем которого был поэт.
      У нас всегда находятся реформаторы. Были они и в те времена. Проводили реформу Бедного татарского языка. Решили убрать буквы с хвостиками— заменить их другими буквами. К примеру слова Земля , Парус , Ягода по-татарски пишутся так —Җир, Җилкән, Җиләк. А по-башкирски Ер, Елкән, Еләк.
      Ну наши реформаторы сказали: заменим букву Җ, где буквой "Й", а где то буквой "Е".
      Встает наш поэт Гали ХуҖи и спрашивает — а как же тогда моя фамилия будет писаться?!
      Все попадали со смеху и на этом реформа кончилась!

      • Анонимно
        6.01.2019 22:44

        смех смехом а сколько букв вырезали из алфавита. вот такая советская демократия.

    • Анонимно
      7.01.2019 11:31

      А где располагалась школа 2?

      • Анонимно
        7.01.2019 13:46

        Улица Лево-булачная 48/1. Пересечение улицы Галиаскар Камала с Левобулачной. Сейчас там по данным Яндекс карты центр детского творчества Вахитовского района. Раньше рядом со школой было ветеринарка на коротенькой улице Столбова. На другом конце улицы, который примыкает к улице Парижской Коммуны, многие не поверят, но это так, был автовокзал —на маленькой площадке. Не доходя автовокзала находилось авто хозяйство пассажирское и называлось оно— автоколонна 1432

        • Анонимно
          7.01.2019 16:38

          Вроде по этому адресу музыкальная школа была?

          • Анонимно
            7.01.2019 19:12

            в 50-60 вторая школа была там.

          • Анонимно
            7.01.2019 21:51

            Она и сейчас там располагается :"Детская музыкальная школа №3 им. Рустема Яхина"420021, г. Казань, ул. Г.Камала, д. 1/48

  • Анонимно
    6.01.2019 12:21

    развлечений было больше - вспомнить Черное озеро хотя бы - кроме елки и катка было множество горок, качелей, деревянный и ледяной городок, так же и у ДК Химиков и в других местах, сейчас хуже стало

    • Анонимно
      7.01.2019 13:43

      Сейчас на чёрном озере ничего и нет. Залили лужу в бетон, и сделали дорожки вокруг парка. Гуляйте и смотрите на лужу. Всё.

    • Анонимно
      8.01.2019 15:49

      мультфильмы показывали на улице на Черном озере...Елка была супер,жил рядом 22года.А сейчас в этих местах заселились татнефтевские и прочие близкие к кормушкам

  • Анонимно
    6.01.2019 12:32

    Сейчас это не елки а подобия. Главная ёлка меньше чем у моего товарища в загородном доме.

    • Анонимно
      6.01.2019 14:32

      Черное озеро нынешнее-это позорище. Мэра надо все-таки выбирать,чтобы такой стыдобы не было

    • Анонимно
      7.01.2019 10:23

      Нынешние елки отличаются убогостью и отсутствием украшения. Горок практически нет, город не украшают...
      Раньше всем школьникам бесплатные подарки давали, теперь не дают.

      • Анонимно
        7.01.2019 11:37

        Раньше, за все бесплатное ,предприятия платили. А где сейчас предприятия? К тому же, капиталист, никогда для всех бесплатно, ничего делать не будет.

        • Анонимно
          7.01.2019 13:48

          Хорошо устроились, взяли народно-государственное добро и стали частными капиталистами.

        • Анонимно
          8.01.2019 15:51

          если что -раньше налогов не было,взносы в ПФР не было и прочей мутоты,а на все хватало...

  • Анонимно
    6.01.2019 13:45

    А на Новый год подводили итоги года на общем собрании коллектива. Награждали кого то почетными грамотами, бесплатными путевками, званиями Победитель соцсоревнования, денежными, и просто подарками, а кого то из трудящихся орденами, денежными премиями от имени Правителства, ЦК КПСС, обкома, горкома, райкома, профкома, парткома, администрации. Потом концерт, банкет. А Вас в предверии 2019 года чем наградили, поощерили?

  • Анонимно
    6.01.2019 15:33

    Только слово "аполитично" неправильно употреблено: "тогда вообще не принято было как-то аполитично высказываться". "Аполитично" - это отрицание политики. Что хотел сказать интервьюерируемый, непонятно?

  • Анонимно
    6.01.2019 15:38

    В советские годы при директоре Оргсинтеза Лушникове, около ДК Химиков всегда была громадная ёлка и красивый подсвеченный снежный городок из кубков льда. А сейчас при ТАИФе - одная темнота.

    • Анонимно
      6.01.2019 16:40

      Еще около дворца Химиков была горка.на которой катались дети .
      Сейчас эту горку отдали ТТС.

  • Анонимно
    6.01.2019 15:42

    А самое главное: перед Новым годом распределяли бесплатные квартиры. Да, прихрдилось лет так 5-6 поработать на производстве за малосемейку и лет 10-12 за квартиру. Эта была приятная очередь. Само ожидание было более большим счастьем, чем сама бесплатная квартира. Нет, я очень благодарен коммунистам и Советской власти.

    • Анонимно
      7.01.2019 09:06

      Ну конечно, играть в хоккей палкой с кусочком какашки - о, Советская Власть! В то время уже на 3-4 американские школы строился крытый дворец спорта, каждая школьная команда имела доступ ко льду любое время года и тёплым раздевалкам. Дети в США и Канаде играли в форме, которая у нас была разве что у Сборной СССР.
      Ну а также каждая работающая американская семья не только покупала дом, но и стандарт - 2 Машины, лодку. И не надо было ждать малосемейку от государства.

      • Анонимно
        7.01.2019 13:10

        совки не знают о благах западной цивилизации, им это бесполезно объяснять. Они дальше своих 4 соток в Кадышево нигде не были. Поэтому мы никогда не будем развито и цивилизованно жить, как на Западе.

      • Анонимно
        8.01.2019 14:25

        В то время уже на 3-4 американские школы строился крытый дворец спорта
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/408643

        Ну а Советский Союз в то время ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ после ВОЙНЫ! И умудрялись первыми запустить спутник в космос, полет первого человека- ГАГАРИНА!!!

        • Анонимно
          8.01.2019 14:59

          Но после Гагарина всё пошло не так, и Вам остаётся лишь гордиться этим полётом, а нас в космосе обогнали не только США, но даже Китай. Поэтому СССР так и остался неэффективным экономическим проектом, не способным улучшить жизнь народа, в то время как покорённая нами Германия восстала из руин и процветает.

          • Анонимно
            16.01.2019 20:07

            Потому что все разрушили поколение ваших родителей!

        • Анонимно
          10.01.2019 13:08

          Европа то же восстаналивалась после войны.
          СССР закончил восстановление в течение 10 лет

  • Анонимно
    6.01.2019 16:07

    Да, бытописание новогодних праздников в Казани 1960-1970-х годов ждёт своего летописца... Очень интересная тема!

  • Анонимно
    6.01.2019 18:03

    У каждого казанца своя "ёлка моего детства". Я имею ввиду не те, на которые ходили по пригласительным (ммм, какой у них был запах, помните?)), а уличные, возле ДК.

    Мы жили на Коломенской и в нашем районе это была ёлка возле ДК Урицкого. В самом парке были горки, качели и карусели, которые оставались и летом. А временная горка для детворы стояла перед центральным входом.

    Для установки ёлки в асфальте было специальное место, летом закрытое железным люком. Перед НГ там монтировали ёлку. К ней тянулись провода, унизанные покрашенными цветными лампочками. Обычные бытовые лампы накаливания. Но как же это было сказочно красиво вечером!

    Ёлка была огорожена щитами в рост человека, на которых были рисунки. Всё мое детство прошло в прогулках по этим местам... Зимние игры, походы в кино и мороженое по 13, 15, 19 и 22 копейки из большого прилавка как ларь, прогулки от ДК Урицкого до трамвайной линии по прямой и очень красивой улице Гагарина (или Короленко?) Машины с транспортерами, чистящие снег, и едущий за ней грузовик, в который этот снег падает...

    ... И мне всегда нравилась киноафиша ДК Урицкого, всегда было интересно, как её нарисует художник к новому фильму)) Сейчас живу в другом городе, но тёплая память о тех временах всегда со мной! ))

  • Анонимно
    6.01.2019 23:28

    Присоединюсь к воспоминаниям..
    Дербышки!
    Площадь у магазина "Гвоздика" с пушками преображалась в настоящий зимний городок. Горки, карусели, огромная елка, а от нее - гирлянды с классическими флажками и фонариками...
    Ходили и с родителями, и с друзьями, с ледянками, в карнавальных костюмах. Сколько же радости было... запах елки, мандаринов...
    Тут еще особенность - почти каждого ты знаешь, все как одна огромная семья.
    И еще - точно помню, что зимние каникулы были ровно 2 недели - на учебу шли 14 января! В зимние каникулы показывали "Гостью из будущего", а в летник - "Приключения Электроника". Хотя может и наоборот)))

    • Анонимно
      7.01.2019 10:20

      23:28. Вы ошибаетесь, уважаемый! На учебу после зимних каникул выходили 11 января. Абсолютно точная информация. День моего рождения

  • Анонимно
    6.01.2019 23:34

    Живая елка была на улице Голубятникова! Не железо с ветками как в Дк Химиков, а настоящая— стройная и красивая, великолепные горки и качели! Это уже конец 70—х, новогоднее представление, музыка, блины, счастливое детство!

    • Анонимно
      10.01.2019 14:10

      И только возле елки на Голубятникова угощали горячими вкуснющими блинами с повидлом и горячим чаем... три копейки за два большущих блина с повидлом и чай!

  • Анонимно
    7.01.2019 20:24

    Да других городах было не хуже. Все делали за счет предприятий и проф союзов. Были огромные елки. Народу на открытии елок было тьма, руководители предприятий и города произносили речи и открывали елки. Была у нас предновогодняя лыжная гонка на призы. Как то пытались ее восстановить , построив освещенную лыжную трассу. Новогодние Утренники по цехам в ДК были до 10 января. Подарки за счет профсоюза давали обоим родителям и дедушкам с бабушками. Так что получали дети несколько пригласительных билетов на елки. И заливали везде катки!

  • Анонимно
    8.01.2019 11:56

    Когда мером был Исхаков К.Ш. у нас на ул Р.Зорге контуры домов были украшены лампочками на столбах снежинки из ламбочек были, в 10м микрорайоне елку ставили у дома Фучика 105. Среди магазинов конкурс объявляли на лучшее оформление торгового зала. Сейчас кроме как на кольце н какого оформления нет. Город в темноте. Почему раньше на все что для людей денег хватало.

    • Анонимно
      10.01.2019 14:13

      Да, помню, очень красиво смотрелись эти огромные дома, обрамлённые горящими лампочками

  • Анонимно
    8.01.2019 13:46

    11.56. Потому что, когда мэром Казани был Исхаков, то в Татарстане был суверенитет. И федералам РТ отчислял не 75% налогов, а только половину. Вот и хватало на лампочки по всему городу. Сейчас даже такого куцего суверенитета нет. Поэтому наслаждайтесь картинкой ярко украшенной Москвы.

    • Анонимно
      8.01.2019 15:55

      для украшения много денег не надо,нужна обычная человеческая порядочность. На джипы для глав районов ведь деньги нашли.

  • Анонимно
    8.01.2019 14:12

    Конечно, приятно вспоминать молодость, но на фоне всех нарядных украшений города про свою одежду и обувь, мебель в доме и т.п. вспоминать не хочется, а как посмотришь фотки, так и вовсе:(, а уж талоны эти, печаль, сколько своего драгоценного детского времени пришлось тратить на эти очереди по их отовариванию... Короче, не зря сейчас пишут, что рождённые в 1970-х ни квартиру получить, ни кооператив организовать, ни маткапитал получить не успели, лишь бы пенсию успеть получить

  • Анонимно
    8.01.2019 22:33

    Год рождения 1950. Жили на Большой Красной, в двухэтажном доме, на 16 семей был телевизор в одной семье и мы ждали приглашения на фильм или на хоккей, но не всегда были приглашены. Кухня была примерно 5 кв.м. на 5 семей, а в каждой семье было по 5 человек, в 1957 году провели газ и у каждой семьи было по одной комфорке, как хочешь так и готовь. А комнаты в которых жили большими семьями были: 9 кв.м., 14 кв.м. ,12кв.м., и 20 кв.м. Талонная система- кошмар, пустые прилавки -еще один кошмар и бесконечные очереди ЗА ВСЕМ. Сейчас РАЙ по сравнению с тем временем...

    • Анонимно
      16.01.2019 20:10

      Талонов в то время не было-не врите! Кукурузник Хрущ булки только и белую муку выдавал по количеству членов семьи.
      А в магазинах была рыба, крабы. раки. черная икра.

  • Анонимно
    16.01.2019 20:08

    Если хватает денег. А тогда хваталол всем.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль