Итоги 2018 года 
15.01.2019

Рустам Минниханов: «Сидя как собака на сене, мы уже потеряли большое количество объектов»

Президент РТ призвал возрождать деревянное зодчество, а «Полимекс» анонсировал новую стройку у Шамовской

«Не ждать, как бюрократы», а искать заинтересованных инвесторов — с таким призывом, не скрывая досады от потерянного времени и утраченных объектов, выступил накануне на первой коллегии комитета охраны культурного наследия президент РТ. О том, как Минтимер Шаймиев требовал инвентаризации старины на местах, а Иван Гущин назвал ближайшие планы новой структуры, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Отреставрированное под пятизвездочный отель здание Шамовской больницы стало местом проведения первой итоговой коллегии комитета по охране культурного наследия РТ Отреставрированное под пятизвездочный отель здание Шамовской больницы стало местом проведения первой итоговой коллегии комитета по охране культурного наследия РТ

ОТЕЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ШАМОВСКОЙ: «ПОЛИМЕКС» ПОСТРОИТ РЯДОМ КОРПУС НА СОТНЮ НОМЕРОВ

Отреставрированное под пятизвездочный отель здание Шамовской больницы стало местом проведения первой итоговой коллегии комитета по охране культурного наследия РТ. Накануне в конференц-зале Kazan Palace Hotel by Tasigo собрались все, кто так или иначе имеет отношение к культурному и туристическому наследию. Здесь были первый президент РТ и госсоветник Минтимер Шаймиев, президент РТ Рустам Минниханов, вице-мэр Казани Евгения Лодвигова, директор департамента государственной охраны объектов культурного наследия минкульта РФ Роман Рыбало, представители республиканских министерств и ведомств… Отель, расположенный в здании Шамовской больницы, не впервые принимает официальные мероприятия — первым, напомним, стал октябрьский прием от имени генконсула Турции, который тоже проходил в зале «Кристалл». 

«Изначально это [восстановление и реставрация] была большая проблема, объект был бесхозный», — напомнил президент РТ долгую предысторию, предшествовавшую появлению у здания окончательного инвестора. Затем собравшимся продемонстрировали ролик, рассказывающий о том, как происходил процесс восстановления Шамовской — например, для усиления основания в него было вбито 247 свай. А сам представитель инвесторов, председатель совета директоров турецкого холдинга «Полимекс» Эрол Табанджа, взяв слово, рассказал о том, что на сегодняшний день 5-звездочный отель, расположенный в здании, включает в себя 66 элитных номеров и в ближайшее время в компании планируют приступить к строительству рядом еще одного здания на 100 номеров. Два этих объекта будут представлять собой единый комплекс — напомним, ранее соразмерность предложенного варианта проекта вызвала сомнения у членов «исторической комиссии» при президенте РТ.

С момента запуска при комитете был образован общественный совет под руководством вице-президента ИКОМОС Рафаэля Валеева (слева) С момента запуска при комитете был образован общественный совет под руководством вице-президента ИКОМОС Рафаэля Валеева (слева)

Ярким примером удачной реставрации назвал восстановленное здание и глава комитета по охране культурного наследия Иван Гущин. К немалому удивлению собравшихся, свой отчет об итогах работы комитета он начал на татарском языке, затем перейдя на русский. В штате созданного в прошлом году комитета на сегодняшний день числится 23 сотрудника: архитекторы, археологи, историки, юристы, рассказал Гущин. С начала работы комитета поставлено на государственную охрану и включено в реестр 12 объектов, еще 90  включено в список вновь выявленных (из них 12 памятников — ранее неизвестные объекты археологического наследия). С момента запуска при комитете был образован общественный совет под руководством вице-президента ИКОМОС Рафаэля Валеева, на стадии формирования — научно-методический совет, который станет площадкой для выработки экспертного мнения в области реставрации.

«По вашему поручению мы провели инвентаризацию, в ходе которой были выявлены проблемные вопросы. Требуется проведение кадастровых работ с целью внесения сведений о границах территорий 566 объектов в ЕГРН», — обратился глава комитета к президенту РТ (отдельно отметив, что на данные работы уже выделено финансирование). Среди других вопросов, стоящих на повестке дня, Гущин обозначил разработку зон охраны по 374 объектам, установку информационных надписей и обозначений на 414 объектах, находящихся в муниципальной и частной собственности.

К немалому удивлению собравшихся, свой отчет об итогах работы комитета Иван Гущин начал на татарском языке К немалому удивлению собравшихся, свой отчет об итогах работы комитета Иван Гущин начал на татарском языке

«СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ, ОНИ ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ»: В КГАСУ ПОЯВИТСЯ ЦЕНТР ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Гущин добавил, что комитет уже приступил к восстановлению отдельных памятников. В январе начались реставрационные работы мечети в селе Большая Елга, в ближайшее время подрядная организация приступит к реставрации церкви в деревне Архангельские Кляри Камско-Устьинского района. Он отметил, что в работе принимает участие приглашенный эксперт из Вологодской области — архитектор и реставратор высшей категории, гендиректор ООО «РЦАПО» Александр Попов. ООО «Подарки», выкупившее здание фабрично-торгового товарищества «Братья Крестовниковы» за 2 млн рублей, уже получило разрешение на проведение противоаварийных работ и научно-исследовательских изысканий. Минкульт РТ успел отобрать у прежнего собственника руины дома Щетинкина на улице Баумана, и теперь совместно с минземом ведется подготовка для проведения публичных торгов по продаже объекта.

Одной из главных задач на 2019 год Гущин назвал продолжение реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия. В работе находится здание Алафузовского театра, памятник-храм павшим при взятии Казани воинам, усадьба Сандецкого и многие другие. Также в этом году комитет планирует принять участие в федеральной программе развития культуры и туризма: республикой подано 33 заявки на финансирование работ в Азимовской мечети и Петропавловском соборе, восстановление объектов деревянного зодчества, дома Муллина в Старо-Татарской слободе, мечети в селе Айбаш Высокогорского района. «Мы надеемся на поддержку минкульта РФ в этом вопросе», — отметил Гущин.

Отдельно глава комитета остановился на ранее поставленной Миннихановым задаче по сохранению памятников деревянного зодчества. Он сообщил, что в ближайшее время на базе КГАСУ планируется создание научно-исследовательского центра по изучению деревянного народного зодчества. «Мы признаем, что пока это только начальная стадия. Вопрос требует достаточной проработки, и создание подобного центра будет хорошим подспорьем в этом», — заметил Гущин. На стадии обсуждения, по его словам, и создание образовательного центра деревянного зодчества на базе Казанского строительного колледжа. «Важно, что мы подключаем к этой теме молодое поколение. Студенты  не по книжкам, а на реальной практике смогут получить бесценный опыт восстановления деревянных памятников», — резюмировал он.

«На 100 процентов согласен  с руководителем комитета в том, что надо нам создать центр компетенций по деревянному зодчеству. Это должен быть целый кластер, — отреагировал на инициативу Минниханов. — Потому что сегодня, когда мы какие-то реставрационные работы ведем, специалистов нет, и они очень дорогие. Если бы мы имели возможность готовить профессионально таких людей — и конкуренция была бы, и стоимость работ соответственно», — заметил он. Работу необходимо выстроить системно, акцентировал внимание президент. Это и подготовка кадров, и создание структур, которые будут проводить реставрационные работы… В поисках поддержки президент хотел было обратиться к министру строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреку Файзуллину, но его представлял зам: вместе с премьером Алексеем Песошиным министр оказался на совещании в Альметьевске.

«Мы даже не представляем, какое достояние и какое богатство у нас есть. У нас вон, пожалуйста, немножко покопали… Минтимер Шарипович, сколько процентов археологического наследия у нас исследовано в Булгаре? Процентов пять, наверно?» «Мы даже не представляем, какое достояние и какое богатство у нас есть. У нас вон, пожалуйста, немножко покопали… Минтимер Шарипович, сколько процентов археологического наследия у нас исследовано в Болгаре? Процентов 5, наверно?»

«В КАЖДОМ РАЙОНЕ ЕСТЬ ТОЧКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ»

Особое внимание глава комитета предложил уделить территориям РТ, обладающим статусом исторического поселения. Последний накладывает на органы местного самоуправления и собственников зданий множество ограничений, в то время как при правильном подходе историческое поселение может быть точкой притяжения для инвесторов, заверил он.  «Законодатель предлагает достаточно выгодные условия аренды домов, но основным инвестиционным барьером является  отсутствие конкретных границ территорий, требований к режимам использования территорий, предметам охраны поселений», — посетовал Гущин. Все это, по его словам, не позволяет инвестору просчитать доходы и возможные риски. «Поэтому мы находимся сейчас в тесном взаимодействии с учеными и работаем в данном направлении», — поделился он.

«Вы должны изменить форму своей работы. Вы должны сами — не ждать, когда к вам придут, и как бюрократы ругаться, а находить людей, которые заинтересованы, находить им какие-то интересы, чтобы их затраты как-то компенсировать… Только таким путем. Ведь по большому счету, как собака на сене, мы уже потеряли большое количество объектов», — не сдержал досады президент.

Подводя итоги, Гущин добавил, что в Татарстане сегодня насчитывается 2,9 тыс. объектов археологического наследия. За последние несколько лет накопилось несколько тысяч соответствующих документов, большая часть из которых находится на бумажных носителях. Все имеющиеся наработки необходимо перевести в электронную базу данных, поделился он, отметив, что по этому поводу уже ведется взаимодействие с министерством связи.

В Татарстане сегодня насчитывается 2,9 тыс. объектов археологического наследия В Татарстане сегодня насчитывается 2,9 тыс. объектов археологического наследия

Госсоветник РТ Шаймиев обратил внимание на задачи местных властей. Не зря, по его словам, в президиуме оказался председатель совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин. «Почему Экзам Саматович в президиуме? Это неспроста! Органы местного самоуправления, на чьих территориях находятся эти объекты (памятники истории и архитектурыприм. ред.) — давайте конкретизировать проекты», — обратился он к главам муниципалитетов. Этот посыл поддержал и Минниханов, отметивший, что комитет вместе с муниципалитетами должен провести инвентаризацию существующих на их территории объектов культурного наследия. А они, уверенно заметил президент, есть везде — и в Сабинском, и в Атнинском районе, и в Чистополе…

«В каждом районе есть некие точки, которые могут быть привлекательными. Чтобы мы все это зафиксировали, и шаг за шагом… Не просто „президент выступил, дайте нам денег“… Не такие уж там большие вложения, но это будет привлекательность ваших территорий, это будет ваше лицо, — напутствовал президент РТ.  — На самом деле мы даже не представляем, какое достояние и какое богатство у нас есть. Вот мы даже археологические раскопки прошли… Страны, территории ищут какие-то особенности, что-то показать. У нас вон, пожалуйста, немножко покопали… Минтимер Шарипович, сколько процентов археологического наследия у нас исследовано в Болгаре? Процентов 5, наверно? — консультировался он с госсоветником под одобрительный гул в зале. — Поэтому я считаю, что наше решение по созданию комитета очень правильное, сегодня мы уже чувствуем, что начинаем работать системно», — подвел итог глава республики.

Обращаясь к представителю  минкульта Рыбало, Гущин поблагодарил его за участие в документальном и методическом сопровождении работ, проводимых Казанском кремле. Сегодня реставрации здесь подлежат присутственные места,  Спасская башня и здание бывшей гауптвахты. «Это наша история, наше достояние. Нам необходимо в рамках завершения реставрационных работ в Кремле продумать ее содержательную часть, чтобы она была очень эффективная и правильная, интересная», — добавил президент РТ.

Коллегия завершилась на торжественной ноте — Минниханов и президент национального комитета международного совета по охране памятников Александр Кудрявцев подписали соглашение о сотрудничестве. А глава союза московских архитекторов Николай Шумаков анонсировал проведение второго  всероссийского фестиваля с международным участием «Архитектурное наследие». Он запланирован в Казани на конец мая — начало июня 2019 года.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.01.2019 10:12

Почему любое дело становится пустышкой? Зато обрастает мнимо-важными общественными советами.. Научно-методическими советами... Опять в них осядут все те же лица и опять пшик на выходе..

  • Анонимно
    15.01.2019 09:14

    Гущин молодец - выруливает как- то, очень непростой сектор ведь.

    • Анонимно
      15.01.2019 09:36

      Это не сектор, это мнимое развитие.

      • Анонимно
        15.01.2019 10:36

        Да, уж! ВСМ vs ветхих, заброшенных строений.

      • Анонимно
        15.01.2019 11:45

        В чем мнимое развитие? Отреставрировали здание очень хорошо. Лучше иметь такие строения в городе, чем ветхие строения, куда никакой бизнес не заманишь.

        • Анонимно
          15.01.2019 13:06

          Какая заполняемость этого паласа за новогодние праздники? Построят еще 100 номеров рядом, кто в них будет останавливаться? Нужно развивать туризм, но недостаточно построить отели, нужно еще что то предложить туристам, кроме чак-чака и экскурсий по Кремлю.

    • Анонимно
      15.01.2019 10:12

      Почему любое дело становится пустышкой? Зато обрастает мнимо-важными общественными советами.. Научно-методическими советами... Опять в них осядут все те же лица и опять пшик на выходе..

      • Анонимно
        15.01.2019 11:47

        Эти советы - добровольное дело. Люди, сидящие там, заработную плату не получают. А потому успокойтесь. В ваш карман как налогоплательщика никто не лезет

    • Анонимно
      15.01.2019 12:05

      Вопрос к тем кто уничтожил деревянное зодчество не задается? К тем кто реально давал указания сносить все и вся..

    • Анонимно
      15.01.2019 17:04

      Какой молодец, вы о чем??? Такую бюрократию этот парень развел в комитете, три раза документы подавали туда, как на работу ходим, и одни отписки и отказы. Никто ни за что не отвечает и не знает как правильно оформлять документы. Очень непростой и если не справляешься поменяй сектор, все просто.

    • Анонимно
      15.01.2019 22:26

      Как выруливает?
      Факты где?
      Реставрация многогранна и многопрофильна.
      А он взял самый простой и жирный кусок.
      Тем более, что с этим никогда не работал раньше. Не зная броду...
      Уже дров наломал, будь здоров

  • Анонимно
    15.01.2019 09:33

    Где Фишман?
    Роща Фрунзе в очень плохом состоянии.

    • Анонимно
      15.01.2019 10:31

      Она дала часовое интервью блогеру Варламову. Посмотрите, очень интересно. Там есть ответ.

    • Анонимно
      15.01.2019 12:28

      отдыхает на исторической родине

      • Анонимно
        15.01.2019 15:13

        В столице она. Замуж собирается выйти за известного кинорежиссёра. Врядли а Казань вернётся

        • Анонимно
          15.01.2019 23:15

          Комментаторы БО как всегда всех в Москву отправляют

          • Анонимно
            16.01.2019 07:07

            Она правда в Москве. Выходит замуж за Тимура Бекмамбетова.

  • Анонимно
    15.01.2019 09:34

    понаписали регламентов и потеряли инвесторов - теперь искать и искать... игры закончились - как остановить разрушение наследия?

    • Анонимно
      15.01.2019 09:51

      Наследие чего/какого? Индоевропейского? Индоиранского? Волжско-Булгарского?

    • Анонимно
      15.01.2019 09:58

      Опять все на Иване/Иоане Грозном замкнется. Карусель...

      • Анонимно
        15.01.2019 14:26

        Нет,не на Иване.А на Налоге на Республику Татарстан.85% Налогов забирает Москва.

    • Анонимно
      15.01.2019 10:27

      Все дело в наследниках: кипчаков, булгар, монгол, татар, новотатар. Никогда не договорятся.

  • Анонимно
    15.01.2019 11:10

    Ну вот они там и будут собиратся от случая к случаю, а жить там в отеле? Для чего жить в месте с такой энергетикой если в городе куча многозвездочных отелей порожняком простаивают, марриот под кремлем вон обанкротился даже.

  • Анонимно
    15.01.2019 17:29

    Посмотрите на вторую фотографию. Как вам на ней виден отель? Вид его закрыла новая постройка. Если еще будут рядом строить,  Шамовскую вообще видно не будет

  • Анонимно
    15.01.2019 19:01

    Для крупных городов коНечно Данное мероприятие имеет значение для их будущего развития , но Уважаемый Рустам Нургалеевич нам жителям сел Мензелинского района этого не видать да и не надо нам наши фермы и скот сохранить бы , за 5 в нашем районе закрылись в Четырех деревнях молочно товарные фермы а именно в Николаевке , Кадряково, Глюково , Байларах и того руководство района допустило уменьшения дойного стада на 1500 голов а в месте с маладником и бычками 4500 голов на очереди уже и другие хозяйства намечены на ликвидацию а как нам простым сельским житятелям жить ведь кроме как работать от зари до зари на своих фермах и полях мы не чего не умеем просим Вас обратить на наш район внимание не Верте припискам и словам чиновников просто Вас вводят в заблуждение а реальная обстановка в районе критична для сельских жителей более 500 человек осталось без работы из за всего произошедшего

  • Анонимно
    15.01.2019 21:34

    Салахов с Гимадиевым лишили Мензелинский район не только настоящего но и будущего в сельском хозяйстве и это ФАКТ

  • Анонимно
    15.01.2019 22:22

    Читаю, и не знаю, то ли плакать, то ли смеяться.
    Сплошной фарс. Своих нет спецов? Есть!
    Платить не хотят!
    Имидж всё, а остальное распилим.
    Что Гущин? Ему скажут, он и сделает. Он же ноль в реставрации. Здесь надо помощников из спецов ему, а не чинуш. А он их и не ищет. Всё куда то, и откуда то...
    Профанация весь этот комитет.

  • Анонимно
    15.01.2019 23:17

    Собака на сене...вот это президент в точку сказал! Браво! В силу того что в комитете нет профессионалов они не могут и да сказать и нет обоснованно. С лета ходим к ним и просим объяснить какие работы они считают необходимыми для сохранения, уже своими силами остановили разрушение, коммуникации поменяли, а они важные такие сидят и посылают из кабинета в кабинет. Зато отчитываются по полной какие они молодцы, вы хоть одного собственника пригласите ради интереса на такую коллегию, чтобы понять реальную работу комитета. За бюджетные деньги реставрируют что то, а с бизнесом работать или не умеют или не хотят

  • Анонимно
    16.01.2019 16:43

    Госсоветнику лучше наверно больше благотворительностью заняться, а не палас отелями, денег море 80 процентов прибыли Республики идет в Таиф, роддома, больницы в районах закрыли, в школы садики очереди, детям на операции по телефону собираем.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль